Космополитизм что это: КОСМОПОЛИТИЗМ — это… Что такое КОСМОПОЛИТИЗМ? – Космополитизм — это… Что такое Космополитизм?

Автор: | 08.09.2020

Космополитизм — это… Что такое Космополитизм?

Космополити́зм (от др.-греч. κοσμοπολίτης (kosmopolites) — космополит, гражданин мира, (человек космоса — вселенной) — идеология, рассматривающая жителей Земли вне зависимости от гражданства или какой-либо родовой принадлежности.

История

Впервые космополитом провозгласил себя киник Диоген. В дальнейшем для киников космополитизм означал превалирование интересов личности над государственными интересами греческого рабовладельческого полиса.

Упадок политической жизни греческих городов после пелопоннесской войны, совместно с развитием философской мысли, привели к отрицательному взгляду на требования ограниченного местного патриотизма. Если прежде человек понимался только как гражданин своего города, то, с потерей независимости и значения городов (особенно во время македонского, а потом римского владычества), он стал сознавать себя гражданином всего мира. Это сознание, впервые резко высказанное в школе кинической философии, было далее развито стоиками, особенно в римскую эпоху, чему способствовал и универсальный характер самого римского государства. В положительном своем смысле космополитизм вытекает из сознания единства человеческого рода, в силу чего интересы отдельных государств и народов подчиняются общему благу человечества как целого. Реальное, хотя весьма несовершенное, выражение этой идеи во внешней истории мы находим в последовательных попытках к созданию всемирной монархии, а также в политике папской теократии.

В истории СССР этот термин известен в уничижительном смысле в рамках словосочетаний «борьба с космополитизмом», «безродный космополит», связанных с одноимённой идеологической кампанией в 1947—1953 годах.

Космополитизм (греч. kosmopolites — гражданин мира) — буржуазная теория, призывающая к отказу от патриотических чувств, от национальной культуры и традиций во имя «единства человеческого рода». К. в той форме, в к-рой он проповедуется совр. буржуазными идеологами, выражает стремление империализма к мировому господству. Пропаганда К. (идеи создания всемирного правительства и Др.) ослабляет борьбу народов за национальную независимость, за государственный суверенитет. К. несовместим с интернационализмом. (Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. — 4-е изд.-М.: Политиздат, 1981. — 445 с.)

Космополитизм и патриотизм

Часто космополитизм подвергается критике со стороны сторонников патриотизма, как отсутствие патриотизма или привязанности к своему народу и отечеству, теряющему всякий интерес с точки зрения универсальных идей.

Высказывалось также и другое мнение, известным выразителем которого был Лев Николаевич Толстой. В соответствии с этой концепцией патриотизм — пережиток варварских времен, зло, неизбежно ведущее к агрессии и вражде:

ослепление, в котором в наше время находятся народы, восхваляющие патриотизм, воспитывающие свои молодые поколения в суеверии патриотизма и, между тем, не желающие неизбежных последствий патриотизма—войны, дошло, как мне кажется, до той последней степени, при которой достаточно самого простого, просящегося на язык каждого непредубежденного человека, рассуждения, для того, чтобы люди увидали то вопиющее противоречие, в котором они находятся

[1]

Мне несколько раз уже приходилось писать о патриотизме, о полной несовместимости его с учением не только Христа, в его идеальном смысле, но и с самыми низшими требованиями нравственности христианского общества, и всякий раз на мои доводы мне отвечали или молчанием, или высокомерным указанием на то, что высказываемые мною мысли суть утопические выражения мистицизма, анархизма и космополитизма. Часто мысли мои повторялись в сжатой форме, и вместо возражений против них прибавлялось только то, что это не что иное, как космополитизм, как будто это слово «космополитизм» бесповоротно опровергало все мои доводы.

[1]

Таким образом, космополитизм призывает к отказу от патриотических чувств, в отношении страны, но заменяет их аналогичными по отношению к миру, планете Земля. «Единство человеческого рода» — вот главная его идея.

Синонимом слова «Космополитизм» является универсализм, «вселенскость».

Отмечают, что В. И. Ленин развивал идеи об уничтожении в далекой перспективе, «после осуществления диктатуры пролетариата во всемирном масштабе», не только «раздробленности человечества на мелкие государства и всякой обособленности наций, не только сближения наций, но и слияния их»[2].

Источники

Примечания

См. также

Ссылки

КОСМОПОЛИТ — это… Что такое КОСМОПОЛИТ?

  • космополит — а, м. cosmopolite <гр. kosmopolites гражданин мира. 1. Человек, не считающий себя принадлежащим к какой бы то ни было национальности, признающий весь мир своим отечеством. Сл. 18. Космополит.. иногда означает оно человека, равно любящего все… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • космополит — гражданин вселенной, гражданин мира Словарь русских синонимов. космополит гражданин мира (или вселенной) Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 …   Словарь синонимов

  • КОСМОПОЛИТ — КОСМОПОЛИТ, космополита, муж. (греч. kosmopolites от kosmos вселенная и polites гражданин) (книжн.). Человек, не считающий себя принадлежащим к какой бы то ни было национальности, собств. признающий весь мир своим отечеством. Толковый словарь… …   Толковый словарь Ушакова

  • КОСМОПОЛИТ — КОСМОПОЛИТ, а, муж. 1. Последователь космополитизма. 2. Растение или животное, встречающиеся на большей части обитаемых областей земли (спец.). | жен. космополитка, и (к 1 знач.). | прил. космополитический, ая, ое (к 1 знач.) и космополитный, ая …   Толковый словарь Ожегова

  • космополит — Виды растений и животных, обитающие в разных условиях и имеющие обширные ареалы (например, тростник обыкновенный растет от тропиков до Арктики, в водоемах и на суше), противопоставляются эндемичным видам. Syn.: убиквист; эвритопобионт …   Словарь по географии

  • Космополит — (от гр. kosmopolites гражданин мира; англ. cosmopolite, cosmopolitan; фр. citoyen du monde; нем. Weltkind) человек, не считающий себя принадлежащим к какой либо национальности, гражданином определенного государства, а признающий своим отечеством… …   Энциклопедия права

  • космополит — всемирный гражданин Ср. Храня пристойный вид, Кто поумней, зовет себя: космополит. Я иначе людей подобных называю… Космополиты вы? прочь громкие слова! Всегда я презирал и ныне презираю Бродяг, не помнящих родства! А.М. Жемчужников. Сумасшедшие …   Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

  • Космополит — Космополитизм (от др. греч. κοσμοπολίτης  космополит, гражданин мира)  мировоззрение мирового гражданства, ставящее общечеловеческие интересы и ценности выше интересов отдельной нации. Содержание 1 История 2 Космополитизм и патриотизм …   Википедия

  • космополит — КОСМОПОЛИТ, а, м Человек, проповедующий отказ от национальных традиций и культуры, выдвигающий идеи «мирового государства» и «мирового гражданства». // ж космополитка, и, мн род. ток. дат. ткам. Мой друг, убежденный космополит, тем не менее… …   Толковый словарь русских существительных

  • космополит — Через нем. Kosmopolit или франц. соsmороlitе от лат. соsmороlitа, греч. κόσμος вселенная , πολίτης гражданин …   Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

