2.3. Организационная структура планово-экономической службы предприятия
В условиях директивной экономики в зависимости от объема производства предприятиям присваивалась определенная категория и в соответствии с ней утверждались схемы управления и функции исполнителей в строгом соответствии с отраслевыми должностными инструкциями. В связи с этим практически на всех машиностроительных предприятиях до настоящего времени существует планово-экономическая служба, которая включает в себя:
1. Плановый отдел.
2. Отдел труда и заработной платы.
3. Финансовый отдел.
Переход к рынку внес существенные коррективы в структуру и функции планово-экономической службы предприятия. Как правило, на предприятиях вводится должность вице-президента по экономике и финансам. В экономическую службу входят:
— отдел главного бухгалтера, финансовый отдел, планово-экономический отдел,
— отдел маркетинга.
Планово-экономическому отделу подчиняются плановики в производственных цехах, бюро и группы по функциям плана, менеджеры по труду в производственных цехах.
3. Содержание и структура тактического плана предприятия
3.1. Назначение и порядок разработки тактического плана предприятия.
3.2. Разделы и содержание сводного плана предприятия.
3.1. Назначение и порядок разработки тактического плана предприятия
Тактическое планирование является средством реализации стратегического плана. Если основная цель стратегического планирования — обоснование и выбор перспективных направлений деятельности фирмы, то тактическое планирование, в силу более коротких отрезков времени планируемого периода (1-2 года) основано на объективной и полной информации и призвано устанавливать систему конкретных показателей деятельности предприятия и осуществлять разработку плановых заданий во внутрипроизводственных подразделениях.
В условиях жесткой централизации планирования предприятия разрабатывали 5-летние и годовые техпромфинпланы по унифицированным разделам и формам (12 разделов, 56 форм).
Техпромфинплан представлял собой развернутую программу всей производственной, хозяйственной и социальной деятельности коллектива, направленную на выполнение перспективных планов экономического и социального развития.
Опыт их применения позволил сделать вывод, что разработки советских ученых-экономистов в области методологии и методики планирования успешно использовались в практике как отечественных, так и зарубежных предприятий.
Работа предприятий в условиях свободного предпринимательства в корне меняет содержание тактического плана. Техническая работа по детализации технических заданий преобразовывается в интенсивный поиск потребности рынка на основе маркетинговых исследований, научно обоснованную товарную стратегию и связанную с ней политику ценообразования, максимального использования экономического потенциала.
Изменяется не только содержание плана, но и механизм его разработки и реализации. Планирование становится реальной функцией управления, поскольку является важнейшим элементом управления затратами, управления запасами, финансами, основными фондами, оборотными средствами, кадрами.
Новый характер приобретает важнейший раздел плана- нормы и нормативы. На протяжении многих лет предприятия «выбивали» в вышестоящих организациях нормы расходов, материальных затрат, нормативов заработной платы на единицу продукции, фондообразующих нормативов.
В новых условиях нормы и нормативы разрабатываются самим предприятием и становятся более обоснованными и объективными. Изменились и цели планирования. Если ранее главной целью являлось выполнение плана по объему производства любой ценой, то основной целью тактического плана в условиях рынка является достижение финансовой устойчивости предприятия.
Поскольку процесс планирования на предприятии является непрерывным, разработка тактического плана основывается на систематизации и уточнении проектных и действующих норм и нормативов, проведении непрерывных маркетинговых исследований рынка, выработке стратегии ценообразования.
Можно выделить 3 основных этапа разработки сводного плана.
Первый этап — предплановый. Он включает в себя:
— анализ внешней и внутренней среды;
— изучение текущих технико-экономических и финансовых показателей предприятия;
— анализ состояния оборудования и причин его простоя;
— использование рабочей силы;
— наличие производственных запасов;
— наличие остатков нереализованной продукции.
Вся предплановая информация подразделяется на внешнюю и внутреннюю и подготавливается к середине года, который предшествует планируемому периоду.
Второй этап (сентябрь-октябрь текущего года) — разработка проекта плана, в ходе которого уточняются материальные, трудовые, финансовые и инвестиционные потребности и возможности их покрытия, т.е. на этом этапе уточняется количественная характеристика экономического потенциала как совокупности материальных, трудовых и финансовых ресурсов, имеющихся в распоряжении предприятия.
Как показывает теория и практика зарубежного планирования, принципиально новым условием обеспечения конкурентоспособности предприятия является изучение способности сотрудников и менеджеров к эффективному использованию экономического потенциала.
На практике на этом этапе разработки проекта плана уточняются объемы и качество ресурсов, образовательный и квалификационный уровень сотрудников, возможности обновления производства, финансовые потребности.
Что такое плановый отдел 🚩 плановый отдел функции 🚩 Финансы 🚩 Другое
По своей сути план предприятия состоит из целого комплекса взаимосвязанных действий, которые направлены на повышение прибыли. Поставленная цель достигается путем увеличения эффективности всех производственных процессов и успешной реализацией изготовленной продукции.
В плановый отдел входит весь спектр специалистов, которые непосредственно помогают осуществлять функции планирования. Каждое предприятие организовывает работу своего планового отдела исходя из специфики собственного производства. Чтобы работа планового отдела была наиболее продуктивной, он должен находиться в постоянной информационной связи с другими подразделениями предприятия. Наиболее тесное сотрудничество на практике бывает с бухгалтерией, специалистами сметного дела, производственным отделом, отделами сбыта, маркетинга, материально-технического обеспечения, организации труда и заработной платы. В штате сотрудников должны обязательно присутствовать:
— начальник планово-экономического отдела;
— заместитель;
— экономист по ценообразованию;
— профильные экономисты.
Количественный состав планового отдела оговаривается штатным расписанием предприятия и напрямую зависит от масштабов производства. А в штате небольших фирм планового отдела может и не быть. В этом случае, его обязанности исполняет либо отдел маркетинга, либо непосредственно руководство.
К непосредственным функциям планового отдела относятся:
— подготовка исходных данных и рабочих материалов во всех секторах и службах предприятия, участвующих в процессе планирования;
— организация процесса работы по составлению конкретного вида плана, утверждаемого дирекцией;
— просчет и составление прогнозов технико-экономических показателей по важнейшим отраслям деятельности;
— формирование цен на продукцию и анализ затрат;
— разработка структуры плана, необходимого для успешной деятельности и направление их руководящему составу для утверждения;
— работа над нормативно-плановой документацией (различные виды планов) и ее согласование для всех подразделений предприятия;
— осуществление оперативного контроля за ходом выполнения плановых показателей в целом по предприятию и его подразделениям;
— организация экономического анализа финансовой деятельности;
— ведение статистической отчетности с привязкой ее к экономическим показателям;
— формирование экономической и ценовой политики согласно установленным нормативным документам;
— осуществление методического руководства персоналом подразделений предприятия по вопросам планирования и экономического анализа.
Планово-экономический отдел
Планово-экономический отдел является самостоятельным структурным подразделением аппарата управления ОАО «Знамя Индустриализации». Он призван осуществлять экономическое планирование производственно-хозяйственной деятельности и повышение экономической эффективности производства, и подчиняется заместителю директора по экономическим вопросам.
В своей работе планово-экономический отдел руководствуется стратегическим планом развития, политикой в области качества, целями в области качества, а также законодательными актами Республики Беларусь, приказами, инструкциями концерна «Беллегпром», уставом предприятия, правилами внутреннего распорядка, положением о планово-экономическом отделе и другими нормативными актами, приказами и распоряжениями руководства предприятия. Положение о планово-экономическом отделе разрабатывает начальник; методическое руководство разработкой осуществляет начальник ООТиЗ; положение согласовывается с начальником ООТиЗ, юрисконсультом, начальником службы по охране труда и технике безопасности, заместителем директора по экономическим вопросам и утверждается директором предприятия.
В целях обеспечения реализации стратегического плана развития, политики в области качества основными задачами планово-экономического отдела являются организация и систематическое совершенствование планово-экономической работы на предприятии, обеспечивающей разработку и контроль за выполнением перспективных и годовых планов на основе мобилизации резервов роста производства, улучшения использования основных фондов и оборотных средств, всемерного повышения производительности труда и внедрения прогрессивной технологии, механизации и автоматизации производственных процессов, специализации цехов и участков с учетом увеличения выпуска продукции, повышения ее качества и улучшения ассортимента в соответствии с запросами потребителей.
2.1 Функции планово — экономического отдела
В соответствии с основными задачами планово-экономический отдел осуществляет следующие функции:
Составляет перспективные и текущие планы производства в соответствии с установленными заданиями, сроками их представления, формами и методическими указаниями вышестоящих организаций.
Разрабатывает плановые задания по снижению себестоимости выпускаемой продукции.
Составляет месячные и суточные планы работы по ассортименту и другим технико-экономическим показателям и доводит их до структурных подразделений.Составляет бизнес-план предприятия.
Проводит анализ хозяйственной деятельности предприятия с целью выявления возможностей дополнительного выпуска продукции и повышения эффективности производства.
Систематически учитывает и контролирует выполнение планов по технико-экономическим показателям и представляет данные о % выполнении плана руководству предприятия.
Анализирует выполнение всех технико-экономических показателей за месяц, квартал, год.
Контролирует разработанные техническими службами, ООТиЗом и цехами мероприятия, направленные на более рациональное расходование сырья и материалов, сокращение затрат труда и лучшее использование производственных мощностей.
Осуществляет контроль за нормами расхода вспомогательных материалов в цехах предприятия.
Составляет плановые калькуляции на изделия.
Разрабатывает проекты отпускных цен.
Участвует в составлении пояснительной записки к годовому отчету.
Участвует в работе балансовой комиссии по итогам деятельности предприятия.
Подготавливает и представляет в сроки и по формам установленную статистическую отчетность по производству промышленной продукции, труду и ценам.
Изучает и распространяет передовой опыт плановой работы, оперативного учета и анализа хозяйственной деятельности.
Разрабатывает и внедряет рациональную документацию для планирования.
1.1.2. Организационная структура управления предприятием
Организационную структуру управления компанией можно представить в следующем виде:
Рис. 1. Схема организационной структуры управления компанией.
На данной схеме представлены связи сотрудников компании в управлении с точки зрения подчинения сотрудников.
Весь персонал компании делится на следующие группы:
1) Администрация
Генеральный директор является руководителем фирмы. В его подчинении находятся руководители всех подразделений компании, а так же обслуживающий административный персонал.
Финансовый директор подчиняется непосредственно генеральному директору. В обязанности финансового директора входит: формирование и контроль над исполнением финансовых планов компании, формирование схемы финансовых потоков, анализ прибыльность компании, а так же обеспечение достаточности денежных средств.
Главный бухгалтер подчиняется генеральному директору, осуществляет организацию ведения бухгалтерского учета, формирует учетную политику компании, осуществляет контроль над соблюдением порядка оформления первичных и бухгалтерских документов, руководит сотрудниками бухгалтерии и координирует их действия.
Директор по персоналу подчиняется генеральному директору, возглавляет работу по формированию кадровой политики компании, организует управление формированием, использованием и развитием персонала, организует и координирует работу сотрудников отдела кадров, а так же разрабатывает методы мотивации сотрудников.
Руководитель IT отдела выполняет следующие функции: контроль над работоспособностью и безотказностью ИС компании, организация и контроль работы сотрудников IT отдела, формирование требований к ИС компании, формирование счетов телефонии и учёт услуг интернет провайдеров. Кроме того, в его обязанности входит планирования внедрения информационных систем и аппаратных решений в сетевой инфраструктуре.
В Структуре Айти Отдела предусмотрены несколько должностей системных администраторов (Сетевой, Почты, Доменный, Сетевой, ). Программист 1с занимается доработкой конфигураций 1с трёх основных компаний холдинга, + обновление ПО 1С. Инженеры ИТ делятся на две категории, одни работаю т в офисе и выполняют функции суппортов (тех поддержка говоря по нашему), другие обслуживают сеть точек продаж, а именно обеспечивают бесперебойную работу 24/7/365. Также в штате ИТ отдела есть Администраторы БД, в его должностные обязанности входит настройка и администрирование работы корпоративных информационных систем.
Административный обслуживающий персонал, в эту группу сотрудников входят: сотрудники отдела маркетинга, менеджеры ресепшен, юрист и Служба Безопасности. Все они выполняют административные функции согласно своим должностным инструкциям.
2) Отдел по маркетингу отвечает за проведение рекламных компаний, как внутренних, так и дилерских, представляет компанию на различных конференциях и выставках. Кроме того, дизайнеры разрабатывает оформление кофейн а так же всё рекламную и сопроводительную бумажную продукцию, распространяемую в кафе. Бренд менеджер следит за раскруткой бренда Кофеин и его позиций кафешек данного сегмента. Менеджер по полиграфии организовывает закупки и заказы всего спектра печатаемой продукции.
3) Отдел Главного Инженера во главе с руководителем подразделения выполняет функции по обслуживанию и настройке электрических сетей, установке дополнительного оборудования, диагностике и устранения неисправностей сантехнического оборудования. Руководитель сервиса осуществляет контроль за выполнением работ сотрудников подразделения, а так же отчитывается перед генеральным директором по проделанным работам.
4) Служба безопасности следит за доступом людей и ТС на территорию Холдинга, как через КПП с шлагбаумом так и через Систему Контроля Управления Доступом (далее сокр.па СКУД). Также в их распоряжении находится система управления наблюдением на всей территории Холдинга, а именно нескольких административными зданиями.