Значение потребностей в жизни человека: Психология потребностей | Диплом по психологии – Урок 6: Потребности и интересы человека

Автор: | 22.06.2020

Глава 3. Роль потребностей в жизни человека. 90 дней на пути к счастью

Любая проблема, вызывающая страдания, или, иначе, внутриличностный конфликт, заключается в противоречии между существующими у человека неудовлетворенными потребностями и состоянием беспомощности, которое препятствует удовлетворению этих потребности.

Когда я училась в университете, у меня была преподаватель французского языка, которая всю жизнь мечтала побывать во Франции, в Париже, но как только ей задавали вопрос, почему она туда не едет, то она активно жестикулировала и восклицала:

– Что вы такое говорите! Мне, с моей зарплатой это невозможно!

У нее было противоречие между мечтой побывать в Париже, за которой, как выяснилось позже, стояли потребности в новизне, самореализации, и иррациональным убеждением, что это невозможно, укоренившимся в ней с детства. Когда она она узнала, что ее коллега по работе совершенно спокойно организовала себе поездку в Париж, то пересмотрела свои убеждения, и ей тут же представился случай, который позволил побывать в Париже с группой своих студентов совершенно бесплатно.

Давайте разберемся, что такое потребности, и какую роль они играют в достижении счастья. В этой главе я буду опираться на выступление Валентины Владимировны Новиковой, психолога, консультанта по химическим зависимостям, руководителя центра реабилитации «Школа Независимости» в Санкт-Петербурге.

Дело в том, что большинство людей не имеют представление о том, что у них есть какие-то потребности. Но трагедия их жизни состоит в том, что независимо от того, знают они об этом или нет, – потребности все равно есть, и они также хотят получать пищу, как этого хочет, к примеру, наш желудок. Но пища может быть здоровой, полезной и даже целебной, а может быть нездоровой, вредной и вызывать заболевания.

«Точно так же, как желудок получает пищу, здоровую или нет, – говорит Валентина Новикова, как наша душа получает пищу здоровую или нет, как наш дух получает энергию, может здоровую, а может нездоровую, – так и наши потребности. Если мы не будем о них знать, они все равно будут получать свое удовлетворение, только различными, в том числе и нездоровыми способами».

Как незнание закона не освобождает от ответственности, так и незнание человеком своих потребностей влечет за собой последствия, которые являются следствием того, что он не управляет своей жизнью. Его потребности начинают им руководить, потому что именно они лежат в базе мотивов нашего поведения.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Жажда признания. Естественные социальные потребности человека

1У человека есть несколько базовых потребностей, которые обязательно должны быть реализованы. Иначе он ощущает себя несчастным и неудовлетворенным жизнью, даже если другие его желания выполняются.

Одна из таких потребностей – жажда признания. Она основана на инстинкте доминирования – одном из базовых инстинктов наравне с инстинктом размножения, поиском пищи и потребностью в безопасности.

Эти инстинкты сильнее любого воспитания, представлений о хорошем и плохом или усилий воли. Поэтому желание почувствовать собственную значимость в глазах других людей невозможно подавить или игнорировать.

Многие из нас воспитаны в представлении, что обращать на себя внимание, выделяться, вообще думать о себе – нехорошо. Но все, что мы можем сделать – это заставить эту потребность искать себе другие выходы. И, как правило, психика находит их: мы начинаем «добывать» значимость нездоровыми способами.

Самые распространенные способы удовлетворения базовой потребности в признании:

  • Услужливость и уступчивость, стремление быть для всех хорошим даже в ущерб себе
  • Позиция жертвы, чтобы вызвать жалость и получить внимание
  • Асоциальное, вызывающее поведение
  • Сильная занятость на работе, любая слишком интенсивная деятельность без отдыха
  • Психологические игры
  • Зависимости, болезни
  • Попытки доказать себе и другим превосходство, силу и власть

Все это ведет к потере сил и ресурсов и в итоге заставляет человека жить не своей жизнью.

Стремление быть хорошимСтремление быть хорошим

Один из самых простых способов реализовать базовую социальную потребность в признании – радовать других людей. Это не такое уж плохое желание, если идет из искреннего желания дать счастье окружающим, из собственной наполненности. Но когда мы делаем доброе дело или оказываем услугу с основной мотивацией покрасоваться и получить признание – это становится не очень здоровым. Более того, мы тратим ресурсы на других, в то время как нам самим может их не хватать.

Позиция жертвы

Вызвать к себе жалость – популярный способ получить внимание и признание. Если у человека стоит запрет на достижения и привлечение к себе внимания ими, можно, по крайней мере, сказать «смотрите, какой я несчастный». Главный подвох состоит в том, что от позиции жертвы потом сложно отказаться – вторичная выгода в виде признания слишком важна, а получать его таким образом довольно просто – не нужно делать никаких усилий.

Еще на эту тему в статье «Состояние жертвы. Что делать и кто виноват?»

Асоциальное поведение

Для многих этот способ становится основным. Здесь кроется множество вторичных выгод. Это и способ получить внимание, и возможность доказать свою силу, особенность, отличие от других. Люди, которые ведут себя демонстративно не так, как все, постоянно привлекают внимание, причем оно не всегда негативное – кто-то одобряет их, кто-то осуждает. Но главное – о них говорят и ими интересуются.

Трудоголизм

Социально одобряемый способ доказать свою значимость, но в реальности – такой же нездоровый, как все остальные. Переутомление, неумение вовремя остановиться и спланировать действия, и порой даже неспособность заметить что-то важное. Кроме одобрения окружающих трудоголик получает прекрасный повод не решать проблемы в различных сферах своей жизни и не оставаться наедине с собой – ему просто некогда.

Еще на тему зависимости от работы читайте в статье «Лентяи и трудоголики – кем быть выгоднее?»

Психологические игры, зависимости и болезниПсихологические игры, зависимости и болезни

Практически любая игра помогает кому-то из участников ощутить свою важность. К примеру, «Я не понимаю» – там ведущий снова и снова не понимает то, что ему объясняют, получая возможность не действовать, плюс дополнительное внимание. Здесь значимость получает тот, кто объясняет ведущему раз за разом одну и ту же вещь. Он ощущает себя умным и значительным.

О других играх читайте в статьях:

Болезни – распространенный способ получить внимание и сочувствие окружающих. Конечно, мало кто заболевает специально, чтобы получить желаемые бонусы. Но бессознательно так поступают сплошь и рядом. Большинство из нас устроены так, что невольно начинает уделять больше внимания заболевшим близким и друзьям – и устоять перед таким искушением довольно сложно.

Зависимость – тоже своего рода болезнь. И с ее помощью можно не просто получить внимание, но и начать бесконечную игру с множеством участников, где одни будут осуждать зависимого и преследовать его, другие – помогать ему. Если речь идет об алкоголизме, то в процессе можно стать агрессором, потом жертвой. И все это можно затянуть на неопределенное время. В статье о состоянии жертвы подробно описано, как зависимость может стать игрой.

Самоутверждение за счет других

Показать другим свою силу, превосходство или власть – для многих главный способ ощутить значимость. Это напрямую связано с нестабильной самооценкой и ее разными типами. Человеку с такой самооценкой с детства внушено представление о том, что нужно делать, чтобы чувствовать себя адекватно, «в плюсе». Это своего рода «условия признания». Если он не выполняет их, у него возникает нехватка признания.

Подробнее о нестабильной самооценке читайте в статьях:

Как получать значимость здоровым способомКак получать значимость здоровым способом?

  • Реализовываться в любимом деле
  • Получать одобрение окружающими за то, что для вас естественно
  • Одобрять самого себя
  • Давать признание другим

Реализация

Лучшее, что можно сделать, чтобы получать признание – добиваться успеха в той деятельности, которая для вас естественна, то есть реализовываться в любимом деле. Там постепенно придут и деньги, которые тоже подкармливают нашу жажду признания. Это самый надежный, но не быстрый путь.

Одобрение окружающими без подстройки под них

В отличие от попыток подладиться и подольститься под людей, это вполне здоровый способ получить признание. Здесь вы не пытаетесь подстроиться под чьи-то ожидания, а находите то, что действительно вам свойственно и при этом вызывает одобрение. Возможно, вы удивитесь, но таких качеств немало. Вы можете понаблюдать за собой и другими, но самое простое – спросить у близких, друзей и коллег, за что они вас ценят. Вы можете получить много интересной и вдохновляющей информации. Очень часто то, что кажется нам само собой разумеющимся, окружающие видят как очень ценное качество.

Признание в собственных глазах

Есть еще один способ, который может помочь вам получить значимость прямо сейчас. Просто вспомните свои положительные качества и достижения. Возможно, вы привыкли к ним и не придаете им значения. Но они есть и они реальны прямо сейчас. Приучите себя постоянно помнить о своих сильных сторонах: ведите дневник достижений и восхищения собой, регулярно хвалите себя. И принимайте похвалы других, радуйтесь им, не прячьтесь за «ой, ну что вы». Благодарите и признавайте позитивное внимание в вашу сторону.

Признание самого себя не заменит вам внимания других – все-таки человек – социальное животное. Но значительно снизит напряжение, в котором  мы часто оказываемся из-за нехватки значимости.

Давайте признание другимДавайте признание другим

Теперь, когда вы знаете, насколько людям важно получать признание, многое в поведении окружающих станет вам понятнее. Попытки приукрасить свои достижения, высокомерие и хвастовство, попытки давать советы, демонстрация силы или психологические игры – все это часто обусловлено именно жаждой признания.

И если вы будете смотреть на это с пониманием и добротой, признавая право окружающих на ваше внимание и принятие – вы сможете получить признание совершенно особого рода – от людей, благодарных вам за то, что вы заметили их и оценили.

Давайте внимание и признавайте значительность других. В ответ они будут признавать вашу.

Вадим Куркин

Развитие потребностей | Диплом по психологии

Врожденные потребности. Часть своих потребностей человек как живой организм получает генетическим путем. Это в основном органические потребности (потребности в пище, воде, кислороде). Все остальные потребности формируются и развиваются в процессе жизни человека.

Раннее детство. Формирование и развитие приобретаемых в процессе жизни потребностей начинается примерно с 1 года, когда ребенок, овладевая речью, получает возможность общаться с окружающими взрослыми людьми. Вначале взрослый человек сознательно приучает ребенка пользоваться теми предметами, которыми пользуются люди для удовлетворения своих потребностей. В результате у ребенка начинают формироваться его собственные материальные и другие потребности. Одновременно с этим с помощью взрослых ребенок осваивает и человеческие способы удовлетворения своих потребностей. Примерно к 3-летнему возрасту у детей уже немало собственно человеческих, материальных потребностей.

Дошкольное детство. Далее начинается процесс развития социальных потребностей. Его начало приходится на период жизни, когда у детей проявляется интерес к коллективным играм, и они активно и с удо­вольствием включаются в такие игры. Это происходит примерно с 3—4 лет. Участвуя вместе со сверстниками и взрослыми в групповых видах игровой и другой деятельности, дети начинают осознавать значимость человеческих взаимоотношений и положения, которое человек занимает в системе этих взаимоотношений. Соответственно, у детей начинается процесс формирования таких социальных потребностей, как потребность достижения успехов, потребность установления хороших взаимоотношений с людьми, стремление быть лидером, внимание, признание, уважение, поощрение со стороны окружающих людей и ряд других. Одновременно с этим идет процесс формирования потребностей в специфических социальных умениях и навыках, благодаря которым можно удовлетворять социальные потребности. Среди них — умение правильно воспринимать и оценивать людей, общаться с ними, оказывать на них влияние, брать на себя определенные социальные роли и успешно справляться с их выполнением.

Младший школьный возраст. С поступлением ребенка в школу у него продолжают развиваться старые и начинают формироваться новые потребности. К этому времени приурочено, в частности, начало активного формирования потребности в знаниях и трудовых умениях. Этому с большим или меньшим успехом способствует школа, развивая у ребенка соответствующие потребности. В этот же период жизни у большинства детей под влиянием обучения и воспитания начинают формироваться потребности в творчестве; их развитию также активно помогает обучение в школе.

Подростковый возраст. На подростковый возраст обычно приходится начало формирования и развития потребностей в самосовершенствовании. Не случайно многие подростки начинают заниматься физической культурой, физическим самосовершенствованием, придавая этому особое значение. Этот процесс продолжается в старших классах школы, дополнительно порождая у старшеклассников потребности в интеллектуальном и в нравственном самосовершенствовании.

Таким образом, процесс формирования всей сложной системы человеческих потребностей занимает довольно значительный период: от 2—3 до 15—16 лет. К моменту окончания школы основные человеческие потребности у детей уже сформированы. Однако уже в это время наблюдаются большие индивидуальные различия среди детей в системе их интересов и потребностей.

Развитие потребностей у взрослых. В детстве процесс развития потребностей человека не завершается, он продолжается и дальше. То, каким образом этот процесс будет идти дальше, и то, какие новые потребности сформируются у того или иного человека, зависит уже от его собственного, индивидуального опыта и образа жизни. Но в любом случае, как бы ни сложилась его дальнейшая жизнь, часть своих новых потребностей человек приобретает уже после окончания школы.

90 дней на пути к счастью (Юлия Васюкова, 2015)

В этой главе мы продолжим рассказ об остальных потребностях, которые вы имеете, с тем, чтобы вы могли понять, как у вас обстоят дела с удовлетворением этих потребностей.

Мы уже выяснили, что невозможно быть счастливым без страданий. Счастье – это динамическая характеристика состояния человека, которая постоянно видоизменяется. Человек неизбежно сталкивается с переживанием горя. Горе – это одно из основных чувств человека, возникающее при какой-то потере, утрате, и имеющее разные оттенки: тоска, печаль, грусть. Горе не является антиподом счастья. Человек в состоянии горя может сказать, что он счастлив. Душевная боль является отправной точкой для личностного роста.

4.1. Какие еще есть потребности?

Поэтому следующая потребность человека – это потребность в способности переживать состояние горя. Потери – это неизбежная часть нашей жизни, ведь у человека нет ничего вечного: ни вещей, ни друзей, ни семьи, ни работы. Поэтому смена чувств также естественна, как смена времен года. Если не будет зимы, мы не увидим, как оживает природа весной. Есть такой афоризм: «Чем темнее закат, тем ближе рассвет».

Способность переживать горе зависит от того, насколько в детстве ребенка взрослые принимали и разделяли с ним его переживания. Обычно взрослые не позволяют детям горевать. Сломалась игрушка – «Ерунда, нашла из-за чего расстраиваться!» Упал – «Не реви, ты мужик или нет?!» Родители могут пытаться поскорее успокоить ребенка или переключить его внимание на что-то другое. Но если у любимого мишки оторвалась лапа, ребенок переживает настоящее горе. Поэтому важно говорить с ним о том, что он переживает, обнять, спросить, что для него значит случившиеся, сказать, как вы его понимаете, вспомнить, как вы переживали подобные потери в детстве. Не нужно прерывать плач – естественную разрядку горя, пусть он плачет столько, сколько ему нужно.

Двенадцатая потребность – потребность в поддержке. Поддержка означает, что значимые для меня люди с уважением относятся к тому, что я делаю. Поддержка не значит одобрение. Это скорее предоставление права выбора, принятие выбора и поддержка при любых последствиях этого выбора. Это нечто противоположное критике, оценке, отвержению, осуждению. О том, как оказывать любящую поддержку ребенку, принимать его уникальность, уделять ему особое время, способное вылечивать его душу, передавть ему ответственность за его потребности, – замечательно написано психологом из Санкт-Петербурга Лидией Сковронской в ее книге «Родительский класс».

У человека есть потребность в проявлении своей сексуальности. Ему присуще стремление нравиться противоположному полу, быть привлекательным. Считается, что старость наступает в тот момент, когда в нас пропадет желание позитивно отражаться в глазах другого человека. Один известный хирург наблюдал за своими тяжелыми пациентами: как только он видел, что пациенты начинают смотреться в зеркало, он понимал, что кризис миновал, и человек хочет и будет жить.

Еще одна важная потребность, – это потребность в получении удовольствия, в отдыхе. Это то, что дает радость человеку и заряжает его энергией. Без удовлетворения этой потребности человек не сможет продуктивно работать, не сможет хорошо выполнять свои социальные роли мужа, отца, сына, друга. У него не будет на это энергии.

Следующая потребность – способность доводить начатое дело до конца. При удовлетворении этой потребности формируется настойчивость, воля, терпение, способность достигать своих целей, умение переживать первоначальную эйфорию от нового интересного дела и продолжать осуществлять деятельность, даже когда уже нет той энергии. Важно доходи до результата, а не бросать процесс на половине. Если человек с детства не привык завершать начатое, то впоследствии у него может не быть веры в себя, в то, что он сможет сделать что-то значимое в своей жизни.

Также имеет значение, насколько удовлетворяется потребность человека в самореализации. Эта потребность заключается в том, насколько он нашел в своей жизни применение своим талантам и реализовал свои способности, создал какой-то продукт, получил от этого удовлетворение. При этом для него является весьма значимым, насколько его способности и таланты оценили и признали другие, т. е. у него есть потребность в признании.

Еще одна важная потребность человека – это осознание того, то за рамками обыденного. У каждого человека наступает момент, когда его не удовлетворяет обыденное, – то, что можно потрогать. Он начинает задумываться о том, почему происходит именно так, а не иначе. Что еще помимо его самого влияет на его жизнь? Кто-то становится суеверным. Кто-то приходит к вере в Бога.

Валентина Новикова в качестве примера приводит разговор с одним мальчиком, учившемуся у нее пению в церковном хоре. Когда она спросила у него, боится ли он, то мальчик ответил, что когда ему страшно, он представляет перед собой Бога, а за своей спиной Ангела-Хранителя, и тогда ему уже не страшно. А еще в трудных моментах жизни он спрашивает у Бога о том, зачем ему сейчас дана такая ситуация. Его так мама научила.

Мама уже успела научить сына, что все, что происходит в этой жизни, – это контакт с Богом, который ничего просто так не посылает, и все, что он посылает – это ситуации для укрепления, для познания, учения. Он знает, что он не один. Что с ним всегда Бог и Ангел-Хранитель. И все, что мне нужно – это благодарить и просить. И быть спокойным, потому что все во власти Бога.

Одна из самых важных потребностей – это потребность в свободе делать свой выбор. Если говорить языком метафоры, то Бог управляет жизнью человека, но право делать выбор он предоставляет ему. И вся жизнь состоит из череды выборов. Что бы я ни выбрал, – за все придется платить, и любой выбор несет свои последствия, оказывающие влияние на ход моей жизни.

Ну и, поскольку человек – существо не только биологическое, социальное, но и духовное, – у него есть потребность в духовном росте: в саморазвитии, в самосовершенствовании. Это потребность придерживаться определенных духовных ценностей, следовать неким духовным законам.

Любая из неудовлетворенных потребностей рано или поздно выливается в страдания и проблему, если ее вовремя не удовлетворить.

Обратите внимание, что в списке потребностей нет материальных вещей, – того, что можно купить, потрогать, заработать. Часто мы путаем потребности, которые имеют качество необходимости, со своими желаниями:

– хочу дорогую иномарку, чтобы чувствовать себя хорошо;

– хочу дом на острове в океане;

– хочу много денег.

Желание не всегда совпадает с потребностью. Я хочу жить в просторном доме загородном доме. И до недавнего времени думала, что у меня есть в этом потребность. Я представляла себя, как пишу свою очередную книгу одна в большом доме и смотрю из окна своей комнаты на цветущий сад. При этом я сидела за компьютером одна в своей квартире и писала очередной текст, глядя на цветущую яблоню, с которой я каждую осень собираю яблоки прямо с балкона. Тогда я задала себе вопрос: «В чем же моя настоящая потребность, если все это я имею прямо здесь и сейчас?»

Когда продолжила исследование своих потребностей, то поняла, что дом – это всего лишь символ, атрибут, наличие которого считается признаком состоятельности и успешности. Для меня важно было, чтобы меня уважали, признали меня успешной и независимой. Для меня образ дома символизировал потребность в самореализации и признании.

Существует еще одна важная, но не всегда осознаваемая потребность, которой человек наделен как биосоциальный вид. Это потребность в своей территории. Человек, как и животное, с рождения нуждается в своей территории, главным условием которой является безопасность. Мы так же, как и животные, «помечаем» свою территорию и ревностно охраняем ее границы.

Часто в семье возникают конфликты именно на почве нарушений территориальных границ: лег на мой диван, сел в мое кресло, взял мой компьютер, пил из моей чашки и т. п. Многие родители жалуются, что их ребенок оставляет беспорядок в квартире и не могут добиться того, чтобы он начал делать уборку. Это тоже происходит по причине отсутствия у него своей территории. Возникает резонный вопрос: «Почему я должен убирать не свою территорию!»

Конечно, родители могут возражать: «У него есть своя комната!» Но потом выясняется, что в «его» комнате находятся мамины цветы, а еще есть балкон, на который мама может пройти в любое время за продуктами, пылесосом и т. д. Нарушается безопасность личной территории. Личная территория – это территория, на которую никто не может заходить без специального разрешения хозяина.

4.2. Исследование потребностей (продолжение)

Итак, предлагаю продолжить исследование того, насколько у вас удовлетворены ваши потребности, ответив на вопросы:

Как в вашей семье родители, родственники переживали горе? Как они проявляли свои чувства? Как родители реагировали на ваше горе? Что при этом говорили? Как вы сейчас переживаете горе? Как реагируете на горе близкого человека?

Как вас поддерживали ваши родители в детстве? Как они реагировали на ваш выбор, на ваши решения? Ощущали ли вы их поддержку, или получали от них другую реакцию (неодобрение, осуждение)? Как сегодня удовлетворяется ваша потребность в поддержке? Как близкие реагируют на ваш выбор?

Что говорили ваши родители о вашей внешности? Находили ли они вас привлекательной(ым)? Что вы делаете для того, чтобы быть привлекательной(ым)?

Каким образом вы отдыхаете? Откуда черпаете силы и энергию для работы? Что приносит вам радость?

Доводите ли вы до конца начатое вами дело, не смотря на то, что оно уже не такое простое и привлекательное, каким казалось в начале? Можете ли вы назвать себя целеустремленным человеком? Что вам говорили ваши родители по этому поводу?

Как вы удовлетворяете свою потребность в самореализации? В признании? Испытываете ли вы удовлетворение от того, что вы делаете в своей жизни?

Насколько в детстве вам позволяли родители принимать собственные решения? Насколько сегодня вы свободны в своем выборе? Насколько вы берете на себя ответственность за последствия вашего решения?

Как вы удовлетворяете свою потребность в духовном росте, в самосовершенствовании? Как вы познаете мир за рамками обыденного восприятия и понимания?

Была ли у вас в детстве личная территория: комната, свой уголок, и т. п.? Как вы управляли своей территорией? Как защищали ее границы? Приведите примеры. Есть ли у вас сейчас личная территория дома и на работе? Есть ли кто-то, кто на нее посягает? Как вы сейчас защищаете свои границы?

Место безопасности в жизни человека и общества и её вес в системе потребностей



Любое животное реагирует на угрозу его жизни защитными действиями. Действия человека, благодаря его разуму, отличаются от инстинктивных действий животных предвидением развития событий, оценкой последствий своих действий, анализом причин опасностей, выбором наиболее эффективного варианта действий.

Не случайно безопасность относится к коренным потребностям человека, а сохранение жизни и здоровья учёные называют первым и главным жизненным интересом личности. Исходная, заложенная природой, продолжительность жизни индивидов каждого вида живых организмов укорачивается за счёт реализации опасностей от окружающей среды. Именно поэтому реальная продолжительность жизни, несомненно, будучи зависимой от природной видовой величины, но отличная от неё, характеризует уровень безопасности.

Потребность — это естественное желание человека. Каждый день, выходя из дома, мы привыкли осматриваться по сторонам. Где-то любуясь чудесными восходами или закатами, где-то осмотреться, что твориться во дворе дома, но по большей части вне зависимости от цели, мы осматриваемся с основной целью — не попасть в какую-либо неприятность. Безопасность себя и своих близких, человека и гражданина, общества и государства — базовые критерии жизни. Безопасность — это то, чему учат с детства.

Согласно общему определению, безопасность — это условия, в которых находится объект, когда действие внешних и внутренних факторов не влечёт последствий, считающихся отрицательными по отношению к данному объекту в соответствии с существующим на данный момент потребностями, знаниями и представлениями. В более узком смысле, безопасность человека — обеспечение сохранности от угроз для жизни и здоровья человека.

Использование принципа пирамиды иерархии потребностей человека американского психолога Маслоу Абрахама Харольда наглядно показывает место безопасности. Маслоу А. Х. отнёс потребность в безопасности к базовым потребностям сразу после физиологических потребностей, таких как употребление человеком воды, воздуха, продуктов питания и др. Необходимо учитывать, что безопасность человека можно разделить на два вида: простую физическую безопасность и более сложную — духовную и социальную. Такой подход позволяет утверждать, что удовлетворение физиологических потребностей первого уровня также подразумевает соблюдение естественных жизненно необходимых требований безопасности для сохранения жизни и здоровья человеческого организма.

Потребность в безопасности касается всех сторон жизнедеятельности человека и затрагивает все области человеческих отношений: человек-человек, человек-общество, человек — государство, человек — техника, человек — среда. Однако, стремление к безопасности — естественная потребность, которая не должна становиться первостепенной задачей человека.

Понятие безопасность связано с базовыми потребностями жизнедеятельности человека. Учёные подчёркивают, что потребности более высокого уровня возникают после удовлетворения потребностей низших.

Пирамида потребностей Маслоу А. Х. представляет собой следующие уровни:

  1. Физиологические потребности
  2. Потребность в безопасности
  3. Потребность в любви и в социальных связях
  4. Потребность в уважении, одобрении и признании общества
  5. Потребность в самоактуализации и развитии личности

Следовательно, под потребностью в безопасности мы должны понимать потребность сохранения и продления устойчивого удовлетворения низших потребностей, а все остальные потребности, отличающие человека, возникают только после удовлетворения потребности в безопасности.

Рассматривая физиолого-биологический уровень продолжительности жизни, мы можем прийти к выводу, что ресурс, заложенный природой, достаточно внушительный, чтобы прожить сто и более лет. Однако различные факторы уменьшают данный срок. Существует три параметра, которые идут в рассмотрение:

  1. Продолжительность жизни индивида в целом.
  2. Личная продолжительность жизни.
  3. Средняя продолжительность жизни в конкретном обществе.

Первый пункт служит исходным показателем. Отведенный срок природой включает классические природы: рождение, становление, развитие, продолжение рода, защита и воспитание детей, старение и смерть.

После того как индивид воспроизведет себе подобных и воспитает полноценного члена общества, базовая функция человека выполнена и он может посвятить оставшееся время на благо общества либо творческое саморазвитие, достигая наивысших ступеней потребностей.

Согласно статистике, большая часть людей до отведенного природой жизненного предела не доживает. Личная продолжительность жизни уменьшается под влиянием различных угроз и опасности, в том числе, которая зависит от их поведения.

Личность, пренебрегающая принципами здорового образа жизни, не умеющая предвидеть, избегать опасностей, а в случае необходимости рационально действовать, не может надеяться на продолжительную жизнь.

Тем не менее индивидуальный уровень безопасности зависит и от того порядка, превентивных мер безопасности, которые созданы в определенном обществе. Если рассматривать среднюю продолжительность жизни не в отдельно взятом обществе, а по миру, то последнее время она неуклонно растет.

Естественно, что ступень физиологических потребностей является более первостепенной. Человек готов рисковать даже своей безопасностью ради утоления голода или жажды, но в то же время внутри человека происходит внутренняя борьба и, чтобы не подвергаться дополнительной опасности, человек готов отказаться от излишеств, а довольствоваться тем минимумом, который позволит поддерживать жизнеспособность организма в целом.

Человек как личность способен обеспечить свою безопасность, но человек- социальное существо и поэтому объединяется в сообщества. Без лишних доказательств мы придем к выводу, что обобщенный коллектив обеспечит защиту надежнее, чем отдельно взятая личность.

Изначально коллектив представляет собой большую семью, которая со временем увеличивается и становится полноценным сообществом. Кровные связи, основанные на любви и доверии, является самой сплоченной ячейкой коллектива. Со стремлением помогать другим тесно связано желание делиться знаниями и опытом, помогать товарищам в любой деятельности. [2, 59 стр.] Несмотря на то, что потребность в любви идет сразу после личной безопасности, уровень привязанности максимально высокий. Этот факт приводит к тому, что защита и безопасность близких приближенна к личной заинтересованности.

Объединение людей в сообщество благоприятно влияет на безопасность, возрастают социальные связи. Но вместе с тем возникают и новые заботы. Новое противоречие связано с эгоцентристными взглядами личности или определенного круга лиц. На весах оказываются интересы общества, то есть большинства, а также личностный интерес. В ряде критических ситуаций приходится приносить в жертву либо один, либо другой интерес.

Сообщество оказывается жизнеспособным только в том случае, если решающее большинство его членов готово поставить интересы сообщества выше индивидуальных, иначе сообщество распадётся или даже погибнет при первой же критической ситуации, эгоистических интересов. Поэтому система общественного поощрения выражается в признании правильности действий, по мнению этого общества, того образа действия и того отношения к действию, которые избраны и реализуются. [1, 59 стр.]

Уважение должно стать тем ключом для решения проблем между обществом и индивидом. Чтобы не подвергать сообщество и себя опасности, нужно уметь приходить к консенсусу. Конфликт индивидуальных и общественных интересов разрешается следующей естественной потребностью каждого человека — потребностью в уважении. С её помощью в сообществе возникает особый механизм преобразования общественных интересов в личные.

Как известно, права одного человека заканчиваются там, где начинаются права другого человека. Если бы на планете было бы всего два человека и жили они на разных полушариях, то их права были бы почти безграничны. Но население планеты уже превысило 7 миллиардов человек, а если учесть, что человек — существо социальное, то постоянный контакт и пересечение интересов является неизбежной частью нашей жизни.

Умение находить общий язык, а также разрешение спорных ситуаций повышает уровень безопасности. Ключевой момент в том, что нахождение общих точек соприкосновения происходит под влиянием внешних угроз. Чем выше внешняя опасность, тем быстрее приходит взаимопонимание. Но как еще можно уладить конфликтные ситуации и разрешать ситуации, если внешних угроз нет или почти нет? Что может регулировать внутренние интересы, если уважения может быть недостаточно?

Сформировав определенную форму управления в сообществе, одновременно с этим появляются и первые негласные правила поведения. Обычаи, традиции, а далее и законы, которые на протяжении длительного времени формируются вместе с обществом, призваны обезопасить и сохранить это общество от каких-либо эгоистических интересов. Парадокс заключается в том, что силы индивида, направленные на сохранение общества, приводят к появлению эгоистический привилегий от этого же общества.

Однако, традиций и закона может быть недостаточно. Всё вышеназванное может исполниться лишь при постоянном контроле. Как только появится возможность поступить иначе, в первую очередь в своих личных интересах, то многие именно так и поступили. Поэтому в современном обществе раскручивается культ самоконтроля, различных учений. Самая идеальная форма самоконтроля называется религией. Это комплекс установок и свод правил для каждого, призванный поступать так, а не иначе. И сложно сказать, чем больше руководствуются граждане: законами государства или религиозными сводами.

Вера в идеалы, духовная нравственность контролирует и оберегает лучше, чем любой писанный закон. Каждый человек становится в ответе перед Всевышним, обмануть которого невозможно. В итоге все ступени: от базовых до духовных прямо или косвенно работают на безопасность и это объяснимо. Как отмечает А. Х. Маслоу: «Так же, как сытый человек не чувствует себя голодным, тот, кто находится в безопасности, не чувствует угроз. Потребность в безопасности рассматривается как активный и основной мобилизующий ресурсы организма фактор лишь в действительно чрезвычайных обстоятельствах, таких как война, болезнь, стихийные бедствия, рост преступности, дезорганизация общества». [2, стр. 149]

Развитие индивида позволяет ему подстроиться к постоянно меняющимся условиям существования. Присущее только человеку развитие духовное имеет конечной целью формирование в сознании человека духовных ценностей — это в свою очередь всегда оказываются общественными ценностями. Поэтому потребность в безопасности заслуживает названия не только первой среди базовых потребностей человека, выделяющих его из остального мира, но и коренной.

Подводя итог, можно отметить, что при важности всех уровней потребностей все они направлены на удовлетворение безопасности. В этом направлении работает система ценностей, направленных на защиту от прямых угроз жизни и здоровью человека; превентивные меры по преобразования окружающей среды обитания человека, а также меры, направленные на созидание общества в области безопасности с преобладанием интересов общественных перед индивидуальными интересами, что позволит сохранить форму общности и сохранность человеческого рода.

Следовательно, безопасность является первоисточником активности человека и является конечной целью во всех сферах его жизнедеятельности. Изложенное позволяет также утверждать, что безопасность является первоисточником активности человека и является конечной целью во всех сферах его жизнедеятельности.

Литература:

  1. Основы практической психологии и педагогики для бакалавров: учеб. пособие для студентов технических вузов / С. А. Дружилов — М.: ФЛИНТА: Наука, 2013. — 240 с.
  2. Юридическая психология: учеб. пособие / В. П. Михайлова, Н. И. Корытченкова, Л. А. Александрова — М.: ФЛИНТА, 2013. — 392 с.

Основные термины (генерируются автоматически): безопасность, потребность, интерес, общество, конечная цель, естественная потребность, здоровье человека, безопасность человека, личная продолжительность жизни, первоисточник активности человека.

Какое значение в жизни человека имеют его потребности, материальные и духовные?

За всеми потребностями людей первобытной эпохи (как, впрочем, и наших современников) стояли биологические особенности человеческого организма. Эти особенности нашли выражение в так называемых насущных, или витальных, первичных потребностях — в пище, одежде, жилище. Главная особенность насущных потребностей, как уже отмечалось, состоит в том, что они обязательно должны удовлетворяться — иначе человеческий организм вообще не может существовать. К вторичным, ненасущным относят потребности, без удовлетворения которых жизнь возможна, хотя и полна лишений. Насущные потребности имели исключительное, доминирующее значение в первобытном обществе. Во-первых, удовлетворение насущных потребностей представляло собой сложную задачу и требовало от наших предков большого напряжения сил (в отличие от современных людей, без труда пользующихся, например, продукцией мощной индустрии, производящей продукты питания) . Во-вторых, сложные социальные потребности были развиты слабее, чем в наше время, и поэтому поведение людей больше зависело именно от потребностей биологических. В то же время у первобытного человека начинает формироваться вся современная структура потребностей, которая сильно отличается от структуры потребностей животных. Главные отличия человека от животных — трудовая деятельность и развивавшееся в процессе труда мышление. Для поддержания своего существования человек научился воздействовать на природу не только своим телом (ногтями, зубами, как делают животные) , а с помощью особых предметов, стоящих между человеком и предметом труда и многократно усиливающих человеческое воздействие на природу. Эти предметы получили название орудий труда. Поскольку человек поддерживает свою жизнь с помощью продуктов труда, сама трудовая деятельность становится важнейшей потребностью общества. Так как труд невозможен без знаний о мире, в первобытном обществе возникает потребность в познании. Если потребность в каких-либо предметах (пище, одежде, орудиях труда) является материальной потребностью, то потребность в познании — это уже духовная потребность

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *