Личность структура и сущность: Урок 3. Личность в психологии – Понятие личности, её сущность и структура — Мегаобучалка

Автор: | 23.08.2020

сущность, структура и типология. — КиберПедия

В социологии под личностью понимается устойчивая совокупность социально значимых черт и качеств, присущих человеку как общественному существу. Среди них выделяются, прежде всего, социальные роли, усваиваемые индивидом в процессе социализации, а также ценностные ориентации, на основе которых, формируется поведение личности.

Эти социально значимые свойства и качества индивида реализуются в процессе взаимодействия с обществом через конкретные социальные группы, институты, общности. Отсюда следует, что личность- это индивид, включенный в систему социальных связей и отношений. Сам же индивид- это конкретный человек, единичный представитель человеческого рода и рассматривается в качестве отправного момента формирования личности. Сущность личности проявляется через ряд общепризнанных исходных положений:

1)личность присуща каждому человеку;

2) личность есть то, что отличает человека от животных;

3) личность есть продукт исторического развития, т.е. возникает на определенной ступени эволюции человеческого существа;

4) личность есть индивидуальная характеристика человека, т.е. то, что отличает одного человека от другого.

 

Структура личности:

1)Существует концепция 3.Фрейда, по которой структура личности в социологии складывается из трех основных элементов — это Оно (Ид), Я (Эго), Сверх-Я (Супер-Эго). Оно представляет собой подсознательное, в котором, господствуют инстинкты. В нем выделяются две потребности: агрессия и либидо. Я – это элемент сознания, которое связано в бессознательным, поскольку «оно» периодически прорывается наружу. Сверх-Эго представляет собой внутреннего цензора, который включает совокупность моральных принципов и норм.

2) Структура личности по Рубинштейну С. Л. (выдающийся российский психолог и философ, член-корреспондент Академии наук СССР, один из создателей деятельностного подхода в психологии).

Рубинштейн понимал личность, как целостную структуру, в которой можно выделить различные группы черт, характеризующие определенные ее стороны. Эти черты, взаимодействуя друг с другом, создают единство личности. В структуре личности Рубинштейн выделял следующие основные компоненты: направленность личности, интересы и потребности, которые движут человеком; способности, темперамент и характер.

3) Современными российскими авторами структура личности в социологии видится как сочетание трех компонентов: памяти, культуры, деятельности. Память включает в себя оперативную информацию и знания, культура – ценности и социальные нормы, деятельности – реализацию потребностей, желаний, интересов человека.



 

Типология личности:

1)Впервые попытка создать классификационную систему личности была предпринята

Э. Шпрангеромв 1914 г. Исследователь разработал шесть «идеальных типов» личностина основе их мотивационной направленности.

а)теоретический тип – ориентированность на получение новых знаний;

б) экономический тип – основой поведения выступает прагматическая ориентация;

в) социальный – стремление к общению, направленность на социальное окружение;

г) эстетический – склонность к впечатлениям, переживаниям и самовыражению;

д) политический – стремление к господству и распределению социальных ролей, а также склонность к подчинению;

е) религиозный – ориентация на поиск высшего смысла жизни, общение с Богом.

При этом Э. Шпрангер указывает, что все эти типы не встречаются в чистом виде, а кроме того, существует множество вариаций проявления одного и того же типа.

2)Другой распространенной в социологии классификацией является разделение личностей на базисные и идеальные. Базисная личность – это личность, наиболее характерная для определенных социальных условий. Идеальный тип– это личность, наиболее отвечающая определенным социальным условиям.

3)Еще одной классификацией является типологическая система Э. Фрома. В основе его классификации лежит ориентация личности в отношениях с обществом. Так, в основе непродуктивной личности лежит непродуктивная ориентация, т. е. неспособность к самовыражению. В основе продуктивной личности лежит продуктивная ориентация – способность к изменению своего окружения, к самовыражению.Однако при этом сам исследователь отмечает, что личностей с одним типом ориентации не существует.Обычно в каждой личности сочетаются как продуктивная, так и непродуктивная ориентации. Вопрос лишь в том, какая из них доминирует.



4)Американский социолог Д. Рисмэнпредложил деление всех типов личности, исходя из их ориентации, на внутреннюю, внешнюю и «по-иному ориентированную». Внутренне ориентированная личность обладает способностью сохранять баланс между потребностями для достижения своих жизненных интересов и окружающей средой. Внешне ориентированная личность лишена такой возможности. Личность же «по-иному ориентированная» способна реагировать на изменения в окружающем обществе

Индивид и личность, сущность личности, её функции и структура — Мегаобучалка

КАТЕГОРИЯ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ

Для начала определимся с основными понятиями: человек, индивид, субъект, личность, индивидуальность.

Человексущество, воплощающее высшую ступень развития жизни на Земле, субъект общественно-исторической деятельности.

Индивид – (согласно А. Н. Леонтьеву) это человек как представитель определённого вида homo sapiens; единичное природное существо, живая особь как представитель своего вида, как носитель индивидуально своеобразных черт, как субъект своей жизнедеятельности. В понятии индивид выражаются, по крайней мере, два основных признака:

1) неделимость, или целостность субъекта;

2) наличие у него особенных – индивидуальных – свойств, отличающих его от других представителей того же вида. Человек (и животное) рождается индивидом. Он имеет свой генотип – обусловленные природой особенности.

Субъектиндивид как источник познания и преобразования действительности; носитель активности

. В некоторых случаях субъектом может выступать группа (например, нация, общество и т.п.).

Активность – всеобщая характеристика живых существ, выражающаяся в поддержании и преобразовании ими жизненно значимых связей с окружающим миром, т. е. во взаимодействии. Активность характеризуется обусловленностью производимых актов (действий) в большей степени внутренними состояниями субъекта непосредственно в момент действования, чем предшествующими внешними воздействиями. В этом смысле активность противостоит реактивности. У животных активность выступает в форме адаптивной жизнедеятельности, у человека – в форме деятельности.

Индивидуальность(от лат. individuum – неделимое, особь) – неповторимость, уникальность свойств человека.

Личность – особое системное психическое новообразование индивида, порождаемое процессом жизни человека в обществе и проявляющееся в самодетерминации и саморегуляции активности на основе иерархии мотивов и самосознания.

Итак, каждый из нас является человеком, индивидом, имеющим те или иные индивидуальные свойства (особенности телосложения, внешности, темперамента, характера), субъектом собственной жизнедеятельности. Но каждый ли является личностью? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к анализу основных критериев сформированности личности, которые предложил А.Н. Леонтьев:



1. Наличие иерархии мотивов – способность человека подчинять одни мотивы другим: личные мотивы социально значимым (но человек не всегда может осознать, понять, почему он поступил тем или иным образом, почему подчинился нравственному мотиву – «стихийная нравственность»).

2. Поэтому второй критерий – это способность человека осознать собственные побуждения – мотивы и уже на этой основе сознательно руководить ими. Это возможно благодаря такой инстанции личности как

самосознание.

Зная «критерии» сформированной личности, зададимся следующим вопросом: «А когда, собственно говоря, личность появляется? На каком этапе жизни человека?»

А.Н. Леонтьев говорил о том, что «личностью не рождаются (не родятся), личностью становятся». И знаете, что ученый выделял два периода или рождения личности: дошкольный возраст и подростковый возраст. Как же это происходит (т. е. выделим механизмы формирования и развития личности человека).

Механизмы формирования личности

Как известно, человек развивается путем присвоения культурно-исторического опыта. Если мы говорим о личности, то таким опытом становятся ценности, идеалы, нормы, принятые в том или ином обществе («Что такое хорошо, что такое плохо»). Данный опыт является как бы той системой координат, с которой соотносит себя человек и в соответствии с которой регулирует свое поведение.

Но это такое присвоение отличается от того, как ребенок присваивает те или иные способы действий, знания, умения или навыки. Ведь знать, «что такое хорошо, а что такое плохо» – еще не означает вести себя соответствующим образом. Нравственные мотивы, переданные ребенку другими людьми, сперва выступают лишь как знаемые мотивы, но не реально действующие. Для того чтобы они стали реальными побудителями активности ребенка и заняли ведущее место в его иерархии мотивов, необходимы специальные условия. Обычно это происходит путем воспитания у ребенка соответствующих мотивов. И здесь действует ряд механизмом, до определенного периода имеющих стихийный характер.

1. Механизм сдвига мотива на цель. С самого раннего детства ребенка окружают множеством норм, ограничений, правил поведения («Нельзя есть руками», «Нужно здороваться», «Не обижай маленьких» и т.д.). В результате ребенок усваивает данные нормы и в целом старается себя вести в соответствии с ними. Но является ли это обычной дрессурой ребенка? Или у него происходят некие внутренние изменения и должны ли мы говорить о таких изменениях как о личностных изменениях?

У ребенка происходят и внутренние изменения в его мотивах – нравственные мотивы становятся реально действующими. Иначе бы дети в экспериментах с «горькой конфетой» не плакали бы и не отказывались от конфеты. Кроме того, часто ребенок начинает получать удовольствие от соблюдения норм и правил поведения.

Теперь разберем, как это происходит. Представим ребенка, который очень хочет общаться с мамой и иметь с ней добрые, ласковые отношения. Но мама требует от него, чтобы он вел себя «прилично», соблюдал те или иные правила поведения. Важно при этом, чтобы мама доброжелательно выдвигала свои требования к ребенку. И вот ребенок ради общения с мамой (

мотив), например, перестает драться с братиком или сестрой (цель). Постепенно, благодаря позитивному общению с мамой, которое в какой-то мере служит и подкреплением правильного действия ребенка, желание не драться (цель) становится самостоятельным мотивом – то есть цель стала мотивом. Очень важно, чтобы именно положительные отношения складывались между ребенком и его родителем, иначе этот механизм не будет работать.

Механизм сдвига мотива на цель является одним из механизмов, как вы уже поняли, образования новых мотивов и «работает» на протяжении всей жизни человека (пример с учебой, чтением книги, выполнением какой-то работы).

2. Механизм идентификации. Взрослые не только целенаправленно передают ребенку те или иные нормы, ценности, правила поведения. Многое из этого ребенок усваивает сам, подражая взрослым. Сперва ребенок идентифицируется со своими родителями, затем с другими значимыми взрослыми и сверстниками. Идентификация может быть и с каким-то героем – историческим, литературным, киногероем. На протяжении всего развития ребенок, подросток, юноша имеют некий образец, идеал для подражания. Образцы для подражания могут меняться, некоторые из них обесцениваются.

3. Механизм принятия и освоения социальный ролей. Каждый из нас выполняет самые разные социальные роли – мужчины или женщины, сына или дочери, студента, члена спортивной команды или какого-то клуба и т.д. Многие из этих ролей мы присвоили еще в детстве. В ходе такого освоения и выполнения ролей происходит формирование новых мотивов, их соподчинение, меняются наши взгляды, ценности, приоритеты => именно поэтому данный механизм и называется механизмом формирования личности.

Роль, которую мы выполняем, способствует возникновению у нас новых мотивов. Далее, выполняя ту или иную роль, нам приходится определенным образом соподчинять собственные мотивы – врач или военный, рискуя жизнью, оказывает помощь в зоне боевых действий, учитель тратит время на то, чтобы подготовить интересный материал для учеников, вместо того, чтобы заняться каким-то другим делом или хобби.

Таким образом, мы видим, что только в реальном взаимодействии с другими людьми человек приобретает свою личность. В этом смысле Маугли, например, нельзя назвать личностью. С другой стороны личность нужна человеку, живущему в обществе, так она связана с социальными мотивами, нравственными, направленностью на других людей, а не только на самого себя. Человеку, живущему на необитаемом острове в полном одиночестве и в изоляции от других людей, получается, что личность не нужна. Ему достаточно быть индивидом.

Структура личности

Разные авторы по-разному представляют себе структуру личности. Зарубежные (преимущественно американские) психологи рассматривают ее как набор неких черт личности, куда входят особенности поведения, характера, темперамента и т.д. Эти черты определенным образом группируют между собой и получают некий тип личности. Другие авторы включают в структуру личности способности, темперамент, характер.

В современной отечественной психологии принято следующее понимание структуры личности (хотя оно описано далеко не во всех учебниках по психологии):

1. Мотивационно-потребностная сфера.

2. Эмоционально-волевая сфера.

3. Сфера самосознания.

Потребностно-мотивационная сфера включает в себя систему мотивационных образований личности – потребности, мотивы, интересы, ценности, идеалы. Данный комплекс мотивационных образований составляет направленность личности. Если говорить именно о мотивах и потребностях в контексте личности (а не индивида, так как индивид тоже обладает потребностями и мотивами), то здесь необходимо выделить в первую очередь иерархичность мотивов и наличие нравственных и социальных мотивов, как реальных побудителей активности человека.

Эмоционально-волевая сфера включает в себя эмоциональные и волевые процессы и осуществляет регуляцию мотивов. Волевые усилия всегда необходимы там, где личность пытается урегулировать свою систему мотивов, особенно в ситуации «конфликта мотивов».

Самосознание (Я-концепция) – относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений человека о самом себе. Для того, чтобы личность смогла регулировать свои мотивы, их необходимо осознать и оценить степень их значимости, «весомости». Это возможно благодаря самосознанию – обращению сознания на самого себя. Ядро самосознания – «Образ Я» и система самооценок.

Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

Структура потребностей по А. Маслоу

Следовательно, личность – это приобретенное только в отношениях с другими людьми психическое образование. Это отличает личность от индивида. Не каждый индивид становится личностью. А если становится, то только благодаря включенности в межличностные отношения с другими значимыми для него людьми. Можно говорить о личности тогда, когда человек способен осознать свои мотивы и осознанно управлять ими. Благодаря этой регуляции личность способна подчинить лично значимые, эгоистические мотивы общественно-значимым, нравственным, социальным. В этом смысле личность свободна – она сама выбирает, как ей поступить в той или иной ситуации, какой мотив сделать ведущим и подчинить ему все другие мотивы. Основная функция личности – самодетерминация – способность быть источником и причиной собственных поступков и нести за них ответственность. Личность характеризуется устойчивостью и направленностью за счет определенной системы побудителей.

К индивидуально-психологическим свойствам личности принято относить темперамент и характер.

Человек, его структура и сущность. — Студопедия.Нет

Человек – это тайна. В современном мире выделяют различные критерии, отличающие речь человека от животного (нравственность, религиозность, речь, сознание), но ни один из не может быть достоверным. Возникает вопрос о структуре человека. Выделяют три элемента: биологический, социальный и психологический. В зависимости от доминирования того или иного элемента возникли различные антропологические концепции (о сущности человека):

1) Философская антропология К. Маркса. Современный человек, живущий на Земле в течение последних пятидесяти тысяч лет, по мнению Маркса, обладал двумя элементами – биологическим и социальным. Антропосоциогенез представляет собой длительный период становления человека и общества. Человек – общественное существо, поэтому всякое проявление его жизни представляет собой утверждение общественной жизни. Важную роль в объяснении смысла антропосоциогенеза играет трудовая теория Ф. Энгельса, которая утверждает определяющее значение труда в формировании общежития людей, членораздельной речи человека и зачатков рационального мышления. Человек реализуется в общественной действительности и в совокупности общественных отношений. Вместе с тем, по теории Маркса, человек является единством социального и биологического. Как социальный вид, человек вынужден считаться с моральными принципами человеческого общества, иначе он становится изгоем.

2) Теория психоанализа З. Фрейда. Согласно ей, сущность человека проявляется в психологических элементах. Человек – существо сознательное, но его психика помимо сознания содержит и бессознательное, которое не контролируется. Именно бессознательное («оно») определяет поведение человека, его желания. Сознание постоянно борется с бессознательным. Если оно вступает в область предсознания («сверх-я»), то человек подчиняется моральным запретам, если нет, то в человеке доминируют животные инстинкты. Фрейд преувеличивал значение сексуальных инстинктов, игравших, по его мнению, определяющую роль в жизни человека. В частности, оно утверждал, что человек может управлять своим либидо (сексуальным влечением) с помощью сублимации, т.е. преобразованием сексуальных инстинктов в творческую деятельность (сублимация). На его взгляд, сущность человека заключалась лишь в психосоматической природе человека.

3) Экзистенциализм Ж. Сартра. Сартр исходил из того, что у человека отсутствует природа как таковая. Человек сам создает свою сущность, а следовательно, творит самого себя. Он решает такие основополагающие вопросы как вина и ответственность, решение и выбор, отношение человека к своему признанию, свободе, смерти. Но без Бога человек теряет основные жизненные принципы. Поэтому человек ответственен за себя и сам творит свою систему ценностей. Однако, неясно, из чего же человек создает самого себя? На этот вопрос пока нет философского ответа.

 

Проблема происхождения и развития человека.

Предыстория человечества до сих пор остается загадкой. И дело здесь не просто в недостатке фактов, а в новых открытиях, которые колеблют старые теории. Более или менее достоверным можно считать лишь общие тенденции в ряде гипотез о происхождении человека. К вопросу о происхождении человека антропологи и философы подходят с различных позиций. Антропологи озабочены поисками «недостающего звена» в биологической эволюции от обезьяноподобного предка человека к человеку разумному. Философы стремятся выявить и обрисовать сам «прорыв постепенности» – революционный скачок, который имел место в процессе человеческого становления. Давно признано, что превращение животных (гоминидов), в людей не могло быть никаким мгновенным, однократным событием. С неизбежностью должен был существовать длительный период становления человека (антропогенез) и становления общества (социогенез). Как показывают современные исследования, они представляют собой две неразрывно связанные стороны единого по своей природе процесса – антропосоциогенеза, длившегося в течение 3,-3,5 млн. лет.

Антропогенез – процесс происхождения и развития человека. Он включает в себя два аспекта: филогенез (историческое развитие) и онтогенез (личностное развитие). Существуют три основных подхода в вопросе происхождения человека: религиозное, инопланетное и земное происхождение.

Современная наука признает земное происхождение человека. Выдвигаются две концепции. Моногенетическая предполагает, что человек появился в Африке и оттуда разошелся по Земле. Полигенетическая делает ставку на одновременное происхождение человека из разных мест (Африка, Азия, Америка) и других мест (Лемурия, Атлантида). Существовало три волны миграции: 1 млн 500 тыс., 200 тыс. и 120-130-тыс. лет назад. Ученые предполагают, что человек произошел отгоминид (древних человекообразных обезьян – предков первобытных людей и современных обезьян).

В XIX в. Дарвин, Гексли и Геккель выдвинули трудовую теорию происхождения человека. Она предполагает, что человека создал труд. Около 3-3,5 млн. лет назад австралопитеки (наиболее древние предки человека) перешли к наземному образу существования, всеядному питанию и употреблению естественных предметов в качестве орудий для совместной охоты и обороны. Это привлекло к появлению систематического изготовления грубых каменных, костяных и деревянных орудий, а следовательно, зачатков общественного производства, первобытных стад ранних сформировавшихся людей (питекантропов и синантропов), которые сообща охотились на животных, умели пользоваться огнем. Их потомки – палеоантропы, или неандертальцы, изготавливали уже более сложные по форме и назначению орудия, создавали первые искусственные сооружения. Возникшее общественное производство обусловило появление сознания и речи, сформировало тело человека. Процесс антропосоциогенеза продолжался сотни тысяч лет и завершился превращением первобытного стада в первобытное общество, а неандертальца – в современного человека (35-70 тыс. лет назад).

Чем же тогда генезис человека отличается от развития современных животных? По всей вероятности, произошел сдвиг с генетических форм наследования на социальные, то есть опредмечивание было опосредовано системой общественных отношений. Если в первобытном стаде господствовали биологические законы, то при переходе к человеку биологическое оттесняется социальным на второй план.

Нравственно-психологическое развитие человека происходило лишь в обществе. Сначала началось регулирование брачных отношений. Первобытное стадо основывалось на эндогамии (внутренней брачной связи), а первобытная община – на агамии (исключение близкородственный брачных контактов) и экзогамии (внешние брачные связи). Она предписывает своим членам искать брачных партнеров в других общинах. Поводом к установлению агамии, по мнению антропологов-генетиков, послужили мутации, имевшие место на ранней стадии антропогенеза и вызванных, вероятно, усилением радиоционного воздействия.

Возникает отвращение к инцесту (кровосмесительству). Оно возникает в связи с тем, что в стаде велась острейшая борьба конкуренции среди самцов. Чтобы положить конец убийственной борьбе, были наложены запреты на половые связи внутри своей группы.

Решающую роль в закреплении экзогамии сыграли тотемические культы. Племя поклонялось одному тотему, который мыслился как мифический прародитель группы. Считалось, что все члены группы «едины во плоти» с почитаемым тотемом и что плоть эту нельзя ни поедать, ни делать объектом полового обладания.

Женская особь своей группы считалась табу. Таким образом, в каждом районе человеческого обитания тотемы объединились в сложную систему, в соответствии с которой строились межобщинные брачные отношения. Позднее тотем перешел в миф. Возникли и другие нравственно-социальные запреты: запрет на убийство соплеменника, кровосмесительство, а также требования поддержания жизни любого из соплеменников, брачной верности, идеал целомудрия. Происходил переход от особи к личности.

 

Сознание, язык, общение.

Сознание – это единство психических процессов: чувственных, мыслительных, эмоциональных, волевых, мнемонических, а также процессов воображения, интуиции, воспоминаний. Самосознание имеет формы: самочувствие, самооценка, самоконтроль. Язык служит средством общения и является орудием мышления.

Сознание – это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающая в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.

Будучи адекватным осмыслением реальности, сознание реализуется в виде различного рода практической и теоретической деятельности. Эта реализация предполагает формулирование замысла, цели или идеи. Идея – это не только знание того, что есть, но и планирование того, что должно быть. Идея – это понятие, ориентированное на практическую реализацию.

Творческая деятельность сознания тесно связана с практической деятельностью человека и с потребностями, возникающими под воздействием окружающего мира. Потребности, отражаясь в голове человека, приобретают характер цели. Цель – это идеализированная и нашедшая свой предмет потребность человека, такой субъективный образ предмета деятельности, в идеальной форме которого предвосхищается результат этой деятельности. Цели формируются на основе всего совокупного опыта человечества и поднимаются до высших форм своего проявления в виде социальных, этических и эстетических идеалов. Способность к целеполаганию – специфически человеческая способность, составляющая кардинальную характеристику сознания. Сознание стало бы не нужной роскошью, если бы оно было бы лишено целеполагания, т.е. способности мысленного преобразования в соответствие с потребностями. Таким образом, взаимоотношения целенаправленной деятельности человека и природы не сводятся к простому совпадению. В основе целеполагающей деятельности человека лежит неудовлетворенность миром и потребность изменить его, придать ему формы, необходимые человеку, обществу. Следовательно, и цели человека порождены общественной практикой, объективным миром и предполагают его.

Развитие сознания предполагает, прежде всего, обогащение его новыми знаниям об окружающем мире и самом человеке. Познание, осознание вещей имеет различные уровни, глубину проникновения в объект и степень ясности понимания. Отсюда обыденное, научное, философское, эстетическое и религиозное осознание мира, а также чувственный и рациональный уровни сознания. Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление образует ядро сознания. Однако они не исчерпывают его структурной полноты: оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонент. Именно благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов находится в фокусе сознания.

Истинное познание человеком мира содержит в себе и образное отражение, и чувства.

Сознание не ограничивается познавательными процессами, направленностью на объект (внимание), эмоциональной сферой. Наши намерения претворяются в дело благодаря усилиям воли. Однако сознание – это не сумма множества составляющих его элементов, а их интегральное, сложно-структурированное целое.

В основе всех психических процессов лежит память – способность мозга запечатлевать, сохранять и воспроизводить информацию.

Движущей силой поведения и сознания людей является потребность – состояния неустойчивости организма как системы, его нужды в чем-то. Такое состояние вызывает влечение, поисковую активность, волевое усилие. Когда потребность находит свой предмет, то влечение переходит в желание.

Для регуляции поведения у животных нет никаких оснований, кроме биологической потребности. У человека возникают социально обусловленные потребности и запросы к жизни и совершенно новые идеальные побудительные силы – жажда познания истины, чувство прекрасного, моральное наслаждение, стремление совершить подвиг во имя блага народа, человечества и др. Причина поступков лежит в потребностях людей. Цель есть отраженная в сознании потребность. Но потребность – это не конечная, а производная причина человеческих поступков. В возникновении потребностей, стремлений и желаний определяющую роль играет внешний мир. Он обуславливает поведение людей не только непосредственно, но и опосредованно – через сложную сеть прошлых поступков, мыслей, чувств, и не только своих, но и других людей.

Человеческие чувства – это факт сознания, отражение мира и выражение отношения человека к удовлетворению или неудовлетворению его потребностей, интересов, соответствия или несоответствия чего-либо его представлениям и понятиям. Ничто в нашем сознании не совершается вне эмоциональной окраски, имеющей громадный жизненный смысл.

«Язык – это система знаков, с помощью которых люди общаются (коммуникативная функция языка), осуществляется познание мира и самосознание (номинативная и познавательная функция), хранят и передают информацию (информативная функция), управляют поведением друг друга (прагматическая функция). Сознание и язык неразрывно связаны. Посредством языка мысли, эмоции отдельных людей превращается из их личного достояния в общественное, в духовное богатство всего общества. Благодаря языку человек воспринимает мир не только своими органами чувств и думает не только своим мозгом, а органами чувств и мозгом всех людей, опыт которых он воспринял с помощью языка. Храня в себе духовные ценности, будучи материальной формой конденсации и хранения идеальных моментов человеческого сознания, язык выполняет роль механизма социальной наследственности.

Обмен мыслями, переживаниями при помощи языка складывается из двух теснейшим образом связанных между собой процессов: выражения мыслей (и всего богатства духовного мира человека) говорящим или пишущим и восприятия, понимания этих мыслей, чувств слушающим или читающим. (Необходимо иметь в виду и индивидуальные особенности общающихся с помощью слова: читающие одно и то же вычитывают разное).

Близость мышления и языка, их тесное родство приводит к тому, что свое адекватное (или наиболее приближенное к таковому) выражение мысль получает именно в языке. Ясная по своему содержанию и стройная по форме мысль выражает в доходчивой и последовательной речи.

Сознание и язык образуют единство: в своем существовании они предполагают друг друга, как внутреннее, логически оформленное идеальное содержание предполагает свою внешнюю материальную форму. Язык есть непосредственное деятельность мысли, сознания. Он участвует в процессе мыслительной деятельности как ее чувственная основа или орудие. Сознание не только выявляет, но и формируется с помощью языка. Наши мысли строятся в соответствии с нашим языком и должны ему соответствовать. Справедливо и обратное: мы организуем нашу речь в соответствии с логикой нашей мысли. Связь между сознанием и языком не механическая, а органическая. Их нельзя отделить друг от друга, не разрушая того и другого.

Посредством языка происходит переход от восприятий и представлений к понятиям, протекает процесс оперирования понятиями. В речи человек фиксирует свои мысли, чувства и благодаря этому имеет возможность подвергать их анализу как вне его лежащий идеальный объект. Но единство – это не тождество: сознание отражает действительность, а язык обозначает ее и выражает в мысли. Речь – это не мышление, иначе, как заметил Л. Фейербах, величайшие болтуны должны были бы быть великими мыслителями.

Язык и сознание образуют противоречивое единство. Язык влияет на сознание: его исторически сложившиеся нормы, специфичные у каждого народа, в одном и том же объекте оттеняют различные признаки. Например, стиль мышления в немецкой философской культуре иной, чем, скажем, во французской, что в известной мере зависит от особенностей национальных языков этих народов. Однако зависимость мышления от языка не является абсолютной, как считают некоторые лингвисты: мышление детерминируется главным образом своими связями с действительностью, язык же может лишь частично модифицировать форму и стиль мышления».

 

Смысл человеческого бытия.

Смысл человеческого бытия отражается в передаче информации через потомство, через результаты творчества.

Философская антропология не может обойти стороной вопрос о смысле и цели жизни. Дать логически обоснованный ответ об абсолютном и высшем смысле жизни человека невозможно. Дать абсолютный ответ — значит исчерпать саму жизнь, которая беспредельна в своем существовании и не исчерпывается рациональным объяснением. Думается, однако, что к решению вопроса о смысле и цели жизни не следует подходить абсолютно отрицательно. Применительно к жизни отдельной личности он имеет реальный смысл и значение. Более того, если бы каждый не отвечал для себя как-то на этот вопрос, то само существование человека было бы действительно бессмысленным со всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями. Достоевский по этому поводу очень хорошо сказал, что без твердого представления себе, для чего ему жить, человек «не согласится жить и скорей истребит себя, чем останется на земле, хотя бы кругом его все были хлебы».

Имея ввиду этот реальный, а не абсолютный смысл жизни, мы полагаем, что в общем плане можно сказать: смысл жизни состоит в развитии человека как самоцели, его всестороннем совершенствовании. Как писал Кант, существование человека «имеет в себе самом высшую цель, которой, насколько это в его силах, он может подчинить всю природу». Определить личностный смысл жизни — это значит осмыслить жизнь во всей ее сути и в большом плане; это значит объяснить, что в ней подлинное, а что — мнимое; это, наконец, определить не только основные задачи и цели жизни, но и реальные средства их осуществления. По мнению С. Л. Рубинштейна, все это бесконечно превосходит всякую ученость и связано с драгоценным и редким свойством — мудростью.

Близка к ней, но более человечна, в традициях русской философии, мысль Ф. М. Достоевского: надо не просто «сначала жить», а прежде всего надо «жизнь полюбить», причем «полюбить больше, чем смысл ее»; как говорит Алеша Карамазов, полюбить жизнь «прежде логики, и только тогда я и смысл пойму». Добавим, что сердцевиной этой любви к жизни является любовь к людям, положенная в основу всех дел, мыслей, чувств и поступков личности.

Ко всему сказанному следует добавить, что поскольку человек в своей сути существо общественное, поэтому и смысл его жизни может быть найден только на пути сопряжения интересов и целей общества и личности. Общность индивида и рода, личности и социума дает основание оптимистически смотреть на бытие человека в мире и смысл его жизни. Трагизм индивидуальной смерти преодолевается тем, что человек и после смерти остается в результатах своей деятельности, своего творчества в благородной памяти потомков. Смысл жизни – это выбор каждого человека. Это самостоятельный выбор тех ценностей, которые (по Э. Фромму) ориентируют человека не на то, чтобы иметь (установка на обладание), а на то, чтобы быть (установка на использование всех человеческих потенций). Смысл жизни человека в самореализации личности. Смысл жизни зависит не только от исторических условий бытия человека, но и от его возрастных особенностей: в юности одни цели, в зрелом возрасте – другие.

Существует несколько подходов к проблеме смысла жизни:

· Гедонизм: жить – значит наслаждаться.

· Аскетизм: жизнь – это отречение от мира, умерщвление плоти ради искупления грехов.

· Утилитаризм: жить — значит из всего извлекать пользу.

· Эвдемонизм: жизнь – стремление к счастью как подлинному назначению человека.

· Этика долга: жизнь – это самопожертвование, альтруизм во имя служения идеалу.

· Прагматизм: Цель жизни оправдывает любые средства ее достижения.

Существует несколько вопросов современности, связанных со смыслом жизни: генная инженерия, аборт, эйтаназия. Наука, которая занимается изучением этих вопросов, называется биоэтика.

Танатология

В жизни каждого нормального человека рано или поздно наступит момент, когда он задастся вопросом о конечности своего индивидуального существования. Человек единственное существо, которое осознает свою смертность. Первой реакцией, следующей за осознанием своей смертности, может быть чувство безнадежности и растерянности. Преодолевая это чувство человек, существует отягощенный знанием о грядущей смерти, которое становится основополагающим в последующем духовном развитии человека. Наличием такого знания в духовном опыте человека и объясняется острота, с которой перед ним встает вопрос о смысле и цели жизни. В связи с этим на страницах философской литературы часто фигурируют вопросы: имеет ли жизнь человека какой либо смысл и ценность? Стоит ли жизнь того чтобы жить? При положительном ответе бытую следующие точки зрения: смысл жизни – в согласии с собственной природой и удовлетворении потребностей, в получении наслаждения и радости, в развитии творческих способностей и труде на благо общества. И, наконец, можно встретить взгляд, согласно которому смысл жизни – в самом существовании. Это многообразие взглядов свидетельствует о том, на сколько противоречивы оценки цели жизни.

Человек всегда стремился к бессмертию. И он действительно, может остаться в памяти человечества. Существует несколько концепций бессмертия:

· Бессмертие в потомках путем передачи генного аппарата родителей детям

· Бессмертие через человеческие дела, духовные плоды.

· Сохранение тела умершего (мумификация или криогенизация)

· Вхождение частиц распавшегося тела в кругооборот вещей, энергии и информации во Вселенной.

· Изменение состояния сознания вследствие применения систем психотренинга и медитации, уводящей человека в Вечность.

 

Личность. Типы личности

Личность – человеческая индивидуальность в аспекте ее социальных качеств. Природную основу личности составляют е биологические особенности, определяющими же факторами являются качества социально значимого – взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения, которые в совокупности составляют мировоззрение личности. Оно определяет направленность и особенности социально-значимых поступков и решений. Огромное значение в формировании мировоззрения играет социализация, в результате которой человек учится выполнять социальные роли – ребенка, студента, директора. Все они имеют культурный аспект и значительно зависят от стереотипа мышления. В результате личностью становится каждый человек в процессе развития своей индивидуальности. Связь личности и общества реализуется через существование и развитие социальных институтов различного уровня: семья, образование, армия, государство. Только через коллектив человек входит в общество. В обществе всегда есть понятие нормы определенного личностного поведения. Социум стремится к унификации личностного самоопределения, а личность – к раскрытию собственной индивидуальности.

Типология личности зависит от основания:

1) В структуре личности выделяют физическое, социальное и биологическое «Я». Физическая личность – это тело, или телесная организация человека, самый устойчивый компонент личности. К ней относят одежду, домашний очаг. Социальная личность складывается в общении людей. По сути она представляет собой систему социальных ролей человека в разных формах самоутверждения. Духовная личность составляет невидимый стержень внутреннего состояния человека. Она является квинтенссенцией личностного развития. Все эти типы личности образуют сложную структуру, и на разных этапах жизни доминируют.

2) Существует социальная типология личностей: деятели, мыслители, люди чувств и эмоций, гуманисты и подвижники. Первые проявляют активное участие в изменении окружающего мира. Второй тип возникает для тогою, чтобы размышлять. Третьи – это деятели культуры, они делают гениальные научные прогнозы и прорицания. Четвертые – это люди, сделавшие делом своей жизни милосердие.

3) Психологическая основа личности – отношение к миру. Интравертная и экстравертная. Интравертная личность замыкается в себе, мало общается и практически не взаимодействует с внешним миром. Энергию черпает из внутренних источников. Экстраверты, наоборот, очень активные, общительные, деятельные. Без источника из внешнего мира они как личности могут разрушиться.

Социальная сущность личности и ее структура (стр. 1 из 4)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

ИНСТИТУТ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ

КОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

По дисциплине: «Социология» по теме:

«СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ СТРУКТУРА»

Выполнила: студентка Максимова М.И.

УП 3 – 1 – 99/2

МОСКВА 2000

СОДЕРЖАНИЕ.

ВВЕДЕНИЕ.

В повседневном и научном языке очень часто встречаются термины: «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Чаще всего эти слова употребляются как синонимы, но если подходить строго к определению данных понятий, то можно обнаружить существенные смысловые оттенки. Человек – понятие самое общее, родовое. Индивид понимается как отдельный, конкретный человек, как единичный представитель человеческого рода и его «первокирпичик» (от лат. individ неделимый, конечный). Индивидуальность можно определить как совокупность черт, отличающих одного индивида от другого, причем различия проводятся на самых разных уровнях – биохимическом, нейрофизиологическом, психологическом, социальном и др. Понятие личность вводится для выделения, подчеркивания неприродной («надприродной», социальной) сущности человека и индивида, т.е. акцент делается на социальном начале.

В социологии личность определяется как: 1) системное качество индивида, определяемое его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении; 2) субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

В момент рождения ребенок еще не является личностью. Он всего лишь индивид. Индивидом называется человек как представитель вида, продукт филогенетического и онтогенетического развития. Чтобы сделаться личностью, человек должен пройти определенный путь развития. Непременным условием этого развития являются: 1) биологические, генетические заданные предпосылки; 2) наличие социальной среды, мира человеческой культуры, с которым ребенок взаимодействует. Ребенок, не взаимодействующий с социальной средой, еще не человек в собственном смысле слова.

Каждая личность обладает совокупностью внутренних качеств, свойств, которые составляют ее структуру.

Подойти к задаче характеристики личности можно двояким способом:

— с точки зрения ее структуры;

— с точки зрения ее взаимодействия с окружающими, общения с другими людьми.

1. СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ.

Иерархическая структура личности (по К.К. Платонову):

В данной схеме особенности личности сгруппированы в иерархически расположенные подструктуры по степени влияния на их формирование биологических (генетических) и социальных (приобретенных в культуре) качеств.

Многомерная, сложноорганизованная природа человека, широта и многообразие его социальных связей и отношений определяют множество теоретических подходов и позиций в понимании этого феномена, множество различных моделей, образов человека в современной социологии.

2. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ.

Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе.

Термин «социализация» соответствует концепции, согласно которой человек (ребенок) изначально асоциален или его социальность сводится к потребности в общении. В этом случае социальность – процесс превращения изначально асоциального субъекта в социальную личность, владеющую принятыми в обществе моделями поведения, воспринявшую социальные нормы и роли. Считается, что такой взгляд на развитие социальности характерен, прежде всего, для психоанализа.

Понимание процесса усвоения социальных норм, умений стереотипов, формирования социальных установок и убеждений, обучения принятым в обществе нормам поведения и общения, вариантам жизненного стиля, вхождения в группы и взаимодействия с их членами как социализация имеет смысл, если изначально индивид понимается как несоциальное существо, и его несоциальность должна в процессе воспитания в обществе не без сопротивления преодолеваться. В иных случаях термин «социализация» применительно к социальному развитию личности избыточен. Понятие «социализация» не подменяет и не заменяет собой известных в педагогике и в педагогической психологии понятий обучения и воспитания.

2.1. Стадии социализации.

Выделяют следующие стадии социализации:

1. Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).

2. Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения «мир и я» характеризуется как промежуточная социализация, так как все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка.

Юношеский возраст (18-25) характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности.

3. Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться» в общество). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы:

· сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом;

· изменение себя, «стать как все»;

· конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.

4. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через сою деятельность.

5. Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

2.2. Различия между социализацией взрослых и детей.

Процесс социализации никогда не кончается. Наиболее интенсивно социализация осуществляется в детстве и юности, но развитие личности продолжается и в среднем и пожилом возрасте. Д-р Орвиль Г.Брим (1966) утверждал, что существуют следующие различия между социализацией детей и взрослых.

1. Социализация взрослых выражается главным образом в изменении их внешнего поведения, в то время как детская социализация корректирует базовые ценностные ориентации.

2. Взрослые могут оценивать нормы; дети способны только усваивать их.

3. Социализация взрослых часто предполагает понимание того, что между черным и белым существует множество «оттенков серого цвета».

Социализация в детстве строится на полном повиновении взрослым в выполнении определенных правил. А взрослые вынуждены приспосабливаться к требованиям различных ролей на работе, дома. На общественных мероприятиях и т.д. Они вынуждены устанавливать приоритеты в сложных условиях, требующих использования таких категорий, как «более хорошо» или «менее плохо». Взрослые не всегда соглашаются с родителями; детям же не дано обсуждать действия отца или матери.

4. Социализация взрослых направлена на то, чтобы помочь человеку овладеть определенными навыками; социализация детей формирует главным образом мотивацию их поведения.

2.3. Ресоциализация.

Принцип, согласно которому развитие личности в течение всей жизни идет по восходящей и строится на основе закрепления пройденного, является непреложным. Но свойства личности, сформировавшиеся ранее, не являются незыблемыми. Ресоциализацией называется усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших. Ресоциализация охватывает многие виды деятельности – от занятий по исправлению навыков чтения до профессиональной переподготовки рабочих. Психотерапия также является одной из форм ресоциализации. Под ее воздействием люди пытаются разобраться в своих конфликтах и изменить свое поведение на основе этого понимания.

Сущность и личность человека. Психология типов тела. Развитие новых возможностей. Практический подход

Сущность и личность человека

Каждый человек рождается с определенным типом тела, то есть с определенным телосложением, наследственностью, характером и природными склонностями. Все это – часть его сущности, которая останется с ним до конца его дней. Сущность является основой неповторимости человека. Ее роль состоит в накоплении сознательного опыта, который необходим для качественного роста Души. В идеале телесная жизнь человека дается его Душе, чтобы та смогла обрести осознанность и развить в себе новые качества.

Сущность человека не так легко наблюдать, особенно в самом начале работы над собой, если такая работа вообще происходит. Эта сложность связана с тем, что примерно к семи годам у любого человека поверх сущности формируется искусственное защитное образование – личность. Она является «психологической кожей» сущности и скрывает ее истинный вид.

Таким образом, у человека есть сущность и личность, и проявления их так переплетены, что это затрудняет различение между ними для неопытного глаза. Сущность – это то, с чем человек рождается, она является основой его физического и умственного строения, или его типа. Например, один человек по природе хороший механик, а другой – плохой; один общителен, а другой молчалив; у одного музыкальный слух, а у другого нет; у одного человека есть способности к языкам, а другой их лишен. Все эти различия заложены в сущности. Сущность – это все подлинное, все настоящее, что есть в человеке. Личность же является всем тем, что привнесено в человека извне, чему он научился (как правило, неосознанно) под воздействием влияний своего окружения: родителей, воспитателей, учителей, языка и культуры той местности, где он родился и вырос.

Личность – это маска, созданная из выученных слов, моделей поведения и наигранных чувств, которые основаны на подражании другим. Все содержимое личности является заимствованным и при определенных обстоятельствах может быть полностью потеряно или изменено (сильные потрясения и потери, смена страны, языка общения или окружения).

Новорожденный ребенок еще не имеет личности. Он представляет саму суть – то, что он есть. Он есть чистая сущность, а все то, что он любит, и то, чего не любит, является выражением его подлинных вкусов и предпочтений. Но как только начинается так называемый процесс воспитания, личность начинает расти. Часто родители даже не догадываются, какова сущность их ребенка и что ей требуется для полноценного развития. Некоторые из них в процессе воспитания начинают прибегать к советам из книг, а если это не работает, то пускают в ход чрезмерное порицание, подавление «неугодных» проявлений ребенка и наказание.

Большую роль в формировании личности при этом будут играть сопротивление и противодействие окружающим со стороны ребенка, а также его попытки скрыть свои подлинные вкусы и интересы, чтобы избежать осуждения и наказания. Это приводит к росту личности, которая подстраивается под обстоятельства или людей и при этом перестает «слышать» голос своей настоящей природы, то есть сущности.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

16.Психологическая сущность, признаки и структура личности.

Образ мира — психологическая сущность

Понятие «личность» гораздо шире, чем такие понятия, как «индивид», «индивидуальность». Если индивид — это представитель человеческого вида, носитель генетически обусловленных свойств, то личность — это неповторимая комбинация психологических качеств человека, формирующаяся в процессе его социализации, взаимодействия с миром.

Структура личности:

1)Биологический аспект(представлен психикой личности)- процессы, состояния, свойства, образования

2)Социальный аспект(проявляется в мировозрании)- знания, взгляды, убеждения.

Фрейд первым выделил в структуре личности сознательный и бессознательный компоненты.

Супер Эго( сверх Я)=сверхсознательное( ценности, нравственность духовность, самоконтроль,)

Эго(я)=сознание. (Разум, рассудок, принцип реальн., внеш.контроль)

Подсознательное, безсознательное

17.Направленность личности. Характеристика основных элементов направленности.

Направленность личности — это система устойчиво характеризующих побуждений человека (что человек хочет, к чему стремится, так или иначе понимая мир, общество; чего избегает, против чего готов бороться).

Различают общую направленность личности и профессиональную направленность.

Направленность личности характеризуется желаниями, интересами, склонностями, ценностями, идеалами, убеждениями, мировоззрением, которые являются её основными элементами.

Желание — это психическое состояние, выражающее осознание потребности, её объектов и возможных путей её удовлетворения. Желания обладают непосредственной побуждающей силой.

Интерес — это мотив, связанный с познавательной потребностью. Человек интересуется теми предметами и явлениями, которые способны удовлетворить ту или иную потребность.

Склонность — это психическое состояние, выражающее избирательную направленность личности на определенную деятельность и побуждающее ею заниматься.

Ценностная ориентация — это психическое состояние, выражающее отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегически важных целей

Убеждения — это осознанные мотивы личности, побуждающие ее действовать в соответствии с её ценностными ориентациями и идеалами, то есть в основе убеждений личности лежат её ценностные ориентации и идеалы.

Мировоззрение — это система взглядов человека на мир в целом, на его место в этом мире, которой он руководствуется в деятельности и поведении.

18.Темперамент. Определение, виды.

Темперамент— биологически обусловленная подструктура личности

Флегматик — неспешен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою неспешность прилежанием.

Холерик — быстрый, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик обладает огромной работоспособностью, однако, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.

Сангвиник — живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Обычно сангвиник обладает выразительной мимикой. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, приходя в сильное возбуждение от этого; если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.

Меланхолик — легко ранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий, он остро реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он зачастую не может сдерживать усилием воли, он повышено впечатлителен, эмоционально раним.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *