Определение что такое наблюдательность: НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ — это… Что такое НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ? – Наблюдательность — это… Что такое Наблюдательность?

Автор: | 10.04.2019

41. Наблюдение и наблюдательность

Наблюдение – целенаправленное планомерное восприятие объектов, в познании которых заинтересована личность, является наиболее развитой формой преднамеренного восприятия. Наблюдение характеризуется большой активностью личности. Человек воспринимает не все из того, что бросилось в глаза, а вычленяет наиболее важное и интересное для него. Дифференцируя предметы, наблюдатель организует восприятие таким образом, чтобы эти предметы не ускользнули из поля деятельности.

Систематический характер целенаправленного восприятия позволяет проследить явление в развитии, отметить его качественные, количественные, периодические изменения. Активное мышление, включенное в наблюдение, помогает отделить главное от второстепенного, важное – от случайного, помогает более четко дифференцировать предметы. Восприятие, внимание, мышление и речь объединяются при наблюдении в единый процесс умственной деятельности.

В акте наблюдения обнаруживается чрезвычайная устойчивость произвольного внимания. Она позволяет наблюдателю в течение длительного времени производить наблюдение, а при необходимости неоднократно повторять его.

Наблюдение раскрывает внутреннюю активность личности. Оно тесно связано с особенностями ума, чувств и воли человека. Однако их соотношение в наблюдении будет различным в зависимости от целей наблюдения, от качеств самого наблюдателя. Поэтому в одних случаях в наблюдении будет по преимуществу интеллектуальная выраженность , а в других – эмоциональная или волевая устремленность.

Когда человек изучает развитие явления или отмечает изменения в объектах восприятия, то возникает необходимость в наблюдении. Наблюдение начинается с постановки задачи. На основе возникших задач наблюдения составляется подробный план его проведения. Это дает возможность предусмотреть различные стороны наблюдаемого явления, избежать случайности, стихийности восприятия.

Наблюдение предполагает предварительную подготовку наблюдателя, наличие у него определенных знаний, умений, владение методикой работы.

Наблюдательность – это умение подмечать характерные, но едва заметные особенности предметов и явлений. Она приобретается в процессе систематических занятий любым делом и поэтому связана с развитием профессиональных интересов личности.

Взаимосвязь наблюдения и наблюдательности отражает взаимосвязь между психическими процессами и свойствами личности. Культивирование наблюдения как самостоятельной психической деятельности и как метода познания действительности является базой развития наблюдательности как свойства личности.

42. Индивидуальные различия в восприятии и наблюдении

Восприятие и наблюдение человека характеризуются как общими закономерностями, так и

индивидуальными особенностями . Всем людям свойственны общие проявления психики, благодаря чему происходит отражение основных закономерностей действительности. Наличие общего в отражательной психической деятельности дает возможность людям понимать друг друга, приходить к понятным для всех заключениям, объективно отражать окружающий мир.

Воспринимает и наблюдает конкретный человек. Поэтому в процессе восприятия и наблюдения каждый из нас обнаруживает свои индивидуальные особенности. Это объясняется психическим складом личности, апперцепцией. Индивидуальные особенности могут зависеть также от различий встроении и функционировании органов чувств. Это определяет остроту зрения, чуткость слуха, тонкость обоняния, вкуса, осязания.

Индивидуальные особенности придают восприятию каждого человека особую окраску, делают отражение индивидуально-своеобразным. Индивидуальный характер восприятий и наблюдений проявляется в их динамике, точности, глубине, степени их обобщенности и в особенностях эмоциональной окраски.

В человеческой практике и при психологическом изучении особенностей восприятия людей сложились знания о следующих основных типах восприятия и наблюдения: синтетическом, аналитическом, аналитико-синтетическом и эмоциональном.

У людей синтетического типа проявляется явная склонность к обобщенному отражению явлений и к определению основного смысла происходящего. Они не придают значения деталям и не любят вдаваться в них.

Люди аналитического типа в меньшей мере проявляют склонность к обобщенной характеристике явлений действительности. Для них характерно стремление выделить и проанализировать прежде всего детали, частности. Они скрупулезно вникают во все обстоятельства, подробности. Преувеличенно внимательно относясь к деталям, такие люди нередко затрудняются понять основной смысл явлений.

У людей аналитико-синтетического типа восприятия и наблюдения в равной мере обнаруживается стремление к пониманию основного смысла явления и фактическому его подтверждению. Такие люди всегда соотносят анализ отдельных частей с выводами, установление фактов – с их объяснением. Этот тип в жизни встречается чаще других. Восприятие и наблюдение людей такого склада является наиболее благоприятным для деятельности.

Люди эмоционального типа восприятия – те, для которых характерно не столько выделение сущности явления и его частностей, сколько стремление прежде всего выразить свои переживания, вызванные этим явлением.

Наблюдательность Наблюдательный | Что такое Наблюдательность Наблюдательный

         Наблюдательность как качество личности – способность подмечать существенные, характерные, но малозаметные, ускользающие от других частности, подробности и свойства  явлений, фактов,  объектов.

      Отправил царь двух послов с дружеским визитом в соседнюю страну. — Посмотрите, не замышляют ли соседи против нас войну, — велел царь послам. Послов приняли хорошо, поселили их в лучших комнатах, кормили роскошными обедами, приглашали на балы. Вернулись послы, и стали рассказывать царю о своей поездке. — Не бойся, царь. Наши соседи добрые и гостеприимные, — с улыбкой сказал первый посол. — Принимали нас как самых дорогих гостей. Таких блюд, как там, я ни разу в жизни не пробовал: жаркое из морского чудища, райские яблочки, язычки соловьёв в винном соусе. По сто блюд нам подавали и по сто вин, как королевским особам. Долго перечислял посол, что он ел и пил в соседнем царстве. Затем взял слово второй посол: — Наши соседи замышляют войну. Срочно надо армию собирать и границы укреплять. Во-первых, каждый день нас кормили не по чину. По сто блюд нам подавали и по сто вин, чтобы мы больше ели и поменьше по сторонам смотрели. Во-вторых, всюду нас сопровождала толпа королевских друзей, но это были военные, судя по их выправке. В-третьих, нам показали один новый оружейный завод. Услышал я в разговоре, что этот завод пятый, и понял, что есть ещё четыре. Завод был велик, больше, чем любой наш завод. Долго рассказывал посол обо всём, что он увидел и услышал. Наградил царь второго посла и велел готовиться к войне, а первому послу царь сказал: — Глупый человек говорит о том, что он пил и ел, умный — что он видел и слышал.

       Иногда полезно осознавать, что важнее не то, что ты видишь, а то, что не замечаешь. В том, что не замечаешь, порой, и «собака зарыта». Наблюдательность позволяет проанализировать – эта семья живет с такими  результатами, у нее такие друзья, у ее членов такое то здоровье, такое то счастье или несчастье. На основе анализа появляется возможность выбора. Наблюдательный человек, следующий по правильному пути, очищает свое сознание и проявляет здоровую чувствительность.  Вполне искренне он может заявить: «Я – гениальный сыщик! Мне помощь не нужна! Найду я даже прыщик  На теле у слона. Как лев сражаюсь в драке. Тружусь я, как пчела. А нюх, как у собаки, А глаз, как у орла».

       Наблюдательность не нуждается в похвалах. Главное ее достоинство – зоркое видение мира «здесь и сейчас», а не в далеком прошлом и иллюзорном будущем.  Достаточно сказать, что настоящий ученый – это, прежде всего, наблюдательность. В «груде дел, суматохе явлений» нужно отбросить всё наносное, несущественное, абстрагироваться и затем, на  основе очищенного от сует видения, вернуться к новому пониманию фактов. В созерцании окружающего мира и в самосознании внутреннего наблюдательность служит генератором идей, основой вдохновения, подпиткой эмоций, базой для саморазвития и путем к лучшему пониманию реалий жизни.

      Наблюдательность пропитана животворной энергией добровольного приобретения. Фаворит наблюдательности – русский писатель Константин Паустовский считал, что  данное качество личности проявляется в неразрывной связке со зрительской чувствительностью: «Хороший глаз — дело наживное. Поработайте, не ленитесь, над зрением. Попробуйте месяц или два смотреть на все с мыслью, что вам это надо обязательно написать красками. В трамвае, в автобусе, всюду смотрите на людей именно так. И через два-три дня вы убедитесь, что до этого вы не видели на лицах и сотой доли того, что заметили теперь. А через два месяца вы научитесь видеть, и вам уже не надо будет понуждать себя к этому».

      Наблюдение, как самостоятельная интеллектуальная операция, присуща большинству животных, но в мониторинге жизненных ситуаций наблюдательность не исчерпывается. Она проявляется в тесной связке с любознательностью, любопытством и постоянной готовностью в режиме «здесь и сейчас» отвечать на вопросы внешнего мира. Если смотреть на наблюдательность в контексте половых различий, то мужчинам здесь нужно скромно отойти в сторону. Женщина в считанные секунды просканирует отношения ста незнакомых ей пар, в то время как мужчина скажет, что там было около ста людей.

      Великий писатель – это, прежде всего, наблюдательность. Она становится ему первой помощницей во вскрытии человеческих характеров. Стефан  Цвейг в новелле «Двадцать четыре часа из жизни женщины» пишет: «Невольно я подняла глаза и прямо напротив увидела – мне даже страшно стало — две руки, каких мне еще никогда не приходилось видеть: они вцепились друг в друга, точно разъяренные звери, и в неистовой схват­ке стали тискать и сжимать друг друга так, что пальцы издавали сухой треск, как при раскалывании ореха… меня пугала их взволнованность, их безумно страстное выражение, это судорожное сцепление и единоборство. Я сразу почувствовала, что человек, преисполненный страсти, загнал эту страсть в кончики пальцев, чтобы самому не быть взорванным ею».

        Автор человеческой комедии Оноре де Бальзак, создавший огромную галерею литературных образов своего времени, писал: «Моя наблюдательность приобрела сторону инстинкта: не пренебре­гая телесным обликом, она разгадывала душу — вернее сказать, она так метко схватывала внешность человека, что тотчас проникала в его внут­ренний мир; она позволяла мне жить жизнью того, на кого была обращена, ибо наделяла меня способностью отождествлять с ним себя самого».

       Блестящий пример наблюдательности подарил нам Артур Конан Дойль:  «Холмс задает вопрос доктору Ватсону: Интересно, что Вы можете сказать на основании внешности этой де­вицы. Опишите мне ее. Ну, на ней была серо-голубая соломенная шляпа с большими полями и с кирпично-красным пером. Черный жилет с отделкой из черного стекляруса. Платье коричневое… с полоской алого бархата у шеи и на рукавах. Серые перчатки, потертые на указательном пальце правой руки. Ботинок я не разглядел. В ушах золотые сережки в виде маленьких кругленьких подвесок. В общем, эта девица вполне самостоятельная и несколько вульгарная, добродушная и беспечная. Никогда не полагайтесь на общее впечатление, друг мой, сосредоточьте внимание на мелочах. Я всегда сначала смотрю на рукава женщины. Когда имеешь дело с мужчинами, пожалуй, лучше начинать с колен брюк. Как Вы заметили, у этой девицы рукава были обшиты бархатом, а это материал, который легко протирается, поэтому хорошо сохраняет сле­ды. Двойная линия немного выше запястья, в том месте, где машинистка касается рукой стола, видна великолепно. Ручная машинка оставляет точно такой же след, но только на левой руке, и притом на наружной стороне запястья, а у мисс… след проходил через все запястье. Затем я посмотрел на лицо и, увидев следы пенсне, сделал заключение насчет близорукости и работы на пишущей машинке, что ее очень удивило».

         Наблюдательность, зачастую, может стать «палочкой – выручалочкой», ключом к долгожданной свободе. Несправедливо заключённому в тюрьме жестянщику позволили получить молитвенный коврик, сотканный его женой. Изо дня в день он простирался на нём в молитве и, спустя некоторое время, сказал своим тюремщикам: — Я беден и лишён одежды, да и вы получаете нищенскую плату. Но я — жестянщик. Принесите мне металл и инструменты, я буду делать небольшие вещицы, которые вы сможете продавать на базаре, и все мы извлечём выгоду. Стражники согласились, и вскоре и они, и жестянщик стали получать деньги, на которые покупали еду и необходимые вещи. Однажды, когда стражники подошли к камере, дверь была открыта, и узника там не было. Спустя много лет, когда невиновность жестянщика была установлена, человек, заточивший его в тюрьму, спросил, как ему удалось убежать, какое волшебство он применил. Тот ответил: — Всё дело в узоре, и в узоре внутри узора. Моя жена — ткачиха. Она нашла человека, сделавшего замок двери камеры, и взяла у него чертёж. Она выткала его на коврике в том месте, которого я касался пять раз в день, совершая молитву. Я работал с металлом, и узор показался мне похожим на устройство замка. Я придумал план изготовления вещиц, чтобы раздобыть металл для ключа, и бежал.

Петр Ковалев
Другие статьи автора: https://www.podskazki.info/karta-statej/

Глава 3

Наблюдательность как профессионально важное качество человека

3.1. Понятие о наблюдательности

Одна из самых полных работ, посвященных наблюдательности, «Вос­питание наблюдательности школьников», где заложены основы для практической работы по ее развитию, написана Б. Г. Ананьевым еще в 1940 г. Но, к сожалению, разработка путей развития этого свойства сенсорной организации людей до сих пор отстает от таких направле­ний практической психологии, как тренинг общения, сенситивности, памяти и др. В то же время есть основания утверждать, что это свой­ство является профессионально важным для большой группы профес­сий.

Наблюдательность — это психическое свойство, базирующееся на ощущении и восприятии. Благодаря наблюдательности человек раз­личает признаки и объекты, имеющие незначительные отличия, заме­чает различия в сходном, видит их при быстром движении, при изме- -пившемся ракурсе, имеет возможность сократить до минимума время восприятия признака, объекта, процесса.

Как свойство сенсорной организации наблюдательность связана с различными психическими явлениями. Прежде всего она опосредова­на ощущениями и условиями их протекания. Наблюдательность пред­полагает хорошо развитый зрительный анализатор, высокую абсолют­ную и относительную чувствительность.

Здесь уместно вспомнить слова замечательного наблюдателя К. Па­устовского, который считал развитие чувствительности зрительного анализатора важнейшим условием наблюдательности. Он писал:

«Хороший глаз — дело наживное. Поработайте, не ленитесь, над зре­нием. Держите его, как говорится, в струне. Попробуйте месяц или два смотреть на все с мыслью, что вам это надо обязательно написать краска­ми. В трамвае, в автобусе, всюду смотрите на людей именно так. И через два-три дня вы убедитесь, что до этого вы не видели на лицах и сотой доли того, что заметили теперь. А через два месяца вы научитесь видеть, и вам уже fie надо будет понуждать себя к этому» {Паустовский К. Золотая роза: Повести. — Кишинев, 1987. — С. 596).

Благодаря высокой чувствительности появляется возможность тонкой дифференцировки, видения малозаметного.

Уже в развитии чувствительности начинает сказываться влияние личностных предпочтений и установок. Наблюдательность приобре­тает избирательный характер. Поэтому можно встретить людей, име­ющих высокий уровень чувствительности к восприятию природы и процессов, происходящих в ней, но слабо различающих состояния и процессы, возникающие в их взаимодействиях или в работе техники.

Еще в большей мере личностные особенности проявляются при осознании и понимании того, что человек видит, за чем он наблюдает. Осмысленность наблюдаемого зависит прежде всего от объема име­ющихся у человека представлений и понятий о соответствующих яв­лениях и процессах. Осмыслить увиденное удается благодаря включе­нию его в уже сложившиеся познавательные структуры, которые и со­ставляют познавательный опыт человека. Этот процесс опосредован и мыслительной деятельностью, в которой происходит не только систе­матизация и классификация воспринимаемого, но и перевод его на вер­бальный уровень, а значит — обобщение.

Н. В. Тимофеев-Ресовский —- биолог, ставивший в своих исследо­ваниях наблюдение так же высоко, как эксперимент, — подчеркивал, что при наблюдении можно что-либо увидеть только в том случае, если ты знаешь, что нужно искать, что нужно видеть. Иногда несколько людей, имеющих различный профессиональный уровень или интере­сы в различных областях, смотрели на одно и то же, а при обмене впе­чатлениями выяснялось, что тот, кто не имел необходимых знаний или не знал, что именно нужно увидеть, ничего и не увидел.

Значит, профессиональные знания, а также мыслительные процес­сы, обеспечивающие оперирование ими, позволяют осознавать и пони­мать наблюдаемые явления. Результаты понимания и осознания вос­принимаемого будут опосредованы особенностями памяти, поскольку именно благодаря ей обеспечивается полнота представлений и поня­тий, составляющих структуру знаний человека, его профессиональный опыт.

Можно говорить о том, что понимание наблюдаемого есть опреде­ленный вид мыслительных задач, в которых решается вопрос: что это

значит или к чему это относится? Как известно, это задачи на система­тизацию или классификацию. Интересная попытка в этом отношении предпринята Я. Хинтика и М. Хинтика*, которые проанализировали наблюдения Шерлока Холмса как процесс решения задач. В данном случае процесс наблюдения предстает как поиск и извлечение инфор­мации, необходимой для решения мыслительной задачи. При этом про­исходит некоторая абсолютизация мышления при наблюдении, но тем не менее взаимосвязи восприятия и мышления для понимания и осо­знания наблюдаемых фактов становятся еще более очевидными.

Итак, наблюдательность, как и любое психическое явление, — эле­мент сложной системы и именно поэтому имеет разнообразные много­уровневые связи с различными сторонами психической жизни челове­ка. С одной стороны, она обусловлена строением и чувствительностью зрительного анализатора, с другой — особенностями памяти и мышле­ния и в то же время включена в целостную структуру психики челове­ка через его прошлый опыт, направленность, эмоциональные предпо­чтения.

В нашей работе речь идет о проявлении наблюдательности в отно­шении людей, к тому же существует тип профессий «человек—чело­век», где наблюдательность рассматривается как профессионально важное качество (Е. А. Климов). Попытаемся выделить специфиче­ские особенности проявления наблюдательности в профессиях этого типа.

В психологии сложилось целое направление по изучению возмож­ности раскрыть психологическую сущность человека через его наблю­дение и восприятие. В работах, например, Б. Г. Ананьева, М. Я. Басова, Б. Ф. Ломова, С. Л. Рубинштейна, была показана диалектика внешне­го и внутреннего в проявлениях психики. При сохранении некоторых устойчивых внешних форм выражения психических состояний были найдены их многообразные, динамические характеристики и формы проявления. Более того, учитывалось и многообразие индивидуальных проявлений психических состояний. Поскольку объектом наблюдения только и могут быть внешние проявления человека, для развития на­блюдательности стало важным знать, о каких психических явлениях говорят те или иные наблюдаемые признаки.

Итак, первая специфическая особенность наблюдательности в про­фессиях типа «человек—человек» состоит в том, что нужно во внеш­нем поведении или в самой внешности человека увидеть его внутрен­ние, психические, состояния или свойства.

* Хинтика Я., Хинтика М. Шерлок Холмс против современной логики: К теории поиска информации с помощью вопросов // Языки и моделирование социального вза­имодействия. — М.: Прогресс, 1987. — С. 265-281.

Вторая особенность наблюдательности в этой сфере заключается в необходимости дифференцировать признаки, через которые человек выражает себя вовне. Необходимо развитие как абсолютной, так и от­носительной чувствительности именно к этим признакам, так как они раскрывают динамические характеристики человека, сформировавши­еся в процессе его онтогенеза, с одной стороны, и проявляющиеся в его / настоящей жизни — с другой. Динамика онтогенетического изменения может быть выражена через физиогномическую маску, осанку, поход­ку; психические явления, протекающие в настоящем времени, выра­жаются через мимику, жесты, позы.

Прекрасными наблюдателями являются писатели и поэты. Их на­блюдательность не перестает удивлять и восхищать. Многие яркие картины человеческих образов даны ими на основе наблюдения и ви­дения тончайших изменений в поведении людей. Вспомним зарисовку С. Цвейга:

«Невольно я подняла глаза и прямо напротив увидела — мне даже страшно стало — две руки, каких мне еще никогда не приходилось видеть: они вцепились друг в друга, точно разъяренные звери, и в неистовой схват­ке стали тискать и сжимать друг друга так, что пальцы издавали сухой треск, как при раскалывании ореха… меня пугала их взволнованность, их безумно страстное выражение, это судорожное сцепление и единоборство. Я сразу почувствовала, что человек, преисполненный страсти, загнал эту страсть в кончики пальцев, чтобы самому не быть взорванным ею» (Цвейг С. Двадцать четыре часа из жизни женщины: Новеллы. Минск, 1987.-С. 190).

Третья особенность наблюдательности, проявляющейся в сфере «человек—человек», связана с интересом именно к человеку как объек­ту восприятия и наблюдения. На основе этого интереса формируется избирательность восприятия, быстро создается опыт наблюдения за человеком и видения его психических состояний. Направленность, как правило, связана с профессиональным интересом, который определя­ет структуру профессиональных знаний. Данные наблюдения включа­ются в нее и в то же время, исходя из особенностей профессиональных знаний, могут быть поняты и истолкованы.

Любое наблюдение включается в контекст содержания той или иной профессиональной деятельности. Для наблюдений педагога важ­ным становится знание возрастных особенностей проявления и пере­живания чувств, возрастных особенностей соотношения эмоций и по­знавательной деятельности, проявления эмоций детей во взаимоотно­шениях со сверстниками, родителями и т. п. Для врача или медсестры значимыми становятся знания о внешних признаках человека, име­ющего то или иное заболевание, об особенностях поведения людей при

разных болезнях, о возрастных особенностях, проявляющихся у боль­ного в отношении к себе и постигшей его болезни, и т. п. Контекст на­блюдений, проводимых следователем или инспектором по делам несо­вершеннолетних, совсем иной. В его наблюдения включаются знания о соотношении между типом личности и типом правонарушения, ти­пом нарушений и типом семьи и взаимоотношений в ней, об изменени­ях социальной среды в микрорайоне и т. п.

Профессиональные знания составляют ту основу, которая не толь­ко влияет на целенаправленность восприятия и способствует разви­тию дифференцировки воспринимаемых признаков, но прямо влияет на понимание наблюдаемых объектов и процессов.

Все перечисленные особенности наблюдательности можно отнести к перцептивным и понятийным.

Четвертая особенность наблюдательности, специфичная для про­фессий типа «человек—человек», определяется тем, что содержание деятельности в этих профессиях предполагает взаимодействие людей. А это значит, что наблюдать нужно, как правило, не изолированного человека, а людей, находящихся в общении, во взаимоотношениях друг с другом. Можно сказать, что наблюдательность в этом случае предпо­лагает не только перцептивные и понятийные качества наблюдателя, но и эмпатийные.

Эмпатия характеризуется способностью к отражению внутреннего мира другого человека. Такое отражение способствует пониманию мыслей и чувств другого, а также вызывает «эмоциональную сопричаст­ность». Возникновение эмпатии предполагает развитую наблюдатель­ность и ее связь с мышлением и чувствами. Умение становиться на точ­ку зрения другого человека, имитировать его состояния, понимать то, что не высказано вслух, идентифицироваться с его эмоциональным состоянием, предвосхищать развитие поведения и психических состо­яний — вот то конкретное содержание эмпатии, которое проявляется в процессах взаимодействия между людьми. Наблюдательности здесь способствует определенный строй личности, при котором развиты та­кие эмоциональные свойства, как впечатлительность, эмоциональная отзывчивость.

Развитие взаимосвязи между перцептивным, понятийным и эмпа-тийным компонентами наблюдательности способствует ее совершен­ствованию, возникновению способности не только видеть и чувство­вать другого, но и предвидеть его поведение.

Этот уровень наблюдательности прекрасно описал О. де Бальзак.

«Моя наблюдательность приобрела сторону инстинкта: не пренебре­гая телесным обликом, она разгадывала душу — вернее сказать, она так

метко схватывала внешность человека, что тотчас проникала в его внут­ренний мир; она позволяла мне жить жизнью того, на кого была обращена, ибо наделяла меня способностью отождествлять с ним себя самого» (Мо-руа А. Прометей, или Жизнь Бальзака. — М., 1968. — С. 72).

Таким образом, наблюдательность, проявляющаяся в профессиях типа «человек—человек», связана с особенностями субъекта и объекта наблюдения.

Наблюдательно — это… Зачем развивать наблюдательность?

Внимательность и наблюдательность – это важные составляющие жизни каждого человека. Но порой мы встречаем людей или сами являемся теми, кто просто не привык с детства быть внимательным. Обычно такие люди смотрят вокруг, но ничего не замечают. Все дело в привычке человека наблюдать.

Общие понятия

Если подойти к кому-нибудь из семьи и попросить подробно описать, как выглядит гараж на даче, вы удивитесь, что на некоторые, казалось бы, очевидные детали люди просто не обращают внимания. Кто-то выскажется против и заявит, что обращать внимание на детали – это перегрузка памяти и захламление мозга ненужной информацией. С одной стороны, это верно, но с другой – это хорошая привычка. Во-первых, такие умения позволят быстрее улавливать суть и делать анализ, а во-вторых, может стать отличной помощью в разрешение неблагоприятных ситуаций. Так что такие черты характера или свойства личности, как внимание и наблюдательность, важны как никогда.

наблюдение и внимательность

Что такое внимательность и внимание?

В первую очередь, внимательность предполагает определенное отношение к окружающим людям. Это не только способность наблюдать, но и вовремя реагировать на состояние окружающих, быть чутким и понимающим. Внимательность серьезно влияет на познавательную деятельность, на интеллект и ум, а также положительно сказывается на результатах работы. А вот понятие «внимание» уже имеет иной характер – это избирательная направленность на определенный объект и полное сосредоточение на нем.

упражнения на наблюдательность

Что такое наблюдательность

В первую очередь, данное понятие отражает способность человека обращать внимание на существенные свойства и детали как людей, так явлений и предметов. И если многие считают, что умение подмечать даже самые мелкие детали – навык бесполезный, то они глубоко заблуждаются, ведь наблюдательность важна и в профессиональной сфере, и в жизни в целом.

внимательность и внимание

Зачем развивать наблюдательность?

Такой навык имеет важное значение в жизни. Психологи выделяют конкретные причины, почему развитию наблюдательности должен уделять внимание каждый человек:

  • В первую очередь, наблюдательность дает возможность гораздо лучше понимать все, что происходит вокруг, то, что скрыто от глаз обычных людей. Способность видеть схожесть в разном и различия в одинаковом – это настоящее искусство.
  • Развитие наблюдательности способствует раскрытию потенциала, сущности другого человека, а также позволяет предвидеть его будущие поступки.
  • Высокий уровень наблюдательности позволяет людям в кратчайшие сроки оценить ситуацию и принять грамотное решение.
  • Наблюдательность – это источник вдохновения, это новые идеи, это способность видеть в привычных вещах что-то новое. Многие великие ученые, художники, писатели, изобретатели творили именно благодаря тому, что умели увидеть в серости что-то новое и яркое.

На сегодняшний день наблюдательность – это основа большинства профессий. Быть в курсе событий и не потеряться в серой массе – это и есть задача современного общества.

поиск истины

Как развить наблюдательность?

Уровень наблюдательности прямо пропорционален уровню развития памяти. Так как же научиться видеть по-настоящему? Стоит отметить, что для развития навыка следует не только запоминать увиденное или услышанное в деталях, но и пропускать полученную информацию через себя. Никогда не закрывайтесь от новых знаний, будьте более восприимчивы, в процессе наблюдения не забывайте думать и анализировать, чтобы полученная информация осталась, а не улетучилась вместе с мыслями. Например, К. Г. Паустовский, великий русский писатель, считал, что умение «видеть» основывается на чувствительности зрительного анализатора. Он писал о том, что наблюдательность – это дело наживное. А натренировать себя можно следующим упражнением. Русский писатель предлагал людям ежедневно на протяжении месяца смотреть на все вокруг с мыслью о том, что прямо сейчас вам нужно будет в деталях нарисовать то, что вы видите. Смотрите на людей так, на природу, на окружающие вас предметы и явления. Вы удивитесь, сколько не замечали раньше, а уже через некоторое время это войдет в привычку.

исследование мира

Упражнения на развитие

Помимо упражнения Паустовского, существует еще два простых, но очень эффективных способа развить наблюдательность личности:

  • Упражнение № 1 – самое простое и эффективное. Суть его заключается в умении видеть обычные вещи. Возьмите какой-нибудь предмет, первое, что попадется под руку. Это может быть телефон, книга, утюг, чашка, и поставьте его перед собой. Спокойно, а главное – очень внимательно, рассматривайте вещь, попытайтесь максимально точно запомнить ее. Теперь следует закрыть глаза и мысленно воссоздать образ в точности со всеми деталями. Затем можно снова открыть глаза, посмотреть на предмет и понять, чего не хватило мысленным представлениям. И далее снова закрываем глаза для того, чтобы усовершенствовать образ, который сложился в голове.
  • Когда с первым упражнением вы будете справляться на ура, можно переходить ко второму. Теперь нужно мысленный образ перенести на бумагу. И совсем неважно, рисуете вы как Сальвадор Дали или как пятилетний ребенок. Просто изобразите то, что представляете в голове. Когда предмет будет нарисован, посмотрите на него в живую и добавьте недостающие детали

Эти простые упражнения помогут развить такой навык, как наблюдательность человека. Уже через несколько недель занятий будет заметен результат, который вас порадует. Теперь вы не посмотрите на мир, как прежде, теперь даже в самых обыденных вещах можно будет увидеть что-то неизведанное.

НАБЛЮДЕНИЕ это что такое НАБЛЮДЕНИЕ: определение — Философия.НЭС

НАБЛЮДЕНИЕ

направленное восприятие действительности с целью изучения явлений, постижения их смысла и значения. Различают наблюдение внешнее (со стороны) и включенное, когда наблюдатель является активным участником наблюдаемого процесса.

Оцените определение:

Источник: «Евразийская мудрость от а до Я», толковый словарь

НАБЛЮДЕНИЕ

целенаправленный сбор эмпирической информации о предмете познания, основанный на когнитивном и практическом интересах субъекта и активизации чувственного (сенсорного) аппарата сознания. (См. познание, теоретическое и эмпирическое, научный метод).

Оцените определение:

Источник: Философия науки: Словарь основных терминов

Наблюдение

преднамеренное и целенаправленное восприятие внешнего мира с целью изучения и отыскания смысла в явлениях; начальный этап всякого естественно-научного исследования. По мере развития науки наблюдение делается все более сложным и опосредованным, смыкающимся с экспериментом.

Оцените определение:

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

НАБЛЮДЕНИЕ (научное)

получение актуальной информации с использованием органов чувств человека в соответствии с поставленной познавательной задачей. Научное наблюдение отличается четко поставленной целью, систематичностью, использованием, различного рода приборов и операциональных средств для фиксации и количественной оценки поступившей информации. При этом решающая роль принадлежит применяемому методу наблюдения, обеспечивающему объективность и воспроизводимость результатов наблюдения, а также требуемую их точность и однозначность. (См. эмпирическое знание, научный метод).

Оцените определение:

Источник: Философия науки: Словарь основных терминов

НАБЛЮДЕНИЕ

целенаправленное и организованное восприятие внешнего мира, доставляющее первичный материал для научного исследования. Н. бывает простым и сложным, непосредственным и опосредствованным, смыкающимся с экспериментом. Но в отличие от эксперимента в процессе Н. отсутствует преобладающее воздействие субъекта на объект, хотя в нек-рых случаях (психологические, социологические и т. п. наблюдения) такое отсутствие является не недостатком, а достоинством. Н. предполагает возможность использования приборов и инструментов, компенсируя т. обр. естественную ограниченность человеческих органов чувств. Однако при этом в нек-рых случаях (напр., при изучении явлений микромира) возникает дополнительная необходимость учета “возмущающего” воздействия прибора на наблюдаемый объект.

Оцените определение:

НАБЛЮДЕНИЕ — это… Что такое НАБЛЮДЕНИЕ?

  • наблюдение — один из основных эмпирических методов психологического исследования, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменении в определенных условиях и отыскания… …   Большая психологическая энциклопедия

  • НАБЛЮДЕНИЕ —         преднамеренное и целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности. Н. как специфически человеч. акт принципиально отличается от различных форм прослеживания у животных. Исторически Н. развивается как составная часть… …   Философская энциклопедия

  • Наблюдение —  Наблюдение  ♦ Observation    Сознательный и внимательный опыт. Например, человек на опыте узнает, что такое траур. Если он имеет к тому желание и возможность, он может наблюдать, что в это время происходит в его душе. Или, скажем, он на опыте… …   Философский словарь Спонвиля

  • Наблюдение — Наблюдение  восприятие и запоминание личностью; вплоть до формализации для субъекта. Наблюдение  метод проведения исследований в психологии. Наблюдение  процедура банкротства. Негласное наблюдение  комплекс оперативно… …   Википедия

  • наблюдение — осмотр, обсервация, осматривание; слежка, надзор, разведка; контроль, обследование, проверка; присмотр, радионаблюдение, отслеживание, недреманное око, глаз, присматривание, эмпиричность, эмпиризм, патронаж, надзирание, миксоскопия,… …   Словарь синонимов

  • НАБЛЮДЕНИЕ — НАБЛЮДЕНИЕ, наблюдения, ср. (книжн.). 1. Действие по гл. наблюдать. Наблюдение за точным выполнением постановлений. «Небрежный плод моих забав,… ума холодных наблюдений и сердца горестных замет.» Пушкин. Под наблюдением врача. Взять под… …   Толковый словарь Ушакова

  • НАБЛЮДЕНИЕ — целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности; выделяют научное наблюдение, восприятие информации на приборах, наблюдение как часть процесса художественного творчества и т. п. Основное условие научного наблюдения объективность,… …   Большой Энциклопедический словарь

  • наблюдение с РБ-47 — Комплексное наблюдение 17 июля 1957 г. НЛО с самолёта РБ 47 ВВС США, оборудованного электронной аппаратурой слежения и радиопротиводействия. Бортовая аппаратура самолёта отметила странный сигнал, а затем его экипаж визуально наблюдал неизвестный… …   Толковый уфологический словарь с эквивалентами на английском и немецком языках

  • наблюдение — состоит из значений переменных, измеренных у одной и той же экспериментальной единицы. Скажем, возраст, температура и давление пациента составляют наблюдение. Значение одной переменной называют измерением. Синоним: observation …   Словарь социологической статистики

  • НАБЛЮДЕНИЕ — 1) процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника и проведения анализа финансового состояния должника. Согласно ФЗ О несостоятельности (банкротстве) от 8 января 1998 г. арбитражный суд, принимая… …   Юридический словарь

  • Наблюдение — процедура банкротства, применяемая к должнику с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом до момента, определяемого в соответствии с законом РФ, в целях обеспечения сохранности имущества должника и проведения… …   Словарь терминов антикризисного управления

  • наблюдение — это… Что такое наблюдение?

    1. Изучение мира на уровне познания чувственного, целенаправленное и осознанное. Восприятие некоего процесса с целью выявления его инвариантных признаков без активного включения в сам процесс. В наблюдении проявляются личностные особенности восприятия, установки, направленность личности.

    В естественных условиях — самый простой, но и самый скучный метод. Наблюдатель должен держаться в стороне, чтобы оставаться незамеченным, или же так хорошо смешаться с группой, чтобы не привлекать к себе внимания. При этом он должен замечать и оценивать все события, имеющие отношение к явлению, подлежащему описанию.

    Самая большая трудность связана с тем, что можно легко смешать существенное с второстепенным, или же интерпретировать события, исходя из ожидаемого, а не из того, что происходит. Один из способов избежать этого — регистрировать поведение наблюдаемых с помощью видеозаписи, что позволяет впоследствии показывать запись разным наблюдателям.

    2. Способ работы, при коем психолог, не вмешиваясь в события, лишь отслеживает их изменение. Один из основных методов эмпирических исследования психологического, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии явлений психических для изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскания смысла этих явлений. Содержит элементы мышления теоретического (замысел, система методических приемов, осмысление и контроль результатов) и количественные методы анализа (шкалирование, анализ факторный и пр.).

    Точность предустановленных рамок наблюдения зависит от состояния знаний в исследуемой области и от поставленной задачи. Существенно сказывается на результатах уровень опыта и квалификации наблюдателя. В психологической интерпретации поведения людей прошлый опыт наблюдателя не ограничивается его научными представлениями, но включает в себя и привычные стереотипы суждений, эмоциональные отношения, ценностные ориентации и пр.

    Невмешательство — важная характеристика метода, определяющая его достоинства и недостатки. Достоинства — в частности, то, что объект наблюдения, как правило, не ощущает себя таковым — не знает о наблюдении и в естественной ситуации ведет себя естественно. Однако при наблюдении неизбежен ряд трудностей. Прежде всего, хотя можно в некоей степени предвидеть изменения ситуации, в коей происходит наблюдение, невозможно их контролировать, а влияние неконтролируемых факторов может существенно изменить общую картину — вплоть до утраты той гипотетической связи между явлениями, обнаружение коей является целью исследований. Кроме того, наблюдение не свободно от субъективности позиции наблюдателя: он, не будучи в состоянии зафиксировать все изменения ситуации, невольно выделяет в ней самые важные для себя элементы, бессознательно игнорируя другие — чаще всего те, что противоречат его гипотезе.

    Несмотря на все предосторожности, наблюдение всегда характерно некоей субъективностью; оно может создавать установку, благоприятную для фиксации значимого факта, что порождает интерпретацию фактов в духе ожиданий наблюдателя. Отказ от преждевременных обобщений и выводов, многократность наблюдения, контроль другими методами исследования позволяют увеличить объективность наблюдения.

    Психологи стараются избежать такой субъективности, прибегая к различным способам повышения достоверности; сюда относятся ведение наблюдения несколькими независимыми наблюдателями, планирование наблюдения, составление специальных шкал оценки поведения объекта, использование технических средств, и пр.

    Использование наблюдения предполагает наличие программы наблюдения, где перечислены все ожидаемые действия и реакции наблюдаемых, частота появления коих в тех или иных ситуациях и фиксируется наблюдателем.

    Недостаток метода наблюдения — значительная трудоемкость. Поскольку исследователя интересует не всякое проявление поведения, но лишь связанное с конкретной исследовательской задачей, он вынужден выжидать интересующих его форм поведения или состояний психических. Кроме того, для надежности выводов нужно убедиться в типичности некоего свойства, что вынуждает проводить длительные или повторные наблюдения, а также применять другие методы.


    Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *