Креативность что означает: Креатив (креативность) — что это такое и можно ли стать креативным – креативность — это… Что такое креативность?

Автор: | 07.07.2020

Содержание

Что такое креативность, и насколько она присуща каждому человеку?

Вы считаете себя творческим человеком? Вы играете на барабанах или отлично рисуете акварелью? Сочиняете песни или увлечены оригами? У многих людей присутствует заблуждение, что креативность – это врожденный талант, присущий лишь ограниченному кругу людей, а все остальные, к сожалению, не обладают какими-либо выдающимися способностями. Но это далеко не так! Итак, что же такое креативность?

что такое креативность

● Каждый может быть креативным человеком!

Дело в том, что у каждого есть врожденные творческие способности. Креативность – это навык, который можно развить. Как? Начните с более широкого определения понятия креативности. Это не только искусство или умение нешаблонно мыслить. Это скорее умение, помогающее вам находить варианты новых решений для различных задач. Таким образом, если вы сталкиваетесь с какими-либо проблемами, которые нуждаются в их разрешении, то креативность – это неоценимый навык. Скажем, вы работаете в отделе продаж. Наличие креативности поможет вам найти новые способы подхода и охвата потенциальных клиентов. Или, может быть, вы преподаватель. Значит вы должны постоянно искать новые способы передачи знаний своим студентам.

● Как «работает» креативность?

Давайте развенчаем ещё одно заблуждение о креативности: якобы она применяется только для создания совершенно «новых» или «оригинальных» вещей. Опять же, это не так. Потому что ничто и никогда не бывает совершенно новым или оригинальным. Всё, включая произведения искусства, не появляется из ничего. Оно появляется из вдохновения. Это означает, что творческий порыв объединяет старые и знакомые вещи, чтобы получить их новый смысл или ценность. С этой точки зрения вы можете увидеть много креатива на практике. Скажем, композитор может быть вдохновлен определенными стилями музыки, инструментами и ритмами, чтобы написать новую песню. Смысл в том, чтобы объединить разные идеи, найти что-то общее в различиях и создать из этого совершенно новую идею.

● Креативность появляется на основе желания, подкрепленного решимостью

Еще одно заблуждение о креативности состоит в том, что для этого вы должны находиться в каком-то необъяснимом «творческом» состоянии. Реальная креативность не связана с возгласом «эврика!» в случае появления случайных идей. Чтобы быть по-настоящему креативным человеком, вам нужно понимать свое направление. Вы должны задать себе вопрос: «Какую проблему я пытаюсь решить?» И только зная ответ на этот вопрос, вы можете начать «напрягать мышцы» творчества. Нередко креативные порывы ассоциируются с определенным образом мышления, работой правого полушария, с интуицией и воображением. Однако, чтобы извлечь максимальную пользу из творчества, вам нужно использовать оба полушария вашего мозга: правое и левое. Это может показаться вам удивительным, но креативность имеет много общего с решением задач, что, по своей сути, включает логику и анализ. Не «отбрасывайте» работу левого полушария, креативность требует от них обоих работы в унисон. Например, когда вы ищете новые идеи, левое полушарие усилит концентрацию внимания и фокус на чем-либо, а правое полушарие поможет вам собрать и исследовать полученную информацию. И когда вы решите попробовать эти новые идеи, правое полушарие выдаст вам инновационные решения, а левое полушарие поможет вам оценить и настроить эти решения для их лучшей реализации на практике. Поэтому логика и творчество действительно работают сообща, а не одно за счет другого.

● Креативность – это умение

Это не какой-то врожденный или природный талант, который есть у избранных людей. Это означает, что креативность и новаторство можно практиковать и совершенствовать систематически. Любое умение и навык необходимо изучать и тренировать. Именно благодаря регулярной практике ваша креативность проходит через различные этапы оттачивания мастерства. Это означает, что вы можете стать все более и более творческим человеком! Если вы никогда не думали, что креативность имеет к вам хоть какое-то отношение… подумайте еще раз! Вы можете использовать творчество в любом аспекте своей жизни. Оно поможет вам вырваться из рутины, выведет вас из зоны комфорта и вдохновит вас расти, развиваться и пробовать новые вещи.

Начните находить связь, соединять разные точки и собирать всё в цельную картину! Креативность – это умение объединить старые идеи, чтобы получить свежую, инновационную и весьма ценную идею.Flytothesky.ru

Текст: Flytothesky.ru

Читайте также:

О творческом и креативном мышлении. В чем их отличия?

Поделитесь постом с друзьями!

кто это такой и как его распознать?

Если верить вакансиям, творческих людей везде ждут с распростертыми объятиями. Им «открыты двери» для работы или сотрудничества. Но, как ни странно, к этому критерию в резюме наибольшее недоверие со стороны работодателей. Выходит так, что они сами не знают, что значит креативный? Зачем требовать от претендентов то, в чем сомневаешься? Как распознать творческие задатки? Как понять, что перед нами креативный человек?

Содержание [показать]

  1. Кто такой креативный человек?
  2. Его особенности.

Кто такой креативный человек?

Креативный человек — это личность, способная принимать креативные идеи, благодаря развитому творческому мышлению. Не стоит думать, что такой человек «с другой планеты». Не обязательно он будет выглядеть вызывающе. Не всегда разукрашенный панк, от которого с воплями разбегаются дети и крестятся старушки, оказывается креативным человеком. Совершенно нет. Креативность выражается в поступках и умении генерировать креативные идеи – нестандартные решения.

Благодаря такому навыку совершаются научные открытия, появляются технологические новшества, создаются произведения искусства. Но изобретатели ценны не только в планетарном масштабе. Творческий подход важен и на бытовом уровне, при решении нестандартных ситуаций в обычной жизни. Актуально это для выходцев из постсоветских республик, среди которых, в связи со сложными социально-экономическими условиями, каждый второй – практически Кулибин. Но, все-таки, как распознать, что перед нами творческая личность?

Что означает слово креативный, вроде бы, разобрались. Как выявить это качество в собеседнике или потенциальном работнике? Существуют признаки, которые характерны творческим личностям:

По этим критериям достаточно легко удостовериться, что собеседник имеет творческий потенциал.

Пройти тест на полушария мозга

Креативные люди — кто они?

1. Пренебрежение стереотипами и правилами.

Что такое креативный? Прежде всего, креативный – это свободомыслящий. Такой человек будет в душе бунтарем или революционером. Не обязательно он будет верхом на танке агитировать против власти. Нет, революции бывают менее кровавые. Например, в определенной сфере знаний, направлении творчества и т.д. Креативный человек всегда будет идти против системы, догм, распорядков. Если собеседник лояльно относится к бюрократии или многотомным правилам, то, скорее всего, он способен к творчеству не в полной мере.

2. Способность фантазировать.

Важная черта всех творческих личностей – умение придумывать свои миры, закрытые для окружающих. Это не означает, что их фантазии оторваны от реальности. Просто, из-за умения абстрагироваться, они могут находить неожиданные решения, либо черпать вдохновение, как бы подзаряжая свой творческий потенциал. В этом креативный человек очень похож на ребенка. Умение фантазировать – тот элемент детства, который полезно сохранить во взрослые годы.

3. Наблюдательность.

Нестандартные идеи очень часто посещают наблюдательных людей, склонных уделять внимание мелочам. Благодаря этой особенности, творческие личности способны обратить внимание на любой пустяк, который в итоге станет ключом к решению задания. Но их внимательность избирательна. Это означает, что они порой не замечают очевидных вещей, при этом акцентируя внимание на том, чего не видят все остальные.

4. Невосприятие рутины.

Креативный человек, в силу своей творческой природы, очень плохо переносит обыденность и серость. Поэтому рутина – главнейший враг нестандартных идей. Если речь идет о творческой личности, то такой человек не уйдет «по уши» в выполнение монотонных и однообразных заданий. Скорее он возьмет отгул, уволится, либо попросит о помощи кого-то другого.

5. Умение видеть возможности в неожиданных направлениях.

Это умение можно считать производным от наблюдательности и способности фантазировать. Креативный человек в любой ситуации умеет действовать нестандартно. Там, где другие столкнутся с непреодолимым препятствием, творческий человек обязательно придумает, как его преодолеть. Поэтому наличие подобного сотрудника в коллективе практически всегда гарантирует обилие оригинальных идей и решений.

6. Ранимость перед критикой.

У каждой медали есть своя обратная сторона. Так и у творчества имеются свои недостатки. Например, излишняя ранимость творческих людей. Мало кто из них способен спокойно переносить критику своих идей или творений. Творческая личность может обидеться даже на конструктивные замечания. Данную особенность необходимо учитывать при общении с такими людьми, ведь одно неосторожное слово может вызвать настоящий шквал эмоций, временно перекрыть поток креативных идей.

7. Поиск новых эмоций и впечатлений.

Творческие люди ищут новые эмоции. Это одна из основных причин, из-за которой они так нетерпимы к обыденности. Ведь рутина не дает им возможности вдохновиться на создание очередного шедевра. Поэтому, если человек креативный, то он, скорее всего, склонен к путешествиям, оригинальным хобби. Также, творческие личности отличаются повышенной любознательностью. Они хотят все узнать и попробовать. Склонны они и к различным видам зависимости, например от алкоголя или азартных игр. Безусловно, далеко не каждый креативный человек отличается вредной привычкой, но в любом случае, у него имеется источник вдохновения.

Можно сделать вывод, что креативный человек – это реформатор в лучшем смысле данного слова. Всегда идет против стандартов и правил. В связи с этим он и генерирует время от времени креативные идеи. Универсальной формулы творчества не существует. Каждый черпает вдохновение по своему. Важен итог – абсолютно новое решение, которое позволяет выполнить определенное задание в необычный способ.

Пройти тест на тип личности

что это такое и как его развивать?

Многие в своей речи употребляют слова, смысл, которых они не знают или до конца не понимают. С этим связано и неправильное применение слова, иногда и неправильное произношение, что может поставить человека в неловкое положение или поднять на смех. Одним из таких слов является слово: креативность. Разберемся, откуда это слово пришло в русский язык и, что оно означает. После этого станет понятно, как его правильно применять.

В английском языке слово креативность означает всё, что связано с творческими способностями. В латинском сотворение чего-либо. На основании этого можно составить определение данного слова.

Креативность – это творческие способности человека, проявляющиеся в нестандартном и не привычном выражении мыслей, а также умение создать новую модель для решения проблемы или сгенерировать идеи и выдать общую направленность действий.

Также для лучшего понимания можно разбить значение слова креативность на несколько подпунктов:

  • Формирование новых идей из предложенных вариантов.
  • Разрешение ситуации нестандартным методом, отход от установленных принципов и правил.
  • Разрушение стереотипного мышления.
  • Проявление гибкости ума и оригинальности.
  • Умение анализировать ситуацию, видеть её в объеме со всеми способами решения.
  • Умение подбирать к одному слову разные метафоры и эпитеты.
  • Умение пользоваться интуитивными способностями и выбирать правильные варианты исходя из обобщения полученной информации.
  • Способность для одной ситуации подобрать несколько продуманных вариантов решения.
  • Умение не только предложить множество вариантов для решения, но и умение воплотить в жизнь наиболее подходящую модификацию.

Можно сказать, что креативность, как способность может быть присуща не всем людям. Одни с легкостью находят решение и выдают множество вариантов, другие не способны даже и одного варианта предложить.

Но если человек не обладает способностью к креативному мышлению, а ему хочется разносторонне мыслить, то можно развивать навык нестандартного мышления при помощи специальных занятий (тренингов) и самостоятельных тренировок.

В развитии креативности выделяют две фазы:

  1. Возраст от 3 до 5 лет. – развитие навыков, подражание и перенимание образа мышления от более старшего поколения.
  2. Возраст от 13 до 20 – закрепление полученных навыков, переход на собственные разработки, наработка опыта.

Если вы не подходите не под одну из данных категорий, не расстраивайтесь, еще не всё потеряно, вы можете приступать к тренировкам для взрослых людей.

Первый метод это занятия в группе на тренинге. Дается общее задание, то есть обрисовывается проблема, которую необходимо решить. Все участники группы высказывают всевозможные варианты решения. При этом не стоит бояться и стесняться говорить свои мысли, пусть даже они будут бредовыми или неуместными, в процессе диалога и обсуждения, вы сами сможете скорректировать свои мысли, что позволит найти правильное решение. В таком варианте руководитель тренинга помогает и направляет группу.

Креативность

Второй метод синтетический. В данном случае вы можете заниматься самостоятельно. Метод основывается на ассоциациях и способности мозга создавать и устанавливать связи между мыслями. Применяется четыре вида ассоциаций:

  1. Прямое вхождение, имеющее непосредственное отношение к ситуации и полученной информации.
  2. Символические факторы, то, что второстепенно и, как правило, не имеет прямого отношения ни к ситуации, ни к решении.
  3. Воображение и фантазии – всё, что вы можете придумать, пусть это даже будет нереалистичное решение проблемы.
  4. Личное восприятие. Ваши самые сокровенные мысли и желания.

Использовать данный метод можно в каждодневных ситуациях, вам даже не стоит придумывать проблемы, просто берите накопившиеся и неразрешенные ситуации, и прорабатывайте. Также в данном методе рекомендуется всё записывать: сначала записываете свою проблему, потом возможные варианты решения, а затем потенциальный результат. Для лучшего восприятия можно делать в таблице или схематично.

Третий метод. Это метод связанных и присвоенных свойств объекту. Он действует следующим образом. У вас есть предмет или объект (начинать лучше с них, после переходить на ситуации) и вы придумываете к этому предмету все характеристики, которые только возможны, то есть описываете предмет, каков он есть, что умеет, также можно включить фантазию и воображать, и приписывать объекту различные характеристики. После проделанной работы берете одну из характеристик и доводите её до логического конца, то есть до реальности, каким образом эта характеристика может оказаться в реальном времени и как себя проявить. Проще говоря это умение подобрать к слову различные значения, эпитеты и метафоры. В данном методе тоже советуют записывать все приходящие мысли, а лучше завести специальную тетрадь, чтобы не терять прошлые записи и на основании их вспоминать, чем вы занимались.

Также следует учитывать, что некоторые действия могут блокировать способность к развитию креативности, поэтому пересмотрите свою повседневную жизнь, и отметьте, что конкретно вам может препятствовать в достижении результата.

Факторы, мешающие раскрытию креативности:

  • Однообразная и скучная работа.
  • Отсутствие хобби или увлечений.
  • Однотипный вид деятельности или род занятий.
  • Каждый человек по-разному воспринимает и перерабатывает полученную информацию. Отсюда следует, что одни сразу воспринимают информацию в более широком виде, что дает пространство для воображения, а другие из общей массы выхватывают и запоминают более узко, то есть тезисно, что в дальнейшем осложняет ход действий.
  • Недостаток общения.

Если вы нашли в своей жизни какие-либо моменты мешающие развитию креативности не спешите менять всё сразу, просто посмотрите на свою жизнь с другой стороны, найдите новый подход к вашим повседневным делам. Это и будет первым уроком к развитию новой способности.

( Пока оценок нет )

что это такое, упражнения, книги и тренинги

Креативность — способность искать уникальные пути решения проблем, нахождение неординарных выходов из ситуаций.

Умение совершать поступки вопреки установленным правилам и шаблонам, выходить за рамки привычного во всех сферах жизни: на работе, дома или у друзей, также это думать не так как все, то есть «нетипично».

Быть креативным— значит быть смелым: высказывать свою точку зрения, не боясь быть отвергнутым, и доказать ее. Быть независимым от мнения окружающих людей и уверенным в себе.

Креативный человек хорошо ладит с окружающими, с ним всегда интересно и он умеет абстрагироваться. Как правило, креативные люди являются оптимистами.

Креативность является сочетанием трех личностных качеств: волевые, эмоциональные и когнитивные.

Составляющая креативности:

 1. Волевой компонент.

Волевой компонент отвечает за упорство и настойчивость. Ведь креативные идеи — это хорошо, но кто их будет выполнять? Нужно воплощать в жизнь все свои задумки, а для этого требуется способность и желание идти к успеху.

Какие качества необходимы для реализации всех замыслов?

    • Упорство;
    • Настойчивость;
    • Самостоятельность;
    • Уверенность в себе;
    • Решительность;
    • Смелость.

 2. Эмоциональный компонент.

Эмоциональность поддерживает активность креативных людей, делает их жизнь яркой и выделяет их из толпы.  Креативность — это взгляд на мир под другим углом, хорошо развитое воображение и творческое мышление. Вот некоторые эмоциональные особенности, присущие творческим и креативным людям: 

    • Отстаивание своей точки зрения;
    • Активная жизненная позиция;
    • Использование творчества как лекарство с унынием, грустью и плохим настроением;
    • Принятие себя и мира;
    • Сильные и яркие эмоции;
    • Позитивный настрой;
    • Высокий эмоциональный тонус.

Но не забывайте, что постоянный накал эмоций может создать «выгорание». Человек может впасть в депрессию или апатию. Поэтому задумайтесь о том, как снимать высокое эмоциональное напряжение, без вреда самому себе. 

 3. Когнитивный компонент. 

Когнитивный компонент в развитии креативности занимает особое место: когнитивная составляющая включает в себя познавательные процессы. К ним относят: творческое мышление, воображение, восприятие, внимание и память. 

1) Творческое мышление.

Суть творческого мышления заключается в том, что оно нелинейное. Оно не такое как логическое: строгое, упорядоченное и однонаправленное.

Принимать неординарные решения и предлагать различные варианты решений творческим людям помогает ряд особенностей:

        • Дивергентность. Заключается в поисках множества различных путей решения для одних и тех же проблем. 
        • Оперативность. Способность быстро реагировать на окружающую действительность и высокая скорость мышления. 
        • Образность. Рождение образов, из которых потом воплощаются новые идеи. 
        • Гибкость. Повышение эффективности мышления путем поисков ответов в разных областях знаний, также способность быстро переключаться от одной задачи к другой. 
        • Ассоциативность. Создавание связи между информацией и знаниями, появление новых образов и идей. 
        • Оригинальность. Нахождение новых, до этого никому неведанных, различных идей.
  •     2) Воображение.

Воображение — способность человека к неожиданному созданию и построению образа. Является основой творчества. С хорошим воображение человек может создавать различные образы, представления и идеи, которые наделены оригинальностью. 

3) Восприятие, внимание, память

Данные процессы отвечают за получение и сохранение информации. Благодаря восприятию, креативный человек может видеть мир несколько иначе других, например, замечать малейшие детали.

У творческих людей высокая чувствительность к внешним раздражителям и воздействиям. Они чувствуют настроение людей, улавливают любой звук и могут видеть тысячи различных оттенков. 

Главная отличительная черта креативов — способность идти дальше, несмотря на все трудности, также это огромное желание добиться своего любыми неординарным способами.

О том как стать креативным, вы можете посмотреть дальше.

Ответы Mail.ru: Что означает слово «креативный»?

Это слово, во-первых, означает, что его автор не знает русский язык. Пора как во Франции ввести словарь запрещённых слов, куда входят неоправданные заимствования. ведь можно сказать неординарный, творческий, необычный, оригинальный — что больше подходит по контексту

творческий,яркий,полный идей

оригинальный)

ну скажем так, что с творческим подходом к чему-либо:)

обладаающий «СМЕКАЛКОЙ» и создающий что-то новое

глагол креатив с английского переводится как создавать..<br>отсюда делай выводы

Креативность — творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к порождению принципиально новых необычных идей, отклоняющихся от традиционных схем мышления; и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора; способность быстро решать проблемные ситуации.<br><br>По мнению Е. Торренса, креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения. Для оценки креативности используются различные тесты дивергентного мышления, личностные опросники, анализ результативности деятельности. С целью содействия развитию творческого мышления могут использоваться учебные ситуации, которые характеризуются незавершенностью или открытостью для интеграции новых элементов, при этом учащихся поощряют к формулировке множества вопросов.<br><br>Существуют психологические инструменты измерения творческого (креативного) мышления; самый известный в мировой психологической практике — Тест Е. Торренса. Этот тест позволяет оценить :<br><br>вербальную креативность; <br>образную креативность; <br>отдельные креативные способности: беглость, гибкость, оригинальность, способность видеть суть проблемы, способность сопротивляться стереотипам.<br>

модный, стильный, современный- все вместе. вообщем ЯРКИЙ!

В переводе с немецкого kreativ — творческий.

творческий, от английского слова creative

Я часто удивляюсь, у нас нет, что ли, русских слов?

Что такое креативность и как открыть ее в себе

Источник моих рекомендаций — документальный фильм немецкого режиссера Германа Васке, который провел масштабное тридцатилетнее исследование. В течение этого времени он путешествовал по миру, общался с выдающимися современниками и задавал им один вопрос: «Почему вы креативны?»

В результате этого исследования родился фильм, который вобрал в себя 101 интервью с такими именитыми личностями, как Дэвид Боуи, Стивен Хокинг, Марина Абрамович, Бьорк, Йоко Оно, Вивьен Вествуд, Нельсон Мандела, Далай-Лама и другие.

Что такое истинная креативность, и чем она отличается от мнимой? Как креативность влияет на историю, политику и развитие мира в целом и на каждого человека в отдельности?

Итак, 13 пунктов, раскрывающие суть креативности.

1. Любой человек креативен

Пабло Пикассо говорил: «Каждый ребенок — художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста». Тоже самое можно сказать и о креативности. Все люди креативны, а потом «вписывается проза жизни».

Маржан Сатрапи, создательница комиксов, признается, что в профессии делает все то, что делала в детстве. Она была единственным ребенком в семье, поэтому ей приходилось играть с самой собой. Сейчас, несмотря на то, что она давно стала взрослым человеком, она может часами стоять перед зеркалом, разговаривая с отражением.

Креативность — это труд. Ты должен развить способность придумывать что-то по-настоящему новое

Креативность, с одной стороны, — талант, с другой, — великий труд. Недостаточно быть креативным от природы. Американская теннисистка Били Кинг считает, что «надо работать изо всех сил». Хадид Заха, архитектор и дизайнер, в 2004 году ставшая первой в истории женщиной, награжденной Притцкеровской премией, говорила: «Креативность — это труд. Ты должен развить способность придумывать что-то по-настоящему новое. Для этого надо очень много думать».

2. Креативность — это побочный эффект жестких рамок и контроля

Люди, которые в детстве испытали давление и жесткий контроль со стороны родителей, взрослыми стараются реализовать внутренний протест через креатив и творчество. Они черпают вдохновение в свободе от этих ограничений.

Так было у художницы Марины Абрамович. Мать чуть не размозжила ей голову хрустальной пепельницей, когда она выставила первую картину на всеобщее обозрение. Вспоминая этот случай, Марина Абромович говорила, что благодарна такому воспитанию, потому, что без него она не открыла бы свою креативность.

3. Ничто так не пробуждает креативность, как скука и серость бытия

Часто встречается такой парадокс: неприметные люди, работающие клерками и рядовыми служащими, в свободное время проявляют себя как совершенно незаурядные личности. Они пишут стихи, прозу, музыку, занимаются творчеством.

Бюрократия, скучная и монотонная работа рождают креативность. Возможно, это происходит потому, что мозг страдает от однообразных действий и скуки, ему нужны новые впечатления. И, если их неоткуда получить, значит, их нужно придумать самостоятельно.

Например, немецкий писатель Франц Кафка создал новую теорию юриспруденции в нескольких трактатах в свободные минуты от основной скучной юридической практики.

Посредственность и обыденность заставляют человека цепляться вниманием за непримечательные вещи, подмечая в них странные и необычные закономерности.

Эйнштейн любил плавать на яхте. Даже когда погода не располагала к катанию, не было ветра и все партнеры по яхтенному спорту сидели в баре, он отправлялся в море. И искал в этой «непогоде» что-то особенное. Да, он не стал чемпионом яхтенного спорта, но ему открылись другие великие знания благодаря этому качеству — умению находить в обыденности необычное.

4. Креативность в соединении

Дети, рожденные у двух представителей разных культур, чаще бывают креативными. Это связано с тем, что им приходится сводить воедино различные нормы и правила.

Люди, которые много путешествуют и подолгу живут в разных странах, также вынуждены быть креативными, адаптироваться к новому, сохраняя в памяти уже усвоенное.

Для развития креативности используйте несоответствующие друг другу элементы и ищите варианты того, как они могли бы смотреться вместе. Один архитектор говорил: «Я буду крутить в руках два предмета, смотреть на них так долго, пока не придумаю, как их можно соединить вместе».

5. Креативность рождается в пустоте, которую необходимо заполнить

Пустота, которая царит в душе, пустота в сферах жизни, пустота в эмоциях приводит к жгучему желанию ее заполнить. Простой тест: когда перед вами лежит чистый белый лист, что вам хочется сделать? Креативный человек не выносит вид чистого листа.

6. Общение с другими людьми — важное условие креативности

Кому-то нужно постоянное общение для творческого процесса, кому-то необходимо уехать на необитаемый остров и уединиться со своими мыслями и идеями. Но, так или иначе, креативность и как следствие творческий продукт возникают под влиянием опыта отношений и контакта с людьми.

Креативность начинается за границами, которые вам очертили

Новые идеи берутся из отношений и общения. Недаром же придумали поговорку: «Воруй, как художник». Это значит подражай, рождая новое, но не слепо копируй уже существующее. Многие креативные люди говорят о том, что им необходима работа с другими людьми над созданием чего-то нового.

7. Креативность многозадачна

Информационная загруженность способствует креативности. Голова креативного человека никогда не пустует. В ней всегда копятся и роятся мысли и идеи. Например, Филипп Старк, дизайнер, ведет одновременно 200 проектов. Он сравнивает этот процесс со слоями магмы, которые, наслаиваясь друг на друга, в конечном итоге приобретают конкретную затвердевшую форму.

8. 1+1=3

Креативность — это другой угол зрения. Когда собака что-то не видит, она нагибает голову и смотрит вбок. Креативность заключается в умении иначе смотреть на вещи. Фрейд говорил: пока не поставишь правду с ног на голову, не увидишь просвет истины.

Чтобы развить в себе креативность, важно научиться подвергать сомнению все то, что ты видишь и слышишь, научиться переворачивать даже очевидные вещи с ног на голову. Вытащить себя из раковины.

9. Креативность — это смелый выход за рамки

Мыслить, выходя за рамки предложенного. Делать то, на что не решаются другие. Креативность начинается за границами, которые вам очертили.

Но, позволив себе выйти за рамки, получаете новые ограничения. Те, которые устанавливаете себе сами, принимая полную ответственность за свою креативность. Что несет ваш креатив? Какую ценность? Мерлин Менсон сравнивает свою креативность с торнадо, которое он сам запускает и сам же потом сдерживает и управляет им, чтобы не дать разрастись до разрушительных размеров.

10. Креативность — это гипноз

Это следствие предыдущего пункта. Истинная креативность увлекает людей, массы, толпы. Гипнотическая составляющая креативности — это оружие революции. Креативность способна изменить сознание другого человека. А, изменив сознание, не составит особого труда изменить реальность. Важно понимать, чему служит креативность, каким целям и каким ценностям, и осознанно брать за это ответственность.

11. Креативность как способ адаптации желаний

Один режиссер сказал: «Если бы я реализовал все 13 убийств из своих фильмов, меня бы уже давно поджарили на электрическом стуле».

Креативность позволяет нам создавать собственные миры, в которых мы обладаем абсолютной властью, сами устанавливаем правила и границы.

Креативность, существующая без понимания и признания, очень быстро угасает

Зачастую важно уйти от реальности в креативность, чтобы пережить травму, боль или то, что страшно показать в чистом неприкрытом виде окружающему миру. Креативность спасает человека от его же собственных «демонов».

12. Креативность — это стремление быть понятым

В сущности, каждый человек хочет быть понятым. Как на житейском уровне, так и на творческом. Дизайнер Ямамото Йоджи считает стремление быть понятым — главным условием своего творчества.

Креативность, существующая без понимания и признания, очень быстро угасает.

13. Креатоголик — человек, которого безостановочно тянет к креативному процессу

Многие сравнивают креативность с вирусом, от которого иногда хочется избавиться. Человек не контролирует появление идей. Они просто возникают в голове и требуют выхода. Творческие люди в какой-то степени мазохисты, потому, что творчество не всегда раскрашивает жизнь в радостные краски. Усталость и невозможность остановиться и сделать передышку, когда это необходимо, изматывают.

О потоке вдохновения говорят так: «Что-то внутри заставляет меня заниматься творчеством, иначе я не знаю как бы выносил эту жизнь», «Состояние, когда ты не можешь не делать», «Я боюсь, что мысли и идеи перестанут меня посещать, поэтому никогда не останавливаюсь». Творец не может взять паузу, он должен создавать. Креатив — это вечная гонка, без которой человек не может жить.

Придумывать новое, никогда не повторяться, много думать, всегда записывать идеи, выходить за рамки, четко осознавать, какую ценность несет твоя креативность, самовыражаться, чтобы быть понятым, — все это и есть основа креативности. Но, пожалуй, самый главный мотив быть креативным звучит так: Я такой, какой есть, и не хочу быть другим.

Об авторе

Екатерина Счасная — психолог, автор программ по самодостаточности. Ее сайт.

Читайте также

Креатив — это… Что такое Креатив?

Креативность (от англ. creative — творческий) — творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а так же способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Согласно А. Маслоу — это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды.

По мнению Е. Торренса, креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения. Для оценки креативности используются различные тесты дивергентного мышления, личностные опросники, анализ результативности деятельности. С целью содействия развитию творческого мышления могут использоваться учебные ситуации, которые характеризуются незавершенностью или открытостью для интеграции новых элементов, при этом учащихся поощряют к формулировке множества вопросов.

Экспертные и экспериментальные оценки способности человека к производству знаний показывают, что креативные способности человека не очень велики. Путем вовлечения всех работников в непрерывное совершенствование организации (метод Кайдзена) креативность организации резко возрастает.

Существуют психологические инструменты измерения творческого (креативного) мышления; самый известный в мировой психологической практике — Тест Е. Торренса. Этот тест позволяет оценить :

  • вербальную креативность;
  • образную креативность;
  • отдельные креативные способности: беглость, гибкость, оригинальность, способность видеть суть проблемы, способность сопротивляться стереотипам.

Критерии креативности

Критерии креативности:

  • беглость — количество идей, возникающих в единицу времени;
  • оригинальность — способность производить необычные идеи, отличающиеся от общепринятых;
  • гибкость. Как отмечает Ранко, важность этого параметра обуславливается двумя обстоятельствами: во-первых, данный параметр позволяет отличать индивидов, которые проявляют гибкость в процессе решения проблемы, от тех, кто проявляет ригидность в их решении, и во-вторых, позволяет отличать индивидов, которые оригинально решают проблемы, от тех, кто демонстрирует ложную оригинальность.
  • восприимчивость — чувствительность к необычным деталям, противоречиям и неопределенности, готовность быстро переключаться с одной идеи на другую;
  • метафоричность — готовность работать в совершенно необычном контексте, склонность к символическому, ассоциативному мышлению., умение увидеть в простом сложное, а в сложном — простое.

Происхождение креативности

Имеется две гипотезы по возникновению креативных способностей у человека. Традиционно считалось, что творческие способности возникли постепенно, в течение длительного времени и явились следствием культурных и демографических изменений, в частности, роста численности народонаселения. По второй гипотезе, высказанной в 2002 году антропологом Ричардом Клайном (Richard Klein) из Стэнфордского университета, креативность возникла вследствие внезапной генетической мутации около 50 тысяч лет назад в мозге человека [1].

См. также

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *