Конструктивные и деструктивные конфликты: Деструктивные и конструктивные конфликты

Автор: | 25.03.2021
Разница между конструктивным и деструктивным конфликтом

Разница между конструктивным и деструктивным конфликтом заключается в основном в результате. Конфликт — это серьезное разногласие между двумя сторонами. В организационных условиях конфликты возникают между сотрудниками, отделами и самими организациями. Это приводит к негативному климату внутри организации. Конфликты могут возникать из-за взаимозависимости задач, проблем со статусом, индивидуальных особенностей, нехватки ресурсов, проблем с заработной платой и т. Д. Говоря о конфликтах, в основном это два типа. Это конструктивные конфликты и разрушительные конфликты. Как следует из названия, исход этих двух типов конфликтов значительно отличается. Конструктивный конфликт приводит к положительному результату, который в основном включает в себя разрешение конфликта. Однако разрушительные конфликты обычно заканчиваются негативными последствиями. Это не обязательно должно быть внутри организации; это может произойти и в других ситуациях, таких как семья, друзья или даже штаты. В этой статье давайте рассмотрим различия между двумя типами конфликтов; а именно конструктивный конфликт и деструктивный конфликт.

Содержание

Что такое конструктивный конфликт?

Конфликт обычно рассматривается как нечто негативное, поскольку он порождает много антагонизма и разочарования между вовлеченными сторонами. Однако конфликт не обязательно должен быть разрушительным. В конструктивном конфликте, даже несмотря на возникновение разногласий между двумя сторонами, это можно разрешить положительным образом, чтобы это принесло пользу обеим сторонам. Это часто называют беспроигрышной ситуацией, потому что обе стороны извлекают из этого выгоду. Кроме того, общение между двумя сторонами часто является честным и открытым общением. Они не связаны с эмоциональными, импульсивными реакциями и направлены на поиск решения. Обе стороны осознают необходимость разрешения конфликта, чтобы удовлетворить требования каждой из сторон.

Предположим, что конфликт возник в группе сотрудников, которым поручено выполнение определенной задачи. Оба сотрудника чувствуют необходимость достижения цели, но имеют разные стратегии. Через конструктивный конфликт два сотрудника могут найти решение, работая в команде. Это также улучшает производительность команды отдельных людей. Однако разрушительный конфликт приводит к другим результатам, чем конструктивный конфликт.

Что такое деструктивный конфликт?

В отличие от конструктивного конфликта, деструктивный конфликт характеризуется чувствами разочарования и антагонизма. Разрушительные конфликты не приводят к положительным результатам и наносят ущерб продуктивности организации. В такой ситуации обе стороны прилагают усилия, чтобы победить любой ценой. Они отказываются общаться честно и открыто и отвергают решения, вызванные другой стороной. В отличие от конструктивного конфликта, где есть уважение к другим сотрудникам, в деструктивных конфликтах этого не видно.

В разрушительном конфликте требования обеих сторон не выполняются. Это создает дальнейшее разочарование и импульсивные действия. Обе стороны могут даже участвовать в действиях, которые портят образ другой. Такие конфликты обычно не укрепляют отношения, но ухудшают рабочие отношения. Это подчеркивает, что, хотя конструктивные конфликты могут быть полезны для организаций, разрушительные конфликты — нет.

В чем разница между конструктивным и деструктивным конфликтом?

• Определения конструктивного и деструктивного конфликта:

• В конструктивном конфликте, даже несмотря на возникновение разногласий между двумя сторонами, это можно разрешить положительным образом, чтобы это принесло пользу обеим сторонам.

• В деструктивном конфликте разногласия приводят к негативным последствиям, вызывая чувство разочарования и антагонизма

• Результат:

• Конструктивный конфликт имеет положительные результаты.

• Разрушительный конфликт имеет отрицательные последствия.

• Влияние на отношения:

• Конструктивный конфликт укрепляет отношения между двумя сторонами.

• Разрушительный конфликт вредит отношениям между двумя сторонами.

• Ситуация создана:

• Конструктивный конфликт создает беспроигрышную ситуацию, в которой выигрывают обе стороны.

• В разрушительном конфликте обе стороны не получают выгоды.

• Связь:

• В конструктивном конфликте честное общение.

• В разрушительном конфликте нет.

• Производительность:

• Конструктивный конфликт улучшает производительность, особенно в группах.

• Разрушительный конфликт снижает производительность.

• Действия сторон:

• В конструктивном конфликте обе стороны вовлечены в решение проблемы.

• В разрушительном конфликте вы не можете видеть, что обе стороны вовлечены в решение проблемы.

Изображения предоставлены:

  1. Переговоры Сената Республики Польша (CC BY-SA 3.0 pl)
Деструктивный и конструктивный конфликты | Личные финансы

Конфликт – конфигурация столкновений обратных влечений, в которой имеет место быть разноречивость природы личности и общества.

Базой для типологии конфликтов выступают: цели членов конфликта, соотношение их поступков имеющимся общепризнанным меркам, конечный итог конфликтного взаимодействия и воздействие инцидента на становление организации.

В зависимости от нрава воздействия отличаются следующие типы конфликтов в организации:

  • конструктивные,
  • стабилизирующие,
  • деструктивные.
Конфликты эмоциональные

Иной расклад – это деление конфликтов на деловые и эмоциональные.

Ещё одна довольно распространенная классификация сводится к разделению инцидентов на социальные и внутриличностные.

К социальным относятся:

  • межличностные конфликты,
  • межгрупповые,
  • конфликт между личностью и группой,
  • меж группой и социумом.

Различают три типа внутренних конфликтов личности:

  • мотивационные,
  • когнитивные,
  • ролевые.

По своим результатам конфликты разделяются на:

  • конструктивные;
  • деструктивные.

Конструктивные предполагают возможность рациональных преобразований, в итоге коих устраняется сам объект инцидента.

При грамотном управлении такового рода конфликты имеют все шансы доставить организации значительную пользу.

В случае если же инцидент не содержит под собой реальной почвы и не формируется, значит, нет вероятностей для улучшения внутриорганизационных процессов, он оказывается деструктивным.

Такой конфликт в начале ломает систему отношений меж людьми, а вслед за этим вносит дезорганизацию в ход объективных процессов.

Определенными основаниями конструктивных конфликтов чаще всего оказываются:

  • негативные условия труда;
  • несовершенная оплата труда;
  • дефекты в организации;
  • загруженность на работе;
  • различие прав и обязательств сотрудников;
  • недостаток ресурсов;
  • невысокий степень дисциплины.

Деструктивные конфликты как правило вызываются неверными деяниями, в том числе:

  • злоупотреблением положением;
  • нарушением трудового договора;
  • ошибочными оценками людей.
Конструктивные или деструктивные конфликты?

Таким образом, в случае если при конструктивных инцидентах стороны не выходят за рамки этических общепризнанных мерок, то деструктивные, в сути, базируются на их несоблюдении, а еще на психической несовместимости людей.

Законы внутриорганизационного конфликта таковы, что всякий конструктивный инцидент, в случае если его вовремя не решить, преобразуется в деструктивный. Люди начинают показывать друг другу собственную неприязнь, придираться, унижать коллегу, грозить им, навязывать собственную точку зрения, не желают улаживать образовавшиеся трудности к взаимной выгоде.

Во многом перевоплощение конструктивного конфликта в деструктивный связано с особенностями характера личности самих его членов.

Таким образом, конфликт — это симптом неэффективной работы организации и неграмотного управления или допущения ошибок в управлении.

В наше время теоретики и практики управления все чаще склоняются к точке зрения, что собственно кое-какие конфликты в том числе и в самой действенной организации при самых наилучших отношениях не только вероятны, но и желательны. Надобно лишь только уметь вести конфликт. Значение конфликтов и их регулировки в современном обществе настолько велико, что во второй половине ХХ века выделилась особая область  изучения – конфликтология.

Существуют всевозможные определения конфликтов, но все они лишь  подчеркивают присутствие столкновения мнений, которое воспринимает форму разногласий, в случае если речь идет о взаимодействии людей.

Определение конфликта. Деструктивный и конструктивный способы решения конфликтных ситуаций

Определение конфликта. Деструктивный и конструктивный способы решения конфликтных ситуаций

Ребенок, словно чистый лист бумаги, Неосторожно не сомни его судьбу, Ты помоги ему, придай отваги И научи выигрывать борьбу

Что такое конфликт? Конфликт в переводе с латыни означает столкновение. Конфликтологи утверждают, что бесконфликтных взаимоотношений не бывает.

Определения этого понятия можно разделить на две группы. В общественном сознании конфликт чаще всего является синонимом враждебного, негативного противостояния людей из-за несовместимости интересов, норм поведения, целей.

Но существует и другое понимание конфликта как абсолютно естественного в жизни общества явления, совсем не обязательно приводящего к негативным последствиям. Напротив, при выборе правильного русла его течения, он является важным составляющим развития общества.

В зависимости от результатов решения конфликтных ситуаций, их можно обозначить как деструктивные или конструктивные. Итогом деструктивного столкновения является неудовлетворение одной или обеих сторон итогом столкновения, разрушение отношений, обиды, непонимание.

Конструктивным является конфликт, решение которого стало полезным для сторон, принимавших в нем участие, если они построили, приобрели в нем что-то ценное для себя, остались удовлетворены его результатом.

Разнообразие школьных конфликтов. Причины возникновения и способы решения.

Конфликт в школе явление многоплановое. При общении с участниками школьной жизни, учителю приходится быть еще и психологом. Нижеприведенный «разбор полетов» столкновений с каждой группой участников может стать для педагога «шпаргалкой» на экзаменах по предмету «Школьный конфликт».

Конфликт «Ученик — ученик»

Разногласия между детьми — обычное явление, в том числе и в школьной жизни. В данном случае учитель не является конфликтующей стороной, однако принять участие в споре между учениками порой необходимо.

Причины конфликтов между учениками

  • борьба за авторитет

  • соперничество

  • обман, сплетни

  • оскорбления

  • обиды

  • враждебность к любимым ученикам учителя

  • личная неприязнь к человеку

  • симпатия без взаимности

  • борьба за девочку (мальчика)

Способы решения конфликтов между учениками

Как же конструктивно решить подобные разногласия? Очень часто дети могут урегулировать конфликтную ситуацию самостоятельно, без помощи взрослого. Если вмешательство со стороны учителя все же необходимо, важно сделать это в спокойной форме. Лучше обойтись без давления на ребенка, без публичных извинений, ограничившись подсказкой. Лучше, если ученик сам найдет алгоритм решения этой задачи.  Конструктивный конфликт добавит в копилку опыта ребенка социальные навыки, которые помогут ему в общении со сверстниками, научат решать проблемы, что пригодится ему и во взрослой жизни.

После разрешения конфликтной ситуации, важен диалог учителя с ребенком. Ученика хорошо называть по имени, важно, чтобы он почувствовал атмосферу доверия, доброжелательности. Можно сказать что-то вроде: «Дима, конфликт — не повод переживать. В твоей жизни будет еще много подобных разногласий, и это неплохо. Важно решить его правильно, без взаимных упреков и оскорблений, сделать выводы, определенную работу над ошибками. Такой конфликт станет полезным».

Ребенок часто ссорится и показывает агрессию, если у него нет друзей и увлечений. В этом случае учитель может попробовать исправить ситуацию, поговорив с родителями ученика, порекомендовав записать ребенка в кружок или спортивную секцию, согласно его интересам. Новое занятие не оставит времени на интриги и сплетни, подарит интересное и полезное времяпровождение, новые знакомства.

Конфликт «Учитель — родитель ученика»

Подобные конфликтные действия могут быть спровоцированы как учителем, так и родителем. Недовольство может быть и обоюдным.

Причины конфликта между учителем и родителями

  • разные представления сторон о средствах воспитания

  • недовольство родителя методами обучения педагога

  • личная неприязнь

  • мнение родителя о необоснованном занижении оценок ребенку

Способы решения конфликта с родителями ученика

Как же конструктивно разрешить подобные недовольства и разбить камни преткновения? При возникновении конфликтной ситуации в школе важно разобраться в ней спокойно, реально, без искажения посмотреть на вещи.

Главный единственный путь к согласию станет открытый диалог учителя и родителя, где стороны равны. Проведенный анализ ситуации поможет педагогу выразить свои мысли и представления о проблеме родителю, проявить понимание, прояснить общую цель, вместе найти выход из сложившейся ситуации.

После разрешения конфликта, сделанные выводы о том, что сделано неправильно и как следовало бы действовать, чтобы напряженный момент не наступил, помогут предотвратить подобные ситуации в будущем.

Конфликт «Учитель — ученик»

Такие конфликты, пожалуй, наиболее часты, ведь ученики и учителя проводят времени вместе едва ли меньше, чем родители с детьми.

Причины конфликтов между учителем и учениками

  • отсутствие единства в требованиях учителей

  • чрезмерное количество требований к ученику

  • непостоянство требований учителя

  • невыполнение требований самим учителем

  • ученик считает себя недооцененным  

  • учитель не может примириться с недостатками ученика

  • личные качества учителя или ученика (раздражительность, беспомощность, грубость)

Решение конфликта учителя и ученика

Лучше разрядить напряженную ситуацию, не доводя ее до конфликта. Для этого можно воспользоваться некоторыми психологическими приемами.

Естественной реакцией на раздражительность и повышение голоса являются аналогичные действия. Следствием разговора на повышенных тонах станет обострение конфликта. Поэтому правильным действием со стороны учителя будет спокойный, доброжелательный, уверенный тон в ответ на бурную реакцию ученика. Скоро и ребенок «заразится» спокойствием педагога.

Недовольство и раздражительность чаще всего исходят от отстающих учеников, недобросовестно выполняющих школьные обязанности. Вдохновить ученика на успехи в учебе и помочь забыть о своих недовольствах можно, доверив ему ответственное задание и выразив уверенность в том, что он выполнит его хорошо.

Доброжелательное и справедливое отношение к ученикам станет залогом здоровой атмосферы в классе, сделает нетрудным выполнение предложенных рекомендаций.

Стоит отметить, что при диалоге между учителем и учеником важно учитывать определенные вещи. Стоит подготовиться к нему заранее, чтобы знать, что сказать ребенку. Как сказать — составляющее не менее важное. Спокойный тон и отсутствие негативных эмоций — то, что нужно для получения хорошего результата. А командный тон, который часто используют учителя, упреки и угрозы — лучше забыть. Нужно уметь слушать и слышать ребенка. 
Единый алгоритм решения любого школьного конфликта

Изучив приведенные рекомендации к каждому из конфликтов в школе, можно проследить схожесть их конструктивного  разрешения. Обозначим его еще раз.

  • Первое, что окажет пользу, когда проблема назрела, это спокойствие.

  • Второй момент — анализ ситуации без превратности.

  • Третьим важным пунктом является открытый диалог между конфликтующими сторонами, умение выслушать собеседника, спокойно изложить свой взгляд на проблему конфликта.

  • Четвертое, что поможет прийти к нужному конструктивному итогу — выявление общей цели, способов решения проблемы, позволяющих к этой цели придти.

  • Последним, пятым пунктом станут выводы, которые помогут избежать ошибок общения и взаимодействия в будущем.

Итак, что же такое конфликт? Добро или зло? Ответы на эти вопросы кроются в способе решения напряженных ситуаций. Отсутствие конфликтов в школе — явление практически невозможное. И решать их все равно придется. Конструктивное решение тянет за собой доверительные отношения и мир в классе, деструктивное — копит обиды и раздражение. Остановиться и подумать в тот момент, когда нахлынуло раздражение и гнев — важный момент в выборе своего пути разрешения конфликтных ситуаций.

Средь множества пытливых глаз

Попробуй заслужить признанье.

Ребенок — главный среди нас,

Всегда он требует вниманья.

Сумей всех лаской обаять,

Встречая каждый день улыбкой.

И много знать, и не солгать,

Не совершать сумей ошибки.

Конструктивные и деструктивные функции конфликтов — Студопедия

Функции конфликта имеют двойственный характер. Один и тот же конфликт может играть положительную и отрицательную роль в жизни противоположных, конфликтующих сторон, от может быть конструктивен и деструктивен в разные моменты своего развития. Необходимо учитывать, для кого из участников этот конфликт конструктивен, а для кого деструктивен. Если целью одной из сторон может быть устранение противоречия, то целью другой стороны может быть сохранение статус-кво, уклонение от конфликта или разрешение противоречия без противоборства.

В конфликтах могут быть заинтересованы не сами оппоненты, а иные силы, провоцирующие конфликт. Это необходимо учитывать, давая собственную оценку ситуации.

Итак, по отношению к участникам конфликта, он может выполнять конструктивные и деструктивные функции.

Конструктивные функции:

· · · Конфликт устраняет полностью или частично противоречия, возникающие в силу несовершенства организации деятельности, ошибок управления, выполнения обязанностей и т.п. при разрешении конфликтов в более чем 65% случаев удается полностью или частично разрешить противоречия, лежащие в их основе.

· · · Конфликт позволяет более полно оценить индивидуально-психологические особенности людей, участвующих в нем. Конфликт высвечивает ценностные ориентации человека, относительную силу его мотивов, выявляет психологическую устойчивость к стрессовым факторам трудной ситуации. Он способствует раскрытию не только отрицательных, но и положительных сторон в человеке. Приблизительно в 10-15% конфликтных ситуаций взаимоотношения между оппонентами после завершения конфликта становятся лучше, чем были до него.


· · · Конфликт позволяет ослабить психологическую напряженность, являющуюся реакцией участников на конфликтную ситуацию. Конфликтное взаимодействие, сопровождаемое бурными эмоциями, снимает у человека эмоциональную напряженность, приводит к последующему снижению интенсивности отрицательных эмоций. Одним из финальных ощущений конфликта может быть катарсис, т.е. выход накопившейся энергии, которая давила на человека длительное время.

· · · Конфликт служит источником развития личности, межличностных отношений. При условии конструктивного разрешения конфликт позволяет человеку подняться на новую высоту, расширить сферу и способы взаимодействия с окружающими. Личность приобретает социальный опыт решения трудных ситуаций.


· · · Конфликт может улучшить качество индивидуальной деятельности. После завершения конфликта по вертикали у руководителя качество деятельности повышается в 28% случаев, понижается в 17% случаев, качество деятельности подчиненного, напротив, чаще ухудшается. Связано это, видимо, с тем, что руководитель в силу своего статуса чаще добивается своего. Не конфликтуйте с начальством!

· · · При отстаивании справедливых целей повышается авторитет одного из участников, заметно улучшается отношение сослуживцев к нему. Независимо от результата конфликта это происходит в четыре раза чаще чем по отношению к оппоненту, отстаивающему сомнительные цели.

· · · Межличностные конфликты служат средством социализации человека, способствуют самоутверждению личности.

Деструктивные функции:

Выраженное негативное воздействие большинства конфликтов на психическое состояние участников. Как правило, после завершения конфликта настроение в целом ухудшается в 31 случае из 100 и практически никогда не улучшается сразу после завершения конфликта.

Неблагополучно развивающиеся конфликты могут сопровождаться психологическим и физическим насилием, травмированием оппонентов. По статистике большинство умышленных убийств совершается в результате эскалации конфликта.

Конфликт сопровождается стрессом. При частых эмоционально напряженных конфликтах резко возрастает вероятность сердечно-сосудистых заболеваний, а также хронических нарушений функционирования желудочно-кишечного тракта.

Конфликт формирует негативный образ другого — «образ врага» — который легко восстанавливается в случае возникновения даже незначительных осложнений отношений и нередко приводит к возникновению нового конфликта.

Если победа в конфликте одержана с помощью насилия, велика вероятность того, что впоследствии человек прибегнет в подобной ситуации к такому же способу решения проблемы без достаточных оснований.

Поражение в конфликте отрицательно влияет на Я-концепцию человека.

Таково влияние конфликта на непосредственных участников. Но конфликт оказывает воздействие не только на участвующие в нем стороны, но иногда и на макро- и микросреду. Степень влияния конфликта на группу прямопропорциональна степени связи сторон с окружением, в котором этот конфликт происходит, прямопропорциональна рангу участников, интенсивности противоборства.

Конструктивные функции:

* Конфликт выступает как средство активизации социальной жизни группы или общества (например, инновационный конфликт).

* Конфликт высвечивает нерешенные проблемы. Межличностные конфликты в организациях почти в три раза чаще положительно влияют на эффективность совместной деятельности, чем отрицательно.

* Конфликт проявляет общественное мнение.

* Конфликт иногда способствует созданию новых, более благоприятных условий деятельности человека.

* Конфликт может выполнять функцию сплочения группы (и даже целого народа).

* В научных коллективах конфликты создают интеллектуально-эмоциональную напряженность, которая сопутствует столкновению различных стратегий исследования, что способствует продуктивному поиску верного решения (В споре рождается истина).

* Завершение конфликта часто сопровождается повышением дисциплины работников, ускорением реагирования сотрудников на замечания и пожелания друг друга, установлением более доброжелательной обстановки.

Деструктивные функции:

· · · Конфликт всегда сопровождается временным нарушением системы коммуникаций, взаимосвязей в коллективе

· · · Если конфликт завершился принятием деструктивного решения, взаимоотношения в коллективе ухудшаются в 19-30% случаев.

· · · Частые конфликты ведут к снижению групповой сплоченности.

· · · Иногда ухудшается качество совместной деятельности во время конфликта. Если конфликт не разрешился, а медленно затухает или перевес на стороне того, кто, с точки зрения группы, неправ, качество совместной деятельности снижается и после завершения конфликта.

Можно сделать вывод: хорошего понемножку. Конфликт должен быть не слишком частым и умело управляемым. Только в этом случае он приносит максимальную пользу[5]

9. Влияние конфликтов на жизнедеятельность оппонентов и социальной группы, организации и общества.

10. Конфликты и здоровье человека.

Существует четыре вида социального взаимодействия: а) приспособление; б) соревнование; в) ассимиляция; г) конфликт.

Конфликт (от лат. conflictus — столкновение) — предельно обостренное противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями. Конфликт — столкновение сторон, мнений, сил.

Различают следующие виды конфликтов: кратковременные и затяжные; явные и скрытые; внутренние (внутриличностные) и внешние (межличностные, межгрупповые).

Внутренние (внутриличностные) конфликты. Столкновение равных по силе, но противоположных по направлению потребностей, мотивов, интересов, влечений и т.п. у одного и того же человека:

1) проявляется внешне: в неустойчивости настроения, повышенной ранимости и т. п.;

2) если затягивается, то может принять форму отклонений в поведении, снижения результатов деятельности, невроза.

Учителю нужно быть очень наблюдательным (внимательным) к отклонениям в поведении. Чтобы вернуть ребенку эмоциональное благополучие, ему необходимо помочь: 1) осознать, какие из его внутренних тенденций вошли в противоречие; 2) восстановить пошатнувшуюся самооценку; 3) привести уровень притязаний в соответствие с возможностями.

Внешние (межличностные, межгрупповые) конфликты. Ситуация, возникающая при взаимодействии людей, которые либо преследуют несовместимые цели, либо придерживаются несовместимых ценностей и норм, либо в конкурентной борьбе стремятся к Достижению одной и той же цели.

Этапы конфликта: 1) возникновение; 2) становление; 3) зрелость; 4) преобразование.

Варианты коррекции конфликта:

1) компромиссы (взаимные уступки), дружеское согласие;

2) привлечение объективных судей (третейский судья), привлечение социальных институтов;

3) переключение внимания;

4) взрыв, разрядка;

5) разделение деловой и эмоциональной сторон конфликта;

6) отсрочка (перенос решения конфликта на более благоприятное время).

Социальный конфликт — это борьба за объективные цели: 1) власть; 2) изменение статуса; 3) перераспределение доходов; 4) переоценка ценностей.

Разрешение социальных конфликтов:

— в закрытых обществах (ригидных), как правило, сопровождается подрывом основ социального согласия; разрушением социальных связей, революционным насилием;

— в открытых обществах (плюралистических) дается выход конфликту, но вместе с тем оберегается социальное спокойствие общества.

Следует знать, что конфликты, как и психосоматические заболевания, могут выполнять защитную функцию. Они защищают нас от более деструктивных поступков и действий.

Первым изучил бессознательно использующиеся человеком защитные механизмы и классифицировал их австрийский врач и психолог-аналитик 3. Фрейд.

Вытеснение. Этот механизм позволяет «забыть» и не осознавать вызывающие тревогу события прошлого и настоящего, болезненно затрагивающие самочувствие личности. Часто забывается не только конфликт, но и все, что с ним связано, и чтобы восстановить исчезнувшие из памяти события, тем самым снять эмоциональное напряжение, необходимы интенсивная психотерапия или гипноз.

Рационализация, или обесценивание, помогает индивиду в самых сложных ситуациях сохранить свое «Я». Прекрасная иллюстрация к этому механизму — известная басня «Лиса и виноград». Лишая привлекательности то, что невозможно достать, обесценивая предмет или явление, люди стараются поддерживать свой имидж на достаточно высоком уровне в собственных глазах. Искажая восприятие, сохраняют свое достоинство, не теряя уверенности в себе.

Компенсация – поиск компенсации, замены своей социальной роли для сохранения своего «Я», своей самооценки. Любой человек, попавший в положение отверженного в группе, не получающий удовлетворения от общения с другими людьми, ищет поле деятельности, где он может добиться успеха, завоевать уважение.

Идентификация — это бессознательное, реже осознанное стремление поставить себя на место другого человека, брать пример с идеала.

Около 30% молодых людей воспринимают свои индивидуальные особенности неадекватно, порой имеют о себе противоположное по сравнению с окружающими людьми мнение. Такое неадекватное самовосприятие создает предпосылки для возникновения проблем в общении и во взаимоотношениях.

Проекция — человек приписывает партнеру по общению собственные положительные или отрицательные мысли, поступки, качества. Мы иногда воспринимаем ближнего не таким, каков он есть, а таким, каким он нам кажется, приписывая ему собственные отрицательные мысли или поступки.

Методы урегулирования конфликтов

Можно выделить три группы методов, облегчающих поиск мирного выхода из конфликта.

Первая группа направлена на предотвращение развития насильственной стадии развития конфликта. К первой группе методов относятся ранняя диагностика и выявление причин конфликта с тем, чтобы не допустить его дальнейшего разрастания. Вторая — на разрешение противоречий, вызвавших конфликт. Третья — на снижение уровня противостояния сторон, отказ каждого участника от односторонних действий и переход к поиску совместного решения проблемы. Третья группа методов включает в себя ряд приемов, которые предполагают перевод конфликта в рациональный план..

Обычно наиболее эффективным является комплексное применение различных методов в зависимости от конкретных условий и характера конфликта.

Есть и другие методы снижения напряженности, в том числе и с использованием силового давления. Так, в международных отношениях к участникам конфликта применяют санкции, чтобы побудить их к поиску мирных средств решения проблемы. Основная проблема при использовании методов, ориентированных на поиск взаимоприемлемого варианта решения, заключается в том, что конфликтующие стороны не всегда ведут себя рационально и не всегда готовы к компромиссам ради достижения согласия. В рамках этой группы методов разрабатывается технология ведения переговоров и осуществления посреднических услуг.

11. Психофизиологические аспекты стресса в конфликтных ситуациях.

[1] Цой Л.Н. «Практическая конфликтология»

[2] Конспект лекций военной кафедры. Военная конфликтология,

[3] Конфликтология в схемах и комментариях — Анцупов А.Я

[4] Дмитриев А.В.. Конфликтология: Учебное пособие.

[5] Веренко И. С. Конфликтология. – М.: концерн Swiss,

Деструктивные и конструктивные процессы в педагогических конфликтах

            Современная конфликтологическая парадигма ориентирует массовое сознание людей на понимание неизбежности конфликтов в различных сферах человеческой деятельности, в том числе и педагогической. Сам по себе педагогический конфликт – нормальное социальное явление, вполне  естественное для такого динамического социума, каким является современная школа. Проблема взаимодействия участников педагогического процесса приобретает все большую остроту. В последние годы отношения между учениками и педагогами стали значительно сложнее и напряженнее. Это происходит по многим причинам.

            Взаимодействие преподавателя с учащимися происходит в различных ситуациях. Чаще всего эти ситуации моделирует и создает сам преподователь и применяет их в педагогических целях для организации учебной деятельности, для научно обоснованного структурирования взаимной деятельности педагога и учащегося для воздействия на учеников. Такие педагогические ситуации нередко могут носить конфликтный характер.

            Педагогический конфликт – сложное явление, происходящее, как правило, в силу объективных и субъективных причин. К объективным причинам можно отнести также социально-экономическое положение преподавателей в целом по стране и конкретно – особенности условий педагогической деятельности в данной области, районе, учебном заведении. Субъективные причины связаны в основном со спецификой межличностных отношений в ученическом социуме, обусловлены особенностями психологической структуры личности каждого участника учебно-воспитательного процесса. Таким образом, можно сказать, что педагогический конфликт, как правило, возникает на базе объективных условий при сопутствующем включении субъективного фактора. Однако, существует ряд фактов, свидетельствующих о том, что в приоритетной роли находится именно субъективный фактор в провокации конфликтов.

            В основе любого конфликта лежит противоречие, являющееся двигателем прогресса, развития. Педагогический конфликт – это объективное противоречие, вызванное несоответствием имеющегося уровня личностного или индивидуального развития и реальных ситуаций учебно-воспитательного процесса, являющееся для его участников своеобразным воспитательным потенциалом, преодоление которого приводит педагога и учащегося на более высокий уровень личностного и индивидуального развития, а так же и всего коллектива в целом. 

            Обычно в анализе конфликтов выделяют четыре основных категории: структуру конфликта, его динамику, функции и типологию.

            Существует различное понимание структуры конфликта. Так, выделяются следующие понятия: стороны (участники) конфликта, условия его протекания, образы ситуации, возможные действия участников, исходы конфликтных действий.

            Динамика конфликта. К традиционным схемам конфликта относится: 1) конфликтная ситуация – инцидент – конфликт; 2) конфликтная ситуация – инцидент – конфликт – разрешение.

           Нетрадиционная схема развития конфликтной ситуации предполагает управление ее течением и может быть представлена следующими этапами: 1) реальная ситуация – разрешение реальной ситуации; 2) реальная ситуация – перевод в педагогическую ситуацию – разрешение педагогической ситуации.

           Реальный механизм установления нормальных отношений с учащимися видится в снижении количества и накала конфликтов путем перевода их в педагогическую ситуацию. Сознательное управление педагогом конфликтной ситуацией возможно лишь с позиции конструктивного отношения к конфликту. С одной стороны, оно характеризуется неприятием нереалистических (эмоциональных, беспредметных) конфликтов в общении между людьми, с другой, разумным и конструктивным отношением к реалистическим (предметным) конфликтам.

           Управление конфликтом – это последовательно проводимые педагогом воспитательные действия. Выбор тех или иных способов и приемов управления конфликтной ситуацией – воспитательных действий – диктуется педагогическими целями.

        Функции конфликта. Обычно выделяются две функции конфликтов: деструктивную и конструктивную. При определении функций реального конфликта необходим конкретный подход, поскольку один и тот же конфликт может быть деструктивным в одном отношении и конструктивным в другом, играть негативную роль на одном этапе развития, в одних конкретных обстоятельствах и позитивную — на другом этапе, в другой ситуации.

         Деструктивный конфликт возникает в двух случаях: когда одна из сторон упорно и жёстко настаивает на своей позиции и не желает учитывать интересы другой стороны; когда один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремится психологически подавить партнёра, дискредитируя и унижая его.

           В конфликте можно выделить негативные стороны:

           1.Участие в конфликте приводит к серьезному ухудшению настроения сторон, участвующих в конфликте.  Требуется довольно длительное время, чтобы вернуть стороны в первоначальное состояние или даже  в относительное равновесие.

           2. Некоторые конфликты могут сопровождаться серьезными психическими и  моральными травмами.

           3. Конфликт в обязательном порядке вызывает стресс у каждой из сторон, участвующей в конфликте.

           4. В межличностном конфликте поражение  понижает самооценку личности.

           Негативные последствия конфликта в коллективе:

           1. Конфликт приводит к нарушению коммуникации в группе и коллективе в целом.

           2. В случае разрешения конфликта с использованием деструктивного решения наблюдается серьезное ухудшение взаимоотношений в коллективе.

           3. При учащении конфликтов наблюдается резкое снижение групповой сплоченности.

           4. Конфликт может привести  к ухудшению группового взаимодействия. 

           Нежелательность конфликта часто объясняют его способность нарушать нормальное функционирование коллектива, поскольку изначально он является чуждым элементом системы, которая обладает ресурсами для саморегулирования, позволяющими ей вернуться в состояние равновесия и стабильности.

           Конструктивным конфликт бывает тогда, когда оппоненты не выходят за рамки этических норм, деловых отношений и разумных аргументов. Разрешение такого конфликта приводит к развитию отношений между людьми и развитию группы (в соответствии с одним из законов диалектики, утверждающим, что борьба противоположностей — источник развития).

          С точки зрения конфликтующих сторон в конфликте можно выделить следующие позитивные моменты:

          1. Конфликт может полностью или частично нейтрализовать организационные противоречия, вызванные недостатками организации деятельности.

          2. Результатом конфликта может стать более объективная оценка социально-психологических качеств людей, вовлеченных в конфликт. Способы противоборства показывают ценностные ориентации участников конфликта, их истинные мотивы, демонстрируют степень их психологической стойкости и стрессоустойчивости. Конфликт помогает проявиться как отрицательным, так и положительным чертам человека. Около 10-15% конфликтов после своего окончания улучшают отношения между противниками.

           3. Участие в конфликте позволяет снизить степень психологической  напряженности у противоборствующих сторон. Действия оппонентов, которые часто сопровождаются сильными эмоциональными реакциями, могут снизить интенсивность последующих отрицательных эмоций. Так, например, возникает феномен катарсиса, что означает освобождение накопившейся отрицательной энергии, оказывавшей сильное давление на человека.

          4. Конфликтное взаимодействие может стать толчком к развитию личности, улучшению межличностных отношений. Конструктивное разрешение конфликта позволяет человеку сформировать позитивный  опыт действий в конфликтных ситуациях, получить навыки эффективного взаимодействия, повысить свой статус.

          5. Конфликт может послужить инструментом социализации личности, существенно повысить самооценку индивида.

          Исследования, проведенные Л. Козером и Р. Дарендорфом позволили сформулировать ряд позитивных функций конфликта, оказывающих положительное влияние на развитие ученического коллектива:

          — установление и поддержание нормативных и физических параметров коллектива. В результате конфликта выявляются узкие места и нерешенные вопросы в управлении коллективом, в формировании структурных подразделений, недостатки отдельных участников, в существующем разделении труда;

          — разрядка напряженной обстановки. В результате конфликта в коллективе происходит конфликтное взаимодействие, сопровождаемое эмоциональными бурными реакциями, которое, помимо возможных негативных последствий, снимает у его участников эмоциональную напряженность, приводит к последующему снижению интенсивности отрицательных эмоций.

           В педагогической практике особенно важно оставаться в рамках конструктивной фазы конфликта. Необходимость управления конфликтными ситуациями объясняется особенностями педагогических конфликтов.

        Среди них можно отметить следующие: профессиональная ответственность преподавателя за педагогически правильное разрешение ситуации; участники конфликта имеют различный социальный статус; разница возраста и жизненного опыта участников разводит их позиции, порождает разную степень ответственности за ошибки при разрешении; профессиональная позиция педагога обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении и поставить на первое место интересы ученика как формирующейся индивидуальности. Все это говорит о необходимости овладения педагогом средствами управления конфликтными ситуациями.

           Как показывают исследования (Ю.Н. Козырев, В.Б. Ольшанский), хуже всего преподаватели подготовлены к тому, чтобы работать с людьми. Слабая конфликтологическая подготовка педагогов и руководителей образовательных учреждений, неумение на практике управлять конфликтами в ученической среде, находить оптимальные способы их упреждения и преодоления, как правило, негативно сказываются на организации учебно-воспитательного процесса в учебном заведении.

          Требованием времени является обеспечение высокого уровня управления общением, соблюдение каждым педагогом норм профессиональной этики, умение преподавателя направлять конфликты в конструктивное русло.  Поэтому закономерно, что приоритетной составляющей профессиональной компетентности современного педагога является его конфликтологическая компетентность, которая включает набор определенных знаний и умений. Будет ли конфликт иметь конструктивное или деструктивное воздействие на учащегося, зависит от правильно оцененного педагогом противоречия и от оптимально выбранного стиля поведения. Эффективный процесс управления конфликтом  предполагает лишь некоторую нейтрализацию ущерба разрушительных последствий конфликтного взаимодействия, переводя его из деструктивной в конструктивную плоскость.

 

Использованная литература:

1. Баныкина С.В. Педагогическая конфликтология: состояние, проблемы исследования и перспективы развития // Современная конфликтология в контексте культуры мира. М., 2001.

2. Воронин Г.Л. Конфликты в школе. Социологические исследования. 1994, № 3.

3. Ольшанский В.Б. Практическая психология для учителей. М., 1994.

Конструктивные и деструктивные конфликты, их последствия.

Конструктивный конфликт – это конфликт, при котором благоприятный результат превышает все затраты; такой конфликт приводит к продуктивным, взаимовыгодным и согласованным решениям. При конструктивных конфликтах процесс приобретает важное значение в качестве конечного результата. Отдельные сотрудники собираются вместе для повторного выявления или укрепления отношений между ними для достижения баланса в своём споре и получения благоприятного результата.

Деструктивный конфликт часто вытекает на фоне узости поставленных целей или негибких целевых задач, и в большинстве случаев, по итогам таких конфликтов можно наблюдать только плачевные результаты. Вовлеченные в конфликт сотрудники становятся менее гибкими и предполагают, что противная сторона должна первой сдать свои позиции. Противники готовы к атакам, угрозам и враждебным действиям.

конструктивные конфликты (творческие) создают решение, а деструктивные разрушают отношения , процессы и коллективы. Первые можно и нужно использовать для движения компании вперед, вторые – пресекать любой ценой.

Человек занимающий конструктивную позицию будет скорее говорить о невозможности принять необходимое решение в существующих обстоятельствах, и несомненно – о грядущей перспективе, которую он связывает с решением конфликтной ситуации.

Конструктивный конфликт отличается в первую очередь тем, что у его участников есть возможность и желание идти на переговоры.

Деструктивному конфликту напротив свойственна акцентуация на личностных отношениях и качествах. Более того, как правило, участники деструктивного конфликта не имеют никакого плана перспективного развития, их интересует не цель, а сам процесс выяснения отношений.

Впрочем, необходимо учитывать, что в ситуации, когда конфликт принял затяжной характер, его бывает не просто перевести из деструктивного в конструктивное русло. Но именно это умение и составляет талант руководителя. Здесь главное – не упустить подходящий момент.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость
Конструктивные и деструктивные функции конфликтов.

Критерии конструктивных и деструктивных конфликтов. В

Лияние конфликта на основных участников конфликта.

Влияние конфликта на социальное окружение.

Конфликт в отличие от спора имеет более обостренное, часто до предела обостренное противоречие. Коллективное решение той или иной проблемы показывает, что мы, прежде всего, имеем разные мотивы и интересы.

Известный американский менеджер Ли Якокка не уставал по­вторять своим молодым коллегам, что всегда следует представлять себе в уме интересы того человека, с которым имеешь дело. Одна­ко источников конфликтов — противоречий, возникающих меж­ду людьми, значительно больше, чем их интересов.

Источники конфликтов — это противоречия, а противоречия воз­никают там, где есть рассогласование.

знаний, умений, способностей, личностных качеств;

функций управления;

эмоциональных, психических и других состояний;

технологических, экономических и других процессов;

целей, средств, методов деятельности;

мотивов, потребностей, ценностных ориентации;

взглядов, убеждений;

в понимании, интерпретации информации;

ожиданий, позиций;

оценок и самооценок.

Согласно другим авторам исходных моментов или источников, порождающих конфликт, — три:

1) сами люди, как отдельные лица, так и группы людей;

2) совокупность социальных связей;

3) стечение обстоятельств, та или иная проблемная ситуация.

Очевидно, что самими исследователями этот вопрос не до конца прояснен, поэтому и возникает путаница, а в большинстве учебников и учебных пособий вообще не говорится об источниках конфликта — как правило, речь идет только о причинах, факторах возникновения и т. п.

Конфликты играют важную роль по отношению к их участни­кам и социальной среде. Это влияние многозначно и может быть рассмотрено как функциональность конфликта, который воздей­ствует на психику, поведение, деятельность, как оппонентов, так и окружающих.

В повседневной жизни сложилось однозначное отношение к конфликту как к симптому неблагополучия, негативному, неже­лательному явлению, разрушающему нормально функционирую­щую социальную систему (об этом мы уже достаточно подробно говорили в предыдущем разделе).

Однако существует научная традиция, рассматривающая кон­фликт как необходимый компонент социальных отношений. Та­кая точка зрения присутствует в работах Аристотеля, Гоббса, Ге­геля, Вебера, Маркса, Коузера, Дарендорфа. В соответствии с этой традицией факт дефицита в обществе сам по себе достаточен, чтобы вызвать конфликт.

Функции конфликтов

Позитивные   Негативные  
разрядка напряженности между конфликтующими сторонами   большие эмоциональные, материальные затраты на участие в конфликтах
получение новой информации об оппоненте увольнение сотрудников, снижение дисциплины, ухудшение социально-психологического климата в коллективе
сплочение коллектива организации при противоборстве с внешним врагом представление о побежденных группах как о врагах
стимул к изменениям и развитию чрезмерное увлечение процессом конфликтного взаимодействия в ущерб работе
снятие синдрома покорности у подчиненных после завершения конфликта -уменьшение степени сотрудничества между частью сотрудников
диагностика возможностей оппонентов сложное восстановление деловых отношений («шлейф конфликта»)

Основные функции конфликта (табл. 2) могут быть объедине­ны в блок конструктивных и деструктивных функций, оценивая которые, нельзя забывать о следующих обстоятельствах:

• неоднозначность оценок и противоречивость результатов экспериментальных исследований высвечивает отсутствие четких критериев различения конструктивных и деструктивных конфликтов.
Следовательно, грань между деструктивными и конструктивными
функциями, относительно четко просматриваемая в теории, за­метно теряет однозначность, когда дело доходит до практики;

•трудно дать обобщенную оценку положительной и отрица­тельной ролей конфликта. Подавляющее большинство конкрет­ных конфликтов имеет одновременно и конструктивные, и дест­руктивные функции;

• конструктивность и деструктивность конкретного конфликта
зависят от многих факторов, основными из которых являются
процессы разрешения конфликта и его результаты;

• степень конструктивности и деструктивности конкретного кон­фликта может меняться на различных стадиях его развития;

• необходимо учитывать, для кого из участников конфликта он конструктивен, а для кого — деструктивен. К тому же в конфлик­те могут быть заинтересованы не сами оппоненты, а иные силы, провоцирующие конфликт. Поэтому функции конфликта с пози­ций разных участников могут уцениваться по-разному.

Выделяются два основных блока функций конфликта. В первом рассматривается влияние конфликта на основных участников, во втором — на социальное окружение.


различий между разрушительным и конструктивным конфликтом | Малый бизнес

Кимберли Леонард Обновлено 08 июля 2020 г.

Предотвращение конфликтов на рабочем месте — это позиция, к которой стремятся многие лидеры бизнеса. Часто конфликт воспринимается как имеющий негативные последствия для команды, и лидеры хотят, чтобы сплоченные команды работали в гармонии. Однако не все конфликты в офисе это плохо. Узнайте разницу между деструктивным и конструктивным конфликтом и разработайте инструменты для использования конструктивного конфликта в ваших интересах.

Дифференцирующий конфликт

Конфликт возникает, когда люди не согласны или имеют разные взгляды на темы. На рабочем месте разрушительный конфликт препятствует выполнению работы, потому что люди отказываются говорить друг с другом или у них нет цивилизованных разговоров. Разрушительный конфликт между двумя людьми может разрушить моральный дух всего отдела, тем самым снижая производительность и эффективность.

Конструктивный конфликт включает в себя различные идеи и мировоззрения, чтобы подтолкнуть компанию к ее целям и задачам.Этот тип конфликта увеличивает производительность, а не мешает ей. Рэйчел Лигман из Университета штата Огайо говорит, что конфликт следует рассматривать как позитивный, когда он приводит к прояснению проблем, приводит к тому, что люди узнают друг о друге, или приводит к тому, что люди рассматривают новые идеи.

Хотя конфликт может происходить из любого разговора или действия, на рабочем месте наблюдаются распространенные разрушительные конфликтные сценарии, приводящие к конструктивному поведению. Незначительные конфликты связаны с тем, что один человек регулярно берет обед или парковку другого человека.Более существенные проблемы могут включать преследование или дискриминацию. Конфликт, который является положительным, но включает в себя конструктивный конфликт в командах, как мозговые штурмы, где люди не согласны. Другой пример — бросить вызов протоколу компании, потому что кто-то видит лучший способ сделать что-то.

Прекращение деструктивного конфликта

Деструктивный конфликт необходимо устранить, как только он будет выявлен или о нем сообщается. Это предотвращает эскалацию ситуации, что еще больше снижает моральный дух и производительность команды.Прекращение разрушительного конфликта также предотвращает возможные правовые действия.

Прекращение деструктивного конфликта начинается с наличия текущего справочника сотрудника, который распространяется среди всех. В справочнике должен быть раздел, в котором изложена политика компании по разрешению конфликтов и сообщению о преследовании или дискриминационных действиях. В протоколе должно быть указано, как компания действует в этих ситуациях, и должны быть указаны возможные дисциплинарные меры, которые могут привести к этому. Обучите сотрудников навыкам общения, а также политикам компании, чтобы помочь предотвратить эскалацию разрушительного конфликта.

Содействие конструктивному конфликту

Содействие конструктивному конфликту, чтобы помочь членам команды открыть глаза на новые взгляды, мнения и способы ведения дел. Как указывает отдел кадров Университета Оклахомы, конфликт часто свидетельствует о предстоящем личном или профессиональном росте после его разрешения. Поощряйте людей высказывать свое мнение на встречах команды и проводить упражнения по формированию команды, чтобы помочь сотрудникам развить настоящее уважение друг к другу. Работайте над навыками общения, чтобы помочь сотрудникам научиться говорить тактично и прислушиваться к мнению других.Проводите мероприятия по разнообразию и отмечайте культурные различия людей в команде.

Руководители играют особую роль в работе с конструктивным конфликтом: отзывы сотрудников. Это часто стресс для всех. Если подходить к делу, чтобы помочь сотрудникам стать лучше во всех отношениях, конфликт ситуации меняется от негативной критики к конструктивному развитию.

Разрушительные и конструктивные конфликты

Большинство людей считают конфликт чисто негативным явлением, которое приводит только к ссорам, противоречиям и разрушениям. Тем не менее, это ошибочное мнение. Помимо разрушительных, существуют также конструктивные конфликты, которые ведут к решению многих скрытых проблем.

Определение понятий

Конфликт определяется как противоречие или противостояние, которое возникает из-за несовместимости интересов сторон.Может возникнуть между людьми или их группами в процессе жизни.

В соответствии с характером последствий психологи выявляют деструктивные и конструктивные конфликты. В первом случае не будет ничего, кроме ссор, негатива и напряженных отношений. Иногда разрушительные конфликты могут переходить в стадию физического насилия. Часто они возникают из-за личной неприязни, предвзятости, желания извлекать выгоду.

Абсолютно противоположной ценностью обладают конструктивные конфликты.Они способствуют решению очевидных и скрытых проблем, снятию напряженности в коллективе, укреплению дружеских отношений. Если речь идет о предприятиях, менеджеры иногда намеренно провоцируют конфликты, чтобы разрядить напряженную ситуацию.

Конструктивный и деструктивный конфликт — сложность оценки

Стоит отметить, что противопоставление отдельных лиц или их групп трудно оценить. Определение сорта не всегда возможно из-за следующих объективных факторов:

  • Нет четких критериев, согласно которым различают конструктивный и деструктивный конфликт.Чаще всего это можно сделать только после окончания противостояния, когда можно оценить последствия (и даже в этом случае ответ не может быть однозначным).
  • Большинство конфликтов, независимо от среды, в которой они возникают, характеризуются как конструктивными, так и деструктивными функциями одновременно.
  • Характеристики противостояния могут существенно различаться в зависимости от этапа, на котором оно находится. Конструктивный конфликт может стать таким только после острой фазы или, наоборот, — перейти в зону разрушения.
  • При оценке конфликта всегда стоит учитывать субъективную сторону. Таким образом, одна сторона может считать его конструктивным, а для другой — разрушительным. Кроме того, важно учитывать интересы третьих лиц, которые могут инициировать конфронтацию.

Конструктивные функции социального конфликта

Несмотря на общую негативную окраску такого явления, как конфликт, он выполняет ряд функций положительного значения.Итак, конструктивная сторона конфликтов заключается в следующем: конфликт

  • позволяет нам выявить противоречия и проблемы в тот самый момент, когда они достигли стадии зрелости и нуждаются в немедленном устранении;
  • может выступать в качестве механизма для снятия напряженности в обществе и разрешения ситуации, которая является источником стресса;
  • в процессе поиска путей выхода из конфликта индивиды могут интегрироваться, демонстрируя взаимопомощь и взаимопонимание;
  • в результате решения спорной ситуации и устранения ее источника, социальная система становится более стабильной;
  • конфликт, возникший вовремя, может предостеречь от более серьезных столкновений и противоречий.

Таким образом, нельзя однозначно говорить о негативном характере конфликта. Конструктивный социальный конфликт направлен не на обострение, а на решение проблем.

Конструктивные функции межличностного конфликта

Конструктивный межличностный конфликт выполняет следующие положительные функции:

  • позволяет раскрыть реальные черты характера противника, а также выявить истинные мотивы его поведения;
  • конфликтных ситуаций способствуют укреплению характера и формированию личности;
  • способствует адаптации личности в обществе, ее самореализации и самоутверждения.

Деструктивные функции конфликта

Для конфликтов характерны следующие деструктивные функции:

  • В связи с тем, что противостояние может перейти от словесного к физическому, существует высокий риск материальных потерь, а также человеческих жертв ;
  • дезорганизация общества из-за напряженности отношений;
  • замедление темпов социально-экономического развития из-за нарушения межличностных и межгрупповых отношений;
  • в процессе противостояния могут возникнуть новые конфликты, которые будут еще более разрушительными;
  • снижение дисциплины и дезориентация;
  • ухудшение психологического климата в коллективе или обществе;
  • с точки зрения отдельного человека, может возникнуть неуверенность в себе, может произойти разочарование в убеждениях и ценностях;
  • отрицательная оценка окружающих;
  • В ходе конфликта могут работать защитные механизмы психики, которые могут привести к разрушительному поведению или болезненным условиям.

Типы конфликтующих личностей

Конструктивное решение конфликта не всегда происходит из-за индивидуальных особенностей его участников. Психологи выделяют шесть типов личностей, которые чаще всего вступают в конфликт с другими:

  • демонстративно — им нравится быть в центре событий, они достаточно эмоциональны, и поэтому они часто являются инициаторами споров и конфронтаций;
  • жесткая — ввиду завышенной самооценки и обиды они часто пренебрегают мнением и интересами других, что вызывает серьезные конфликтные ситуации;
  • неуправляемый — характеризуется чрезмерной импульсивностью и отсутствием навыков самоконтроля;
  • высокой точности — слишком требовательны к себе и другим, разборчивы до мелочей, недоверчивы;
  • конфликт — целенаправленно вступать в конфронтацию с другими, рассматривая такое поведение как способ манипулирования и достижения поставленных целей;
  • бесконфликтный — боятся любых споров и конфронтаций, в результате которых могут спровоцировать агрессию и раздражение окружающих, что приводит к обратному эффекту.
.

Разрушительные и конструктивные конфликты

Большинство людей считают конфликт чисто негативным явлением, которое приводит только к ссорам, противоречиям и разрушениям. Тем не менее, это ошибочное мнение. Помимо разрушительных, существуют также конструктивные конфликты, которые ведут к решению многих скрытых проблем.

Определение понятий

Конфликт определяется как противоречие или противостояние, которое возникает из-за несовместимости интересов сторон.Может возникнуть между людьми или их группами в процессе жизни.

В соответствии с характером последствий психологи выявляют деструктивные и конструктивные конфликты. В первом случае не будет ничего, кроме ссор, негатива и напряженных отношений. Иногда разрушительные конфликты могут переходить в стадию физического насилия. Часто они возникают из-за личной неприязни, предвзятости, желания извлекать выгоду.

Абсолютно противоположной ценностью обладают конструктивные конфликты.Они способствуют решению очевидных и скрытых проблем, снятию напряженности в коллективе, укреплению дружеских отношений. Если речь идет о предприятиях, менеджеры иногда намеренно провоцируют конфликты, чтобы разрядить напряженную ситуацию.

Конструктивный и деструктивный конфликт — сложность оценки

Стоит отметить, что противопоставление отдельных лиц или их групп трудно оценить. Определение сорта не всегда возможно из-за следующих объективных факторов:

  • Нет четких критериев, согласно которым различают конструктивный и деструктивный конфликт.Чаще всего это можно сделать только после окончания противостояния, когда можно оценить последствия (и даже в этом случае ответ не может быть однозначным).
  • Большинство конфликтов, независимо от среды, в которой они возникают, характеризуются как конструктивными, так и деструктивными функциями одновременно.
  • Характеристики противостояния могут существенно различаться в зависимости от этапа, на котором оно находится. Конструктивный конфликт может стать таким только после острой фазы или, наоборот, — перейти в зону разрушения.
  • При оценке конфликта всегда стоит учитывать субъективную сторону. Таким образом, одна сторона может считать его конструктивным, а для другой — разрушительным. Кроме того, важно учитывать интересы третьих лиц, которые могут инициировать конфронтацию.

Конструктивные функции социального конфликта

Несмотря на общую негативную окраску такого явления, как конфликт, он выполняет ряд функций положительного значения.Итак, конструктивная сторона конфликтов заключается в следующем: конфликт

  • позволяет нам выявить противоречия и проблемы в тот самый момент, когда они достигли стадии зрелости и нуждаются в немедленном устранении;
  • может выступать в качестве механизма для снятия напряженности в обществе и разрешения ситуации, которая является источником стресса;
  • в процессе поиска путей выхода из конфликта индивиды могут интегрироваться, демонстрируя взаимопомощь и взаимопонимание;
  • в результате решения спорной ситуации и устранения ее источника, социальная система становится более стабильной;
  • конфликт, возникший вовремя, может предостеречь от более серьезных столкновений и противоречий.

Таким образом, нельзя однозначно говорить о негативном характере конфликта. Конструктивный социальный конфликт направлен не на обострение, а на решение проблем.

Конструктивные функции межличностного конфликта

Конструктивный межличностный конфликт выполняет следующие положительные функции:

  • позволяет раскрыть реальные черты характера противника, а также выявить истинные мотивы его поведения;
  • конфликтных ситуаций способствуют укреплению характера и формированию личности;
  • способствует адаптации личности в обществе, ее самореализации и самоутверждения.

Деструктивные функции конфликта

Для конфликтов характерны следующие деструктивные функции:

  • В связи с тем, что противостояние может перейти от словесного к физическому, существует высокий риск материальных потерь, а также человеческих жертв ;
  • дезорганизация общества из-за напряженности отношений;
  • замедление темпов социально-экономического развития из-за нарушения межличностных и межгрупповых отношений;
  • в процессе противостояния могут возникнуть новые конфликты, которые будут еще более разрушительными;
  • снижение дисциплины и дезориентация;
  • ухудшение психологического климата в коллективе или обществе;
  • с точки зрения отдельного человека, может возникнуть неуверенность в себе, может произойти разочарование в убеждениях и ценностях;
  • отрицательная оценка окружающих;
  • В ходе конфликта могут работать защитные механизмы психики, которые могут привести к разрушительному поведению или болезненным условиям.

Типы конфликтующих личностей

Конструктивное решение конфликта не всегда происходит из-за индивидуальных особенностей его участников. Психологи выделяют шесть типов личностей, которые чаще всего вступают в конфликт с другими:

  • демонстративно — им нравится быть в центре событий, они достаточно эмоциональны, и поэтому они часто являются инициаторами споров и конфронтаций;
  • жесткая — ввиду завышенной самооценки и обиды они часто пренебрегают мнением и интересами других, что вызывает серьезные конфликтные ситуации;
  • неуправляемый — характеризуется чрезмерной импульсивностью и отсутствием навыков самоконтроля;
  • высокой точности — слишком требовательны к себе и другим, разборчивы до мелочей, недоверчивы;
  • конфликт — целенаправленно вступать в конфронтацию с другими, рассматривая такое поведение как способ манипулирования и достижения поставленных целей;
  • бесконфликтный — боятся любых споров и конфронтаций, в результате которых могут спровоцировать агрессию и раздражение окружающих, что приводит к обратному эффекту.

Модели конфликтного поведения

Существует три основных модели конфликтного поведения, а именно:

  • Деструктивное характеризуется желанием обострить противостояние и усилить напряженность. Человек может попытаться вовлечь в конфликт еще больше участников, расширив его масштабы. Эта модель характеризуется следующим:
    • пренебрежение партнером с целью уменьшения его роли в разрешении спора;
    • оскорбление личности и негативные оценки деятельности;
    • открытое проявление недоверия и сомнения;
    • отклонение от морально-этических норм общения.
  • Конструктивное поведение в конфликте направлено на то, чтобы как можно больше «потушить» противостояние и решить проблему дипломатическим путем. Если один из участников нацелен на примирение, то он проявит сдержанность и самоконтроль, независимо от поведения противника. Важно вести себя открыто и доброжелательно, сохраняя лаконичность.
  • Компромиссная модель поведения направлена ​​на поиск альтернативного решения, присущего небезопасным персоналиям
.

Разрушительный и конструктивный конфликт — DAD.info

Дети забирают больше, чем мы понимаем. Когда-либо рассматривали , как влияет на разрешение конфликта на детей? Конфликт является неотъемлемой частью любых отношений. Тем не менее, повторяющиеся и негативные конфликты могут нанести вред детям по нескольким причинам. У некоторых детей может развиться внешнее поведение, такое как агрессия, в результате свидетелей деструктивного конфликта. У других может развиться интернализующее поведение, такое как беспокойство и отстраненность.Исследования показывают, что именно способ разрешения конфликта, а не то, как часто он возникает, важен

Разрушительный

Чем конструктивное отличается от деструктивного конфликта? Разрушительный конфликт характеризуется враждебными и злыми обменами и может включать физическую и словесную агрессию. Подумайте, как вы реагируете на своего партнера, пока спорите: признаете ли вы негативное поведение, такое как критика, неприятие и угрозы? Этот тип конфликта вызывает у детей большую тревогу и беспокойство и может привести к тому, что они заберутся и впадут в депрессию.Это может также привести к тому, что некоторые дети станут злыми и набросятся, и могут привести к развитию расстройств экстернализации. Деструктивные конфликты могут часто происходить в повторяющихся последовательностях, из которых может быть трудно вырваться, но выявление закономерностей и тенденций может быть первым шагом к рассмотрению более здорового подхода.

Разрушительный конфликт характеризуется:

  • Физическая агрессия и насилие
  • Вербальная враждебность (угрозы, крики)
  • Бесшумное обращение — вселяет страх, что спор никогда не будет разрешен
  • Интенсивный конфликт с презрением и критикой
  • Угрозы стабильности отношений
  • Когда партнер выходит или «уходит» из неразрешенного конфликта
  • Любой конфликт, который касается детей (перед ними).

Конструктивно

Что такое конструктивный конфликт? Конструктивный конфликт часто характеризуется адаптивным поведением, когда один партнер не реагирует на негативное или деструктивное поведение аналогичным образом. Вместо этого один партнер возьмет на себя ответственность сделать обсуждение более конструктивным. Вы могли бы сказать, что это когда пары пытаются разрешить конфликт положительно, например, сохраняя спокойствие, участвуя в решении проблем и демонстрируя позитивное поведение, такое как привязанность, если это возможно.Пара конфликт может варьироваться с точки зрения интенсивности и как часто это происходит. Некоторые конфликты могут быть относительно незначительными и могут быть быстро забыты. Другие конфликты могут повторяться регулярно и быть результатом более серьезных личных или личных проблем. Несмотря на то, что повторяющиеся конфликты могут нанести ущерб, часть ущерба может быть компенсирована за счет использования позитивных и конструктивных стратегий конфликта. Исследования показывают, что дети реже участвуют в такого рода конфликтах. Конструктивный конфликт может также послужить положительным примером для детей и помочь им в развитии их жизненных навыков.

И наоборот, конструктивный конфликт (который имеет менее отрицательный эффект) характеризуется:

  • Принятие мер по разрешению конфликта
  • Как люди относятся друг к другу после этого конфликта важно
  • Компромисс и способность видеть точку зрения другого человека
  • Способность сохранять спокойствие и решительность без крика, давая каждому человеку время поделиться своей точкой зрения
  • Извинения с «теплыми чувствами», а не извинения.

Дети могут научиться позитивным способам разрешения конфликтов со сверстниками более конструктивным образом, если это является обычным характером конфликта в семье. Что касается характера конфликта, то его частота важна для влияния на отношения — чем чаще возникает деструктивный конфликт, тем больше вероятность того, что это приведет к негативным результатам. [1]

Влияние конфликта на детей

Плохое разрешение и интенсивный конфликт между родителями могут повлиять на психическое и физическое здоровье детей и их шансы на жизнь.Имея это в виду, именно качество, а не характер отношений (например, состоящий в браке, сожительстве) имеет большее значение для результатов ребенка. Разрушительный конфликт между родителями может затронуть людей не только в младенчестве и детстве, но также в подростковом и взрослом возрасте.

Выводы [2] были следующими и показывают, как взаимоотношения между родителями и возникающие аргументы могут повлиять на результаты детей:

  • Качество взаимоотношений между родителями, особенно то, как родители общаются и связаны друг с другом, все чаще признается в качестве основного фактора, влияющего на эффективную практику воспитания детей, а также на долгосрочные шансы на психическое здоровье и будущую жизнь детей.
  • Родители / пары, которые участвуют в частых, интенсивных и плохо разрешенных конфликтах между родителями, подвергают риску психическое здоровье детей и долгосрочные жизненные шансы.
  • Дети всех возрастов могут быть затронуты разрушительным конфликтом между родителями, что проявляется в младенчестве, детстве, юности и взрослом возрасте.
  • Меж родительский конфликт может отрицательно повлиять как на отношения между матерью и ребенком, так и на отца и ребенка, при этом имеются данные, свидетельствующие о том, что связь между конфликтом между родителями и негативными методами воспитания может быть более сильной для отношений отца и ребенка по сравнению с отношениями между матерью и ребенком ,
  • Хотя распад семьи может быть пагубным сам по себе, этот обзор показал, что качество родительских отношений, уровень родительского стресса и качество семейного функционирования также оказывают существенное влияние на благосостояние детей как в целых, так и в разлученных семьях. Структура семьи, распад семьи и качество семейных отношений тесно переплетены, что затрудняет различие причинного эффекта каждого фактора.

Программы по уменьшению меж родительских конфликтов

Программы, которые предлагают поддержку для уменьшения межпарламентских конфликтов, находятся в зачаточном состоянии в Великобритании.Из обзора, проведенного Фондом раннего вмешательства существующих программ, только одна из них («Родители как партнеры») получила рейтинг качества, который продемонстрировал способность улучшать результаты для пары / родителя.

Parents as Partners предоставляется в виде небольших групповых занятий с небольшим количеством других пар. Эта 16-недельная программа групповой работы предназначена для родителей, которые борются с конфликтами и стрессом в их воспитании и отношениях.

Программа предоставляет безопасное пространство для размышлений о трудностях; предлагает новые и более конструктивные способы разрешения разногласий; и получает поддержку от других родителей в подобных ситуациях.Это позволяет парам работать над своими отношениями и над собой, изучать семейные модели, а также улучшать родительские навыки и помогать своему ребенку преуспевать. Сессии включают в себя сочетание творческих занятий, видеоклипов и дискуссий, высказывания лидеров групп и пространство для обсуждения вещей, которые важны для пар.

Исходя из 97 пар, которые посетили сессии в Лондоне и Манчестере, данные до и после сессий показали, что в конце программы улучшения были отмечены в:

  • качество семейных отношений — наибольшие улучшения в плохом качестве, конфликтные отношения;
  • снижение числа конфликтов между парами (включая разногласия по поводу денег, детей, времени, проведенного вместе) — наибольшее улучшение в плохом качестве, высокие конфликтные отношения;
  • сокращение насильственного решения проблем;
  • улучшения психологического благополучия;
  • снижение эмоциональных и поведенческих трудностей детей;
  • самых ярких улучшений отмечены у детей с самым проблемным поведением.

Несмотря на то, что «Родители как партнеры» все еще реализуются в Великобритании, это, пожалуй, самая научно-обоснованная и оцененная программа в своем роде, основанная на проекте «Школьники и их семьи», который был широко реализован и оценен в США. Возможно, стоит проверить их. [3]

Важно учитывать, как мы справляемся с гневом, разочарованием и разочарованием друг с другом. Ведь наши дети смотрят.

Чувствуете необходимость обсудить это дальше? Вы можете начать с общения на нашем онлайн-форуме с 32 000 пап на форуме — вы, вероятно, встретите кого-то, кто был на вашем месте, но чуть дальше в пути, чтобы иметь возможность предложить вам поддержку.

Хотите прочитать некоторые наши статьи на эту тему? Взгляните на эти …

БОРЬБА С ЯРМАРКОЙ: УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТОМ БЕЗ УНИЧТОЖЕНИЯ ВАШИХ ОТНОШЕНИЙ

НАСИЛИЕ В ОТНОШЕНИЯХ: ЧТО ДЕЛАТЬ?

Список литературы

[1] Reynolds, J, Houlston, C, Coleman, L and Harold, G (2014). Родительский конфликт: результаты и вмешательства для детей и семей. Бристоль: Политика Пресс.

[2] Гарольд, Г. Акуа, Д., Селлерс, Р. и Чоудри, Г. (2014). Что работает для улучшения отношений между родителями и улучшения результатов для детей? Лондон: Департамент труда и пенсий.

[3] https://tavistockrelationships.org/relationship-help/parents-as-partners-programme

Автор: Киран Каур, обновлено 31 января 2018 года.

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *