Метод мышления, характеризующийся односторонностью, абстрактностью, стремлением абсолютизировать отдельные моменты в составе целого, называются
(-)реалистическим (+)метафизическим (-)прагматизм (-)диалектическим
55. Монотеистической религией не является …
(+)буддизм (-)христианство (-)ислам (-)иудаизм
56. Самой ранней мировой религией является…
(-)буддизм (+)иудаизм (-)христианство (-)ислам
57. Светская философия отказывается от поиска смысла жизни в….
(+)потустороннем мире (-)служении людям (-)самой жизни (-)преобразовании себя и общества
58. Религиозная картина мира строится в первую очередь на основе…
(-)философских идей (-)данных научных исследований (-)мифологических представлений
(+)священного писания
59. Хранительницей вневременных ценностей и сегодня продолжает оставаться…
(-)риторика (+)религия (-)право (-)наука
Материализм и идеализм
60. Безусловное отождествление материи и субстанции характерно для…
(+)материализма (-)солипсизма (-)пантеизма (-)панлогизма
61. В зависимости от того, какой сфере бытия приписывается первичность — природе или духу, все философы делятся на…
(-)Сенсуалистов и рационалистов (+)материалистов и идеалистов
(-)диалектиков и метафизиков (-)монистов и дуалистов
62. «Вне природы и человека нет ничего, и высшие существа — это лишь фантастические отражения нашей собственной сущности»,- заявляли….
(+)материалисты (-)идеалисты (-)дуалисты (-)интуитивисты
63. <<Все в истории и судьбах людей предопределено волей Бога>>, — утверждает:
(+)провиденциализм (-)интуитивизм (-)волюнтаризм (-)ингилизм
64. Вульгарный материализм считает, что сознание…
(-)идеально (+)имеет вещественную природу (-)является творением Божьим
(-)существует независимо от материального мира
65. Истолкование сознания как свойства высокоорганизованной материи, высшей формы отражения мира, продукта эволюции природы, человека и общества характерно для_______ материализма.
(-)наивного (+)диалектического (-)метафизического (-)вульгарного
Первыми материалистами в истории европейской философии считаются.
(-)П.Гольбах, Ж.О. де Ламетри, К.А. Гельвеций
(+)Демокрит, Левкипп, Эпикур
(-)Ф.Бэкон, Дж. Локк, Т. Гоббс
(-)К.Маркс, Ф.Энгельс, В.Ленин
67. С точки зрения диалектического материализма, законы диалектики…
(-)отражают саморазвитий абсолютного духа (-)реализуются только в живой природе
(-)есть теоретические конструкции, не обнаруживающие себя в объективной реальности
(+)имеют универсальный характер
Считает сознание воплощением мирового разума.
(-)Дуализм (-)Плюрализм (+)Объективный идеализм (-)Материализм
69. Утверждая, что мир есть проекция комплекса человеческих ощущений ,философ выступает с позиции…
(+)субъективного идеализма
70. «Философия должна спуститься с «небес на землю» и решать практические, жизненные проблемы человека», — считают представители…
(-)феноменологии (+)прагматизма (-)герменевтики (-)Персонализма
Эмпиризм, сенсуализм, рационализм
71. Все, что недоступно чувствам, недоступно и для ума,- утверждают сторонники…
(-)солипсизма (-)рационализма (+)сенсуализма (-)интуитивизма
72. Главным средством познания мира является разум, считают…
(-)сенсуалисты (+)рационалисты (-)интуитивисты (-)спиритуалисты
73. Деление философов на эмпириков и рационалистов типично для эпохи…
(+)Нового времени (-)Античности (-)Новейшего времени (-)средневековья
74. Сторонники эмпиризма считают, что теоретическое мышление…
(-)есть главный источник знания (-)способно выходить за пределы опыта
(-)не связано с эмпирическим познанием (+)не может выходить за пределы опыта
Сторонники рационализма являются
(-)Ф.Бэкон (-)Т.Гоббс
Дуализм, монизм, плюрализм
76. Дуализм является философским учением,…
(-)исследующим сущность сознания и самосознания
(+)исходящим из признания равноправными, несводимыми друг к другу двух начал
(-)рассматривающим многообразие явлений мира,исходя из одного начала единой основы(субстанции)
(-)утверждающим,что сознание первично,а материя вторична
77. Мышление и бытие являются независимыми друг от друга субстанциями, — утверждает…
78. Слово «диалектика» для обозначения искусства вести спор впервые применил …
(+)Сократ (-)Аристотель (-)Платон (-)Гераклит
79. Философская концепция, согласно которой мир имеет единую основу всего существующего, называется…
(-)релятивизмом (-)дуализмом (-)скептицизмом (+)монизмом
80. Философская позиция дуализма выражается в признании…
(+)мышления и материи независимыми субстанциями
(-)первичности идеального (-)первичности материи (-)тождества мышления и бытия
Философская позиция, предполагающая множество исходных оснований и начал бытия
(-)провиденциализм (-)скептицизм (-)дуализм (+)плюрализм
Теизм. Деизм. Пантеизм. Атеизм. (Бог и мир)
82. Согласно теизму, материя сотворена, а потому не является…
(+)субстратом (-)модусом (-)интенцией (-)субстанцией
История философии
(-)Античность ,Средневековье, Новое время, новейщее время
(-)древний Египет ,древняя Греция, Византия, Возрождение, современность
(+)эллинизм, теоцентризм, романтизм, экзистенциализм
(-)древний Рим, Византия, каролинское возраждение, реформация
Подразделение истории цивилизованного человечества на Античность, Средние века и Новое время зародилось в эпоху
(+)Возрождения, (-) Средневековья, (-) Постиндустриализма, (-)Античности.
Восточная философия
Буддизм считает человека существом
(-)познающим (+)страдающим (-)играющим (-)творческим
В философии Востока по сравнению с философией Запада больше внимания уделяется
(-)познанию внешнего мира (-)модернизации общества
(+)духовному миру человека (-)научно-техническому прогрессу
87. Для древневосточного мировоззрения характерны…
(-)критическое отношение к священным текстам
(+)патриархальность
(-)незначительное место религии в духовной т материальной жизни
(-)мистицизм
(+)установка на выявление законов природы
88. Древнеиндийскую и древнекитайскую философию характеризует …
(-)отказ от мифологической картины мира
(-)опора на научные теории
(+)практическая ориентированность
(-)отказ от религиозных ценностей
89. К древнеиндийской философии относятся философские школы…
(+)локаята (-)пифагореизм (+)веданта (-)атомизм (-)даосизм
90. Одной из школ древнекитайской философии является…
91. Особенность древневосточной философии является….
(-)обращение к данным научного исследования (-)развитая система философских категорий
(-)глубоко разработанная гносеология (+)опора на мифологические представления о мире и человеке
92. Основной темой философии Конфуция является…
(-)тема научного познания (-)философия истории
(+)тема человека, семьи и государства(-)онтологическая проблематика
93. Первоначало, безличный мировой закон в древнекитайской философии именовался….
(+)Дао (-)инь (-)Ян (-)ци
94. Переход от мифологического отражения мира к его философскому осмыслению можно проследить в китайском произведении:
(-)Лунь Юй, (-)Бхагаватгита, (+)Книга перемен, (-) Махабхарата.
Античная философия
95. Античная философия включает в себя …
(+)древнегреческую и древнеримскую философию (-)древневосточную философию
(-)только древнегреческую философию (-)только древнеримскую философию
96. Возникновение античной философии было связано с постановкой проблемы:
(-)познания Космоса, (+)Первоначала бытия, (-) Смысла жизни, (-)Существования Бога.
97. Первый греческий и вместе с тем первый европейский философ -…
(-)Зенон Элейский (-)Платон (-)Ксенофан (+)Фалес
Понимание человека как микрокосма характерно для философии
(-)средневековой (-)нового времени (+)античной (-)современной
99. Согласно легенде ,первым кто отказался называть себя мудрецом ,но лишь любомудром,т.е. философом, был…
(-)Аристотель (-)Платон (+)Пифагор (-)Сократ
Согласно древнегреческой философии Природа есть
(-)вечный и неизменный мир (-)Неживые предметы, (+)Космос, (-)Живые существа.
101. Характерной чертой мировоззрения античности является …
(+)космоцентризм(-)теоцентризм (-)антропоцентризм (-)наукоцентризм
Досократический период
102. Автором знаменитых апорий «Ахилл и черепаха», «Стрела» и др. является…
(-)Аристотель (-)Сократ (-)Платон (+)Зенон Элейский
103. Вопрос о первоначале мира был центральным в античной философии на этапе…
(+)ранней классики (-)эллинизма (-)средней классики (-)поздней классики
104. Вопрос о первоначале мира был центральным в античной философии _______ периода
(+)досократического (-)классического (-)эллинистического (-)позднего классического
105. Древнегреческие натурфилософы VI-V вв. до н.э. отождествляли материю ( субстанцию) с…
(-)телесными вещами (+)различными природными стихиями (-)обществом (-)объективной реальностью
106. Исторически первой попыткой достижения количественной стороны мироздания является учение…
(+)Пифагором (-)Гераклита (-)Аристотеля (-)Парменида
107. Заслуга софистов состоит в том, что они…
(+)выдвинули на первый план проблему человека(-)выдвинули на первый план проблему материи
(-)выдвинули на первый план проблему «физиса» (-)открыли первый университет
Метод мышления, характеризующийся односторонностью, абстрактностью, стремлением абсолютизировать отдельные моменты в составе целого, называется
а) реалистическим б) диалектическим в) прагматическим г) метафизическим
Согласно диалектике, источником развития выступает…
а) покой и равновесие б) любое изменение объекта
в) разрешение внутренних и внешних противоречий г) внешнее воздействие на объект
Единство качества и количества есть…
а) граница б) мера в) норма г) время существования
Существенное различие явлений в рамках общего для них тождества называется…
а) взаимодействием б) взаимопритяжением в) противоречием г) противоположностью
Полное отрицание преемственности с предыдущим этапом развития есть…
а) нигилизм б) скептицизм в) прагматизм г) эволюционизм
Закон диалектического синтеза лежит в основе представления процесса развития…
а) в виде волнового процесса б) в виде круговорота
в) как хаотического процесса г) в виде спирали
Качество предмета с точки зрения диалектики есть…
а) то, что можно измерить б) система необходимых свойств предмета
в) внешние признаки предмета г) то, что никогда не изменяется в предмете
Впервые термин «диалектика» применил…
а) Сократ б) П. Абеляр в) ДЖ. Бруно г) Ф. Аквинский
С точки зрения диалектического материализма, законы диалектики…
а) есть теоретические конструкции, не обнаруживающие себя в объективной реальности
б) отражают саморазвитие абсолютного духа
в) имеют универсальный характер
г) реализуются только в живой природе
10. Развитие…
а) присуще природе, обществу и сознанию б) характерно только для социума
в) характерно только для материальных систем г) наблюдается только в живых системах
Автором знаменитых апорий «Ахилл и черепаха», «Стрела» и др. является…
а) Сократ б) Платон в) Аристотель г) Зенон Элейский
12. Верным суждением относительно связи движения и развития является следующее …
а) «движение и развитие не связаны друг с другом» б) «не всегда развитие есть движение»
в) «движение тождественно развитию» г) «не всякое движение является развитием»
Метод философского мышления воспринимать, понимать и объяснять мир в его единстве, противоречивости и динамике называют …
а) аксиоматическим б) диалектическим в) метафизическим г) телеологическим
Основное содержание диалектической концепции развития описывается тремя всеобщими законами, впервые сформулированными …
а) Аристотелем б) Гегелем в) К. Марксом г) Декартом
Метод мышления, характеризующийся односторонностью, абстрактностью, стремлением абсолютизировать отдельные моменты в составе целого, называется
метафизическим
диалектическим
реалистическим
релятивистским
К принципам диалектики не относится принцип…
отрицания преемственности в развитии
историзма
творческой активности субъекта
конкретности истины
Единство качества и количества есть…
мера
норма
граница
время существования
Существенное различие явлений в рамках общего для них тождества называется…
противоречием
полярностью
взаимопритяжением
взаимодействием
Идея противоречия как единства противоположностей сформировалась в…
древности
средние века
Новое время
философии марксизма
Закон диалектического синтеза лежит в основе представления процесса развития…
в виде спирали
в виде волнового процесса
в виде круговорота
как хаотического процесса
Качество предмета с точки зрения диалектики есть…
система необходимых свойств предмета
совокупность всех свойств предмета
то, что можно измерить
то, что никогда не изменяется в предмете
Впервые термин «диалектика» применил…
Сократ
Ф. Аквинский
ДЖ. Бруно
Гегель
С точки зрения материализма, законы диалектики…
имеют универсальный характер
есть теоретические конструкции, не обнаруживающие себя в объективной реальности
реализуются только в живой природе
отражают саморазвитие абсолютного духа
10. Развитие…
присуще природе, обществу и сознанию
характерно только для материальных систем
характерно только для социума
наблюдается только в живых системах
Автором знаменитых апорий «Ахилл и черепаха», «Стрела» и др. является…
Зенон Элейский
Сократ
Платон
Аристотель
12. Верным суждением относительно связи движения и развития является следующее …
«не всякое движение является развитием»
«движение тождественно развитию»
«не всегда развитие есть движение»
«движение и развитие не связаны друг с другом»
Метод философского мышления воспринимать, понимать и объяснять мир в его единстве, противоречивости и динамике называют …
диалектическим
метафизическим
телеологическим
аксиоматическим
Основное содержание диалектической концепции развития описывается тремя всеобщими законами, впервые сформулированными …
Гегелем
Аристотелем
Декартом
К. Марксом
Общие, устойчивые и необходимые связи между явлениями и процессами называются …
законом
принципом
сущностью
содержанием
Сознание и бытие
Впервые грань между присущим человеку сознанием и материальными явлениями была намечена…
софистами и Сократом
Р. Декартом
И. Кантом
Ф. Энгельсом
Основные законы и принципы диалектики — МегаЛекции
336. Метод мышления, характеризующийся односторонностью, абстрактностью, стремлением абсолютизировать отдельные моменты в составе целого, называется…
a. метафизическим
337. К принципам диалектики не относится принцип…
a. отрицания преемственности в развитии
338. Единство качества и количества есть…
a. мера
339. Существенное различие явлений в рамках общего для них тождества называется…
a. противоречием
340. Идея противоречия как единства противоположностей сформировалась в…
a. древности
341. Закон диалектического синтеза лежит в основе представления процесса развития…
a. в виде спирали
342. Качество предмета с точки зрения диалектики есть…
a. система необходимых свойств предмета
343. Впервые термин «диалектика» применил…
a. Сократ
344. С точки зрения материализма, законы диалектики…
a. имеют универсальный характер
345. Развитие…
a. присуще природе, обществу и сознанию
346. Автором знаменитых апорий «Ахилл и черепаха», «Стрела» и др. является…
a. Зенон Элейский
347. Верным суждением относительно связи движения и развития является следующее …
a. «не всякое движение является развитием»
348. Метод философского мышления воспринимать, понимать и объяснять мир в его единстве, противоречивости и динамике называют …
a. диалектическим
349. Основное содержание диалектической концепции развития описывается тремя всеобщими законами, впервые сформулированными …
a. Гегелем
350. Общие, устойчивые и необходимые связи между явлениями и процессами называются …
a. законом
Сознание и бытие
351. Впервые грань между присущим человеку сознанием и материальными явлениями была намечена…
a. софистами и Сократом
352. Вульгарный материализм считает, что сознание…
a. имеет вещественную природу
353. _____________ считает сознание воплощением мирового разума.
a. Объективный материализм
354. Философское учение об универсальной одушевленности материи есть…
a. гилозоизм
355. При рассмотрении сознания с точки зрения его связи с материальным носителем нередко происходит подмена философского и _____________ взгляда на сознание.
a. естественнонаучного
356. Автором книги «Происхождение человека и половой отбор» является…
a. Ч. Дарвин
357. Способность оперировать понятиями, суждениями, умозаключениями есть…
a. абстрактное мышление
358. Способность субъекта оценивать свой внутренний мир и поведение есть…
a. самосознание
359. Единица мысли, фиксирующая общие и существенные свойства и отношения предметов и явлений называется…
a. понятием
360. Оперирование конкретно-чувственными и понятийными образами есть…
a. мышление
361. «Бессознательное» по З.Фрейду, функционирует на основе…
a. первичных влечений с целью получения наибольшего удовольствия
362. Предположение о связи тела и души посредством шишковидной железы в головном мозге принадлежит…
a. Р.Декарту
363. Присущая человеку способность целенаправленно и обобщенно воспроизводить действительность в идеальной форме обозначается понятием…
a. сознание
364. Мышление и бытие являются независимыми друг от друга субстанциями, – утверждает …
a. дуализм
365. Истолкование сознания как свойства высокоорганизованной материи, высшей формы отражения мира, продукта эволюции природы, человека и общества характерно для __________ материализма.
a. диалектического
Рекомендуемые страницы:
Читайте также:
Воспользуйтесь поиском по сайту:
Сознание и бытие
Читайте также: Рекомендуемые страницы: Поиск по сайту |
Поиск по сайту: |
Подборка по базе: Диагностика учебной успешности в начальной школе.pdf, Презентация по дисциплине «Философия».ppt, 1. Тесты-1 супер.docx, 1. Тесты-1 супер.docx, Тестовый материал по дисциплине Маркетинг.docx, все тесты.docx, Отчет по учебной практике июль 2014.docx, выделенные тесты.docx, 1 тесты статистика.docx, Пример отчета по учебной практике.docx ВАРИАНТ №7 1 уровень (репродуктивный, тесты по учебной дисциплине – макс.30 баллов) Выбрать правильный ответ из предложенных вариантов:
4. Функция философии, роль которой – подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия:
5. Раздел философии, разрабатывающий наиболее общие вопросы бытия, называют:
в) буддизма. 7. Основная идея конфуцианства: а) чтобы гармонизовать свою жизнь, нужно соблюдать установленный Небом добрый порядок 8. В Античности на позиции антропологического дуализма души и тела стоит: в) Платон. 9. Фраза Гераклита «Одно и то же в нас – живое и мертвое, бодрствующее и спящее, молодое и старое. Ведь это, изменившись, есть …» означает: в) наличие единства и борьбы противоположностей. 10. Основатели атомизма: в) Левкипп и Демокрит. 11. Один из «отцов церкви» средневековья, «Учитель Запада»: б) Боэций 12. Теоцентризм, как мировоззренческая установка, есть: а) признание того, что Бог – абсолют, определяющий существование природы, человека и общества 13. Универсалии существуют независимо от сознания, утверждал в средневековой философии:
14.ТДля эпохи Ренессанса характерно: а) возрождение античной культуры, ее переосмысление в новых условиях 15. Б. Спиноза – представитель: б) рационализма; 16. Заблуждения, порожденные субъективными предпочтениями, симпатиями, антипатиями ученых, Ф.Бэкон называет идолами: б) рода;. 17. Основная черта натурфилософии Возрождения: б) пантеизм;. 18. Согласно Руссо, посредством общественного договора человек обретает: б) собственную свободу; 19. «Отрицание отрицания» у Г.Гегеля есть: в) простая логическая форма. 20. «Субъективный дух», «Объективный дух», «Абсолютный дух» — так Гегелем озаглавлены части книги: б) «Наука логики»; 21. В философии марксизма основа познания и критерий истины: в) сознание. 22. Предмет философской герменевтики: в) текст. 23. Согласно М.Хайдеггеру, основным переживанием и способом бытия человека является: в) страх. 24. Русский писатель, чье творчество дало огромный толчок развитию философии экзистенциализма: в) Ф.Достоевский. 25. Бытие, согласно Пармениду — это : в) космический разум. 26. Постоянно присущие материи случайные колебания и отклонения: б) флуктуации; 27. Законы диалектики — это: б) те же законы, что регулируют отношения между людьми; 28. Определите отличие метафизического отрицания от диалектического: б) метафизическое отрицание предполагает дальнейшее развитие отрицаемого, в противоположность диалектическому; 29. Антропогенез – это процесс: б) формирования человека как социального существа; 30. Основное значение фактору случайности в самоорганизации общества отводит: б) синергетика. 2 уровень: аналитический – макс.30 баллов 1. Дайте определение понятия «материализм» Материализм (лат. materialis — вещественный) — философское мировоззрение, в соответствии с которым материя, как объективная реальность, является онтологически первичным началом (причиной, условием, ограничением) в сфере бытия, а идеальное (понятия, воля, сознание и тому подобное) — вторичным (результатом, следствием). Материализм утверждает существование в сфере бытия единственной «абсолютной» субстанции бытия — материи; все сущности образованы материей, а идеальные явления (в том числе сознание) — являются процессами взаимодействия материальных сущностей. Законы материального мира распространяются на весь мир, в том числе на общество и человека. Термин «материализм» был введён Готфридом Лейбницем: словом «материалисты» он характеризовал и Эпикура, которого считал своим предшественником, и часть противников своего синтеза материализма и идеализма 2. Раскройте смысл понятия «знание» Знание — результат процесса познавательной деятельности. Обычно под знанием подразумевают только тот результат познания, который обладает непреходящей истинностью, может быть логически или фактически обоснован и допускает эмпирическую или практическую проверку. То есть, говоря о знании, мы чаще всего имеем в виду истинное знание. Истинное знание — это верное отражение действительности в мышлении человека или в общем, то есть идея, или описание, или сообщение о том, что есть на самом деле. На получение истинных знаний, знаний о глубинной структуре предметов и явлений, об их существенных взаимосвязях нацелена наука, для этой цели применяется научный метод. Знание индивида (или группы индивидов) — это обладание проверенной (каким-либо способом) информацией, позволяющей решить какую-либо практическую задачу. Знание противоположно незнанию (отсутствию проверенной информации о чём-либо), но противопоставляется также и вере. Сказанное выше относят к упрощенному, более узкому пониманию знания. В самом широком смысле слова, в философской интерпретации, знание — это образ реальности субъекта в форме понятий и представлений. Широкое понимание знания приближает, отождествляет его с понятием информации, что ведёт к столкновению со сложным вопросом о видах знания, главными из которых можно обозначить «истинное» и «ложное» (дезинформация). Здесь же появляется знание обыденное, знание как умение, знание как мнение, как оценка, как подражание и т. д. Обычно знание объективируется, фиксируется, выражается в языке или какой-либо другой знаковой системе, знаковой форме. Однако в зависимости от того, что понимать под знанием, можно и утверждать, что знание может быть также зафиксировано в чувственных образах, получено путём непосредственного восприятия 3. Проанализируйте содержание понятия «рефлексия» Рефлексия (от позднелат. reflexio «обращение назад») — это обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление. В частности, — в традиционном смысле, — на содержание и функции собственного сознания, в состав которых входят личностные структуры (ценности, интересы, мотивы), мышление, механизмы восприятия, принятия решений, эмоционального реагирования, поведенческие шаблоны и т. д. Согласно Пьер Тейяру де Шардену, рефлексия — то, что отличает человека от зверей, благодаря ей человек может не просто знать нечто, но ещё и знать о своём знании. Согласно Эрнсту Кассиреру, рефлексия заключается в «способности выделять из всего нерасчленённого потока чувственных феноменов некоторые устойчивые элементы, чтобы, изолировав их, сосредоточить на них внимание» Одним из первых в психологии рассмотрением рефлексии занялся А. Буземан (1925—1926 гг.), который трактовал её как «всякое перенесение переживания с внешнего мира на самого себя». В психологических исследованиях рефлексия выступает двояко:
4. Определите понятие «человек» Человек — это социально-биологическое существо, воплощающее собой высшую ступень в эволюции жизни и являющееся субъектом общественно-исторической деятельности и общения. Понятие «человек» используется как предельно общее понятие для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Используя это понятие, психологи подчеркивают, что человек является биологическим и социальным существом одновременно, которое своей жизнедеятельностью оказывает влияние на окружающую среду. Основные характеристики человека: особое строение организма; способность к трудовой деятельности; наличие сознания. Человек как отдельный представитель человечества определяется понятием «индивид». Проанализируйте высказывание Анри Бергсона: «Человек чувствует свой долг лишь в том случае, если он свободен». |
Метод мышления, характеризующийся односторонностью, абстрактностью, стремлением абсолютизировать отдельные моменты в составе целого, называется…
а) реалистическим б) диалектическим в) прагматическим г) метафизическим
Согласно диалектике, источником развития выступает…
а) покой и равновесие б) любое изменение объекта
в) разрешение внутренних и внешних противоречий г) внешнее воздействие на объект
Единство качества и количества есть…
а) граница б) мера в) норма г) время существования
Существенное различие явлений в рамках общего для них тождества принято называть…
а) взаимодействием б) взаимопритяжением в) противоречием г) противоположностью
Полное отрицание преемственности с предыдущим этапом развития есть…
а) нигилизм б) скептицизм в) прагматизм г) эволюционизм
Закон диалектического синтеза лежит в базе представления процесса развития…
а) в виде волнового процесса б) в виде круговорота
в) как хаотического процесса г) в виде спирали
Качество предмета с точки зрения диалектики есть…
а) то, что можно измерить б) система необходимых свойств предмета
в) внешние признаки предмета г) то, что никогда не изменяется в предмете
Впервые термин ʼʼдиалектикаʼʼ применил…
а) Сократ б) П. Абеляр в) ДЖ. Бруно г) Ф. Аквинский
С точки зрения диалектического материализма, законы диалектики…
а) есть теоретические конструкции, не обнаруживающие себя в объективной реальности
б) отражают саморазвитие абсолютного духа
в) имеют универсальный характер
г) реализуются только в живой природе
10. Развитие…
а) присуще природе, обществу и сознанию б) характерно только для социума
в) характерно только для материальных систем г) наблюдается только в живых системах
Автором знаменитых апорий ʼʼАхилл и черепахаʼʼ, ʼʼСтрелаʼʼ и др.
Размещено на реф.рф
является…
а) Сократ б) Платон в) Аристотель г) Зенон Элейский
12. Верным суждением относительно связи движения и развития является следующее …
а) ʼʼдвижение и развитие не связаны друг с другомʼʼ б) ʼʼне всегда развитие есть движениеʼʼ
в) ʼʼдвижение тождественно развитиюʼʼ г) ʼʼне всякое движение является развитиемʼʼ
Метод философского мышления воспринимать, понимать и объяснять мир в его единстве, противоречивости и динамике называют …
а) аксиоматическим б) диалектическим в) метафизическим г) телеологическим
Основное содержание диалектической концепции развития описывается тремя всеобщими законами, впервые сформулированными …
а) Аристотелем б) Гегелем в) К. Марксом г) Декартом
Что такое абстрактное мышление? (с иллюстрациями)
Абстрактное мышление — это концепция, которую часто сравнивают с конкретным мышлением, в котором мышление ограничено тем, что находится перед лицом, и здесь и сейчас. Напротив, абстрактный мыслитель может концептуализировать или обобщать, понимая, что каждое понятие может иметь несколько значений. Такие мыслители могут видеть шаблоны, выходящие за рамки очевидного, и уметь использовать шаблоны или множество конкретных идей или ключей для решения более крупных проблем.Одним из примеров этого контраста может быть реакция конкретного и абстрактного мыслителя на одно и то же изображение женщины, держащей факел. Конкретный мыслитель интерпретировал бы картину буквально, но абстрактный мыслитель мог бы интерпретировать картину как изображение Статуи Свободы и прийти к выводу, что художник хотел прославить свободу.
Абстракционизм может означать разные вещи для разных людей.Есть много способов, которыми абстрактное мышление может принести пользу людям. Это помогает решать проблемы более творчески и позволяет людям мыслить нестандартно. Это также дает возможность более глубокого концептуального понимания, и есть некоторые ранние психиатры, которые считают, что «мышление» — не единственная часть абстрактного знания.Карл Юнг определил некоторые типы личности как обладающие способностью абстрактно чувствовать, интуитивно или ощущать в дополнение к способности думать.
У детей могут быть проблемы с абстрактными понятиями, такими как продолжительность.В нормальных человеческих популяциях люди демонстрируют различные способности абстрактного мышления, которые становятся очевидными по мере развития человека. Большинство детей младшего возраста не могут мыслить абстрактно. Например, ребенку говорят, что он ждет нового брата или сестру через девять месяцев.Тем не менее, концепция девяти месяцев, особенно для тех, кто не умеет считать или терпеливо, может быть ужасно абстрактной, и ребенок может неоднократно спрашивать, когда родится новый ребенок. Позже у ребенка, вероятно, разовьется представление о времени, и эта информация о размышлениях о будущем станет возможной.
Люди с умственными недостатками могут иметь трудности с абстрактным мышлением.Не все люди развивают силу абстрактного мышления, и некоторые люди, которые ранее были сильны в этой области, могут потерять эту способность. Люди с определенными нарушениями обучаемости и некоторыми типами умственной отсталости могут испытывать большие трудности с концептуализацией за пределами определенной точки или у них возникают проблемы со словами, которые представляют идеи, а не вещи.В некоторых случаях травма головного мозга, особенно лобной доли, влияет на способность человека мыслить абстрактно, и это может вызывать трудности, когда людям необходимо принимать концептуальные решения, выносить моральные суждения или решать проблемы комплексным образом.
Повреждение головного мозга лобной доли может повлиять на способность человека мыслить абстрактно.Следует повторить, что существует нормальный диапазон способностей к абстрактному мышлению, и некоторые люди более конкретны, чем абстрактны. Это не означает меньшего успеха в жизни, хотя высокий дефицит абстрактного мышления может указывать на некоторую неспособность к обучению.Существуют конкретные и абстрактные тесты мышления, но авторитетные тесты нужно искать у таких профессионалов, как школьные психологи. Онлайн-тесты могут быть забавными, но нет возможности оценить их точность.
Абстрактное мышление может помочь людям творчески решать проблемы.,Построение абстрактного мышления через математику
Незадолго до своего четвертого дня рождения Лии подарили пять паровозов. Однажды дома она зашла на кухню с тремя из них. Ее отец спросил: «А где остальные?»
«Я потеряла их», — призналась она.
«Сколько вас не хватает?» он спросил.
«У меня есть один, два, три. Итак, — сказала она, указывая в воздух, — foooour, fiiiive … два отсутствуют: четыре и пять. Нет! Я хочу, чтобы это были один, три и пять, — воскликнула она, указывая на три двигателя.«Итак, два и четыре отсутствуют. Двое по-прежнему отсутствуют, но они числа два и четыре».
В этом сценарии Лия абстрактно думала о числах. Ее абстракции позволяли ей играть с числами так же, как она играла с другими вещами, такими как кубики и игрушки.
Обучение через абстрактное мышление
Многие люди определяют подходящий опыт для детей как «конкретный и практический» и противопоставляют его абстрактным занятиям с бумагой и карандашом.Но важно помнить, что любое существенное обучение требует абстрактного мышления. Мы хотим, чтобы дети могли делать обобщения из конкретного опыта. Например, чтобы определить красный цвет, дети должны абстрагироваться от валентинок, знаков остановки и многих других предметов. Понятие чего-то вроде доброты предполагает еще более абстрактное понимание.
Дети абстрагируются от работы с конкретными предметами. Вы можете указать на стул и чашку, чтобы обозначить значение каждого из них.Хотя вы можете указать на три стула и сказать «три», и вы можете указать на цифру «три» и сказать «три», дети должны абстрагироваться от идеи числа три, обобщая свой опыт.
Знакомство с числами
Давайте посмотрим, как дети развивают представления о числах. С рождения до первого класса у детей развиваются все более абстрактные и гибкие представления о числах и счете.
Почти со дня рождения младенцы чувствительны к количеству.Как правило, к 8–12 месяцам они могут сказать, какая из двух очень маленьких коллекций больше другой. В то время как младенцы, вероятно, оценивают числа, они начинают долгий процесс усвоения сложных и сложных представлений о числах и счете.
Значительное развитие происходит примерно в 2 года, когда дети начинают играть в символические игры. В этом возрасте они могут представлять числа с помощью мысленных изображений предметов, что позволяет им точно представлять числа.Когда малыш ставит две тарелки, затем берет две ложки и кладет по одной на каждую тарелку, он демонстрирует раннюю способность мыслить абстрактно.
Числовые слова тоже важны. В самом раннем возрасте дети могут не осознавать, что число является важным атрибутом. Эти слова помогают им понять, что вы можете классифицировать коллекции по номеру. Они доводят числа до осознания. Например, девочка сидит во дворе со своей собакой, когда к ней приближается другая собака. Девушка говорит: «Две собачки!» Затем она просит мать дать ей два лакомства и дает по одному каждому.Она сделала важную абстракцию.
Вскоре дети развивают эти ранние идеи, развивая свои счетные способности. Они соединяют некоторые из этих слов вместе и начинают учиться считать. Никогда не позволяйте никому умалять этот процесс, говоря что-то вроде «это просто счет»! В дошкольном возрасте дети должны научиться абстрагировать несколько правил или принципов, чтобы считать. В их числе:
1. Правило стабильного порядка. Подсчет слов нужно произносить только один раз и в последовательном порядке.Ребенок считает: «один, два, три, четыре, пять, шесть, восемь, семь …» каждый раз, когда он считает. он не совсем прав, но он последователен.
2. Однозначное правило. Каждое счетное слово должно быть связано с одним и только одним объектом. Многие четырехлетние дети совершают такие ошибки, как пропуск предмета, но улавливают похожие ошибки, когда их совершают другие.
3. Основное правило. Последнее счетное слово указывает «сколько» в коллекции. Если вы спросите ребенка, который только учится считать, сколько предметов она только что сосчитала, она может пересчитать! Но с практикой счета дети учатся абстрагироваться от этого правила и обнаруживают, что последнее числовое слово не является атрибутом последнего подсчитанного объекта, а атрибутом всей коллекции в целом.
4. Правило нерелевантности порядка. Объекты можно пересчитывать в любом порядке. Как и в примере с паровозиком, ребенок может помечать объекты разными числами, и счетчик останется прежним.
5. Правило абстракции. Можно собрать и пересчитать любые предметы. Дети могут сосчитать прыжки, количество лай собаки или количество пропавших яиц из коробки для яиц. Как видно из названия правила, счет — это абстрактная принципиальная деятельность!
Несмотря на то, что маленьким детям трудно следовать правилам, их поведение указывает на то, что их понимание растет.Растущее понимание числовых слов и счета позволяет детям также строить абстрактные сравнения чисел. Например, после трех с половиной лет большинство детей могут точно сравнивать суммы в двух наборах разнородных объектов, таких как набор блоков и набор фишек. Они также могут точно сравнивать коллекции, которые они не видят одновременно, например количество шариков в круге с количеством ударов барабана в последовательности. В возрасте от 4 до 4 ½ лет дети могут сравнивать коллекции, каждая из которых состоит из смеси различных предметов.Это показывает, что они рассматривают нумерацию как все более абстрактную идею, не зависящую от размера или характера подсчитываемых объектов.
Еще один способ развития абстрактных идей у детей — письменные символы. Дети дошкольного возраста понимают, что письменные отметки на бумаге могут сохранять и передавать информацию о количестве. Например, трех- и четырехлетние дети могут делать неформальные отметки на бумаге, такие как счетные отметки или диаграммы, чтобы показать, сколько из них находится в коллекции. Эта идея развивается постепенно, но дети развивают эту концепцию по мере того, как осваивают более сложные математические навыки.
Изучение фигур
Дети могут узнать о формах глубже, чем мы думаем.
Сначала дети узнают о формах как о «цельном»; например, распознавание того, что что-то является прямоугольником, потому что «это похоже на дверь». Но даже этот уровень — абстракция. Когда дети могут отделить фигуру от фона, рассмотреть ее и отличить ее от других предметов и фигур, они абстрагируют эту фигуру.
Позже они могут распознать форму, например треугольник, в разных размерах и ориентациях.Более того, они даже обнаружат, что существует еще большее разнообразие определенных форм. Например, фигура может быть «длинной и тонкой» и при этом оставаться треугольником. Цвет, толщина и другие атрибуты теперь считаются несоответствующими идее. Они абстрагировались от идеи формы. Одновременно дети начинают еще одну важную абстракцию. Они приходят мысленно «выдергивать» отдельные части фигур. Например, они начинают видеть треугольник не просто как фигуру, которая выглядит определенным образом, а как фигуру, имеющую три стороны и три угла.Это дает маленьким детям ощущение силы. Одна девушка провозгласила: «Он очень острый и очень длинный, но я знаю, что это треугольник. Смотрите: у него одна, две, три прямые стороны!»
Изучение карт
Очень абстрактные и символические навыки картографирования могут показаться маленьким детям неадекватными с точки зрения их развития. Однако даже трехлетние дети могут построить простую, но содержательную карту с ландшафтными игрушками, такими как дома, машины и деревья. Сначала они прокладывают путь ориентиров, и только позже они понимают относительное положение и расстояние между такими ориентирами.
Старшие дошкольники могут ориентироваться и учиться по картам. Например, они могут быстрее изучить маршрут через игровой домик, если сначала увидят его карту. Им нужно многое узнать о картах, но когда они могут понять планировку реальной комнаты, взглянув на карту или сделав вывод о местонахождении спрятанной игрушки в комнате по модели, они начинают понимать сложную абстракцию, присущую карте. навыки и умения.
Любое обучение предполагает абстракцию, не только в математике.Ближе к концу прослушивания книги «Дающее дерево» 4-летняя Роза сказала: «Эта книга о эгоизме». Она отвлекла от рассказа концептуальную тему. Маленькие дети могут и должны абстрагироваться от концепций своего мира. Когда такие абстракции уходят корнями в осмысленную деятельность, они развивают интегрированное конкретное знание.
С первого года жизни для понимания необходима способность концептуализировать. По мере того, как дети растут, их идеи становятся все более абстрактными, гибкими и сложными.
Просмотр и загрузка диаграммы развития Развитие математических понятий Возраст по возрасту (PDF)
,java — Абстрактные методы в абстрактных классах
Переполнение стека- Около
- Товары
- Для команд
- Переполнение стека Общественные вопросы и ответы
- Переполнение стека для команд Где разработчики и технологи делятся частными знаниями с коллегами
- работы Программирование и связанные с ним технические возможности карьерного роста
- Талант Нанимайте технических специалистов и создавайте свой бренд работодателя
- реклама Обратитесь к разработчикам и технологам со всего мира
Диалектика абстрактного и конкретного Эвальда Ильенкова
Советская психология: диалектика абстрактного и конкретного Эвальда Ильенкова Ильенков
Диалектика абстрактного и конкретного в «Капитале» Маркса
Глава 3 — Восхождение от абстрактного к конкретному
О постановке вопроса
Анализируя метод политической экономии, Маркс выдвигает ряд положений огромного философского значения.К ним относится известный тезис о восхождении от абстрактного к конкретному как единственно возможной и правильной процедуре решения посредством мышления конкретной задачи теоретического познания мира.
Бетон, в концепции Маркса, есть единство в разнообразии,
’Таким образом, в рассуждениях он появляется как подведение итогов, как результат, а не как отправная точка, хотя это реальная исходная точка и, следовательно, также точка происхождения восприятия и воображения…
«Целостность как концептуальная сущность, рассматриваемая интеллектом, является продуктом мыслящего интеллекта, который ассимилирует мир единственным доступным ему способом, способом, отличным от художественной, религиозной и практической духовной ассимиляции мира» []. Вклад в критику политической экономии ]
Метод восхождения от абстрактного к конкретному, где «абстрактные определения ведут к воспроизведению конкретного посредством мышления» [ Grundrisse ], был определен Марксом как правильный метод с научной точки зрения.Этот метод, по Марксу, представляет собой тот особый «способ, в котором мышление усваивает конкретное, воспроизводя его как духовно конкретное». [ Grundrisse ]
Только этот метод позволяет теоретику решить свою особую задачу — преобразовать данные созерцания и представления в понятия.
Ввиду особого значения этих положений для понимания метода Capital следует остановиться на них более подробно, тем более что они часто становились объектами фальсификации экономических и философских идей Маркса буржуазными философами и ревизионистами.
Напомним, прежде всего, что под конкретным Маркс понимает вовсе не только образ живого созерцания, чувственную форму отражения объекта в сознании, и не истолковывает абстрактное только как «мысленную дистилляцию». Если прочитать вышеизложенные положения Маркса с точки зрения этих понятий абстрактного и конкретного, характерных для узкого эмпиризма и неокантианства, то можно прийти к абсурду, несовместимому с теорией отражения.Можно было бы создать иллюзию, что Маркс рекомендует подняться от ментальной абстракции как чего-то, непосредственно данного образу живого созерцания как чего-то вторичного и производного по отношению к мысли.
Поэтому, читая Маркса, следует позаботиться о том, чтобы освободиться от понятий, некритически заимствованных из промарксистских и неокантианских трактатов по эпистемологии.
С точки зрения Марксова определения абстрактного и конкретного, приведенные выше положения характеризуют диалектику перехода от живого созерцания к абстрактному мышлению, от созерцания и представления к понятию, от конкретного, как оно дается в созерцании и представлении, к конкретному. как кажется в мыслях.
Маркс — прежде всего материалист. Другими словами, он исходит из того, что все те абстракции, посредством которых теоретик мысленно реконструирует мир и посредством синтеза которых мысленно реконструирует мир, являются концептуальными копиями отдельных моментов самой объективной реальности, выявленных в результате анализа. Другими словами, предполагается, как нечто совершенно очевидное, что каждое абстрактное определение, взятое отдельно, является продуктом обобщения и анализа непосредственных данных созерцания.В этом смысле и только в этом смысле он является продуктом сведения конкретного в действительности к его абстрактному сокращенному выражению в сознании.
Маркс говорит, что все определения, используемые в (домарксовской) политической экономии, были продуктом движения от конкретного, данного в понятии, к все более скудным абстракциям. Поэтому, описывая исторический путь, пройденный политической экономией, Маркс характеризует его как путь, начинающийся с реального и конкретного и ведущий сначала к «скудным абстракциям», а только потом — от «скудных абстракций» к системе, синтезу, сочетание абстракций в теории.
Сведение конкретной полноты реальности к ее сокращенному (абстрактному) выражению в сознании самоочевидно является предпосылкой и условием, без которых никакое специальное теоретическое исследование не может продолжаться или даже начаться. Более того, эта редукция является не только предпосылкой или историческим условием теоретической ассимиляции мира, но и органическим элементом самого процесса построения системы научных определений, то есть синтезирующей деятельности разума.
Определения, которые теоретик объединяет в систему, конечно, не заимствованы в готовом виде из предыдущей фазы (или стадии) познания. Его задача ни в коем случае не ограничивается чисто формальным синтезом готовых «скудных абстракций» согласно знакомым правилам такого синтеза. Строя систему из готовых, ранее полученных абстракций, теоретик всегда критически анализирует их, сверяет с фактами и, таким образом, снова идет восхождение от конкретного в действительности к абстрактному в мысли.Таким образом, это восхождение является не только и не столько предпосылкой построения системы науки, сколько органическим элементом самой конструкции.
Отдельные абстрактные определения, синтез которых дает «конкретное в мысли», формируются в ходе восхождения от абстрактного к самому конкретному. Таким образом, теоретический процесс, ведущий к достижению конкретного знания, всегда, в каждом отдельном звене, а также в целом, также является процессом сведения конкретного к абстрактному.
Другими словами, можно сказать, что восхождение от конкретного к абстрактному и восхождение от абстрактного к конкретному — это две взаимно предполагаемые формы теоретического усвоения мира, абстрактного мышления. Каждая из них реализуется только через свою противоположность и в единстве с ней. Восхождение от абстрактного к конкретному без его противоположности, без восхождения от конкретного к абстрактному стало бы чисто схоластическим соединением готовых скудных абстракций, заимствованных некритически.Наоборот, сведение конкретного к абстрактному, выполненное произвольно, без четко реализованной общей идеи исследования, без гипотезы, также не может и не будет давать теорию. Это даст лишь кучу непересекающихся скудных абстракций.
И все же почему Маркс, учитывая все это, определил восхождение от абстрактного к конкретному как единственно возможный и научно верный способ теоретического усвоения (отражения) мира? Причина в том, что диалектика, в отличие от эклектизма, не рассуждает по принципу «с одной стороны, с другой стороны», а всегда указывает на определяющий аспект, на тот элемент единства противоположностей, который является в данном случае ведущим или определяющим.Это аксиома диалектики.
Специфическая и характерная черта теоретической ассимиляции (в отличие от простого эмпирического знакомства с фактами) состоит в том, что каждая отдельная абстракция формируется в рамках общего движения исследования к более полному и всеобъемлющему, то есть конкретному, представлению об объекте. Каждое отдельное обобщение (по формуле «от конкретного к абстрактному») имеет смысл только при условии, что оно является ступенькой на пути к конкретному постижению действительности, на пути восхождения от абстрактного отражения объекта в мысль к ее все более конкретному выражению в концепции.
Если отдельный акт обобщения не является одновременно шагом вперед в развитии теории, шагом на пути от уже имеющихся знаний к новым и более полным знаниям, если он не продвигает теорию в целом, обогащая ее новым общим определение, а просто повторяет то, что уже было известно, оказывается просто бессмысленным с точки зрения развития теории.
Другими словами, конкретное (то есть постоянное движение к все более конкретному теоретическому осмыслению) выступает здесь как конкретная цель теоретической мысли.В качестве такой цели конкретное как закон определяет способ действия теоретика (здесь, конечно, подразумевается умственное действие) в каждом частном случае, в каждом отдельном обобщении.
Абстрактное с этой точки зрения оказывается всего лишь означает теоретического процесса, а не его целью, в то время как каждый отдельный акт обобщения (то есть сведения конкретного к абстрактному) выступает как подчиненный, исчезающий момент общее движение.На языке «исчезающий момент» — это момент, который не имеет значения сам по себе, в отрыве от других моментов — он имеет значение только в связи с ними, в живом взаимодействии с ними, в переходе.
В этом весь смысл. Именно потому, что Маркс был диалектиком, он не ограничился простым констатацией того факта, что в теоретической мысли имеет место как движение от конкретного к абстрактному, так и от абстрактного к конкретному, а выделил прежде всего эту форму движение мысли, которое в данном случае оказывается главным и доминирующим, определяя вес и значение другого, противоположного.Такова форма восхождения от абстрактного к конкретному в специальных теоретических исследованиях. Следовательно, это особая форма теоретической мысли.
Конечно, это вовсе не означает, что другой, противоположной форме нет места в мышлении. Это просто означает, что сведение конкретной полноты фактов к абстрактному выражению в сознании не является ни конкретной, ни тем более определяющей формой теоретического отражения мира.
Человек ест, чтобы жить — он не живет, чтобы есть.Но только сумасшедший сделает вывод, что человек должен вообще обходиться без еды; Было бы столь же глупо утверждать, что этот афоризм принижает роль еды.
То же верно и в отношении настоящего случая. Только человек, совершенно невежественный в научных вопросах, может принять абсорбцию чувственно конкретной полноты фактов в абстракции за главную и определяющую форму умственной деятельности теоретика. В науке это лишь средство, необходимое для выполнения более серьезной задачи, задачи, специфической для теоретического освоения мира, составляющей подлинную цель деятельности теоретика. Воспроизведение конкретного в мысли — это цель, определяющая вес и значение каждого отдельного акта обобщения.
Конкретное в мышлении, конечно, не является конечной целью, самоцелью. Теория в целом также является «моментом исчезновения» в реальном, практическом объективном обмене материей между человеком и природой. От теории происходит переход к практике, и этот переход также можно описать как переход от абстрактного к конкретному.Практика больше не имеет высшей цели вне себя, она ставит свои собственные цели и выступает как самоцель. Поэтому каждый отдельный шаг и каждое обобщение в процессе разработки теории постоянно сопоставляется с данными практики, проверяется ими, соотносится с практикой как высшей целью теоретической деятельности. Вот почему Ленин, говоря о методе «Капитал», указывает на одну из наиболее характерных его черт: «Проверка фактами или практикой, соответственно, находится здесь в на каждом этапе анализа.’[Ленинское изложение диалектики ]
Постоянное соотнесение «каждого шага» анализа с направлением пути научного исследования в целом и, в конечном итоге, с практикой связано с самой сутью концепции Маркса о специфике теоретического освоения мира. Каждый отдельный шаг в анализе, каждый отдельный акт сведения конкретного к абстрактному с самого начала должен быть ориентирован на целое, которое «вырисовывается в представлении», — в живом созерцании, отражение которого является высшей целью. теоретической работы (конечно, только пока мы имеем дело с теоретической работой, пока человек стоит к миру только в теоретическом отношении).В этом заключается глубоко диалектический смысл положения Маркса о том, что именно восхождение от абстрактного к конкретному составляет черту, специфически присущую теоретическому процессу, и является единственно возможным и, следовательно, единственно правильным с научной точки зрения способом разработки научных определений, способом преобразование данных живого созерцания и представления в концепции.
Это означает, что все подлинно научные (не абсурдные или бессмысленные) абстрактные определения не возникают в голове человека в результате бессмысленного случайного сведения конкретного к абстрактному — они появляются исключительно в результате последовательного развития познания в общем закономерном развитии. науки, путем конкретизации имеющихся знаний и их критического преобразования.
Было бы неправильно считать, что каждая наука должна пройти стадию одностороннего аналитического отношения к миру, стадию чисто индуктивного сведения конкретного к абстрактному, и что только позже, когда эта работа будет полностью завершена. выполненный, может ли он приступить к связыванию полученных таким образом абстракций в системе, чтобы подняться от абстрактного к конкретному.
Когда Маркс ссылается на историю буржуазной политической экономии, на тот факт, что вначале она действительно следовала одностороннему аналитическому пути, а потом только потом встала на научно правильный путь, он, конечно, не имеет в виду, что каждая современная наука должна следовать этому. Например, сначала пройти чисто аналитическую стадию, а затем перейти от абстрактного к конкретному.
Односторонний аналитический метод, который действительно характерен для первых шагов буржуазной политической экономии, отнюдь не является достоинством, которое можно рекомендовать в качестве модели. Это было скорее выражением исторической ограниченности буржуазной политической экономии, в частности, обусловленной отсутствием хорошо развитого диалектического метода мышления. Диалектическая логика отнюдь не рекомендует современной науке сначала заняться чистым анализом, чистым сведением конкретного к абстрактному, а затем перейти к чистому синтезу, чистому восхождению от абстрактного к конкретному.На этом пути нельзя получить конкретное знание, а если и получится, то это может быть только из-за того же рода странствий, которым до Маркса подвергалось развитие буржуазной политической экономии.
Пример, приведенный Марксом, является скорее аргументом в пользу тезиса о том, что наука в наши дни должна с самого начала идти по научному правильному пути, а не повторять блуждания 17 века, она должна с самого начала использовать диалектическую метод восхождения от абстрактного к конкретному, в котором тесно переплетаются анализ и синтез, а не односторонний аналитический метод.Это аргумент в пользу того, чтобы наука с самого начала разрабатывала свои абстрактные определения таким образом, чтобы каждое из них в то же время было шагом на пути продвижения к конкретной истине, к познанию реальности как единое, связное, развивающееся целое. Вначале буржуазная политическая экономия пошла другим путем, но это не повод брать ее за модель.
Наука, если это подлинная наука, а не конгломерат фактов и различных данных, должна с самого начала отражать свой объект и развивать свои определения таким образом, который Маркс охарактеризовал как единственно возможный и правильный в науке, и не оставлять этот метод. для последующего использования в литературном изложении уже полученных результатов, как советовали делать неокантианские ревизионисты, такие как Кунов, Реннер и другие.Позже мы подробно обсудим эти попытки исказить суть мысли Маркса о методе восхождения от абстрактного к конкретному, представить этот метод только как литературный стиль изложения имеющихся результатов, якобы полученных чисто индуктивным образом.
Конечно, метод восхождения от абстрактного к конкретному наиболее ярко проявляется в тех работах Маркса, которые систематически излагают его теорию: Zur Kritik der politischen Okonomie (Вклад в критику политической экономии), Grundrisse der Kritik der politischen Okonomie (Очерк критики политической экономии) и в Capital. Это вовсе не означает, однако, что изложение здесь принципиально отличается по своему методу от исследования или что метод, применявшийся Марксом в исследовании, прямо противоположен способу изложения результатов исследования.
Если бы это было так, анализ «логики Capital » ничего не внес бы в понимание метода исследования, метода обработки данных созерцания и представлений, применявшихся Марксом. Столица в этом случае была бы только поучительной как образец литературного изложения ранее полученных результатов, а не как иллюстрация метода их получения. В этом случае метод исследования Маркса следует восстанавливать не на основе анализа Capital , а скорее на основе анализа черновых заметок, выдержек, фрагментов и аргументов, которые приходили в голову Марксу в его первоначальном исследовании экономических фактов. В этом случае нужно было бы согласиться с настойчивостью автора антимарксистской брошюры, теолога Фетчера, который написал следующее: «Метод, которым следовал Маркс в« Capital », по существу тот же, что применялся буржуазными учеными.Диалектика использовалась Марксом, как он сам говорит в послесловии ко второму изданию «Капитала », только как «метод изложения», метод, который действительно имеет ряд преимуществ и который мы не будем рассматривать здесь более подробно. ‘, 5 поскольку не имеет отношения к проблеме метода познания.
Фетчер предлагает здесь довольно свободную интерпретацию известного утверждения Маркса о том, что изложение теории в ее развитой форме не может не отличаться от поиска, который привел к этой теории; но формальное различие между ними, на которое ссылается Маркс, не влияет на сущность метода мышления, способа преобразования данных созерцания и представления в понятия.Этот способ анализа остался тем же самым, а именно диалектическим, как в предварительной обработке данных, так и в их окончательной обработке, хотя, конечно, он совершенствовался по мере продолжения работы, которая завершилась созданием Capital.
Главное преимущество способа изложения, которое отнюдь не носит литературно-стилистический характер, состоит в том, что автор Capital не догматически и дидактически представляет готовые результаты, полученные каким-то таинственным образом, а скорее проходит через весь процесс. получения этих результатов, все расследование, ведущее к ним, на глазах у читателя.«Читатель, который действительно желает последовать за мной, должен будет решить продвинуться от частного к общему», — предупреждал Маркс уже в своем предисловии к A Contribution to The Critique of Политическая экономия . Метод изложения загружает читателя от понимания определенных частностей, от абстрактных к все более конкретному, развитому, общему, всеобъемлющему взгляду на экономическую реальность, к общему в результате объединения частностей.
Конечно, процесс исследования воспроизводится не во всех деталях и отклонениях более чем двадцатипятилетнего исследования, а только в тех главных и решающих чертах, которые, как показало само исследование, действительно продвинули мысль по пути конкретного понимания. ,В окончательной обработке фактов для публикации Маркс уже не повторял тех многочисленных отклонений от основной темы исследования, которые неизбежны в работе любого ученого. В ходе фактического расследования часто рассматриваются факты, не имеющие прямого отношения к делу: только их анализ может показать, актуальны они или нет. Кроме того, теоретик нередко вынужден возвращаться к рассмотрению фактов, которые когда-то казались исчерпывающими.В результате исследования не продвигаются плавно, а продвигаются довольно сложно, с частыми возвратами и отклонениями.
Эти моменты, конечно, не воспроизводятся в финальной презентации. Благодаря этому процесс исследования предстает в своей подлинной форме, свободной от случайных элементов и отклонений. Здесь она как бы выпрямляется, принимая характер непрерывного движения вперед, что согласуется с характером и движением самих фактов.Здесь мысль не переходит от анализа одного факта к анализу следующего, прежде чем она действительно исчерпает этот факт; вот почему не нужно снова и снова возвращаться к одной и той же теме, чтобы заняться тем, что осталось незавершенным.
Таким образом, метод представления материалов в Capital является не чем иным, как «исправленным» методом его расследования , исправления не являются произвольными, но в полном соответствии с требованиями и законами, продиктованными самим расследованием.Другими словами, метод изложения — это в данном случае метод исследования, свободный от чего-либо вроде аксессуаров и любых сбивающих с толку элементов, метод исследования, строго соответствующий объективным, логическим законам исследования. Это метод исследования в чистом виде, в систематической форме, не заслоненной отклонениями и случайными элементами.
Что касается различий форм, о которых Маркс говорит в послесловии ко второму изданию Капитала , то они связаны с совершенно разными обстоятельствами, в частности с тем фактом, что Маркс лично познакомился с различными кругами общества. капиталистический ад в последовательности, отличной от той, которая соответствует закону их собственного развития и представлена в Capital.
Метод восхождения от абстрактного к конкретному не соответствует тому порядку, в котором отдельные стороны изучаемого объекта по тем или иным причинам попадали в поле зрения отдельных теоретиков или науки в целом. Он ориентирован исключительно на порядок, соответствующий объективным взаимосвязям различных моментов в изучаемой конкретности. Само собой разумеется, что эта подлинная последовательность реализуется не сразу.Обоснование метода восхождения от абстрактного к конкретному нельзя искать в научной карьере теоретиков или даже в историческом развитии науки в целом. Наука в целом также достигает своей подлинной отправной точки через долгие и упорные поиски.
Маркс, например, пришел к анализу и пониманию экономических отношений из изучения правовых и политических отношений между людьми. Сфера права и политики оказалась для него отправной точкой исследования структуры общественного организма.Излагая теорию исторического материализма, Маркс требует перехода от понимания экономических, материальных отношений к пониманию права и политики.
Теоретики типа Фетчера могли бы настаивать на этом основании, что тезис Маркса, согласно которому отправной точкой для понимания всех социальных явлений должна быть экономика, а не право или политика, принадлежит лишь к особенностям литературной манеры изложения Маркса. теории, в то время как в самом исследовании Маркс и марксисты поступали так же, как любой буржуазный ученый.
Дело, однако, в том, что, хотя сфера права и политики изучалась Марксом до того, как он занялся экономическим исследованием, он правильно понял эту сферу, с научной (материалистической) точки зрения, только после того, как проанализировал экономику, пусть и в очень глубоком смысле. общий план.
То же верно и в отношении взгляда Маркса на политическую экономию. Маркс изучил законы движения денег, прибыли и ренты намного раньше, чем ему удалось осознать подлинную двойственную природу товара и труда, производящего товары.Тем не мение. до тех пор, пока он не понял истинную природу стоимости, его представление о деньгах и ренте было неверным. В книге «Нищета философии» он все еще разделял иллюзии рикардианской теории денег и ренты. Только ясное представление о природе стоимости, достигнутое в 1850-х годах, показало и деньги, и ренту в истинном свете. До этого деньги понимать нельзя было в принципе.
В начале 1850-х годов Маркс потратил много времени, пытаясь понять неразбериху и конфликты, связанные с обращением денег во времена кризиса и «процветания».Именно эти попытки привели его к выводу, что законы денежного обращения нельзя понять, если не разработать во всех деталях концепцию стоимости . Разработав ценностную концепцию, он увидел, что разделял ряд иллюзий Рикардо.
Следовательно, метод восхождения от абстрактного к конкретному как метод исследования фактов не может быть оправдан ссылками на порядок, в котором происходило изучение данных.Он выражает последовательность, в которой объективно правильная концепция, соответствующая объекту, формируется в уме теоретика, а не порядок, в котором определенные аспекты реальности по той или иной причине привлекают внимание теоретика и, таким образом, входят в сферу науки.
Метод восхождения от абстрактного к конкретному выражает внутренний закон развития научного понимания, который в ходе исторического прогресса прокладывает свой путь через массу случайных моментов, отклонений, часто окольными путями, незаметными для самих теоретиков.Поэтому этот закон трудно обнаружить на поверхности научного развития (то есть в сознании самих теоретиков). В сознании теоретиков этот закон может долгое время вообще не проявляться или проявляться в форме, которая сделает его неузнаваемым. Как указывал Маркс, отдельный представитель науки часто имеет весьма ошибочное представление о том, что он на самом деле делает и как он это делает. Ввиду этого нельзя судить о мыслителе по тому, что он думает о себе.Гораздо важнее (и сложно) установить объективное значение его взглядов и их роль в развитии науки в целом.
По этой причине подлинное значение фактов биографии ученого и подлинный порядок развития научных определений не могут быть выявлены посредством чисто биографического исследования. Фактический прогресс научного знания (то есть систематическое продвижение мысли к конкретной истине) часто значительно отличается от обычной хронологической последовательности.Ленин в своем фрагменте «К вопросу о диалектике » указывал, что хронология по отношению к людям не нужна при анализе логики развития знания, что она не всегда соответствует действительному порядку стадий, посредством которого мышление постигает свое. предмет.
Принимая все это во внимание, можно сделать вывод, что все характерные черты метода исследования Маркса наиболее ясно и отчетливо проявляются в Капитал , а не в черновых заметках, выдержках и аргументах, которые приходили ему в голову, когда он изучал экономические факты.
Здесь обнаруживается подлинная последовательность развития научных определений, которая лишь постепенно выявлялась в ходе предварительного изучения материала и не всегда четко осознавалась самим Марксом. Наиболее характерной чертой Маркса во все времена было трезвое критическое отношение к своим достижениям: он много раз решительно исправлял, ‘post factum’, ошибки и упущения на предварительном этапе исследования. В целом можно с объективной строгостью различать ядра объективной истины и ту форму, в которой они первоначально появились в сознании, только после события: зачатки более продвинутых форм могут быть правильно поняты только тогда, когда эти более продвинутые формы обнаружены. Уже известно.
Таким образом, если бы кто-то попытался реконструировать метод исследования Маркса по массе черновых заметок и фрагментов из его архивов, а не из Capital, , это только усложнило бы дело. Чтобы правильно их понять, все равно сначала нужно проанализировать Capital . Иначе в них просто невозможно различить «зачатки более совершенных форм». Кроме того, трудно понять, почему это исследование должно предпочесть раннюю и предварительную форму выражения более поздней, более утонченной и зрелой форме выражения.Это приведет только к тому, что более ранняя форма выражения будет принята за идеальную, а ее более поздняя форма — за искаженный вариант. Формулировки и метод их развития в «Капитале» действительно следовало бы отнести к литературной манере изложения и ее совершенству, а не к расширению объема мысли, восприятия и метода исследования.
(Этот неудобный трюк, кстати, усердно практикуют современные ревизионисты, которые настаивают на том, что подлинный марксизм следует искать в рукописях молодого Маркса, а не в его зрелых трудах.В результате « Capital » представляется как искаженная концепция так называемого реального гуманизма, разработанная Марксом и Энгельсом в 1843-1844 гг.).
Вот почему Ленин указывал, что при разработке «Великой логики марксизма» следует прежде всего иметь в виду Capital, и что метод изложения, примененный Марксом в Capital , должен служить моделью для диалектического истолкования действительности. и модель для изучения и развития диалектики в целом.Исходя из этих предварительных соображений, можно предпринять более детальное исследование метода восхождения от абстрактного к конкретному как научно правильного метода формирования научных определений, как метода теоретической обработки данных живого созерцания и представления.
Напомним еще раз в этой связи, что данные живого созерцания и представления здесь означают нечто иное, чем то, что индивидуальное личное созерцание и изображает в чувственных образах.Эта интерпретация, характерная для домарксистской философии и антропологической концепции предмета познания, совершенно ложна и крайне узка. Данные созерцания и представления всегда интерпретировались Марксом как вся масса социально накопленного эмпирического опыта, вся колоссальная масса эмпирических данных, доступных теоретику из книг, отчетов, статистических таблиц, газет и отчетов. Однако само собой разумеется, что все эти эмпирические данные хранятся в социальной памяти в сокращенной форме, сведенной к абстрактному выражению.Они выражаются в речи, в терминологии, в рисунках, таблицах и других абстрактных формах. Конкретная задача теоретика, использующего всю эту информацию о реальности, состоит, конечно, не в том, чтобы придать этому абстрактному выражению еще более абстрактную форму. Напротив, его работа всегда начинается с критического анализа и пересмотра абстракций эмпирической стадии познания, с критического преодоления этих абстракций, достижения прогресса через критику односторонности и субъективного характера этих абстракций и выявления содержащиеся в них иллюзии с точки зрения реальности в целом, в ее конкретности.В этом смысле (и только в этом смысле) переход от эмпирической стадии познания к рациональной также выступает как переход от абстрактного к конкретному.
Конечно, восхождение от познания простой товарной формы к пониманию такой хорошо развитой формы буржуазного богатства, как процент, также проявляется с определенной точки зрения как движение от конкретных к абстрактным формам его проявления на поверхность событий.Интерес, например, выражает на своем безличном количественном языке наиболее сложные и глубокие процессы капиталистического производства. В процентах прибавочная стоимость принимает крайне абстрактную форму проявления. Эта абстрактная количественная форма объясняется только из ее конкретного содержания. Но это также свидетельство того, что любой абстрактный момент реальности находит реальное объяснение только в конкретной системе условий, породившей его, и его можно правильно понять только через нее.Таким образом, интерес конкретно (научно) понимается только в конечном счете, как конечный результат, тогда как на поверхности явлений он выглядит как очень абстрактная форма.
Все это нужно учитывать.
Ввиду того, что Маркс сформулировал свои идеи о методе восхождения от абстрактного к конкретному в прямой полемике с его гегелевской интерпретацией, уместно будет критически взглянуть на последнее.Материалистическая природа метода Маркса будет ярко и наглядно выделяться по сравнению с ним.
Содержание | следующий раздел
,