Упражнения калибровка нлп: Модель НЛП:: Калибровка — trEnings.ru: всё о НЛП – НЛП-практик:: Всё начинается с калибровки

Автор: | 05.09.2020

Калибровка реакций — CodeNLP: полезная информация при изучении НЛП

[5-1168] Мы хотели бы начать с очень легкого калибровочного упражнения, увеличивающего способность различать сенсорные сигналы. Разделитесь на пары, и попросите вашего партнера думать о чем-нибудь приятном для него Пока он думает, наблюдайте за небольшими изменениями в его дыхании, тонусе мышц, позе, в окраске кожи и т. д. Потом попросите вашего партнера думать о чем-нибудь неприятном для него, и опять пронаблюдайте за происходящими изменениями. Заставьте партнера мысленно переходить от человека, который ему нравится, к человеку, которого он не любит, и обратно_- до тех пор, пока вы не сможете ясно видеть различия между этими двумя переживаниями.

[5-1169] Затем задайте партнеру серию вопросов сравнительного характера для того, чтобы проверить уровень вашей калибровки. Спросите: “Какой из этих людей выше ростом?”. При этом партнер не должен вам отвечать на вопросы. Ваша задача в том, чтобы пронаблюдать реакции и сказать партнеру, каков ответ на вопрос.

[5-1170] Можно использовать любые вопросы сравнительного характера: “Кого из этих людей вы видели недавно, а кого давно?”, “У кого из них волосы темнее?” “Кто из них тяжелее, толще?”, “Кто из них живет ближе к вашему дому?”, “Кто из них больше зарабатывает?”.

[5-1171] После того, как вы задали вопрос, ваш партнер приступит к мысленной обработке такого вопроса и начнет вырабатывать ответные реакции. Он сможет представить себе сперва того человека, который ему нравится, потом того, который ему не нравится, и затем уже думать о том из них, кто подходит к ответу на вопрос. В результате вы сначала увидите взаимные переходы прежних реакций, а затем те реакции, которые ответят на ваш вопрос. Ответную, окончательную реакцию вы должны заметить перед тем, как ваш партнер, решивший уже, каков ответ на вопрос, взглянет на вас или кивнет головой в знак того, что он уже знает ответ.

[5-1172] После того, как вам удастся правильно догадаться четыре раза подряд, поменяйтесь ролями с вашим партнером. У каждого из вас около пяти минут, приступайте.

Калибровка КГД сигналов — CodeNLP: полезная информация при изучении НЛП

Подберите себе партнера, которого мало знаете или не знаете совсем. Один из вас будет – А, другой – Б. А будет задавать вопросы. Упростите себе задачу, группируйте вопросы так, как это сделал я. Начните с эйдетических визуальных вопросов. Какого цвета сиденья в вашей машине? Какого цвета глаза вашей матери? Все эти вопросы касаются того, что люди когда-то действительно видели.

Затем перейдите к вопросам о том, чего ваш партнер никогда видел и должен сконструировать: Как вы выглядите с вашей точки зрения? Как бы выглядели если бы были лысыми?

Потом можно перейти к аудиальным вопросам. Какую музыку вы любите? Какая дверь в вашем доме хлопает громче всего? Попробуйте услышать, как вы поете песню “У Мэри был ягненок”? Это – все вопросы, стимулирующие к оцениванию аудиального опыта.

Невербальные ответы на них будут систематически отличаться от ответов на визуальные вопросы. Теперь задайте несколько кинестетических вопросов: Как вы чувствовали себя утром? Какова на ощупь шерсть вашего кота?

Женщина: Есть ли разница в движении глаз, если человек вспоминает реально слышанный звук, или когда он представляет себе этот звук?

Когда вы говорите “представляет”, то это предполагает “представление”, картины, зрительные образы. Спрашивайте о звуках, которые партнер должен создать. Различия, о которых вы спрашивали, конечно будут. Откройте их для себя.

Я хотел бы предостеречь вас от других ошибок. Вы можете подумать, что слово “думать” представляет собой одну репрезентативную систему. Но это не так.

Слова думать, понимать, осознавать, верить, чувствовать, знать” являются НЕКОНКРЕТНЫМИ.

Не используйте этих слов, потому что ответ, который вы получите, будет случайным.

Вы всегда будете получать спутанные ответы, если спросите, например,

“Помните, ли вы свои ощущения, которые испытывали тогда, когда вам последний раз случалось плавать?” В этом случае вы требуете, чтобы человек сделал две вещи: вспомнил и почувствовал.

Они могут вспоминать визуально, аудиально или непосредственно кинестетически.

Это двухступенчатый процесс. Сначала человек вспоминает, следуя вашей инструкции, затем он действительно открывает для себя чувство, которое испытывает при плавании.

Если вы получаете ответ, смысла которого понять не можете, спросите человека, что он делал, отвечая на ваш вопрос. Ваша работа состоит в том, чтобы установить связь между тем, что вы непосредственно наблюдаете, и вопросами которые задаете. Связывайте род информации, заложенный в ваших вопросах, с невербальными ответами, с движениями глаз собеседника. Если чего-то не понимаете – спрашивайте. Вот что я увидел снаружи. Как это соответствует вашему внутреннему опыту? Если собеседник не знает, попросите его угадать, предположить.

Визуальная оценка глазодвигательных реакций для нормального организованного праворукого человека.

Вс – визуальные сконструированные образы

Вэ – визуальные образы воспоминания или эйдетические образы

(Расфокусирование взгляда и его неподвижность также говорят о процессе визуального оценивания).

Ас – аудиальные сконструированные образы

Ав – аудиальные образы воспоминания

К – кинестетические ощущения (а также вкус и запах)

А – аудиальные образы

Если вы не получили никаких реакций в ответ на ваши вопросы, сделайте вопросы более трудными. “Какого цвета туфли были у вашей матери, когда вы ее видели в последний раз?” Если вы спрашиваете, какого цвета глаза у вашей матери, и не получаете никакого ответа, сделайте вопрос более трудным: “Глаза у вас тоже голубые. Но темнее или светлее, чем глаза матери?” Это более сложный, требующий провести операцию сравнения вопрос. Собеседник должен будет сформировать образ цвета своих глаз и цвета глаз своей матери и сравнить их.

Через 4-5 минут вы определите для себя, какие движения глаз делает ваш партнер, используя в этот момент определенную репрезентативную систему. Затем поменяйтесь ролями, так чтобы оба из вас имели возможность и задавать вопросы, и наблюдать ответы. Если вы натолкнетесь на что-то непонятное – обратитесь к нам, и мы подойдем к вашей паре, чтобы помочь вам уловить смысл того, что происходит. Мы предлагаем вам обобщения, а любое обобщение в определенном конкретном случае может отказаться неверным.

Обобщение – это только трюк (как, впрочем и многое из того, что мы здесь будем делать), используемый, чтобы привлечь внимание к определенному аспекту вашего опыта восприятия, который вы обучились не замечать.

Заметив же его, вы приобретете мощный источник информации о подсознательных процессах другого человека.

Вы встретитесь с людьми самой необычной организацией мозга, но в любом случае эта организация будет систематической. Даже человек, смотрящий прямо вверх, если он испытывает кинестетическое ощущение, и прямо вниз, созерцая внутренние образы, будет в этом постоянен. Важно, чтобы в вашем опыте восприятия сформировалось, кто что делает. А сейчас приступайте к упражнениям и откройте для себя то, что вам удастся открыть.

Калибровка переживаний — CodeNLP: полезная информация при изучении НЛП

-1-

Объединитесь, пожалуйста, в группы по 3 человека – А, В, С.

А – будет детектором, В будет испытывать различные ваши переживания, С – будет наблюдать, и будет также регулировать переход от одной части упражнения к другой. В, выберите, пожалуйста, ничего не говоря вслух, три различных переживания, которые были бы для вас достаточно интенсивными. Они должны быть похожими друг на друга. Назовем эти переживания – 1, 2, 3.

Теперь возьмите А за руки и скажите: Один. Затем углубитесь внутрь и постарайтесь от опыта восприятия, переместиться в то время и место, и переживите снова, но вслух ничего не говорите, что это… пусть пройдут минуты 2-3, чтобы полностью оживить опыт… теперь скажите 2 и работайте со своим переживанием … теперь 3.

А сейчас одно важное замечание. Те из вас, кто очень визуален, пусть обязательно не видит себя со стороны, а видит, что было тогда вокруг вас.

Например, закройте глаза и представьте, что вы едите на велосипеде по горной дороге, посмотрите на себя с боку или сверху, вот вы сейчас перед крутым спуском… А сейчас войдите внутрь образа, станьте этим велосипедистом и посмотрите на то, что вокруг вас. Это два совершенно разных переживания. Кинестетические ощущения возникают тогда, когда вы разрушаете диссоциацию (видите себя со стороны) и помещаете свою позицию восприятия внутрь тела.

Когда вы вернетесь к упражнению снова, испытайте ваши три переживания, важно, чтобы они не были диссоциированными. Вы можете начать, видя себя со стороны, потом войдите внутрь картины. Когда вы очутитесь внутри картины и переживете те ощущения, которые возникали у нас там, тогда, пожмите руку, чтобы дать понять, что именно сейчас у вас возникло переживание.

А должен просто наблюдать за всеми теми изменениями, которые происходят с Б, когда он испытывает переживание. Наблюдайте за изменениями цвета кожи, размерами нижней губы, дыхания, позы, тонуса мышц и т. п. С Б будут происходить много изменений, которые вы можете зарегистрировать визуально.

-2-

Б делает тоже самое, что и в первой части упражнения: он называет номер и испытывает соответствующее переживание. Но в этот раз А не только наблюдает за изменениями, происходящими с Б, но и описывает их вслух: “Уголки вашего рта приподнимаются, кожа темнеет, дыхание высокое, поверхностное, убыстряющееся. Левая щека напряжена больше чем правая” С должен следить, основывается ли описание А на опыте восприятия, если А скажет: “Сейчас вы выглядите счастливым, а сейчас – обеспокоенным”, то это не будет основано на опыте восприятия. “Счастливый или обеспокоенный” – это суждение. С должен останавливать А каждый раз, когда его высказывания не будут основаны на опыте восприятия.

-3-

А сейчас Б испытывает переживания, не называя номера. Б может начинать с любого переживания. А наблюдает за Б, ничего не говоря до тех пор пока Б не закончит переживать. Тогда А должен сказать, какое из трех переживаний происходило. Б должен продолжать перебирать переживания, в разном порядке до тех пор, пока не научится верно определять их. Если А не угадывает, не говорите ему ничего, а продолжайте дальше. Не говорите ему, какое переживание было на самом деле, а просто продолжайте дальше. Это – способ тренировки ваших ощущений, их остроты.

-4-

В этот раз Б испытывает одно из переживаний, а А старается угадать содержание этого переживания, настолько близко, насколько это возможно. Поверьте мне, что угадать можно очень подробно и очень точно.

В первых трех частях упражнения вы ограничивались только своим сенсорным опытом, в 4 части я предлагаю вам галлюцинировать. Это надо для того, чтобы провести четкое различие между опытами и галлюцинациями. Галлюцинации можно использовать очень эффективно и позитивно. Тот, кто учился В. Сатир, знает, что она использует галлюцинации очень эффективно и творчески, например, в (семейной скульптуре), собрав информацию, она делает паузу и перебирает визуальные образы, которые у нее есть, готовясь к скульптуре или семейному стрессовому балету. Она перебирает образы, до тех пор, пока не получает, что один из них верен. Затем она берет образ, который очень удовлетворяет ее кинестетически, и накладывает на семью, создавая скульптуру. Это та же (вижу-чувствую) стратегия, что и при ревности или правописании. В данном случае, галлюцинации являются частью творческого и очень эффективного процесса. Галлюцинации не хороши и не плохи, это – просто другой выбор. Но важно знать, что же именно делать.

Упражнения на внимательность, Калибровка «Нравится — не нравится», Аудиальная калибровка, Кинестетическая калибровка | НЛП — Нейролингвистическое программирование

Упражнение 1

Это упражнение позволит Вам выработать способность различать такие несловесные сигналы, как «Да» и «Нет». Задавайте вашему партнеру вопросы, рассчитанные на «да» и «нет», и сосредоточьте свое внимание на несловесных реакциях, сопровождающих словесные ответы «да» и «нет». Определите, какие несловесные сигналы соответствуют ответу «да», а какие — ответу «нет».


Некоторые люди непроизвольно и не осознавая того, напрягают челюстные мышцы при ответе «нет» и расслабляют их при ответе «да». Некоторые люди становятся чуть бледнее, говоря «нет», и чуть краснее, говоря «да». Некоторые при положительном ответе слегка наклоняют голову вперед и слегка отклоняют ее при несогласии. Существует много подобных реакций, однозначно связанных с согласием и несогласием, и проявляющихся у одних и тех же людей одинаково. Найдите как можно больше невербальных ответов.

Когда Вы сможете различать несловесные реакции «да» и «нет», попросите вашего партнера не отвечать на ваши вопросы вслух. После каждого вашего вопроса наблюдайте за реакцией партнера и говорите ему, каков ответ. Когда у Вас получится легко угадывать ответы вашего партнера, усложните упражнение: попросите партнера закрыть лицо (журналом или тетрадкой) и проделайте упражнение еще раз.

Упражнение 2

Попросите партнера думать о чем-либо приятном. Пока он думает, наблюдайте за небольшими изменениями в его дыхании, тонусе мышц, позе, в окраске кожи и т.п. Потом попросите вашего партнера думать о чем-либо неприятном для него и опять понаблюдайте за изменениями. Пусть Ваш партнер мысленно переходит от человека, который ему нравится, к человеку, которого он не любит, и обратно до тех пор, пока Вы не сможете ясно видеть различия между этими двумя переживаниями.

Затем задайте партнеру серию вопросов сравнительного характера для того, чтобы проверить уровень вашей внимательности. Спросите: «Какой из этих двух людей выше? Кого из этих двух людей Вы видели недавно? У кого из них волосы темнее?» При этом ваш партнер должен отвечать на вопрос мысленно и лишь себе, а ваша задача — наблюдать за его реакциями и сказать, каков ответ.

После того, как Вы зададите вопрос, ваш партнер приступит к мысленной его обработке и начнет вырабатывать реакции. Он может, к примеру, представить сперва одного человека, потом другого, а затем ответить на ваш вопрос. Ответную окончательную реакцию (сначала Вы увидите взаимные переходы прежних реакций, а потом те реакции, которые ответят на ваш вопрос) Вы должны заметить перед тем, как ваш партнер, уже решивший, каков ответ на вопрос, взглянет на Вас или кивнет головой в знак того, что он знает ответ.

После 4-5 удачных ответов Вы можете усложнить задачу, ограничив количество поступающей от партнера информации. Вы можете, к примеру, закрыть от себя его лицо и отвечать, замечая реакции тела. Или Вы можете сменить сенсорный канал. Если до сих пор Вы обращали внимание на визуальные изменения, то теперь можете попросить его говорить на отвлеченные темы, когда он думает об одном или другом человеке, а сами закройте глаза.

Калибровка «Нравится — не нравится»

Если «Да» и «Нет» достаточно однозначные сигналы, то реакция «Нравится» — «Не нравится» обычно гораздо шире, от «н-у-у, нравится…» до «НРАВИТСЯ!!!!!». Вот с определением именно этой реакции Вы сейчас и поработаете.

Пусть ваш партнер выберет 3-4 вещи, которые ему нравятся (женщины/мужчины, жареная картошка, море), и 3-4 вещи, которые ему совсем не нравятся (начальник, свекровь/теща, вставать по утрам, раздражение). Вашему партнеру необходимо представлять их (как в предыдущем упражнении), а Ваша задача — откалибровать его «нравится» — «не нравится». Когда Вы решите, что у Вас уже хорошо это получается, то начните задавать вопросы своему партнеру о его отношении к чему-либо или просто предлагайте ему представить некоторые вещи и пытайтесь определить его отношение. А потом он говорит, как он сам к этому относится.

Для начала пусть ваш партнер просто проговаривает название того предмета, о котором его спрашивают. Чтобы упростить процесс тренинга, калибруйте сначала только то, что Вы видите, а затем только то, что Вы слышите (для этого лучше, чтобы Вы сидели с закрытыми глазами). Например:

Вы — Как ты относишься к морю?

П. — Море.

Оценка невербальной реакции…

П. — Скорее нравится.

Вы. — Представь себе яичницу

П. — Яичница.

Оценка невербальной реакции…

П. — Ну, яичницу я не очень люблю.

Во время этого упражнения старайтесь избегать вопросов, на которые ваш партнер может ответить «Да» или «Нет». Например: «Тебе нравятся жабы?». И хотя вопрос касается оценки, наружу будут выдаваться сигналы «Да» — «Нет», как того и требует вопрос.

 

 

Проделайте это упражнение с разными партнерами, каждый раз определяя общие невербальные проявления отношения, которые бы наблюдались у разных людей. Естественно, у каждого было что-то только его, но было и нечто, свойственное почти всем.

Разделите лист бумаги пополам, справа запишите те невербальные реакции, которые появляются, когда человеку что-либо нравится, а слева — когда не нравится.

Аудиальная калибровка

Для выполнения этого упражнения Нам понадобится помощь нескольких партнером. Суть этого упражнения в следующем: один из Вас (Водящий) сядет на стул и закроет глаза, а два других будут хлопать в ладоши и называть свое имя. Например, так:

— Хло-о-п. Саша.

— Хлоп. Вася.

— Хло-о-п. Саша.

— Хлоп. Вася.

— Хлоп. Вася.

— Хло-о-п. Саша.

— Хло-о-п. Саша.

— Хлоп. Вася.

Хлопать подряд нежелательно. Это очень сильно сбивает. Когда Водящий решает, что он уже откалибровал все, что ему необходимо и может определить, «кто есть кто», он говорит «Стоп», и стоящие за спиной продолжают хлопать, но имен уже не называют. А Водящий должен угадывать. Если он ошибается, просто говорите имя того, кто хлопал в действительности, и продолжайте работать дальше.

Кинестетическая калибровка

Что для Вас кинестетика, для некоторых — визуальный канал.

Так же, как и в предыдущем упражнении, Вам понадобится помощь нескольких партнеров: в упражнении участвуют Клиент и два Гипнотизера. Клиент садится и закрывает глаза, а Гипнотизеры в произвольном порядке нажимают ему на плечи, называя свои имена. То есть все почти так же, как в «Аудиальной калибровке», только Вы не хлопаете в ладоши, а нажимаете на плечи.

Нажал — Саша.

Нажал — Вася.

Нажал — Саша.

Нажал — Вася.

Нажал — Вася.

Нажал — Саша.

Нажал — Саша.

Нажал — Вася.

Когда Клиент решит, что он уже может различать, кто нажал, он подает сигнал, и Гипнотизеры начинают нажимать, уже не называя имен. После того, как Клиент угадывает 5 раз подряд, Вы меняетесь ролями. Когда Вы будете Гипнотизерами, старайтесь двигаться чрезвычайно тихо либо одновременно, чтобы Клиент не мог калибровать по звуку.

После того, как Вы проделаете и освоите это упражнение, попробуйте выяснить, какова ваша стратегия кинестетической калибровки. Как Вы узнаете, кто в данный момент нажал Вам на плечо? Это не касается того, что Вы между собой сравниваете: силу нажатия, скорость, дрожание и пр. Вопрос в том, как Вы делаете вывод и определяете, что это Саша, а это Петя.

Возможно, кто-то слышит голос, который говорит ему имя; кто-то видит образ ладони и в зависимости от цвета или яркости может определить, кто сейчас нажимал. А может, для кого-то нажатие одного человека более «теплое», а другого — более «холодное». Попробуйте обратиться внутрь себя и найдите ответ на этот вопрос.

Источник

Калибровка эмоций для проф.коммуникаторов (Упражнение)

 

Эффективный коммуникатор должен научиться выбирать реакцию на каждую ситуацию. К примеру, кто-то подходит и говорит вам что-то не приятное. Вы должны подумать и принять решение: какая реакция в данном случае выгодна для вас, и отреагировать именно таким образом.

Как этому научиться? Существует всего шесть основных состояний, или, как мы их называем калибровок. Задача коммуникатора — удерживать полный контроль над этими состояниями.

  • позитив/актив (воодушевление, радость)
  • позитив/пассив (спокойствие, комфорт, расслабленность)
  • нагатив/актив (агрессивность, злость, раздраженность)
  • негатив/пассив (грусть, депрессия)
  • интерес (желание получить информацию, научиться чему-то)
  • принятие решений (состояние размышления над альтернативами)

Необходимо научиться быстро переключаться с одной калибровки на любую другую. А развить такой навык поможет упражнение:

  1. Обнаружить «ключ» то есть, сигнал который позволит понять в какое состояние мы автоматически переходим. К примеру: когда я начинаю злиться перехожу в состояние (негатив/актив), то чувствую как в груди что-то сжимается, перехватывает дыхание. Если я сумею сразу же распознать этот симптом, то смогу быстро скорректировать эмоцию.
  2. Глубоко вдохнуть.
  3. Спросить себя: в какое состояние я хочу прийти. И найти ответ — скажем, в состояние спокойствия (позитив/пассив).
  4. Достичь желаемого состояния. Для этого нужно обратиться к своей памяти, вспомнить самый яркий случай, когда вы переживали подобные эмоции. И попытаться вернуться в это состояние подключив все органы чувств, то есть вспомнить, что вы слышали, видели, ощущали тогда.
  5. Назвать желаемое состояние, придумать для него кодовое имя. К примеру «пляж» для вас может означать спокойствие.
  6. Вернуться в реальную действительность, сохраняя то состояние в которое вы смогли перейти.

Выполнять это упражнение ругулярно: три месяца подряд, тратить каждый день 10 минут на тренировку навыка переключения калибровок. Со временем вы заметите, что некоторые шаги выполняются сами собой. Вам будет достаточно назвать желаемое состояние, чтобы перейти в него, и занимать это будет всего три-четыре секунды.

Автор: Френк Пьюселик

Что такое «калибровка»? Риторические вопросы и трюизмы

  • Боденхамер Б., Холл М. НЛП-практик: полный сертификационный курс (Документ)
  • Боденхамер Б., Холл М. НЛП — практик: полный сертификационный курс. Учебник магии НЛП (Документ)
  • Булыгин Е. НЛП как оно есть. Практика успеха (Документ)
  • Гагин Т., Кельин А. Кривая коза и грабли мёбиуса (Документ)
  • Холл М. Путь НЛП: Образ действий, смысл и критерии овладения НЛП (Документ)
  • Бэндлер Ричард. Искусство Мастера НЛП (Документ)
  • Грэйс Наталья. НЛП. Нейролингвистическое программирование (Документ)
  • Бейли Р. НЛП-консультирование (Документ)
  • (Документ)
  • Балыко Д. Как стать звездой по жизни? 30 правил НЛП, которые перевернут ваш мир (Документ)
  • Бендлер Р., Гриндер Дж. Из лягушек — в принцы (Документ)
  • n1.doc

    Упражнение на калибровку

    Первый отслеживает тонкие изменения в состоянии «подопытного», описывая вслух детали изменения его внешности. Надо заметить как можно больше непроизвольных, мелких реакций. А третий подсказывает упущенное.
    · Поначалу эта работа кажется нудной. Но это только до тех пор, пока не окажутся очевидными незаметные с первого взгляда (и часто весьма интересные) подробности. Куда он смотрит, когда погружается в воспоминания? Как он реагирует на вас? На ваши слова? Как часто вздыхает? Дрожат ли пальцы? Напряжены ли мышцы челюсти? Во время такого упражнения, чтобы убедиться, можно даже потрогать…
    На всякий случай: мы не можем заметить все. Сознание человека воспринимает и обрабатывает одновременно семь плюс-минус два объекта. А ведь мы еще и слушаем, что говорит клиент. Конечно, сознательно отследить все не удастся. Но — тренируясь в осознанном внимании к одному, другому, третьему нюансу поведения, мы приучаем себя делать это уже неосознанно, автоматически.
    · Это называется по-разному: интериоризация, актуализация бессознательных ресурсов, неосознанная компетентность, но суть одна: знание становится навыком. И начинает работать.

    Усиливаем выражение

    Это упражнение на усиление мышечных напряжений на лице, чтобы усилить и эмоции. Первый видит мелкие намеки на выражение лица у второго и просит усилить-продолжить напряжение этих мышц до тех пор, пока эмоция не станет ясной. Идея в том, чтобы привыкнуть по мелким намекам на эмоцию угадать, какая она там, в глубине.

    «Да», «Нет», «Не знаю»

    Да-нет: 10 «да», 10 «нет», 10 поочередно «да» и «нет», где эти «да» и «нет» очевидны, а затем 10 вопросов на неизвестный вам ответ. Надо угадать 7 из 10 раз. Три смены ролей.

    Крестики-нолики

    Надо угадать, в какой руке у человека монетка, основываясь на выявленных в предыдущем упражнении невербальных сигналах согласия-несогласия.

    Приятное-неприятное (человек, событие)

    Первый предлагает второму вспомнить сначала приятное событие из недавнего прошлого (и калибрует физиологию), затем неприятное (и тоже калибрует). Потом задает вопросы из серии: «кто из них выше», «какое из них раньше» и по невербалике предугадывает ответ. Обратите внимание на то, что человек сначала сравнивает, поэтому могут быть обе реакции, нас интересует та, на которой человек остановится.

    Согласие-несогласие

    В парах с людьми говорить что-то (необидное), что заведомо неверно — о них (или вообще) и что-то заведомо верное. Калибруем согласие-несогласие.

    Гадалка

    В этих же парах, откалибровав, начинаем гадать о прошлом и настоящем человека, опираясь на откалиброванные сигналы. Пример: «Вы женаты… наверное, нет».

    · Все это надо хорошо отработать, прежде чем пойдем дальше. Недостаточно понять суть, нужно приобрести основу навыка.
    Что калибруем (еще раз):

    Дыхание
    Тональность, тембр и сила голоса
    Скорость голоса
    Вегетативные проявления
    Тонус мышц
    Движения
    Кроме того:
    Направление взгляда по отношению к окружающим
    Предикаты, заключающие репрезентативную систему
    · Об этом сейчас пойдет речь.

    Модальности: ВАК (визуальный-аудиальный-кинестетический)

    Она же VAK (visual-audial-kinestetic)
    Рассказываем о том, как человек получает опыт об окружающем мире — работают пять чувств — пять каналов восприятия (визуальный, аудиальный, кинестетический, вкусовой (gustatory) и обонятельный (olfactory), но применимы традиционно три (вкусовой и обонятельный обычно включаются в кинестетическую модальность). Это и есть ВАК-система. То есть система описания человеческого текущего, прошлого или будущего опыта в трех основных модальностях.
    Каждый имеет свою ведущую модальность (или их сочетание) — по крайней мере на данный конкретный момент времени (есть данные, что с течением времени или изменением ситуации у одного и того же человека ведущая модальность может меняться). При общении важно выделить эту модальность, чтобы говорить с человеком на его языке и его модели реальности.
    · Плюс: «я такой же, как ты»: «Со мной безопасно», «Вместе мы можем больше», «Мы с тобой одной крови — ты и я!»
    Отсюда — повышение взаимного доверия.

    Способы определения модальностей: Глаза и Предикаты .

    Чтобы использовать знание о ведущих модальностях для создания и поддержания ситуации взаимного доверия (или наоборот), нужно уметь их выделять у собеседника.

    Глаза:

    Описание схемы глазодвигательных реакций: Верхний этаж — визуальные представления (вправо — конструкции, влево — воспоминания), средний этаж — аудиальный, а внизу справа — кинестетика. Внизу слева — т.н. внутренний монолог, то есть человек про себя проговаривает что-то (не всегда осознанно), а расфокусированный взгляд по центру обычно говорит о визуализации, то есть зрительных представлениях в приближении к трансовому состоянию.
    Полная схема калибровки глазодвигательных паттернов: удостовериться, что у человека все стандартно (как на картинке), задавая вопросы раздельно на каждую из модальностей. Затем, убедившись, задаем вопросы на неочевидную модальность для выявления ведущей РС (реперезентативной системы).
    Зовем добровольцев, показываем группе их глаза в момент ответа на вопросы. Вопросы задаем на разные модальности:
    — Представь зеленого бегемота в оранжевый кружочек. Спасибо.
    — Помнишь, какого цвета глаза у твоей девушки?
    — Ты слышал бой курантов?
    — Если бы ты запел, как бы это звучало?
    — Ты любишь принимать теплую ванну?
    — Ты помнишь вкус Martini? А представить себе можешь?
    Теперь, когда мы удостоверились, что у человека все стандартно (а то у некоторых левшей бывает наоборот, а у басков вообще не так), задаем вопросы на выявление ведущей модальности. То есть предлагаем вспомнить или представить что-то, что можно представить или вспомнить с использованием разных модальностей:
    — Преставь себе трубу (можно увидеть, услышать звук и ощутить гладкий металл),
    — Вспомни шерстяной носок (ощущение или цвет-вид?)
    — Вспомни свою любимую (любая модальность). И т.д.
    Вопросы группе — что видели в глазах.

    Упражнение на калибровку паттернов движения глаз

    Теперь это в тройках: один глядит, один спрашивает, один наблюдает. Две смены ролей. Задача: определить ведущую модальность.
    На всех полчаса.
    Обсуждение. Ответы на вопросы.

    Предикаты (речь):

    ВАК определяется и по предикатам, т.е. словам, которые человек употребляет преимущественно в случаях, где они не обязательны.
    · А еще по высоте голоса и этажу жестикуляции: вверху — визуалы, в середине — аудиалы, внизу — кинестетики.
    Если человек говорит, что «видит луну», г

    Упражнения, улучшающие навыки калибровки

    Разумеется, что навыки калибровки можно и нужно развивать. Для этого тебе потребуется один друг и один год времени. Год времени – для достаточной тренировки, друг – для необходимой части бытия подопытного кролика.

    Скульптурология

    Выполнение простое. Ты выбираешь состояние, которое может быть тебе интересно. Например, сосредоточенность, целеустремленность, жажда действия, и т.д. Далее ты придаешь телу друга ту позу, которая, на твой взгляд, наиболее полно отражает это чувство. Даешь другу время ощутить чувство через свое тело. Далее вы обмениваетесь мнениями, и смотрите, что получилась. Желательно проделать это упражнение раз по пять каждому из участников в течении 5-8 дней.

    Хороший, плохой, злой

    Это упражнение служит развитию навыка комплексной калибровки, то есть калибровки состояния с большой точностью. В упражнении вам потребуется только время. Ты предлагаешь другу мысленно выбрать из его знакомых двух человек, отвечающих типажам «хороший» и «плохой» (друг – не друг). Попроси его несколько раз подумать о каждом из них, калибруя общее состояние тела. Рекомендую обращать внимание на наклон головы, напряжение челюстей, губы, плечи, наклон корпуса, мелкое подрагивание пальцев рук и других малозаметных на первый взгляд факторах. Потом ты начинаешь задавать вопросы, которые требуют сравнения этих людей. Как пример – «у кого из этих людей боле длинные волосы? У кого из них более косолапая походка?». Твой напарник в этом упражнении должен просто думать об этом человеке, а не говорить. Говоря другими словами, он должен телом отвечать на твой вопрос. После того, как ты высказал свое предположение, он должен подтвердить или опровергнуть твои догадки. Когда вы достигните определенного уровня совершенства, введите в игру третьего персонажа кроме «хорошего» и «плохого». Этот персонаж носит кодовое прозвище «злой», и я рекомендую использовать нейтрального знакомого. Для закрепления навыка повторите упражнение по 3-4 раза с каждым из вас, в течение двух недель.

    И нахрена я тут распинаюсь?

    Спросите вы, и что-то в этом вопросе будет, что заставит меня ответить. Действительно, зачем разрабатывать все эти навыки, если в книге Пиза все давно разжевано до уровня восприятия среднестатистического американца? Отвечаю. Только при грамотной калибровке возможно установить хороший раппорт. Все. Если тебе не нужно быть в раппорте с собеседником, то всего за 99 долларов я предлагаю тебе комплект из намыленной веревки и услуги по выбиванию табуретки из-под ног. Торопитесь, пока действуют сезонные скидки!

    Заключение

    Эта часть книги была, наверное, самой ресурсоемкой. Первые заметки про фильтры восприятия я сделал еще в 1998 году, последние — осенью 2003 года. Это не значит, что я не буду думать на тему фильтров восприятия дальше, и это не значит, что тут изложено абсолютно все, что я про фильтры восприятия знаю. Но заключение не об этом. В начале этого раздела я написал одну замечательную историю, которая имеет продолжение. Это продолжение – прямо сразу за этими словами.

    Жил-Был Человек Обычный такой человек, считал себя самым умным, самым красивым, в общем, обычный человек.

    И однажды умер.

    А потом понял, что это был дурной сон о жизни.

    После этого человек начал очень любопытно меняться, и даже изменил себя достаточно сильно. Но это никто не видел, потому что человек жил один. И он решил жениться, чтобы жена знала, какой он хороший.

    И женился.

    А жена считала его просто хорошим мужем. Тогда он решил стать мером своего города, чтобы все поняли, как он стал таким хорошим. И стал.

    А горожане считали его просто хорошим мером. А потом он решил стать президентом. И стал. И вы даже понимаете, кем считали его жители страны.

    Но на этом факте эта история продолжается, а не заканчивается. И продолжение этой истории, вы, скорее всего, хорошо знаете.

    Однажды он создал небо и землю…

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.