Добро пожаловать в мир гедониста | Европа | ИноСМИ
В консервативном винном мире британской столицы, где ведущие магазины гордятся королевскими разрешениями и винными погребами, уходящими своими корнями в Георгианскую эпоху, Евгений Чичваркин может показаться незваным гостем из другой галактики.
Основатель нового лондонского магазина Hedonism Wines заработал свое состояние в конце 1990-х и в начале 2000-х годов на продаже сотовых телефонов на территории бывшего Советского Союза, где он заслужил репутацию великовозрастного ребенка российской элиты. Он носил стрижку в стиле 80-х и часто прибегал к необычным маркетинговым уловкам, таким как, к примеру, раздача бесплатных сотовых телефонов тем покупателям, которые отважатся раздеться догола. Затем он поссорился с российскими властями и уехал из страны.
С момента переезда в конце 2008 года в Великобританию, где Чичваркин попросил убежища, 38-летний олигарх занимался реализацией своих новых проектов. И первый из них заключается в том, чтобы превратить свой новый магазин в Мэйфэйр – без всяких преувеличений – в лучший винный магазин в мире. Вторая задача – протестовать против режима российского президента Владимира Путина.
Г-н Чичваркин выходит на лондонский винный рынок с магазином, который, как и его хозяин, безусловно, шикарен и нетрадиционен. У входа покупателей встречает массивный канделябр, сделанный из 240 винных бокалов, и интерьер в духе современных лыжных баз в Аспене. «Я выбрал оптимальный для Лондона бизнес, — говорит г-н Чичваркин, который своим внешним видом напоминает полярную бабушку, укрываясь пушистым белым одеялом в холодном помещении магазина. — Лондон – это крупнейший винный рынок и один из самых богатых городов мира».
Магазин получил свое название в честь винного критика Роберта Паркера (Robert Parker), который однажды назвал себя гедонистом и чей вкус стал евангелием для г-на Чичваркина. По его словам, отличительной чертой Hedonism Wine станет «такое обслуживание покупателей, которого вы прежде нигде не видели».
Примерно 6300 бутылок вина, хранящихся в магазине и винном погребе, предназначены в первую очередь для состоятельных людей. К примеру, в магазине есть отдельная комната, где хранится полная коллекция вин Château Mouton Rothschild с 1945 по 2004 год, и каждая из 60 бутылок этой коллекции стоит 131540 фунтов стерлингов (164 тысяч евро). Выбором вин для магазина занимается Алистер Вайнер (Alistair Viner), который в течение 16 лет закупал вина и алкогольные напитки для Harrods. Однако не все вина в этом магазине стоят таких баснословных денег. Если внимательнее присмотреться к ассортименту, то в нем можно найти вполне недорогие красные вина из французского региона Лангедок-Руссильон, одна бутылка которых стоит 14,90 и 18,80 фунта стерлингов.
Появление магазина г-на Чичваркина вызвало довольно бурную реакцию. Когда в августе Hedonism открылся, блоггер Люси Шоу (Lucy Shaw) охарактеризовала его как «наслаждение для любителя вин». Однако она добавила: «Hedonism скорее похож на выставочный зал Ferrari, чем на мекку марочных вин». Винный писатель Стивен Брук (Stephen Brook) отчасти повторил ее мысль, написав в Twitter: «Вернулся из Hedonism – винного магазина в Мэйфэйр, принадлежащего русским – колеблюсь между завистью и отвращением. Вино слишком шикарное, но какой выбор!»
Действительно, клиенты могут оказаться неготовыми к винному шоку и благоговейному трепету, а также к эксцентричности г-на Чичваркина. В магазине можно увидеть декоративных лягушек, свисающих с потолка в уборной, и движущиеся механические ветви деревьев, окутывающие бутылки с вином. Но никто не может обвинить г-на Чичваркина в отсутствии неповторимой атмосферы. На первом этаже звучат виниловые записи Элтона Джона, Joy Division и Дженис Джоплин. Кроме того, там есть помещение, где на стенах установлены специальные держатели для любимых вин хозяина в виде клешней лобстера, лап медведя, щупалец осьминога, которые специально для магазина создали студенты художественных школ. «Мне очень нравится отрезанный палец», — говорит хозяин, указывая на пару рук, прикрытых тонкой сеткой, на одной из которых не хватает пальца. Эти руки держат бутылку Labels Syrah 2007 года знаменитого калифорнийского винного завода Sine Qua Non. Это одно из любимых вин г-на Чичваркина, бутылка которого стоит 289,80 фунта стерлингов.
Отрезанный палец символизирует симпатию ко всему жуткому, которая, вероятно, вполне объяснима в случае с российскими олигархами определенной эпохи. Г-н Чичваркин рос в Москве коммунистической России, получил высшее образование в беспокойные 1990-е годы, после чего открыл «Евросеть» — сеть магазинов мобильных телефонов, которая стала самой крупной в России. Позже он ее продал.
В 2008 году начались проблемы. Он покинул Россию незадолго до того как российские власти выписали ордер на его арест по обвинениям в вымогательстве и похищении, которые, по его собственным словам, были выдуманными и которые были с него сняты в январе прошлого года. «Мы были самой крупной сетью в этом секторе, и я оказался самым непослушным», — говорит г-н Чичваркин. По его словам, он не вернется в Россию до тех пор, пока протестующие не вынесут г-на Путина «на вилах».
В настоящее время вино стало главным проектом для г-на Чичваркина, который до сих пор говорит на ломаном английском – он признается, что «никак не могу заставить язык мне подчиниться» — тем не менее, иногда он сам выполняет обязанности продавца-консультанта в своем магазине.
Атмосфера в Hedonism сильно отличается от атмосферы в распложенном неподалеку Berry Bros. & Rudd, винном магазине, который был основан в 1698 году и в подвалах которого однажды прятался Наполеон III. «Очевидно, они не могут похвастаться никакой историей, — говорит директор по закупкам Berry Bros. & Rudd Алан Гриффитс (Alun Griffiths). — Они просто делают ставку на то, что они продают очень, очень хорошее вино, предоставляя клиентам качественное обслуживание и профессиональные советы». По словам Гриффитса, Hedonism – это «первый магазин из всех виденных мной, который делает ставку на 1% верхушки рынка. Поэтому на рынке есть место для нас обоих».
Г-н Чичваркин утверждает, что ему хотелось бы выйти за рамки британских традиций. «Возможно, существуют какие-то принципы, которые не дадут нам, к примеру, создать этот стол, или потратить – можно сказать, сколько стоит лестница? – 100 тысяч фунтов стерлингов на лестницу, или установить здесь вращающийся стенд с пластинками», — говорит он.
Однако г-н Чичваркин также настаивает на том, что сейчас он уже не такой эксцентричный, каким был прежде. «Я хотел вести себя как ненормальный, я и есть ненормальный, — говорит он, вспоминая свое прошлое. — Сегодня я бы сказал, что такое поведение не соответствует реальности». И после этих слов он продолжил экскурсию по своему магазину, которую он проводил, надев ботинки разного цвета и лимонно-желтые брюки.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Гедонизм в психологии, философии и религии
Гедонизм – это учение о том, что человек все поступки совершает ради собственного удовольствия, поэтому только его и можно считать смыслом жизни. Такой подход некоторым представляется аморальным, но абсолютной правды не существует, поэтому выводы придется делать самостоятельно.
Гедонизм – что это?
В переводе с древнегреческого гедонизм – это наслаждение или удовольствие. Учение, носящее это имя, говорит о естественности поиска приятных ощущений, поэтому человек осознанно или нет движется по этому пути. А раз это заложено в людской природе, то вполне логично сознательно направлять свои действия для получения радости. Все учение заканчивается на этом утверждении, потому что эту систему никто не закончил, поэтому поведение его приверженцев может разительно отличаться.
Гедонизм в психологии
Учение зародилось еще до нашей эры, но гедонизм в социальной психологии стал рассматриваться в 20 веке. Выделяют две поведенческие концепции:
- будущего – действия связаны с предвкушением удовольствия;
- настоящего – поступки направлены на быстрое получение наслаждения.
Недостаток психологического гедонизма заключается в передаче центральной роли эмоциям, оставляя мыслительную часть на втором плане. На самом деле эмоции только служат маячками при установке собственной системы ценностей. Все же гедонистика позволяет исследовать акцентуации личности на приобретение физиологических удовольствий и престижных предметов, нередко лишенных практического смысла. Такие исследования актуальны благодаря возрастающему числу людей, стремящихся к максимуму наслаждения.
Гедонизм в философии
Аристипп (435-355 гг. до нашей эры) стал основоположником учения, считая, что человеческая душа испытывает два состояния – наслаждение и боль. Путь к счастью лежит в избегании неприятных ощущений и стремлении к приятным. При этом упор делался на физические аспекты. Эпикур говорил, что гедонизм в философии – это полная удовлетворенность своих желаний. Цель на само наслаждение, а свобода от несчастья. По его мнению высшая мера такого удовольствия – атараксия, душевный покой и умеренность в употреблении любых благ.
Просвещенный гедонизм получил распространение в 18 веке. Аристократия, особенно во Франции часто понимала его, как получение простейших удовольствий. Вернуть понятию философичность помог Иеремия Бентам, который перевел гедонизм на новый уровень, взяв за основу его принцип для своей теории утилитаризма. Она предусматривает такое поведение общества, при котором все его члены могут достигнуть наивысшего наслаждения.
Правила жизни по гедонизму
Учение полностью не сформировано, поэтому четкой системы ценностей нет, и правила гедонизма никто не составлял. Существует только один постулат: высшая цель человека – быть счастливым. А для этого нужно сократить количество неприятных впечатлений и сконцентрироваться на вещах, приносящих радость. То есть разбираться в том, что значит гедонизм, надо на основании собственных ощущений.
Гедонизм — хорошо или плохо?
Однозначного ответа нет, все зависит от личной трактовки понятия. Для кого-то гедонизм – это погоня за новыми, все более сильными впечатлениями, а кто-то считает себя приверженцем учения из-за любви к красивой одежде и принятию ванн с душистой пеной. Понятно, что желание сделать свою повседневность немного приятнее, ничем не грозит. Если же сделать получение удовольствий самоцелью, то можно в итоге остаться только с неприятностями. Рассмотрим, чем опасен гедонизм в его абсолютной форме.
- Бесперспективность. Постепенно привычные удовольствия приедаются, нужны новые ступени, но когда и они пройдены, не остается ничего, что могло бы приносить радость.
- Трата времени. За поиском наслаждений легко пропустить момент для принятия шагов, решающих будущую жизнь.
- Проблемы со здоровьем. Многое из того, что приносит радость на физическом плане, негативно отражается на состоянии здоровья.
Гедонизм и эгоизм
Философскую сторону этого учения часто приравнивают к эгоизму, но это не вполне верно. Принципы гедонизма не предписывают сосредоточенности только на себе, не возбраняется заботиться и о наслаждении окружающих. Существуют две формы: эгоистическая и универсальная. Для первой характерна концентрация на собственных ощущениях, даже если их не разделяют другие. Ценителям второй формы важно, чтобы удовольствие распространялось и на тех, кто рядом с ними.
Гедонизм и христианство
С точки зрения религии все, что не направлено на служение Богу, является суетой, которая не достойна внимания. Поэтому гедонизм – это грех для христиан. Он не только отвлекает от высшей цели, но и замещает ее стремлением к приобретению земных благ. Это если говорить о явлении в общем, не разбирая конкретные случаи, обычное стремление к комфорту вряд ли можно назвать преступлением. Универсальная форма гедонизма тоже не всегда ведет к становлению грешником, помощь другим людям христианством приветствуется.
Нельзя говорить, что любой гедонист – грешник. Каждый случай должен рассматриваться отдельно. Если же самостоятельно разобраться в ситуации не получается, хочется и собственные религиозные убеждения не нарушить, и в комфорте себе не отказывать, то можно посоветоваться с батюшкой. Он и священные тексты лучше знает, и опыт в разрешении таких конфликтов имеет. Правда, он тоже может ошибаться, поэтому окончательное решение остается за самим человеком.
Известные гедонисты
В современном обществе практически на любого из селебрити можно поставить пробу «гедонист». Даже если некоторые из них и занимаются благотворительностью, то произошло это только после удовлетворения собственной жажды приятных впечатлений. Это относится не только к нашему веку, ценители комфортной жизни были всегда. После Эпикура, выведшего собственную формулу гедонизма, учение получило новую жизнь в эпоху Возрождения. Тогда его приверженцами стали Петрарка, Боккаччо и Раймонди.
Затем Адриан Гельвеций и Спиноза примкнули к учению, соотнеся удовольствия человека с общественными интересами. Томас Гоббс также выступал за ограничения, предложив принцип «не поступай с другими так, как не хочешь, чтобы поступили с тобой». Этом принципу следовали не все, самым ярким примером отказа от религиозных, нравственных и правовых рамок стали труды маркиза де Сада.
Книги про гедонизм
Явлением интересовались многие, его серьезно изучали философы и психологи, описания можно встретить и в художественной литературе. Вот некоторые книги о гедонизме.
- «Принципы этики» Джордж Мур. Английский философ размышляет о природе явления и указывает на ошибку – смешение понятия блага и средства его достижения.
- «Мозг и удовольствия» Дэвид Линден. Книга рассказывает о новейших достижениях в области нейробиологии, которые позволили по-новому взглянуть на получение удовольствия и образование зависимости от него.
- «Портрет Дориана Грея» Оскар Уайльд. Известное произведение, претерпевшее не одну экранизацию, демонстрирует самые негативные стороны и последствия гедонизма.
- «О дивный новый мир» Олдос Хаксли. Вся общественная жизнь построена на принципах достижения удовольствия. Результаты такого эксперимента описываются в произведении.
- «Последний секрет» Бернар Вербер. Герои этого фантастического романа пытаются заглянуть в человеческие мысли и найти причину, побуждающую совершать любые поступки.
это кто такой? Гедонистические учения. Философия мировоззрения :: SYL.ru
Интерес к гедонизму как направлению мысли и жизненной философии зашкаливает, потому что все человечество, получив определенную порцию свободы, не знает, как ей лучше распорядиться. Трех вещей никогда не бывает достаточно человеку: счастья, удовольствия и времени. В настоящей статье мы поговорим о феномене гедонизма и о том, гедонист — это кто? Как его распознать?
Серен Кьеркегор и его понимание гедониста как типа
Датский мыслитель свою антропологию выстроил на духовной эволюции человека от эстетика (гедониста) через этика к «рыцарю веры». Мы не будем рассматривать в нашей статье ни этика, ни рыцаря веры. Нас прежде всего интересует эстетик.
По мнению С. Кьеркегора, гедонист – это человек без четкой системы взглядов. Он очень зависим от внешних впечатлений, вернее, внешних удовольствий. Он ничего не предлагает реальности, он лишь от нее ждет каких-то движений. Мир обязан гедонисту, он должен удовлетворять его потребности.
Для философа крушение такого миропонимания предопределено его пустотой, т. е. сколько бы эстетик ни пробыл в своем состоянии, он все равно обречен пережить кризис, который заканчивается переходом к следующей антропологической ступени, а именно к этику. Надеемся, этот не слишком сложный пример разъяснит читателю значение слова «гедонист».
Как нетрудно догадаться, этик – это человек с жестким внутренним моральным каркасом. На нем держится его субъективность. Но мы, как и обещали, останавливаемся на этом и продолжаем о гедонизме.
Зигмунд Фрейд и естественный человеческий гедонизм
Родоначальник психоанализа полагал, что гедонист – это человек без всяких оговорок. Каждый из нас стремится к наслаждению. И это незаметно лишь потому, что чем старше человек становится, тем труднее ему получать удовольствие от жизни. Все будет понятно на простых примерах.
Младенец испытывает наслаждение от удовлетворения своих потребностей в сне, еде и ласке. Затем, когда ребенок растет, он вынужден ограничивать свое естественное стремление к наслаждению. На психоаналитическом языке это называется так: принцип удовольствия подчиняется принципу реальности.
Взрослый же вообще получает удовольствие зачастую только социально одобряемым способом и только в то время, когда он свободен от своих общественных обязанностей, т. е. у взрослого человека времени на наслаждения не так уж и много.
Но нет худа без добра. Если человек может отодвинуть свое наслаждение на некоторое время, дождавшись подходящего момента, то в процессе ожидания он может, например, написать книгу или статью. Таким образом, он с одной стороны, сделает что-то полезное для общества, а с другой стороны, получит некоторый заменитель удовольствия, найдет временное успокоение в творчестве. Небольшая ремарка: удовольствие мыслится Фрейдом исключительно в контексте сексуальности или ее производных.
Явление, когда сексуальная энергия перенаправляется на культурнозначимые цели, называется сублимацией. Собственно, так и созидается культура, согласно Фрейду. Человек хочет все время наслаждаться, а общество постоянно его подавляет, играя на этом естественном стремлении. И первый вынужден подчиняться.
Почему постоянное наслаждение – это плохо?
Из всего вышесказанного может сложиться впечатление, что панацея такова: пусть цивилизация отпустит человека на волю, даст ему возможность наслаждаться, и он обретет счастье. Если это так, то очень жаль, что создалось такое впечатление. Человек существо нелинейное и чрезвычайно сложное. Он — есть сумма различных факторов и влияний, но если оставаться в системе координат «наслаждение-страдание», то только индивидуальное соотношение и создает личность человека. Далее читателя ждет пример, который поможет ему понять поведение гедониста.
Если людей отдать на откуп только наслаждению, то они превратятся в крыс из известного опыта. Напомним читателю, что суть опыта такова. К центру удовольствия в мозге крысы подключили электроды и научили ее жать на педаль, таким образом стимулируя центр удовольствия, и она умерла от голода и истощения, так как только и делала, что нажимала на злосчастный рычаг. Если дорогому читателю этого мало, то пусть он подумает о наркоманах и алкоголиках, которые пожелали, чтобы их жизнь была беспрестанным кайфом. В итоге про первого можно сказать, что гедонист – это он. Правда, человек с зависимостью потерпел фиаско в своей погоне за удовольствием.
Гедонисты современности, кто они?
Это сложный вопрос. С одной стороны, нужно четко знать среду современных искателей наслаждений, а с другой, быть как бы за ее пределами, чтобы трезво оценить. Но мы попробуем ответить. Прежде всего надо четко различать медийные конструкты такого рода людей и подлинных любимцев жизни, купающихся в наслаждении.
Медийные конструкты, или поддельные гедонисты (честные труженики)
Существует живучий миф о том, что работать на заводе – плохо, а петь на сцене – хорошо, т. е. в первом случае – тяжело, а во втором – жизнь заливается арбузным сахаром. Это миф фабрикуется сознательно теми, кто делает деньги на российском шоу-бизнесе. Скрывая от зрителя и потенциального участника то, на каком труде стоит мимолетная слава поп-звезд, даже при условии, что у них нет ни слуха, ни голоса, и они — есть полностью продукт своих продюсеров. Все, кто светятся на экране в прямом и переносном смысле слова, не являются по-настоящему прожигателями жизни, ибо они только создают определенный эффект для зрителя, а на построение миражей уходит много жизненных сил.
Истинные гедонисты, или ходячие мертвецы
Жаль разочаровывать читателя, но об истинных современных гедонистах мы не знаем ничего, ибо к ним относится «золотая молодежь», которая пропадает в дорогих заграничных клиниках, специализирующихся на лечении наркомании, алкоголизма и пристрастии и азартным играм. Последовательный искатель наслаждений не может жить долго. Это противоречит самой идее полного и абсолютного удовольствия. Фактически удел таких людей, которые хотят только наслаждаться, мало чем отличается от участи той крысы из знаменитого опыта (мы его приводили чуть выше). Таковы безрадостные примеры гедонистов.
Все хорошо в меру
Не стоит думать, что наслажение – это плохо. Все хорошо в меру. Давление и время формируют идеальный образец человеческой породы. Люди не должны излишне чем-то увлекаться, кроме любви (и то в определенном возрасте). Много наслаждения сформирует тип личности «гедонист», который мало на что способен в жизни. Уж слишком ему все легко давалось. В итоге не обнаружилось в нем умения противостоять сложным жизненным обстоятельствам, а выход – наркотики, дабы убежать от проблем.
Но и чрезмерные страдания не сулят ничего хорошего. Озлобленность и внутренняя сломленность – это результаты постоянных трагических испытаний. Каждое поколение людей вынуждено искать баланс между страданием и наслаждением, чтобы род человеческий не сгинул. Пока мы справляемся, судя по всему, но не без затруднений.
Значение слова «гедони́зм»
а, только ед., м.[hedone наслаждение]
1. Книжн.Этическое направление, считающее наслаждение высшей целью жизни; стремление к комфорту, удовольствиям.
Философский гедонизм. Гедонизм западного общества.
Энциклопедическая информация Противоположность гедонизму — аскетизм. В современном мире стремление к гедонизму рассматривается как характерная черта идеологии общества потребления. В античности идеи гедонизма развиваются Аристиппом и Эпикуром. Радикальный гедонизм утверждает, что физическое удовольствие, наслаждение является единственным оценочным критерием жизни. Основоположник радикального гедонизма — древнегреческий философ, представитель киренской школы Гегесий (ок. 320-280 до н. э.), получивший прозвище «Учитель смерти», в отличие от Аристиппа видел благо не столько в наслаждении, сколько в отсутствии страдания. Поэтому Гегесий рекомендовал людям лишать себя жизни, если при попытке просчитать соотношение страданий и удовольствий баланс оказывался в пользу первых. (Е. Э. Чеботарева)
Данные других словарей
Большой толковый словарь русского языка Под ред. С. А. Кузнецова | гедони́зм-а; м.[от греч. hēdonē — наслаждение] 1. Направление в этике, признающее наслаждение высшим благом, целью жизни; стремление к удовольствиям, наслаждениям.
-ая, -ое. Г-ая этика. Г-ая философская школа. | |
Толковый словарь иноязычных слов Л. П. Крысин | гедони́зма, мн. нет, м.[фр. hédonisme 1. Воззрение, признающее целью жизни и высшим благом наслаждение. — последователь гедонизма. — свойственный гедонизму, характеризующийся гедонизмом. —Г. как этическое учение зародился в Др. Греции и был развит представителями киренской (см. киренаики) философской школы (4 в. до н. э.). Ср. эпикуреизм (во 2-м знач.). | |
Словарь трудностей русского произношения М. Л. Каленчук, Р. Ф. Касаткина | гедони́зм[г’] |
Гедонизм — Википедия. Что такое Гедонизм
Гедони́зм (др.-греч. ἡδονή «наслаждение, удовольствие») — аксиологическое учение, согласно которому удовольствие является высшим благом и смыслом жизни, единственной терминальной ценностью (тогда как все остальные ценности являются инструментальными, то есть средствами достижения удовольствия). Гедонизм часто отождествляют с утилитаризмом, но между этими доктринами есть различие. Гедонизм есть учение чисто аксиологическое: оно утверждает, что ценно, но не делает предписаний, как должны вести себя люди. Гедонизм сам по себе не является законченной моральной системой, он лишь может служить ценностным основанием для построения таковой. Утилитаризм есть консеквенциалистское этическое учение, которое даёт конкретные предписания для поведения людей. Утилитаризм утверждает, что правильное общество должно быть организовано так, чтобы действия людей максимально приносили друг другу удовольствие и минимизировали страдание. Гедонизм, в отличие от утилитаризма, допускает и чисто личное, эгоистическое стремление.
История гедонистических учений
Гедонизм как чистая философия
Основоположником гедонизма считается древнегреческий философ Аристипп (435—355 гг. до н. э.), современник Сократа. Аристипп различает два состояния души человека: удовольствие как мягкое, нежное и боль как грубое, порывистое движение души. При этом не делается различия между видами удовольствия, каждое из которых в своей сущности качественно похоже на другое. Путь к счастью, по мнению Аристиппа, лежит в достижении максимального удовольствия, избегая при этом боли. Смысл жизни, по Аристиппу, находится именно в получении физического удовольствия.
Эпикур описывает удовольствие как принцип удавшейся жизни. Удовлетворённость желаний Эпикур считает свободой от неохоты и отвращений. Целью в данном случае является не само удовлетворение, а избавление от страдания и несчастья. Высшим удовольствием и его мерой, согласно Эпикуру, является отсутствие боли и страдания. Поэтому счастье достигается с помощью атараксии — освобождения от боли и беспокойства, умеренным потреблением земных благ.
Во время расцвета абсолютизма гедонизм был одним из отличительных жизненных принципов так называемого галантного века в психологии аристократов XVIII века в Европе, и в особенности во Франции во времена правления Людовика XV. Однако зачастую он понимался вульгарно, как стремление к простейшим удовольствиям, которые в обществе обычно считались признаками аморального поведения. Возвращение серьёзного философского подхода к гедонизму обычно связывают с именем британского юриста и философа Иеремии Бентама. Бентам также является основателем утилитаризма — этической теории, согласно которой общество должно заботиться о максимизации удовольствия своих членов.[1]
Научная дискуссия вокруг гедонизма
Генри Сидгвик (Henry Sidgwick) в своём описании гедонистических учений ввёл различие между этическим и психологическим гедонизмом. Психологический гедонизм является антропологической гипотезой о стремлении любого человека (независимо от того, является ли он сам идейным гедонистом) увеличить собственные радости. Чисто физиологически единственными мотивами поступков являются перспектива удовлетворения и избегание страданий. В свою очередь, этический гедонизм является нормативной теорией или группой теорий о том, что человек должен стремиться к удовлетворению — или собственному (гедонический эгоизм), или всеобщему (универсальный гедонизм или утилитаризм). Бентам разделял обе формы гедонизма. В частности, как психологический гедонист он писал:
Природа поставила человека под власть двух суверенных владык: страданья и радости. Они указывают, что нам делать сегодня, и они определяют, что мы будем делать завтра. Как мерило правды и лжи, так и цепочки причины и следствия покоятся у их престола.
Таким образом, Сидгвик указал, что по крайней мере одна из форм гедонизма (психологический гедонизм) имеет характер научной гипотезы, которая нуждается в проверке. И здесь возможны были два подхода.
Первый подход научной проверки психологического гедонизма состоит в том, чтобы использовать его как постулат для некоторой более широкой теории поведения людей и проверить, действительно ли они ведут себя так. Наиболее известный пример здесь — работы участников Австрийской экономической школы и других экономистов-маржиналистов: Карла Менгера, Вильфредо Парето, Людвига фон Мизеса и т. д. Эти авторы постулировали, что любой гражданин в своём экономическом поведении стремится к максимизации удовольствия, и именно исходя из этого принимает решения о покупке товара или вступлении в иные товарно-денежные отношения. Австрийская школа совершила революцию в мировой экономической мысли, некоторые её участники (в частности, Мизес) получили Нобелевские премии. Тем не менее, до сих пор сохраняются споры, можно ли считать успехи теорий перечисленных авторов доказательством гедонизма, или же они лишь опровергают ограниченный круг альтернативных учений.
Второй подход научной проверки психологического гедонизма состоит в исследовании нейромеханизмов мотивации человека и других животных с целью выявления единого стимула любого сознательного поведения. Психологический гедонизм верен, если за любым сознательным поступком всегда лежит один и тот же конечный критерий принятия решения. Наиболее известные аргументы в пользу гедонизма связаны с работой так называемых центров удовольствия. В 1954 году американские физиологи Олдс и Милнер показали, что электростимуляция некоторых центров мозга крыс и мышей может по сути напрямую управлять их поведением. Было показано, что животным нравится стимуляция этих центров, и даже если им самим предоставляется возможность замыкать электроды, они это делают безостановочно, отказываясь от еды и других необходимых действий.[2]
Дальнейшие исследования показали, что найденные учёными центры связаны с выделением таких нейромедиаторов как дофамин, серотонин и норадреналин, но они ответственны скорее за стимуляцию, нежели собственно за удовольствие. Аналогичные опыты на людях показали, что хотя у них и присутствует сильная мотивация стимулировать центры, они испытывают при этом не столько удовольствие, сколько азарт и предвкушение.[3] Однако в мозге были обнаружены другие центры (на этот раз, связанные с работой не катехоламинов (норадреналин и др), а опиоидов). В частности, Берриджем и Смитом было показано, что удовольствие можно надёжно вызывать, воздействуя на опиоидные мю-рецепторы в бледном шаре и прилежащем ядре.[4] Тем не менее, как признают сами авторы, само наличие этих центров тоже мало что доказывает, так как неясен дальнейший каскад событий после раздражения рецепторов.
В 2014 году Виктор Аргонов предложил набор постулатов, подтверждение которых могло бы строго означать научную проверку психологического гедонизма.[5] Он утверждает о необходимости поиска нейрокоррелята удовольствия — нейрофизиологического параметра, максимизация которого однозначно связана с любым волевым поведением. На сегодняшний день такой параметр неизвестен. Ни уровень катехоламинов, ни уровень опиоидов не могут претендовать на роль нейрокоррелята удовольствия. Скорее всего, работа этих нейромедиаторов является лишь промежуточным звеном в механизме появления удовольствия. Помимо нейромедиаторных, существуют и более фундаментальные гипотезы о нейрокорреляте удовольствия. Так, Карл Фристон считает, что поведение может быть сведено к минимизации информационной свободной энергии.[6] Согласно теории Владимира Швыркова, фундаментальной целью работы мозга является снабжение нейронов определёнными метаболитами.[7] Наконец, Сергей Мурик предполагает, что непосредственным нейрокоррелятом удовольствия является уровень поляризации мембран отдельных нейронов.[8][9] Такое обилие гипотез указывает, что наука пока далека от строгого определения нейрокоррелята удовольствия, если он вообще есть. Тем не менее, работы в этом направлении продолжаются. В итоге, по мнению Аргонова, наука должна найти фундаментальную мотивацию, которую невозможно перепрограммировать никакой модификацией мыслящей структуры. Если такая фундаментальная мотивация существует, то это, вероятно, и стоит считать доказательством психологического гедонизма.
Гедонизм и футурология
Современная футурология (главным образом, трансгуманисты) считает, что в будущем человек сможет менять структуру своего тела и искусственно изменять психику.[10][11][12] Значительная часть трансгуманистов придерживается гедонистических ценностей и считает, что одним из магистральных направлений дальнейшей автоэволюции биосферы будет повышение счастья человека и, возможно, остальных чувствующих существ. Происходить этот процесс будет с помощью новейших технологий, включая прямое воздействие на мозг.
Наиболее известным представителем гедонистического трансгуманизма является британский философ Дэвид Пирс, автор книги «Гедонистический императив»[13]. В ней гедонизм рассматривается как основополагающая нравственная ценность для всей биосферы. Дэвид Пирс является одним из основателей «Аболиционистского общества» (The Abolitionist Society)[14] — группы трансгуманистов, призывающих к прекращению страданий всех чувствующих живых существ посредством использования передовых биотехнологий. Сегодня Пирс призывает к использованию всех доступных средств для этих целей, включая сильнодействующие психотропные препараты. Он является последовательным сторонником легализации наркотиков и владеет рядом доменов со скандальными названиями, например, opioids.com, mdma.net и др. В частности, энтактоген MDMA (Экстази) он считает препаратом, показывающим человеку мир будущего, где будут побеждены психические болезни и насилие.
См. также
Примечания
- ↑ Bentham, Jeremy. An introduction to the principles of morals and legislation. — London : T. Payne, 1789.
- ↑ Olds J., Milner P. (1954). «Positive reinforcement produced by electrical stimulation of septal area and other regions of rat brain». Journal of Comparative and Physiological Psychology 47: 419-427.
- ↑ Berridge K. C., Robinson T. E. (1998). «What is the role of dopamine in reward: Hedonic impact, reward learning, or incentive salience?». Brain Research Reviews 28: 309–369.
- ↑ Smith K. S., Berridge K. C. (2007). «Opioid limbic circuit for reward: interaction between hedonic hotspots of nucleus accumbens and ventral pallidum». Journal of Neuroscience 27: 1594–1605.
- ↑ Argonov V. Yu. (2014). «The Pleasure Principle as a Tool for Scientific Forecasting of Human Self-Evolution». Journal of Evolution and thechnology 24: 63-78.
- ↑ Friston K. (2010). «The free-energy principle: A unified brain theory?». Nature Reviews Neuroscience 11: 127–138.
- ↑ Швырков, В. Б. Введение в объективную психологию. Нейрональные основы психики. — Москва : Издательство Института психологии РАН, 1995.
- ↑ Мурик, С. Е. Общие нейрональные механизмы мотиваций и эмоций. — Иркутск : Издательство Иркутского государственного университета, 2006.
- ↑ О природе эмоций, или Что чувствует амёба в горячей воде
- ↑ Bostrom N. (2005). «A history of transhumanist thought». Journal of Evolution and Technology 14: 1–25.
- ↑ Косарёв В. В. (1997). «Кто будет жить на земле в 21 веке?». Нева: 135–149.
- ↑ Аргонов В. Ю. (2008). «Искусственное программирование потребностей человека: путь к деградации или новый стимул развития?». Вопросы философии 12: 22-37.
- ↑ Pearce, David. The Hedonistic Imperative (англ.) (1995—2007). Проверено 16 июля 2013. Архивировано 19 июля 2013 года.
- ↑ The Abolitionist Society (англ.). Проверено 16 июля 2013. Архивировано 2 декабря 2008 года.
Ссылки
Вкусная жидкость Hedonist (98ml)
Соблюдение Вашей конфиденциальности важно для нас. По этой причине, мы разработали Политику Конфиденциальности, которая описывает, как мы используем и храним Вашу информацию. Пожалуйста, ознакомьтесь с нашими правилами соблюдения конфиденциальности и сообщите нам, если у вас возникнут какие-либо вопросы.
Сбор и использование персональной информации
Под персональной информацией понимаются данные, которые могут быть использованы для идентификации определенного лица либо связи с ним.
От вас может быть запрошено предоставление вашей персональной информации в любой момент, когда вы связываетесь с нами.
Ниже приведены некоторые примеры типов персональной информации, которую мы можем собирать, и как мы можем использовать такую информацию.
Какую персональную информацию мы собираем:
- Когда вы оставляете заявку на сайте, мы можем собирать различную информацию, включая ваши имя, номер телефона, адрес электронной почты и т.д.
Как мы используем вашу персональную информацию:
- Собираемая нами персональная информация позволяет нам связываться с вами и сообщать об уникальных предложениях, акциях и других мероприятиях и ближайших событиях.
- Время от времени, мы можем использовать вашу персональную информацию для отправки важных уведомлений и сообщений.
- Мы также можем использовать персональную информацию для внутренних целей, таких как проведения аудита, анализа данных и различных исследований в целях улучшения услуг предоставляемых нами и предоставления Вам рекомендаций относительно наших услуг.
- Если вы принимаете участие в розыгрыше призов, конкурсе или сходном стимулирующем мероприятии, мы можем использовать предоставляемую вами информацию для управления такими программами.
Раскрытие информации третьим лицам
Мы не раскрываем полученную от Вас информацию третьим лицам.
Исключения:
- В случае если необходимо — в соответствии с законом, судебным порядком, в судебном разбирательстве, и/или на основании публичных запросов или запросов от государственных органов на территории РФ — раскрыть вашу персональную информацию. Мы также можем раскрывать информацию о вас если мы определим, что такое раскрытие необходимо или уместно в целях безопасности, поддержания правопорядка, или иных общественно важных случаях.
- В случае реорганизации, слияния или продажи мы можем передать собираемую нами персональную информацию соответствующему третьему лицу – правопреемнику.
Защита персональной информации
Мы предпринимаем меры предосторожности — включая административные, технические и физические — для защиты вашей персональной информации от утраты, кражи, и недобросовестного использования, а также от несанкционированного доступа, раскрытия, изменения и уничтожения.
Соблюдение вашей конфиденциальности на уровне компании
Для того чтобы убедиться, что ваша персональная информация находится в безопасности, мы доводим нормы соблюдения конфиденциальности и безопасности до наших сотрудников, и строго следим за исполнением мер соблюдения конфиденциальности.
Вкусная жидкость Hedonist Salt (30ml)
Соблюдение Вашей конфиденциальности важно для нас. По этой причине, мы разработали Политику Конфиденциальности, которая описывает, как мы используем и храним Вашу информацию. Пожалуйста, ознакомьтесь с нашими правилами соблюдения конфиденциальности и сообщите нам, если у вас возникнут какие-либо вопросы.
Сбор и использование персональной информации
Под персональной информацией понимаются данные, которые могут быть использованы для идентификации определенного лица либо связи с ним.
От вас может быть запрошено предоставление вашей персональной информации в любой момент, когда вы связываетесь с нами.
Ниже приведены некоторые примеры типов персональной информации, которую мы можем собирать, и как мы можем использовать такую информацию.
Какую персональную информацию мы собираем:
- Когда вы оставляете заявку на сайте, мы можем собирать различную информацию, включая ваши имя, номер телефона, адрес электронной почты и т.д.
Как мы используем вашу персональную информацию:
- Собираемая нами персональная информация позволяет нам связываться с вами и сообщать об уникальных предложениях, акциях и других мероприятиях и ближайших событиях.
- Время от времени, мы можем использовать вашу персональную информацию для отправки важных уведомлений и сообщений.
- Мы также можем использовать персональную информацию для внутренних целей, таких как проведения аудита, анализа данных и различных исследований в целях улучшения услуг предоставляемых нами и предоставления Вам рекомендаций относительно наших услуг.
- Если вы принимаете участие в розыгрыше призов, конкурсе или сходном стимулирующем мероприятии, мы можем использовать предоставляемую вами информацию для управления такими программами.
Раскрытие информации третьим лицам
Мы не раскрываем полученную от Вас информацию третьим лицам.
Исключения:
- В случае если необходимо — в соответствии с законом, судебным порядком, в судебном разбирательстве, и/или на основании публичных запросов или запросов от государственных органов на территории РФ — раскрыть вашу персональную информацию. Мы также можем раскрывать информацию о вас если мы определим, что такое раскрытие необходимо или уместно в целях безопасности, поддержания правопорядка, или иных общественно важных случаях.
- В случае реорганизации, слияния или продажи мы можем передать собираемую нами персональную информацию соответствующему третьему лицу – правопреемнику.
Защита персональной информации
Мы предпринимаем меры предосторожности — включая административные, технические и физические — для защиты вашей персональной информации от утраты, кражи, и недобросовестного использования, а также от несанкционированного доступа, раскрытия, изменения и уничтожения.
Соблюдение вашей конфиденциальности на уровне компании
Для того чтобы убедиться, что ваша персональная информация находится в безопасности, мы доводим нормы соблюдения конфиденциальности и безопасности до наших сотрудников, и строго следим за исполнением мер соблюдения конфиденциальности.