Метод анкетирование это: Метод анкетирования – «Анкетирование – как метод педагогического исследования. Виды анкет и вопросов»

Автор: | 09.09.2020

Метод анкетирования

Анкетирование и виды вопросов

Для проведения анкетирования необходимо, чтобы исследователь обладал определенными знаниями и умениями, которые необходимы для того, чтобы разработать анкету, подготовить ее к обсчету, организовать и провести анкетный опрос. Среди основных достоинств данного метода – это возможность быстро собрать достаточно большой объем информации и то, что респонденты обычно сами заполняют анкету.

Ввиду того, что анкета будет состоять из вопросов, то немаловажно дать им характеристику (рисунок 1).

Анкетирование и виды вопросов 
Рисунок 1 – Классификация вопросов

Вопросы принято классифицировать по ряду оснований (признаков). По содержанию вопросы бывают о событиях и фактах и вопросы о мнениях и оценках касательно тех или иных событий.

Пример 1

К примеру, вопрос «Лишались ли вы работы в течение последних пяти лет?» будет относиться к первой категории, в то время как вопрос «Какую бы оценку вы поставили результатам собрания акционеров компании?» относится ко второй. 

В зависимости от функций выделяют вопросы контрольные, основные, фильтрующие, буферные, конкретные, вопросы-ловушки. 

Цель основных вопросов – получить информацию о социальных фактах. Фильтрующие вопросы используют для того, чтобы отсеять некомпетентных респондентов. К примеру, если вы хотите узнать, каким видом спорта увлекается респондент, то предварительно надо задать вопрос о том, занимается ли он спортом в принципе. Если на вопрос-фильтр получен отрицательный ответ, то все последующие вопросы о занятиях спорта бесполезны.

Пример 2

К примеру, если вы хотите узнать, каким видом спорта увлекается респондент, то предварительно надо задать вопрос о том, занимается ли он спортом в принципе. Если на вопрос-фильтр получен отрицательный ответ, то все последующие вопросы о занятиях спорта бесполезны.

Контрольные вопросы нужны для того, чтобы проверить то, насколько достоверны ответы на основные вопросы. С их помощью можно оценить, является ли получаемая информация качественной. Зачастую в анкете располагают контрольные и основные вопросы таким образом, чтобы респонденты не смогли понять связь между ними, иначе контролирующая функция не будет выполняться.

Пример 3

К примеру, если основной вопрос «Насколько вы удовлетворены работой?», то в качестве контрольного будет вопрос вроде «Хотите ли вы поменять место работы?».

Буферные вопросы используют для того, чтобы переключить внимание респондента на новый тематический блок вопросов анкеты, а также для того, чтобы нейтрализовать влияние предыдущих вопросов на следующие, снять чувство монотонности.

Пример 4

К примеру, после блока вопросов о том, как человек проводит свой досуг, дается такая формулировка: «Большую часть своей жизни человек проводит на работе. Огорчения и радости, успехи и неудачи на производстве, служ

VI. Метод анкетирования

Анкетирование — это письменный вид опроса, при котором контакт между исследователем и опрашиваемым (респондентом) осуществляется при помощи анкеты. Анкетирование может быть электронным — в случае, если используется компьютер. Анкета может распространяться через прессу, по почте (с предварительного согласия респондента). Однако наиболее эффективным является так называемый раздаточный опрос, когда анкетер вручает анкету и ждет, когда она будет заполнена: только в этом случае можно гарантировать возвращение анкеты.

Анкета— это документ, в котором вопросы, адресованные определенному множеству людей: она предполагает, что каждый человек входящий в эту совокупность, даст на них ответы. Поэтому анкетой нельзя называть любую совокупность вопросов. Анкета размножается на машинке, принтере или отпечатывается типографским способом. Любая анкета должна включать вводную часть, содержательную и заключительную часть.

В вводной частисодержится вся информация о том, кто проводит исследование, о целях, которые стоят перед ним, и о правилах заполнения анкеты (инструкция). Кроме того, во вводную часть обычно включают благодарность за участие в опросе, а также указание на то, что полученные данные будут использоваться лишь в объявленных целях, то есть гарантируется анонимность.

Содержательная часть— это основная составляющая анкеты, в которой формулируются вопросы, расположенные в определенной последовательности. Если в процессе заполнения анкеты у респондента могут возникнуть затруднения, в содержательную часть включают пояснения и рекомендации. При разработке анкеты необходимо стремиться к тому, чтобы на все вопросы респондент мог ответить за 25—30 минут; если на заполнение анкеты требуется больше времени, то результаты могут оказаться менее продуктивными в силу утомления и потери интереса к опросу. Обычно количество вопросов не превышает 30—40.

Заключительная часть, или паспортичка, содержит необходимые сведения о респонденте: его возрасте, национальности, семейном положении, статусе, образовании и т.д. Обычно в паспортичку включаются вопросы о характеристиках, которые могут иметь значение с точки зрения интерпретации результатов.

Поскольку опрос всегда имеет дело с людьми, обладающими как общими, так и индивидуальными особенностями, в социологии были сформулированы принципы, в соответствии с которыми следует составлять анкеты. Мы приведем рекомендации, сформулированные В.А. Ядовым.

1. Анкеты должны строиться с учетом психологии восприятия, а не в соответствии с логикой исследования.

2. При построении анкет необходимо учитывать особенности опрашиваемых (их культурный уровень, социальный опыт).

3. При расположении вопросов необходимо идти от частного к общему, а не в обратном направлении.

4. Смысловые блоки, на которые делится анкета, должны быть примерно одинакового объема.

5. Начинать анкету следует с самых простых вопросов, постепенно их усложняя, затем сложность вопросов должна снижаться, а перед самым завершением анкеты (перед паспортичкой) снова повышаться. Таким образом, наиболее сложные вопросы должны располагаться в середине анкеты и почти в самом ее конце, перед простой для ответов заключительной частью.

В анкетах и интервью используются самые разнообразные вопросы, которые за даются с различными целями.

1. С точки зрения целей исследования выделяются:

основные вопросыиспользуются исследователем для того, чтобы получить необходимую информацию.

контрольные вопросыпредназначены для проверки искренности, непротиворечивости и последовательности ответов респондента. Нередко в таком случае используются другие формулировки вопроса, который уже задавался, или вопросы, связанные с ним по смыслу. Например, сначала респонденту задается вопрос: «как вы относитесь к предпринимателям и предпринимательству?». Затем, спустя несколько вопросов, у него спрашивают о его отношении к национализации собственности. Если в первом и втором случае респондент говорит о положительном отношении, исследователь может допустить, что ответы либо неискренни, либо непоследовательны.

вопросы-фильтрывводятся для получения дополнительной информации о респонденте — как правило, о том, является ли он компетентным в той или иной сфере. Примером здесь может служить вопрос «как вы понимаете демократию?»

2. Вопросы анкеты подготавливаются с учетом психологических особенностей респондентов. С этой точки зрения могут быть выделены дополнительные разновидности вопросов.

Прямые вопросыадресованы непосредственно респонденту и направлены на выявление его личного мнения по тому или иному вопросу.

Косвенные вопросы

вводятся тогда, когда есть сомнение, что респондент захочет дать прямой ответ на вопрос (например, о своей интимной жизни). В этом случае вопрос формулируется таким образом, чтобы у респондента возникло впечатление, что он отвечает от лица социальной группы или про сто «объективно» оценивает явление.

Буферные вопросывводятся для того, чтобы подготовить респондента к переходу от одной темы к другой. Ответы на эти вопросы могут не учитываться при анализе, так как, отвечая на них, опрашиваемый как бы «настраивается» на новую тему.

Контактные вопросынаправлены на установление интереса к исследованию, поддержание внимания, расположения к исследователю.

З. С точки зрения свободы респондента в выборе ответа выделяют следующие вопросы:

открытые вопросыпредполагают, что ответы на них респондент строит полностью по своему усмотрению. Примером может служить вопрос: «Можете назвать причины, по которым вы можете изменить свое предпочтение на выборах?». Спрашиваемый в качестве ответа на такой вопрос может указать любую причину, которую он считает важной, причем такая причина может быть неединственной. Открытые вопросы не предполагают предварительной категоризации: они будут распределяться по группам лишь на этапе интерпретации результатов.

закрытые вопросыпредполагают, что ответы на них выбираются респондентом из заранее определенных вариантов. Такие вопросы обычно используют, если исследователю заранее известно, какую информацию он хочет получить и мнение по каким вопросам его интересует, прежде всего.

Выделяют разновидности закрытых вопросов. Дихотомические вопросыпредполагают выбор между «да» и «нет», например: «есть ли причины, по которым вы можете поменять свои предпочтения на выборах?».

Вопросы-менюпредполагают выбор одного варианта или любого сочетания вариантов. Например, может даваться несколько вариантов ответов на вопрос «по каким причинам вы можете изменить свои предпочтения в процессе выборов»: «недостойное поведение кандидата по отношению к другим кандидатам», «получение сведений о преступлениях и проступках кандидата», «влияние родственников или друзей», «самостоятельное решение» и т.д.

Полузакрытые вопросы— вид вопросов, занимающий промежуточное положение между открытыми и закрытыми вопросами. В этом случае респонденту дается несколько вариантов ответов, но он имеет право ответить в свободной форме, если ни один из вариантов не подходит.

Достаточно распространенной формой социологических опросов является интервью, которое представляет собой своеобразную целенаправленную беседу с глазу на глаз с опрашиваемым. Вначале интервью применялось в основном в медицине в качестве клинической беседы с пациентом как средство получения достоверной информации о больном. Впоследствии, по мере развития эмпирических исследований, оно наряду с анкетированием стало одним из распространенных методов получения социологической информации об изучаемом объекте.

Метод анкетирования — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Метод анкети́рования — психологический вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов — анкета. В социологии анкетирование — это метод опроса, используемый для составления статических (однократное анкетирование) или динамических (при многократном анкетировании) статистических представлений о состоянии общества, общественного мнения, состояния политической, социальной и прочей напряжённости с целью прогнозирования действий или событий.

Общие сведения

Анкетирование в психологии используется с целью получения психологической информации, а социологические и демографические данные играют лишь вспомогательную роль[источник не указан 2698 дней]. Контакт психолога с респондентом при анкетировании, в отличие от интервьюирования, сведён к минимуму. Анкетирование позволяет наиболее жёстко следовать намеченному плану исследования, так как процедура «вопрос-ответ» строго регламентирована.

При помощи метода анкетирования можно с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования. Особенностью этого метода можно назвать его анонимность (личность респондента не фиксируется, фиксируются лишь его ответы). Анкетирование проводится в основном в случаях, когда необходимо выяснить мнения людей по каким-то вопросам и охватить большое число людей за короткий срок.

Пионером использования анкеты в психологическом исследовании считают Ф. Гальтона,[1] который в своём исследовании влияния наследственности и среды на уровень интеллектуальных достижений при помощи анкеты опросил сотню крупнейших британских учёных.

Виды анкетирования

По числу респондентов

  • Индивидуальное анкетирование — опрашивается один респондент;
  • Групповое анкетирование — опрашиваются несколько респондентов;
  • Аудиторное анкетирование — методическая и организационная разновидность анкетирования, состоящая в одновременном заполнении анкет группой людей, собранных в одном помещении в соответствии с правилами выборочной процедуры;
  • Массовое анкетирование — участвуют от сотни до нескольких тысяч респондентов (на практике работа трудоёмкая, а результаты менее корректны).

По полноте охвата

  • Сплошное — опрос всех представителей выборки;
  • Выборочное — опрос части представителей выборки.

По типу контактов с респондентом

  • Очное — проводится в присутствии исследователя-анкетёра;
  • Заочное — анкетёр отсутствует:
    • Рассылка анкет по почте;
    • Публикация анкет в прессе;
    • Публикация анкет в Интернете;
    • Вручение и сбор анкет по месту жительства, работы и т. д.

Онлайн-анкетирование

С ростом популярности Интернета всё более востребованным способом сбора данных становится онлайн анкетирование. Дизайн онлайн опросников часто влияет на результат опроса. К таким факторам дизайна относят качество руководства опросников, доступные форматы представления данных (вопросов), способы управления, проработанность и этические составляющие опросника. Ряд сайтов даёт бесплатную возможность создать онлайн опросник и собрать данные.

Примечания

  1. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. СПб.: Питер, 2002. С. 45.

Литература

См. также

Метод анкетирования — Википедия. Что такое Метод анкетирования

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Метод анкети́рования — психологический вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов — анкета. В социологии анкетирование — это метод опроса, используемый для составления статических (однократное анкетирование) или динамических (при многократном анкетировании) статистических представлений о состоянии общества, общественного мнения, состояния политической, социальной и прочей напряжённости с целью прогнозирования действий или событий.

Общие сведения

Анкетирование в психологии используется с целью получения психологической информации, а социологические и демографические данные играют лишь вспомогательную роль[источник не указан 2334 дня]. Контакт психолога с респондентом при анкетировании, в отличие от интервьюирования, сведён к минимуму. Анкетирование позволяет наиболее жёстко следовать намеченному плану исследования, так как процедура «вопрос-ответ» строго регламентирована.

При помощи метода анкетирования можно с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования. Особенностью этого метода можно назвать его анонимность (личность респондента не фиксируется, фиксируются лишь его ответы). Анкетирование проводится в основном в случаях, когда необходимо выяснить мнения людей по каким-то вопросам и охватить большое число людей за короткий срок.

Пионером использования анкеты в психологическом исследовании считают Ф. Гальтона,[1] который в своём исследовании влияния наследственности и среды на уровень интеллектуальных достижений при помощи анкеты опросил сотню крупнейших британских учёных.

Виды анкетирования

По числу респондентов

  • Индивидуальное анкетирование — опрашивается один респондент;
  • Групповое анкетирование — опрашиваются несколько респондентов;
  • Аудиторное анкетирование — методическая и организационная разновидность анкетирования, состоящая в одновременном заполнении анкет группой людей, собранных в одном помещении в соответствии с правилами выборочной процедуры;
  • Массовое анкетирование — участвуют от сотни до нескольких тысяч респондентов (на практике работа трудоёмкая, а результаты менее корректны).

По полноте охвата

  • Сплошное — опрос всех представителей выборки;
  • Выборочное — опрос части представителей выборки.

По типу контактов с респондентом

  • Очное — проводится в присутствии исследователя-анкетёра;
  • Заочное — анкетёр отсутствует:
    • Рассылка анкет по почте;
    • Публикация анкет в прессе;
    • Публикация анкет в Интернете;
    • Вручение и сбор анкет по месту жительства, работы и т. д.

Онлайн-анкетирование

С ростом популярности Интернета всё более востребованным способом сбора данных становится онлайн анкетирование. Дизайн онлайн опросников часто влияет на результат опроса. К таким факторам дизайна относят качество руководства опросников, доступные форматы представления данных (вопросов), способы управления, проработанность и этические составляющие опросника. Ряд сайтов даёт бесплатную возможность создать онлайн опросник и собрать данные.

Примечания

  1. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. СПб.: Питер, 2002. С. 45.

Литература

См. также

6. Анкетирование. Сущность метода, особенности проведения, недостатки.

Анкетирование

Наиболее распространенный в России вид опроса. На практике прим-ся разл-ые способы анк-ия: Почтовое; Прессовое; Раздаточное.

Суть почтового заключается в рассылке анкет и получения на них ответов по почте.

Суть прессового анкетирования в том, что анкета публикается в печати. Желающие высылают ее потом на адрес редакции.

Раздаточное анкетирование наиболее распространено. Оно может варьироваться: с выдачей и заполнение анкет прямо на месте, с заполнением на дому с последующим возвращением в назначенный срок.

Анкетирование может быть групповым и индивидуальным. Групповой анкетный опрос предполагает обращение сразу к какой-то группе лиц, широко применяется по месту работы, учебы. Обычно один анкетер работает с группой из 15-20 человек. При этом обеспечивается 100 % возврат анкет. При индивидуальном анкетировании вопросники раздаются на рабочих местах или по месту жительства респондентов, а время возврата заранее обговаривается.

Данные виды анкетирования предполагают индивидуальное консультирование респондентов по технике заполнения, контроль со стороны анкетера за качеством заполнения анкет.

Э. Ноэль называет следующие недостатки анкетирования:

    1. Смещение выборки (отказ респондентов; заполнение анкет анкетерами)

    2. Искажения при ответах (характерно для России)

    3. Качество самих опросников: неприемлемо разрабатывать сложные вопросники со сложной структурой, т. к. основная масса респондентов не сможет в них самостоятельно разобраться

    4. Отсутствие тщательной проработки логической структуры анкет, вследствие чего респондентам постоянно задаются вопросы, содержащие те или иные логические пороки, включая неоднозначность смысла вопроса.

    5. Наличие открытых вопросов, которые «плохо срабатывают». Как правило, две трети респондентов от исследуемого массива уклоняются от ответа на них, т. к. в российских анкетах не выдерживается логический объем открытых вопросов, который предполагает компактный и не вызывающий затруднения ответ.

  1. 7. Техника интервьюирования. Основные правила работы с вопросником.

В технологии опроса количеств-ой традиции можно выделить след-ие виды работы инт-ра: «вхождение в поле», соблюдение контекста интервью, работа с вопросником.

На первой фазе интервьюер обязан соблюдать правила нахождения респондента. Инт-ру необ-мо исп-ть 3 попытки нахождения респ-та. Для этого реком-ся менять время поиска респ-та в домохоз-ве, можно взять телефон и договор-ся о встрече. В случае отказа или отсут-ия респ-та заполняется таблица причин с указанием соц-демогр-их харак-ик предполагаемого опрашиваемого.

«Вхождение в поле» подраз-ет соблюдение ряда правил: не следует переступать порог, пока вас не пригласили, необходимо задать вопрос «Можно войти?». Обяз-но представиться, показать удостов-ие, сказать о цели визита, об организ-ии, кот-я проводит опрос, указать на анонимность.

«Вх-ие в поле» относ-ся к 1-ой фазе интервью, в рамках кот-й устанавл-ся дистанция м/у интер-ом и респ-ом. На этом этапе респонденты выясняют причину «попадания» в круг опрашиваемых людей. «Почему именно я?» Можно предложить след-е варианты ответов интерв-ам: “Больш-во людей нашли, что это интересно, может быть, мы с Вами попробуем” – 1 вар-т “Вас отобрала машина” – 2 вар-т “Информация анонимная, я нигде не зафиксирую информацию о Вас” — 3 вар-т.

Если респ-т говорит, что он ничего не знает, в этом случае необх-мо объяснить, что нет правильных и неправ-ых ответов.

Когда предлагают поговорить с другим человеком необх-мо объяснить, что исслед-лей интересуют мнения разных людей, а не только профессионалов.

В том случае, когда респ-нт задает вопрос «А для чего все это делается?” необ-мо иметь домашние заготовки.

В контекст интервью входят следующие компоненты: диспозиция интер-ра и респ-та; отсутствие или присутствие 3-их лиц; «эффект интервьюера»; соблюдение правил чтения вопросов.

Существуют 5 правил чтения вопросов: 1. задавать каждый ? так, как он задан в вопроснике 2. читать ?-ы медленно и четко 3. в закрытых ?-ах зачитывать все альтернативы без исключения 4. задавать ?-ы в том порядке, в котором они расположены в вопроснике 5. задавать респ-ту все ?-ы, если нет указания пропустить ?

Если респ-нт не понимает смысл ?-а или отвечает выходя за рамки заданного ?-а, следует применить приемы зондирования вопросов. В колич-ной традиции примен-ся 4 приема стимулир-ия (зондирования) ?-ов: 1. повторить ? так, как он он записан в опроснике 2. применить выжидательную паузу 3. повторить дословно ответ респ-та 4. спросить ”что-то еще”, “что-то другое” – попросить уточнить ответ.

Работа с опросником

Запись произв-ся только синей пастой. Черный цвет д/б исключен во избежание ошибок при панчировании анкет. Ручкой записывать ответы, неправ-ый ответ перечеркнуть крест-накрест и отметить правильный ответ. Проверять правильность заполнения не в присутствии респ-нта. Отметить комментарии: как работают те или иные вопросы. Обратить внимание на № респ-та, № бланка должен быть записан правильно.

Перед запуском интер-ов в поле необх-мо указать на часто встречающ-ся ошибки в работе с опросником. Поэтому следует обратить внимание интервьюеров на: работу с карточкой, доброжелательную обратную связь (да, конечно, хорошо), инф-ию в открытых ?-ах, кот-ая не м/б излишней (записывать за респ-ом дословно ответ), позицию “не знаю”, которую не следует читать респ-ту, то, что не стоит торопиться отмечать позицию “не знаю”, то, что нельзя путать позицию “не знаю” с позицией “не хочу отвечать”, обязательную запись на полях в том виде, в каком ее высказал респондент.

Проблема неответов

При работе с ?-ами необ-мо предоставить респ-ту право уклониться от ответа либо отмежеваться от той совокупности опрашиваемых, которой адресован вопрос. На практике сложился целый ряд вариантов ответов, обеспечивающих право респондента на отказ от ответа. Это варианты типа: не знаю, вопрос ко мне не относится, не думал об этом, не помню, трудно ответить определенно, затрудняюсь сказать.

Наиболее популярным являются две: «затрудняюсь ответить», «не знаю». Но и эти варианты социологи применяют не всегда. Причина этой ошибки заключается в стереотипе, широко распространена в сознании социологов: наличие такого варианта ответа увеличивает число неответивших.

Высокий % неответивших означает своего рода провал ?-а и говорит о компетентности социолога. ?, который собирает больше 50% неответивших оценивается специалистами как «плохой ?».

Известны случаи, когда «неответы» содержат «псевдо-ответы». Таковыми являются пресловутые центральные или серединные позиции, содержащие выражения типа»посередине», «между двумя», «все равно», ни то, ни другое», которое обычно выбирается теми, кто не имеет мнения.

Позиции «неответившие» следует придавать позитивный смысл, т. к. она точно указывает на наличие или отсутствие у опрашиваемых уже сконструированных ответов, точнее она является показателем способности, правомерно присущей различным социальным группам, производить мнение, производить ответ на вопрос, предполагающий оценочное суждение.

В интервью запрещено.

  • объяснять смысл вопросов

  • интерпретировать вопросы,

  • уточняющие вопросы, ответы на которые могут быть даны “да” или “нет”.

Метод анкеты

Анкетирование, как и наблюдение, является одним из наиболее распространенных исследовательских методов в психологии. Анкетирование обычно проводится с использованием данных наблюдения, которые (наряду с данными, полученными при помощи других исследовательских методов) используются при составлении анкет.

Существуют три основных типа анкет, применяемых в психологии:

1. Анкеты, составленные из прямых вопросов и направленные на выявление осознаваемых качеств испытуемых.

2. Анкеты селективного типа, где испытуемым на каждый вопрос анкеты предлагается несколько готовых ответов; задачей испытуемых является выбор наиболее подходящего ответа.

3. Анкеты — шкалы; при ответе на вопросы анкет — шкал испытуемый должен не просто выбрать наиболее правильный из готовых ответов, а проанализировать (оценить в баллах) правильность из предложенных ответов.

Между этими тремя типами анкет не существует принципиальных различий, все они являются лишь различными модификациями метода анкетирования. Однако если использование анкет, содержащих прямые (а тем более косвенные) вопросы, требует предварительного качественного анализа ответов, что значительно затрудняет использование количественных способов отработки и анализа получаемых данных, то анкеты-шкалы являются наиболее формализованным типом анкет, так как они позволяют проводить более точный количественный анализ данных анкетирования.

Виды:

По числу респондентов

  • Индивидуальное анкетирование — опрашивается один респондент;

  • Групповое анкетирование — опрашиваются несколько респондентов;

  • Аудиторное анкетирование — методическая и организационная разновидность анкетирования, состоящая в одновременном заполнении анкет группой людей, собранных в одном помещении в соответствии с правилами выборочной процедуры;

  • Массовое анкетирование — участвуют от сотни до нескольких тысяч респондентов (на практике работа трудоёмкая, а результаты менее корректны).

По полноте охвата

По типу контактов с респондентом

  • Очное — проводится в присутствии исследователя-анкетёра;

  • Заочное — анкетёр отсутствует:

    • Рассылка анкет по почте;

    • Публикация анкет в прессе;

    • Публикация анкет в Интернете;

    • Вручение и сбор анкет по месту жительства, работы и т. д.

Бесспорным достоинством метода анкетирования является быстрое получение массового материала, что позволяет проследить ряд общих изменений в зависимости от характера учебно-воспитательного процесса и т.п. Недостатком метода анкетирования является то, что он позволяет вскрывать, как правило, только самый верхний слой факторов: материалы, при помощи анкет и вопросников (составленных из прямых вопросов к испытуемым), не могут дать исследователю представления о многих закономерностях и причинных зависимостях, относящихся к психологии.

Анкетирование – это средство первой ориентировки, средство предварительной разведки. Чтобы компенсировать отмеченные недостатки анкетирования, применение этого метода следует сочетать с использованием более содержательных исследовательских методов, а также проводить повторные анкетирования, маскировать от испытуемых подлинные цели опросов и т.д.

Заполняя анкету, участник не только выражает свое мнение, но и сам получает информацию из поставленных вопросов и вариантов ответов.

От того, как сформулирован вопрос, зависит, поймут ли его респонденты и соответственно ответят ли они именно на тот вопрос, который им задан. Если вопрос сформулирован неоднозначно, то надежность полученных данных снижается.

Именно для того, чтобы убедиться, что все вопросы воспринимаются правильно, что они понятны респондентам, проводится тестирование анкеты (или пилотажное исследование). Для тестирования анкету просят заполнить нескольких человек. Желательно, чтобы при заполнении присутствовал разработчик, тогда он увидит, какие именно вопросы вызывают затруднения респондента. Также можно протестировать анкету по телефону.

Для анкеты могут быть использованы как открытые, так и закрытые вопросы.

Закрытыми называются вопросы, которые предлагают определенные варианты ответов, из которых респондент должен выбрать подходящий ему вариант (или несколько вариантов, в зависимости от цели вопроса).

Закрытые вопросы лучше использовать, когда набор возможных вариантов ответа известен и основная задача, понять какое количество респондентов предпочтет тот или иной вариант ответа.

Открытые вопросы не предусматривают вариантов ответа и предоставляют респонденту самому сформулировать ответ. Открытые вопросы используются, если разработчику заранее неизвестны возможные варианты ответа, и его задача выявить весь спектр мнений по вопросу.

Анкета должна состоять из 3-х частей:

  • Вступительная часть

  • Основной блок вопросов

  • Заключительная часть

К заочному опросу наиболее целесообразно прибегать в тех случаях, когда необходимо: а) выяснить отношения людей по острым дискуссионным или интимным вопросам; б) опросить большое числе людей (от сотен до нескольких тысяч) в сравнительно небольшой срок, особенно в тех случаях, когда они расселены по обширной территории.

При составлении анкеты необходимо учитывать специфические особенности заочной формы опроса. На первой странице анкеты указывается организация, проводящая этот опрос. Далее идет вступление—обращение к опрашиваемому. Здесь называются цели исследования, объясняется, почему опрашиваемый должен ответить на вопросы анкеты (можно, например подчеркнуть важное общественное значение изучаемой проблемы). Иногда желательно дать некоторое разъяснение того, как | заполнять анкету (здесь возможны примеры). Следует такие обязательно заверить опрашиваемого в анонимности полученных ответов. Это вступление должно быть лаконичным и вежливым. В конце анкетного бланка всегда выражается благодарность опрашиваемому.

Еще на стадии построения вопросника необходимо учитывать требования, обусловленные использованием вычислительной техники с целью обработки анкет. Составляя макет анкеты, необходимо иметь в виду, что структура вопросов и технология обработки ответов тесно взаимосвязаны.

Внешний вид анкеты имеет очень большое значение, по­скольку он может оказать как благоприятное, так и неблагоприятное психологическое воздействие на опрашиваемых. Здесь важно и качество бумаги, и полиграфическое оформление анке­ты в целом. Желательно использование нескольких шрифтов, с тем чтобы можно было отделить вопросы от предложенных вариантов ответа, обратить внимание опрашиваемого на отдель­ные фразы и слова.

С целью удобства восприятия закрытых вопросов необходи­мо в каждом конкретном случае помещать вопрос вместе с ва­риантами ответа на одной странице, не переходя на другую. Если в анкете имеются открытые вопроси, необходимо оставить на бланке достаточно места для ответов.

Иногда, чтобы уменьшить утомление опрашиваемого в про­цессе заполнения анкеты, в нее

Процесс интервьюирования

Установление контакта с oпpашиваемым.

Интервьюер должен стремиться к созданию ситуации, в которой опрашиваемый побуждался бы к искренним ответам. Первое условие успешного интервьюирования — создание дружеской атмосферы. Некоторые исследователи считают что метод интервью уже несет в себе большую потенциальную! возможность для создания доброжелательных отношений, так как опрашиваемый принимает во внимание тот факт, что кто-то позаботился лично поговорить с ним.

Вступительные слова интервьюера должны быть краткими, обоснованными и уверенными. Во вступлении интервьюер четко излагает цели исследования, используя понятную для опрашиваемого терминологию, заверяет его в анонимности ответов если это необходимо, предъявляет свои полномочия (удостоверение личности и т. п.). Многословные вступления лишь paссеивают внимание опрашиваемого и утомляют его. Интервьюеру следует перейти к вопросам интервью как можно быстрее. Однако он обязан ответить на любые законные вопросы опрашиваемого (например, почему именно его выбрали для интервью).

В случае отказов опрашиваемых от интервью задача интервьюера состоит в том, чтобы добиться согласия. Если oпpaшиваемый ссылается на свою некомпетентность, нужно объяснить ему, что в интервью не может быть ни «правильных», ни «неправильных» ответов и мнение каждого заслуживает внимания. При ссылках опрашиваемого на отсутствие времени для интервью необходимо постараться убедить его, что материалы исследования будут неполными, если не беседовать с такими занятыми людьми, как он.

В ряде исследований возникает необходимость до некото­рой степени маскировать их действительные цели. Это позво­ляет избегать нежелательного эффекта различных предположе­ний, которые могут возникнуть у опрашиваемого. Правда, недостаток подобной мас­кировки состоит в том, что некоторые вопросы могут показать­ся опрашиваемым не относящимися к делу и они будут давать ответы, не адекватные полностью пли частично. Тем не менее возможность нежелательных воздействий на ответы больше в том случае, когда цель исследования совершенно не замаски­рована, нежели тогда, когда приняты некоторые маскировочные меры.

Вступительные слова интервьюера и его первые вопросы играют большую роль в установлении контакта с опрашивае­мым. Они должны вызывать у опрашиваемого интерес и жела­ние дать интервью.

Создавая атмосферу дружелюбия, интервьюеру тем не менее рекомендуется всегда сохранять известную степень деловой официальности, не допускать панибратства во взаимоотноше­ниях с опрашиваемым. Не следует впадать также в другую крайность и принимать менторский тон.

Опытный интервьюер обычно чувствует, когда он установил достаточный контакт с опрашиваемым. Теперь можно перехо­дить к вопросам, касающимся основной темы интервью.

Завершение интервью. После того как интервьюер задал опрашиваемому все необходимые вопросы, следует обязательно его поблагодарить, извиниться за беспокойство. Иногда интервьюеру рекомендуют не спешить с уходом от опрашиваемо­го. Дело в том, что, когда интервью закопчено и известное на­пряжение, которое испытывал опрашиваемый, значительно ослабло, он может ненароком сказать об очень важных, с точки зрения исследователя, вещах. Он думал о них в ходе интервью, но они казались ему неприемлемыми или слишком тривиальны­ми для такого разговора.

Виды интервью.

В стандартизированном интервью формулировки вопросов и их последовательность определены заранее, они одинаковы для всех опрашиваемых. Интервьюеру не разрешается переформулировать какие-либо вопросы или вводить новые, а также| изменять их порядок.

Методика нестандартизированного интервью, наоборот, характеризуется полной гибкостью и варьируется в широких пределах. Интервьюер, который руководствуется лишь общим ном интервью, имеет право сам в соответствии с конкретной ситуацией формулировать вопросы и изменять порядок пунктов плана.

Каждому из этих видов интервью присущи свои преимущества и недостатки.

Преимущества стандартизированного интервью:

а) полученные данные более сравнимы друг с другом;

б) оно является более надежным, т. е. результаты повторных интервью одной и той же группы опрашиваемых совпадают чаще;

в) ошибки в формулировании вопросов сведены до минимума;

г) оно с успехом может быть использовано даже интервьюером с невысокой квалификацией.

Недостатки стандартизированного интервью: возможность ошибок вследствие неоднозначного понимания разными людьми тех или иных слов в вопросах; несколько «формальный» характер опроса, затрудняющий хороший контакт между интервьюером и опрашиваемым, а также нeдопускающий дополнительных вопросов.

Преимущества нестандартизированного интервью:

а) возможность стандартизации смысла вопросов, а не других внешних и поверхностных аспектов, как это иногда встречается в стандартизированном интервью; поэтому предпочтительнее, по мнению сторонников нестандартизированного интервью, использовать слова, имеющие эквивалентные значения! для различных опрашиваемых, даже если эти слова не являются объективно идентичными;

б) оно является более обоснованным, так как по форме приближается к обычной беседе и вызывает более естестве ответы;

в) гибкость позволяет приспосабливать его к той или иной индивидуальной ситуации;

г) возможность получения более глубокой информации.

Основной недостаток нестандартизированного интервью состоит в том, что порой трудно сопоставить полученные данные вследствие вариаций либо даже ошибок в формулировках во­просов и их последовательности.

Многими достоинствами двух указанных видов личного опроса обладает полустандартизированное или «фокусирован­ное» интервью, в котором используется так называемый «путе­водитель» интервью с перечном как строго необходимых, так и возможных вопросов.

Выбор исследователем того или иного вида интервью зависит от уровня изученности проблематики, целей исследований и его программы в целом. Так, например, невозможно составить удо­влетворительные вопросы для стандартизированного или полу-стапдартизированного интервью, если нет ясного представления об основных границах, в пределах которых находятся возмож­ные ответы.

Применение стандартизованного интервью целесообразно в том случае, когда необходимо опросить большое количество людей (несколько сотен или тысяч) и затем подвергнуть полу­ченные данные статистической обработке. Этот вид интервью часто используется в качестве основного .метода сбора пер­вичной информации, например при изучении общественного мнения.

Нестандартизированного интервью, наоборот, очень редко применяется как основное средство сбора данных. Но зато на ранних стадиях исследования, когда необходимо предваритель­ное знакомство с изучаемой проблематикой, иначе говоря, раз­ведка, без нестандартизированного интервью не обойтись. Этот вид интервью нередко используется и с целью дополнения и контроля данных, собранных другими методами.

Полустандартизированное интервью одинаково часто применяется как в качестве основного средства получения первичной формации, так и для того, чтобы только проконтролировать материалы, собранные другим путем.

Основные этапы работы исследователи построению вопросника для стандартизированного интервью или анкеты:

1) определение характера информации, которую необходимо получить;

2) составление приблизительного ряда вопросов, которые должны быть заданы;

3) составление первого плана вопросника;

4) предварительная проверка этого плана путем пробного интервьюирования;

5) исправление вопросника (если исправления существен необходима еще одна пробная проверка) и его окончательное редактирование.

Содержание вопросов. Широко разнообразные по содержанию вопросы, используемые в интервью и анкетах, можно разделить на несколько типов.

1. Вопросы, выявляющие фактическую информацию о личности и социальном положении опрашиваемого. Это вопросы о возрасте, образовании, профессии, заработной плате и т. п. Они являются чрезвычайно .важными, так как ответы на них позволяют классифицировать опрашиваемых по различным категориям, исходя из возраста, уровня образования, характера профессии и т. п. Вопросы такого типа нередко воспринимаются опрашиваемыми как сугубо личные. Вот почему в интервью большинство из этих вопросов задается, как правило, в самом конце, когда между интервьюером и опрашиваемым уже установлен определенный контакт. При заочном опросе такие вопросы заключают анкету.

2. Вопросы, выявляющие факты поведения в прошлом или настоящем. Здесь имеются в виду вопросы о тех или иных действиях как самого опрашиваемого, так и других лиц. Полученная при этом информация должна быть оценена с точки зрения достоверности. Нелишне задаться следующими вопросами, каким образом опрашиваемый узнал о том или ином факте — тем личного, непосредственного наблюдения, па основе умозаключения или со слов других, окружающих его людей? Насколько точно помнит опрашиваемый об этом факте? Какие мотивы могут побуждать опрашиваемого говорить о данном акте? Нередко оценку достоверности такой информации необходимо делать сразу же в процессе интервью. С этой целью пользуются контрольные вопросы, применяемые и в анкетах.

3. Даже в том случае, если человек отвечает совершенно искренне, содержание ответа может оказаться недостоверным. Люди далеко не всегда отчетливо осознают все свои отпои» и настроения, Здесь многое будет зависеть от предусмотрительности исследователя, составляющего вопросник, и мастерства интервьюера. При этом с целью получения более достоверной информации используются различные косвенные приемы

4. Вопросы, выявляющие интенсивность мнений и отношений. Иногда одной из задач исследования является оценки интенсивности того или иного мнения опрашиваемых.

Правила формулирования вопросов. Содержание вопросов обусловлено программой исследования. При этом важно, чтобы исследователь (или интервьюер) был уверен, что опрашиваемые поймут его вопросы именно так, как это требуют задачи иссле­дования.

При формулировании вопросов рекомендуется учитывать следующее:

1. Каждый вопрос должен быть логически отдельным.

2. Следует избегать малораспространенных, узкоспециальных терминов и слов с двойным значением.

3. Нельзя задавать слишком длинных вопросов. Особенно это касается интервью, так как опрашиваемый может не запом­ить всего вопроса и ответить только на его часть или же

вообще отказаться от ответа.

4. Следует либо подробно указывать все возможные варианты ответа, которые опрашиваемому необходимо иметь в виду либо не указывать ни одного. Рекомендуется также уравновешивать число возможных вариантов ответов «за» и «против», так как их перевес с той или другой стороны может повлиять на ответ.

5. Необходимо предлагать опрашиваемому только такие варианты ответов, каждый из которых может быть приемлимым в равной степени. Опрашиваемый не должен считать, что выбор того или иного варианта означал бы потерю его престиж ..

6. Нужно формулировать вопрос таким образом, чтобы из­бегать стереотипных, шаблонных ответов.

7. Следует остерегаться включения в вопрос слов, которые сами по себе могут вызвать негативное отношение опрашивае­мых..9

8. Вопрос не должен иметь внушающего характера, таких например «Не согласны ли вы с тем, что…», «Не считаете ли вы…», «Не кажется ли вам…» и т. д.

Открытые и закрытые вопросы.

Все вопросы, используемы в интервью и анкетах, можно разделить на открытые (неструктурные) и закрытые (структурные). Первые не дают опрашиваемому никакого руководства ни в отношении формы, ни отношении содержания его ответов; вторые — предлагают сделать выбор лишь из числа указанных вариантов ответа. IIpи этом любая стандартизация возможных ответов должна исчерпывать объем вопроса, включая, согласно смыслу, позитивные и негативные варианты ответов и ответы типа «не знаю», «затрудняюсь сказать».

Все закрытые вопросы можно подразделить на 1) вопроси дихотомические и 2) вопросы с множественным выбором.

Дихотомический вопрос включает в себя два противореча­щих друг другу варианта ответа. Отвечая на вопрос такого рода, опрашиваемый должен говорить «да» или «нет», соглашаться с чем- либо или не соглашаться. Конечно, здесь всегда возможен ответ: «не могу сказать».

Дихотомические вопросы позволяют четко определить мнение опрашиваемых по поводу явлений, требующих безоговорочного одобрения или неодобрения. Однако это неизбежно приводит к потере различных градаций отношений.

В вопросе с множественным выбором опрашиваемому предлагается серия возможных вариантов ответа, часто по принципу оценочной шкалы. Преимущество таких вопросов в том, что они позволяют более точно определить мнение, чем, дихотомические вопросы.

Открытые вопросы в интервью часто выглядят более естест­венными, что позволяет создавать благоприятную атмосферу для интервьюирования.

Во многих интервью и анкетах используются одновременно и открытые, и закрытые вопросы, Выбор между ними зависит от целей исследования, времени и средств, имеющихся в рас­поряжении, и самое главное — от уровня знания исследовате­лем тех социально-психологических явлений, которые он должен изучить. Так, если проблема мало изучена, рекомендуется об­ратиться к открытым вопросам для последующей стандартиза­ции на втором этапе работы.

Как правило, открытые вопросы чаще применяются в ин­тервью, нежели в анкете, потому что людям обычно легче рас­сказать о чем-либо, чем’ изложить это в письменной форме.

Предварительная проверка вопросника. Такая проверка, осуществляется всегда посредством интервью. Этот этап работы является совершенно необходимым при ис­пользовании стандартизированного интервью или анкеты. Цель предварительной проверки вопросника состоит в том, чтобы проверить:

а) ясность формулировок вопросов;

б) обеспечат ли эти вопросы получение всех требуемых дан­ных;

в) последовательность вопросов с целью устранения неже­лательных влияний;

г) не упущены ли какие-либо важные аспекты изучаемой проблемы;

д) составлен ли данный вопросник так, чтобы добиться вы­сокого уровня сотрудничества со стороны опрашиваемых.

Предварительные интервью проводятся среди лиц всех тех категорий, которые будут охвачены впоследствии массовым опросом. Нет никаких твердых правил относительно того, сколько человек необходимо проинтервьюировать в процессе предварительной проверки вопросника. Если предыдущие эта­пы работы хорошо выполнены, то достаточно незначительного числа интервью. Их количество может колебаться от 15 до 100. Желательно, чтобы эти интервью проводились более чем одним человеком. Важно также непосредственное участие исследова­теля на данной стадии работы в качестве интервьюера.

В пробное интервьюирование может входить также обсуж­дение задаваемых вопросов с опрашиваемыми лицами. По окон­чании интервью у каждого из этих спрашивается, что данный вопрос означает, какие трудности они испытывали при ответах, как они сами задали бы тот или иной вопрос и т. д.

Важно также иметь запись наблюдений и критических заме­чаний интервьюера. Какие трудности он встретил при интер­вьюировании? Какие вопросы вызывают негативные реакции опрашиваемых? Влиял ли характер вопросов на контакт между участниками интервью? Каково поведение опрашиваемых входе интервью: скучали ли они или. наоборот, были заинтересованы? Сколько необходимо места для записи ответов? (если испыты­вается анкетная форма), и т. д.

В процессе пробного интервьюирования опрашиваемые могут отказываться отвечать на некоторые вопросы. Следует переформулировать эти вопросы или поставить их в иной последовательности, добиваясь, чтобы количество отказывающихся отвечать людей не превышало пяти процентов.

Сравнение методов интервью и анкеты. Сопоставление данных, получаемых путем интервью и анкеты, показывает, что каждый из этих методов опроса имеет свои преимущества и недостатки.

Информация, получаемая в интервью, является более полной (содержательной) и глубокой, чем анкетная. В первую очередь речь идет о сложных вопросах. Информация, получаемая в интервью, является более определенной, чем в анкете. Заполняя анкету, опрашиваемый про пускает вопрос, если он предпочитает не отвечать на него В интервью же в случае ответов типа «не знаю», «не могу сказать», «не думал над этим» или противоречивости слов опрашиваемого можно продолжать зондирование и получить определенный ответ.

Интервью дает возможность наблюдения за опрашиваемым. Разработан целый ряд методик для регистрации не только ответов, но и интонации, мимики, поведения опрашиваемого.

Интервьюер может па основе внешних реакций опрашиваемого делать то или иное суждение об отношении последнего к пред­мету разговора, о степени искренности ответа, наконец, в целом об эмоциональной атмосфере, в которой проходит данное интервью.

Однако во многих случаях анкетный опрос оказывается предпочтительнее метода интервью. Основное преимущество анкетирования состоит в возможности массового охвата боль­шого количества лиц. Проведение интервью требует значитель­ных затрат времени и средств, а также предъявляет к интер­вьюерам более высокие профессиональные требования, чем к анкетерам. Те или иные качества личности интервьюера могут оказывать существенное влияние на ход интервью и его резуль­таты, что исключено при заочном анкетировании.

Как показывают наблюдения, многим опрашиваемым кажется, что анкета гарантирует анонимность в большей степени, чем интервью, и потому они могут давать в анкетах более искрен­ние ответы. Иногда важно и то, что заочная анкета не требует немедленного ответа и опрашиваемый может отвечать более обдуманно, чем в интервью.

Выбор между методами интервью и анкеты зависит от уров­ня изученности проблематики, целей исследования и его про­граммы в целом. Анкетирование нельзя проводить, не имея определенных рабочих гипотез, Метод интервью менее требова­телен в этом отношении. Он может быть эффективным даже при недостаточно четко сформулированных гипотезах исследова­теля. Преимущество нестандартизированного интервью — полу­чение более глубокой информации, гибкость опроса. Недоста­ток — сравнительная узость охвата опрашиваемых. Массовый стандартизированный опрос путем анкеты дает репрезентатив­ные результаты, но в более узкой сфере проблем. Сочетание анкетирования и интервью является одной из наиболее плодотворных методик опроса, так как эта методи­ка наряду с охватом большого числа опрашиваемых в сравни­тельно короткий срок позволяет получать материал и для глу­бокого анализа.

Все разнообразие методов опроса, применяемых в психологических исследованиях, можно свести к двумя основным типам:

1) опрос «лицом к лицу» — интервью, проводимое специалистом-интервьюером по определенному плану;

2) заочный опрос — анкеты, предназначенные для самостоятельного заполнения и распространяемые исследователями.

Одним из первых использовал анкету в психологическом исследовании Ф. Гальтон с целью изучения происхождения умственных качеств и условий развития ученых. На вопросы его подробной анкеты ответили 100 крупнейших английских ученых (1874).

Устный опрос является методом, традиционным для психологических исследований, и издавна используется психолога различных научных школ и направлений. Во всяком случае даже исследователи, старающиеся базировать свои выводы на экспериментальных данных, порой вынуждены в той или ин мере прибегать к получению дополнительной информации со слов испытуемых.

Однако опросам как методам сбора первичной информации свойственна и известная ограниченность. Их данные во многом основаны на самонаблюдении опрашиваемых. Эти данные не редко свидетельствуют, даже при условии полной искренности со стороны опрашиваемых, не столько об их подлинных мнениях и настроениях, сколько о том, какими они их изображают. В то же время существует множество таких сторон ,изучение которых невозможно без использования опросов. Так, получение информации о мнениях, чувствах, мотивах, отношениях, интересах и т. д. чаще всего осуществляется посредством опросов в той или иной форме. Безусловно, глубина и полнота ответов, их достоверность зависят от умения опрашиваемого наблюдать за самим собой адекватно излагать переживаемые процессы и явления.

1. На ранних стадиях исследования, в процессе работы по разведывательному плану используется только интервьюирова­ние. С помощью данных интервью устанавливаются перемен­ные, относящиеся к изучаемой проблеме, и выдвигаются рабо­чие гипотезы. При этом опрашиваются лишь компетентные лица, которые могут дать обстоятельную информацию по инте­ресующим исследователя вопросам. Если в качестве основного метода сбора данных выбрана анкета, то интервью обычно применяется для предварительного испытания этого вопрос­ника.

2. Опрос выступает как основное средство сбора первичной информации — для получения данных, позволяющих измерить взаимосвязь изучаемых переменных. При этом особое значение приобретают стандартизация методики опроса и определение достоверности полученной информации. Если программа иссле­дования предусматривает экспериментальную процедуру, опрос может использоваться с целью выявления основных критериев экспериментальной и контрольной групп как до начала экспе­римента, так и после его окончания.

3. Опрос служит для уточнения, расширения и контроля дан­ных, полученных как другими методами, так и путем той или иной формы опроса. В последнем случае нередко материалы анкетирования дополняются данными интервью. При этом по­вторно опрашивается некоторая часть лиц, входящих в выбо­рочную совокупность.

Методика составления анкеты

Структура анкеты. Анкета – это не механическая последовательность вопросов, которые располагаются в ней в зависимости только от личного желания исследователя, а определенная взаимосвязь вопросов, образующих особое целое. Процесс создания анкеты можно сравнить с игрой на музыкальном инструменте. Только упорядоченная определенная гамма звуков будет давать стройную мелодию.

Анкета должна состоять из трех частей: вводной, основной и «паспортички».

1. Главная функция вводной части – мотивировать респондента отвечать на вопросы анкеты. На титульном листе анкеты указывают организацию, проводящую опрос, его цель, значимость роли респондента, гарантию анонимности, технику заполнения и благодарят за участие в опросе.

2. Основная часть самая важная. Первыми ставятся контактные вопросы для облегчения процесса включения в проблему. Эти вопросы, как правило, простые, располагающие к ответам, что позволяет постепенно перейти к более сложным основным вопросам. Ответы на них дают основную информацию по интересующей исследователя проблеме. Содержание этих вопросов соответствует цели и задачам исследования. Для каждой отдельной задачи лучше разработать свой определенный блок вопросов. Вопросы одного блока могут следовать один за другим, а могут быть расположены между вопросами других блоков. Самый сложный блок вопросов необходимо располагать в середине содержательной части анкеты. На последнем месте в этой части анкеты ставятся заключительные вопросы. Главная их функция – снять психологическое напряжение у респондентов, дать почувствовать, что сделана большая и нужная работа.

3. «Паспортичка». В паспортичку включаются вопросы, раскрывающие следующее содержание: профессия, образование, социальное происхождение, семейное положение, пол, возраст. В зависимости от цели и задач проводимого исследования количество вопросов может быть уменьшено или увеличено.

Классификация вопросов. Вопросы анкеты могут иметь не только вопросительную, но и утвердительную или отрицающую формулировку. Это могут быть собственно вопросы, какие-то высказывания, незаконченные предложения и т.п. Выделяют следующие виды вопросов.

1) Закрытые, полузакрытые и открытые. Отличие их в том, что варианты ответов предлагаются различным способом. В закрытом вопросе уже даны все возможные варианты ответа, которые нельзя дополнить. Главное требование к формулировке вопроса и ответов – чтобы каждый респондент нашел свой вариант ответа. Если максимально не предусмотрены возможные варианты ответов, то закрытые вопросы не выполняют своей функции. Поэтому лучше в данном случае употребить полузакрытый вопрос. Полузакрытые вопросы дают возможность респонденту записать в конце списка ответов свой, незапланированный вариант в строке «Другие ответы», где для записи ответов оставлено место – две или три строки.

Пример. «Какие положительные изменения произошли в этом году в Вашей жизни?

– приобрел новых друзей;

– получил новую квартиру;

– что-то еще ;

– никаких положительных изменений не произошло;

– затрудняюсь ответить».

Открытые вопросы предполагают, что респондент должен самостоятельно сформулировать и записать ответ на вопрос. Открытые вопросы в отличие от закрытых не содержат подсказок и не «навязывают» какой-то вариант ответа респонденту. Благодаря этим вопросам опрашиваемые имеют возможность выразить свое мнение во всей полноте, со всеми подробностями, поэтому открытые вопросы дают более богатую по содержанию информацию, в отличие от закрытых вопросов.

Закрытые и открытые вопросы могут быть заданы в прямой или косвенной форме. Прямой вопрос позволяет получить прямую информацию от респондента, когда вопрос и ответ совпадают по смыслу. Эти вопросы обычно формулируются в личной форме: «Нравится ли Вам ваша работа?». Косвенный вопрос дает возможность респонденту высказаться с позиции группы, коллектива. Если при опросе затрагивается отношение респондента к негативным или лично значимым явлениям, то лучше ставить вопрос о том как к подобным явлениям относится большинство людей или его знакомые. Благодаря этому будет проще выяснить интересующую проблему. Как показывает практика, респонденты охотнее отвечают на косвенные вопросы, чем на личные, прямые. Косвенные высказывания обычно более доверительные, особенно если речь идет об интимных или чисто личных вопросах. Чаще всего эти вопросы выражаются в такой форме: «Как думает большинство Ваших одногруппников по такому-то вопросу?» «Что характерно для людей в такой-то ситуации?»

2) В зависимости от особенностей конструкции вариантов ответа: выделяют дихотомические вопросы, поливариантные вопросы, шкальные вопросы, вопросы-фильтры.

В дихотомических вопросах ответы носят взаимоисключающий характер: да – нет, мужчина – женщина. Этот вид вопроса не рекомендуется использовать при изучении знаний, мнений и установок респондентов. Например, если задается вопрос: «Знаете ли Вы…?», «Любите ли Вы…?», то ответы в основном бывают смещены в положительную сторону. Человеку проще ответить, что он знает что-то, чем сознаться в своем незнании.

В альтернативных вопросах сумма ответов на вопрос равняется 100 %. Например: «Назовите Ваш разряд» – предполагает только один вариант ответа (разряд с 1-го по 6-й). Ответы на эти вопросы взаимоисклю­чающи.

Поливариантные вопросы позволяют респонденту выбрать одновременно несколько вариантов ответов. Эти вопросы иногда называют вопросами-меню, которые содержат перечень фактов, предметов, суждений. Иногда респонденту предлагается проранжировать выбранные ответы, т.е. упорядочить их по степени привлекательности и значимости для него.

Пример: «Выберите из списка наиболее привлекательные для Вас профессии (отметьте, пожалуйста, не более 3-х).

Летчик 1

Врач 2

Переводчик 3

Бухгалтер 4

Менеджер 5 и т. д.»

Теоретически респондент может указать одновременно все перечисленные профессии, поэтому замечание «не более трех» позволяет выделить из всего перечня наиболее значимые и существенные для опрашиваемого профессии. Шкальные вопросы содержат шкалу измерения переменной-вопроса, они были рассмотрены нами в разделе «Измерение в социальных науках». Возможны следующие варианты шкал для этих вопросов: номинальные, ранговые, интервальные, метрические.

Пример ранговой шкалы: «Довольны ли Вы своей работой?

  • работой очень доволен;

  • скорее доволен, чем недоволен;

  • работа для меня безразлична;

  • скорее недоволен, чем доволен;

  • работой очень недоволен».

Шкальный вопрос может быть дан и в табличной форме. Тогда шкала измерений будет располагаться или построчно, или столбцами. Благодаря таким вопросам можно экономить место, так как фактически в одном вопросе задаются несколько. Таблицы удобны для исследователя, но неудобны для респондента. Надо стараться редко прибегать к ним.

Вопросы-фильтры используются для получения данных, которые будут характеризовать не всех респондентов, а только какую-то их часть. Вопрос-фильтр позволяет выделить необходимых респондентов. Например, «Имеете ли Вы автомобиль?»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.