Конструктивная критика — Психологос
Конструктивная критика — критика, в которой говорится не что плохо, а что и как сделать лучше. Например, «Отлично! А вот это, мне кажется, можно сделать так, будет надежнее!» — или: «Да, спасибо, это было красиво и эффективно. Кажется, будет еще лучше, если вот на будущее ты обратишь внимание на это и то. Что думаешь?» или «Это было замечательно, а вот это, на мой взгляд, можно сделать лучше. Мне это видится, например, так…»
То есть: «Что хорошо, что изменить или добавить, чтобы получить требуемый результат».
Если вы не знаете, что подсказать и как помочь человеку, которого вы собираетесь критиковать — не делайте этого.
Как-то моя маленькая дочка подралась с другой девочкой на улице, когда та не отдавала ей ее игрушки. Ну, всяко бывает! Но я, как папа, конечно же начал строго говорить Маше справедливые вещи: «Маша, это плохо. Нельзя драться! Нельзя давать сдачи, это неправильно!» Далее я помню то, что меня впечатлило надолго. Маша поднимает свои ангельские глазки и спрашивает, прямо глядя на меня: «Я поняла, сдачу давать нельзя, это неправильно. А как правильно?» — Тут я понял, что у меня трудный день, потому что высшего психологического образования и диссертации по воспитанию молодежи мне не хватает для того, чтобы дать простой и ясный ответ на этот вопрос.
А действительно, как поступать маленькой девочке, когда другая маленькая девочка грубо отнимает у нее ее игрушку, на слова не реагирует, а когда она стукает ее слабо, в ответ стукает ее сильно?
Тогда я сказал себе: «Может быть, мне сильно не нравится чье-то поведение. Но если мне нечего человеку предложить, как простое решение, я не имею права его критиковать!» Нет конструктива — критика запрещена.
С тех пор в нашей семье это имеет силу закона. Если кто-то что-то делает плохо, ругаться, кричать или обижаться нельзя: можно попросить или предложить то, что тебя устроит больше.
Когда вы привыкнете, для вас это также станет очень простым. Смотрите, «Почему ты не сходил в магазин, я же тебя просила?» — это неправильно, тут содержится упрек, человек в ответ начнет бухтеть (вслух или про себя) Проще и правильнее попросить внятным образом еще раз: «Пожалуйста, сходи в магазин, мне нужно приготовить обед». Аналогично, вместо «Что ты на меня кричишь?» удачнее сказать так: «Пожалуйста, давай это обсудим в другом, более спокойном тоне».
Кстати, конструктив может предложить и другая сторона, если сама знает, чем и как другой человек может ей помочь. Например,
— Меня злит, когда я тебя прошу, а ты не обращаешь на это внимания!
— Прости, пожалуйста. Но ты на меня не ругайся, а другой раз просто напомни еще раз. Мне всегда приятно, когда ты ко мне лишний раз подойдешь. Я же действительно просто отвлекаюсь и забываю. Да? Поможешь мне?
Понятно, что и это не решает всех вопросов, но договариваться мы с тех пор стали быстрее и чаще.
что это такое, правила, шаги в алгоритме, тезисы
Каждый человек по-разному себя ведет, когда его критикуют, одни спокойно выслушивают, прислушиваются к замечаниям и стараются стать лучше, другие, наоборот, проявляют агрессию в сторону критикующего, обижаются, опускают руки и замыкаются в себе. В этой статье я расскажу про конструктивную и деструктивную критику, объясню, что это такое, и приведу несколько примеров. В жизни нас часто критикуют, в детстве – родители, в школе – учителя, в университете – преподаватели, на работе – начальник. Нередко даже самый незначительный упрек вызывает в нас злость, обиду или грусть.
Конструктивная критика: что она значит
Это высказывание своего личного мнения с целью помочь человеку. Собеседник оценивает вашу работу или действие и делает четкие замечания, которые направлены на усовершенствование вашей деятельности. Такое обсуждение может быть объективным, то есть представлять собой анализ или форму полезных рекомендаций или советов.
Главные признаки конструктивных замечаний.
- Объективность. Когда личность высказывает свое мнение, она не претендует на истинность, а подчеркивает то, что это только ее личная позиция.
- Точность. Критик уделяет внимание конкретным элементам работы, которые кажутся ему непонятными или сомнительными.
- Аргументированность. Личность, которая критикует, объясняет свою точку зрения и приводит при этом аргументы.
- Осведомленность. Критикующий должен хорошо разбираться в теме обсуждения. Он может иметь профессиональное образование или опыт.
- Уважительность. Человек, высказывающий замечание, не должен переходить на личности и навязывать свою точку зрения. Необходимо уважительно относиться к оппоненту.
- Искренность. Критик указывает не только на минусы, но и на достоинства вашей деятельности.
Такой вид обсуждения позволяет увидеть нам свои слабые стороны, чтобы оперативно их исправить и достичь идеального состояния работы.
Деструктивная критика
Это указание на недостатки оппонента с корыстной целью. Такой критикующий не обладает желанием помочь, он делает это, чтобы обидеть человека.
Основные причины таких необоснованных упреков.
- Манипуляция. Манипулятивное воздействие на личность направлено на то, чтобы склонить ее к выгодным для критика действиям.
- Завистливость. Даже если эта безупречная работа, завистливые люди все равно найдут недостатки и укажут на них, даже если это неправда.
- Нестандартность. Если какой-либо оппонент делает все не так, как другие – найдется большое количество желающих необоснованно раскритиковать его.
- Необъективность. Критикующий полностью уверен в правдивости своих мыслей и не дает возможности их опровергнуть.
Основные различия этих двух разновидностей
Конструктивные суждения способствуют саморазвитию, а деструктивные – разрушают стремления и наносят душевные раны. Главная черта обоснованной критики – предоставление ценных советов для исправления ошибок и улучшения деятельности.
Негативные упреки строятся на оскорблениях, агрессии, такие оценщики не несут ответственность за свои слова, которые ранят и снижают самооценку. Если вы столкнулись с таким индивидом, постарайтесь избежать общения с ним, так вы сохраните свое спокойствие, и ваша уверенность не пострадает.
Действия, которые не относятся к объективному суждению:
- Запугивание. Не допускается: «Если ты не уберешься в комнате, то останешься голодным». Разрешается: «Приберись дома, а я пока приготовлю ужин».
- Оскорбления. Нельзя: «Ты выглядишь очень плохо, опять не помыла голову?» Вообще не следует оценивать внешние данные.
- Субъективность. Не критикуйте подругу за ее вкус, мечты и цели.
Почему мы так болезненно относимся к критикованию
Множество проведенных исследований пришли к выводу, что похвала положительно влияет на результат, а вот разного рода замечания – негативно. На упреки мы реагирует острее и запоминаем их быстрее, чем комплименты. Одна из причин такого явления – эволюция. В эволюционный период мы научились оперативно давать реакцию на негативные раздражители. В дикой среде такие сигналы предвещают о смертельной опасности, поэтому необходимо резко откликаться на них, чтобы выжить. Сейчас все изменилось, но на неприятности мы реагируем также – эмоционально и сильно.
Психолог Дарья Милай
Следующая причина, почему нас переполняют эмоции, когда нас кто-то критикует, – новый опыт. Мы отрицательно относимся к непривычным для нас раздражителям.
Польза объективных замечаний
Разумное оценивание – это важнейший инструмент, с помощью которого мы становимся лучше, также он позволяет нам работать на своих ошибках. В профессиональной деятельности должны преобладать конструктивные замечания, они важны для отношений с партнерами, коллегами, а также с друзьями и родственниками. Без способности говорить о том, что вам не нравится, вы не построите ни крепкую семейную, ни дружескую, ни коллективную связь.
Если мы спокойно относимся к суждениям, это помогает нам быть смелее принимать разумные решения, а также дает понять, что для всех ни мы, ни наша работа никогда не будут идеальными, всегда найдутся моменты, которые стоит исправить, пусть даже незначительные. Замечания со стороны определяют наши слабые места и дают возможность исправить свою работу, чтобы она стала еще лучше. Важно услышать оценку и определить недостатки, которые можно поправить, чем принять ложный вывод о том, что все идеально.
Такой тезис, как конструктивная критика – это один из важных инструментов формирования общества и развития человеческих отношений. Когда нас подвергают обсуждению, значит, мы что-то из себя представляем.
Когда уместно критикование
Высказывать свое мнение по поводу работы или действий человека стоит, если вы желаете помочь ему, а не оскорбить или обидеть. Если личность размещает в сеть результат своей деятельности или представляет ее перед коллегами, ей следует заранее подготовиться к замечаниям, внимательно их выслушать и поблагодарить за оказанную помощь. Критикующему при оценивании какого-либо предмета или деятельности необходимо определить, является ли он целевой аудиторией, имеет ли он право оценивать эту работу, так как есть вероятность, что выявленные им недостатки вовсе будут незначительными и ни на что не повлияют.
Очная консультация
Каковы особенности и преимущества очной консультации?
Консультация по скайпу
Каковы особенности и преимущества консультаций по скайпу?
Критиковать допускается тем людям, которые впоследствии станут взаимодействовать с оппонентом и иметь дело с его недоработанными ошибками.
Главная черта всех суждений – уместность мнения и понимание того, что оно принесет критикуемому пользу, а не обидит его. Такого поведения следует придерживаться, комментируя внешность личности. Глупо предполагать, что она сразу же запишется к стилисту, только потому, что про это ей сказали. Критика должна быть там, где без нее может случиться полный провал.
Что делает суждение конструктивным
В первую очередь, это уважительный и верно подмеченный комментарий о работе оппонента или его действия. Такой отзыв не подразумевает скрытого смысла и дальнейшего перехода на личности, всплеска негатива для самоутверждения за счет другого индивида, также это высказывание не должно его обидеть и задеть самооценку. Все перечисленные составляющие не относятся к конструктивной критике.
При оценивании уделяется внимание не осуждению, демонстрированию своего превосходства и высмеиванию, а реальной помощи, которая впоследствии позволит человеку достичь совершенства.
Критиковать надо там, где это действие является уместным Если вы уверены, что собеседник адекватно отреагирует на ваши замечания, действуйте, но если вы заметили какой-либо барьер и почувствовали агрессию, направленную в вашу сторону – остановитесь, так как оппонент не поддержит с вами разговора.
Прежде чем высказывать свою точку зрения и указывать на недочеты, начните свой диалог с похвалы, опишите все преимущества работы, которые вас зацепили, задавайте открытые вопросы, дискутируйте. Также тщательно продумывайте свои аргументы, говорите четко и по теме, уважайте своего коллегу.
На какие замечание не следует обращать внимания
Мы часто высказываем свое мнение, делаем это непроизвольно, не стремимся к тому, чтобы наша точка зрения была объективной. Порой мы вообще не желаем кому-то помочь, просто повествуем о своих мыслях, вкусах, опыте или увлечениях, также мы можем выплеснуть на коллегу шквал негативных эмоций.
В настоящее время мы сильно подвластны критике, мы сталкиваемся с ней повсюду.
- Интернет. В социальных сетях люди оставляют друг другу комментарий, одни носят позитивный характер, другие – агрессивный. Не стоит воспринимать их всерьез.
- Политика. На экранах наших телевизоров часто транслируются дебаты политических деятелей, которые несмотря на свой статус, впоследствии переходят на крик, а иногда и на личности.
- Наука. Сообщество ученых может разделиться из-за различных мнений на один конкретный вопрос.
Не обращайте внимание на суждения, которые направлены, чтобы вас задеть или обидеть. Они неправдивы и необоснованны. В любой группе людей вы найдете своего единомышленника, который поддержит вас и даст ценные советы и рекомендации.
С чего стоит начать, если вы хотите конструктивно покритиковать оппонента
Прежде чем строить диалог, досчитайте до 10 и определите свои мотивы, если они направлены на пользу и помощь – высказывайте свою точку зрения и обязательно обосновывайте ее аргументами, если же они возникли ради вашего самоутверждения – то лучше промолчать.
Ваши замечания не должны выглядеть, как обвинение – вы не в суде, и ваш коллега – не обвиняемый. Рассуждайте, говорите о недостатках, но делайте это с уважением и дружелюбием. Существует «правило бутерброда», которое гласит – при обсуждении похвалите своего собеседника, затем укажите на недочеты, а после опять скажите несколько комплиментов.
Правила конструктивной критики
Для того чтобы ваши суждения выглядели объективными, необходимо придерживаться следующих рекомендаций.
- Тщательно подготовьтесь к разговору, продумайте все его детали наперед.
- Подберите подходящий момент. Вам необходимо создать все условия для комфортного общения, должна быть спокойная обстановка, чтобы никакие внешние раздражители вам не мешали, а также не присутствовали лишние люди.
- Определите, хочет ли собеседник с вами контактировать. Не навязывайтесь, спросите его, чем он занимается, есть ли у него свободная минутка, вдруг он сильно занят.
- Похвалите его в начале разговора. И оппонент не так болезненно воспримет замечания.
- Говорите искренне от сердца, будьте мягким. Например: «Мне неприятно, что ты вчера ушел, не попрощавшись, я волновался, не делай так больше».
- Если вас переполняют радостные или негативные эмоции, постарайтесь их сдержать. Высказывать суждения лучше ровным и спокойным голосом.
- Никогда не критикуйте человека. Вы должны оценивать не его, а его труд, действия.
- Мотивируйте, расскажите ему про свои ошибки, неудачный опыт в каком-либо деле.
- Больше конкретизируйте, четко формулируйте свои мысли: «Я хочу, чтобы ты прекратил плохо себя вести на уроке, это нарушение правил, ты мешаешь проводить занятия».
- Подготовьте себя, ведь собеседник может вспылить, возражать или агрессивно себя вести. В такой ситуации вам необходимо сохранить спокойствие, уйти от разговора, а затем продолжить, когда успокоится оппонент.
- Если общение удалось, закончите его на позитивной ноте. Скажите: «Вы проделали такой долгий путь, чтобы добиться своей цели, это нелегко, вам не стоит опускать руки, вы же такой умный и способный человек».
Вы должны понимать, что перед вами живая личность, у которой есть свои достоинства и недостатки, ваши необдуманные слова могут ее ранить и обидеть, поэтому, если вы ей желаете добра, старайтесь объективно излагать свою точку зрения.
Алгоритм конструктивной критики: основные шаги
Я перечислю пошаговую инструкцию, что следует сделать, чтобы ваше мнение адекватно воспринималось другой стороной. Если это диалог начальника и подчиненного, руководитель должен придерживаться следующего алгоритма.
- Сформулируйте конкретную задачу, которую вы поставили перед собеседником.
- Далее, обоснованно и подробно объясните ему, в чем он неправ и что сделал неверно.
- Скажите ему, что вы на его стороне, всячески дайте ему это понять.
- Поддержите коллегу, успокойте его, скажите несколько комплиментов и отправьте исправлять недочеты.
Необходимо с пониманием относится к своим подчиненным, ведь чем больше мотивация, тем выше продуктивность. Из-за криков и оскорблений ни один работник не станет работать усерднее и внимательнее.
Задайте вопрос
Как следует реагировать на замечания
Для начала осознайте, что они помогают развиваться, если мы будем к ним прислушиваться, спокойно выслушивать советы и извлекать из этого что-то полезное для себя.
Не стоит любое высказывание воспринимать в штыки, если работа над проектом заняла у вас большое количество времени и вы приложили массу усилий – это не значит, что результат вашего усиленного труда идеален. Отреагируйте на критикующие комментарии с достоинством, согласием и спокойствием.
Также не следует оправдываться перед критиками, лучше молча прислушивайтесь к советам и рекомендациям, при необходимости ответьте на вопросы, а затем поблагодарив всех участников диалога, удалитесь из помещения.
Советы для родителей
Я перечислю несколько рекомендаций, которые помогут научить ребенка правильному реагированию на объективные и необъективные суждения посторонних лиц.
- Донесите до малыша всю важность сохранения спокойствия. Он не должен перечить учителю, слезно оправдываться или агрессивно себя вести.
- Чаще контактируйте с ним, чтобы знать обо всех оскорблениях, которым он подвергается. Откровенничайте друг с другом.
- Научите его постоять за себя и правильно отвечать на деструктивные осуждения.
- Не воспитывайте перфекциониста и не говорите ему, что он в чем-то виноват. Приведите свой жизненный опыт, когда вы допустили массу ошибок, он должен понимать, что каждому человеку, существующему в этом мире, приходилось ошибаться.
Адекватное восприятие всех комментариев и оценок критикующих – залог стабильного карьерного роста и духовного. Без самосовершенствования вы не сможете вести трудовую и семейную жизнь.
Заключение
Если вы боитесь предстать перед группой людей, которая будет оценивать вашу деятельность, запишитесь ко мне на консультацию, я помогу вам:
- побороть эниссофобию;
- подавлять в себе агрессию, которая возникает в ходе обсуждения;
- повысить уверенность в себе;
- избавиться от скованности;
- адекватно реагировать на конструктивную критику.
В сложных жизненные ситуациях, возникает ощущение безысходности и отчаяния. Самым действенным способом является личная консультация.
Часовая встреча по вашему уникальному запросу в Москве.
Записаться на консультацию
Интенсивный ритм жизни?
Получите он-лайн консультацию из любого уголка мира.
Skype, Viber.
Записаться на консультацию
10 основных правил конструктивной критики — Wonderzine
Мы уже рассказывали, почему так важно критиковать аргументированно и корректно (потому что иначе коммуникация на всех уровнях и проектах превратится в ад, мрак и копоть). Сегодня разбираем практическую сторону вопроса, а именно рассказываем, какими правилами стоит руководствоваться в общении с коллегами, друзьями, партнёрами и незнакомыми людьми в интернете.
Помните, зачем вы критикуете
правильно:
Смотри, мне кажется, я знаю,
как сделать ещё лучше
Критика нужна для того, чтобы устранить проблему, которая мешает вам или другим людям, или помочь человеку стать в чём-то лучше. Например, научиться варить классный кофе. То есть не для того, чтобы продемонстрировать всем, какой классный кофе вы умеете варить и насколько другие не умеют его варить и почему они не имеют права этим заниматься. Или напомнить, как тяжело вам было научиться варить кофе, но вы всё равно справились. В общем, не для самоутверждения или выпуска пара, а чтобы поменять ситуацию к лучшему. Поэтому перед тем, как приступить к критике, важно сформулировать для себя цели конкретного разговора и убедиться, что вы поняли намерения и методы критикуемого, — потому что иначе не получится составить объективное мнение о его работе и критика будет бесполезной, а то и вредной.
Используйте
«принцип гамбургера»
правильно:
Интересный текст! Не хватает ссылок, добавишь? И спасибо, что так быстро
Критика должна быть нейтральной или положительно заряженной. Саркастичный или ироничный тон, в который часто облекают замечания, контрпродуктивен — потому что он нужен для самоутверждения говорящего, а не решения проблемы. Часто конструктивные замечания перемежают с насмешливыми комментариями, и при таком подходе для критикуемого весь отзыв целиком может обесцениться, потому что его чувства задеты. Так что, если вас высмеивают, прикрываясь благими намерениями, с конструктивной критикой такая коммуникация имеет мало общего.
Для продуктивного диалога проще всего использовать так называемый сэндвичный подход или принцип гамбургера. Суть его в том, что любой критический отзыв строится по простой схеме: похвала, критика, похвала. Для российской культуры, в которой всё время боятся перехвалить (ребёнка, студента, работника), он может показаться приторным или даже лицемерным, но он действительно помогает избежать фрустрации, которая возникает при постоянной критике. Говорить человеку время от времени, что вы в него верите, тоже полезно — это подбадривает и помогает работать лучше. Тут стоит отметить, что похвалу стоит кастомизировать: повторённое в десятый раз «всё класс, но…» может звучать фальшиво, так что потрудитесь отметить действительные достоинства конкретной работы — так адресат поймёт, что вы на самом деле их увидели и оценили.
Разбирайте одну
проблему за раз
неправильно:
Опять ты посуду
грязной оставила
Очень частая ошибка и в рабочих, и в личных отношениях — накапливать претензии. Чаще всего это происходит из-за того, что одна сторона не хочет высказывать правки или предложения по мере их поступления, но в конце концов не выдерживает их наплыва и выдаёт все сразу — ещё и с естественными для такого ситуации негативными эмоциями. Нужно запомнить, что терпеть, полагаясь на понимание другого человека, вредно — потому что, пока ему не дать фидбэк, он и не поймёт, что что-то не так, и будет действовать по-прежнему.
Правило же решения одной проблемы за раз позволяет не только обнулить возможное напряжение (конструктивный диалог подбадривает обе стороны), но и двигаться дальше с максимальной скоростью и комфортом. Ну, и то, что больше пригодится в личных отношениях: не вспоминайте прошлые ошибки, как исправленные, так и не исправленные. Это переносит разговор с рационального уровня на эмоциональный, вызывает чувство безысходности (изменить прошлое-то уже нельзя) и просто злит.
Будьте конкретны и не переходите на личности
неправильно:
Зачем тебе вообще этот конкурс,
это же смехотворно
Каждый может оставить отзыв формата «пост ниочём» или зацепиться за одну ошибку и на основании этого обесценить работу целиком. Помните, что такая реакция совсем не требует усилий, бесполезна и лишь показывает, что «критик» хочет высказаться и быть замеченным даже ценой унижения другого человека. Конструктивной критикой являешься лишь конкретизированный отзыв по одному или нескольким аспектам работы, показывающий, что именно не так и почему. Да, составить его сложнее, чем бросить пустое «лол, что за говно», но вспомните, зачем вообще нужна критика.
Отзывы вроде «хотелось бы узнать ваше личное мнение по этому вопросу» дают понять, что именно вы считаете возможным для усовершенствования и позволяют уважительно уведомить об этом. Кроме того, никогда не следует из-за одной ошибки (которая может быть и не искажением фактов, а просто мнением, не совпадающим с вашим) обвинять человека в непрофессионализме. И даже то, что перед вами очевидная ошибка или другие бесспорные недочёты, не повод ставить под сомнение сразу всю работу и вовсе не значит, что работник — бездарь и профан.
Вспомните, что никто
не идеален
правильно:
Я тоже не всегда
всё делаю вовремя
Всегда нужно помнить, что сторона, которой вы готовитесь передать критику, не функция или робот, а человек, к чувствам которого хорошо бы относиться уважительно. Да, и работник, и партнёр в тех или иных отношениях должны быть готовы к тому, чтобы адекватно воспринимать критику, но и подаваться она должна так, чтобы не унижать адресата.
Человечность в сочетании с действительно ценными правками и замечаниями даёт замечательный результат: кроме идей, как сделать работу лучше, человек понимает, что к нему относятся не как к механизму, а действительно ценят (вспомните принцип гамбургера). Признание своих ошибок позволит привнести даже в тяжёлый разговор эту самую человечность: так вы покажете, что не считаете себя единственным правым и стоящим в белом пальто и что ошибки — естественная часть рабочего процесса и случаются они со всеми.
Покажите, что вы
понимаете чувства другого
правильно:
Понимаю, что это
было непросто
Это правило хорошо подойдёт для соблюдения принципа гамбургера. Важно помнить, что любое, даже на ваш взгляд несложное задание каждому может даться по-разному. Простой пример: человек, который никогда не составлял деловое письмо, может напортачить или задать кучу вопросов, которые профессионалу могут показаться смешными или наивными. Но это не значит, что новичок не способен справиться с таким заданием априори, — надо просто дать ему время на обучение. Показывая, что вы представляете, из-за чего работник или партнёр мог нервничать в новом или трудном для него деле, вы завоёвываете его доверие и демонстрируете, что ваша цель — не оскорбить или уязвить, а помочь.
Не критикуйте на публике
неправильно:
Чат, смотрите, какую тупую ошибку
сделал М., и не делайте так
Большой страх современного человека — облажаться на публике. Ещё неприятнее, когда перед другими людьми стыдит человек, которому нельзя возразить (например, босс). В таком случае возникает подавленная агрессия, которая мешает воспринимать даже полезные правки. Велик шанс, что работник или партнёр стерпит такой способ критики и не возмутится им в приемлемой форме, но доверие будет подорвано.
Помните, что для качественной работы (в том числе над отношениями) важно поддержать так называемый здоровый эмоциональный климат, так что между скоростью и качеством выбирайте качество. Не надо в общем чате объяснять, кто что сделал не так, если вы разбираете действия конкретного человека и даже хотите, чтобы остальные не повторяли его ошибок. Правильнее будет поговорить отдельно с человеком, всё прояснить и снова поставить его на рельсы, а потом максимально отстранённо от данного случая дать общую инструкцию всем работникам. Если такой способ кажется вам слишком нежным, вспомните, что критика нужна только для совершенствования процесса, а хорошие отношения позволяют делать это быстрее.
Не требуйте
немедленной реакции
правильно:
Я не настаиваю.
Давай обсудим ещё раз завтра?
Наш организм эволюционно ненавидит всякие перемены, потому что они могут представлять опасность (инстинкт самосохранения, все дела). И даже в таком рациональном деле, как работа и построение отношений, боязнь нового имеет место и мешает становиться быстрее, выше, сильнее. В плане восприятия критики это выражается в том, что любому человеку нужно не столько подробнейшее обсуждение, а время на восприятие новой информации и встраивание её в свою операционную систему. Поэтому злиться на то, что собеседник не с полпинка воспринимает вашу идеально выстроенную «бургерную» критику, бессмысленно и вредно для отношений. А чтобы узнать, сколько времени требуется для такого осознания, не домысливайте, а просто задайте вопрос — простые решения иногда самые лучшие.
Давайте отзыв,
а не инструкцию
неправильно:
Просто ешь меньше
и больше двигайся
Этот совет больше подойдёт для личных отношений. Все мы заботимся о близких, но иногда забота может принимать неуважительные и бесполезные формы. То, что вы просто акцентируете важность какого-либо момента в отношениях, как критика сработает лучше, чем если вы сразу дадите инструкцию по тому, как этот момент исправить.
Во-первых, готовая инструкция может не сработать. Никогда не стоит забывать, что даже самый здравомыслящий человек не может знать и предугадать всё на свете и не владеет ситуацией в той же степени, что и адресат совета, а значит, не может предложить безупречный сценарий продуктивного поведения. Во-вторых, само предъявление готовой инструкции косвенно даёт понять, что вы не уважаете право другого человека на собственный осознанный выбор, а ваш рецепт кажется вам единственно верным. Первый шаг в подобных случаях — выразить своё отношение к ситуации. Это может показаться телячьими нежностями, но если человеку важны вы и ваши чувства, он прислушается к тому, какое влияние на вас оказывают его действия. Так что выразить свои сомнения и аргументы в пользу какой-то стратегии куда полезнее, чем просто безапелляционно настаивать на ней.
Критикуйте то,
что можно исправить
неправильно:
С таким голосом, как у тебя,
только в караоке и ходить
На всякий случай повторим, что критика нужна для того, чтобы решать проблемы и двигаться дальше. Её часто смешивают с потребностью снять напряжение или показать, что отношения не приносят ожидаемого комфорта или результата. В таких случаях критика часто превращается в «переход на личности» и не оставляет шансов для дальнейшего разрешения конфликта. Сравните, например, высказывания «Как ты достал опаздывать» и «Ты обычно пунктуален, но второй день опаздываешь на полчаса. Что-то случилось?». В первом случае посыл ясен, но вызывает у визави только раздражение, в последнем — тоже считывается, но негатива не порождает.
Критика вещей, которые исправить нельзя, тоже не вызывает ничего, кроме обиды или раздражения, в зависимости от того, как человек привык реагировать на неприятности. Важно, что есть вещи, которые исправить объективно невозможно (свой рост, например), есть те, что исправить не может конкретный человек («перестать расстраиваться», если он болен депрессией). Если вы хотите избежать фрустрации и не обострять конфликт, воспринимайте эти черты как данность и постарайтесь изменить не их, а своё отношение к ним.
Иллюстрации: Катя Дорохина
Что такое конструктивная критика и зачем она нужна?
Нас часто спрашивают в жизни, счастливы ли мы? И мы задумаемся над ответом на этот вопрос. А вот спроси любого, обижен ли он? И абсолютное большинство скажет, что обижен. Чаще всего обиду в человеческой душе можно вызвать посредством критики.
Абсолютное большинство сталкивалось с критикой в своей жизни очень часто. В детстве мы слышим критику от родителей, школьных учителей, позже нас критикуют члены семьи и друзья, а также коллеги по работе и руководящие сотрудники. Но неужели без критики нельзя обойтись? Почему она так важна и распространена в жизни человека? И как правильно критиковать человека, чтобы добиться продуктивного труда и активных действий?
Как правило, даже незначительный упрек вызывает в человеке клубок отрицательных эмоций: обиду, печаль, злость. Если упрек заслуженный, его следует принять не как обиду, а как урок. Можно даже поблагодарить своего обидчика – не вслух, а мысленно. Если же упрек не заслуженный, его просто не следует воспринимать всерьез. Прежде чем реагировать на упреки обидчика, следует разобраться, к какому виду критики относятся его слова?
Основные виды критики
- Конструктивная критика – это разумный и уважительный анализ действий человека.
- Деструктивная критика – негативный, часто не подкрепляемый объективными фактами отзыв о человеке.
Конструктивная критика подразумевает сплочение коллектива и совершенствование межличностных отношений. Данный вид анализа человеческих действий не подразумевает снижения самооценки человека и продуктивности его труда.
Критикующий старается преподнести информацию максимально просто и доступно для понимания, анализа и изменения сложившейся ситуации. Основной целью конструктивной критики является сплочение и усиление отношений между людьми, а также повышение уровня компетенций критикуемого человека. Данный вид критики не несет в себе задачи превосходства над критикуемым, его унижения и обиды.
Основные правила конструктивной критики
Если вы решили высказать несколько упреков близкому человеку или коллеге, следует придерживаться основных правил. Дабы не навредить отношениям и способствовать положительным изменениям в жизни человека:
- Уважительный тон. Принимая решение критиковать человека, не забывайте об уважении к каждому как к личности. Важно сохранить ровный тон разговора, и подбирать аргументы с крайней осторожностью.
- Конкретность. Критикуя чьи-то действия или ситуацию следует отмечать не общую плачевность сложившейся ситуации и её безвыходность, а конкретные моменты, подлежащие исправлению.
- Обладание знаниями. Для критики необходимы объективные знания дела, наличие образования или жизненного опыта.
- Положительные моменты. Любая работа не может быть выполнена абсолютно плохо. Всегда найдутся положительные моменты, которые необходимо отметить во время диалога. Следует начать разговор с выделения достоинств выполненной работы. Особенно важным данный момент является для детей. Поскольку взрослый человек, родитель выглядит в глазах маленького ребенка эталоном и примером, необходимо подчеркнуть даже незначительные положительные моменты в выполненном деле.
- Совершенствование результата. Аргументы и комментарии следует выстроить так, чтобы напомнить о цели данной работы и способах ее достижения. Следует предложить поискать способы изменения сложившейся ситуации, проговорить этапы выполнения действия для исправления.
- Критикуем результат, а не самого человека. Это является одним из важнейших принципов конструктивного порицания, ведь критика человеческой личности и его поведения говорят о стремлении задеть человека, а не попытаться ему помочь.
В современном деловом общении подчеркивается важность конструктивной критики, так как она помогает обсуждению и решению насущных проблем. Критика может быть полезна, если человек готов правильно её воспринимать. Если критикующий объективно прав, то необходимо выполнить некоторые условия для исправления ситуации.
Первый этап – это признание критики, второй этап – размышление над способами решения проблемы, третий – исправление ошибки, четвертый – умозаключение, исключающее повторение ошибки в будущем.
Лучшей реакцией на критику будет обещание исправления ситуации. Важное правило конструктивной критики – равенство сторон критикующего и критикуемого, а также достижение совместной цели.
Деструктивная критика – это выражение своих негативных мыслей, отрицательного мнения по поводу ситуации или дела. Деструктивная критика не имеет под собой цели в виде исправления ситуации. Здесь критикующий старается задеть чувства оппонента, вывести его из стабильного состояния.
В большинстве случаев деструктивная критика применяется в случаях личной неприязни и не связана с результатом работы или конкретной ситуацией. Чаще люди прибегают к данному виду критики, преследуя низкие цели. Для деструктивной критики характерны: субъективность фактов, переход на личности, отсутствие стремления к исправлению, желание обидеть и досадить.
Независимо от вида критики любому человеку необходимо научится правильно на нее реагировать, иначе не избежать череды поражений, как в семейной жизни, так и на работе. Необходимо научиться использовать критику себе во благо, делая определенные выводы для самосовершенствования или повышения профессиональных компетенций.
Устраниться от критики не получится, любое столкновение с внешним миром несет для человека способы изменения, также посредством критики. Главное здесь – научиться правильно на нее реагировать, делая выводы для будущей жизни.
Чаще всего критика задевает людей с завышенными требованиями к себе и миру, так называемых перфекционистов. Эта категория людей стремится быть лучшими во всем и всегда, не допуская промаха и ошибки. Как правило, данная категория людей склонна прибегать к деструктивной критике окружающих людей, с целью возвышения своей личности и самоутверждения.
Также подвергаются критике и тяжело ее переносят люди с заниженной самооценкой. Любая критика, будь то конструктивная или деструктивная обидит и расстроит этих людей. Переживая из-за критики, эти люди перестают стремиться к дальнейшему самосовершенствованию.
Если вы столкнулись с ярким проявлением деструктивной критики, и упреки не объективны и скупо аргументированы, в ваших силах не воспринимать его. Следует с достоинством отстаивать право на свободу своей личности неприкосновенность к ней. Необходимо потребовать аргументирования данной критики с точки зрения оценки деятельности, а не вашей личности.
К примеру, вам сказали гадость. Поразмышляйте: зачем обижаться? Есть ли достоверность в сказанных словах? Имеют ли они отношение к вам? Вероятнее всего, это лишь выплеск отрицательных эмоций. Ведь данные эмоции были следствием чувств обиды, зависти или злости.
Если в оскорблении нет ни малейшей правды, то следует сохранять спокойствие и постараться побыстрее забыть о случившемся. Необходимо помнить, что в ваших силах не придавать значения тому, чему не так важно для вашего развития в данный момент.
Конструктивная критика очень ценна. Но необходимо правильно на нее среагировать. Именно она помогает нам расти личностным и профессиональным качествам. Важно запомнить, как нельзя реагировать на все виды критики будь то конструктивная или деструктивная критика. Первое, нельзя все отрицать, проявлять агрессию, или прибегать к игнорированию. Также не будет верным извиняться и оправдываться.
Начиная критиковать, окружающие нас люди, как правило, стремятся выказать недовольство нашими действиями. Чаще всего мы воспринимаем со страхом, так как критика грозит падением нашей независимости в глазах окружающих. Не стоит глубоко уходить в обиду. Само наличие обиды свидетельствует о заниженной самооценке и невозможности саморазвития человека.
Важно научиться самому правильно реагировать на критику и также воспитывать детей. Ребенок, неспособный к адекватной реакции, ожидающий постоянной похвалы будет пребывать в состоянии постоянной обиды на окружающий мир. Также важно научиться определять конструктивную и деструктивную критику, чтобы понимать необходимость эмоционального отклика и дальнейших действий.
Советы для родителей, как научить ребенка правильно реагировать на критику
1. Посоветуйте ребенку сохранять спокойствие, в случаях критики со стороны взрослого человека: учителя, воспитателя. Но, следует объяснить ребенку, что никто не в праве унижать его, портить личные вещи и оскорблять прикрываясь конструктивной критикой.
2. Наладьте доброжелательный контакт с ребенком, чтобы всегда знать о случаях критики со стороны других взрослых. Ребенок должен быть с вами откровенен.
3. Научите ребенка правильно отвечать обидчику, не зависимо от возраста, не оскорбляя в ответ и не опускаясь до грубостей.
4. Не следует вменять ребенку чувство вины или воспитывать перфекциониста, нацеленного на идеальный результат. Объясните, что каждый имеет право ошибиться.
Многие из этих советов вполне подходят и для взрослых людей, так как некоторые не всегда могут правильно среагировать на критику. Помните, что критика – залог вашего духовного и профессионального роста, без которого семейная и трудовая жизнь не возможна. Постарайтесь сформировать устойчивое поведение против деструктивной критики и прибегать к советам по части конструктивных упреков и ваши успехи не заставят себя ждать!
Проблема «конструктивной критики»
Статья обновлена:
Что такое конструктивная критика? | Школа женского изобилия
Эта статья является продолжением статьи «Что такое поддерживающее окружение», которая вызвала большой резонанс и обсуждения. Прежде чем читать данную статью, рекомендую прочитать предыдущую и комментарии к ней, чтобы понимать контекст нашего сегодняшнего обсуждения.
По итогам обсуждений прошлой статьи некоторые читатели высказали тезис: «что и покритиковать нельзя, а если конструктивно? Кто, как не близкий человек скажет нам правду и поможет измениться?».
Давайте разберемся, что же такое конструктивная критика.
Смотрим определения:
«Конструктивная критика — указывающие на недостатки в действиях кого-либо высказывания, основанные на соблюдении этических норм».
Какие нужно соблюдать этические нормы и правила, чтобы критика была конструктивной:
- найти повод для похвалы («метод бутерброда» — похвала в начале и в конце критического замечания),
- критиковать поступки/поведение человека, а не его личностные качества и свойства,
- предлагать собственные решения,
- выслушивать критикуемую сторону (объяснения, дать возможность реабилитироваться),
- сохранять ровный тон общения (не кричать, не язвить),
- признать собственные ошибки в рассматриваемой ситуации, рассказать о своем опыте.
Обращаясь к близкому человеку, желая ему помочь в чем-то, подсказать и научить, вы, казалось бы, могли бы соблюдать эти правила, чтобы ваша критика стала конструктивной. То же самое можно сказать о людях, желающих помочь нам.
Но все не так просто.
Потому что не учтен самый важный критерий конструктивной критики, который приведен повсеместно в описаниях этого приема. А именно: имеете ли вы право критиковать человека? Да — продолжайте, нет — откажитесь от критики (держите свое мнение при себе!).
И это — самый главный вопрос.
Потому что не имея права на критику, даже используя все вышеприведенные методы ее смягчения, вы оказываетесь в роли агрессора и разрушающего окружения для человека (или он для вас, если критикуют вас).
Итак, право на критику.
У меня есть собственные критерии, по которым я проверяю себя — имею ли я право на критику?
Первый критерий «Существует ли бревно в вашем собственном глазу».
Если поведение другого человека меня не устраивает, и мне хочется ему об этом сказать, прежде всего я обращаюсь к себе с вопросом: а веду ли я себя аналогичным образом? Если ответ — да, то критиковать я права не имею.
Например, ваш муж сидит целый день за компьютером, в то время как ему нужно идти пылесосить ковры. Спросите себя, прежде чем критиковать: бывают ли в моей жизни такие ситуации, когда мне нужно делать домашние дела, а я сижу за компьютером/перед телевизором. Ответ «да», значит, вы поступаете также, как и ваш муж, и критика тут будет неуместна. Можно в этой ситуации спокойно спросить, когда он будет пылесосить? Но раздраженно ворчать (даже тихо, про себя) что, мол вечно он за компьютером, лентяй и тунеядец будет неправомерно, ведь и вы поступаете также иногда.
Второй критерий «Влияет ли непосредственно на вас «неправильное» поведение другого человека»?
Первый пример: ваш взрослый сын собирается сделать на свои деньги, своими силами в своей собственной квартире странный, на ваш взгляд, ремонт в стиле хай-тек (стекло и металл). На самом деле, напрямую это вас не касается. Ну и что, что вас коробит от такого стиля, вы такое не понимаете, и вам это не нравится. Дизайн его помещения — его личное дело.
Второй пример: ваш взрослый родной брат на собственные деньги открыл свой бизнес, постоянно берет кредиты и у него ничего не получается. Вы в ужасе — как он не видит своих ошибок? Почему не пойдет работать «как все нормальные люди» в фирму?
Но это его жизнь и его выбор, его жизненные уроки. Он сам решает, как зарабатывать деньги и, наверняка, видит свои ошибки. На вас, кроме ваших переживаний и опасений за его судьбу, его поведение никак не влияет (он не берет у вас денег, не вкладывает в бизнес ваше общее имущество или наследство). Вы можете помочь ему, если хотите — давая деньги просто так или находя ему клиентов или выгодные поставки, вот и все. Пытаться его вразумить и наставить на путь истинный (если он не просит совета) — бесполезная затея, разрушающая отношения.
Третий пример: ваш муж/жена слушает ужасную музыку и играет в глупые компьютерные игры, вместо того, чтоб слушать лекции по саморазвитию или читать полезную литературу как вы. Как проводить свой досуг — личное дело каждого человека.
Здесь есть подправило: «О вкусах не спорят». Первый и третий пример — как раз об этом. Есть целый ряд вещей, которые вам могут не нравиться, а другому человеку нравиться, и вы не имеете права навязывать ему свое мнение. Да, если вы живете в комнате вместе, вы имеете право обсудить предполагаемый дизайн, но если человек живет в комнате без вас, то навязывать ему свои вкусы не стоит. Если вы едете в автомобиле вместе, то можно обсудить, какую музыку вы будет слушать, но если человек слушает свою музыку сам, в наушниках — его право выбирать, что слушать, а что нет.
Третий критерий: «Если человек уже взрослый (старше 14 лет) — дать ему возможность пройти свои уроки».
Очень большое наше заблуждение думать, что другой человек не знает о своих слабостях и не отдает себе в них отчет. Ваш близкий человек много курит, пьет, имеет лишний вес, проблемы со здоровьем, долги? И вы постоянно твердите ему об этом. Думаете, он сам не знает? Думаете, не хочет избавиться от своих плохих привычек и проблем? Но люди слабы. Разве у вас нет проблем — лишнего веса, плохих привычек, долгов (или не было в прошлом)? Разве вы не откладываете постоянно на завтра их решение и свое начало новой жизни? Мы все проходим свои уроки. Нужно дать человеку возможность осознать трудные ситуации своей жизни, свои неверные выборы и неправильные привычки, дать возможность собраться с духом и попробовать все исправить. И да, он будет сто раз начинать и сто раз бросать свои начинания, останавливаться, спотыкаться и ошибаться снова и снова. А разве у вас в жизни не так? В общем, смотри пункт 1 — «бревно в собственном глазу».
Четвертый критерий: «Знаю ли я все предпосылки поведения, цели, планы другого человека (точно ли я знаю, ЧТО для него будет лучше?»
В НЛП (нейролингвистическое программирование) есть такой постулат — каждый человек всегда делает наилучший выбор из имеющихся в его распоряжении в данный момент. Даже тот, кто совершает преступление, на данный момент видит внутри себя это лучшим выбором из имеющихся. Вам никогда до конца не понять картины мира другого человека. Его мечтаний, целей, убеждений. Но знайте, он действует так, потому что делает лучший из имеющихся выборов у него. Чтобы сделать другой выбор, он должен вырасти, осознать свои ошибки — значит, дайте ему в конце-концов пройти свои уроки.
Все это можно подытожить как правило соблюдения «прайвиси» — уважение к личному жизненному пространству другого человека. Потому что на самом деле есть очень мало ситуаций, когда мы имеем право в это жизненное пространство другого человека лезть со своей критикой и советами. Нужно разобраться прежде всего с собственными бревнами в глазах и со своей жизнью.
Давайте рассмотрим в итоге ситуацию, когда критика к близким все же уместна.
Ну во-первых, это когда у вас просят высказать ваше мнение и просят совета, помощи в разрешении ситуации. Тут будет хороша конструктивная критика по всем правилам, потому что прямую критику даже в этой ситуации мало кто может выдержать (включаются подсознательные защитные реакции Эго, и человек просто пропускает суть вашей критики мимо ушей).
И также это ситуации, когда поведение вашего близкого человека напрямую влияет на вас. Он тратит бездумно ваши общие деньги, портит ваше общее имущество, разводит беспорядок, грубо обращается с вами, не выполняет договоренности, опаздывает на встречи.
Но та коммуникация, которая должна происходить в данных ситуациях — это не критика, потому что критика (даже конструктивная) и здесь будет неуместна и будет разрушать отношения. Если речь идет о близких людях, о семье — здесь нужно уметь договариваться, просить. «Мне не нравится то-то и то-то в твоем поведении, так как это влияет и на мою жизнь тоже, мы могли бы договориться, чтобы ты в будущем поступал вот так?». Если договориться не получается, есть два выхода — быть снисходительным к этим слабостям и несовершенствам человека или ставить ультиматумы и прерывать отношения. Решать вам.
Итак, вернемся к конструктивной критике.
Существуют лишь три сферы, где вышеприведенные критерии анализировать не нужно, и вы обязаны научиться приемам конструктивной критики и давать ее при необходимости. Это когда вы являетесь руководителем/воспитателем/учителем другого человека. То есть это производственные отношения и отношения с детьми. А также любые ситуации, когда вы по взаимной договоренности обучаете человека чему-либо.
В производственных отношениях вы обязаны направлять поведение ваших подчиненных, потому что вы ответственны за результаты подчиненных и за результаты компании в целом. Если ваш сотрудник будет вести себя неправильно, то его деятельность будет не результативна и его придется уволить, также он не принесет результатов компании. Поэтому ваша обязанность — конструктивно критиковать. В отношении детей — то же самое. Ваша обязанность как родителя: направлять поведение ребенка в нужное русло, чтобы вырастить из него хорошую, сильную личность. Правда с детьми нужно все же ориентироваться на приведенные в данной статье критерии, чтобы ограничивать свое критиканство до конструктивных пределов и давать критику именно в тех ситуациях, которые напрямую влияют на формирование личности ребенка. Также психологи придерживаются мнения, что воспитывать напрямую своих детей (как воспитатель) возможно лишь до 12 (в некоторых источниках до 14 ) лет, дальше самый лучший вариант — стать вашему ребенку добрым другом. А вот в дружбе важна поддерживающая составляющая (смотри прошлую статью), а излишняя безудержная критика разрушает отношения и снижает самооценку ребенка.
В ситуации обучения все понятно, чтобы научить человека чему-то, нужно постоянно направлять его действия в правильное русло, конструктивно критикуя.
Конечно, эта тема обширна, и в одной статье я не могла учесть все нюансы и аспекты, но постаралась рассказать о своем видении основных моментов, связанных с критикой.
Давайте обсудим ваше видение в комментариях!
Конструктивная и деструктивная критика. Критика – это хорошо или плохо?
Критика – это то, чего легко можно избежать, ничего не говоря, ничего не делая и будучи никем. Так категорично выразился Аристотель еще в свои античные времена. То есть критика, она как политика — если ты сам не критикуешь, то кто-нибудь будет критиковать тебя. Каждый день люди сталкивается с выражением чувств и оценкой результата не только своих действий.
Критика – что это?
Часто можно услышать – «я не выношу критики в свой адрес» или «этот критик с одобрением отозвался о фильме». И еще много других фраз, в которых фигурирует слово критика, пришедшее из древнегреческого языка. Kritikos у греков означало «искусство разбирать». Критика – это:
- Вынесение суждения о достоинствах чего-либо.
- Порицание, поиск ошибок.
- Искусство анализа и оценки художественной работы.
Кто такой критик?
Критик это не только человек, который судит и оценивает, это еще и специальность. Профессиональный критик анализирует художественные произведения:
- литературные;
- музыкальные;
- театральные;
- архитектурные;
- кинематографические.
Для него критиковать это взвешивать все аспекты – рассматривать способы передачи материала, оценивать степень того, насколько автору удалось достичь своей цели, оправданы ли выбранные средства. Хороший критик владеет предметом, который он разбирает. Известным культурным критиком был философ Фридрих Ницше. Он писал критические эссе о религии, морали, современном искусстве и науке.
Критика – психология
Критика в психологии – предмет большого интереса. Психология исследует когнитивные и эмоциональные эффекты критики. Психологам интересны:
- Намерения, которые люди имеют для критики.
- Влияние, которое оказывает критика на людей.
- Как люди реагируют на критику и как справляются с ней.
- Формы критики.
- Отрицание критики.
Для психологов критика – это форма защиты эго. Они обнаружили, что людей, склонных постоянно оценивать других, часто критиковали в детстве, когда это больнее всего. Дети в возрасте до семи лет во фразе «ты хороший мальчик, но это плохое поведение» видят только вторую часть. Любая критика, даже очень мягкая, означает для ребенка, что он плохой и недостойный.
Критика – это хорошо или плохо?
Критика – это хорошо, если иметь к ней позитивное отношение. Это важный жизненный навык. Каждый человек подвергается критике, порой – профессиональной. Иногда ее трудно принять, но все зависит от реакции. Можно использовать критику:
- в позитивном ключе, что ведет к совершенствованию;
- отрицательном, что снижает самооценку и вызывает стресс, гнев или даже агрессию.
Какая бывает критика?
Существует множество разновидностей критики. Они отличаются по сфере употребления, способу подачи и восприятия, и целям, которые преследуют. Критика бывает:
- Эстетическая. О красоте и уродстве, вкусе и безвкусице, стиле и моде, смысле и качестве произведения.
- Логическая. Об идее, аргументе, действии или ситуации, не имеющих рационального смысла.
- Фактическая. Об отсутствии достаточного количества доказательств.
- Позитивная. О положительных, но игнорируемых аспектах. Часто люди видят только отрицательную сторону чего-либо, поэтому возникает необходимость выделить положительную. Нередко используется для самозащиты и оправдания.
- Негативная. О том, что неправильно и бессмысленно. Выражает неодобрение, несогласие и подчеркивает недостатки. Зачастую интерпретируется как нападение.
- Практическая. О полезном эффекте.
- Теоретическая. О смысле идей, на которых основана практика.
Видов критики много — она неотъемлемая часть практически всех сфер человеческой жизни. Но самых известных два типа– конструктивная и деструктивная критика. Действительно, сколько бы вариантов критики не существовало, все их можно поделить на эти два «лагеря». Разница между конструктивной и деструктивной критикой заключается в способе подачи суждения.
Конструктивная критика
Конструктивная критика предназначена для выявления ошибок и помощи, что, где и как можно улучшить. Ее следует рассматривать как полезную обратную связь. Когда критика конструктивна, ее, как правило, легче принять, даже если она немного обижает. Важно помнить, что ее можно использовать в своих интересах. Поэтому отпуская критику в чей-то адрес, стоит задуматься над тем, какую пользу она принесет. Правила конструктивной критики:
- Следовать методу «сэндвича»: сначала акцент на сильные стороны, затем — недостатки, и в конце — повтор преимуществ и возможные положительные результаты после устранения минусов.
- Делать фокус на ситуации, а не на личности человека.
- Конкретизировать обратную связь.
- Давать рекомендации, как сделать лучше.
- Избегать сарказма.
Деструктивная критика
Деструктивная критика задевает гордость и негативно влияет на самооценку, лишает уверенности. Разрушительная критика иногда бывает просто бездумным действием другого человека, но также может быть преднамеренно злой, и в некоторых случаях привести к гневу и агрессии. Виды деструктивной критики:
- Необъективность. Критикующий не допускает, что может ошибаться.
- Туманность. Оценка дается без конкретики.
- Неуместность. Доводы не имеют отношения к делу.
- Неуважение. Высказывание суждений в грубой манере.
- Голословность. Без примеров и обоснований.
- Огульность. Неприятие альтернативных точек зрения.
Как критиковать правильно?
Существуют два типа критического поведения:
- Человек объективно взвешивает плюсы и минусы, после – делает заключение.
- Критикующий выдает суждения на основе эмоций.
Последний часто сопряжен с жестокостью. Критика в этом случае проистекает из внутреннего чувства неудовлетворенности и непрерывного усилия противостоять ему. Человек, склонный «эмоционально» критиковать, пытается повысить чувство собственного достоинства, отрицая ценность другого человека. Такая критика основана на самонадеянности и является «убийцей» отношений.
Золотое правило, которого психологи рекомендуют придерживаться — «Уважайте человека. Сосредоточьте критику на поведении, которое нужно изменить – на том, что люди делают и говорят на самом деле». В любом случае, какая бы критика не настигла, нужно помнить, что она может быть крайне полезной, если помнить:
- Критика – это форма общения. Принимая критику, получаешь отзыв, а вместе с ним возможность исправиться в лучшую сторону.
- Обратная связь помогает стать лучше. Если всегда думать, что ты прав, не получая отзывов ни от кого, как узнать, что это действительно так?
- Правильная критика дает преимущество. Особенно это касается профессиональной сферы, если клиент может рассказать, какой идеальный продукт или услуга ему нужны.
- Отвечать на критику нужно правильно – язык очень важен. Лучше не вступать в спор.
- Не нужно принимать критику, даже кажущуюся крайне несправедливой, близко к сердцу.
14важных правил конструктивной критики
Психологам давно известен факт, что похвала способствует быстрейшему и лучшему обучению человека, его совершенствованию. Но бывает и так, что приходится критиковать негативное поведение, слова или действия другого человека. Как это сделать правильно? Какую критика у можно назвать конструктивной? Существуют ли правила такой критики? И как самим реагировать на критику?
7 правил конструктивной критики
Чтобы наши критические замечания дошли до ума и сердца того, кого мы критикуем, стоит потрудиться над выполнением определенных требований.
Правила конструктивной критики:
- 1. Критикуем действия, но не личные качества!
Вспомним Новосельцева из кинофильма «Служебный роман» (режиссер – Рязанов), когда на вечеринке он высказал начальнице все, что о ней думал. Так вот его «мымра» – это оценка личных качеств человека, а этого делать нельзя. Если уж так не терпелось высказаться, вместо «мымры» лучше было сказать: «У вас отсутствует интерес к подчиненным как к людям».
- 2. Не оцениваем огулом действия человека как «хорошие» или «плохие».
Нужно точно и конкретно указывать, что было сделано или сказано не так, и подсказывать, как лучше исправить ситуацию, решить проблему. Чем точнее мы опишем неправильные действия, тем понятнее будет, что следует изменить. К тому же это покажет, что мы действительно заинтересованы помочь кому-то стать чуточку лучше, и не вызовет оборонительной реакции.
Например, друг спрашивает: «Понравилось ли тебе мое выступление?». Можно, конечно, ответить: «Да ты просто оглушил меня своим ревом!». Реакцию друга предположить несложно. Но можно сказать то же самое по-другому: «Ты знаешь, если бы в некоторых местах (и указать эти места!) голос звучал потише, мне было бы проще разобрать слова песни». Такая критика не обидит, но поможет следующее выступление сделать бодее эффективным и красивым.
- 3. Делаем позитивное вступление перед негативными замечаниями.
Например, сначала похвалить за сильные стороны, и только затем указать на конкретные недостатки.
Так, в случае с другом прежде, чем критиковать, можно отметить, что была выбрана песня с удачной мелодией, выступлению соответствовали костюмы и т.д. Главное, чтобы сказанное соответствовало истине и мы хвалили искренне. Поверхностная или неискренняя похвала, за которой следует сокрушительная критика, вряд ли будет воспринята так, как дОлжно.
- 4. Соединяя похвалу с критикой, избегаем между ними союза «но».
Иначе человек может просто не услышать похвалы, да и к критике отнестись критически (извините за тавтологию).
- 5. Даем рекомендации.
Так как конструктивная критика призвана помогать человеку, уместно дать ему советы, рекомендации, которые приведут к позитивным изменениям. Например, в ответе другу можно добавить: «Я иногда записываю свой голос на видео и прослушиваю – сразу становится понятно, что не так. Попробуй».
- 6. Делаем замечание наедине.
Хвалить лучше публично, а вот критику собеседник услышит только в приватной беседе. Например, в кабинете, можно попросить собеседника выйти на лестницу или сходить в кафе выпить чашку кофе.
- 7. Отказываемся от демонстрации фальшивых позитивных намерений.
Важно стремиться искренне помочь человеку. Возможно, кто-то когда-то отплатит нам тем же. Не зря говорят: относись к человеку так, как хотел бы, чтобы относились к тебе. Для конструктивной критики это тоже актуально.
7 правил реагирования на конструктивную критику
Существуют не только правила конструктивной критики, но и правила реагирования на любую критику. Хотим мы того или нет, но когда нас критикуют, изначальная реакция чаще всего бывает болезненная.
Снизить порог «болезненности» помогут определенные принципы, или правила восприятия критики.
- 1. Поощряем конструктивную критику.
Важно стараться найти в ней как можно больше подсказок, которые помогут совершенствоваться.
- 2. Выслушивать критику, не перебивая партнера.
- 3. Не принимать все сказанное на свой счет.
Например, если преподаватель критикует способности некоторых студентов воспринимать информацию, не нужно воспринимать это обобщение как личное оскорбление.
- 4. Воспринимаем критику как форму помощи.
Пусть даже несколько специфическую. Не все, кто берется нас критиковать, обладают навыками успешного общения. Иные вроде бы и по делу говорят, а как-то зло, или слишком эмоционально, или не заботясь о подборе выражений – в общем, не слишком этично.
- 5. Отделяем эмоции от содержания.
Стараемся абстрагироваться от критического тона, эмоций говорящего и реагировать только на информацию, которую несут замечания. Отделять эмоции от содержания трудно, обычно в первую очередь мы воспринимаем именно тон и эмоции. Но – возможно!
- 6. Понимаем несовершенство мира и нас самих.
Откажемся от психологического стереотипа, заставляющего нас считать: все, что мы делаем, правильно и не нуждается в совершенствовании. Нет предела совершенству!
- 7. Благодарим критикующего.
Благодарить всегда есть за что: за ценные подсказки и советы, ведь он тратит свое время и усилия на прояснение ситуации, к тому же отношение к нам и нашим действиям высказывает открыто, а не за спиной.
Если вас критикуют часто и много, предлагаю узнать, кто и почему это делает, из материала Несправедливая критика. Как себя вести?
Можно также почитать:
Понравилась публикация? Поделись ею с друзьями!