  • КОСМОПОЛИТИЗМ • Большая российская энциклопедия

    КОСМОПОЛИТИ́ЗМ (от греч. ϰοσμοπολίτης  – гра­ж­да­нин ми­ра), ми­ро­воз­зре­ние «ми­ро­во­го гра­ж­дан­ст­ва», ста­вя­щее ин­те­ресы и цен­но­сти все­го че­ло­ве­че­ст­ва вы­ше ин­те­ре­сов отд. на­ции и го­су­дар­ст­ва. В раз­ные пе­рио­ды по­ня­тие «К.» име­ло разл. со­дер­жа­ние, оп­ре­де­ляе­мое кон­крет­но-ис­то­рич. ус­ло­вия­ми. Тер­мин «кос­мо­по­лит» впер­вые упот­реб­лён ки­ни­ка­ми и от­ра­жал их не­га­тив­ное от­но­ше­ние к по­ли­су, пе­ре­жи­вав­ше­му кри­зис, а так­же яв­лял­ся ре­ак­ци­ей на вы­тес­не­ние ки­ни­ков из сис­те­мы внут­ри­по­лис­ных свя­зей (Дио­ген Си­ноп­ский: «без об­щи­ны, без до­ма, без оте­че­ст­ва»). Взгля­ды ки­ни­ков по­лу­чи­ли но­вое ос­мыс­ле­ние в фи­лос. шко­ле стои­циз­ма. Её ос­но­ва­тель Зе­нон из Ки­тия раз­ра­бо­тал уче­ние о «кос­мо­по­ли­се» – все­мир­ном го­су­дар­ст­ве, рав­но­прав­ны­ми гра­ж­да­на­ми ко­то­ро­го долж­ны быть все ра­зум­ные су­ще­ст­ва, не­за­ви­си­мо от про­ис­хо­ж­де­ния и со­ци­аль­но­го по­ло­же­ния. В Древ­нем Ри­ме в си­лу уни­вер­саль­но­го ха­рак­те­ра это­го го­су­дар­ст­ва К. мо­жет рас­смат­ри­вать­ся как со­став­ная часть ми­ро­воз­зре­ния его гра­ж­дан, счи­тав­ших, что они при­над­ле­жат «все­му ми­ру», а «весь мир» при­над­ле­жит им. В пе­ри­од Сред­не­ве­ко­вья свое­об­раз­ным про­яв­ле­ни­ем идео­ло­гии К. яв­ля­лись пла­ны соз­да­ния все­мир­ной мо­нар­хии, а так­же все­мир­но­го тео­кра­тич. го­су­дар­ст­ва во гла­ве с па­пой Рим­ским. Про­тив феод. раз­дроб­лен­но­сти Ита­лии бы­ли на­прав­ле­ны идеи «ми­ро­во­го гра­ж­дан­ст­ва», раз­ви­вав­шие­ся Дан­те и Т. Кам­па­нел­лой. Аб­ст­ракт­но-гу­ма­ни­стич. иде­ал «един­ст­ва ро­да че­ло­ве­че­ско­го» эпо­хи Про­све­ще­ния вы­ра­жал идеи ос­во­бо­ж­де­ния ин­ди­ви­да от феод. оков. В Гер­ма­нии в 18–19 вв. в ус­ло­ви­ях за­рож­де­ния об­ще­гер­ман­ско­го объ­е­ди­нит. дви­же­ния та­ко­го ро­да идеи (пред­став­ле­ны в твор­че­ст­ве К. М. Ви­лан­да, И. Г. Гер­де­ра, Г. Э. Лес­син­га, И. В. Гё­те, Ф. Шил­ле­ра и др.) бы­ли на­прав­ле­ны в т. ч. про­тив пар­ти­ку­ля­риз­ма и «удель­но­го пат­рио­тиз­ма» мел­ких герм. го­су­дарств. Важ­ный вклад в раз­ви­тие идео­ло­гии К. внёс И. Кант, до­ка­зы­вав­ший, что ис­то­ри­че­ски че­ло­ве­че­ст­во дви­жет­ся к сво­ей ве­ли­кой це­ли – все­об­ще­му пра­во­во­му гражд. об­ще­ст­ву.

    (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

    Но­вый этап раз­ви­тия кос­мо­по­ли­тич. идей на­чал­ся с воз­ник­но­ве­ни­ем пром. ка­пи­та­лиз­ма, ко­то­ро­му объ­ек­тив­но при­су­ща тен­ден­ция к ин­тер­на­цио­на­ли­за­ции. К. Маркс и Ф. Эн­гельс, ука­зы­вая на кос­мо­по­ли­тич. при­ро­ду ка­пи­та­ла и кос­мо­по­ли­тич. ха­рак­тер про­из-ва и по­треб­ле­ния в ус­ло­ви­ях экс­плуа­та­ции бур­жуа­зи­ей все­мир­но­го рын­ка, вы­дви­ну­ли те­зис об от­сут­ст­вии ро­ди­ны как у бур­жуа­зии, так и у про­ле­та­риа­та. В даль­ней­шем это по­лу­чи­ло от­ра­же­ние в ло­зун­гах про­ле­тар­ско­го ин­тер­на­цио­на­лиз­ма, ми­ро­вой со­циа­ли­стич. ре­во­лю­ции, соз­да­ния все­мир­но­го про­ле­тар­ско­го го­су­дар­ст­ва (все­мир­ной рес­пуб­ли­ки со­ве­тов), от­ка­за про­ле­та­риа­та в ус­ло­ви­ях вой­ны от под­держ­ки собств. пра­ви­тельств и т. д., а так­же в соз­да­нии ме­ж­ду­нар. объ­е­ди­не­ний ре­во­лю­ци­он­ных (ре­фор­ми­ст­ских) ор­га­ни­за­ций, в ак­ци­ях со­ли­дар­но­сти и мн. др. По­сле кру­ше­ния на­дежд на ми­ро­вую со­циа­ли­стич. ре­во­лю­цию и пе­рехо­да к по­строе­нию со­циа­лиз­ма лишь в СССР ло­зунг про­ле­тар­ско­го ин­тер­на­цио­на­лиз­ма был до­пол­нен прин­ци­пом про­ле­тар­ско­го со­циа­ли­стич. пат­рио­тиз­ма. В 1947–53 в СССР про­шла по­ли­тич. кам­па­ния по борь­бе с «бур­жу­аз­ным К.», ко­то­рый был объ­яв­лен обо­рот­ной сто­ро­ной на­цио­на­лиз­ма уг­не­таю­щих на­ций, об­слу­жи­ваю­щим ин­те­ре­сы го­су­дарств, до­би­ваю­щих­ся ус­та­нов­ле­ния ми­ро­во­го гос­под­ства.

    В 20 в. кос­мо­по­ли­тич. идеи, пре­тер­пев зна­чит. транс­фор­ма­цию, по­лу­чи­ли но­вое зву­ча­ние в свя­зи с кон­цеп­ция­ми ми­ро­вой по­ли­тич. и эко­но­мич. ин­те­гра­ции, раз­ра­бот­ки ми­ро­во­го пра­ва, ос­но­ван­но­го на от­ри­ца­нии нац. и гос. су­ве­ре­ни­те­та, соз­да­ния ми­ро­во­го го­су­дар­ст­ва и др. В ус­ло­ви­ях уси­ли­ваю­щей­ся гло­ба­ли­за­ции всё ча­ще вы­ска­зы­ва­ет­ся мысль, что че­ло­ве­че­ст­во всту­пи­ло в ста­дию скла­ды­ва­ния еди­ной пла­не­тар­ной ци­ви­ли­зации, в ко­то­рой про­изой­дёт сти­ра­ние нац., язы­ко­вых и куль­тур­ных раз­ли­чий ме­ж­ду на­ро­да­ми, бу­дут вы­ра­бо­та­ны еди­ная для всех лю­дей шка­ла цен­но­стей, еди­ные нор­мы пра­ва, вве­де­но «ми­ро­вое гра­ж­дан­ст­во» и пр., а су­ще­ст­во­ва­ние нац. го­су­дарств со все­ми их ин­сти­ту­та­ми ут­ра­тит смысл.

    К. со­хра­ня­ет своё зна­че­ние так­же как идео­ло­гия со­ци­аль­но­го про­тес­та. Ли­ца, не со­глас­ные с су­ще­ст­вую­щи­ми по­ряд­ка­ми, не­ред­ко объ­яв­ля­ют се­бя «гра­ж­да­на­ми ми­ра», ру­ко­вод­ст­вую­щи­ми­ся «ин­те­ре­са­ми и цен­но­стя­ми все­го че­ло­ве­че­ст­ва». Дей­ст­ву­ет ряд ме­ж­ду­нар. ор­га­ни­за­ций, объ­е­ди­няю­щих «гра­ж­дан ми­ра», в т. ч. Ас­со­циа­ция гра­ж­дан ми­ра, Ме­ж­ду­нар. спи­сок гра­ж­дан ми­ра (Па­риж) и др.

    Космополитизм | Russian Writers | Fandom

    Космополитизм (от др.-гр. κοσμοπολίτης (kosmopolites) — космополит, гражданин мира, человек космоса — вселенной) — идеология, рассматривающая жителей Земли вне зависимости от гражданства или какой-либо родовой принадлежности.

      Другие определения Править

      Космополитизм имеет несколько определений, зависящих о политических предпочтений того или иного пространства и времени, зачастую входящих друг с другом в противостояние:

      1. расширение идеи отечества на весь мир; в основе космополитизма лежит сознание единства человеческого рода и солидарности интересов отдельных народов и стран, как частей единого целого человечества; христианство по своему идеалу космополитично. Неправильно понимается космополитизма как противоположность патриотизму. Космополитизм не исключает любви к родной стране и родному народу; он даёт лишь высшее мерило для оценки, что истинное общественное благо заключается в соответствии всечеловеческим интересам. (Словарь Брокгауза и Ефрона)
      2. идеология так называемого «мирового гражданства»; реакционная буржуазная идеология, проповедующая отказ от национальных традиций и культуры, патриотизма, отрицающая государственный и национальный суверенитет. (БСЭ)
      3. теория и идеология, обосновывающие отказ от национальных традиций и культуры, отрицающие государственный и национальный суверенитет во имя единства человеческого рода. (Словарь по общественным наукам)
      4. идеология, которая под прикрытием понятий «мирового государства» и «мирового гражданства» отвергает право наций на самостоятельное существование и государственную независимость, проповедует отказ от национальных традиций и национальной культуры, от патриотизма.
      5. идеология так называемого «мирового гражданства», которая общечеловеческие интересы и ценности ставит выше интересов отдельной нации.

      Определение космополитов Править

      Космополит, гражданин Мира — поэт Погребной-Александров.

      Космополит — свободный и независимый от местечковых амбиций и влияния человек, с пониманием относящийся к любым предпочтениям или пристрастиям отдельных личностей, чем оказывает уважение в первую очередь индивидууму, а не его территориальной или партийной принадлежности; не признающий каких-либо привилегий по расовому, политическому, национальному и (или) иным признакам. Космополит не приемлет унижения, преследований и ущемлений в правах по вероисповеданию, цвету кожи (глаз, волос), физическим и умственным недостаткам, убеждениям или заблуждениям, личным пристрастиям, не оказывающим отрицательного насильственного влияния и давления на других людей, увлечениям и традициям. Космополит, отметая явно устаревшие традиции, принимает и распространяет новое, что может оказаться лучшим, удобным и прогрессивным. Никогда не навязывают своего мнения, а лишь сравнительными примерами предлогают познать и понять возможные ошибки. Проявление космополитизма прослеживается в сообществах с разнообразными культурными традициями и (или) с явно выраженными тенденциями к отрыву от традиции устаревающего прошлого (учёные, спортсмены, деятели искусств и т. д.).

      Вместе с тем имеется мнение, что есть такая категория космополитов, как воинственные космополиты. Эти люди пытаются навязать свою точку зрения тем, кто по их мнению ещё не настолько продвинулся в своей цивилизованности, что до сих пор пребывает в пелене национальных традиций, государственных границ и явно расовых предрассудков. Воинственные космополиты, якобы, навязывают обществу свою точку зрения на общественные отношения и государственное устройство, зачастую делая это насильственным путём.

      Но насильственного космополитизма не существует и это значение, зачастую, подменяется и применяется к понятию неонацизма (исключительности нового объединения народов по какому-либо признаку в новое целостное государство).

      Космополиты не приверженцы рабской и услужливой идеологии, не стремятся к управлению, влиянию или владычествованию — навязыванию своей идеологии или своего мнения, их не привлекают выборы или назначение на высокие должности, они вне всякой зависимости насильственного объединения и не пропагандируют свою исключительность или приоритеты перед другими людьми ни в каком виде.

      Одна из форм стихийного космополитизма — глобализация бизнеса и интеллектуальной собственности, свобода информации и её доступность для любого гражданина мира любого государства (Интернет, электронные энциклопедические словари, кино и телевидение, радио и т. п.), свобода на перемещение и проживание граждан в любой точке планеты, объединение государств.

      Первые древние проявления космополитизма просматриваются в ненасильственном объединении племён, родов и сообществ различных народов по идеологическому, экономическому или религиозному признаку по необходимости выживания в диких природных условиях и обычаях, что являлось противоположностью воинственного или обманного образования в княжества, империи и государства по семейно-родовому или национальному признакам.

      Diogenes (Jean Leon Gerome 1824—1904).

      Впервые космополитом провозгласил себя киник Диоген. В дальнейшем для киников космополитизм означал превалирование интересов личности над государственными.

      Упадок политической жизни греческих городов после пелопоннесской войны, совместно с развитием философской мысли, привели к отрицательному взгляду на требования ограниченного местного патриотизма. Если прежде человек понимался только как гражданин своего города, то, с потерей независимости и значения городов (особенно во время македонского, а потом римского владычества), он стал сознавать себя гражданином всего мира. Это сознание, впервые резко высказанное в школе кинической философии было далее развито стоиками, особенно в римскую эпоху, чему способствовал и универсальный характер самого римского государства. В положительном своём смысле космополитизм вытекает из сознания единства человеческого рода, в силу чего интересы отдельных государств и народов подчиняются общему благу человечества как целого. Реальное, хотя весьма несовершенное, выражение этой идеи во внешней истории мы находим в последовательных попытках к созданию всемирной монархии, а также в политике папской теократии.

      В философии стоицизма все люди являются гражданами единого мирового государства — Космополиса. В эпоху Возрождения и Просвещения идеал мирового гражданства был направлен против феодальной раздробленности (Данте, Т. Кампанелла), выражал идеи свободы индивида (Г. Лессинг, И. В. Гёте, Ф. Шиллер, И. Кант, И. Г. Фихте). В современных условиях космополитизм выступает в виде различных социально-политических ориентаций — от взаимодействия и сближения народов и государств до нигилистического отношения к

      Космополитизм: определение, его история, что это в философии и биологии

      Космополитизм — это идеология «гражданина мира», в которой мировая культура ценится выше, чем национальная. Может присутствовать наклонность к глобализации, абсолютное отрицание патриотизма и культурных традиций своего государства.

      Это набор взглядов моральной и социально-политической философии. Главная идея состоит в том, что все люди, независимо от их политической принадлежности, должны быть гражданами одной общины.

      Космополит — это гражданин мира, т. е. он считает, что принадлежит человечеству, а не какой-то отдельной нации.

      Космополитичность — это то же самое, что безнациональность и интернациональность.

      Обычно «универсальное сообщество граждан мира» работает как позитивный идеал. Однако существует несколько форм космополитизма, при которых отрицаются обязательства, существующие у любого гражданина перед местными политическими организациями.

      Космополитизм бросает вызов общепризнанным привязанностям к соотечественникам, местным культурам и т. д.

      Слово «космополит» происходит от греческого kosmopolitēs — «гражданин мира».

      Синонимы слова космополитизм — безнационализм, интернационализм; антонимы — шовинизм, национализм, патриотизм, эндемизм (в биологии).

      Космополиты (в биологии) — растения или животные, ареал которых распределяется на большей части Земли. Эндемизм — это наоборот, когда животные или растения обитают только в одной географической местности, не распространяясь на другие.

      Космополитизм и его культурно-исторические истоки

      Древнегреческий философ – киник Диоге́н Сино́пский (ок. 412 до н. э. — 323 г. до н. э.) был первым, кто заявил, что он космополит. Однако в то время космополитизм имел негативный смысл, т. к. философ заявил о своём несогласии с законами полисов (городов-государств).

      В последствии школа стоиков развила его идею. Тогда они и превратили космополитизм в такое понятие, как единство всего человечества, независимо от национальности. Стоики обосновали это возможное единство между людьми, как всеобщая способность рассуждать. Эта концепция стала широко известной уже в начале XXI века.

      Космополитизм в СССР

      В 1940–50 гг. в СССР развернулась массовая компания против космополитизма. Она заключалась в борьбе с «безродными космополитами», но и шла вместе с кампанией против «низкопоклонства» перед Западом. И. В. Сталин атаковал евреев, которых тогда считали людьми без отечества и называли космополитами.

      В основном евреев увольняли с работы, что приводило к нищете.

      Но в январе 1948 г. был убит Соломон Михайлович Михоэлс, знаменитый актёр, режиссёр, но одновременно и председатель Еврейского антифашистского комитета (ЕАК). После этого ЕАК был распущен. В декабре 1948 и начале следующего года начали массово арестовывать еврейскую элиту.

      Космополитизм в философии

      Это способ мышления о существовании человека. Для космополитизма, всё человечество — это единое товарищество.

      По мнению космополитов, это единство бывает нескольких видов:

      • интеллектуальное — наша общая способность рассуждать;
      • моральное — наша общая принадлежность к единому моральному сообществу;
      • организационное — наша общая уязвимость перед одним и тем же политическим злом, поэтому должны существовать объединённые коллективные решения.

      Космополитизм в биологии

      В биологии космополиты — это виды растений и животных, представители которых обитают на большей части нашей планеты. Например:

      • домовый воробей;
      • комнатная муха;
      • серая крыса;
      • домовая мышь;
      • злаки;
      • сорняки;
      • многие водные и болотные растения.

      Смотрите также значение Глобализации, Антисемитизма и Пацифизма.

      Космополит — это… Что такое Космополит?

      Космополити́зм (от др.-греч. κοσμοπολίτης — космополит, гражданин мира) — мировоззрение мирового гражданства, ставящее общечеловеческие интересы и ценности выше интересов отдельной нации.

      История

      Впервые космополитом провозгласил себя киник Диоген. В дальнейшем для киников космополитизм означал превалирование интересов личности над государственными.

      Упадок политической жизни греческих городов после пелопонесской войны, совместно с развитием философской мысли, привели к отрицательному взгляду на требования ограниченного местного патриотизма. Если прежде человек понимался только как гражданин своего города, то, с потерей независимости и значения городов (особенно во время македонского, а потом римского владычества), он стал сознавать себя гражданином всего мира. Это сознание, впервые резко высказанное в школе кинической философии было далее развито стоиками, особенно в римскую эпоху, чему способствовал и универсальный характер самого римского государства. В положительном своем смысле космополитизм вытекает из сознания единства человеческого рода, в силу чего интересы отдельных государств и народов подчиняются общему благу человечества как целого. Реальное, хотя весьма несовершенное, выражение этой идеи во внешней истории мы находим в последовательных попытках к созданию всемирной монархии, а также в политике папской теократии.

      В истории СССР этот термин известен в уничижительном смысле в рамках словосочетаний «борьба с космополитизмом», «безродный космополитизм», связанных с одноимённой идеологической кампанией в 1947—1953 годах.

      Космополитизм и патриотизм

      Весьма часто космополитизм берется лишь в отрицательном смысле, как простое отсутствие патриотизма или привязанности к своему народу и отечеству, как будто теряющему всякий интерес с точки зрения универсальных идей. Но такое понимание часто рассматривается как неправильное. Таким образом, в соответствии с этой точкой зрения мысль о целом не упраздняет реального значения частей, и как любовь к отечеству не противоречит непременно привязанности к более тесным социальным группам, напр., к своей семье, так и преданность всечеловеческим интересам не исключает патриотизма. Вопрос лишь в окончательном или высшем мериле для оценки того или другого нравственного интереса.

      Высказывалось также и другое мнение, наиболее известным выразителем которого был Лев Николаевич Толстой. В соответствии с этой концепцией патриотизм — пережиток варварских времен, зло, неизбежно ведущее к агрессии и вражде:

      ослепление, в котором в наше время находятся народы, восхваляющие патриотизм, воспитывающие свои молодые поколения в суеверии патриотизма и, между тем, не желающие неизбежных последствий патриотизма—войны, дошло, как мне кажется, до той последней степени, при которой достаточно самого простого, просящегося на язык каждого непредубежденного человека, рассуждения, для того, чтобы люди увидали то вопиющее противоречие, в котором они находятся[1]

      Мне несколько раз уже приходилось писать о патриотизме, о полной несовместимости его с учением не только Христа, в его идеальном смысле, но и с самыми низшими требованиями нравственности христианского общества, и всякий раз на мои доводы мне отвечали или молчанием, или высокомерным указанием на то, что высказываемые мною мысли суть утопические выражения мистицизма, анархизма и космополитизма. Часто мысли мои повторялись в сжатой форме, и вместо возражений против них прибавлялось только то, что это не что иное, как космополитизм, как будто это слово «космополитизм» бесповоротно опровергало все мои доводы.[1]

      Космополитизм и интернационализм

      Космополитизм, хотя и схож с интернационализмом, не тождественен ему. Более того, возможны случаи противоречия между ними. Например, националист может быть космополитом, если у его нации нет своего государства. И наоборот, многие коммунисты мира, оставаясь интернационалистами, в 1920-х годах считали Советский Союз своим отечеством, даже ни разу не побывав в СССР. Патриотизм, за исключением своих крайних форм, вполне уживается с интернационализмом в идеологии многих современных государств мира.

      Источники

      Примечания

      См. также

      Ссылки

      Wikimedia Foundation. 2010.

      Космополитизм — это… Что такое Космополитизм?

      
      Космополитизм
      космополити́зм

      м.

      Идеология, заключающаяся в отказе от национальной самобытности, национальных традиций и культуры, в пренебрежении к собственными национальными интересами и выдвигающая идеи единого мирового государства и гражданства.

      Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.

      .

      • Космополит
      • Космополитический

      Смотреть что такое «Космополитизм» в других словарях:

      • космополитизм — а, м. cosmopolitisme m. 1. Взгляды и убеждения космополита (человека, не считающего себя принадлежащим к какой бы то ни было национальности, признающего весь мир своим отечеством). Уш. 1934. Реакционная буржуазная идеология, проповедующая отказ… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

      • КОСМОПОЛИТИЗМ — (греч., от kosmopohtes космополит, см. это сл.). Теория, стремящаяся высшие блага человечества сделать достоянием всех людей, а не отдельных наций. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КОСМОПОЛИТИЗМ [Словарь иностранных слов русского языка

      • КОСМОПОЛИТИЗМ — (от греч. kosmopolitus гражданин мира) 1) идеология т.н. мирового гражданства, отрицающая государственный и национальный суверенитет; 2) система взглядов, основанная на отказе от признания приоритетности национальных традиций и культуры перед… …   Философская энциклопедия

      • КОСМОПОЛИТИЗМ — (от греческого kosmopolites космополит, гражданин мира), идеология так называемого мирового гражданства. В философии стоицизма все люди являются гражданами единого мирового государства Космополиса. В эпоху Возрождения и Просвещения идеал мирового …   Современная энциклопедия

      • КОСМОПОЛИТИЗМ — (от греч. kosmopolites космополит гражданин мира), идеология т. н. мирового гражданства. В философии стоицизма все люди являются гражданами единого мирового государства Космополиса. В эпоху Возрождения и Просвещения идеал мирового гражданства был …   Большой Энциклопедический словарь

      • КОСМОПОЛИТИЗМ — Я гражданин мира. Диоген Синопский Для меня, как Антонина, град и отечество Рим, как человека мир. И только полезное этим двум градам есть благо для меня. Марк Аврелий Говорят, что я настоящий космополит: мне повсюду не по себе. Штефан Визинци… …   Сводная энциклопедия афоризмов

      • Космополитизм — (от греч. kosmopolites космополит, гражданин мира) идеология т. н. мирового гражданства. В философии стоицизма все люди являются гражданами единого мирового государства Космополиса. В эпоху Возрождения и Просвещения идеал мирового гражданства был …   Политология. Словарь.

      • Космополитизм —  Космополитизм  ♦ Cosmopolitisme    «У Сократа как то спросили, откуда он родом. Он не ответил: “Из Афин”, а сказал: “Из вселенной”». Такова, в изложении Монтеня («Опыты», книга I, глава 26), сущность сократовского космополитизма, упоминаемого… …   Философский словарь Спонвиля

      • Космополитизм — (от греческого kosmopolites космополит, гражданин мира), идеология так называемого мирового гражданства. В философии стоицизма все люди являются гражданами единого мирового государства Космополиса. В эпоху Возрождения и Просвещения идеал мирового …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

      • КОСМОПОЛИТИЗМ — КОСМОПОЛИТИЗМ, космополитизма, мн. нет, муж. (книжн.). Взгляды, убеждения космополита. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

      • КОСМОПОЛИТИЗМ — КОСМОПОЛИТИЗМ, а, муж. Идеология так наз. «мирового гражданства», ставящая интересы человечества выше интересов отдельной нации. | прил. космополитический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

      Книги

      • Национализм и космополитизм. Соч. Ю. Манасевича, Манасевич. Дозволено цензурою. С.-Петербург, 19 Мая 1889 г. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1890 года (издательство «типо-лит. А. Е. Ландау»… Подробнее  Купить за 1715 руб
      • Москва, четвертый Рим. Сталинизм, космополитизм и эволюция советской культуры (1931-1941), Кларк Катерина. В XVI веке Филофей, инок Псковского Спасо-Елеазарова монастыря, провозгласил Москву Третьим Римом. К началу 1930-х годов интеллектуалы и художники всего мира видели в Москве источник нового… Подробнее  Купить за 909 руб
      • Москва, четвертый Рим. Сталинизм, космополитизм и эволюция советской культуры (1931-1941), Кларк Катерина. В XVI веке Филофей, инок Псковского Спасо-Елеазарова монастыря, провозгласил Москву Третьим Римом. К началу 1930-х годов интеллектуалы и художники всего мира видели в Москве источник нового… Подробнее  Купить за 567 руб
      Другие книги по запросу «Космополитизм» >>