5 типов мышления
Мышление — это инструмент и оно бывает разным. У каждого из “мышлений” есть своя сфера применения, границы и связи с другими инструментами. Говард Гарднер выделяет 5 типов мышления, пользуясь которыми человек сможет, смело смотреть в будущее, и в случае необходимости, — справиться с трудностями, предвидеть которые невозможно. Цель книги – рассказать о том, как развивать данные типы мышления.
Говард Гарднер выделяет 5 типов мышления, пользуясь которыми человек сможет, смело смотреть в будущее, и в случае необходимости, — справиться с трудностями, предвидеть которые невозможно. Цель книги – рассказать о том, как развивать данные типы мышления.
1) дисциплинарный тип
2) синтезирующий тип
3) креативный тип
4) респектологический тип
5) этический тип
Обычно люди не понимают разницы между предметом и дисциплиной, как правило, изучают предметы. Дисциплина представляет собой совершенно другой феномен. Она предполагает характерный способ мышления, видения мира. Наука наблюдает за миром, создаёт концепции, теории, экспериментально проверяет их, развивает в свете новых открытий, и затем, вооружившись новыми знаниями, проводит дальнейшее наблюдения, создаёт новые классификации, ставит новые опыты.
Люди, овладевшие научным способом мышления, знают, что любое научное убеждение будет рано или поздно подвергнуто сомнению, поскольку появиться новое открытие или революционная теория.
Очевидно, что для занятий естественными науками, историей, литературой, любой дисциплиной, человеку нужна информация, но без связи друг с другом, без основополагающих вопросов, без дисциплинарного метода объяснения этого свода информации, факты просто остаются «инертными знаниями».
Другими словами, студенты должны воспринимать информацию не как самостоятельную ценность, не как стартовую площадку для получения более сложной информации, а как средство, которое поможет эффективно действовать, опираясь на знания.Со своей стороны преподаватели, действующие, в том числе и как наставники, должны добиваться от студента отклика, направлять их способности в нужное русло, чтобы учащиеся выработали в себе профессионализм в области мышления и поведения.
Как развивать дисциплинарный тип мышления
Чтобы начать обучение, необходимо выявить цели и интересы человека, а затем смоделировать способ мышления.
Для развития необходимо пройти 4 ступени:
1. Определить самые важные вопросы или концепции в рамках дисциплин
2. Не жалеть времени на обучение
3. Рассматривать каждую тему с различных точек зрения
4. Установить показатели осмысления
Следует помнить, что любая форма мышления может принимать избыточные формы. Не нужно, чтобы профессиональное мышление проникало во все без исключения сферы вашей жизни.
Людям необходимо знать об ограничениях освоенных ими дисциплин
В этом человеку может помочь овладение несколькими дисциплинами. Конечно, следует помнить о контексте восприятия явления с той или иной точки зрения в зависимости от условий.
Нельзя заниматься дисциплиной одержимо ради самой дисциплины. Так, если человек является истинным знатоком права, он не станет просто знакомится с каждым опубликованным докладом и хвастаться своими знаниями. Такое поведение является признаком незрелости, а не профессионализма.
Следует помнить, что ни одним знанием нельзя овладеть полностью без привлечения сопутствующих дисциплин. Человек должен быть объективным в том, насколько глубоко он разбирается в одной или даже нескольких дисциплинах. Сделать это просто необходимо. Дисциплинарные методы должны быть инструментами, а не оковами.
Синтезирующий тип мышления
Способность связывать воедино информацию из разрозненных источников сегодня жизненно важна. Количество аккумулированных знаний удваивается каждые 2-3 года, источники информации обширны, они не похожи друг на друга, и люди ищут между ними связь, пытаются интегрировать.
Однако путь к умению синтезировать весьма непрост. Всё усложняет тот факт, что когнитивные способности человека во многом зависят от предметной области. Мы предрасположены получать навыки в определённом контексте и сопротивляемся их обобщению, более широкому применению.
Виды синтеза:
1. Изложение — интегрирования материала в связный рассказ (примеры — от Библии до современных книг по истории и общественным наукам).
2. Систематика — материалы структурируют исходя из значимых характеристик. Систематика часто присутствует в графиках и таблицах. Примеры, классификация растений и животных Линнея.
3. Комплексные концепции – совмещение разных феноменов. Примеры, концепция естественного отбора, концепция бессознательного Фрейда, 5-ти факторная модель Портера.
4. Поговорки и афоризмы
5. Сильные метафоры, образы и темы. Для описания концепций и идей часто используются метафоры.
6. Визуальные и музыкальные образы.
7. Теории. Концепции можно преобразовать в теорию. Например, теория эволюции Дарвина совмещает концепции изменчивости, борьбы за существование, естественного отбора, выживания и воспроизведения.
8. Метатеория. Знания можно заключить в общие рамки, в «теорию теорий». Так, Гегель изобразил универсальную последовательность развития — от тезиса к антитезису и к синтезу.
Компоненты синтеза
Эффективный синтез информации – очень серьёзная задача. Каждая попытка интеграции должна включать 4 компонента:
1. Цель- формулировка концепции, которую вы пытаетесь создать с помощью синтеза.
2. Отправная точка-идея, образ, любая работа, предшествующая синтезу.
3. Выбор стратегии, методов и подхода.
4. Проекты и наброски. Рано или поздно, человеку, занятому синтезом, приходиться делать первый шаг.
Примеры работ, авторы которых использовали синтезирующий тип мышления:
Синтез-задача сложная, но разрешимая. Синтезу препятствует – консерватизм нашего мышления. Жизнь людей, во многом зависит от обстоятельств, мы учимся действовать, вести себя, мыслить в определённых условиях.
По мере взросления мы сохраняем способность действовать и мыслить именно в тех обстоятельствах, в которых мы приобретали эти навыки и умения в ситуациях, не похожих на ситуацию обучения. Такой консерватизм не мешает человеку осваивать отдельно дисциплину, но препятствует овладению междисциплинарным подходом или занятием творчеством.
Автор выделяет два вида интеллекта. Оба типа интеллекта способны к синтезу, однако то, какого типа информацию они будут синтезировать, а также критерии успеха и синтеза различаются.
1. лазерный интеллект — глубоко проникает в предмет, однако не способен с лёгкостью переходить от одного предмета к другому, больше всего подходит для изучения отдельной дисциплины.
2. прожекторный интеллект — не проникает так глубоко, однако постоянно исследует окружающую среду, и поэтому с большей готовностью подмечает связи (и находит различия) между разными областями знаний.
Как сделать синтез успешным
Полноценный синтез включает в себя смесь сценариев, планов, концепций, которые обычно рассматриваются по отдельности. Это своеобразное искусство создания сочетаний.
Люди, которые могут представить идею или концепцию несколькими способами. Более способны к эффективному синтезу, чем те, кто ограничен единственным, порой нечётким представлением об этой идеи.
Для того, чтобы синтез был успешным, необходима чёткая стратегия его осуществления. Необходимо определить:
-
цель и назначение синтеза
-
желаемый результат
-
набор инструментов синтеза
-
способы оценки промежуточных результатов и критерии, по которым можно будет судить об успехе или неудачи проекта в целом.
Способность генерировать новые идеи и концепции, находить нетривиальные решения актуальных проблем, отвечать на новые вопросы и объяснять новые феномены. Переосмысление творчества.
Для понимания творчества очень важна идея психолога Михая Чиксентмихая, заключающаяся в том, что творческие достижения никогда не являются заслугой одного человека и даже группы людей. Скорее творчество возникает случайно в результате взаимодействия трёх автономных элементов.
1. Человека, освоившего какую-то дисциплину и постоянно работающего в этой области (например, историка, композитора, программиста и так далее).
2. Профессионального домена, в котором работает этот человек с присущими ему культурными моделями, тем, что в его рамках принимается и отвергается (представлениями того, что является научной работой, музыкальным произведением, программой).
3. Социального окружения — людей и институтов, которые предоставляют доступ к соответствующему образованию и возможность работать. Представители этого окружения оценивают заслуги человека и/или его творческие попытки.
По Чиксентмихаю, творчество имеет место тогда, и только тогда, когда продукт, созданный человеком или группой, признан новаторским в конкретном культурном домене соответствующим окружением и в свою очередь рано или поздно, оказывает уникальное и измеримое влияние на последующие работы в этом домене.
Этот подход применим к самым разным видам творчества разной степени новаторства.
Творчество и синтез
Цель человека, занимающегося синтезом, — представить уже достигнутое в максимально ясной и удобной форме. Цель творческого человека — расширить границы знания, нарушить законы жанра, направить свои усилия в новом, неизведанном направлении.
Креативный тип мышления — выходит за рамки дисциплинарных знаний и синтеза, ставит новые вопросы, предлагает новые решения. Творчество является надстройкой над одной или несколькими дисциплинами и требует компетентного «окружения», которое сможет судить о его инновационности и приемлемости.
Респектологический тип мышления
Умение принимать различные культуры, уважать людей вне зависимости от их расовой, национальной, профессиональной принадлежности, готовность взаимодействовать с самыми разными типами индивидуумов и социальных структур. (образование).
Стремление понять сверстников, учителей, других людей и эффективно работать с ними, каковы бы ни были их происхождение и культурная принадлежность. Примеры (работа). Умение эффективно взаимодействовать с коллегами, руководителями, сотрудниками, независимо от их происхождения и статуса.
Этический тип мышления
И трудовая и общественная жизнь требует того, чтобы человек посмотрел на свою жизнь под новым широким углом. Ему нужно ответить себе на следующие вопросы:
- Что сегодня значит быть юристом/врачом/инженером/преподавателем?
-
Каковы мои права и обязанности?
-
Что значит быть гражданином моего сообщества/региона/планеты?
-
Ответственен ли я перед окружающими, особенно перед теми. Кто в силу различных обстоятельств живёт хуже?
Этический тип мышления предполагает, что человек способен мыслить абстрактно, поэтому нравственные установки формируются в юности и в последующие десятилетия. Встав на нравственную позицию, человек думает о себе как о представителе профессии, размышляет, как он должен себя вести для того, чтобы соответствовать этому званию.
Питер Сенге: «Если мы стремимся к цели большей, чем наши интересы, стремимся познать то, что шире нашего сознания, единственно возможное для нас решение — встать на этическую позицию. Этическая позиция требует, чтобы мы отказались от личной точки зрения и стали беспристрастными наблюдателями. Таким образом, смотря на вещи нравственно, вы выходите за пределы внутренних соображений и идентифицируете себя с самой объективной из возможных точек зрения». Описывая данный тип мышления, автор раскрывает понятие достойной работы. Работу можно назвать достойной, если она превосходна по качеству (высокодисциплинарна), когда учитываются интересы всех заинтересованных сторон и сообществ, в котором действует компания, когда она доставляет удовольствие (увлекательна), наполнена смыслом и приносит прибыль. В целом, станет ли человек достойным работником, зависит от его стремления работать хорошо, желания достичь цели, особенно если это нелегко.
Автор выделяет 4 направления, которые должен учитывать человек, желающий работать достойно:
1. Миссия. В школе и после школы, учась или работая, человек должен знать, чего он хочет достичь. Без чёткого знания своих целей человек, скорее всего, не сможет определить, в каком направлении нужно двигаться.
2. Примеры. Очень важно брать пример — лучше у достойных людей, но можно через книги или средства массовой информации- с людей, которые воплощают собой качества достойного работника. Если таких примеров нет, молодому сотруднику сложно двигаться вперёд. Временами отрицательный пример также может преподать необходимый урок.
3. Самокритичность. Молодой сотрудник должен иногда смотреть на себя со стороны и оценивать собственные поступки. Нужно задавать себе вопрос: «Хорошо ли я работаю, и если нет, что мне сделать, чтобы работать лучше?». Поскольку мы все склонны закрывать глаза на свои недостатки, нужно прислушаться к мнению знающих и беспристрастных людей.
4. Профессиональная ответственность.
Это Вам будет интересно:
Интеллект – не главное: Как мыслят гении
Эмоциональный интеллект: основные рекомендации по развитию
Этический тип — осознание необходимости выполнять человеческий, гражданский и профессиональный долг и нести ответственность за собственные действия в любой их этих сфер. Предусматривает последовательную реализацию нравственных установок в работе и жизни.
Примеры (образование): Размышление о своей роли как студента и будущего профессионала и стремление выполнить эту роль должным образом и с необходимой ответственностью.
Примеры (работа): Знание основных ценностей профессии и стремление поддерживать и продвигать их даже во время быстрых и непредсказуемых перемен. Чувство ответсвенности за профессию, готовность высказывать своё мнение даже в ущерб себе. Признание и выполнение обязанностей гражданина сообщества, региона, страны, мира.
Псевдоформы: На словах человек представляется хорошим работником и ответственным гражданином, однако слова его расходятся с делом. Такой человек склонен к недопустимым компромиссам в работе и общественной жизни.опубликовано econet.ru
Автор: Говард Гарднер
Текст: Елена Еремеева
Какой у вас тип мышления? — Психолог
Все люди разные. Иная внешность, привычки, поведение, взгляд на вещи и мышление в целом. Психологи выделяют пять типов мышления: идеалистический, иррациональный, рациональный, аналитический и синтезирующий. Чтобы найти подход к человеку, необходимо знать, к какому типу он относится — это поможет спрогнозировать его реакцию в определенной ситуации и подскажет, как себя с ним вести. «Диагноз» же поставить совсем несложно: достаточно понаблюдать за действиями и поступками индивида, опираясь на изложенную ниже информацию.
Идеалистический тип мышления
Идеалисты предпочитают мир мыслей и одиночества, в котором легко создавать мысленно образы, которые наиболее им приятны и которым несложно применить свои завышенные ожидания. Они ищут воплощение этих образов в окружающих людях, даже если умом понимают, что у всех вокруг есть недостатки. Их желание настолько велико, что зачастую они «обнаруживают» таких людей и испытывают восторг…
Проблема в том, что идеалистический тип мышления наиболее подвержен манипуляциям. Надо только понять, каково идеальное представление у конкретного его носителя, и играть эту роль. Идеалист будет совершенно слеп и глух. Но так как игра постоянной быть не может, то игроку надо либо постепенно перевоспитывать идеалиста под себя, либо контролировать себя постоянно. Чаще всего попутчики просто используют его и идеи, выношенные им, и разумеется, избавляются от него. А он, вслед за крушением иллюзий, погружается в разочарование.
У идеалистов много установок и правил. Они ориентированы на конечный результат, поэтому часто доводят до конца сложные или объёмные задачи. И насколько часто – зависит от того, не пытается ли кто-то вставлять им палки колёса. Эти люди очень болезненно воспринимают любое противодействие, а хуже всего для них – столкнуться с тем, кто попытается доказать, что они заняты неважными и бесполезными делами.
Иррациональный тип мышления
Сходен во многом с идеалистическими представлениями. Разница в том, что иррационалы более деятельны. Идеалист в своей жизни предпочитает тишину и одиночество, мир размышлений и мечтаний, а иррационал пытается думать прямо на ходу. Он с удовольствием берётся за все дела, но при этом в ходе его действий и рассуждений прослеживается нелогичность. Его связка мыслей конструируется не столько на реальных фактах, сколько на желаемых постулатах.
Принять вымышленное за реальное в общении с иррационалом очень легко. Они большие фантазёры, и сами настолько верят в свои фантазии, что заражают этой верой окружающих. Если вы очень тесно общаетесь с таким человеком, то не позволяйте строить ему долгосрочные планы, предварительно не увидев весь объём действий и последовательностей, поскольку, как человек весьма деятельный, он будет торопиться реализовать даже самые оторванные от действительности фантазии.
Рациональный тип мышления
Наиболее трезвомыслящий, и при этом наименее «душевный» тип. Хорошо ориентируется в реалиях окружающей действительности – в бытовых, финансовых, социальных и политических вопросах. Склонен к критике, целесообразности и подчинённости смыслу. Все свои проекты рационал немедленно старается осуществить, не откладывая в долгий ящик.
Рациональный тип не склонен преувеличивать значение и возможности – ни свои, ни других людей. Ко всему подходит конструктивно. От отработанного избавляется без сожаления. Так же без сожаления избавляется от того, что не может применить на практике. Заинтересованность рационала можно вызывать только чёткой аргументацией и демонстрацией конечной пользы.
Аналитический тип мышления
Мышление наблюдателя по жизни — детектива, ищейки. Схож с рациональным типом мышления. Только если рациональный тир ограничивает себя временными рамками, по принципу «решил проблему и забыл», то аналитический обязательно погрузиться вглубь и будет рассматривать мотивы и посылы, обобщать полученный опыт.
Аналитик выстраивает из фрагментов картинку и владеет обзорным видением ситуации. Как в сторону истоков, так и в сторону прогнозов. Редко ошибается, потому что наблюдательные способности у аналитического типа мышления развиты очень сильно. Такой человек не откажет себе в удовольствии поразмышлять о вашем жизненном пути, — и можете не сомневаться, что имея лишь несколько подсказок, он удивительно подробно опишет вам ваше собственное детство.
Для того чтобы «достучаться» до аналитика, предлагайте ему всегда всю цепочку, весь пошаговый ход ваших рассуждений, апеллируйте к побудительным причинам. Аналитик – сильный логик. Какие-то недостающие звенья в ваших рассуждениях, предложениях и выводах будут его выводить из равновесия и заставлять отказываться от предложенных проектов.
Синтезирующий тип мышления
Это мышление стремится соединять фрагменты и куски информации в единое целое. Синтезирующему типу интересно складывать целое не только из разрозненных кусочков, но даже из того, что на первый взгляд не сочетается и даже противоречит. Синтезаторы в основном и составляют когорту учёных или принадлежат к кругу людей творческих профессий. Часто кажутся существами не от мира сего или просто сумасшедшими – но, конечно, это не так. Просто понять их, не обладая аналогичным мышлением, не так-то просто.
Синтезаторы – люди энциклопедисты, кабинетные работники. Они обычно не любят впечатления внешнего порядка. Это не путешественники, не коллекционеры. С ними в быту сложно, так как это люди малоприспособленные к выполнению однообразной, рутинной работы, не содержащей в себе ничего нового. Ставьте перед ними задачи, требующие смекалки и определённых размышлений.
Напоследок необходимо подчеркнуть, что типы мышления очень редко встречаются в чистом виде. Чаще всего можно встретить человека, в котором сочетаются два типа мышления. Характерными сочетаниями являются идеалистический с иррациональным, аналитический с синтезирующим и рациональный с аналитическим.
Источник
44. Характеристика видов мышления.
Разнообразие типов мыслительных задач обуславливает разнообразие не только механизмов, способов, но и видов мышления. В психологии принято различать виды мышления по содержанию: наглядно-действенное, наглядно-образное и абстрактное мышление; по характеру задач: практическое и теоретическое мышление; по степени новизны и оригинальности: репродуктивное и творческое (продуктивное) мышления.
Наглядно-действенное мышление заключается в том, что решение задач осуществляется путем реального преобразования ситуации и выполнения двигательного акта.
Наглядно-образное мышление основывается на образах представлений, преобразовании ситуации в план образов. Свойственно поэтам, художникам, архитекторам, парфюмерам, модельерам. Значение этого мышления заключается в том, что с его помощью полнее воспроизводится разнообразие характеристик объекта, происходит установка необычных сочетаний предметов и их свойств.
Особенностью абстрактного (словесно-логического) мышления является то, что оно происходит с опорой на понятие, суждение, не используя эмпирических данных.
Теоретическое мышление состоит в познании законов, правил. Оно отражает существенное в явлениях, объектах, связях между ними на уровне закономерностей и тенденций. Теоретическое мышление иногда сравнивают с эмпирическим. Отличаются они по характеру обобщений. Так, в теоретическом мышлении имеет место обобщение абстрактных понятий, а в эмпирическом — чувственно данных признаков, выделенных путем сравнения. Основная задача практического мышления является физическое преобразование действительности. Оно иногда может быть сложнее, чем теоретическое, ведь часто разворачивается при экстремальных обстоятельствах и при отсутствии условий для проверки гипотезы.
Некоторые ученые на основании трех признаков — времени протекания процесса, структурности (четкое деление на этапы) и уровня течения (осведомленности или неосведомленности) — выделяют интуитивное и аналитическое мышление. Аналитическое мышление — это вид мышления, развернутого во времени, имеет четко выраженные этапы, в достаточной мере осознанные субъектом. Интуитивное мышление, наоборот, — свернуто во времени, в нем отсутствует разделение на этапы, оно было представлено в сознании.
Репродуктивное мышление — это вид мышления, которое обеспечивает решение задачи, опираясь на воспроизведение уже известных человеку способов. Новое задание соотносится с уже известной схемой решения. Несмотря на это репродуктивное мышление всегда требует выявления определенного уровня самостоятельности.
В продуктивном мышлении полно проявляются интеллектуальные способности человека, его творческий потенциал. Творческие возможности получают выражение в быстром темпе усвоения знаний, в широте их переноса в новые условия, в самостоятельном оперировании ими. Отечественные и зарубежные психологи (Г. С. Костюк, Дж. Гилфорд) пришли к выводу, что творческое мышление является совокупностью тех особенностей психики, которые обеспечивают продуктивные преобразования в деятельности личности.
В творческом мышлении доминируют четыре особенности, в частности оригинальность решения проблемы, семантическая гибкость, что позволяет видеть объект под новым углом зрения, образная адаптивная гибкость, которая делает возможным изменение объекта с развитием потребности в его познании, семантически спонтанная гибкость продуцирования различных идей относительно неопределенных ситуаций.
Методика «Тип мышления»
(Г.В. Резапкина)
Цель: определение преобладающего типа мышления.
Инструкция. Вам предлагается 40 утверждений. Помните, что в этом тесте «плохих» и «хороших» ответов нет. Предпочтителен тот вариант, который первым пришел вам в голову. Если вы согласны с утверждением, поставьте рядом с его номером знак «+» («да»), если не согласны – знак «–» («нет»).
Мне легче что-либо сделать самому, чем объяснить другому.
Мне интересно составлять компьютерные программы.
Я люблю читать книги.
Мне нравится живопись, скульптура, архитектура.
Даже в отлаженном деле я стараюсь что-то улучшить.
Я лучше понимаю, если мне объясняют на предметах или рисунках.
Я люблю играть в шахматы.
Я легко излагаю свои мысли как в устной, так и в письменной форме.
Когда я читаю книгу, я чётко вижу её героев и описываемые события.
Я предпочитаю самостоятельно планировать свою работу.
Мне нравится всё делать своими руками.
В детстве я создавал(а) свой шифр для переписки с друзьями.
Я придаю большое значение сказанному слову.
Знакомые мелодии вызывают у меня в голове определенные картины.
Разнообразные увлечения делают жизнь человека богаче и ярче.
При решении задачи мне легче идти методом проб и ошибок.
Мне интересно разбираться в природе физических явлений.
Мне интересна работа ведущего теле-радиопрограмм, журналиста.
Мне легко представить предмет или животное, которых нет в природе.
Мне больше нравится процесс деятельности, чем сам результат.
Мне нравилось в детстве собирать конструктор из деталей, лего.
Я предпочитаю точные науки (математику, физику).
Меня восхищает точность и глубина некоторых стихов.
Знакомый запах вызывает в моей памяти прошлые события.
Я не хотел(а) бы подчинять свою жизнь определенной системе.
Когда я слышу музыку, мне хочется танцевать.
Я понимаю красоту математических формул.
Мне легко говорить перед любой аудиторией.
Я люблю посещать выставки, спектакли, концерты.
Я сомневаюсь даже в том, что для других очевидно.
Я люблю заниматься рукоделием, что-то мастерить.
Мне интересно было бы расшифровать древние тайнописи.
Я легко усваиваю грамматические конструкции языка.
Я согласен с Ф.М. Достоевским, что красота спасет мир.
Не люблю ходить одним и тем же путем.
Истинно только то, что можно потрогать руками.
Я легко запоминаю формулы, символы, условные обозначения.
Друзья любят слушать, когда я им что-то рассказываю.
Я легко могу представить в образах содержание рассказа или фильма.
Я не могу успокоиться, пока не доведу свою работу до совершенства.
Обработка результатов. Подсчитайте количество баллов по каждой из шкал (количество баллов по шкале равно количеству плюсов по ней):
Предметно-действенное: 1, 6, 11, 16, 21, 26, 31, 36;
Абстрактно-символическое: 2, 7, 12, 17, 22, 27, 32, 37;
Словесно-логическое: 3, 8, 13, 18, 23, 28, 33, 38;
Наглядно-образное: 4, 9, 14, 19, 24, 29, 34, 39;
Креативность (творческое): 5, 10, 15, 20, 25, 30, 35, 40.
Количество баллов по шкале указывает на уровень развития данного типа мышления: 0-2 баллов – низкий; 3-5 баллов – средний; 6-8 баллов – высокий.
Тип мышления – это индивидуальный способ преобразования информации. Зная свой тип мышления, можно прогнозировать свою успешность в конкретных видах профессиональной деятельности. Независимо от типа мышления человек характеризуется определенным уровнем креативности (творческих способностей). Профиль мышления, отображающий преобладающие способы переработки информации и уровень креативности, является важнейшей индивидуальной характеристикой человека, определяющей его стиль деятельности, склонности, интересы и профессиональную направленность.
Предметно-действенное мышление свойственно людям дела. Они усваивают информацию через движения. Обычно они обладают хорошей координацией движений. Их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Они водят машины, стоят у станков, собирают компьютеры. Без них невозможно реализовать самую блестящую идею. Этим мышление важно для спортсменов, танцоров, артистов.
Абстрактно-символическим мышлением обладают многие ученые – физики-теоретики, математики, экономисты, программисты, аналитики. Они могут усваивать информацию с помощью математических кодов, формул и операций, которые нельзя ни потрогать, ни представить. Благодаря особенностям такого мышления на основе гипотез сделаны многие открытия во всех областях науки.
Словесно-логическое мышление отличает людей с ярко выраженным вербальным интеллектом (от лат. verbalis – словесный). Благодаря развитому словесно-логическому мышлению ученый, преподаватель, переводчик, писатель, филолог, журналист могут сформулировать свои мысли и донести их до людей. Это умение необходимо руководителям, политикам и общественным деятелям.
Наглядно-образным мышлением обладают люди с художественным складом ума, которые могут представить и то, что было, и то, что будет, и то, чего никогда не было и не будет – художники, поэты, писатели, режиссёры. Архитектор, конструктор, дизайнер, художник, режиссёр должны обладать развитым наглядно-образным мышлением.
Креативность – это способность мыслить творчески, находить нестандартные решения задачи. Это редкое и ничем не заменимое качество, отличающее людей, талантливых в любой сфере деятельности.
В чистом виде эти типы мышления встречаются редко. Для многих профессий необходимо сочетание разных типов мышления, например, для психолога. Такое мышление называют синтетическим.
Соотнесите свой ведущий тип мышления с выбранным видом деятельности или профилем обучения. Ярко выраженный тип мышления дает некоторые преимущества в освоении соответствующих видов деятельности. Но важнее всего ваши способности и интерес к будущей профессии.