какие традиционные, содержание кратко, таблица
Мотивационные теории – сфера научной деятельности, не имеющая однозначности. Суть в том, что людьми движут потребности. Чтобы их удовлетворить, необходима мотивация. Этим вопросом занимается психология, в процессе чего удается шире изучить человека, его желания и стремления к ним.
Стремления меняют жизнь к лучшему
Что такое теории мотиваций
Мотив – это некий предмет, явление, придающее смысл достижению цели. Например, чувство голода – потребность, желание перекусить – мотив.
Обратите внимание! Мотив не является потребностью.
Мотивация – побуждение или принуждение к действию; способность удовлетворять потребности; психологический и физический процесс, поведение человека, его активность, устойчивость.
Мотивы сами по себе движут поступками человека и могут делиться на следующие группы:
- Самоутверждение. Кратко описывается как стремление к престижу, получению высокого статуса, признания, уважения. Такой мотив позволяет выделяться среди общества.
- Саморазвитие. Усиленная деятельность, направленная на то, чтобы развиваться физически и умственно, совладать с эмоциями.
- Идентификация. Содержание данного мотива описывается как стремление признания личности, чтобы люди хотели следовать за индивидом, походить на него. Иными словами, желание быть авторитетом, кумиром.
- Достижение. Применение данного мотива основывается на динамике, достижении наилучших результатов, изучении всего нового или овладении определенным навыком.
- Власть. Важность занять лидерство для использования своего влияния в управлении людьми, трудовым коллективом.
Виды мотиваций
Зарубежные и отечественные ученые деятели по сей день находятся на стадии изучения когнитивных функций человеческого мозга. Они ведут споры на тему данного определения: одни берут за основу мотивы, другие придерживаются концепции, что это общая работа организма. Все же им удалось основать и предложить отдельные содержательные категории.
Внешняя
Внешнее стимулирование содержит элементы принуждения или побуждения человека к действию ввиду внешних обстоятельств. Например, ливневый дождь заставляет индивида быстрее двигаться под укрытие.
Внутренняя
Внутренние побудители состоят из личного желания, а также возлагаемых надежд другими людьми. Пример – один знаменитый скрипач не имел большого интереса к игре, но его заставляли заниматься не менее 6 часов в день. Вскоре мир узнал Николо Паганини.
Положительная и отрицательная
Положительная мотивация – наиболее эффективный тип стимуляции, при котором индивид не чувствует давления со стороны, а действительно делает все по собственному желанию.
Лучшие стремления происходят по собственному желанию
Отрицательная мотивация – толчок к действиям обычно через страх, чего бы он ни касался. Яркий пример – воспитание детей, в ходе которого ребенок выполняет действие под страхом того, что иначе у него отнимут любимую игрушку.
Устойчивая и неустойчивая
Устойчивая мотивация базируется на естественных человеческих потребностях (жажда, голод). Неустойчивая мотивация требует поддержки со стороны (завязать с вредной привычкой, заняться спортом).
Теории мотивации
Теории мотивации наблюдают эволюцию потребностей человека, есть принципы, на которых они основываются. У традиционного потребителя существуют определенные желания. Ряд из них требует сиюминутного исполнения, например, утолить жажду. Остальные мотивационные элементы имеют место тогда, когда предыдущие потребности решены. Так, человек начинает нуждаться в моральной мотивации, материальной, содержательной и процессуальной.
Теория мотивации Маслоу
А. Маслоу был автором мотивационной теории потребностей. Занимаясь изучением психологии, основываясь на сфере менеджмента, управления персоналом, он предположил, что мотивация человека порождается за счет денег. Его главное достижение – разработка «пирамиды Маслоу», которая отражает следующие постулаты:
- Человек всегда ощущает потребность в чем-либо. Сильно выраженные элементы объединяются в группы, которые располагаются иерархически.
Обратите внимание! Человека мотивируют неудовлетворенные потребности. Удовлетворенные – не вызывают стремлений к действиям.
- Удовлетворенная потребность замещается неудовлетворенной;
- Обычно человек имеет несколько потребностей, взаимодействующих между собой;
- Сначала он стремится удовлетворить физиологические – жажда, голод;
- Также он нуждается в безопасности, принадлежности, уважении, а также испытывает познавательные, эстетические и, наконец, потребность самоактуализации.
Теория моральной и материальной мотивации
Основные теории моральной мотивации включают в себя осознание причастности к делу. В материальную стимуляцию входят заработная плата, премии и бонусы, льготы и дотации, обучение, обмен опытом, оценка личного вклада, признание в коллективе, оповещения об успехе, стабильность компании, ее имя.
Деньги – эффективный стимулятор
Процессуальные и содержательные теории мотивации
Данные теории занимаются вопросами о том, как побудить человека к действию. Например, валентность как фактор мотивации использован в теории процессуальной. В целом она направлена на то, чтобы заставить индивида действовать.
Содержательные теории направлены на моральную составляющую мотивов, в т. ч. иерархия потребностей Маслоу, приобретенные потребности МакКлелланда и др. Во многом теории схожи, но отличия составляет то, что один автор делает уклон на первичных желаниях, другой – считает, будто потребность удовлетворена лишь тогда, когда процесс достижения цели реализован несправедливо.
Дополнительные знания о мотивации помогут человеку глубже познать себя, а также окружающих. Она работает для всех людей: служащих, директоров и домоседов. Там, где есть потребность, всегда будет нужна и мотивация, которая подтолкнет индивида к тому, чтобы удовлетворить свои желания.
Видео
Теория мотивации в менеджменте (стр. 1 из 3)
Федеральное агенство по обраованию РФ
Московский государственный университет Технологий и управления
Контрольная работа по менеджменту
Выполнил студент:
Кузьмина Маргарита Владимировна
Факультет: ТМ
Форма обучения: СФО
Специальность: 080401
Курс: 2
Адрес: Владимирская область,
г. Ковров, ул. Лесная, д. 4, кв.2
Москва 2009
Задание
Предложите одну из мотивационных теорий для реализации цели одного из подразделений Вашей организации. Разработайте систему мотивационных влияний (экономических и неэкономических) для данного подразделения.
План
1. Содержательные и процессуальные теории мотивации
2. Использование теории Портера — Лоулера для достижения цели организации
1. Содержательные и процессуальные теории мотивации
Мотивация – это одна из основных функций современного менеджмента, направленная на повышение эффективности труда персонала организации.
Функция мотивации заключается в том, что она оказывает влияние на трудовой коллектив предприятия в форме побудительных мотивов к эффективному труду, общественного воздействия, коллективных и индивидуальных поощрительных мер. Указанные формы воздействия активизируют работу органов управления, повышают эффективность всей системы управления организацией.
Процесс мотивации очень сложен и неоднозначен. Существуют большое количество различных теорий мотивации. Главное в них – это выяснение того, удовлетворение каких именно потребностей побуждает человека к активным действиям.
Разнообразные теории мотивации делятся на две группы: Психоаналитические – процессуальные, которые считаются более современными и основываются в первую очередь на том, как ведут себя люди с учётом их восприятия и познания. Основные процессуальные теории — это теория ожидания, теория справедливости, модель мотивации Портера – Лоулера.
Содержательные, которые основываются на идентификации тех внутренних побуждений, потребностей, которые заставляют людей действовать так, а не иначе. Основные содержательные теории: теория А. Маслоу, теория Альдерфера, теория МакКлелланда, двухфакторная теория Герцберга.
Рассмотрим каждую из теорий мотивации поподробнее.
Теория Маслоу
В основе теории иерархии потребностей Абрахама Маслоу лежат следующие предпосылки:
1. Люди постоянно ощущают какие-то потребности.
2. Эти потребности могут быть объединены в отдельные группы.
3. Группы потребностей находятся в иерархическом расположении по отношению друг к другу.
4. Потребности, если они не удовлетворены, побуждают человека к действию. Удовлетворенные потребности не мотивируют людей.
5. Если одна потребность удовлетворяется, то на ее месте возникает другая потребность.
6. Потребности более низкого уровня требуют первостепенного удовлетворения.
7. потребности более высокого уровня начинают активно воздействовать на человека после того, как в общем удовлетворены потребности низших уровней.
8. Потребности более высокого уровня могут быть удовлетворены большим числом способов, чем потребности низших уровней.
В соответствии с теорией Маслоу существуют следующие группы потребностей:
Физиологические потребности. На низшем уровне иерархии потребностей находятся физиологические потребности в питье, пище, сне. Если их не удовлетворять, то они определяют мотивацию независимо от того, удовлетворены ли также потребности более высокого порядка. Если потребности удовлетворяются адекватно, на первый план выступает следующий уровень потребностей. Если после перехода человек сталкивается с ситуацией, в которой физиологические потребности больше не удовлетворяются, но они снова становятся господствующей мотивацией.
Потребность безопасности. После удовлетворения физиологических потребностей преобладающей мотивацией человека становится обеспечение безопасной ситуации. В упорядоченном обществе потребности в безопасности удовлетворяются для большей части взрослых людей, но безопасности угрожают – война, болезни, катастрофы, волна преступности, беспорядки. А.Маслоу интерпретировал некоторые неврозы как попытки гарантировать ощущение безопасности. Компульсивные и обессивные невротики, стараются сделать жизнь абсолютно предсказуемой, хотя это мешает их функционированию на более высоких уровнях.
Потребности принадлежности и любви. После удовлетворения физиологических и потребностей в безопасности, следующая потребность, которая начинает преобладать это потребность в принадлежности и любви. На этом уровне человек ищет любви и дружбы.
Потребность в самоуважении. Следующей в иерархии потребностей является потребность в самоуважении и уважении другими людьми. Уважение должно быть стабильным и прочно основанным. Репутация, основанная на ложных предпосылках, не удовлетворяет эту потребность. Иерархическая концепция А.Маслоу предполагает, что люди, которые чувствуют себя нелюбимыми, будут функционировать на третьем уровне иериархии – на потребности любви и не будут мотивированы потребностью самоуважения.
Если потребности в самоуважении не удовлетворяются, то человек чувствует себя неполноценным. Если потребности в самоуважении удовлетворяются, то человек испытывает уверенность в себе, собственную значимость, силу, способность и умение быть полезным и востребованным .Потребности в самоуважении являются высшими из дефицитарных мотиваций А. Маслоу.
Первые четыре уровня иерархии потребности можно рассматривать как мотивацию и преодоление ощущение дефицита.
Потребность в самовыражении, то есть потребность в реализации своих потенциальных возможностей, в личностном росте.
Концепция Маслоу оказала большое влияние на развитие управления, однако имеет несколько уязвимых мест:
1. Не дает ответа на вопрос, какова природа тех или иных потребностей.
2. Не обязательно наблюдается жесткое следование одной группы потребностей за другой, и удовлетворение верхней группы потребностей не всегда приводит к ослаблению их воздействия на мотивацию.
Теория Альдерфера
Теория А.Маслоу, подвергшаяся критике за недостаточное подтверждение на практике, была модифицирована Клейтоном Алдерфером. В его теории, получившей название ТЕОРИИ ERG, выделяют три категории потребностей:
1. ПОТРЕБНОСТИ В СУЩЕСТВОВАНИИ — в физическом здоровье и благополучии.
2. ПОТРЕБНОСТИ ВО ВЗАИМОСВЯЗЯХ, в доставляющих удовлетворение взаимоотношениях с другими людьми.
3. ПОТРЕБНОСТИ В РОСТЕ, связаны с развитием внутреннего потенциала индивида, стремление к личностному росту, расширение компетенций.
Данная теория имеет несколько схожих черт с теорием А. Маслоу. Обе предусматривают иерархическую структуру потребностей, обе утверждают, что индивид продвигается последовательно для удовлетворения своих нужд.
К. Алдерфер предложил, что продвижение между потребностями является более сложным, а именно подчиняется принципу фрустрация – регрессия. В соответствии с ним в случае, если удовлетворить потребность высокого уровня не удаётся, у индивида может произойти возврат к уже удовлетворённой потребности более низкого уровня. Данная модель допускает, что люди могут перемещаться по иерархии не только вверх, но и вниз в зависимости от способности удовлетворять потребности.
Теория МакКлелланда
МакКлелланд считал, что людям присущи три потребности: власти, успеха и причастности.
Потребность власти выражается как желание воздействовать на других людей. В рамках иерархической структуры Маслоу потребность власти попадает куда-то между потребностями в уважении и самовыражении. Люди с потребностью власти чаще всего проявляют себя как откровенные и энергичные люди, не боящиеся конфронтации и стремящиеся отстаивать первоначальные позиции. Зачастую они хорошие ораторы и требуют к себе повышенного внимания со стороны других. Управление очень часто привлекает людей с потребностью власти, поскольку оно дает много возможностей проявить и реализовать ее.
Люди с потребностью власти – это не обязательно рвущиеся к власти карьеристы в негативном и наиболее часто употребляемом значении этих слов.
Потребность успеха также находится где-то посередине между потребностью в уважении и потребностью в самовыражении. Это потребность удовлетворяется не провозглашением успеха этого человека, что лишь подтверждает его статус, а процессом доведения работы до успешного завершения. Люди с высокоразвитой потребностью успеха рискуют умеренно, любят ситуации, в которых они могут взять на себя личную ответственность за поиск решения проблемы и хотят, чтобы достигнутые ими результаты поощрялись вполне конкретно.
Таким образом, если вы хотите мотивировать людей с потребностью успеха, вы должны ставить перед ними задачи с умеренной степенью риска или возможностью неудачи, делегировать им достаточные полномочия для того, чтобы развязать инициативу в решении поставленных задач, регулярно и конкретно поощрять их в соответствии с достигнутыми результатами.
Мотивация на основании потребности в причастности по МакКлелланду схожа с мотивацией по Маслоу. Такие люди заинтересованы в компании знакомых, налаживании дружеских отношений, оказании помощи другим. Люди с развитой потребностью причастности будут привлечены такой работой, которая будет давать им обширные возможности социального общения. Их руководитель должен сохранять атмосферу, не ограничивающую межличностные отношения и контакты. Руководитель может также обеспечить удовлетворение их потребности, уделяя им больше времени и периодически собирая таких людей отдельной группой.
Двухфакторная теория Герцберга
Фредериком Герцбергом были проведены исследования по установлению различий в факторах, которые ведут к удовлетворённости или неудовлетворённости работой. Им была сформулирована двухфакторная модель мотивации. Ф.Герцберг установил, что удовлетворённость человека своими действиями и неудовлетворённость ими являются двумя полюсами, между которыми находится состояние и настроение человека. В зависимости от мотивирования человека его настроение меняется, приближаясь к одному из полюсов.
Теории мотивации в менеджменте Герцберга, Маслоу, Макклелланда и Фрейда
Мотивация подразумевает собой процесс побуждения человека к определенной деятельности, чтобы достичь целей, причем как своих, так и организации. Для стимуляции сотрудников важно затронуть их интересы и позволить реализоваться в работе. На сегодняшний день известно несколько теорий, которые широко используются менеджерами разных компаний.
Современные теории мотивации
Механизмы, предложенные известными психологами прошлого столетия, все чаще становятся неактуальными, поскольку общество постоянно развивается. Современные менеджеры все чаще используют процессуальные теории мотивации, которые рассматривают потребности, как часть поведенческого процесса, связанного с определенной ситуацией. Человек для достижения конкретной цели распределяет усилия и выбирает определенный тип поведения. Существует несколько современных теорий мотивации в менеджменте.
- Ожидание. Указывает, что человек должен верить, что совершенный выбор позволит получить желаемое.
- Постановка целей. Объясняет, что поведение индивида зависит от поставленной задачи.
- Равенство. Основывается на том, что во время работы человек сравнивает собственные действия с другими людьми.
- Партисипативного управления. Доказывает, что человек с удовольствием принимает участие во внутриорганизационной работе.
- Моральное стимулирование. Базируется на использовании морального побуждения к действиям.
- Материальное стимулирование. Подразумевает использование различных денежных поощрений.
Основные теории мотивации
Чаще для исследования стимулирующих факторов человека используют концепции, основанные на изучении желаний. Чтобы понять механизмы мотивации к определенной деятельности, важно учитывать основные модели содержательно и процессуального характера. Основные теории мотивации персонала в менеджменте указывают на то, что важным стимулом для человека являются его внутренние потребности, поэтому управленцы должны научиться их правильно понимать. Стоит заметить, что многие существующие системы требуют усовершенствования, чтобы действовать в современном мире.
Теория мотивации Герцберга
В результате многочисленных исследований на разных предприятиях американский психолог установил, что для большинства людей хорошая зарплата не является главным фактором в получении удовольствия от работы, а только удерживает их от увольнения. Двухфакторная теория Герцберга в менеджменте определяет две важных категории, которые являются для людей прекрасной мотивацией.
- Гигиенические факторы. В эту группу входят причины, которые важны для человека, чтобы он не захотел уволиться: социальный статус, оплата, политика начальства, межличностные отношения и условия работы.
- Мотивирующие факторы. Сюда входят стимулы, толкающие человека на выполнение собственных обязанностей. К ним относят: возможный карьерный рост, признание начальств, возможность творческого подхода и достижение успеха. Удовлетворение всех указанных деталей позволяет мотивировать человека к работе.
Теория мотивации Маслоу
Это один из самых подробных и полных методов, для классификации потребностей человека. По мнению известного психолога, качество жизни непосредственно зависит от того, насколько люди удовлетворили собственные стремления. Теория Маслоу в менеджменте используется чаще других. Разработана специальная пирамида, в основании которой находятся самые важные физиологические потребности.
Маслоу считает, что для продвижения к вершине лестницы необходимо удовлетворить требования каждой ступеньки. Важно отметить, что автор не раз акцентировал внимание на то, что в его теории мотивации в менеджменте пирамида олицетворяет собой желания общества, а не конкретного человека, поскольку все люди индивидуальны, а, как известно, у важного правила есть исключения.
Теория мотивации Макклелланда
Американский психолог предложил собственную модель человеческих стремлений, которые разделены на три группы: желание власти, успеха и причастности. Возникают они в течение жизни в результате получения опыта, работы и общения с людьми. Теория Макклелланда в менеджменте указывает, что людей, которые стремятся к власти необходимо мотивировать, давая больше средств и инициативы для достижения цели, формируя уверенность в их способностях и компетентности, и заинтересовывая в целях всего коллектива.
Второй пункт в теории мотивации в менеджменте по Макклелланду – потребность успеха. Для людей, стремящихся к успешности, важен сам процесс достижения цели, а еще ответственность. Получив результат, они рассчитывают на поощрение. Третья группа – люди, которым важны межличностные отношения, поэтому для их мотивации нужно интересоваться их личной жизнью.
Теория мотивации Фрейда
Известный психоаналитик считал, что человек в течение своей жизни подавляет в себе много желаний, но они полностью никогда не исчезают и проявляются в моментах, когда человек не контролирует себя, например, во сне или в оговорках. Отсюда Фрейд делает вывод, что люди не могут полностью понять мотивацию собственные действий, и в большей степени это касается покупок.
Специалистам в менеджменте необходимо изучать подсознательные мотивы потребителей, стараясь раскрыть их глубинные стремления, а не подмечать то, что находится на поверхности. Теория мотивации Фрейда подразумевает использование следующих методов исследования: свободных ассоциаций, интерпретаций изображений, ролевых игр и завершений предложений, которые дают более важную информацию, чем обычные тесты.
на чем основаны в менеджменте
Менеджерам важно знать, что заставляет людей качественно выполнять свои должностные обязанности. Возникновение побудительных мотивов деятельности обусловлено множеством факторов, изучению которых посвятили силы авторы различных содержательных теорий мотивации в менеджменте.
Мотивация в менеджменте
Мотивация человека что такое
Мотивация – это совокупное действие внутренних и внешних факторов, которое заставляет человека совершать те или иные действия. Основу мотивации составляют потребности и интересы человека. Мотивация обусловлена психофизиологическими свойствами человека и определяет его стремления.
Важно! К главным характеристикам мотивации относят ее направленность, организованность, устойчивость, целеустремленность. Именно на этих параметрах основываются содержательные теории мотивации.
Побуждающие к действию факторы
К побудительным факторам можно отнести:
- Стремление к самоутверждению. Это желание связано с потребностью в уважении и стремлением иметь высокий социально-психологический статус.
- Идентификация. Человек выбирает себе образец для подражания, который стимулирует его личностный рост и активность. В качестве кумира могут выступать родители или знаменитости.
- Потребность в самовыражении и самоактуализации. Каждому человеку интересна та или иная сфера науки или искусства. Занимаясь каким-то делом, индивид стремится совершенствовать свои навыки. Он интересуется новыми технологиями в этой сфере, оттачивает свое мастерство, потому что хочет быть лучшим.
- Удовольствие от самого процесса деятельности. Человек занимается тем или иным видом искусства, творчеством, потому что ему интересна эта сфера, он получает удовольствие от создания очередного шедевра.
- Потребность в общении и установлении контактов с другими людьми.
- Общественно-значимые мотивы. Чувство долга, ответственность заставляют человека делать то, что требует от него руководство или общество.
- Желание обладать властью, получить руководящую должность.
Власть
- Материальная выгода. Если предстоящее дело сулит человеку получение денег, он будет заинтересован в его выполнении.
Основные содержательные теории мотивации
Содержательные концепции мотивации базируются на анализе потребностей человека. К содержательным мотивационным теориям относятся теории А. Маслоу, Д. Мак-Грегора, Ф. Герцберга, Ф. Тейлора.
Теория А. Маслоу
В основе мотивационного подхода А. Маслоу лежит разработанная им пирамида потребностей. Человеку свойственно все время испытывать те или иные потребности, которые объединяются автором в группы и встраиваются в краткую иерархическую пирамиду. Физиологические потребности в пище, сексе, сне составляют первый уровень пирамиды. За ними следует потребность в безопасности. Следующий уровень пирамиды – потребности в принадлежности и любви. Четвертый уровень составляет потребность в уважении. За ней следуют познавательные потребности. Предшествует вершине пирамиды уровень эстетических потребностей, который предполагает потребность в созерцании картин и чтении романов. Вершиной пирамиды являются потребности в самоактуализации.
Если тот или иной вид потребностей не удовлетворяется, человек испытывает дискомфорт и предпринимает попытки для его устранения, то есть приступает к активным действиям.
Внимание! Если у человека не реализованы потребности, лежащие в основании пирамиды, он не будет стремиться к удовлетворению потребностей высшего уровня. Для того чтобы испытывать потребность в самоактуализации, человек должен быть сытым, выспавшимся, комфортно чувствовать себя в коллективе и обладать достаточным уровнем знаний в той или иной сфере.
Теория Д. Мак-Грегора
Д. Мак-Грегор разработал теорию побуждения в управленческой деятельности. По сути, это вариант концепции процессуальной мотивации. Эта теория управления основана на контроле менеджера над действиями подчиненных. Автор концепции изучал мотивацию сотрудников предприятия с 2 позиций:
- С точки зрения теории «Х», согласно которой сотрудники инертны, лишены амбиций, стремятся снять с себя лишнюю ответственность, ленятся. Работники стремятся к удовлетворению потребности в безопасности. Основными методами мотивации к трудовой деятельности служат давление со стороны руководства, угрозы и жесткий контроль.
Забота о безопасности
- С точки зрения теории «У», людям свойственна потребность приносить пользу посредством труда, так как это позволяет им реализовать свой интеллектуальный и творческий потенциал. Достижение цели мотивируется возможностью получения вознаграждения. При хороших условиях труда у сотрудника формируются ответственность и самоконтроль.
Дополнительная информация. Теория «Х» появилась первой, она похожа на теорию А. Маслоу, которая делает акцент на потребностях человека. Вторая теория дает реальное описание производственного положения дел: если выбрать правильные мотивирующие факторы, люди будут работать лучше.
Теория Ф. Герцберга
Теория этого автора представляет собой краткий путь выявления степени удовлетворенности человека трудом. Сотрудников крупной компании спрашивали, в каком случае у них возникают желание хорошо работать и положительные эмоции, а в каком случае, наоборот, отмечаются неудовлетворенность трудом и отсутствие желания работать. В результате исследования удалось определить гигиенические и мотивирующие факторы трудовой деятельности. Мотивирующие факторы связаны с работой, а гигиенические – с теми условиями, где осуществляется трудовая деятельность.
Основными гигиеническими факторами являются:
- Соблюдение правил техники безопасности;
- Оптимальный график смен;
- Создание комфортных условий труда, соблюдение требований к освещенности, температурному режиму;
- Официальное оформление работника и предоставление ему полного соц. пакета;
- Высокий уровень заработной платы;
- Регулярное обновление оборудования, участие предприятия в перспективных программах;
- Доброжелательные отношения в коллективе;
- Заинтересованность начальства в каждом сотруднике.
Внимание! Доказано, что соблюдение гигиенических факторов устраняет неудовлетворенность работой. Однако сами по себе гигиенические факторы без мотивирующих компонентов не могут вызвать полного удовлетворения работой.
Основными мотивирующими факторами являются:
- Карьерный рост;
Карьерный рост
- Высокий социально-психологический статус сотрудника;
- Трудовые успехи;
- Личный интерес сотрудника к сфере труда;
- Ответственность сотрудников за результат своего труда.
Мотивирующие факторы рождают у сотрудника самоуважение.
Теория Ф. Тэйлора
В своем подходе к пониманию мотивации Ф. Тейлор опирался на человеческий фактор и экономическое принуждение. Главным стимулом к труду он считал материальное вознаграждение. Он полагал, что руководству нужно оценивать не совокупный результат труда бригады, а обращать внимание на каждого сотрудника в отдельности. Стимулируя тех, кто хорошо работает, можно избавиться от лентяев. Это пример ортодоксального подхода к мотивации.
Дополнительная информация. Социология и психология высказали несколько замечаний автору данного подхода, упрекнув его в том, что он не принимает в учет психологические особенности личности и группы, однако Ф. Тейлор продолжал относиться к рабочему в первую очередь как к механизму, а затем уже как к человеку. Политика многих зарубежных предприятий состоит именно в этом.
Практическое использование содержательных теорий
Сегодня руководство большинства предприятий принимает важность человеческого фактора в повышении производительности труда. На практике теории мотивации реализуются через управление персоналом.
Использование в менеджменте
В менеджменте сегодня на первый план выходит создание открытых и доверительных отношений с подчиненными. Грамотные управленцы стараются создать самоорганизующиеся команды, передав часть управленческих функций самим работникам.
Однако в целом российскому менеджменту нужно изучать опыт успешного использования мотивационных теорий в управлении зарубежных компаний и следовать ему.
Справедливости ради нужно отметить, что в России менеджеры частично используют содержательные концепции мотивации, но нет системы их применения. Так, например, есть российские компании, руководству которых импонирует теория Д. Мак-Грегора, однако они используют только положения теории Х, игнорируя пункты теории У. Одностороннее применение теории не дает результата – подчиненные в таких фирмах пассивны. В рефератах психологов такой подход получил название «тюрьма персонала».
Таким образом, содержательные теории мотивации способны повысить производительность труда на предприятии. Для этого руководству нужно правильно выбирать мотивирующие факторы. Материальное стимулирование играет важную роль в формировании желания у сотрудника работать с полной отдачей, но в отсутствии других мотивирующих факторов оно не дает желаемого результата.
Эффективное применение мотивационных теорий
Видео
Различные теории мотивации, понятие мотивации
Перед тем как приступить к рассмотрению теорий, определим значение слова мотивация.
Мотивация – один из процессов психологии, подталкивающий человека к совершению действий. Мотивация является главным фактором в создании поведения и направлена на удовлетворение собственных потребностей.Проще говоря, мотивация это двигатель к действию.
Теории мотивации начали изучать с древних времен.
На сегодняшний день их насчитано несколько десятков.
Существуют мотивации разных видов:
- внешняя;
- внутренняя;
- положительная и отрицательная;
- а также устойчивая и неустойчивая.
Внешняя мотивация определяется внешними факторами. К примеру, знакомые поехали за границу, и человек начинает копить средства на поездку.
Внутренняя мотивация зарождается независимо от внешних факторов. Например, человек давно хотел поехать за границу, исходя из своих личных соображений.
Положительная основывается на позитивных стимулах. Например, «получу хорошую отметку в школе, родители подарят велосипед».
Отрицательная, напротив, основана на стимулах негативных. Например, «если буду плохо учиться, родители ничего не подарят».
Устойчивая мотивация обусловлена нуждами человека. К примеру, утолить жажду и чувство голода.
Неустойчивая нуждается в постоянной поддержке извне.
Мотивационные основы часто используются в организациях с целью стимулирования персонала к работе.
Итак, рассмотрим наиболее популярные.
Теории мотивации.
Одними из первых стали теория автомата и теория принятия решений.
Теория автомата объясняет поведение животных, а теория принятия решений — поведение людей. При более подробном изучении этих теорий, психологи пришли к выводу, что животные и люди довольно схожи в эмоциональном плане, формах поведения, инстинктах и потребностях.
Успехом пользуется теория мотивации Маслоу.
На основании того, что все люди нуждаются в определенных вещах, психолог из Америки Абрахам Маслоу выявил шесть уровней потребностей человека. Причем каждый уровень, который следует ниже предыдущего, зарождает мотивацию на более высоком уровне. Рассмотрим их, начиная с самого низшего.
- Первый уровень – Физиологический. Это первичные потребности человека, такие как еда, доход, комфорт;
- Второй уровень – уровень безопасности. Потребность защищать себя от недоброжелателей, вреда и прочих лишений;
- Третий уровень — Любовь и чувство принадлежности. Выражается в желании быть кому-то нужным: создать семью, завести друзей, коллег по работе;
- Четвертый уровень — Достаток, почёт. Отнесем сюда признание общества, статус, похвалу;
- Пятый уровень — Уровень знаний. Проявляется любопытство и интерес к новому;
- Шестой уровень – Самореализация. Это потребность в раскрытии своего творческого потенциала.
Иерархия уровней Маслоу показывает, что пока человек не добьется чувства удовлетворения первых уровней, не возникнет мотивации переходить на следующие. Причем в физиологическом уровне и уровне безопасности, мы нуждаемся сильнее остальных, так как от них напрямую зависит процесс жизнедеятельности.
Теория К. Альдерфера схожа с теорией А. Маслоу. Альдерфер также разбивает потребности по группам, расставляя их в иерархическом порядке, но делит всего на три уровня: существования, связи и роста.
Уровень существования подразумевает потребность в выживании, уровень связи – в обособленности, а роста – в готовности к обучению и познанию нового. Вспомним как Маслоу в своей теории предусмотрел движение в иерархии потребностей снизу вверх; здесь же движение может двигаться в обе стороны: если не удовлетворена потребность низшего уровня, то вверх, а если не удовлетворена потребность высшего уровня, то вниз. Тем не менее, теория Альдерфера включает в себя и движение в оба направления, что дает шансы выявить в поведении человека новые возможности мотивации.
Однако в 1959 году входе своих исследований Фредерик Герцберг опроверг тот факт, что удовлетворение потребностей усиливает мотивацию к действиям. Он утверждал обратное — в зависимости от мотивирования человека, его настрой и эмоциональное состояние колеблется в сторону удовлетворенности либо недовольства своими действиями. Теория Герцберга выделяет две группы, которые влияют на удовлетворенность человека своей работой — гигиенические и мотивирующие факторы.
Гигиенические (по другому их называют факторы «здоровья») включают в себя безопасность, статус, правила, отношение коллектива, режим работы, распорядок рабочего дня и т.п. Такие условия способны снизить чувство недовольства работой.
Мотивирующие или удовлетворяющие факторы. Ими могут быть ответственность, достижения, признание, карьерный рост. Ведь именно эти причины побуждают работников выкладываться по полной.
Но многие ученые не поддержали вышеизложенную теорию, находя ее недостаточно обоснованной. Теория Герцберга не учла ряд моментов, которые могут меняться в зависимости от той или иной ситуации.
Приняв во внимание все аспекты, были созданы процессуальные теории мотивации, где помимо потребностей учитывается: какие усилия человек прилагает для достижения цели, восприятие ситуации и предпринятые действия.
В современной управленческой деятельности наиболее популярны четыре процессуальные теории мотивации: теория ожидания, теория равенства и справедливости, теория постановки целей, теория стимулирования
Теория ожидания (К. Левина, Э.Лоулера. В.Врума и др.)
Включает в себя ряд ожидаемых обстоятельств: ожидание того, что итоговый результат стоит затраченных усилий, ожидание вознаграждения за достигнутую цель, а также ожидание именно того размера вознаграждения, на который человек рассчитывал с самого начала, т.е. который бы соответствовал ожидаемому.
Теория равенства и справедливости Стейси Адамса.
Говорит о том, что в рабочем процессе человек сравнивает свой труд и полученную за него плату с теми же факторами других работников. Проведя сравнительную характеристику, человек формирует уровень своей дальнейшей самоотдачи. В случае вознаграждения, не соответствующего ожиданиям, он будет вкладывать меньше усилий в рабочий процесс; если же вознаграждение достойное, значит, труд оправдан, и вероятность того, что он готов работать с удвоенной силой, возрастает.
Теория постановки целей.
Человеческое поведение напрямую зависит от целей, к которым он стремится. Отметим, что качество работы зависит также от уровня ее сложности, специфики и приемлемости.
Теория моральной и материальной мотивации.
Моральная обращена к признанию обществом. Например, получив за хорошую работу грамоту, человек с удвоенной силой приступит к работе, рассчитывая заполучить статус лучшего работника. Это и будет являться моральным стимулированием.
Материальная, пожалуй, самая важная часть в мотивации, которая направлена на материальное поощрение сотрудника.
Итак, выше были представлены самые главенствующие из теорий, но проведем краткий обзор еще трех деятелей, которые играют немаловажную роль в данной области.
А.Н. Леонтьев выделил две главные величины для мотивации — побуждение и смыслообразование.
Г. Мюррей решил, что в корне всего лежит два понятия — потребность со стороны личности и давление внешнего.
Д. Макклелланда поставил в основу своей теории три группы потребностей:
во власти, в успехе и причастности. Сопоставив компоненты нужды в уважении и самовыражении, психолог ввел новую производную — потребность во власти.
На основе вышеизложенного придем к заключению, что мотивация человека достаточно сложная система, у истоков которой как психофизиологические, так и остросоциальные элементы. Все это стоит учитывать при проведении анализа того или иного индивида.