Лейцизм это: Лаицизм — это… Что такое Лаицизм?

Автор: | 06.01.1970

Содержание

Лаицизм — это… Что такое Лаицизм?

Лаици́зм (от греч. λαός народный, лат. laicus не принадлежащий к священству, необразованный, и фр. Laïcité букв. светскость, нерелигиозность, откуда прилаг. фр. laïque светский [1]) — французское движение за секуляризацию общественной жизни страны; процесс, в ходе которого религиозные догмы, институты и практики утрачивают их прежде высокое значение в жизни общества.

Основное требование лаицистов — устранение влияния религии в различных сферах общества. В широком смысле слова лаицизм — движение за освобождение общества от влияния религии и создание светского государства.

Само понятие лаицизм фактически ничем не отличается от секуляризации, однако оно имеет большую национальную специфику. Термин лаицизм наиболее распространён во Франции, а также других франкоязычных странах и регионах (Бельгия, Швейцария, Канада) где принципы лаицизма часто приводятся для обоснования запрета на использование любых ярко религиозных символов в образовательных учреждения (это касается как демонстрации христианских крестов, так и ношения хиджаба или паранджи мусульманами в общественных местах.

)

Идеи лаицизма оказали существенное влияние на революционные идеи во Франции, в Квебеке времён Тихой революции, а также в Турции первой половины ХХ века, когда Мустафа Кемаль поставил своей целью превратить страну в светское государство.

Примечательно, что в большинстве стран Северной Европы и Америки демонстрация консервативных религиозных символов не запрещается, а наоборот, часто приветствуется. Отчасти это объясняется тем, что в них традиционно более распространена сегрегация различных этнических и религиозных групп в особых кварталах (приближающихся к гетто), имеющих свои этнические школы, магазины и др., где представители определённой религии составляют до 90% населения и более, а потому демонстрация их символов фактически становится внутренним делом общины и не вызывает нареканий со стороны других общин, между собой мало пересекающихся.

Ссылки

  1. «laïque» в переводных словарях — Яндекс.Словари

Светским должно быть общественное пространство, а не отдельный человек

Борьба за плюралистическое понимание светскости — это борьба за будущее нашей многонациональной и поликонфессиональной страны

Борьба за плюралистическое понимание светскости — это борьба за будущее нашей многонациональной и поликоНфессиональной страны

Попытки под предлогом светскости запретить в школе хиджаб, т. е. стремление ограничить граждан в их праве воспитывать своих детей в соответствии со своими религиозными убеждениями и национальными традициями — это не частный вопрос, а масштабное наступление сторонников однообразия в нашей стране.

 

ДИАЛЕКТИКА РОССИИ

Единство и борьба противоположностей — это не просто знаменитый закон диалектики. Это самая суть того феномена, который мы называем словом «Россия», ибо наша страна стоит на стыке цивилизаций, на стыке Востока и Запада, христианства и ислама. Не принимая во внимание эту двойственную природу России, крайне сложно разобраться в тех общественных процессах, которые разворачиваются у нас на глазах и в водоворот которых все мы с вами вовлечены. Ряд концептов уже кристаллизовались вокруг этого надлома российской действительности. Так появились федерализм и унитаризм, евразийство и европоцентризм.

Эти и многие другие понятия отражают два взгляда на будущее нашей страны, два возможных пути. Путь единообразия и путь плюрализма. Одни силы, например, верят в лозунг «Россия для русских» и хотят стерилизовать нашу страну от любых форм инаковости: культурных, религиозных, политических. Другие же считают Россию родным домом для всех коренных народов, культур и религий и настаивают, что вся эта палитра должна отражаться и в правовых реалиях нашего государства.

Мало кто осознает, но сторонники единообразия и плюрализма скрестили свои мечи сегодня и в битве за такое базовое понятие, как светскость. Светский характер российского государства провозглашен Конституцией РФ. Однако никто толком не объяснил, а что, собственно, это означает. И дело тут не в том, что какое-то ведомство проводит недостаточно разъяснительной работы, а в том, что данное понятие несет в себе двоякий смысл. Порой с этим смыслом путаются и сами чиновники. А что спрашивать тогда с нас, простых смертных?

 

ДВЕ МОДЕЛИ СВЕТСКОСТИ

Эта неоднозначность связана с тем, что в мировой практике существуют две модели светского государства: французская, именуемая еще лаицизмом, и англо-саксонская. Суть первой позиции заключается в том, чтобы светскость отождествлять с антирелигиозностью. Суть второй — в том, чтобы под светскостью понимать конфессиональную нейтральность. Именно эти различия и имел в виду президент РФ Владимир Путин, когда в феврале нынешнего года сказал, что, «сохраняя светский характер нашего государства, не допуская огосударствления церковной жизни, мы должны уйти от вульгарного, примитивного понимания светскости». Под последним подразумевался антирелигиозный подход.

Модель лаицизма, предполагающая крайне жесткое, нетерпимое и даже агрессивное отношение к религиям, нам всем более или менее ясна. Она реализовывалась атеистическим режимом Советского Союза. К чему это в конечном итоге привело, все мы хорошо помним: репрессии против верующих, разрушение храмов, расстрелы религиозных деятелей. Лаицизм основан на нетерпимости к религии и все меньше вписывается в современные стандарты права.

В отличие от Франции, большинству западно-европейских стран, а также США и Канаде, напротив, присуща традиция религиозной толерантности, что и является сутью англо-саксонской модели светскости. В этих странах не ставится целью культурное и цивилизационное единообразие общества. И потому публичная сфера этих стран открыта к проявлению религиозных, культурных и иных идентичностей. Так, во всех западно-европейских странах (за исключением Франции), а также в США, Канаде ношение так называемых религиозных символов в публичных местах не считается чем-то предосудительным и аномальным. Тем более оно не рассматривается как предмет специальной регуляции на государственном уровне. В Великобритании можно встретить, например, сикхов среди адвокатов, судей и стражей правопорядка, которые носят тюрбаны, а также женщин среди полицейских, таможенников или военнослужащих, одевающих мусульманские хиджабы. В Великобритании и Канаде сикхам-мотоциклистам законом допускается даже не надевать шлем. Напомню, речь идет о ведущих демократических странах, успешно реализующих принцип светскости. Здесь светскость, понимаемая как конфессиональная нейтральность государства, стоит на защите плюрализма и свободомыслия, о котором, к слову, и мечтали джадиды, если верить некоторым их современным последователям.

ГЛАВНОЕ, ЧТОБЫ ВСЕ ИМЕЛИ ВОЗМОЖНОСТЬ ВЫРАЖАТЬ СВОЮ ПОЗИЦИЮ

Наши стереотипы или идолы сознания, как их называл Фрэнсис Бэкон, — сильная штука. Порой очень сложно осознать, что мы находимся в их плену. Когда отечественные секуляристы с пеной у рта доказывают, что верующим нужно запретить проявление своей религиозной идентичности в общественных местах, ибо так велит логика светского государства, они даже не догадываются, что воспроизводят всего-навсего шаблоны мышления, которые им достались в наследство от эпохи воинствующего атеизма.

Марионеток советских шаблонов, все еще мыслящих по инерции прошлого и именуемых в народе «совками», религиозно нейтральная, т.е. плюралистическая, модель светскости неизменно приводит в ступор. Им действительно сложно понять, что мир может быть совершенно другим, чем они себе представляют. Они действительно не осознают, что светскость как антирелигиозность — это не единственно возможный ее вариант, отход от которого означает отнюдь не клерикализацию общества, а всего-навсего реализацию той модели светскости, которая основана на веротерпимости и, стоит полагать, в большей степени подходит для многоконфессиональной России.

Возможно, плюралистическую модель светскости будет легче им понять, если сравнить ее с понятием свободы слова. В начале 90-х многие воспринимали свободу слова также как освобождение от любых мировоззренческих императивов. Устав от идеологического единообразия советских времен, люди жаждали тогда плюрализма мнений. Поэтому поначалу многие редакторы считали, что на страницах их изданий должны публиковаться материалы совершенно разных политических партий и общественных сил, иначе их заподозрят в идеологической ангажированности. Однако в конечном итоге на практике это стало приводить не к свободе слова, а к диктату рубля, действующему по принципу «кто платит, тот и заказывает музыку». Другими словами, отход от идеологического единообразия стал оборачиваться в банальную идейную бесхребетность и беспринципность многих СМИ, что было не всем по душе. Видимо, тогда и произошел сдвиг в сознании журналистов. Свободу слова стали понимать не как отсутствие идеологии у того или иного СМИ, а как сосуществование в обществе многих СМИ с разными идеологиями.

Другими словами, деидеологизация не предполагает обязательную стерилизацию каждого СМИ от любых идеологических установок. У каждой газеты может быть свой взгляд на мир и своя редакторская политика, как, впрочем, и отсутствие идеологических предпочтений. Это вполне нормально. Главное, чтобы все имели возможность выражать свою позицию.

 

Светское государство в рамках плюралистической, конфессиональной терпимой (нейтральной) модели означает примерно то же самое. Здесь светскость — это не кастрирование граждан от религиозных проявлений, как того хотят противники религии, а прежде всего свобода совести. Каждый может верить или не верить во все, с чем согласна его душа, и соответствующим образом проявлять себя. Хочешь носить хиджаб, нательный крест или значок Ильича — это твое личное дело. Светское государство не вмешивается в религиозный или атеистический выбор своих граждан. Напротив, оно его уважает.

И не потому, что считает тот или иной выбор правильным, а потому, что оно конфессионально нейтрально, т.е. терпимо и к вере атеистов в то, что Бога нет, и к вере теистов в то, что Бог есть, и к позиции агностиков, не знающих, кто из них прав. Светским должен быть не отдельный человек, а общественное пространство. В противном случае наступит диктат сильного, как это было во времена Российской империи, когда православная церковь через государство подавляла свободу религиозных меньшинств или, как это было в Советском Союзе, когда вера в несуществование Бога руками правящей партии уничтожала все остальные верования.

НАШЕ БУДУЩЕЕ В ПЛЮРАЛИЗМЕ

Борьба за плюралистическое понимание светскости — это борьба за будущее нашей многонациональной и поликонфессиональной страны. Сегодня на наших глазах вспыхивают, словно красные лампочки сигнала тревоги, симптомы крайне опасного процесса — отката назад в унитарное прошлое. Попытки под предлогом светскости запретить в школе хиджаб, т.

е. стремление ограничить граждан в их праве воспитывать своих детей в соответствии со своими религиозными убеждениями и национальными традициями — это не частный вопрос, а масштабное наступление сторонников однообразия в нашей стране. Они ведут атаку и по другим фронтам, в частности, хотят свести на нет преподавание родных языков в общеобразовательных школах.

Стоит ли поддаваться на попытки атеистов навязать нашей поликонфессиональной стране антирелигиозное понимание светскости? Мне кажется, что это чревато опасными последствиями. Ведь нападки на хиджаб и мусульманскую литературу, которые особенно осенью и весной пачками вносят в список экстремистской литературы, — все это угрожает не исламу как таковому, а прежде всего идеям евразийства, федерализма и всего того, что связано с цивилизационным многообразием нашей страны. Мусульмане проходили через испытания и посуровее нынешних. А вот традиция подлинного уважения всех народов России и их религиозных культур еще очень хрупка в нашей стране. Сможет ли она выжить, зависит от каждого из нас.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Лаицизм — религия и общество. Лаицизм

                                     

Лаицизм

Лаицизм — французское движение за секуляризацию общественной жизни, процесс, в ходе которого религиозные догмы, институты и практики утрачивают их прежде высокое значение в обществе.

Основное требование laicist — устранение влияния религии в различных сферах общества. В широком смысле слова лаицизм — движение За освобождение общества от влияния религии и создать светское государство.

Понятие секуляризации фактически ничем не отличается от секуляризации, но он имеет большие национальные особенности. термин секуляризации является самой распространенной во Франции и других франкоязычных странах и регионах, где руководство секуляризации нередко обосновывают запрет на использование каких-либо бросающихся в глаза религиозных символов в учебных заведениях, это касается как свидетельствуют христианские кресты, и ношение хиджаба или паранджи мусульман в общественных местах. одним из главных воплощений идей секуляризации французский закон об отделении Церкви от государства 1905 года.

Идеи секуляризации оказал значительное влияние на революционные идеи во Франции, в провинции Квебек, в спокойные времена революции, а также в Турции в первой половине XX века, когда Мустафа Кемаль поставила своей целью превратить страну в светское государство.

Примечательно, что в большинстве стран Северной Европы и Америки демонстрация консервативной религиозной символики не запрещено, но довольно часто приветствуется. отчасти это связано с тем, что они традиционно более распространена сегрегация различных этнических и религиозных групп в конкретных районах, приближается к гетто, имеющих свои этнические школы, магазины и т. д., там, где представители определенной религии сделать до 90 % или более населения, и поэтому демонстрация своих персонажей фактически становится внутренним делом общины и не вызывать нареканий со стороны других сообществ, слегка перекрывающиеся.

Национал-популизм – еще не новое средневековье

Как слово Божье отзовется в третьем десятилетии третьего тысячелетия

В наступающем десятилетии мобилизационный потенциал христианства будет только нарастать.Фото Drew Angerer/Getty Images

Возрастет ли влияние религии на отношения между людьми, на политику? Укрепится ли вера в Бога? Что нового привнесет в отношения между Творцом и его творением грянувшая пандемия коронавируса, которая, как стало модно говорить, качественно изменила мир?

Рискну предложить наиболее вероятный сценарий. Отправной точкой служит то, что принципиальных изменений в связи с пандемией не произойдет. Мир в целом останется таким, каким был до того, однако эпидемия приведет к углублению некоторых уже работающих тенденций, сформировавшихся задолго до появления среди людей нового коронавируса. Одна из этих тенденций – рост влияния религиозного фактора, чему способствуют экономические, психологические и прочие последствия пандемии.

Религиозность общества может возрастать на протяжении сравнительно долгого периода, особенно с учетом вероятности второй волны коронавируса. Человек острее, чем в обыденной обстановке, ощущает свою беспомощность и беззащитность, в душах людей нарастают фаталистические настроения. У многих складывается ощущение, что пандемия в XXI веке есть наказание, понесенное ими от природы или Бога. Обе гипотезы взаимосплетены: Всевышний карает человека за многочисленные нарушения установленного им высшего закона и одновременно за разрушение созданного его волей мира, то есть окружающей среды.

В условиях общей напряженности многим видится выход в обращении к Создателю как последней, а возможно, единственной защите от нагрянувших напастей. С другой стороны, у какой-то части общества может проявиться недоверие к Богу, даже отказ от веры, что выглядит как постмодернистский вариант богоборчества, своего рода стихийный атеизм. Но это скорее исключение.

Заметнее всего религиозное сознание возрастет в христианском мире – Европе, США. Причина в том, что в этих странах пандемия и экономический кризис на фоне привычки к благополучию ощущаются особенно болезненно. Возврат к вере становится компенсацией за внезапно наступившие трудности.

Произойдет ли в западнохристианском обществе смягчение нравов, рост гуманистических настроений? Непосредственно после эпидемии это должно случиться. Очевидно, возрастет и роль церкви. Но не стоит обольщаться. Исторический опыт свидетельствует, что хотя после катастроф гуманизация, «всплеск доброты», обычно действительно наблюдается, однако через какое-то время приходит забвение общей беды, и взаимная неприязнь и нетерпимость возвращаются.

Рассуждая о религии как таковой, мы имеем в виду разные традиции, существующие в разных обществах. Мусульманское и буддийское общества (особенно мусульманское) психологически более адаптированы к трудностям и катастрофам. Для жителей Ближнего Востока, Афганистана, Ирана, некоторых других стран пандемия – не более чем один из кризисов, а количество понесенных в ходе нее жертв несравнимо меньше, чем погибших и раненых в ходе непрекращающихся в этих странах и регионах вооруженных конфликтов. Поэтому уровень общей религиозности в связи с пандемией в нехристианских ареалах вряд ли изменится. Набожность сохранится в основном на прежнем уровне, который, впрочем, и без того достаточно высок.

Рост набожности оправдывает политизацию религии. Поведение религии в политике разнообразно. Оно бывает конформистским, когда клерикальные институты, идеологи, духовенство выступают союзниками власти, интерпретаторами ее действий. Бывает оппозиционным, когда религия выступает оппонентом светской власти, предлагая свою модель устройства общества. 

Есть третий вариант: индифферентный, когда религия «погружена в саму себя», занята поддержанием веры и традиции. В двух первых случаях религия обращена к человеку как к участнику социальных, политических процессов. В третьем – просто как верующему.

Взаимоотношения религии и государственной власти складываются непросто. Как считает французский исследователь Жорж Корн, в XXI веке мир живет в условиях «двойного – религиозного и политического – кризиса в современных монотеистических обществах». «Обращение политиков к религии чаще всего означает кризис легитимности светской власти… Менее заметен собственно религиозный кризис, который заставляет уже религиозную власть обращаться для его преодоления к власти политической», – говорит он.

С конца XIX века в христианском мире формируется секулярная тенденция. Лаицизм не является непреодолимым препятствием на пути политизированности религии, хотя и ослабляет эту политизацию. «Не отменяет» секуляризация и веру в Бога, которую не утрачивают и те, кто индифферентен к религии, включая политиков, выступающих за ее отделение от государства. Это состояние человека безукоризненно точно определила британский социолог Грейс Дейви, предложив формулировку «верить, но не принадлежать» (believing with belonging). А бывший президент Франции Николя Саркози полагает, что лаицизм должен быть «позитивным», то есть таким, «который гарантирует право жить в рамках своей религии как основополагающее право личности».

Секуляризм вызвал ответную реакцию, желание доказать совместимость религии и политики, их синтеза. В 1922 году немецкий философ и социолог Карл Шмидт в книге «Политическая теология» доказывал, что все политические понятия были и есть не что иное, как подвергшиеся секуляризации теологические понятия, в частности их перенос на учение о государстве. Во второй половине XX века эту точку зрения развивали католический философ и теолог Йохан Баптист Метц, протестантский богослов Юрген Мольтман и другие.

В 1970–1980-х годах в Латинской Америке развернулось движение, опиравшееся на религиозно-политический концепт «теология освобождения». Его целью было не построение «христианского государства», но создание политической модели, основанной на христианских принципах социальной справедливости. Поддержанная Ватиканом, теология освобождения не привела к общественным катаклизмам, однако подтвердила важность религии для осмысления политических процессов.

На рубеже XX–XXI веков в христианском мире обостряется кризис модели общественного и политического устройства, в том числе либеральной. Становится очевидной недостаточность только лишь светской ее мотивации. Внутрихристианский кризис совпадает с тотальной активностью политического ислама. Действуя в масштабах всего мира, исламисты демонстрируют высокий мобилизационный потенциал религии. Они доказывают превосходство своей веры над всеми прочими духовными учениями. Ныне об исламе в немусульманских обществах зачастую судят именно по идеологии и действиям исламистов радикального толка, что ведет к стигматизации последователей пророка Мухаммеда.

Политолог Андраник Мигранян в 2006 году писал: «Запад вообще (и неоконсервативный Запад в первую очередь) превратил религию в успокоительный ритуал, в часть комфорта. И в этом виде она не может быть мобилизующей». Время, однако, меняется. И то, что могло показаться справедливым полтора десятка лет тому назад, сейчас уже неактуально. Христианство больше не «успокоительный ритуал». В наступающем десятилетии мобилизационный потенциал христианства будет только нарастать.

Обращение к христианству – это реакция на общий вызов, с которым сталкивается западный мир. Конкретное ее выражение – успех тех сил, которые принято именовать национал-популистскими. Национал-популисты уже одержали победы в ряде европейских стран, и в ближайшие годы они разовьют свой успех. Дополнительным стимулом послужит все тот же «коронавирусный комплекс», в ходе которого правящий класс обнаружил неспособность быстро и адекватно действовать в чрезвычайных обстоятельствах. Большинство правящих режимов себя скомпрометировало, навлекло на себя массовую критику, что и создает благоприятные условия для роста национал-популистских настроений.

В обществе накоплено колоссальное количество негативной психологической энергии. Массовые волнения, происшедшие в июне в США и Европе в связи с убийством полицейским афроамериканца в штате Миннесота, были не столько протестом против расизма, сколько выходом огромной, накопленной за время пандемии энергии, раздражением против властей, а также страхом перед обещанным экономическим кризисом. Эти события наверняка выявят новых радикальных политиков.

В Европе национал-популисты продолжат проповедовать возврат к идентичности, в основе которой лежит религиозная традиция. Схожая ситуация может сложиться в Латинской Америке. В чем-то аналогичные национал-популизму идеи, пусть и не в столь радикальных формах, формировались там сравнительно давно, а в поствирусный период они еще более укрепятся в массовом сознании. Наиболее подходящий кандидат в лидеры – Бразилия.

Национал-популизм вписывается в постсекулярный мир, выступая за неразрывную связь религии и политики. Здесь особую роль сыграет противостояние с исламом, прежде всего борьба против пресловутой «исламизации Европы», связанной с засильем мигрантов. Тем более что миграция будет продолжаться как минимум потому, что она естественна, обусловлена множеством внутренних (европейских) и внешних причин.

Иная ситуация складывается в России. На первый взгляд может показаться, что здесь, как и повсюду, повышается уровень религиозности, а следовательно, и влияние религии на политику. Однако такое вряд ли произойдет, поскольку в России нет и не может быть оппозиции, аналогичной европейским национал-популистам. Кроме того, религия «монополизирована» светской властью, церковь находится под государственным контролем, что компрометирует ее в глазах верующих.

Постсекуляризм в России – отдельный феномен. Для его описания уместнее слово «постатеизм». Феномен постсоветской России заключал в себе одновременно религиозный ренессанс и легитимизацию религии, которая буквально ворвалась в общественную жизнь, а заодно и в политику. Формально секулярный принцип остался незыблемым, однако нельзя отрицать присутствия клерикального элемента, будь то православие или ислам, в политике. Кстати сказать, все это вызывает ассоциации с отношениями между религией и властью в докоммунистические времена.

Что касается ислама, то для его доктрины секуляризм неприемлем в принципе: в соответствии с мусульманским учением государственное устройство основано на религиозной традиции. Была лишь одна попытка секуляризации мусульманского государства: эксперимент Мустафы Кемаля Ататюрка, который спустя столетие завершился приходом к власти «умеренного исламиста» Реджепа Эрдогана и ползучей реисламизацией Турции, в каком-то смысле ее десекуляризацией. Здесь уместно привести мысль Юргена Хабермаса, что постсекулярное общество может возникнуть в государстве, прошедшем через секулярный этап развития. Мусульманский мир через секулярный этап не прошел, хотя во многих мусульманских странах попытки неформально разыграть «секуляристскую карту» происходили и до сих пор происходят.

В третьем десятилетии нашего века постсекулярная тенденция останется преобладающей. Одна из причин слабости секуляризации состоит в том, что, по выражению австрийского теолога и социолога Питера Бергера, «на социетальном уровне (то есть уровне зависимости от государства, от государственной социальной политики. – «НГР») она необязательно привязана к секуляризации на уровне индивидуального сознания».

Религиозность общества будет нарастать, оставаясь одним из главных факторов общественного бытия. Религия в ее разных интерпретациях будет оказывать все более заметное (хотя и не всегда очевидное) воздействие как на ситуацию в каждом отдельно взятом государстве, так и на формирование мирового порядка. «Религиелизация» способствует росту в обществе консервативных настроений.

Но все это отнюдь не «возврат к средневековью». Это естественная ситуация, складывающаяся в силу целого ряда причин. Пандемия – лишь одна из них и, думается, не самая главная.

Папа Иоанн XXIII: «Два великих недуга отравляют сегодня мир: лаицизм и национализм»

Жизненный опыт монсеньора Ронкалли можно охарактеризовать как милосердие и внимание к людям: «Мы трудились вместе, — говорил он своему секретарю монс. Каповилле, — и служили Церкви, быстро подбирая и вновь бросая на дороге булыжники, которые временами загромождали путь». Путь Ронкалли был загроможден многочисленными трудностями, в том числе и католичеством «в меньшинстве», служению которому он посвятил двадцать лет — в православной Болгарии и в «светской» Турции Кемаля Ататюрка.
Ронкалли лично, непосредственно, а в некотором смысле даже как первопроходец, столкнулся с жизнью Католической Церкви за пределами католического мира: в православной и исламской среде, а также во время восьмилетнего пребывания во Франции, где он увидел «растворённое» католичество в светской республике.
Энциклика Папы Иоанна 23 «Pacem in terris», несомненно, является плодом опыта жизни бок о бок как с католиками, так и с некатоликами и нехристианами. По мысли Папы, его энциклика «предлагает католикам широкое поле встреч и понимания как с отделившимися христианами…, так и с людьми, не просвещенными верой в Иисуса Христа, в которых, однако, присутствует свет разума». За свою долгую жизнь Анджело Джузеппе Ронкалли всегда отвергал упрощения и смотрел в глаза людям и конкретным ситуациям. Его слова о «постепенности», прозвучавшие в энциклике о мире, накануне периода «утопии», насыщены христианским реализмом: «Не следует забывать, что постепенность — это закон жизни во всех ее проявлениях…», — напоминал он людям, «горящим желанием обновить, минуя все этапы, словно прибегая к некому подобию революции».
В этом Папе, который видел две мировые войны – вторую пережил в Стамбуле, – и смог констатировать, какое горькое наследие оставляет всякий конфликт, пульсировало давнее недоверие католичества к войнам и революциям. В разгаре кризиса на Кубе Папа напоминал миру: «Продвигать, поощрять, принимать переговоры на всех уровнях, во все времена: вот правило мудрости и предусмотрительности…» Это было неизменной директивой его дипломатической деятельности, в том числе и в период пребывания в Турции.
Повсюду Ронкалли проповедовал силу мира, который человек переживает в самом себе, подобно святому Серафиму Саровскому, говорившему: «Стяжай мир в душе, и многие вокруг тебя спасутся». Именно это может стать наиболее верным ответом на вопрос о «секрете» Ронкалли и о том, почему о нем до сих пор помнят в Турции.
Митрополит Никодим писал о нем: «Это был человек действия, далекий от легкого и поверхностного оптимизма. Он не скрывал своей верности католическому учению и не умалчивал о том, что разделяет христианские конфессии, но первостепенной его задачей было пробуждение… экуменического духа». Наследие его краткого понтификата остается решающим для XXI столетия: понимание духовности Иоанна XXIII вновь закрепляет христианина наших дней на длинной нити Предания и призывает без страха переживать настоящее и будущее.
Вот как писал о своей миссии монс. Ронкалли в письме родителям, датированном 17 ноября 1934 года: «Святейший Отец решил послать меня в Константинополь в качестве апостольского делегата. Я не хотел этого и не стремился к этой должности; а обстоятельства, при которых я был назначен, говорят мне, что это – на самом деле воля Господа, пожелавшего, чтобы я был там, среди турок, которые также искуплены драгоценной Кровью Иисуса Христа. Да будет так. Господь будет мне в помощь, как Он помогал мне до сих пор».
В какой-то момент казалось, что его назначение в Стамбул должно было потерпеть крах из-за оппозиции кард. Луиджи Синчеро, секретаря Конгрегации Восточных Церквей. Однако Пий 11 все же принял это решение, сказав, по словам того же кардинала: «… Мы хотим оказать монс. Ронкалли особый знак уважения и доверия, хотя бы потому, что нас сподвигла его сдержанность: он ничего не просил для себя. И во время последней аудиенции я не услышал из его уст ни единого слова, которое выражало бы личное недовольство или жалобу, или желание что-то изменить после 10 лет столь нелегкой жизни. ..»
В своем дневнике монс. Ронкалли писал в 1939 году: «Какое утешение для меня – быть свободным от желания перемены мест или повышения! Считаю это великой милостью Господней. Да сохранит во мне это Господь навсегда».
Монс. Ронкалли уже был знаком с Турцией, посетив ее несколько раз. Страна претерпела с тех пор немало изменений. Новая республика, основанная Кемалем Ататюрком, принимала резко негативную позицию по отношению к христианским общинам, ситуация которых быстро ухудшалась, в то время как мусульманская религия, несмотря на провозглашенную светскость государства, главным образом в силу культурных причин продолжала занимать ведущее место в обществе. Христиане после Первой мировой войны остались в Турции в незначительном меньшинстве.
Когда Ронкалли приехал в Турцию, католиков там было около 30 тысяч, в основном они были сосредоточены в Стамбуле и делились на обряды – латинский и несколько восточных обрядов. Верующие католики, стремясь сохранить свои традиции, проявляли определенное чувство превосходства по отношению к туркам и жили как бы замкнувшись в своем мире. По приезде в Стамбул монс. Ронкалли нанес визит губернатору города и начальнику полиции, которые хорошо приняли его. Однако власти страны по меньшей мере в течение первых лет не позволяли монс. Ронкалли официально воспользоваться титулом апостольского делегата, кроме того, ему и другим представителям духовенства запрещалось носить священническое облачение вне дома и храма. Было также прекращено издание единственного католического журнала. Монс. Ронкалли страдал от всего этого, но со смирением и терпением. Постепенно ему удалось улучшить отношения с турецкими властями, завоевав даже уважение Ататюрка, хотя он и не предоставил ему возможность личной встречи. Будущий Папа убедил городскую администрацию не переоборудовать знаменитый собор Святой Софии, ставший мечетью, в государственный музей. Он даже добился его реставрации.
Среди основных трудностей, с которыми пришлось столкнуться монс. Ронкалли, было наследие, оставленное его предшественником, монс. Марготти: он был причиной сильных трений между итальянской и французской общинами, в пользу итальянцев. Будущий Иоанн XXIII заметил также отсутствие местного духовенства, что посчитал одной из главнейших ошибок тех, кто занимал должность апостольского делегата до него. Эта проблема долгие годы не давала ему покоя: недостаточное укоренение клира в ткань турецкого общества казалось ему важным препятствием в пастырской работе. Монс. Ронкалли начал изучать турецкий язык, чтобы постепенно сделать возможным его проникновение в пастырское служение и литургию. «Я чувствую любовь к турецкому народу, к которому Господь послал меня», — писал он. Однако его желание содействовать изучению турецкого языка совершенно не разделяла католическая община. Ронкалли с сожалением писал, что «среди епархиальных священников и монашествующих, после долгих лет служения в Турции, нет ни одного, кто мог бы предстать перед властями и непосредственно обсуждать пастырские дела на языке страны».
Монс. Ронкалли постоянно подчеркивал: «Католическая Церковь уважает всех. Апостольский делегат – это епископ для всех, он стремится быть верным Евангелию, не признающему никаких национальных монополий».
Будущий Папа Иоанн XXIII всегда ясно осознавал первенство пастырских целей своей работы над дипломатическими. Он делал все возможное, чтобы примирить две приходские общины Стамбула – французскую и итальянскую, поскольку контраст между ними серьезно затруднял окормление верующих и компрометировал образ Церкви в глазах общественного мнения турок.
Во время пребывания в Турции, как известно, Ронкалли встречался с послом «Третьего рейха» фон Папеном, который говорил о своих «добрых» намерениях в отношении мира и Католической Церкви; однако вскоре это оказалось баснями, и уже 1939 год будущий Иоанн XXIII начал с обличения расовых преследований. Во время II Мировой войны многочисленны были контакты монс. Ронкалли с еврейскими организациями, которые обращались к Св. Престолу с просьбой ходатайствовать о них перед немецкими властями. Благодаря его содействию стала возможной иммиграция в Палестину через Турцию еврейских беженцев. И хотя апостольскому делегату не всегда удавалось идти навстречу просьбам, из-за тяжелой международной обстановки, он никогда не отказывал в помощи. Еще одной территорией, вверенной Ронкалли, была Греция, куда будущий Св. Отец часто ездил, решая прежде всего гуманитарные проблемы, связанные с войной.
Когда мы говорим о наследии Папы Иоанна XXIII, оставленном нашему поколению, нельзя не привести следующих его слов, записанных во время духовных упражнений в 1942 году: «Два великих недуга отравляют сегодня мир: лаицизм и национализм. Первый типичен для тех, кто стоит у власти, и для мирян. Второму служат и представители духовенства…» И далее: «Святая Церковь, которую я представляю, — это мать наций, мать всех наций. Все люди, с которыми я встречаюсь, должны видеть в Папском представителе то чувство уважения к национальности каждого человека, украшенное доброжелательностью и кротостью в суждениях, которое вызывает универсальное доверие». … Мы все более или менее больны национализмом, — констатирует затем монс. Ронкалли. – Апостольский делегат должен быть … защищенным от этой заразы».
В самый разгар войны монс. Ронкалли усматривает в лаицизме и национализме два ядовитых корня, породивших разрушение Европы и мира. Именно этот текст свидетельствует о том, что он вовсе не был наивным прелатом, верящим всему, в чем хотели убедить его в среде дипломатии.
Вот как пишет о годах, проведенных монс. Ронкалли в Турции, Нуман Рифат Менеменгиоглу, бывший в те времена послом Турции во Франции: «Монс. Ронкалли жил среди нас десять лет, и мы всячески старались поставить его в затруднительное положение, но нам это так и не удалось. Напротив, видя его при некоторых обстоятельствах, мы вынуждены были признать: вот прелат, который нас понимает и который достоин наших уважения и симпатии – и мы никогда ему в них не отказывали».

При использовании материалов ссылка на русскую службу Радио Ватикана обязательна.

Почему мусульмане во Франции испытывают постоянное давление со стороны властей

09:25 , 12 февраля 2015

Время чтения: 4 мин

6989

Почему мусульмане во Франции испытывают постоянное давление со стороны властей

Исламская община во Франции является одной из самых многочисленных в Европе. По некоторым данным в этой стране проживает до 6 миллионов мусульман (порядка 8% от общего числа жителей). Если начинать говорить об истории ислама во Франции, то будет в корне неверно брать в качестве точки отсчета XX век. Первые правоверные пришли в южные области Франции еще в VIII веке.

И хотя современные арабы не являются потомками тех первых мусульман, но они имеют все основания считать территорию Франции не чужой для себя страной. Первая волна современно миграции датируется началом XX века. Трудовые мигранты из Северной Африки должны были восполнить недостающее количество рабочих рук в послевоенной Франции.

Интересен тот факт, что первое время власти помогали мусульманам в реализации их религиозных прав. А первые мечети и вовсе были возведены и открыты по инициативе местных предпринимателей. 1926 год и вовсе отмечен эпохальным событием. В Париже состоялось торжественное открытие Большой мечети, построенной правительством. Мечеть была построена в благодарность солдатам-мусульманам, отдавшим жизнь за Францию в годы I Мировой войны.

Так почему ислам сегодня во Франции испытывает постоянное давление со стороны властей?

Дело не только в том, что в этой стране проживает самая большая мусульманская диаспора в Европе. Также Франция отличается особенной политикой в отношении религии, которая предполагает не только полное разделение государства и религии, но и борьбу с любыми религиозными проявлениями в обществе (лаицизм).

Лаицизм отличает религиозную политику Франции от остальных европейских стран. Особенно сильно этот контраст заметен в сравнении со Скандинавскими странами, Великобританией, Нидерландами. Также ничего общего с лаицизмом не имеет и религиозная политика России, где сейчас государство оказывает поддержку всем традиционным конфессиям.

Лаицизм предполагает абсолютное освобождение общества от влияния религии. Его особенность заключается в протесте против любого проявления религиозности человека в общественном пространстве. В корне неверно утверждение, что лаицизм есть проявление светской секулярности. В ряде светских секулярных стран (Северная Европа, США, Великобритания) власти не только не запрещают ношения религиозных символов, но и часто приветствуют.

Лаицизм можно считать радикальной светской идеологией, преследующей только одну цель – выдворить религию во всех ее проявлениях из общественной жизни. На практике это находит выражение в систематических и всесторонних гонениях в отношении религии. Но невозможно силой заставить человека отказаться от своей самой большой потребности: веры во Всевышнего.

Самый известный пример лаицизма за пределами франкоязычных стран – Турция времен Ататюрка. И полностью аналогичный процесс наблюдается в современной Франции. Сегодня ислам в мире больше нигде не испытывает такого давления. Агрессивная антирелигиозная политика государства проводится на фоне гей-парадов и прочих порождений демократии. Попытки систематического давления на мусульманские общины привели к радикализации части из них.

Первые осязаемые проблемы начали проявляться еще в 1980-е годы. Тогда французское правительство предпринимало попытки запретить мусульманкам посещать школу в платке. Вторая волна борьбы против хиджаба началась в 200-е годы, а в 2009 году войну мусульманским платкам объявил лично Николя Саркози.

При этом бывший президент Франции действовал под знаменем борьбы за права женщин и их достоинства. Но как можно бороться за права женщины в исламе и заставлять мусульманок против воли снимать платок? Нет ничего удивительного в том, что такая политика дает абсолютно противоположный эффект и только больше объединяет всех мусульман страны в единую силу.

В чем же причина такой агрессивной антирелигиозной политики властей Франции? Почему мусульмане в этой стране испытывают давление со стороны властей? Ключевая особенность французского общества состоит в стремлении ассимилировать народы, с которыми устанавливается тесный контакт. Например, во время колонизации Северной Африки они активно распространяли там свою культуру и язык.

Французы ставили свою культуру выше культур колонизированных народов и считали своей целью обратить всех в свою франкоговорящую лаицизскую «веру». Не изменилась ситуация и сегодня. Теперь у Франции нет колоний, но есть достаточно большая мусульманская диаспора, с которой можно продолжать свои «миссионерские» опыты.

Islam-today

Понравилась статья? Пожалуйста, сделайте репост на facebook!

Если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.

definition of Лаицизм and synonyms of Лаицизм (Russian)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Лаицизм (от греч. «лаикос» — народный, и франц. фр. Laïcité букв. светскость, нерелигиозность, откуда прилаг. фр. laïque «светский» [1]) — французское движение за секуляризацию общественной жизни страны; процесс, в ходе которого религиозные догмы, институты и практики утрачивают их прежде высокое значение в жизни общества. Основное требование этого движения — устранение влияния религии в различных сферах общества. В широком смысле этого слова лаицизм — движение за освобождение общества от влияния религии. Само понятие лаицизм фактически ничем не отличается от секуляризации, однако оно имеет большую национальную специфику. Термин лаицизм наиболее распространён в современной Франции, а также других франкоязычных странах и регионах (Бельгия, Швейцария, Канада) где принципы лаицизма часто приводятся для обоснования запрета на использование любых ярко религиозных символов в образовательных учреждения (это касается как демонстрации христианских крестов, так и ношения хиджаба или так наз. бёркини мусульманами в общественных местах.) Идеи лаицизма оказали существенное влияние на революционные идеи во Франции разных эпох, в Квебеке времён Тихой революции, а также в Турции первой половины ХХ века, когда Мустафа Кемаль поставил своей целью превратить страну в светское государство. Примечательно что в большинстве германских стран Северной Европы и Америки демонстрация консервативных религиозных символов не запрещается, а наоборот, часто приветствуется. Отчасти это объясняется тем что в них традиционно больше распространена сегрегация различных этнических и религиозных групп в особых кварталах (гетто), имеющих свои школы, магазины и др., где представители определённой религии составляют до 90% населения и более, а потому демонстрация их символов фактически становится внутренним делом общины и не вызывает нарекания со стороны других общин, которые физически друг с другом не пересекаются.

Ссылки

  1. http://lingvo.yandex.ru/fr?text=la%C3%AFque&lang=fr&search_type=lingvo&st_translate=on

Лейцизм и альбинизм | BTO

Лейцизм

Leucistic Dunnock

У птиц с лейцизмом пораженное оперение лишено пигмента меланина из-за отсутствия клеток, ответственных за выработку меланина. Это приводит к появлению белых перьев, если нормальный цвет оперения также не содержит каротиноидов (например, желтых), на которые это состояние не влияет. Хотя лейцизм передается по наследству, степень и расположение белой окраски может варьироваться у взрослых и их молодых, а также может пропускать поколения, если лейцистические гены рецессивны.

Уменьшение пигментации у птиц с лейкозом приводит к ослаблению перьев и повышению их склонности к износу. В некоторых ситуациях это может препятствовать полету, что, помимо того, что лейцистные птицы обычно более заметны, может повысить риск нападения хищников. Есть также свидетельства того, что лейцистические птицы иногда могут быть не признаны или приняты потенциальным партнером.

Ошейниковый голубь с «разбавленным» оперением

В нашем Обзоре аномального оперения «лейцизм» используется как обобщающий термин, охватывающий ряд неровностей оперения, которые бывает трудно отличить друг от друга.Один из них называется «прогрессирующее поседение», которое также приводит к появлению белых перьев. Хотя лейцизм передается по наследству, прогрессирующее поседение — нет, но, не зная истории птицы, эти два состояния трудно отличить друг от друга.

«Разбавление» — еще одно состояние, которое мы сгруппировали в категорию «лейцизм» в нашем Обследовании аномального оперения. Здесь цвет оперения часто кажется «размытым» (то есть «разбавленным»). Этот голубь с воротником (на фото) — хороший тому пример. При разведении меланиновые клетки присутствуют (в отличие от птиц с лейцизмом), но производят меньше пигмента, чем обычно.Белые перья также могут быть вызваны дефектами хроматофора (пигментных клеток), а не отсутствием клеток, продуцирующих меланин.

Альбинизм

Альбинизм также приводит к появлению белых перьев, но считается, что настоящие альбиносы в дикой природе встречаются редко. Альбинизм вызывается генетической мутацией, вызывающей отсутствие тирозиназы в пигментных клетках. Человек-альбинос не может производить пигменты меланина. Это приводит к хорошему диагностическому признаку, с помощью которого можно различать лейцистов и альбиносов — по цвету глаз.

У альбиносов розовые глаза, в то время как пигментация радужки лейцистных птиц остается темной. Большинство птиц-альбиносов умирают вскоре после оперения, в первую очередь из-за их плохого зрения, и считается, что птицы-альбиносы не доживают до взрослой жизни в дикой природе. Как и у людей с лейцизмом, альбиносы могут сохранять каротиноидные пигменты, если они обычно присутствуют в оперении. Распространенное неправильное название — «частичный альбинос» — это невозможно, поскольку альбинизм влияет на все оперение птицы, а не только на его часть.

Если вы видели в своем саду птицу с необычным оперением , заполните, пожалуйста, нашу простую онлайн-анкету.



Связанное содержание

Что такое птичий лейцизм? — Лейцистические птицы

Многие птицеводы наслаждаются многолетним успешным наблюдением за птицами, полагаясь только на пернатое оперение, чтобы различать сотни различных видов в своих жизненных списках, путевых листах или списках дворов. Однако не все птицы имеют предсказуемое оперение, и такие условия, как лейцизм птиц, могут усложнить идентификацию.

Что такое птичий лейцизм?

Лейцизм, или лейкизм, представляет собой ненормальное состояние оперения, вызванное генетической мутацией, которая предотвращает отложение пигмента, особенно меланина, на перьях птицы.Птицы с лейцизмом белые.

Как лейцизм влияет на птиц?

У птиц с лейцизмом нормальная классическая окраска оперения не указана в полевых справочниках или не видна на большинстве фотографий. Вместо этого оперение может иметь несколько изменений цвета, в том числе:

  • Полужирные белые пятна там, где у птицы не должно быть
  • Общее оперение светлого цвета, которое выглядит блеклым, разбавленным или выбеленным
  • В целом белое оперение с незначительной или отсутствующей окраской

Степень лейцизма, включая яркость белого и степень потери пигмента, будет варьироваться в зависимости от генетического состава птицы. Птиц, на которых видны только белые пятна или участки лейцистических перьев, часто симметричные, часто называют пестрыми или пегими птицами, а птиц с полностью белым оперением называют лейцистическими птицами.

Хотя лейцизм действительно встречается в природе у небольшого числа диких птиц, он чаще встречается у содержащихся в неволе или экзотических птиц, специально разводимых для поощрения этого типа генетической мутации. Многие из этих полностью белых птиц присутствуют в коллекциях экзотических птиц в вольерах, ботанических садах, зоопарках и частных коллекциях.Чисто белые павлины, белые свадебные голуби и белые утки-мандаринки — одни из наиболее распространенных примеров этого типа лейцистического размножения.

Лейцистические птицы и птицы-альбиносы

Альбинизм — еще одно генетическое заболевание, которое может сделать оперение птицы бледным, но между птицами-альбиносами и птицами-лейцистами существуют явные различия. Лейцизм поражает только перья птиц и, как правило, только перья с пигментом меланина, обычно темные перья. Птица с лейцизмом разных цветов может ярко проявлять некоторые цвета, особенно красный, оранжевый или желтый, в то время как перья, которые должны быть коричневыми или черными, вместо этого становятся бледными или белыми.Однако некоторые птицы с лейцизмом могут потерять весь пигмент в своих перьях и казаться чисто белыми.

С другой стороны, альбинизм влияет на все пигменты, и у птиц-альбиносов перья совсем не окрашены. Кроме того, мутация-альбинос также влияет на другие пигменты кожи и глаз птиц, а у птиц-альбиносов глаза, ноги, ступни и бледный клюв бледно-розовые или красноватые. С другой стороны, у бледных птиц глаза, лапы, ступни и клювы обычно обычно окрашены.

Как распознать лейцистических птиц

Хотя лейцистические птицы будут демонстрировать неправильную окраску оперения, их все же можно легко идентифицировать.Многие птицы, страдающие лейцизмом, по-прежнему демонстрируют слабую окраску узнаваемых узоров на перьях, хотя цвет может быть не таким ярким, как обычно. Конечно, пегие лейцистические птицы все еще показывают другие цвета и имеют только участки белых перьев, но их оперение можно легко использовать для идентификации, помимо этих необычных перьев.

Чисто белых лейцистных птиц идентифицировать сложнее. Размер и форма птицы, а также ее ареал, пищевые привычки, поведение и то, с какими другими птицами она ассоциируется или с которыми она собирается, могут быть четкими индикаторами ее вида.Птицы, которые умеют птицу на слух, могут идентифицировать птиц по звукам и песням, независимо от того, как может выглядеть их оперение. Если возможно детальное рассмотрение птицы вблизи, идентификация может быть произведена по рисунку перьев и их ориентации в различных частях оперения, которые обычно бывают разного цвета.

Ель / Коллин Тай

Проблемы с птичьим лейцизмом

Хотя лейцизм может быть необычным и захватывающим для птицелова, птицы с этим заболеванием сталкиваются с особыми проблемами в дикой природе.Более легкое оперение может лишить птиц защитной маскировки и сделать их более уязвимыми для хищников, таких как ястребы и дикие кошки. Поскольку цвета оперения играют важную роль в ритуалах ухаживания, птицы с лейцизмом могут быть не в состоянии найти сильных и здоровых партнеров. Меланин также является важным структурным компонентом перьев, а у птиц с обширным лейцизмом перья более слабые. Это означает, что лейкистические перья изнашиваются быстрее, что затрудняет полет и снижает часть защиты птицы от суровых погодных условий.Белые перья также более эффективно отражают тепло, что может быть фатальным для птиц, которые полагаются на солнечные ванны и солнечную радиацию, чтобы согреться в северном климате.

Поскольку многие птицеводы полагаются на цвета оперения и узоры для идентификации птиц, вид необычной птицы с более светлыми цветами или белыми пятнами может сначала сбить с толку. Понимая, что такое лейцизм и как он может влиять на птиц, птицеводы могут лучше оценить огромное разнообразие птиц, которые они видят.

Альбинизм против лейцизма: в дикой природе и в наших парках

1 октября 2019 г. Автор: Ученик попечителя охраны природы и окружающей среды Феликс Асади-Денхам

Лето — одна из трех змей-посланников здесь, в Национальном памятнике Кабрильо.Цель нашей компании-посланника змей — рассказать посетителям о местных видах змей и помочь избавиться от вредных заблуждений о местных змеях.

NPS Photo / Felix Asadi — Фотография Лето во время ее мини-фотосессии для этой полевой заметки.

О лете и ее видах

Саммер — десятилетняя самка-альбинос Калифорнийская королевская змея ( Lampropeltis getula californiae ). Калифорнийские королевские змеи населяют крайние юго-западные части Соединенных Штатов, включая большую часть Калифорнии, Невады, Аризоны, некоторые части Юты, всю Нижнюю Калифорнию и северо-запад Мексики.Название «Королевская змея» происходит от того факта, что королевские змеи известны как «король всех змей». Они буквально съедят других змей. Королевские змеи невосприимчивы к яду гремучей змеи и едят многие виды змей, в том числе гремучих змей, сусликов и других королевских змей. Помимо змей, в рацион королевской змеи входят грызуны, мелкие млекопитающие, ящерицы, яйца и птицы.

NPS Photo / Felix Asadi — Борос в своем террариуме здесь, в парке.

Что такое альбинизм? (И исключения из правила)

Саммер страдает альбинизмом — генетической мутацией, которая предотвращает выработку меланина (пигмента, придающего животному цвет) в ее клетках.Поскольку ее клетки не могут производить меланин, она выбеленно-белого цвета с бледно-желтыми полосами на спине. Любой вид животных может быть альбиносом, включая людей и рептилий, но не все животные-альбиносы все белые.

В частности, у рептилий и земноводных меланин — не единственный пигмент, который создают эти существа. Некоторые виды рептилий производят каротиноиды или «красно-оранжевые пигменты». Поскольку эти пигменты не подвержены альбинизму, змеи с высоким содержанием каротиноидов будут по-прежнему выглядеть ярко окрашенными, как питоны-альбиносы.

Рисунок из дневника природы альбиноса Болл Питона. Его основной рисунок чешуи белый с золотисто-желтыми отметинами, в отличие от темно-коричневого и оранжевого цвета у других шаровых питонов. (Художественные кредиты: Феликс Асади)

Один из постоянных «жестов» для животных-альбиносов, который вы можете наблюдать невооруженным глазом, — это глаза. Все животные-альбиносы будут иметь красные или розовые глаза, потому что отсутствие пигмента позволяет видеть кровеносные сосуды через белки глаза (склеры).(У некоторых животных склеры более непрозрачны, поэтому они приобретают серый или голубоватый цвет.)

Как выглядит частичный альбинизм?

Поскольку альбинизм влияет на всю продукцию меланина в клетках животных, это означает, что частичного альбинизма не может быть. Это явление известно как лейцизм, частичная потеря всех типов пигментации, включая каротиноиды. Лейцизм вызывает белую окраску, белые пятна, пятна или пятна на коже или мехе. Лейцизм также можно отличить от альбинизма, потому что лейцизм не влияет на пигментные клетки в глазах.

Выживание калифорнийских королевских змей-альбиносов в дикой природе

Большинство калифорнийских королевских змей-альбиносов недолго выживают в дикой природе. Их бледная окраска выделяет их в естественной солнечной среде обитания, благодаря чему их легко заметят хищники и потенциальная жертва. Еще один риск выживания, с которым приходится сталкиваться альбиносам Калифорнийских королевских змей, — это ухудшение зрения и слепота. Поскольку альбинизм влияет на меланин в глазу (который помогает правильно фокусировать свет в глазу), все животные с альбинизмом страдают слепотой или нарушением зрения.Саммер почти полностью ослепла из-за своего альбинизма.

Единственный образец королевских змей-альбиносов, процветающих в дикой природе, находится на одном из Канарских островов в Испании. Змеи, захваченные в неволе, были выпущены на остров нелегальными торговцами домашними животными и полностью разрушили экосистему.

Миссия Службы национальных парков заключается в сохранении и защите всех организмов в экосистемах нашего национального парка. Для этого мы должны узнать больше о растениях и животных, которые называют своим домом национальный памятник Кабрильо.

Источники :

Калифорния Кингснейкс:

http://www.californiaherps.com/snakes/pages/l.californiae.html

Примеры лейцизма в дикой природе:

https://www.thecalifornian.com/story/life/2016/10/19/meet-lucy-leucistic-cobra-monterey-zoo/92436552/

https://www.nationalgeographic.com/news/2018/03/white-lion-cub-born-wild-south-africa-kruger-leucistic/

Альбинизм против лейцизма:

https: //federwatch.org / color_variant / albinism-and-leucism /

https://www.nationalgeographic.com/animals/reference/albino-animals/

Каротиноидные пигменты в змеях:

https://www.livescience.com/44008-corn-snakes.html

Заражение кингснейками в Калифорнии на Канарских островах:

https://www.latimes.com/science/la-me-kingsnake-20140428-story.html

Альбинизм и лейцизм: истоки и различия

ОТ LUCA GIOVAGNOLI DVM

Пару недель назад Музей китов Тайцзи объявил, что два бело-пегих дельфина Риссо, пойманные в сезон водной охоты 2014-15 годов, теперь выставлены на всеобщее обозрение. Оба дельфина были скрыты от глаз общественности. В честь своего «Белого дня» музей также опубликовал ранее неизвестные подробности о животных.

Оба дельфина Риссо — мужчины с черными глазами. Один явно пегий, а другой, первоначально считавшийся альбиносом, имеет крошечные пятна цвета. Это указывает на то, что в отличие от дельфина-афалины «Ангел», пойманного в прошлом сезоне, и настоящего альбиноса с розовыми глазами, оба дельфина Риссо являются лейцистами.

Давайте проясним с генетической точки зрения два очень важных понятия наследования, поскольку часто возникает путаница с терминами лейцизм и альбинизм.В чем разница между ними?

Лейцизм (от греч. leukos , белый) — это генетическая особенность, обусловленная рецессивным в большинстве случаев геном, который придает белый цвет меху или перьям животных, которые обычно имеют другой цвет.

Рик О’Барри посещает Музей китов Тайцзи, где обитает дельфин-альбинос-афалина по кличке «Ангел».

Альбинизм (от латинского albus , белый) — это врожденная аномалия, состоящая из полного или частичного дефицита пигментации меланина в коже, радужной оболочке и сосудистой оболочке, а также в шерсти или оперении. Это вызвано отсутствием или дефектом фермента тирозиназы, который участвует в синтезе меланина — пигмента, придающего цвет коже, волосам и глазам.

ДНК

содержит всю генетическую информацию, необходимую для живых существ, и может быть разделена на небольшие последовательности, называемые генами. Ген — это инструкция, написанная на языке кода ДНК. Одним из «проявлений» этих генов является процесс, в котором информация, закодированная в гене, транслируется в биологический функциональный белок.

В нашей ДНК записано, что всякий раз, когда организм что-то глотает, вырабатываются ферменты для борьбы с этим, будь то белки или патогены. Например, когда на нас нападают патогены, наш организм отвечает антителами.

Гены также контролируют наш внешний вид и метаболические процессы. Эти черты отличают нас друг от друга. Удивительные 99,9% ДНК человека идентичны. Только 0,1% делает нас уникальными по сравнению с остальным человечеством.

Некоторые гены млекопитающих контролируют пигментацию волос, кожи и глаз. Давайте сосредоточимся на генах, определяющих цвет волос. Пигментация обеспечивается меланоцитами, специализированными клетками, которые производят и содержат меланин.

Меланоциты образуются во время эмбрионального развития в части эмбриона, определяемой как нервный гребень. Помимо этих клеток нервный гребень дает начало различным органам.
Во время развития меланоциты мигрируют в эпидермис, волосяные фолликулы, но не в глаз, внутреннее ухо и другие органы.

Стабильная и наследуемая (способная наследоваться) модификация последовательности нуклеотидов в генетическом коде известна как мутация.Нуклеотиды — это органические молекулы, которые служат субъединицами нуклеиновых кислот, таких как ДНК и РНК. Они состоят из азотистого основания, пятиуглеродного сахара (рибозы или дезоксирибозы) и по крайней мере одной фосфатной группы.

При мутации не все меланоциты растут и мигрируют должным образом. Они также не производят меланин, и наблюдаются белые пятна. Они могут быть более или менее обширными, но представляют собой не что иное, как волосы, лишенные пигмента.

Примером может служить окраска крысы в ​​капюшоне или крысы с цветной шапкой на голове.Это прекрасный пример замедленной миграции меланоцитов из нервного гребня. Депигментированы области, более удаленные от срединного дорсального (ступни, живот, грудь).

Меланин присутствует в двух формах: эумеланин — коричнево-черный пигмент, отвечающий за темный цвет, и феомеланин — красный пигмент, отвечающий за желто-светлую окраску. Окончательный цвет волос получается из комбинации этих двух.

Розовоглазый «Ангел» был первым из трех белых дельфинов, пойманных во время дельфинарий тайцзи.

Различные мутации в этом механизме контроля означают, что волосы могут быть светлее, темнее или полностью депигментированы — как в случае альбинизма. При альбинизме ферменты, которые обычно производят меланин, полностью неактивны. Вот почему волосы выглядят полностью белыми, кожа розовая, а глаза красные или синие, потому что радужная оболочка не может вырабатывать пигмент. Таким образом, млекопитающее-альбинос является результатом случайной мутации.

Так что же происходит в природе?

Эта мутация обычно перескакивает между поколениями, часто потому, что белый окрас позволяет легко обнаружить животное в его среде обитания и, следовательно, его легче атаковать.По этой причине щенок-альбинос отвергается своей матерью и не находится на грудном вскармливании, поэтому генетическая мутация не передается.

Что еще может вызвать у животных альбинизм или частичное отсутствие пигментации?

Альбинизм, будучи мутацией в генах, контролирующих процесс синтеза меланина (вторая группа генов), не должен влиять на другие органы. Дефекты в основном связаны с радужной оболочкой. Есть некоторый дискомфорт при воздействии прямого света (светобоязнь) и трудности с восприятием движения.

У депигментированных животных (лейцистические животные) ситуация более сложная. Лейцизм — это процесс, пораженный на ранних стадиях эмбрионального развития (первая группа генов), который влияет на развитие других частей тела.

Меланоциты происходят из тех же клеток эмбриона, которые дают начало центральной нервной системе, и поэтому мутации этого типа часто связаны с неврологическими дефектами. Это может начаться с изменения зрения и слуха, а постепенно повреждение может стать еще более серьезным, что приведет к гибели дородового помета.

Одним из эффектов, ответственных за изменения в генетической структуре, является загрязнение, в частности, веществ, содержащих ртуть и ПХД. «Фрагменты» этих молекул загрязняющих веществ проникают в ядра, вызывая генетические изменения, включая альбинизм.

Еще один элемент, который считается вредным в изменении генов, — это длительное воздействие радиоактивных веществ. В этом случае действие определенных загрязнителей, таких как цезий, вызывает немедленные и постоянные генетические изменения.

Повреждение от воздействия радиоактивного материала происходит в очень короткое время.Чем сильнее ядерный заряд, тем больше урон. Это хорошо видно на примере дельфинов, содержащихся в Музее китов Тайцзи в Японии. У этих животных есть ряд не вполне определенных черт. Классический альбинизм и связанные с ним лейцистические явления, скорее всего, вызваны действием радиоактивных веществ.

Leucism

Чарли Гриндстафф

Мы с мужем ехали к юго-востоку от Мэйперла утром 9 марта, когда он увидел в поле большую бело-красновато-коричневую птицу.Мы остановились, но даже с полевым проводником не могли понять, что это было. В поле были мертвые скунс и индюки. К сожалению, это не было бы в пределах хорошего диапазона камеры. Поэтому мы позвонили другу-птицу, который живет в Мэйперл. Они с мужем приехали и встретили нас. В бинокль она смогла идентифицировать это как лейцистического стервятника-индейки (Cathartes aura).

Лейцизм — очень необычное заболевание, при котором пигментные клетки животного или птицы не развиваются должным образом.У птиц лейцизм поражает только птичьи перья, это означает, что у них нет обычных классических цветов оперения, перечисленных в полевых справочниках. На них могут быть белые пятна там, где их не должно быть у птицы, или их общее оперение может выглядеть бледным или обесцвеченным.

Хотя это может оказаться сложной задачей для орнитологов, пытающихся определить вид по оперению, это может вызвать серьезные проблемы для птицы. Более светлое оперение может лишить птицу ее обычного защитного камуфляжа и сделать ее более уязвимой для хищников.Если цвета оперения играют важную роль в ритуалах ухаживания, птица с лейцизмом может не найти себе пару. Белые перья более эффективно отражают тепло, что может быть фатальным для птиц, которые полагаются на солнечные ванны и солнечное излучение для получения тепла.

Альбинизм — это другое заболевание, которое затрагивает все пигменты, и у птиц-альбиносов перья совсем не окрашены. Это также влияет на пигменты кожи и глаз. У альбиносов бледно-розовые глаза, ноги, ступни и бледный клюв. У птиц с лейцизмом обычно обычно окрашены глаза, ноги, ступни и клювы.

Держите глаза открытыми, вы можете увидеть что-то необычное.


Лейцистический пересмешник (Mimus polyglottos)
6/2012 К. Грицмейкер

Гриф индейки лейкистический
09.03.13 близ Мэйперла
C. Grindstaff

Считаете ли вы, что природа должна быть частью нашей повседневной жизни, а не просто местом, куда можно пойти по выходным? Приглашаем вас принять участие в нашей бесплатной, открытой для публики, ежемесячной программе в четвертый понедельник месяца в 19:00 в библиотеке Red Oak Library, 200 Lakeview Pkwy, Red Oak, TX.Хотели бы вы присоединиться к активному гражданскому корпусу знающих волонтеров, чтобы обеспечивать образование, разъяснительную работу и услуги, посвященные полезному управлению природными ресурсами и природными территориями в наших сообществах? ITMN проведет весеннюю тренировку во вторник вечером с 18 до 21. в Первой объединенной методистской церкви со 2 апреля по 28 мая. Для получения дополнительной информации об отделении индийских мастеров-натуралистов свяжитесь с Техасской службой поддержки AgriLife по телефону 972-825-5175 или посетите наш веб-сайт: http: // txmn. org / indiantrail /.

Альбинизм и лейцизм — FeederWatch

Голубь-альбинист от Марии Коркакас, Мидлтаун, Нью-Йорк

Альбинизм — это генетическая мутация, которая предотвращает выработку меланина (но не других пигментов). Некоторые цвета происходят из пигментов, отличных от меланина, таких как каротиноиды. Альбинизм относится только к отсутствию меланина; следовательно, птица может быть альбинисткой и при этом иметь цвет, хотя большинство считает истинным альбинизмом отсутствие всего пигмента.
Leucistic Dark-eyed Junco, Гэри Мюллер, Ролла, Миссури

Лейцизм относится к отклонению от нормы отложения пигмента в перьях. Существуют некоторые разногласия относительно того, является ли заболевание генетическим или вызвано пигментными клетками, которые были повреждены во время развития. Какой бы ни была причина, это состояние может привести к уменьшению количества пигментов всех типов, вызывая бледный или приглушенный цвет всей птицы. Или это заболевание может вызывать появление нерегулярных белых пятен, и птиц с этими белыми пятнами иногда называют «пегими» или «пегими».”

Птицы-альбинисты имеют розовые глаза, потому что без меланина в организме единственный цвет в глазах исходит от кровеносных сосудов за глазами. Птица может быть полностью белой и все еще иметь меланин в теле, как если бы у белой птицы темные глаза. В этом случае птица будет считаться лейцизной, потому что мутация относится только к отложению меланина в перьях, а не к отсутствию меланина в организме.
Пестрый северный кардинал Энн Пейдж, Брод-Ран, Вирджиния

Третий тип мутации, который приводит к появлению пестрых птиц — птиц с белыми пятнами, — некоторые называют частичным альбинизмом, а другими — лейцизмом.Белые пятна вызваны отсутствием пигмента на некоторых перьях.
Каролина синица с белыми перьями на хвосте, вероятно, от близкого общения с хищником. Скорее всего, во время очередной линьки перья будут заменены перьями обычного цвета. Фото Винсента Смита, Фениксвилл, Пенсильвания.

Чтобы еще больше запутать ситуацию, иногда птица теряет перья при близком столкновении с хищником. Когда это происходит, новые перья иногда вырастают в белый цвет, а затем возвращаются к нормальному цвету при следующей регулярной линьке.Такая белая окраска похожа на лейцизм, но это не так, и чаще всего встречается в хвосте, в результате чего птица, потерявшая хвостовые перья из-за хищника, имеет полностью белый хвост.

Leucistic Hawks в долине Кайахога

Вы когда-нибудь ходили в поход по CVNP и смотрели вверх и видели большую белую птицу, летящую над головой? Может быть, вы подумали, что это запутавшаяся полярная сова или белый голубь. Посмотрите еще раз: это мог быть ястреб с лейцизмом — редким заболеванием, вызывающим частичную потерю пигментации у животных.

В долине Кайахога обитает по крайней мере один лейцистический краснохвостый ястреб, хотя, вероятно, есть и другие птицы, страдающие лейцизмом. На этой неделе узнайте о ястребах-лейцистах и ​​других животных (и о том, чем они отличаются от альбиносов) и о том, как вы можете научиться распознавать этих странно выглядящих существ.

Лейцизм 101

Лейцистический краснохвостый ястреб парит в голубом небе над CVNP. (Фото: Рик МакМичан)

Животные с лейцизмом имеют состояние, вызывающее частичную потерю пигментации.Это означает, что их кожа, перья и волосы обычно белого, бледного или персикового цвета.

Обычно, вместо того, чтобы быть полностью белым, животное с лейцизмом может иметь неправильные белые пятна среди своей нормальной окраски. Этот частичный лейцизм известен как «пегий» эффект.

Лейцистический сизый голубь демонстрирует пример пегих перьев.

Лейцизм может быть вызван травмой, неправильным питанием или генетическим дисбалансом. Рисунок белого на пегих животных может сильно отличаться от поколения к поколению и даже у братьев и сестер от одних и тех же родителей.

Лейцизм встречается редко, но по мере роста популяции более вероятно, что лейцизм появится в сообществе. Например, краснохвостые ястребы — одни из самых распространенных хищников в Северной Америке, поэтому нет ничего необычного в том, чтобы увидеть лейцистического краснохвостого ястреба. Малиновки — еще одна часто встречающаяся лейцистическая птица.

Лейцизм против. Альбинизм

Обратите внимание на темные глаза этого лейцистического краснохвостого ястреба, в отличие от красных глаз животного-альбиноса. (Фото: Рик МакМичан)

Вы, наверное, слышали о животных-альбиносах и видели фотографии их поразительно белого цвета.Так в чем же разница между животным с лейцизмом и животным-альбиносом?

Альбиносы вообще не могут производить в своем теле особый пигмент, называемый меланином. Лейцизм, с другой стороны, препятствует нормальному отложению меланина и других пигментов на коже, мехе или перьях животных.

Самый простой способ отличить лейцизм от альбинизма — по глазам животного. Из-за отсутствия выработки меланина в некоторых частях глаза у альбиносов обычно красные глаза.Это жуткое явление на самом деле является результатом просвечивания нижележащих кровеносных сосудов. Напротив, у животных с лейцизмом обычно глаза нормального цвета.

Еще одна причуда: лейцизм обычно в большей степени поражает темные цвета. Это означает, что если у животного есть смесь светлого и темного окраса, как у краснокрылого дрозда или пестрого дятла, в нем может сохраняться странное сочетание белого и яркого цветов.

Определение лейцистических животных

Может быть сложно понять, на что вы смотрите, когда впервые замечаете лейцистическое животное, особенно птицу.Не забывайте искать другие подсказки, такие как форма тела, звонки, песни и среда обитания, чтобы идентифицировать этих существ.

Вы также можете следить за другими подсказками о окраске животного, например, о цвете его глаз и лап, а также о любых пятнах, которые все еще сохраняют какой-то цвет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *