Монетаризм представители и их труды: его предшественники, становление, ключевые положения – Новый монетаризм — Википедия

Автор: | 06.01.2020

Содержание

Монетаризм — понятие, направления, предшественники

Инфоурок › Другое ›Презентации›Монетаризм — понятие, направления, предшественники

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Тема работы: «Монетаризм» Методист, заместитель директора Шмаков Алексей Нико Описание слайда:

Тема работы: «Монетаризм» Методист, заместитель директора Шмаков Алексей Николаевич, ГБОУ школа № 152 Красногвардейского района Санкт-Петербурга

2 слайд Монетаризм Монетаризм —  макроэкономическая теория, согласно которой количест
Описание слайда:

Монетаризм Монетаризм —  макроэкономическая теория, согласно которой количество денег в обращении является определяющим фактором развития экономики. Одно из главных направлений неоклассической экономической мысли. Неоклассическое направление исследует поведение т. н. экономического человека (потребителя, предпринимателя, наёмного работника), который стремится максимизировать доход и минимизировать затраты. Основные категории анализа — предельные величины.

3 слайд Возникновение монетаризма 		Современный монетаризм возник в 1950-е годы как р
Описание слайда:

Возникновение монетаризма Современный монетаризм возник в 1950-е годы как ряд эмпирических исследований в области денежного обращения. Основоположником монетаризма является Милтон Фридман, впоследствии ставший лауреатом Нобелевской премии по экономике в 1976 году.

4 слайд Предшественники монетаризма Понимание того, что изменения цен зависят от объё Описание слайда:

Предшественники монетаризма Понимание того, что изменения цен зависят от объёма денежной массы, пришло в экономическую теорию с античных времен. Так, ещё в III веке об этом утверждал известный древнеримский юрист Юлий Павел. Юлий Павел — древнеримский юрист первой половины III века. Является одним из самых известных древнеримских правоведов. 

5 слайд Дэвид (Давид) Юм 	(7 мая (26 апреля по старому стилю), 1711 года Эдинбург — 2 Описание слайда:

Дэвид (Давид) Юм (7 мая (26 апреля по старому стилю), 1711 года Эдинбург — 25 августа 1776 года, там же) — шотландский философ, представитель эмпиризма, психологического атомизма, номинализма и  скептицизма; по мнению ряда исследователей,  агностик, предшественник второго позитивизма (эмпириокритицизма, махизма), экономист и историк, публицист, один из крупнейших деятелей шотландского Просвещения. Первый критик меркантилизма, родоначальник количественной теории денег, которая получила продолжение и новое качество в трудах монетаристов. В 1752 году английский философ Д.Юм в «Очерке о деньгах» изучал связь между объёмом денежных средств и инфляцией. Юм утверждал, что повышение денежного предложения приводит к постепенному увеличению цен до достижения ими первоначальной пропорции с объёмом денег на рынке. Эти взгляды разделяло и большинство представителей классической школы политэкономии.

6 слайд Джон Стюарт Милль (20 мая 1806 г, Лондон —  8 мая 1873г.,  Авиньон) — британс
Описание слайда:

Джон Стюарт Милль (20 мая 1806 г, Лондон —  8 мая 1873г.,  Авиньон) — британский философ, экономист и политический деятель. Внес значительный вклад в обществознание,  политологию и политическую экономию. Внес основополагающий вклад в философию либерализма. Отстаивал концепцию индивидуальной свободы в противоположность неограниченному государственному контролю. Являлся сторонником этического учения утилитаризма.

7 слайд Ирвинг Фишер (27 февраля 1867 г., шт.Нью-Йорк — 29 апреля 1947, Нью-Йорк) — а
Описание слайда:

Ирвинг Фишер (27 февраля 1867 г., шт.Нью-Йорк — 29 апреля 1947, Нью-Йорк) — американский экономист, представитель неоклассического направления в экономической науке. Президент Эконометрического общества (1931—1934). Президент Американской экономической ассоциации в 1918 году. Оставил ряд значительных работ по теории статистики, общего экономического равновесия, предельной полезности, но самый важный вклад был внесён им в теорию денег. Вывел «уравнения Фишера» и «уравнения обмена». Работа Фишера о количественной теории денег привела к основанию школы экономической мысли, известной как «монетаризм».

8 слайд
Милтон Фридман 	(31 июля 1912 г., Бруклин, Нью-Йорк, США — 16 ноября 2006 г. Описание слайда:

Милтон Фридман (31 июля 1912 г., Бруклин, Нью-Йорк, США — 16 ноября 2006 г., Сан-Франциско, США) — американский экономист, лауреат Нобелевской премии 1976 года «за достижения в области анализа потребления, истории денежного обращения и разработки монетарной теории, а также за практический показ сложности политики экономической стабилизации» Фридман рекомендует совсем отказаться от последовательной денежно-кредитной политики, всё равно приводящей к циклическим колебаниям, и придерживаться тактики постоянного наращивания денежной массы. В работе «Монетарная история Соединённых Штатов» (1963) Фридман и Анна Шварц проанализировали роль денег в экономических циклах, в частности, в период Великой депрессии. В дальнейшем Фридман и Шварц опубликовали в соавторстве монументальные исследования «Монетарная статистика Соединённых Штатов» (англ. Monetary statistics of the United States, 1970) и «Монетарные тенденции в Соединённых Штатах и Соединённом Королевстве» (англ. Monetary trends in the United States and the United Kingdom, 1982). Тем не менее главным своим достижением в экономической теории сам Фридман считает теорию потребительской функции, которая утверждает, что люди в своём поведении учитывают не столько текущий доход, сколько долгосрочный.

9 слайд В 1950 году М. Фридман возглавил проект в рамках Национального бюро экономиче
Описание слайда:

В 1950 году М. Фридман возглавил проект в рамках Национального бюро экономических исследований по изучению денежного фактора в деловом цикле. В результате интенсивных эмпирических исследований в 1956 году выходит его знаменитая статья «Количественная теория денег: новая версия» В 1963 году им в соавторстве с А. Шварц была выпущена фундаментальная работа «Монетарная история Соединенных штатов, 1867-1960», которая оказала огромное влияние на дискуссию 1960-х гг. об экономической политике. В 1963 году выходит знаменитая работа Фридмана, написанная им в соавторстве с Д. Мейселменом «Относительная стабильность скорости денежного обращения и инвестиционный мультипликатор в Соединенных Штатах за 1897-1958 гг.» Становление монетаризма

10 слайд Авторы статьи критиковали стабильность мультипликатора расходов в кейнсиански Описание слайда:

Авторы статьи критиковали стабильность мультипликатора расходов в кейнсианских моделях. По их мнению, номинальные денежные доходы зависели исключительно от колебания предложения денег. Сразу же после выхода статьи, их точка зрения была подвергнута жесткой критике со стороны многих экономистов. При этом главной претензией была слабость математического аппарата применяемого в данной работе. В 1968 году выходит статья Фридмана «Роль монетарной политики», оказавшая значительное влияние на последующее развитие экономической науки. Дж. Тобин назвал эту работу как «наиболее значительную из когда-либо опубликованных в экономическом журнале». Эта статья положила начало новому направлению экономических исследований — теории рациональных ожиданий. Под её влиянием кейнсианцем пришлось пересмотреть свои взгляды на обоснование активной политики.

11 слайд Предположив, что спрос на деньги аналогичен спросу на другие активы, Фридман Описание слайда:

Предположив, что спрос на деньги аналогичен спросу на другие активы, Фридман впервые применил теорию спроса на финансовые активы к деньгам где — величина спроса на деньги, — абсолютный уровень цен, — номинальная норма процента по облигациям, — рыночная стоимость дохода по акциям — темп изменения уровня цен — отношение труда со всеми другими формами богатства — общий объём богатства — величина, отражающая возможное изменение вкусов и предпочтений Спрос на деньги и предложение денег

12 слайд В связи с действием принципа нейтральности денег монетаристы выступали за зак Описание слайда:

В связи с действием принципа нейтральности денег монетаристы выступали за законодательное закрепление монетаристского правила, заключающегося в том, что денежное предложение должно расширяться с такой же скоростью , как и темп роста реального ВВП. Соблюдение этого правила устранит непредсказуемое влияние антициклической кредитно-денежной политики. По мнению монетаристов, постоянно увеличивающееся денежное предложение будет поддерживать расширяющийся спрос, не вызывая при этом роста инфляции. Несмотря на логичность данного утверждения, оно сразу стало объектом острой критики со стороны кейнсианцев. Монетарное правило

13 слайд По мнению монетаристов, инфляция возникает в случае, когда темпы роста количе Описание слайда:

По мнению монетаристов, инфляция возникает в случае, когда темпы роста количества денег превышают темпы роста экономики. В начальный период население не ожидает долговременного роста цен и рассматривает каждое повышение цен как временное. Субъекты экономики продолжают хранить количество наличности, необходимое для поддержания своих потребностей на привычном для них уровне. Однако, если цены продолжают расти, то население начинает ожидать дальнейший рост цен. На данной стадии цены растут быстрее, чем количество денег. Если темп роста денежной массы стабилизируется, то и темп роста цен также стабилизируется. При умеренной инфляции цены и денежная масса возрастают, как правило, одинаковыми темпами. При высокой же инфляции цены растут в несколько раз быстрее денежного обращения, приводя к снижению реальных доходов. Монетаристская концепция инфляции

14 слайд  Описание слайда: 15 слайд Важное место в аргументации монетаристов занимает концепция «естественной нор Описание слайда:

Важное место в аргументации монетаристов занимает концепция «естественной нормы безработицы». Под естественной безработицей понимается добровольная безработица, при которой рынок труда находится в равновесном состоянии. Уровень естественной безработицы зависит, как от институциональных факторов (например, от активности профсоюзов), так и от законодательных (например, от минимального размера оплаты труда). Естественная норма безработицы — это уровень безработицы, который удерживает в стабильном состоянии реальную заработную плату и уровень цен (при отсутствии роста производительности труда). По мнению монетаристов, отклонения безработицы от её равновесного уровня могут происходить только в краткосрочной перспективе. Если уровень занятости выше естественного уровня, то вырастает инфляция, если ниже, то инфляция снижается. Таким образом, в среднесрочной перспективе рынок приходит в равновесное состояние. Исходя из этих предпосылок делаются выводы, что политика в области занятости должна быть направлена на сглаживание колебаний уровня безработицы от её естественной нормы. При этом для уравновешивания рынка труда предлагается использовать инструменты кредитно-денежной политики. Естественная норма безработицы

16 слайд В работе 1957 года «Теория функции потребления» Фридман объяснил поведение по Описание слайда:

В работе 1957 года «Теория функции потребления» Фридман объяснил поведение потребителей в гипотезе постоянного дохода. В этой гипотезе Фридмен утверждает, что люди испытывают случайные изменения своего дохода. Он рассматривал текущий доход как сумму постоянного и временного дохода: Постоянный доход в данном случае аналогичен среднему доходу, а временный доход эквивалентен случайному отклонению от среднего дохода. По мнению Фридмана потребление зависит от постоянного дохода, так как потребители сглаживают колебания временного дохода сбережениями и заёмными средствами. Гипотеза постоянного дохода утверждает, что потребление пропорционально постоянному доходу и математически выглядит следующим образом: где α — постоянная величина. Гипотеза постоянного дохода

17 слайд Монетаристская финансовая школа практически сводит весь спектр экономическо Описание слайда:

Монетаристская финансовая школа практически сводит весь спектр экономической деятельности государства к финансовой сфере. Положительным моментом в этом может являться экономия усилий, а значит и сокращение бюрократического аппарата управления экономикой и финансами, что приводит к существенной экономии государственных средств. Кроме того, повышается эффективность работы финансовых механизмов, и создаётся возможность безболезненного и результативного перехода от системы государственного регулирования и вмешательства в экономику к более свободному рыночному механизму, в котором государство лишь косвенными методами, как то при помощи закона, налогов, госрезерва и прочих финансовых инструментов, корректирует несовершенства рынка. Монетаризм — экономическая теория, согласно которой количество денег в обращении является определяющим фактором формирования хозяйственной конъюнктуры и существует прямая связь между изменениями денежной массы в обращении и величиной валового национального продукта. Возникла в США в середине 50-х годов XX в. Сторонники монетаризма утверждают, что государственные мероприятия по стимулированию спроса, рекомендуемые кейнсианцами, не только не улучшают состояние экономики, но порождают новые диспропорции и кризисные спады.

18 слайд Спасибо за внимание!!! Описание слайда:

Спасибо за внимание!!!

Спасибо за внимание!!!

Курс повышения квалификации

Спасибо за внимание!!!

Курс профессиональной переподготовки

Педагог-библиотекарь

Спасибо за внимание!!!

Курс профессиональной переподготовки

Библиотекарь

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

loading

Общая информация

Номер материала: ДБ-783133

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

МОНЕТАРИСТЫ — это… Что такое МОНЕТАРИСТЫ?

  • Монетаристы — (MONETARISTS) экономисты, которые считали, что меры денежно кредитной политики оказывают эффективное воздействие на экономику в отличие от мер бюджетно налоговой политики …   Современные деньги и банковское дело: глоссарий

  • Теория монетаризма — Экономическая теория, в соответствии с которой денежная масса, находящаяся в обращении, играет определяющую роль в стабилизации и развитии рыночной экономики. Основоположник монетаризма – создатель Чикагской школы, американский ученый М. Фридмен… …   Экономика от А до Я: Тематический справочник

  • Антиинфляционная политика — (Anti inflationary policy) Определение антиинфляционной политики государства Информация об определении антиинфляционной политики государства, методы и особенности антиинфляционной политики Содержание Содержание Определение термина Причины… …   Энциклопедия инвестора

  • Денежно-кредитная политика — (Monetary policy) Понятие денежно кредитной политики, цели денежно кредитной политики Информация о понятии денежно кредитной политики, цели денежно кредитной политики Содержание >>>>>>>>>> …   Энциклопедия инвестора

  • Монетаризм — Монетаризм  макроэкономическая теория, согласно которой количество денег в обращении является определяющим фактором развития экономики. Одно из главных направлений неоклассической экономической мысли. Возник в 1950 е годы как ряд… …   Википедия

  • Борьба с безработицей — Борьба с безработицей  комплекс мер по уменьшению уровня безработицы. Методы борьбы с безработицей определяются властями конкретной страны[1]. Для эффективной реализации этих методов требуется выявить факторы, детерминирующие соотношение… …   Википедия

  • Монетаризм — (Monetarism) Определение монетариста, теория монетаризма Информация об определении монетариста, теория монетаризма Содержание Содержание . Общеи ведомости Милтон Фридмен – самый известый монетарист Теория монетаризма Монетарист – это… …   Энциклопедия инвестора

  • монетаризм — а; м. [от франц. monétaire денежный] Экон. Экономическая политика, направленная на сдерживание роста денежной массы и уменьшение инфляции. ◁ Монетаристский (см.). Монетарный, ая, ое. * * * монетаризм экономическая теория, рассматривает денежную… …   Энциклопедический словарь

  • Макроэкономика — (от др. греч. μακρός  длинный, большой, οἶκος  дом и Nόμος  закон)  наука, изучающая функционирование экономики в целом, экономической системы как единого целого, работу экономических агентов и рынков; совокупность… …   Википедия

  • СПРОС НА ДЕНЬГИ — – имеет различную трактовку в различных теориях. Монетаризм рассматривает деньги, находящиеся в обращении, в качестве главного инструмента макроэкономического анализа. В рамках количественной теории денег С. на д. определяется в соответствии с… …   Экономика от А до Я: Тематический справочник

  • Современная денежная теория — Википедия

    Современная денежная теория (СДТ), или современная монетарная теория (англ. Modern Monetary Theory (MMT)), неохартализм, — неортодоксальная экономическая теория, согласно которой деньги являются государственной монополией, поддерживаемой с целью концентрации общественных ресурсов в руках государства. Согласно этой теории, единственное объективное ограничение эмиссии денег в современных промышленных государствах — имеющиеся производственные мощности и трудовые ресурсы. Как и в теории Джона Мейнарда Кейнса, макроэкономические рецессии и безработица видятся как результат сдерживания денежной массы правительством, не имеющего объективных причин. СДТ обычно рассматривают как развитие теорий хартализма и посткейнсианства.

    СДТ можно разделить на две части — теоретическую и практическую. Теоретическая часть представляет собой эмпирическое описание механизмов денежной системы современных суверенных государств. Суверенное государство — государство, выпускающее собственную валюту, не накладывая на себя самоограничений. Денежная политика таких государств определяется их расширенным правительством (правительство плюс центральный банк) и не зависит от других государств. Несуверенные государства по тем или иным причинам ставят выпуск валюты в зависимости от валют иностранных государств. Политика несуверенных государств принимает множество форм. Например, такие государства учреждают валютные советы вместо полноценных центральных банков (страны зоны евро), проводят стабилизирующие обменные курсы валютные интервенции (Россия), полная или частичная фиксация обменного курса по отношению к одной из иностранных валют (КНР), принятие иностранной валюты в качестве государственной (доллар США в качестве официальной валюты Эквадора). Политика всех современных государств с суверенной валютой имеет множество схожих черт. Теоретическая часть СДТ описывает эти черты и некоторые последствия принятия фиксированного обменного курса.

    Практическая часть СДТ в том виде, в котором она понимается в СМИ, состоит, как правило, из рекомендаций по экономической политике, которые можно отнести к левой части политического спектра. Это объясняется тем, что большинство создателей и сторонников СДТ имеют левые политические взгляды. Однако это не означает, что СДТ — левая экономическая теория. Любые существующие политические силы так или иначе пользуются механизмами денежной системы, описываемой СДТ. Единственные политические течения, находящиеся в прямом конфликте с СДТ, — разновидности рыночного анархизма и либертарианства, не признающие государственное налогообложение. Способность собирать налоги в СДТ и хартализме — краеугольный камень суверенной денежной системы, необходимый для обеспечения концентрации общественных ресурсов на выполнении государственных задач и формирования частных сбережений.

    Начало современной денежной теории независимо положили американский финансист Уоррен Мослер[en] и австралийский экономист Уильям Митчелл[en]. Изначально теория рассматривалась как точное описание денежных операций с счетами активов и пассивов центральных и частных банков, предприятий и населения. Первое описание теории появилось в 1992 году, тем не менее СДТ опирается в своем анализе на достижения таких ученых, как Абба Лернер, Георг Кнапп, Альфред Митчелл-Иннес[en] и бывший директор ФРБ Нью-Йорка Бирдсли Румль[en].[1]

    Основополагающий принцип СДТ, отличающий её от других макроэкономических теорий, состоит в том, что государство признается единственным источником того, что она требует от населения и фирм в качестве налогов — денег. Другими словами, деньги — общественная монополия. Например, российское государство требует выплаты налогов в рублях. Все рубли, которые могут быть использованы для выплаты этих налогов были выпущены российским государством и его агентами (Банком России). Точно также любые деньги, используемые для закупки государственного долга были выпущены государством. Для того, чтобы получить рубли, нужные для выплаты налогов, частный сектор должен продать товары и услуги государству, иначе агрегированный частный сектор не сможет выплатить обязательства государство. Невыплата налогов чревата уголовной ответственностью.

    Следствие № 1 — первенство государственных расходов над доходами[править | править код]

    Правительство и его агенты (ЦБ) должны потратить деньги, для того, чтобы собрать их с населения и фирм в виде налогов. Выплата налогов и покупка государственных обязательств (вкладов ЦБ, облигаций) не может предшествовать расходам государства.[1]

    Первое следствие — наиболее известное отличие СДТ от других экономических теорий и околоэкономического общественного дискурса. Часто встречается утверждение о том, что для обеспечения расходов бюджета, государство вынуждено повышать налоговые сборы, либо занимать средства у населения через продажу долговых обязательств. Согласно современной денежной теории, это утверждение не соответствует действительности, так как государство — источник всех денежных средств, а любые налоговые сборы или выручка от продажи облигаций лишь следуют за государственными расходами. Под расходами государства понимаются любые инъекции денежной массы государством и его агентами в экономику. Эти инъекции могут иметь множество различных форм — санация банков-банкротов, выкуп иностранной валюты у населения, «вертолетные деньги[en]», расходы государственного бюджета. Тем не менее, суть всех этих операций одна — они представляют собой дебетовые действия, в которых активы частного сектора пополняются, а пассивы государства растут. Однако, в конечном счете, государство не должно никому, а пассивы государства являются обычной записью бухгалтерского учёта.

    Ещё одно распространенное утверждение состоит в том, что государственный долг финансируется за счет средств населения, однако при угрозе банкротства государство может «напечатать» дополнительные деньги для погашения долга. Часто подразумевается, что «печать» дополнительных денег чревата разгоном инфляции, поэтому подобные действия именуют «гиперинфлированием долга». Это утверждение также не имеет под собой оснований. Как будет показано далее в статье, в большей части случаев, эффект от выплаты государственного долга обратный — уменьшение инфляции. Это следует из простого анализа денежных операций, связанных с государственным долгом.

    Можно привести несколько примеров, поясняющих денежные взаимоотношения между государством и частным сектором.

    Пример — кинотеатр[править | править код]

    Можно привести примеры, не связанные с государством и деньгами, но иллюстрирующие механизм денежной эмиссии и то, как налоги «продвигают» государственную валюту. Один из таких примеров — кинотеатр. Смысл деятельности кинотеатра — зарабатывание денег с помощью демонстрации фильмов зрителям. Кинотеатру необходимо контролировать посещаемость, иначе так называемые «зайцы» будут смотреть фильмы, не заплатив за них. Для контроля посещаемости кинотеатр выдает билеты тем, кто заплатил за посещения кинотеатра. При входе в зал зрители, купившие билет платят «налог» кинотеатру — они сдают билет контролёру на входу. В этом примере просматривается прямая аналогия с государством. Вместо государства — кинотеатр. Кинотеатр хочет получить от зрителей благо в виде денег, в то время как государство стремится получить от населения товары и услуги. В обмен на деньги кинотеатр выдает билеты, государство в обмен на товары и труд — валюту. Для законного просмотра фильма кинотеатр требует вернуть билеты, государство требует выплаты налогов у населения во избежание уголовной ответственности. Таким образом, налоги — своеобразный билет в законопослушную (с точки зрения государства) жизнь.

    Следствие № 2 — ограничения расходов государства[править | править код]

    Из принципов современной денежной теории следует, что способность государства расходовать денежные средства не зависит от наличия частных средств на оплату налогов или покупку облигаций, процентных ставок центрального банка, наличия резервов иностранной валюты, так как денежные расходы предшествуют денежным доходам государства из всех источников.[1] С точки зрения СДТ в применении к государству слово «доходы» — условность и отражает исключительно операцию бухгалтерского учёта, в которой счет активов государства пополняется при сборе налогов. Сторонники СДТ считают, что любые правила, ограничивающие правила финансирования государственного дефицита (например, выпуск облигаций) по сути являются самоограничениями, принятыми по политическим или идеологическим причинам. Принципы устройства современной денежной системы не подразумевают необходимости существования института государственного долга, регулирования ключевой процентной ставки ЦБ и золотовалютных резервов.

    Эти, как и многие другие институты, считают сторонники СДТ, являются наследием так называемой эпохи золотого стандарта — периода XIX и XX веков, в ходе которого многие государства обязались обменивать свою валюту на фиксированное количество золота. Золотой стандарт прекратил существование после Второй мировой войны, но политические институты, обеспечивавшие его существования, как и экономические теории, описывающие мир золотого стандарта, существуют до сих пор. Таким образом, государственные фиатные деньги существуют за «занавесом» золотого стандарта, что способствуют, согласно сторонникам СДТ, распространению множества мифов о целях и возможностях государства в финансовой системе.

    Следствие № 3 — налоги как причина безработицы[править | править код]

    Ещё одно следствие принципов СДТ состоит в том, что налогообложение является фундаментальной причиной безработицы.[1] Согласно современной денежной теории, государственные деньги проистекают из желания государства сосредоточить общественные ресурсы в своих руках. Главный инструмент сосредоточения ресурсов — налогообложение. Столкнувшись с необходимостью выплаты налогов, предприятия и фирмы становятся перед необходимостью выполнять труд за деньги. По традиционному экономическому определению работа — труд за деньги. Определение безработицы — желание найти работу, то есть труд за деньги. Таким образом, первопричиной безработицы в государстве с суверенной денежной системой является налогообложение.

    В реальности воздействие налогообложение на безработицу не прямолинейно из-за действия множества факторов. Тем не менее, можно иначе интерпретировать третье следствие — наличие безработицы (в макроэкономическом определении — наличие желающих работать за деньги, но не имеющих возможности получить работу) является результатом чрезмерного налогообложения по отношению к государственным расходам, либо недостаточных государственных расходов при существующем уровне налогообложение.

    Стоит оговорится — согласно СДТ данное следствие верно только на агрегированном уровне и не обязательно верно для конкретных людей. В реальной современной экономике налогообложение является причиной массовой безработицы. Даже в случае стремительно развивающейся экономики может сохраняться некоторый уровень безработицы, вызванный потребностью поиска новой работы. Однако сохраняющаяся длительное время массовая безработица согласно СДТ результат налогообложения.

    Следствие № 4 — пределы государственных расходов[править | править код]

    В случае, если государство — единственный источник валюты, то следующее утверждение должно быть верным: государство может купить любые товары, выставляемые на продажу в валюте этого государства.[1] Товары понимаются широко — материалы, товары длительного пользования, услуги, труд. Из этого факта следует множество возможных приложений. Например, для стабилизации цен в волатильной экономике государство может организовывать товарные резервы. В случае сельскохозяйственного продовольствия государство может скупать по фиксированной высокой цене товары у ферм, производящих избыток продукции, обеспечивая стабильный уровень рентабельности. Во время низких урожаев, государство может продавать находящееся в резерве продовольствие по низким ценам, уберегая потребителей от ценовых шоков.

    Один из главных элементов практической части современной денежной теории — государственная гарантия работы[en] (ГГР). ГГР по сути является государственным трудовым резервом, в котором государство обязуется предоставить работу всем желающим, выплачивая установленную минимальную заработную плату. В случае роста экономики частный сектор набирает рабочих из этого резерва. В случае экономического спада, ГГР вбирает в себя сокращенных работников частных компаний. В результате ГГР действует как автоматический стабилизатор совокупного спроса и уберегает наемных работников от угрозы долговременной структурной безработицы.

    Отличия от господствующих макроэкономических теорий[править | править код]

    Тема Господствующие макроэкономические теории Современная денежная теория
    Финансирование государственных расходов Налоги и выпуск облигаций (госдолга) обеспечивают финансирование государственных расходов — налоги и облигации предшествуют расходам. Теория подчеркивает, что налоги и госдолг не являются необходимым условием государственных расходов. Расходы предшествуют налогам и выпуску облигаций.
    Цель налогообложения Финансирование государственных расходов, перераспределение ресурсов для борьбы с неравенством. Цель — обеспечение спроса на государственную валюту. Вторичные цели — борьба с инфляцией, неравенством, экстерналиями.
    Ограничители государственных расходов Государственные расходы ограничены объёмом денежных средств на руках населения и процентными ставками. Рост государственного долга ведет к росту процентных ставок — снижению готовности населения покупать госдолг. Отсутствие спроса на облигации ведет к дефолту государства. Процентные ставки по облигациям и объём денежных средств населения полностью контролируются государством. Единственное ограничение расходов государства — производственные мощности, труд и ресурсы. Исчерпания производственных мощностей приводит к инфляции.[2]
    Достижение полной занятости ЦБ пытается одновременно достичь полной занятости и низкой инфляции. Это удается не всегда — например, в США в 1980-х годах борьба с инфляцией потребовала высокой безработицы. Для установления процентных ставок используется концепция естественного уровня безработицы — NAIRU. Полная занятость достигается гарантией работы, финансируемой государством. Отвергается концепция NAIRU. Возможно одновременно обеспечивать низкую инфляцию и полную занятость во всех случаях с помощью гарантии работы.[3]
    Управление инфляцией Обеспечивается кредитно-денежной политикой. ЦБ устанавливает процентные ставки, обеспечивающие стабильность цен. Обеспечивается бюджетной политикой. Государство повышает налоги, выпускает облигации для изъятия денежной массы у населения. Государственная гарантия работы служит инфляционным якорем, сдерживая рост стоимости труда в экономике.
    Влияние процентных ставок на инфляцию Рост процентных ставок ведет к удорожанию кредитов, снижению темпов роста денежной массы и снижению инфляции. В случае большой величины государственных обязательств в структуре сбережений и большой величины частного долга рост процентных ставок ведет к увеличению доходов от облигаций без ущерба росту кредитования, что ведет к увеличению денежной массы и росту инфляции.
    Гиперинфляция Причина гиперинфляции — попытка государством финансировать государственный долг с помощью денежной эмиссии. Гиперинфляции — сложный социальный феномен. Главные причины гиперинфляции — неспособность государства собирать налоги, резкое падение производственных мощностей, кризис платежного баланса, политическая нестабильность.[4]
    Управление процентными ставками Управляются ЦБ для достижения двух целей одновременно — полной занятости и ценовой стабильности. Подчеркивает, что таргетирование процентных ставок — неэффективная политика. При желании, государство может сделать процентные ставки нулевыми, вовсе не выпуская государственный долг.
    Влияние бюджетного дефицита на инфляцию Бюджетный дефицит разгоняет инфляцию, если он не обеспечен заимствованиями. Влияние бюджетного дефицита на инфляцию зависит от контекста.
    Влияние бюджетного дефицита на процентные ставки и инвестиции При полной занятости дефицит бюджета ведет к повышению процентных ставок и вытеснению частных инвестиций. Дефицитные расходы могут снижать процентные ставки, удешевлять кредиты, увеличивать количество сбережений, тем самым стимулируя экономическую активность и инвестиции.
    Автоматические стабилизаторы Основные макроэкономические стабилизаторы — пособия по безработице, талоны на еду. В дополнение к другим стабилизаторам, государственная гарантия работы повышает дефицит бюджета и стимулируют экономики в период рецессии. Также, гарантия работы сдерживает инфляцию.
    Инвестиции и сбережения Модель IS-LM — инвестиции равны сбережениям. В системе национальных счетов инвестиции — расходы на товары долговременного пользования. В СДТ сбережения — денежные средства остающиеся после потребления, инвестиций и выплаты налогов.

    Сбережения частного сектора + платежный Баланс = дефицит бюджета.

    Банковская система Банки аккумулируют средства населения и выдают их в виде кредитов. Часть собранных депозитов становится резервом. Соотношение депозитов и резервов — банковский мультипликатор. Количество выданных кредитов равно произведению депозитов и банковского мультипликатора. Выдача кредитов банками не зависит от наличия депозитов и резервов. Банки заимствуют резервы у ЦБ для обеспечения межбанковских переводов. Банковский мультипликатор не существует в современной банковской системе.[5]
    Количественное смягчение Количественное смягчение — увеличение резервов банков — увеличивает кредитование через механизм банковского мультипликатора. Рост кредитования ведет к росту инфляции. Вливание дополнительных резервов (количественное смягчение) не ведет к росту кредитования и не влияет на инфляцию.[6]
    Международная торговля Государство должно стимулировать чистый экспорт для повышения ВВП. Отрицательный торговый баланс создает риски падения валютного курса и кризис платежного баланса. Импорт — общественное благо, экспорт — издержка. Совокупный торговый баланс мира равен нулю — на один доллар чистого экспорта приходится один доллар чистого импорта. Отрицательный торговый баланс не имеет прямого влияния на валютный курс. Политика импортозамещения важна только для национальной безопасности и роста производственных мощностей.[7]
    Основная статья: Метод секторных балансов[en]

    Метод секторных балансов использует основные понятия системы национальных счетов и модели расходов-доходов для логического выведения макроэкономических равенств, являющихся верными по определению и не зависящих от предпосылок и предложений. Основное равенство, выведенное с помощью метода секторных балансов, называется сберегательным равентвом. Метод был изначально разработан британским экономистом Уином Годли в 1950-х годах. Сегодня метод широко используется экономистами-сторонниками СДТ.[8]

    Метод основывается на традиционном для макроэкономики разделении потоков и запасов. Сбережения и долги являются примерами запасов, в то время как ВВП, чистые сбережения в текущем периоде, баланс бюджета и внешней торговли — примерами потоков. Задача метода секторных балансов — описать законы сохранения потоков и запасов. Макроэкономические модели, в которых запасы и потоки сохраняются, называются моделями, совместимыми с запасами и потоками (stock-flow consistent models).[9]

    Запасы — сумма потоков за все предыдущие. Монетарную экономику можно разделить на любое количество комплиментарных секторов. Сумма всех секторов составляет всю экономики. В литературе принято, как правило, разделение экономики на три сектора — государственный сектор, частный сектор и внешний сектор. Государственный сектор составляет из себя все государственные органы, не занимающиеся непосредственным производством благ. Госсектор собирает налоги (Т) и занимается государственными расходами (G). Частный сектор состоит из физических лиц и фирм, занимающихся производством благ. Частный сектор потребляет (С), инвестирует (I) и сберегает (S). Потребление — покупка товаров, уничтожаемых в процессе и не ведущих к увеличению производительности труда. Инвестиции — потребление товаров долговременного пользования. Сбережения — накопление финансовых активов, не потраченных на потребление и инвестиции. Внешний сектор включает в себя иностранные государства и их резидентов. Внешний сектор экспортирует товары на сумму X и импортирует товары на сумму M.

    Балансы секторов экономки Российской Федерации с 1994 по 2019 годы. Обратите внимание на уменьшение баланса частного сектора, предшествующее рецессиям 1998 и 2009 годов.[10][11]

    Внутренний валовой продукт государства (Y) можно записать следующим образом:

    Y=C+I+G+(X−M){\displaystyle Y=C+I+G+(X-M)}

    Сумма доходов равна сумме потребления, инвестиций, государственных расходов и чистому экспорту. Из правой и левой части уравнения можно вычесть налоги Т, потребление С и инвестиции I:

    (Y−T−C)−I=(G−T)+(X−M){\displaystyle (Y-T-C)-I=(G-T)+(X-M)}

    Левая часть уравнения равна общим доходам за вычетом расходов домохозяйств на налоги, потребление и инвестиции. Y−T−C{\displaystyle Y-T-C} — сбережения S. S−I{\displaystyle S-I}, таким образом — чистые сбережения. В отличие от модели IS-LM, чистые сбережения не равны нулю. Если бы чистые сбережения равнялись нулю, то финансовые активы частного сектора также равнялись бы нулю. Таким образом, сбережения S не равны инвестициям I. В общем сберегательное равенство можно записать следующим образом:

    (S−I)+(T−G)+(M−X)=0{\displaystyle (S-I)+(T-G)+(M-X)=0}

    Это выражение можно прочитать следующим образом: сумма чистых сбережений, государственного дефицита и чистого импорта по определению равна нулю. Если пользоваться более широким определение Валового Национального Продукта (ВНП) можно прийти к следующему выражению:

    (S−I)+(T−G)−CAB=0{\displaystyle (S-I)+(T-G)-CAB=0}

    {\displaystyle (S-I)+(T-G)-CAB=0} Финансовые балансы секторов экономики США с 1990 по 2017 годы. Сумма трех балансов равна нулю. С 2008 года внешний сектор и частный сектор имеют профицит. Для покрытия этих профицитов требуется существенных дефицит государственного бюджета.[12][13]

    где CAB — платежный баланс государства и его резидентов.

    У этих равенств есть множество следствий. Например, для обеспечения положительных чистых сбережений (профицита финансового баланса населения и фирм) необходим либо дефицит государственного бюджета, либо профицит платежного баланса.

    Из сберегательного равенства, вытекающего из определений секторов и национальных счетов, следует множество выводов, важных для проведения государственной политики. Например, приоритетом государственной политики объявляется увеличение общих сбережений, так как объём потребления, инвестиций и производства зависит от объёма ликвидности в распоряжении населения и фирм. Рост сбережений возможен лишь при положительном потоке сбережений в текущем периоде. Положительный поток возможен в случае наличия государственного дефицита или профицита платежного баланса. Профицит платежного баланса в значительной степени не зависит от государственной политики, а от спроса на товары со стороны иностранных потребителей. Единственные переменные, частично или полностью контролируемые государством — налоги и государственные расходы. Снижая налогообложение или увеличивая государственные расходы по отношению к собранным налогам государство увеличивает чистые сбережения частного сектора.

    Из модели секторного баланса также следует, что частный сектор не может производить чистые сбережения. Сокращение расходов частного сектора, не уравновешенное повышением государственного дефицита или профита платежного баланса ведет к уменьшению ВВП по причине уменьшения компонент ВВП S и I. Также из сберегательного равенства следует, что в мировом масштабе стимулирование профицита платежного баланса не может быть универсальным рецептом экономического роста. Сумма платежных балансов стран мира равна нулю. На каждый доллар профицита платежного баланса приходится доллар дефицита платежного баланса в другой стране. В государстве с дефицитом платежного баланса дефицит должен быть покрыт снижением сбережений населения и фирм, либо дефицитом государственного бюджета.[14]

    Банковский мультипликатор[править | править код]

    Для описания банковской системы стандартная макроэкономическая теория использует так называемую теорию банковского мультипликатора. Согласно наиболее простой версии этой теории, банковская система привлекает средства клиентов в качестве банковских депозитов и использует их для выдачи кредитов. Пруденциальное законодательство и регулирование со стороны государства обязывает банки оставлять часть депозитов в качестве резервов. Таким образом, общий объём кредитования равен следующей величине:

    Total Loans=Deposits∗1r{\displaystyle Total\ Loans=Deposits*{\frac {1}{r}}}

    где total loans — общий объём выданных кредитов, deposits — объём привлеченных у населения депозитов, r — доля депозитов, оставленных в резерве. Например, если процент резервирования равен 10 %, то банковский мультипликатор равен 10, то есть общий объём выданных кредитов будет в 10 раз больше объёма привлеченных депозитов. В этом случае банки не создают новых денег, а перераспределяют деньги от заемщиков к кредиторам (держателям депозитов). Общий объём денег в экономике, согласно стандартной макроэкономической теории, регулируется центральным банком. ЦБ производит инъекции денег с помощью операций на открытом рынке, что повышает объём резервов и наличности в экономике — денежной базы M0. При помощи механизма денежного мультипликатора, денежная масса (объем депозитов в экономике) прирастает в m раз, где m — денежный мультипликатор. Современная денежная теория, как и многие центральные банки мира[15], отвергает теорию банковского мультипликатора, экзогенных денег и предлагает более реалистичное описание денежных операций, проводимых банковской системой.[16]

    Выдача кредитов[править | править код]

    Согласно СДТ, существует несколько механизмов формирования новой денежной массы — депозитов — в экономике: дефицитные расходы государственного бюджета, в ходе которых государства тратит больше денег, чем собирает в виде налогов, продажа иностранной валюты центральному банку, в ходе чего объём денежной массы прирастает на объём проданной иностранной валюты, умноженной на обменный курс, а также выдача новых кредитов банками. Третий механизм, согласно СДТ, не зависит от наличия у банков депозитов. Законодательство может регулировать необходимые объёмы депозитов населения и резервов в распоряжении банков, тем не менее решение о выдаче кредита не зависит от наличия депозитов и резервов. В реальности, утверждают сторонники СДТ, решение о выдаче кредита зависит от спроса на кредит и способность заемщика его выплатить, оцениваемая банком. При выдаче кредита, объём депозитов в экономике увеличивается на величину выданного кредита. В случае, если заемщик переводит средства кредита на счет другого банка, банк-кредитор вынужденно привлекает банковские резервы, необходимые для балансирования объёма активов и пассивов банка. Таким образом, денежная база (резервы) увеличивается вслед за ростом денежной массы, а не наоборот, как утверждает стандартная теория. В реальной институциональной среде выдача кредитов зависит от множества факторов, но наличия резервов и депозитов не является одним из них в том смысле, в котором оно понимается стандартной теорией.

    Банки — агенты государства[править | править код]

    Центральный принцип Современной Денежной Теории состоит в том, что государственные расходы предшествуют налогам, а не наоборот. Государственные расходы служат инъекцией денежной массы в экономику, оплачивают осуществление общественно важных задач и предоставляют населению средства для осуществления частного обмена товарами, в то время как налоги изымают денежную массу из экономики и создают спрос на работу со стороны населения, иначе называемый безработицей. В то же самое время, государство — не единственный источник новой денежной массы. Внимательное рассмотрение банковских денежных операций, связанных с выдачей кредитов, показывает, что новые кредиты создают новую денежную массу, поступающую на счета населения и фирм. Одновременно с этим, население и фирмы получают обязательства по выплате кредитов, создающие спрос на работу со стороны должников. С семантической точки зрения, сторонники СДТ рассматривают банки как частные агенты государства.[17] Государство предоставляет банкам разрешение (лицензию) на осуществление государственных функций по осуществлению расходов и сбору налогов. Новые кредиты равнозначны государственным расходам, а долговые обязательства равнозначны налогам. Соотвественно, государство обязуется юридически принуждать должников к исполнению обязательств (схожее с принуждением к уплате налогов), снижению рисков работы с помощью ЦБ, и обеспечению межбанковского клиринга (безналичных расчетов между банками). С точки зрения государства, частные банки нужны для децентрализации денежной власти и предоставления частным лицам возможности финансирования расходов, находящихся за пределами внимания государственных органов.

    Разница между государственными расходами и банковским кредитованием состоит в том, что в отличие от государства для прибыльности своей деятельности банки вынуждены работать с профицитом — объем выплат по кредитам должен быть выше суммы выданного кредита для прибыльности банка. Работы австралийского экономиста Стивена Кина по долговой дефляции показывают, что для банковская прибыль может быть обеспечена либо государственным дефицитом, либо краткосрочным ростом банковского кредита. В том случае, если номинальные доходы частного сектора за исключением банков растут медленнее средневзвешенной номинальной ставки, соотношение частного долга к ВВП растет до тех пор, пока спрос на кредиты не начинает снижаться, что приводит к «балансовой» рецессии, наблюдавшейся в период Великой Депрессии, японского финансового кризиса начала 90-х годов и мирового финансового кризиса 2008-2011 годов.[18][19]

    Количественное смягчение[править | править код]

    Многие комментаторы считают количественное смягчение способом стимулирования кредитования. Согласно этому взгляду, кредитование видится как основной способ роста денежной массы и экономики, поэтому без роста кредитования не возможно экономическое развитие. Финансовые кризисы приводят к росту объёмов необслуживаемых долгов, так называемых токсичных активов, что тормозит рост выдачи кредитов банками. Количественное смягчение представляет собой выкуп банковских активов (кредитов, государственных облигаций) Центральным Банком. Сторонники количественного смягчения считают, что выкуп этих активов повышает объём резервов на счетах банков, что позволяет банкам увеличивать объёмы кредитования через механизм денежного мультипликатора. Сторонники СДТ не согласны с таким трактованием количественного смягчения и указывают на отсутствие ясных доказательств эффективности этой политики.[20]

    Реальная логика количественного смягчения, согласно СДТ, такова — центральный банк выкупает активы (например, государственные облигации) у частных компаний. Взамен, продавец активов повышает объём банковских депозитов (денежной массы). Пассивы частных банков, обслуживающих продавцов активов, прирастают на объём депозитов, а активы — на объём резервов, равный объёму депозитов. Новые банковские резервы не играют никакой роли в способности банков увеличивать кредитование. Эффект количественного смягчения состоит в том, что продавцы активов взамен относительно неликвидных активов получают крайне ликвидные активы в виде банковских депозитов. Однако, в отличие от проданных активов, доходность новых депозитов ниже, поэтому продавец активов будет стремиться использовать полученные от ЦБ деньги для покупки новых частных активов — например, акций компаний, что приведет к росту инвестиций в экономике.

    Сторонники СДТ считают, что количественное смягчения не имеет реального эффекта на экономику.[21] Главным образом оно приводит к тому, что один вид частных сбережений (государственные облигации) заменяется на другой вид сбережений (банковские депозиты), в то время как общий объём финансовых активов в экономике остается прежним, а совокупный спрос остается на том же уровне. Увеличение спроса на облигации со стороны ЦБ увеличивает их стоимость, но снижает доходность, что негативно сказывается на росте денежной массы в экономике и, как следствие, росте ВВП.[22]

    Бюджетные расходы[править | править код]

    Налоговая политика[править | править код]

    Сторонники современной денежной теории целенаправленно избегают использования слова «дохода» по отношению к фискальным сборам государства.[23] Это объясняется тем, что государственные расходы не финансируются с помощью доходов, как это происходит в случае домохозяйств. Напротив, государственные расходы — источник всех денег в экономике, за исключением депозитов, созданных в процессе частного кредитования и операций центральных банков. Цель налогов — не финансировать бюджет, а «продвинуть» государственные деньги. Таким образом главная цель государственной налоговой политики — не пополнить бюджет, а стимулировать использования государственных денег и сбережений, номинированных в государственной валюте. Стимулирование накоплений в государственной валюте выражается в увеличении доли реальных экономических ресурсов (труда, капитала, сырья), мобилизуемых государством для проведения требуемой политики. Объём потребляемых государством реальных ресурсов определяет уровень инфляции в стране. Таким образом, согласно СДТ, налоговая политика государства определяется в первую очередь объёмом поставленных перед ним задач и допустимым уровнем инфляции. Например, государство может решить, что для обеспечения контроля 40 % производственных ресурсов и ИПЦ, равного 5 % годовых, налоговые сборы должны быть равны 30 % ВВП при дефиците бюджета, равном 10 % ВВП. При этом, в долгосрочном периоде объём налоговых сборов не обязательно должен равняться объёму государственных расходов. В случае дефицита государственного бюджета, частный и внешний сектор формируют профицит и накопления государственной валюты. Помимо цели изъятия ресурсов в пользу государства и стабилизации цен, выделяются следующие цели налоговой политики[24]:

    • Выражение государственной политики перераспределения имущества и доходов, как в случае прогрессивного подоходного налога и налога на недвижимое и

    Этапы развития монетаризма

    Определение 1

    Монетаризм – это научная школа, последователи которой считают, что количество денег в обращении выступает основным фактором экономического развития государства.

    В своем развитии монетаризм прошел несколько этапов.

    Первый этап развития монетаризма

    Первый этап становлении и развития монетаристской теории можно датировать 1950 – 1960 гг. ХХ в. В это период выходит фундаментальный труд под названием «Исследование в области количественной теории денег», в котором проведено теоретико-практическое исследование денежного обращения за ряд десятилетий. Именно в этой работе сформулированы положения доктрины монетаризма о новой количественной теории денег.

    Замечание 1

    Монетаристская количественная теория денег – это, прежде всего, теория спроса на деньги, а не их предложение.

    Основные тезисы первого этапа монетаристской теории:

    • полемика с представителями кейнсианства о роли денег в экономике;
    • трактование по-новому традиционной количественной теории денег;
    • анализ краткосрочных и долгосрочных причин инфляции;
    • изучение причин и факторов экономического цикла.

    Характеристика второго этапа развития монетаризма

    Замечание 2

    Второй этап датируется 1970-1980 гг. ХХв., когда теория идеи и положения монетаристской концепции были основными как в экономической теории, так и на практике, в экономической политике.

    В этот период происходит существенное развитие концепции в связи с событиями, происходящими в экономике. Наблюдается рост инфляции на фоне роста уровня безработицы. Попытки преодоления данных явлений кейнсианскими методами фискального регулирования не дают ожидаемого результата. Усиливается нестабильность валютной системы и, как следствие, падение системы фиксированных валютных курсов. Все эти факторы заставили более внимательно отнестись к теории монетаристов и их рекомендациям практического характера

    Основные тезисы второго этапа монетаристской теории:

    • формирование глобального монтаризма;
    • исследования монетаристов достигли новых масштабов и были созданы большие эконометрические модели статистической зависимости макроэкономических показателей, которые отображали влияние денег на экономику государства;
    • предложена теория номинального дохода, ставшая каркасом монетаризма;
    • отказ от использования моделей в приведенной форме в пользу структурных моделей, которые позволили более детально изучать механизм воздействия изменения количества денег в обращении на экономику государства;
    • предприняты попытка соединения гипотезы монетаристов о естественной норме безработицы с кривой Филлипса;
    • поставлен вопрос о причинах, которые определяют естественный уровень безработицы и факторах влияния на нее с целью регулирования и контроля.

    Особенности третьего этапа развития монетаризма

    Третий этап развития монетаристской концепции начался с 90-х годов прошлого века. Для него характерно еще более детальное изучение идей монетаризма в современных экономических реалиях. Наблюдается некоторый отход от политики жесткого монетаризма. Причиной этому послужило смещение фундаментальных векторов в экономике: теперь внимание теоретиков и эмпириков монетаризма сосредоточено не на вопросах инфляции, а на проблемах занятости и сопутствующим этому вопросах темпов экономического роста и темпов роста дохода.

    Суть изменений в современной теории монетаристов базируется на институциональном анализе, так как экономические институты получили развитие и приобрели важно значение при анализе экономической ситуации. И теперь их поведение подлежит анализу, а не функциональные связи, которыми оперируют трансакционные микро — и макромодели. По мнению современных монетаристов, неспособность понять ключевые аспекты финансовых институтов и их изменения — главная причина последних неудач макроэкономической политики.

    Научный монетаризм

    Монетаризм как научное течение

    Определение 1

    Монетаризм представляет собой одну из школ экономической мысли ХХ века. Также под ним принято понимать научное течение или макроэкономическую теорию, в качестве определяющего фактора обеспечения роста и развития экономики рассматривающую количество денег в обращении.

    Как научное течение монетаризм осуществляет разработку процессов, связанных с воздействием денег, их обращения и монетарной политики на общее состояние национальной экономической системы.

    Как наука монетаризм возник еще в середине ХХ века, однако свое наиболее полное и активное развитие он получил лишь в 1970-х гг. Наиболее яркими и известными представителями школы монетаризма являются М. Фридемен, Ф. Кейган, Ф. Селден, А. Шварц и др. Впоследствии монетаризм стал одним из основных направлений неоклассической экономической мысли.

    Монетаризм как макроэкономическая теория исходит из необходимости ограниченного вмешательства государства в экономическую жизнь общества. Сама рыночная модель хозяйствования считаются относительно устойчивой и способной к саморегуляции. Ее приведение в неустойчивое состояние обусловлено в первую очередь влияние государства. Именно поэтому его воздействие на национальную экономическую систему должно ограничиваться исключительно сферой денежного обращения. Основным инструментом воздействия на экономику и ее рост должно выступать прямое регулирование денежной массы в стране, то есть денежно-кредитная (монетарная) политика.

    В основе научного монетаризма лежит количественная теория денег, согласно которой инфляция, то есть уровень цен в стране, определяется денежной массой, находящейся в обращении. В соответствии с взглядами представителей научной школы монетаризма основной сферой, определяющей рост и развитие экономики, выступают деньги. Спрос на деньги характеризуется непрерывной тенденцией к росту, в основе которой лежит склонность к сбережениям. В целях обеспечения соответствия между спросов на деньги и их предложением государству следует наращивать количество денег, находящихся в обращении.

    Замечание 1

    Основную цель макроэкономической политики монетаризм видит в обеспечении стабильности покупательной способности денег и цен.

    История развития научного монетаризма

    В процессе своего развития научный монетаризм прошел три основных этапа. В общем виде периодизация его эволюции представлена на рисунке 1. Рассмотрим ее более подробно.

    Рисунок 1. Этапы становления и развития научного монетаризма. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

    Самый первый этап был основан на формировании нового варианта количественной теории денег. Он был посвящен изучению инфляции и причин экономического цикла. Существенная роль отводилась критике кейнсианской модели, в основе которой лежало жесткое государственное регулирование и бюджетные методы.

    Второй этап характеризуется господствованием идей монетаризма в экономической политике капиталистических стран и экономической теории в целом. Именно в это т период была разработана концепция государственной политики в сфере денежно-кредитного регулирования. Активно отстаивались идеи либерализма, свободы личности и экономической свободы.

    На протяжении третьего этапа происходит дальнейшее изучение теоретических инструментов монетаризма. В соответствии со смещением в экономике главных аспектов с вопросов инфляции в сторону проблем, связанных с доходами, занятостью и темпами экономического роста, происходит постепенный отход от «чистой» монетарной (денежно-кредитной) политики.

    Основные идеи научного монетаризма

    Научный монетаризм основан на идеи о первостепенной роли денег в экономике страны. Согласно его общей концепции деньги оказывают влияние на экономическое развитие в кратко- и долгосрочной перспективе посредством совокупного спроса. При этом функция спроса на деньги устойчива, а скорость их обращения относительно постоянна.

    Согласно теории монетаризма процент отражает издержки хранения денег и входит в эту функцию. При этом спрос на деньги не является функцией дохода и ставки процента. Он также формируется под воздействием нормы прибыли от всех видов финансовых и реальных активов.

    Базовой опорой научного монетаризма выступает уравнение обмена И. Фишера:

    $M • V = P • Q$

    Левая сторона формулы представлена массой денег помноженной на скорость их обращения. Правая сторона отражает уровень цен, умноженный на объем товарооборота либо выпуск ВВП в физическом выражении. Сущность данной формулы заключается в том, что уровень цен определяется денежной массой, находящейся в обращении.

    Таким образом, можно сделать следующие выводы:

    • уровень цен и ценность денег определяются количеством денежной массы в экономике страны;
    • уровень цен повышается в результате роста предложения денег, а увеличение темпов роста предложения денег приводит к инфляции.

    Инфляция в понимании монетаристов является исключительно денежным феноменом. Уровень роста цен напрямую связан с темпами роста денег, находящихся в обращении. Иначе говоря, причиной инфляции по Фридмену выступает рост предложения денег в экономике, превышающий роста ВВП, то есть реальный выпуск (при условии стабильности функции спроса на деньги). Соответственно для ограничения инфляции государству необходимо сдерживать рост денежной массы в стране.

    Замечание 2

    Важнейшим фактором развития национальной экономической системы и залогом экономического роста монетаристы считает денежную массу. Именно поэтому они отдают предпочтение денежно-кредитной политике государства вместо политики бюджетной.

    В целом научный монетаризм говорит о необходимости государственного регулирования национальной экономики посредством использования таких инструментов, как:

    • денежная эмиссия;
    • кредитный процент;
    • таможенные тарифы;
    • налоговые ставки и пр.

    В конечном счете, сама теория монетаризма строится на том, что государство посредством реализации эффективной денежно-кредитной политики способно стимулировать экономику к росту, а также регулировать уровень цен и безработицу в стране.

    Теория денег — Википедия

    Теория денег, или денежная теория, — экономическая теория, изучающая воздействие денег на экономическую систему.

    Первым систематически рассмотрел вопросы денежной теории англичанин Айзек Джервэйз в трактате The System or Theory of the Trade of the World[en] (1720 год). Идеи Джервэйза развил итальянский экономист Фердинандо Галиани в своей работе Della Moneta (1750 год).

    Металлическая теория денег (XV—XVII вв.)[править | править код]

    Покупательную способность денежной единицы определяет металл, из которого сделана монета. Соответственно банкноты металлической теорией денег не признаются. Наиболее ценятся монеты из благородных металлов (золото и серебро). Они имеют высокую стоимость благодаря своим природным свойствам, а не развитию отношений обмена.

    Номиналистическая теория денег (XVII—XVIII вв.)[править | править код]

    Покупательная способность денежной единицы определяется её номиналом, то есть суммой, указанной на монете или банкноте. То есть деньги являются сугубо условными номинальными знаками, стоимость которых не зависит от материального содержания.

    Первыми представителями раннего номинализма были англичане Дж. Беркли (1685—1753) и Дж. Стюарт (1712—1780). В основе их теории лежали два следующих положения: деньги создаются государством, их стоимость назначается и выражается в денежных номиналах.

    Дальнейшее развитие номинализма (особенно в Германии) приходится на конец XIX — начало XX вв. Наиболее известным представителем номинализма был немецкий экономист Г. Кнапп (1842—1926). Деньги, по его мнению, имеют покупательную способность, которую придаёт им государство.

    Эволюция номинализма проявилась в этот период в том, что Г. Кнапп основывал свою теорию не на полноценных монетах, а на бумажных деньгах. При этом при анализе денежной массы он учитывал лишь государственные казначейские билеты (бумажные деньги) и разменные монеты. Кредитные деньги (векселя, банкноты, чеки) он исключал из своего исследования, что обусловило несостоятельность его концепции по мере распространения кредитных денег.

    Основная ошибка номиналистов состояла в том, что, оторвав бумажные деньги не только от золота, но и от стоимости товара, они наделяли их «стоимостью», «покупательной силой» путём акта государственного законодательства.

    Большую роль номинализм сыграл в экономической политике Германии, которая широко использовала эмиссию денег для финансирования Первой мировой войны. Однако период гиперинфляции в Германии в 1920-х гг. положил конец господству номинализма в теории денег.

    Современные экономисты не разделяют основных взглядов Г. Кнаппа. Сохранив от номинализма отрицание металлической концепции теории трудовой стоимости, они стали искать определение стоимости денег не в декретах государства, а в сфере рыночных отношений путём субъективной оценки их «полезности», покупательной способности. В результате ведущую позицию в теории денег заняла количественная теория.

    Количественная теория денег (конец XVII — начало XVIII вв.)[править | править код]

    Теория гласит, что покупательная способность денежной единицы и уровень цен определяются количеством денег в обороте.

    C=SV{\displaystyle C={\frac {S}{V}}}, где

    C — количество денег, S — сумма цен товаров, V — скорость обращения денег.

    Постепенно количественная теория денег трансформировалась в монетаристскую концепцию современной экономической теории.

    Монетаризм[править | править код]

    Теория, в соответствии с которой находящаяся в обращении денежная масса играет определяющую роль в стабилизации и развитии рыночной экономики. Основоположником монетаризма является М. Фридман. Монетаризм возник в 50-е годы XX века. Вершиной теоретических разработок монетаризма стала концепция стабилизации американской экономики и известная «Рейганомика», реализация которых помогла США ослабить инфляцию и укрепить доллар.

    Кейнсианская теория денег[править | править код]

    Эта теория о сущности денег и их воздействии на производство была предложена английским экономистом Дж. М. Кейнсом (1883—1946) в конце 1920-х-начале 1930-х гг. Скорость обращения денег в движении доходов рассматривается как переменная величина, изменяющаяся совокупно с изменениями доходов, нормы процента и другими параметрами экономики.

    Функциональная теория денег[править | править код]

    Функциональная теория денег рассматривает покупательную силу денег как результат их обращения, или функционирования. Функциональная теория денег обосновывает несущественность для денег их металлического содержания вследствие выполнения ими функций в сфере обращения.

    Государственная теория денег[править | править код]

    Согласно этой теории, государство не только создаёт деньги, но и предписывает им платёжную силу. Трактуя чисто юридическую природу денег, государственная теория денег отрицает всякое значение для платёжной силы денег их металлического содержания, утверждая, что бумажные деньги так же хороши, как металлические. Основной функцией считается функция платёжного средства, и игнорируется функция денег как меры стоимости, сокровища и мировых денег.

    Информационная теория денег[править | править код]

    В этой теории деньги рассматриваются как разновидность информации о стоимости[1][2][3], связанная с разными видами вещественных носителей (бумага, электронные носители)[4][5][6][7]. Согласно этой теории, если в аграрную эпоху основным носителем денежной информации было золото, в индустриальную — бумага, то в современную информационную эпоху главным носителем денежной информации являются электронные носители, а экономическая деятельность рассматривается как информационная[8].

    1. ↑ Финансы, денежное обращение и кредит : учебник для бакалавров / под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской. — 2-е изд., перераб. и доп.. — Москва: Издательство Юрайт, 2014. — С. 28. — 714 с. с. — ISBN ISBN 978-5-9916-2023-9.
    2. ↑ Экономическая теория. Экономические системы: формирование и развитие: Учебник / Под ред. И. К. Ларионова, С. Н. Сильвестрова. — Москва: Издательско торговая кор порация «Дашков и К°», 2012. — С. 318—337. — 876 с. с. — ISBN ISBN 978 5 394 01397 3. Архивная копия от 27 сентября 2016 на Wayback Machine
    3. В. Э. Кроливецкая, кандидат экономических наук. Электронные деньги как результат эволюции денежных форм. — УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ Российской Академии предпринимательства РОЛЬ И МЕСТО ЦИВИЛИЗОВАННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ Сборник научных трудов Выпуск XIX. — Москва: Агентство печати «Наука и образование», 2009. — С. 64—65. — 428 с. с. — ISBN ISBN 978 5 903893 17 1.
    4. В.И. Тарасов, д. э. н. . ДЕНЬГИ, КРЕДИТ, БАНКИ Курс лекций для студентов экономических специальностей (краткий электронный вариант). — Минск: Учреждение образования «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ», 2010.
    5. Горбунова О. Н., доктор юридических наук, профессор. Денисов Е. Р., кандидат юридических наук. Некоторые вопросы финансово-правового регулирования денег и денежного оборота в Российской Федерации. — «Финансовое право» № 8. — 2007.
    6. Мищенко С. В., кандидат экономических наук. Эволюция теорий денег и кредитно-денежной политики. — Проблемы современной экономики, N 3 (35),. — 2010.
    7. Комягин Дмитрий Львович, к.ю.н. Правовая природа бюджетных средств: деньги, обязательства или информация.
    8. Гасанов Э.А., д.э.н., профессор. ВИРТУАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ДЕНЕГ. — АУДИТ И ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ №5 Хабаровская государственная академия экономики и права. — 2012. — С. 344.

    МОНЕТАРИЗМ — это… Что такое МОНЕТАРИЗМ?

  • Монетаризм — (monetarism) Школа экономической мысли, которая ставит деньги в центр макроэкономической политики (macroeconomics). Основанная на количественной теории денег (quantity theory of money) и впервые сформулированная шотландским философом Дэвидом… …   Словарь бизнес-терминов

  • МОНЕТАРИЗМ — экономическая теория, рассматривает денежную массу, находящуюся в обращении, как определяющий фактор в формировании хозяйственной конъюнктуры. Монетаризм устанавливает причинную связь между изменениями количества денег и величиной ВВП. Монетаризм …   Большой Энциклопедический словарь

  • МОНЕТАРИЗМ — (monetarism) Школа экономической мысли, которая утверждает, что количество денег является главным фактором, определяющим величину денежных доходов. Сторонники этой точки зрения часто утверждают также, что рынки стремятся к достижению равновесия и …   Экономический словарь

  • МОНЕТАРИЗМ — (monetarism) Школа в экономической науке, которая ставит деньги в центр макроэкономической политики. Основанная на количественной теории денег (quantity theory of money), она связывает уровень цен с количеством денег в народном хозяйстве.… …   Финансовый словарь

  • Монетаризм — – экономическая теория и научная школа, представители которой считают, что деньги являются главной силой, действующей на все экономические процессы. Монетаризм – одна из ветвей неоклассицизма в экономике. С точки зрения монетаризма вмешательство… …   Банковская энциклопедия

  • МОНЕТАРИЗМ — МОНЕТАРИЗМ, экономическая теория, рассматривающая денежную массу, находящуюся в обращении, как определяющий фактор в формировании хозяйственной конъюнктуры и исследующая зависимость между изменениями количества денег и величиной валового… …   Современная энциклопедия

  • монетаризм — а, мн. нет, ж. (фр. monétarisme …   Словарь иностранных слов русского языка

  • монетаризм — а, м. monétarisme < monétaire денежный, финансовый. экон., фин. Экономическая теория, согласно которой денежная масса, находящаяся в обращении, играет решающую роль в проводимой государством экономической политике. Крысин 1998. Если… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Монетаризм — [monetarism] направление экономической мысли, ставящее во главу угла в изучении экономических процессов влияние денег («денежного сектора экономики«) на течение этих процессов. Сторонники этого направления развили количественную теорию… …   Экономико-математический словарь

  • монетаризм — Теория, согласно которой уровень экономической активности может контролироваться путем регулирования денежной массы …   Словарь по географии

  • Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о