Определение что такое честь и достоинство: что такое честь и достоинство человека – Честь — Википедия

Автор: | 05.09.2020

что такое честь и достоинство человека

В былые времена люди боялись потерять свою честь, защищали ее и умирали за нее на дуэлях. Сейчас такого, конечно же, нет, но это не означает, что современный человек не наделен этим качеством. Каждый должен знать определение, что такое честь. Для чего нужно человеку достоинство и как его не потерять?

Определение: что такое честь

Понятие «честь» означает совокупность качеств человека, за счет которых он обретает самоуважение. Оно включает такие свойства личности, как благородство, справедливость, доблесть, смелость, честность, высокая нравственность и строгие моральные принципы.

В прошлом честь ассоциировалась не столько с внутренними качествами человека, сколько с его способностью вести себя в обществе, соблюдать установленные нормы и правила поведения. Это требовалось для поддержания репутации и уважения к своей персоне.

Определение слова «честь» тесным образом связано с понятием честности. В первую очередь человек не должен обманывать самого себя. Честь устанавливает рамки того, что люди могут позволить себе совершить, не испытывая при этом чувства вины и раскаянья.

определение что такое честь

Что такое достоинство человека

Достоинство человека – это его уважение к своей персоне, ощущение значимости себя как личности, умение выходить из любой ситуации, не переступая через свои принципы. Оно с рождения присуще каждому из людей.

Достоинство человека позволяет ему осознать важность не только самого себя, но и окружающих. Люди, которым присуще это качество, уважительно относятся к другим. Достоинство дает человеку чувство уверенности в себе и в своих силах. Чем выше мы себя оцениваем, тем больше потенциальных возможностей открывается перед нами.

Определение, что такое честь и что такое достоинство, в чем-то схожи между собой. Они устанавливают критерии самоуважения человека, а также отношение к его персоне со стороны общества и отражают моральную ценность личности.

определение слова честь

У каждого ли человека есть честь и достоинство

Наверное, каждый в своей жизни попадал в такие ситуации, когда испытываешь ощущение отсутствия самоуважения и собственной никчемности. С юридической точки зрения определение, что такое честь и достоинство, предполагает, что каждый человек при рождении наделен этими качествами. Они не могут исчезнуть и пропасть в течение жизни. Достоинство человека охраняется законом, в случае его унижения виновнику грозит наказание.

На деле бывает, что люди не ощущают себя достойными, считают, что их не за что уважать. Чаще всего подобное происходит, когда человек совершает тот или иной поступок, за который испытывает впоследствии угрызения совести. В таких случаях говорят, что честь и достоинство потеряны.

Как правило, через какое-то время человек заглаживает свою вину, улучшает репутацию, вновь заслуживает уважение общества. Он перестает считать себя неудачником и ничтожеством, снимает с себя это определение. Честь и достоинство при этом вновь возвращаются к человеку.

Как почувствовать себя достойным человеком

Если по каким-то причинам вы не ощущаете себя достойным человеком, можно приложить усилия, чтобы исправить эту ситуацию. Прежде всего, нужно пресекать все попытки унизительного обращения к себе со стороны окружающих. Только научившись правильно ставить себя в обществе, вы сможете почувствовать себя достойным уважения.

определение честь и достоинство

Необходимо постоянно пополнять знаниями и навыками свой багаж, совершенствоваться в профессии и других сферах жизни. Чем большую ценность вы будете представлять как специалист, тем выше будет ваше самоуважение, следовательно, и достоинство.

Чтобы ощутить свою честь и достоинство, необходимо ответственно подходить к выполнению долга. Это касается не только долга перед государством, но и конкретных обязательств и поручений, взятых на себя. Сюда входит выполнение семейных обязательств, ответственное отношение к рабочим заданиям, умение сдерживать обещания и понимать значимость своих слов и поступков.

Честь — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 30 октября 2017; проверки требуют 30 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 30 октября 2017; проверки требуют 30 правок.

Честь — это достойные уважения и гордости моральные качества человека; его соответствующие принципы[1].

Честь может восприниматься как относительное понятие, вызванное к жизни определёнными культурными или социальными традициями, материальными причинами или персональными амбициями. С другой стороны, честь трактуется как изначально присущее человеку чувство, неотъемлемая часть его личности. В традиционной системе ценностей культур многих народов[каких?] категория чести находится на более важном месте, чем жизнь человека.

Словарь В. И. Даля, определяет

честь и как «внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистую совесть», но также и как «условное, светское, житейское благородство, нередко ложное, мнимое».

«Честь — это внутреннее, данное самому себе право оценивать себя и своё существование в категориях самоуважения. Объективными факторами, дающими право на честь, являются целомудрие и благородство. Целомудрие — идеальная аксиологическая норма природного состояния. Благородство — идеальная аксиологическая норма личностного состояния.Архимандрит Платон. Православное нравственное богословие. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994, с. 185
»
  • Нэнси Шилдс Коллманн. Честь в России (рус.). ec-dejavu.ru. Дата обращения 12 января 2019. // Коллманн Н. Ш. Соединённые честью. Государство и общество в России раннего нового времени. М., 2001., с. 49-104; 367—389
  • Стефанович П. С. Древнерусское понятие чести по памятникам литературы домонгольской Руси //Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2004. № 2(16). С. 63-87.
  • Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. — 5-е изд. — М. Политиздат, 1986

Понятия честь и достоинство в гражданском праве

Честь и достоинство относятся к нематериальным благам. В отношении юридических лиц такие понятия не относятся, так как они являются составной частью человеческой жизни. Юридическое лицо – это инструмент ведения бизнеса, созданный самим человеком. Юридические лица вступают в деловые отношения, они имеют деловую репутацию. Статья 152 ГК РФ устанавливает защиту чести, достоинства и деловой репутации гражданина и юридического лица в части репутации.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту и Вы получите 35% скидку: +7 (499) 649-73-18; +7 (926) 754-19-34, + (977) 283-46-04

«Юридическое лицо, в отличие от физического, это искусственная правовая конструкция, не имеющая телесной оболочки и не обладающая ни сознанием, ни психикой. Все, что совершается юридическим лицом в качестве участника гражданского оборота (сделки, исполнение обязательств, неправомерные действия), есть результат действий физических лиц, являющихся органами или работниками юридического лица.»[1]

Юридическая доктрина о понятиях честь и достоинство

В законодательстве отсутствует понятие честь, достоинства, деловой репутации. Это связано с тем, что морально-этические категории гораздо шире правового. В правовой науке честь, достоинство и деловая репутация определены как морально-правовые категории с присущими им специфическими свойствами. Чувство чести является важнейшей социальной чертой личности, так как через посредство этого ее свойства общественное мнение оказывает моральное воздействие на человека. От степени развития чувства чести зависит восприимчивость человека к моральному воздействию общества. Честь — это морально-правовая категория позитивно-объективного характера, определяющая общественную оценку личности. Честь и достоинство связаны между собой как оценка и самооценка, как почтение и самоуважение. Достоинство — это морально-правовая категория позитивно-субъективного характера, определяющая оценку собственной личности.[2]

А.М. Эрделевский дает следующее определение: честь — сопровождающееся положительной оценкой общества отражение качеств лица в общественном сознании; достоинство — сопровождающееся положительной оценкой лица отражение его качеств в собственном сознании; деловая репутация — сопровождающееся оценкой общества отражение деловых качеств лица в общественном сознании.[3]

Очень хорошее определение чести, достоинству и деловой репутации дает Белявский А.В. в своей работе «Судебная защита чести и достоинства.» «Честь — это социально значимая положительная оценка лица со стороны общественного мнения. Достоинство — это самооценка лицом своих моральных, профессиональных и иных качеств. Таким образом, честь является как бы мерилом достоинства гражданина или организации. Деловая репутация — это сложившееся общественное мнение о профессиональных достоинствах и недостатках лица (гражданина или организации).

Сфера отношений, формирующих понятие чести и достоинства гражданина, несколько шире, чем отношения, формирующие признаки чести и достоинства юридического лица. Так, существует понятие человеческого, национального, профессионального, женского и мужского достоинства личности. Центральное место среди них занимает идея человеческого достоинства, признание человека высшей общественной ценностью. Реализация этой идеи является подтверждением гуманистических основ и нравственного здоровья общества. Уважать, гарантировать, охранять человеческое достоинство — значит уважать и охранять основные жизненные права человека, обеспечить достойные его условия жизни, относиться к нему как к высшей ценности».

Вывод

Подводя итог определению понятий честь и достоинство, можно сказать, что честь и достоинство в правовой сфере обладают определенными качествами, присущие только человеку. Понятие деловой репутации можно относить, как к человеку, так и к юридическому лицу.

Образцы документов:

Похожие статьи по данной тематике

  1. Защита чести и достоинства гражданина. Порядок действий
  2. Защита деловой репутации юридического лица

Литература:

[1]Эрделевский А.М. Компенсация морального вреда // СПС КонсультантПлюс. 2013.

[2]С. Потапенко, «Диффамация по-российски. Фемида сменила меч на щит, чтобы защитить справедливого судью и честного журналиста».

[3]Эрделевский А.М. Компенсация морального вреда // СПС КонсультантПлюс. 2013.

ЧЕСТЬ И ДОСТОИНСТВО КАК АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ | Опубликовать статью РИНЦ

Ликсунова А. С.

Соискатель кафедры философии, Челябинский государственный университет

 ЧЕСТЬ И ДОСТОИНСТВО КАК АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ

                                                                                                                Аннотация

Статья посвящена таким нравственным категориям, как «честь» и «достоинство» в судьбе человека в ретроспективном анализе, а также проблемным вопросам, связанным с их толкованием в различных источниках. Честь и достоинство образуют неотъемлемую моральную составляющую в структуре личности. На сегодняшний день нет единого, четкого определения этих понятий, поскольку данные понятия являются весьма сложными и многогранными для понимания и толкования. Автором анализируется взаимосвязь понятий чести и достоинства, выявляются их сходства и различия. 

Ключевые слова: честь, достоинство, этические категории, И. Кант, А. Шопенгауэр, Т. Гоббс, И. Экштейн.

Liksunova A. S. 

Postgraduate student of the Department of philosophy, Chelyabinsk State University

HONOR AND DIGNITY AS AXIOLOGICAL CATEGORIES

Abstract

The article is devoted to such moral categories as “honor” and “dignity” in human destiny in a retrospective analysis, as well as issues related to their interpretation from different sources. The honor and dignity form an integral moral component in the structure of personality. To date, no single, clear definition of these concepts, because these concepts are very complex and multi-faceted understanding and interpretation. The author analyzes the correlation of the notions of honor and dignity, identifies their similarities and differences.

Keywords: honor, dignity, ethical categories, I. Kant, A. Schopenhauer, T. Hobbes, I. Eckstein.

В нашей жизни существует немало таких понятий, которые на первый взгляд кажутся весьма понятными и достаточно простыми, но на деле оказываются весьма тонкими и глубокими для понимания. Так, среди философов и ученых нет единого мнения о трактовке понятий чести и  достоинства, но эти темы тревожили умы великих людей во все времена.

У известного философа XX века М. Хайдеггера есть примечательный тезис: «Мыслью осуществляется отношение бытия к человеческому существу. Мысль не создает и не разрабатывает это отношение. Она просто относит к бытию то, что дано ей самим бытием. Отношение это состоит в том, что мысль дает бытию слово. Язык есть дом бытия. В жилище языка обитает человек. Мыслители и поэты – хранители этого жилища. Их стража – осуществление открытости бытия, насколько они дают ей слово в своей речи, тем сохраняя ее в языке» [6, 31]. Если принять положение Хайдеггера за постулат, то следует, что определив и уточнив понятие чести и достоинства, можно понять их глубинный смысл.

Сегодня тема человеческих ценностей, чести и достоинства актуальна как никогда. Честь и достоинство –  этические категории, которые неразрывно связаны между собой, и чаще всего рассматриваются в паре, поскольку являются понятиями взаимодополняющими и взаимовытекающими.

Так,  толковый словарь Даля не дает толкования понятию достоинства, но это не значит, что такого понятия не существовало. Понятие достоинства используется автором словаря для выведения другого понятия – чести. «Честь – внутреннее, нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть; заверенье, утвержденье; высокое званье, сан, чин, должность; внешнее доказательство отличия; почет, почесть, почтенье, чествованье, изъявленье уважения, признание чьего превосходства» [1, 447].  Таким образом, в словаре  Даля как бы отожествляется понятие чести и достоинства личности.

Толковый словарь Ушакова трактует достоинство как «положительное качество; необходимые моральные качества, моральная ценность человека» [5, 251]. Понятие чести есть «моральное или социальное достоинство, то, что вызывает, поддерживает уважение (к самому себе или со стороны окружающих)» [5, 815]  . Таким образом, можно проследить закономерность: в обоих толковых словарях категория чести вытекает из понятия достоинства.

Л. А. Черная выделяет три основные группы значений понятия «честь», среди которых честь как достоинство человека, честь как слава (в особенности воинская), а также честь как святость [7, 16]. Честь как достоинство человека рассматривается здесь в свете глубинной сущности человека.

Ценность человека неоспорима, её нельзя купить или продать. Именно достоинство обладает  абсолютной действительной ценностью. Кант видит врожденную ценность человека, и дает этому следующее объяснение:  «Принадлежность к роду человеческому (die Menschheit) – пишет И. Кант, – само уже достоинство» [3, 47]. Достоинство здесь понимается как высокое чувство самоуважения, убеждение личности в собственной моральной ценности, а также признание моральной ценности других людей. Таким образом, абсолютно любой человек с рождения обладает достоинством.

Со временем понятие о достоинстве  человека усложнялось, становилось более всеобъемлющем и многослойным.  Немецкий философ Ф.Шиллер в сочинении «О грации и достоинстве» определяет достоинство как  «господство моральной силы над инстинктами есть свобода духа» [8, 122].   Свобода духа выступает здесь как объективное начало. В своем философском произведении «Левиафан» английский философ-материалист Т. Гоббс  говорит о том, что достоинство человека зависит от его способностей и добродетелей: «Достоинство человека – вещь, отличная от его стоимости или ценности, а также от его заслуг, и состоит в специальном даровании или способности к тому, достойным чего его считают» [2, 25].

Таким образом, достоинство представляет собой сложное понятие, и является фундаментом прав человека,  а права человека, в свою очередь, предназначены для защиты достоинства личности. Достоинство есть специфическая форма самосознания ценности своей личности. К. Маркс, говоря о достоинстве, особо подчеркивал, что это “именно то, что больше всего возвышает человека, что придает его деятельности, всем его стремлениям высшее благородство» [4, 351].

Понятие чести не менее сложное, нежели понятие достоинство.  Немецкий философ И. Экштейн рассматривает понятие чести в двух параллельных позициях: честь как духовное «я» человека, то есть внутреннюю честь, и  честь как этическую оценку личности, то есть внешнюю честь. При этом  внутренняя честь и внешняя честь абсолютно между собой не связаны» [10, 21].

Определения понятия внутренней чести И. Экштейн сводит к двум категориям и их авторов. К первой группе И. Экштейн относит А. Шопенгауэра, Кэстлина а также  Вольберга. Ко второй группе И. Экштейн относит  Вальтера, Офингейма, Гофмана, а также  Шталя.

В первой группе находятся те, которые приводят в теснейшее соприкосновение  внутренней чести с общественным мнением, то есть с внешней честью:

-«…мнение других о нашей цене; субъективно честь представляет наш страх перед этим мнением других», А. Шопенгауэр;

-«Честь есть идеальная квинтесенция  понятия личности; она есть отраженное от сознания других собственное осознание о цене, какую представляет личность», Кэстлин;

-Честь «есть нравственно-общественное понятие, которое мы можем охарактеризовать как особое моральное значение человека, так сказать его все, находящий себе выражение  в проявляющимся о нем мнении других », Вольберг.

Таким образом, честь здесь выступает как внешняя оценка  личности (репутация).

Ко второй группе (честь внутренняя) принадлежат те, которые оставляют вполне в стороне общественное мнение и внешнюю честь, но в своих рассуждениях, построениях и выводах удивительным образом вновь возвращаются к ней:

-«Честь есть состояние безупречного нравственного достоинства», Вольтер;

-«Человеку свободному не от кого ждать личной себе чести: только он сам может приобрести её себе», Офингейм;

 -«Внутренняя честь есть сознание собственной своей цены, вытекающее из нравственной непорочности», Гофман;

-«Честь есть сознание человека о своем собственном достоинстве, сознание о себе, как о лице», Шталь.

Таким образом, честь выступает как внутренняя оценка собственных нравственных качеств (достоинство). Философ И. Экштейн также утверждает, что «Существует такая честь, внешняя,  которая на человека не распространяется, а касается его лишь вследствие условий посторонних, не в нем самом лежащих. Сюда принадлежит честь  должностная. Она является типичным видом чести внешней» [10, 34]. А. Шопенгауэр, подобно И. Экштейну, помимо гражданской и  половой чести,  также выделяет честь служебную. Среди подвидов служебной чести Шопенгауэр выделяет честь представителей таких профессий, как врача, учителя, ученого, адвоката, судьи, то есть общественных деятелей.  В этот же ряд Шопенгауэр относит и истинную воинскую честь. Шопенгауэр справедливо утверждает, что всякая честь обоснована, по крайней мере, из соображения целесообразности [9, 34].

Таким образом, честь есть сложное морально-этическое понятие, у которого нет четкой трактовки, поскольку нет однозначного мнения обо всех глубинных аспектах чести, измерении, содержании, а также о её видах. Справедливо отметить, что есть честь гражданина своей страны, честь половая, служебная честь, офицерская честь. Честь и достоинство являются теми этическими  категориями, которые неразрывно связаны между собой и рассматриваются в паре, поскольку являются понятиями взаимодополняющими и взаимовытекающими.

Литература

  1. Даль. В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1912.- 904 с.
  2. Гоббс Т. Сочинения в 2 томах. Т.2. М.: Мысль, 1991. -731с.
  3. Кант И.Основы метафизики нравственности // Сочинения в шести томах. – М.: «Мысль».  Т. 4. Ч. II . 1783.-  544 с.
  4. Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956.- 647с.
  5. Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. М., 1935-1940.-8793 с.
  6. Хайдеггер М. “Бытие и время”. Москва, издательство “Республика”, 1993.-84с.
  7. Черная Л.А. «Честь»: представления о чести и бесчестии в русской литературе XI – XVII веков. Древнерусская литература. Изображение общества. М., 1991. -56 с.
  8. Шиллер Ф. О грации и достоинстве.//Шиллер Ф. Собр. Соч. в 6-ти томах. – М.: Художественная литература. 1957. Т. 6. – С.115 -169.
  9. Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости. М., изд. Экспо, 2015, – 640 с.
  10. Экштейн И. «Честь в философии и праве» СПб., 1895. – 52 с.

References

  1. Dal’.V. I. (1912). Tolkovyj slovar’ zhivogo velikorusskogo jazyka. M.- 904s.
  2. Gobbs T. (1991). Sochinenija v 2 tomah. T.2. M.: Mysl’. -731s.
  3. Kant I. (1783). Osnovy metafiziki nravstvennosti // Sochinenija v shesti tomah. – M.: «Mysl’».  T. 4. Ch. II.-  544 s.
  4. Marks K., Jengel’s F. (1956). Iz rannih proizvedenij. M.- 647s.
  5. Tolkovyj slovar’ russkogo jazyka: V 4 t. (1935- 1940). / Pod red. D. N. Ushakova. M.-8793 s.
  6. Hajdegger M. (1993). “Bytie i vremja”. Moskva, izdatel’stvo “Respublika”.-84s.
  7. Chernaja L.A. (1991). «Chest’»: predstavlenija o chesti i beschestii v russkoj literature XI – XVII vekov // Drevnerusskaja literatura. Izobrazhenie o M., 1991. -56 s.
  8. Shiller F. (1957). O gracii i dostoinstve.//Shiller F. Sobr. Soch. v 6-ti tomah. – M.: Hudozhestvennaja literatura. T. 6. – S.115 -169.
  9. Shopengaujer A. (2015). Aforizmy zhitejskoj mudrosti. M., izd. Jekspo,  – 640 s.
  10. Jekshtejn I. (1895). «Chest’ v filosofii i prave» SPb., 1895. – 52 s.

Честь и достоинство личности: понятие и общая характеристика

УДК 340.114

Страницы в журнале:  20-26

 

В.Н. Барсукова,

кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского процесса Саратовской государственной юридической академии Россия, Саратов [email protected]

 

Рассматриваются концепции чести и достоинства личности, устанавливаются сходства и различия данных категорий. Автором предлагаются определения понятий чести и достоинства личности.

Ключевые слова: честь и достоинство личности, оценка, мораль, личность, духовные качества.

 

Честь и достоинство человека представляют собой важнейшую социально-правовую ценность, утверждение и всесторонняя защита которой является фундаментом, на котором зиждется современное общество. Благодаря становлению и развитию демократических институтов уровень гарантированности их уважения и защиты постоянно возрастает. Вместе с тем совершенствование различного рода технологий нередко имеет обратный эффект, закладывающий основу для попрания указанных благ. Ярким примером являются разработки в области медицины, биологии, генетики и т.п. (в сфере клонирования, трансплантации органов и тканей, суррогатного материнства и многие другие), тотальная информатизация современного общества посредством сети Интернет, телевидения, радиовещания и т.д. Обозначенные факторы свидетельствуют о необходимости создания и закрепления на законодательном уровне качественного механизма обеспечения и защиты чести и достоинства личности.

Данным вопросам посвящено немало как общетеоретических, так и отраслевых работ известных ученых, таких как А.В. Белявский, В.А. Блюмкин, Н.А. Придворов, Ф.М. Рудинский, Х.П. Маннанова, А.Д. Анисимов, А.А. Власов, С.С. Омельченко, И.В. Телегина, В.П. Тугаринов, Н.А. Пятак, И.И. Солодкин, И.Г. Филановский, И.С. Ной и др. Однако, состояние современного законодательства в рассматриваемой области по-прежнему вряд ли можно признать удовлетворительным. Показателем ущербности данного механизма является отсутствие нормативно закрепленного определения понятий данных категорий. Сложность формулирования рассматриваемых понятий очевидна. Еще в XIX веке ученый и философ Ч. Беккариа сказал: «Честь принадлежит к числу тех слов, которые послужили основанием для длинных и блестящих рассуждений, не давших ни одного точного и твердого понятия о предмете» [3, с. 232]. При этом многогранность объекта исследования, на наш взгляд, не является весомой причиной для отказа от нормативного закрепления понятий чести и достоинства, а лишь обусловливает необходимость применения к нему многоаспектного подхода, отражающего как философскую, социальную, так и правовую сущность обозначенных благ. Выработка единой позиции относительно понятия данных благ необходима по той простой причине, что полноценная реализация охраны и защиты какого бы то ни было блага или права, в том числе чести и достоинства, невозможна без четкого понимания их сущности. В рамках данной статьи посредством использования различных методов познания (исторического, диалектического, аналитического и др.) нами будет предпринята попытка сформулировать собственное мнение относительно сущности и соотношения обозначенных категорий.

Условно высказываемые в теории позиции относительно понятия «честь» могут быть объединены в две концепции.

Первая теория (назовем ее условно теорией «объективной оценки») в самом общем виде сведена к мысли о том, что честь, будучи социальной категорией, представляет собой оценку личности, ее моральных качеств и поступков обществом (так называемую «внешнюю» оценку). Сторонниками данной позиции являются И.С. Ной, В.М. Седов, М.Н. Малеина, И.Я. Дюрягин, Б.Т. Безлепкин, А.М. Эрделевский и др. Так, например, Б.Т. Безлепкин подчеркивает, что понятие чести связывается не с самооценкой личности, а с ее оценкой другими людьми, т.е. с морально-политической оценкой гражданина со стороны общества, достоинством человека, определяемым обществом; таким образом, понятие чести связывается не только и не столько с совокупностью личных качеств, а главным образом с их морально-этической оценкой другими людьми [2, с. 33]. Анализ высказываний сторонников теории «объективной оценки» свидетельствует об их неоднородности. В частности, некоторые авторы полагают, что честь может принадлежать только человеку, другие считают, что честь может принадлежать и организации (юридическому лицу). Кроме того, отдельные ученые настаивают на том, что честь — это всегда высокая оценка качеств того или иного лица, другие ограничивается указанием на то, что это оценка, не уточняя ее характеристики.

Вторая концепция носит комплексный характер (назовем ее условно теорией «объективно-субъективной оценки»). Ее сторонники полагают, что категория чести в этике выражает, прежде всего, высокую оценку деятельности и поведения человека со стороны общества, проявляющуюся в уважении, всеобщем признании и доброй славе человека и вместе с тем высокой самооценке, т.е. осмыслении общественного признания личности [10, с. 41]. Сторонниками данной теории являются А.В. Белявский, Н.А. Придворов, Х.П. Маннанова, А.Д. Анисимов, А.А. Власов, С.С. Омельченко, И.В. Телегина и др. Выделяя внутреннюю (субъективную) и внешнюю (объективную) стороны чести, они отстаивают позицию о том, что стороны чести тесно взаимосвязаны и оказывают друг на друга воздействие. Объективный компонент чести представляет собой носящую устойчивый характер оценку, касающуюся личности в целом или отдельных ее сторон. По своему содержанию данная оценка носит конкретно-исторический характер и выражает представление о месте и роли человека в сложной системе общественных отношений, требованиях, предъявляемых к человеку со стороны общества, личных и общественных оценках его деятельности, т.е. общие для конкретного общества нравственные явления [6, с. 34]. Субъективный компонент понятия «честь» заключается в способности человека оценивать свои поступки, подавлять в себе эгоистические, безнравственные стремления и намерения, действовать в нравственной жизни в соответствии с принятыми в этом обществе моральными нормами, правилами и требованиями [1].

Краткий обзор позиций, высказываемых в рамках обозначенной теории, показывает ее неоднородность. Назовем лишь некоторые, основные отличия.

Во-первых, большинство ученых придерживаются мнения о том, что честь представляет собой, с одной стороны, оценку личности, ее качеств и поступков обществом (объективная сторона чести), а с другой стороны, самосознание, самооценку личности с точки зрения ее восприятия обществом, т.е. адекватное восприятие человеком того мнения, которое выражает о нем общество (субъективная сторона чести). Встречается, однако, и более широкий подход, согласно которому к категории чести относятся и моральные, духовные, социально значимые качества личности, а также совершаемые ею поступки, мотивы, цели, которыми она руководствуется (так называемая внутренняя сторона чести).

Во-вторых, большинство исследователей отстаивают точку зрения, согласно которой субъективная сторона чести (самооценка своего положения в обществе) не тождественна понятию достоинства. При этом высказывается и противоположное мнение о тождественности данных категорий. Существует также и промежуточная позиция, которая включает достоинство в состав внутренней составляющей чести, не отождествляя данные категории.

В-третьих, в науке высказываются противоположные мнения относительно взаимосвязи внутренней и внешней составляющей чести.

Анализ сущности изложенных теорий позволяет сделать выбор в пользу теории «объективно-субъективной оценки», поскольку вряд ли человек мог бы добиться положительной оценки общества в том случае, если бы он не осознавал, каким образом общество его воспринимает. Очевидно, что положительная оценка общества имеет для личности стимулирующий характер.

В неразрывной связке с категорией чести находится достоинство личности. Как верно отмечает Н.А. Придворов, «категория «достоинство», будучи предельно общим понятием, закрепленным в границах отраслевого и конституционного законодательства, относится к достаточно сложному и многогранному общественному явлению. Оно является чрезвычайно широким, богатым по содержанию и глубоко диалектическим по своей природе понятием» [12, с. 14]. Научной литературе современного периода свойственен плюрализм мнений относительно того, что представляет собой категория «достоинство», каковы его сущность и содержание, кто является его носителем.

Рассмотрим некоторые концепции достоинства, существующие в современной науке.

Теория «субъективной оценки», сторонниками которой являются, например, такие авторы как А. Осмонов и К.А. Шахманаев, трактует достоинство личности как осознание самим человеком и окружающими факта обладания неопороченными нравственными и интеллектуальными качествами. При этом достоинство личности, по мнению авторов, определяется не только самооценкой субъекта, но и совокупностью объективных качеств человека, характеризующих его репутацию в обществе (благоразумие, нравственные установки, уровень знаний, обладание социально полезными навыками, достойный образ жизни и т.п.) [11, с. 10; 16, с. 13]. Таким образом, данная концепция трактует достоинство личности с позиции внутренней оценки личностью себя и своего положения в обществе. В целом данная концепция имеет рациональное зерно, однако, на наш взгляд, носит несколько односторонний характер, поскольку не учитывает общественной значимости категории достоинства.

Наиболее широкое распространение в настоящее время получила концепция «объективно-субъективной оценки». Она имеет наибольшее число сторонников, к числу которых относятся такие известные ученые, как В.А. Блюмкин, В.П. Тугаринов, Н.А. Пятак, Н.А. Придворов, А.В. Белявский, Ф.М. Рудинский, И.И. Солодкин, И.Г. Филановский, А.А. Власов, А.Д. Анисимов, М.Л. Шелютто, И.С. Ной и др. Суть данной концепции нашла отражение в Словаре по этике, который определяет достоинство как моральное понятие, выражающее представление о ценности всякого человека как личности, особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, в котором признается ценность личности [14, с. 84].

В понятии достоинства следует выделять, также как и в понятии чести, объективный момент (признание ценности личности) и субъективный момент, т.е. чувство и осознание своей нравственной ценности.

Объективный компонент включает следующие аспекты:

1) человеческое достоинство, ценность человека вообще независимо от его конкретных качеств и особенностей (общественного положения, профессии, национальности, цвета кожи и т.д.). «Идея человеческого достоинства означает признание человека высшей, ни с чем не сравнимой ценностью» [5, с. 10—11], причем ценностью общественной, ибо вне общества достоинство просто немыслимо. Признание человека высшей ценностью есть сердцевина гуманизма и необходимое условие общечеловеческих норм нравственности. Оно означает в то же время признание так называемых неотъемлемых прав человека — на жизнь, здоровье, счастье, свободу, труд, удовлетворение материальных и духовных потребностей, справедливость, равенство и т.д. [7, с. 401—403; 8, с. 8; 13, с. 257; 15, с. 242; 17, с. 321];

2) личное достоинство, под которым понимается ценность конкретного человека;

3) достоинство человека как представителя определенной социальной группы и т.п. (например, национальное достоинство, достоинство педагога, достоинство судьи, достоинство женщины). В данном контексте также уместно сказать о том, что в ряде случаев общество предъявляет повышенные требования к духовным качествам личности, а также к ее поступкам.

Субъективный компонент достоинства есть осознание индивидом своей ценности как человека вообще, конкретной личности, представителя определенной социальной группы (класса, нации и т.д.). Внутренняя (субъективная) сторона достоинства связана также со способностью поступать в соответствии с принятыми в обществе моральными требованиями и нормами, т.е. связана с чувством и осознанием своей моральной ценности и полезности обществу [6, с. 45]. Эта сторона обусловливается способностью человеческого сознания отражать не только объективный мир, но и самого себя, свое место и значимость в этом мире [4, с. 25; 12, с. 17].

Несмотря на общность подхода к пониманию категории достоинства с точки зрения включения в нее объективного и субъективного компонентов, внутри данной концепции имеется немало дискуссионных моментов. Отметим наиболее значимые.

Во-первых, некоторые авторы к числу субъектов, наделенных достоинством, относят исключительно физических лиц. Другие трактуют субъектный состав значительно шире, включая в него также коллективы, организации, нации, народы, государства, мировое сообщество.

Во-вторых, отдельные ученые (Н.А. Придворов, А.В. Белявский, А.В. Зелепукин, И.И. Солодкин, И.Г. Филановский и др.) выделяют в качестве самостоятельного структурного элемента достоинства наличие у человека совокупности моральных качеств, ценностных ориентиров, которые объективно характеризуют социальную значимость личности [9, с. 68]. Другие ученые в качестве одного из аспектов достоинства личности указывают нравственное поведение, достойный образ жизни и т.п. На наш взгляд, положительные качества личности, поведение в обществе не являются самостоятельным компонентом достоинства, они входят в структуру личного достоинства и являются тем критерием, на основе которого осуществляется оценка достоинства конкретного лица.

В-третьих, высказывается мнение о необходимости отнесения к личному достоинству не только духовных качеств личности, но и физических (И.И. Солодкин, И.Г. Филановский, А.Д. Анисимов и др.). При этом другие авторы (например, А.А. Власов, А.В. Белявский, Н.А. Придворов и др.), напротив, полагают необходимым употребление этических категорий только для обозначения нравственного сознания и нравственных отношений [6, с. 56]. С данной позицией представляется возможным согласиться: действительно, физические недостатки человека (глухота, слепота и т.п.) ни в коей мере не могут отражаться на его достоинстве.

Теория объективно-субъективной оценки, на наш взгляд, является наиболее обоснованной, поскольку учитывает как социальный, так и индивидуальный аспект достоинства личности.

Честь и достоинство тесно связаны между собой, взаимопредполагают и взаимодополняют друг друга и чаще всего рассматриваются как единая пара категорий в этике и праве. Провести абсолютную грань между этими понятиями невозможно. Представляется интересной высказанная когда-то Вольтером мысль: «Честь есть состояние безупречного нравственного достоинства» [19, с. 79]. Вместе с тем тесная взаимосвязь данных категорий не исключает присутствия у них специфических признаков.

Чести и достоинству свойственны следующие общие качества.

1. Являясь нравственными категориями, они представляют собой этические блага и в то же время носят общеправовой характер. Современное законодательство относит честь и достоинство к категории личных неимущественных благ.

2. Честь и достоинство имеют общее историческое происхождение и зависят от типа общественно-экономической формации. Появление феноменов чести и достоинства не связано непосредственно с возникновением человеческой цивилизации. Они появляются на определенном этапе социокультурного развития общества, характеризующемся достаточно развитыми материальными и духовными условиями реализации нравственных ценностей. В этом смысле честь и достоинство в полном смысле являются достоянием лишь современного общества. Представление о чести и достоинстве складывается в зависимости от того, в каком обществе имеет место становление данных понятий. Признанные в обществе социальные нормы формируют правила должного поведения, выполнение которых вызывает уважение, положительную оценку.

3. Данные категории раскрывают существенные связи между обществом и личностью. Посредством категорий чести и достоинства характеризуются разнообразные аспекты общественной ценности личности, ее положительные социальные качества, мотивы поведения и нравственные потребности. Как оценочные категории, честь и достоинство раскрывают отношение общества к личности и личности к самой себе.

4. Честь и достоинство связываются с позитивной формой поведения и играют важную роль в регулировании нравственных отношений.

5. Рассматриваемые категории имеют самообогащаемый характер, смысл которого видится в том, что наличие конкретного блага у определенного лица дает ему возможность рассчитывать в дальнейшем на еще более высокую положительную оценку со стороны общества при условии последующего позитивного (по мнению общества) поведения.

6. Честь и достоинство являются приобретенными благами, так как при рождении они признаются за человеком настолько, насколько они корреспондируют естественным правам и свободам, и лишь в дальнейшем своими поступками человек может заслужить хорошее или плохое мнение о себе.

7. Честь и достоинство имеют нематериальный характер, они не являются и не могут являться предметами имущественного оборота в силу свойства их неотчуждаемости и непередаваемости.

Несмотря на тесную взаимосвязь, имеются и довольно существенные различия в характеристиках рассматриваемых категорий. В частности, чести свойственны следующие специфические признаки.

1. Честь, будучи объективным общественным свойством, включает в себя два аспекта: объективный (оценка личности, ее качеств и поступков обществом) и субъективный (оценка личностью своего положения в обществе). Вместе с тем категория «честь» связана, в первую очередь, с социальным статусом личности, с тем, насколько она соответствует тем требованиям, которые к ней предъявляет общество. Моральная ценность личности связывается с ее заслугами, поэтому значение имеют только те качества личности, которые имеют ценность для общества.

2. Наличие чести определяется на основе сопоставления информации о содержании социальных норм, принятых в обществе, и совокупности качеств личности, ее поступков, а также целей и мотивов ее поведения. Объективный характер критериев морали и нравственности не допускает субъективного, произвольного толкования того, что является честью или бесчестьем.

4. Честь может проявляться во внешних формах признания (награды, чины и т.п.).

5. Честь может принадлежать только личности и имеет большое значение для наиболее полного понимания данной категории.

К специфическим чертам достоинства следует, на наш взгляд, отнести следующие.

1. Категория достоинства рассматривается как одно из понятий теории гуманизма, тогда как честь не входит в число этих понятий.

2. Достоинство включает в себя два аспекта: объективный (общественная оценка человека как ценности вообще безотносительно к ее качествам и поступкам, оценка личностного достоинства, оценка представителя определенной общности людей) и субъективный (самоосознание личностью своей внутренней ценности). Достоинство — неотъемлемое свойство человека как высшей ценности, составляющее основу признания и уважения всех его прав и свобод и принадлежащее ему независимо от того, как он сам и окружающие воспринимают и оценивают его личность. В достоинстве отражается представление о ценности всякого человека (т.е. оно исходит из принципа равенства всех людей в моральном отношении) [13, с. 229—251]. Достоинство объективно включает в себя качества, которые личность осознает как ценности общества. Достоинство субъективно отражает переживание субъектом чувства морального удовлетворения уважительным отношением к его качествам и поступкам со стороны общества [18, с. 12]. Таким образом, достоинство ориентировано на внутреннюю составляющую, осознание личностью своей ценности в целом.

3. Достоинство в общечеловеческом понимании принадлежит любому человеку независимо от психофизиологических качеств. Личное достоинство, а также достоинство представителя определенной общности людей может принадлежать только личности.

4. Наличие достоинства определяется на основе сопоставления информации о социальных нормах, принятых в обществе, совокупности качеств личности, ее поступков и мотивов поведения, а также самоосознания личностью своих качеств и поведения.

5. Достоинство не нуждается во внешних атрибутах признания.

Изложенные характеристики позволяют сформулировать следующие определения чести и достоинства.

Честь как социально-правовая категория представляет собой исторически детерминированное этическое благо нематериального характера, отражающее положение личности в обществе, формирующееся в результате ее общественной оценки с точки зрения критериев соответствия ее качеств и поведения социальным нормам, принятым в рамках конкретной общественно-экономической формации, и адекватного восприятия личностью данной оценки, подлежащее защите со стороны государства.

Достоинство как социально-правовая категория есть исторически детерминированное этическое благо нематериального характера, подлежащее всесторонней государственной защите, характеризующее, с одной стороны, человека как высшую ценность, не зависящее ни от каких внешних факторов, а с другой, отражающее ценность личности в глазах общества и самоосознание ею своей социальной значимости с позиций соответствия ее качеств и поведения социальным нормам, принятым в рамках конкретной общественно-экономической формации.

Подводя итог сказанному, сформулируем некоторые выводы:

— честь и достоинство представляют собой многогранное явление, они в равной мере имеют философский, социологический, этический, нравственный и правовой характер;

— как честь, так и достоинство включают в себя два компонента: объективный и субъективный;

— рассматриваемые категории тесно взаимосвязаны и взаимозависимы, однако не тождественны друг другу;

— обозначенные категории обладают некоторыми общими свойствами, в том числе имеют общее историческое происхождение и раскрывают существенные связи между обществом и личностью, связываются с позитивной формой поведения и играют важную роль в регулировании нравственных отношений и т.д.; при этом данным благам свойственны специфические черты;

— на сегодняшний день существуют объективные предпосылки к закреплению определения чести и достоинства на законодательном уровне, а также совершенствованию механизма их защиты.

 

Список литературы

 

1. Анисимов А.Л. Честь, достоинство, деловая репутация под защитой закона. URL: http://www.library.ru/help/docs/n56821/hest1.doc (дата обращения: 11.04.2013).

2. Безлепкин Б.Т. Судебная защита чести н достоинства граждан в охранительных отношениях // Правоведение. 1990. № 1.

3. Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях / биогр. очерк и пер. М.М. Исаева. — М., 1939.

4. Белявский А.В., Придворов Н.А. Охрана чести и достоинства личности в СССР. — М., 1971.

5. Блюмкин В.А. Категории достоинства и чести в марксистской этике: автореф. дис. … канд. филос. наук. — М., 1964.

6. Власов А.А. Проблемы судебной защиты чести, достоинства и деловой репутации. — М., 2000.

7. Герцен А.И. Несколько замечаний об историческом развитии чести: в 7 т. — Спб., 1905. Т. 4.

8. Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре, или Принципы политического права. — М, 1933.

9. Зелепукин А.В. Предмет и категории этики: учеб. пособие. — Саратов, 2002.

10. Маннанова Х.П. Честь как категория марксистской этики: дис. … канд. философ. наук. — Ташкент, 1970.

11. Осмонов А.К. Уголовная ответственность за оскорбление: автореф. дис. … канд. юрид. наук. — М., 1972.

12. Придворов Н.А. Институт достоинства личности в советском праве: автореф. дис. … д-ра юрид. наук. — Харьков, 1986.

13. Рудинский Ф.М., Шишенина И.В. Право человека на достоинство // Наука прав человека и проблемы конституционного права. — М., 2006.

14. Словарь по этике / под ред. А.А. Гусейнова, И.С. Кона. — М., 1989.

15. Уткин С.С. Очерки по марксистско-ленинской этике. — М., 1962.

16. Шахманаев К.А. Уголовно-правовая защита чести и достоинства личности (уголовно-правовой и криминологический анализ): автореф. дис. … канд. юрид. наук. — М., 2009.

17. Шишкин А.Ф. Основы марксистской этики. — М., 1961.

18. Шмарион В.И. Ответственность за преступления против чести и достоинства личности по российскому уголовному законодательству: автореф. дис. … канд. юрид. наук. — Ростов-н/Д, 2001.

 

19. Эйнштейн И. Честь в философии и праве. — Спб., 1895.

Диспут: «Честь и достоинство»

Государственное казённое учреждение социального обслуживания

Краснодарского края «Камышеватский социально- реабилитационный центр

для несовершеннолетних»

Диспут:

«Честь и достоинство».

Тема: «Честь и достоинство» 

Цель: 

— акцентировать внимание детей на собственную личность с целью самопознания и дальнейшего саморазвития.

Задачи:
воспитывать высокие моральные качества;
— формировать понятие в детях – не только кем быть в жизни, но и каким быть; 
— продолжить формирование характера, его положительных черт: каков человек достойный – человек, обладающий высоким чувством долга. 

Оборудование:


Форма:

Диспут.

Используемая литература:

1. В.И. Даль. Толковый словарь.
2. М.А. Амоева. Классные часы в 3 классах Феникс, Ростов-на-Дону, 2003.
3. М.Сердеев. Давай поговорим В-С. книжное издательство, 1987.
4. Б. и В. Маттелмяки. Детская библия, Российское Библейское об-во, М., 1994.
5. Союз нерушимый, Поэзия народов СССР, Худ. Литература, М., 1982.
6. Мудрость воспитания, Педагогика, М., 1987.

Ход:

Оформление доски: 

Достоинства есть именно то, что 
Больше всего возвышает человека, что 
Придает его деятельности, всем его 
Стремлениям высшее благородство…

К. Маркс 

Не сильные лучшие, а честные. Честь и 
Собственное достоинство – сильнее всего.

Ф. М. Достоевский.

Восп:

Друзья мои, есть на свете такое понятие: человеческое достоинство, им, собственно, определяется, чего стоит человек, каков он?

Что значит, достойный человек? Как это понятие трактует старинный словарь Даля.

Достойный, говорится в старинном словаре Даля, это – стоящий, заслуживающий, надлежащий, должный, приличный, сообразный с требованиями правды, чести. Иначе говоря, “достойный уважения”, “стоящий доверия”, “заслуживающий внимания”, “надлежащий – такой, каким должен быть Человек с большой буквы”, “ должный – обладающий высоким чувством долга, соответствующий требованиям своего времени”, “приличный в поведении”, “ сообразный с требованиями правды, чести”, не отступающий от правил правды и чести ни при каких обстоятельствах.

Что такое честь? 
Честь — это достойные уважения и гордости моральные качества личности, это доброе имя человека, его незапятнанная репутация и т. п.

Если человек держит своё слово, не предаёт друзей, не изменяет своим моральным принципам, всегда приходит на помощь слабым, то о нём говорят «человек чести».

Эти моральные качества присущи только офицеру или гражданскому человеку?

Какое еще слово также определяет высокие моральные качества?

Достоинство.

Что такое достоинство?

Достоинство — это осознание своих прав, своей моральной ценности и уважение к себе. Достоинство стало правом каждого человека на нравственное уважение. Это означает, что независимо от возраста, пола, национальности, богатства и всего прочего человек достоин уважения за то, что он морален: честно живёт, отличает добро от зла, не совершает безнравственных поступков, способен быть справедливым.

В достоинстве выражено представление людей о равенстве. Задача каждого человека — не унижать достоинство других и не терять собственного.

Достоинство помогает человеку быть уверенным в себе, осознавать собственную ценность. О человеке, который ведёт себя сдержанно, вежливо, спокойно, говорят: «Это достойный человек». Достоинство позволяет избегать взаимных обид.

Честь и достоинство необходимы в те моменты, когда надо выбрать, как поступить. Именно эти качества не дадут человеку совершить безнравственный поступок, помогут избежать вражды, мести и взаимных обид, потому что он уважает и себя и других.

Какие высокие моральные качества человека вы можете назвать? 

Мужество, героизм, смелость, выносливость, храбрость, отвага, порядочность, совесть.

Дайте определение слову совесть. Честь и совесть? Что они для человека? Почему именно эти качества являются важнейшими достоинствами человеческой души, почему они составляют главную ценность человеческой жизни? Являются ли они вечными? Или они уже отжили свое? Уместно ли говорить о чести и совести в наше время? Может ли человек прожить жизнь, не испытав мук совести? Эти вопросы вечны, как вечны честь и совесть, как вечна сама жизнь.

«И первый клад мой честь была, » — писал А.С.Пушкин.

Национальная гордость России, великий русский поэт А.С.Пушкин погиб на дуэли, защищая свою честь и честь своей красавицы жены.

Другой выдающийся сын России М.Ю.Лермонтов в стихотворении «Смерть поэта», где каждое слово наполнено болью, писал:

— Погиб поэт — невольник чести —

— Пал, оклеветанный молвой…

Сам Лермонтов тоже был убит на дуэли. Какая горькая утрата для мировой культуры!

Так что же такое честь для каждого из нас? 

Честь — моральное или социальное достоинство, то, что вызывает, поддерживает уважение к самому себе или со стороны окружающих.

А совесть?

Совесть — внутренняя оценка, внутреннее сознание моральности своих поступков, чувство нравственной ответственности за свое поведение.

Вдумайтесь в эти фразы. Что же происходит с тем человеком, который не воспитал в себе чувство нравственной ответственности за свое поведение?

Человек, не сумевший ответить за свое поведение, свои поступки, обязательно совершит безнравственный поступок.

Давайте рассмотрим два примера:

В годы войны генерал Власов попал в плен и… сломался. Он дал согласие сотрудничать с фашистами и для этого организовал армию из пленных. Он предал свою Родину, свой народ, самого себя.

Вы можете привести пример высокой нравственности?

Гордость советской армии генерал Карбышев тоже попал в плен. Допросы, пытки не смогли сломать дух этого человека. И фашисты придумали казнь. Живого генерала в сильный мороз на улице обливали водой до тех пор, пока он не превратился в ледяную глыбу.

Два ярких примера. Первый вызывает отвращение, даже проклятие, а за второго охватывает чувство гордости, восхищения и скорби. Первый проклят давным — давно, а на примере второго воспитывается новое поколение с внутренней красотой

Жили три друга – товарища В маленьком городе Эн 
Были три друга – товарища  Взяты фашистами в плен.

Стали допрашивать первого, Долго пытали его – 
Умер товарищ замученный  И не сказал ничего.

Стали второго допрашивать

Пыток не вынес второй – 
Умер, ни слова не вымолвив, 
Как настоящий герой.

Третий товарищ не вытерпел,

Третий язык развязал. 
Не о чем нам разговаривать! – 
Он перед смертью сказал.

Их закопали за городом,

Возле разрушенных стен. 
Вот как погибли товарищи 
В маленьком городе Эн.

В чем заключается внутренняя красота человека?

Внутренняя красота человека заключается в гармонии его мыслей и чувств. Сохранение своего внутреннего богатства, верность своим нравственным позициям и своему мировоззрению и есть главное достоинство человека. 

А я хочу добавить. Понятие чести и совести не могут быть применимы к тому, кто поступился своими моральными принципами ради достижения каких — либо целей, кто живёт лишь для удовлетворения своих личных потребностей, не замечая людей вокруг себя, переступая через них. 

И так, человек красив своими делами, своими поступкам заслуживающими уважения.

Один философ сказал: «Закон, живущий в нас, называется совестью». И это правило, как таблица умножения, применимо к каждому, будь это ученый, будь это рабочий, будь это врач или учитель, будь это ученик. Самое тяжкое преступление есть нарушения закона совести. 

Честь и достоинство — главные качества человеческой души, и тот, кто утратил их, и кто не хочет воспитывать их в себе, превращаются в жестокого человека, не имеющего ни чувств, ни мыслей.

Меня поразил отрывок их воспоминаний. Блокадный Ленинград. Люди мирают от голода. Суточная норма по карточке 125 гр. Хлеба на половину с целлюлозой. Мальчик, получивший хлеб по своей карточке вдруг увидел, что одна женщина, уходя из магазина, уронила свою карточку. Оглянувшись вокруг, украдкой, поднял карточку. И, встав последним в очередь, получил еще порцию хлеба. Окрыленный шел домой, с радостью рассказал об этом случае маме. С нетерпеньем ждал похвалы, но услышал: «Лучше бы ты умер». У вас, конечно, первая реакция- как же так? Как такое могла сказать мать, ведь он принес лишнюю пайку хлеба. Но ведь он принес в дом чужой хлеб. Жестоко? Да. Но эти слова произнесла любящая мать. Даже ребенок должен давать оценку своим поступкам. А может у этой, бедной женщины не было больше карточки, этой маленькой капли жизни. А как бы вы поступили на месте этого мальчика? Да, свои поступки оценивать очень трудно. Но представьте себе, что из этого мальчика, выжившего в такое трудное время, вырос человек с высокими моральными принципами, потому что, он на всю жизнь запомнил, что же такое совесть; запомнил горькие жестокие слова матери. И поступок, совершенный в детстве, был первым и последним безнравственным поступком. Честь и совесть! Достоинство! Нужны ли эти высокие нравственные качества нам сейчас?

И честь, и совесть, и достоинство должны быть в каждом из нас. Именно сейчас надо научиться уважать не свое собственное достоинство, но и человеческое достоинство окружающих нас: 
Родных, близких, старших, друзей, одноклассников. И для каждого из нас очень важно сохранить свою честь и достоинство незапятнанной, независимо от условий.

Итог:

Итак, мы подходим к самому главному. Человек с незапятнанной совестью достоин уважения, достоин называться человеком. А кто не может, не имеет морального права называться человеком?

Человеком может называться тот, для кого честь и совесть не пустые слова, кто живёт согласно жизненной морали, кто не ломает душу себе и другим, кто постоянно совершенствует свои жизненные качества, принося их на службу людям.

Запомните святые слова:

— Да, жалок тот, в ком совесть не чиста.

— Те, кто не испытывает стыда, уже не люди.

Какие советы, крылатые фразы вы дали бы себе и друзьям? 

— Береги платье снову, а честь смолоду. 
-С честью выполняй свой долг. 
— Избегай постыдного. 
Совесть — тысяча свидетелей. 
Храни достоинство своё повсюду, человек! 
Жалко, когда человек теряет свою истинную собственность — свое человеческое достоинство.

Пусть эти советы войдут в вашу душу. Пусть они учат вас быть людьми с честью и совестью. К какому выводу мы можем подойти, осмыслив истины, примеряя их к себе. 


  1. Плохое поведение на уроке, плохая учеба- это наше бесчестие. 


  2. Ушли самовольно с урока, не пришли в школу— запятнали свою честь. 


  3. Вступили в пререкание с родителями, учителями, проявили хамство— потеряли чувство стыда. 

Жить достойно – значит жить по заповедям. Я думаю, как нигде уместны заповеди Иисуса Христа (их 10). Вот некоторые из них, которые отвечают сегодняшней нашей теме:

— Возлюби ближнего как самого себя.

— Почитай отца и мать.

— Не убий.

— Не укради.

— Не лжесвидетельствуй (т.е. говори правду).

— Не возжелай из ближнего своего (т.е. не проси).

— Чти день воскресный.

И позор тому кто лжет, изворачивается, ищет оправдание своим бесчестным поступкам. Вам, нашим наставникам, хочется, чтобы вы вошли в жизнь достойными людьми, чтобы уже сейчас с достоинством несли знание: 

Я- ученик школы, и из любых жизненных ситуаций выходили достойно, произнося с гордостью: 

— Я – гражданин России, честь имею!

Звучит гимн России (дети поют).

Как объяснить ребенку, что такое честь и достоинство?

В настоящее время нечасто можно встретить детей, имеющих полное представление о чести и достоинстве. Понятия эти достаточно сложные для понимания, поэтому с ними ребенка знакомят постепенно: сначала говорят о честности, беседуют о добре и зле, а затем подводят к пониманию чести и достоинства.

Подготовительная беседа

Сначала анализируют поступки известных персонажей: распределяют их на группы в зависимости от того, больше добрых или злых поступков он совершил. Затем переходят к объяснению того, что совершать хорошие поступки – значит, делать добро.

За совершение правильных поступков персонаж получает награду:
  • Бедный сапожник становится богатым (сказка «Маленькие человечки»).
  • Сын бедняка женится на принцессе (сказка «Кот в сапогах»).
  • Бедная трудолюбивая девушка получает завидного жениха («Крошечка-Хаврошечка», «Подарки феи»).

Зло всегда проигрывает, отрицательные персонажи наказываются. После обсуждения сказочных событий, переходят к реальности. Тут важно навести ребенка на размышления, задав ему вопрос: «Какую награду в реальной жизни может получить человек, совершивший хороший поступок? Как его могут наказать за проступок?»

Объяснение понятия «честь»

После беседы можно рассмотреть ситуацию: мальчики подрались.

Дети рассуждают:
  1. Хороший ли это поступок?
  2. Можно ли обоих мальчиков считать виновными?
  3. Как могут поступить взрослые, узнав о драке? Почему?

После рассуждения, ребята знакомятся с самой историей, суть которой сводится к тому, что один мальчик обижал сестру другого, в результате чего завязалась драка. Когда мама узнала о поступке, она сказала, что брат поступил правильно – теперь все знают, что он может защитить сестру. Мама одобрила поведение сына, потому что он дрался за правильное дело.

После этого возвращаются к вопросу: какая награда ждет мальчика, ведь он совершил добрый поступок. Делают вывод, что в качестве награды выступает уважительное отношение со стороны окружающих. Неправильные действия вызывают осуждение и порицание.

В борьбе со злом человек сохраняет свою честь.

Дети вспоминают, когда они слышали слово «честь»:
  1. Во время игры: честная игра – это игра по правилам, не соблюдать их – значит обмануть.
  2. Обещая что-то, дают честное слово.
  3. Когда говорят о чествовании победителей (это делают в знак уважения за хорошие поступки).

Дети играют

Значит, честь – это уважение окружающих, репутация человека. Ее можно сравнить с чистотой одежды: если человек старается вести себя правильно, то она чистая, на ней нет пятен. Неправильные поступки загрязняют одежду. Неприятно смотреть на человека в грязной рубахе, поэтому бесчестный человек подвергается осуждению и неприятию.

Честь – это доброе имя человека, уважение к нему со стороны окружающих за соблюдение норм морали, верность долгу, честность и справедливость. Если человек умеет держать слово, верен моральным принципам, помогает слабым в трудной ситуации, то его называют человеком чести. Потерять это качество несложно – достаточно совершить любой бесчестный проступок.

Объяснение понятия «достоинство»

У человека, поступающего в соответствии со своими убеждениями, постепенно формируется чувство собственного достоинства, которое проявляется в самоуважении, самодостаточности. Достоинство можно сравнить с одеждой человека – это его материализовавшиеся поступки и мысли: чем они правильнее и честнее, тем красивее наряд, тем комфортнее и увереннее человек себя в нем чувствует. Детям постарше можно сказать, что достоинство сродни словам «достоверный», «до 100 %» — человек имеет настоящие, подлинные качества.

Человек с чувством собственного достоинства уверен в своей внешности, силе, способностях, поэтому не будет опускаться до мести, подлости и мелочности, значит, может считаться достойной личностью. Достойным может стать каждый: необязательно быть богатым и знаменитым, чтобы поступать правильно. Такого человека распознать легко: он вежлив и предупредителен со всеми. При этом он не заискивает перед начальством и не снисходителен к тем, кто зависит от него. Достоинство позволяет оставаться человеком.

Понятия достоинства и чести очень тесно связаны: человек, поступающий по чести, может считать себя достойным, и наоборот, человек с чувством собственного достоинства сможет поступать честно и правильно. Основное отличие в том, что честь – это воспитанное чувство, которое совершается непроизвольно, а достоинство – это осознанный выбор.

Разговор с подростком

Поговорив с подростком о чести и достоинстве, необходимо побеседовать и о том, как нужно себя вести, чтобы не запятнать репутацию:
  1. Спокойно отстаивать свое мнение, защищать свои интересы, не поддаваться на уговоры окружающих, если это идет вразрез с желаниями и моральными соображениями (когда подбивают на воровство, распитие алкоголя, курение).
  2. Ругань и мат оскверняют не только говорящего, но и слушающего; чтобы не терять достоинства, нужно следить за своими словами и контролировать действия.
  3. Следить за нормами поведения, стараться избегать конфликтных ситуаций, девушке – сохранять скромность, хранить девичью честь и достоинство с целью обезопасить себя от возможных негативных последствий.

Достоинство и честь подростков проявляются в поведении и отношении не только к окружающим, но и себе.

Подростки

Нужно научиться уважать в первую очередь себя, и не поддаваться на провокации со стороны окружающих. Только так можно достичь внутренней гармонии и счастья.

Достойные люди в литературе

Примеров честных и достойных поступков в литературе много.

Для младших школьников подойдут:
  • Л.Пантелеев «Честное слово» — маленький мальчик смог сдержать слово, данное взрослым ребятам благодаря случайному прохожему.
  • С.Я.Маршак «Рассказ о неизвестном герое» — незнакомый парень совершает смелый поступок, спасая девочку в пожаре.
  • С.Михалков «Три товарища» — пленные предпочли умереть, сохранив свою честь, вместо того, чтобы совершить предательство.
  • В.Железняков «Чучело» -Лена проявила себя достойно и смело, несмотря на угрозу стать изгоем в коллективе, пройдя с достоинством все испытания.
  • А.Лиханов «Мой генерал» — благородный и честный Антон Петрович учит своего внука, который оказывается ему неродным, сохранять достоинство в любой ситуации, относиться терпеливо к окружающим.

Можно посмотреть мультфильм «Золотая антилопа», где мальчик не выдает местонахождения антилопы даже под страхом смерти. Так он сохраняет уважение к себе со стороны своего друга и самоуважение.

С подростками можно обсудить такие произведения:
  • А.С.Пушкин «Капитанская дочка» — здесь противопоставляются Гринев – образец чести и порядочности – и Швабрин – грубый, эгоистичный человек, не имеющий совести.
  • Н.В.Гоголь «Тарас Бульба» — история о двух родных братьях, один из которых умер в ужасных муках, сохранив честь, а другой предпочел предательство.
  • Л.Н.Толстой «Война и мир» — герои по-разному проявляют честь и достоинство в испытаниях: Андрей Болконский отличился в Бородинском сражении, Наташа Ростова самоотверженно помогала раненым, а Пьер Безухов горел желанием избавиться от противника.
  • В.Каверин «Два капитана» — два порядочных капитана, один из которых смог доказать честное имя другого, пожертвовав личными отношениями.

Всем героям присущи такие качества, как умение держать слово, помощь слабым, верность Родине. После обсуждения произведений можно рассказать притчу.

Литература для подростков

Притча о Чести

Ветер, Огонь, Вода и Честь были хорошими друзьями. Всюду их видели вместе, но однажды заставила их нужда разойтись в разные стороны. Чтобы не потеряться, они сказали, где их можно найти:

Ветер: «Я буду, где шелестит листва».
Огонь: «Меня вы найдете по дыму, направляющемуся вверх».
Вода: «А на мое присутствие укажет камыш».
Честь молчала. Тогда друзья спросили:
— Как тебя можно будет найти?
Честь грустно ответила:
— Вы можете сходиться и расходиться, а я – нет. Тот, кто не захотел быть моим спутником однажды, не встретится со мной уже никогда.

Честь и достоинство: примеры из истории

Раньше честь занимала важное место в обществе. Чтобы сохранить честь люди порой прибегали к методам, опасным для их жизни.

Примерами защиты чести можно считать:
  1. Дуэль Пушкина, защищающего честь жены, с Дантесом, закончилась трагично.
  2. Из-за обычной шутки в адрес Мартынова погиб во время дуэли Лермонтов.
  3. Дважды стрелялся на дуэли и Грибоедов с корнетом Якубовичем, ему повезло – он избежал смерти.
  4. Самураи в некоторых случаях, чтобы защитить свою честь, совершали харакири.
  5. Шли на самоубийство разорившиеся дворяне, некоторые военнопленные.

Период Великой Отечественной войны тесно связан с проявлением как чести и мужества, так и предательства, бесчестья. Люди, отдавая долг Родине, бились до последнего. При этом понимали, что выжить можно только, если объединятся все. Много историй о блокадном Ленинграде, отрезанным от остальных городов фашистами.

Это период был серьезным испытанием для многих:
  • Хлеб и другие продукты выдавались по карточкам. Однажды мальчик увидел, что одна из женщин уронила карточку, украдкой поднял ее и получил дополнительную порцию хлеба. Радостный пришел он домой, но мама вместо того, чтобы похвалить, произнесла страшные слова: «Лучше бы ты умер». Она его любила, но понимала, что даже дети должны уметь отвечать за свои поступки. Лишив женщину карточки, он, вероятно, лишил ее жизни… Из этого мальчика вырос высоконравственный человек, ведь он на всю жизнь запомнил этот урок.
  • Еды было очень мало, поэтому люди стали есть кошек. Немногим удалось сохранить питомцев. Одна из хозяек рассказывала, что жили у них попугай и кот. Отдав последние зерна птичке, они уже не ждали чуда. Однажды они оставили клетку открытой в то время, когда в доме был кот. Когда вошли в комнату, то увидели в клетке кота…, который спал, обняв попугая. Именно этот момент позволили им понять, что животные порой бывают человечнее людей.

Вообще, честь – понятие относительное. Каждый понимает его по-своему, основываясь на свои моральные устои и принципы. Кто-то считает, что быть человеком чести, значит, в случае оскорбления отомстить обидчику, чтобы не прослыть «тряпкой» и «размазней». Для другого – это достойное поведение в случае назревающего конфликта: холодная, невозмутимая реакция в ответ на оскорбление. Ребенка нужно подвести к пониманию этих слов, а как себя вести потом он решит сам.

Поделитесь с друзьями:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *