Объективные и субъективные составляющие конфликта: Конфликтология / Емельяненко Л. М =lybs.ru= =lybs.ru= – Объективные и субъективные составляющие межличностного конфликта

Автор: | 02.11.2020

Объективные составляющие конфликта

Конфликт как многомерное явление имеет свою структуру. Однако само понятие «структура» трактуется по-разному. Так, при анализе объектов материальной и социальной жизни часто под структурой понимается совокупность элементов, составляющих объект. Например, в социальной структуре общества обычно выделяют различные классы и другие социальные слои. Иногда структура рассматривается как устройство, порядок расположения элементов.

Применительно к конфликту такие подходы неприемлемы, так как наряду с тем, что он является системой, конфликт представляет собой и процесс. Поэтому структура конфликта понимается как совокупность устойчивых связей конфликта, обеспечивающих его целостность, тождественность самому себе, отличие от других явлений социальной жизни, без которых он не может существовать как динамически взаимосвязанная целостная система и процесс. Основные компоненты структуры конфликта могут быть представлены так, как на рис. ниже.

Кроме понятия «конфликт» часто используется и «конфликтная ситуация» — частное понятие по отношению к конфликту. Конфликтная ситуация представляет собой фрагмент конфликта, цельный эпизод его развития, своеобразный «фотографический снимок» конфликта на определенный момент времени. Поэтому структура конфликта может рассматриваться и как структура конфликтной ситуации.

Каждая конфликтная ситуация имеет объективное содержание и субъективное значение. Рассмотрим их более подробно. Начнем с объективного содержания конфликтной ситуации.

Участники конфликта

В любом социальном конфликте, будь то межличностный или межгосударственный конфликт, основными действующими лицами являются люди. Они могут выступать в конфликте как частные лица (например, в семейном конфликте), как официальные лица (конфликт по вертикали) или как юридические лица (представители учреждений или организаций). Кроме того, они могут образовывать различные группировки и социальные группы вплоть до таких образований, как государства.

Степень участия в конфликте может быть различной: от Непосредственного противодействия до опосредованного влияния на ход конфликта. Исходя из этого выделяют: основных участников конфликта; группы поддержки; других участников.

Основные участники конфликта. Их часто называют сторонами или противоборствующими силами. Это те субъекты конфликта, которые непосредственно совершают активные (наступательные или защитные) действия друг против друга. Некоторые авторы вводят такое понятие, как «оппонент», что в переводе с латинского означает возражающий, противник в споре.

Противоборствующие стороны — ключевое звено любого конфликта. Когда одна из сторон уходит из конфликта, то он прекращается. Если в межличностном конфликте один из участников заменяется новым, то и конфликт изменяется, начинается новый конфликт. Это происходит потому, что интересы и цели сторон в межличностном конфликте индивидуализированы.

В межгрупповом или межгосударственном конфликте уход или появление нового участника не влияет на конфликт. В таком конфликте незаменимость относится не к личности, а к группе или государству.

Часто в конфликте можно выделить сторону, которая первой начала конфликтные действия. Ее называют инициатором конфликта. В литературе можно встретить такой термин, как «зачинщик». По-видимому, данное понятие менее удачное, так как априори несет определенную негативную смысловую нагрузку. Если одна из сторон инициирует конфликт, то это еще не значит, что она неправа. Например, если новатор, не сумев бесконфликтно добиться внедрения инновации, идет на противоборство, то оценка его действий будет положительной.

Однако в длительных затяжных межгрупповых конфликтах сложно определить инициатора. Многие из таких конфликтов имеют свою историю, насчитывающую десятилетия, поэтому сложно бывает выявить тот шаг, который привел к борьбе.

Часто выделяют такую характеристику оппонента, как его ранг.

Ранг оппонента — это уровень возможностей оппонента по реализации своих целей в конфликте, «сила», выражающаяся в сложности и влиятельности его структуры и связей, его физические, социальные, материальные и интеллектуальные возможности, знания, навыки и умения, его социальный опыт конфликтного взаимодействия. Это широта его социальных связей, масштабы общественной и групповой поддержки.

Ранги оппонентов отличаются также наличием и величиной их деструктивных «потенциалов» [25]. В межличностных конфликтах — это физическая сила, оружие, в войнах — это вооруженные силы, характер вооружения и т.п.

Группы поддержки. Практически всегда в любом конфликте за оппонентами стоят силы, которые могут быть представлены отдельными индивидами, группами и т.д. Они либо активными действиями, либо только своим присутствием, молчаливой поддержкой могут коренным образом воздействовать на развитие конфликта, его исход. Даже если учесть, что отдельные инциденты в ходе конфликта могут происходить без свидетелей, исход конфликта во многом определяется их существованием.

Группы поддержки могут быть представлены друзьями, субъектами, связанными с оппонентами какими-то обязательствами, коллегами по работе. В группу поддержки могут входить руководители или подчиненные оппонентов. В межгрупповых и межгосударственных конфликтах — это государства, различные межгосударственные объединения, общественные организации, средства массовой информации.

Другие участники. В данную группу входят субъекты, которые оказывают эпизодическое влияние на ход и результаты конфликта. Это подстрекатели и организаторы. Подстрекатель — это лицо, организация или государство, подталкивающее другого участника к конфликту. Сам подстрекатель может затем в этом конфликте и не участвовать. Его задача — спровоцировать, развязать конфликт и его развитие, предусматривающее. Организатор — лицо или группа, планирующее конфликт и его развитие, предусматривающее различные пути обеспечения и охраны участников, и др.

Иногда в число участников конфликта включают медиаторов (посредников, судей и т.д.). На наш взгляд, это не вполне правомерно. Третья сторона в конфликте (медиатор) решает задачу прекращения конфликта. Участники же в той ли иной мере участвуют в конфликте, содействуют его Развитию, поддерживают и развивают борьбу. Медиатор действует ненасильственными методами и не входит в число участников конфликта.

Предмет конфликта

Как уже отмечено выше, ядром любого конфликта является противоречие. В нем отражается столкновение интересов и целей сторон. Борьба, ведущаяся в конфликте, отражает стремление сторон разрешить это противоречие, как правило, в свою пользу. В ходе конфликта борьба может затухать и обостряться. В такой же мере затухает и обостряется противоречие. Однако проблема конфликта остается неизменной до тех пор, пока противоречие не разрешится.

В большинстве случаев суть противоречия в конфликте не видна, не лежит на поверхности. Участники конфликта оперируют таким понятием, как предмет конфликта. В нем отражается обыденное восприятие основного противоречия конфликта. Таким образом, предмет конфликта — это объективно существующая или воображаемая проблема, служащая основой конфликта. Это то противоречие, из-за которого и ради разрешения которого стороны вступают в противоборство.

Объект конфликта

Еще одним непременным атрибутом конфликта является его объект. Сразу выделить его в каждом случае не всегда удается. Легче определяются проблема или предмет конфликта. Объект лежит глубже, он как бы покрыт скорлупой и является ядром проблемы, центральным звеном конфликтной ситуации. Поэтому иногда его рассматривают как причину, повод к конфликту. Объектом конфликта может быть материальная (ресурс), социальная (власть) или духовная (идея, норма, принцип) ценность, к обладанию или пользованию которой стремятся оба оппонента.

Чтобы стать объектом конфликта, элемент материальной, социальной или духовной сферы должен находиться на пересечении личных, групповых, общественных или государственных интересов субъектов, которые стремятся к контролю над ним. Поэтому некоторые авторы считают, что объект конфликта должен быть неделим. «Неделимость объекта является одним из необходимых (хотя и недостаточных) условий существования конфликтных ситуаций». Однако объект конфликта может быть как делимым, так и неделимым. Условием для конфликта является притязание хотя бы одной из сторон на неделимость объекта, желание считать его неделимым, полностью владеть им. Такое понимание открывает более широкий спектр вариантов разрешения конфликта, т. е. для конструктивного разрешения конфликта необходимо изменять не только его объективные составляющие, но и субъективные.

Обязательно ли наличие объекта в конфликте? Существует мнение, что конфликт может и не иметь объекта. Наряду с «объектными» выделяют «безобъектные» конфликты, которые не базируются на взаимных стремлениях к контролю над чем-то. В качестве примера приводится следующий конфликт. Ситуация с двумя соседями в стандартном блочном доме с прекрасной слышимостью: один сидит за рабочим столом и пишет научную монографию, а другой играет на скрипке. Первый, которому скрипка мешает сосредоточиться, стучит в стену. Начинается конфликт. Авторы указывают, что причина конфликта здесь не в том, что оба стремятся единолично контролировать какую-либо ценность, а просто в помехах, снижающих эффективность деятельности одного из оппонентов.

Однако анализ данной ситуации показывает, что и в этом конфликте есть объект. Этой ценностью, к обладанию которой стремятся оба оппонента, является тишина. Первый оппонент (скрипач) считает, что обладание ею позволяет ему делать с ней то, что ему хочется, в том числе и нарушать. Второй оппонент (ученый) считает, что это его право, чтобы тишина соблюдалась, оставалась нетронутой. Из-за того, что их устремления сосредоточены на одном объекте, и возникает конфликт.

Важно уметь выделить объект конфликта, чтобы конструктивно его разрешить. Потеря объекта конфликта, ошибочное выделение ложного объекта существенно затрудняют процесс решения проблемы.

Микро- и макросреда

При анализе конфликта необходимо выделять такой элемент, как условия, в которых находятся и действуют участники конфликта, т. е. микро- и макросреду, в которой возник конфликт. Такой подход позволяет рассматривать конфликт не как изолированную систему, а как социальную ситуацию. На необходимость учета социальных условий, в которых протекает конфликт, указывал известный отечественный Психолог В. Мясищев. В целом в отечественной науке социальная среда как комплекс условий понимается достаточно широко. В нее включаются не только ближайшее окружение лич, но и социальные группы, представителем которых является данный индивид. Учет этого окружения на уровне микросреды и макросреды позволяет понять содержательную сторону целей, мотивов сторон, а также их зависимость от этой среды.

Субъективное и объективное содержание конфликта.

Структура конфликта понимается как совокупность устойчивых связей конфликта, обеспечивающих его целостность, тождественность самому себе, отличие от других явлений социальной жизни, без которых он не может существовать как динамически взаимосвязанная целостная система и процесс.

Кроме понятия «конфликт» часто используется и «конфликтная ситуация» — частное понятие по отношению к конфликту. Конфликтная ситуация представляет собой фрагмент конфликта, цельный эпизод его развития, своеобразный «фотографический снимок» конфликта на определенный момент времени. Поэтому структура конфликта может рассматриваться и как структура конфликтной ситуации.

Каждая конфликтная ситуация имеет объективное содержание и субъективное значение.

К объективной стороне относятся: участники (стороны) конфликта; предмет конфликта; объект конфликта;  микро- и макросреда.

1. Участники конфликта.  В  любом  социальном  конфликте основными действующими лицами являются люди.  Они могут выступать в конфликте как частные лица (семейный конфликт),  как официальные лица (конфликт по  вертикали)  или  как  юридические  лица (представители учреждений  и организаций).  Степень участия  в  конфликте  может  быть  различной:  от непосредственного противодействия до опосредованного  влияния  на ход конфликта.  Исходя  из этого выделяют:  основных участников конфликта; группы поддержки; других участников.

Основные участники конфликта. Их часто называют сторонами или противоборствующими силами. Это те субъекты конфликта, которые непосредственно  совершают  активные (наступательные или защитные) действия друг против друга.  Некоторые авторы вводят такое понятие, как «оппонент», что в переводе с латинского означает возражающий, противник в споре.

Противоборствующие стороны  — ключевое звено любого конфликта. Когда одна из сторон уходит от конфликта, то он прекращается.

Часто выделяют  такую  характеристику оппонента,  как его ранг, то есть уровень  возможностей  оппонента  по  реализации своих целей  в конфликте,  «сила»,  выражающаяся в сложности и влиятельности его структуры и связей, его физические, социальные, материальные и интеллектуальные возможности,  знания. Навыки и  умения,  его  социальный  опыт  конфликтного   взаимодействия. Это  широта его социальных связей,  масштабы общественной и групповой поддержки.

Группы поддержки. Практически всегда в любом конфликте за оппонентами стоят  силы,  которые  могут быть представлены отдельными индивидами,  группами  и  т.д.  Они  либо   активными действиями, либо своим присутствием, молчаливой поддержкой могут коренным образом воздействовать на развитие конфликта, его исход. Даже если учесть,  что отдельные инциденты в ходе конфликта могут проходить без свидетелей,  исход конфликта во многом определяется их существованием.

Другие участники — субъекты,  которые оказывают  эпизодическое влияние на ход и результаты конфликта. Это подстрекатели и организаторы, медиаторы (посредники, судьи).

2. Предмет конфликта. Предмет конфликта — это объективно существующая или  воображаемая  проблема,  служащая основой конфликта. Это противоречие, из-за которого и ради которого стороны вступают в противоборство.

3. Объект  конфликта.  Сразу выделить его в каждом случае не всегда удается.  Объект является ядром  проблемы.  Объектом конфликта может   быть   материальная   (ресурс),   социальная (власть) или духовная (идея, норма, принцип) ценность, к обладанию или пользованию которой стремятся оба оппонента.

4. Микро-  и  макросреда — условия,  в которых действуют участники. Микросреда — ближайшее окружение сторон. Макросреда — социальные группы, представителем которых является сторона и качества которых она унаследовала.

Субъективное содержание составляют такие элементы, как мотивы сторон, конфликтное поведение, информационные модели конфликтной ситуации.

1. Мотивы  сторон —  это побуждения к вступлению в конфликт, связанные с удовлетворением потребностей оппонента, совокупность внешних и внутренних условий,  вызывающих конфликтную активность субъекта. В конфликте часто сложно выявить мотивы оппонентов,  так как они в большинстве случаев их скрывают, предъявляя открыто мотивировку, которая отличается от истинных мотивов.

2. Конфликтное  поведение состоит из противоположно направленных действий оппонентов.  Этими  действиями  реализуются скрытые от внешнего восприятия процессы в мыслительной, эмоциональной и волевой сферах оппонентов.  Чередование взаимных реакций, направленных  на  реализацию интересов каждой стороны и ограничение интересов оппонента, составляет видимую социальную реальность конфликта.

Конфликтное поведение имеет свои  принципы,  стратегию  и тактики. Среди  основных  принципов  выделяются:  концентрация сил, координация сил,  нанесение удара по  наиболее  уязвимому пункту в расположении противника, экономия сил и времени.

Также сюда относятся стратегии поведения ( конфронтация, уступка, сотрудничество и т.д.)

3. Информационные модели конфликтной ситуации. По-другому этот компонент конфликтной ситуации называют восприятием оппонентами конфликта. Субъективная представленность в психике каждого из участников конфликта всех его структурных элементов, взаимосвязей, а также остальных характеристик ситуации противоборства. У каждого участника конфликта формируется свое собственное субъективное представление об объекте конфликта, его модель. Единственным источником формирования моделей объекта конфликта является информация. Участники конфликта строят свое поведение, не исходя из реального объекта конфликта, а опираясь на его информационные модели.

2.2. Структура конфликта. Конфликтология

2.2. Структура конфликта

Под структурой любого объекта понимается совокупность его частей, элементов и связей, отношений между ними, обеспечивающих его целостность. Основными элементами конфликтного взаимодействия являются:

1) объект конфликта,

2) участники конфликта,

3) социальная среда, условия конфликта,

4) субъективное восприятие конфликта и его личностные элементы.

1. Объект конфликта. Всякий конфликт имеет свою причину, возникает по поводу необходимости удовлетворения какой-либо потребности. Та ценность, которая способна удовлетворить эту потребность и из-за овладения которой возникает конфликт, и является его объектом. В качестве объекта конфликта могут выступать материальные, социальные и духовные ценности.

2. Участниками конфликта могут быть отдельные индивиды, социальные группы, организации, государства, коалиции государств. Главными участниками конфликта являются противодействующие стороны или противники. Они образуют стержень конфликта. При выходе из противоборства хотя бы одной из главных сторон конфликт прекращается. В зависимости от характера этих сторон конфликты могут быть подразделены на четыре типа:

1) внутриличностный, при котором один аспект личности противостоит другому ее аспекту; таков конфликт, переживаемый шекспировским Гамлетом;

2) межличностный, при котором одна личность противостоит другой, как это имеет место в повести Гоголя «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»;

3) конфликт типа личность – группа, яркий образец которого представлен Грибоедовым в его пьесе «Горе от ума»;

4) и наконец, конфликт группа – группа, носителями которого могут быть как малые, так и большие социальные образования, например, нации, классы, государства.

Кроме главных сторон конфликта могут быть и Другие его участники, которые играют в нем второстепенные роли. Эти роли могут быть как существенными, так и малозначимыми, вплоть до ролей так называемых «людей из толпы».

Роли участников конфликта неодинаковы. Они различаются как с социологической, так и с психологической точек зрения.

С социологической точки зрения они могут существенно различаться по своей социальной значимости, силе, влиянию, что особенно ярко обнаруживается при столкновении отдельной личности с государством. Конечно, в конфликте такого рода силы участников далеко неравны, о чем свидетельствуют трагические судьбы «инакомыслящих», активно выступавших против Советского государства. По своей социальной значимости роли участников конфликта располагаются в следующем порядке: 1) отдельные индивиды, выступающие от собственного имени, 2) далее следуют коллективы, 3) социальные слои, 4) государство. Однако значимость, влияние участников конфликта не всегда соответствуют указанной последовательности. Как свидетельствует история, роль отдельных личностей не только в жизни отдельных организаций и групп, но и в судьбах целых народов и государств может быть очень велика.

Неодинакова роль отдельных участников конфликта и с психологической точки зрения; в этом отношении она может быть возвышенной, даже героической, а может быть и низменной, неприглядной. Каждый участник может руководствоваться в ходе развития противоборства своими мотивами, целями, интересами, ценностями и установками.

Как социальная значимость участников, так и их цели, установки проявляются особенно четко лишь тогда, когда конфликт достигает высокой степени развития. Именно в это время наступает «момент истины» в развитии конфликта, выясняется, кто есть кто среди его участников.

3. Но кроме участников конфликта, совокупность которых составляет как бы его микросреду, важную, а иногда и решающую роль в его развитии играет и макросреда, те конкретно-исторические социально-психологические условия, в которых он развертывается. Понятием социальной среды определяется та почва, на которой возникает и развивается конфликт. В это понятие включается не только ближайшее, но и дальнее, более широкое окружение конфликтующих сторон, те большие социальные группы, к которым они принадлежат, национальные или классовые, а также общество в целом.

4. Но характер конфликта зависит не только от объективных условий в данной стране, большой или малой группе, но и от субъективного восприятия или образа конфликта, который создается у действующих в данной конфликтной ситуации лиц или групп. Этот образ или восприятия не обязательно соответствуют истинному положению дел, действительной ситуации. Эти образы, восприятия людей могут быть трех видов:

1) представления о самих себе,

2) восприятие других участников конфликта,

3) образы внешней среды, большой и малой, в которой развертывается конфликт.

Именно эти образы, идеальные картины конфликтной ситуации, а не сама объективная реальность являются непосредственной основой поведения конфликтантов.

Конечно, в целом эти образы и картины порождаются объективной реальностью. Однако, как заметил еще Иммануил Кант, наше познание отражает не только объективную природу, но включает в себя в качестве своей неотъемлемой составной части и нашу собственную человеческую природу. Поэтому отношения между нашими образами, представлениями и реальностью очень сложны и не только никогда ей полностью не соответствуют, но и могут с ней весьма серьезно расходиться, что служит еще одним из источников конфликтов.

При этом следует иметь в виду, что каковы бы ни были наши образы, восприятия, представления о конфликтной ситуации, конфликт все же не начнется пока они не реализуются в соответствующих обоюдных действиях. Объективные и субъективные причины конфликта, возникающие как на его ближних, так и на дальних подступах, а также состав участников определяют и набор возможных способов действий, поведения сторон. Поскольку каждое действие одного из участников конфликта вызывает соответствующее противодействие, они влияют друг на друга, взаимодействуют.

Определение временных, пространственных и системных границ конфликта является важной предпосылкой успешного регулирования, предотвращения его деструктивного результата.

Вызревание причин, формирование состава участников конфликта, их взаимодействие и тот или иной исход конфликта требуют времени. Поэтому всякий реальный конфликт представляет собой не единовременный акт, а процесс, нередко весьма длительный. В связи с этим анализ конфликта предполагает не только рассмотрение его структуры, статики, но и исследование динамики, стадий и этапов его развития [37].

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Динамика конфликта и механизмы его развития, Субъективные и объективные причины конфликтов

План

1. Объективные и субъективные причины конфликтов

2. Этапы и фазы конфликта

3. Поведение людей в конфликте

1 Субъективные и объективные причины конфликтов

В целом причинность в социальной среде характеризуется огромной сложностью и запутанностью. Практически каждая социальная действие влечет за собой целую цепь различных, порой противоречивых по своему значения нням, действий. Очень часто сам конфликт может быть вызван безвинными для стороннего наблюдателя действиями индивида или группы, которые могут находиться, тем, в очень отдаленном связи с конфликтующими сторонами нами. Если мы хотим разобраться с причинами конфликта, предотвратить его, или если он уже возник и развивается, то минимизировать его последствия, нам необходимо проанализировать всю цепь разнообразных действий людей и событиядій.

В целом возникновение и развитие причин конфликтов можно объединить в несколько групп: это объективные причины, организационно — управленческие, социально — психологические, личностные. Первые две группы причин несут ь в себе объективную основу конфликтов, две последние — субъективноу.

К объективным причинам конфликтов можно отнести те обстоятельства, которые своим появлением или существованием способствовали появлению вызвавших столкновение интересов людей. Объективные причины являются причинами возникновения пер редконфликтних обстоятельств, что, в свою очередь, является объективным компонентом предконфликтной ситуацииї.

Субъективные причины конфликтов, прежде всего, связаны с такими психологическими особенностями сторон, влияющих на выбор ими именно конфликтного способа решения спорных вопросов. Практически в любой п предконфликтной ситуации существует возможность выбора способа решения ее. Именно причины, по которым одна или обе стороны противостояния выбирают именно конфликтный способ решения противоречия, и носят субъект объективный харакер.

Рассматривая характер взаимосвязей между объективными и субъективными причинами конфликта, необходимо учитывать следующие обстоятельства: во-первых, нельзя жестко разделять субъективные и объективные причины ко онфликтив, а так же и противопоставлять. Любая объективная причина играет свою роль в возникновении конкретной конфликтной ситуации, в частности по причине действия субъективных факторов. Во-вторых, нет таких кон фликтив, которые не были бы вызваны только субъективными или объективными причинами. Если человек лично не принимает решение о начале конфликтного противодействия, даже в условиях межличностных противоречий, конф локти не будет. Практически любой конфликт несет в себе целый комплекс объективно — субъективных причин есть большинство объективных причин определенной степени являются субъективными, а большинство субъективных причин конфликтов конце концов объективно детерминированы. Рассмотрим первую группу объективных причин конфликтов. Естественное столкновение материальных и духовных интересов в процессе жизнедеятельности. Постоянно общаясь в процессе своей жизнедеятельности, человек сталкивается с многочисленными проблемами, которые ей необходимо решить, и эти многочисленные столкновения необходимы. Участие или не участие в большинстве этих столкновений не залежи ть от воли или желания человека, именно это и создает объективную основу возможных конфликтных ситуации ситуацій.

Недостаточная разработка правовых и нормативных процедур разрешения социальных противоречий, возникающих в процессе взаимодействия людей. Так, наименее разработанные у нас механизмы защиты подчиненных от произвола начальной ников. Судебное опровержения действий руководителей малоэффективно, поэтому в большинстве предконфликтных ситуаций подчиненные либо отступают, либо идут на конкт.

Недостаточность духовных и материальных благ для жизнедеятельности тех или иных социальных групп населения. Товарно — денежные отношения и рыночные принципы организации общества создают огромное кол ость объективных предпосылок для появления конфликтных ситуаций, а сами процессы можно рассматривать как конфликтнуюі.

Устойчивые стереотипы межличностных и межгрупповых отношений. Большинство стереотипов имеют большой исторический стаж, есть и такие, которые сформировались относительно недавно. Тяжелая наследие перешла к нам из бывшего. Радя. Славянского прошлого. В этих стереотипов необходимо отнести непонимание некоторых демократических принципов организации взаимоотношений, состязательности на рынке труда, материального неравенства как результата этой соревновательной ости. Практически непрерывная борьба не только с внешними врагами, но и с различными внутренними не могла не отразиться на характере межличностных отношений людей в целом. Серьезной проблемой выступление ае недостаточная терпимость к интересам других униженность и ображенисть стали серьезной предпосылкой к осуществлению различных противодействий. Поскольку мы очень долго были унижены и оскорблены государством, то очень лег ко и не колеблясь готовы идти на любую противодействие. Хорошие отношения не культивировались как главная самоцель общественных относивідносин.

Группу объективных причин, которые могут влиять на конфликтность людей, также могут составлять недостаточно исследованы сегодня наукой экологические нормативы, явления электромагнитных полей, активность солнца техногеннисть среды и так дал.

Вторую группу объективных причин составляют причины организационно — управленческого характера

Структурно — организационные причины конфликтов порождаются несоответствием структуры организаций той деятельности, которой они занимаются. Причинами могут быть: во-первых, ошибки, допущенные при создании в организации. Во-вторых, частые изменения задач и деятельности организации порождают многочисленные несоответствия. Чем менее гибко руководство организации приспосабливает ее структуру к требованиям деятельности, тем более в организации может возникать конфликтетів.

Функционально — организационные причины конфликта возникают из-за дисфункционализацию связей организаций с окружающей средой, между структурными элементами организации, между отдельными работниками. Е. Эффективная работа организации невозможна без функциональных связей с внешней средой, структурными элементами организации. Надо четко понимать, что сейчас любая организация является элементом системы более высокого порядка. Без четкой организации функциональной связи существования в современных условиях любого объединения людей невозможно. Нарушение их ведет к конфликту. Функциональные связи между структ урнимы подразделениями должны соответствовать требованиям работы и объективным законам функционирования самой организации. Этим требованиям должны соответствовать функциональные связи между отдельными работниками организацииізації.

Личностно — функциональные причины конфликтов возникает зе условии несоответствия уровня работника по требованиям той должности занимаемой. Существенные требования к личным качествам работника предъявляют деятельность ьнисть и необходимость взаимодействия с окружающими. Если человек не отвечает этим требованиям, то возможность конфликтов становится очень реальной и по горизонтали, и по вертикалилі.

Ситуационно — управленческие причины конфликтов возникает при возникновении ошибок, которые были допущены в процессе принятия управленческих решений. Принятие ошибочного управленческого решения объективно создает воз можность конфликтов между авторами решения и его исполнителями. Невыполнение подчиненными такой задачи дополнительно также могут создавать предпосылки для возникновения конфликтов по этому приводду.

Третья группа причин конфликтов представлена ??социально-психологическими причинами. Четких границ между группами, как мы уже отмечали, не существует, поэтому мы можем говорить о выделении нескольких типовых причиной ин, имеющих социально — психологический харакр.

Недостаточная информация, потеря или отсутствие ее вообще, а также искажения информации в процессе межличностных и межгрупповых коммуникаций. Человек в процессе общения, по разным причинам, не в состоянии п передать всю информацию в первоначально задуманном объеме и подробностях. Причины могут носить как субъективный, так и объективный характер. Результат — возможно правильное понимание или толкование полученной инф ормации, что может послужить причиной для возникновения конфликтной ситуации или осложнить уже существующие противоречия. Отсутствие важной информации (сокрытие, замалчивание, неразглашении) довольно часто порождает слухи, что приводит к возникновению конфликтных ситуацииацій.

Несбалансированность ролевых отношений между людьми — другая типичная причина. Очень часто в ситуации межличностного общения люди на или оба партнера могут играть не те роли, на которые ожидает партнер по вз заемодии. Наиболее опасными в плане возникновения конфликта является роль старшего психологическим статусом партнера по взаимодействию, роль равного партнера и роль молодшогго.

Непонимание расхождение позиций вызвана не реальными различиями, а неправильностью подходов к проблеме. Причина разногласий будет в том, что каждая из сторон будет иметь оценку только частей ни общей правди.

Серьезной типичной причиной конфликтов становится различие способов оценки различными сторонами результатов деятельности друг друга. Оценивая действия других, люди обычно за основу оценки берут то, что не удалось сделать сравнению с первоначальным идеалом, с поставленными ранее задачами, деятельностью других людей, уже выполняли эту работу. Свою работу, зачастую сравнивают с деятельностью другого человека, который эту рабо ту выполнила хуже. Поэтому одну и ту же работу можно оценить неодинаково. Такая ситуация создает широкие возможности для зарождения конфликтектів.

Кроме указанных типичных причин, можно указать на целый ряд. Других психологических причин, которые могут носить частный или ситуационный характер. К ним можно отнести: внутригрупповой фаворит тизм, конкурентный характер во взаимоотношениях, ограничены способности (возможности) менять свои позиции в ходе взаимоотношений с другими людьми, стремление к власти, психологическая несовместимость и ин.

Личностные причины конфликтов зачастую связаны с индивидуальными и психологическими особенностями участников противостояния, психологическим климатом, в котором он протекает, а также окружающей среды высш.

Одной из главных причин личностных конфликтов выступает субъективная оценка поведения партнера как недопустимая для другой стороны. Вступая в различные отношения, каждый из партнеров имеет определенный диапазон надежд в соответствующих действиях. Если эти надежды совпали с действиями партнера или носили допустимый характер, то дальнейшие взаимоотношения могут протекать без конфликта. Нежелательная поведение может привести к обра ние конфликтной ситуации, а недопустима — в конфликткту.

Неспособность или незнание поведения в стрессовых ситуациях, способов выхода из конфликтных ситуаций создает условия для вхождения человека в состояние конфликта. К конфликту приводит именно неподготовленность люди ини к эффективным действиям в таких ситуациях. Кроме того, человек может не иметь достаточной психологической устойчивости к негативному воздействию на психику стрессовых факторов конфликтной ситуацииії

Серьезной причиной может выступать непонимание эмоционального состояния человека, ее способности к эмпатии. Поведение человека, который не понимает эмоций и чувств партнера по взаимодействию, может вызвать конфликтную реакции. УЦИю.

Завышенный уровень притязаний, самооценки может, в свою очередь, вызвать негативную реакцию со стороны окружающих. Заниженная же * оценка может проявиться в нарастающей тревожности, неуравновешенности, уклонении от ответственностиі.

Очень часто личностной причиной конфликтов выступают акцентуации характера. Подобное состояние проявляется в чрезмерном доминировании у человека отдельных черт характера. Это может проявиться в максимальных вариант тах нормы, может уже граничить с психопатиейєю.

Когда возникает необходимость объяснять активность и направленность действий оппонентов в конфликте, мы ищем их мотивы

. Мотивация в конфликте — это побуждение к вступлению в конфликт для удовлетворения своих потребностей, это совокупность внутренних и внешних условий, которые могут вызвать конфликтную активность субъекта. В конфликте очень трудно, а порой и немо ожливо, сразу увидеть истинные мотивы конфликтующих сторон, так как они зачастую скрыты, а заявленные декларации, опять же, как правило, могут отличаться от первичных мотивов. Мотив обязательно у обеих сторон, при этом он не обязательно должен совпадать, он даже может быть и противоположным. Если мы знаем мотивацию конфликтующих сторон, то можем понимать смысл их противостоянияння.

Базовым побуждением активности людей для вступления в конфликт выступают их потребности, которые формируются в результате существования какого-либо на данный момент дефицита. Близкими к интересам есть и ценности, которые мо ожна отстаивать в конфликте. Это могут быть общечеловеческие ценности, ценности, выраженные в каком-то конкретном произведении искусства, а также личностные ценноститі

Мотивы конфликтующих сторон конкретизируются в целях, на достижение которой направлены действия людей в конфликте. Целью субъекта в конфликте является его представление о конечных результатах конфликта. Эти цели мо ожуть быть как стратегическими, так и тактическими. Первоначальная цель, как правило, одна. Уже в процессе развития конфликта первоначальная цель может измениться на др.іншу.

Обязательно необходимо учитывать, что еще одним элементом, который направляет человека, социальную группу в конфликте позиция — система отношений к элементам конфликтной ситуации

Концепция деривации характеризует расхождение между ожиданиями людей и возможностями их удовлетворения. Впоследствии депривация может усиливаться, уменьшаться или оставаться неизменной. Рост депривации можно наблюдать при сокращении способов удовлетворения запросов могли сформироваться в каких-либо кризисных ситуациях, или когда ожидания растут быстрее возможности их реализацииії.

Сохранение стабильного уровня депривации возможно при снижении уровня запросов, или ускоренном росте удовольствие перед ростом надежд. Подобные процессы могут формировать психологические условия для стабил лизации морально — психологической атмосферы, ослабление напряжения. В случае усиления депривации идет нарастание настроения агрессивности, направленности на фрустрацию (блокирование поведения другогоо).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *