Нравственная культура это что такое Нравственная культура: определение — Психология.НЭС
уровень нравственного развития общества и человека, отражающий степень освоения ими морального опыта культуры человечества, способность органичного и последовательного осуществления в поведении и межличностном общении ценностей, норм и принципов, готовность к постоянному самосовершенствованию. С древних времен люди искали ответы на вопросы Н.к. и находили их в учениях мудрецов. Одно из них — “учение середины” китайского философа Конфуция (6-5 вв. до н.э.) и его последователей. Это учение — закон бытия, необходимость природы; закон жизни благородного человека, “середина” — правильный путь, мудрость, требующая осторожности действий; “середина” требует человеколюбия, приводит к гармонии в отношениях с людьми и в государстве; к избеганию крайностей; “середина” требует искренности, это путь к истине.Аристотель основал систему, в которой нашли отражение “вечные” вопросы Н.к.: природа и источник нравственности; разум и свобода воли как основы нравственного поступка; смысл жизни и высшее благо; нравственный выбор, основанный на знании “общего”.
Под воздействием жизненного опыта и воспитания, нравственного и эстетического просвещения, собственной готовности к совершенствованию человек аккумулирует в своем сознании и поведении достижения Н.к. общества. Н.к. можно характеризовать как определенную “нравственную мудрость”, способность к достойным поступкам в любой ситуации. Не случайно многие философы называли этику “практической философией” (Сократ). “Наукой о должном” ее называл Кант, ибо она должна научить человека, как поступить сообразно разуму. В любых обстоятельствах Н.к. должна следовать не превратностям бытия, а априорному (доопытному и внеопытному) закону разума. Человек должен быть внутренне нравственным, его Н.к. есть вопрос долга, долг же превыше всего, в том числе — и чувств, потребностей и обстоятельств. Человек жертвует всем во имя долга. Жизнь без долга и достоинства, т.е. внутренней нравственности, не имеет смысла. Для Канта Н.к. определяла цель и предназначение человека.
Понятие Н.к. близко другому термину, возникшему во времена античной культуры, — этосу, обозначающему характер (человека или общества). Этос, как устойчивый нравственный характер, иногда противопоставлялся пафосу как душевному переживанию. В античной Греции под этосом понимали характер личности или общества, сформированный традициями. Древние греки определяли зависимость воздействия худ
Страница 3 из 14 Понятие нравственной культуры. Основные элементы профессионально-нравственной культуры аудитора Термин «нравственная культура» образовался на базе двух понятий: «нравственность» и «культура». Что такое мораль и нравственность, было уже рассмотрено в предыдущих статьях. А на понятии «культура», которое является более широким по содержанию, стоит остановиться подробнее. Само слово «культура», как известно, происходит от латинского «cultura», что в переводе на русский означает возделывание, обработка, совершенствование, образование, воспитание. Субъектом культуры, ее носителем являются как общество в целом, так и его структурные образования: нации, классы, социальные слои, профессиональные общности и каждый человек в отдельности. И во всех этих случаях культура выступает как качественная характеристика, степень совершенства любой сферы человеческой жизнедеятельности и самого человека. Человек является субъектом и объектом культуры. Специфика нравственной культуры заключается в том, что она раскрывает качественную сторону человеческой деятельности, показывая, насколько органично последняя выступает реализацией творческих потенций человека, насколько эта деятельность соответствует определенным требованиям и нормам. Уровень нравственного развития общества и личности может быть разным: высоким или низким, поскольку степень усвоения нравственных ценностей, выработанных обществом, и в особенности их реализации на практике в разное время, различна. Когда эта степень, этот уровень высоки, мы говорим о высокой нравственной культуре общества и наоборот. Сейчас, в переходный период, нравственное здоровье нашего общества и многих его граждан внушает серьезные опасения. Эгоизм в личных отношениях активно теснит коллективизм и гуманизм. Нравственная культура как общества, так и отдельных людей заметно снизилась. В структурном отношении нравственную культуру личности можно рассматривать исходя из различных оснований, добиваясь таким образом всесторонности, ибо только это, при прочих равных условиях, избавит нас от серьезных ошибок. С точки зрения соотношения духовного и практического в ней с полным основанием можно выделить следующие уровни: теоретический или рациональный, чувственно-психологический и деятельностный. Таким образом, можно с основанием утверждать, что нравственная культура – это духовный потенциал личности в действии. Нравственную культуру личности можно представить и как единство внутренней и внешней культуры. Под внутренней культурой понимается духовное богатство личности, ее знания и чувства, убеждения и взгляды, ее мировоззрение и жизненные идеалы, принципы, целенаправленность и т.п.; под внешней – степень и форма их реализации в повседневной деятельности, внешний облик, культура межличностного общения и отношений, культура поведения, определенные умения, навыки и приемы поведения, этикет. Культура как данность единства в то же время многоэлементна, многогранна. Она не есть какая-то отдельная сторона жизни общества или индивида. Это нечто целое, рассматриваемое под определенным углом зрения, а именно – со стороны развития человека как субъекта деятельности. Культура представляет собой проявление сущности человека во всех сферах жизни: материальном производстве, социально-политической, духовной и других ее областях. И хотя человек может действовать в какой-то определенной сфере жизни, он тысячами нитей связан с другими ее сферами в качестве субъекта или объекта деятельности. Его культура в определенном смысле выступает как своеобразное единство культур: политической, правовой, нравственной, эстетической и, само собой разумеется, профессиональной. Перечисленные структурные элементы культуры, за исключением профессиональной, можно объединить понятием общей культуры, хотя какие-то ее составляющие несомненно входят и в содержание культуры профессиональной. В узком смысле слова под общей культурой понимается личностный уровень общего образования, владения языком, общетехнической подготовки, поведения, физического развития, проявляющийся интегративно в общей культуре, ценностных ориентациях, деятельности и общении. Общая культура вбирает в себя все то, без чего человеку нельзя жить в социокультурной среде. Она представляет собой определенный уровень развития сущностных сил человека, проявляющийся в знаниях, навыках, умениях, привычках, качествах, необходимых человеку в повседневной жизни. Это, наконец, уровень воспитанности человека, его умение должным образом вести себя как в профессиональной среде, так и вне ее. Именно эта культура имеет важное значение для профессии аудитора. Она проявляется буквально во всем: в моральных воззрениях, на работе, в быту, в организационно-управленческой деятельности, в общении аудиторов в своем коллективе и с клиентами. Деление культуры на профессиональную и другие структурные элементы относительно. Бывает, что профессиональная культура совпадает с каким-то конкретным элементом общей культуры. Например, для политического деятеля профессиональной культурой является его политическая культура, для юриста – правовая культура, для аудитора – его профессиональная компетентность. Но всех случаях неотъемлемым элементом общей и профессиональной культуры является культура нравственная. Таким образом, нравственная культура – это характеристика личности человека с точки зрения ее целостного нравственного развития, сознания и поведения, а также совокупность нравственных качеств (черт), присущих людям определенного общества, класса, социальной группы, профессии, характеризующих уровень их нравственного сознания и поведения. Она включает в себя нравственные знания, чувства и убеждения, потребности, нравственные качества и навыки поведения, этикетные нормы, которые проявляются в отношениях с другими людьми. Если, например, в политической культуре человека выражается его отношение к государственному и общественному строю, политическим партиям и движениям, к функционированию властных структур и т.п., а эстетическая культура личности характеризует ее отношение к природе, обществу, самому человеку, к искусству с точки зрения прекрасного и безобразного, то нравственная культура той же личности реализуется в ее отношении к другим людям, в повседневном общении с ними, базируясь на таких нравственных ценностях, как добро, долг, достоинство, честность, честь, совесть, справедливость. Остановимся более подробно на структуре и содержании нравственной культуры личности: культуре нравственного сознания, культуре нравственных отношений и культуре общения. Безусловно, нравственная культура характеризуется определенным уровнем и содержанием нравственных знаний и чувств, убеждений, потребностей, нравственных качеств и норм поведения, привычек и навыков. Другими словами, нельзя говорить о нравственной культуре без соответствующего развития морального сознания. В моральном сознании личности можно вычленить два уровня: теоретический (рациональный) и психологический (чувственный). Оба они тесно связаны между собой, воздействуют друг на друга и позволяют наиболее полно и глубоко, умом и сердцем оценивать социальные явления с позиций добра и зла и воздействовать на поступки и дела человека с этих же позиций. Тем не менее было бы ошибкой не замечать различий между ними. Содержанием теоретического или рационального уровня морального сознания являются этические знания, взгляды и идеалы, принципы и нормы, нравственные потребности. Содержание этого уровня морального сознания формируется целеустремленно как соответствующими общественными государственными институтами (детсадом, школой, вузом, профессиональный аудиторским коллективом), так и усилиями самой личности. Элементы данного уровня более устойчивы, они теснее связаны с политическим и правовым сознанием. Они более глубоки и основательны, ибо отражают наиболее существенные связи, закономерности, тенденции моральной жизни общества. Именно в силу этого они могут контролировать и ориентировать, сдерживать нравственные чувства и эмоции личности. Этические знания – это знания о сущности, содержании и структуре морали, ее происхождении и закономерностях развития, ее социальной роли. Чем они обширнее и глубже, тем более обоснованно человек может осуществить моральный выбор. Этические взгляды и принципы, моральные потребности личности – плод глубокого осмысления социальной жизни с точки зрения нравственных категорий добра и зла, долга, чести и достоинства, совести и т.п. Моральный идеал личности – это своеобразная персонификация общественного идеала при активном воздействии нравственных чувств. «Идеал – это путеводная звезда, – говорил Л.Н. Толстой. – Без нее нет твердого направления, а нет направления – нет жизни». Моральные потребности, являясь, как и убеждения, результатом деятельности ума и сердца, становятся важной целью передаточного механизма от нравственного сознания к нравственному поведению. Культура моральных потребностей – стремление личности бескорыстно выполнять свой гражданский и профессиональный долг, постоянно соблюдать требования общественной морали и профессиональной этики. Чем более возвышенный характер носят нравственные потребности, тем выше уровень нравственных качеств, профессионально-этический потенциал личности. Как было отмечено выше, вторым уровнем морального сознания является психологический, или чувственный, уровень. Иногда его называют уровнем обыденного морального сознания. Он включает в себя богатый спектр моральных чувств, эмоций, симпатий и антипатий, представлений о нравственном и безнравственном, моральных правил, нравов, обычаев и т.д., выработанных и закрепленных личностью в процессе жизненного опыта. Это своего рода первоэлементы морального сознания. Они формируются стихийно в процессе повседневной жизни. В чувствах, эмоциях, симпатиях и антипатиях эмоционально и непосредственно происходит формирование нравственной позиции личности. Иногда это проявляется очень импульсивно: человек радуется или гневается, плачет или смеется, впадает в прострацию, замыкается, а иногда, как говорится, дает волю рукам. Моральные чувства весьма многочисленны и классифицируются по самым разным основаниям. Одни делят их по жизненной сфере проявления: морально-политические, морально-трудовые, морально-боевые, собственно моральные. Другие сводят в три группы: ситуативные, интимные и чувства общественного переживания. Третьи их классифицируют, исходя из глубины переживаний. Все эти и другие подходы имеют право на жизнь, ибо помогают более глубоко и всесторонне познать их сущность и социальную роль. Например, интимные чувства – это чувства любви, дружбы, верности, ненависти или преданности и т.п. Они возникают в отношениях к другим людям, в них выражаются симпатия и антипатия, приязнь и неприязнь. Дружба и товарищество – безусловно интимные чувства. Дружба и товарищество, прошедшие через тяжелые испытания, трудные времена, когда и «хлеба горбушку и ту пополам», когда складывалась ситуация: «сам погибай, а товарища выручай», остаются на всю жизнь. Совсем иной характер имеют чувства общественного переживания. Они, по сути дела, являются гражданскими чувствами, ибо в них отражаются отношения не столько к другим людям, сколько к явлениям большого гражданского звучания: это чувство патриотизма и интернационализма, социальной справедливости и солидарности, национальной гордости и т.д. Они сложны по своему содержанию и многообразны по своему проявлению и представляют своеобразный сплав личного и общественного. Следует подчеркнуть также, что в отличие, например, от интимных чувств, которые подвижны, динамичны, чувства гражданские более устойчивы, стабильны и не подвержены воздействию малосущественных, преходящих факторов. Моральные чувства, в отличие от этических знаний, непосредственно отражают те или иные стороны реальной действительности и порой оказывают существенное влияние на дела и поступки человека. Человек с хорошо развитой системой чувств безусловно богаче рационального сухаря. Но верно и другое: жить только чувствами нельзя. Они должны неизбежно контролироваться разумом. Иногда просто необходимо «наступить на горло собственной песне». Люди, не умеющие сдержать себя, импульсивные, действующие порой в состоянии аффекта, как правило, сожалеют о содеянном. Однако на этом основании нельзя недооценивать положительной роли моральных чувств. Они обладают огромной побудительной силой. Моральные чувства человека – это его богатство. Но таковыми они становятся, если они окультурены, управляемы. Культура моральных чувств непосредственно говорит о глубине нравственной воспитанности человека, его нравственной культуре. Скудость и низкий уровень культуры моральных чувств – причина многих жизненных неурядиц, неудач, а то и трагедий. Часто именно это обстоятельство ведет к эгоцентризму, создает вокруг человека атмосферу непонимания, пустоты. И наоборот: человек с развитой культурой чувств – это уважаемый человек, он коммуникабелен, корректен, лоялен, с ним интересно и комфортно, с его мнением считаются, на него равняются в своем поведении. Моральные чувства, помноженные на теоретические элементы морального сознания, проявляются и, многократно реализуясь в поступках, в конце концов закрепляются в человеке как его нравственные качества. Нравственные качества – это целостные духовно-практические образования, проявляющиеся в самых разных сферах человеческой жизнедеятельности. В Кодексе аудиторов специально рассматриваются этические аспекты работы профессиональных аудиторов, которые являются сотрудниками организаций, предоставляющих бухгалтерские и аудиторские услуги. Аудиторы должны быть лояльны по отношению к работодателю, а также по отношению к коллегам, причем иногда между этими обязательствами может возникать конфликт, который может быть успешно разрешен в зависимости от того, какими нравственными качествами обладает тот или иной аудитор. Можно порекомендовать аудиторам в этих случаях проверять соответствие соей деятельности критериям принципа независимости, изложенным в Кодексе этики или аналогичных документах российских профессиональных аудиторских объединений. Существующее российское законодательство не содержит каких-либо запретов или ограничений для аудиторских организаций, в значительной степени зависящих от одного или группы взаимосвязанных клиентов (например членов одного и того же холдинга). В то же время у нас достаточно часто встречаются «карманные» аудиторские фирмы, специально созданные при конкретном клиенте или группе клиентов, и проблема независимости таких аудиторов стоит очень остро. Аудитор должен предоставлять профессиональные услуги в соответствии с применимыми техническими и профессиональными стандартами. Он обязан тщательно и умело выполнять инструкции клиента или работодателя в той мере, в какой такие требования совместимы с требованиями в отношении порядочности, объективности и в определенных случаях (проведение обязательного аудита либо оказание других услуг, предполагающих предоставление по их результатам выводов или отчетов третьим лицам) – независимости. Порядочность предполагает не просто честность аудитора, но еще справедливое ведение дел и правдивости. Принцип объективности налагает на аудиторов обязательство быть справедливыми, интеллектуально честными и не иметь конфликтов интересов. Аудиторы сталкиваются с ситуациями, которые предполагают оказание на них возможного давления. Такого рода давление может повлиять на их объективность. Нельзя описать все ситуации, в которых возникает такое давление, и дать предписание на все подобные случаи. При установлении стандартов для выявления отношений, которые могут или по видимости могут нанести ущерб объективности аудитора, следует руководствоваться здравым смыслом. Нужно избегать отношений, которые допускают предвзятость, небеспристрастность или влияние других лиц в ущерб объективности. Принято выделять четыре группы нравственных качеств: морально-политические, морально-трудовые, собственно моральные и профессионально-нравственные. Если первые три группы обнаруживаются практически у всех граждан, то последняя присуща представителям определенных профессий, к которым относятся и аудиторы. Важным структурным элементом нравственной культуры личности является культура нравственных отношений. Нравственные отношения есть особый вид общественных отношений, которые практически не существуют в чистом виде, но являются составной частью любых человеческих отношений, поддающихся нравственной оценке. Нравственные отношения – это своеобразная связь между моральным сознанием и нравственным поведением. Сначала они формируются в сознании личности, а обнаруживают себя в конечном счете в нравственном поведении. Нравственные отношения – это, по сути, процесс перехода моральных побуждений в моральное действие. Нравственные отношения принято классифицировать по содержанию, по форме и, наконец, по способу связи между людьми. По содержанию можно указать на нравственные отношения, существующие в системе экономических, политических, правовых, профессиональных, семейно-брачных и т.п. отношений. И во всех случаях они характеризуют именно нравственную сторону этих отношений: любовь к Родине, честность и порядочность в финансовых расчетах, чувство чести и профессиональной гордости и т.д. Форма нравственных отношений зависит от того, каким образом выступает перед человеком нравственное требование, насколько обобщенный или конкретизированный характер оно имеет. Соответственно различным видам нравственного требования отношение индивида к обществу каждый раз принимает особый характер. Помимо этого нравственные требования проявляются также в таких моральных категориях, как долг, честь, достоинство, совесть и т.д. Наконец, следует сказать и о способах связи между людьми в процессе нравственных отношений. Нравственные отношения всегда предполагают как минимум отношения между двумя субъектами, но в действительности они, как правило, всегда многосторонни. Нравственные отношения – это поистине интегрирующий элемент морали, ее ведущее звено. Они соединяют воедино сознание и деятельность, играют решающую роль в регулировании отношений между людьми вообще. В нравственных отношениях наглядно проявляется их поведенческий, практический характер. Из чего же складывается нравственная культура аудитора? Это, прежде всего, система нравственных ориентации, характеризующаяся наличием доминанты (она обусловлена профессиональной деятельностью), которая определяет характер всех остальных элементов и связей между ними. Эта система элементов нравственной культуры аудитора развертывается, реализуется, включается в поступки в процессе его профессионального взаимодействия и общения. Поскольку нравственность является неотъемлемой частью культуры общества и функционирует в соответствии с общекультурными законами, есть смысл кратко остановиться на проблеме сущности культуры. Рассмотрим три аспекта сущности культуры – аксиологический, технологический и творческий. Представители аксиологической концепции культуры справедливо считают, что ценности имманентно присущи культуре, в ценностях культуры проявляется социальная природа продуктов деятельности человека. При этом абсолютизируются готовые продукты человеческой деятельности, принижается роль творческой активности субъекта. Сторонники технологического подхода, выступая против аксиологической концепции, включают в содержание культуры наряду с субстанциальными и функциональные характеристики: культура – это внебиологический способ деятельности людей, протекающий на основе средств и механизмов, через которые она мотивируется, координируется, направляется и реализуется. В технологию культуры входят как орудия и средства общественного производства, так и нормы, идеалы, обычаи, стереотипы поведения, мировоззренческие установки, посредством которых регулируется поведение людей в процессе достижения социальных целей и идеалов. Такой подход оправдан, однако его главный недостаток в том, что внутренняя структура культуры не систематизирована в иерархическом порядке, в ее содержании все рядоположено. Творческая концепция культуры трактуют культуру как саморазвитие сущностных сил человека, в ее содержание входит все то, что способствует универсальному, целостному, всестороннему развитию личности в процессе социально значимой творческой деятельности. При этом нормы и регламентации, теории, законы, канонизированные тексты и символические конструкции – все это лежит за пределами культуры, т.е. технологическая сторона выпадает из ее содержания. Если же синтезировать все рациональное из этих концепций, то появляется возможность рассматривать культуру в единстве аксиологического, творчески-преобразующего и технологического элементов ее содержания. Применительно к специфике нравственной культуры высшие ценности – это идеалы и цели человеческой деятельности, технология – принципы и нормы (подчиненные ценности), в соответствии с которыми она осуществляется, а творческая активность – преобразующая сила, моральное творчество и моральное освоение мира, его совершенствование. Последняя зависит от соотношения первых двух. Такой подход позволяет рассматривать моральное сознание и нравственные отношения в органическом единстве, практическое доведение и сознание как определенную целостность. Назовем наиболее важные из элементов этой целостности. Культура этического мышления – способность верно осуществлять моральный выбор, основываясь на осознании этической ценности морального должного. Культура моральных убеждений – содержание представлений и ценностей индивидуального морального сознания, которые определяются моральным должным. Культура морального чувства – способность испытывать удовлетворение (неудовлетворение) от всех составляющих нравственного поступка: морального мотива, цели, средств ее достижения, нравственного результата. Культура нравственного поступка – это способность личности действовать в соответствии с нравственной программой (основанной на моральных знаниях, убеждениях и чувствах), в которой сочетаются конкретные цели с перспективными моральными целями. Для аудиторов подобная программа во многом определяется нормами и принципами их профессиональной этики. Моральные принципы – принципы, которые раскрывают в общей форме содержание той или иной моральной системы, выражают требования, касающиеся назначения, смысла и характера взаимоотношений между людьми. Они дают общее направление нравственной деятельности в профессиональной сфере и служат основанием для частных норм поведения аудиторов. В этой связи вполне обоснованно можно говорить о профессионально-нравственной культуре аудитора, слагаемыми которой выступают перечисленные выше элементы. Доминантой этой культуры является профессиональная компетентность аудитора, которая «пронизывает» собой все другие элементы ее. Разумеется, одной только профессиональной компетентности для обеспечения этичных действий мало, поскольку она может быть использована и в аморальных целях. Поэтому она должна рассматриваться во взаимосвязи с этими элементами. Так, в Кодексе этики МФБ подчеркнута важность соблюдения аудиторами этических требований. При этом для профессии бухгалтеров (и аудиторов) характерны некоторые определенные черты, в том числе: — владение определенными знаниями и навыками, приобретенными в ходе получения образования и специальной подготовки; — приверженность представителей профессии общему кодексу ценностей и поведения; — осознание своего долга перед обществом. Навыки – действия, которые аудитор настолько усвоил в процессе специальной подготовки, что начал осуществлять их более или менее автоматизированно. В отличие от привычки, которая включает потребность и склонность человека к действию, навыки касаются технической стороны его деятельности и лежат вместе со знаниями в основе умений. Привычки – укоренившиеся в психике способы поведения, которые проявляются в виде однотипных действий человека, повторяющихся в сходных ситуациях. В нравственной деятельности посредством навыков может регулироваться выбор способов, путей, средств действия. Добросовестное отношение аудитора к труду, например, предполагает не только готовность его служить обществу и интересам своей профессии, но и выбор наиболее эффективных приемов и методов своего труда, умение выполнять требуемые профессиональные операции, т.е. быть профессионально компетентным. В Кодексе МФБ сказано: «профессиональные бухгалтеры не должны делать вид, что они имеют опыт или экспертные знания, которыми они в действительности не обладают». Аудитору не следует никого вводить в заблуждение в отношении особенностей своей квалификации. Вместе с тем, аудитору следует браться только за ту работу, выполнить которую ему позволяют его личностные качества. То есть речь идет о профессионально-нравственных качествах личности аудитора. Профессиональная компетентность включает две фазы: достижение уровня профессиональной компетентности и совершенствование уровня профессиональной компетентности. Достижение уровня профессиональной компетентности требует выполнения изначально высоких требований в отношении общего образования, за которым должны следовать специальное образование или подготовка, повышение квалификации и проведение экзаменов по соответствующим дисциплинам, а также практическая работа по специальности. Все это должно стать обычным способом получения профессии аудитора. Отметим, что здесь требования Кодекса этики МФБ находятся в полном соответствии с требованиями действующего российского законодательства. Для поддержания уровня профессиональной компетентности необходимо постоянно следить за развитием своей профессии, в том числе за национальными и международными положениями о бухгалтерском учете и аудите, за иными соответствующими законодательными требованиями, нормативными актами. Аудитор должен действовать так, чтобы обеспечить контроль качества при предоставлении профессиональных услуг согласно применимым национальным и международным положениями. Требования постоянного поддержания и повышения квалификации также предусмотрены российским законодательством. Аудиторской организации предписано заботиться о высоком уровне квалификации сотрудников – аудиторов, экспертов и привлекаемых специалистов. Для этого должны быть предусмотрены специальные кадровые процедуры. Штатное расписание организации может иметь многоступенчатую структуру с обязательным описанием предъявляемых к специалистам квалификационных требований. Это позволяет наделить специалистов должностными обязанностями в соответствии с уровнем их квалификации и четко определить перспективы служебного роста. Целесообразно проводить квалификационные экзамены для лиц, принимаемых на работу. Экзамены (например тестирование по вопросам бухгалтерского учета, налогообложения, аудита и права) могут проходить в несколько этапов. На первом этапе проводится общее тестирование для определения уровня знаний претендента и, соответственно, диапазона должностей, на которые он может претендовать. Поэтому в общий тест должны быть включены группы вопросов различной степени сложности. При оценке ответов следует установить границы минимальных знаний для каждого уровня. На втором этапе можно прибегнуть к углубленному тестированию в целях определения уровня знаний для каждой конкретной должности. Углубленное тестирование возможно и на первом этапе для лиц, претендующих только на определенные должности, например на должность ведущего специалиста. Степень владения этическими знаниями целесообразно проверять посредством письменного опроса. Вопросы следует ставить таким образом, чтобы при ответе претендент смог проявить широту кругозора, способность обосновывать свою точку зрения. Другими словами, важно задавать вопросы, на которые нет однозначных ответов, где возникает моральная проблема выбора. При оценке ответов на письменные вопросы нужно учитывать способность к анализу ситуации, умение мыслить диалектически. В современных условиях аудиторские фирмы разрабатывают такие меры, как разработка этических нормативов применительно к своей организации, обучение этичному поведению. Этические нормативы – система требований, охватывающих общие принципы, ценности и правила этики, которых, по мнению организации, должны придерживаться ее работники. Этические нормативы разрабатываются для формирования целей аудиторской фирмы, создания нормальной этической атмосферы и определения рекомендаций по принятию решения. Обычно аудиторские фирмы доводят этические нормативы до своих работников в письменном виде, некоторые из них создают рабочие группы по этическим нормативам. На первое место ставятся такие требования к уровню профессионально-нравственной культуры аудиторов, как порядочность и надежность в деле. Итак, к основным элементам профессионально-нравственной культуры аудитора относятся: профессиональная компетентность культурно-моральных потребностей, культура этического мышления, культура моральных убеждений, культура морального чувства, культура нравственного поступка. Все они находятся в диалектической взаимосвязи и взаимодействии и не проявляются в обособленном, чистом виде. Механизмом их реализации в практической деятельности выступают навыки и привычки. Навыки и привычки, в совокупности с объемом специальных знаний, составляют основу профессиональной компетентности аудитора. Профессионально-нравственная культура аудитора реализуется также через этику и психологию, этикет его деловых отношений. Профессиональная компетентность аудитора, которая выступает в качестве доминанты его профессионально-нравственной культуры, непосредственно связана с проблемными ситуациями морального выбора. |
Что такое нравственная культура человека. Нравственная культура как философско-педагогическая проблема
Нравственная культура является одним из главных оснований духовной жизни общества. Наряду с правом, сфера нравственности выступает основным механизмом регуляции поведения человека, создавая образцы «неписаных», стихийно сложившихся (в отличие от права) норм и идеалов поведения. Принципы морали носят характер долженствования и преподносятся как всеобщее требование даже в том случае, если в реальности присущи только определенной социально группе.
Мораль как форма регуляции поведения является конституирующим элементом человеческой культуры. В момент своего появления она была тесно связана с религиозными верованиями. Первые запреты и нормы общения с предками и соплеменниками сделали возможным существование общества как системы именно культурно задаваемых взаимоотношений. Иными словами, мораль создает духовное пространство, в рамках которого человеческое бытие разворачивается именно как человеческое.
Регулирующая функция морали воплощается в создании целой системы норм, принципов, идеалов и ценностей.
Моральные нормы – должное поведение, нарушение которого, по мнению группы, несет ей зло. Они формулируются как конкретные правила поступков: уступай место старшим, здоровайся при встрече, не обижай младших, не опаздывай, не употребляй нецензурные выражения, носи паранджу, не убей, не укради.
Моральные принципы (эгоизм, альтруизм, гуманизм, коллективизм, индивидуализм, подвижничество, самоотверженность, требовательность) задают направление нравственной деятельности.
Моральные идеалы создают образ нравственно совершенной личности и выражают конечную цель поступков. Так, христианский моральный идеал воплощен в образе Христа – учителя справедливости и великомученика. Этот идеал связан с самоограничением, покорностью, терпением, состраданием и любовью к ближнему. Нужно иметь в виду, что моральный идеал есть только бесконечно отодвигающийся горизонт, линия поведения, процесс достижения, а потому воплощен в действительность он быть не может.
Высшие моральные ценности выступают личными ориентирами жизни, предельно общими целями нравственной деятельности каждого человека. Речь идет о таких ценностях как счастье, смысл жизни, свобода. Именно высшие моральные ценности являются верховным регулятором морального поведения, чувств и мыслей.
Нравственная культура реализует себя в сфере сознания, чувствах и поступках. Моральное сознание функционирует на уровне теоретического обоснования нравственных норм, ценностей, идеалов, а также в форме субъективного понимания человеком нравственных ценностей, оценок, мотивов поведения. Мораль предполагает также наличие нравственных чувств (стыд, вина, совесть). Моральная практика выступает как сфера нравственных отношений, реализующихся в поступках. Человек, не действующий практически, не может считаться моральным.
Нравственная культура – явление историческое . Каждая эпоха и каждый народ создают свои представления о добре и зле и свои механизмы функционирования морали. Так, в традиционных обществах моральные нормы и ценности рассматриваются как неизменные, причем приятие их происходит фактически без личного выбора (нет альтернативы). Индивидуальные поступки жестко подчиняются более существенным надиндивидным процессам. Здесь центр бытия человека, критерии его воли и суждений, высшие ценности нахо
Нравственная культура — с русского на все языки
Нравственная культура — это состояние общества с точки зрения соблюдения им (большинством членов общества) моральных норм и правил. Нравственная культура выражается в обычаях, нормах поведения, нравах, ценностных ориентациях, в оценках добра и зла, в понимании счастья,… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА — определенный уровень отношения к сложившейся в обществе системе ценностей и традиций морали, выражающейся в объеме знаний, интересе к ним и их выборе в качестве мотива своего поведения. Нравственная культура гармонично сочетает и утверждает такие … Профессиональное образование. Словарь
НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ — степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры об ва; показатель того, насколько глубоко и органично требования нравственности воплотились в поступках человека благодаря формирующему влиянию на него об ва. Под воздействием… … Словарь по этике
Культура коммунистической формации — Слово «культура» от латинского cultura возделывание, обработка, земледелие, уход, улучшение. В этом понятии отражается тесная связь культуры с человеческим трудом, с активной, преобразующей деятельностью людей. Культура это, с одной стороны,… … Научный коммунизм: Словарь
КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ — совокупность форм повседневного поведения человека (в труде, в быту, в общении с др. людьми), в к рых находят внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения. Если нравственные нормы определяют содержание поступков, предписывают … Словарь по этике
КУЛЬТУРА НРАВСТВЕННАЯ — уровень нравственного развития об ва и человека, отражающий степень освоения ими морального опыта культуры человечества, способность органичного и последоват. осуществления в поведении и межличностном общении ценностей, норм и принципов,… … Энциклопедия культурологии
Культура Древней Греции — Культура Древней Греции это совокупность достижений в области материальной культуры греческого рабовладельческого общества в период его образования, расцвета и упадка. Содержание 1 Мифология 2 Философия 3 Искусство … Википедия
КУЛЬТУРА НОРМАТИВНАЯ — (от лат. norma правило, образец) сфера культуры, охватывающая весь спектр поведенческих норм: право, мораль, включающую в себя также и нравственные предписания религии, этикет, правила, связанные с принадлежностью к различн. ассоциациям. Внутри К … Российская социологическая энциклопедия
КУЛЬТУРА — (лат. cultura возделывание, обработка, воспитание, развитие) исторически определенная ступень развития об ва и человека, выраженная (опредмеченная) в результатах материальной и духовной деятельности людей, в создаваемой ими «второй природе».… … Эстетика: Словарь
Народная культура — культура, создаваемая в течение тысячелетий, путем естественного отбора, анонимными творцами – людьми труда, представителями народа, не имеющими специального и профессионального образования. Народную культуру составляют: религиозная… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Список литературы по курсу «Основы православной культуры» — Официальным учебником по курсу Основы православной культуры (ОПК) является учебник, подготовленный протодиаконом Андреем Кураевым. Православным Свято Тихоновским гуманитарным университетом подготовлено методическое пособие для учителей. Кураев А … Википедия
НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА — с русского на все языки
Нравственная культура — это состояние общества с точки зрения соблюдения им (большинством членов общества) моральных норм и правил. Нравственная культура выражается в обычаях, нормах поведения, нравах, ценностных ориентациях, в оценках добра и зла, в понимании счастья,… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА — определенный уровень отношения к сложившейся в обществе системе ценностей и традиций морали, выражающейся в объеме знаний, интересе к ним и их выборе в качестве мотива своего поведения. Нравственная культура гармонично сочетает и утверждает такие … Профессиональное образование. Словарь
НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ — степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры об ва; показатель того, насколько глубоко и органично требования нравственности воплотились в поступках человека благодаря формирующему влиянию на него об ва. Под воздействием… … Словарь по этике
Культура коммунистической формации — Слово «культура» от латинского cultura возделывание, обработка, земледелие, уход, улучшение. В этом понятии отражается тесная связь культуры с человеческим трудом, с активной, преобразующей деятельностью людей. Культура это, с одной стороны,… … Научный коммунизм: Словарь
КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ — совокупность форм повседневного поведения человека (в труде, в быту, в общении с др. людьми), в к рых находят внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения. Если нравственные нормы определяют содержание поступков, предписывают … Словарь по этике
КУЛЬТУРА НРАВСТВЕННАЯ — уровень нравственного развития об ва и человека, отражающий степень освоения ими морального опыта культуры человечества, способность органичного и последоват. осуществления в поведении и межличностном общении ценностей, норм и принципов,… … Энциклопедия культурологии
Культура Древней Греции — Культура Древней Греции это совокупность достижений в области материальной культуры греческого рабовладельческого общества в период его образования, расцвета и упадка. Содержание 1 Мифология 2 Философия 3 Искусство … Википедия
КУЛЬТУРА НОРМАТИВНАЯ — (от лат. norma правило, образец) сфера культуры, охватывающая весь спектр поведенческих норм: право, мораль, включающую в себя также и нравственные предписания религии, этикет, правила, связанные с принадлежностью к различн. ассоциациям. Внутри К … Российская социологическая энциклопедия
КУЛЬТУРА — (лат. cultura возделывание, обработка, воспитание, развитие) исторически определенная ступень развития об ва и человека, выраженная (опредмеченная) в результатах материальной и духовной деятельности людей, в создаваемой ими «второй природе».… … Эстетика: Словарь
Народная культура — культура, создаваемая в течение тысячелетий, путем естественного отбора, анонимными творцами – людьми труда, представителями народа, не имеющими специального и профессионального образования. Народную культуру составляют: религиозная… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Список литературы по курсу «Основы православной культуры» — Официальным учебником по курсу Основы православной культуры (ОПК) является учебник, подготовленный протодиаконом Андреем Кураевым. Православным Свято Тихоновским гуманитарным университетом подготовлено методическое пособие для учителей. Кураев А … Википедия
КУЛЬТУРА НРАВСТВЕННАЯ — с русского на все языки
КУЛЬТУРА НРАВСТВЕННАЯ — уровень нравственного развития об ва и человека, отражающий степень освоения ими морального опыта культуры человечества, способность органичного и последоват. осуществления в поведении и межличностном общении ценностей, норм и принципов,… … Энциклопедия культурологии
Культура Древней Греции — Культура Древней Греции это совокупность достижений в области материальной культуры греческого рабовладельческого общества в период его образования, расцвета и упадка. Содержание 1 Мифология 2 Философия 3 Искусство … Википедия
Нравственная культура — это состояние общества с точки зрения соблюдения им (большинством членов общества) моральных норм и правил. Нравственная культура выражается в обычаях, нормах поведения, нравах, ценностных ориентациях, в оценках добра и зла, в понимании счастья,… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Культура коммунистической формации — Слово «культура» от латинского cultura возделывание, обработка, земледелие, уход, улучшение. В этом понятии отражается тесная связь культуры с человеческим трудом, с активной, преобразующей деятельностью людей. Культура это, с одной стороны,… … Научный коммунизм: Словарь
НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА — определенный уровень отношения к сложившейся в обществе системе ценностей и традиций морали, выражающейся в объеме знаний, интересе к ним и их выборе в качестве мотива своего поведения. Нравственная культура гармонично сочетает и утверждает такие … Профессиональное образование. Словарь
КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ — совокупность форм повседневного поведения человека (в труде, в быту, в общении с др. людьми), в к рых находят внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения. Если нравственные нормы определяют содержание поступков, предписывают … Словарь по этике
КУЛЬТУРА НОРМАТИВНАЯ — (от лат. norma правило, образец) сфера культуры, охватывающая весь спектр поведенческих норм: право, мораль, включающую в себя также и нравственные предписания религии, этикет, правила, связанные с принадлежностью к различн. ассоциациям. Внутри К … Российская социологическая энциклопедия
КУЛЬТУРА — (лат. cultura возделывание, обработка, воспитание, развитие) исторически определенная ступень развития об ва и человека, выраженная (опредмеченная) в результатах материальной и духовной деятельности людей, в создаваемой ими «второй природе».… … Эстетика: Словарь
НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ — степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры об ва; показатель того, насколько глубоко и органично требования нравственности воплотились в поступках человека благодаря формирующему влиянию на него об ва. Под воздействием… … Словарь по этике
Народная культура — культура, создаваемая в течение тысячелетий, путем естественного отбора, анонимными творцами – людьми труда, представителями народа, не имеющими специального и профессионального образования. Народную культуру составляют: религиозная… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Корольков, Александр Аркадьевич — (р. 22.03.1941) философ и писатель, спец. по филос. медицины, иссл. рус. дух. культуры; д р филос. наук, проф. Род. на ст.Баюново Косихинского р на Алтайского края. Окончил филос. ф т ЛГУ (1965), асп. там же. С 1968 по 1991 работал в ЛГУ, в 1983… … Большая биографическая энциклопедия