Номотетический подход это: Номотетический подход — это… Что такое Номотетический подход? – Номотетический — это… Что такое Номотетический?

Автор: | 26.04.2020

Номотетический — это… Что такое Номотетический?


Номотетический

   (от греч. nomoteteo — устанавливать законы) согласно делению, предложенному немецким философом второй половины позапрошлого начала прошлого века В.Виндельбандом, цель номотетических наук — открывать общие, постоянные законы:

    «Кропотливый, поистине маниакальный труд собирателей и коллекционеров наблюдений постепенно воздвиг огромное здание номотетических наук, обобщающих факты в виде законов, относящихся к системам предметов и явлений». — Сумма технологии

Мир Лема — словарь и путеводитель. Л.А. Ашкинази. 2004.

  • Ноктовизор
  • Норвид

Смотреть что такое «Номотетический» в других словарях:

  • Номотетический — Любой подход или метод, имеющий дело с формированием общих схем поведения. Традиционные экспериментальные методы обычно считаются номотетическими, так как экспериментатор исследует общие виды поведения, распространяющиеся на всех представителей… …   Большая психологическая энциклопедия

  • НОМОТЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД —         (от греч. законодат. искусство), в учении Канта способ законо дат. деятельности разума в установлении им законов и правил познания (см. И. Кант, Соч., т. 3, М., 1964, с. 402). В неокантианстве баденской школы метод естеств. наук, смысл… …   Философская энциклопедия

  • Номотетический подход — (номотетический метод) − подход, направленный на выявление общих закономерностей. Согласно классификации наук и методов Г. Риккерта, номотетический метод противополагается идиографическому, направленному на выявление в изучаемом объекте его… …   Википедия

  • номотетический Бог — и закон как божественное повеление     Грек воспринимал моральный закон как закон физиса, самой природы; некий закон, что предписан и богу, и человеку, поскольку не им, богом, он установлен, но его, бога, обязывает. Понимание же бога как того,… …   Западная философия от истоков до наших дней

  • НОМОТЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД — см. ВИНДЕЛЬБАНД, ИСТОРИЦИЗМ …   Новейший философский словарь

  • НОМОТЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД — введенное неокантианцами (Г. Рикксрт, В. Виндельбанд и др.) обозначение познавательной установки на получение, конструирование, формулировку и обоснование любого общего знания, рассмотрение любых конкретных вещей, объектов и процессов не в их… …   Философия науки: Словарь основных терминов

  • НОМОТЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД — (от греч. nomothetike законодательное искусство) предложенное Виндельбандом и Рихкертом обозначение метода естествознания, сущность которого состоит в обобщении и установлении законов. Согласно Виндельбанду, общие законы несоизмеримы с единичным… …   Современная западная философия. Энциклопедический словарь

  • Номотетический подход — (Nomothetic view). Эмпирический подход к изучению личности, стремящийся установить общие законы функционирования человека …   Теории личности: глоссарий

  • Идиографический и номотетический подходы в психологии (idiographic-nomothetic psychology) — Специалисты в области общественных наук имеют возможность выбрать И. или Н. подход к формулированию интерпретаций изучаемых явлений. Эти термины придуманы Вильгельмом Виндельбандом для характеристики деятельности естественных наук, с одной… …   Психологическая энциклопедия

  • МЕТОД НОМОТЕТИЧЕСКИЙ — англ. method, nomothetic; нем. Methode, nomothetische. Генерализующий метод познания, целью к рого является обобщение имеющихся фактов и формулирование законов. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 …   Энциклопедия социологии

Идиографический и номотетический подходы в психологии (idiographic-nomothetic psychology)

Специалисты в области общественных наук имеют возможность выбрать И. или Н. подход к формулированию интерпретаций изучаемых явлений. Эти термины придуманы Вильгельмом Виндельбандом для характеристики деятельности естественных наук, с одной стороны, и наук о культуре и человеке (изучающих единичные факты) — с другой. Между этими двумя подходами существует непримиримое противоречие. Научные обобщения принято считать Н., или имеющими форму законов. Однако для того, чтобы эти законы имели прогностическое значение, они должны быть приложимы к конкретным случаям, а единичные случаи (И. анализ) могут не подчиняться общим законам.

И. наука строится на тщательном анализе единичных фактов, формулируя интерпретативные утверждения, приложимые только к данному конкретному случаю или к классу феноменов, которые представлены этим случаем. И. интерпретации основываются на особенностях каждого данного случая. Их притязания на обоснованность опираются на мощность описаний, создаваемых конкретным исследователем. В этих описаниях стремятся зафиксировать различные ракурсы изученных фактов. Предполагается, что различные интерпретации, по-видимому, имеют смысл и значимость в различных реальностях. Любая интерпретация складывается под влиянием местной специфики и взаимодействий между исследователем и исследуемым объектом.

Н. подход опирается на утверждение, что научные законы могут формулироваться только статистически, путем изучения и анализа большого числа случаев, отобранных методом рандомизации. Предполагается, что Н. обобщения не связаны ни с временем, ни с контекстом. Они также не зависят от специфики данного конкретного контекста или случая.

Противоречия между И. и Н. моделями науки стали предметом дискуссий в общественных науках и психологии лишь в начале XX в., хотя их истоки восходят к XVIII—XIX вв., т. е. ко времени возникновения наук о человеке.

Дискуссия между сторонниками И. и Н. подходов затрагивает фундаментальные допущения, касающиеся природы исслед., философии науки и целей общественных и психол. дисциплин. Аргументы ученых, стоящих на феминистских позициях, вместе с аргументами представителей национальных меньшинств в науке, еще больше обострили ее. Такие ученые считают, что методы Н. науки нередко использовались как инструмент притеснения, порождая искаженное знание, отражающее господство мужчин в сфере научной деятельности. Постпозитивисты (прежде всего теоретики критического рационализма) и постмодернисты тоже критиковали Н. науку и ее допущение о том, что знание свободно от пристрастности, личных ценностей и политических взглядов, и утверждали, что Н. наука нередко используется как форма политического контроля.

Формулируя проблему максимально кратко, можно сказать, что спор вращается вокруг того, быть ли психологии наукой, изучающей причинно-следственные связи и формулирующей общие законы человеческого поведения, или же интерпретационной, практической дисциплиной, стремящейся ко все более глубокому пониманию соц. и психол. процессов.

Сторонники Н. метода отвергают И. интерпретации, называя их ненаучными или журналистскими. Приверженцы И. подхода, в свою очередь, утверждают, что ценность Н. исслед. невелика, поскольку все интерпретации, с их т. з., должны быть контекстуальными и специфическими для конкретных случаев.

Номотетическая психология

Н. психология стремится к выявлению научных, статистически достоверных и допускающих обобщение законов чел. поведения. Она исходит из нескольких основных допущений. Во-первых, она ищет причинные объяснения соц. явлений. Она использует вариационно-аналитический язык, опирающийся на операционализацию переменных, и строгие причинно-следственные схемы вывода. Во-вторых, она стремится к количественной оценке психич. и поведенческих процессов. В-третьих, она исходит из того, что каузальные утверждения, сформулированные на основе тщательного изучения случайно отобранных испытуемых, могут быть распространены на необследованные популяции. В-четвертых, сторонники Н. подхода пытаются (в типичных случаях) создать искусственные условия, в которых и собираются научные данные. В-пятых, в случае использования Н. науками результатов, полученных с помощью И. методов, они нередко признаются полезными только для объяснительной, описательной или иллюстративной целей (например, предварительного обследования). В-шестых, Н. теории являются дедуктивными, вероятностными, и предлагают фунционалистские объяснения явлений. И. психология и ее методы признаются полезными лишь в той мере, в какой они способствуют созданию научных теорий, соответствующих перечисленным выше критериям.

Идиографическая психология

В психологии XX в. научная деятельность Гордона Олпорта чаще всего связывается с И. подходом, базирующимся на определенных допущениях и методах. По выражению Олпорта, «психология станет более научной (т. е. более способной делать прогнозы), когда научится оценивать единичные тенденции во всей их подлинной сложности и когда она будет в состоянии сказать, что станет с коэффициентом интеллекта (IQ) данного ребенка, если обстановка, в которой он находится, изменится определенным образом». Подход Олпорта требует глубокого и постоянного интереса к изучению и анализу единичного случая в течение длительного промежутка времени; лонгитюдные исследования становятся необходимостью.

Психологи, стоящие на позициях И. подхода, изучают частности, а не универсалии. Поскольку признается, что каждый человек уникален, психолог должен пользоваться такой теорией и такими методами, которые сохраняют и выявляют индивидуальные различия. Кроме того, имеет место попытка предоставить каждому испытуемому возможность говорить на его собственном языке, сохранить смыслы, которые поддерживают жизнь конкретных людей в этом мире, и зафиксировать эти смыслы и субъективные переживания с помощью относительно неструктурированных, неформальных (open-ended), проективных и интерпретативных методов. В сочетании с другими методами и подходами, в качестве незаметных и косвенных измерений личности используются также личные документы и биографии, что позволяет произвести своеобразную триангуляцию индивидуума. В И. психологии отдается предпочтение натуралистическим исслед., проводимым в повседневных ситуациях наблюдаемых людей.

Этические и эмические исследования

Различия между Н. и И. психологией можно сравнить с разногласиями между этическим и эмическим подходами в современной антропологической теории. Этические исслед. носят внешний, сравнительный и кросс-культурный характер. Исследователи дистанцируются от конкретных культур, с тем чтобы можно было выявить общие паттерны. Специфические, уникальные структуры значений, присущие какой-то одной культуре, оставляют без внимания ради выявления культурных универсалий. Эмические исслед. изучают культурные структуры значений изнутри, стараясь выявить когнитивные категории и классификационные системы, используемые представителями к.-л. определенной культуры или культурной группы. Эмические исслед. выявляют частности, этические — общие закономерности. Более того, эмические исслед. планируются и проводятся с позиции инсайдера (т. е., носителя конкретной культуры) Эмические исслед. реализуют И. подход к науке, тогда как этические исслед. привержены (как правило) Н. подходу.

Объемные описания в противоположность плоским

Объемные (thick) описания в отличие от плоских (thin) выходят за рамки простой констатации факта, сообщения коэффициентов корреляции или критериев значимости и достигают уровня детали, эмоции, смысла, нюанса, отношения и взаимодействия. Объемные описания являются эмическими и И. В сочетании с традиционными методами И. психологии, объемные описания делают возможным более глубокое понимание сущности личности и паттернов взаимодействия, которые пытается выявить и понять И. психология. Н. психология преимущественно опирается на плоские описания, полученные в этической перспективе.

Прогрессивно-регрессивный метод Сартра

Жан Поль Сартр предложил метод исслед., кот. во многих важных отношениях представляет собой синтез описанных выше подходов. Прогрессивно-регрессивный метод нацелен на помещение конкретного чел. или класса людей в определенные условия и понимание его/их в контексте данного исторического момента. Прогрессивно метод обращен к будущему завершению ряда действий или проектов, предпринятых субъектом (например, написание романа), а регрессивно — к прошлым условиям, в которых возникли и сложились проекты и занятие субъекта. Перемещаясь между прошлым и будущим, субъект или его проекты позиционируются во времени и в пространстве. Помимо того, что таким образом выявляется общее, объединяющее индивидуума с другими людьми, выявляются и уникальные особенности жизни индивидуума. Этот метод одновременно и аналитический, и синтетический в том смысле, что анализ, перебирающий основные нити жизни субъекта, по своей сути является синтезирующим и интерпретирующим анализом.

Исследования феминистов

Недавно произошедшие в феминистских научных кругах события создали благоприятные возможности для распространения И. подходов в новых направлениях. Разрабатываются более рефлексивные версии эпистемологии, которые отводят исследователю центральное место в исследовательском процессе. Афро- и испано-американские феминисты, а также феминисты из развивающихся стран, изучают то, как колониальный (позитивистско-номотетический) дискурс неверно представляет жизнь женщин в разных контекстах. Другие ученые оспаривают объективные основы Н. подхода. По их мнению, Н. перспектива предполагает, что статичный мир объектов может изучаться (не создаваться) методами объективной науки. Эти исследователи утверждают, что именно ученый создает изучаемый мир, и отмечают, что в Н. исследованиях женщин они традиционно трактовались как статичные объекты, рассматриваемые через лупу объективной (захваченной мужчинами) науки. Некоторые ученые-феминисты экспериментируют с новыми литературными формами, включая автоэтнографию (autoethnographies), тексты перформанса (performance texts) и поэзию.

См. также Исследование методом поперечных срезов, Методы эмпирического исследования, Феминистская терапия, Идиодинамика, Жизненные события, Микродиагностика, Каноны Милля, Философия науки, Научный метод, «Мягкий» детерминизм

Н. К. Дензин

Поделитесь на страничке

Номотетический подход — Википедия. Что такое Номотетический подход

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Номотетика, номотетический подход или метод (от др.-греч. νόμος — закон + корень θη- — полагать, устанавливать) − 1) в учении Канта способ «законодательной» деятельности разума в установлении им законов и правил познания[1]; 2) в неокантианстве баденской школы — метод естественных наук, направленный на выявление общих закономерностей, генерализующий общие тенденции науки. Понятие введено Вильгельмом Виндельбандом, подробно описано Генрихом Риккертом, усматривавшим вслед за Кантом предмет естествознания в природе как бытии вещей, т.к. оно определено общими законами. Номотетический метод противопоставляется идиографическому, направленному на выявление в изучаемом объекте его уникальности (последним, по мнению Риккерта, должны пользоваться науки, исследующие единичные, особенные феномены, такие как, например, история).

В XX веке появляется целый ряд литературоведческих теорий, применяющих именно номотетический подход, реализуя принцип филологии как точной науки. К таким теориям относят структурализм (см. статью Ю. М. Лотмана «Литературоведение должно быть наукой»[2]), опоязовский и неопоязовский формализм (например, Борис Ярхо), а также номотетическую традицию современной американской филологии[3].

Примечания

Литература

  • Thomae, H. (1999). The nomothetic-idiographic issue: Some roots and recent trends. International Journal of Group Tensions, 28(1), 187–215.
  • Cone, J. D. (1986). Idiographic, nomothetic, and related perspectives in behavioral assessment. In R. O. Nelson & S. C. Hayes (Eds.): Conceptual foundations of behavioral assessment (pp. 111–128). New York: Guilford.
  • Р. КОРСИНИ, А. АУЭРБАХ. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ. ИДИОГРАФИЧЕСКИЙ И НОМОТЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОДЫ В ПСИХОЛОГИИ
  • Номотетический метод // Философский энциклопедический словарь / гл. ред.: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. — М.: Советская энциклопедия, 1983.

Глава 6.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭМПИРИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ

Способы эмпирического познания Процедуры эмпирического познания Инструменты и измерения

Вданной главе мы продолжим анализ исследовательского мышления, но не в части конструирования эмпирических понятий и формулирования исследовательских гипотез(см. главу 4), а в части организации эмпирического познания. Познание психики и поведения людей— это упорядоченный процесс. Он складывается из определенных способов и процедур, осуществляется

спомощью определенных инструментов, включает в себя измерения изучаемых явлений. Все эти мероприятия характеризуют организацию эмпирического познания.

Эмпирическое познание организуется прежде всего двояким образом: номотетически и идиографически. При этом описание, предсказание, понимание (объяснение) — основные процедуры эмпирического познания, а инструменты и измерения — его необходимые средства.

6.1.СПОСОБЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ

6.1.1.Метод как основание классификации наук

В1894 г. немецкий философ Вильденбандт предложил разделить науки не по предмету, а по методу исследова-

191

ния. Он предложил различать два вида наук: номотетические и идиографические. Номотетические науки отыскивают общие закономерности(в количественном виде), присущие некоторому множеству людей. Идиографические науки, напротив, изучают отдельные случаи и уникальность конкретного человека (по преимуществу в качественном виде).

ЕСТЕСТВЕННЫЕ (НОМОТЕТИЧЕСКИЕ) И ГУМАНИТАРНЫЕ (ИДИОГРАФИЧЕСКИЕ) НАУКИ

Разделение наук на номотетические и идиографические позволило осмыслить различия между естественными и гуманитарными науками по методам исследования: естественные науки

—номотетические, гуманитарные науки — идиографические. Впрочем, разделение естественных

игуманитарных наук по методам исследования не совсем строго. Они не только обособляются, но

в известном смысле и взаимно проникают друг в . другаНапример, эмпирическая эстетика возникла в оппозиции эстетики«снизу», берущей начало от Фехнера(Fechner, 1897), к эстетике «сверху», восходящей к философской эстетике. Эмпирическая эстетика прочно связала свою судьбу с количественными методами исследования(см., напр.: Иванченко, Харуто, 2000;

Мартиндейл, 2000б; Петров, 2000; Shepeleva, Batov, Petrov, 1997).

Дильтей первым предложил разделить психологию на объяснительную(ориентируется на естественные науки и применяет метод объяснения) понимающую (ориентируется на гуманитарные науки и применяет метод интуитивного постижения ). жизниПо Дильтею, объяснительная психология является номотетической и развивается на основе естественнонаучной парадигмы. Понимающая психология является идиографической и развивается на основе гуманитарной парадигмы («Dilthey, Wilhelm», Microsoft® Encarta® Online Encyclopedia, 2000).

192

6.1.2. Номотетический и идиографический подходы в эмпирической психологии

НОМОТЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Эмпирическая психология производит эмпирическое знание в рамках прежде все номотетического подхода, связанного с позитивистской и постпозитивистской философией. В

этой методологии, которую иногда называют«методологическим позитивизмом», объединены элементы логического позитивизма, эмпирицизма и операционализма (Ratner, 1997).

Онтологически постпозитивистов относят к критическим реалистам. Они утверждают, что реальность существует сама по себе, независимо от познающих ее людей. Но люди могут познавать и понимать эту реальность, хотя и только приближенно, вероятностно, а не однозначно и определенно. Эпистемологически постпозитивисты стремятся изучать и познавать свой предмет с объективной точки зрения, но осознают, что идеал объективности редко, если вообще когдалибо полностью, может быть достижим. Результаты количественных исследований проверяются на валидность и надежность. Главная цель — объяснение и предсказание явлений при контроле

условий, в которых обнаруживаются закономерности

или причины (Kidd, 2002).

 

Главными принципами методологического

позитивизма(

номотетического

подхода)

являются

атомизм, квантификация, операционализм. Атомизм

предполагает, что

одни

психические свойства обособлены от других; они существуют раздельно, хотя и могут быть взаимосвязаны. Квантификация означает, что психическое свойство можно выразить в виде переменной, состоящей из мелких дискретных элементов. Числовые значения обозначают силу или степень выраженности переменной. Квантификация означает также, что математические операции с количественными данными выражают и числа, и особен-

193

ность психического явления, которые они обозначают. Операционализм представляет собой поиск простых поведенческих действий, в которых выражаются психические свойства. Основная задача номотетического исследования заключается в том, чтобы измерить «силу» переменной (степень ее выраженности, частоту проявлений и т..п). Изменения «силы» агрессии, конформности, любви или самооценки рассматриваются в зависимости от других, чем эти переменные, факторов (Ratner, 1997).

Номотетический подход предназначен для открытия общих законов, которые лежат в основе психических явлений, поведения, событий. Исследователи обнаруживают действие общих законов применительно к разным людям, в разное время, в разных местах и ситуациях. Результаты изучения особенностей одних людей позволяют предсказывать такие же особенности у других людей. Номотетический подход предназначен также для эмпирического тестирования теорий и вытекающих из них исследовательских гипотез (Dooley, 2001).

ИДИОГРАФИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Эмпирическая психология производит эмпирическое знание, используя идиографический подход. Следует различать особенности идиографического подхода, который применяется с позиций постпозитивизма и других философских традиц, такийх как символический интеракционизм (см.: Dooley, 2001), феноменализм (см.: Giorgi, 1975; Ratner, 1997; Dooley, 2001; Hein, Austin, 2001), конструктивизм (см.: Kidd, 2002), марксизм (см.: Ratner, 1997; Kidd, 2002).

В рамках постпозитивизма применение идиографического подхода ограниченно. Например, при проведении пионерских исследований бывает сложно сразу и четко определить значения эмпирического понятия для его операционализации. Тогда производится идиографическое

194

знание, но как предварительное знание. На более развитых этапах исследования идиографическое знание служит базой для производства знания номотетическим путем (см.: Dooley, 2001).

Широкое развитие идиографический подход ,получилв частности, в рамках конструктивизма. Онтологически мир каждого человека реконструируется так, ак он сам его интерпретирует — через рассуждения, теоретические конструкты, ценности, отношения. Акцент делается на определении особенностей субъективного опыта человека и значений, которые он придает своему опыту. Например, гомосексуальная идентичность трактуется не как присущая человеку особенность, а скорее как культурно сконструированное мнение/ система значений, открытых для изменений. Эпистемологически идиографическое познание мыслится как результат взаимодействия систем значений участника исследования и его исследователя. При этом вопрос объективности такого познания отвергается как не соответствующий сути дела.

Номотетический подход — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Номотетика, номотетический подход или метод (от др.-греч. νόμος — закон + корень θη- — полагать, устанавливать) − 1) в учении Канта способ «законодательной» деятельности разума в установлении им законов и правил познания[1]; 2) в неокантианстве баденской школы — метод естественных наук, направленный на выявление общих закономерностей, генерализующий общие тенденции науки. Понятие введено Вильгельмом Виндельбандом, подробно описано Генрихом Риккертом, усматривавшим вслед за Кантом предмет естествознания в природе как бытии вещей, т.к. оно определено общими законами. Номотетический метод противопоставляется идиографическому, направленному на выявление в изучаемом объекте его уникальности (последним, по мнению Риккерта, должны пользоваться науки, исследующие единичные, особенные феномены, такие как, например, история).

В XX веке появляется целый ряд литературоведческих теорий, применяющих именно номотетический подход, реализуя принцип филологии как точной науки. К таким теориям относят структурализм (см. статью Ю. М. Лотмана «Литературоведение должно быть наукой»[2]), опоязовский и неопоязовский формализм (например, Борис Ярхо), а также номотетическую традицию современной американской филологии[3].

Примечания

Литература

  • Thomae, H. (1999). The nomothetic-idiographic issue: Some roots and recent trends. International Journal of Group Tensions, 28(1), 187–215.
  • Cone, J. D. (1986). Idiographic, nomothetic, and related perspectives in behavioral assessment. In R. O. Nelson & S. C. Hayes (Eds.): Conceptual foundations of behavioral assessment (pp. 111–128). New York: Guilford.
  • Р. КОРСИНИ, А. АУЭРБАХ. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ. ИДИОГРАФИЧЕСКИЙ И НОМОТЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОДЫ В ПСИХОЛОГИИ (недоступная ссылка)
  • Номотетический метод // Философский энциклопедический словарь / гл. ред.: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. — М.: Советская энциклопедия, 1983.

Номотетический подход — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Номотетика, номотетический подход или метод (от др.-греч. νόμος — закон + корень θη- — полагать, устанавливать) − 1) в учении Канта способ «законодательной» деятельности разума в установлении им законов и правил познания[1]; 2) в неокантианстве баденской школы — метод естественных наук, направленный на выявление общих закономерностей, генерализующий общие тенденции науки. Понятие введено Вильгельмом Виндельбандом, подробно описано Генрихом Риккертом, усматривавшим вслед за Кантом предмет естествознания в природе как бытии вещей, т.к. оно определено общими законами. Номотетический метод противопоставляется идиографическому, направленному на выявление в изучаемом объекте его уникальности (последним, по мнению Риккерта, должны пользоваться науки, исследующие единичные, особенные феномены, такие как, например, история).

В XX веке появляется целый ряд литературоведческих теорий, применяющих именно номотетический подход, реализуя принцип филологии как точной науки. К таким теориям относят структурализм (см. статью Ю. М. Лотмана «Литературоведение должно быть наукой»[2]), опоязовский и неопоязовский формализм (например, Борис Ярхо), а также номотетическую традицию современной американской филологии[3].

Примечания

Литература

  • Thomae, H. (1999). The nomothetic-idiographic issue: Some roots and recent trends. International Journal of Group Tensions, 28(1), 187–215.
  • Cone, J. D. (1986). Idiographic, nomothetic, and related perspectives in behavioral assessment. In R. O. Nelson & S. C. Hayes (Eds.): Conceptual foundations of behavioral assessment (pp. 111–128). New York: Guilford.
  • Р. КОРСИНИ, А. АУЭРБАХ. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ. ИДИОГРАФИЧЕСКИЙ И НОМОТЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОДЫ В ПСИХОЛОГИИ (недоступная ссылка)
  • Номотетический метод // Философский энциклопедический словарь / гл. ред.: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. — М.: Советская энциклопедия, 1983.

Номотетический метод | Понятия и категории

НОМОТЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД (от греч. νομοθετική – законодательное искусство) – способ познания, имеющего целью установление общего (сходного, родственного) в явлениях, которое рассматривается как их закон. Понимание общего как закона явлений, предписываемого им «законодательствующим», «законополагающим» человеческим рассудком, восходит к И. Канту, отдавшему в своей гносеологии дань юридическому мировоззрению Нового времени. Однако специфический смысл, связанный с противоположением номотетического метода методу идиографическому, этому понятию придали вначале В. Виндельбанд, а затем Г. Риккерт, более детально разработавший дихотомию этих двух исследовательских подходов. Если номотетическое мышление имеет целью отыскание общих законов, то идиографическое занимается поисками отдельных исторических фактов; и если первое исследует «неизменную форму» реальных событий, то второе выясняет их «однократное, в самом себе определенное содержание». Как Виндельбанд, так и Риккерт подчеркивали, что речь идет здесь о «методологической противоположности», касающейся лишь технических приемов познания, но не его предметного содержания и что противоположность между неизменным и «единожды свершившимся» в известной мере относительна. Эта противоположность не была теоретико-методологически осознана вплоть до конца 19 века в силу доминирования «наук о природе», где безраздельно господствовал номотетический метод. Отдельный объект наблюдения имел для естествоиспытателя лишь значение «примера», репрезентирующего «тип» явлений подобного рода, в котором стерты индивидуальные черты и особенности. Естествоиспытателю были интересны не характеристики уникальной целостности исследуемого объекта, а выражение в нем общей закономерности, которой подчинены все остальные родственные ему явления. Знание такой закономерности, позволяющее исследователю предвидеть возможные состояния каждого из них, открывает возможность целенаправленного воздействия на «ход вещей», подвластных номотетическому познанию; возможность создавать орудия, с помощью которых человечество обеспечивает свою власть над природой. Отсюда преобладающий интерес в науке Нового времени вообще и в логике в частности к номотетическому методу с его ориентацией на постижение сущности явления, понятой как «общий закон».

Однако наряду с этим в 19 веке активизировались поиски и в диаметрально противоположном теоретико-методологическом направлении. Они были связаны с углубившимся интересом к истории и прогрессом историко-гуманитарных дисциплин, развивавшихся в составе «наук о духе». Результатом этого были интенсивные попытки «поднять» их на теоретико-методологический уровень, достигнутый номотетическим естествознанием, путем внедрения в них номотетического метода. Вместе с тем к концу 19 века умножились свидетельства невозможности полностью реформировать историческую науку путем внедрения номотетической методологии. Становилось все более очевидным, что номотетические науки, предлагающие историкам свой метод как «единственно научный», не учитывая его границ, впадают в «методологический натурализм». Согласно Риккерту, он возникает именно тогда, когда номотетический, или «генерализующий», метод, празднующий блестящую победу именно в естествознании, рассматривают в качестве «универсального» метода. Между тем, хотя вся действительность и может быть подчинена номотетическому методу, из этого нельзя делать вывод, будто построение общих понятий «тождественно с научной работой вообще». В то же время представители баденской школы неокантианства были убеждены в том, что и идиографические науки, имеющие целью воссоздание объекта в его единичности и уникальности, со своей стороны нуждаются в общих положениях, которые могут быть корректно сформулированы лишь в рамках «номотетических наук». Таким образом возникла совершенно новая теоретико-методологическая проблема установления баланса между номотетическим методом и идиографическим методом, постоянно нарушавшегося в 20 в. Согласно теоретикам баденской школы, это равновесие, нарушенное уже тогда, когда «логическая цель генерализирования» вытеснила и заменила необходимую «связь объектов с ценностями», возможно лишь на основе восстановления этой изначальной связи. В русле стремления преодолеть антагонизм номотетического и идиографического подходов в науках о культуре, резко обозначившегося на рубеже 19 и 20 вв., следует понимать и концепцию идеального типа, разработанную М.Вебером применительно к социологии, введенной им в круг культурологических дисциплин. Стремлением к сочетанию номотетического метода с логически противоположным ему идиографическим методом отмечена и послевеберовская социально-гуманитарная наука 1920 – начала 1930-х годов. В последующем развитии западной гуманитарной науки этот баланс неоднократно нарушался, обнажая фундаментальную противоположность номинализма и реализма, лежащую в основании всех остальных теоретико-методологических антиномий социально-гуманитарного знания.

Ю.Н. Давыдов

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. III, Н – С, с. 106-107.

Литература:

Виндельбанд В. Прелюдии. СПб., 1904;

Риккерт Г. Границы естественно-научного образования понятий. Логическое введение в исторические науки. СПб., 1903;

Риккерт Г. Философия истории. СПб., 1908.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *