Кто такие сентиментальные люди: Сентиментальный человек — это какой и что такое сентиментальность – что это такое? Сентиментальность у мужчин и женщин.

Автор: | 19.09.2020

Содержание

что это такое? Сентиментальность у мужчин и женщин.

Что такое сентиментальность у мужчин и женщин?

Что такое сентиментальность?

Сентиментальность — это одно из свойств психики, позволяющее тонко чувствовать и переживать происходящее вокруг. Сентиментальность это врожденное чувство, которое проявляется в сострадании, сопереживании и способности ценить какие-либо действия со стороны третьего лица. И если оно не переходит в крайность — то это положительное чувство, которое возможно при необходимости стабилизировать.

  • Сентиментальный человек одновременно может быть злым и агрессивным по отношению к некоторым лицам, проявляя сентиментальность избирательно. Например, некоторые индивиды могут люто ненавидеть других людей, но в тоже время дико умиляться беззащитным животным, могут быть растроганы сентиментальным видеороликом, и одновременно оставаться в стороне от происходящего вокруг и не пытаться предложить своей помощи.

Сентиментальность может быть основана на светлых чувствах: любовь, положительные эмоции, приятные воспоминания. Но также, в основу этой черты человека  могут лечь и отрицательные моменты жизни: жалость, привязанность или невозможность отпустить и забыть какой-то период своей жизни.

Если это чувство граничит с логическими рассуждениями, то оно обретает иную форму, форму соучастия, сочувствия, понимания мотивов и поведения людей в той или иной ситуации. Но когда речь заходит о бесконтрольной сентиментальности, которая делает человека легко поддающимся манипуляциям и иной раз не контролирующим своих чувств, от этого нужно избавляться.

Иногда происходит, что в основу неконтролируемой сентиментальности ложатся глубоко забытые обиды, жалость к себе, разочарование и привычка жить прошлым, ограждая себя от решения проблем.

Негативное чувство жалости не стоит путать с состраданием и сочувствием.  Мы можем испытывать жалость по отношению к себе и другим людям, это можно сказать социальное чувство, выражающееся в зависимости человека от общества.  Разберемся подробнее, когда мы жалеем человека или себя самого, то тем самым оправдываем его или свои проблемы, негативные и злые чувства, поступки. И наоборот, светлое чувство сострадания — это не потакание и оправдание человеческих слабостей, а ясное понимание страданий другого индивида.

Сентиментальность у женщин

Врождённое чувство сентиментальности более выражены у слабого пола.  Этому есть вполне разумное объяснение, ведь с давних времен, женщина была хранительницей очага и несла ответственность за потомство, должна была замечать малейшие изменения в своем окружении и окружающем мире.  Все это закрепилось на гормональном уровне и в какой-то степени, это чувство обеспечивало выживание потомства в суровом мире.  В настоящее время эта способность у женщин помогает сберечь отношения и даже сохранить крепкое эмоциональное и физическое здоровье.

Конечно, все должно быть в меру, ведь женщины с повышенной сентиментальностью наоборот могут даже разрушить отношения. Однозначно, в этом случае имеет смысл снизить свою сентиментальность. Но, как бы там ни было, женщины всегда более чувственны и эмоциональны, ведь если сдерживать все эмоции в себе, со временем женщина может не только получить проблемы со здоровьем, но также стать холодной и без эмоциональной. Дорогие женщины, не идите против природы, стараясь уменьшить свою чувственность, это может очень сильно отразиться как на физическом, так и на психологическом здоровье, внешнем облике, поведении и эмоциональным проявлении.

Сентиментальность это

Сентиментальность у мужчин

Все мы знаем такой стереотип, как — мужчина. Он всегда должен быть как нерушимая скала, непоколебим и ничто его не должно выводить из равновесия. Но всё же, понятие как мужская сентиментальность есть, и вокруг него ведется много споров, как со стороны женщин, так и со стороны мужчин. Не только общество, но и сама матушка-природа, распределила так, что чувства плаксивости, мягкости и нерешительности присущи женщинам, а мужской черте характера типичны логика и мужество.

Любые поведенческие изменения происходят в том случае, когда изменяется гормональный фон человека. Поэтому с возрастом, с уменьшением мужских гормонов, сильный пол становится менее жестким и более чувствительным. Всё остальное, что мы можем наблюдать вокруг, это лишь отголоски воспитания, где использовались клише по типу «мужчины никогда не плачут».

В большинстве случаев, бесчувственность — это всего лишь маска, так скажем спектакль, актер которого пытается только казаться бесчувственным и в некоторой степени эгоистичным, но, в конечном счёте, если он не меняет характер своего поведения, то остаётся никому не нужным. Ведь женщине наоборот, необходим рядом человек, который способен искренне сопереживать другим. С мужественным, но бесчувственным мужчиной, женщина никогда не задержится надолго.

Вся проблема нашего общества состоит в стереотипном мышлении по поводу мужской сентиментальности и нужно на социальном уровне дать возможность мужчинам проявлять сентиментальные чувства без осуждения и стараться поддержать их в своем проявлении.

Но иногда бывает, что уровень сентиментальности мужчины превышает даже женские чувства. В этом случае речь может идти о психологической травме или переживании тяжелого, нестабильного момента в жизни.

Как избавиться от сентиментальности?

Если вы решили полностью избавиться от сентиментальности, то рискуете стать жестоким и бесчувственным человеком. Со временем, круг ваших друзей и знакомых значительно сократится, равно как и количество людей относившихся к вам с симпатией. Корректировать уровень сентиментальности имеет смысл лишь в том случае, если её избыток или недостаток препятствует полноценной жизни.

В том случае, если корректировка всё-таки необходима, то на первом этапе нужно научиться разграничивать ситуации, в которых проявление чувствительности будет уместно, а в которых нет. Предположим на работе, юбилее у друга или на радостном событии в кругу семьи, ваши слёзы вряд ли будут уместны. Нужно научиться контролировать и замечать порывы чувственности, чтобы потом, находясь наедине с собой проанализировать причины их проявления.

Однако, если рассуждать с точки зрения человеческих качеств, то эффективнее будет развивать не сентиментальность, а простую — человеческую доброту, которая является истинной силой.
Сентиментальность это Что такое доброта и как стать добрее?

Упражнение 1

Для контроля сентиментальности нужно изучить свои чувства (свой внутренний мир). Для этого в течение дня выберете определенный промежуток времени, когда вы сможете остаться наедине с собой и познакомиться с чувствами, которые вас переполняют. Не нужно пытаться охватить чувства, которые произошли с вами на протяжении всей жизни. Достаточно отследить свои мысли и чувства, которые проявляются в настоящий момент и сосредоточить свое внимание на них.

Существенный аспект при отслеживании чувств — это не замыкать своё внимание только на мыслях или на чувствах, а постараться охватить их единовременно. Тренировки помогут вам ориентироваться в своих эмоциях, относительно определенной ситуации, как с эмоциональной стороны, так и вслушиваясь в голос разума. Благодаря этому, вы сможете явно понимать, когда испытываете искреннюю жалость к кому-то или это проецирование вашего внутреннего переживания на ситуацию.

Упражнение 2

Также есть отличное упражнение, чтобы выпустить порыв эмоций, находясь в одиночестве. Вы можете покричать, посмеяться, побить подушки или просто поплакать, главное, чтобы все эмоции были высвобождены полностью. Чем чаще вы будете это делать, тем легче будет со временем сдерживать эмоции, и тем с меньшей вероятностью они вспыхнут в неподходящий момент.

Упражнение 3

Еще одно хорошее упражнение для знакомства со своими чувствами, когда у вас есть несколько минут свободного времени в течение дня. Остановитесь на момент и мысленно спросите у себя – что я сейчас чувствую? Вам нужно выразить и заметить все мелкие нюансы ощущаемого состояния.

Упражнение 4

Для следующего упражнения обратите внимание, как много слов вы использовали в течение дня для описания чувств. У начинающих самоконтролю, в среднем эта цифра не превышает 15 слов. Но для результата вам необходимо увеличить это число в несколько раз и в течение 10 дней периодически выполнять это упражнение.

Упражнение 5

В основу следующего упражнения лежат догадки. К примеру, каждое утро, когда вы едете на работу, ожидаете очереди в госучреждении или просто гуляете в парке, обратите внимание на прохожих и людей, находящихся рядом с вами. Глядя на их лица подумайте о том, что они чувствуют, о чем переживают в этот момент. Таким же образом можно пофантазировать о чувствах своих домочадцев, а затем, для получения обратной связи опросить их, и проверить, насколько ваши догадки были верны.

Упражняясь подобным образом, вы сможете научиться контролировать свои эмоции и выплескивать их в тот момент, когда это действительно необходимо. Ваш внутренний мир станет более умиротворенным, и как следствие, повысится уровень физического здоровья. Кричать от радости, плакать, обнимать близких людей или биться в истерике — все это проявления адекватной реакции на определенные ситуации, не нужно сдерживать себя, если момент для их проявления действительно настал.

Также интересно

Сентиментальность Сентиментальный | Что такое Сентиментальность Сентиментальный

        Сентиментальность как качество личности – способность пропускать внешние впечатления по возвышенному, иногда мелкому неадекватному поводу через чувства без включения разума; предрасположенность проявлять умиление, восторженность, растроганность и сопереживание. В крайних формах проявляется посредством слезливости и чрезмерной приторной чувствительности.

      Бывает, испортилось настроение, и только хорошенько проследив в обратном порядке переход от чувства к чувству, отыскиваешь истинную его причину. Разум для такой диагностики – не помощник, чтоб выявить замаскировавшуюся виновницу, нужно, отключив болтовню ума, нащупать ее щупальцами чувств.  Такую операцию способен выполнить любой человек с развитым чувственным сознанием.  В большей мере оно свойственно людям – завсегдатаям мира чувств (поэтам, музыкантам, артистам, художникам).

      Большинство людей обитает в мире рационального, рассудочного сознания, изредка делая путешествие в чувственный мир. Сентиментальность – туристическое агентство, созданное с целью переключить внешние впечатления человека с разумного на чувственный уровень. Задача этого агентства – вызвать умиление, восприимчивость, восторженность, растроганность и мечтательность. Высший пилотаж, если человека удастся пробить на слезливость или чрезмерную, приторную чувствительность.

      Окружающие не могут понять причину такой неадекватной реакции – ну, захотел человек сделать экскурсию в чувственный мир, в чем проблема? А все дело в голоде чувств. Слишком долго им не уделялось внимания. У чувств хорошая память. Например, человек хочет похудеть и для этого садится на диету. Все, что он не доел, каждый кусочек торта или какой- либо другой вкусняшки, оскорбленные чувства берут на строжайший учет. Человек радуется сброшенным килограммам, не подозревая, что он стал должником чувств, жаждущих удобного случая для реванша.

       Когда нарушается контакт с миром чувств, настает час сентиментальности. Известно, насколько сентиментальны были фашисты во главе со своим бесноватым фюрером. Посмотришь на их умиление и трогательные переживания за котят и щенят – все, как один, Махатма Ганди. А как они обожали музыку, слушая Вагнера, зал оперного театра превращался в сборище плакальщиц. Существует масса умилительных снимков Гитлера с детьми, на которых он сюсюкает с ними, как добрейший из смертных. И всё это особи, сжигавшие в печах миллионы чужих детей. Каждый день они крутились в мире жестокости, где черствеют чувства и каменеют сердца к  другим людям. Но подавленные очерствевшие чувства требовали хоть какой-то разрядки. На выручку приходила сентиментальность, услужливо подбрасывая извергам ребенка, котенка, щенка или музыку Вагнера. Прав был Владимир Набоков, утверждая: «Следует отличать сентиментальность от чувствительности. Сентиментальный человек может быть в частной жизни чрезвычайно жестоким. Тонко чувствующий человек никогда не бывает жестоким».

       Задавленные чувства и эмоции всегда найдут лазейку вырваться наружу в виде умиления, восторженности или слезливости. Например, эмоциональная открытая женщина вышла замуж за саму черствость, которой чуждо проявлять коммуникабельность, нежность и ласку. Проявление чувств для неё под запретом, как еретические мысли в эпоху инквизиции. Бедной женщине приходится подстраиваться под мужа и маскировать свои эмоции. Но природу не обманешь – гони ее в дверь, она влетит в окно.  Как в перегретом котле, растет давление, клапан чувств срывает, они вырываются наружу в форме гипертонии или сентиментальности. Чем более придушены чувства, тем бесконтрольнее будет проявление сентиментальности. Когда муж не видит, женщина «сбросит давление», пролив сентиментальные слезы над каким-нибудь брошенным котенком или щенком. Ее может выручить и подруга сентиментальности – эмоциональность. Порыдав над сериалом, фильмом или какой-либо душещипательной передачей, женщина окончательно придет в себя, обретя душевное равновесие.

       Вектор сентиментальности всегда направлен на себя, а не на чувства другого человека, вызвавшего всплеск чувств. Его чувства не берутся во внимание, он всего лишь раздражитель переживаний. При этом сентиментальности не столько важно само чувство, сколько само удовольствие его переживания собственным Эго. Она легко цепляется за чужие эмоции, но не проживает их с должной глубиной и сердечностью.  Сентиментальность более характерна для женщин, людей с романтическими настроениями и мужчин в возрасте после пятидесяти лет в связи с вымыванием из организма мужских половых гормонов.

       Если б художник вознамерился писать портрет сентиментальности, он, непременно бы, отразил в ее облике, прежде всего, умиление. Вспомним сентиментального помещика Манилова в «Мертвых душах» Гоголя. Помимо умиления он преподносит нам приторную чувствительность, изнеженную трогательность, поверхностную эмоциональность, романтичность. Добавить еще склонность к плаксивости, и портрет сентиментальности готов.

        Умиление – визитная карточка сентиментальности. Она ей ничего не стоит. Некогда картинно умиляться ребенком, когда за ним нужно ухаживать, не спать ночами, лечить, переживать за него? Бедной маме не до умилений, она умиляется им, когда он спит.  Умиляться можно, когда у него семь нянек и никаких забот. Сентиментальность умиляется только тем, что не требует последующих забот, и по этой причине трогает ее чувствительную душу. Предложите ей взять на воспитание дворнягу, которой она минуту назад умилялась, и вы увидите, как от взволнованности, восторженности и умиления не останется и следа.

      Как пионер, сентиментальность всегда готова растрогаться по самому нелепому поводу, растрогаться – всегда, пожалуйста, а реально оказать помощь – увы – это не из ее репертуара. Если взять сострадание,  оно обязательно предполагает действенное участие в несчастье или беде другого человека. Когда же отсутствует намерение на оказание действенной помощи, то есть сострадание в действие, и все ограничивается умилением и слезливостью, значит, перед нами сентиментальность. Что, в конечном счете, происходит? Под воздействием внешнего впечатления раздраженные чувства реагируют на рефлекс мозга растроганностью, умилением или плаксивостью. В зависимости от застоя чувств – своя реакция. Здесь нет каких-то убеждений, принципов, жизненного кредо, морали и нравственности. Разум отключен. Работает только чувственное сознание. Иными словами, умиляющаяся сентиментальность принципиально бездейственна, она служит суррогатом реальной помощи, в ней начисто отсутствует преобразующая активность. Например, Радищев так сокрушался о бедных замученных крестьянах, но будучи сам помещиком, ни одного крепостного от рабства не освободил.

         Если попросить самого известного актера сыграть сострадание или милосердие, он, наверняка задумается, реальна ли эта затея. Дело в том, что эти позитивные качества личности содержательны, находятся внутри человека, исходят от разума. Разум – это содержание, а не форма личности, поэтому форма для него бессмысленна. Сострадание и милосердие  чураются внешней формы. По лицу человека трудно определить сострадание или милосердие. В то же время, актер без особого труда изобразит вам сентиментальность, ибо в ней одна только форма, внешняя оболочка, одним словом, пустышка.

        Ярослав Гашек в «Истории поросенка Ксавера» красочно нарисовал портрет сентиментальности. Граф с женой завели поросенка и сделали из него культ. «Ах, какой он большой и красивый, наш дорогой Ксаврик! — восхищалась графиня. И, уходя, оба восклицали:— Спокойной ночи, дружище Ксаврик, приятного сна!» Ксаврик безмятежно хлопал глазами и похрюкивал так нежно, что графиня иногда обращалась к супругу: «Ты знаешь, милый, слушая голос Ксаврика, я начинаю верить в переселение душ». Свинтуса разместили в помещении  с обширной кубатурой и озонированным воздухом, отвели ему отдельную ванну и ватерклозет, оборудованный со всеми удобствами, всюду были развешаны термометры. Однажды супруги зашли навестить своего любимца. Боровок в тот момент утолял жажду отличной ключевой водой, бактериологический анализ которой давал 0% вредоносных бактерий, зато химический анализ показывал наличие полезных минеральных солей. Граф машинально опустил термометр в воду и не поверил своим глазам Теплота воды, вместо предписанных 18° по Цельсию, была 17,5°. Разгневанные, они ворвались в каморку скотника: «Ты измерял температуру воды, бездельник?» — загремел граф. Скотник указал на постель у окна: «Ваша милость, сынишка у меня захворал. Горячка одолела. Сидел, подавал ему пить…»— «Хам! Спрашиваю тебя, проверил ты у Ксаврика воду?»— «Запамятовал, ваша милость. Мальчик совсем плох. Подавал ему пить — голову потерял…»— «Ах, так! — вскричал разгневанный граф. — Так-то ты выполняешь свои обязанности? Моментально собирай свои вещи, я тебя увольняю! Чтобы до вечера и духу твоего не было, не то велю вышвырнуть вас обоих!»— «Этакая мразь!» — сказала графиня. А вечером Мартин заколол поросенка Ксаврика. Скотника Мартина увели полицейские, а захворавший сын убийцы был выброшен из поместья. Дело дошло до суда. Трогателен был вид графини. Она выступила свидетельницей и не могла удержаться от слез при виде широкой бархатной ленты поросенка на судейском столе.— «Да, — прорыдала она на вопрос председателя, — я узнаю ее. Она принадлежала моему дорогому Ксаврику, чьи косточки покоятся под сенью лилий в нашем фамильном цветнике». Подсудимый был осужден на шесть месяцев тюрьмы. Тем временем умер сын. Боровок Ксаврик тихо почил среди белых лилий под памятником с надписью: «Здесь спит наш Ксаврик, погибший от руки убийцы Мартина, осужденного на шесть месяцев тюрьмы. Погребен в возрасте полутора лет. Да будет земля ему пухом». А из ленты благородного Ксаврика граф заказал себе галстук и надевает его ежегодно в день смерти незабвенного свинтуса.

Петр Ковалев 2013 год
Другие статьи автора: https://www.podskazki.info/karta-statej/

Кто такой Сентиментальный человек? Сентиментальность это слабость или нет?

Здравствуйте дорогие читатели! Вопрос от Елены: скажите пожалуйста – что такое сентиментальность? Я судя по всему человек сентиментальный, только мне кажется это не очень хорошо. Сентиментальность это проявление любви или чего-то другого? Как к этому относиться?

Основной сентиментальности могут быть как позитивные чувства и ценности, так и негативные, те, которые человека делают уязвимым, и которые способствуют накоплению в его душе негативных эмоций, страданий, боли.

Что такое Сентиментальность?

В хорошем понимании, Сентиментальность – это способность тонко чувствовать и ценить что-то действительно позитивное, включая воспоминания и переживания. Сюда же можно отнести умеренное одухотворение каких-то материальных вещей, с которыми связаны важные для человека воспоминания и светлые чувства (радость, др.).

Способность тонко чувствовать, ценить – это хорошо! Но в этом вопросе сложно избежать крайностей. Ведь сентиментальность может основываться на светлых чувствах, на чистой любви, а может и на привязанностях, на не умении что-то отпустить (например своё прошлое) или на жалости, которая часто является подменой любви.

Таким образом, если человек любит по-настоящему – он ценит и чувства, и ценности других людей. А если в основе его сентиментальности обычная привязанность – он “своё” ценит, а на чувства и ценности других людей ему может быть наплевать. Потому что в основе привязанности лежит самый обычный эгоизм, который, по большому счёту, является врагом №1 для настоящей любви.

Жалость – это также на 100% негативное качество, которое не следует путать с Сочувствием и Состраданием. Сострадает человек – душе, тому светлому, что есть в другом человеке или животном. Сострадание – это глубокое понимание страданий другого, но не потакание его слабостям. А жалеет человек – проблемы, зло, негатив, поглаживая их, оправдывая их, и тем самым подпитывая и усиливая их.

Вот некоторое понимание сентиментальности, которое я нашёл в Интернет. От Набокова:

“Следует отличать сентиментальность от чувствительности. Сентиментальный человек может быть в повседневной жизни чрезвычайно жестоким. Тонко чувствующий человек никогда не бывает жестоким.”

Сентиментальный человек готов плакать при виде больной собаки и, в тоже время, останется глух и равнодушен к страданиям миллионов людей, лишь бы он не видел этих страданий. Часто сентиментальность не имеет с любовью ничего общего, а является лишь болезненной впечатлительностью, подменяющей любовь.

В негативном плане, в основе сентиментальности могут лежать – глубоко забитые внутренние обиды, боль, жалость к себе и обычная привычка пострадать, красиво называемая ностальгией и сентиментальностью. Часто это бывает у людей, которые накапливают свои разочарования жизнью и собой. У людей, которые не привыкли решать свои проблемы и становиться сильнее, которые не хотят смотреть в будущее и строить его, а предпочитают жить прошлым, страдая по нему.

Рекомендация такова – не обманывайтесь! При желании и достаточной честности перед собой, каждый человек может определить – его сентиментальность имеет в основе позитивные светлые чувства или обыкновенную жалость к себе, какие-либо привязки и страдания! Последнее однозначно разрушает человека и перекрывает его будущее и те новые возможности, которые могут войти в его жизнь.

А если говорить с точки зрения человеческих качеств, то лучше развивать не Сентиментальность, а обычную человеческую Доброту, которая является истинной силой, в отличие от сентиментальности, которая часто скрывает кучу внутренних слабостей и человеческих пороков, делающих человека уязвимым.

Успехов вам дорогой читатель! Будут вопросы – напишите мне!

Так же читайте:

С уважением, Василий Василенко

что это такое и когда полезно плакать?

Сентиментальность сравнивают с заменителем сахара: вроде бы ощущения похожи, но привкус подделки остается. Может быть, потому что всплакнуть над лирической песней могут самые жестокие люди. Или потому, что сентиментальный человек работает на зрителя, демонстрируя чуткость души. Но не все так однозначно. У сентиментальности есть и другая сторона – тонко чувствующая душа, которая никогда не пройдет мимо чужой беды.

В статье расскажем о разных проявлениях сентиментальности, любви к сентиментальным историям, пользе искренних слез и плаче как признаке сильной личности.

Что такое сентиментальность?

Сентиментальность — это способность отзывчиво реагировать в ситуациях, которые считаются милыми, трогательными, переполненными чувствами и впечатлениями. Казалось бы, рыдать над красивыми фильмами или стихами, умиляться видео с котиками или детьми, плакать от сочувствия к старикам или раненым – это прекрасно. Нельзя не восхититься такой чуткости. Но такое свойство психики сильно зависит от общего контекста и в этом вопросе важно избежать крайностей.

С одной стороны сентиментальность порождает симпатию, чувствительность, жалость. И хорошо, когда люди реагируют хоть на что-то – занимаются благотворительностью, первыми приходят на помощь. На подобные поведенческие маркеры опираются социальные ролики, которые привлекают внимание к проблемам общества. Этот вид эмоциональности поэтизируется в художественной литературе и преобладает в литературных направлениях романтизма и сентиментализма.

С другой стороны сентиментальность направлена не на того, кто вызвал всплеск чувств, а на собственные переживания. Не зря сентиментальность названа обратной стороной злорадства. Она использует чужие эмоции, но не проживает их сердцем. В слезливости и умилении больше демонстрации, чем искренних переживаний. А жалость не искренняя, а поверхностная и мимолетная. Подобную эмоциональность приписывали Гитлеру, который плакал над спектаклем, а потом отправлял заключенных в концлагеря.

Вообще сентиментальность – это готовность расчувствоваться даже по глупому поводу. Что неудивительно, ведь французское слов «sentiment» переводится как «чувство». Но чувство может быть бездейственным, когда в тяжелой ситуации просто садишься рядом и плачешь. А может стать действием, когда стремишься помочь ближнему, которого жалеешь.

Пройти тест на характер человека

Почему сентиментальные романы так популярны?

Сюжеты, вызывающие радостную растроганность и повышенную эмоциональность, были еще в эпосе древности. Но история литературного направления сентиментализма началась в XVIII века в Англии. Родоначальником сентиментализма признан английский поэт Джеймс Томсон, чьи произведения отличались идиллическими картинами, напыщенным стилем и полетом воображения. Позже вклад в историю этого литературного направления внесли Сэмюэл Ричардсон, Джейн Остин, Жан-Жак Руссо, Франсуаза Саган. В России сентиментализм связан с именами Николая Карамзина, Александра Пушкина, Александра Радищева.

Сентиментализм превозносит открытое, бесхитростное общение и теплые человеческие чувства. Главным героем произведений становится «естественный человек», живущий вдали от цивилизации. Этот герой занимался живым трудом, вдохновлялся повседневными впечатлениями, испытывал всю гамму чувств от низменных до возвышенных, сохранял надежду на самосовершенствование.

Хотя направление сентиментализма было популярно совсем недолго, его приемы активно используются в продажах. Крупные торговые сети и бренды буквально соревнуются в создании трогательных рекламных роликов, которые помогают соприкоснуться со сказкой. Создатели роликов говорят, что реклама товаров – не главная цель. Авторы призывают зрителей собираться вместе, помириться с родными, делать добрые дела.

Какими бы не были мотивы рекламодателей, такие ролики поднимают настроение, дают возможность почувствовать себя живым. Особенно это заметно в предновогодний период, когда уровень сентиментальности резко повышается.

Пять аргументов в пользу сентиментальных историй.

Сегодня признаться в своей слабости даже как-то неловко. Повсюду правят бал умудренные жизнью реалисты и циники. Поэтому в будничной жизни мы делаем все, чтобы окружающие не принялись нас за чувствительных людей. Тем не менее, продолжаем верить в красивые истории про Золушку или бедных сироток, но обязательно со счастливым концом. В чем же причина такой любви?

  1. Нам важно верить, что окружающий мир добрый. В реальной жизни люди не могут продемонстрировать столько бескорыстия, искренности, добросердечности, как это делают герои романтических историй. Когда мы становимся свидетелями благородного жеста, красивого поступка или бесконечного альтруизма, мы снова обретаем веру в доброту нашего мира.
  2. Мы подпитываем свой оптимизм. Оптимисты более устойчивы к потрясениям, легче переключаются с негативных эмоций на позитивные. Но в современной культуре оптимизм постоянно осмеивается и противопоставляется реалиям жизни. Неудивительно, что надежда на лучшее иссякает, просто уходит в песок. Красивые истории помогают нам не поддаваться депрессии даже тогда, когда мир кажется жестоким и несправедливым.
  3. Мы возвращаемся в детство. Секрет притягательности сентиментальных историй в том, что они обращаются к нашему внутреннему ребенку. В какой бы семье мы не выросли, нам недостает детского ощущения защищенности. Благодаря предсказуемо счастливому финалу истории наш внутренний ребенок получает утешение и уверенность в том, что все будет хорошо.
  4. Мы получаем надежду на то, что можно изменить свою судьбу. Экранные сюжеты, с невероятными поворотами судьбы, подпитывают веру в чудеса, жажду перемен в жизни и надежду на то, что найти свой идеал все-таки получится. Конечно, идеальных партнеров не существует, но их экранные образы доказывают: искать можно и нужно. Главное за поисками не упустить все прекрасное в собственной жизни.
  5. Сентиментальные истории дают возможность поплакать людям, которые в обычной жизни плакать не склонны. Реками женских слез, льющихся в кинозале, никого не удивить. С мужчинами все сложнее. Их с детства учили скрывать свои эмоции и внушали: «мужики умеют держать себя в руках». Зато поплакать над чужими историями, фильмами, песнями вроде не так стыдно. Тем более, что мужские слезы все чаще воспринимают как умение сопереживать.

Пройти тест: оптимист или пессимист

Пять причин почему плакать полезно.

Психологи говорят, что просмотр сентиментальных фильмов заменяет сеанс слезотерапии. Слезотерапия – шутливый термин, но медики сходятся в том, что плакать полезно. Причем одинаково полезно плакать от счастья, от горя и в трогательные моменты жизни. И вот почему:

  1. Слезы спасают от стресса. Если сдерживать негативные эмоции, можно обзавестись целым набором заболеваний от невроза до мигрени. Зато во время плача гормоны радости эндорфины помогают почувствовать моральное облегчение. Плач отличный антидепрессант.  Причем душевная боль уменьшается даже тогда, когда проблема не решилась.
  2. Слезы очищают. Как и пот, слезы выводят из организма токсины. Правда, это касается эмоциональных слез, которые медленно стекают по лицу и оставляют заметные дорожки. Химический состав искусственных слез или тех, которые появляются во время чистки лука, не такой ценный.
  3. Слезы уменьшают боль. Во время плача в организме выделяется энкефалин, действие которого подобно морфину. То есть слезы действуют как легкое обезболивающее. Правда, их действие временное и даже длительный плач не заменит поход к стоматологу.
  4. Слезы укрепляют отношения. Слезы обнажают душу, показывают нашу незащищенность, уязвимость, вызывают сочувствие. А это важно для человеческих отношений. Правда, это касается искреннего плача. Попытки манипулировать с помощью слез имеют обратный эффект и разрушают отношения.
  5. Слезы облегчают общение. Плач – это часть невербальной коммуникации. Легкие, бегущие слезы говорят о радости. Мелкие, скупые – демонстрируют боль, обиду, желание вырваться. Обильные, капающие – говорят о жалости к себе, которую хочется выплакать. Правда, окружающие должны быть достаточно внимательны, чтобы понять это общение без слов.

Три доказательства тому, что слезы – признак сильной личности.

Есть распространенное, но ложное мнение о том, что слезы – признак бесхарактерности. Но увидеть реальность такой, какая она есть и правильно реагировать на происходящее умеют только психологически устойчивые люди. В действительности плач – признак суперсилы. Сильные личности не боятся своих слез, потому что:

1. Умеют контролировать эмоции.

Уровень эмоционального интеллекта играет не меньшую роль, чем коэффициент интеллекта (IQ). Это способность понимать свои эмоции, знать значение переживания в контексте своей жизни. Эмоции необходимы для мотивации, самоконтроля и самодисциплины.

Сильный человек развивает и ценит свой эмоциональный интеллект. Он не повинуется минутным порывам, чтобы выплеснуть эмоции на окружающих. Чувствуя, что внутри закипают гнев и злость, он умеет вовремя остановиться, сделать паузу и обдумать происходящее. Зато потом снижает эмоциональное напряжение за прослушиванием баллады.

Пройти тест на эмоциональный интеллект EQ

2. Умеют сопереживать.

Эмпатия – это не про то, чтобы пустить слезу над чужим несчастьем и пройти мимо. Это умение задавать правильные вопросы, слушать и понимать чувства другого.

Сильный человек располагает. Он умеет убедить собеседника, что делиться чувствами и переживаниями – это нормально. Он не навязывает своего мнения, не дает готового решения проблемы, не перетягивает одеяла на себя. Зато сильный человек готов поделиться своей историей переживаний. А для этого нужны особая деликатность и собственный эмоциональный опыт.

3. Не ищут всеобщего одобрения.

Хотеть понравиться другим – это нормально. Но иногда личная сила заключается в том, чтобы отказаться от желания быть всеобщим любимчиком.

Сильный человек знает, что эмоции важнее социальных норм и не стремится выглядеть супермашиной, чтобы ежеминутно демонстрировать свое мужество. Он формирует личную шкалу оценок самого себя и окружающих. Он имеет достаточно внутренних ресурсов, чтобы не зависеть от чужого мнения. Это наполняет жизнь куда большей свободой, а самого человека – большой личной силой.

Выводы:

  • Сентиментальность – это свойство психики, которое в зависимости от контекста может быть проявлением чувствительности или эгоизма.
  • Сентиментализм – направление в литературе, поэзии и рекламе.
  • Вера в добро и чудеса возвращает в детство, помогает выжить во взрослой жизни.
  • Слезы – это не признак слезливости. Слезы часть того, что делает нас людьми.
  • Умение плакать и не стесняться своих эмоций – характеристика сильной личности.

Пройти тест на эмпатию

Сентиментальность или бесчувственность? | Психология на www.elle.ru

image

image

У нас нет жизненной необходимости быть добрыми. Генетически эмпатия — рецессивный признак.

Древней Руси на стыке язычества и православия существовал десяток мифов о сотворении человека. Одна из легенд гласила: всему виной собачья шкура. Вылепил Бог первого человека из глины, оставил под деревом сушить, а голой собаке велел его охранять. Замерз пес под тем деревом. Пришел тогда черт и пообещал собаке теплую шкуру в обмен на глиняного человека, та и соблазнилась. Долго волочил Сатана человека по грязи и болотам, да так и бросил грязного под деревом. Вернулся Бог, увидел смердящее глиняное тело, да и вывернул его наизнанку. С тех пор все самое гадкое у человека внутри, а доброта, сочувствие и сострадание даны ему, чтобы эту грязь из себя вычистить.

Самый эмпатичный во дворе

В медицине не существует понятия «доброты» и «чести». Ближайшее к ним научное определение — это эмпатия, или способность к состраданию. За это чувство в головном мозге отвечают зеркальные нейроны (кстати, они же делают «заразным» зевание). Их открытие в 2010 году стало главной сенсацией в мире нейробиологии. Исследователи доказали: зеркальные нейроны в том числе отвечают за нашу способность перекладывать, «отражать», проецировать любую ситуацию на самих себя. Иными словами, входить в положение другого человека. Эти нейроны можно и нужно «тренировать». Например, вам лихо огрызнулась продавщица в магазине. Первая мысль: поставить ее на место — буквой потребительского закона или табуированного слова. Не спешите! Включите зеркальные нейроны! Мысленно в то же мгновение представьте ситуацию, которая вызовет у вас сострадание к оппоненту: сегодня утром продавщицу бросил муж, у нее украли кошелек, обожгла язык кофе, дом смыло цунами, инопланетяне похитили кошку, начались критические дни. Как профессионала, это ее не оправдает. Но зато заставит вас стать чуточку добрее, причем впрок. В этот фантазийный момент в мозге возникает вполне реальное возбуждение тех нервных центров, которые возбудились бы, случись подобное и с нами.

«Эмпатия — профессиональный психологический термин, означающий способность сочувствовать, сопереживать другому человеку. Искренне, словно погрузившись в его субъективный мир. Чувствительность же можно рассматривать как некоторое качество, предполагающее повышенный эмоциональный отклик на жизненные события», — объясняет разницу психолог Анна Назарова. Чаще всего человек становится эмпатом по отношению к родственникам и друзьям. Кстати, ученые считают, что, чем шире круг людей, на которых распространяется ваше сострадание, заинтересованность и участие, тем чаще вы испытываете чувство влюбленности.

Увы, когда дело касается психики, добро не всегда побеждает зло. Генетически эмпатия — рецессивный признак. Как голубые глаза или белые прямые волосы «в битве» с карими очами и темными кудрями. Иными словами, в характере будущего ребенка более «чувствительный» родитель с большей вероятностью проиграет «бездушному». Природа доказала: у нас нет жизненной необходимости быть добрыми. Страх за собственную жизнь, боязнь потерять социальное положение могут на время вытеснять эмпатию из психики человека.

Вопреки распространенному мнению, в семье искренне сочувствуют и проявляют эмоции к партнеру чаще мужчины. Если заболела жена, муж будет за ней ухаживать и заботиться в среднем 24 часа. У женщин сострадание к мужу длится… 5–7 минут. В тяжелые моменты жизни мужчины часто храбрятся, хотят выглядеть сильнее, а женщин эта «маскировка» вполне устраивает.

Другой гендерный парадокс чувствительности — это честь и совесть. Как правило, к нечестным людям, мошенникам, подлецам и убийцам сочувственно относятся только женщины. Мужчины при виде страданий злодея испытывают определенную форму удовольствия. Вот почему издревле на роль судей и палачей всегда брали только мужчин. Женщина во время приведения приговора в исполнение может внезапно проявить «взбалмошное» сострадание.

image

image

Телячьи нежности

Кто ты, «тварь дрожащая» или «право имеешь»? По мнению писателя и психолога Саймона Барона-Коэна (не путать с актером-комиком!), в природе существует семь типажей чувствительных (как к себе, так и к другим) людей: от «0» до «6». Попробуйте узнать себя в одном из описаний. Только честно.

Критический случай — так называемые беспощадные «нулевки». Цифра говорит сама за себя — полное отсутствие сострадания. В латентной форме — трамвайные хамы, в активной — хладнокровные серийные убийцы. Не пытайтесь пробудить в «нуле» вину за содеянное — он не издевается, а действительно не понимает, о чем идет речь. С обществом у «нулей» обычно складываются натянутые тюремные отношения. Еще одна тяжелая форма — «единицы». Их уровня переживаний хватает лишь на то, чтобы признать вину — в момент ссоры или агрессивного выпада понимание того, что они наносят оппоненту душевную или физическую рану, их никогда не остановит. Все, что с них можно взять, — искреннее покаяние. «Двойки» — люди-импульсы с большим запасом оскорблений и чутьем на «болевые точки». Если в момент дискуссии грамотно подобрать к ним «ключи», можно избежать крупной ссоры. «Трояки» — самые обидчивые и мнительные. Они не только способны щедро проявлять целую гамму сострадательных оттенков, но и грамотно маскировать за ними полное равнодушие. Среднестатистический человек тянет на «четверку» — с узким кругом друзей и четкой эмоциональной субординацией в любых отношениях. Выбить слезу из «четверок» может лишь реальное горе. Остальное — игра на публику. «Пятерки», или «люди-жилетки», есть в любом коллективе. Они не разграничивают личную и рабочую сферу, умеют искренне дружить, слушать и давать взвешенные советы. Высший пилотаж сострадания — «шестерки» — полная противоположность эгоистам. Они отдают себя миру без остатка. Вся ежедневная душевная работа «шестерок» направлена на нужды и проблемы окружающих. Слезливые фильмы/книги им просто противопоказаны — они воспринимают их на свой счет. «Человеку с хорошо развитой эмпатией важно переживание дорогого человека, его внутренний мир, его жизнь, именно к ним он внимателен и чувствителен», — отмечает психолог.

Особняком стоит болезненная форма бесчувственности — алекситимия, или неспособность человека определять те эмоции, которые он испытывает в данный момент. Чувствовать чувствует, а что — не знает. Отсюда происходят асоциальные личности и те, кого в полицейских сводках называют маньяками. Психолог Назарова объясняет: «Причины подобной бесчувственности могут лежать как в поражении определенных участков головного мозга, так и в условиях личностного становления. С высокой вероятностью в детстве в ребенке не поддерживали развитие чувственной сферы, не обозначали и не ценили его чувства. Эта болезнь лечится, хотя иногда и с очень большим трудом». Между прочим, бесчувственные люди редко видят сны и подвержены нарциссизму.

Хотите проверить свой эмоциональный порог? У психологов существует специальный «тест на чувствительность» (Торонтская алекситимическая шкала), состоящий из 25 вопросов. Экзаменаторов интересует, в какой степени вы согласны или не согласны с предложенными утверждениями. Например, «Я редко мечтаю», «Я способен с легкостью описать свои чувства» или «Когда я расстроен, то не знаю: печален ли я или зол». Не спешите с выводами, алекситимия может быть как устойчивой чертой личности, так и временной реакцией на депрессию или стресс — этакая «русская хандра». Следствие бесчувственности — чрезмерный прагматизм и отсутствие творческого подхода к жизни. Партнеров такие люди выбирают головой, а не сердцем. Часто «деревянная душа», или «синдром Пиноккио», — это издержки профессии, связанной с постоянным общением с людьми, поставленным на поток. Этим нередко «болеют» врачи, которым не хватает времени, чтобы спокойно побеседовать с каждым пациентом.

До конца не известно, что делает человека холодным «нулем» или «шестеркой»-миссионером. Безусловно, помимо упомянутых нейронов, немалую роль играет воспитание. «Эмпатические способности, как правило, уходят корнями в детство, причем речь может идти как об условно хорошем детстве (когда мама учит ребенка эмпатии собственными откликами на его потребности), так и о травматическом (ребенок был поставлен в такие условия, что ему приходилось угадывать настроения взрослых, учиться быть к ним очень чувствительным)», — рассказывает Анна Назарова. Жестокосердные люди обычно те, кем родители полностью пренебрегали первые критические три года жизни, вместо того чтобы отдавать все свое внимание и любовь.

Повышенная чувствительность может существовать и в скрытой форме, даже если на первый взгляд человек — настоящий «сухарь», из которого не выдавить и слезинки. Одно дело — проникнуться состраданием, но при этом продолжать «сидеть на попе ровно», и другое — спешить на помощь.

image

image

Знакомый мне «душка» Олег сразу очаровал всех Сашиных подруг. Они буквально оборвали ей телефон после знакомства с новой пассией подруги. Красивый, болтливый и такой сентиментальный! Звонит по восемь раз на дню узнать, как дела на работе, ставит за ужином «Грязные танцы», поддерживает благотворительные фонды, помнит наизусть день рождения «тещи». Все как в церковной клятве: «И в горе, и в радости, пока смерть не разлучит нас». Звал бойфренд Сашу исключительно «любовь моя». Девушка тонула в море комплиментов и чувств. Но только вот почти за два года отношений дальше сентиментальных разговоров Олег так и не продвинулся. «У тебя квартиру затопило? Как я тебе сочувствую, любовь моя, но у меня сейчас столько работы, что никак не вырваться. Ты же сама справишься! Я в тебе уверен!» Просьба о помощи деревенским детям («Как же я сожалею!») завершилась несбывшимся обещанием планетарного масштаба. Последней точкой «сочувствия» стала накладка в аэропорту. Оставив безбилетную Сашу в пересадочном Риме решать проблемы и ждать рейса следующие 22 часа, Олег улетел на Французскую Ривьеру один, обещая к прилету «пересчитать все звезды и нагреть постельку». В романтическое путешествие Саша так и не полетела, твердо решив, что бестолковых сантиментов, бла-бла-шоу и пустых на поверку чувств с нее достаточно.

Новый «черствый» ухажер-банкир Саши проявление каких-либо чувств считал слабостью. Успокоить нормально не мог («Ну чего ты…»), никакие международные трагедии его не интересовали, в открытках писал скорбное: «Поздравляю! Желаю здоровья», во время секса не издавал ни звука. Озорная Саша просто чахла и готовила разрыв в понятном мужчине стиле: «Извини. Все кончено». Как вдруг накануне запланированного расставания сквозь внешнюю черствость на свет божий начала пробиваться забота и понимание. Он молчаливо оказался рядом, когда умер верный Сашин пес, и взял на себя похороны. Без разговоров нашел лучших врачей для той же «тещи», даты рождения которой наизусть не учил, а бесстрастно записал ее в телефон. Оказался внимательным слушателем и подмечал в разговоре малейшие желания, которые выливались в грандиозные сюрпризы. Заветное и скупое «люблю» он произнес, лишь попросив ее руки и пригласив на выходные в Севилью. И завоевал Сашино сердце.

«Чувствительность ценна не сама по себе, а тем, как она реализуется по отношению к другим людям, — говорит Анна Назарова. — Те, кого мы называем бесчувственными чурбанами из-за того, что они не могут раскрыть своих чувств, вдруг оказываются способными на очень значимую поддержку в непростой ситуации. Пусть они не могут сказать, что им очень нас жаль, но вдруг объявляются с эвакуатором для спасения сломанной машины или с дорогим лекарством на пороге, когда мы болеем. И с другой стороны, чувствительный, казалось бы, мужчина может бесконечно долго выражать по телефону сочувствие по поводу нашей сломанной ноги, но так и не появится рядом — придется самой ковылять до травмпункта».

Эмпатия не отменяет рационального отношения к жизни. В кризисной ситуации гораздо важнее трезво, «по горячим следам» проанализировать реальность и действовать (вызвать врачей, найти способ выбраться из ситуации), уделив сочувствию (возможности разделить грусть, страх, жалость к себе) отдельное место и время. Преувеличенная, неуместная чувствительность также приводит к жизненным драмам. Люди волнуются из-за сущих пустяков, им хочется выглядеть очень чувствительными и нежными в чьих-либо глазах. Такая внутренняя установка отнимает много энергии, а со стороны выглядит ­театральным позерством.

Сплошные сантименты

«Следует отличать сентиментальность от чувствительности. Сентиментальный человек может быть в частной жизни чрезвычайно жестоким. Тонко чувствующий человек никогда не бывает жестоким», — утверждал Владимир Набоков. Цитату классика объясняет Анна Назарова: «Сентиментальный человек переживает насыщенную гамму чувств ради самого процесса. Как правило, он не видит за ними конкретного человека, к которому эти чувства направлены. Эмоции имеют для него большую ценность, нежели человек напротив. В отношениях такой человек может проявиться как неожиданно жестокий, даже бесчувственный».

Сентиментальность подразумевает подчеркнуто эмоциональную реакцию на жизнь, затмевающую рациональный подход, мечтательность, возвышенность, оторванность от реалий жизни. Забинтовать ножку кузнечику или в гостях сдобрить чай дружескими слезами в знак благодарности, а после — отдубасить соседа за неправильную парковку или поджечь школу за «двойку» по химии — парадокс сентиментальной натуры. Сентиментальность отлично уживается в душе рядом с цинизмом и агрессивностью. Достоевский описал персонажа Федора Карамазова двумя словами: «Зол и сентиментален». Именно такие качества приписывали и Гитлеру. Сентиментальный вегетарианец, любитель котят и живописи плакал при встрече с Муссолини, а затем сжигал тысячи людей в печах концлагерей.

Сентиментальность — жалость поверхностная. Наделенный ею человек испытывает сострадание в форме приступа — мгновенного острого чувства, которое так же быстро проходит. В отличие от чувствительного, для которого это состояние сродни «тяжелой болезни». Сентиментальные люди истекают слезами «по привычке», при всяком удобном случае, иногда из-за малейших пустяков. Даже в критические моменты жизни их чувства не идут дальше определенного невысокого эмоционального предела. И, по большому счету, они испытывают одну и ту же реакцию на слезливую сцену фильма, трагический репортаж из новостной программы или смерть близкого человека. Эмоции сентиментального человека будут одинаковыми и мимолетными.

Американский психолог Уильям Джеймс не столь категоричен в оценке сентиментальных людей и отводит им роль «субъективных созерцателей»: «Представьте себе, что вы внезапно лишились всех эмоций. Попытайтесь вообразить мир таким, каков он сам по себе, без вашей благоприятной или неблагоприятной оценки, без внушаемых надежд или опасений, без слез радости и печали. Безжизненное скупое представление будет для вас почти невозможным. Ведь все ценное, интересное и важное, что каждый из нас находит в мире, — чистый продукт созерцающей сентиментальной личности».

Почему никто не любит сентиментальных людей — Look At Me

Каждую неделю Look at Me публикует цитаты из новой нон-фикшн книги, пока не переведённой на русский язык. На этот раз мы прочитали книгу-эссе Лесли Джеймсон «Экзамены по эмпатии» (The Empathy Exams: Essays) о сентиментальности и восприятии боли другого человека.

В основе каждого эссе Лесли Джеймсон лежит её переживание: она едет болеть за брата-бегуна, участвующего в опасном марафоне в Беркли, подрабатывает актрисой на экзаменах студентов-врачей, обнаруживает червя под своей кожей в Боливии. Через призму этих ситуаций Джеймсон размышляет о нашей чувствительности к себе и другим, подкрепляя повествование отсылками ко многим писателям и учёным.

   

Что общего между сентиментальностью и искусственными подсластителями

«О сентиментальности часто говорят, что это проявление эмоций, которые человек не заслужил. Как блестяще сформулировал Оскар Уайльд: «Тот, кто сентиментален, желает испытать всю полноту чувств, при этом не заплатив за них по счёту». Искусственные подсластители обещают схожую полноту вкуса — даже слаще самого сахара — и при этом освобождают человека от расплаты калориями. Они как будто бы предлагают нам пустую сахарную оболочку без содержания, и это восхищает и пугает одновременно».

О рыданиях коменданта Аушвица на опере в концлагере

«Почему многие критикуют сентиментальность: по эстетическим или этическим причинам? Философ Ричард Соломон развивает утверждение, что «сентиментальные люди оправдывают реакцией свои чувства, вместо того, чтобы делать что-то нужное», и подкрепляет его историческим примером. Известно, что комендант Аушвица Рудольф Хесс рыдал, когда смотрел оперу, поставленную заключёнными концлагеря. Его действие нельзя воспринимать как иронию: скорее всего, этот сентиментальный опыт был для него действительно попыткой дать выход тому давлению, которое испытывало его сознание».

Эмпатия — это путешествие
в другую страну

«Эмпатия — не значит  сказать кому-то: „О, представляю, как тебе тяжело сейчас“. Недостаточно просто запастись терпением и слушать. Эмпатия — это умение задавать вопросы, ответы на которые нужно сформулировать и озвучить прямо сейчас. Она предполагает, что вы ничего не знаете и не можете сказать, «как кому-то сейчас должно быть тяжело». Слово «эмпатия» происходит от греческого empatheia: em означает «в» и pathos — «чувства», то есть, это словно путешествие в чьи-то чувства. Вы вступаете на территорию боли другого человека так же, как пересекаете границу другого государства. Вы должны пройти таможню и задать себе вопросы — какие в этой стране законы? какие животные здесь живут? какие здесь растения?»

Эмпатия как жалость к самому себе

«Жан Десети, психолог из Университета Чикаго, использует фМРТ–сканы, чтобы определить, что же происходит в мозге человека, когда он воспринимает боль другого. Десети показывал испытуемым изображения узнаваемых бытовых ситуаций: ногу прибило дверью, палец зажало ножницами. Потом он сравнил сканы мозга тех, кто испытывал эту реальную боль, и тех, кто должен был только её представить. Оказалось, что в обоих случаях были задействованы три одинаковых участка мозга: префронтальная кора головного мозга, передняя часть островка Рейля, передняя полосная кора. Когда я узнала об этих совпадениях, то почувствовала воодушевление. Хотя и не знаю, хорошо это или плохо. Потому что, возможно, моя эмпатия в таком случае просто всегда была гипотетической жалостью к себе. Неужели это просто солипсизм? Адам Смит пишет в „Теории нравственных чувств“: „Когда мы видим, что удар нацелен в руку или ногу другого человека, мы непроизвольно отдёргиваем собственную руку или ногу“».

Почему при болях мужчинам прописывают обезболивающие,
а женщинам — седативы?

«В 2011 году исследование под названием „Девушка, которая плакала от боли“ (Girl Who Cried Pain) показало следующее: мужчинам при жалобах на боль гораздо чаще прописывают обезболивающие, в то время как женщинам — седативы. Это особенно несправедливо, учитывая, что женщины по своей природе чаще вынуждены испытывать болевые ощущения: в силу гормональной разницы между полами, а также того, что они могут родить детей. Поэтому женщины более чутки к боли — они «умеют отделять нормальную для себя боль (например, при менструации) от боли, указывающей на какую-то патологию». У мужчин же такой сортировки не происходит. Но при этом жалобы женщин на боль воспринимаются врачами по статистике менее серьёзно и списываются на простую женскую „эмоциональность“».

Как понять страх Отелло
с помощью червя под кожей

«Когда я несколько недель жила в Боливии, у меня было подозрение, что кто-то завёлся у меня под кожей. Поэтому было настоящим облегчением увидеть, как червяк высунулся из моей лодыжки. Наконец я знала, что всё это было правдой. В то время я поняла проблему Отелло: представлять себе, что происходит что-то страшное, намного страшнее, чем знать, что это происходит на самом деле. Так ты начинаешь хотеть, чтобы это страшное произошло: чтобы ты, наконец, увидел, как твоя жена спит с другим или как червяк из твоего тела высовывается наружу. Пока этого не произойдёт, ты продолжаешь жить в страхе».

Зачем люди участвуют в опасных соревнованиях

«Я часто пыталась задать участникам горного марафона Беркли (это соревнование известно суровыми правилами) вопрос, почему они это делают. Все они отвечали иронически: «О, да я просто мазохист!» или «Я с рождения больной на голову». И потом я поняла, что их шутки — это не пустые отговорки. Никто из них не должен отвечать на этот вопрос серьёзно: они делают это своими телом, волей и болью. Словами об этом можно говорить только в какой-то лёгкой форме. Может быть, поэтому среди ультрабегунов так много бывших наркоманов: они хотят тем самым вернуть себе обладание телом, которое они когда-то наказывали».

сентиментальный — Викисловарь

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
муж. р. ср. р. жен. р.
Им.сентимента́льныйсентимента́льноесентимента́льнаясентимента́льные
Рд.сентимента́льногосентимента́льногосентимента́льнойсентимента́льных
Дт.сентимента́льномусентимента́льномусентимента́льнойсентимента́льным
Вн.    одуш.сентимента́льногосентимента́льноесентимента́льнуюсентимента́льных
неод. сентимента́льный сентимента́льные
Тв.сентимента́льнымсентимента́льнымсентимента́льной сентимента́льноюсентимента́льными
Пр.сентимента́льномсентимента́льномсентимента́льнойсентимента́льных
Кратк. формасентимента́ленсентимента́льносентимента́льнасентимента́льны

сен-ти-мен-та́л-ьный

Прилагательное, относительное и качественное, тип склонения по классификации А. Зализняка — 1*a. Сравнительная степень — сентиментальнее, сентиментальней.

Корень: -сентиментальн-; окончание: -ый [Тихонов, 1996].

Произношение

  • МФА: [sʲɪnʲtʲɪmʲɪnˈtalʲnɨɪ̯]

Семантические свойства

Значение
  1. чувствительный, приторно-нежный, в проявлении чувств доходящий до слащавости ◆ Милон, не правда ли, что у нас будет сентиментальный завтрак, под леском у ручейка. И. А. Крылов, «Пирог», 1799—1801 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Эта поэзия, объясняемая философиею Жан-Жака Руссо, давала нашему молодому путешественнику неиссякаемый источник сентиментальных восторгов при созерцании красот природы. Ф. И. Буслаев, «Письма Русского Путешественника», 1866 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) || о человеке склонный к проявлению сантиментов, легко приходящий в умиление, способный быстро расчувствоваться ◆ И, братец! чёрт ли в этом счастии, которое сделало тебя из весёлого малого каким-то сентиментальным меланхоликом. М. Н. Загоскин, «Рославлев, или Русские в 1812 году», 1830 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Никогда женщина древних не была сентиментальна и не отличалась тем, что ныне разумеется под словом грациозность: это была сильная, кроткая женщина, отличающаяся прелестью, врождённой всему её существу, а не придуманной, заученной, и вместе с тем простотою чувства. П. В. Анненков, «Путевые записки», 1842—1843 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Держит она себя хорошо; сентиментальна немножко, избалована; гостей принимает не то небрежно, не то ласково; настоящего, знаешь, шика нету… И. С. Тургенев, «Где тонко, там и рвется», 1851 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  2. искусств. относящийся к сентиментализму ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы
Антонимы
Гиперонимы
Гипонимы

Родственные слова

Этимология

Из нем. sentimental «сентиментальный, чувствительный», далее из франц. sentimental, далее из sentimental «сентиментальный, чувствительный», далее из sentement «чувство», далее из франц. sentiment (ст.-франц. sentement), далее из лат. sentimentum «ощущение; мнение», далее из sentire «чувствовать; узнавать; думать», далее из праиндоевр. *sent- «идти».

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Перевод

относящийся к сентиментализму
легко приходящий в умиление, способный быстро расчувствоваться

Библиография

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.