Иерархия потребностей Маслоу | Технология тренинга
Что нужно знать руководителю, чтобы мотивировать своих сотрудников? Для разработки и реализации любой схемы мотивации необходимо понимание потребностей людей. Фактически, руководство, осознав основную природу потребностей человека, должно искать неудовлетворенные потребности отдельных людей и инициировать мотивационный процесс.
Наиболее известную теорию мотивации предложил Абрахам Маслоу, клинический психолог из США. Он предположил, что каждый человек имеет сложный набор исключительно сильных потребностей, и поведение человека в определенный момент его жизни определяется его самой сильной потребностью. Маслоу выделил 5 видов потребностей человека:
- Физиологические потребности: еда, жилье, одежда, вода, воздух, сон и т.д.
- Потребности в безопасности: экономическая, физическая, условия жизни.
- Социальные потребности: социальные связи, общение, совместная деятельность.
- Самоуважение: уважение или признание со стороны других, служебный рост.
- Самоактуализация: самовыражение, самоидентификация.
По мере удовлетворения основных потребностей, человек стремится удовлетворить потребности более высокого уровня. Например, если человек не чувствует себя в безопасности на работе, мотивировать его служебным ростом сложно. Поэтому, если основные потребности не удовлетворены, усилия по удовлетворению более высоких потребностей будут отложены.
1. Физиологические потребности
Физиологические потребности включают в себя потребности в продуктах питания, напитках, одежде, жилье, отдыхе и других аналогичных требованиях. Эти потребности также называются базовыми потребностями; поскольку эти потребности являются общими для всех людей. Опять же, эти потребности также называются потребностями в выживании; поскольку выполнение этих потребностей необходимо для выживания или существования любого человека.
2. Безопасность
Требования к безопасности можно разделить на три типа, как показано на следующей диаграмме:
Потребность в экономической безопасности:
- Человек хочет экономической безопасности, то есть уверенности в удовлетворении своих основных потребностей на постоянной основе. Таким образом, эта потребность являются лишь расширением базовой потребности.
Потребность в физической безопасности:
- Эта потребность включают защиту от пожаров, несчастных случаев (включая несчастные случаи на производстве), и других видов физических опасностей.
Потребность в социальной защите:
- К ней относятся потребность в безопасности или защищенности в старости, при наступлении серьезной болезни или потери нетрудоспособности.
3. Социальные потребности
Поскольку человек является социальным животным, а это еще Аристотель говорил, то ему нужно «любить» и «быть любимым».И поэтому социальные потребности являются важными для всех тех, кто живет и работает в обществе других. Эти потребности включают в себя чувство принадлежности к группе, принятие группой, коллективом и т.д.
4. Самоуважение
Эта потребность связана с такими явлениями как самоуважение, уверенность в себе, статус, признание, одобрение, оценка другими и т.д. Удовлетворение этих потребностей вызывает чувство уверенности в себе. Поэтому работников следует оценивать за хорошую работу, поскольку это означает признание их работы и повышает их самооценку.
5. Самореализация
Некоторые люди (не все) имеют желание развиваться. Они имеют потребность в саморазвитии, самореализации, самосовершенствовании, стремлении стать лучше, стремлении взять на себя повышенные обязательства и т.д. Не у всех есть эта потребность, но важно понимать, что если работник, хочет развиваться, он будет испытывать беспокойство, пока не удовлетворит эту потребность.
В теории иерархии потребностей Маслоу существует четыре основные идеи:
- Человек – это социальное животное, и он всегда будет хотеть большего. И при этом у него есть разные потребности.
- Существует иерархия этих потребностей, т. е. эти потребности расположены в определенной иерархической последовательности. Когда удовлетворена потребность нижнего уровня, её место занимает потребность более высокого уровня. У человека с сытым желудком, появляются другие потребности.
- Удовлетворенная потребность не может работать в качестве мотиватора. Только те потребности, которые не еще удовлетворены, действуют как мотиваторы, влияющие на поведение человека.
- Физиологические потребности и потребности в обеспечении безопасности конечны, но потребности более высокого уровня бесконечны и могут долго быть мотиваторами.
Пирамида потребностей Маслоу в PowerPoint
Если вы бизнес-тренер и планируете использовать эту мини-лекцию в своих тренингах, то:
- Рекомендуем прочитать статью о том как сделать свою мини-лекцию живой и интересной.
- Скачайте презентацию в формате PowerPoint для визуальной поддержки вашей мини-лекции.
Премиальный контент
Ссылка на скачивание этой презентации и другой премиальный контент доступны подписчикам платных тарифов. Оформите платную подписку на сайте “Технология тренинга” и получите полный доступ к тренингам, упражнениям, видео, презентациям и т.д. Это совсем не дорого.
Модели мотивации. Теория потребностей Маслоу.
Теория иерархии потребностей Абрахама Маслоу
Абрахам Маслоу — один из первых бихевиористов (от анг. behaviour — поведение). Родился в 1908г. в Нью Йорке в семье бедных, неграмотных иммигрантов из Царской России. Тем не менее получил хорошее образование и воплотил мечту своего отца — стал известным и богатым человеком: президентом Ассоциации социальной психологии, и Отделения эстетики. В современном мире Маслоу больше помнят, как врача-психолога, создавшего знаменитую пирамиду иерархии потребностей.
По сути он предположил, что все потребности людей подобны животным инстинктам. Врожденные или приобретенные — их все можно разделить по приорететам и построить иерархию.
1. Физиологические потребности
2. Потребности в безопасности и уверенности в будущем включают потребности в защите от физических и психологических опасностей (потребность в стабильности, постоянном жилье, материальной обеспеченности, и т.п.) в общем и целом уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем. Проявлением потребностей уверенности в будущем является покупка страхового полиса или поиск надежной работы с хорошими видами на пенсию.
3. Социальные потребности,
4. Потребности в уважении, признании включают потребности как в самоуважении, так и уважении со стороны окружающих, признании личных достижений, компетентности, опыта, статуса.
5. Потребности самовыражения — потребность в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности
Абрахам Маслоу «Мотивация и личность» — краткое содержание
Работа «Мотивация и личность» представляет собой сборник записей о своей деятельности одного из самых выдающихся психологов XX столетия – Абрахама Маслоу, и более всего книга будет интересна людям, интересующимся его идеями. Как правило, это психологи, педагоги, представители социальных наук, бизнесмены и те, для кого важно как можно больше знать о силах, движущих действиями людей.
Несмотря на то, что публикация первого издания книги «Мотивация и личность» состоялась в далёком 1954 году, даже спустя более 50 лет представленная в ней информация сохраняет свою актуальность. Исследование, которому посвящена книга, было личной инициативой учёного и проводилось им из чистого любопытства и в стремлении разрешить волновавшие его в то время задачи нравственного, этического и научного характера.
Об Абрахаме Маслоу
Абрахам Масло – один из наиболее знаменитых и выдающихся американских психологов, являющийся основателем гуманистического направления в психологии. Также он считается автором пирамиды потребностей (пирамиды Маслоу) – особой иерархической диаграммы, отображающей потребности людей. Модель иерархии потребностей, разработанная этим учёным, стала активно применяться в экономической науке, т.к. имеет огромное значение в моделировании теорий мотивации и поведения потребителей. Маслоу прошёл путь от непризнанного и вызывающего насмешки преподавателя в колледже до главы Американской ассоциации психологов и человека, обладающего огромным авторитетом в области психологии.
Краткое содержание книги «Мотивация и личность»
Книга состоит из предисловия, введения, четырёх частей, включающих в общей сложности 18 глав, и послесловия.
Введение
Абрахам Маслоу явился тем человеком, который нашёл в себе силы и смелость, чтобы прислушаться к себе и поверить в позитивный потенциал человечества. В книге «Мотивация и личность» рассматриваются вопросы, которые оказали сильнейшее воздействие на формирование позитивной и целостной точки зрения на природу человека. А особое внимание уделяется таким вопросам как самоактуализация, выбор и ценности.
Часть 1. Теория мотивации (Главы 1-6)
В первой главе рассматривается гуманистическая критика теорий мотивации, относящихся к бихевиористскому направлению, подчёркивается важность исследования личности как единого целого. Закладывается фундамент для гуманистической теории мотивации.
Во второй главе Маслоу представляет созданную им иерархию потребностей, интегрируя одновременно с этим философию гуманизма, фрейдизма и бихевиоризма. Потребности человека могут быть представлены в иерархическом порядке, что и отражается в пирамиде Маслоу.
Следующая глава посвящена исследованию сущности иерархии потребностей. Во всех деталях рассматривается удовлетворение потребностей, его последствия, взаимосвязь с обучением, становлением характера, психическим здоровьем и другими феноменами.
В четвёртой главе автором пересматривается теория инстинкта, объясняющая поведение человека с биологической точки зрения. Инстинкты являются основой всех действий человека, однако Маслоу указывает на то, что на его действия воздействует и среда и наследственность, а влияние инстинктивной составляющей крайне незначительно.
Пятая глава рассматривает вопросы различий между различными уровнями потребностей в иерархии Маслоу. Изначально должны удовлетворяться низшие потребности, т.к. это доставляет человеку счастье и развивает его, и только в последнюю очередь – высшие. Иерархия потребностей позволяет точно сопоставить поведение человека с его мотивацией, а также с поведением любых других животных.
В шестой главе автор рассматривает психологические интересы более широко, а именно: исследует экспрессию и артистизм, которые так упорно игнорировались бихевиористами.
Часть 2. Психопатология и соответствие норме (Главы 7-10)
В седьмой главе Маслоу исследует фрустрацию, которая приводит к возникновению патологий, и фрустрацию, не представляющую угрозы. Согласно автору, фрустрация не всегда опасна, и негативные психические состояния могут оказывать даже позитивное воздействие. Точно так же и ряд конфликтов может иметь положительные последствия.
Восьмая глава посвящена рассмотрению вопроса, можно ли считать инстинктивной склонность к агрессивному поведению. Маслоу указывает на то, что наличие положительного окружения сводит агрессивные проявления практически к нулю. Рассматривая агрессивное и любое другое поведение, необходимо учитывать характер человека, влияние культуры и особенности ситуации.
В девятой главе автор устанавливает связь психотерапии с классическими концепциями экспериментальной психологии, например, угрозой, проступком и удовлетворением потребности. Маслоу приходит к выводу, что базовые потребности (потребность в безопасности, самоуважении, любви, принадлежности) можно удовлетворить только при помощи межличностного контакта. Добрые взаимоотношения – гарантия успешной психотерапии.
В главе десятой рассматриваются основные характеристики понятия психологической нормальности, её статистические, социальные и культурные нормы. Согласно Маслоу, психическое здоровье связано с самоактуализацией и удовлетворением других потребностей.
Часть 3. Самоактуализация (Главы 11-13)
Одиннадцатая глава книги рассматривает самоактуализирующихся людей. Автор раскрывает подробности своего новаторского исследования самоактуализации и применяемых им методов. Кстати, люди, для которых важна самоактуализация, отличаются, как правило, тонким восприятием, спонтанностью, отчуждённостью, независимостью, пиковыми переживаниями, чувством юмора и креатинвостью.
В двенадцатой главе речь идёт о важности исследования любви, взаимосвязи любви и секса. Маслоу обращает внимание на то, что любовь может стать незаменимым помощником для преодоления границ своего Эго и изначально обладает альтруистической природой.
И как раз в тринадцатой главе обсуждаются вопросы креативности: сравниваются показатели креативности людей творческих профессий с креативностью самоактуализирующихся людей, исходящей из глубин личности. Креативность рассматривается здесь, как склонность выполнять любые действия творческим и оригинальным способом, а сами креативные люди всегда видят мир под новым необычным углом.
Часть 4. Методология гуманитарных наук (Главы 14-18)
В четырнадцатой главе рассматриваются вопросы, обусловленные гуманистическим подходом к психологии, а также новые подходы к мотивации, научению, восприятию, интеллекту, теории личности, социальной психологии и т.д.
В пятнадцатой главе Маслоу предлагает свою интерпретацию науки, обусловленную психологической точкой зрения. Учёный – это человек, поведение которого основано на психологических принципах и определено ролью, которую играют в науке страхи, мечты, надежды и ценности. Наука также не является единственным путём к истине, а к научным взглядам должны быть добавлены взгляды творческих людей.
Шестнадцатая глава продолжает тему предыдущей – в ней говорится о том, что многие научные проблемы, особенно проблемы психологии, завязаны на том, что излишнее внимание уделяется средствам. Это ведёт к тому, что технике, аппаратуре и инструментарию придаётся излишнее значение, несмотря на которое научные методы не способны открыть ничего нового.
В семнадцатой главе Маслоу определяются отличительные черты разных типов мышления – обладая одним, человек лишь распределяет всё по категориям, а обладая вторым – мыслит шаблонами, т.е. так, как привык. И то и другое приводит к неспособности осмысления происходящего, а методы, использующиеся для решения проблем и задач, оказываются попросту неактуальными.
Последняя глава рассказывает о холистическом подходе к психологии. Сложное поведение не может быть совокупностью простых элементов, и даже изучая отдельное проявление личности, необходимо изучать часть целого, а не нечто самостоятельное. Здесь же говорится о концепции «личностного синдрома» — систематизированном и структурированном комплексе разных элементов личности.
Заключение
Абрахам Маслоу говорил, что у всех нас есть возможность исследовать бессознательное и предсознательное, рациональное и иррациональное, здоровое и больное, техническое и творческое, абстрактное и конкретное вне зависимости от психоза, невротического поведения и других идей фрейдовского психоанализа. И именно это призывал и призывает делать Абрахам Маслоу своим фундаментальным трудом. Наверняка взгляды этого неординарного человека на психологию и человеческий потенциал «зацепят» вас, заставят о многом поразмыслить и многое пересмотреть.
Глава 2. Иерархия потребностей человека. Модель Маслоу. Нет мотива
Глава 2. Иерархия потребностей человека. Модель Маслоу
Ни одна из существующих теорий мотивации не оказывает такого влияния на мышление руководителей, как теория потребностей, разработанная крупным специалистом по мотивации Абрахамом Маслоу.
Теория Маслоу позволяет управленцам более полно понять стремления и мотивы поведения работника. Маслоу доказал, что мотивация людей определяется широким спектром их потребностей. Если раньше руководители мотивировали подчиненных почти исключительно только экономическими стимулами, поскольку поведение людей определялось в основном их потребностями низших уровней, то благодаря теории Маслоу стало очевидно, что существуют еще и нематериальные стимулы, заставляющие делать работников то, что нужно организации.
Маслоу выделил пять основных групп потребностей человека, которые находятся в динамической взаимосвязи и образуют иерархию (схема 1). Это можно изобразить в виде восходящих ступеней.
Схема 1. Иерархия потребностей в мотивации человека в порядке их очередности
В основу теории иерархии потребностей человека положена закономерность: при удовлетворении потребности одного уровня возникает потребность следующего, более высокого уровня. Удовлетворенная потребность перестает мотивировать.
Людям необходимо удовлетворять потребности в определенном порядке – когда удовлетворяется одна группа, на первый план поступает другая.
Человек редко достигает состояния полного удовлетворения, на протяжении всей жизни он чего-то желает.
Необходимо более подробно рассмотреть мотивационные группы.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.Читать книгу целиком
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
Пирамида потребностей Маслоу Википедия
Диаграмма иерархии человеческих потребностей по Абрахаму Маслоу.Ступени (снизу вверх):
1. Физиологические
2. Безопасность
3. Любовь/Принадлежность к чему-либо
4. Уважение
5. Познание
6. Эстетические
7. Самоактуализация
Причём последние три уровня: «познание», «эстетические» и «самоактуализация» в общем случае называют «Потребностью в самовыражении» (Потребность в личностном росте)
Пирами́да потре́бностей — общеупотребительное название иерархической модели потребностей человека, представляющей собой упрощённое изложение идей американского психолога Абрахама Маслоу. Пирамида потребностей отражает одну из самых популярных и известных теорий мотивации — теорию иерархии потребностей. Эта теория известна также как теория потребностей (англ. need theory) или теория иерархии (hierarchy theory)[1]. Изначально идея была изложена в работе «Теория человеческой мотивации»[2] (1943), более подробно — в книге 1954 года «Мотивация и личность» (Motivation and Personality)[3].
Теория иерархии потребностей[ | ]
Потребности Маслоу распределил по мере убывания важности, объяснив такое построение тем, что человек не может испытывать потребности высокого уровня, пока нуждается в более примитивных вещах. В основании — физиология (утоление голода, жажды, сексуальной потребности и т. п.). Ступенью выше разместилась потребность в безопасности, над ней — потребность в привязанности и любви, а также в принадлежности какой-либо социальной группе. Следующая ступень — потребность в уважении и одобрении, над которой Маслоу поставил познавательные потребности (жажда знаний, желание воспринимать как можно больше информации). Далее следует потребность в эстетике (жажда гармонизировать жизнь, наполнить её красотой, искусством). И наконец, последняя ступень пирамиды, наивысшая, — стремление к раскрытию внутреннего потенциала (она и есть самоактуализация). Важно заметить, что каждая из потребностей не обязательно должна быть утолена полностью — достаточно частичного насыщения для перехода на следующую ступень.
«Я совершенно убеждён, что человек живет хлебом единым только в условиях, когда хлеба нет, — разъяснял Маслоу. — Но что случается с человеческими стремлениями, когда хлеба вдоволь и желудок всегда полон? Появляются более высокие потребности, и именно они, а не физиологический голод, управляют нашим организмом. По мере удовлетворения одних потребностей возникают другие, все более и более высокие. Так постепенно, шаг за шагом человек приходит к потребности в саморазвитии — наивысшей из них».
Маслоу прекрасно осознавал, что удовлетворение примитивных физиологических потребностей — основа основ. В его представлении идеальное счастливое общество — это в первую очередь общество сытых людей, не имеющих повода для страха или тревоги. Если человек, например, постоянно испытывает недостаток в еде, вряд ли он будет остро нуждаться в любви. Однако человек, переполненный любовными переживаниями, все равно нуждается в пище, причём регулярно (даже если любовные романы и утверждают обратное). Под сытостью Маслоу подразумевал не только отсутствие перебоев с питанием, но и достаточное количество воды, кислорода, сна и секса.
Формы, в которых проявляются потребности, могут быть разными, здесь нет единого стандарта. У каждого из нас свои мотивации и способности. Поэтому, например, потребность в уважении и признании у разных людей может проявляться неодинаково: одному необходимо стать выдающимся политиком и завоевать одобрение большинства своих сограждан, а другому вполне достаточно, чтобы собственные дети признавали его авторитет. Такой же широчайший диапазон в рамках одной и той же потребности мож
Сравнительный анализ теоретических моделей мотивации труда.
В настоящее время существует несколько десятков теорий мотивации, в том числе и мотивации трудовой деятельности. Традиционно в последней выделяют теории содержания мотивации (содержательные, внутриличностные, диспозиционные), к которым относят теории А. Маслоу, К. Альдерфера, Д. Мак-Клелланда, Ф. Герцберга, и теории процесса мотивации (процессуальные, когнитивные), это теории С. Адамса, Э. Локка, Б. Скиннера, В. Врума, Л. Портера-Э. Лоулера. Некоторые ученые выделяют первоначальные теории мотивации или теории, в основе которых лежит специфичная картина работника. К ним относят теории Д. Мак-Грегора, У. Оучи. Иногда выделяют психоаналитическую теорию З.Фрейда в качестве базовой. Каждый автор, специализирующийся в сфере управления людьми, дает свою подборку теорий.
Начнем с содержательных теорий, которые основываются на идентификации и классификации тех внутренних побуждений(потребностей), которые заставляют человека действовать так, а не иначе. Здесь мы кратко рассмотрим подходы А.Маслоу, Д. Мак-Клелланда, К. Альдерфера и Ф. Герцберга и дадим их характеристику с нашей точки зрения.
«Иерархическая модель потребностей» А. Маслоу.
Наиболее известной теорией является иерархия потребностей А. Маслоу. Он выдвинул гипотезу, что потребности человека объединены в пять групп и образуют иерархическую структуру, которую можно представить в виде пирамиды (рис. 1).
Маслоу утверждал, что поведение человека зависит от того, какой из пяти основных видов потребностей является на данный момент доминирующим. Каждый человек в одно и то же время имеет потребности всех пяти типов, но сила каждой потребности в какое-то конкретное время зависит от личностых приоритетов человека. В зависимости от этих приоритетов выстраивается иерархия потребностей. Маслоу утверждал, что основные пять типов потребностей почти всегда идут в порядке, показанном на рис. 1.
Рис. 1. Пирамида потребностей Маслоу.
Рассмотрим все пять уровней иерархии потребностей Маслоу.
1. Физиологические потребности.
Состоят из основных, первичных потребностей человека, иногда даже неосознанных.
Иногда, в работах современных исследователей, их называют биологическими потребностями. Применительно к рабочей среде, это потребности в заработной плате, отпуске, пенсионном обеспечении, перерывах, благоприятных рабочих условиях, освещении, отоплении и вентиляции.
2. Потребность в безопасности.
Как только физиологические потребности удовлетворены, на передний план выходит потребность в безопасности. Эти потребности отражают желание сохранить уже полученные награды и положение защитить себя от опасности, вреда, угроз, травм, потерь и лишений. В организациях эти потребности имеют форму борьбы служащих за безопасность работы, введения системы старшинства, организацию профсоюзов, безопасные условия работы, дополнительные льготы, страховку и выходное пособие.
3. Социальные потребности.
Когда достигнуто удовлетворение физиологических потребностей и потребностей в безопасности, внимание человека перемещается на потребность в дружбе, любви, и принадлежности. Как «социальные животные», люди испытавают желание нравиться другим и хотят удовлетворить свои социальные потребности на работе. Это происходит путем вхождения в формальные и неформальные рабочие группы, путем сотрудничества с другими рабочими и принятии участия в разнообразной совместной деятельности.
4. Потребности в уважении.
Эти потребности могут принимать две различные формы. Первая — это потребность в самоуважении, то есть удовлетворение самим собой. Самоуважение тесно связано с чувством достижения цели, компетентности, знаний, зрелости и зависимости. Вторая форма — потребность в уважении других людей. Эта потребность связана с репутацией, общественным признанием, статусом внутри группы. В любой организации награды, которые могут удовлетворить потребность в уважении, включают в себя почетные звания, другие формы признания, похвалы, дополнительные обязательства и продвижения по службе.
5. Потребности в самореализации и самовыражении.
Когда удовлетворены потребности четырех нижних уровней, человек фокусирует свое внимание на удовлетворении потребности в самореализации. Пытаясь этого достичь, люди стараются реализовать весь свой потенциал, увеличить свои способности и быть «лучшими». Такая потребность в самовыражении является самой высокой из всех человеческих потребностей.
Поведение личности обычно направляется ее наиболее сильной в данный момент потребностью. По мере того, как происходит достаточное удовлетворение нижнего уровня потребностей, начинает доминировать более высокая группа потребностей. В любое время поведение человека детерминируется удовлетворенными потребностями. Если же базовые потребности в значительной мере удовлетворены, их влияние на человека практически исчезает, то есть поведение начинает в большей степени определяться потребностями следующего уровня. Маслоу также отмечал, что соотношение групп потребностей значительно варьируется. Таким образом, с одной стороны — индивидуальные потребности, с другой — условия и ситуация определяют, какие потребности будут доминировать.
Эта достаточно строгая и обоснованная теория подвергается сильной критике. Например, А.Н.Занковский утверждает: «следует отметить, что несмотря на широкую известность и признание концепции Маслоу, теория не получила достаточной экспериментальной валидизации. Ряд исследований подтвердил доминирование базовых потребностей над потребностями других уровней, однако подтвердить очередность удовлетворения потребностей, предложенную Маслоу, не удалось. Наибольшие сложности возникли при экспериментальной проверке потребности в самоактулизации, которую сложно определить операционально и четко отделить от потребностей, близких по содержанию». Так Л.Джуэлл считает: «Основные положения этой теории никогда не находили подтверждения в исследованиях».
Эксперименты показали, что относительная важность потребностей индивида чрезвычайно динамична во времени. Очень часто даже по мере незначительного удовлетворения одной потребности происходит актуализация другой. Поэтому недостаточная обоснованность гипотезы Маслоу о последовательном доминировании отдельных потребностей очевидна. Однако совершено ясно, что без удовлетворения базовых потребностей человек не может существовать, поэтому любая его деятельность направлена, прежде всего, на решение данной проблемы.
Теория мотивации К.Альдерфера (ERG-теория).
Ряд авторов, признавая определенную ценность Маслоу и используя ее идеи, в то же время указывают на ее упрощенность и, в свою очередь, предлагают собственные теоретические модели мотивации. Одной из таких моделей является теория потребностей существования, отношений роста (или ERG — Existence, Relatedness, Growth) американского ученого К. Альдерфера. Он предпринял попытку уточнить и творчески развить теорию иерархии потребностей Маслоу. Отмечая недостаточную, на его взгляд, четкость различения некоторых групп потребностей в теории Маслоу, он выделил не пять, а три класса потребностей:
1. Потребности существования (Е), к которым он отнес основополагающие физиологические потребности, а также потребности в безопасности.
2. Социальные потребности (R), включая потребности общения, групповой принадлежности и уважения со стороны других (по классификации Маслоу, это социальные потребности и потребности уважения).
3. Потребности личностного роста, то есть потребности в самореализации, в том числе участии в управлении.
В отличии от Маслоу, допускавшего мотивирующее воздействие потребностей лишь при движении снизу вверх, то есть при переходе от низшей потребности к высшей, Альдерфер утверждает, что такое воздействие может идти в обоих направлениях.
Так, человек может стремиться к развитию, даже если его экзистенциальные или социальные потребности не удовлетворены. Более того, индивид может одновременно иметь несколько доминирующих потребностей. ERG-теория вводит очень важное фрустрационно-регрессивное измерение: если удовлетворение более высокой потребности блокировано, возрастает стремление к более полному и частому удовлетворению низлежащей потребности.
Альдерфер попытался установить связь между удовлетворением потребностей, и их активизацией и в результате выделил семь зависимостей (принципов) такого рода (см. рис.2):
1. Чем менее удовлетворены потребности существования (Е), тем сильнее они проявляются.
2. Чем слабее удовлетворены социальные (R) потребности тем сильнее действие потребностей существования (Е).
3. Чем полнее удовлетворены потребности существования, тем активнее о себе заявляют социальные потребности.
4. Чем менее удовлетворены социальные потребности, тем более усиливается их действие.
5. Чем менее удовлетворены потребности личностного роста, самореализации(G), тем сильнее становится социальные потребности.
6. Чем полнее удовлетворены социальные потребности, тем сильнее актуализируются потребности личностного роста.
7. Чем больше или меньше удовлетворены потребности личностного роста, тем активнее они себя проявляют.
Неудовлетворенные Усиление Удовлетворение
Потребности потребностей потребностей
1
E
R
G
E
R
G
E
G
R
3
4
6
7
Рис. 2: Зависимость между потребностями по теории К Альдерфера.
В целом ERG-теория в большей мере учитывает разнообразие индивидуальных характеристик работников. Различия в образовании, воспитании, культурных корнях — все это может оказывать влияние на приоритетность той или иной группы потребностей. Ряд исследований подтвердил концепцию Альдерфера, однако, по-видимому, ее скорее можно рассматривать как развитие идей Маслоу, чем как самостоятельную теорию. В своей критике Л.Джуэлл указывает: «..теорию ERG постигла судьба других теорий, в основе которых лежит иерархия потребностей по Маслоу, — слишком трудно найти данные, которые могли бы служить подтверждением любой из них. Те же проблемы актуальны еще для одной теории — двухфакторной теории Герцберга.»
Двухфакторная модель мотивации Ф. Герцберга.
Теория Герцберга была выведена в результате исследования, в которое было вовлечено двести инженеров и бухгалтеров. Всем им было задано два вопроса: «Можете ли вы детально описать, когда вы чувствуете себя исключительно хорошо на работе?» и «Можете ли вы детально описать, когда вы чувствуете себя на работе исключительно плохо?».
Г. обнаружил в ответах две ясно различимые группы потребностей. Первую он назвал гигиеническими факторами или поддерживающими. В эту группу входили те факторы или условия, при отсутствии которых служащие не получали удовлетворения от работы. Эти гигиенические факторы включают в себя политику компании и администрации, отношения с начальством, условия работы, размер заработной платы, отношения с коллегами, личная жизнь, статус и безопасность.
Эти факторы имеют ценность только в том случае, если после завершения работы служащий получает еще и дополнительную награду. Вторую группу факторов Г. назвал мотиваторами или удовлетворителями. Это такие условия работы, при наличии которых достигается высокий уровень мотивации служащих и удовлетворения от работы. При отсутствии этих условий невозможно получить ни эффективной мотивации, ни удовлетворения. Мотиваторы включают в себя достижение цели, признание, работу как таковую, ответственность, продвижение по службе и возможности для личного роста.
Итак, в работах Г. приводятся доказательства того, что существует два различных типа факторов, которые могут вызывать желаемое, целенаправленное поведение:
1. Гигиенические факторы, в лучшем случае могут вызвать всего лишь удовлетворительный уровень мотивации.
2. Мотиваторы же могут быть использованы для стимулирования более высокого уровня мотивации, если гигиенические потребности, в свою очередь, в достаточной мере удовлетворены.
Основное значение двухфакторной модели теории заключается в том, что менеджеры должны быть очень осторожны и не делать ударения на гигиенические факторы, как на основные, при удовлетворении потребностей,когда потребности низшего уровня уже достаточно удовлетворены. И наоборот, менеджеры не должны тратить время и средства, предлагая своим служащим разнообразные мотиваторы до того, как будут удовлетворены гигиенические потребности.
Наверное, наиболее удивительным и неожиданным открытием, полученным в результате проведенных Г. исследований, стал тот факт, что деньги однозначно были отнесены к разряду гигиенических факторов, а отнюдь не мотиваторов. Деньги имеют важное значение для большинства служащих, как из-за их покупательной способности, так и из-за статуса, который имеет их владелец. Однако менеджеры оказывают себе и своим организациям плохую услугу, когда воспринимают деньги как совершенное средство для удовлетворения всех потребностей, которые могут возникнуть у служащих. В таблице 1 мы можем видеть качественную оценку мотиваторов и гигиенических факторов, выведенную на основе данных опроса служащих одного из промышленных предприятий Н. Новгорода.
Таблица 1. Оценка потенциальных мотиваторов и гигиенических факторов.
Мотиваторы | Гигиенические факторы | ||
Заставляют меня лучше работать, % | Делают работу более приятной, % | И то и другое, % | |
Факторы, повышающие производительность | |||
Возможность продвижения | 48 | 22 | 16 |
Хорошая зарплата | 45 | 27 | 22 |
Зарплата, зависящая от качества работы | 43 | 31 | 16 |
Признание | 41 | 34 | 17 |
Работа, дающая возможность развивать способности | 40 | 27 | 20 |
Работа, позволяющая мне заниматься своими делами | 37 | 33 | 17 |
Высокая доля ответственности | 36 | 28 | 14 |
Работа, требующая творческого подхода | 35 | 31 | 20 |
Интересная работа | 36 | 35 | 18 |
Факторы, делающие работу более приятной | |||
Дополнительные льготы | 27 | 45 | 18 |
Справедливое отношение | 24 | 45 | 18 |
Информированность | 21 | 49 | 16 |
Гибкий график работы | 20 | 49 | 12 |
Хорошие отношения с начальством | 19 | 52 | 12 |
Работа с людьми, которые нравятся | 17 | 54 | 13 |
Работа без напряжения и спешки | 15 | 61 | 13 |
Чистое, тихое рабочее место | 12 | 56 | 12 |
Удобное расположение работы | 12 | 56 | 12 |
Как показано в таблице 1, результаты проведенного исследования на основе опроса служащих можно использовать в качестве подтверждения выводов Г. о различии между мотиваторами и гигиеническими факторами.
Менеджеры, которые пытаются разрабатывать программу «обогащения работы», должны помнить шесть условий, необходимых для успеха их деятельности.
1. Люди должны регулярно узнавать о позитивных и негативных результатах своей работы.
2. Они должны сами составлять расписание своей работы.
3. Им нужно предоставить возможность психологического роста.
4. Они должны нести определенную материальную ответственность.
5. У них должна быть возможность открытого и приятного общения с начальством на всех уровнях управления.
6. Они должны отчитываться за производительность на участке, который они контролируют.
Л.Джуэлл так говорит о двухфакторной модели: «Сама по себе эта теория не особенно хорошо выдержала эмпирическую проверку». Если же рассматривать данную теорию приминительно к нашей российской действительности, то можно смело утверждать, что основным мотивирующим фактором выступает именно заработная плата. Вместе с тем сама идея о разделении различных рабочих факторов достаточно продуктивна и часто используется организациями при разработке систем мотивации.