Определение иллюзия: Иллюзия — это… Что такое Иллюзия? – Иллюзия (значения) — Википедия

Автор: | 07.12.2020

Содержание

основные виды и причины проявления

Иллюзия Все мы когда-то сталкивались с таким понятием, как иллюзия или иллюзорное восприятие. И приблизительно догадываемся, что подразумевает это понятие. Но давайте разберемся подробнее в этом вопросе и узнаем о том, какие бывают виды иллюзий и что это значит на самом деле.

Что это?

Иллюзия — illusio, в переводе с латыни означает насмешку, заблуждение и обман. Это искаженное или ошибочное восприятие реальности, окружающих предметов и явлений, принятие мнимого за реальное. Здесь включается игра воображения и появляются ложные образы. Иллюзия

Это становится следствием таких факторов:
  • создается оптический обман, когда при нормальной работе органов чувств искажается зрительный образ;
  • при наркотических, патологических или аффективных состояниях человека;
  • во время сильных болевых ощущений или чувства страха действительность воспринимается неадекватно;
  • в период надежды и ожидания;
  • при наличии важных потребностей и стремления их срочно удовлетворить происходит искажение видимого объекта. Например, уставшему и жаждущему путнику в пустыне постоянно видится мираж и исчезает;
  • возникает как следствие нарушения одного из пяти органов чувств;
  • уровень интеллекта также влияет на появление иллюзий, поэтому, как известно, при отсутствии знаний появляются домыслы и легенды;
  • проводилось много исследований, в которых социум влиял на реальное восприятие. Если у человека сложилось определенное мнение о чем-либо, то под давлением остальной массы людей восприятие действительности искажалось или уменьшалась его острота.
Иллюзия В повседневной жизни можно часто услышать понятие иллюзии, которое заменяет собой мечтания и надежды, считающиеся нереальными и несбыточными. Это, скорее, полет творческой фантазии.

В нашей суровой действительности иллюзорное восприятие может быть методом спрятаться от реальности в мечтах и фантазиях, облегчающих существование человека в социуме и его психологическое состояние.

Важно!

Следует отличать иллюзию от галлюцинации, так как первую можно легко отличить и понять ее появление, и ее могут видеть все без исключения люди. Галлюцинации — это скорее расстройство восприятия, когда разнообразные объекты появляются там, где их быть не может. И это специализация уже психологов и психиатров.

Иллюзии здоровых людей

Иллюзии далеко не всегда являются патологией, так, например, обычному человеку могут слышаться шаги за спиной, возвращаясь темной ночью домой, при отсутствии кого-либо вокруг. Рассмотрим, какие иллюзии могут быть у психологически и физически здоровых людей.

Физические

Физические нарушения сознания многообразны и наиболее распространены. Они не зависят от психологического состояния человека и время от времени появляются у большинства людей. радуга

Это связано с оптическим обманом мозга, когда глаза видят определенный предмет или явление, а мозг воспринимает эту информацию по-своему.

Так, например, пилоты рассказывают, что во время ночного перелета через море, когда звезды и луна четко отражаются на водной глади, создается впечатление о полете в перевернутом состоянии.

При получении информации из внешнего мира в мозге человека начинается множество процессов по обработке данных, и результаты могут оказаться неточными. илюзия

Немалую роль здесь играет и освещение. Например, все мы видели радугу, но это только обман зрения, ведь к ней нельзя приблизиться, потрогать и почувствовать.

Когнитивные

Когнитивные иллюзии появляются из-за уже устоявшегося предположения о мире на бессознательном уровне. К ним относятся самые известные оптические обманы, такие как:

  • геометрический зрительный обман;
  • парадокс;
  • фикция;
  • упрощение мозгом информации, даже если правильный ответ кажется нерациональным.
Когнитивные иллюзии
Среди них различают:
  • иллюзию искажения и восприятие размеров, над которыми работали Понцо, Геринг, Мюллер-Лайер и Орбисон. На плоскости искажаются изображения, связанные с перспективой. Если изображать их в пространстве, то иллюзия пропадает;
  • невозможность фигур. Здесь искажается восприятие в связи с противоречивостью соединений фигуры, которая на первый взгляд кажется обычным трехмерным объектом;
  • иллюзия восприятия лиц связана с уже устоявшимся взглядом на мир. С расстояния одного метра, при взгляде на вогнутую часть маски, она нам будет казаться выпуклой, потому что в жизни нам не встречаются вогнутые лица, и наш мозг принимает решение, что она выпуклая;
  • рассмотрение фигуры и фона. Глядя на некоторые картинки, нужно самостоятельно принять решение, что из изображенного фигура, а что — фон. Здесь правильного ответа не существует;
  • обман зрения, когда статические рисунки кажутся нам движущимися.
Знаете ли вы? Эксперимент с маской, как правило, не действует на больных шизофренией людей, а также в состоянии алкогольного и наркотического опьянения.

Физиологические

Физиологические иллюзии напрямую связаны с особенностями восприятия действительности при нормально работающих всех органов чувств. Физиологические иллюзии

При получении информации они не работают совместно, и каждый выдает свою информацию.

Именно это расхождение в работе мозга, зрения, вестибулярного аппарата и других органов приводит к появлению заблуждения.

Примеров достаточно много, например:

  • если надавить на глаз, то предмет, на который вы смотрите, будет раздваиваться, что связано со смещением оси;
  • если смотреть в окно из стоящего поезда на соседний, который движется, то создается впечатление, что движется именно ваш поезд;
  • частое сопровождение пилотов и космонавтов — эффект противовращения, когда во время тренировок и испытаний, во время быстрого вращения, нарушается деятельность вестибулярного аппарата и создается эффект вращения в обратную сторону.
Физиологические иллюзии

Аффективные

Аффективные или аффектогенные иллюзии возникают как следствие чрезмерной эмоциональной реакции человека, особенно страха, тревоги или мнительности.

Это состояние может появиться темной ночью, когда, проходя по парку или улице, каждый встречный человек может показаться маньяком.

Или под воздействием страха может появиться иллюзия, что у кого-то вместо случайного предмета в руках нож или другое опасное орудие. аффектогенные иллюзии

Потому и действия, совершенные в таком состоянии, как правило, идут на собственную защиту, иногда с тяжелыми последствиями.

Важно! Аффективное расстройство опасно для окружающих, потому при первых его признаках нужно находиться подальше от такого человека и срочно вызывать скорую помощь.

Патологические иллюзии

Патологические иллюзии восприятия регулярно изучаются в психологии и психиатрии как нарушение ассоциативного процесса душевнобольного, его внимания, памяти и поведения. Патологические иллюзии

Основными характеристиками и признаками патологических иллюзий являются:

  • индивидуальный характер проявления, так как одна и та же иллюзия невозможна у нескольких человек;
  • эксклюзивность фантома заключается в том, что он не повторяется у душевнобольного;
  • абсолютно перцептивное искажение, то есть из одного реального видимого объекта появляется другой, без какого-либо сходства;
  • непонятность ситуации, когда предмет воображения абсолютно выпадает из действительности, исключая возможность какого-нибудь объяснения;
  • отсутствие критики и осознания факта иллюзии как таковой, стремления что-либо исправить;
  • тенденция к превращению фантома в галлюцинацию;
  • последующее нарушение поведения больного, дезориентация в пространстве, он может прятаться, разговаривать сам с собой, убегать или нападать.

Патологические нарушения сознания условно делятся на четыре вида: вербальные, органические, парейдолические и осознаваемости.

Вербальные

Во время вербальных иллюзий искажается восприятие звуковых раздражителей и разговоров окружающих. Вербальные Во время разговоров людей рядом, в советах и вопросах, обращенных к душевнобольному, ему кажутся только упреки, насмешки, укоры или даже угрозы.

Это касается также телевидения и радиовещания — все это только обращение к нему. При этом настоящее содержание разговора или информации абсолютно не доходит до человека.

При наличии тревоги, подозрительности и страха появляется такое понятие, как аффективная вербальная иллюзия.

Органические

Органические нарушения восприятия реальности еще называют метаморфопсиями. Под этими понятиями подразумевается извращенное или искаженное восприятие предметов в пространстве, их формы, цвета, расположения и величины. Органические Также меняется ощущение состояние покоя реального объекта или его движения. Такие фантомы делятся на два вида:

  • аутометаморфопсия связана с любым искажением собственного тела;
  • экзометаморфопсия объясняет нарушения расположения окружающих больного вещей.
Это нарушение часто наблюдается при сильных алкогольных и наркотических опьянениях, во время шизофрении, приступов эпилепсии или при повреждениях головного мозга больного. Но может быть и результатом патологии зрения психически здорового человека.

Знаете ли вы? Симптомы шизофрении и результат употребления сильных наркотических веществ схожи между собой. Это связано еще и с тем, что употребление последних в долгосрочной перспективе способствует появлению шизофрении.

Осознаваемости

Этот вид иллюзии впервые выведен К. Ясперсом и заключается в том, что больному постоянно кажется, что рядом кто-то находится, хотя он совершенно один в помещении. Осознаваемости Это искажение является началом к возникновению галлюцинаций и бредового состояния.

Парейдолические

С греческого para означает около, а eidoles — образ. Это обман зрения фантастического или экзотического содержания.

В обыденной жизни вместо рисунка на обоях или коврового узора, вместо кроны деревьев, очертания облаков появляютсясказочные фигуры, образные персонажи. Осознаваемости Привычная и реальная картинка трансформируется в фантастических птиц, зверей, появляются красочные пейзажи и сцены различного содержания.

Этот фантом — достаточно частое следствие употребления наркотических веществ, таких как гашиш, ЛСД или опиум, а также в состоянии сильного алкогольного опьянения. Это свойственно больным с живым и сильным воображением. Такое часто наблюдается также у людей, которые страдают частой бессоницей.

В отличие от других проявлений, это очень сложно остановить, и чем больше больной всматривается в объект, тем реальней для него он становится.

Иллюзии — довольно интересный предмет для изучения учеными, и с каждым годом становится все более популярным у простых людей. Поэтому лучше знать и отличать незначительные иллюзии здорового человека и психические расстройства.

Оптическая иллюзия — это… Что такое Оптическая иллюзия?

Оптическая иллюзия (зрительная иллюзия) — ошибка в зрительном восприятии, вызванная неточностью или неадекватностью процессов неосознаваемой коррекции зрительного образа (лунная иллюзия, неверная оценка длины отрезков, величины углов или цвета изображённого объекта, иллюзии движения, «иллюзия отсутствия объекта» — баннерная слепота и др.), а также физическими причинами («сплюснутая Луна», «сломанная ложка» в стакане с водой). Причины оптических иллюзий исследуют как при рассмотрении физиологии зрения, так и в рамках изучения психологии зрительного восприятия.

В художественных изображениях намеренное искажение перспективы вызывает особые эффекты, лучше всего известные по работам Мориса Эшера (см., например, его литографии: «Вверх и вниз» (1947), «Выпуклое и вогнутое» (1955), «Бельведер» (1958) и т.д.[1]

Создание оптических иллюзий часто было темой работ Сальватора Дали (cм., например, его картины «Невольничий рынок с явлением незримого бюста Вольтера» (1938), «Лебеди, отражающиеся в слонах» (1937) и т. д.).

Некоторые оптические иллюзии изучались в рамках гештальтпсихологии (напр.en:Akiyoshi Kitaoka).

Иллюзии зрительной системы

Обман зрения

Голова в гранитном карьере. Кузнечное на Ладоге. 1957 год

Есть эффект зрительного восприятия, когда наблюдатель сознательно или же непроизвольно даёт не соответствующее действительности объяснение наблюдаемой им картине. Он хорошо известен каждому, кто наблюдал бегущие по небу облака, подчас принимающие форму известных зрительных объектов. Такой же эффект может иметь место при наблюдении картины распределения теней трёхмерных объектов при некоторых их ракурсах по отношению к источникам света.

Именно этим объясняются имеющие форму сенсации в средствах массовой информации сообщения о наблюдении на Марсе человеческой головы и т. п.

Вместе с тем объяснение случайно созданного пятна иногда используется психологами для выяснения свойств интеллекта испытуемого, у которого обман зрения вызывается преднамеренно. (Тест по пятну Роршаха)

Иллюзии восприятия цвета

Уже около ста лет известно, что когда на сетчатке глаза возникает изображение, состоящее из светлых и тёмных областей, свет от ярко освещённых участков как бы перетекает на тёмные участки. Это явление называется оптической иррадиацией.

Одна из таких иллюзий описана в 1995 году профессором Массачусетского технологического института Эдвардом Адельсоном («иллюзия тени Адельсона»). Он обратил внимание, что восприятие цвета существенно зависит от фона и одинаковые цвета на разном фоне воспринимаются нами как разные, даже если находятся близко и видны нами одновременно.[2]

Контрастные

Искривляющие

Контурные

Восприятие глубины

Иллюзии восприятия глубины — неадекватное отражение воспринимаемого предмета и его свойств. В настоящее время наиболее изученными являются иллюзорные эффекты, наблюдаемые при зрительном восприятии двухмерных контурных изображений. Мозг бессознательно видит рисунки только одновыпуклые (одновогнутые). Восприятие зависит от направления внешнего (реального или подразумеваемого) освещения.

3D эффект (2D изображения кажутся объёмными):

  • Hyperbolic tiling rectified 3-7.png
  • Hyperbolic tiling truncated 7-3.png

Восприятие размера

Иллюзии часто приводят к совершенно неверным количественным оценкам реальных геометрических величин. Оказывается, что можно ошибиться на 25 % и больше, если глазомерные оценки не проверить линейкой.

Глазомерные оценки геометрических реальных величин очень сильно зависят от характера фона изображения. Это относится к длинам (иллюзия Понцо), площадям, радиусам кривизны. Можно показать также, что сказанное справедливо и в отношении углов, форм и так далее.

Перевёртыши

Перевёртыш — вид оптической иллюзии, в которой от направления взгляда зависит характер воспринимаемого объекта. Одной из таких иллюзий является «уткозаяц»: изображение может трактоваться и как изображение утки, и как изображение зайца.

Стерео-иллюзии

Стереопары, наложенные на периодическую структуру (Бела Юллеш, Венгрия) позволяют наблюдать стереоизображение так же, как и обычную стереопару. Периодическое изображение облегчает «разведение» глаз (как правило, на бесконечность), что после фокусировки глаз на расстояние несколько десятков сантиметров позволяет увидеть стереоизображение.

Метод позволяет частично совмещать изображения стереопары, снимая ограничения на их размер, однако накладывает некоторые ограничения на содержание рисунков и практически рассчитывается с помощью компьютеров.

Известны также под калькированным с английского названием «автостереограммы».

Комната Эймса

Комната, придуманная Адельбертом Эймсом-мл. в 1946 году, представляет собой пример трёхмерной оптической иллюзии. Комната спроектирована таким образом, что при взгляде спереди кажется обычной, с перпендикулярными стенами и потолком. На самом деле, форма комнаты представляет собой трапецию, где дальняя стена расположена под очень острым углом к одной стене и, соответственно, под тупым углом к другой. Правый угол, таким образом, значительно ближе к наблюдателю, чем левый.

За счёт иллюзии, усиливаемой соответственно искажёнными шахматными клетками на полу и стенах, человек, стоящий в ближнем углу, выглядит великаном по сравнению со стоящим в дальнем. Когда человек переходит из угла в угол, наблюдателю кажется, что он резко растёт или, наоборот, уменьшается[3].

Движущиеся иллюзии

Эффект усиливается при наклонах, вращениях, приближении/удалении головы

  • Неподвижное изображение кажется движущимся
  • При рассматривании одинаковых движущихся мячей, можно увидеть, что они разного размера.
  • Одно и то же анимационное изображение может изображать вращающийся объект по часовой, против часовой или попеременно (совершать колебательные движения).

Иллюстрации

  • Hyperbolic tiling truncated 7-3.png

    Иллюзия «Окружности или спирали?»

  • Hyperbolic tiling truncated 7-3.png

    Бегущий салатовый круг

  • Hyperbolic tiling truncated 7-3.png

    Красный на белом кажется светлее, на чёрном — темнее. Ближе к левому краю белые полосы кажутся краснее, а красные на чёрном к правому краю — белее. При переводе взгляда на середине рисунка с полос чёрного на белые, последние «смещаются» вверх

  • Hyperbolic tiling truncated 7-3.png

    Иллюзия восприятия цвета Адельсона. Помеченный верхний параллелограмм кажется темнее помеченного нижнего; метка на «светлом» параллелограмме кажется ярче и светлее, чем на «тёмном»

  • Hyperbolic tiling truncated 7-3.png

    Параллелограммы А и В, линия, проходящая через них — всё одного цвета

  • Hyperbolic tiling truncated 7-3.png

    Если долго смотреть на параллелограммы А, В и их соединяющий, то они станут одного цвета

  • Hyperbolic tiling truncated 7-3.png

    Контрастная иллюзия

  • Hyperbolic tiling truncated 7-3.png

    На самом деле центры идентичны

  • Hyperbolic tiling truncated 7-3.png

    Центральная полоса одной яркости

  • Hyperbolic tiling truncated 7-3.png

    Малые квадраты одной яркости

  • Hyperbolic tiling truncated 7-3.png

    Окружности «искривляют» стороны квадрата

  • Hyperbolic tiling truncated 7-3.png

    Линии упираются в иллюзорные круги

  • Hyperbolic tiling truncated 7-3.png

    Линия окружности нижнего изображения устраняет иллюзию светлого иллюзорного круга верхнего

  • Hyperbolic tiling truncated 7-3.png

    Иллюзия решётки. При перемещении взгляда по изображению белые точки «превращаются» в чёрные

  • Иллюзия восприятия размера

  • Hyperbolic tiling truncated 7-3.png

    Перевертыш-«уткозаяц»

  • Девять «вращающихся» кругов

  • Hyperbolic tiling truncated 7-3.png

    При длительном вглядывании в «темноту трубы» полосы начинают «шевелится». При переносе взгляда на F виден негатив

  • Hyperbolic tiling truncated 7-3.png

    Движущаяся иллюзия «В какую сторону?»

  • Hyperbolic tiling truncated 7-3.png

    Иллюзия «По часовой, против часовой или попеременно?»

  • Hyperbolic tiling truncated 7-3.png

    Иллюзия движения (следует смотреть на чёрную точку в центре и двигать головой вперёд-назад; круги вокруг точки начнут двигаться)

  • Rotating Square.gif
  • Rotating Square.gif

    Уходящие вдаль элементы архитектуры создают иллюзию фигуры попеременно то (выпуклой) («пирамиды»), то (вогнутой) квадратного колодца

  • Направления изгиба шарнира кажутся взаимно перпендикулярными (вперёд-назад или влево-вправо)

См. также

Примечания

Литература

  • М. Миннарт. Свет и цвет в природе.
  • С. Толанский. Оптические иллюзии. — М.: Мир, 1967. — С. 128.
  • О. Рутерсвард. Невозможные фигуры. — М.: Стройиздат, 1990. — С. 128. — ISBN 5-274-01323-6
  • Тед Эндрюс. Контактное ясновидение. — М.: Фаир-Пресс, 2002. — С. 264. — ISBN 5-8183-0501-5

Ссылки

Определение оптическая иллюзия общее значение и понятие. Что это такое оптическая иллюзия

Иллюзия — это представление или концепция, которая возникает из-за обмана чувств или воображения, лишенного реальной поддержки. Идея оптики или оптики, с другой стороны, имеет несколько значений: среди них то, что связано со зрением (способность воспринимать глазами, то есть видеть).

Следовательно, оптическая иллюзия — это изображение, которое можно воспринимать по-разному . Эта особенность может иметь физиологическое происхождение (из-за эффекта движения, цвета или яркости в глазах или в мозге) или когнитивное (полученное из того, как мы понимаем реальность).

Оптические иллюзии возникают, когда глаз не может ясно видеть определенные изображения, поскольку они происходят более чем одним способом, в то время как мозг способен ассимилировать только одно изображение за один раз. Это порождает путаницу .

Одна из самых известных оптических иллюзий — кубок Рубина, разработанный психологом Эдгаром Рубином ( 18861951 ). Этот датский исследователь разработал рисунок, который можно рассматривать как чашку или как два лица, которые обращены друг к другу. В зависимости от того, где наблюдатель концентрирует свой взгляд, он обнаружит чашу или лица.

Сцинтилляционная решетка является еще одним известным оптическим обманом. Это сетка, в которой точки, которые появляются на пересечении горизонтальных линий и вертикальных линий, появляются и исчезают. Таким образом, сетка создает впечатление мерцания или мерцания, хотя на самом деле это неодушевленная графика.

Иллюзионизм — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Иллюзиони́зм, называемый иногда ма́гия — вид исполнительского искусства, который характеризуется использованием ловкости рук, трюков или специальной аппаратуры для создания иллюзии нарушения привычных физических свойств хорошо известных предметов. Название происходит от французского слова «illusionner» — «вводить в заблуждение».

Иллюзиони́ст (фокусник, факир) — артист, демонстрирующий фокусы, основанные на тех или иных физических и психологических явлениях и подсознательных заблуждениях, в отличие от фокусника-манипулятора, эффект фокусов которого основан исключительно на ловких действиях руками.

Искусство иллюзии восходит к древности, когда приёмы и техника манипуляции сознанием людей стали использоваться не только для управления ими (шаманы, жрецы и вожди), но и для развлечения (факиры).

В средние века на ярмарках появились профессиональные артисты — кукольники, фокусники, применяющие различные механизмы, карточные фокусники (шулеры).

Во второй половине XVIII века приобрёл широкую популярность «Турок» Вольфганга фон Кемпелена, основанный на «иллюзионе» — публике было неизвестно, что в этом шахматном автомате был спрятан сильный шахматист[1][2]. В конце XIX века стал знаменитым Гарри Гудини, создавший идеи многих иллюзионных аппаратов.

В XX веке иллюзионисты работают в цирке, на эстраде, производится обучение искусству иллюзионизма. Артисты создают шоу, построенное на сложных физических эффектах, используют электромагниты, СВЧ-излучение и т. д.

Фокус или трюк иногда называют кунстштюком[3].

Иллюзионист обычно использует специальные технические приспособления, а также технику манипуляции, то есть ловкости рук.

Иллюзионисты демонстрируют появление и исчезновение предметов, людей (принцип чёрного кабинета), превращения одних предметов в другие.

Широко используется психологическое манипулирование вниманием, его отвлечение с помощью ассистентов (наперсточники), повторяющихся отвлекающих движениях, а также явления, построенные на обмане зрения.

Широкое распространение получило создание иллюзий с помощью карт. Данный вид иллюзий называется «карточные фокусы».

  • Единственным на территории СНГ заведением, в котором готовят иллюзионистов, является Национальная академия руководящих кадров культуры и искусств (Киев, Украина)[4].
  1. Levitt G. M. The Turk, Chess Automaton. 2000. 268pp. ISBN 978-0-7864-2903-5
  2. Standage T. The Turk. The Life and Times of the Famous Eighteenth-Century Chess-Playing Machine. Walker & Co. 2002. 224pp. ISBN 0-8027-1391-2
  3. ↑ «Kunststück» (недоступная ссылка) Перевод из «Большого немецко-русского словаря по общей лексике»
  4. ↑ Разбить смартфон, не повредив…: Интервью с президентом международного клуба иллюзионистов и фокусников А. Д. Муратаевым // Санкт-Петербургские ведомости. — 2020. — 6 марта.
  • Кио Э. Фокусы и фокусники. — М., 1958.
  • Кио Э. Иллюзионисты и «волшебники». — М., 1959.
  • Вадимов А. Искусство фокуса. — М., 1959.
  • Вадимов А. А., Тривас А. А. От магов древности до иллюзионистов наших дней. — М., 1966.
  • Карташкин А. Искусство удивлять. — М.: Профиздат, 1990. — ISBN 5-255-00163-5.
  • Энциклопедия фокусов и головоломок. — Ростов н/Д.: Проф-Пресс, 1999. — ISBN 5-88475-319-5.
  • Акопян А. Лучшие фокусы. — СПб., 2000. — ISBN 5-88155-359-4.

Иллюзия Чабба — Википедия

Рисунок 1: пример иллюзии Чабба. Центральные области двух прямоугольных полей идентичны, но выглядят по-разному, поскольку поля фона различаются.

Иллюзия Чабба — это оптическая иллюзия или ошибка в зрительном восприятии, при которой видимый контраст объекта существенно варьируется для большинства зрителей в зависимости от его относительной контрастности с полем, в котором он отображается[1]. Эти визуальные иллюзии представляют особый интерес для исследователей, поскольку они могут дать ценную информацию о работе зрительных систем человека.

Визуальная текстура объекта с низким контрастом, окруженный полем однородной визуальной текстуры, кажется более контрастным, чем когда он представлен на текстурном поле с высоким контрастом. Эта иллюзия наблюдалась Чарльзом Чаббом с коллегами и была опубликована в 1989 году[2]. Эмпирическое объяснение иллюзии Чабба было опубликовано Лотто и Первесом в 2001 году[1].

Рисунок 2: Иллюстрация одновременного контраста

Чабб и его коллеги исследовали эту иллюзию, показав различные комбинации объектов переднего плана и фоновых полей испытуемым людям и попросив их оценить четкость визуального контраста для каждого объекта переднего плана. Они обнаружили, что субъекты, просматривающие участок со случайной визуальной текстурой, встроенной в окружающее фоновое поле, чаще сообщали о различном восприятии визуального контраста для центрального целевого участка в зависимости от относительного контраста фонового поля. Кроме того, кажущаяся яркость или матовость текстурного пятна изменялась по мере изменения фона. Например, яркие точки текстурного пятна выглядели более тусклыми на высококонтрастном фоне, тогда как темные точки выглядели светлее на ровном фоне[2]. Это кажущееся отклонение в восприятии влияет, если его видят разные наблюдатели, и когда фон и центральный целевой объект помещаются в «непересекающиеся полосы пространственных частот», как объяснили Чабб и соавторы. Эта тенденция оказалась статистически значимой[3].

Иллюзия Чабба похожа на другую визуальную иллюзию, эффект контраста. Эффект контраста это иллюзия, в которой воспринимаемая яркость или яркость идентичной центральной формы визуальной мишени на более крупном однородном фоне изменяется для испытуемого в зависимости от отношения яркости центральной формы к яркости фона[4]. Эффект контраста проиллюстрирован на рисунке 2, где центральная область более яркая. То есть отношение яркости верхнего центрального прямоугольника (A) к яркости его фонового поля больше единицы. В нижнем прямоугольнике (B) фоновое поле ярче. То есть соотношение меньше единицы[2]. Хотя два центральных пятна мишени одинаково яркие (одинаковые по яркости), один на темном фоне выглядит светлее, а другой на более светлом фоне — темнее.

Боковое торможение является одним из предложений для объяснения контрастной иллюзии. Его сторонники предполагают, что нейроны, сильно стимулированные фоном B, подавляют менее стимулированные нейроны внутреннего прямоугольника[2]. В А, как они теоретизируют, такого торможения нет. Однако тот факт, что как А, так и В проявляют «равномерную яркость по всему пространству», говорит о том, что процесс латерального торможения имеет более сложную природу[5]. Чабб с соавторамим утверждают, что принцип латерального торможения основывается на предположении, что определяющим фактором воспринимаемой яркости является отношение яркости прямоугольника на краю прямоугольника к фоновой яркости. Тем не менее, влияние латерального торможения не согласуется с такими явлениями, как крест Бенари и иллюзия Уайта, а также с эффектами прозрачности и ассимиляции. Как таковое, это ad hoc объяснение эффекта с неясным теоретическим интересом.

Иллюзия Чабба иллюстрирует ошибку контрастности, а не яркости. Фон с нулевой яркостью на рисунке 2 (A) становится полем с нулевым контрастом в аналогичной части рисунка 1, в то время как поле с высокой яркостью на рисунке 2 (B) становится полем с высокой контрастностью. Наблюдатели эмпирически воспринимают текстурный диск самой левой части рисунка 1 как имеющий более высокую контрастность, чем диск справа, даже если они одинаковы. После проведения экспериментов по индукции контрастности и освещенности, межглазной индукции и индукции между пространственными полосами частот они показывают, что латеральный ингибирующий эффект является монокулярным и адаптирован только для пространственной частоты. Чабб поддержал «модель, в которой выходное усиление такого полососелективного нейрона нормировано относительно средней амплитуды отклика соседних нейронов с той же частотой настройки»[2].

Несовершенный коэффициент пропускания[править | править код]

Рисунок 3: Иллюзия Чабба

Зрительное восприятие зависит от взаимодействия зрительной системы человека с любыми бистабильными или мультистабильными стимулами и частотой их возникновения. Освещение объектов в определённой точке, отражательная способность этих объектов и коэффициент пропускания среды между объектом и наблюдателем имеют решающее значение для определения основных факторов, влияющих на наше зрительное восприятие[1]. Это связано с тем, что низкоконтрастное изображение воспринимается как более контрастное при размещении на сером фоне. Влияние серого фона более неоднозначено, в отличие от высококонтрастного фона. Лотто и Первес (2001) продемонстрировали, что иллюзию Чабба можно объяснить «степенью, в которой несовершенный коэффициент пропускания, вероятно, повлиял на свет, который достигает глаза». Действительно, эти наблюдения предполагают полностью эмпирическое объяснение иллюзии Чабба[6].

Эффект Чабба заключается в том, что если объект просматривается через несовершенную передающую среду, то он увеличивает или уменьшает видимую яркость или тусклость целевого пятна, даже когда отношения яркостей и пространственных частот остаются одинаковыми[1]. Лотто и Первес (2001) усомнились, что иллюзорное восприятие яркости объясняется как последствие бокового торможения[2]. Если бы это было так, то воспринимаемое различие в яркости элементов, показанное на рисунке 3 (A), было бы в значительной степени не затронуто окружающим полем на рисунке 3 (C), который демонстрирует меньший пространственный контраст, чем центральная область, что согласуется с наблюдениям. Несмотря на это, они утверждали, что «это доказательство подрывается тем фактом, что видимая контрастность центральной области на рисунке 3 (D) в основном не зависит от окружения рисунка 3 (F)». Поэтому они решили исследовать иллюзию Чабба в «полностью эмпирических» терминах, в основном как следствие прошлого опыта или, в данном случае, влияния коэффициента пропускания на неоднозначные стимулы.

Важным выводом из наблюдений Лото и Первеса было использование несовершенного пропускания[1]. Несовершенный коэффициент пропускания приводит к тому, что наблюдатели испытывают уменьшенную разницу в спектральном контрасте или яркости от поверхностей объекта[7]. Это связано с тем, что дефекты среды передачи создают, например атмосферные эффекты, искажают коэффициент пропускания. Например, коэффициент пропускания изменяется при просмотре объектов на расстоянии, в смоге или тумане, или через ткань, стекло или воду. Эти условия сильно влияют на количество света, которое достигает глаза. Эта гипотеза была проверена путем изменения вероятного вклада несовершенного пропускания путем манипулирования информацией о движении, яркости и цвете. В некоторых случаях относительная яркость двух целевых поверхностей можно уменьшить, как показывают Лото и Первес, с соотношения 8:3 до приблизительно 7:5. Если восприятие генерируется эмпирически, то «степень, в которой стимул согласуется с несовершенным коэффициентом пропускания … будет включена в восприятие цели».

Соответствующая поведенческая реакция зависит от оценки относительного вклада освещения, отражательной способности и коэффициента пропускания в зрительные стимулы. На визуальное восприятие контраста влияют эффекты несовершенного пропускания, а не яркость объекта[1]. Стимул Чабба, показанный на рисунке 1 (B), согласуется с искажениями коэффициента пропускания по двум причинам: узорные элементы фона непрерывны с узорными элементами цели, а яркости целевых элементов соответствуют значениям, которые возникают, если фоновый рисунок просматривался через плохо пропускающую среду.

Объяснение иллюзии Чабба посредством коэффициента пропускания гласит, что изменение стимула на рисунке 1 (B) таким образом, чтобы сделать его менее совместимым с просмотром через несовершенную среду, должно уменьшить или обратить иллюзию. Испытания подтверждают эту гипотезу. Это объяснение ставит под сомнение гипотезу, которая подразумевает, что изменение яркости, движения или спектрального распределения поля, окружающего цель, не изменяет восприятия[1].

Эмпирические результаты также противоречат гипотезе о том, что «иллюзии яркости», вызванные контурными контактами в стимуле, объясняют иллюзию Чабба, как это было предложено Андерсоном (1997)[1][8].

Иллюзии Чабба в прогнозировании шизофрении[править | править код]

Зрительные иллюзии можно разделить на физиологические или патологические, перцептивные и неоднозначные (бистабильные или мультистабильные). Отклонение от естественного восприятия объектов (стимул) поощряет оценку теорий восприятия. Зрительное восприятие при шизофрении отличается уменьшенной контекстной корректировкой и более точным восприятием стимула в задачах, связанных с «пространственными контекстуальными эффектами»[9]. Согласно Енис и соавторами «Контекстные иллюзии возникают из-за адаптивной склонности зрения подчеркивать относительные различия между особенностями, а не их абсолютными характеристиками». Хотя наличие высококонтрастного фона уменьшает видимый контраст на переднем плане меньших особенностей у здоровых людей, больные шизофренией более точны в восприятии контраста между фоном и передним планом. Чтобы проверить это, Кин измерял показатели 15 участников с хронической шизофренией, 13 других участников с психическими отклонениями, включая лиц с личностными и биполярными расстройствами и 20 психически здоровых людей. Им демонстрировали небольшие изолированные целевые пятна или небольшим пятна с высококонтрастным фоном, за которым следовал удаленное эталонное пятно. Затем людей попросили отметить, какой из участков, по их мнению, был более контрастным, основываясь на их наблюдениях[10].

Иммунитет группы с шизофренией к контрастной иллюзии был исключительным: 12 из 15 точных суждений, в то время как здоровые участники демонстрировали серьёзные неверные представления о центральных стимулах. Это показывает, что люди с шизофренией могут точнее воспринимать «абсолютные характеристики» «индивидуальных особенностей»[10]. В то время как контекстные модуляции в отношении яркости, размера и ориентации были сходными между группами, слабые контекстные модуляции коррелировали с худшими симптомами и общественными функциями[11][9].

Визуальные дефекты при шизофрении могут приводить к когнитивным и социальным проблемам[9]. Результаты повышенной производительности помогают нам определить скрытые нарушения зрения. Действительно, наблюдается быстрый рост использования контекстных визуальных задач (иллюзии Чабба) в клинических испытаниях и исследованиях шизофрении, поддерживаемых Национальным институтом здравоохранения США. (Gold et al., 2012).

Наблюдается снижение тормозной функции коры в зрительной системе при старении как у людей, так и у животных. Это снижение ингибирования объясняет снижение ориентации и настройки направления зрительных нейронов при старении. Л. Р. Беттс и соавторы (2005) продемонстрировали, что пожилые люди способны различать движение высококонтрастных раздражителей быстрее чем молодые люди, и что ингибирования отвечало за различия в пространственном подавлении[12]. Карас и МакКендрик (2009) использовали иллюзию Чабба, чтобы проверить, влияет ли высококонтрастный фон на зрительные восприятия участников более старшего возраста в меньшей степени, чем у участников более молодого возраста из-за сниженного торможения. Стимулы, использованные для экспериментов, были основаны на параметрах, используемых Дакиномn, Карлином и Хемсли (2005), которые использовали иллюзию Чабба для проверки на пониженного торможения у шизофреников. Однако их исследование показало, что контрастная чувствительность на самом деле не снижалась с возрастом, так как более старые участники демонстрировали большее расхождение в воспринимаемой контрастности цели по отношению к фону, чем более молодые участники.

  1. 1 2 3 4 5 6 7 8 R. Beau; Lotto. An Empirical Explanation of the Chubb Illusion (англ.) // Journal of Cognitive Neuroscience (англ.)русск. : journal. — 2001. — July (vol. 13, no. 5). — P. 547—555. — doi:10.1162/089892901750363154. — PMID 11506656. Архивировано 7 сентября 2006 года.
  2. 1 2 3 4 5 6 C; Chubb. Texture interactions determine perceived contrast (англ.) // Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America : journal. — 1989. — December (vol. 86, no. 23). — P. 9631—9635. — doi:10.1073/pnas.86.23.9631. — PMID 2594791.
  3. Bach. Contrast Gain Control (англ.). www.michaelbach.de. Дата обращения 30 марта 2017.
  4. H; Wallach. Brightness constancy and the nature of achromatic colors (англ.) // J Exp Psychol (англ.)русск. : journal. — 1948. — Vol. 38, no. 3. — P. 310—324. — doi:10.1037/h0053804. — PMID 18865234.
  5. S.; Grossberg. Neural dynamics of 1-D and 2-D brightness perception: a unified model of classical and recent phenomena. (англ.) // Percept Psychophys : journal. — 1988. — Vol. 43, no. 3. — P. 241—277. — doi:10.3758/bf03207869. — PMID 3347487.
  6. Dale; Purves. Why we see things the way we do: evidence for a wholly empirical strategy of vision. (англ.) // Philosophical Transactions of the Royal Society B : journal. — 2001. — Vol. 356, no. 1407. — P. 285—297. — doi:10.1098/rstb.2000.0772. — PMID 11316481.
  7. F; Metelli. Balanced and unbalanced, complete and partial transparency (англ.) // Percept Psychophys : journal. — 1985. — Vol. 38, no. 4. — P. 354—366. — doi:10.3758/BF03207164. — PMID 3831912.
  8. B.L.; Anderson. A theory of illusory lightness and transparency in monocular and binocular images: the role of contour junctions. (англ.) // Perception : journal. — 1997. — Vol. 26, no. 4. — P. 419—453. — doi:10.1068/p260419. — PMID 9404492.
  9. 1 2 3 Eunice; Yang. Visual Context Processing in Schizophrenia (англ.) // Clinical Psychological Science (англ.)русск. : journal. — 2012. — 15 November (vol. 1, no. 1). — P. 5—15. — doi:10.1177/2167702612464618. — PMID 23997995.
  10. 1 2 Steven; Dakin. Weak suppression of visual context in chronic schizophrenia (англ.) // Current Biology : journal. — Cell Press (англ.)русск., 2005. — 25 October (vol. 15, no. 20). — P. R822—824. — ISSN 0960-9822. — doi:10.1016/j.cub.2005.10.015. — PMID 16243017.
  11. Brian P.; Keane. Late, not early, stages of Kanizsa shape perception are compromised in schizophrenia (англ.) // Neuropsychologia (англ.)русск. : journal. — 2014. — 1 April (vol. 56). — P. 302—311. — doi:10.1016/j.neuropsychologia.2014.02.001. — PMID 24513023.
  12. Renee; Karas. Aging alters surround modulation of perceived contrast (англ.) // Journal of Vision (англ.)русск. : journal. — 2009. — 14 May (vol. 9, no. 5). — P. 11.1—9. — ISSN 1534-7362. — doi:10.1167/9.5.11. — PMID 19757889.

Иллюзия осязания — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Иллюзии осязания (телесные иллюзии, тактильные иллюзии) — мультимодальные феномены, возникающие в соматосенсорной сфере в результате моделирования особых условий восприятия.

  • Иллюзия Аристотеля: небольшой шарик, помещенный между скрещенными указательным и средним пальцами, воспринимается как два разных шарика
  • Иллюзия Шарпантье: Если поднимать два одинаковых по весу, но различных по объёму предмета, то меньший воспринимается как более тяжелый.
  • Иллюзия резиновой руки

Старейшей из известных иллюзий осязания является иллюзия Аристотеля, суть которой заключается в том, что, если между двумя скрещенными пальцами руки (указательным и средним или другими) поместить маленький круглый предмет (например, горошину), то возникает ощущение прикосновения не одного, а двух объектов. Иллюзия усиливается от легкого скольжения скрещенных пальцев по объекту. Известны упоминания об этом феномене в XVII—XIX вв.

Изучение и конструирование телесных иллюзий началось с эксперимента, в котором была создана иллюзия резиновой руки [Botvinick, Cohen, 1998]. Классическое исследование, по принципу которого строятся многие последующие, выглядит следующим образом: перед испытуемым на столе лежит резиновая модель руки, а реальная рука испытуемого спрятана от него за экраном, и он не может её видеть. При этом резиновая и реальная руки расположены параллельно друг другу. Экспериментатор двумя идентичными кисточками синхронно прикасается к этим рукам. После нескольких минут стимуляции испытуемый начинает ощущать, что прикосновения локализуются на поверхности резиновой руки, а также у него возникает чувство обладания искусственной конечностью, будто она является его частью тела.

По состоянию на 2016 год изучением телесных иллюзий занимаются ряд ученых в разных странах мира, используя современные методы регистрации перцептивных реакций, в частности — путём измерения электрической активности кожи.

Причины возникновения иллюзий осязания являются основным предметом исследования психологов и физиологов, с каждым новым экспериментом уточняются и открываются новые механизмы соматоперцепции, лежащие в основе тех или иных телесных иллюзий. На данный момент среди причин выделяют:

  • константность восприятия
  • многоканальность восприятия (человеческий мозг создает образ объекта, используя все возможные каналы восприятия, обрабатывая информацию по каждому из них для получения целостного образа)

Применение в клинической и психологической практике[править | править код]

Исследования телесных иллюзий помогают объяснять физиологические и когнитивные механизмы восприятия собственного тела, что имеет важное значение для:

  • создания адекватных с психологической точки зрения способов протезирования утраченных частей тела с использованием современных технологий (интерфейс мозг-компьютер, бионические протезы, аллотрансплантанты и т. п.), а также усовершенствования биологического тела у здоровых людей, нуждающихся в этом (например, военных), за счет увеличения мышечной силы с помощью экзоскелетов или добавления новых конечностей (роботизированных, бионических и т. п.).
  • помощи людям, потерявшим конечности в части борьбы с фантомными болями
  • оказания помощи больным соматоагнозией, соматопарафренией и т. п.[1]

Иллюзия Эббингауза — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Два оранжевых круга имеют совершенно одинаковые размеры; тем не менее, левый круг кажется меньше

Иллюзия Эббингауза (Эббингхауза) или круги Титченера — оптическая иллюзия восприятия относительных размеров. Самая известная версия этой иллюзии состоит в том, что два круга, идентичные по размерам, помещаются рядом, причём вокруг одного из них находятся круги большого размера, тогда как другой окружён мелкими кружками; при этом первый круг кажется меньше второго.

Иллюзия названа по имени открывшего её немецкого психолога Германа Эббингауза (1850—1909). В англоязычной среде она стала популярна благодаря опубликованному в 1901 году учебнику экспериментальной психологии Титченера; отсюда пошло другое название иллюзии — «круги Титченера»[1].

Хотя обычно считается, что этот обман зрения связан с восприятием размеров, недавно появилось мнение, что критическим фактором возникновения этой иллюзии является расстояние центрального круга от других кругов, окружающих его, и замкнутость кольца, что позволяет рассматривать иллюзию Эббингауза как разновидность иллюзии Дельбёфа. Если окружающие круги располагаются близко к центральному кругу, он кажется больше, и наоборот, если они находятся на большом расстоянии, центральный круг выглядит меньше. Очевидно, размер окаймляющих кругов определяет, насколько близко они могут находиться от центрального круга, приводя во многих исследованиях к путанице между двумя показателями (размеры и расстояние)[1].

Иллюзия Эббингауза играет ключевую роль в современных научных спорах о существовании в зрительной коре двух отдельных потоков переработки информации, касающихся процессов восприятия (распознавания) и выполнения действий (более детально см.: Гипотеза о двух потоках переработки зрительной информации). Доказано, что иллюзия Эббингауза искажает восприятие размера, но когда субъект должен отреагировать на визуальный образ действием, таким как схватывание, размеры объекта воспринимаются без искажений[2]. Тем не менее, относительно недавно появилась публикация[3], в которой утверждается, что оригинальные эксперименты были выполнены с большими погрешностями. В этих экспериментах стимулы ограничивали возможность ошибки при акте хватания, тем самым делая хватательный ответ более точным. К тому же, две версии стимула — визуально большая и малая — представлялись изолированно (то есть не было второго центрального круга, служащего для сравнения), в силу чего, по мнению В. Франца с соавторами, и были получены результаты, говорящие об отсутствии иллюзии. Авторы упомянутой публикации делают выводы, что иллюзия Эббингауза вносит искажения, независимо от конкретного канала (пути) обработки зрительной информации («распознавание» или «действие»).

В другой современной работе утверждается, что на восприимчивость к этой иллюзии, а также иллюзии Понцо, положительно воздействуют размеры первичной зрительной коры конкретного индивидуума[4].

Есть сведения, что иллюзии Эббингауза (как и некоторым другим) подвержены некоторые виды птиц (куры, голуби, дерябы, попугаи жако)[5].

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *