Мученик кто такой: Мученик — Википедия – Значение слова МУЧЕНИК. Что такое МУЧЕНИК?

Автор: | 25.11.2020

Мученик — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Му́ченик (др.-греч. μάρτυς, μάρτῠρος  — свидетель, лат. martyr — свидетель) — человек, подвергающийся преследованиям и/или принявший смерть за отрицание, проповедование, или отказ отречься от своих религиозных или светских взглядов. Большинство мучеников почитаются последователями или даже считаются святыми, становясь символом героизма и мужества. Мученики играют значительную роль в истории религий.

Первому́ченик — первый (по времени) мученик в какой-либо стране или среди какой-либо группы людей.

В христианстве мученик — человек, принявший мучения и смерть за исповедание веры в Иисуса Христа. В христианстве мученики составляют один из древнейших ликов святых, то есть собрание или категорию людей, прославляемых Церковью за свидетельство о Христе «даже до смерти» (Фил. 2:6-8).

История мученичества[править | править код]

Лжемученики (убитые)[править | править код]

Церковь почитала страдальца мучеником только тогда, когда имелось полное убеждение, что человек не отступился во время мученического подвига, а совершил его в единстве с Церковью, всецело предавшись в руки всеспасительного Промысла Божия. Не могли, естественно, быть причислены к святым пострадавшие еретики или схизматики, а также отпавшие из-за церковного раскола или из-за предательства, или по нецерковным мотивам (не за веру во Христа).

Епископ Аполлинарий Иерапольский свидетельствует о позиции Церкви применительно к мученичеству монтанистов: «Если члены Церкви, призванные к мученичеству за истинную веру, встречаются с так называемыми „мучениками“, последователями фригийской ереси (то есть монтанизма), они держатся особо и умирают, не входя с ними в общение»[1].

9-е и 34-е правила Лаодикийского собора (343 год), несомненно отражающие уже сложившееся Церковное воззрение, прямо называют скончавшихся не за христианскую веру лжемучениками и возбраняют (под угрозой отлучения) членам Церкви посещать места их захоронений с какой бы то ни было целью:

  • Правило 9: На кладбища всяких еретиков, или в так именуемыя у них мученическия места, да не будет дозволено церковным ходити для молитвы или для врачевания. А ходящим, аще суть верные, быти лишенными общения церковнаго на некое время. Кающихся же и исповедающих, яко согрешили, приимати во общение
    [2]
    .
  • Правило 34: Всякому христианину не подобает оставляти мучеников Христовых и отходити ко лжемученикам, которые, то есть, у еретиков находятся или сами еретиками были. Ибо сии удалены от Бога: того ради прибегающие к ним да будут под клятвою[2].

Следует также указать, что Церковью, как правило, не признавались мучениками христиане, намеренно добившиеся смерти своим вызывающим поведением, как например поступали донатисты[3]. Так например, епископ Менсурий Карфагенский (начало IV века) запрещал своей пастве посещать в темницах тех, кто попадал туда из-за оскорбления язычников, а Эльвирский Собор, бывший в 305 году, прямо постановил, что убитые в походах при разрушении языческих капищ и идолов не должны быть признаваемы мучениками.

Святитель Григорий Богослов писал: «Закон мученичества: щадя гонителей и немощных, не выходить на подвиг самовольно, но выйдя — не отступать, потому что первое — дерзость, а второе — малодушие»[4].

Мученики у староверов[править | править код]

Понятие «мученик» иногда используется и в светских политических идеологиях для обозначения отдавших жизнь за достижение партийных целей. Так у национал-социалистов были свои мученики[de]. Погибшие в ходе путча национал-социалисты были позднее объявлены официальной пропагандой «мучениками» (нем. Blutzeuge). Флаг, под которым они шли (и на который, по официальной версии, попали капли крови мучеников), использовался в дальнейшем в качестве «священного» при «освящении» партийных знамен: на партийных съездах в Нюрнберге Адольф Гитлер прикладывал новые флаги к «священному» знамени, совершая, таким образом, ритуал «освящения» новых знамён.

Мученик — это… Что такое Мученик?

Му́ченик (греч. μάρτυς, ма́ртис, лат. martyr, ма́ртир — свидетель) в христианстве — древнейший сонм святых, прославляемых Церковью за свидетельство о Христе «даже до смерти» (Фил.2:6-8).

История Magica

Лжемученики (убитые)

Церковь почитала страдальца мучеником только тогда, когда имелось полное убеждение, что человек не оступился во время мученического подвига, а совершил его в единстве с Церковью, всецело предавшись в руки всеспасительного Промысла Божия. Не могли, естественно, быть причислены к святым пострадавшие еретики или схизматики, а также отпавшие из-за церковного раскола или из-за предательства, или по нецерковным мотивам (не за веру во Христа).

Епископ Аполлинарий Иерапольский свидетельствует о позиции Церкви применительно к мученичеству монтанистов: «Если члены Церкви, призванные к мученичеству за истинную веру, встречаются с так называемыми «мучениками», последователями фригийской ереси (т. е. монтанизма), они держатся особо и умирают, не входя с ними в общение»[1].

9-е и 34-е правила Лаодикийского собора (343 год), несомненно отражающие уже сложившееся Церковное воззрение, прямо называют скончавшихся не за христианскую веру лжемучениками и возбраняют (под угрозой отлучения) членам Церкви посещать места их захоронений с какой бы то ни было целью:

  • Правило 9: На кладбища всяких еретиков, или в так именуемыя у них мученическия места, да не будет дозволено церковным ходити для молитвы или для врачевания. А ходящим, аще суть верные, быти лишенными общения церковнаго на некое время. Кающихся же и исповедающих, яко согрешили, приимати во общение[2].
  • Правило 34: Всякому христианину не подобает оставляти мучеников Христовых и отходити ко лжемученикам, которые, то есть, у еретиков находятся или сами еретиками были. Ибо сии удалены от Бога: того ради прибегающие к ним да будут под клятвою[2].

Следует также указать, что Церковью, как правило, не признавались мучениками христиане, намеренно добившиеся смерти своим вызывающим поведением, как например поступали донатисты[3]. Так например, епископ Менсурий Карфагенский (начало IV века) запрещал своей пастве посещать в темницах тех, кто попадал туда из-за оскорбления язычников, а Эльвирский Собор, бывший в 305 году, прямо постановил, что убитые в походах при разрушении языческих капищ и идолов не должны быть признаваемы мучениками.

Святитель Григорий Богослов писал: «Закон мученичества: щадя гонителей и немощных, не выходить на подвиг самовольно, но выйдя — не отступать, потому что первое — дерзость, а второе — малодушие»[4].

Мученики у староверов

См. также

Примечания

Ссылки


Статья основана на материалах Православной энциклопедии «Древо».

МУЧЕНИК — это… Что такое МУЧЕНИК?

  • МУЧЕНИК — МУЧЕНИК, мученика, муж. 1. чего. Человек, подвергшийся страданиям, мучениям из за чего нибудь (книжн.). Мученик идеи. Галилей был мученик науки. Мученик своего характера, своих привычек. Мученик своего долга. 2. Человек с тяжелой жизненной… …   Толковый словарь Ушакова

  • мученик — См …   Словарь синонимов

  • Мученик —  Мученик  ♦ Martyr    «Я верю истории только тогда, когда очевидцы готовы идти на смерть», – сказал Паскаль («Мысли», 822–593).    Это почти готовое определение. Мученик – это человек, готовый умереть, лишь бы ему поверили. Однако что это… …   Философский словарь Спонвиля

  • МУЧЕНИК — МУЧЕНИК, а, муж. Человек, к рый подвергается физическим или нравственным мучениям, испытывает много страданий. | жен. мученица, ы. | прил. мученический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • Мученик — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей …   Википедия

  • МУЧЕНИК — Святой мученик. Жарг. шк. Ирон. Ученик у доски. ВМН 2003, 89. Новые мученики. Жарг. шк. Ирон. Первоклассники. ВМН 2003, 89 …   Большой словарь русских поговорок

  • Мученик — (martyr, грсч. свидетель). М. терпит преследования и даже может пойти на смерть за приверженность религ. вере или к. н. великой цели. В христианстве М. почитаются более всех др. святых за мужество и веру; считается также, что они выступают в кач… …   Народы и культуры

  • Мученик —     Увиденный во сне мученик предвещает появление неискренних друзей, домашние несчастья и потери в делах.     Сон, в котором вы сами предстали в роли мученика, означает разлуку с друзьями и клевету со стороны врагов …   Большой универсальный сонник

  • Мученик — I м. Тот, кто подвергается мучениям, испытывает физические или нравственные муки. II м. Канонизированный христианской церковью святой, принявший мученическую смерть и страдания за веру и за Иисуса Христа (в православии и католичестве). Толковый… …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • Мученик — I м. Тот, кто подвергается мучениям, испытывает физические или нравственные муки. II м. Канонизированный христианской церковью святой, принявший мученическую смерть и страдания за веру и за Иисуса Христа (в православии и католичестве). Толковый… …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • Лики святости

    В Православной Церкви приняты следующие лики святости.

    Апостолы (ап.) – это ближайшие ученики Иисуса Христа, которых Он во время Своей земной жизни посылал на проповедь; а после сошествия на них Святого Духа они проповедовали по всем странам христианскую веру. Их было сначала двенадцать, а потом еще семьдесят.

    • Двое из апостолов, Петр и Павел, называются Первоверховными, так как они больше других потрудились в проповеди Христовой веры.
    • Четыре Апостола: Матфей, Марк, Лука и Иоанн Богослов, написавшие Евангелие, называются Евангелистами.

    Бессребренники (бесср.) служили ближним безвозмездным врачеванием болезней, т. е. без всякой платы исцеляли болезни, как телесные, так и душевные, как например: Косма и Дамиан, великомученик и целитель Пантелеимон и другие.

    Благоверные (блгв.). В праздновании памяти святых монархов и князей прославляется их подвиг, запечатленный в благочестии, милости и заботе об укреплении христианской веры, а не властные полномочия, бывшие у них в земной жизни, или родовитое происхождение. Например, Святой благоверный князь Даниил Московский, святая благоверная великая княгиня Анна Кашинская.

    Блаженные (юро́дивые) (блж., блаж.) (гр. σαλός слав.: глупый, безумный) – представители сонма святых подвижников, избравших особый подвиг – юродство, подвиг изображения внешнего, т.е. видимого безумия, с целью достижения внутреннего смирения.

    Великомученики (вмч., влкмч.) – святые, относимые к лику мучеников, претерпевшие особо жестокие и продолжительные страдания и смерть за Христа, например: св. великомученик Георгий; святые великомученицы Варвара и Екатерина и другие.

    Исповедники (исп., испов.)Мученики, которые после перенесенных ими мучений, скончались мирно, называются исповедниками.

    Мученики (мч.) – те христиане, которые за веру в Иисуса Христа приняли жестокие мучения и даже смерть. Например, св. мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София.

    • Первые, пострадавшие за Христову веру были: архидиакон Стефан и св. Фекла, и потому, они называются первомучениками.

    Начертанные. Исповедники, которым мучители писали на лице хульные слова, называются начертанными.

    Новомученики (новмч., новомуч.). Христиане, принявшие мученическую кончину за исповедание веры во Христа в сравнительно недавнее время. Так Церковь именует всех пострадавших за веру в период послереволюционных гонений. 

    Праведные (прав.) проводили праведную, угодную Богу жизнь, живя в миру, будучи семейными людьми, как например, св. праведные Иоаким и Анна и др.

    • Первые праведники на земле: родоначальники (патриархи) человеческого рода, называются праотцами, как например: Адам, Ной, Авраам и др.

    Преподобноисповедники (прп. исп., прписп.) Исповедники из числа монахов.

    Преподобномученики (прмч.). Преподобные, которые претерпели мучения за Христа, называются преподобномучениками.

    Преподобные (прп.) – праведные люди, которые удалялись от Мирской жизни в обществе и угодили Богу, пребывая в девстве, (т. е. не вступая в брак), посте и молитве, живя в пустынях и монастырях, как например: Сергий Радонежский, Серафим Саровский, преподобная Анастасия и другие.

    Пророки (прор.) – святые Божиии, которые по внушению Святого Духа предсказывали будущее и преимущественно о Спасителе; они жили до пришествия Спасителя на землю.

    Равноапостольные (равноап.) – святые, которые подобно Апостолам распространяли веру Христову в разных местах, например: Мария Магдалина, первомученица Фекла, благоверные цари Константин и Елена, благоверный князь Российский Владимир, св. Нина, просветительница Грузии и др.

    Святители (свт.) – епископы или архиереи, угодившие Богу своею праведною жизнью, как например; святой Николай чудотворец, св. Алексий, митрополит московский и др.

    • Святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст называются вселенскими учителями, то есть учителями всей христианской Церкви.

    Священноисповедники (сщисп.). Исповедники, принадлежащие к священническому чину.

    Священномученики (сщмч.). Священнослужители, претерпевшие мучения за Христа, называются священномучениками.

    Столпники (столпн.) – святые подвижники, подвизавшиеся на столпе – башне или высокой площадке скалы, недоступной для посторонних.

    Страстотерпцы – принявшие мученическую кончину не от гонителей христианства, но от своих единоверцев – в силу их злобы, коварства, заговора. Подвиг страстотерпчества можно определить как страдание за исполнение Заповедей Божьих, в отличие от мученичества — которое является страданием за свидетельство веры в Иисуса Христа (веры в Бога) во времена гонений и при попытках гонителей заставить отречься от веры. Этим именованием подчёркивается особый характер их подвига — беззлобие и непротивление врагам, что является заповедями Иисуса Христа.

    Чудотворцы (чудотв.) – эпитет святых, особо прославившихся даром чудотворения, заступников, к которым прибегают в надежде на помощь. Можно сказать, что все святые обладают даром чудотворения, т.к. засвидетельствованные чудеса являются основным условием канонизации.

    Общепринятые сокращения

    Сокращение множественного числа термина образуется, как правило, от сокращения единственного числа путём удвоения последней буквы. Пример: св. — святой, свв. — святые.

    • ап. — апостол
    • апп. — апостолы
    • архиеп. — архиепископ
    • архиепп. — архиепископы
    • архим. — архимандрит
    • архимм. — архимандриты
    • бесср. — бессребреник, бессребреники
    • блгв. — благоверный (благоверная)
    • блгвв. — благоверные
    • блж. (блаж.) — блаженная, блаженный
    • блжж. — блаженные
    • вмц. (влкмц.) — великомученица
    • вмцц. (влкмцц.) — великомученицы
    • вмч. (влкмч.) — великомученик
    • вмчч. (влкмчч.) — великомученики
    • диак. — диакон
    • ев. — евангелист
    • еп. — епископ
    • епп. — епископы
    • игум. — игумен
    • иером. — иеромонах
    • иеросхим. — иеросхимонах
    • исп. (испов.) — исповедник, исповедница
    • кн. — князь
    • кнн. — князья
    • кнг. — княгиня
    • кнж. — княжна
    • митр. — митрополит
    • митрр. — митрополиты
    • мч. — мученик
    • мчч. — мученики
    • мц. — мученица
    • мцц. (мчцц.) — мученицы
    • новмч. (новомуч.) — новомученик
    • новосвщмч. — новосвященномученик
    • патр. — патриарх
    • патрр. — патриархи
    • прав. — праведный
    • правв. — праведные
    • пресвит. — пресвитер
    • прор. — пророк
    • прорр. — пророки
    • пророчц. — пророчица
    • просвет. — просветитель, просветительница
    • прот. — протоиерей
    • протопресв. — протопресвитер
    • прмч. — преподобномученик
    • прмчч. — преподобномученики
    • прмц. — преподобномученица
    • прмцц. — преподобномученицы
    • прп.  — преподобный
    • прпп. — преподобные
    • прп. исп. (прписп.) — преподобноисповедник
    • равноап. — равноапостольный, равноапостольная
    • равноапп. — равноапостольные
    • св. — святой, святая
    • свв. — святые
    • свт. — святитель
    • свтт. — святители
    • сщисп. — священноисповедник
    • сщмч. — священномученик
    • сщмчч. — священномученики
    • столпн. — столпник
    • страст. — страстотерпец
    • схим. — схимонах
    • чудотв. — чудотворец
    • юрод. — юродивый

    * * *

    Почему Церковь почитает Александра Невского как святого благоверного князя, несмотря на то, что перед земной кончиной он принял монашество с именем Алексий?

    Потому, что он проявил себя как христианский правитель, а монахом был лишь краткий период жизни.

    Бывают и иные случаи, например, епископ Синопийский Фока (117 г.) прославлен как священномученик, а не как святитель.

    * * *

    Номинация святых в русской православной традиции – И.В. Бугаева

    Мученики — свидетели истины — Православный журнал «Фома»

    В русском языке слово «мученик» связано со словом «мучение». Естественно, что, услышав это слово, в первую очередь думаешь о муках, которые претерпевали христиане за веру. Однако интересно, что ὁ μάρτυς (martys), которое у нас переводят как мученик, на древнегреческом значит «свидетель». На первый план в звучании этого слова выступают не собственно муки и страдания, а то, ради чего на них шли и что они должны были подтвердить, продемонстрировать.

    Язык Нового Завета подсказывает нам, что мученик – это тот, кто ценой своей жизни засвидетельствовал веру во Христа. Дело в том, что буквально сразу после смерти и воскресения Христа и до нынешнего времени, на протяжении всей человеческой истории, множество людей отказывалось и отказывается верить в реальность этих событий. Порой целые могучие государства с их отлаженным репрессивным аппаратом требовали такого отказа и от самих христиан, требовали от них согласиться с тем, что Христос не был Сыном Божиим, что он не воскресал, что он не победил смерть и для всех уверовавших в него. И готовность христианина пойти на мученическую смерть являлась самым убедительным подтверждением или свидетельством веры в реальность евангельской истории. Убедительным до такой степени, что порой сами мучители становились христианами. Приятие мучениками страданий и смерти вслед за Христом и вместе с ним были для них единственно верным доказательством того, что история с распятием Бога, смертью и воскресением является не вымыслом и легендой, а настоящей правдой. Более того, это является самой настоящей реальностью и для каждого человека, призывом, обращенным к нему – следовать за Христом.

    В этом смысле каждый настоящий христианин – мученик. Можно и не претерпеть именно мученической смерти, не закончить жизнь однократным героическим деянием, но все равно следовать за Христом в смысле принятия жизненного Креста и каждодневного самопожертвования ради ближних.

    Как-то один мой знакомый священник сказал: «Все матери, у кого много детей – мученицы». Конечно, он сказал это полушутя. Дети – это радость, благословение. Но есть в этих словах и доля истины.

    Вспомним двадцатый век. Сколько мучеников за веру дал он нашей Церкви. Священники претерпевали пытки и расстрелы за Христа. Но вспомним и об их женах. Не всех их ссылали или расстреливали, но они оставались одни с малыми детьми на руках, без мужей и поддержки, их объявляли лишенцами – людьми без прав. Презираемые государством и окружающими, изгои, они не могли нормально работать, им не давали зарабатывать на хлеб себе и своим детям. Но сколько светлых воспоминаний мы слышали и слышим от священников, воспитанных в таких семьях, о своих матерях! Сколько любви, теплоты и они давали своим детям, несмотря не на что, как кротко и с терпением они переносили все тяготы! Это ли не мученичество едва ли не сопоставимое с подвигом веры их мужей?

    Достоевский в «Братьях Карамазовых» писал о долгом подвиге: «Любовь  деятельная сравнительно с мечтательною есть дело жестокое и устрашающее. Любовь мечтательная жаждет подвига скорого, быстро удовлетворимого и чтобы все на него глядели. Тут действительно доходит до того, что даже и жизнь отдают, только бы не  продлилось долго, а поскорей совершилось, как бы на сцене, и чтобы все глядели и хвалили. Любовь же деятельная – это работа и выдержка, а для иных так пожалуй целая наука».

    Кстати, неслучайно, что главным символом христианства стал именно крест, орудие самой позорной казни в античную эпоху. Это все равно что сделать символом, например, электрический стул или петлю. Поклоняясь кресту, поклоняются и мучениям, принимают их необходимость и даже благотворность.

     Людей всегда поражало, как христиане во времена преследований шли на смерть – с кротостью и радостью, благославляя своих гонителей. Они собственным примером (а что может быть убедительней?) демонстрировали, что Христос «смертью смерть попрал», что смерть не всесильна, и что за гробом существует иная, вечная жизнь. Как писал протоиерей Александр Шмеман, «Церковь превозносит мученичество так высоко именно потому, что для нее оно есть доказательство самого главного христианского утверждения: воскресения Христа из мертвых, победы над смертью… Смерть каждого мученика есть вечно совершающаяся победа смерти Христовой».

    Хорошо известно, каким жестоким гонениям подвергались в Римской империи первые христиане. Тогда одно признание в том, что ты христианин, грозило казнью, если ты не отрекался от Христа и не признавал божеством римского императора. Бывали и периоды затишья, но порой на христиан обрушивали всю мощь римской государственной машины: армию, законы, суды. Их подвергали травле дикими зверьми в Колизее, распинали на крестах, сжигали на кострах. Однако то, что должно было сокрушить христианство, только укрепляло его, доказывало его истину и силу. Получается парадоксальная вещь: чем больше преследовали христиан, чем более гонимой была вера, тем более она укреплялась. Видя, как умирают христиане – мужественно, с кротостью, благословляя мучителей, и другие люди обращались к Христу.

    Поэтому и говорится, что Церковь стоит на крови мучеников.

    Читайте также: 

    ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ. Покаяние

    СПАСАЙТЕСЬ!

    На заставке фрагмент фото alfonso maseda varela/www.flickr.com

    Мученик Википедия

    Му́ченик (др.-греч. μάρτυς, μάρτῠρος  — свидетель, лат. martyr — свидетель) — человек, подвергающийся преследованиям и/или принявший смерть за отрицание, проповедование, или отказ отречься от своих религиозных или светских взглядов. Большинство мучеников почитаются последователями или даже считаются святыми, становясь символом героизма и мужества. Мученики играют значительную роль в истории религий.

    Первому́ченик — первый (по времени) мученик в какой-либо стране или среди какой-либо группы людей.

    Мученик в христианстве

    В христианстве мученик — человек, принявший мучения и смерть за исповедание веры в Иисуса Христа. В христианстве мученики составляют один из древнейших ликов святых, то есть собрание или категорию людей, прославляемых Церковью за свидетельство о Христе «даже до смерти» (Фил. 2:6-8).

    История мученичества

    Лжемученики (убитые)

    Церковь почитала страдальца мучеником только тогда, когда имелось полное убеждение, что человек не отступился во время мученического подвига, а совершил его в единстве с Церковью, всецело предавшись в руки всеспасительного Промысла Божия. Не могли, естественно, быть причислены к святым пострадавшие еретики или схизматики, а также отпавшие из-за церковного раскола или из-за предательства, или по нецерковным мотивам (не за веру во Христа).

    Епископ Аполлинарий Иерапольский свидетельствует о позиции Церкви применительно к мученичеству монтанистов: «Если члены Церкви, призванные к мученичеству за истинную веру, встречаются с так называемыми „мучениками“, последователями фригийской ереси (то есть монтанизма), они держатся особо и умирают, не входя с ними в общение»[1].

    9-е и 34-е правила Лаодикийского собора (343 год), несомненно отражающие уже сложившееся Церковное воззрение, прямо называют скончавшихся не за христианскую веру лжемучениками и возбраняют (под угрозой отлучения) членам Церкви посещать места их захоронений с какой бы то ни было целью:

    • Правило 9: На кладбища всяких еретиков, или в так именуемыя у них мученическия места, да не будет дозволено церковным ходити для молитвы или для врачевания. А ходящим, аще суть верные, быти лишенными общения церковнаго на некое время. Кающихся же и исповедающих, яко согрешили, приимати во общение[2].
    • Правило 34: Всякому христианину не подобает оставляти мучеников Христовых и отходити ко лжемученикам, которые, то есть, у еретиков находятся или сами еретиками были. Ибо сии удалены от Бога: того ради прибегающие к ним да будут под клятвою[2].

    Следует также указать, что Церковью, как правило, не признавались мучениками христиане, намеренно добившиеся смерти своим вызывающим поведением, как например поступали донатисты[3]. Так например, епископ Менсурий Карфагенский (начало IV века) запрещал своей пастве посещать в темницах тех, кто попадал туда из-за оскорбления язычников, а Эльвирский Собор, бывший в 305 году, прямо постановил, что убитые в походах при разрушении языческих капищ и идолов не должны быть признаваемы мучениками.

    Святитель Григорий Богослов писал: «Закон мученичества: щадя гонителей и немощных, не выходить на подвиг самовольно, но выйдя — не отступать, потому что первое — дерзость, а второе — малодушие»[4].

    Мученики у староверов

    В политических движениях

    Понятие «мученик» иногда используется и в светских политических идеологиях для обозначения отдавших жизнь за достижение партийных целей. Так у национал-социалистов были свои мученики[de]. Погибшие в ходе путча национал-социалисты были позднее объявлены официальной пропагандой «мучениками» (нем. Blutzeuge). Флаг, под которым они шли (и на который, по официальной версии, попали капли крови мучеников), использовался в дальнейшем в качестве «священного» при «освящении» партийных знамен: на партийных съездах в Нюрнберге Адольф Гитлер прикладывал новые флаги к «священному» знамени, совершая, таким образом, ритуал «освящения» новых знамён.

    См. также

    Примечания

    Ссылки

    Великомученик — Википедия

    Материал из Википедии — свободной энциклопедии

    Великому́ченики (греч. μεγαλόμαρτυρ, лат. magnus martyr — дословно может быть переведено как «знатные свидетели») — мученик высокого рода или сана, претерпевший за Христа великие мучения[1][2][3]. Один из древнейших, наряду с мучениками, ликов святых, почитаемых Православной церковью, а также теми Восточнокатолическими церквями, которые используют константинопольский обряд.

    Выделение в процессе формирования общецерковного почитания мучеников отдельной категории великомучеников произошло в результате установления им как лицам знатного происхождения особо торжественных служб[4]. Культ особого почитания великомучеников породил возникновение связанных с ними народных поверий и многочисленный легендарный материал, вошедший в их агиографию. Так, например, существуют многочисленные версии жития и чудес Георгия Победоносца, что уже в конце V века привело к тому, что римский папа Геласий в своём декрете отвергает акты мученичества святого Георгия как еретическую фальсификацию и относит Георгия к святым, которые более известны Богу, чем людям[5].

    Окончательно разделение святых по ликам святости сформировалось только в VII—VIII веках. К этому времени понимание эпитета «великомученик» на православном Востоке трансформировалось: он стал восприниматься как знак особо тяжких мучений (напр., Иоанн Сочавский, пострадавший в XIV веке[6].). Однако некоторые поместные Церкви (в частности, Грузинская, Сербская) сохранили наименование «великомучениками» именно знатных лиц (в современных русских календарях они называются мучениками).

    «Рудименты» первоначального понимания термина сохранились в раннехристианской литературе (например, святитель Иоанн Златоуст в похвальном слове называет великомученицей антиохийскую святую Дросиду, дочь императора Траяна[7]), которая в современном русском церковном календаре называется мученицей[8].

    Русских святых, именуемых великомучениками, нет[9].

    В современном русском православном сознании, отражаемом многими современными источниками, понятие «великомученик» связывается скорее с особо тяжкими и продолжительными (по сравнению с «просто» мучениками) страданиями, претерпеваемыми за веру[7][10], нежели с высоким происхождением или должностью (саном). При этом существует и традиция называть великомучениками именно лиц знатного происхождения, пострадавших за Христа:

    «Принято считать, что великомученик — это тот святой, который претерпел какие-то особенные, великие мучения. Но в православной традиции великомученик — это мученик знатного происхождения, один из великих людей, который пострадал за Христа. Простолюдины, принявшие мученическую смерть, прославлялись Церковью как мученики, лица в священном сане — как священномученики, монахи — преподобномученики, а великомученик, в свою очередь — человек знатного происхождения».

    Именно такое понимание, хотя уже и с влиянием новой трактовки термина, отражено у Даля:

    Великомученик м. -ница ж. величанье, придаваемое церковью святым мученикам высокого рода или сана, приявшим за Христа великие мучения.

    Аналогичное определение содержит и Толковый словарь Кузнецова[11].

    Мученичество святой Варвары
    I век
    II век
    III век
    III—IV век
    IV век
    Мучение святой Параскевы огнём
    V век
    XIV век
    XVII век
    XVIII век

    Некоторые великомученики других поместных Церквей[править | править код]

    (в русских месяцесловах — мученики)

    II век
    IV век
    • Криспина Тагорская, Африканская († 304 год)
    V век
    VIII век
    IX век
    • Константин Кахи, князь Верхне-Карталинский († 842 год) (Груз.)
    X век
    • Гоброн (в крещении Михаил), князь Кахетинский († 914 год) (Груз.)
    XI век
    XIII век
    XIV век
    XVII век
    • Апостол Константинопольский[12] († 1686 год)
    1. ↑ Словарь церковно-славянского и русского языка, составленный Вторым Отделением Императорской Академии наук. — СПб., 1847. Т. 1 : А-Ж. — 1847. — С. 109.
    2. ↑ Свирелин Александр, протоиерей. Церковнославянский словарь для толкового чтения Святого Евангелия, Часослова, Псалтири, Октоиха (учебных) и других богослужебных книг. — «Христианская библиотека», 2013. — С. 39 (Google-Книга, точка доступа 19 августа 2018).
    3. ↑ Ладынский А. Н. Православная энциклопедия : Полная домашняя книга верующего. — М.: Эксмо, 2013, С. 456 (Google-Книга, точка доступа 19 августа 2018).
    4. ↑ Великомученик (недоступная ссылка) (недоступная ссылка с 14-06-2016 [1371 день])
    5. ↑ Георгий, святой // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
    6. ↑ Официальный календарь Русской Православной Церкви. Святой великомученик Иоанн Новый, Сочавский
    7. 1 2 Игум. Андроник (Трубачёв). Великомученики // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2004. — Т. VII. — С. 515-516. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-010-2.
    8. ↑ Официальный календарь Русской Православной Церкви. Святая мученица Дросида
    9. ↑ Живов В. М. Святость. Краткий словарь агиографических терминов. Гнозис, 1994. ISBN 5-7333-0424-3
    10. ↑ Великомученик и великомученица // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
    11. ↑ Церковное именование последователей христианства высокого рода или сана, принявших особенно тяжкие мучения за веру.
    12. ↑ В данном случае «Апостол» — имя, а не лик святости. См.: Недавнее чудо новомученика святого Апостола из Пилио в Магнисии.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *