Конструктивное мышление это: Два типа мышления: конструктивное и практическое – Презентация «Основы конструктивного мышления педагогов»

Автор: | 12.12.2020

Два типа мышления: конструктивное и практическое

Юлия Скрипник
Юлия Скрипник

Вы когда-нибудь задумывались, что происходит в вашем мозге, когда вы генерируете идеи? При поиске идей — как индивидуальном, так и групповом — одновременно рождаются суждения, оценки и критика. Только люди могут пытаться выступать с новыми идеями, одновременно выдвигая убедительнейшие объяснения того, почему они не сработают. Это примерно как вести машину, давя одной ногой на газ, а другой — на тормоз. Ничто так быстро и в полной мере не иссушает творческий дух, как критическое, оценочное мышление.

Майкл Микалко в книге «Взлом креатива» говорит о том, что секрет продуктивной генерации идей заключается в том, что нужно разделить мышление на две стадии: конструктивное и практическое.

Как это работает

Конструктивное мышление — это генерация сырых идей, без всяких оценок и суждений. Выключите своего внутреннего критика, то есть часть сознания, постоянно объясняющую, почему нечто не сработает или неосуществимо. Стратегия состоит в том, что нужно придумать максимально много как очевидных, так и новаторских идей, и критика в это время неуместна.

Придумав побольше идей, измените стратегию. На авансцену должны выступить практическое мышление, оценка и суждение об идеях. Нужно выявить, какие из них обладают наибольшей ценностью. Эдисон однажды заявил, что придумал 3000 разных теорий электрического освещения. Каждая из них выглядела разумно, но он остановился на самой практичной и выгодной. Первой его целью было создать как можно больше возможностей, а затем он занялся оценкой — выявлением наиболее здоровой и жизнеспособной идеи.

Конструктивное мышление и практическое — это две отдельные мыслительные операции, и компромиссной, средней позиции между ними не существует. — Иллюстрация из книги

Количество

Лаборатория Эдисона в Нью-Джерси хранит поразительную подборку сотен вариантов рожков фонографа разной формы, размера и материала. Есть круглые, квадратные, угловые, короткие, тонкие, плоские, а есть извивающиеся, достигающие двух метров в длину. Это собрание отвергнутых идей служит наглядной иллюстрацией мыслительной стратегии Эдисона, подразумевающей исследование всех мыслимых возможностей.

Количество переходит в качество

Увеличение производительности в плане идей требует сознательных усилий. Допустим, у вас есть всего три минуты на обдумывание альтернативных вариантов использования обычного кирпича. Конечно, кое-какие идеи обязательно придут в голову, но опыт подсказывает, что их будет немного: у среднего взрослого на этот счет рождается от трех до шести вариантов. Однако если вам предложить как можно быстрее перечислить 40 вариантов использования кирпича, вы довольно быстро сможете справиться с заданием.

Квота идей

Квота и временные ограничения концентрируют вашу энергию таким образом, что легкость и изобилие идей гарантированы. Квотирование не только более эффективный способ концентрации, но и более продуктивный метод создания альтернатив. Чтобы соответствовать квоте, вы перечисляете как все обычные варианты использования кирпича (постройка стены, камина, поддержка мангала балласт, устройство для закрепления газеты (чтобы не улетела), инструмент для разравнивания земли, материал для скульптуры, дверной доводчик и т. д.): воображение работает на то, чтобы соответствовать заданному количеству.

Томас Эдисон обеспечивал продуктивность мышления, назначая квоты на идеи для себя и своих ассистентов. Так, он установил для себя квоту в одно мелкое изобретение каждые десять дней и одно крупное каждые полгода. Такая квота идей — хороший способ повысить продуктивность мышления: например, 40 идей, если вы обдумываете проблему в одиночку, или 120 теорий, если мозговой штурм проводит целая группа. Заставляя себя придумать 40 идей, вы приструниваете внутреннего критика и записываете все, что придет в голову, в том числе очевидные и слабые варианты.

Источник

Первую треть будут составлять все те же старые добрые идеи. Вторая треть окажется уже интереснее, а третья покажет все ваше вдохновение, способность к построению сложных конструкций и любопытство.

Вода из крана, чтобы стать кристально прозрачной, холодной и чистой, должна в течение некоторого времени стечь. Так и мысль должна разогнаться, прежде чем стать подлинно творческой.

Изначальные идеи обычно неверны. Почему именно так происходит, не вполне понятно, но одна из гипотез состоит в том, что знакомые и безопасные решения находятся ближе всего к поверхности, а следовательно, приходят в голову первыми. Творческое мышление зависит от того, насколько удается продлить поток идей, чтобы отсеять привычные малоинтересные и прийти к необычным, требующим воображения.

Упражнение

Ниже приводится список из пяти слов. Запишите первую ассоциацию на каждое слово. Повторите это еще пять раз, и каждый раз ассоциация должна отличаться от той, которую вы записали для этого слова в прошлый раз.

Вы заметите, что последние ассоциации гораздо более оригинальны и уникальны, чем первые. Собственно, вначале на ум приходят общепринятые ассоциации на каждое слово. Поставив себе задачу давать необычные, нечасто встречающиеся ответы, вы увидите, что оригинальность ассоциаций повысилась, а роль воображения возросла.

Когда вы хотите создать что-то новое или предложить творческое решение какой-то проблемы, часто необходимо дистанцироваться от первых мыслей. Если вы собираетесь удивить жену на День святого Валентина, смело отвергайте первую идею, пришедшую в голову. Вероятно, отказаться стоит и от второй, третьей и четвертой.

Чтобы получилось что-то творческое, нужно пойти дальше своих обычных реакций и осознанно создать что-то новое. Именно так работают конструктивное и практическое мышление. Сначала в действие вступает первое и только потом второе.

Фото обложки поста — pinterest.com.

P.S.: Понравилось? Подписывайтесь на нашу новую крутую рассылку. Раз в две недели присылаем 10 самых интересных и полезных материалов из блога МИФ.

Конструктивное мышление: понятие и методы развития

Когда речь заходит о таком понятии, как «конструктивное мышление», большинство людей хором ответят, что с этим вопросом у них все в порядке. Однако тут стоит разобраться поподробнее. Для чего предназначается это знаменитое «конструктивное мышление»? В первую очередь для решения обычных жизненных проблем и задач. Основной инструмент – логика, а оценивается конструктивное мышление эффективностью работы. Существует данный тип мозговой деятельности для решения любых жизненных задач или проблем максимально удобным и грамотным способом. Самый популярный способ развития рационального мышления — логические загадки.

Где взять конструктивные мысли?

Данная способность есть у каждого человека от природы. Но это еще вовсе не значит, что можно ставить точку. Как и любые человеческие способности и ресурсы, данный навык нужно развивать и изучать. Как любой навык, способность конструктивно мыслить со временем входит в привычку. Но только при регулярных занятиях. Логично предположить, что если мы мыслим не конструктивно, то мышление, основанное на эмоциях, может по любому возможному и невозможному поводу взять иной курс. Такой способ мыслить становится привычным настолько, что кажется максимально естественным. Навыки конструктивного мышления легко развиваются при помощи тренировок.

конструктивное мышление

Зачем нам нужно такое мышление?

Как бы странно ни казалось на первый взгляд, конструктивное мышление не всегда является уместным. Нужно трезво оценивать свои способности и понимать, когда лучше «подумать» сердцем, а когда — включить голову. Конструктивное мышление основывается на логике и поддается самому обычному логическому анализу. В то время как решения, которые нам диктует интуиция и сердце, тоже имеют место в жизни каждого человека. Конструктивное мышление включает в себя:

  1. Формулировку конкретных задач. Такой тип мысли не приемлет таких вариаций: «а что, если…», «в общем», «как обычно» и так далее. Чем конкретнее поставлена задача, тем эффективнее будет процесс решения этой задачи. Формы математического мышления тесно связаны с конструктивными. Рационализм превыше всего.
  2. Взаимосвязь пространственного и конструктивного мышления предполагает целенаправленность. Определение тематики, задачи и цели позволит не распыляться на мелочи и не отклоняться от решения основной задачи, поставленной перед нами. Такой принцип стоит применять даже на этапе формулирования задачи. Как только вы чувствуете, что отвлекаетесь от основного дела, одерните себя и вернитесь к решению действительно важной проблемы. Ваша задача определена и ваша единственная цель – выполнить все максимально эффективно. Только когда проблема будет решена и принесет положительный результат, можно вернуться к тому, что отвлекало в процессе работы. Но самое главное – после завершения работы над одной задачей нужно сразу же ставить новую.
  3. Эмоции оставьте в стороне. Конечно, избавиться от них невозможно и все мы имеем право чувствовать и переживать. Но теперь наша задача – абстрагироваться от ненужных мыслей всего на время. А лучше вовремя проанализировать все чувства и эмоции, разобраться в них. Иногда мы принимаем не лучшие решения в нашей жизни как раз-таки из-за влияния эмоций, которые даже не имеют никакого отношения к поставленной цели и решению задач. Эмоции, влияющие деструктивно на наши решения, – страх, гнев, злость. «Затуманить» мозг могут и самые приятные чувства, например, любовь, радость и удовольствие. И ни в коем случае нельзя пытаться избавиться от этих чувств, но и дать им возможность все испортить из-за неуместности никак нельзя. Главное – мыслить целенаправленно.
  4. Позитивность мышления – важный элемент конструктивности. Если перед вами стоит цель, ни в коем случае нельзя искать причины и отговорки для того, чтобы не следовать ей. Иначе какой во всем этом был первоначальный смысл? Примите тот факт, что трудностей не избежать, а к препятствиям на пути относитесь со спокойствием и думайте не о проблеме, а о ее решении.
  5. Пошаговость действий. Не задавайтесь лишними вопросами и не забывайте о конечной цели. Цель должна быть путеводной звездой, ориентиром, на который нацелен весь процесс размышления. Но любая цель достигается без труда, если процесс ее достижения разбит на этапы. Большинство великих целей не решаются одним махом, а требуют именно пошагового выполнения мелких задач. Но не увлекайтесь процессом, важен результат и только он.

Перечисленные характеристики — только основа конструктивного мышления, второстепенных признаков еще больше. Попробуйте включить пять пунктов в свою жизнь и достигать поставленных целей станет гораздо проще.

мыслительный процесс

Как мыслить конструктивно?

Для начала следует определить, что же такое конструктивное мышление – это процесс, который осуществляется в ходе практической деятельности и направлен на решение конкретных задач, создание реальных предметов при помощи навыка рационального мышления.

познавательная деятельность

Работает такой тип мышления со следующими факторами:

  • постановка правильной цели;
  • создание и разработка плана и проекта решения цели;
  • является более сложным, чем теоретическое мышление.

Неотъемлемая часть конструктивного мышления – стратегическое мышление. Данный вид имеет две составляющие: конструктивное и креативное мышление. Никакая стратегия не будет эффективной, если при ее создании не использовались процессы конструктивного мышления.

поиск решения

Мышление стратега

Любой стратег в ходе своей мыслительной деятельности проходит следующие этапы:

  • конструктивное мышление;
  • креативное мышление;
  • в самом конце – стратегическое.

Еще Бернард Шоу говорил о том, что думают только 2% людей, остальные либо думают, что они думают, а большинство не думает вовсе. Мышление таких людей можно назвать хаотичным. Оно характеризуется бесконтрольным влиянием окружающей среды на мозговую деятельность человека. Можно также отметить связь между конструктивным мышлением и инженерными профессиями. Одно без другого невозможно.

поиск идеи

Как понять, что у вас хаотичный тип мышления?

Самый банальный пример крайне прост. Утром вы просыпаетесь без единой мысли о том, чему бы сегодня посвятить свой день, и начинаете судорожно думать о том, чем бы заняться? В этом и суть конструктивного мышления. Оно дает возможность человеку ставить долгосрочные цели, предопределяющие события, которые будут происходить с ним ежедневно. К примеру, вы поставили цель открыть свой бизнес и каждый день вам придется выполнять задачи, которые приведут к реализации данной затеи. Чтобы начать менять хаос в голове на рациональное мышление, прямо сейчас начните планировать свой график и ставить долгосрочный цели. Например, на день, на неделю, месяц, полгода, год, десять лет и всю жизнь. Это позволит стать более дисциплинированным и заставить работать конструктивное мышление.

исследование проблемы

Развитие мышления

Психологи отмечают, что те люди, которые не привыкли планировать свой график и не владеют основами самодисциплины, не могут мыслить конструктивно. Свой график следует составлять заранее, в первое время на это может уходить до часа времени ежедневно, однако в будущем такой метод приведет к развитию конструктивного мышления. Вы научитесь не отвлекаться на внешние факторы и будете следовать четкой инструкции достижения поставленной цели. После того, как такие правила войдут в привычку, можно смело заявить, что вы руководите своей жизнью. Психологи отмечают, что развить конструктивизм в мыслях можно посредством решения логических загадок. Они очень полезны.

Следующий способ развития конструктивного мышления – самые обычные списки. Каждый рационально мыслящий человек, просыпаясь утром, не думает о том, что будет делать, а уже знает. Именно поэтому не тратится время на пустые мысли и безделье.

Группировка тем

Один из самых важных способов тренировки конструктивной памяти – группировка тем для размышлений. Следует определить границы мыслительных процессов и не выходить за рамки. Например, разделить эти темы на 4-5 групп. Не думайте обо всем подряд, отвлекаясь на все, что происходит вокруг. Держите в голове только те мысли, которые приведут к достижению великой цели. Концентрация на важном – вот где залог успеха. Психологи любят говорить, что конструктивное мышление – возможность руководить своей жизнью, стать ее хозяином. А данный способ тренировки позволяет научиться проектировать, планировать, организовывать.

Как научиться конвертировать позитивное в конструктивное?

Позитивное мышление – это умение анализировать происходящие события и смотреть на вещи с надеждой на положительный исход. Например, вы идете сдавать экзамен, не выучив ни строчки, но надеетесь, что не пойдете на пересдачу. Или заключаете сделку, ставите подпись в договоре, а в этот момент уверены в том, что она принесет вам прибыль – это все примеры позитивного мышления. Такой тип мыслительного процесса в целом очень полезен для каждого человека, но он несет в себе и опасность. Если погрузиться в такие мысли, можно просто-напросто очутиться в мире несбыточных иллюзий, ничего не предпринимать и просто тихо-мирно всю жизнь надеяться на лучшее.

Где правда?

Позитивное мышление несет в себе сплошную пользу, если научиться переводить позитивные мысли в конструктивные. Рациональное мышление – это в первую очередь позитивное мышление, это его основа. Но при этом важно делать правильные выводы и трезво оценивать сложившуюся ситуацию. Задача рационального мышления — сделать все, чтобы ваши позитивные мысли превратились в жизнь и стали реальными. Развитие конструктивного мышления младших школьников — неотъемлемый этап процесса обучения и воспитания.

конструктивные мысли

Методы

Чтобы мыслить рационально, нужно найти тот фундамент, тот якорь, который будет возвращать вас из мечтаний в реальность, направлять в верное русло. К таким фразам-якорям можно отнести, к примеру: «Не нервничай», «Не груби», «Держи себя в руках» и так далее.

При построении великих целей и задач снимите розовые очки и реально оценивайте свои способности. Но обязательно в рамках позитивного мышления. Грамотное и рациональное отношение к ситуации, к построению своего графика – залог успеха. К примеру, вы ставите себе задачи на день, но не думаете о том, что такое количество дел выполнить за день невозможно. В конце дня, заглянув в свой ежедневник, вы поймете, что не выполнили все задачи до конца, что вас только расстроит и повлияет на позитивное мышление.

Смысл конструктивного мышления – заставить вещи работать так, как надо именно вам.

Количество должно равняться качеству

Продуктивность зависит от прилагаемых усилий. Важно правильно ставить вопрос. К примеру, вам предложат за пять минут придумать как можно больше вариантов использования обычной кастрюли. Конечно же, кое-какие мысли придут в вашу голову за эти пять минут. Но если поставить вопрос по-другому и предложить за те же пять минут придумать конкретно 20 вариантов использования кастрюли? За то же время идей будет в несколько раз больше. Этот пример лишний раз доказывает, что правильная постановка цели – залог успеха.

Сандей Аделаджа: Конструктивное и креативное мышление


Если знания человека в беспорядочном состоянии, то чем более он имеет их, тем сильнее расстраивается его мышление.  Герберт Спенсер

Три пути у человека, чтобы разумно поступать: первый, самый благородный, — размышление, второй, самый легкий, — подражание, третий, самый горький, — опыт. Конфуций (Кун-Цзы)

Стратегическое мышление и планирование неотъемлемо связано с двумя способами мышления.  Эти два способа мышления называются конструктивное мышление и созидательное (креативное) мышление. Они являются начальными этапами стратегического мышления.

Конструктивное мышление
Никто не может мыслить стратегически, если он не может мыслить конструктивно. Тот, кто научился конструктивно и созидательно мыслить, только тот может перейти на уровень стратегического мышления.

Слово «конструктивное» исходит от слова «конструктив», а оно, в свою очередь, от слова «конструкция». Конструкция обозначает «стройка» или «строение». Конструктивное мышление обозначает стройное, выстроенное мышление. Когда человек говорит конструктивно, это означает, что он говорит слаженно, стройно, системно, аналитически. Также можно сказать, что человек может стройно мыслить.

К сожалению, очень мало людей могут мыслить стройно, конструктивно, по порядку.

Что означает «стройно мыслить?»
Допустим, мы собираемся строить здание. Сначала мы возводим фундамент. И уже на него мы накладываем какие-то кирпичи и т.д. Любое строительство предполагает архитектуру, проект, эскиз, чертеж, по которому строится данное сооружение.

Для чего нужен проект? Проект необходим для того, чтобы стройно, согласованно, системно строить.

Без такого планирование любое дело ожидает катастрофа. То же самое и в жизни человека, ведь без планирования у него в голове получается «каша». Такой человек говорит сразу обо всем. Особенно женщины склонны выражать свои эмоции, чем логику, ведь им хочется говорить о наболевшем, и когда говоришь об этом – не всегда речь выглядит стройно.

К сожалению, у нас царит хаотичное мышление. И даже, когда мы ставим правильные цели, порой, проходит намного больше времени, чем нужно, чтобы достигнуть ее.

Задумаемся о том, как мы мыслим: конструктивно или хаотично? И мы обнаружим, что хаотично, то есть обстоятельства контролируют наше мышление. Наш мозг и наши мысли – под контролем всего: что пришло в голову, о том и думаем.

Можно всего этого избежать, и не нужно попадать под влияние обстоятельств.

Великие люди, творцы истории, люди, которые меняют свой мир, которые ведут общество, отличаются тем, как они думают. Они научились приводить в порядок свой мозг, они научились конструктивному мышлению, то есть научились думать конструктивно.

Чтобы жить конструктивно, нужен чертеж, то есть план, по которому надо идти к цели. Представьте себе: научиться так жить, чтобы прямо мыслить по плану! То есть, не позволяя себе отвернуться ни направо, ни налево, а мыслить только по намеченному. Мыслить, держась за эту линию, цель; дисциплинировать себя так, чтобы не выйти из намеченной линии, из намеченного образа мыслей – вот, что значит мыслить конструктивно.

Архитекторы, строители понимают, что слово «конструктивно» обозначает не просто «стройно», но и «слаженно». При конструировании одна часть стройно накладывается на другую…, чтобы получился запланированный образ, объект.

Люди, которые думают конструктивно, допускают только те мысли, которые приводят к созданию определенного образа, объекта. Они не позволяют себе принять мысли, которые не войдут в общую конструкцию, имидж, который они наметили в своей голове. Это значит, до того, как начинать думать над какой-то конструкцией, они уже поставили задачи перед собой.

Итак, человек, который не имеет привычки ежедневного планирования, не сможет думать конструктивно. Человеку, который не планирует день, недели, не планирует месяц, год, не получится думать конструктивно, потому что он не знает, куда он идет. При таком его образе мыслей он и не может знать, куда идти,утнего вообще нет намеченных целей.

Что такое планирование дня? Это в блокноте записанный план на текущий день (рано утром, или поздно вечером на следующий день), в результате которого вам будет уже легче отбирать те мысли, которые способствуют тому, чтобы ты пришел к этой цели. С утра вы начинаете уже думать о плане, который вы записали на день. Это держит вас в правильном фокусе. То есть вы строите намеченную цель, «собирая» ее составные конструктивно.

Некоторые люди просыпаются и не знают, о чем думать. Поэтому они начинают жить по плану совсем другого человека; их также начинает «грузить» своими мыслями дьявол. В результате кто-то другой постоянно распоряжается их жизнью, или случай, или обстоятельства. И все это потому, что они не научились конструктивно думать.

Конструктивно думать – значит, мыслить согласно какой-то намеченной задачи. Эта задача должна быть поставлена на каждый день, на каждую неделю, на месяц, на 3 месяца, на полгода, год, 5 лет и т.д. И ты заставляешь себя мыслить только конструктивно, в направлениях твоей намеченной цели, отбрасывая все лишнее. И все твои мысли подчинены твоей поставленной цели.

Конструктивное мышление — стройное, слаженное, согласно намеченной задачи, цели. Люди, которые достигли чего-то в жизни, одержали эту первую победу – научились мыслить конструктивно.

Сначала они выяснили для себя направления, о чем они вообще в жизни думают: «я думаю только о Боге», «я думаю только о призвании», «я думаю о том, что только хорошо для моей семьи» и т.д. Немного, 4-5 тем. Если мы будем с вами думать обо всем подряд, это может закончиться пагубно. Надо определить для себя свою границу мышления. И тогда вы можете быть более эффективны. Но когда вы во многих темах по чуть-чуть, и ничего конкретного, ничего определенного, то вы будете бежать с одной темы на другую всю жизнь.

Но если вы определили для себя, какие сферы мышления вы допускаете, тогда дьявол не сможет украсть вашу жизнь, мысли, время.

Конструктивное мышление, прежде всего, позволяет вам стать хозяином своей жизни. Пока вы не начнете писать планы на каждый день и подчинять свои мысли этим планам, все будут руководить вами, но только не вы сами. Давайте станем хозяевами своего мыслительного дома, своей жизни, своей судьбы, начав конструктивно думать. Когда человек конструктивно мыслит, он уже не «летает в облаках», а конкретно, целенаправленно изо дня в день, из недели в неделю,  каждый месяц живет исполнением ежедневных планов для достижения целей. И утром, в молитве Богу, Бог добавляет пути, мысли к достижению этих целей.

Все действия, инициативы такого человека помогают ему реализовать поставленную им цель, способствуют решению общей задачи. Бог не даст новые идеи человеку, пока Он не убедится в том, что этот человек постоянно реализовывает свои идеи по достижению поставленной задачи. Только когда вы исчерпали свои идеи, вы вправе просить у Бога дать вам Его идеи.

Конструктивно мыслить – значит делать только то, что способствует продвижению ваших целей.

Все в жизни начинается с образа мыслей. Определите себе 3, максимум 5 направлений, которые Вы допускаете в свою жизнь. Например: «Мои отношения с Богом», «Мои отношения с семьей», «Мое отношение к призванию», «Куда я иду», и всему другому не давайте места в своей голове.

Созидать свою жить – это наша ответственность. Строить конструктивно свою жизнь – это задание Бога нам, это Божье доверие.

Бытие 1 глава -все, что делает Бог, стройно, последовательно. В каждый день Он делал то, что запланировал на этот день. У Бога намечено планирование на неделю, по дням, намечен ожидаемый результат.

Какой результат, какой вывод, какой продукт я ожидаю к концу недели (месяца, года)? – вопрос, который входит в конструктивный образ мышления. Будущего у Вас не будет, если Вы пошагово его не распишите.

Подсказки, которые помогут Вам составить план на 10 лет:
1. Вы созданы Богом.
2. Он создал Вас для Себя.
3. Первый Ваш приоритет – это явить и распространять Бога, Его Царство.

Конструктивное мышление – это первый этап созидательного мышления, вместе они приводят к стратегическому мышлению. Для того, чтобы начать стратегически мыслить, надо сначала мыслить конструктивно. Следующий, второй этап – это созидательное, или креативное мышление.

Креативное мышление – это способность думать созидательно.

Мы — часть Бога, Его творение. Качества Создателя тоже присущи нам. Это значит, мы можем придумывать, можем созидать. Созидательное, или креативное мышление как раз и выражает этот процесс. Мы сосредоточены на том, чтобы наши мысли работали на достижение конечного продукта. Это значит, придумывать что-то новое: новые идеи, решения в достижении поставленной цели. Думать созидательно – это умение, это навык, который формируется. Креативное мышление не позволяет мозгам просто «стоять» без дела, застаиваться, пустеть. Наоборот, оно заставляет думать постоянно. Все, что видит такой человек, стало объектом или интригой, которая его толкает придумывать что-то другое. «Могу ли я применить это к чему-то?».

Оно позволяет всему, что видит человек, помочь ему, чтобы придумать решения, дела, действия для достижения поставленных целей в жизни. Такие люди никогда не бывают ленивыми, свободными. Они не ходят без блокнота для записей, а записывают все свои идеи.

Для чего нужно креативное мышление? Чтобы новые идеи пришли к человеку, чтобы новые способы достижения увидеть и осуществить.

Если вы не знаете, чем заняться или что делать, это значит, вы не научились конструктивно думать.

Каждый день я заставляю себя придумывать что-то, и, причем, делаю все, чтобы осуществлять эти идеи! В молитве с Богом я тоже думаю. У меня всегда под рукой блокнот и ручка.

Конструктивное мышление – это способность придумывать новые идеи, продукты, пути решения; придумывать их постоянно, согласно намеченным целям. Записывайте идеи для достижения целей, ставьте для них сроки достижения.

Бог – наш Творец, Он создал нас, чтобы мы также были творцами. Он поставил нас творить там, где мы находимся. Заметьте, все открытия были сделаны на основании наблюдений и изучений предыдущих открытий.

Домашнее задание:

1. Что такое конструктивное мышление? (Напишите 10 вариантов)
2. Сделайте анализ своей жизни.
Как я жил до сих пор, и насколько присутствовало (отсутствовало) это качество – конструктивное мышление в моей жизни? (оцените в процентном соотношении)
3. Какие мои 4-5 глобальных целей (направлений), согласно которым я живу, и вне которых я не позволяю себе думать?
4. Какой вы видите свою жизнь через следующие 10 лет (2010-2020г.г.) по всем намеченным направлениям? Опишите словами ожидаемую картину того, что должно быть.
5. Какой объем нужно выполнить за каждый год по всем намеченным направлениям?
6. Сложите показатели, чтобы в целом получился общий результат, соответствующий вашим ожиданиям (вашей картине)
7. Распишите объем за год по месяцам, неделям, дням.

Сандей Аделаджа
Посольство Божье

К   н   и   г  а
в Вашу библиотеку

Комментарии по теме
Кирилл Очень хорошая статья! Спасибо большое за полезную стратегию) Цитировать
 
Leonid Pinchuk Пастор, Спасибо Вам, за то что вы делитесь с нами, своим опытом, за то что вы толкаете нас быть успешными!!! Цитировать
 
Куц Андрей это моё состояние после того как я начал писать контрольную по етой теме. Спасибо вам Сандей Аделаджа. Цитировать
 
 ИринаУ важаемый пастор, я благодарю Бога за то, что Вы есть, за то, что Вы проложили дорогу этому и молодому поколению. Благодарю Вас за ту работу, которую Вы проводите. Благодарю Вас за тот вклад, который Вы внесли в развитие христианства по всему миру. Молимся о Вас и Вашей семье. С любовью Ирина (Сахалин). Цитировать

Сандей Аделаджа: Конструктивное и креативное мышление


Если знания человека в беспорядочном состоянии, то чем более он имеет их, тем сильнее расстраивается его мышление.  Герберт Спенсер

Три пути у человека, чтобы разумно поступать: первый, самый благородный, — размышление, второй, самый легкий, — подражание, третий, самый горький, — опыт. Конфуций (Кун-Цзы)

Стратегическое мышление и планирование неотъемлемо связано с двумя способами мышления.  Эти два способа мышления называются конструктивное мышление и созидательное (креативное) мышление. Они являются начальными этапами стратегического мышления.

Конструктивное мышление
Никто не может мыслить стратегически, если он не может мыслить конструктивно. Тот, кто научился конструктивно и созидательно мыслить, только тот может перейти на уровень стратегического мышления.

Слово «конструктивное» исходит от слова «конструктив», а оно, в свою очередь, от слова «конструкция». Конструкция обозначает «стройка» или «строение». Конструктивное мышление обозначает стройное, выстроенное мышление. Когда человек говорит конструктивно, это означает, что он говорит слаженно, стройно, системно, аналитически. Также можно сказать, что человек может стройно мыслить.

К сожалению, очень мало людей могут мыслить стройно, конструктивно, по порядку.

Что означает «стройно мыслить?»
Допустим, мы собираемся строить здание. Сначала мы возводим фундамент. И уже на него мы накладываем какие-то кирпичи и т.д. Любое строительство предполагает архитектуру, проект, эскиз, чертеж, по которому строится данное сооружение.

Для чего нужен проект? Проект необходим для того, чтобы стройно, согласованно, системно строить.

Без такого планирование любое дело ожидает катастрофа. То же самое и в жизни человека, ведь без планирования у него в голове получается «каша». Такой человек говорит сразу обо всем. Особенно женщины склонны выражать свои эмоции, чем логику, ведь им хочется говорить о наболевшем, и когда говоришь об этом – не всегда речь выглядит стройно.

К сожалению, у нас царит хаотичное мышление. И даже, когда мы ставим правильные цели, порой, проходит намного больше времени, чем нужно, чтобы достигнуть ее.

Задумаемся о том, как мы мыслим: конструктивно или хаотично? И мы обнаружим, что хаотично, то есть обстоятельства контролируют наше мышление. Наш мозг и наши мысли – под контролем всего: что пришло в голову, о том и думаем.

Можно всего этого избежать, и не нужно попадать под влияние обстоятельств.

Великие люди, творцы истории, люди, которые меняют свой мир, которые ведут общество, отличаются тем, как они думают. Они научились приводить в порядок свой мозг, они научились конструктивному мышлению, то есть научились думать конструктивно.

Чтобы жить конструктивно, нужен чертеж, то есть план, по которому надо идти к цели. Представьте себе: научиться так жить, чтобы прямо мыслить по плану! То есть, не позволяя себе отвернуться ни направо, ни налево, а мыслить только по намеченному. Мыслить, держась за эту линию, цель; дисциплинировать себя так, чтобы не выйти из намеченной линии, из намеченного образа мыслей – вот, что значит мыслить конструктивно.

Архитекторы, строители понимают, что слово «конструктивно» обозначает не просто «стройно», но и «слаженно». При конструировании одна часть стройно накладывается на другую…, чтобы получился запланированный образ, объект.

Люди, которые думают конструктивно, допускают только те мысли, которые приводят к созданию определенного образа, объекта. Они не позволяют себе принять мысли, которые не войдут в общую конструкцию, имидж, который они наметили в своей голове. Это значит, до того, как начинать думать над какой-то конструкцией, они уже поставили задачи перед собой.

Итак, человек, который не имеет привычки ежедневного планирования, не сможет думать конструктивно. Человеку, который не планирует день, недели, не планирует месяц, год, не получится думать конструктивно, потому что он не знает, куда он идет. При таком его образе мыслей он и не может знать, куда идти,утнего вообще нет намеченных целей.

Что такое планирование дня? Это в блокноте записанный план на текущий день (рано утром, или поздно вечером на следующий день), в результате которого вам будет уже легче отбирать те мысли, которые способствуют тому, чтобы ты пришел к этой цели. С утра вы начинаете уже думать о плане, который вы записали на день. Это держит вас в правильном фокусе. То есть вы строите намеченную цель, «собирая» ее составные конструктивно.

Некоторые люди просыпаются и не знают, о чем думать. Поэтому они начинают жить по плану совсем другого человека; их также начинает «грузить» своими мыслями дьявол. В результате кто-то другой постоянно распоряжается их жизнью, или случай, или обстоятельства. И все это потому, что они не научились конструктивно думать.

Конструктивно думать – значит, мыслить согласно какой-то намеченной задачи. Эта задача должна быть поставлена на каждый день, на каждую неделю, на месяц, на 3 месяца, на полгода, год, 5 лет и т.д. И ты заставляешь себя мыслить только конструктивно, в направлениях твоей намеченной цели, отбрасывая все лишнее. И все твои мысли подчинены твоей поставленной цели.

Конструктивное мышление — стройное, слаженное, согласно намеченной задачи, цели. Люди, которые достигли чего-то в жизни, одержали эту первую победу – научились мыслить конструктивно.

Сначала они выяснили для себя направления, о чем они вообще в жизни думают: «я думаю только о Боге», «я думаю только о призвании», «я думаю о том, что только хорошо для моей семьи» и т.д. Немного, 4-5 тем. Если мы будем с вами думать обо всем подряд, это может закончиться пагубно. Надо определить для себя свою границу мышления. И тогда вы можете быть более эффективны. Но когда вы во многих темах по чуть-чуть, и ничего конкретного, ничего определенного, то вы будете бежать с одной темы на другую всю жизнь.

Но если вы определили для себя, какие сферы мышления вы допускаете, тогда дьявол не сможет украсть вашу жизнь, мысли, время.

Конструктивное мышление, прежде всего, позволяет вам стать хозяином своей жизни. Пока вы не начнете писать планы на каждый день и подчинять свои мысли этим планам, все будут руководить вами, но только не вы сами. Давайте станем хозяевами своего мыслительного дома, своей жизни, своей судьбы, начав конструктивно думать. Когда человек конструктивно мыслит, он уже не «летает в облаках», а конкретно, целенаправленно изо дня в день, из недели в неделю,  каждый месяц живет исполнением ежедневных планов для достижения целей. И утром, в молитве Богу, Бог добавляет пути, мысли к достижению этих целей.

Все действия, инициативы такого человека помогают ему реализовать поставленную им цель, способствуют решению общей задачи. Бог не даст новые идеи человеку, пока Он не убедится в том, что этот человек постоянно реализовывает свои идеи по достижению поставленной задачи. Только когда вы исчерпали свои идеи, вы вправе просить у Бога дать вам Его идеи.

Конструктивно мыслить – значит делать только то, что способствует продвижению ваших целей.

Все в жизни начинается с образа мыслей. Определите себе 3, максимум 5 направлений, которые Вы допускаете в свою жизнь. Например: «Мои отношения с Богом», «Мои отношения с семьей», «Мое отношение к призванию», «Куда я иду», и всему другому не давайте места в своей голове.

Созидать свою жить – это наша ответственность. Строить конструктивно свою жизнь – это задание Бога нам, это Божье доверие.

Бытие 1 глава -все, что делает Бог, стройно, последовательно. В каждый день Он делал то, что запланировал на этот день. У Бога намечено планирование на неделю, по дням, намечен ожидаемый результат.

Какой результат, какой вывод, какой продукт я ожидаю к концу недели (месяца, года)? – вопрос, который входит в конструктивный образ мышления. Будущего у Вас не будет, если Вы пошагово его не распишите.

Подсказки, которые помогут Вам составить план на 10 лет:
1. Вы созданы Богом.
2. Он создал Вас для Себя.
3. Первый Ваш приоритет – это явить и распространять Бога, Его Царство.

Конструктивное мышление – это первый этап созидательного мышления, вместе они приводят к стратегическому мышлению. Для того, чтобы начать стратегически мыслить, надо сначала мыслить конструктивно. Следующий, второй этап – это созидательное, или креативное мышление.

Креативное мышление – это способность думать созидательно.

Мы — часть Бога, Его творение. Качества Создателя тоже присущи нам. Это значит, мы можем придумывать, можем созидать. Созидательное, или креативное мышление как раз и выражает этот процесс. Мы сосредоточены на том, чтобы наши мысли работали на достижение конечного продукта. Это значит, придумывать что-то новое: новые идеи, решения в достижении поставленной цели. Думать созидательно – это умение, это навык, который формируется. Креативное мышление не позволяет мозгам просто «стоять» без дела, застаиваться, пустеть. Наоборот, оно заставляет думать постоянно. Все, что видит такой человек, стало объектом или интригой, которая его толкает придумывать что-то другое. «Могу ли я применить это к чему-то?».

Оно позволяет всему, что видит человек, помочь ему, чтобы придумать решения, дела, действия для достижения поставленных целей в жизни. Такие люди никогда не бывают ленивыми, свободными. Они не ходят без блокнота для записей, а записывают все свои идеи.

Для чего нужно креативное мышление? Чтобы новые идеи пришли к человеку, чтобы новые способы достижения увидеть и осуществить.

Если вы не знаете, чем заняться или что делать, это значит, вы не научились конструктивно думать.

Каждый день я заставляю себя придумывать что-то, и, причем, делаю все, чтобы осуществлять эти идеи! В молитве с Богом я тоже думаю. У меня всегда под рукой блокнот и ручка.

Конструктивное мышление – это способность придумывать новые идеи, продукты, пути решения; придумывать их постоянно, согласно намеченным целям. Записывайте идеи для достижения целей, ставьте для них сроки достижения.

Бог – наш Творец, Он создал нас, чтобы мы также были творцами. Он поставил нас творить там, где мы находимся. Заметьте, все открытия были сделаны на основании наблюдений и изучений предыдущих открытий.

Домашнее задание:

1. Что такое конструктивное мышление? (Напишите 10 вариантов)
2. Сделайте анализ своей жизни.
Как я жил до сих пор, и насколько присутствовало (отсутствовало) это качество – конструктивное мышление в моей жизни? (оцените в процентном соотношении)
3. Какие мои 4-5 глобальных целей (направлений), согласно которым я живу, и вне которых я не позволяю себе думать?
4. Какой вы видите свою жизнь через следующие 10 лет (2010-2020г.г.) по всем намеченным направлениям? Опишите словами ожидаемую картину того, что должно быть.
5. Какой объем нужно выполнить за каждый год по всем намеченным направлениям?
6. Сложите показатели, чтобы в целом получился общий результат, соответствующий вашим ожиданиям (вашей картине)
7. Распишите объем за год по месяцам, неделям, дням.

Сандей Аделаджа
Посольство Божье

К   н   и   г  а
в Вашу библиотеку

Комментарии по теме
Кирилл Очень хорошая статья! Спасибо большое за полезную стратегию) Цитировать
 
Leonid Pinchuk Пастор, Спасибо Вам, за то что вы делитесь с нами, своим опытом, за то что вы толкаете нас быть успешными!!! Цитировать
 
Куц Андрей это моё состояние после того как я начал писать контрольную по етой теме. Спасибо вам Сандей Аделаджа. Цитировать
 
 ИринаУ важаемый пастор, я благодарю Бога за то, что Вы есть, за то, что Вы проложили дорогу этому и молодому поколению. Благодарю Вас за ту работу, которую Вы проводите. Благодарю Вас за тот вклад, который Вы внесли в развитие христианства по всему миру. Молимся о Вас и Вашей семье. С любовью Ирина (Сахалин). Цитировать

Конструктивное мышление. Шесть шляп мышления

Конструктивное мышление

«Заставить вещи работать как надо».

Предложения и предположения.

Представьте себе компанию из восьмерых критически настроенных мужей, восседающих за круглым столом и обсуждающих возможность усовершенствования городского водоснабжения. Ни один из этих блестящих умов, как бы он ни «блистал» в иной ситуации, не может вступить в дискуссию до тех пор, пока кто-нибудь из присутствующих не выдвинет позитивной идеи. Как только это произойдет, критика получит возможность вступить в свои права. Но кто же из критиков решится внести позитивное предложение? Кто из них позволит себе выступить с предложением, которое обречено немедленно стать мишенью критических замечаний его коллег?

Критический настрой в рассмотрении каждой проблемы необходим, но довольствоваться только им одним невозможно. Я категорически не согласен с утверждением, будто критического склада ума достаточно для верной ориентации в жизни. Иногда приходится слышать замечания, будто критический настрой составляет отличительную особенность западного образца мышления. Особенность – вполне возможно; здесь важно – с чем сравнивать. Но в любом случае это вовсе не означает, будто критицизм – единственная присущая западному мышлению черта. Любая однобокость в развитии человеческого мышления непременно вела бы к его деградации.

Критический настрой характерен для мышления в черной шляпе. В главе, посвященной этому головному убору, я говорил, что человек, его надевающий, должен сыграть свою роль до конца: он обязан подвергать критике всех и вся с максимально доступным его характеру пылом. Это важный момент в подходе к рассмотрению любого вопроса, и его следует отработать со всей тщательностью.

Напротив того, мышление в шляпе, символизирующей радужные настроения, призвано в каждом деле искать соответствующие ее расцветке радужные перспективы и подводить под них логическое обоснование. Под астральным знаком шляпы солнечного цвета рождаются идеи, предложения и предположения. Позже мы увидим, что зеленая шляпа, символизирующая творческое мышление, также играет существенную роль в разработке новых идей.

Под сенью желтой шляпы формируется конструктивное мышление, поскольку всякое созидание связано с позитивным отношением к делу. Нечто новое для того и предлагается, чтобы внести какие-либо улучшения независимо от того, будет ли это решение конкретной проблемы, усовершенствование чего-то уже существующего или использование благоприятной возможности. В каждом случае предложение несет в своей основе какое-либо конкретное изменение к лучшему.

Желтошляпный тип мышления в определенной степени представляет собой мышление реактивное, знакомое нам по предыдущим главам, в которых мы с вами рассуждали о типах мышления в общем и целом. Говоря о реактивности мышления, я имею в виду тот факт, что оно – мышление – призвано включаться в работу и непосредственным образом реагировать на возникновение той или иной ситуации; в данном случае – отвечать на предложенное стечение обстоятельств целенаправленным поиском позитивных моментов и тем самым уравновешивать критический взгляд на вещи, присущий мышлению в черной шляпе.

Человек, надевающий желтую шляпу, выискивает в каждой конкретной идее исключительно положительные моменты и делает это с такой же настойчивостью, с какой человек в черной шляпе обращает внимание только на моменты негативного порядка. Человек в желтой шляпе стремится провести выдвинутый план в жизнь, и потому я рассматриваю желтошляпный тип мышления как конструктивный, созидательный, в противовес черношляпному образу мыслей, направленному на то, чтобы не дать идее дальнейшего развития, оставить все как есть, и потому – деструктивному.

– Чтобы улучшить обеспечение населения водой, мы можем соорудить на протекающей вблизи города реке дамбу, создав водохранилище, способное удовлетворить потребности населения в запасах питьевой воды.

– В пятидесяти милях отсюда, в горах, находится высокогорное озеро. Вода в нем отличается природной чистотой. Мы могли бы проложить водопровод, и вода из озера будет поступать сюда, в долину, под собственным давлением.

– При пользовании туалетом на ополаскивание лица или мытье рук каждый житель за один раз расходует в среднем около восьми галлонов[29] воды. Существуют проекты, предполагающие уменьшить расходование воды до одного галлона за один раз, в результате чего удалось бы сэкономить до тридцати галлонов в день в среднем на одного человека, или девять миллионов галлонов в день в расчете на город с трехсоттысячным населением.

– А если задействовать метод повторного использования воды? Я слышал, что существуют технические процессы очистки воды, позволяющие окончательно решить проблему водоснабжения. Если хотите, я могу собрать по этому вопросу все необходимые сведения.

Каждый из приведенных примеров представляет собой конструктивное предложение. Когда такое предложение внесено, его следует рассмотреть с позиции мышления в желтой шляпе, чтобы подготовить зародившуюся идею к испытанию на прочность под огнем критических замечаний человека в черной шляпе.

• Наденьте свою желтую шляпу и внесите конкретное предложение. Чем больше вариантов у нас наберется – тем лучше.

• Джон, что вы можете нам предложить? Каким образом мы можем справиться с этой проблемой? Надевайте-ка вашу желтую шляпу.

Здесь кто-нибудь из присутствующих – в соответствии с общим сценарием – может заметить, что предложения по решению проблем с водоснабжением должны исходить от специалистов, а не от дилетантов. Если участники круглого стола все как один – специалисты своего дела, тоже не беда: один из них может сознательно взять на себя роль сомневающегося во всем неспециалиста, подвергающего критическому осмыслению каждую высказанную его коллегами мысль. Такая политика очень распространена в большой политике: специалисты выдвигают предложения, а политический деятель подвергает их всестороннему критическому рассмотрению. Он играет роль любителя, случайно затесавшегося в ряды сильных мира сего и потому склонного во всем сомневаться и чего-то недопонимать.

Вот и людям, далеким от политики, весьма полезно применить ту же стратегию – поиграть в обмен мнениями между экспертами, выплескивающими фонтаны идей, и во всем сомневающимися недоумками-любителями, засыпающими их глупейшими – но весьма полезными по своей сути – вопросами. Это тем более полезно, что решение любого вопроса даже в политике все равно остается за профессионалами.[30]

Как же появляются на свет предложения и предположения? Откуда они берутся? Каким образом человек, надевающий желтую шляпу, приобщается к миру идей и творческих планов?

Это сложный вопрос, и на страницах предлагаемой книги нет места для подробного рассмотрения различных методик творческого проектирования и глобального разрешения проблем. Этому посвящены другие мои работы.

Нам важно понять другое: предложения, выдвинутые человеком в желтой мыслеварительнои шляпе, вовсе не обязательно должны соответствовать уровню специалиста. Они могут представлять собой как верный способ разрешения возникшей проблемы, так и всего лишь намек на такую возможность – что угодно, способное привести к конкретному результату.

Когда желтая шляпа направила процесс варения мыслей в русло созидания конструктивных идей и пробудила в человеке потребность к рассмотрению их достоинств, дальнейшее развитие идеи уже не представляет большой сложности.

• Снимите вашу черную шляпу. До сих пор вы брали на себя роль оценщика предлагаемых идей. Попробуйте теперь предложить что-нибудь сами.

• Надев желтую шляпу, я отчетливо вижу, что одним из способов разрешить возникшую проблему является принятие нами решения о продаже технической воды частным предпринимателям по рыночным ценам.

• Нет, нам еще рано надевать черные шляпы. Я вовсе не считаю, что мы рассмотрели все перспективы, которые перед нами открывает принятие этого предложения. Да, нам придется потратить известную сумму денег на консультации специалистов, но, если мы все хорошенько обдумаем, дальнейшая разработка проекта должна себя оправдать. Главное – ясно себе представить все возможные области его применения. И здесь речь идет об использовании конструктивного мышления в желтой шляпе.

Итак, мышление в желтой шляпе отвечает за «порождение» конструктивных идей и очерчивание открываемых ими радужных перспектив. Двум этим аспектам сопутствует чрезвычайно важный – третий: он заключается в дальнейшем развитии выдвинутой идеи. Для этого требуется нечто большее, нежели умение вынести привычную нашему разуму оценку ситуации, при формировании которой задействуется реактивный тип мышления. Здесь необходим конструктивный образ мыслей. Речь идет о дальнейшей работе над предложением – его доработке, усовершенствовании и доведении до «степени внедрения в жизнь».

Под «совершенствующим аспектом» мышления в желтой шляпе понимается направленный поиск и исправление присутствующих в идее недостатков, обнаруженных с помощью мышления в черной шляпе. Как мы уже отмечали, черношляпный тип мышления как раз и предназначен для поиска недостатков, но в его обязанности не входит их исправление.

• Если мы передадим функцию городского водоснабжения в руки частного предпринимательства, это может привести к тому, что новые владельцы постепенно сумеют добиться монопольного права на установление отпускных цен на воду для предприятий-потребителей.

• Мы могли бы оградить себя от подобных перспектив проведением жесткой ценовой политики путем создания определенного «коридора» цен для потребителей. Таким «коридором» могли бы служить верхняя и нижняя границы цен на воду из расчета ее нынешней отпускной цены с поправкой на инфляцию.

• Я хочу еще раз подчеркнуть, что для конструктивного аспекта мышления в желтой шляпе вовсе не требуется исключительной одаренности. Здесь важно только желание изложить приходящие в голову мысли и идеи, даже если на первый взгляд они кажутся ничем не примечательными.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Как научиться конструктивно мыслить. Самоучитель по психологии

Как научиться конструктивно мыслить

Одной из главных помех в формировании адекватной самооценки является негативное мышление – привычка постоянно прокручивать в уме разные бесплодные, неконструктивные, но уничтожающие всякое воодушевление идеи. Люди с заниженной самооценкой очень часто загоняют себя в своего рода мысленные ловушки. Как мы установили в начале этой главы, самооценка включает наши мысли и суждения, наше отношение к самим себе.

Сам собой напрашивается вывод: снижение самооценки безусловно связано с тем, что мы о себе думаем. Правда, обнаружить мыслительный капкан не всегда бывает легко. Чтобы продемонстрировать возможную сложность этой задачи, воспользуемся примером из известного психологического эксперимента, поставленного Санфордом и Гарродом. Ниже приводится совсем коротенький рассказ. Читая его, вы обнаружите, как некие ваши мысли, обычно бессознательные и автоматические, проскальзывают в сознание в то время, как вы пытаетесь уловить смысл прочитанного.

Джон направлялся в школу.

Его очень беспокоил предстоящий урок математики. Он опасался, что опять не сумеет справиться с учениками.

Это ведь не входило в его обязанности мойщика стекол.

Первым делом вы наверняка решили, что речь идет о школьнике. Вероятно, вы подумали так даже раньше, чем осознали эту мысль. Но вот вы добрались до третьего предложения и поняли, что первоначальная идея о том, что Джон – это школьник, ошибочна. Теперь вы, скорее всего, «догадались», что Джон является учителем – лишь для того, чтобы тут же обнаружить, что в рассказе говорится о мойщике стекол. Все это является наглядным примером автоматического мышления. Вы не совершаете никаких сознательных усилий, не имеете никакого специального намерения, но первое же предположение направляет все ваши дальнейшие размышления в одном направлении, а не в каком-то другом.

Мыслительные ловушки, из-за которых самооценка становится низкой, тоже являют собой пример автоматического мышления. Мы автоматически предполагаем, что некто, идущий в школу, должен быть учеником. Точно так же и наши суждения в отношении собственной личности часто возникают бессознательно, как бы сами собой, а порой даже и вопреки самым лучшим нашим намерениям.

Но можно ли заключить из этого, что ситуация безнадежна, что такое автоматическое мышление никак нельзя изменить?

На самом деле, хотя мышление нередко бывает автоматическим, оно вовсе не обязательно должно оставаться таким. Обратимся еще раз к истории с Джоном, мойщиком стекол.

Как вы поняли, что он вовсе не школьник? Скорее всего, вы догадались об этом, прочитав фразу о том, что он беспокоится из-за того, что не сможет справиться с классом. Поначалу вы сделали вполне обоснованное предположение о том, что герой рассказа является школьником, но тут же обнаружили, что это предположение уже не соответствует действительности. Сходным образом, обнаружив, что ваша самооценка снижается, вы можете сразу же спросить себя: «А верно ли я рассуждаю?»

Чтобы потренироваться в обнаружении мыслительных ловушек, вспомните и коротко опишите несколько случаев, когда вы чувствовали, что ваша самооценка падает. Чтобы результат получился более наглядным, рядом с описанием самого события запишите, что вы в то время думали о себе в сложившейся ситуации. Если сразу восстановить ход мыслей трудновато, задайте себе вопрос: почему вы почувствовали себя так плохо, когда случилось описываемое событие?

Некоторые мыслительные ловушки являются стереотипными и встречаются гораздо чаще всех прочих. У каждого из нас есть представления о том, какими мы являемся на самом деле («Я» реальное), а также идеи о том, какими мы должны были бы быть («Я» идеальное).

И если мы обнаруживаем значительное расхождение между двумя этими образами, то в результате нередко оказываемся в одной из мыслительных ловушек: начинаем бесплодно размышлять о собственной неполноценности, негодности, неспособности «держать марку».

Другая причина появления мыслей о своей никчемности – сравнение себя с окружающими: размышления на тему «вечно я хуже других» – весьма распространенная мыслительная ловушка.

Еще один вариант стереотипного негативного мышления – привычно винить себя во всех неприятностях, а любые положительные события приписывать заслугам других людей или «везению», «судьбе» и т. д.

Научившись распознавать мыслительные ловушки, вы сможете постепенно приобрести навык замещать их более продуктивными размышлениями. Вернитесь к описанию тех примеров собственного негативного мышления, которые вам удалось вспомнить, и продолжите работу: для каждого случая постарайтесь найти вариант конструктивного размышления.

Например, если вы обвиняете себя в чем-то, попробуйте прежде всего задаться вопросами: действительно ли это была сфера вашей ответственности? Не были ли заведомо завышены требования, которые вы сами себе предъявляли? Возможно, нужно сформулировать более реалистичные цели, или перераспределить имеющиеся в вашем распоряжении ресурсы.

Еще один способ, часто помогающий выбраться из мыслительной ловушки, – посмотреть на себя глазами кого-нибудь, кто вас действительно любит (лучшего друга, заботливых родителей, собственного ребенка). Разве они предъявляют к вам такие жесткие требования или считают вас неудачником?

Призовите на помощь свое воображение: возможно, вам ситуация по-прежнему представляется удручающей, а собственное поведение – заслуживающим самого серьезного порицания. Но попробуйте представить себе, что вы на самом деле обладаете огромным запасом оптимизма и уверенности в себе: как бы вы тогда оценили описанное событие? Очень часто такой «взгляд со стороны» (который вы можете себе позволить хотя бы в порядке эксперимента!) показывает всю ситуацию в неожиданном ракурсе, и обнаруживается, что реальной причины для падения самооценки у вас не было…

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Cтратегическое мышление и планирование (Урок 2)

Стратегическое мышление и планирование неотъемлемо связано с двумя способами мышления. Эти 2 способа мышления называются: конструктивное мышление и созидательное (креативное) мышление. Они являются начальными этапами стратегического мышления.

Конструктивное мышление. Никто не может мыслить стратегически, если он не может мыслить конструктивно. Тот, кто научился конструктивно и созидательно мыслить, только тот может перейти на уровень стратегического мышления.

Слово «конструктивное» исходит от слова «конструктив», а оно, в свою очередь, от слова «конструкция». Конструкция обозначает «стройка» или «строение». Конструктивное мышление обозначает стройное, выстроенное мышление. Когда человек говорит конструктивно, это означает, что он говорит слаженно, стройно, системно, аналитически. Также можно сказать, что человек может стройно мыслить.

К сожалению, очень мало людей могут мыслить стройно, конструктивно, по порядку.

Что означает «стройно мыслить?»
Допустим, мы собираемся строить здание. Сначала мы возводим фундамент. И уже на него мы накладываем какие-то кирпичи и т.д. Любое строительство предполагает архитектуру, проект, эскиз, чертеж, по которому строится данное сооружение.

Для чего нужен проект? Проект необходим для того, чтобы СТРОЙНО, согласованно, системно строить.

Без такого планирование любое дело ожидает катастрофа. То же самое и в жизни человека, ведь без планирования у него в голове получается «каша». Такой человек говорит сразу обо всем. Особенно женщины склонны выражать свои эмоции, чем логику, ведь им хочется говорить о наболевшем, и когда говоришь об этом – не всегда речь выглядит стройно.

К сожалению, у нас царит хаотичное мышление. И даже, когда мы ставим правильные цели, порой, проходит намного больше времени, чем нужно, чтобы достигнуть ее.

Задумаемся о том, КАК мы мыслим: конструктивно или хаотично? И мы обнаружим, что хаотично, то есть обстоятельства контролируют наше мышление. Наш мозг и наши мысли – под контролем всего: что пришло в голову, о том и думаем.

Можно всего этого избежать, и не нужно попадать под влияние обстоятельств.

Великие люди, творцы истории, люди, которые меняют свой мир, которые ведут общество, отличаются тем, как они думают. Они научились приводить в порядок свой мозг, они научились конструктивному мышлению, то есть научились думать конструктивно.

Чтобы жить конструктивно, нужен чертеж, то есть план, по которому надо идти к цели. Представьте себе: научиться так жить, чтобы прямо мыслить по плану! То есть, не позволяя себе отвернуться ни направо, ни налево, а мыслить только по намеченному. Мыслить, держась за эту линию, цель; дисциплинировать себя так, чтобы не выйти из намеченной линии, из намеченного образа мыслей – вот, что значит мыслить конструктивно.

Архитекторы, строители понимают, что слово «конструктивно» обозначает не просто «стройно», но и «слаженно». При конструировании одна часть стройно накладывается на другую…, чтобы получился запланированный образ, объект.

Люди, которые думают конструктивно, допускают только те мысли, которые приводят к созданию определенного образа, объекта. Они не позволяют себе принять мысли, которые не войдут в общую конструкцию, имидж, который они наметили в своей голове.

Это значит, до того, как начинать думать над какой-то конструкцией, они уже поставили задачи перед собой.

Итак, человек, который не имеет привычки ежедневного планирования, не сможет думать конструктивно. Человеку, который не планирует день, недели, не планирует месяц, год, не получится думать конструктивно, потому что он не знает, куда он идет. При таком его образе мыслей он и не может знать, куда идти,утнего вообще нет намеченных целей.

Что такое планирование дня? Это в блокноте записанный план на текущий день (рано утром, или поздно вечером на следующий день), в результате которого вам будет уже легче отбирать те мысли, которые способствуют тому, чтобы ты пришел к этой цели. С утра вы начинаете уже думать о плане, который вы записали на день. Это держит вас в правильном фокусе. То есть вы строите намеченную цель, «собирая» ее составные конструктивно.

Некоторые люди просыпаются и не знают, о чем думать. Поэтому они начинают жить по плану совсем другого человека; их также начинает «грузить» своими мыслями дьявол. В результате кто-то другой постоянно распоряжается их жизнью, или случай, или обстоятельства. И все это потому, что они не научились конструктивно думать.

Конструктивно думать – значит, мыслить согласно какой-то намеченной задачи. Эта задача должна быть поставлена на каждый день, на каждую неделю, на месяц, на 3 месяца, на полгода, год, 5 лет и т.д. И ты заставляешь себя мыслить только конструктивно, в направлениях твоей намеченной цели, отбрасывая все лишнее. И все твои мысли подчинены твоей поставленной цели.

Конструктивное мышление — стройное, слаженное, согласно намеченной задачи, цели. Люди, которые достигли чего-то в жизни, одержали эту первую победу – научились мыслить конструктивно.

Сначала они выяснили для себя направления, о чем они вообще в жизни думают: «я думаю только о Боге», «я думаю только о призвании», «я думаю о том, что только хорошо для моей семьи» и т.д. Немного, 4-5 тем. Если мы будем с вами думать обо всем подряд, это может закончиться пагубно. Надо определить для себя свою границу мышления. И тогда вы можете быть более эффективны. Но когда вы во многих темах по чуть-чуть, и ничего конкретного, ничего определенного, то вы будете бежать с одной темы на другую всю жизнь.

Но если вы определили для себя, какие сферы мышления вы допускаете, тогда дьявол не сможет украсть вашу жизнь, мысли, время.
Конструктивное мышление, прежде всего, позволяет вам стать хозяином своей жизни. Пока вы не начнете писать планы на каждый день и подчинять свои мысли этим планам, все будут руководить вами, но только не вы сами. Давайте станем хозяевами своего мыслительного дома, своей жизни, своей судьбы, начав конструктивно думать.

Когда человек конструктивно мыслит, он уже не «летает в облаках», а конкретно, целенаправленно изо дня в день, из недели в неделю, каждый месяц живет исполнением ежедневных планов для достижения целей. И утром, в молитве Богу, Бог добавляет пути, мысли к достижению этих целей.

Все действия, инициативы такого человека помогают ему реализовать поставленную им цель, способствуют решению общей задачи. Бог не даст новые идеи человеку, пока Он не убедится в том, что этот человек постоянно реализовывает свои идеи по достижению поставленной задачи. Только когда вы исчерпали свои идеи, вы вправе просить у Бога дать вам Его идеи.

Конструктивно мыслить – значит делать только то, что способствует продвижению ваших целей.
Все в жизни начинается с образа мыслей. Определите себе 3, максимум 5 направлений, которые Вы допускаете в свою жизнь. Например: «Мои отношения с Богом», «Мои отношения с семьей», «Мое отношение к призванию», «Куда я иду», и всему другому не давайте места в своей голове.

Созидать свою жить – это наша ответственность. Строить конструктивно свою жизнь – это задание Бога нам, это Божье доверие.

Бытие 1 глава.
Все, что делает Бог, стройно, последовательно. В каждый день Он делал то, что запланировал на этот день. У Бога намечено планирование на неделю, по дням, намечен ожидаемый результат.

Какой результат, какой вывод, какой продукт я ожидаю к концу недели (месяца, года)? – вопрос, который входит в конструктивный образ мышления.

Будущего у Вас не будет, если Вы пошагово его не распишите.
Подсказки, которые помогут Вам составить план на 10 лет:

  1. Вы созданы Богом.
  2. Он создал Вас для Себя.
  3. Первый Ваш приоритет – это явить и распространять Бога, Его Царство.

Конструктивное мышление – это первый этап созидательного мышления, вместе они приводят к стратегическому мышлению. Для того, чтобы начать стратегически мыслить, надо сначала мыслить конструктивно. Следующий, второй этап – это созидательное, или креативное мышление.

Креативное мышление – это способность думать созидательно.

Мы — часть Бога, Его творение. Качества Создателя тоже присущи нам. Это значит, мы можем придумывать, можем созидать. Созидательное, или креативное мышление как раз и выражает этот процесс. Мы сосредоточены на том, чтобы наши мысли работали на достижение конечного продукта. Это значит, придумывать что-то новое: новые идеи, решения в достижении поставленной цели. Думать созидательно – это умение, это навык, который формируется. Креативное мышление не позволяет мозгам просто «стоять» без дела, застаиваться, пустеть. Наоборот, оно заставляет думать постоянно. Все, что видит такой человек, стало объектом или интригой, которая его толкает придумывать что-то другое. «Могу ли я применить это к чему-то?».

Оно позволяет всему, что видит человек, помочь ему, чтобы придумать решения, дела, действия для достижения поставленных целей в жизни. Такие люди никогда не бывают ленивыми, свободными. Они не ходят без блокнота для записей, а записывают все свои идеи.

Для чего нужно креативное мышление? Чтобы новые идеи пришли к человеку, чтобы новые способы достижения увидеть и осуществить.

Если вы не знаете, чем заняться или что делать, это значит, вы не научились конструктивно думать.

Пастор Сандей: «Каждый день я заставляю себя придумывать что-то, и, причем, делаю все, чтобы осуществлять эти идеи! В молитве с Богом я тоже думаю. У меня всегда под рукой блокнот и ручка».

Конструктивное мышление – это способность придумывать новые идеи, продукты, пути решения; придумывать их постоянно, согласно намеченным целям. Записывайте идеи для достижения целей, ставьте для них сроки достижения.
Бог – наш Творец, Он создал нас, чтобы мы также были творцами. Он поставил нас творить там, где мы находимся. Заметьте, все открытия были сделаны на основании наблюдений и изучений предыдущих открытий.

Домашнее задание:

  1. Что такое конструктивное мышление? (Напишите 10 вариантов)
  2. Сделайте анализ своей жизни. Как я жил до сих пор, и насколько присутствовало (отсутствовало) это качество – конструктивное мышление в моей жизни? (оцените в процентном соотношении)
  3. Какие мои 4-5 глобальных целей (направлений), согласно которым я живу, и вне которых я не позволяю себе думать?
  4. Какой вы видите свою жизнь через следующие 10 лет (2010-2020г.г.) по всем намеченным направлениям? Опишите словами ожидаемую картину того, что должно быть.
  5. Какой объем нужно выполнить за каждый год по всем намеченным направлениям?
  6. Сложите показатели, чтобы в целом получился общий результат, соответствующий вашим ожиданиям (вашей картине)
  7. Распишите объем за год по месяцам, неделям, дням.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *