Критерии психического: Проблема возникновения и развития психики. Критерии психического. – Критерии психического. Стадии развития психики

Автор: | 11.08.2020

Проблема возникновения и развития психики. Критерии психического.

⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 15Следующая ⇒

 

План ответа на вопрос:

1. Проблема критерия психического. Традиционные критерии психического в философии. (антропопсихизм, панпсихизм, биопсихизм, нейропсихизм, солипсихизм)

2. Критерий АН Леонтьева и его концепция о зарождении психики

А) элементарная форма психического – чувствительность

Б) чувствительность vs раздражимость. Эксперимент по формированию кожной светочувствительности

В) необходимость психического отражения (ПЯ Гальперин, Иванников)

Роль психики в эволюции живых существ (Северцев)

Г) другие функциональные критерии психического

3. Этапы развития психики (АН Леонтьев, Фабри)

1) Элементарная сенсорная – высший и низший уровни

2) Перцептивная – высший и низший уровни

3) Стадия интеллекта – дискуссия о её выделении

4) Стадия сознания

 

1.В рамках деятельностного подхода, развиваемого российской психологией и опирающегося на диалектическую философскую традицию, сформировалось убеждение о необходимости установления «точки отсчета», с которой ведет свою историю психика. Возникает проблема поиска критерия психического.

На протяжении исторического пути психологии как науки периодически давались возможные ответы на вопросы о критериях психики и о том, когда она возникает в истории развития мира. А. Н.Леонтьев посвятил рассмотрению этих вопросов несколько работ, среди них выделяется книга «Проблемы развития психики», первое издание которой вышло в 1959 г. и которая была удостоена в 1963 г. Ленинской премии.

В ней он прежде всего подвергает критике имевшиеся точки зрения на решение проблемы возникновения психики.А.Н.Леонтьев выделяет четыре позиции:

1. Антропопсихизм (критерием психики признается ее осознанность; поэтому у животных психики нет, так как нет сознания; этой точки зрения придерживался Р.Декарт).

2. Панпсихизм (учение о всеобщей одушевленности — психика признается существующей как неотъемлемое свойство любого материального образования, и поэтому проблема ее возникновения снимается; эту точку зрения разделял, например, Б.Спиноза).

3. Биопсихизм (согласно данной позиции психика — душа — есть у любого живого существа, в том числе у растений; этой позиции придерживался Аристотель).

4. Нейропсихизм (согласно данной точке зрения имеется строго объективный критерий психики: наличие нервной системы; этой позиции придерживались Ч.Дарвин, Г.Спенсер).

Первую позицию А.Н.Леонтьев критиковал как очень узкую, вторую — как слишком широкую. Третья позиция не позволяет установить качественного различия между живым организмом, не обладающим психикой, и субъектом, обладающим таковой. Нейропсихизм недостаточен потому, что он постулирует жесткую связь между появлением психики и появлением нервной системы, а ведь связь органа и функции является подвижной, поскольку одну и ту же функцию могут выполнять разные органы.

Можно также дополнительно выделить такую позицию, как солипсизм (Введенский) – точка зрения, согласно которой «объективные признаки одушевленности» отсутствуют и душевная жизнь выявляется только в самом объекте путем самонаблюдения (т.е. «психика есть только у меня»).

 

 

2.А) А. Н. Леонтьев исходит из предположения, что первоначальной, исходной формой психического является чувствительность. Он выделяет 2 вида критериев чувствительности:

1) Субъективный (самоотчет) – он не подходит для исследования животных

2) Объективные критерии (по Йерксу):

2а) Структурные, морфологические (суждение о наличии ощущений не на основании функции, а на основании анатомической организации животного). Морфологический критерий ненадежен, т.к. хотя «органы и функции составляют единство, но они, однако, связаны друг с другом отнюдь не неподвижно и неоднозначно».

2б) функциональные (признаки психики, лежащие в самом поведении животных).

— подвижность

— защитная подвижность

— подвижность, связанная с предыдущим опытом животного

Во всех этих критериях АНЛ видит такую проблему: невозможно по двигательным функциям различить раздражимость, которая свойственна всей живой материи, от чувствительности.

Б) АНЛ предложил следующее разделение:

Раздражимость – это способность живых организмов реагировать на биологически значимое воздействие (биотические стимулы). Это простейшая форма взаимодействия простейшего организма со средой (например, тропизмы у растений). Но на некотором этапе биологической эволюции появляется чувствительность.

Чувствительность — способность живых организмов реагировать на биологически нейтральные воздействия (абиотические стимулы)(виды энергии или свойства энергии, которые непосредственно не участвуют в обмене веществ). Биологически нейтральные объекты находятся в устойчивой связи с биологически значимым объектом – являются потенциальными сигналами. Например: деятельность паука по отношению к жертве, застрявшей в паутине побуждает вибрация, которую производят крылья насекомого, передающаяся по паутине; вибрация же находится в опр. связи с питательным веществом насекомого. Отражение биологически нейтральных свойств неразрывно связано с такой формой активности живых существ как поведением.

Чтобы жить в предметно оформленной среде, живому организму необходимо научиться распознавать те предметы, которые имеют биотические свойства (пригодны в качестве пищи). Но это можно сделать, лишь ориентируясь на абиотические свойства того же предмета, сигнализирующие о наличии его биотических качеств. Некоторые первичные организмы пошли по пути эволюции исходных форм активности, в процессе которой отражаются лишь биотические раздражители (так возникло царство растений).

Таким образом, возникновение психики в эволюции было тесно связано с:

А) появлением объективной связи в предмете биотических и абиотических свойств. Однако это необходимое, но недостаточное условие появления психического отражения мира субъектом.

Б) выделением этой связи самим субъектом, обнаружение субъектом в своей индивидуальной деятельности смысла абиотического стимула как сигнала наличия биотического фактора.

Таким образом, психика связана с деятельностью субъекта изначально.

С целью доказательства этого положения проводились остроумные психологические эксперименты по изучению светочувствительности кожи ладони руки. Они были проведены А.Н.Леонтьевым с группой его сотрудников в 30-е гг. XX в.

Гипотеза: свет, падающий на ладонь, — заведомо абиотический стимул для субъекта, который в обычных условиях не ощущается. Возможно развить чувствительность ладони к свету, если сделать свет сигналом наличия другого стимула — удара тока в палец руки.

Процедура: В экспериментах были две основные серии. Объективно обе серии строились принципиально одинаково. Рука испытуемого ладонью вниз помещалась в некой установке на столе, в котором был вырез, подсвечивающийся снизу зеленым светом, — для испытуемого поверхность стола воспринималась гладкой, так как она была покрыта стеклом. Свет (всегда включавшийся перед ударом тока) падал прямо на ладонь испытуемого, однако сам испытуемый про это не знал (принимаюсь все возможные меры к тому, чтобы устранить все иные воздействия: тепловые, шумовые и прочие эффекты).

В первой серии испытуемому сообщалось, что исследуется электрокожная чувствительность. Его задачей было держать палец на ключе типа телеграфного. Почувствовав же удар электрического тока, снять палец с ключа и вновь положить его обратно. В этой серии даже после большого числа сочетаний света с ударом тока свет не воспринимался как сигнал будущего удара тока, потому что отсутствовало главное условие появления ощущения как переживания биологического смысла света (т.е. его отношения к току) — деятельность испытуемого (в данном случае в форме активного обследования ситуации).

Это условие было введено во вторую серию, перед которой испытуемому давалась другая инструкция: «Перед ударом током будет очень слабое раздражение, ощущение которого позволит Вам избежать удара током — ведь вы заранее сможете снять палец с ключа». В конце данной серии и после гораздо меньшего числа сочетаний, чем первой серии, у испытуемых появилось ощущение света. Они чувствовали какое-то воздействие на руку «вроде ветерка», «волны», «птичьей перышка» и т.п. А

Вывод: даже для возникновения «элементарных» ощущений недостаточно просто наличия абиотического раздражителя и его объективной связи с биотическим — необходимо специальное активное обследование ситуации со стороны субъекта, его ориентировочная деятельность, которая направлена на поиск связи между возможными агентами из внешнего мира.

Таким образом, любое психическое явление представляет собой отражение не физических свойств мира, а их смысла, который открывайся самим субъектом в его деятельности

В школе А. Н.Леонтьева проходила

дискуссия относительно точного определения критерия психического:

ü А.Н.Леонтьев считал таковым реакцию на любой видоспецифический абиотический раздражитель (все лягушки определенного вида реагируют на шорох в траве как «сигнал» наличия в ней насекомого, и эта способность существует как видовое приобретение до того, как лягушка начнет осуществлять свою индивидуальную деятельность),

ü П.Я.Гальперинтолько на такой абиотический стимул, смысл которого определяется в индивидуально-неповторимой деятельности субъекта (для конкретной лягушки данного вида, которую постоянно кормили червями, индивидуальный смысл «пиши» приобрела их форма, потому-то данная лягушка набросилась и на имеющую такую же форму спичку; для другой лягушки, которую кормили пауками, индивидуально-неповторимый смысл «пищи» приобрела форма паука, и она столь же яростно набросилась на похожие по форме кусочки мха, игнорируя спички).

Таким образом, критерий психического, по А.Н.Леонтьеву, более широкий, чем по П.Я. Гальперину.

 

В) Гипотеза о возникновении у животных чувствительности в связи с переходом от жизни в однородной среде к жизни в более сложной, гетерогенной, предметно-оформленной среде. Переход от раздражимости к чувствительности происходит на основе процесса усложнения и расширения, а с другой стороны, сужения функций органов, приводящих к их спецификации в качестве органов чувствительности.

Есть ситуации, где психика (как особая форма отражения) не нужна, но есть ситуации, в которых успешность поведения нельзя объяснить иначе, как с учетом ориентировки на основе наличной ситуации (ПЯ Гальперин).

Ситуации, где психика не нужна (по Гальперину):

1) Ситуации, где весь процесс обеспечивается чисто физиологическим взаимодействием с внешней средой (пр: внешнее дыхание, терморегуляция)

2) Инстинкты у животных («поведение» листа мухоловки, муравьиного льва, прыжок лягушки за мухой — здесь есть расхождение с АНЛ, он считал, что у муравьиного льва и лягушки это как раз примеры психики)

В таких ситуациях:

— условия существования животного имеются рядом с ним

— эти условия действуют как раздражители готового, наличного в организме механизма

— этот механизм производит нужную в данном случае реакцию

— соотношение между действующим органом и объектом воздействия обеспечено настолько, что в большинстве случаев реакция оказывается успешной и приводит к полезному результату.

Но есть ситуации, где психика необходима: в таких ситуациях регуляция действия возможна только на основе образа открывающейся ситуации, отсутствие в этих ситуациях того, что необходимо индивиду (например, когда в комнате душно, не хватает кислорода, мы открываем окно).

По Иванникову: жизненные задачи, плохо решаемые без психики:

1. Установление биологического смысла объекта (например, образ матери у гусыни Лоренца)

2. Создание образа ситуации. Образ того поля действия, в котором сейчас находится человек.

3. Создание новых способов поведения (опыт с обезьяной, ящиками и бананом)

Психика возникает как адаптационный механизм. Биологическая роль психики – ориентировка и регуляция деятельности в предметно оформленной среде в условиях быстро и нерегулярно меняющихся.

 

Г) Роль психики в эволюции живых существ




Возникновение психики. Критерии психического отражения. — Студопедия.Нет

Общее представление о предмете психологии. Основные задачи и разделы психологии.

«Псюхе» по-древнегречески – «душа», из этого следует, что психология – наука о душе. Однако современная психология не занимается изучением «души». Психология – наука о психике, психической жизни и психической деятельности. Таким образом произведена замена понятий души и психики, которые в современном языке являются практически синонимами. Согласно определению А.Н. Леонтьева, психология — это наука о порождении, функционировании и структуре субъективного образа действительности в ходе осуществления предметной деятельности индивида.

Хронологически первым, мифологическим было представление о том, что психологии следует изучать душу как некую неоспоримую данность. Этот длительный этап, называемый в литературе донаучным, традиционно определяется от V—IV вв. до н.э. до началаXVIII в. При этом существовало множество подходов и трактовок «души», ее проявлений и описаний. Глобальность, всеохватность, мифологичность категории души мешала выделению и становлению специальной отрасли научного знания.

Исторически вторым представлением о предмете психологии выступили явления сознания как некоторые составляющие элементы внутреннего, ментального, переживаемого человеком мира. Человек всегда что-то видит, слышит, осязает, ощущает, вспоминает. Согласно новому подходу, именно такие феномены следует изучать психологии, так как в отличие от души их можно экспериментально исследовать, измерять, научно обобщать, устанавливать в них причинно-следственные связи и отношения. Однако остается нерешенной проблема о недостаточной определенности«сознания» как предмета новой психологии. Он продолжает быть в значительной мере описательным, нечетким, а значит, допускающим возможность неоднозначной, субъективной трактовки. Это не соответствует канонам классической позитивной науки, какой стремилась стать психология, а потому вызывает дискуссии.

Одним из результатов таких сомнений в научности психологии и поисков ее принципиально другого предмета явился бихевиоризм, оформившийся в конце XIX — начале XX в. в США. «Behaviour» по-английски — «поведение», оно и стало предметом новой объективной науки. На организм животного, человека воздействуют конкретные, измеряемыевнешние стимулы, на которые возникает объективная реакция, ответ. Отсюда ставшая классической двучленная схема первоначального бихевиоризма: «стимул — реакция». Эти компоненты находятся в причинно-следственных отношениях и подвергаются экспериментальному анализу. Их можно планомерно изменять, дозировать, т.е. строго, систематически исследовать, не обращаясь за объяснением к различным субъективным или психологическимтерминам.

Перечислим основные задачи психологии в контексте классического науковедения и следуя в логическом направлении от простого к сложному, хотя для реального научного исследования такая логика не всегда будет совпадать с фактической хронологией:

1. Вначале необходимо обнаружить факты, т.е. максимально подробноописать психологические феномены, отметив их разнообразиеи многочисленные проявления. Факты — это начало, предыстория,эмпирический базис любого знания, тем более научного. Факты существуютобъективно, и в этом смысле они неоспоримы, но зачастуюдля установления и подтверждения фактов нужны напряженныеи длительные изыскания.

2. Вследствие знания фактов логически вытекает более сложнаязадача — установление закономерностей или законов обнаруженныхявлений. Это означает переход от описания, даже красочногои исчерпывающего, к объяснению добытой фактологии, кнахождению причинно-следственных отношений. Потому установленныезакономерные феномены могут быть воспроизведены, провереныдругими исследователями.

3. Следующей задачей, выделяемой на пути углубления научногознания, становится выявление механизмов реализации установленногозакона. Найти механизм — значит понять, смоделироватьнекое «исполнительное устройство», теоретическую сущность, движущуюсилу, связи явлений и сущности, закономерного и случайного.Знание законов и механизмов — это уже законченная научнаяконцепция, теория, дающая доказательное толкование широкому кругуявлений изучаемого мира.

4. Завершающей, прагматически важнейшей (а зачастую и самойсложной) задачей науки является практическое использование,грамотное внедрение ее знаний и результатов в реальную жизнь.При этом поднимается большое количество сопутствующих вопросов:социальных, организационных, экономических, методических.

Современная мировая психология — это разветвленная наука, многочисленные разделы которой объединены одним предметом —психикой, но выделяются в зависимости от того, чью психику исследуют,какой ее выраженный аспект, в каких конкретных условиях.Поэтому классификация разделов психологии является очень условной,пересекающейся, меняющейся. Итак, перечислим основные разделы современного психологического знания:

• Общая психология исследует психику в максимально обобщенном и отвлеченном виде.

• Социальная психология рассматривает массовидные явленияпсихики и само отношение, взаимодействие социального и психического,индивидуального и общественного в психике личности.

• Возрастная психология исследует онтогенез психики, т.е. ееразвитие от зачатия человека до его смерти.

• Педагогическая психология имеет своим предметом психику(учащегося и преподавателя) в условиях образовательного процесса(обучение и воспитание).

• Психология труда (исторически первое название — психотехника)изучает психику в условиях многообразной трудовой деятельностии включает в себя немало практически самостоятельных разделов.торговли, рекламы, спорта, творчества и т.д.

• Психолингвистика занимается изучением речи как вида психики,использующей объективный язык, языковые системы в качествевнутреннего средства. Разработанные разделы, например психосемиотика, психосемантика.

• Дифференциальная психология исследует всевозможные различияпсихики людей: индивидуальные, типологические, этнические,в том числе и те, которые как бы задействованы в других,ранее перечисленных разделах.

• Психометрия (в нашей стране — математическая психология)рассматривает вопросы математического моделирования психики,проблемы измерения в психологии, способы количественногоанализа результатов психологических исследований.

• Психофизиология направленно изучает основополагающеесоотношение, взаимодействие биологического и психического, физиологиивысшей нервной деятельности и психологии.

• Медицинская психология исследует психику в условиях болезни:душевной или телесной.

• Близко к предшествующим располагаются разделы специальнойпсихологии, связанные с изучением и восстановлением психикив условиях определенных нарушений и отклонений: сурдо-, лого,олигофренопсихология.

• История психологии имеет своим предметом не простой ходвремени, не хронологию чьих-то жизней и публикаций, а содержательнуюисторию создания, развития, преемственности или забвенияпредшествующих взглядов, подходов, школ научного психологическогознания.

• Изучением психики животных занимается сравнительная психология,или зоопсихология, многие разработки которой составляютнеобходимый базис для исследования психики человека.

 

Возникновение психики. Критерии психического отражения.

Существовало множество точек зрения относительно того, когда и на каком этапе эволюции жизни возникла психика. Согласно одной из них психика присуща всей природе, делая ее «одухотворенной» Ж. Робине, Г. Фехнер). Данная теория получила название панпсихизм. Другие ученые связывали психику только с появлением человека — антропопсихизм (Р. Декарт). Распространенным было и мнение, что психика является свойством всякой живой материи — биопсихизм (Э. Геккель, В. Вундт). Эти взгляды не получили ни теоретического обоснования, ни должного экспериментальногоподтверждения.

В отечественной психологии учение о развитии психики в филогенезеразработал А.Н. Леонтьев. Он считал неправомерной ниодну из приведенных точек зрения на решение проблемы возникновенияпсихики. Его гипотеза заключалась в том, что психика возникаетлишь на высших ступенях органической живой материи. Живая материя даже в начальных простейших формах существенно отличается от неживой природы характером взаимодействий с ней.

В процессе эволюции у живых организмов сформировалась способность выделять из окружающей среды нужные вещества и реагировать на них, что сделало организм активным в процессе обмена веществ. Активность проявляется в особом свойстве живых организмов — раздражимости. Раздражимость — это допсихическая форма отражения внешней среды, проявляющаяся в реагировании на вещества, необходимые для поддержания существования организма.

Условия жизни на этапе допсихического отражения таковы, чтоорганизму нет необходимости в особой ориентировочной поисковой деятельности, а, следовательно, и в специальном органе, обеспечивающем ориентировку. У него сформировалась способность к отражению только узкого круга внешних воздействий — тех, от которых зависит его существование. Такие воздействия называются биотическими. Ответная реакция также осуществляется только на биотические раздражители. Допсихическое отражение имеет место у растений и у некоторых элементарных форм жизни, промежуточных между растительным и животным миром.

Усложнение условий жизни (выход из водной среды на сушу, недостаток пищевых ресурсов и т.д.) потребовало усовершенствования форм приспособительного поведения, расширения отражательных функций и переход от элементарных тропизмов к более сложным поведенческим актам, которые могли бы обеспечить поиск важных для жизни условий существования. Организмы начинают реагировать не только на биотические раздражения, но и на те, которые сами по себе являются индифферентными, абиотическими, но могут сигнализировать появление биологически значимых агентов. Они выполняют сигнальную и ориентировочную функции в жизнедеятельности организмов. Новая форма отражения получила название чувствительность. У живых организмов появилась способность к ощущениям как к отражению различного рода воздействий окружающей среды в их объективных свойствах и связях с другими вещами. Так возникло новое свойство органической материи — психическое отражение, характерное для животной формы жизни. Возникла психика как особое свойство, заключающееся в активном отражении объективной реальности и саморегуляции на этой основе своего поведения.

Критерии психического отражения:

— Стадия элементарной сенсорной психики. Психическое отражение животных, находящихся на этой стадии, имеет форму чувствительности только к отдельным свойствам среды, т.е. форму элементарных ощущений. Соответственно поведение животных отвечает тому или иному отдельному свойству.

— Стадия перцептивной психики характеризуется способностью отражения внешней действительности уже не в форме отдельных элементарных ощущений, вызываемых отдельными свойствами среды, но в форме отражения набора качеств, вещей.

— Стадия интеллекта. На этой стадии находится небольшое число видов самых высокоорганизованных млекопитающих — человекоподобных обезьян. Отличительная способность интеллекта животных заключается в том, что в дополнение к отражению отдельных вещей у них возникает отражение целостных ситуаций и отношений между предметами. В поведении животных возникает еще более сложная форма — решение задач.

 

17. Критерии психического. Гипотеза а.Н. Леонтьева о возникновении чувствительности. Адаптивное значение психики животных.

Углубление в филогенетическую историю психики неизбежно подводит к вопросу о ее объективном критерии.Очевидно, что, обсуждая психику животных, нельзя пользоваться субъективным критерием: мы не знаем и, наверное, никогда не узнаем, что чувствует (переживает, ощущает) дождевой червь или муравей. Тем более немыслимо ставить такой вопрос в отношении каких-то существ, которые жили в далеком биологическом прошлом. Единственныйпутьздесь — найтиобъективный критерий психики,т. е. такой внешне наблюдаемый и регистрируемый признак, который позволяет утверждать, что у данного организма есть психика.

На протяжении исторического пути психологии как науки периодически давались возможные ответы на вопросы о критериях психики и о том, когда она возникает в истории развития мира. А. Н.Леонтьев посвятил рассмотрению этих вопросов несколько работ, среди них выделяется книга «Проблемы развития психики», первое издание которой вышло в 1959 г. и которая была удостоена в 1963 г. Ленинской премии.

В ней он прежде всего подвергает критике имевшиеся точки зрения на решение проблемы возникновения психики. А.Н.Леонтьев выделяет четыре следующие позиции.

1. Антропопсихизм (критерием психики признается ее осознанность; поэтому у животных психики нет, так как нет сознания; этой точки зрения придерживался Р.Декарт).

2.  Панпсихизм (учение о всеобщей одушевленности — психика признается существующей как неотъемлемое свойство любого материального образования, и поэтому проблема ее возникновения снимается; эту точку зрения разделял, например, Б.Спиноза).

3.  Биопсихизм (согласно данной позиции психика — душа — есть у любого живого существа, в том числе у растений; этой позиции придерживался Аристотель).

4.  Нейропсихизм (согласно данной точке зрения имеется строго объективный критерий психики: наличие нервной системы; этой позиции придерживались Ч.Дарвин, Г.Спенсер).

Первую позицию А.Н.Леонтьев критиковал как очень узкую, вторую — как слишком широкую. Третья позиция не позволяет установить качественного различия между живым организмом, не обладающим психикой, и субъектом, обладающим таковой. Нейропсихизм недостаточен потому, что он постулирует жесткую связь между появлением психики и появлением нервной системы, а ведь связь органа и функции является подвижной, поскольку одну и ту же функцию могут выполнять разные органы.

Отвергая вышеуказанные точки зрения и соответствующие критерии психики, А.Н.Леонтьев предложил свой критерий, который был вполне объективным, но не морфологическим, а функциональным. По его мнению, объективный признак психики — это способность организма (в этом случае можно говорить уже о субъекте) реагировать на так называемые абиотические свойства внешней среды (мира). Под абиотическим стимулом понимается такое свойство предметов, которое прямо и непосредственно не определяет процессы жизнедеятельности того или иного организма, однако — при объективной связи с биотическим фактором — может выступать для субъекта сигналом наличия последнего в мире.

Биотическим стимулом называется такой внешний фактор окружающей среды, который прямо и непосредственно участвует в метаболизме (обмене веществ) в реагирующем на него организме. Пример биотического стимула — свет для хлорофиллового растения.

По А. Н.Леонтьеву, появление реакции на биологически нейтральный стимул, выступающий для субъекта в его сигнальном значении, означает возникновение чувствительности — собственно психического отражения реальности. Способность организмов реагировать на биотические стимулы называетсяраздражимостью (она является допсихической или непсихической формой отражения мира организмом).

Психика возникает тогда, когда допсихических форм отражения становится недостаточно для обеспечения жизнедеятельности организма в изменяющемся мире. Возникновение психики в ходе эволюции связано с переходом жизни первичных организмов из жизни в гомогенной среде к жизни в гетерогенной (предметно расчлененной) среде.

Чтобы жить в предметно оформленной среде, живому организму необходимо научиться распознавать те предметы, которые имеют биотические свойства (пригодны в качестве пищи). Но это можно сделать, лишь ориентируясь на абиотические свойства того же предмета, сигнализирующие о наличии его биотических качеств. Некоторые первичные организмы пошли по пути эволюции исходных форм активности, в процессе которой отражаются лишь биотические раздражители (так возникло царство растений).

Таким образом, возникновение психики в эволюции было тесно связано с появлением объективной связи в предмете биотических и абиотических свойств. Однако это необходимое, но недостаточное условие появления психического отражения мира субъектом. Последнее появляется только тогда, когда эта связь окажется выделенной самим субъектом, когда субъект в своей индивидуальной деятельности обнаружит смысл абиотического стимула как сигнала наличия биотического фактора’. Таким образом, психика связана с деятельностью субъекта изначально.

Адаптивное значение психики — психика обеспечивает более эффективное приспособление к среде.

Критерии психического. Гипотеза А.Н. Леонтьева о возникновении чувствительности. Адаптивное значение психики животных.

В ней он прежде всего подвергает критике имевшиеся точки зрения на решение проблемы возникновения психики.А.Н.Леонтьев выделяет четыре следующие позиции.

1. Антропопсихизм(критерием психики признается ее осознанность; поэтому у животных психики нет, так как нет сознания; этой точки зрения придерживался Р.Декарт).

2. Панпсихизм (учение о всеобщей одушевленности — психика признается существующей как неотъемлемое свойство любого материального образования, и поэтому проблема ее возникновения снимается; эту точку зрения разделял, например, Б.Спиноза).

3. Биопсихизм(согласно данной позиции психика — душа — есть у любого живого существа, в том числе у растений; этой позиции придерживался Аристотель).

4. Нейропсихизм(согласно данной точке зрения имеется строго объективный критерий психики: наличие нервной системы; этой позиции придерживались Ч.Дарвин, Г.Спенсер).

Отвергая вышеуказанные точки зрения и соответствующие критерии психики, А.Н.Леонтьев предложил свой критерий, который был вполне объективным, но не морфологическим, а функциональным. По его мнению, объективный признак психики — это способность организма (в этом случае можно говорить уже о субъекте) реагировать на так называемые абиотические свойства внешней среды (мира). Под абиотическимстимулом понимается такое свойство предметов, которое прямо и непосредственно не определяет процессы жизнедеятельности того или иного организма, однако — при объективной связи с биотическим фактором — может выступать для субъекта сигналом наличия последнего в мире.

Биотическимстимулом называется такой внешний фактор окружающей среды, который прямо и непосредственно участвует в метаболизме (обмене веществ) в реагирующем на него организме. Пример биотического стимула — свет для хлорофиллового растения.

По А. Н.Леонтьеву, появление реакции на биологически нейтральный стимул, выступающий для субъекта в его сигнальном значении, означает возникновение чувствительности— собственно психического отражения реальности. Способность организмов реагировать на биотические стимулы называется раздражимостью(она является допсихической или непсихической формой отражения мира организмом).

Таким образом, возникновение психики в эволюции было тесно связано с появлением объективной связи в предмете биотических и абиотических свойств. Однако это необходимое, но недостаточное условие появления психического отражения мира субъектом.

Адаптивное значение психики — психика обеспечивает более эффективное приспособление к среде.

22.Стадии и уровни развития психики животных. Биологические предпосылки человеческой психики. Сравнение психики животных и человека.

А.Н. Леонтьев выделил в развитии психики животных три стадии:

1. стадию элементарной сенсорной психики;

2. стадию перцептивной психики;

3. стадию интеллекта.

Животные с элементарной сенсорной психикойспособны отражать лишь отдельные свойства внешних воздействий

Животные с перцептивной психикойотражают внешнюю действительность в форме целостных образов вещей.

стадия интеллекта – характеризуется ещё более сложным отражением действительности, которое заключается в способности не только отражать отдельные предметы в их целостности, но и устанавливать отношения между предметами

Все сказанное до сих пор об инстинктах животных чрезвычайно важно для понимания биологической предыстории специфически человеческих форм поведения. К ним относятся прежде всего язык и общение животных, а также использование ими орудий.

В заключение перечислим главные особенности психической деятельности животных, отличающие ее от психики человека.

1.Вся активность животных определяется биологическими мотивами. Это хорошо выражено в часто цитируемых словах немецкого психолога А. Гелъба:«Животное не может делать ничего бессмысленного. На это способен только человек» [цит. по: 68, с. 5].

2.Вся деятельность животных ограничена рамками наглядных конкретных ситуаций. Они не способны планировать своих действий, руководствоваться «идеально» представляемой целью. Это проявляется, например, в отсутствии у них изготовления орудий впрок.

3.Основу поведения животных во всех сферах жизни, включая язык и общение, составляют наследственные видовые программы. Научение у них ограничивается приобретением индивидуального опыта, благодаря которому видовые программы приспосабливаются к конкретным условиям существования индивида.

4.У животных отсутствуют закрепление, накопление и передача опыта поколений в материальной форме, т. е. в форме предметов материальной культуры.




Критерии психического отражения. Основные стадии развития психики животных. Сравнительный анализ психики животных и человека.

Четыре традиционных позиции, которые характеризуют «момент» перехода от непсихической формы отражения к психической.

1. Панпсихизм– психикой обладает любая материя. Всеобщая одухотворенность природы, разделяли многие мыслители, например, Гераклит и Анаксагор. Не понятно, чем тогда отличается живая материя от неживой.

2. Биопсихизм– Психикой обладает только живая материя (Геккель, Вундт). Нет критериев психического, различия психики растений и животных, не понятно, когда и зачем она появилась.

3. Нейропсихизм – психикой обладают живые организмы, у которых есть нервная система. (Дарвин, Спенсер). Орган – функция.

4. Антропопсихизм– психикой обладает только человек (Декарт). Она дает ему возможность отдавать себе отчет в своем внутреннем состоянии. Не понятно, как она произошла.

Эволюция: Гипотеза о возникновении чувствительности как первой формы психического отражения.

1. Простейшим организмам необходимо было реагировать на важные для них сигналы (биотический раздражители). Первая функция – раздражимость (способность организма специфически отвечать на жизненно важные для него воздействия среды). Это допсихическая функция отражения.

В эволюции раздражимость качественно изменялась.

2. Сигнальная функция – реакция на абиотические раздражители как на возможные признаки биотических. Раздражимость стала чувствительностью. Это способность к ощущениям. С нее начинается психика. Противоречие между возможностями поведения и возможностями психики приводит к развитию психики.

А.Н.Леонтьев: Психика, психические явления не существуют как нечто изначально данное. Они имеют историю своего возникновения, историю своего развития, в ходе которого приобретают те формы, которые мы сейчас знаем. Функциональный критерий психики (организм должен быть способен справиться с задачей, для решения которой необходима психика). Граница между миром психического и миром непсихического проходит междудвумя типами реагирования организма: раздражимостью и чувствительностью.Раздражимость– это способность организма реагировать на биологически значимые воздействия. Например, подсолнух двигается вслед за солнцем, поглощая энергию для фотосинтеза. Класс раздражителей, напрямую удовлетворяющие биологическую потребность – биотические.

В качестве объективного критерия возникновения психикиЛеонтьев выдвинул способность организма реагировать набиологически нейтральные (абиотические) воздействия. Эта способность открывает организму дорогу к приобретению тех способов действия. Которые не были запрограммированы генетически. Эта способность, в отличие от раздражимости, названачувствительностью. Психика возникает, когда появляется минимальная возможность научения. Реакция на нейтральные воздействия формируется в связи с тем, что они находятся в устойчивой связи с биологически значимыми воздействиями и являются их сигналами. Обладающий чувствительностью организм может реагировать на биотический стимул не только, когда «он уже здесь», но и предсказывать его появление (сигнал – шорох, цвет и т.п.).Субъективным критерием психики являетсяощущение.

Этапы развития психики в филогенезе:

Элементарная (сенсорная) психика– среда отражается в виде отдельных абиотических свойств объектов. (жабы набросились на спичку, т.к. форма напоминает червяка).

Инстинкт – подвижная цепочка врожденных безусловно-рефлекторных связей, в основных звеньях фиксированная, но подверженная изменениям в соответствии с ситуационными условиями

Безусловные рефлексы.

Условные рефлексы (выученные).

Тропизмы (однонаправленная реакция на раздражитель). Может меняться.

Активность носит целостный нерасчлененный характер, поведение – однофазный акт, протекающий от возникновения ощущения к результату. Способность к обучению минимальна и в основном выражается в привыкании.

Типичные носители элементарной сенсорной психики – насекомые. Пример: пищевое поведения паука, абиотическое свойство – вибрация паутины, если её нет, то может «не замечать» жертву и погибнуть с голода.

Эксперимент с сомиками.

Перцептивная психика– среда отражается в виде целостных образов предметов. Действительность воспринимается в форме образов вещей. Например, на глазах у кролика в ящик помещался кочан капусты. Экспериментатор незаметно менял капусту на морковь и помещал кролика. Кролик демонстрировал своим видом «удивление» и продолжал поисковую активность. Кролик «ожидал» капусту, воспринимал пищу «предметно». В образе предмета интегрируются его многочисленные свойства, так что одновременно восприятие нескольких свойств предмета делает его в большей степени представленным в психике животного.

Формы поведения более подвижны и гибки, адеквато отражают условия среды.

Индивидуально изменчивые формы поведения. Операции– акты, содержание которых отвечает не самому предмету потребности, а условиям, в которых он находится.

Сложная закрепленная последовательность операция – навыки. Возможна дрессировка. В игре операции отделаются от деятельности и приобретают самостоятельный характер. Играя, молодые животные «отрабатывают» операции, которые пригодятся им в дальнейшем.

Чувственный опыт – чувственные представления, элементарная образная память. Возможность вероятностно прогнозировать будущее, опираясь на свой индивидуальный опыт. Нет отражения отношений между вещами.

Интеллектуальная психика (человекообразные обезьяны). Отражение мира в форме целостных ситуаций, состоящих из нескольких компонентов. Способность устанавливать связи между предметами.

Особенности: 1)активное использование орудий, 2) явление инсайта, т.е. мгновенное нахождение решения задачи без видимой наблюдателю фазы проб и ошибок, 3) закрепление эффективного способа решения после одной удачной попытки, 4) возможность переноса способа решения на широкий класс схожих задач, 5) способность решать «двухфазные задачи», т.е. объединять в рамках одной задачи две сформированные операции (пример, обезьяна короткая и длинная палка, нужно достать банан).

Функциональные понятия– отражение возможностей взаимодействия предметов среды.

Сравнение психики животных и человека:

• Психика животных развивается по законам биологической эволюции.

Психика человека – по законам общественно – исторического развития. Решающая роль у трудовой деятельности.

• Жизнь животного – постоянное гибкое приспособление.

Жизнь человека – преобразование своей и окружающей природы.

• У человека связан характер совместной и непрерывной трудовой деятельности. У животных групповое поведение и функциональное использование предметов не связаны.

• У людей есть культурный опыт: орудия труда и речь, язык. Животные могут изготавливать и использовать необходимые для достижения цели предметы, но не сохраняют их. Речь их аффективна (для выражения актуального состояния), нет в ней знаков, только сигналы.

• У человека есть действия (подчиненные все одному мотиву, но цель у каждого своя) и общественное сознание: коллективная охота, разделение труда. Разумный смысл действия. Планирование. Сознание. Для животных существует только биологическая целесообразность. Поведение: подготовительная и исполнительная фазы.

Критерии психического. Гипотеза о возникновении чувствительности (А. Н. Леонтьев) | Учеба-Легко.РФ

 На протяжении исторического пути психологии как науки периодически давались возможные ответы на вопросы о критериях психики и о том, когда она возникает в истории развития мира. А. Н.Леонтьев посвятил рассмотрению этих вопросов несколько работ, среди них выделяется книга «Проблемы развития психики», первое издание которой вышло в 1959 г. и которая была удостоена в 1963 г. Ленинской премии.

В ней он прежде всего подвергает критике имевшиеся точки зрения на решение проблемы возникновения психики. А.Н.Леонтьев выделяет четыре следующие позиции.

1. Антропопсихизм (критерием психики признается ее осознанность; поэтому у животных психики нет, так как нет сознания; этой точки зрения придерживался Р.Декарт).

2.  Панпсихизм (учение о всеобщей одушевленности — психика признается существующей как неотъемлемое свойство любого материального образования, и поэтому проблема ее возникновения снимается; эту точку зрения разделял, например, Б.Спиноза).

3.  Биопсихизм (согласно данной позиции психика — душа — есть у любого живого существа, в том числе у растений; этой позиции придерживался Аристотель).

4.  Нейропсихизм (согласно данной точке зрения имеется строго объективный критерий психики: наличие нервной системы; этой позиции придерживались Ч.Дарвин, Г.Спенсер).

Первую позицию А.Н.Леонтьев критиковал как очень узкую, вторую — как слишком широкую. Третья позиция не позволяет установить качественного различия между живым организмом, не обладающим психикой, и субъектом, обладающим таковой. Нейропсихизм недостаточен потому, что он постулирует жесткую связь между появлением психики и появлением нервной системы, а ведь связь органа и функции является подвижной, поскольку одну и ту же функцию могут выполнять разные органы.

Отвергая вышеуказанные точки зрения и соответствующие критерии психики, А.Н.Леонтьев предложил свой критерий, который был вполне объективным, но не морфологическим, а функциональным. По его мнению, объективный признак психики — это способность организма (в этом случае можно говорить уже о субъекте) реагировать на так называемые абиотические свойства внешней среды (мира). Под абиотическим стимулом понимается такое свойство предметов, которое прямо и непосредственно не определяет процессы жизнедеятельности того или иного организма, однако — при объективной связи с биотическим фактором — может выступать для субъекта сигналом наличия последнего в мире.

Биотическим стимулом называется такой внешний фактор окружающей среды, который прямо и непосредственно участвует в метаболизме (обмене веществ) в реагирующем на него организме.

Пример биотического стимула — свет для хлорофиллового растения. Без энергии света в соответствующих органах растения не вырабатываются из неорганических веществ органические. Для других живых существ этот же свет может быть абиотическим стимулом, потому что обмен веществ в их организмах прямо от этого фактора не зависит. Тем не менее они реагируют на этот нейтральный для жизнедеятельности организма стимул из внешней среды, поскольку в индивидуальной деятельности данных субъектов этот стимул приобрел для них «сигнальное значение», или «биологический смысл». Возьмем для примера собаку, которая используется в исследованиях по формированию условных рефлексов. После включения света (лампочки) через небольшое время собака получает пищу. После определенного числа сочетаний абиотического и биотического стимулов она начинает радоваться одному только включению лампочки, пытается лизать эту лампочку и т.п. Свет приобрел для нее сигнальное значение, или, иначе говоря, биологический смысл (смысл пищи).

По А. Н.Леонтьеву, появление реакции на биологически нейтральный стимул, выступающий для субъекта в его сигнальном значении, означает возникновение чувствительности — собственно психического отражения реальности. Способность организмов реагировать на биотические стимулы называется раздражимостью (она является допсихической или непсихической формой отражения мира организмом).

Психика возникает тогда, когда допсихических форм отражения становится недостаточно для обеспечения жизнедеятельности организма в изменяющемся мире. Возникновение психики в ходе эволюции связано с переходом жизни первичных организмов из жизни в гомогенной среде к жизни в гетерогенной (предметно расчлененной) среде. Предмет отличает от фактора среды множественность его свойств, связанных между собой в неразделимое единство (некоторые философы определяют предмет как «узел свойств»).

Чтобы жить в предметно оформленной среде, живому организму необходимо научиться распознавать те предметы, которые имеют биотические свойства (пригодны в качестве пищи). Но это можно сделать, лишь ориентируясь на абиотические свойства того же предмета, сигнализирующие о наличии его биотических качеств. Некоторые первичные организмы пошли по пути эволюции исходных форм активности, в процессе которой отражаются лишь биотические раздражители (так возникло царство растений).

Таким образом, возникновение психики в эволюции было тесно связано с появлением объективной связи в предмете биотических и абиотических свойств. Однако это необходимое, но недостаточное условие появления психического отражения мира субъектом. Последнее появляется только тогда, когда эта связь окажется выделенной самим субъектом, когда субъект в своей индивидуальной деятельности обнаружит смысл абиотического стимула как сигнала наличия биотического фактора’. Таким образом, психика связана с деятельностью субъекта изначально.

Критерии психического здоровья. Психическая норма — Студопедия.Нет

Контрольная работа

По дисциплине:

 

«Проблема определения нормы и патологии»

 

 

Москва 2009

Содержание

 

1. Понятие нормы и патологии в современной психологии. Основные подходы к дихотомии «норма – патология»

2. Критерии психического здоровья. Психическая норма

3. Нормоцентристский и нозологический подходы в психологии акцентуаций личности

Заключение

Список источников

 

 

Введение

 

Приспособление людей к окружающей природной и социальной среде сугубо индивидуально. Большинство людей справляется с этой задачей. Но некоторые индивиды, слишком «хрупкие» или плохо подготовленные к жизни, не могут адекватно воспринимать и решать возникающие проблемы. У них отмечается аномальное развитие и неадаптивное поведение.

На всех этапах общественного развития люди пытались выявить причины такого «не вкладывающегося в определенные рамки» поведения. Так, на протяжении древности, средних веков и позднее психическое нездоровье (безумие) считалось следствием одержимости бесом, присутствием «злого духа», которых следовало изгонять с помощью заклинаний и жестокого обращения. История содержит огромное количество фактов, когда «ведьм» и «колдунов» заковывали в цепи, содержали в тюрьмах, сжигали на костре, забрасывали камнями, отдавали на «растерзание» возбужденной толпе: и только в конце XVIII в. французский врач Ф. Пинель потребовал относиться к «умалишенным» как к «психически больным» людям. Этот гуманный акт и открыл эру психиатрии.

До недавнего времени именно психиатрия занималась изучением и описанием психических особенностей людей, поведение которых не укладывалось в общепринятые рамки нормального. Именно врачи-психиатры дали подобные описания крайних вариантов нормы, слабо выраженных (пограничных с нормой) болезненных изменений психики человека, а также ярко выраженных психических болезней, симптомы которых укладывались в те или иные синдромы.

Психологи занимались преимущественно исследованием психики здоровых людей. Однако, в настоящее время уже ни у кого не возникает сомнений в размытости границ между «нормой» и «патологией».

Рассмотрение проблемы соотнесения особенностей «психологической нормы» и «психических отклонений», довольно широко представленной в современных научных и практико-ориентированных публикациях, свидетельствует о том, что она пока еще далека от решения в виду своей сложности. Ее решение осложняет и недостаточная изученность сущности психики человека и принципов ее организации, наличие большого спектра теоретико-методологических подходов к пониманию личности человека, содержания и границ «нормального» и «аномального» в психике и т.д.

Что же понимают под понятиями «норма» и «патология» в современной психологии? Как связаны эти термины? В поиске ответов на эти вопросы и была написана эта работа.

 

 

Понятие нормы и патологии в современной психологии. Основные подходы к дихотомии «норма – патология»

 

В настоящее время в психологии все ещё не существует единого представления о норме. Одним из ведущих источников заимствований в психологии является понятийный аппарат медицины, в частности, психиатрии. В психиатрии понятие «нормы» традиционно существует в виде дихотомии «норма – патология».

Впервые вопрос о норме возник в тех областях психиатрии и психологии, которые имели дело с так называемыми пограничными явлениями, такими как психопатии. Усилению интереса к проблеме нормы и патологии способствовал психоанализ З. Фрейда, включивший «психопатологии обыденной жизни». В 1908 году вышла статья Ганнушкина «Постановка вопроса о границах душевного здоровья», в которой он указал, что установить пограничную линию между нормальными и патологическими явлениями практически невозможно, потому что между здоровьем и болезнью существует множественные многообразные ступени.

На сегодняшний день Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) предлагает следующее определение «нормы»: норма – этический стандарт, модель поведения, рассматриваемая как желательная, приемлемая и типичная для той или иной культуры.

В современной науке выделяют несколько подходов к пониманию «нормы».

Статистический подход

Самым распространенным для многих психологов и психиатров является понимание нормы как чего-то среднего, установившегося, не выделяющегося из массы, как наиболее приспособленного, адаптированного к окружающей среде. Как правило, чем реже встречается та или иная форма поведения, тем больше вероятность, что ее будут воспринимать как аномальную. Быть нормальным значит быть, как все, соответствовать усредненному стандарту (среднестатистическому нормативу) оценки возможностей человека.

Пример: МКБ10 – оценка умственной отсталости по IQ.

Ниже 20 – глубокая умственная отсталость

20–34 – выраженная умственная отсталость

35–49 – умеренная умственная отсталость

50–70 – легкая умственная отсталость

71–84 – умственная отсталость близкая к норме

85–114 – НОРМА

115–124 – интеллект выше нормы

125–134 – высокий интеллект

135 и выше – гений

Статистические нормативы относительны, так как культурно обусловлены. Такой подход вызывает давнюю критику, в том числе и со стороны психологов. Они справедливо указывают, что отождествление нормальности с часто встречающимся резко снижает представление о человеческом развитии, низводя его до уровня приспособления к расхожим шаблонам поведения. Французский психиатр К. Кюльер говорил, что «в тот самый день, когда больше не будет полунормальных людей, цивилизованный мир погибнет, погибнет не от избытка мудрости, а от избытка посредственности». Действительно, статистически «нормальное» общество не будет развиваться и в итоге погибнет. Следовательно, необходимы вариации норматива для развития общества.

Адаптационный подход

Быть нормальным значит быть приспособленным, адаптированным. Этот подход наиболее близок к целостному взгляду на человека, живущего в изменяющихся условиях. При этом социальная адаптация является сужением приспособленности. Так, Домбровский считал, что способность социально адаптироваться к любым условиям и на любом уровне свидетельствует о неразвитости личности.

Последователи этого подхода рассматривают норму и ненорму в связи с понятием «адаптация». При этом адаптация понимается, во-первых, как динамическое равновесие между организмом и средой, а во-вторых, как динамическое равновесие между психическими процессами и деятельностью человека.

Для нормы характерным признаком является наличие жизненной цели; наличие устойчивых структурных черт личности в процессе её развития и тех черт, которые изменяются в процессе её развития.

В целом норма и ненорма – это всегда процесс, в ходе которого личность достигает или не достигает своего функционального оптимума (оптимума психического функционирования). То есть, норма – процесс достижения личностью (биопсихосоциальной единицей) функционального оптимума и динамического равновесия в реализации целей самосохранения, развития и самореализации.

Понятие «нормы» смещается до границ индивида

Каждый человек рассматривается по отношению к самому себе: каким он был, каким он стал. Таким образом, проблема нормы вовсе снимается.

Культурно-релятивистский подход

Не решает проблемы и подход с позиции культурного релятивизма. Согласно ему, о норме и патологии можно судить лишь на основании соотношения особенностей культуры определенных социальных групп, к которым принадлежат исследуемые. То, что вполне нормально для одной социальной группы, для другой будет выглядеть как патология. Нормальное-то, что соответствует представлениям данной культуры о норме.

Однако, как считают отдельные исследователи, при таком подходе, по крайней мере, два обстоятельства делают невозможным однозначное определение нормального и патологического поведения: множественность социальных отношений, «социумов», к которым принадлежит любой индивид, и неоднородность предъявляемых каждым таким социумом требований. Поэтому поведение индивида регулируется не единым набором норм, а множеством требований, хотя и связанных между собой, но не совпадающих и подчас не согласуемых друг с другом (требования семьи, рабочего коллектива, социальной среды и т.д.). К тому же, существуют универсальные психические расстройства, например, старческое слабоумие, которые не зависят ни от культуры, ни от ранга.

Психопатологический подход

Довольно распространенным среди исследователей стало принятие негативных критериев нормы. Согласно этому подходу норма понимается, прежде всего, как отсутствие каких-либо выраженных патологических симптомов. Если у человека этих симптомов не обнаруживается, значит, он нормален, значит, он здоров. Здоровье определяется через нездоровье, норма – через аномалию. По такому пути идут многие исследователи за рубежом, которые в своих тестах и опросниках исходят из представлений и категорий, заимствованных из психиатрии, и на их основе строят структуру как больной, так и здоровой личности. Однако не вызывает сомнений однобокость этого подхода.

Гуманитарный (гуманистический) подход

Оценка нормы самой по себе, не в отношении патологии, при отсутствии дихотомии «норма-патология». Этот прямо противоположный подход описывает критерии психического здоровья и пытается выделить то позитивное, что несет в себе нормальная личность. Широко ставится вопрос о здоровье личности как о некотором особом достоянии, полноте, а не об одном отсутствии тех или иных ущербов и недугов.

Данный подход тесно связан с теорией личности. Норма – это человек самоусовершенствующийся, самоактуализирующийся.

А. Маслоу предлагает следующие характеристики самоактуализирующихся личностей:

эффективное восприятие реальности, устойчивость к тому, что воспринимается;

принятие себя, других, природы; отсутствие стыда, вины, тревоги;

непосредственность, простота, естественность;

центрированность на цели;

независимость и наличие потребности в уединении от суеты;

автономия, т.е. независимость от культуры и окружения; наличие ответственности за свою судьбу;

спокойное отношение к социальным поощрениям;

свежесть восприятия, открытость новым впечатлениям, умение радоваться жизни;

вершинные переживания, состояния подъема и экстаза;

глубокие межличностные отношения;

разграничение целей и средств;

философское чувство юмора;

сопротивление окультуриванию.

Фромм выделяет следующие характерные черты нормы:

продуктивная деятельность, т.е. созидание;

связь человека с внешним миром через эмоции и переживания;

постижение объективной реальности своим интеллектом;

осознание собственной неповторимости при наличии связи с ближними и с другими людьми;

отсутствие признания иррациональных авторитетов, но охотное подчинение рациональным;

постоянное возрождение нормального человека;

нормальный человек смотрит на жизнь как на величайшее из дарованных ему благ.

 

Критерии психического здоровья. Психическая норма

 

Проблема определения понятий «болезнь–здоровье», «норма–патология», судя по истории вопроса, относится к вечным проблемам. Многовековое стремление раскрыть содержательную сущность здоровья и дать количественную оценку этой сложной социальной категории пока что не имели успеха. В мировой научной литературе насчитывается около 80 определений понятия «здоровье» как сущностного качества человека. Однако ни одно из них не стало общепринятым прежде всего потому, что не нашло конкретной реализации в практике.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) сформулировала критерии психического здоровья:

– У человека должно быть осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я».

– Чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях.

– Критичность к себе и своей собственной психической деятельности и к её результатам.

– Соответствие психических реакций силе и частоте средовых воздействий социальным обстоятельствам и ситуациям.

– Способность к самоуправлению в соответствии с социальными нормами, правилами и законами.

– Способность планировать и реализовывать собственную жизнь.

– Способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.

У этих критериев нет иерархии и нет их точного количества. Их границы вычерчиваются интуитивно.

Продолжая разрабатывать проблему «психической нормы», ВОЗ описывает уровни психического здоровья:

Эталонное здоровье (идеальное) – полная адаптация индивида, гармоническое развитие, позитивно представлены все критерии психического здоровья, не просматривается вероятность психических расстройств.

Среднестатистический уровень – состояние показателей психики соответствует популяционным с учетом пола, возраста, социального положения, социокультурных условий и прочего. На этом уровне есть вероятность расстройств поведения и психики (кризисы индивидуального развития).

Конституциональный уровень – связан с типологиями устройства психики и тела. На этом уровне существует группа риска по причине телосложения.

Уровень акцентуаций – заострение личностных черт характера. В результате этого человек делается уязвимым.

Предболезнь – наличие отдельных симптомов психического расстройства.

С вероятностью в 92% такие симптомы, как головная боль, расстройства сна, утомляемость, раздражительность, вспыльчивость, эмоциональная лабильность, тревожность, могут перейти в болезнь.

Братусь выделяет 3 уровня психического здоровья:

– высший или индивидуально-исполнительный, т.е. уровень реализации деятельности;

– личностно-смысловой;

– психофизиологический уровень (особенности нервных процессов).

Включённость человека в «ансамбль общественных отношений в соподчинённости и иерархии его составляющих» и движение человека к самоосуществлению в этой включённости – критерий нормы (по Б.С. Братусю). В этом подходе доминирует социально-психологический спектр параметров нормы.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *