Общение как психический процесс: Психический процесс в социальной перцепции Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

Автор: | 02.01.1971
оригинальная статья

Психический процесс в социальной перцепции*

Владимир Н. Панферов а Ш1; Анастасия В. Микляева а @ ТШ; Светлана А. Безгодова а Ш3

а Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 191186, Россия, г. Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48 @ [email protected] Ш1 http://orcid.org/0000-0002-3528-3122

ТП2

http://orcid.org/0000-0001-8389-2275 ТШ http://orcid.org/0000-0001-5425-7838

Поступила в редакцию 03.04.2019. Принята к печати 24.04.2019.

Аннотация: Рассматривается теоретический конструкт психического процесса в социальной перцепции в русле инте-гративного подхода к психологии человека и социальному взаимодействию людей.

Теоретически обосновывается возможность описания психического процесса как интегративного феномена социальной перцепции. Дается определение психического процесса как многоуровневой системы психической деятельности, детерминированной взаимопознанием людей в процессе совместной деятельности и общения. Содержательно рассматриваются три уровня психического процесса в социальной перцепции: гносеологический, семиотический и феноменологический. Гносеологический уровень описывается через категории отражение, отображение, выражение, переживание, семиотический уровень — с помощью категорий знак, значение, смысл, отношение, феноменологический уровень обозначен категориями идентификация, апперцепция, интерпретация, портрет. Показано методологическое значение конструкта психического процесса, реализующего принцип целостности и интегративности в познании психологии человека. Обозначены перспективы расширения способов и методов познания психологических качеств человека, анализа их преломления в индивидуальной психологии человека в процессе социального взаимодействия посредством применения данного конструкта.
Проиллюстрировано прикладное применение данного конструкта в исследовательской деятельности, направленной на изучение межличностного восприятия в процессе общения и совместной деятельности с целью их оптимизации.

Ключевые слова: психологическое познание, социальное взаимодействие, психосемиотика, внешность, личность

Для цитирования: Панферов В. Н., Микляева А. В., Безгодова С. А. Психический процесс в социальной перцепции // Вестник Кемеровского государственного университета. 2019. Т. 21. № 2. С. 403-413. БОТ: https://doi. org/10.21603/2078-8975-2019-21-2-403-413

1. Введение

Социальная перцепция представляет собой взаимопознание людей в совместной жизнедеятельности [1-3]. В этом взаимопознании определяется внутренний психологический ресурс людей как носителей особых психологических качеств, способных обеспечить успешное решение жизненно важных проблем, что превращает социальную перцепцию в деятельность психологического познания человека, предметом которой является психология партнёров социального взаимодействия как реальность общественной жизни [4].

Изучение социальной перцепции является своеобразным ключом к психологическому познанию человека.

Через изучение социальной перцепции психологическая наука напрямую подходит к своему основному предмету -психологии человека, чего не происходит в психофизиологии

и психофизике, которые ограничены своими парадигмальны-ми основами объект-субъектного отражения и методологией физического эксперимента. В этих парадигмах психика человека не является ни объектом, ни предметом отражения. Она конструируется исследователями по откликам субъектов отражения на основании их большей или меньшей адекватности объекту отражения, на месте которого выступают физические объекты материального мира, не являющиеся носителями психических свойств [5]. В социальной перцепции же психология человека появляется на месте объекта психического отражения и становится непосредственным предметом психологического познания.

В результате появляются эмпирические факты объективации психической организации человека как реальности бытия, характеризующие феноменологию форм существования психики в откликах

* Статья подготовлена в рамках проекта РФФИ № 19-013-00412.

БО!: 10.21603/2078-8975-2019-21-2-403-413

субъектов на человека как носителя психических свойств. Содержание этих откликов наполнено психологическими определениями человека как партнёра социального взаимодействия. Социальная перцепция, таким образом, предоставляет психологической науке более релевантный эмпирический материал о психологии человека, который может быть использован для конструирования психической организации человека и осмысления психического процесса как его психологической деятельности.

Отметим, что практика социального взаимодействия человека с человеком породила особые ненаучные взгляды на социальную перцепцию в виде физиогномики, хиромантии, астрологии и других трансцендентальных способов психологического познания человека.

Претензии этих способов на статус научного метода были безапелляционно отвергнуты академической наукой, и это дает некоторые основания академической психологии, опирающейся на психофизическую и психофизиологическую парадигмы познания, сомневаться в научной валидности социальной перцепции. Однако следует отметить, что данные парадигмы ориентированы на изучение психического отражения в логике субъект-объектного взаимодействия и не являются релевантными субъект-субъектному отражению, свойственному взаимопознанию [6]. Другими словами, если в рамках академической психологии психологическое познание следует логике каузальной атрибуции по формуле знак — значение, то в социальной перцепции происходит интерпретация смысла этого отношения, что приводит к формуле знак — значение — смысл. Именно это обстоятельство и актуализирует задачу теоретического осмысления психического процесса в социальной перцепции с опорой на принципы субъект-субъектной парадигмы, а также определения методологии психологического познания, релевантной содержанию феномена социальной перцепции.

Эмпирический материал социальной перцепции позволяет рассматривать психологическое познание как процесс взаимодействия человека с человеком, являющихся носителями идеальных сущностей, предопределяющих специфику психологии человека — онтологической формы бытия психической организации человека. В этом процессе взаимодействующие субъекты сами определяют содержание психического потенциала друг друга по пока неизученным закономерностям психологической деятельности. Ответ на то, как это происходит, является главной задачей научного познания социальной перцепции.

2. Теоретические предпосылки для построения конструкта психического процесса в социальной перцепции

Психология человека как результат повседневного психологического познания людьми друг друга вызывает сомнения

точных наук в адекватности этого феномена [7; 8], закрытого для проникновения извне и поэтому недоступного для объективного познания имеющимися средствами естествознания. Поиск альтернативного пути научного познания явлений социальной перцепции, неизбежный в данной ситуации, с необходимостью приводит к сфере познания человека человеком и самого себя, совершаемого средствами рефлексирующего сознания субъектов психологической деятельности в объект-предметном пространстве внешность — личность. Внешность — личность характеризует объект-предметное единство формы и содержания физического и психологического облика человека, в котором внешность воспринимается как система признаков социально-психологических качеств личности.

Внешность как объект психического отражения является результатом трансформации физического облика человека в социальном взаимодействии людей в источник информации о психологии человека. Она включает анатомические признаки телесной организации человека, телесные движения, одежду, оформительские манипуляции в виде косметики, татуировок и др. Внешность в социальной перцепции является знаком личности, информирующим о психологических значениях, конвенциально закреплённых в больших и малых общностях людей как результаты смысловой коммуникации, что наглядно проиллюстрировано многочисленными исследованиями, например [9-12].

Следовательно, все формы внешних проявлений человека в социальном взаимодействии являются объектами психологического познания.

Личность как предмет психологического познания является результатом трансформации свойств психической организации человека в психологические качества, характеризующие функциональные возможности социального взаимодействия людей в их совместной жизнедеятельности. Психологические качества — это отдельные проявления активности человека в действиях, поступках, поведении, продуктах деятельности. Они определяются в словах-понятиях о способностях и характере человека как субъекта общения, познания, труда и других видов совместной жизнедеятельности людей. Психологические качества человека являются предметом психологического познания личности. Определения психологических качеств личности составляют психологические портреты человека. Они возникают на фоне эмоционально-эстетического впечатления от внешнего облика партнёров социального взаимодействия. В них объективируется результат психологического познания людьми друг друга.

Эту объективацию производят субъекты взаимопознания в словесных и изобразительных формах виртуальной реальности в виде психологических портретов личности друг друга.

DOI: 10.21603/2078-8975-2019-21-2-403-413

Взаимопознание не сводимо к прямолинейной логике физического познания, которая препятствует пониманию семиотических законов общения, определяющих психологическое познание идеальной сущности психологии человека. Доминирующее убеждение естественных наук в каузальных зависимостях сущности и форм её существования затрудняет понимание субъективно обусловленной связи внешности и личности человека, основанной на семиотической природе психического отражения, где на месте причинно-следственных зависимостей оказываются вероятностные и ситуативные совпадения формы и содержания внешних проявлений человека с его психологическими качествами. Несмотря на это, психологические портреты партнеров по взаимодействию являются психологической основой регуляции человеческих отношений в совместной жизнедеятельности людей. Проблема возникновения и формирования психологических портретов партнёров социального взаимодействия в социальной перцепции является ключевой к таинственному зданию психологической деятельности человека, внутренняя архитектура которой представляет конструкт психического процесса как целостного явления социальной перцепции, включающей рефлексию психической деятельности как психологическую деятельность партнёров социального взаимодействия.

3. Конструкт психического процесса в социальной перцепции

Исследования социальной перцепции содержат эмпирический материал, позволяющий конструировать психический процесс как психологическую деятельность партнёров социального взаимодействия. Такой конструкт представлен композицией психического процесса в таблице.

Эта композиция представляет психический процесс как многоуровневую систему психической деятельности, интегрированной по нескольким формулам психологи-

ческого познания человека человеком в социальном взаимодействии. Понятие формула используется в значении общего краткого определения сущности психического процесса в социальной перцепции:

1) гносеологическая формула психической деятельности человека: отражение — отображение — выражение — переживание;

2) семиотическая формула психической деятельности человека: знак — значение — смысл — отношение;

3) феноменологическая формула психологического познания человека: идентификация — апперцепция — интерпретация — портрет.

3.1. Гносеологическая формула психического процесса: отражение — отображение — выражение — переживание

Психологическое познание человека воспроизводит в своей структуре феномены всех уровней психической деятельности: ощущений, восприятия, памяти, мышления, воображения в результатах отражения, отображения, выражения, переживания. Итоговым результатом этих процессов является идентификация партнёров социального взаимодействия в их индивидном, личностном и индивидуальном обличие.

Отражение, отображение, выражение, переживание характеризуют психический процесс в социальной перцепции как психологическую деятельность человека, выступающего в качестве субъекта психологического познания.

Большой толковый словарь русского языка определяет отражение как «всеобщее свойство материи, заключающееся в способности материальных тел через внутренние изменения воспроизводить в иной форме особенности взаимодействующих с ними материальных тел»1. Ключевой момент в этом определении — воспроизводить особенности взаимодействующих тел (в нашем случае в социальном взаимодействии людей) через внутренние изменения в иной форме. Если эти изменения происходят в процессе взаимодействия

Таблица. Композиция психического процесса в социальной перцепции Table. Composition of the mental process in social perception

Внешность / личность Знак Значения Смысл Отношения

Отражение идентификация узнавание, опознание категоризация классификация позитивные / негативные

Отображение движения апперцепция понимание аффилиации / изоляции

Выражение экспрессия ассоциации интерпретация приятия/ отвержения

Переживание эмоции чувства оценка впечатление / портрет

Нервно-психические механизмы безусловные рефлексы условные рефлексы сочетательные рефлексы стереотипы эталоны

1 Кузнецов С. А. Большой толковый словарь русского языка. СПб. : Норинт, 2005. С. 480.

тел, то приходится исходить из двусторонней дереминации отражения и его результатов. Двустороннее взаимодействие представлено объект-объектными, объект-субъектными, субъект-субъектными отношениями. Для социальной перцепции характерно субъект-субъектное взаимодействие, которое переводит процесс психического отражения в сферу виртуальной реальности, где идеальная (внутренняя) сущность партнёра воспринимается как данность, экстериори-зированная им в его внешнем облике, телесных движениях, предметных действиях, высказываниях и многочисленных продуктах духовного и материального производства. Они являются иной (внешней) формой существования внутреннего психологического содержания личности. В субъект-субъектном взаимодействии в «натуральный» (в терминах Л. С. Выготского) процесс отражения происходит вмешательство субъекта, дополняющего психический процесс своими ассоциациями, которые включают в образы объектов опыт социальной апперцепции. В результате начинается субъективная трансформация непроизвольного реагирования в контролируемый отклик на партнёра. В результате психический процесс «натурального» отражения превращается в отображение и выражение.

Термин отображение фиксирует возрастающее влияние субъекта на процесс отражения. Социально необходимая объективация психических образов для других людей (партнёров совместной жизнедеятельности) предполагает трансформацию психической деятельности в выразительное поведение субъектов. Оно приводит к индивидуализации отображаемых объектов по мотивам партнёров социального взаимодействия и дифференциации форм выразительного поведения партнёров социального взаимодействия.

Выразительные движения характеризуются смысловым психологическим содержанием, которое передаётся партнёрами социального взаимодействия друг другу [13-16]. Выразительные функции психологической деятельности человека не ограничиваются телесными движениями. Наиболее развёрнуто с точки зрения передачи смысла взаимодействия они представлены в речевой деятельности партнёров. Если в ней больше рационализации человеческих отношений, то в выразительных движениях больше эмоций и чувств. Они являются аффективными компонентами психического процесса, рефлексия которых в самосознании человека порождает переживания.

Переживание представляет собой феномен рефлексии человеком своих отношений с миром вещей, людей и самим собой [17]. В социальной перцепции переживания основаны на первом впечатлении от партнёров социального взаимодействия, их источником является внешний

БО!: 10.21603/2078-8975-2019-21-2-403-413

облик партнёров, которые воспринимаются через призму эстетических эталонов, распространённых в конкретной социальной общности людей. Эмоциональное переживание взаимоотношений с партнёрами по социальному взаимодействию объективируется в виде впечатления друг о друге. Впечатление — это «психическое явление, свойственное и высшим животным, но особенно человеку. В структуру взаимодействия входит нечёткое восприятие, усиленное его эмоциональной окраской, в силу чего в нём переживание доминирует над познанием»2. В переживаниях происходит контроль полезности / вредности взаимодействия с партнёрами совместной жизнедеятельности, их опасности / безопасности, а также борьба мотивов необходимого сотрудничества с впечатлениями от партнёров. Всё это порождает амбивалентный эмоциональный фон, который регулируется аксеологической деятельностью субъектов взаимодействия. Результатом этой деятельности являются оценки партнёров социального взаимодействия.

Оценка позволяет выйти из состояния неопределённости переживания своих эмоций и чувств в отношениях с партнёрами социального взаимодействия. Однако это не гарантирует адекватности самих отношений. Тем не менее всё подвергается оценке по множеству самых разнообразных критериев. Независимо от адекватности самой оценки человека человеком в практике социального взаимодействия она является психологической опорой, исполняющей функцию установки на психологическое познание людей и ценности их общественной и частной жизни. Эти обстоятельства регулируют направленность социально-психологической интерпретации личности партнёров социального взаимодействия по содержанию психологических качеств.

Таким образом, психический процесс в полной мере раскрывается в социальной перцепции, где происходит трансформация естественного (натурального) психического отражения в более сложные явления психологического познания человека: отображение, выражение, переживание и оценку. В них воспроизводится влияние субъективности, субъект-ности, индивидуальности на психическую деятельность человека. Эти факторы в полной мере реализуют себя в семиотике психического процесса.

3.2. Семиотическая формула психической деятельности: знак — значение — смысл — отношение

В психологическом познании партнёры как объекты и субъекты восприятия представлены внешностью и личностью, где внешность в качестве материальной реальности является признаком личности — виртуальной реальности. Эта

2 Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий. М.: Высшая школа, 1984. С. 24.

БОТ: 10.21603/2078-8975-2019-21-2-403-413

психосемиотическая связь внешней физической данности с внутренним психологическим содержанием личности является механизмом, определяющим психологическое познание. Эта связь является ассоциативно возникающим комплексом знак — значение — смысл в опыте социального взаимодействия. Поэтому в конструкте социальной перцепции представлена семиотика актуализации психологических значений во внешних проявлениях человека как субъекта социального взаимодействия. Она разворачивается по формуле знак — значение — смысл — отношение.

По убеждению Л. С. Выготского, знак — это орудие психической деятельности высшего уровня. «Высшие психические функции, неотъемлемой частью которых является употребление знаков, возникают в процессе сотрудничества и социального общения» [18, с 16]. Именно знак является универсальной формой трансляции психического эффекта. В социальной перцепции функцию знака выполняют признаки внешнего облика, телесные движения, голос и речь, их экспрессия и интонация, предметные действия. В психическом процессе функцию знака выполняют психические изображения, возникающие в зоне контакта органов чувств с объектом отражения.

Семиотическая парадигма в психологической науке утверждается по логике информационной коммуникации, где формируется семиотическая модель психического процесса, приближающая нас к тайнам трансформации физического воздействия в продукт психологической деятельности. Одним из шагов в этом направлении был сделан Л. М. Веккером при анализе психического процесса как информационного, описываемого в терминах «психического изображения» как «кода» «психического образа объекта» [19; 20]. Согласно информационной парадигме, функцию кода / знака физических свойств объекта отражения выполняет психическое изображение, возникающее в контактной зоне органов чувств с объектом отражения. Оно не похоже ни на объект отражения, ни на сформировавшийся психический образ этого объекта: «Это общее свойство метрических инвариантов, воплощённых в конкретной форме психического изображения как сигнала» [20, с 125]. Психическое изображение как сигнал заключает в себе закодированную информацию о признаках воспринимаемого объекта. Информация об объекте декодируется по психофизиологическим законам психической деятельности субъекта и интерпретируется им как признаки реальных объектов. По признакам объекта человек осуществляет акт идентификации возникшего психического образа с реальным объектом отражения. Они совмещаются в пространственно-временном местоположении объекта и неотделимы друг от друга в представлениях субъектов психического отражения. При восприятии человека человеком физическая

данность объекта (внешний облик) предстаёт в психическом процессе с функцией знака психологических особенностей партнёров социального взаимодействия. Признаки строения тела, экспрессивного поведения и оформления внешнего облика выполняют функцию кода / знака психологических значений, которые извлекаются по ассоциации из апперцептивного опыта партнёров социального взаимодействия. Происходит это по законам семиотики с включением механизмов условно-рефлекторной деятельности мозга, описанных в современных исследованиях [21].

В процессах социальной перцепции происходит знако-во-символическая трансформация материальных свойств физического облика человека в признаки психологических качеств личности. Они выполняют функцию сигнала в оживлении рефлекторных ассоциаций, сложившихся в опыте социальной перцепции партнёров социального взаимодействия. Таким образом, признаки внешнего облика становятся условными сигналами психологических значений личности, интериоризированных в практике социального взаимодействия. Как указывал Л. С. Выготский, «в значениях фиксируются, прежде всего, функция вещи, а не сама вещь, которая становится знаком её функции. Функцию можно рассматривать как причинно-следственную связь между вещами (объектами)» [18, с. 16]. Это важная мысль, указывающая на взаимодействие вещей как основной предмет психологического познания. В социальном взаимодействии — это общение людей, преобразующее элементарное психическое отражение в сложную психологическую деятельность. В социальной перцепции внешность как знак личности сигнализирует о психологических качествах человека как его функциях, которые он выполняет во взаимодействии с другими людьми, что порождает проблему смысловой интерпретации в практике социального взаимодействия, где человеческие отношения характеризуют функциональные проявления партнёров в совместной жизнедеятельности [22].

Смысл взаимодействия раскрывается через целеполо-гание. Целеполагание связано с продуктами совместной деятельности, а также с индивидуальными и групповыми мотивами партнёров социального взаимодействия. Смысл транслирует значимость производимых продуктов и мотивов участников совместной деятельности. В смысле происходит интеграция установок на деятельность с её пониманием как способа достижения значимых целей и реализации мотивов [23; 24]. В социальной перцепции смысл раскрывает функциональные коннотации психологических качеств партнёров социального взаимодействия, в том числе в метафорических формах [25-27].

Социальная заинтересованность партнёров социального взаимодействия друг в друге усиливает регуляторную

функцию общения до трансформации его в управленческую и манипуляторскую деятельность, основанную на психологическом влиянии и воздействии. Это добавляет новые смыслы в межличностные отношения партнёров и их взаимное познание. В результате в социально-психологической интерпретации личности появляются смыслы эмоционального отклика партнёров друг на друга и их взаимоотношений, которые становятся психологическим основанием селекции партнёров в социальном взаимодействии.

Отношения партнёров социального взаимодействия благодаря общению приобретают встречный характер. Это приводит к их интегральному синтезу в виде взаимоотношений. Восприятие человека человеком происходит на фоне позитивных или негативных отношений друг к другу. В то же время в социально-психологической интерпретации личности проявляется стремление к объединению с партнёром или к изоляции от него (отношения аффилиации или изоляции). Итогом такого стремления являются отношения взаимного приятия или отвержения по осознанным мотивам совместной жизнедеятельности.

3.3. Феноменологическая формула восприятия человека: идентификация — апперцепция — интерпретация -портреты

Феноменологический анализ социальной перцепции направлен на характеристику продуктивной стороны психического процесса, представленной психологическими явлениями восприятия человека человеком.

Идентификация партнёров социального взаимодействия происходит, в первую очередь, как узнавание и опознание человека в ряду других объектов материального мира. Далее происходит понятийное осмысление специфики объекта через его категоризацию (логическое определение) и классификацию (анализ межпредметных отношений), что приводит к типологизации и индивидуализации объекта познания. Узнавание и опознание определяются как результаты адекватного отражения физических свойств объекта восприятия. Узнавание и опознание возможно относительно ранее воспринимаемых (знакомых) объектов. В этом случае физические характеристики воспринимаемого в данный момент объекта сличаются со следами прежних сенсорных контактов похожего объекта, хранящихся в апперцепции воспринимающего человека. Это происходит как реализация рефлексов, возникавших в прошлом опыте взаимодействия человека с миром вещей и людей. Узнавание и опознание в этом смысле являются результатом сопоставления элементов / признаков объекта с ранее воспринимаемыми предметами реального взаимодействия. Оно происходит по физическим признакам объекта и может приводить как к адекватному, так и неадекватному узнаванию.

БО!: 10.21603/2078-8975-2019-21-2-403-413

При этом различение признака не гарантирует адекватного узнавания объекта, что обусловлено ассоциативными связями данного признака с известными человеку объектами взаимодействия, определяющими его апперцепцию. Такая связь обнаруживается, например, при ошибках узнавания и опознания в условиях неясного видения объекта.

Апперцепция фильтрует элементы воспринимаемого объекта как признаки известных / неизвестных объектов. Эта операция бессознательного условно-рефлекторного сличения психического изображения, возникающего в афферентной зоне контакта органов чувств с объектом отражения, с кодом объекта, которое приводит к его узнаванию / неузнаванию или опознанию / неопознанию, когда речь идёт о ранее воспринимаемом человеке. В этом процессе вскрывается багаж чувственного опыта человека, без которого затруднительно осуществлять идентификацию каких-либо объектов взаимодействия.

Вместе с узнаванием и опознанием объекта в процесс восприятия включаются высшие функции психического процесса в виде понятийной категоризации и классификации объекта, а также соответствующей его содержанию социально-психологической интерпретации, что показано в эмпирических исследованиях на разнообразном материале [28-31]. Они преобразуют психический процесс из психофизического в психорефлексивный процесс психической деятельности человека. Продукты этой деятельности в виде слов / понятий становятся знаками смысловой интерпретации объектов познания. Наборы таких слов / понятий образуют смысловые тезаурусы психологических значений, которыми пользуются локализованные общности людей. Такие тезаурусы представляют виртуальную объективацию социальной апперцепции психологического познания человека как партнёра социального взаимодействия. В тезаурусах подсознательно фиксируются функциональные проявления человека в совместной деятельности. Затем они находят отражение в стереотипных суждениях друг о друге в виде социально-психологической интерпретации личности.

Субъекты социальной перцепции совершают акты интерпретации внешних форм проявления партнёров как качества их психологии [32; 33]. Интерпретация рассматривается в научных исследованиях психологии человека как отклики субъектов социальной перцепции на внешние проявления друг друга. В этих откликах происходит объективация их идеальных (внутренних) представлений друг о друге. В результате мы имеем дело с психологическими портретами партнёров в изобразительной и / или словесной форме. В них проявляется субъективность, субъектность и индивидуальность психического отражения. Интерпретация раскрывает ассоциативный потенциал апперцепции субъектов психологического познания. Они извлекают из этого потенциала

БОТ: 10.21603/2078-8975-2019-21-2-403-413

понятия о психологических качествах личности партнёров по мотивам социального взаимодействия. К тому же интерпретация освещена аффективными эффектами психического процесса (эмоциями, чувствами, оценками), которые могут носить как осознаваемый, так и неосознаваемый характер [34]. Всё это говорит о значительной индетерминированно-сти результатов социально-психологической интерпретации личности партнёров социального взаимодействия.

Интерпретация является процессом замыкания ассоциативных связей элементов внешнего облика как знаков с содержанием их значений, усвоенных в опыте взаимодействия людей друг с другом. Происхождение этих связей основано на фиксировании зависимостей между внешними формами существования человека и качественными результатами его активности. В результате элементы внешнего облика и других форм объективации активности человека приобретают функцию знаков психологических качеств субъектов взаимодействия. Они превращаются в элементы-признаки психологического содержания человека. Элемент внешних форм проявления многогранен и многосвязен как знак разных значений. Поэтому интерпретация одного и того же элемента-признака может иметь большой разброс смысловых значений. Из-за этого проблема адекватности интерпретации превращается в проблему индивидуально-типологической изоморфности наших представлений друг о друге.

Впечатления, произведённые партнёрами социального взаимодействия друг на друга, трансформируются в психологические портреты их личностей. В них воспроизводится психология человека (внутреннего как внешнего), объект-предметное единство внешности и личности человека по законам семиотики. Впечатление является аффективным феноменом психического отражения, это целостная форма интегрального синтеза аффективных компонентов психического процесса. В социальной перцепции первое впечатление от партнёра предопределяет сложную систему взаимоотношений с ним в совместной жизнедеятельности. Оно, прежде всего, эмоционально по переживанию взаимоотношений, но осознаётся при этом через оценку нравственного достоинства партнёра.

В психологических портретах партнёров социального взаимодействия осознаются результаты психологического познания людьми друг друга. Это своеобразные продукты психологической деятельности человека, интерио-ризированные в образах / представлениях друг о друге и экстериоризированные в словесных и изобразительных формах социально-психологической интерпретации личности, которые, обладая для своего носителя несомненной достоверностью, являются основным источников регуляции взаимодействия субъектов.

4. Заключение

Предложенный в данной статье теоретической конструкт психического процесса в социальной перцепции, позволяющий осветить гносеологический, семиотический и феноменологический ракурсы психологического познания человека человеком в социальном взаимодействии, представляется довольно эвристичным для решения широкого круга методологических проблем современной психологии. Так, конструкт психического процесса в социальной перцепции может быть применен для решения одной из основных методологических проблем психологической науки — проблемы определения предметной области и ее границ [35-37]. Благодаря конструкту психического процесса в социальной перцепции появляется возможность приблизиться к предмету психологической науки — психическим свойствам, которые в логике господствующей естественно-научной парадигмы часто оказываются «в тени» свойств нервной системы. Между тем нервная система всего лишь обеспечивает возможность психической деятельности, которую осуществляет человек в роли субъекта взаимодействия с миром вещей, людей и самим собой. На особую роль субъекта в психическом процессе обращал внимание Л. М. Веккер: «прямое описание, а тем более выведение психологических характеристик, свойств и закономерностей психических процессов… из внутренней динамики мозга или из динамики внутриорганических сдвигов. оказывается концептуально невозможным» [19, с. 645]. Психика человека — это его функция как субъекта взаимодействия с миром вещей, людей и самим собой, и этот тезис позволяет утверждать необходимость анализа продуктов социально-перцептивной активности людей в процессах построения моделей психической организации человека. Помимо этого, решение получает проблема адекватности психического отражения. Один из основных постулатов социальной перцепции заключается в том, что если возникшие психологические портреты партнёров привели к положительным итогам их совместной деятельности и соответствующим человеческим взаимоотношениям, то такие портреты считаются если не адекватными психической организации партнёров, то релевантными их психологической сущности. Поэтому социальная перцепция направлена на поиск психологических качеств, обеспечивающих перспективу совместимости партнёров в совместной жизнедеятельности. В психологических портретах происходит интегральный синтез психологического познания человека как субъекта социального взаимодействия, а в социальной перцепции -трансформация психического процесса в психологическую деятельность по идентификации партнёров на предмет перспектив успешности совместной деятельности.

DOI: 10.21603/2078-8975-2019-21-2-403-413

Литература

1. Андреева Г. М. Психология социального познания. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Аспект Пресс, 2000. 288 с.

2. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд-во МГУ 1982. 199 с.

3. Лабунская В. А. Общение и познание людьми друг друга в трудах А. А. Бодалева: современный взгляд на фундаментальные проблемы (материалы круглого стола) // Российский психологический журнал. 2015. Т. 12. № 1. С. 6-11.

4. Янчук В. А. Введение в современную социальную психологию. Мн.: АСАР, 2005. 800 с.

5. Панферов В. Н. Интегральный синтез психологии человека в науке, в образовании, в социальном взаимодействии. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2015. 761 с.

6. Панферов В. Н. Методология интегрального синтеза психологического познания человека (110-летию со дня рождения Б. Г. Ананьева посвящается) // Интегративный подход к познанию психологии человека. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2017. С. 11-30.

7. Белинская Е. П., Бронин И. Д. Проблема точности межличностного восприятия: современные концептуальные модели и эмпирические исследования // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. № 1-1. С. 109-113.

8. Shepherd J. The face and social attribution // Young A., Ellis H. (eds.). Handbook of research on face processing. Amsterdam: North Holland, 1989. P. 289-320.

9. Wang Z., Mao H., Li Y. J., Liu F. Smile Big or Not? Effects of Smile Intensity on Perceptions ofWarmth and Competence // Journal of Consumer Research. 2017. Vol. 43. № 5. P. 787-805. DOI: https://doi.org/10.1093/jcr/ucw062

10. Хрисанфова Л. А. Представления об индивидуально-психологических особенностях человека по структурным особенностям его лица // Экспериментальная психология. 2009. Т. 2. № 4. С. 51-73.

11. Барабанщиков В. А., Хрисанфова Л. А. Доверие к человеку при первичном восприятии его лица // Методы исследования психологических структур и их динамики / под ред. Т. Н. Савченко, Г. М. Головиной. М.: ИП РАН, 2007. Вып. 4. С. 117-127.

12. Карицкий И. Н., Финкельштейн В. Н. Социальная перцепция одежды // Системогенез учебной и профессиональной деятельности: материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. Ярославль: Изд-во Ярославского гос. пед. ун-та им. К. Д. Ушинского, 2015. С. 170-172.

13. Лабунская В. А., Дроздова И. И. Теоретико-эмпирический анализ влияния социально-психологических факторов на оценки, самооценки молодыми людьми внешнего облика // Российский психологический журнал. 2017. Т. 14. № 2. С. 202-226. DOI: 10.21702/rpj.2017.2.12

14. Лабунская В. А. Невербальное поведение: структура и функции // Лабунская В. А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход). Ростов н/Д.: Изд-во Ростов. ун-та, 1986. С. 5-35.

15. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. СПб.: Питер, 2001. 544 с.

16. Михеева Е. Н. Социально-психологическая интерпретация личности ученика по внешности и невербальному поведению в ситуации урока: автореф. дис. … канд. психол. наук. СПб., 1993. 17 с.

17. Василюк Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. 200 с

18. Выготский Л. С. Собрание сочинений. Т. 6. Научное наследство. М.: Педагогика, 1984. 400 с.

19. Веккер Л. М. Психика и реальность. Единая теория психических процессов. М.: Смысл, 1998. 685 с.

20. Веккер Л. М. Восприятие и основы его моделирования. Л.: Изд-во Ленингр. ордена Ленина гос. ун-та им. А. А. Жданова, 1964. 194 с.

21. Stolier R. M., Freeman J. B. Functional and Temporal Considerations for Top-Down Influences in Social Perception // Psychological Inquiry. 2016. Vol. 27. № 4. P. 352-357. DOI: https://doi.org/10.1080/1047840X.2016.1216034

22. Куницына В. Н., Панферов В. Н. Проблема отношений личности в трудах В. Н. Мясищева // Психологический журнал. 1992. Т. 13. № 3. С. 140-147.

23. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 2003. 487 с.

24. Леонтьев Д. А. Понимание смысла и смысл понимания // Понимание: опыт мультидисциплинарного исследования / под ред. А. А. Брудного, А. В. Уткина, Е. И. Яцуты. М.: Смысл, 2006. С. 20-27.

25. He X., Chen J., Li J. Bidirectional semantic associations between social power and weight // InternationalJournal of Psychology. 2018. Vol. 53. № 1. P. 40-48. DOI: https://doi.org/10.1002/ijop.12255

26. Jzerman H., Koole S. L. From perceptual rags to metaphoric riches-bodily, social, and cultural constraints on sociocognitive metaphors: Comment on Landau, Meier, and Keefer (2010) // Psychological Bulletin. 2010. Vol. 137. № 2. P. 355-361. DOI: https://doi.org/10.1037/a0022373

DOI: 10.21603/2078-8975-2019-21-2-403-413

27. Landau M. J., Meier B. P., Keefer L. A. A metaphor-enriched social cognition // Psychological Bulletin. 2010. Vol. 136. № 6. P. 1045-1067. DOI: https://doi.org/10.1037/a0020970

28. Park В., Judd C. M., Ryan C. S. Social categorization and the representation of variability information // Stroebe W., Hewstone M. (eds.) European Review of Social Psychology. John Wiley and sons LTD, 1991. Vol. 2. P. 211-245.

29. Taylor S. E., Fiske S. T., Etkoff N. L., Ruderman A. J. Categorical and contextual bases of person memory and stereotyping // Journal of personality and social psychology. 1978. Vol. 36. № 7. P. 778-793.

30. Хухлаев О. Е., Тарасов К. О. Факторы выбора этнической категоризации в ситуации информационного воздействия на подростков и юношей // Социальная психология и общество. 2015. Т. 6. № 3. С. 64-80. DOI: 10.17759/sps.2015060305

31. Курышева О. В. Возрастные аспекты социальной категоризации // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 11: Естественные науки. 2013. № 1. С. 77-83.

32. Сериков Г. В. Интерпретация невербального поведения в связи с социально-психологическими характеристиками личности: автореф. дис. … канд. психол. наук. Ростов н/Д., 2001. 21 с.

33. Якунин А. П. Социально-психологическая интерпретация подростками личности взрослого человека // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2015. № 53. С. 107-112.

34. Heotis E. Cultivating Self-Awareness: Dual Processes in Social Cognition // The journal for spiritual and consciousness studies. 2018. Vol. 41. № 1. Р. 22-28.

35. Мазилов В. А. Методологические проблемы психологии в начале 21 века // Психологический журнал. 2006. Т. 27. № 1. С. 23-34.

36. Юревич А. В. Парадигмальные дебаты // Методология и история психологии. 2007. Т. 2. № 3. С. 3-17.

37. Ушаков Д. В. Анатомия психологического знания // Психологическое знание: Современное состояние и перспективы развития / под ред. А. Л. Журавлева, А. В. Юревича. М.: ИП РАН, 2018. С. 71-115.

Psychical Process in Social Perception*

Vladimir N. Panferov a ID1; Anastasia V. Miklyaeva a @ ID2; Svetlana A. Bezgodova a ID3

a Herzen State Pedagogical University of Russia, 48, Moika Embankment, Saint-Petersburg, Russia, 191186

@ [email protected]

ID1 http://orcid.org/0000-0002-3528-3122 ID2

http://orcid.org/0000-0001-8389-2275

ID3

http://orcid.org/0000-0001-5425-7838 Received 03.04.2019. Accepted 24.04.2019.

Abstract: The research features the theoretical construct of the psychical process in social perception in line with the integrative approach to human psychology and social interaction. The author believes that psychical processes can be described as an integrative phenomenon of social perception. The psychical process is a multi-level system of mental activity, determined by mutual awareness of people in the process of joint activity and communication. There are three levels of the psychical process in social perception: gnoseological, semiotic, and phenomenological. The gnoseological level is described through the categories «reflection», «representation», «expression», and «experience»; semiotic level is presented by the categories «sign», «value», «meaning», and «relation»; the phenomenological level is indicated by the categories «identification», «apperception», «interpretation», and «portrait». The methodological value of the construct of psychical process realizes the principle of integrity in the learning of human psychology. The author outlines some prospects for future studies of ways and methods of the human psychological qualities and their refraction in the human individual psychology in the course of social interaction. The paper illustrates the prospective use of the construct in interpersonal perception studies.

Keywords: psychological cognition, social interaction, psychosemiotics, external appearance, personality

* The article was prepared within the framework of the Russian Foundation for Basic Research, project No. 19-013-00412.

DOI: 10.21603/2078-8975-2019-21-2-403-413

For citation: Panferov V. N., Miklyaeva A. V., Bezgodova S. A. Psychical Process in Social Perception. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta, 2019, 21(2): 403-413. (In Russ.) DOI: https://doi.org/10.21603/2078-8975-2019-21-2-403-413

References

1. Andreeva G. M. Psychology of social cognition. Moscow: Aspekt Press, 2000, 288. (In Russ.)

2. Bodalev A. A. The perception and understanding of man by man. Moscow: Izd-vo MGU, 1982, 199. (In Russ.)

3. Labunskaya V. A. Communication and cognition people of one another in the works of A. A. Bodalev: modern view on fundamental problems (round table discussion). Rossiiskiipsikhologicheskii zhurnal, 2015, 12(1): 6-11 (In Russ.)

4. Yanchuk V. A. Introduction to modern social psychology. Minsk: ASAR, 2005, 800. (In Russ.)

5. Panferov V. N. Integral synthesis of human psychology in science, in education, in social interaction. Saint-Petersburg: Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2015, 761. (In Russ.)

6. Panferov V. N. Methodology of the integrated synthesis of human psychological knowledge (dedicated to the 110th anniversary of the birth of B. G. Ananiev). Integrative approach to the knowledge of human psychology. Saint-Petersburg: Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2017, 11-30. (In Russ.)

7. Belinskaya E. P., Bronin I. D. The problem of accuracy of interpersonal perception: contemporary conceptual models and empirical research. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta, 2017, (1-1): 109-113. (In Russ.)

8. Shepherd J. The face and social attribution. Handbook of research on face processing, eds. Young A., Ellis H. Amsterdam: North Holland, 1989, 289-320.

9. Wang Z., Mao H., Li Y. J., Liu F. Smile Big or Not? Effects of Smile Intensity on Perceptions of Warmth and Competence. Journal of Consumer Research, 2017, 43(5): 787-805. DOI: https://doi.org/10.1093/jcr/ucw062

10. Khrisanfova L.A. Perception of individual psychological characteristics of a person according to the structural features of his face. Eksperimentalnayapsihologiya, 2009, 2(4): 51-73. (In Russ.)

11. Barabanshchikov V. A., Khrisanfova L. A. Confidence in a person during the initial perception of his face. Methods of studying psychological structures and their dynamics, eds. Savchenko T. N., Golovina G. M. Moscow: IP RAN, 2007, iss. 4, 117-127. (In Russ.)

12. Karitsky I. N., Finkelstein V. N. Social perception of clothes. System genesis of educational and professional activities: Proc. VII Intern. Sci.-Prac. Conf. Yaroslavl: Izd-vo Yaroslavskogo gos. ped. un-ta im. K. D. Ushinskogo, 2015, 170-172. (In Russ.)

13. Labunskaya V. A., Drozdova I. I. A theoretical and empirical analysis of the influence of socio-psychological factors on young people»s assessment and self-assessment of appearance. Rossiiskii psikhologicheskii zhurnal, 2017, 14(2): 202-226. (In Russ.) DOI: 10.21702/rpj.2017.2.12

14. Labunskaya V. A. Non-verbal behavior (social perceptual approach). Rostov-on-Don: Izd-vo Rostov. un-ta, 1986, 5-35. (In Russ.)

15. Kunitsyna V. N., Kazarinova N. V., Pogol’sha V. M. Interpersonal communication. Saint-Petersburg: Piter, 2001, 544. (In Russ.)

16. Mikheeva E. N. Socio-psychological interpretation of the student’s personality in appearance and non-verbal behavior in a lesson situation. Diss. Cand. Psychol. Sci. Abstr. Saint-Petersburg, 1993, 17. (In Russ.)

17. Vasilyuk F. E. Psychology of experience (analysis of overcoming critical situations). Moscow: Izd-vo Mosk. un-ta, 1984, 200 (In Russ.)

18. Vygotsky L. S. Collected Works. Vol. 6. Scientific heritage. Moscow: Pedagogika, 1984, 400. (In Russ.)

19. Vekker L. M. Mind and reality. Unified theory of mental processes. Moscow: Smysl, 1998, 685. (In Russ.)

20. Vekker L. M. Perception and the basics of its modeling. Leningrad: Izd-vo Leningr. ordena Lenina gos. un-ta im. A. A. Zhdanova, 1964, 194. (In Russ.)

21. Stolier R. M., Freeman J. B. Functional and Temporal Considerations for Top-Down Influences in Social Perception. Psychological Inquiry, 2016, 27(4): 352-357. DOI: https://doi.org/10.1080/1047840X.2016.1216034

22. Kunitsyna V. N., Panferov V. N. The problem of personal relations in the works of V. N. Myasishchev. Psikhologicheskii zhurnal, 1992, 13(3): 140-147. (In Russ.)

23. Leontyev D. A. Psychology of meaning: nature, structure and dynamics of semantic. Moscow: Smysl, 2003, 487. (In Russ.)

24. Leontyev D. A. Understanding the Meaning and Meaning of Understanding. Understanding: Experience of Multidisciplinary Research, ed. Brudnyi A. A., Utkin A. V., E. I. Yatsuty. Moscow: Smysl, 2006, 20-27. (In Russ.)

25. He X., Chen J., Li J. Bidirectional semantic associations between social power and weight. International Journal of Psychology, 2018, 53(1): 40-48. DOI: https://doi.org/10.1002/ijop.12255

DOI: 10.21603/2078-8975-2019-21-2-403-413

26. Jzerman H., Koole S. L. From perceptual rags to metaphoric riches-bodily, social, and cultural constraints on sociocognitive metaphors: Comment on Landau, Meier, and Keefer (2010). Psychological Bulletin, 2010, 137(2): 355-361. DOI: https:// doi.org/10.1037/a0022373

27. Landau M. J., Meier B. P., Keefer L. A. A metaphor-enriched social cognition. Psychological Bulletin, 2010, 136(6): 1045-1067. DOI: https://doi.org/10.1037/a0020970

28. Park B., Judd C. M., Ryan C. S. Social categorization and the representation of variability information. European Review of Social Psychology, eds. Stroebe W., Hewstone M. John Wiley and sons LTD, 1991, vol. 2, 211-245.

29. Taylor S. E., Fiske S. T., Etkoff N. L., Ruderman A. J. Categorical and contextual bases of person memory and stereotyping. Journal of personality and social psychology, 1978, 36(7): 778-793.

30. Hukhlaev O. E., Tarasov K. O. Factors of choice of ethnic categorization in the situation of informational impact on adolescents and young people. Sotsialnaiapsikhologiia i obshchestvo, 2015, 6(3): 64-80. (In Russ.) DOI: 10.17759/sps.2015060305

31. Kurysheva O. V. Age aspects of the social categorization. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia 11: Estestvennye nauki, 2013, (1), 77-83. (In Russ.)

32. Serikov G. V. Interpretation of non-verbal behavior in connection with the socio-psychological characteristics of the person. Diss. Cand. Psychol. Sci. Abstr. Rostov-on-Don, 2001, 21. (In Russ.)

33. Yakunin A. P. The social-psychological interpretation by teenagers of the personality of adult. Lichnost’, semia i obshchestvo: voprosy pedagogiki ipsikhologii, 2015, (53): 107-112. (In Russ.)

34. Heotis E. Cultivating Self-Awareness: Dual Processes in Social Cognition. The journal for spiritual and consciousness studies, 2018, 41(1): 22-28.

35. Mazilov V. A. Methodological problems ofpsychology at the beginning of the 21st century. Psikhologicheskii zhurnal, 2006, 27(1): 23-34. (In Russ.)

36. Yurevich A. V. Paradigm debates. Metodologiia i istoriiapsikhologii, 2007, 2(3): 3-17. (In Russ.)

37. Ushakov D. V. Anatomy of psychological knowledge. Psychological knowledge: The current state and development prospects, eds. Zhuravlev A. L., Yurevich A. V. Moscow: IP RAN, 2018, 71-115. (In Russ.)

Содержание

ОКВГУ


 Информация о ходе приёма документов


График прихода абитуриентов для подачи документов


За 109 лет своего существования образовательное учреждение внесло значительный вклад в подготовку педагогических кадров. За время существования в нём было подготовлено более 12.000 учителей. Среди выпускников колледжа много известных заслуженных людей, государственных деятелей. Это известный советский военачальник, дважды Герой Советского Союза И.И. Якубовский; доктора наук Т.А. Галинкевич, А.Я. Утенков, В.В. Позняков; композитор Я.А. Косолапов; писатели И.В. Василевский, А.С. Русецкий, И.М. Шевцов. За заслуги в деле подготовки специалистов народного образования Оршанский колледж ВГУ имени П.М. Машерова награжден: в 1971 году Почетной грамотой Верховного Совета БССР, в 1978 и 1983 годах Переходным Красным Знаменем Министерства просвещения СССР и ЦК Профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений. В настоящее время Оршанский колледж ВГУ имени П.М. Машерова готовит: учителей начальных классов, учителей английского языка, учителей физической культуры, воспитателей, техников-программистов. Для качественной подготовки специалистов создана соответствующая материальная база: 27 учебных кабинетов и лабораторий, 2 читальных зала, 1 спортивный зал, 1 тренажерный зал, 2 лингафонных кабинета, 3 компьютерных класса. Книжный фонд библиотеки насчитывает более 80 тысяч экземпляров учебно-методической, научно-популярной и художественной литературы. Для иногородних учащихся имеется современное общежитие на 450 мест, на базе которого действует социально-культурный комплекс: музей истории колледжа, читальный зал, актовый и хореографический залы, кабинеты музыки для индивидуальных занятий, студии декоративно-прикладного и изобразительного искусства, тренажерный зал. Педагогический коллектив насчитывает 50 преподавателей, среди которых 13 являются магистрами; 75% имеют высшую и первую квалификационную категорию. Преподаватели колледжа активно участвуют в процессах реформирования образования, исследовательской деятельности. Неоднократно принимали и принимают участие в республиканских и международных научно-практических конференциях и семинарах, являются авторами многих публикаций в республиканской печати. А.А.Зулев Директор Оршанского колледжа Учреждения образования Витебский государственный университет имени П.М.Машерова

Ежемесячная газета Оршанского колледжа ВГУ имени П.М.Машерова

Подробнее »

Оршанский колледж ВГУ имени П.М Машерова занесен на Доску почёта Оршанского района

Подробнее »

В июне 2010г. сертифицирована система менеджмента качества стандарта СТБ ISO 9001-2009

Подробнее »


3. Общение как межличностный процесс.

Общениеэто многоплановый процесс установления и развития кон­тактов между людьми, порождаемый потребностями современной де­ятельности.

Социально-ориентированное (лекция, доклад, ораторская речь, телевыступление)

Личностно-ориентированное (деловое или личное взаимоот­ношение)

Содержание общения — информация, которая в межиндиви­дуальных контактах передается от одного живого существа дру­гому.

Цель общения — средства удовлетворения социальных, культурных, твор­ческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей.

Средства общения — способы кодирования, передачи, переработ­ки и расшифровки информации, которая передается в процессе об­щения от одного существа к другому.

Процесс общения (коммуникации).

  1. акт общения, коммуникации, в котором уча­ствуют сами коммуниканты, общающиеся.

  2. действие (общение) (говорить, жестикулировать, слушать).

  3. канал связи (визуально-вербальному, слухо-словесный, двигально-осязательной).

Структура общения. Включает три взаимосвязанные стороны: коммуника­тивную, интерактивную и перцептивну.

Вербальные и невербальные средства общения

Общение, будучи сложным социально-психологическим процес­сом взаимопонимания между людьми, осуществляется по следую­щим основным каналам: речевой (вербальный — от латинского слова устный, словесный) и неречевой (невербальный) каналы общения. Речь как средство общения одновременно выступает и как источник информации, и как способ воздействия на собеседника.

Вербальные средства общения. Речь — это психический процесс использования языка с це­лью обмена информацией, общения и решения других задач. Речь человека развивается и проявляется в единстве с мышлением. Со­держание и форма речи человека зависят от его профессии, опы­та, темперамента, характера, способностей, интересов, состоя­ний и т. д. С помощью речи люди общаются между собой, передают знания, оказывают влияние друг на друга, воздействуют на себя.

В речевой деятель­ности специалиста можно выделить речь устную и письменную, внутреннюю и внешнюю, диалогическую и монологическую, обыденную и профессиональную, подготовленную и неподго­товленную.

Устная речь делится, в свою очередь, на диалогическую и мо­нологическую.

Диалогическая речь имеет место в беседе. Наличие контакта с собеседником помогает опустить отдельные моменты в речи. Вы­ражение лица, глаз, интонация, жесты, паузы, ударения — все это позволяет понимать друг друга с полуслова.

Монологическая речь — выступление одного человека (лек­ция, доклад). Здесь непосредственный контакт слабее. Монологи­ческая речь требует больших знаний, общей культуры, владения собой, точных описаний, определений, умелого оперирования сравнением и т.д.

Проявление и использование устной речи (главным образом диалогической) в повседневном общении получило название речи общения.

В структуру речевого общения входят:

1. Значение и смысл слов, фраз («Разум человека проявляется в ясности его речи»). Играет важную роль точность употребления сло­ва, его выразительность и доступность, правильность построения фразы и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выра­зительность и смысл интонации.

2. Речевые звуковые явления: темп речи (быстрый, средний, за­медленный), модуляция высоты голоса (плавная, резкая), тональ­ность голоса (высокая, низкая), ритм (равномерный, прерывистый), тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонация, дикция речи.

3. Выразительные качества голоса: характерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, хмыкание, плач, шепот, вздохи и др.; разделительные звуки — это кашель; нулевые звуки — паузы, а также звуки назализации — «хм-хм», «э-э-э» и др.

Невербальные средства общения изучают следующие науки:

1. Кинестика изучает внешние проявления человеческих чувств и эмоций; мимика изучает движение мышц лица, жестика исследует жестовые движения отдельных частей тела, пантомимика изучает моторику всего тела позы, осанку, поклоны, походку.

2. Таксика изучает прикосновение в ситуации общения: рукопо­жатие, поцелуи, дотрагивание, поглаживание, отталкивание и пр.

3. Проксемика исследует расположение людей в пространстве при общении.

Обратная связь в общении — это сообщение, адресованное другому человеку, о том, как я его воспринимаю, что чувствую в связи с нашими отношениями, какие чувства вызывает у меня его пове­дение.

Уме­ние слушать — это составная и не менее важная, чем говорение, часть общения.

ВЕИП | Вступительные испытания в магистратуру

Общие требования к вступительному экзамену в магистратуру

Программа вступительного испытания по предмету «Психология» сформирована на основе государственного стандарта подготовки бакалавра по направлению «Психология».

Результат экзамена оценивается по 100-балльной шкале.

Количество баллов, необходимое для получения положительной оценки, — 50.

Экзамен проводится в устной форме и состоит из двух частей:

Первая часть – ответ на теоретический вопрос.

Вторая часть – решение психологической задачи.

В процессе вступительного экзамена соискатель должен продемонстрировать следующие компетенции:

  • понимание значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации;
  • понимание современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук.
  • владение культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений;
  • использование системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики;
  • применение знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики;
  • умение ставить профессиональные задачи в области научно-исследовательской и практической деятельности.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

РАЗДЕЛ I  Общая психология и психология личности.

Психология как научная дисциплина. Понятие «внутренний мир». Категория «психическое». Объект и предмет психологической науки. Место психологии в системе наук. Значение психологии как интегратора знаний о человеке и фундамента будущего человекознания. Тенденции развития современной психологии. Структура психологической науки. Классификация отраслей психологии. Прикладная и практическая психология. Понятие «психика». Определение. Функции. Классификация психических явлений. Психические процессы, состояния, свойства, конструкты. Уровни психической организации человека. Понятие об индивиде, личности, субъекте деятельности, индивидуальности. Ведущие направления психологической науки. Становление предмета психологии. Научные школы в психологии. Психология сознания. Бихевиоризм как наука о поведении. Психоанализ как учение о бессознательной психике. Гештальт — психология как учение о целостности психических явлений. Понятие самоактуализации в гуманистической психологии. Человек, познающий в когнитивной психологии. Психология деятельности. Системный подход к описанию психических явлений. Задачи системных исследований. Разновидности системного подхода: комплексный, структурный, целостный. Достоинства и недостатки системного подхода.

Методология и методы психологического исследования. Субъективные и объективные методы исследования в психологии. Классификации методов психологии. Наблюдение. Самонаблюдение. Опрос. Беседа. Интервью. Анкетирование. Эксперимент. Психологическое тестирование. Категория сознания в психологии. Сознание и психика. Множественность подходов к изучению сознания. Структура сознания. Функции сознания. Свойства сознания.  Деятельность как общенаучная и общепсихологическая категория. Проблемы деятельности в психологии. Междисциплинарный подход к деятельности, основные аспекты анализа деятельности. Принцип единства психики и деятельности. Сущность деятельности. Структура деятельности. Психологическое строение индивидуальной деятельности. Категория общения в психологической науке. Определение. Общение как синтез взаимодействия и взаимоотношений между людьми. Функции, виды, структура общения. Сенсорно-перцептивный уровень отражения. Сравнительный анализ процессов ощущения и восприятия. Характеристики сенсорного и перцептивного образа. Виды образных явлений, специфика образов восприятия среди других видов образов. Память как сквозной психический процесс. Виды, уровни, формы, процессы памяти. Память и научение. Нарушения памяти. Феноменальная память.

Речемыслительный уровень отражения. Речь и речевая деятельность. Виды и функции речи. Л.С. Выготский и Ж.Пиаже об эгоцентрической речи. Взаимоотношения мышления и речи в различных психологических теориях.  Логические формы мышления: понятие, суждение, рассуждение (умозаключение и обоснование) Психофизиологические и нейропсихологические исследования мышления и речи. Процессы представления и воображения: сравнительный анализ. Определение, функции, формы проявления, классификация. Роль представления и воображения  в жизни и деятельности человека.  Внимание как сквозной психический процесс: определение, функции, классификация. Внимание: самостоятельный процесс или свойство других психических процессов. Внимание как теоретический конструкт: история и современное состояние. Феномены внимания. Свойства внимания: устойчивость, концентрация, распределение, объем, переключение. Субъективные и объективные критерии внимания. Основные подходы к исследованию интеллекта и креативности. Подходы к изучению интеллекта. Теории и модели интеллекта: однофакторные и многофакторные модели (А.Бинэ и Т.Симон, Ч.Спирман, Г.Айзенк, Дж.Равен, Д.Векслер, Дж.Гилфорд, Р.Стернберг и др.). Проблема измерения уровня развития интеллекта. Теории креативности. Соотношение интеллекта и креативности, методы их диагностики. Показатели креативности (Дж.Гилфорд, Е. Торренс). Интуиция (Я.А. Пономарев, О.К. Тихомиров). Эвристики. Эмоции и чувства: сравнительный анализ. Общее представление об эмоциях. Феноменология эмоций и чувств. Функции, теории, классификации. Формы эмоциональных явлений. Соотношение эмоций и чувств,  и процессов познания. Мотивация и мотивы. Внутренне и внешне- обусловленная  мотивация. Понятия «потребность», «мотив», «мотивация» в психологии (А.Н. Леонтьев, Х. Хекхаузен, Ж. Нюттен). Психология мотивации: история, современное состояние и тенденции её развития. Экспериментальные и диагностические методы изучения мотивации человека и животных. Основные теории движущих сил поведения человека (З. Фрейд, А. Адлер, А. Маслоу, Г. Мюррей, В. Франкл, Э. Фромм). Произвольная регуляция поведения и деятельности. Отличительные особенности волевой регуляции. Структура волевого процесса. Проблема воли в психологии. Произвольность и воля. Проблема самодетерминации. Специфика психических состояний. Соотношение категорий: процесс — состояние-свойство. Структурный анализ состояний. Классификаций состояний. Характеристики состояний. Темперамент и характер. Сравнительный анализ понятий. Свойства темперамента и характера. Проявления темперамента и характера в деятельности. Свойства и типы. Природная и социальная детерминация, факторы и условия формирования характера. Проблемы исследования способностей: детерминанты развития способностей,  взаимосвязь специальных и общих способностей, разработка методов измерения способностей, способности и деятельность. Общепсихологическая специфика понятия личность Категория личности в философии, социологии и психологии. Основные характеристики личности Генотипическое, фенотипическое, биологическое и социальное  в индивидуальном развитии человека. Свойства личности. Типологии личности. Номотетическое и идеографическое описание личности. Ситуационизм и интеракционизм. Подходы к  описанию структуры личности. Понятие структуры личности. Выявление элементов и взаимосвязей между ними. Представления отечественных и зарубежных авторов о структуре личности. Самосознание как «ядро» сознания. Функции самосознания. Я-концепция и «образ Я». Уровень притязаний и самооценка. Динамика личности. Развитие личности: онтогенез и  жизненный путь. Психологический возраст личности. Возрастная динамика самореализации личности. Самоактуализация и самотрансценденция личности. Статус и социальные роли личности. Взаимовлияние личности и социальной роли. Общая характеристика понятий «социальная роль», «социальная группа», «социальный статус». Положение об общественных функциях-ролях и их месте в структуре личности. Ролевые теории личности и их критика. Самопрезентация личности окружающим и ее психологическая функция. Социализация индивида как интериоризация социальных форм поведения Социогенез личности как предмет исторической психологии и этнопсихологии. Основные подходы к исследованию индивидуальности. Общая характеристика индивидуальности. Теория интегральной индивидуальности. Нормальное и отклоняющееся развитие личности, психическое и личностное здоровье. Личностная зрелость. Продуктивные проявления индивидуальности личности. Самоактуализация, самореализация и персонализация. Выход личности за пределы самой себя (трансценденция). Природа активности личности. Личность и творчество.

РАЗДЕЛ II Возрастная психология.

Объект, предмет возрастной психологии. Теоретические и практические задачи возрастной психологии. Методы исследования в возрастной психологии. Основные категории, научные понятия и проблемы возрастной психологии: Проблема периодизации психического развития. Закономерности психического развития. Категория возраста в возрастной психологии. Понятия роста и развития в возрастной психологии. Понятие и сущность возрастного кризиса. Проблема соотношения биологического и социального в психике. Общая характеристика развития человека на  разных этапах онтогенеза Психология детства. Психология подросткового и юношеского возраста. Психология взрослости. Геронтология.

РАЗДЕЛ III Практическая психология.

Основные направления деятельности практического психолога: психодиагностическая работа; психологическое консультирование; психотерапевтическое воздействие; коррекционно-развивающая деятельность; психопрофилактическая работа.

Области применения прикладной психологии: психологическая служба в школе; психология управления; психология чрезвычайных ситуаций; индивидуальное и семейное консультирование; профориентация и профотбор.

Клиническая психология как отрасль психологической науки: общая характеристика клинической психологии; краткая характеристика патопсихологических симптомокомплексов: шизофренический, органический, психопатический, олигофренический, психогенной дезорганизации психической деятельности. Особенности и задачи патопсихологического исследования. Основы психосоматики.

ПРИМЕРЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ.

1. Для решения проблем, каких организаций, на Ваш взгляд, могут применяться материалы следующих отраслей: экстремальная психология, экспериментальная психология, психология труда? Аргументируйте свой ответ.

2.Представьте: Вам предстоит провести исследование психологических особенностей учащихся начальной школы. Какие методы исследования применимы в данной ситуации? Какие будут наиболее эффективны? А какие применить затруднительно? Аргументируйте.

3. Студент, целенаправленно готовящийся к трудному экзамену по нелюбимому предмету, вдруг натыкается в учебнике на заинтересовавший его факт. С этого момента подготовка, ранее требовавшая не­усыпного внимания, вдруг приобретает цель и превращается в увлекательный процесс, не требую­щий специального контроля. О каком виде внимания идет речь?

4. В каком из следующих отношений находятся пары понятий воображение —  опережающее отражение:

  • они тождественны
  • первое шире, чем второе
  • второе шире, чем первое
  • они пересекаются
  • они независимы.

Аргументируйте свой ответ.

5. Какие присущие вам качеств личности Вы можете объяснить с позиций теории научения, какие – на основе психоанализа, какие – в рамках гуманистической теории?

6. Назовите 4-5 способов, которыми можно успокоить плачущего ребёнка: в 6 месяцев, в 2 года в 3 года. Дайте теоретическое обоснование, почему Вам приём должен быть эффективным (какие свойства психики ребёнка обеспечат успех)

7. Ребёнок 3-х лет демонстрирует непослушание и нежелание делать то, что велят взрослые. Является ли такое поведение закономерностью развития и какие условия позволят преодолеть  такое поведение.

8. К клиническому психологу за психологической помощью обратился врач-хирург с 20-летним стажем работы. Сообщает, что в последний год он стал замечать, что утратил интерес к работе, стал раздражительным с пациентами, «не хочет» с ними общаться, стал «не чувствительным» к их проблемам, «заставляет» себя ходить на работу.

Вопросы:

1)        Какой психологический феномен имеет место?

2)        Чем вызван данный психологический феномен?

3)        Какие признаки указывают на наличие этого феномена?

4)        Можно ли решить проблему путём отдыха в отпуске?

5)        Какие варианты помощи можно предложить?

9. Пятьдесят лет назад Карл Роджерс охарактеризовал «осторожную» эмпатию как одну из наиболее значимых черт профессионального психотерапевта (вместе с «безоговорочным позитивным расположением» и «искренностью») и положил начало области психотерапевтического исследования, которое, в конечном счете, привело к четкому доказательству практической эффективности сочувствия».

Вопросы:

  1. Какое психологическое направление представлено?
  2. Какие психологические приемы используются?
  3. В чём отличие эмпатии от пустых комплиментов? 

ВОПРОСЫ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ БИЛЕТОВ

  1. Психология как научная дисциплина.
  2. Место психологии в системе наук.
  3. Отрасли психологии. Классификация отраслей психологии.
  4. Человек как объект психологического исследования. Уровни психической организации человека.
  5. Понятие психики. Виды психических явлений: процессы, состояния, свойства.
  6. Происхождение и развитие психики в филогенезе.
  7. Общее представление о сознании. Сознание и психика.
  8. Классификация методов психологического исследования.
  9. Соотношение понятий «индивид», «личность», «индивидуальность».
  10. Деятельность как общенаучная и общепсихологическая категория.
  11. Категория общения в психологической науке.
  12. Психология ощущения. Анализаторы и виды ощущений.
  13. Характеристика восприятия как психического процесса
  14. Внимание как психический процесс: определение, классификации
  15. Мышление как психический процесс: виды, формы.
  16. Воображение: определение, функции, классификации.
  17. Речь и язык. Виды речи.
  18. Эмоции и чувства в психологии.
  19. Формы эмоциональных явлений.
  20. Характеристика воли. Структура волевого процесса.
  21. Характер, общее представление. Типологии характера.
  22. Понятие темперамента.
  23. Мотивация и мотивы: определение, виды.
  24. Понятие «способности». Уровни развития способностей.
  25. Бессознательное и фантазии.
  26. Общее представление о психоанализе.
  27. Наблюдение и эксперимент как методы психологического исследования.
  28. Тесты в психологическом исследовании.
  29. Основные виды деятельности психолога.
  30. Возрастные периодизации в психологии.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 

1.Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод, пособие курсу «Психология человека». — М.: Педагогическое общество России, 2004. — 276 с.

2.Головин С.Ю. Словарь практического психолога (около 2000 терминов, 1998 г.)

3.Никандров В.В. Психология: учебник / В.В.Никандров – М. Волтерс Клувер, 2009. – 1008 с.; ил., табл.

4.Маклаков А. Г. Общая психология. — СПб.: Питер, 2001. — 592 с.: ил. — (Серия «Учебник нового века»)

5.Ильин Е. П. Эмоции и чувства. — СПб: Питер, 2001. — 752 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»).

6.Ребер А. Большой толковый психологический словарь. В 2-х томах. М.: Вече, АСТ, 2000.

7.Первушина О.Н. Общая психология: Методические указания. – Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996.

8.Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии; Москва, «Смысл» // 2003.

9.Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. 100 экзаменационных ответов по психологии. // Ростов-на-Дону. Издательский центр «МарТ», 2001

10.Болотова А. К., Макарова И. В.Прикладная психология: Учебник для вузов. — М.:Аспект Пресс, 2001.

11.Б. Д. Карвасарский. Клиническая психология: Учебник, Изд. Питер, 2004.

12.Лапланш Ж. Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. – М.: Центр гуманитарных инициатив, 2010.

13.Энциклопедия глубинной психологии Том 1. Зигмунд Фрейд: жизнь, работа, наследие. Пер. с нем. / Общ. Ред. А.М. Боковикова. – М.: ЗАО МГ Менеджмент, 2011

14.Зигмунд Фрейд: «Психопатология обыденной жизни»; «Остроумие и его отношение к бессознательному»; «Бессознательное»; «По ту сторону принципа удовольствия»; «Я и Оно»

«Отрицание»; «Массовая психология и анализ Я»; «Тотем и табу»; «Неудобства культуры»

«Будущее одной иллюзии»; «Проблема дилетантского анализа» («К вопросу о дилетантском анализе»)

Перечень иных информационных источников:

http://koob.ru,

http://ihtik.lib.ru,

http://elibrary.ru,

http://flogiston.ru (неофициальный сайт факультета психологии МГУ),

http://voppsy.ru (журнал «Вопросы психологии»),

http://psychol.ras.ru/08.shtml («Психологический журнал»)

http://imaton.ru (Институт практической психологии ИМАТОН), http://www.psychology.ru/whoswho/ (Выдающиеся психологи XX столетия. Галерея психологов).

 

Речь как психический процесс

Главная » Познавательные психические процессы » Речь как психический процесс


Речь как психический процесс

Речь — это исторически сложившаяся в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком. Речь включает процессы порождения и восприятия устных или письменных сообщений для целей общения или регуляции и контроля собственной деятельности.
Основной единицей языка является слово, имеющее две характеристики: предметную отнесенность и значение.
Значение слова представляет собой отношение знака (слова в данном случае) к обозначаемому в реальной действительности объекту независимо от того, как он представлен в индивидуальном сознании.
Ключевые функции языка показаны на рис. 1.

Рис. 1. Ключевые функции языка
 
В отличие от понятия «личностный смысл» — это отражение в индивидуальном сознании того места, которое занимает данный предмет (явление) в системе деятельности человека. Если значение объединяет социально значимые признаки слова, то личностный смысл — это субъективное переживание его содержания.
С помощью речи человек устанавливает взаимоотношения с другими людьми, передает информацию. Речь, как психический процесс, является главным средством общения. В речи выражаются результаты познания, решения мыслительных задач и т.д. Она выступает важнейшим орудием интеллектуальной деятельности человека.
В психологии выделяют письменную и устную речь, а в устной — внешнюю (монологическую и диалогическую), эгоцентрическую и внутреннюю речь.
Ключевые функции речи представлены на рис. 2.

Рис. 2. Ключевые функции речи
 
Сингнификативная функция отличает речь человека от коммуникации животных, так как у человека со словом связано представление о предмете или явлении. Взаимопонимание в процессе общения основано, таким образом, на единстве обозначения предметов и явлений воспринимающим и говорящим.
Функция обобщения связана с тем, что слово обозначает не только отдельный, конкретный предмет, но и целую группу сходных предметов, и всегда является носителем их существенных признаков.
Функция коммуникации (общения) выступает как внешнее речевое поведение, направленное на контакты с другими людьми. Общение в конкретной ситуации по поводу тех или иных действий и предметов осуществляется с помощью ситуативной речи, представляющей собой вопросы, возникающие в связи с деятельностью или при знакомстве с новыми предметами или явлениями, ответы на вопросы, наконец, определенные требования. Сходные с ситуативной речью функции несет контекстная речь, достаточно полно описывающая ситуацию с тем, чтобы она была понятной без ее непосредственного восприятия (пересказ книг, рассказ об интересном предмете и т.п.).
В коммуникативной функции речи выделяют три стороны:
• информационная — проявляется в передаче знаний и тесно связана с функциями обозначения и обобщения;
• выразительная — помогает передать чувства и отношения говорящего к предмету сообщения;
• волеизъявительная — направлена на то, чтобы подчинить слушателя замыслу говорящего.
Свойства речи представлены на рис. 3.
Владение речью и подразумевает способность передать свою мысль наиболее совершенным способом, т.е. быть понятым другими до конца, уметь передать им не только содержание, но и эмоциональные оттенки сообщения. С этой целью в речи используются разнообразные средства выразительности, специфические для каждого ее вида.

Рис. 3. Свойства речи
 
Письменная речь нуждается в подробном раскрытии и обосновании каждого высказываемого положения — ведь собеседник в этом случае невидим и невозможно воспользоваться неречевыми средствами выразительности (паузой или мимикой). Поэтому любой человек, хотя бы единожды сталкивавшийся с необходимостью передать свои мысли на бумаге, осознает, что наиболее сложным является начало повествования.
Монологическая устная речь по степени развернутости приближается к письменной, хотя непосредственный контакт со слушающим и его вовлеченность в ситуацию делают эту речь контекстной, облегчая передачу информации. Необходимость донести сообщение в полном объеме заставляет говорящего прибегать к развернутым фразам, повторениям, синонимам, что является общим с письменной речью.
Наиболее легкой для построения и понимания собеседников является диалогическая речь, не требующая развернутости изложения, так как оба говорящих осознают ситуацию, знают ее детали, им обычно понятны позиции и переживания друг друга. Важным моментом является и то, что в этом случае идет беседа, а не односторонний обмен информацией, поэтому сообщения могут дополняться или прерываться собеседником.
Эгоцентрическая речь — промежуточная между внешней и внутренней речью, является внешней по форме и внутреннему содержанию. Примером эгоцентрической речи могут служить размышления вслух, отдельные замечания, понятные только в контексте конкретной ситуации, высказанные вслух междометия типа «ох», «ах». С внутренней речью эгоцентрическую роднит ее непонятность для окружающих, ориентация на самого высказывающегося, его мысли и переживания. Общим является и свернутый характер высказываний, предикативность (преимущественное использование глаголов) и в эгоцентрической, и во внутренней речи.
Этот вид речи впервые был описан Ж. Пиаже, назвавшим его эгоцентрическим из-за его связи с эгоцентризмом в мышлении, свойственным детям дошкольного возраста. Именно в это время наиболее часто встречаются эгоцентрические высказывания, которые у взрослых наблюдаются крайне редко — только в состоянии сильного возбуждения.
Лекция, реферат. Речь как психический процесс — понятие и виды. Классификация, сущность и особенности. 2021.

Экспериментальная и аналитическая обработка неопределенной климатической информации Сабин М. Маркс, Эльке У. Вебер, Бен Орлов, Энтони А. Лейзеровиц, Дэвид Кранц, Карла Ронколи, Дженнифер Филлипс :: SSRN

12 стр. Добавлено: 29 марта 2013 г. Последняя редакция: 1 мая 2013 г.

См. Все статьи Сабины М. Маркс