На испуг: НИ-1 — Википедия – 403 — Доступ запрещён

Автор: | 27.12.2020

НИ-1 — Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Ни.
НИ-1

Бронетракторы НИ-1 выезжают из ворот Одесского завода им. Январского восстания (реконструкция[1])
Классификация Бронетрактор/Эрзац-танк
Боевая масса, т ~ 7
Компоновочная схема с передним расположением двигателя
Экипаж, чел. 2—3
Производитель Союз Советских Социалистических Республик Завод им. Январского восстания, Одесса
Годы производства 1941
Годы эксплуатации 1941
Количество выпущенных, шт. 55 [2][3] или 69[4]
Основные операторы Союз Советских Социалистических Республик
Длина корпуса, мм ~ 4200
Ширина, мм ~ 1900
Высота, мм ~ 2400
Тип брони стальная катаная
Лоб корпуса, мм/град. 10-20
Борт корпуса, мм/град. 10-20
Корма корпуса, мм/град. 10
Днище, мм 10
Крыша корпуса, мм 10
Лоб башни, мм/град. 20
Борт башни, мм/град. 20
Корма башни, мм/град. 20
Крыша башни, мм 10
Калибр и марка пушки лёгкое орудие калибра 37 мм (на ряде машин).
Пулемёты 1-2 × 7,62-мм ДТ
Тип двигателя 1МА, четырехцилиндровый, карбюраторный, многотопливный
Мощность двигателя, л. с. 52—56
Скорость по шоссе, км/ч ~ 20
Запас хода по шоссе, км 140
Удельное давление на грунт, кг/см² 0,64
Преодолеваемый подъём, град. 40 (по твердому грунту)
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

Танк НИ-1, НИ («На испуг»), «Январец», «Одесский танк»[5] — импровизированный лёгкий танк (бронетрактор), спешно сконструированный в Одессе во время обороны города летом—осенью 1941 года с учётом возможностей промышленности осаждённого города. Заводы Одессы выпустили около полусотни этих танков, которые использовались частями РККА в ходе обороны города.

НИ-1 (схема): 1 — корпус, 2 — боковые части корпуса, 3 — моторный отсек, 4 — башня, 5 — грязевые щитки, 6 — бронещиток ходовой части, 7 — маска пулемёта, 8 — пулемёт ДШК, 9 — монтажный рым, 10 — инструментальный ящик, 11 — выхлопная труба, 12 — боковые консоли рамы, 13 — передний лист рамы, 14 — буксировочный крюк, 15 — натяжное колесо, 16 — поддерживающий ролик, 17 — ведущее колесо, 18 — каток каретки, 19 — пулемёт ДТ

Во время обороны Одессы в 1941 году защитники города испытывали огромную потребность в бронетехнике. Чтобы хоть как-то облегчить положение, главный инженер Одесского машиностроительного завода им. Январского восстания П. К. Романов предложил изготовить эрзац-танки, обшив имеющиеся гусеничные трактора СТЗ-5 бронёй и установив лёгкое вооружение. Предложение было принято, и заводу выделили три трактора СТЗ-НАТИ, материалы и вооружение

[6].

Детали башен изготавливали в трамвайных мастерских (где имелся карусельный станок), бронекорпуса были изготовлены на заводе имени Октябрьской революции, а производство бронетракторов было освоено в танкоремонтных мастерских (созданных в цехах завода им. Январского восстания после начала осады города)[6], в связи с чем на этапе производства и до первых боёв изделие получило название «Январец»[5].

Разработкой конструкции и производством бронетракторов руководили главный инженер завода им. Январского восстания П. К. Романов, военинженер И. А. Обедников и инженер по артиллерийским приборам из штаба Одесской военно-морской базы У. Г. Коган[6]. Также в производстве бронетракторов участвовали рабочие Одесского судоремонтного завода

[7]

При переоборудовании верхняя часть корпуса трактора срезалась[7].

В дальнейшем производилось бронирование. В условиях дефицита броневой стали была использована комбинированная броня из двух разнесённых стальных листов[8], между которыми были проложены доски (листовую корабельную сталь предоставила Одесская морская база)[6].

В центральной части корпуса бронетрактора устанавливалась вращающаяся башня с люками, в которую устанавливали вооружение[7].

  • первые два бронетрактора изначально получили башни с 37-мм орудием от не подлежавших восстановлению танков Т-26 первых серий, но центр тяжести у них оказался расположен слишком высоко и после испытаний на полигоне пушки в башнях заменили на пулемёты[9]
  • следующие бронетракторы были оснащены самодельной вращающейся башней, в которую устанавливали пулемёты (как правило, вооружение танка составляли два 7,62-мм пулемёта ДТ).

Первые три машины (две — вооружённые пулемётами и одну — вооружённую 37-мм пушкой) изготовили в течение десяти дней, и 20 августа 1941 года, укомплектовав экипажами, отправили в Южный сектор[6].

Под командованием ст. лейтенанта Н. И. Юдина танковый взвод из одного настоящего танка и трёх бронетракторов возглавил контратаку 25-й стрелковой дивизии, в результате которой противник был выбит из окопов и отступил, бронетракторы потерь не имели[10]. Боевые испытания техники были признаны успешными. Осмотр возвратившихся из боя машин показал, что броня выдерживает попадания пуль и осколков (хотя попавший 45-мм снаряд пробил её навылет), после чего Военный совет Одесского оборонительного района поручил производственной группе переоборудовать в НИ ещё 70 тракторов

[6].

Производство осложняли постоянные бомбардировки завода, который бомбили каждую ночь (в связи с этим, со всех находившихся на заводе танков и бронетракторов снимали пулемёты и во время авианалётов рабочие завода вели огонь по воздушным целям). Во время одной бомбардировки загорелся инструментальный цех, однако тщательное соблюдение светомаскировки и зенитный огонь не позволили немецким лётчикам осуществить прицельное бомбометание и позволили исключить серьёзные разрушения[11].

Во втором бою в районе Вакаржан два из десяти участвовавших в контратаке бронетракторов были потеряны[10].

В ночь на 20 сентября 1941 года 20 танков были использованы в бою против румынских частей, осаждавших город, при этом основная ставка была сделана на психологический эффект применения танков. Танки с включёнными фарами и сиренами двинулись на румынские траншеи без артиллерийской поддержки. Противник был обращён в бегство.

[источник не указан 179 дней] После этого боя за танками якобы и закрепилось название «НИ-1», что расшифровывалось как «На испуг». Подобное название объясняется ещё и тем, что за неимением орудий большого калибра стволы легких пушек якобы наращивались для придания танкам более «серьёзного» вида, а иногда на танки попросту устанавливались муляжи орудий. Кроме того, по воспоминаниям ветеранов, при движении танки издавали ужасающий лязг и грохот.[источник не указан 179 дней]

В дальнейшем, с увеличением количества выпущенных бронетракторов, из НИ был создан танковый батальон под командованием ст. лейтенанта Н. И. Юдина[12].

2 октября 1941 года танковый батальон Н. И. Юдина участвовал в атаке позиций 4-й румынской армии в районе н.п. Ленинталь, в результате которой не ожидавшие атаки румынские части были разгромлены

[13], а танкисты захватили 24 артиллерийских орудия, миномёты и пулемёты. Тем не менее, в ходе атаки были потеряны шесть или семь бронетракторов (подбитые артиллерийским огнём и вышедшие из строя по технической неисправности)[12].

По воспоминаниям секретаря Ленинского райкома партии Н. Г. Луценко, с 20 августа по 15 октября таким образом было переоборудовано 55 тракторов[2][3]. По другим источникам, всего было выпущено 69 «Одесских танков»[4].

15 октября 1941 года последние уцелевшие бронетракторы обеспечивали эвакуацию войск, защищавших Одессу, они прикрывали отступление последних подразделений. Несколько из них были взорваны экипажами перед погрузкой на транспорт «Волга»[14], остальные были брошены в городе.

Вошедшим в Одессу румынским войскам досталось немало НИ-1, которые впоследствии использовались ими в различных (в том числе и учебных) целях. По состоянию на 1 ноября 1942 года в руках румын по-прежнему находились в строю 14 машин

[15].

Commons-logo.svg Ранний вариант НИ-1 на базе трактора СТЗ-5. 20 августа 1941 года Commons-logo.svg Пулемётная башня эрзац-танка НИ-1 (от пулемётного танка Т-26)

НИ-1 был не единственным бронетрактором, произведённым в годы Великой Отечественной войны. В условиях недостатка бронетехники во многих городах, располагавших более или менее развитой промышленностью, создавались и изготавливались самодельные образцы бронетехники (бронетракторы, эрзац-танки, самодельные бронеавтомобили).

По состоянию на 2012 год известно о сохранности нескольких бронетракторов, предположительно являющихся НИ-1.

  • Commons-logo.svg Россия — 1 машина в составе экспозиции Бронетанкового музея в Кубинке (установлен на открытой площадке вне ангаров). Хотя данный экспонат позиционируется музеем как танк НИ-1, о чём говорит информационная табличка перед ним, есть данные, что этот бронетрактор представляет собой послевоенный макет, стилизованный под бронетрактор ХТЗ-16, изготовленный в качестве реквизита для киносъёмок[1].
  • Commons-logo.svg Украина — как минимум 3 машины. В Одессе имеется танк НИ, установленный на постаменте на углу улиц Разумовской и Мясоедовской. Второй экземпляр танка НИ является частью Мемориала героической обороны Одессы. Однако эти экземпляры представляют собой лишь поздние копии, изготовленные специально для съёмок в художественном фильме.
    [источник не указан 179 дней]
    В г. Днепр (бывш. Днепропетровск) на территории пейнтбольного клуба «Агрессор» находится ещё один экземпляр НИ-1, реплика, собранная членами клуба самостоятельно по чертежам.[источник не указан 179 дней]
  1. 1 2 Скоренко Т., 2009.
  2. 1 2 Мощанский И., Хохлов И., 2005, с. 65.
  3. 1 2 Коломиец М., 1997.
  4. 1 2 Тыл советских Вооружённых сил в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. / колл. авт., под ред. генерала армии С. К. Куркоткина. — М.: «Воениздат», 1977. — C. 438.
  5. 1 2 Одесский танк («На испуг») // © Сайт «ODESSA360.NET»  (Проверено 24 января 2018)
  6. 1 2 3 4 5 6 Крылов Н. И., 1984, С. 107–109.
  7. 1 2 3 Бужор Ю. И., Верещагина В. Г., Банита Л. Л. Имени 50-летия Советской Украины. Одесский судоремонтный завод. — Одесса: «Маяк», 1973. — С. 140.
  8. вице-адмирал Кулаков Н. М. Доверено флоту. — М.: «Воениздат», 1985. — С. 84.
  9. ↑ «для ускорения выпуска двух первых машин мы решили поставить на них башни со старых полностью разбитых Т-26 с 37-миллиметровой пушкой» — Пенежко Г. И., 1950, С. 473–474, 516–517
  10. 1 2 Пенежко Г. И., 1950, 518–519.
  11. Пенежко Г. И., 1950, C. 486.
  12. 1 2 Крылов Н. И., 1984, С. 221.
  13. ↑ Одесский Краснознамённый. — 2-е изд., испр. и доп. — Кишинев: «Картя Молдовеняскэ», 1985. — С. 121.
  14. Пенежко Г. И., 1950, С. 533–534.
  15. Mark Axworthy, Cornel I. Scafeș, Cristian Crăciunoiu. Third Axis, Fourth Ally: Romanian Armed Forces in the European War, 1941—1945 // Arms and Armour — 1995. — P. 220.

Танк НИ-1

Это один из знаменитых танков НИ-1 («На Испуг»), выпускавшийся во времена обороны Одессы в 1941 году и представляющий собой обычный сельскохозяйственный гусеничный трактор СТЗ-НАТИ, обшитый листами брони. У данного экземпляра «пушка» представляет из себя чистую бутафорию. Проект танка разработали главный инженер завода им. Январского восстания П. К. Романов, А. И. Обедников и капитан У. Г. Коган. Тракторы защищались сварными броневыми (а в ряде случаев и просто стальными) листами, взятыми с Одесского судоремонтного завода. Вооружались машины легкими пушками или пулеметами во вращающихся башнях, причем использовались как башни от подбитых танков, так и самодельные конструкции. Как правило, вооружение танка составляли два 7,62-мм пулемета ДТ.

В ночь на 20 сентября 1941 года 20 танков были использованы в бою против румынских частей, осаждавших город, при этом особая ставка была сделана на психологический эффект применения танков. На танках были включены фары и сирены и они без артиллерийской поддержки двинулись на румынские траншеи. Противник был обращен в бегство. После этого боя за танками закрепилось название «НИ-1», что расшифровывалось как «На испуг». Подобное название объясняется еще и тем, что за неимением орудий большого калибра дула легких пушек наращивались для придания танкам более «серьезного» вида, а иногда на танки попросту устанавливались муляжи орудий (как у машины на фотографии). Кроме того, по воспоминаниям ветеранов, при движении танк издавал ужасающий грохот.

По имеющимся данным, осенью 1941 года от 50 до 60 бронетракторов было выпущено Харьковским тракторным заводом. История их создания такова: После ряда поражений, понесенных Красной Армией летом 1941 года, и больших потерь в танках, советским руководством был принят ряд срочных мер. 20 июля 1941 года по результатам заседания ГКО СССР было принято постановление № 219 «Об организации производства 2 тысяч бронетракторов». В соответствии с ним серийное производство бронетракторов планировалось развернуть на двух ведущих тракторостроительных предприятиях: Харьковском тракторном (ХТЗ) и Сталинградском тракторном (СТЗ) заводах. Причем бронетрактора должны были быть побочной продукцией: одновременно на заводах шла подготовка к производству танков — средних Т-34 на Сталинградском, и легких Т-60 на Харьковском. Проект поручили разработать конструкторскому бюро танкового отдела НАТИ. Предполагалось бронировать и вооружать трактора 45-мм танковыми пушками и использовать в качестве противотанковых самоходных орудий. В начале августа в НАТИ испытывали четыре экспериментальных образца бронетракторов с 45-мм пушками, построенных на базе 1ТМВ, СТЗ-3, СХТЗ-НАТИ и СТЗ-5. Для серийного производства избрали вариант на базе СТЗ-3, при бронировании шасси трактора было усилено, а для плавности хода на него установили обрезиненные катки и гусеницы с трактора СТЗ-5. Кабина водителя демонтировалась, на ее место устанавливалась броневая рубка с толщиной брони 10-25 мм. Бронетрактор вооружался 45-мм танковой пушкой 20К образцов 1932/34/37 годов. Для ближнего боя экипаж имел пулемет ДП, перевозимый внутри. Устанавлемая пушка имела ограниченные углы обстрела — чтобы навести ее на цель необходимо было разворачивать весь трактор. При постановке на серийное производство машина получила индекс ХТ3-16 (иногда проходила в документах, как Т-16). Принимая во внимание, что СТЗ уже освоил производство танков Т-34, а на ХТЗ только начались работы по подготовке к выпуску Т-60, наркомом танковой промышленности В. А. Малышевым было принято решение основной объем производства бронетракторов развернуть в Харькове. Планом предусматривалось изготовить к октябрю 1941 года на Харьковском тракторном около тысячи ХТЗ-16, еще 500 в Сталинграде. Бронедетали для них должен был поставлять Новокраматорский машиностроительный завод. Последний, в свою очередь, получал прокат с Мариупольского завода имени Ильича. Производство бронетракторов было начато в конце августа 1941 года, но из-за постоянных сбоев с комплектующими, так и не вышло на крупносерийный уровень. Точных данных о боевом использовании этих машин нет, но есть все основания полагать, что они использовались при обороне Харькова осенью 1941 года.

Танк НИ-1

Также известно об участии импровизированных бронированных машин при обороне Моонзундских островов. Так, в целях усиления огневой обороны, защитники островов по собственной инициативе построили из тракторов 4 танка, вооружённых пулемётами. Об «эзельских танках» уже после войны очень подробно вспоминал бывший в 1941 году переводчиком одного из двух эстонских батальонов БОБР островитянин А.Клаас. Дадим ему слово: «… трактор-танк был построен в Курессаарском ремесленном училище под руководством мастеров Хельги и Оясауна. Основой танка послужил трактор типа НАТИ, взамен кабины и капота была изготовлена непроницаемая для пуль надстройка. Опытным путём было установлено, что шестимиллиметровый стальной лист, даже взятый вдвое или втрое, не защищает от винтовочной пули. Тогда мастера избрали такой способ: между двумя стальными листами оставляли промежуток в 3 — 4 сантиметра и заливали его цементом. Эти плиты защищали даже от бронебойных пуль. Вся надстройка танка была сварена из плоских кусков плиты, так как в условиях училища гнуть плиты было невозможно. Не удалось сделать и вращающуюся башню — пришлось с каждой стороны башни проделать отверстие для стрельбы, из которого можно было высунуть дуло винтовки или лёгкого пулемёта. В танке могло поместиться трое. Всего в Курессаарском ремесленном училище было построено четыре таких танка».

Танк НИ-1Танк НИ-1

На испуг — это… Что такое На испуг?

Бронетрактор (возможно, НИ-1) на заднем дворе бронетанкового музея в Кубинке
НИ-1 («на испуг»)
Классификация бронетрактор
Боевая масса, т ~ 7 т.
Компоновочная схема с передним расположением двигателя
Экипаж, чел. 3-4
История
Год(ы) производства 1941
Год(ы) эксплуатации 1941
Количество выпущенных, шт порядка 60
Основные операторы Флаг СССР
Размеры
Длина корпуса, мм ~ 4200
Ширина корпуса, мм ~ 1900
Высота, мм ~ 2400
Бронирование
Тип брони стальная катаная
Лоб корпуса, мм/град. 10-20 мм
Борт корпуса, мм/град. 10-20 мм
Корма корпуса, мм/град. 10 мм
Днище, мм 10 мм
Крыша корпуса, мм 10 мм
Лоб башни, мм/град. 20 мм
Борт башни, мм/град. 20 мм
Корма башни, мм/град. 20 мм
Крыша башни, мм 10 мм
Вооружение
Калибр и марка пушки легкое орудие калибра 37-45 мм (на ряде машин).
Пулемёт(ы) 1-2 × 7,62-мм ДТ
Подвижность
Тип двигателя четырехцилиндровый карбюраторный 1МА, многотопливный
Мощность двигателя, л.с. 52-56
Скорость по шоссе, км/ч ~ 20
Запас хода по шоссе, км 140
Ширина гусеницы, мм 310
Удельное давление на грунт, кг/см2 0,64
Преодолеваемый подъём, град. 40 (по твердому грунту)
Преодолеваемая стенка, м  ?
Ширина преодолеваемого рва, м  ?
Преодолеваемый брод, м  ?

Танк «На испуг» (НИ-1) — эрзац-танк (бронетрактор), выпускавшийся во времена обороны Одессы в 1941 году и представляющий из себя обычный сельскохозяйственный трактор, обшитый листами брони, с установленным лёгким стрелковым или пушечным вооружением. Подобные машины также выпускались рядом других тракторных заводов в попытке хоть как-то смягчить сильнейшую нехватку танков.

История появления

Во время обороны Одессы в 1941 году защитники города испытывали огромную потребность в танках. Чтобы хоть как-то удовлетворить эту нужду, на Одесском машиностроительном заводе имени Январского восстания на базе тракторов СТЗ-НАТИ было собрано порядка 60 «танков». Проект танка разработали главный инженер завода им. Январского восстания П. К. Романов, А. И. Обедников и капитан У. Г. Коган. Тракторы защищались сварными броневыми (а в ряде случаев и просто стальными) листами, взятыми с Одесского судоремонтного завода. Вооружались машины легкими пушками или пулеметами во вращающихся башнях, причем использовались как башни от подбитых танков, так и самодельные конструкции. Как правило, вооружение танка составляли 2 7,62-мм пулемета ДТ.

В ночь на 20 сентября 1941 года 20 танков были использованы в бою против румынских частей, осаждавших город, при этом особая ставка была сделана на психологический эффект применения танков. На танках были включены фары и сирены и они без артиллерийской поддержки двинулись на румынские траншеи. Противник был обращен в бегство. После этого боя за танками закрепилось название «НИ-1», что расшифровывалось как «На испуг».

Подобное название объясняется еще и тем, что за неимением орудий большого калибра дула легких пушек наращивались для придания танкам более «серьезного» вида, а иногда на танки попросту устанавливались муляжи орудий. Кроме того, по воспоминаниям ветеранов, при движении танк издавал ужасающий грохот.

Схожие машины

По имеющимся данным, осенью 1941 года от 50 до 60 бронетракторов было выпущено Харьковским паровозостроительным заводом. После кратковременных сравнительных испытаний в качестве базы для танка был избран трактор СТЗ-3. При бронировании шасси трактора было усилено, а для более плавного хода на него установили обрезиненные катки и мелкозвенчатую гусеницу с транспортного трактора СТЗ-5. Толщина брони составляла 10-25 мм. В броневой рубке, смонтированной на месте кабины водителя, устанавливалась 45 мм танковая пушка с ограниченными углами обстрела. Для обороны в ближнем бою внутри перевозился пулемёт Дегтярёва (ДТ или ДП). При постановке на серийное производство на ХПЗ эта машина получила индекс ХТ3-16. Точных данных о боевом использовании этих машин нет, но есть все основания полагать, что они использовались при обороне Харькова осенью 1941 года.

Сохранившиеся экземпляры

Ряд бронетракторов, изготовленных различными советскими предприятиями в годы Великой Отечественной Войны, сохранились до наших дней, однако точно идентифицировать их и определить их конкретную принадлежность весьма затруднительно.

В частности, три бронетрактора имеются в Одессе. Один из них установлен на Мемориале героической обороны Одессы, а второй — на углу улиц Разумовской и Мясоедовской. Вместе с тем, есть основания полагать, что эти бронетрактора представляют собой лишь позднейшие макеты, изготовленные специально для экспозиции и не имеющие отношения к танку НИ-1.

По ряду данных, один НИ-1 был установлен на территориии Завода им. Январского Восстания («Краян»).

Кроме того, известно о сохранности по меньшей мере двух бронетракторов за пределами Одессы. Один из них находится в бронетанковом музее в Кубинке, хотя по каким-то причинам в экспозицию он не включен и стоит позади ангаров. Хотя на официальном сайте музея эрзац-танк позиционируется, как НИ-1, в реальности выявить предназначение и принадлежность этой машины довольно трудно. Вероятнее всего, машина представляла собой учебный танк с макетированной башней и вооружением, и также не имеет отношения к танкам НИ.

Также бронетрактор можно увидеть в военном музее города Киева, однако этот экземпляр, вероятнее всего, представляет собой один из эрзац-танков, изготовленных на ХПЗ во время обороны Харькова.

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

Что такое танки «на испуг»? — История России

Разными историческими источниками приводятся довольно внушительные цифры о наличии перед Великой Отечественной войной в Красной армии различной боевой техники. Но уже буквально через месяц оказалось, что войскам катастрофически не хватает самолётов, автомобилей, танков. В это время только начинались переговоры о поставках необходимой боевой техники от наших союзников по ленд-лизу, и только к концу 1941 года стали входить в строй эвакуированные за Урал военные заводы.

У нас любят говорить «голь на выдумку хитра», но эта изобретательность скорее от безысходности, особенно когда на тебя идёт боевая техника, собранная по всей Европе.

Во время обороны Одессы в 1941 году народные умельцы стали изготавливать знаменитый танк НИ-1 («На Испуг»). Обычный сельскохозяйственный гусеничный трактор СТЗ-НАТИ, обшитый броневыми щитами, вдруг превратился в грозную боевую машину. Пушка у него, правда, была бутафорская, а вот два пулемёта создавали не только эффект присутствия. Авторами этого боевого шедевра стали инженеры завода им. Январского восстания П. Романов и А. Обедников.

20 сентября 1941 года 20 таких боевых машин были использованы против румынских войск, осаждавших город. При включённых фарах и сиренах и ужасном грохоте «танки» обратили в бегство румынское воинство. Именно после этого боя за танками закрепилось название НИ-1.

После не самых удачных первых месяцев войны голод на боевые машины был изрядным, и идея танкозаменительства понравилась большому начальству. 20 июня на заседании ГКО СССР было принято Постановление о производстве 2000 бронетракторов. Это производство было развёрнуто на Харьковском и Сталинградском тракторных заводах. Эти боевые машины уже были вооружены 45-миллиметровой пушкой. Справедливости ради надо отметить, что похожих монстров защитники наших городов производили довольно часто, особенно много их использовалось при обороне Ленинграда и Сталинграда.

Брать на испуг — это… Что такое Брать на испуг?


Брать на испуг
БРАТЬ НА ИСПУГ кого. ВЗЯТЬ НА ИСПУГ кого. Прост. Пытаться смутить, запугать кого-либо в корыстных целях. — А что вам сыграть? — Полонез Огинского можешь? — громко, с нажимом спросил он, беря хозяйку на испуг, как любили говорить мальчишки в их деревне. Полонез Огинского — это единственное из непонятной музыки, что Иван знал по названию (А. Ильин. Полонез для постояльца). Немец отвязался, вышел. Тётя Маня ко мне: «Что он тут воевал?» «Да вот, — говорю, — на испуг хотел взять пан офицер» (В. Аксёнов. Комментарии к детству).

Фразеологический словарь русского литературного языка. — М.: Астрель, АСТ. А. И. Фёдоров. 2008.

  • Взять на зуб
  • Взять на испуг

Смотреть что такое «Брать на испуг» в других словарях:

  • ИСПУГ — Брать/ взять на испуг кого. Разг. Пытаться смутить, запугать кого л., добиваясь чего л. в корыстных целях. БСРЖ, 234; Ф 1, 38. Делать испуг кому. Кар. Лечить испугом. СРГК 1, 444; СРГК 2, 301. Попасть под испуг. Пск. Сильно испугаться. ПОС 13,… …   Большой словарь русских поговорок

  • брать — беру, берёшь; прош. брал, ла, брало; несов., перех. (сов. взять). 1. Принимать в руки, схватывать руками (зубами, щипцами и т. п.). Брать руками. □ Старик, наконец, вставал, брал свою шляпу и отправлялся куда то домой. Достоевский, Униженные и… …   Малый академический словарь

  • Испуг ночной — Ужасы во время сна МКБ 10 F51.4 МКБ 9 307.46 MeSH …   Википедия

  • Брать/ взять на испуг — кого. Разг. Пытаться смутить, запугать кого л., добиваясь чего л. в корыстных целях. БСРЖ, 234; Ф 1, 38 …   Большой словарь русских поговорок

  • Взять на испуг — БРАТЬ НА ИСПУГ кого. ВЗЯТЬ НА ИСПУГ кого. Прост. Пытаться смутить, запугать кого либо в корыстных целях. А что вам сыграть? Полонез Огинского можешь? громко, с нажимом спросил он, беря хозяйку на испуг, как любили говорить мальчишки в их деревне …   Фразеологический словарь русского литературного языка

  • Ночной испуг — Ужасы во время сна МКБ 10 F51.4 МКБ 9 307.46 MeSH …   Википедия

  • на испуг — на испу/г (брать) …   Слитно. Раздельно. Через дефис.

  • Табакерка — Испуг; потерять выигрыш в игре; найти услышать что топриятное; брать из нее табак познакомишься с приятными людьми;расписанную удовольствие; серебрянную или золотую богатство; получитьв подарок достигнуть почета …   Сонник

  • испу́г — а ( у), м. Внезапное чувство страха. [Хозяйка], увидя его, с испугу выронила ложечку из рук, которою мешала кофе. И. Гончаров, Обломов. Похолодев от испуга, Клим стоял на лестнице. М. Горький, Жизнь Клима Самгина. ◊ брать (взять) на испуг прост.… …   Малый академический словарь

  • Семейство лошадиные —         Лошади отличаются средней величиной, прекрасным сложением, относительно сильными конечностями и худощавой вытянутой головой, имеющей большие, живые глаза, заостренные подвижные уши средней величины и широко открытые ноздри. Шея толстая, с …   Жизнь животных

Испуг — Психологос

Испуг — рефлекторная реакция на опасную или страшную неожиданность (например, неожиданный резкий звук, свет или другой критический раздражитель).

В состав реакции обычно входит вздрагивание, расширение зрачков, застывание тела и втягивание головы в шею, реже бывает мочеиспускание, дефекация, ощущение холода.

Испуг и чувство испуга

Испуг часто отождествляется с чувством испуга, но это неправильно. Испуг — это не чувство и не эмоция, а чисто телесная рефлекторная реакция. Чувство же испуга — изменение всего функционального состояния человека, и тела, и ума, и души. У человека в ситуации опасности могут случиться рефлекторные вегетативные реакции по типу испуга (страха), но он останется внутренне собран, позитивен и решителен. С другой стороны, человек может жить в постоянном состоянии испуга (а точнее — страха), с постоянным чувством страха, хотя внешне, объективно, ничего страшного не происходит.

Испуг и чувство страха

Испуг не нужно путать со чувством страха — испуг не является ни чувством, ни эмоцией. Правда, что чувство страха очень часто, традиционно следует за испугом, но часто не значит всегда и не значит закономерной связи.

Вздрогнул — это только испуг. Вздрогнул и придумал страшную картинку — уже к страху ближе. Теперь поставил перед глазами картинку, оживляю ее своим вздрагиванием и ощущаю изнутри как кинестетику — вау, уже боюсь! Уже сделан и страх, и чувство страха.

Связь испуга и чувства страха — связь только привычки. Испуг может стать причиной самых разных эмоций: страха, паники, собранности, ярости, агрессии и так далее — в зависимости от привычки и окружающих обстоятельств.

Один, испугавшись, запускает страх и панику, другой — агрессию и ярость, третий — спокойствие и решительность. Первоначальный испуг мог быть у всех, но третьих зовут героями.

Что влияет на силу испуга

На силу испуга влияет:

  • Неожиданность происшедшего. Чем неожиданнее происшедшее — тем сильнее чуство испуга. От хлопка двери или резкого взрыва воздушного шарика — происходит просто легкое вздрагивание, от более страшных раздражителей — застывание, ощущение холода и так далее.
  • Предыдущий негативный опыт. Если до этого с происшедшим связано какое-то неприятное воспоминание — испуг будет сильнее, причем возникать будет даже при намеке на страшную ситуацию. Бывает, что лошадь, сильно упав во время прыжка, потом боится даже заходить на территорию, похожую на ту, где она упала.
  • Текущий эмоциональный фон: если человек напряжен, волнуется, взвинчен — испуг может проявиться на самое слабое воздействие окружающего мира. Темная ночь, безлюдная улица, и вдруг заскрипела дверь черного подъезда… — Ужас! Или залитое солнцем утро, народу много, скрипит дверь подъезда… — Подумаешь…
  • Многократность воздействия с возможностью убедиться, что испуг не страшен: тогда происходит привыкание и испуг проходит. Раз вам хлопнули в ладоши перед лицом — вы невольно моргнули. Два хлопнули — вы моргнули. Три хлопнули — а вы уже не боитесь, привыкли и не моргаете…

Эволюция испуга

Испуг — одна из самых древних реакций всех живых существ, наравне с болью и агрессией. В животном мире испуг нужен для сохранения себя от внешних факторов. Если от внутренних повреждений животное спасала боль, то от внешних — испуг, боль и агрессия.

Примитивным животным испуг нужен, чтобы как-то оберегать себя от неприятностей из внешнего мира, реакция на испуг — в основном убегать-уплывать-уползать от испугавшего объекта.

Чем дальше развивались виды, тем сложнее становилась реакция на испуг. В целом и общем, реакция на испуг в животном мире млекопитающих включает четыре ступени:

Убежать! как можно быстрее.

Лошадь в этом случае уносит седока куда угодно, лишь бы подальше от этого места. Бывали случаи, что испугавшись, лошади убегали настолько тупо, что разбивались о деревья, стоящие на их пути.

Если убежать невозможно — Драться!

Все знают, что дикое животное загнанное в угол — опаснее любого другого.

Если драться сил не хватает — Замереть в ступоре, оцепенеть.

Цель — ошеломить врага, сымитировать свою смерть — а вдруг отстанет?

Если и это не спасло — потерять сознание.

Потому как думать дальше слишком страшно.

Испуг здесь — лишь пусковой момент, все остальное происходит без головы, просто на инстинктах. У некоторых видов ступени могут быть не все, а некоторые исключены. Наиболее просто проверить эту цепочку на лошадях — у них она развита в совершенстве.

Однако на мире животных эволюция не остановилась и пошла дальше. Люди, в отличие от своих меньших братьев, в состоянии испуга голову включать умеют.

Другое дело, что не всегда пользуются.

У человека в момент после испуга всегда есть выбор — что дальше делать. И многие люди умеют и привыкли на чувство испуга запускать не страх, а собранность, энергичность, спокойствие, решительность. Впрочем, есть и такие по-прежнему предпочитают реагировать по-другому.

Слава богу люди не умеют настолько быстро бегать, чтобы разбиться о дерево.

Как справиться с испугом

Отменить себе рефлекторные реакции — крайне сложно, практически невозможно. А вот научиться запускать на испуг не страх, а решительность — можно. Как это сделать — см. Работа со страхом.

Вводное занятие Университета

на испуг — это… Что такое на испуг?

  • испуг — См. боязнь побледнеть с испугу… Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. испуг боязнь, страх; робость, всполох, беспокойство, перепуг, переполох, мнительность, оторопь,… …   Словарь синонимов

  • ИСПУГ — ИСПУГ, физиологически представляет синдром непосредственных рефлексов нервной системы на впечатления, сигнализирующие ту или иную опасность. Ярче всего этот синдром обнаруживается в реакциях на события, непосредственно угрожающие жизни… …   Большая медицинская энциклопедия

  • ИСПУГ — ИСПУГ, а ( у), муж. Внезапное чувство страха, состояние испугавшегося. В испуге, с испугу сделать что н. Отделаться лёгким испугом (также перен.: избежать наказания; разг. шутл.). • На испуг взять кого (прост.) заставить действовать под угрозой… …   Толковый словарь Ожегова

  • Испуг — Испуг  это внезапное кратковременное чувство страха в виде реакции центральной нервной системы на возможную опасность. Примечания Возможными причинами испуга может быть увиденное или услышанное человеком. Также к источникам испуга можно… …   Википедия

  • испуг — состояние в ситуации внезапной, неожиданной опасности. Согласно З. Фрейду, испуг подчеркивает действие опасности, когда не было готовности к страху (см. страх). Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 …   Большая психологическая энциклопедия

  • Испуг —     Испуг снится к травме или ранению.     Видеть чей то испуг – тоже не очень хорошо: часто подобный сон является предвестием тревоги.     Испугались во сне – впереди вас ждет небывалый взрыв страсти. Причем это произойдет в отношениях, которые… …   Большой универсальный сонник

  • Испуг —  Испуг  ♦ Crainté    Переживаемый в настоящем страх перед будущим злом (я боюсь рычащей на меня собаки потому, что она может меня укусить), направленный на реальный объект (в отличие от тревоги). Испуг – оправданный или предположительно… …   Философский словарь Спонвиля

  • ИСПУГ — ИСПУГ, испуга (испугу), муж. Сильное душевное волнение от чего нибудь страшного, пугающего. «На вокзале в испуге метались в комендантской офицеры.» Вс.Иванов. С испугу он забыл, где находится. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • испуг от звукового импульса — Психологический эффект, вызываемый акустическим раздражением, который может причинять беспокойство некоторым пользователям (МСЭ Т P.10/ G.100). [http://www.iks media.ru/glossary/index.html?glossid=2400324] Тематики электросвязь, основные понятия… …   Справочник технического переводчика

  • испуг — сущ., м., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? испуга и испугу, чему? испугу, (вижу) что? испуг, чем? испугом, о чём? об испуге 1. Испуг это чувство страха, которое возникает внезапно. В её глазах мелькнул испуг. | От неожиданности и… …   Толковый словарь Дмитриева

  • испуг — • безмерный испуг • сильный испуг • смертельный испуг • страшный испуг …   Словарь русской идиоматики

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *