Определение наблюдение: Наблюдение — Википедия – НАБЛЮДЕНИЕ — Новейший философский словарь

Автор: | 16.02.2021

Наблюдение это что такое Наблюдение: определение — Педагогика.НЭС

Наблюдение

метод научного исследования в педагогике и других науках, суть которого состоит в фиксации проявлений поведения и получении информации о субъективных психических явлениях наблюдаемого, проявляющихся в его поведении.

Оцените определение:

Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике

Наблюдение

эмпирический метод целенаправленного восприятия явлений объективной действительности, в ходе которого получают знания о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемых объектов.

Оцените определение:

Источник: Исследовательская деятельность

Наблюдение

наиболее распространенный метод, с помощью которого изучают внешние проявления чувств, действий, поступков и поведение военнослужащих и воинских коллективов. Анализ материалов, полученных при тщательном, всестороннем наблюдении дает возможность вскрывать мысли и чувства, отношения и мотивы, мнения, установки и другие психические компоненты, недоступные непосредственному восприятию, но позволяющие обнаруживать характерные тенденции в развитии психологии личности и коллектива, намечать основные пути управления ею, формированию необходимых боевых, моральных и психологических качеств.

Оцените определение:

Источник: Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

НАБЛЮДЕНИЕ

специально организованное, преднамеренное и целенаправленное восприятие и фиксирование педагогических явлений и процессов, обусловленное задачей исследования, направленное на вскрытие существенных взаимосвязей и отношений в наблюдаемой действительности. Способы наблюдения: — по характеру контакта: непосредственные, опосредованные; — по условиям проведения: полевые, лабораторные; — по характеру взаимодействия с наблюдаемым: включенные, не включенные, открытые, скрытые; — по целям: целенаправленные, поисковые; — по упорядоченности (во времени): сплошные, выборочные; — по упорядоченности (в объеме): узкоспециальные, монографические; — по упорядоченности (в проведении): структурированные, произвольные; — по фи

НАБЛЮДЕНИЕ — это… Что такое НАБЛЮДЕНИЕ?

вид деятельности, связанный с преднамеренным целенаправленным восприятием предметов и явлений внешнего мира (в применении к собств. субъективному миру – самонаблюдение).

Способность к Н. может быть объяснена только как результат историч. развития. Выработавшиеся у животных формы прослеживания определ. объектов представляют собой нервно-физиологич. акт, детермини-рованный видовыми особенностями и вызываемый лишь узким диапазоном стимулов, где определ. типу изменений в объекте соответствует определ. следующий за ним по времени ответ (Н. Тинберген, Исследование инстинкта – N. Tinbergen, The study of instinct, 1951, new ed., 1958). H. в собств. смысле рождается в трудовой деятельности. Процесс труда есть в то же время процесс познания, при к-ром человек постоянно сталкивается со все новыми свойствами окружающих его предметов. В процессе труда реализуется единство предметно-чувств. деятельности и ее осознания (в виде диктуемого прежде всего функцией изготовляемого орудия представления о результате труда). С началом использования орудий, приводимых в действие силами природы или домашними животными, а также вместе с развитием обществ. разделения труда Н. выделяется в самостоят, вид деятельности. В этих условиях результат Н. уже не только реализуется в изменении самих трудовых операций, но и обязательно связан с появлением качественно новых, в известной мере обобщенных, действий, включаемых в процесс труда (управление). Осуществление Н. предполагает активное противопоставление себя как познающего субъекта окружающей действительности. При Н. направленность на непосредственно чувств. отражение порождается проблемной ситуацией, в зависимости от характера к-рой оно может осуществляться на различных уровнях, от включения в акты поведения повседневной жизни и до специализированных, высоко организованных видов деятельности. Н. предполагает выделение и осознание объекта, его предметных, существ. свойств – собств. содержания Н. Вместе с вычленением содержания Н. предполагает также осознание целей и способов их осуществления, а также умения распланировать свои действия в пространстве и времени не только в реальной ситуации, но и в отношении более или менее отдаленного будущего (замысел Н.). В философии прошлого Н., как таковое, естественно, не нашло отражения ни в одном из направлений, ибо они рассматривали «…чувственность не как п р а к т и ч е с к у ю человечески-чувственную деятельность» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 2). Но филос. коррелятом понятия Н. была проблема направленности сознания на объект. Вся идеалистич. философия утверждает принципиальное различие чувств. и отвлеченного познания, наделяя лишь это последнее той степенью необходимости, к-рая делает его истинным. Впервые изучение Н. на основе эксперимент, данных было осуществлено в связи с установлением индивидуальных различий в фиксировании при астрономич. Н. времени прохождения звезды через меридиан. Это явление, открытое в 1795 Маскелином (Гринвичская обсерватория) и подробно изученное Бесселем (Кёнигсбергская обсерватория), получило название «личного уравнения». Период наиболее активной разработки связанных с проблемой «личных уравнений» психологич. фактов совпал с зарождением лабораторного психологич. эксперимента (60–70-е гг. 19 в.) и на ближайшие десятилетия определил их тематику – время простой реакции и реакции с выбором (В. Вундт и его школа). Поскольку понятие Н. выводится непосредственно из деятельности, оно по отношению к понятиям абстрактно-психологич. содержания (восприятию, мышлению, вниманию, памяти) представляет сложное единство психич. функций и включается в иной психологич. план – психологию деятельности.

Реализация прошлого опыта человека ведет к значит. индивидуальным различиям в Н. (т.н. наблюдательность). Лежащее в основе Н. восприятие уже само есть результат определ. переработки, включения получаемого впечатления в систему уже выработавшихся знаний и отношений.

Теоретич. отношение человека к миру проявляется лишь в научном Н. С развитием науч. Н. все больше выступают на первый план такие его стороны, как замысел, система методов и осмысление результатов, их контроль. Тем самым в Н. все большую роль начинают играть элементы мышления. Н. органически включено в процесс познания и в зависимости от конкретного содержания изучаемого явления может выступать в различных формах связи с др. этапами науч. познания. Материал Н. может через систематизацию привести к обобщениям (Ч. Дарвин). Н. может предшествовать измерению. Из Н. над взаимным угловым положением Земли, Солнца и Луны возникли попытки измерения их взаимных расстояний (Аристарх, 280 до н.э.) и объемов (Эратосфен, 276–194 до н.э.). Наконец, Н. ведет к эксперименту, с к-рым оно остается неразрывно связанным в течение всего его осуществления. С развитием науки усложняется и становится все более опосредствованной структура Н. Уже использование технич. приборов для Н. невозможно без постоянного кодирования и раскодирования получаемой с их помощью информации. В совр. науке обобщения редко делаются на «уровне воспринимаемых фактов». Объекты науч. Н., будь то кривая на осциллографе, рентгеновский снимок или электроэнцефалограмма и т.д., вообще ничего не значат без соответств. интерпретации, ибо они есть только нек-рые из возможных чувственных компонентов изучаемых явлений. Замысел и осуществление Н. становятся действительно научными только в том случае, если они уже сами по себе отражают сущность изучаемого явления. Так, введение Эйнштейном понятия одновременности сигналов лежит в основе Н., проводимых в тех областях совр. физики, к-рые имеют дело со скоростями, близкими к скорости света. Особые сложности представляет Н. в науках, связанных с оценкой поведения. В Н. над поведением людей прошлый опыт наблюдателя не ограничен науч. данными, а обязательно включает такие элементы, как личный жизненный опыт, привычные, укоренившиеся стереотипы суждений, эмоц. отношение к объекту Н. (т.н. «вульгарные понятия»). Поэтому в Н. над поведением людей положения о Н. в естеств. науках как о точном, математически описываемом процессе могут быть использованы только частично. В ряде случаев полное освобождение от этих «вульгарных понятий», как правило, отчетливо не сознаваемых, не только невозможно, но и нежелательно. В процессе социального и культурного развития, в ходе технич. прогресса роль Н. все возрастает. Во мн. важнейших областях деятельности Н. превращается в их обязат. аспект (науч. и художеств. творчество, наблюдательские профессии). Труд, связанный с приложением физич. усилия к орудию произ-ва, все больше уступает место Н., выдаваемой приборами информации и принятию на этой основе решений по регулированию хода технологич. процесса. Постоянная необходимость кодирования и перекодирования выдаваемой информации сближает Н., осуществляемое в процессе труда, и науч. Н.

Лит.: Urban F. M., On the theory of errors of observation, «Amer. J. Psychol.», 1924, v. 35, No 3; Wood L., Inspection and introspection, «Philos. Sei», 1940, v. 7, No 2; Welch L., Observation and hypothesis in psychology, «J. Psychol.», 1948, v. 25; Augier Ε., De l’observation psychologique, P., 1951; Peters R., Observationalism in psychology, «Mind», 1951, v. 60; Scott J. P., The place of observation in biological and psychological science, «Amer. Psychologist», 1955, v. 10, No 2; Beobachtung und Experiment in der Sozialforsehung, hrsg. von R. König, [Köln, 1956 ]; Ziedins R., Conditions of Observation and states observers, «Philos. Rev.», 1956, v. 65, No 3; Observation and interpretation. A symposium of philosophers and physicists, ed. S. Körner, L., 1957.

M. Роговин. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.

НАБЛЮДЕНИЕ — это… Что такое НАБЛЮДЕНИЕ?

в педагогике и психологии, один из методов пси-холого-пед. исследования, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии поведения с целью выявления его смысла и содержания. Система Н. состоит в объективной, детальной и точной регистрации внеш. проявлений психич. процессов и свойств личности. Н. должно соответствовать поставленной задаче, следовать соответствующему плану, фиксировать необходимые данные. Единицей регистрации в Н. может быть тот или иной акт поведения: напр., речевое обращение ребёнка к сверстникам или педагогу, эмоциональная реакция, выразит, движения и т. п. Введение единицы регистрации при Н. позволяет применить количеств, учёт и оценку данного явления, обеспечить единообразие процесса и результатов неск. исследований. Для соблюдения объективности Н. важную роль играет унификация терминов и понятий, параметров, используемых при регистрации наблюдаемых явлений.

Результат исследования, в к-ром используется Н., в значит, степени зависит от самого исследователя, от его «культуры наблюдения». Необходимо учитывать спец. требования к процедуре получения и трактовки информации в Н. Среди них, особо выделяются следующие. 1) Н. доступны только внеш. факты, имеющие речевые и двигательные проявления. Наблюдать можно не интеллект, а то, как человек решает задачи, не общительность, а характер взаимодействия с др. людьми и т. д. 2) Необходимо, чтобы наблюдаемое поведение определялось операционально, в терминах реального поведения, т.е. регистрируемые характеристики должны быть как можно более описательными и как можно менее объяснительными. 3) Для Н. должны быть выделены наиб. важные моменты поведения (критич. случаи). 4) Наблюдатель должен иметь возможность фиксировать поведение оцениваемого лица длительный промежуток времени, во мн. ролях и мн. критич. ситуациях. 5) Надёжность Н. повышается в случае совпадения показаний неск. наблюдателей. 6) Ролевые отношения между наблюдателем и наблюдаемыми должны быть устранены. Напр., поведение ученика будет различным в присутствии родителей, учителя и сверстников. Поэтому и внеш. оценки, даваемые одному и тому же лицу по одному и тому же набору качеств людьми, занимающими по отношению к нему разное положение, могут оказаться различными. 7) Оценки в Н. не должны быть подвержены субъективным влияниям (симпатиям и антипатиям, переносам отношения с родителей на ученика, с успеваемости ученика на его поведение, и т. п.).

Н. позволяет успешно фиксировать внеш. характеристики деятельности. Результаты, полученные в процессе Н., представляют собой эмпирич. факты; установление закономерностей возможно лишь при их тщательном анализе. С помощью Н. могут быть получены ценные данные, однако этот метод более, чем, напр., эксперимент, нуждается в дополнении исследования того же объекта др. методами. Н. нередко используется на предварительных, поисковых этапах науч. исследования, при постановке новых проблем. За этими этапами следует более углублённое исследование эксперим. типа.

Лит.. Бочкарева Т И., Рае в А. И., Методика психол. изучения личности школьника, Л, 1963; Б а с о в М Я., Методика психол. наблюдений над детьми, в его кн.: Избр. психол. произв., М., 1975; Рабочая книга шк. психолога, под ред. И. В. Дубровиной, М., 1991; Л с III л и Д ж., Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы, пер. с англ., М., 1991. В. А. Крутецкий.

В дидактике Н. рассматривается как целенаправленное восприятие, выступающее одним из средств учения. Цель Н. — накопление знания фактов, образование первонач. представлений об объектах и явлениях окружающего мира. Н. предусматривает умение группировать факты, свойства и явления, подмечать в них сходство и различие, классифицировать их и, если возможно, определять в естественных условиях зависимость хода процесса или явления от тех или иных условий. Н. предусматривает не только непосредств. восприятие информации, в т. ч. учебной, но и ее переработку, в процессе к-рой значит, роль играют такие мыслит, операции, как сравнение, анализ, синтез, обобщение. Н. требует определ. подготовки, в т. ч. в связи с его задачей — предварит, ознакомления с объектом Н., уяснения его цели и условий, к-рым оно должно удовлетворять, разработку плана и способов Н.

Н. — способ уч. деятельности, при соотнесении к-рого с организующей функцией учителя является приёмом или совокупностью приёмов обучения, характеризуемых в каждом случае своей технологией. Важная задача организованного Н. — поощрять вопросы любого характера, не допуская недоброжелательности, критицизма, иронии, выявляя в каждом вопросе рациональное ядро или объясняя неуместность, нелогичность такого вопроса. Н. может быть простым (со стороны) или включённым, т.е. при соучастии в функциях объекта (эксперимент, социологич. исследование и т. п.).

В совр. процессе обучения важную роль приобретает, пока ещё редкое, приучение ученика к самонаблюдению, рефлексии.

Н. широко применяется в обучении, особенно при изучении предметов естеств.-науч. цикла. Хорошо организованное Н. способствует активизации познават. и практич. деятельности учащихся. Н. могут быть частью уч. эксперимента (напр., метеорологич. Н. в географии; Н. взаимного расположения небесных тел, их движения в астрономии) или используются наряду с экспериментом (Н. явлений природы, техники, те нол. процессов в пром-сти и с. х-ве, в физике, биологии, химии). Н. необходимо организовывать также при изучении истории, политологии, права, а на уроках языка — неизбежно.

Н. могут проводиться на уроках, экскурсиях, при выполнении домашних заданий. Часто Н. являются основой беседы, демонстрационного опыта. Н. планируются наряду с др. видами уч. деятельности учащихся. По месту Н. в уч. процессе различают Н., предваряющее изучение нового материала; Н. в связи с изложением учителя; Н. для закрепления знаний и их обобщения. По видам Н. учитель составляет конкретные задания, обеспечивает учащихся необходимым оборудованием. Н. проводятся в органич. связи с др. видами уч. деятельности учащихся.

Н. необходимо использовать как источник видения и постановки проблем, рассмотрения структуры объекта как системы, альтернативной постановки цели, т.е. включать в проблемное обучение. При изучении темы (раздела) необходимо расширять ареал Н., соединяя его поурочные части в единое целое. В процессе проведения учебных и внеучебных Н. непременной целью является формирование наблюдательности, для чего следует использовать имеющиеся приёмы. Н. — сфера не только формально программируемой в уч. пособиях деятельности, но и область широкой творческой инициативы учителей.

Лит.: Давыдов В. В., Виды обобщения в обучении, М., 1972; Казанский Н. Г., Назарова Т. С., Дидактика. (Нач. классы), М., 1978; Методы обучения в совр. школе. Сб. ст., под ред. Н. И. Кудряшева, М., 1983; Ильина Т. А., Педагогика, М., 1984, Лекция 13, § 3; Фридман Л. М., Наглядность и моделирование в/обучении, М., 1984. И. Я. Лернер.

Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1993.

наблюдение — это… Что такое наблюдение?

  • наблюдение — один из основных эмпирических методов психологического исследования, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменении в определенных условиях и отыскания… …   Большая психологическая энциклопедия

  • НАБЛЮДЕНИЕ —         преднамеренное и целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности. Н. как специфически человеч. акт принципиально отличается от различных форм прослеживания у животных. Исторически Н. развивается как составная часть… …   Философская энциклопедия

  • Наблюдение —  Наблюдение  ♦ Observation    Сознательный и внимательный опыт. Например, человек на опыте узнает, что такое траур. Если он имеет к тому желание и возможность, он может наблюдать, что в это время происходит в его душе. Или, скажем, он на опыте… …   Философский словарь Спонвиля

  • Наблюдение — Наблюдение  восприятие и запоминание личностью; вплоть до формализации для субъекта. Наблюдение  метод проведения исследований в психологии. Наблюдение  процедура банкротства. Негласное наблюдение  комплекс оперативно… …   Википедия

  • наблюдение — осмотр, обсервация, осматривание; слежка, надзор, разведка; контроль, обследование, проверка; присмотр, радионаблюдение, отслеживание, недреманное око, глаз, присматривание, эмпиричность, эмпиризм, патронаж, надзирание, миксоскопия,… …   Словарь синонимов

  • НАБЛЮДЕНИЕ — НАБЛЮДЕНИЕ, наблюдения, ср. (книжн.). 1. Действие по гл. наблюдать. Наблюдение за точным выполнением постановлений. «Небрежный плод моих забав,… ума холодных наблюдений и сердца горестных замет.» Пушкин. Под наблюдением врача. Взять под… …   Толковый словарь Ушакова

  • НАБЛЮДЕНИЕ — целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности; выделяют научное наблюдение, восприятие информации на приборах, наблюдение как часть процесса художественного творчества и т. п. Основное условие научного наблюдения объективность,… …   Большой Энциклопедический словарь

  • наблюдение с РБ-47 — Комплексное наблюдение 17 июля 1957 г. НЛО с самолёта РБ 47 ВВС США, оборудованного электронной аппаратурой слежения и радиопротиводействия. Бортовая аппаратура самолёта отметила странный сигнал, а затем его экипаж визуально наблюдал неизвестный… …   Толковый уфологический словарь с эквивалентами на английском и немецком языках

  • наблюдение — состоит из значений переменных, измеренных у одной и той же экспериментальной единицы. Скажем, возраст, температура и давление пациента составляют наблюдение. Значение одной переменной называют измерением. Синоним: observation …   Словарь социологической статистики

  • НАБЛЮДЕНИЕ — 1) процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника и проведения анализа финансового состояния должника. Согласно ФЗ О несостоятельности (банкротстве) от 8 января 1998 г. арбитражный суд, принимая… …   Юридический словарь

  • Наблюдение — процедура банкротства, применяемая к должнику с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом до момента, определяемого в соответствии с законом РФ, в целях обеспечения сохранности имущества должника и проведения… …   Словарь терминов антикризисного управления

  • НАБЛЮДЕНИЕ — это… Что такое НАБЛЮДЕНИЕ?

  • наблюдение — один из основных эмпирических методов психологического исследования, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменении в определенных условиях и отыскания… …   Большая психологическая энциклопедия

  • НАБЛЮДЕНИЕ —         преднамеренное и целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности. Н. как специфически человеч. акт принципиально отличается от различных форм прослеживания у животных. Исторически Н. развивается как составная часть… …   Философская энциклопедия

  • Наблюдение —  Наблюдение  ♦ Observation    Сознательный и внимательный опыт. Например, человек на опыте узнает, что такое траур. Если он имеет к тому желание и возможность, он может наблюдать, что в это время происходит в его душе. Или, скажем, он на опыте… …   Философский словарь Спонвиля

  • Наблюдение — Наблюдение  восприятие и запоминание личностью; вплоть до формализации для субъекта. Наблюдение  метод проведения исследований в психологии. Наблюдение  процедура банкротства. Негласное наблюдение  комплекс оперативно… …   Википедия

  • наблюдение — осмотр, обсервация, осматривание; слежка, надзор, разведка; контроль, обследование, проверка; присмотр, радионаблюдение, отслеживание, недреманное око, глаз, присматривание, эмпиричность, эмпиризм, патронаж, надзирание, миксоскопия,… …   Словарь синонимов

  • НАБЛЮДЕНИЕ — НАБЛЮДЕНИЕ, наблюдения, ср. (книжн.). 1. Действие по гл. наблюдать. Наблюдение за точным выполнением постановлений. «Небрежный плод моих забав,… ума холодных наблюдений и сердца горестных замет.» Пушкин. Под наблюдением врача. Взять под… …   Толковый словарь Ушакова

  • НАБЛЮДЕНИЕ — целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности; выделяют научное наблюдение, восприятие информации на приборах, наблюдение как часть процесса художественного творчества и т. п. Основное условие научного наблюдения объективность,… …   Большой Энциклопедический словарь

  • наблюдение с РБ-47 — Комплексное наблюдение 17 июля 1957 г. НЛО с самолёта РБ 47 ВВС США, оборудованного электронной аппаратурой слежения и радиопротиводействия. Бортовая аппаратура самолёта отметила странный сигнал, а затем его экипаж визуально наблюдал неизвестный… …   Толковый уфологический словарь с эквивалентами на английском и немецком языках

  • наблюдение — состоит из значений переменных, измеренных у одной и той же экспериментальной единицы. Скажем, возраст, температура и давление пациента составляют наблюдение. Значение одной переменной называют измерением. Синоним: observation …   Словарь социологической статистики

  • НАБЛЮДЕНИЕ — 1) процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника и проведения анализа финансового состояния должника. Согласно ФЗ О несостоятельности (банкротстве) от 8 января 1998 г. арбитражный суд, принимая… …   Юридический словарь

  • Наблюдение — процедура банкротства, применяемая к должнику с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом до момента, определяемого в соответствии с законом РФ, в целях обеспечения сохранности имущества должника и проведения… …   Словарь терминов антикризисного управления

  • Наблюдение — это… Что такое Наблюдение?

    общенаучный метод эмпирического исследования. В социологии используется преимущественно для сбора и простейшего обобщения первичной информации. В качестве последней выступают зафиксированные акты вербального или реального поведения единицы наблюдения.

    В отличие от естественных наук, где Н. считается простейшим видом исследования, в социологии научное Н.один из наиболее сложных и трудоемких методов. Сложность его обусловлена спецификой отношения субъекта и объекта наблюдения, в котором и субъектом и объектом выступает человек. Это отношение является фактически субъект-субъектным социальным отношением, что предопределяет неизбежность их взаимовлияния в процессе исследования, а следовательно возможность получения артефактов, «деформированной» информации. Поэтому применение этого метода обычно связано с разработкой сложных технических приемов, обеспечивающих надежность исходных данных.

    Надежность Н. обеспечивается прежде всего адекватностью его условий типу взаимодействия субъекта и объекта, степенью формализации процедуры, репрезентативностью информации. Для всякого социологического Н., в зависимости от того, знают наблюдаемые о нем или нет, характерны следующие типы взаимодействия: 1. Включенное (участвующее) Н., когда наблюдаемые знают о присутствии исследователя в группе. Субъект в силу самого факта включения ощущает влияние объекта, в известной мере сам становится объектом. Объект реагирует на присутствие субъекта. В этом случае необходим;) сложная коррекция данных Н, получающих деформацию из-за «возмущающего» их взаимовлияния субъекта и объекта.

    2. Включенное Н., когда наблюдаемые не знают о нем. Субъект также ощущает влияние объекта, однако объект не реагирует на присутствие субъекта. Надежность информации в данном случае повышается, однако возникают проблемы этики исследования, регистрации и полноты информации. 3. Невключенное Н., когда наблюдаемые знают о нем. Объект существенно не влияет на субъект, но сам реагирует на его присутствие. Эта реакция (изменение поведения)-основная причина деформации первичных данных и должна быть учтена субъектом. 4. Невключенное Н., когда наблюдаемые не знают о нем. Во взаимодействии субъекта и объекта фактически не возникает «возмущающего» влияния. Однако увеличивается возможность деформации и потери информации за счет более ограниченного поля наблюдения. В данном случае, как и в предыдущем (3), большая вероятность организационно-технических ошибок. В названных типах взаимодействия субъекта и объекта Н. проблема исключения «возмущающих» факторов решается как проблема учета конкретных условий, научной организации и проведения исследования, а также достаточного контроля данных на обоснованность, устойчивость и точность. Для обеспечения этого объект Н. прежде всего должен быть определен в конкретной эмпирической ситуации. В зависимости от того, является она естественной или создана искусственно, определяют и тип взаимодействия. Эмпирическая ситуация далее должна быть кодифицирована в категориях гипотезы и программы исследования. Соответственно им разрабатываются рубрики индикаторов И. Единая система индикации эмпирических ситуаций позволяет унифицировать данные, осуществить их сопоставимость и количественную обработку на ЭВМ или вручную. В итоге социологические Н., вопреки распространенному скептицизму, дают возможность при хорошей подготовке наблюдателей получать данные, корреляция которых достигает 0,75-0,95.

    Основным преимуществом Н. является то, что этот метод позволяет непосредственно изучать взаимодействия, связи и отношения между людьми и делать обоснованные эмпирические обобщения. Вместе с тем на основе таких обобщении труднее устанавливать закономерности явлений, выявлять их детерминанты, различать случайность и необходимость в социальных процессах. Поэтому социологическое Н. должно применяться в сочетании с другими методами исследования, обеспечивать комплексное рассмотрение объекта.

    Социологический справочник. — К.: Политиздат Украины. Под ред. В. И. Воловича. 1990.

    наблюдение — это… Что такое наблюдение?

    3.21 наблюдение : Наблюдение за органом по оценке соответствия, предоставляющим услуги по оценке соответствия в пределах своей области аккредитации.

    3.17 наблюдение: Действия с устройствами контроля и управления доступом без прямого доступа к ним с целью получения действующего кода.

    3.8 наблюдение: Констатация факта, сделанная в ходе проверки и основанная на объективном доказательстве.

    Наблюдение наблюдение за органом по оценке соответствия, предоставляющим услуги по оценке соответствия в пределах своей области аккредитации (п. 3.21 ГОСТ Р ИСО/МЭК 17011-2008).

    Наблюдение — наблюдение за органом по оценке соответствия, предоставляющим услуги по оценке соответствия в пределах своей области аккредитации (п. 3.21 ГОСТ Р ИСО/МЭК 17011-2008).

    4.23 наблюдение: Действие, производимое с устройствами контроля и управления доступом без прямого доступа к ним, целью которых является получение действующего кода

    Смотри также родственные термины:

    2.1.25 наблюдение (метеорологическое): Оценка одного или нескольких метеорологических элементов.

    3.10 наблюдение в ходе проверки качества: Констатация факта, сделанная в ходе проверки и основанная на объективном доказательстве.

    Сокращения:

    СМК — система менеджмента качества института ЦНИИПСК им. Мельникова

    ОПР — ответственный представитель руководства ЦНИИПСК им. Мельникова по СМК, заместитель директора

    ОС — отдел стандартизации

    ГМК — группа менеджмента качества

    РК — руководство по качеству

    СТО — стандарт организации ЦНИИПСК им. Мельникова

    5.2.5 наблюдение за деформациями [смещениями] (сооружений)

    Производственный процесс, заключающийся в создании опорной геодезической сети, периодическом измерении планово-высотного положения отдельных точек сооружения, обработке измерений с целью определения и предсказания деформаций [смещений] сооружений

    3.6 наблюдение за окружающей средой: По ГОСТ 22.1.02;

    3.1.3 наблюдение за окружающей средой: Система мероприятий, обеспечивающих определение параметров, характеризующих состояние окружающей среды, отдельных ее элементов, видов техногенного воздействия, а также за происходящими в окружающей среде природными, физическими, химическими, биологическими процессами.

    2.5 наблюдение за производственной средой (surveillance of the working environment): Общий термин, включающий идентификацию и оценку таких факторов окружающей производственной среды, которые могут воздействовать на здоровье работников. Он охватывает оценки санитарно-гигиенических условий труда, факторов организации труда, которые могут представлять риск для здоровья работников, средства коллективной и индивидуальной защиты, воздействие на работников опасных и вредных веществ и системы защиты от них, разработанные для их устранения и снижения. С позиций обеспечения здоровья работников, наблюдение за производственной средой может быть посвящено (но не ограничиваться только ими) проблемам эргономики, профилактике несчастных случаев и заболеваний, гигиене труда на рабочем месте, организации труда и социально-психологическим факторам на работе.

    Пункты 2.4, 2.5 (Новая редакция. title=»Изменение № 1 (ИУС № 03-2014)»)

    2.5 наблюдение за производственной средой (surveillance of the working environment): Общий термин, включающий идентификацию и оценку таких факторов окружающей производственной среды, которые могут воздействовать на здоровье работников. Он охватывает оценки санитарно-гигиенических условий труда, факторов организации труда, которые могут представлять риск для здоровья работников, средства коллективной и индивидуальной защиты, воздействие на работников опасных и вредных веществ и системы защиты от них, разработанные для их устранения и снижения. С позиций обеспечения здоровья работников, наблюдение за производственной средой может быть посвящено (но не ограничиваться только ими) проблемам эргономики, профилактике несчастных случаев и заболеваний, гигиене труда на рабочем месте, организации труда и социально-психологическим факторам на работе.

    2.6 наблюдение за состоянием здоровья работников (workers’ health surveillance): Процедуры и обследования состояния здоровья работников для обнаружения и определения отклонений от нормы.

    Примечание — Результаты наблюдения за состоянием здоровья работников должны использоваться для защиты и оздоровления, как отдельных работников, так и группы работников на рабочем месте, а также работников, подвергаемых воздействию вредных и опасных производственных факторов. Процедуры наблюдения за состоянием здоровья работников могут включать медицинские осмотры, биологический контроль, рентгенологические обследования, опрос или анализ данных о состоянии здоровья работников и другие процедуры.

    3.31 наблюдение невооруженным глазом, без оптических приспособлений (unaided viewing, without optical aids): Наблюдение пучка излучения внутри излучающего источника невооруженным глазом, без использования увеличительных стекол или других оптических приспособлений (очки и контактные линзы как оптические приспособления не рассматриваются).

    3.10 наблюдение при измерении: Экспериментальная операция, выполняемая в процессе измерений, в результате которой получают одно значение из группы подлежащих совместной обработке для получения результата измерений.

    3.25 наблюдение с помощью оптических вспомогательных средств (optically-aided viewing): Использование оптических вспомогательных средств, например, биноклей или лупы, для наблюдения луча, исходящего от источника излучения.

    Примечание 1 — Существует вероятность повышения уровня опасности для глаз от применения телескопической оптики, включая бинокли, при наблюдении коллимированного пучка на расстоянии.

    Примечание 2 — Существует вероятность повышения уровня опасности для глаз от применения лупы или увеличительного стекла вследствие наблюдения сильно расходящегося излучения от невидимого глазом источника.

    Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации. academic.ru. 2015.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *