Методология и методы социальной политики
Методология социальной политики как науки — культура научной мысли. В обществе, разделенном на классы, не существует и не может существовать единого (общего для всех классов) обществоведения. Идеологическое (мировоззренческое) многообразие порождает и культивирует многообразие обществознания. Каждая классовая идеология питает развитие классовой науки о социальной политике со своей методологией. Поэтому в науке о социальной политике имеет место и теоретическое, и методологическое многообразие. Благодаря и посредством многообразия наука о социально-политических взаимоотношениях способна не вещать абстрактные банальные «истины», а предметно (целенаправленно) обслуживать практические взаимодействия классов и социальных групп не только с разными, но нередко с прямо противоположными интересами и целями. Бесспорно, в науке о социальной политике имеется и нечто надклассовое, нечто общее для всех классов наук. Но не это общее определяет методологию. Суть методологии в том, как ведется исследование, как его результаты доводятся до практики. Эти специальные вопросы ставятся и решаются в ходе теоретических постановок и разработок и слитно с ними. При поверхностных представлениях о социальной политике ее научное изучение ограничивается отдельными содержательными характеристиками, а зачастую лишь конкретно-явленческими формами.
Методы социальной политики — способы познания, исследования общественной жизни. При изучении социальной политики, социального развития используют общие научные методы и конкретные, специальные, которые обусловлены исследованиями конкретной науки, учебной дисциплины. К общенаучным отнесены методы, используемые практически всеми науками. Например, исторический, сравнительный, системный, структурный, функциональный и др. Перечисленные выше методы наиболее часто применяются различными науками. Методы — основа конкретной науки. Совокупность приемов исследования, применяемых в данной науке, является ее методологией. Исторический метод позволяет проанализировать этапы развития конкретного явления, например, развитие социальной жизни в северных регионах на протяжении нескольких десятилетий, столетий, а также на этапах конкретных исторических периодов (дореволюционной России — советского времени, перехода российского общества к рыночным отношениям). Метод сравнительного анализа выявляет сходства и различия между рассматриваемыми явлениями в одной сфере, отрасли с целью установления общих и специфических для них характеристик, тенденций, показателей. Выделив северные регионы в одну группу, найдя много общего для них (геополитические, природно-климатические, ресурсные, экономические демографические общие условия), используя метод сравнительного анализа, можно определить и существенную дифференциацию между северными регионами, т.е. выделить особенности их развития. Особенности их развития будут влиять на обоснование приоритетов в социальном развитии северных регионов. Метод системного анализа рассматривает явление, процесс как систему, которая имеет набор элементов, и отношения, взаимосвязь между ними, причем развивается это явление как целое. Так, регион включен в общую федеральную систему социальных отношений, однако он имеет свою в определенной мере замкнутую социальную систему, развивающуюся в соответствии с региональными социально-экономическими, демографическими, социокультурными условиями. Метод структурного анализа предполагает изучение отдельных структурных компонентов системы. Например, социальный комплекс северного региона состоит в том числе и из конкретных социальных отраслей: здравоохранение, образование, культура, социальная защита и т.д. Использование метода структурного анализа обеспечивает анализ социальных отраслей как отдельных структур социального комплекса региона. Метод функционального анализа применяется при изучении зависимости между элементами, в нашем случае — взаимозависимость социальных отраслей, их взаимообусловленность, поэтому при определении социальной политики в регионе необходимо учитывать уровень развития всех социальных отраслей, при выделении приоритетов социального развития северного региона. Существуют и другие методы исследования социального развития. Важное значение для обоснования социальной политики имеет система критериев и показателей. Основными параметрами социального развития региона стали: общие статистические показатели, расчетные статистические показатели, социальные нормативы и ориентиры, социальные показатели (индикаторы), социальные оценки.
Объективные статистические показатели характеризуют фактическое состояние социальной сферы, социального комплекса региона, уровень его развития. Расчетные статистические данные формируются на основе сводных данных и имеют практическую значимость, так как конкретизируют общие статистические показатели и позволяют определять более точно объективные характеристики состояния социальной сферы, уровень развития социального комплекса региона. Они же дают представление о тенденциях такого развития: прогрессивных или регрессивных. Социальный норматив — научно обоснованная количественная и качественная характеристика оптимального состояния исследуемого социального процесса, полученная на основе учета объективных тенденций социального развития, возможностей общества и государства. Социальные оценки — отношение населения к явлениям и процессам, происходящим в их повседневной жизни. Среди субъективных индикаторов следует выделить оценки, характеризующие условия жизнедеятельности жителя региона, его удовлетворенность или неудовлетворенность функционированием, состоянием социальной жизни региона, отношение к мероприятиям, направленным на его развитие.
Критерии и методы социальной политики
На сегодняшний день социальная политика является некой теоретической доктриной, которая разрабатывается квалифицированными специалистами в сфере социальных наук по конкретным концепциям и направлениям внутренней экономической и политической деятельности. Прежде чем государство приступить к разрешению социальных проблем, должны быть определены перспективы и задачи развития страны. Должна выбираться основная модель социальной политики, что действует в том или ином государстве. Это и многое другое определяет основные приоритеты в реализации политики государства в различных направлениях социальной политики.
Основные критерии и показатели эффективности социальной политики
Определение 1
Социальная эффективность – это соотношение полученных результатов проведенных социальных мероприятий с затратами, которые были на это направлены.
Исходя из этого, эффективность социальной политики нельзя рассматривать только по размеру ее финансирования, следует провести анализ и прогнозирование распределения ресурсов. Это можно осуществить с помощью статистических показателей и критериев, которые характеризуют качественные и количественные стороны социальных процессов и явлений.
Вся структура критериев социального развития классифицирована по восьми разделам:
- Социально-демографические критерии: рождаемость, средняя продолжительность жизни, миграция, численность смей, смертность и прочие показатели.
- Социально-трудовые критерии: динамика безработицы и занятости населения, состояние трудовых ресурсов, условия и анализ трудового процесса.
- Качество и уровень жизнеобеспечения населения: динамика потребления товаров, реальной денежной прибыли, а также динамика социальных пособий и финансовых сбережений.
- Обеспечение населения жилым помещением: характеристика жилых площадей по метражу, принадлежности, потребности в усовершенствовании, а также по благоустройству.
- Состояние здравоохранения и общего здоровья населения: характеристика кадрового обеспечения и медицинской инфраструктуры, оценка динамики заболеваемости, инвалидности, смертности.
- Информационные услуги, образование, народная культура: характеристика инфраструктуры образования и кадрового обеспечения, а также динамика количества обучающихся.
- Социальная и экономическая безопасность: пороговые значение показателей экологической загрязненности и криминогенности, а также затраты на борьбу с преступностью и обеспечение экологической безопасности.
- Социально-психологическое состояние населения: социальная ущемленность, психологическая удовлетворенность, конфликтность, тревожность.
Основные показатели социального обеспечения
Замечание 1
Главными социальными показателями являются доля населения, что находится за порогом нищеты, прожиточный минимум, разница между доходами различных классов населения, доля граждан, что получают профессиональное образование, объем и перечень медицинских услуг, которые доступны всему населению страны, средняя продолжительность жизни, доля безработных, детская рождаемость.
Квалифицированными специалистами ООН разработан специальный индекс развития человеческого потенциала. Именно он является интегральным показателем жизненного уровня населения и экономики государства. Данный индекс определяется на основе тех показателей, которые характеризуют критерии жизни общества:
- состояние физического здоровья населения и его долголетие – показателем является ожидаемая средняя продолжительность жизни;
- интеллектуальное и духовное развитие людей – показателем является уровень образования, т.е. удельный объем обучающейся молодежи и доля грамотного населения;
- материальная обеспеченность населения, реальные доходы на каждого гражданина – показателем является ВВП на душу населения и равномерность распределения прибыли в обществе (с поправкой на покупательную способность).
Государственные стандарты социальной политики
Основным инструментом управления при разработке социальной политики, а также распределении ресурсов, что направлены в социальную сферу, являются государственные минимальные стандарты. Это уровень социальных гарантий, который определен и утвержден на государственном уровне, выражается через основные потребности населения и социальные нормативы.
Основными государственными стандартами являются:
- в области доходов граждан – прожиточный минимум, который определяется по основным демографическим и социальным группам;
- в области оплаты труда – минимальный размер заработной платы;
- в сфере пенсионного обслуживания – минимальные размеры пенсионных выплат по возрасту, инвалидности, за выслугу лет, по утере кормильца;
- в сфере социальной защиты – пособия граждан от государства по безработице, многодетным семьям, адресные выплат малоимущим гражданам;
- в сфере образования – оказание бесплатных услуг муниципальными и государственными образовательными учреждениями;
- в области здравоохранения – оказание бесплатных услуг в области медицинского обслуживания, профилактического и санаторного характера, а также услуги лечебно-профилактических учреждений;
- в области культуры – перечень бесплатных учреждений культуры;
- в сфере жилищно-коммунального хозяйства – услуги ЖКХ с применением государственного бюджета.
Методы и функции социальной политики
Социальная политика обладает рядом методов и функций, с помощью которых государство стремится создать общественные фонды и поддержать граждан в том социальном статусе, который бы не был для них обременительным.
К основным функциям социальной политики можно отнести компенсаторную, элективную и кумулятивную. Компенсаторная функция направлена на ликвидацию сдерживающих условий, которые не дают возможность гражданину быть участником общественных отношений. Элективная функция социальной политики направлена на выявление свойств и обстоятельств человека, которые позволят отнести его в группу нуждающихся лиц. Кумулятивная функция накапливает социальный государственный потенциал, который выражен в зависимости граждан от социальной и политической деятельности страны.
Социальная политика необходима для того, чтобы гарантировать минимальный доход гражданам, защищать население от заболеваний, инвалидности, безработицы на социальном уровне. При этом гарантирование минимальных доходов можно только тем гражданам, которые не могут обеспечить себя самостоятельно.
Замечание 2
Главная цель социальной политики – повышение качества и уровня жизни граждан Российской Федерации с помощью стимулирования хозяйственной и трудовой деятельности населения, а также предоставление каждому трудоспособному гражданину тех условий, которые позволят ему обеспечить благосостояние семьи.
Социальная политика государства предусматривает решение многих задач с помощью следующих методов:
- обеспечение одинаковых возможностей в процессе реализации права на образование и равную долю в благосостоянии общества с помощью справедливого распределения имущества и доходов;
- минимизация нежелательных различий, что обусловлены рынком, между бедными и богатыми слоями населения при возникновении капитала и доходов;
- обеспечение справедливости, свободы, уважения человеческого достоинства, развития личности, а также активного участия в социальной жизни и права на долю собственности в обществе;
- совершенствование общественных и политических положений и инструментов, которые регулируют существующее государственное устройство с целью обеспечения основных прав на долю ответственности перед социумом.
На основе социальной защиты государство с переданной ему компетенцией, формирует систему социального обеспечения, которая состоит из совокупности учреждений и норм, что реализуют данные нормы в административном порядке.
1.2 Принципы и методы социальной политики предприятия
Методы управления обусловлены теми конкретными задачами, которые ставятся при развитии социальных отношений и социальных структур. Общие методы управления характеризуются тем, на какие объективные законы развития общества опираются возможные способы реализации целей, на что они направлены и в каких организационных формах воплощаются.
Научность и обоснованность социальной политики во многом зависит от использования нормативного метода. Требования данного метода служат основой для составления показателей социальной политики на различных уровнях социальной организации общества. Именно нормативы позволяют осуществить расчеты и обосновать реальность плановых заданий, определить ориентиры для развития многих общественных процессов и отношений.
Выделим некоторые общеприменимые методы социальной политики, которые позволяют осуществлять управление на различных уровнях.
— Аналитический метод социальной политики.
Аналитический метод соединяет в себе анализ и обобщение. Его сущность сводится к тому, что в ходе управления социальный прогресс расчленяется на составные части и на этой основе определяются направления реализации намеченной программы.
— Комплексный метод социальной политики.
Комплексный метод представляет собой разработку программы с учетом всех главных факторов: материальных, финансовых и трудовых ресурсов, исполнителей, сроков. Его применение предполагает соблюдение следующих требований: определение темпов и пропорций развития социального процесса, его статистической и динамической модели и выработку основных показателей плана.
Широкое признание получил социальный эксперимент, в ходе которого уточняется механизм действия объективных законов и особенности их проявления на базе одного или нескольких социальных институтов. Полученные выводы помогают скорректировать ход развития планируемого процесса, проверить на практике прогнозируемые положения и выводы.
— Экономико-математические методы.
Название группы этих методов достаточно условно. В действительности речь идет о количестве ином анализе при использовании уже перечисленных выше методов управления. Математические методы не отменяют социальный анализ, а опираются на него и в свою очередь влияют на дальнейшее его совершенствование.[9, с 249-251].
При выявлении уровня развития используются еще два важных показателя: а) общий, по которому можно установить, отстает, опережает или находится на его уровне изучаемый процесс и явление в данной республике, области, городе, районе, после чего принимаются меры для усиления или стагнации воздействия; б) нормативный, на основе которого также определяется соответствие научно обоснованным требованиям. Эти показатели могут не совпадать с существующими и в стране, и в регионе, но они характеризуют степень развитости или совершенства данного явления. Иногда для сравнения берутся реально действующие показатели социальной политики аналогичных объектов. Использование и сопоставление показателей дает возможность определить место изучаемого процесса или явления в рамках всего общества.
Социальные показатели развития характеризуют также объективно складывающиеся направления развития и свидетельствуют о благоприятных тенденциях или, наоборот, о действии негативных факторов. В этом отношении очень важно использование показателей развития за пятилетний, десятилетний и больший срок, по которым можно установить степень достижения поставленных целой, возможность их уточнения исходя из конкретной ситуации. На основе характеристики состояния и определения проблем развития вырабатываются меры по стимулированию процессов, в которых общество заинтересовано, и одновременно по ограничению явлений, представляющих предмет заботы, или по стабилизации условий, которые в целом могут соответствовать назревшим социальным потребностям.
При количественном и качественном анализе сфер общественной жизни применяются показатели, которые можно измерять и которым можно дать количественную и качественную интерпретации. Большое внимание уделяется инфраструктуре (материальной базе) социальной политики, которая рассчитывается на 10 тыс. населения или на количество населенных пунктов (в сельской местности). Аналогичный прием применяется и для расчета другого вида показателей — кадрового обеспечения.[4, с 301-302].
Очевидно, что разработка, обоснование и применение социальных показателей направлены на принятие научно обоснованных управленческих выводов, нацеленных на повышение эффективности социальной политики и его действенности при решении как общих, так и специфических проблем общественного развития.
При разработке социальных разделов планов в центре внимании проблемы улучшения условий труда для всех категорий персонала, создания сферы социального обслуживания непосредственно на производстве, развития социальной инфраструктуры и обеспечения условий для здорового быта, отдыха не только для работников, но и для их семей.
Практика социальной политики рекомендует следующие структурные элементы плана:
Управление совершенствования социальной структуры производственного коллектива. Содержание данного раздела разрабатывается в тесной связке с планом по труду и кадрам, а также с планом по техническому развитию и организации труда. Особое внимание уделяется изменениям в численности и структуре работающих за счет механизации и информатике производственных процессов, улучшение организации производства и труда. Принимается во внимание доля не квалифицированного труда в общем объеме трудовых затрат, сокращение численности работников занятых на работах с вредными условиями труда. Совершенствование социально-квалификационной сферы производственного коллектива раскрывается как многочисленные показатели, характеризующие численность и социальный состав работающих, уровень образования и квалификации.
Управление улучшения условий и охраны труда, укрепления здоровья работающих. Выбор приоритетного направления и последовательность мер по совершенствованию условий и охраны труда, укреплению здоровья работающих зависит от специфики производства. Для анализа и разработки плана широко используется общие, технические, санитарно-гигиенические, психофизиологические показатели, а также показатели условий безопасности труда и предупреждения несчастных случаев и возможных профессиональных заболеваний.
Управление улучшения жилищно-бытовых и социально-культурных условий работающих и членов их семей.
Управление воспитательной работы в коллективе и повышения трудовой и общественной активности трудящихся. Разработка этого раздела плана социальной политики должна быть направлена на обеспечение тесного единства всех видов воспитательной работы (идейно-политического, трудового, экономического, нравственного, правового, эстетического, физического воспитания) с целью достижения роста социальной активности работников, совершенствования социальных отношений в трудовом коллективе. Управление воспитательной работы целесообразно проводить поэтапно:
Анализ ее состояния
Выявление тенденций и проблем ее развития
Определение путей (форм, методов) осуществления воспитательной работы
Основными источниками для анализа воспитательной работы являются данные администрации общественных организаций, результаты социологических и других специальных исследований.
План социальной политики является главным средством управления социальными процессами на предприятии. Возможности удовлетворения потребностей коллектива и в социальных благах определяются конечными результатами работы предприятии, хозрасчетным доходом коллектива. Поэтому разработка плана социальной политики — дело всего коллектива.
Система контроля за реализацией плана социальной политики в основном включает сложившиеся учет, отчетность и организацию анализа и контроля.[16, с 110-118].
Большое значение для совершенствования социального управления имеет разработка научно обоснованых социальных нормативов.
Социальные нормативы — требования, предъявляемые обществом (отраслью, регионом, коллективом) к определенной стороне (направлению) к деятельности производственного коллектива. Они выражаются в конкретно значениях социальных показателей и фиксируют состояние (статику) или темпы развития (динамику) какой-либо стороны жизнедеятельности коллектива, которые необходимы для его нормального функционирования и прогрессирующего развития.
Социальные нормативы в социальном планировании и управлении должны выполнять дне основные функции:
1) средство управления, т. е. служат обоснованием контрольных цифр и плановых заданий по различным направлениям и показателям социальной политики коллективов.
Социальные нормативы обеспечивают взаимное согласование социальных программ и планов различных уровней: отрасли и входящих в ее состав подотраслей, объединений и предприятий, города и предприятия, предприятия и его подразделений. Одним из каналов такого согласования служит детализация нормативов, установленных для социального объекта более высокого уровня, по объектам нижележащего уровня;
2) база для анализа, чтобы оценить динамику изменения социального объекта, сравнивать различные объекты между собой.
В отличие от экономического управления, где применение нормативного подхода опирается на развитую теорию и богатую практику, в социальном планировании имеется существенный опыт в проектировании и использовании только санитарно-гигиенических норм, а также нормативов по таким показателям, как обеспеченность жильем, детскими учреждениями, услугами сферы здравоохранения, производственными площадями, бытовыми помещениями и т.п.. Конкретные нормативы по повышению общего и специального образования, развитию духовной и физической культуры, творческой, трудовой и общественной активности, оптимизации текучести кадров и некоторые другие стали определяться лишь в последние годы.[16, с 131-133].
Таким образом, разработка и использование социальных нормативов в планировании и управлении социальными объектами представляют собой более глубокий и конкретный уровень социальной политики. Только с их помощью можно осуществить в этой области реальный переход от практики, базирующейся на достигнутых в прошлом результатах, к действительно целевому планированию, учитывающему перспективные задачи и фактически достигнутый уровень социального развитии, превратить его из инициативного дела отдельных коллективов в систематическую общегосударственную деятельность в рамках комплексного экономического и социальной политики. Социальные нормативы должны стать критерием оценки достигнутого уровня развития социальной сферы и важным инструментом распределения ресурсов между се отраслями и регионами, исходя из социальных приоритетов.
1.2 Функции и методы социальной политики.. Социальная политика государства
Похожие главы из других работ:
Механизм управления денежными доходами и социальная политика РБ
Глава 2. Анализ реализации политики доходов как основного направления социальной политики в Республике Беларусь
…
Механизм формирования доходов и социальная политика государства
Глава 2. Анализ реализации политики доходов как основного направления социальной политики в Республике Беларусь
…
Особенности формирования доходов населения в Республике Беларусь
2.4 Обеспечение социальной справедливости. Модели социальной политики
На первом плане социальной политики находятся: преодоление бедности, осуществление адресной социальной помощи малообеспеченных семей и граждан, создание условий…
Оценка механизмов социальной защиты населения в периоды экономической нестабильности
1.2 Принципы и функции социальной защиты населения
экономика социальная защита кризис Система социальной защиты основывается на принципах системности и комплексности. Она создается как упорядоченная совокупность взаимодействующих компонентов, как целостное образование…
Перспективы развития благотворительных фондов в современных российских условиях
1.1. Понятие, сущность социальной политики и корпоративной социальной ответственности
Под социальной политикой в прикладном, практическом смысле обычно понимают совокупность (систему) конкретных мер и мероприятий, направленных на жизнеобеспечение населения. В зависимости от того, от кого исходят эти меры…
Социальная политика в рыночной экономике
1.1 Основные функции и направления государственной социальной политики
Рыночная экономика неизбежно связана с дифференциацией доходов населения, усилением неравенства, с проблемой бедности. Поэтому вопрос должен стоять о создании социально-ориентированной экономики…
Социальная политика государства
1.2 Функции и модели социальной политики государства
Социальная политика государства выполняет ряд функций, к этим функциям можно отнести следующие [10, С.90]: обеспечение социальной безопасности, которая рассматривается, как возможность человека удовлетворять свои потребности…
Социальная политика государства в рыночной экономике
1.2 Задачи социальной политики
Социальная политика направлена на социальное выравнивание, уменьшение социальных разрывов в доходах и доступности социальных благ…
Социальная политика государства в рыночной экономике
1.3 Направления социальной политики
Социальная политика государства в социально ориентированной рыночной экономике призвана частично смягчать социальную напряженность, неизбежную при радикальных хозяйственных переменах…
Социальная политика государства в условиях перехода к рыночной системе
1.2 Сущность социальной политики.
Основными принципами проведения социальной политики являются: 1) защита уровня жизни путем введения разных форм компенсации при повышении цен и проведение индексации; 2) обеспечение помощи самым бедным семьям; 3) выдача помощи на случай…
Социальная политика и защита населения в рыночной экономике современной России
3. Проблемы и перспективы развития социальной политики и системы социальной защиты населения в России
…
Социальная политика современной организации: сущностное содержание, структура и направления ее совершенствования
1.2 Принципы и методы социальной политики предприятия
Методы управления обуславливаются теми задачами, что ставятся при развитии социальных взаимоотношений и социальных структур. Общие управленческие методы характеризуются тем…
Социально-ориентированная рыночная экономика
2.1 Принципы и функции социальной политики государства
Реформирование общественной жизни глубоко затрагивает не только механизм управления обществом, но и весь комплекс интересов личности, трудовых коллективов, классов, народностей, социальных и профессиональных групп и слоев населения…
Стратегия социально-экономического развития России
1. Модели социальной политики
Государства на постсоциалистическом пространстве имеют общие проблемы в социальной сфере. Среди них одна из главных — наличие огромных государственных социальных обязательств…
Эффективная социальная политика предприятия в кризисных условиях
1.2 Цели и методы социальной политики
…
Социальная политика государства
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
Социальная политика является одним из важнейших направлений государственного регулирования экономики. Она — органическая часть внутренней политики государства, направленная на обеспечение благополучия и всестороннего развития его граждан и общества в целом. Значимость социальной политики определяется ее влиянием на процессы воспроизводства рабочей силы, повышения производительности труда, образовательного и квалификационного уровня трудовых ресурсов, на уровень научно-технического развития производительных сил, на культурную и духовную жизнь общества. Социальная политика, направленная на улучшение условий труда и быта, развитие физкультуры и спорта, дает снижение заболеваемости и тем самым оказывает ощутимое воздействие на сокращение экономических потерь в производстве. В результате развития таких систем социальной сферы, как общественное питание, дошкольное образование, освобождается часть населения из сферы домашнего хозяйства, повышается занятость в общественном производстве. Наука и научное обеспечение, определяющие перспективы экономического развития страны в эпоху НТП, также являются частью социальной сферы и их развитие и эффективность регулируются в рамках социальной политики. Социальная сфера не только регулирует процессы занятости населения, но и является непосредственно местом приложения труда и обеспечивает работой миллионы людей в стране. Такие отрасли социального комплекса, как здравоохранение, образование, торговля, жилищно-коммунальное хозяйство и другие, обеспечивают рабочими местами до 20% экономически активного населения, а в экономически развитых странах в сфере услуг занято до 70% всех работающих. Значимость социальной сферы велика не только благодаря ее огромному влиянию на экономику.
Главное ее назначение — полное удовлетворение материальных, культурных и духовных потребностей, формирование всесторонне и гармонично развитых членов общества. Это и есть стратегическая и высшая цель развития любого цивилизованного государства.
Основными задачами социальной политика государства являются:
■ Гармонизация общественных отношений, согласование интересов и потребностей отдельных групп населения с долговременными интересами общества, стабилизация общественно-политической системы.
■ Создание условий для повышения материального благосостояния граждан, формирование экономических стимулов для участия в общественном производстве, обеспечение равенства социальных возможностей для достижения нормального уровня жизни.
■ Обеспечение социальной защиты всех граждан и их основных гарантированных государством социально-экономических прав, в том числе поддержка малообеспеченных и слабозащищенных групп населения.
■ Обеспечение рациональной занятости в обществе.
■ Снижение уровня криминализации в обществе.
■ Развитие отраслей социального комплекса, таких, как образование, здравоохранение, наука, культура, жилищно-коммунальное хозяйство и т.д.
■ Обеспечение экологической безопасности страны.
Социальная политика является важнейшей сферой деятельности любого государства и в этой области накоплен значительный опыт.
Современные модели социальной политики отличаются по степени вмешательства государства в социально-экономическую сферу общества, по степени социальной защищенности граждан, по уровню обеспеченности свободы социального выбора у различных слоев населения, по влиянию социальных процессов на экономическое развитие страны.
Наиболее нам знакома по недавнему прошлому патерналистская социалистическая модель. Основные ее характеристики — это всесторонняя ответственность государства за социально-экономическое положение своих граждан, государственная монополия в области производства и распределения всех товаров и услуг, необходимых населению, чувство социальной защищенности, социальной стабильности, лояльность граждан по отношению к государству. При всех положительных качествах эта система, обладая низкой экономической эффективностью, не в состоянии обеспечить высокий уровень благосостояния всех граждан, поэтому для нее также характерна система социальных льгот и привилегий для бюрократической элиты и низкий уровень обеспеченности и лимиты социальных благ для основной массы населения. В условиях данной модели также очень высока зависимость индивида от государства, формируется идеология иждивенчества, теряется инициатива, и в конечном итоге ограничивается социальная свобода. Слабое развитие рыночных отношений в отраслях социальной сферы предопределяет слабую заинтересованность в результатах труда ее работников, низкую ориентацию на потребителя, практическое отсутствие защиты прав потребителей. Методы проведения социальной политики разнообразны — от административных, экономических до прямого насилия.
Шведская модель социальной политики характеризуется очень большой ответственностью и высоким уровнем регулирования государством социальной сферы. Иногда ее называют «шведский социализм». Она обеспечивает высокую степень социальной защищенности граждан, но из-за присущей для всех чрезмерно централизованных систем унификации в социальной сфере, ограниченности свободы выбора для потребителей не пользуется широким распространением и популярностью, так как это расценивается как очень существенные недостатки в системе западной демократии. Для шведской модели также характерно высокое налоговое давление на предпринимательство и население, что также не особенно привлекательно для других стран.
Модель «государства благосостояния» является типичной рыночной моделью с высоким уровнем регулирования социальной сферы. Государство, имея приоритетом рыночное хозяйство, берет на себя функцию обеспечения социальной стабильности граждан, обеспечивает широкий спектр социальных услуг, которые рынок обеспечить не может. В «государстве благосостояния» высок уровень расходов на социальные нужды, высоки социальные минимальные стандарты, часто они приближены к средним показателям по стране.
Модель социально-ориентированного рыночного хозяйства, основоположником которой является Людвиг Эрхард, базируется на принципах свободной конкуренции, свободного выбора предметов потребления, свободы раскрытия и процветания личности. При безусловном приоритете экономической свободы рынка эта модель характеризуется также высокой степенью защищенности граждан, которая обеспечивается посредством государственного вмешательства через перераспределение благ, налоговую политику, правовое обеспечение и т.д. В этой модели действует целая система социальных амортизаторов, обеспечивающая уровень жизни не ниже черты бедности. При этом государство задачи, которые могут решить сами граждане, на себя не берет.
Рыночная социальная модель отличается наибольшей социальной жесткостью. В качестве основного принципа здесь действует приоритет рыночных методов регулирования социальной сферы перед методами прямого государственного вмешательства. Она характеризуется разгосударствлением социальной сферы, сведением до минимума государственных субсидий и дотаций и расширением рыночных инструментариев в функционировании.
В нашей стране при стратегической ориентации на социальное рыночное хозяйство в настоящее время доминирует рыночная социальная модель. Резкий переход от патерналистской социалистической модели к рыночной социальной, от массовой социальной защиты и поддержки и разветвленной сети бесплатных учреждений социальной сферы к рыночным методам дает очень резкий контраст, болезненно переносится населением. К тому же эти модели и идеологически чужды друг другу, так как в основе одной — коллективизм, а другой — индивидуализм. Более мягкие модели «государства благосостояния» и «социального рыночного хозяйства» безусловно облегчили бы переход к рыночным отношениям, но условия глубокого экономического кризиса резко ограничивают такие возможности.
По этой причине не всегда удается реализовать и провозглашенные принципы социальной политики, например такие, как создание условий для поддержания приемлемого уровня благосостояния, социальная защищенность в экстремальных ситуациях, гарантированность прожиточного минимума в виде минимальной зарплаты и минимальной пенсии. К основным принципам российской социальной политики также относятся поддержка за счет государственных средств только слабо защищенных групп населения, их адресная поддержка; повышение обоснованности предоставляемых льгот, преимуществ и привилегий, перенос центра тяжести по содержанию социальной сферы на местный уровень власти; гласный характер социальной политики, предоставление общественности результатов проводимых социальных преобразований; государственный и общественный контроль в социальной сфере и др.
Характеризуя современную направленность социальной политики России, нельзя не учитывать исторический аспект развития социального комплекса. После расцвета социальной сферы в 1960-х годах, когда СССР вошел в число стран с развитым социально-культурным комплексом — лидирующее место в мире по обеспеченности врачами и больничными койками, снижение смертности в 3 раза, детской — в 9 раз, увеличение средней продолжительности жизни с 32 до 70 лет (1913-1960 гг.), невиданный рост уровня образования населения, насыщенности специалистами высшей квалификации отраслей хозяйства, рост научно-интеллектуального потенциала страны — начались долгие годы застоя. С 1960-х годов на социальной сфере стали сказываться общие отрицательные тенденции в экономике России: отсутствие эффективного хозяйственного механизма, снижение отдачи ресурсов, диспропорции в народном хозяйстве и диспропорции в финансировании отдельных его отраслей и т.д. Засилие в социальном комплексе крупных моносистем — государственных систем образования и здравоохранения и других делали социальный комплекс малодинамичным, слабовосприимчивым к изменяющимся условиям и потребностям населения. В этот период для него характерна сверхцентрализованность, жесткая вертикальная иерархия. Управление характеризуется строгой бюрократической регламентацией в распределении материальных и кадровых ресурсов. Отсутствие конкуренции предопределило отсутствие действенных стимулов в развитии, которое шло в основном экстенсивным путем, без структурных преобразований. Снижал эффективность социального комплекса и неадекватный уровень оплаты труда.
Современное состояние социального комплекса характеризуется как критическое. Со вступлением страны в глубочайший экономический кризис 1990-х годов для него характерны спад производства, инфляция, падение жизненного уровня большинства населения. Попытка реформирования сферы финансирования жилищно-коммунального хозяйства, расширение границ платности в образовании, здравоохранении, культуре идет без адекватного реформирования структуры оплаты труда занятых в общественном производстве и увеличения пенсий и пособий. Объективно необходимое расширение участия населения в покрытии затрат на социальные блага не учитывает отсутствия необходимой для этого материальной базы и, что также важно, моральной неподготовленности населения.
Уровень современного развития социального комплекса страны характеризует «индекс человеческого развития», который был введен ЮНЕСКО для сравнения стран, различных по общественному строю. Он рассчитывается на базе трех основных показателей: (1) уровня жизни, измеряемого доходом на душу населения, с учетом внутренних цен на товары и услуги; (2) средней предстоящей продолжительности жизни — это комплексный показатель здоровья населения; (3) уровня образования населения. В 1970 г. СССР по индексу человеческого развития находился на 12-м месте в мире, в 1992 г. Россия находилась уже на 52-м месте, уступая ряду стран Юго-Восточной Азии, Латинской Америки, Польше, Чехии, Словакии, государствам Балтии, а сейчас страна занимает место во второй сотне государств вместе с беднейшими странами третьего мира.
В сложившихся экономических условиях в стране предпринимаются меры, направленные на смягчение отрицательных последствий резкого падения уровня жизни и на частичную компенсацию потерь наиболее нуждающимся группам населения. Создаются механизмы защиты доходов работников бюджетной сферы, социальной поддержки семей с детьми, ветеранов, инвалидов, граждан, потерявших работу. В основном удается сохранить общедоступность образования, здравоохранения и культурного обслуживания населения. В то же время эта работа проводится недостаточно эффективно. Например, индексация заработной платы, в первую очередь в бюджетной сфере, не компенсирует потерь; многие льготы, социальные пособия выплачиваются без учета материального положения семей и объективной оценки возможностей конкретных людей обеспечить собственное благополучие своими руками, в результате происходит распыление тех немногих средств, которые необходимы наиболее слабообеспеченным. Очень актуальна проблема финансирования социального комплекса. Попытка расширения границ платности, ускорение внедрения обязательного медицинского страхования не решили проблемы дефицита финансов. Требуются развитие законодательной базы, рациональная организация управления, реформирование на эффективной основе крупнейших систем социального комплекса: занятости, пенсионного обеспечения, социальной защиты наиболее малообеспеченных, оказавшихся в экстремальных ситуациях, таких жизненно важных отраслей социальной инфраструктуры, как здравоохранение, образование, жилищно-коммунальное хозяйство. Реформы социальной сферы должны разрабатываться на комплексной основе, не только учитывать стесненные возможности государственного бюджета по финансированию, но и быть направленными на укрепление материального благополучия населения как основы повышения налоговой базы и перенесения платы за социальные услуги с плеч государства на плечи самих граждан.
Государственное регулирование играет огромную роль в развитии и поддержании стабильности социальной сферы в любой стране, что подтверждается мировой практикой и отмечается в Докладе Всемирного банка, где говорится, что государство должно оказывать определяющее влияние на развитие сферы социальных услуг и инфраструктуры, на защиту наиболее уязвимых категорий населения, на охрану окружающей природной среды.
В области государственного регулирования социальной сферы выделяются федеральный, региональный и местный уровни управления. В последние годы все большее число вопросов в области социальной политики передается с федерального на региональный и местный уровень, значимость этих уровней в социальной сфере постоянно растет.
На федеральном уровне разрабатывается социальная политика государства, осуществляется ее правовое обеспечение, разрабатываются основные методы и подходы к решению задач социальной политики, вырабатывается и совершенствуется структура исполнительных органов, на которые возлагается решение поставленных социальных задач. На этом уровне проводится социальный мониторинг, социальное прогнозирование, разрабатываются и утверждаются федеральные социальные программы. К функциям федерального уровня власти также относятся установление таких социальных нормативов, как минимальный размер оплаты труда, минимальные пенсии, прожиточный минимум, разработка основных методов социальной поддержки наиболее нуждающихся в ней групп населения. На федеральном уровне выделяются средства на оплату бюджетной сферы, финансируются учреждения, находящиеся в федеральной собственности, делаются инвестиции в социальную сферу районов нового освоения, районов повышенной социальной напряженности, экологического и социального бедствий, осуществляются выплаты по долговым обязательствам населению. Непосредственно влияет на социальную сферу и функция установления налогов и пропорций распределения федеральных налогов между федеральными, региональными и местными органами власти.
На региональном и местном уровнях разрабатываются концепции социального развития территорий, готовится региональное и местное законодательное обеспечение, подбираются формы и методы работы, адекватные региональным и местным особенностям,
а также проводится социальный мониторинг и социальное прогнозирование, изыскиваются средства для дополнительных поступлений в бюджеты территорий, выделяются средства на оплату труда бюджетников, осуществляется финансирование учреждений муниципальной собственности, устанавливается система региональных и местных налоговых и других льгот, осуществляются мероприятия по социальной защите населения.
Законодательные основы социальной политики государства закреплены в Конституции Российской Федерации, где записано, что «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Законодательные основы социального комплекса разрабатываются Государственной Думой, законодательными собраниями в регионах и органами местного самоуправления, которые также имеют право на законодательное нормотворчество в пределах своих муниципалитетов. Федеральное законодательство представлено такими законами, как Гражданский кодекс, Кодекс законов о труде, «О повышении социальных гарантий для трудящихся», «О занятости населения в РФ», «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», «О беженцах», «О вынужденных переселенцах», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О государственной поддержке кинематографии», «Об образовании», «Об основах социального обслуживания в РФ» и многими другими, регулирующими развитие социальной сферы государства.
Руководство социальной сферой осуществляется непосредственно исполнительными органами: Министерством здравоохранения РФ, Министерством образования РФ, Министерством культуры РФ, Министерством труда и социального развития РФ, Министерством экономического развития и торговли РФ, Министерством промышленности, науки и технологий РФ, Министерством РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, Министерством по делам федерации, национальной и миграционной политики РФ, Министерством природных ресурсов РФ, Министерством внутренних дел РФ, Государственным комитетом РФ по физической культуре, спорту и туризму, Государственным комитетом РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу и др. На региональном и местном уровнях они имеют свои подразделения. На уровне городов и районов в составе администраций работают их отделы, управления, комитеты, например отделы культуры, здравоохранения, отделы труда и занятости, развития и эксплуатации жилищно-коммунального комплекса, проведения жилищной реформы, отделы по защите прав потребителей и др.
Органы исполнительной власти всех уровней создают основную часть регламентации по всем направлениям и отраслям. Они выпускают постановления, распоряжения, инструкции, утверждают социальные программы, определяют региональные и местные стандарты, содержание и организацию деятельности конкретной отрасли социальной сферы, полномочия, лицензирование, финансирование, порядок предоставления услуг и т.д.
В настоящее время наблюдается тенденция децентрализации управления социальной сферой. Принципы разграничения компетенции и полномочий между федеральными, региональными и местными органами власти предполагают возложение всей меры ответственности за работу социальной сферы на региональные и местные власти. Они же регулируют деятельность частных и смешанных предприятий, акционерных обществ данного профиля. Со временем в соответствии с Конституцией РФ органы местного самоуправления и предприятия муниципальной собственности будут отделены и выведены из государственного подчинения.
Для реализации социальной политики применяются разнообразные методы государственного регулирования, к которым относятся:
■ Правовое регулирование — принимаемые на всех уровнях государственной власти правовые акты и нормативные документы, действие которых распространяется на предприятия всех форм собственности.
■ Финансово-кредитное регулирование — использование рычагов по управлению финансовыми потоками. Основной формой реализации данного метода является выделение в государственном бюджете статей, за счет которых финансируются бюджетные отрасли — отрасли социальной сферы. Другой формой финансового регулирования является создание внебюджетных социальных фондов: пенсионного, социального страхования, обязательного медицинского страхования, занятости населения, за счет которых финансируются соответствующие отрасли социальной сферы.
■ Приватизация — передача предприятий социальной сферы в частную собственность, как правило, ограничена. Расходы по содержанию таких предприятий, оплате труда работников несет государство.
■ Целевые программы — программы, имеющие социальную направленность по наиболее острым социальным проблемам. Эти программы также финансируются из государственного бюджета. В настоящее время реализуются следующие программы: «Дети России», «Жилище», «Сахарный диабет», «Федеральная миграционная программа», «Развитие образования» и многие др.
■ Социальные стандарты — разработка форм и объемов социальных услуг, бесплатное предоставление которых всем гражданам РФ гарантируется Конституцией РФ.
Государственное регулирование в области социальной политики осуществляется как административными, так и экономическими методами. Одним из основных методов является законодательное регулирование. В законодательных актах заложены основы функционирования всей социальной сферы, закреплены основные направления развития, определены социальные стандарты, условия и права на получение социальной помощи различными социальными группами и т.п. В качестве регулятора выступают также государственные заказы в области здравоохранения, образования, науки, культуры, искусства, тарифная система оплаты труда. Социально-экономические программы относятся к высшим формам государственного регулирования. Разрабатываются и целевые государственные программы трудоустройства населения, стимулирования роста занятости, создания рабочих мест в госсекторе, помощи инвалидам, усиления правовой защищенности. Государство воздействует на состояние рынка рабочей силы, профессиональное переобучение и переквалификацию, занимается развитием системы страхования от безработицы, устанавливает пределы в оплате труда, регулирует колебание цен на товары и услуги, носящие жизненно важный характер, например, жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического, транспортного комплекса. Государство выделяет на развитие социальной сферы ассигнования из бюджета: дотации, субвенции, субсидии.
Инструментами проведения социальной политики государства служат социальные гарантии, стандарты, потребительские бюджеты, минимальный размер оплаты труда и другие пороговые социальные ограничители. Социальные гарантии обеспечиваются на законодательной основе, фиксирующей обязанности и ответственность как государства перед гражданами, так и граждан перед государством. На социальные нужды за счет всех источников финансирования, в том числе предприятий и населения, направляется около 18% валового внутреннего продукта (ВВП). В приоритетном порядке выделяются средства на реализацию федеральных программ поддержки семьи и детства, инвалидов и пожилых людей, охрану здоровья, развитие услуг образования и культуры.
Значительные денежные ресурсы концентрируются в следующих внебюджетных социальных фондах: пенсионном, занятости, социального страхования, медицинского страхования. Бюджет этих фондов составляет почти 40% по отношению к расходам федерального бюджета.
Социальные стандарты являются средством обеспечения прав граждан в области социальных гарантий, предусмотренных Конституцией. Они необходимы также для определения финансовых нормативов. Государственные минимальные социальные стандарты разрабатываются на единой правовой базе и общих методических принципах. Например, постановлениями Правительства РФ устанавливается величина прожиточного минимума в расчете на душу населения по представлению Министерства труда и социального развития РФ и Государственного комитета РФ по статистике. Этот показатель используется для оценки уровня жизни населения, при разработке и реализации социальной политики, федеральных социальных программ, обоснования минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат и формирования бюджетов всех уровней.
Минимальный потребительский бюджет служит основой для планирования поддержки малообеспеченных слоев населения в период кризиса экономики, используется также для расчета минимальной оплаты труда, пенсий. В варианте повышенного стандарта он обеспечивает нормальное воспроизводство рабочей силы, а в варианте пониженного стандарта является показателем прожиточного (физиологического) минимума.
Прожиточный минимум — минимальный доход, один из самых важных инструментов социальной политики. С его помощью оценивается уровень жизни населения, регулируются доходы, он учитывается при социальных выплатах. Прожиточный минимум — стоимостная оценка минимального научного обоснованного набора продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья и поддержания жизнедеятельности человека при определенном уровне развития экономики. В него включаются расходы на продукты питания из расчета минимальных размеров потребления, расходы на непродовольственные товары и услуги, а также налоги и обязательные платежи.
При определении прожиточного минимума в России используется так называемый «корзиночный подход». Минимально приемлемые нормы питания и расходы на непродовольственные товары (жилье, лекарства, санитарная гигиена и др.) исчисляются на основе потребительской корзины. Институтом питания РАМН определен набор из около 40 видов продуктов питания; перечень непродовольственных товаров и услуг не конкретизируется и принимается по отношению к общей стоимости продовольственной корзины исходя из структуры расходов на них у 10% наименее обеспеченных домохозяйств. Потребительская корзина — это совокупность минимумов потребления конкретных продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг. Потребительская корзина разработана в среднем на душу населения и отдельно для мужчин (16-59 лет) и женщин (16-54 лет), пенсионеров и детей.
Стоимость потребительской корзины — прожиточный минимум, нижняя граница стоимости жизни, показатель минимального состава и структуры потребления материальных благ и услуг. Для работающих она обеспечивает сохранение работоспособности — это граница бедности, а для неработающих она обеспечивает лишь поддержание жизнеспособности — это уже граница нищеты.
методы и инструменты регулирования социальной сферы Зарубежный опыт социальной политики государства. (Германия, страны Северной Европы)
Социальная политика государства — форма сознательного воздействия на социальную сферу жизнедеятельности людей с целью ее изменения. В силу специфики социальной сферы как объекта управления социальная политика также является специфическим воздействием. Социальная сфера жизни людей представлена как отношения между условиями жизни людей и их потребностями. Суть социальной политики государства заключается в поддержании отношений, как между социальными группами, так и внутри них, обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создании социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве.
Говоря о социальной политике государства, подразумевается прежде всего действия правительства, направленные на распределение и перераспределение доходов различных членов и групп общества. Так можно определить социальную политику в узком смысле слова. В широком смысле социальная политика — это одно из направлений макроэкономического регулирования, призванное обеспечить социальную стабильность общества и создать, насколько это возможно, одинаковые “стартовые условия” для граждан страны.
Функции социальной политики:
— компенсаторная, которая направлена на ликвидацию внешних сдерживающих условий, не дающих возможность индивиду быть деятельным участником существующих в обществе отношений;
— элективная, которая направлена на определение обстоятельств и свойств самого индивида, позволяющих отнести его в разряд нуждающихся;
— кумулятивная, накапливающая социальный потенциал государства, выражающийся в зависимости индивидов от социально-политической деятельности государства.
Социальная политика государства реализуется через механизм государственных программ социального обеспечения и системы социальных услуг. Если основное направление социальной политики – перераспределение доходов, то основным инструментом является прежде всего подоходный налог. Также важны такие инструменты, как трансферты (пенсии, пособия и проч.), выплата минимального размера оплаты труда, т.е. установления пола для величины зарплаты.
Государственная социальная политика предусматривает решения следующих задач:
1. Обеспечение равных возможностей при реализации права на образование и долю в общественном благосостоянии путем справедливого распределения доходов и имущества (капитала).
2. Уменьшение нежелательных, обусловленных рынком различий между богатыми и бедными при возникновении доходов и капитала.
3. Обеспечение большей свободы, справедливости, уважения достоинства человека, обеспечение развития личности, активного участия в общественной жизни и права на долю ответственности перед обществом.
4. Дальнейшее совершенствование общественно- политического инструментария и положений, регулирующих существующее устройство, в целях обеспечения основных социальных прав и расширения сети социального обеспечения.
Германия
Социальная политика заложена в самой финансовой системе Германии, поскольку финансовая система Германии построена таким образом, что она вполне соответствует правительственной политике социальной рыночной экономики. Огромное внимание в ней уделяется социальному обеспечению и поддержанию нормального уровня жизни населения.
Так, в Германии существуют специальные правительственные фонды (помимо основных бюджетов), которые формируются в основном за счет отчислений с заработной платы. И преобладают в основном фонды социального обеспечения, по объему они стоят на втором месте после государственного бюджета страны. Главное место среди них занимает Фонд социального страхования, который охватывает отдельные виды страхования — по временной нетрудоспособности, на случай безработицы, от несчастных случаев, пенсионное страхование рабочих и служащих, пенсионное страхование лиц, не работающих по найму.
Финансирование выплат по безработице осуществляется за счет средств федерального бюджета, федеральным ведомством занятости осуществляются страховые выплаты и выплаты по безработице. Безработные в Германии получают пособие, которое зависит от общего трудового стажа, от размеров последней заработной платы, от возраста, от наличия обязательства по содержанию детей. Безработные, «снятые» со страхования по безработице, т.е. те, кто исчерпал право на причитающееся пособие, получают выплату по безработице. Размер такой выплаты составляет для безработных, имеющих детей — 58%, для безработных без детей — 56%.
Социальная помощь и другие виды социальных услуг, оказываемых государством, финансируются за счет государственного бюджета.
Система пенсионного обеспечения Германии содержит сочетание двух систем финансирования обеспечения граждан в старости: перераспределительную и накопительную. Эта система называется «системой трех уровней». Первый — (около 80% всех пенсионных выплат в основном финансируется перераспределительным способом)- охватывает, прежде всего, обязательное пенсионное страхование всех работников по найму. Перераспределительная система характеризуется тем, что на выплаты пенсий пожилым используются поступления в фонд пенсионного страхования (ведомства пенсионного страхования). В Германии этими поступлениями являются страховые взносы застрахованных лиц и работодателей, а также дотации государства. Этой пенсии достаточно для обеспечения нормального уровня жизни пожилого человека. Второй и третий уровни пенсионного обеспечения из фондов предприятий и частные накопления, финансируются накопительным способом.
Швеция
Каждая социально-экономическая модель преследует и создана для определенных целей. В шведской модели первостепенную роль играет социальная политика, которая призвана создавать более или менее нормальные условия воспроизводства рабочей силы (преимущественно высококвалифицированной) — обстоятельство исключительной важности для Швеции, если иметь в виду специфику ее развития и место в международном разделении труда, — и является инструментом ослабления социальной напряженности, нейтрализации классовых антагонизмов и конфликтов.
В шведской модели социальная политика способствует преобразованию общественных отношений в духе социальной справедливости, уравниванию доходов, сглаживанию классовых неравенств и в итоге построению нового демократического общества на базе государственного благосостояния.
Уровень жизни в Швеции считается одним из наиболее высоких в мире и наивысшим в Европе. Уровень жизни определяется комплексом различных показателей. По ВВП и потреблению на душу населения Швеция занимает одно из первых мест в Европе. По степени выравнивания доходов Швеция опережает все остальные страны мира. Отношение зарплаты женщин к зарплате мужчин в Швеции самое высокое в мире.
Неоспорим успех Швеции на рынке труда. Швеция всегда сохраняла исключительно низкую безработицу: в послевоенный период, в середине 70-х годов, когда серьезные структурные проблемы привели к массовой безработице в большинстве развитых стран мира, в настоящее время.
Есть определенные достижения и в длительной борьбе за равенство. Полная занятость сама по себе важный фактор выравнивания: общество с полной занятостью избегает различий в доходах и жизненном уровне, проистекающих из массовой безработицы, поскольку долгосрочная безработица ведет к потерям в доходах. Доходы и жизненный уровень выравниваются двумя путями в шведском обществе. Политика солидарности в области зарплаты стремится достичь равной зарплаты за равный труд. Правительство использует прогрессивное налогообложение и систему обширных государственных услуг.
Социальное страхование составляет основной элемент шведской социальной политики благосостояния. Цель системы социального обеспечения в Швеции — обеспечить человека экономической защитой в случае болезни, при оказании медицинской помощи, рождении ребенка и по старости (всеобщее страхование), в связи с несчастными случаями и болезнями по производственной причине (страхование от несчастных случаев на производстве) и безработицей (страхование по безработице и помощь от рынка труда наличными). Окончательной гарантией независимо от причины обращения считается пособие наличными, известное как страховая помощь.
Система страхования здоровья является, прежде всего, инструментом создания большего социально-экономического равенства. Она дает возможность людям с низкими доходами, нуждающимся в интенсивной медицинской помощи, получить медицинские услуги на основе равенства с другими. Более того, система страхования функционирует как финансовый инструмент и инструмент государственного управления.
Система социального страхования финансируется из государственных и местных налогов, налогов с предпринимателей, трудящихся и работающих не по найму, доходов по процентам и вычетов из капитала из различных фондов. Главный источник (свыше 40%) – взносы с предпринимателей, исчисляемые с суммы фонда заработной плат. Распределение средств ведется через Конторы Социального Страхования.
1.2 Принципы и методы социальной политики предприятия. Социальная политика современной организации: сущностное содержание, структура и направления ее совершенствования
Похожие главы из других работ:
Государственная промышленная политика России
2. Цели, принципы, этапность и методы государственной промышленной политики в России
Цели промышленной политики: стратегическая цель — это устойчивое экономическое развитие страны на основе воспроизводимых (в приоритетном порядке интеллектуальных) ресурсов; создание государственно-правового механизма управления и…
Особенности формирования доходов населения в Республике Беларусь
2.4 Обеспечение социальной справедливости. Модели социальной политики
На первом плане социальной политики находятся: преодоление бедности, осуществление адресной социальной помощи малообеспеченных семей и граждан, создание условий…
Перспективы развития благотворительных фондов в современных российских условиях
1.1. Понятие, сущность социальной политики и корпоративной социальной ответственности
Под социальной политикой в прикладном, практическом смысле обычно понимают совокупность (систему) конкретных мер и мероприятий, направленных на жизнеобеспечение населения. В зависимости от того, от кого исходят эти меры…
Социальная политика в Республике Беларусь
1. Сущность, цели, направления и принципы социальной политики
Общество — это устойчивая целостная форма совместной жизнедеятельности людей, между которыми возникает множество взаимоотношений, как в экономической, так и в других сферах. Интересы общества, отдельных групп и личностей не всегда совпадают…
Социальная политика в рыночной экономике
Сущность, содержание и принципы социальной политики
Политика государства охватывает не только наиболее принципиальные направления развития общества, но и конкретные задачи, стоящие перед отдельными сферами общественной жизни…
Социальная политика государства
1.2 Функции и методы социальной политики.
Социальная политика обладает рядом функций, которые в конечном счете определяют гуманистический характер государства, стремящегося через политически создаваемые общественные фонды поддержать состояние индивидов в том социальном статусе…
Социальная политика и защита населения в рыночной экономике современной России
3. Проблемы и перспективы развития социальной политики и системы социальной защиты населения в России
…
Социальная политика современной организации: сущностное содержание, структура и направления ее совершенствования
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ
…
Социальная политика современной организации: сущностное содержание, структура и направления ее совершенствования
1.3 Международный опыт социальной политики предприятия
В последние годы широкое развитие в системе социальной политики субъектов хозяйствования получили социальные программы на уровне объединений и компаний. Они стали высокоэффективным вариантом социальной защиты сотрудников и членов их семей…
Социально-ориентированная рыночная экономика
2.1 Принципы и функции социальной политики государства
Реформирование общественной жизни глубоко затрагивает не только механизм управления обществом, но и весь комплекс интересов личности, трудовых коллективов, классов, народностей, социальных и профессиональных групп и слоев населения…
Тенденции социально-экономического развития в реализации экономической политики
Глава 2. Особенности, методы и принципы основных инструментов экономической политики государства
…
Управление реальными инвестициями предприятия
2. Принципы формирования инвестиционной политики предприятия
Любые инвестиции связаны с инвестиционной деятельностью предприятия, которая представляет собой процесс обоснования и реализации наиболее эффективных форм вложений капитала…
Эффективная социальная политика предприятия в кризисных условиях
1. Теоретические основы осуществления социальной политики предприятия
…
Эффективная социальная политика предприятия в кризисных условиях
1.1 Сущность и характеристика социальной политики предприятия
Проблема формирования эффективной социальной политики встала перед российскими предприятиями сравнительно недавно. В СССР деятельность всех предприятий жестко контролировалась со стороны государства…
Эффективная социальная политика предприятия в кризисных условиях
1.2 Цели и методы социальной политики
…