Мотивация по герцбергу: МОТИВАЦИЯ СОТРУДНИКОВ: ТЕОРИЯ ГЕРЦБЕРГА HRMAPS

Автор: | 11.01.1972

Содержание

МОТИВАЦИЯ СОТРУДНИКОВ: ТЕОРИЯ ГЕРЦБЕРГА HRMAPS

Согласно двухфакторной теории Герцберга, мотивация на работе связана с двумя факторами: удовлетворенность и неудовлетворенность, которые действуют независимо друг от друга. Работы Герцберга (1923-2000), психолога и профессора менеджмента в Университете штата Юта, написаны, в основном, о мотивации человека на работе.

Согласно теории ученого, факторы удовлетворенности не связаны с факторами неудовлетворенности и недовольства. Герцберг считал, что они действуют и работают независимо друг от друга: отсутствие удовлетворенности еще не означает недовольство сотрудников своей работой.

Таким же образом, отсутствие неудовлетворенности не говорит о том, что люди всем довольны.

Факторы неудовлетворенности связаны с условиями работы – гигиеной, минимумом, который должен быть. В то время как удовлетворенным себя будет чувствовать тот, кто раскрывает свой потенциал и чувствует себя счастливым. Они связаны с условиями работы и должны быть соблюдены в качестве необходимого минимума:

  • Зарплатная политика
  • Условия труда
  • Оплата труда
  • Система контроля
  • Статус в компании
  • Безопасность рабочего места

Герцберг утверждал, что мотивация не может быть основана лишь на отсутствии факторов неудовлетворенности (гигиены).

Факторы мотивации (удовлетворенности) по теории Герцберга

Эта группа связана с развитием человека на работе:

  • Реализация своих возможностей и потенциала
  • Карьерное развитие
  • Автономность
  • Зона ответственности
  • Признание заслуг
  • Интерес к работе

Формула мотивации по Герцбергу

Мотивация – это отсутствие неудовлетворенности + гигиена (удовлетворенность)

Это означает, что для того, чтобы по-настоящему мотивировать команду необходимо соблюдать гигиенический минимум и убедиться в том, что каждый сотрудник доволен уровнем оплаты своего труда, положением в компании и чувствует себя в безопасности, находясь на рабочем месте.

Однако на этом работа HR-специалиста не останавливается. Для поддержания должного уровня мотивации персонала убедитесь, что сотрудники видят будущее в вашей организации и свои перспективы. Кроме того необходимо наладить систему поощрений и уделять внимание успехам команды и каждого сотрудника.Система HRMAPS позволяет регулярно проводить опросы сотрудников и отслеживать их запросы за всю историю работы в организации. Это облегчает контроль соблюдения гигиенического минимума персонала и обеспечить отсутствие неудовлетворенности. Для поддержания факторов мотивации решение HRMAPS дает возможность составлять 

индивидуальные планы развития талантов, а также определять рост и возможности каждого сотрудника. Подробнее о демо-версии – на нашем сайте.

 

Модели мотивации. Теория мотивации Герцберга.

Разобранные в прошлых выпусках теории: пирамида потребностей Маслоу и трехфакторная модель МакКлелланда, и тема сегодняшнего выпуска — двухфакторная модель Герцберга — вместе представляют так называемую группу содержательных теорий мотивации

. Что их объединяет? — да, все те же потребности.

Двухфакторная теория мотивации Герцберга

Фредерик Герцберг — американский социальный психолог. Учился в Городском Колледже города Нью-Йорка. В период второй мировой войны он оставляет учебу и идет в армию, в составе союзных войск освобождает концентрационный лагерь Дахау, что полностью переворачивает его понимание мира и людских взаимоотношений.

Во второй половине 50-х годов Герцберг разработал модель, которая описывает факторы, мотивирующие сотрудников на рабочем месте. Его статья «Еще раз, как вы мотивируете сотрудников?», опубликованная в журнале «Harvard Business Review» в 1968 году, разошлась тиражом в 1,2 миллиона экземпляров. Следует обратить внимание на то, что в этой статье Герцберг впервые сделал парадоксальный на тот момент вывод о том, что заработная плата безусловно важна, но не является мотивирующим фактором.

Итак, Герцберг вводит два новых понятия: мотиваторы и гигиенические факторы.

В качестве «подопытной группы» Герцберг выбирает 200 инженеров и конторских служащих одной крупной лакокрасочной компании, которые должны ответить на следующие вопросы: «Можете ли вы описать подробно, когда после выполнения служебных обязанностей чувствовали себя особенно хорошо?» и «Можете ли вы описать подробно, когда после выполнения служебных обязанностей чувствовали себя особенно плохо?».

В результате анализа Герцберг делает вывод, что есть два фактора оценки уровня удовлетворенности от работы: факторы, которые удерживают сотрудника на работе (гигиенические) и факторы, которые мотивируют к работе (мотиваторы).

Мотиваторы, теория герцберга, теория мотивации Герцберга (Херцберга)

Мотиваторы и стабилизаторы. Теория мотивации Герцберга (Херцберга)

Американский психолог, исследователь трудовой мотивации Герцберг (Херцгберг) предложил для оценки мотивации или ее отсутствия рассматривать два фактора.

УДОВЛЕТВОРЕНИЕ И НЕУДОВЛЕТВОРЕНИЕ

Он выборочно опросил сотрудников предприятия. «Когда вы получаете удовлетворение от работы, что конкретно делает Вас счастливым?» Когда он сравнил факторы, дающие удовлетворение с факторами, могущими вызвать неудовлетворенность, он заметил следующее:

  • причины удовлетворения от работы заключались в содержании самой работы
  • причины неудовлетворенности лежат в сфере рабочего окружения.

Факторы, связанные с содержанием работы, могут создать позитивную мотивацию, и поэтому были названы Герцбергом Мотиваторами.

Факторы, касающиеся рабочего окружения должны поддерживаться на уровне некоторого удовлетворяющего стандарта, чтобы избежать неудовлетворенности. Они были названы Герцбергом Гигиеническими, Поддерживающими факторами или

Стабилизаторами.

МОТИВАТОРЫ

Теория мотивации Герцберга гласит, что Мотиваторы возникают из компонентов самой работы. Люди будут мотивированы, если работа предоставляет им возможности для:

  • Достижений — личное удовлетворения от выполнения работы, разрешения проблем и возможности увидеть успешные результаты своих усилий.
  • Признание — поощрение или похвала за хорошо сделанную работу.
  • Ответственность — степень контроля, имеющегося у человека над самим заданием, степень разнообразия заданий, позволяющая улучшать навыки и способности.
  • Прогресс — возможность проявить инициативу в работе, помимо возможностей для продвижения в организации
  • Рост — возможности развития новых навыков и способностей

Очевидно, что эти все эти мотиваторы относятся к социальным и личным потребностям человека, расположенным на более высоком уровне, чем уровень базовых потребностей или безопасности.

СТАБИЛИЗАТОРЫ

Согласно двухфакторной теории Герцберга Отсутствие или неадекватность этих факторов могут вызвать Неудовлетворение, но сами по себе они не ведут к удовлетворенности.

Они включают следующее:

  • Оплату — базовую зарплату, сверхурочные, выплаты и премии.
  • Надежность — контракты с фиксированными условиями, положения о пенсиях.
  • Компетентное руководство — включая знание работы, помощь руководства в выполнении работы.
  • Рабочие условия — все, что относится к рабочим условиям, количеству работы, необходимых устройств для работы и т.д.
  • Статус — забота, проявляемая организацией к своим членам, часто представленная «привилегиями»- машина компании, собственный офис, секретарь и т.д.
  • Межличностные отношения — качество отношений между руководителем и подчиненными, а также между подчиненными.
  • Как компания организована и управляется.
  • Коммуникация внутри организации.

Важность СТАБИЛИЗАТОРОВ заключается в их власти вызвать неудовлетворенность, если они не адекватны. Однако, присутствие этих факторов говорит лишь о том, что сотрудники компании не будут не удовлетворены, позитивно же мотивированы они не будут. Никакое улучшение этих факторов не сможет мотивировать человека, с точки зрения теории Герцберга, кроме разве мотивации на короткий период. Мотивация возникает лишь при присутствии как стабилизаторов, так и мотиваторов.

Самая важная идея в теории Герцберга  это — то, что содержание работы может влиять на поведение в такой же степени, как, например, оплата.
Посмотрите мини-лекцию Евгения Неделина «Мотиваторы и стабилизаторы»

Обратите внимание на программу тренинга Нематериальная мотивация персонала