Мистик кто это: Мистицизм — Википедия – Кто такой мистик?

Автор: | 16.10.2020

Мистицизм — Википедия

Мистици́зм (от др.-греч. μυστικός — таинственный[1]) — философское и богословское учение, а также особый способ понимания и восприятия мира, основанный на эмоциях, интуиции и иррационализме[2]. Под мистическим опытом понимают опыт прямого личностного общения, слияния или постижения некоей абсолютной реальности и абсолютной истины, а в рамках религий часто отождествляемой с Богом или Абсолютом[3]. В утверждении возможности непосредственного единения с Богом или Абсолютом состоит суть мистицизма[4]. Различные мистические доктрины встречаются во всех мировых религиях и верованиях и имеют общие черты: тяготеют к интуитивизму и символизму; предполагают практику определённых психофизических упражнений или медитаций, необходимых для достижения определенного состояния разума и психики[5]. К мистицизму относят тантризм (индуистский и буддийский или ваджраяну), дзэн, каббалу, розенкрейцерство, хасидизм, гностицизм, исихазм, суфизм

[6] и некоторые другие учения.

Мистицизм свойственен как западному, так и восточному христианству, однако есть разные точки зрения на значение мистицизма в разных конфессиях. Так, Иоанн Мейендорф[7] и Евгений Торчинов[8] считали, что мистицизм более развит в православии (исихазм). Павел Флоренский писал о «воображательной» мистике католиков, противопоставляемой «умной» мистике православных[9]. По поводу последней Каллист (Уэр) пишет:

Всякое истинно православное богословие мистично: как мистицизм в отрыве от богословия становится субъективизмом и ересью, так и богословие в отрыве от мистицизма вырождается в сухую схоластику, «академичную» в дурном смысле слова

[10].

Так же мистицизм уникальным образом развит в ещё одной из ветвей христианства, а именно протестантизме.

Ещё в античной Греции практиковались так называемые мистерии — тайные религиозные обряды, участники которых переживали особый вид религиозного опыта. Мистерии, как правило, включали в себя пиры, ритуальные пляски и церемонии, в частности, обряды посвящения, символизировавшие смерть и воскресение.

В религиях древней Индии весьма силён мистический аспект. Например высшим идеалом религиозной практики среди последователей философской школы адвайта-веданта являлась «мокша» — освобождение из сансары (бесконечной цепи перерождений; круговорота рождений и смерти в мирах) и слияние с Абсолютом (Брахманом). Традиционная йога также представляет собой систему духовной и телесной практики, позволяющую достичь мистического прозрения и тесно связанную с индуистской доктриной адвайты — растворении всего индивидуального в абсолютном единстве Брахмана.

Разные школы буддизма предлагают разные методы достижения мистических состояний. Искусные методы, используемые для этого, называются «упайя».

Высшие тантрические учения (Ваджраяна) с русле Махаяны, к которым относят учения тибетского буддизма (дзогчен, махамудра, мадхьямака и другие) и японского сингон, предлагают познание духовной мудрости через специальные практики распознания своей истинной природы. Тхеравада использует медитацию випассана для приобретения мудрости.

В Дзен (Чань) постижение мудрости происходит путем особой передачи знаний от мастера к ученику, например, с помощью коанов — парадоксальных коротких рассказов-загадок, понять и решить которые можно только интуитивно. Такое постижение порождает мистические прозрения, являющиеся важными этапами на пути к просветлению.

Для Китая характерны нетеистические религии, поэтому место Бога в мистических религиозных практиках занимают трансцендентные начала — Пустота (шунья) в буддизме и Дао в даосизме. Большинство буддистских школ провозглашают важность медитации и мистического созерцания как средств достижения

нирваны — слияния с вселенской пустотой.

Суфийские мистики и аскеты не были удовлетворены традиционным религиозным опытом ислама и стремились к личному союзу с Богом и обретению непосредственного интуитивного познания Аллаха. Целью также провозглашалось освобождение души от оков низшего «я» и переживание истинной реальности (хакика).

Наиболее характерным и глубоким течением в иудейском мистицизме являются каббала и хасидизм. Каббала в основном предлагает методы непосредственного постижения Бога через священные имена и божественные числа, а также через восторженную молитву.

Многочисленные течения нью-эйджа нередко берут за основу мистические методы мировых религий, часто сильно видоизменяя или примешивая другие влияния. Целями нью-эйджевского мистицизма часто является:

  • достижение глубоких медитативных состояний,
  • психонавтика — развитие необычных, пограничных и маргинальных состояний сознания
  • передача сознания (телепатия, телекинез, магия, гипноз, суггестия)
  • оперирование в трансперсональной реальности (например, астральные полёты)
  • духовный рост

Некоторые школы нью-эйджа отличаются высокой концентрированностью и технологичностью в отдельно взятых методах, формируя быстрые результаты, в то время как религиозные традиции чаще делают упор на весь образ жизни. Тем не менее основной целью движения нью-эйдж («Новая Эра») декларируется достижение нового уровня сознания и личностный рост.

Кто такой мистик?

А вы знаете кто такой мистик?

Кто такой человек мистик?

Кто такой мистик ➤ — это по сути человек, который преследует истину или понимание истины помимо той, которая обычно связана с человеческим опытом. Он или она может или не может быть посвящен в любое количество духовных или религиозных тайн, и может или не может достичь понимания, которое они преследуют. Что связывает всех таких людей вместе, так это вера и стремление к трансцендентной истине, которая превосходит исключительно рациональное понимание или знание. В распространенном представлении мистик — это человек, который принимает эзотерические практики, изучает магию или оккультизм.

Узнать больше: что такое мистика http://urilin.ru/

Кто такой мистик ➤ Хотя люди, которые делают эти вещи, могут идентифицировать себя как таковые, не все вовлечены в такие практики. У мистицизма удивительное количество лиц, и попытка определить его за пределами погони за трансцендентной истиной становится трудной. Есть, однако, некоторые основные виды мистики, которые имеют общие черты.

Кто такой мистик ➤ Почти все религиозные традиции имеют свои собственные разновидности мистики. Во многих монотеистических и некоторых политеистических верованиях этот человек обычно занимается поиском прямой связи с самим Богом, часто посредством медитации или молитвы. В христианстве мистики часто называют это состояние Союзом или Единством с Богом. В исламе это государство называется ирфан, что в буквальном переводе означает знание. В джайнизме это состояние, называемое мокшей, идет параллельно этому единству, имея в виду вознесение в духовное состояние, в котором вся реальность воспринимается как иллюзия.

Кто такой мистик➤ Во многих основных религиях существуют различные степени мистики. Также часто существуют отдельные группы, которые могут рассматриваться или не рассматриваться как еретические в основном религиозном учреждении. Например, в исламе суфийская традиция — это мистическая традиция, которая поддерживает Божественное единство и отвергает дуалистическую концепцию Я и Бога как отдельного. В христианстве гностицизм рассматривается многими как еретическое ответвление и предшественник господствующих христианских церквей. 

История появления мистических людей

Кто такой мистик ➤ Многие современные мистические пути находятся под сильным влиянием древнегреческих обрядов, особенно Элевсинских мистерий, датируемых примерно 15-м веком до нашей эры. Элевсинские мистерии сосредоточились на мифическом цикле, в котором участвовали Деметра и Персефона, ссылаясь на концепцию смерти и воскрешение, которое может наступить, одержав победу над смертью. Они оставались нетронутыми в течение почти двух тысячелетий, и за это время заложили большую часть основы для циклов мифов, которые примут другие религии.

Кто такой мистик➤ Многие из этих вероисповеданий, особенно те, кто находится вне монотеистической традиции, широко используют мифы и символику, чтобы передать их более глубокий смысл. По сути, полученные знания не могут быть связаны с логикой или словами и поэтому не могут передаваться так же, как традиционная религия может быть передана. Вместо этого определенные обряды или символы используются, чтобы помочь открыть сознание посвященного на новый уровень, действуя как катализатор его или ее собственного мистического пробуждения, а не непосредственно передавая информацию. 

Кто такие люди мистики?

Кто такой мистик ➤ С 17-го века различные братские организации, включающие в себя мистические элементы, стали популярными по всей Европе. Орден Розенкрейцеров и масоны, пожалуй, самые известные из этих групп, и они продолжают пользоваться широкой популярностью и по сей день. Начиная с 19-го века, на западе возродился мистицизм. Эти пути часто использовали оккультные элементы, такие как общение с духами, как часть их практики. Теософское движение, пожалуй, самый известный из этих более современных мистических путей. Герметический Орден Золотой Зари был еще одним таким движением в это время, которое продолжало влиять на многие другие современные верования, особенно Викку.

Помимо символов, мифологических структур, медитации и молитвы, в некоторых из этих традиций используются различные психоделические препараты или энтеогены. Считается, что эти наркотики разрушают барьеры в уме, которые блокируют более глубокое знание, позволяя посвященному достичь более глубокого понимания природы вселенной, которая затем может быть интегрирована в его или ее жизнь. 

Такие группы, как масоны, часто включают элементы мистики.

Мистика что это такое — профессиональный взгляд

Что такое мистика?  Мистики и мистицизм

Что такое мистика? Что такое мистицизм, мистический опыт, мистическое состояние сознания?  Почему такой большой интерес к этой теме?

В последние десятилетия можно наблюдать возрождение интереса к мистике. Для многих этот интерес исходит из чувства окружающего мрака и хаоса во внешнем мире. Другие хотят понять, что находится за пределами обычного повседневного и научного знания.

Для некоторых интерес к мистике исходит из более глубокого осознания религиозных традиций и ощущения, что именно здесь есть ответы на важнейшие вопросы и именно здесь можно понять тайны жизни.

А если говорить в целом, то с помощью мистических знаний люди хотят найти свой путь развития, найти смысл в своей жизни, хотят понять, как устроен мир и мироздание. Мистический опыт дает интуитивное понимание смысла существования и скрытых истин, а также разрешение жизненных проблем.

По поводу определения мистики существует много разногласий (разночтений), которые говорят о непонимании сути этого явления. Термин «мистицизм» стал популярным ярлыком для «всего туманного, эзотерического, оккультного, сверхъестественного». Поэтому чтобы говорить о мистике, нужно сначала определиться с понятиями.

             Содержание

 Мистика и мистицизм

Мистика и мистицизм (от др.-греч. μυστικός – таинственный) – это совокупность религиозно-философских учений, указывающих пути непосредственного единения человека с Богом (Абсолютом, Природой, Бесконечным, абсолютной реальностью, абсолютной истиной).

Мистика – это способ познания истины. Она даёт расширение границ восприятия и выход за пределы материального мира.

 Мистический опыт – совокупность эмоциональных переживаний человека, которые он испытывает во время духовной практики в момент слияния с Абсолютом (с Богом). Получение сокровенных знаний и переживаний во время духовной практики.

Термины «мистический опыт», «религиозный опыт», духовный опыт – являются синонимами.

 Мистицизм включает в себя больше, чем «мистический опыт». Конечной целью мистицизма является трансформация человека, а не просто переживание мистических состояний.

Другими словами, мистицизм охватывает широкий спектр практик, текстов, традиций, опыта, направленных на преобразование человека.

Мистик — что это?

mistika_chto_eto

Мистик – это человек, который получил духовный опыт (достиг реализации, просветления, нирваны, мокши и др.) Мистик обладает более высоким уровнем сознания, чем обычные люди.

Всегда, во все времена, находились люди, которые благодаря особым техникам работы над собой настолько усовершенствовали себя, что научились чувствовать и переживать то, о чем говорили учителя, пророки и мессии. Методы самосовершенствования передавались от учителя к ученикам. Когда количество учеников росло, образовывались мистические Школы.

Известные мистики: Сатья Саи Баба, Георгий Гурджиев, Пётр Успенский, Елена Петровна Блаватская, Ошо (Бхагван шри Раджниш), Петр Дынов (Донов), Шри Ауробиндо, Джидду Кришнамурти, Лао-цзы, Чжуан-цзы, Судзуки и др.

Мистика и религия

mistika_chto_eto

Мистические доктрины есть во всех мировых религиях и верованиях. Они существовали во всех исторических эпохах и у всех народов. Мистика и религия – не одно и тоже.

Любая религия развивалась параллельно по двум направлениям:

  1. Массовое, внешнее, обрядово-ритуальное направление, основанное на вере и соблюдении религиозных предписаний. Это направление включает религиозные организации со своими атрибутами, обрядами и храмами. Это направление – для большинства людей.
  2. Закрытое, малочисленное направление, основанное на тайных знаниях и интенсивных практиках. Это высший мистический уровень религии.

 

Мистика (мистицизм) – это религия в её наиболее действенной и живой стадии, основа религии. Если из каждой религии убрать то, что отличает её от других, останется суть, которая одинакова у всех религий. Это мистицизм. Любая религия в отрыве от мистицизма вырождается в сухую схоластику (формализм, догматизм).

В повседневном общении схоластикой называют представления, оторванные от жизни, основывающиеся на отвлечённых рассуждениях, не проверяемых опытом.

Мистики говорят, что истинная неискаженная религия состоит не в догматах, не в холодной вере, не в исполнении обрядов, не в некоторых чувствах и ощущениях, даже не в исполнении нравственного закона, а в полном отречении от себя и во внутреннем соединении с Богом.

Таким образом, мистика – это живая часть религии. То, что является сутью, основой любой религии. То, что объединяет все религии.

Мистические методы мировых религий – медитация, созерцание, наблюдение, самовоспоминание, молитва, повторение мантр.

Мистика и духовная практика

mistika_chto_eto

Разные мистические направления предлагают разные средства, с помощью которых можно пробудить дремлющее сознание, войти в непосредственное общение с Богом, почерпнуть истину в самом источнике.

На низших ступенях развития для приведения себя в экстатическое состояние пользуются такими внешними средствами, как наркотические вещества, религиозные пляски, ритмичная музыка, физический аскетизм (у факиров). Кроме этого встречи с Богом искали посредством сновидений, сеансов магнетизма и др.

По мере духовного роста утончаются формы мистицизма и одухотворяются практикуемые приёмы погружения в экстаз. От внешних приёмов центр тяжести переносится в область духовных практик.

К духовным практикам относятся – медитация, созерцание, самовоспоминание, наблюдение, молитвы, мантры и др.

По мнению мистиков, истинная жизнь – это созерцательная жизнь. Созерцание представляет собой процесс постепенного абстрагирования и очищения сознания путём концентрации внимания на какой-нибудь идее или на объекте. Восточные мистики выработали ряд приёмов, способствующих быстрому погружению в созерцательное состояние.

К таким приёмам относятся:

  • — неподвижная поза
  • — управление дыханием
  • — сосредоточение внимания на каком-нибудь одном, чаще всего блестящем предмете (солнце, поверхность воды, дерево, камень, кончик носа, середина лба, солнечное сплетение и т. д.)
  • — бесконечное повторение мантры.

 Концентрация внимания на одной идее (одном объекте) влечёт за собой очищение сознания от всего того, что не связано с этой идеей. По мере того как поле сознания сужается, идея приобретает всё большее господство. По мере же того, как она укрепляется в сознании, усиливается в своей интенсивности связанное с ней чувство. Так созерцание приводит к экстазу.

Экстаз (греч. ekstasis – нахождение во вне, смещение, пребывание вне себя) – состояние измененного сознания, сопровождающееся потерей ощущения времени, восторгом, предельным позитивным эмоциональным воодушевлением. Высшая степень восторга и воодушевления.

Все мистики говорят, что те эмоции и феномены, которые они переживают в состоянии экстаза, невозможно передать словами. Нет слов, которые могли бы дать хотя бы приблизительное понятие о них.

Адепты писали, что религиозный экстаз «подобен тихому веянию прохладного ветерка, призывающего человека к покою, которому, впрочем, может предшествовать буря, огонь, трепет, но сам Бог всегда приходит в тихом веянии».

Экстаз – это чувство непосредственного общения с Богом, чувство слияния с первоосновой бытия, с абсолютной реальностью, абсолютной истиной.

В этом чувстве исчезает различие между субъектом и объектом, и мистик ощущает «я» и «не я» в их нераздельной целостности и первоначальном единстве. Это цель исканий на мистическом пути. На вершине мистического опыта всё бытие ощущается как единая абсолютная реальность.

К мистицизму относят тантризм (индуистский и буддийский), дзэн, каббалу, розенкрейцерство, хасидизм, гностицизм, исихазм, суфизм и другие учения.

Первобытное общество

Явления, схожие с мистицизмом, присутствуют в шаманизме, существовавшем у народов Северной Азии, Европы, Америки, в религиозных обрядах аборигенов Австралии, в культах духов разных народов Африки.

Элемент мистицизма в шаманстве заключается в вере в то, что в состоянии экстаза душа шамана покидает тело, чтобы соединиться с богом или, по крайней мере, быть рядом с ним.

Античность

В античной Греции практиковались мистерии – тайные религиозные обряды с целью получения мистического опыта. Известно, что Мистерии включали в себя пиры, ритуальные танцы, церемонии (в частности, обряды посвящения, символизировавшие смерть и воскрешение).

Древняя Индия

В религиях древней Индии присутствует сильный мистический аспект.

Например, высшим результатом религиозной практики среди последователей философской школы адвайта-веданта являлась «мокша» – освобождение из сансары (бесконечной цепи перерождений) и слияние с Абсолютом (Брахманом).

Традиционная йога представляет собой систему, позволяющую достичь мистического прозрения и растворения в абсолютной реальности.

Буддизм

Разные школы буддизма предлагают разные мистические методы.

Дзэн использует практику созерцания (самовоспоминания, самонаблюдения) Само название происходит от санскритского «дхьяна» (сосредоточение, созерцание).

Махаяна – это свод учений для идущих по Пути Бодхисаттвы, она включает Сутру и Тантру.

Ваджраяна – тантрическое направление, образовавшееся внутри Махаяны в V веке нашей эры. Методом для достижения окончательной реализации являются визуализация образов божеств, мантры, мудры.

Тхеравада – старейшая школа буддизма, одна из восемнадцати ранних буддийских школ.

Использует медитацию випассана для приобретения мудрости.

Випассана (санскр. «проникновенное видение») – вид медитации в буддизме, созерцание четырёх благородных истин и идеи невечности.

Китай

Для Китая характерны нетеистические религии, поэтому место Бога в мистических практиках занимают Пустота в буддизме и Дао в даосизме.

Большинство буддистских школ предлагают медитацию и мистическое созерцание как средство достижения нирваны – слияния с вселенской пустотой.

Христианский мистицизм

Христианский мистицизм сосредоточен на практике глубокой молитвы с целью достижения единства с Богом.

Исламский мистицизм

Суфизм – мистическое течение в исламе. Его основателем принято считать поэта Джалаледдина Руми. Основными составляющими суфизма являются аскетизм, мистицизм, повышенную духовность, подвижничество. Целью суфизма является воспитание совершенного человека, свободного от мирской суеты и сумевшего возвыситься над негативными качествами своей природы.

Танец суфийских дервишей – подвижная медитация, имеющая мистический смысл (слияние с Богом).

Иудейский мистицизм

Иудейский мистицизм представляют каббала и хасидизм.

Каббала в основном предлагает методы непосредственного постижения Бога через священные имена, божественные числа, молитву.

Хасидизм – религиозное течение в иудаизме, которое особенное значение придаёт эмоциональному постижению Бога.

mistika_chto_eto

 

Теперь вы имеете представление о том, что такое мистика.

Подробнее о мистицизме и видах духовных практик вы можете прочитать в материалах нашего эзотерического  клуба «Путь Света»

ezotericheskii_klub _put_sveta

 

Авторы Олег и Валентина Световид, Алена Железных

Мистика — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

У этого термина существуют и другие значения, см. Мистик.

Ми́стика (от греч. μυστικός «скрытый, тайный») — вера в существование сверхъестественных сил, с которыми таинственным образом якобы связан и способен общаться человек; также — сакральная религиозная практика, имеющая целью переживание непосредственного единения с Богом (или богами, духами, другими нематериальными сущностями). Совокупность теологических и философских доктрин, посвящённых оправданию и осмыслению этой практики, называется мистицизмом[1].

В переносном словоупотреблении мистика означает совокупность явлений и действий, особым образом связывающих человека с тайным существом и силами мира, независимо от условий пространства, времени и физической причинности; это есть мистика реальная или опытная, которая разделяется на: а) прорицательную, стремящуюся усматривать непосредственно явления и предметы, не находящиеся в данном пространственном и временном кругозоре — сюда принадлежат различные формы ясновидения, гадания, оракулов, также астрология; б) деятельную или оперативную, которая стремится, помимо обычных средств и условий, производить различные явления, как-то: действовать на расстоянии, останавливать и вызывать жизненные процессы одним властным внушением, создавать пластические формы или материализовать духовные сущности и дематериализовать телесные и т. п.; сюда относятся так называемый животный магнетизм, магия (в тесном смысле), теургия, некромантия, всевозможные способы волшебства или чародейства и, наконец, вся область медиумических или спиритических явлений. С христианской точки зрения реальная мистика (в обоих своих видах) разделяется по достоинству и значению предмета и среды мистического взаимодействия на мистику божественную, естественную и демоническую. Относить к мистике алхимию, как это обыкновенно делается, нет достаточных оснований, так как алхимики в своих операциях старались пользоваться естественными свойствами вещества и исходили из принципа единства материи, признаваемого ныне положительной наукой.

В другом смысле мистикой называется особый род религиозно-философской познавательной деятельности. Сверх обычных способов познавания истины — опыта, чистого мышления, предания и авторитета, — всегда допускалась большинством религиозных и метафизических умов возможность непосредственного общения между познающим субъектом и абсолютным предметом познания — сущностью всего, или божеством. Если такое общение признается единственным или, по крайней мере, самым верным и достойным способом познания и осуществления истины, а все другие способы более или менее пренебрегаются как низшие и неудовлетворительные, то возникает известное исключительное направление мысли, называемое мистицизмом; если, независимо от крайности этого направления, внутреннее общение человеческого духа с абсолютным признается как существенная основа истинного познания, то появляются учения, которые, смотря по преобладанию в них религиозного или философского элемента, обозначаются как мистическое богословие, мистическая философия или теософия.

«Мистика есть реализм, ощущение реальностей, слияние с реальностями; рационалистический же позитивизм есть иллюзионизм, потеря ощущения реальностей, разрыв между реальностями мира.»
«Из-за того, что я немного разбираюсь в мистике, меня не могут одурачить дилетанты. Истинные мистики не прячут тайн, а открывают их. Они ничего не оставят в тени, а тайна так и останется тайной. Зато мистику-дилетанту не обойтись без покрова таинственности, сняв который, находишь нечто вполне тривиальное.
Из сборника «Недоверчивость отца Брауна»
»
«Современные мистические тенденции, которые особенно проявляются в безудержном росте так называемых теософии и спиритуализма, для меня не более чем признак слабости и растерянности. Поскольку наш внутренний опыт состоит из репродукций и комбинаций сенсорных впечатлений, концепция души без тела кажется мне пустой и лишённой смысла.»
«Не существует такого явления, как абстрактная мистика, или мистического переживания, не связанного с определенной религиозной системой. Существует не мистика вообще, а лишь определенная форма мистики – христианская, мусульманская, еврейская мистика и т. д. Было бы бессмысленно отрицать то, что между ними имеется нечто общее, и это как раз и есть тот элемент, который выявляется при сравнительном анализе отдельных видов мистического опыта. В наши дни, однако, укоренилось убеждение, что существует абстрактная мистическая религия. Одна из причин этого широко распространенного мнения кроется в усилении пантеистической тенденции, оказавшей за последние сто лет гораздо большее влияние на религиозную мысль, чем когда-либо до того. Это влияние обнаруживается в разнообразнейших попытках перейти от застывших форм догматической, официальной религии к своего рода универсальной религии.»
«Под мистикой я понимаю род религии, которая основывается на чувстве непосредственно воспринимаемой связи с Богом, на прямом и внутреннем сознании Божественного присутствия. Это религия в её наиболее действенной и живой стадии.»
на русском языке
  • Артемьева Т. В. Британские мистики в России XVIII века // Философский век. Альманах. Вып. 17. История идей как методология гуманитарных исследований. Часть I./ Отв. редакторы Т. В. Артемьева, М. И. Микешин. -СПб.: Санкт-Петербургский Центр Истории Идей, 2001. — С. 313—341. ISBN 5-7187-0372-8
  • Балагушкин Е. Г. Сущность и структурное разнообразие мистики // Религиоведение. — 2010. — № 2. — С. 102—113. — ISSN 2072-8662. Архивировано 1 августа 2014 года.
  • Бердяев Н. А. Дух и реальность. Основы богочеловеческой духовности. Париж, 1937. — Глава VI. Мистика. Её противоречия и достижения.
  • Беспаленко П. Н., Римский В. П. Политико-идеологические и социокультурные основания типологии нетрадиционных религий // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. — Тула: Тульский государственный университет, 2009. — № 1. — С. 3-13.
  • Мистика / Пахомов С. В., Кобзев А. И., Шичалин Ю. А., Бурмистров К. Ю., свящ. Е. В. Шилов, Башарин П. В., Казачков С. В. // Меотская археологическая культура — Монголо-татарское нашествие. — М. : Большая российская энциклопедия, 2012. — С. 457—460. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 20). — ISBN 978-5-85270-354-5.
  • Соловьёв В. С. Мистика и мистицизм // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Энциклопедия мистических терминов / Авт. сост. С. Васильев и др. М.: ООО «Издательство «Астрель»: МИФ: ООО «Издательство АСТ», 2001.- 576 с.
на других языках
  • Fanning, Steven., Mystics of the Christian Tradition. New York: Routledge Press, 2001.
  • Louth, Andrew., The Origins of the Christian Mystical Tradition. — Oxford: Oxford University Press, 2007. ISBN 978-0-19-929140-3.
  • McGinn, Bernard., The Presence of God: A History of Western Christian Mysticism’.’ Vol. 1 — 4. (The Foundations of Mysticism; The Growth of Mysticism; The Flowering of Mysticism) New York: Crossroad, 1997—2005.

Мистик — Психологос

​ Мистик – человек, принимающий мистику, живущий по чувству и убеждению: «Есть близкие мне Высшие Силы, которые дают мне часть Своего Могущества». В этом плане мистики чувствуют себя немного Богами – они тоже приобщены в Высшим Силам и иногда являются их частью.

Маркеры: как правило, они активно использует такие слова и темы, как Духовность, Сила, Жизненный Путь, Просветление, Единство, Совершенное существо, Бог, Любовь, Исходное, Изначальное. Многие слова пишутся с Большой Буквы.

Если вас информируют, что «раз нам дано право жить на Земле в период Великого Перехода, мы должны развить в себе все необходимые Божественные Качества, расширить свое сознание, правильно развязать (трансмутировать) все негативные кармические узлы, завязанные нами в прошлых жизнях и помочь Учителям Человечества, Чоханам Лучей, всей Иерархии Света, Земле и Человечеству осуществить квантовый скачок, который и будет являться ИСХОДОМ — подведением итогов нашего эволюционного развития и накопленного нами опыта в течении всех наших прошлых жизней и началом нового цикла эволюционного развития», — перед вами, скорее всего, мистическое учение.

Мистики и верующие — это не одно и то же. Верующий человек верит в Высшие Силы, но Прямого Контакта с Высшими силами у него нет. Если же человек утверждает, что у него есть с Высшими Силами Прямой Контакт, это уже мистик. Самих же мистиков можно также поделить на две разновидности: мистики активные и пассивные. Пассивные мистики верят в Прямое Знание, Контакт, Высшие силы и разного рода Поля, но в реальной жизни в случае проблем обращаются не к ним, а к чему-то земному.

Если нужно решить, ехать к друзьям на машине или на метро, они не к Высшим Силам обращаются за ответом, а смотрят загруженность дорог на Яндекс-пробках.

Активные мистики не только в Силы, Поля, Другой Мир и Дружественную Вселенную верят, но активно этой верой живут и обращаются к Проводникам Прямого Знания. Принимая решение, продавать или покупать валюту на бирже, они звонят знакомому экстрасенсу (вариант — ведушему расстановок по Хеллингеру), тот связывается с информационными Полями, а те уже сообщают ему о курсе доллара за завтра…

Вводное занятие Университета

Мистицизм в философии: определение, представители. Мистицизм

В европейской культуре мистицизм появился в XIX веке в момент кризиса и потери потенциала для дальнейшего развития. Интерес к нему не угас и по сегодняшний день. Существует мнение, что истоками мистики являются восточные религиозные и философские течения. Однако это не совсем так. Безусловно, Восток наполнен мистицизмом и оказал влияние на религиозные умы европейцев в те времена, когда стал просачиваться в еврокультуру. Влияние восточной философской мысли сильно и по сей день, привлекает к себе именно мистической стороной мировоззрения. Но и классические религии, в том числе мировая религия – христианство, не лишены мистики.

Понятие мистицизма

Иудаизм, ислам, различные религиозные течения, такие как манихейство, суфизм и другие, имеют свою мистическую школу. Например, суфисты школ «Шазалия» и «Накшбандия» считают, что их способ учения – скорейший путь для разумения исламской веры. По общему определению, мистицизм – это возникновение у человека сверхчувств, которые ему дают возможность созерцать высшие силы. Мистика западная имеет отличия от восточной. Первая говорит о встрече с Богом, о его познании, о присутствии Бога в сердце, душе человека. При этом отводит Ему высшее место над миром и над человеком как источнику всего живого и сущего, как подателю всех благ. Восточный мистицизм – это полное растворение в Абсолюте: бог – это я, я — это бог. Само слово «мистицизм» («мистика») греческого происхождения и обозначает – «таинственный, сокрытый». То есть мистика – это вера человека в невидимую связь и непосредственное общение с метафизическими высшими силами. Определение мистицизма может представлять практический опыт общения мистика с объектом высших сил или философское (религиозное) учение о способах достижения такого общения.

мистицизм это

Реальная и познавательная мистика

Реальная – достигается опытным путем, когда действия человека приводят к особой связи с тайными высшими силами, не зависящей от обстоятельств, времени и пространства. Она бывает прорицательной и деятельной. Реальный мистицизм – это стремление непосредственно рассмотреть явления и предметы, находящиеся вне данного пространства и времени, это область предсказателей, гадалок, ясновидящих и т. п. Вторая – стремится еще и действовать: влиять на различные процессы на расстоянии собственным внушением, материализовать и дематериализовать духов. Деятельный мистицизм – это практика, присущая гипнотизерам, магам, практикующим теургию, чародеям, медиумам и т.п. Среди мистиков немало шарлатанов и обманщиков. Однако встречаются случаи, когда ученые фиксируют наличие действительной мистической составляющей в практике мистиков. Все же крайне редко можно встретить подобных мистиков, которые ни разу не ошибаются. А это говорит о том, что основная часть таких людей стоит не на истинном мистическом пути, их умы находятся под властью падших духов, которые как хотят, так и играют с ними.

мистицизм определение

Алхимики и мистика

Большинство философов и ученых в области изучения мистицизма считают, что нет достаточно оснований, чтобы отнести алхимиков к мистикам. Все дело в практическом материальном опыте с естественной природой и ее компонентами, исходя из принципа единства материи. Алхимия не вписывается в общепринятые представления: мистицизм, определение которого исходит из познания законов духовного мира, подчиненного другим нематериальным законам, не имеет ничего общего с целью преобразования природы в более совершенное состояние. Мистицизм предполагает всегда общение познающего с объектом познания высших внеземных сил. Каким бы таинственным и загадочным ни был алхимик, он всегда остается тем золотоделателем, получателем из «несовершенного» металла «совершенного». И вся его деятельность направлена не на познание Высшего Разума, а на создание благ для земной жизни, что исключено в мистицизме, преследующем цель – соединение с миром, где обитают духи.

мистицизм в философии

Христианская мистика

В христианстве мистика занимает особое место, но коренным образом отличается от различного рода магии и тому подобных вещей. Прежде всего она реальна. Это опытная мистика, без каких-либо домыслов. То, где присутствуют человеческие домыслы, называется состоянием прелести. Для людей, не изучавших христианство, мистицизм в философии часто представляется невербальным. Нужно отметить, что мистика в православии и католицизме, не говоря уже о различных сектантских движениях, существенно отличается. Католическая мистика больше сосредоточена на чувственном ощущении Божественного, вследствие чего человеку легко, как считают ортодоксальные богословы, впасть в состояние прелести (ложного познания). В таком состоянии, когда человек проявляет склонность к мистицизму, полагаясь на свои чувства, он легко подпадает под влияние демонических сил, сам того не осознавая. Прелесть легко появляется на почве гордости, себялюбия и славолюбия. Православный мистический опыт – это единение с Богом через смирение своих страстей, осознание греховности и болезненности души, врачевателем которой может стать только Бог. Опыт православного подвижничества широко раскрыт в святоотеческой литературе.

склонность к мистицизму

Философия и мистика

Психика человека, идущего по пути мистицизма, его мироощущение и миропонимание находятся в особом, таинственном состоянии общения с духовным миром. Сам мистицизм направлен именно на путь познания объекта духовного мира. По определению, философский мистицизм делает акцент на решении общезначимых задач мировоззрения: смысле жизни, процессе моделирования правильного образа бытия, достижении счастья, познании Абсолюта. Мистик-философ с помощью своих конструкций придает духовному миру бытийность. Как правило, философское понимание мистицизма противоречиво: оно подразумевает единство мифологии, религии, науки, рационального, визуального и понятийного.

философский мистицизм

Мудрость и философия

Понятие философии – это поиск мудрости, то есть философ всегда в пути, он ищущая личность. Человек же мудрый и обретший истину, познание бытия, больше не будет философом. Ведь он больше не ищет, ибо нашел источник мудрости – Бога, и теперь только стремится к познанию Его, а через Бога – себя и окружающего мира. Такой путь является верным, а дорога философского поиска может легко привести к заблуждению. Поэтому часто ученые и философы приходили к глубокому состоянию религиозности, пониманию стройности мира, над которым работала рука Творца.

представители мистицизма

Философские мистические течения

Среди распространенных философских течений есть представители мистицизма, довольно-таки известные в России:

  • «Теософия Блаватской».
  • «Живая этика (Агни-йога) Рерихов».
  • «Русский мистицизм Гурджиева», основанный на суфийских учениях «Чишти» и «Дзен-буддизме».
  • «Историософия Андреева» – синтез христианства и ведического мировоззрения.
  • «Интегральная йога Гхоша».
  • «Неоведанта Вивекананды».
  • «Антропология Кастанеды».
  • Каббала.
  • Хасидизм.

Проявление мистических состояний

В христианстве мистицизм – это (кратко) схождение благодати Божией на человека с позволения самого Бога, а не по воле человеческой. Когда человек волевыми усилиями пытается привлечь благодать, он рискует быть обманутым либо собственным воображением, либо демоническими силами, могущими принимать любые облики, способные ввести в заблуждение человека. Именно поэтому в Писании запрещается разговаривать с демонами даже о святом. «Отойди от меня сатана», – так нужно говорить нечистым духам. Так как падшие ангелы очень искусны и отличные психологи, они тонко переплетают ложь с правдой и легко могут обмануть неопытного в подвижничестве человека.

Часто мистическое состояние психики человека обнаруживается после травм головного мозга или связано с его патологией, когда имела место угроза жизни. К примеру, северный шаманизм практикует введение своего преемника в состояние клинической смерти через переохлаждение. По их мнению, во время такого состояния душа переходит в мир духов и обретает способность общаться с ними и по возвращении в свое земное тело.

мистицизм это кратко

Есть специальные психоделические методики изменения сознания, психологического состояния через дыхание и другие средства. При их помощи человек вводится в мистическое состояние. Например: ЛСД, суфийские зикры, холотропный метод, использование некоторых видов грибов и т. д. Многим они кажутся безобидными, но на самом деле – это опасные методики, после применения которых человек может и не вернуться к исходному состоянию собственной психики, поскольку она серьезно повреждается.

Мистика — это… Что такое Мистика?

Ми́стика (от греч. μυστικός — «скрытый», «тайный») — вера в существование сверхъестественных сил, с которыми таинственным образом связан и способен общаться человек; также — сакральная религиозная практика, имеющая целью переживание непосредственного единения с Богом (или богами, духами, другими нематериальными сущностями). Совокупность теологических и философских доктрин, посвящённых оправданию и осмыслению этой практики, называется мистицизмом[1].

Значение слова

В переносном словоупотреблении мистика означает: 1) совокупность явлений и действий, особым образом связывающих человека с тайным существом и силами мира, независимо от условий пространства, времени и физической причинности; это есть мистика реальная или опытная, которая разделяется на: а) прорицательную, стремящуюся усматривать непосредственно явления и предметы, не находящиеся в данном пространственном и временном кругозоре — сюда принадлежат различные формы ясновидения, гадания, оракулов, также астрология, и b) деятельную или оперативную, которая стремится, помимо обычных средств и условий, производить различные явления, как-то: действовать на расстоянии, останавливать и вызывать жизненные процессы одним властным внушением, создавать пластические формы или материализовать духовные сущности и дематериализовать телесные и т. п.; сюда относятся так называемый животный магнетизм, магия (в тесном смысле), теургия, некромантия, всевозможные способы волшебства или чародейства и, наконец, вся область медиумических или спиритических явлений. С христианской точки зрения реальная мистика (в обоих своих видах) разделяется, по достоинству и значению предмета и среды мистического взаимодействия, на мистику божественную, естественную и демоническую. Относить к мистике алхимию, как это обыкновенно делается, нет достаточного основания, так как алхимики в своих операциях старались пользоваться естественными свойствами вещества и исходили из принципа единства материи, признаваемого ныне положительной наукой.

В другом смысле мистикой называется особый род религиозно-философской познавательной деятельности. Сверх обычных способов познавания истины — опыта, чистого мышления, предания и авторитета, — всегда допускалась большинством религиозных и метафизических умов возможность непосредственного общения между познающим субъектом и абсолютным предметом познания — сущностью всего, или божеством. Если такое общение признается единственным или, по крайней мере, самым верным и достойным способом познания и осуществления истины, а все другие способы более или менее пренебрегаются как низшие и неудовлетворительные, то возникает известное исключительное направление мысли, называемое мистицизмом; если, независимо от крайности этого направления, внутреннее общение человеческого духа с абсолютным признается как существенная основа истинного познания, то появляются учения, которые, смотря по преобладанию в них религиозного или философского элемента, обозначаются как мистическое богословие, мистическая философия или теософия.

Разные мыслители о мистике

«Мистика есть реализм, ощущение реальностей, слияние с реальностями; рационалистический же позитивизм есть иллюзионизм, потеря ощущения реальностей, разрыв между реальностями мира.»
«Из-за того, что я немного разбираюсь в мистике, меня не могут одурачить дилетанты. Истинные мистики не прячут тайн, а открывают их. Они ничего не оставят в тени, а тайна так и останется тайной. Зато мистику-дилетанту не обойтись без покрова таинственности, сняв который, находишь нечто вполне тривиальное.
Из сборника «Недоверчивость отца Брауна»
»
«Современные мистические тенденции, которые особенно проявляются в безудержном росте так называемых теософии и спиритуализма, для меня не более чем признак слабости и растерянности. Поскольку наш внутренний опыт состоит из репродукций и комбинаций сенсорных впечатлений, концепция души без тела кажется мне пустой и лишённой смысла.»
«Не существует такого явления, как абстрактная мистика, или мистического переживания, не связанного с определенной религиозной системой. Существует не мистика вообще, а лишь определенная форма мистики – христианская, мусульманская, еврейская мистика и т. д. Было бы бессмысленно отрицать то, что между ними имеется нечто общее, и это как раз и есть тот элемент, который выявляется при сравнительном анализе отдельных видов мистического опыта. В наши дни, однако, укоренилось убеждение, что существует абстрактная мистическая религия. Одна из причин этого широко распространенного мнения кроется в усилении пантеистической тенденции, оказавшей за последние сто лет гораздо большее влияние на религиозную мысль, чем когда-либо до того. Это влияние обнаруживается в разнообразнейших попытках перейти от застывших форм догматической, официальной религии к своего рода универсальной религии.»

См. также

Примечания

Литература

  • Артемьева Т. В. Британские мистики в России XVIII века // Философский век. Альманах. Вып.17. История идейкак методология гуманитарных исследований. Часть I./ Отв. редакторы Т. В. Артемьева, М. И. Микешин. -СПб.: Санкт-Петербургский Центр Истории Идей,2001. — С. 313—341. ISBN 5-7187-0372-8
  • Балагушкин Е. Г. Сущность и структурное разнообразие мистики // Религиоведение (журнал). — 2010. — № 2. — С. 102—113. — ISSN 2072-8662.
  • Энциклопедия мистических терминов / Авт. сост. С.Васильев и др. -М.: ООО «Издательство «Астрель»: МИФ: ООО «Издательство АСТ», 2001.- 576 с.
  • Fanning, Steven., Mystics of the Christian Tradition. New York: Routledge Press, 2001.
  • Louth, Andrew., The Origins of the Christian Mystical Tradition. Oxford: Oxford University Press, 2007. ISBN 978-0-19-929140-3.
  • McGinn, Bernard., The Presence of God: A History of Western Christian Mysticism’.’ Vol. 1 — 4. (The Foundations of Mysticism; The Growth of Mysticism; The Flowering of Mysticism) New York: Crossroad, 1997—2005.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *