Психика и организм
В данной статье мы рассмотрим тему взаимосвязи психики и организма кратко. Ряд особенностей человеческого организма влияет на психическую деятельность человека. Это пол, возраст, устройство мозга и нервной системы, тип телосложения, различные генетические аномалии и степень гормональной активности.
Факторы, которые влияют на функционирование психики человека
На функционирование психики влияет не только деятельность нервной системы и головного мозга личности, но и физиологическое, гормональное функционирование всего тела и организма человека. Для того чтобы хорошо работала человеческая сложно организованная психика необходимо поддерживать ряд необходимых биологических условий. Это степень содержания кислорода в клетках мозга и крови, здоровая температура тела, хороший обмен веществ и т.д. Есть целый ряд аналогичных органических параметров, которые влияют на нормальное функционирование психики человека. Так, различные болезни и нарушения в работе организма вызывают ряд специфических проявлений в психике человека. Доказано, что практически все хронические заболевания ведут к росту раздражительности, эмоциональной нестабильности и утомляемости, что приводит к изменениям в психологическом тонусе.
К примеру, во время поступления желчи в кровь, которое происходит во время болезни желтухой, происходят значительные изменения в психике. Человек становится подавленным, раздражительным, замечается тоскливое настроение и апатия, а также отмечается угнетение интеллектуальных функций.
Э. Кречмер отмечал влияние телосложения человека на вид психических заболеваний и ряд основных личностных особенностей психики человека.
Влияние пола на психику человека
Взаимосвязь психики и организма можно рассмотреть в разрезе различий человека по полу. Отмечено, что пол человека влияет на специфику психики и психических процессов. В. А. Геодакян разработал эволюционную теорию пола, согласно которой эволюционно-генетическая целесообразность определяет специфику мужской и женской психики.
Основная задача женского начала состоит в обеспечении неизменности потомства из поколения в поколение, иными словами, ему необходимо сохранить уже имеющиеся признаки. Этим обусловлена высокая психическая устойчивость женщин и усредненный параметры их психики.
На плечах мужского начала лежит необходимость адаптации к совершенно новым условиям. Это объясняет высокую психологическую индивидуализированность мужчин, среди которых часто встречаются особо талантливые люди.
К вырождению в любой популяции более склонны мужские особи. Данная закономерность видна даже на генном уровне.
Пример 2К примеру, около 4 тыс. лет назад в женской X – хромосоме было около 4 тыс. генов, а в мужской Y – хромосоме было около 1,5 тыс. генов. Сегодня под влиянием всевозможных негативных факторов, таких как экологическое загрязнение, распространение генномодифицированных продуктов питания, замечен процесс деградации и уменьшения генов. На сегодняшний день женская X – хромосома содержит 1098 генов, а мужская Y – хромосома – 76 генов, из которых 54 гена похожи на гены женской X – хромосомы. Эти генные нарушения объясняются негативными изменениями в физиологии и психике современных мужчин и женщин. Мы знаем, что увеличивается количество женоподобных мужчин, имеющих гомосексуальные склонности и другие нарушения в психике, а также растет количество женщин, которые имеют проблемы с детородной функцией.
Связь физических различий полов с жизненными функциями
Ученые выяснили, что физические различия полов напрямую связаны с их жиз
Психика и организм человека. Влияние психики на организм. Связь между ними.
Психика людей – это все то, благодаря чему человек чувствует, думает, ощущает, воспринимает, вспоминает, действует и помнит.
Именно поэтому, между психикой, психическими процессами и организмом людей существует неразрывная связь.
Психика и организм человека
Психические процессы, и соответственно организм, с возрастом меняются. Об этом говорил еще Леонтьев Алексей Николаевич, рассматривая одну периодизацию, связанную с возрастом и типом деятельности людей, являющуюся ведущей:
- Младенчество – эмоциональное общение.
- Раннее детство – предметная деятельность.
- Школьный возраст – учение.
- Возраст подростка – общение со сверстниками и участие в деятельности, носящей общественно – полезный характер.
- Юношеский возраст – учебно-профессиональная деятельность.
Влияние психики на организм «Связь организма и психики»
Теперь поговорим о характеристиках, которые связаны с психикой и с организмом.
Психические свойства
К ним относятся черты характера, темперамент, способности, личностные качества и т.п. Теперь, чтобы вам было понятно, о чем все-таки идет речь, рассмотрим на примерах.
Примеры характерных черт человека:
- Альтруистичность.
- Вежливость.
- Заботливость.
- Женственность.
- Загадочность.
- Коллективизм.
- Самостоятельность.
- Чувствительность.
- Целеустремленность.
- Чистоплотность.
- Юмористичность.
- Уравновешенность.
- Эрудированность.
- Усидчивость.
- Эгоистичность.
- Добросердечность.
- Хладнокровие.
- Слабохарактерность.
- Сообразительность.
- Организованность.
Качества личности, присущие лидерам:
- Уважение себя и других.
- Отличная память.
- Здравомыслие.
- Порядочность.
- Требовательность.
- Грамотность.
- Креативность.
- Трудолюбие.
- Ответственность за собственные слова.
- Прямолинейность.
- Открытость.
- Откровенность.
Темперамент – это сочетание определенных свойств и качеств личности.
Существует четыре типа темперамента
- Сангвиник.
- Холерик.
- Меланхолик.
- Флегматик.
Холерик
Быстро раздражается, легко обижается. В нем море активности и страсти, эмоциональности, мыслей и идей. Он очень общительный и жизнерадостный.
Сангвиник
Более спокойный человек, уравновешенный, неконфликтный. У него не такая быстрая реакция на окружающий мир, как у холерика, но общительность в нем присутствует практически в такой же степени. В нем много организованности и выдержки, терпения и рассудительности.
Флегматик
Малоподвижный, медлительный, осторожный. В нем часто живут фобии (страхи), даже если они ничем особенным «не обозначены».
Меланхолик
Меланхолический тип темперамента характеризуется постоянный пессимизмом, недовольством всем на свете, плаксивостью и ранимостью. Но это не означает, что они – неинтересные и совсем скучные люди: темпераменты так же отличаются разнообразностью, как и человек.
Выводы психологов
Психологи уверены, что «чистейших» типов темперамента не бывает. Просто есть какая-то «доминированность» одного из них над другим.
Тогда появляются сочетания «флегматик – сангвиник», «холерик – меланхолик». Они, сочетаясь, будто «дополняют» друг друга — друг другом. Не взирая на такую «словесную игру», все получается достаточно серьезно.
Стоит заметить и отметить: не нужно, всецело, верить темпераментным характеристикам. Типы темперамента – как гороскопы и приметы: где-то совпадают и «совершаются» (сбываются), а где-то – только частично.
Если «жить» только примеркой черт и качеств, жизнь станет скучной и очень нудной. Разнообразие должно присутствовать во всем (хотя бы по возможному минимуму). Никто никогда не накладывал человеку запрет на веру во что-либо: если люди верят, никому не навредив при этом, то ничего плохого в такой вере нет. А темперамент и гороскопы не предусматривают какое-либо «вредительство», угрожающее социуму.
Активность – еще одна характеристика психики и ее процессов. Она характеризует: труд, деятельность, действия человека.
Психика и человек
Состояние психики
- Аффект.
- Вдохновение.
- Сон.
- Транс.
- Голод.
- Страх.
- Усталость.
- Реакции.
- Настроение.
- Напряженность.
Психика – связующее звено организма человека с окружающей средой. Следовательно, под влиянием среды индивид (человек) и формируется.
«Переплетение» организма, психики и внешнего мира дает нам уникальную возможность увидеть, как «создает» себя человек, как он развивается, на что он способен, чем дышит и живет, что умеет.
Благодаря миру, человек общается с себе подобными, обменивается опытом, учит и учится. Человек работает, развлекается, грустит, радуется, плачет и смеется…. И он знает, почему входит в то или в иное состояние. Всему есть свои объяснения и причины.
Если человек неадекватно как-то себя ведет, это является поводом для тревог.
Неадекватное поведение это:
- Беспричинное избиение людей.
- Убийства.
- Раскачивания на стуле, странные покачивания головой.
- Произнесение непонятных звуков.
В случаях девиантности (отклонения от норм), можно уже говорить не о состояниях психики, а об ее серьезных отклонениях.
Отклонения могут появиться не с самого рождения, а могут стать следствием какой-либо травмы или болезни. Бывает, что психика нарушается из-за какого-либо потрясения (смерть матери, пропажа близкого человека, разорение или банкротство).
Примеры
Один мальчик, из общеобразовательной школы, был обыкновенным ребенком, неплохо учился. Через восемь лет обучения он стал как-то странно себя вести: раскачивался на стуле, сидя за партой, как-то дико хохотать…. Все произошло само по — себе. Никто до сих пор не знает истинных причин того, что с ним произошло.
Мама мальчика, который купался в речке и утонул (его схватила судорога) сошла с ума. Ей постоянно мерещился голос сына, который звал ее и просил о помощи. Спать она вообще не могла: ее мучили кошмары, которые тоже были связанны с сыночком.
У одной женщины умер муж. Она так переживала его кончину, что на почве волнений ее определили в психиатрическую лечебницу, хоть и признали абсолютно вменяемой: она утверждала, что каждую ночь, после полуночи, ее муж навещает ее, и рассказывает, что есть в потустороннем мире и чем он отличается от земного. Кто знает, может и есть, в этом во всем какая-то частичка правды. Но люди (очень многие) верят только в то, что они успели или смогли увидеть своими собственными глазами.
Следуем далее:
Это — Расстройство психики
Здесь — Методы психологического влияния
Психика и организм: взаимосвязь и особенности проявления
Психика и организм человека (и животных) неразрывно связаны, и это подтверждается тем, что без мозга она не может существовать, т.к. она – способность мозга получать разную информацию об окружении, она формирует реакцию на эти данные – наше поведение.
Работа психики происходит только во время активной деятельности человека, в процессе которой она может корректироваться: совершенствоваться, усложняться. Она напрямую зависит от мозга: чем сложнее он устроен, тем выше психические способности. Именно поэтому между психикой животного и человека есть такая большая разница: многие ощущения, чувства, эмоции, доступные людям, для животных остаются недостижимыми.
Прямая связь психики и мозга позволяют нам определить, что психика и организм взаимозависимы: так, когда человек получает сигнал об угрозе (а уровень опасности и то, что нужно предпринять в этот момент, определяется с помощью психики и зависит от ее структуры), то уровень адреналина в крови повышается, учащается сердцебиение и человек готов к быстрой мобилизации. Т.е. здесь проявляется прямое влияние психики на процессы в организме человека. Но организм и его состояние также влияет на психику с помощью мозга: например, недостача витаминов группы В способна ввести человека в состояние депрессии, когда он будет давать негативные оценки окружающим его явлениям, которые на самом деле нейтральны.
Формы проявления психики
Теперь рассмотрим формы ее проявления. Как стало известно, чем сложнее структура мозга, тем шире возможности психики. Выделяют три основных категории, с помощью которых можно определить особенности психики человека:
Во-первых, мы можем видеть проявление психики по состояниям: например, устойчивому интересу, творческому подъему, апатии, депрессии и т.д. Психических состояний много, они возникают из совокупности физиологических и внешних факторов. Например, при взаимодействии с другим человеком мы можем наблюдать, как возникают эмоции негативного или позитивного характера, они же погружают нас в определенное состояние. Из-за того, что человеческая психика сложна, чаще всего эти состояния формируются с помощью многих факторов.
Свойства личности – еще одно проявление психики. Это направленности, темперамент, характер и способности. Они формируются под влиянием многих факторов, и это еще один пример, насколько тесно взаимосвязаны психика и организм: давно доказано, что химический состав человека, группа крови прямо влияет на его темперамент. Так, холерики, меланхолики, флегматики и сангвиники отличаются не только реакциями, внешностью и строением тела, но и предрасположенностью к разным заболеваниям, что говорит об отличии в строении каждого типа. Также на направленности человека влияют и внешние факторы: воспитание, характер взаимодействия с другими людьми.
И, наконец, третья категория форм проявления психики – психические процессы. Они, в свою очередь, делятся на два типа:
- познавательные;
- эмоционально-волевые.
Человек познает окружающую действительность с помощью органов чувств, а информация, поступающая от них, обрабатывается мозгом и «оценивается» психикой. Так люди испытывают ощущения, у них есть восприятие, память, мышление, воображение, речь и внимание. С помощью этих «инструментов» они проявляют свои психические способности.
Помимо участия в «информационной» деятельности, психика участвует в формировании эмоционально-волевой сферы, с помощью которой и проявляется. Каждый человек обладает волевыми качествами, которые развиты в разной степени. Они – признак психических возможностей, и чем более развита воля, тем, естественно, они шире. Чувства — также признак психики и одновременно форма ее проявления. Существует множество оттенков чувств, и некоторые испытывали их, а некоторые нет из-за того, что психика еще не имеет такой сложной структуры, какую требую эти чувства. Например, одно из самых сложных чувств любовь: кто-то влюбляется, но это не затрагивает «глубинные слои» его личности, а другой, когда влюбляется, то испытывает очень сложный «коктейль» чувств, который оставляет большой отпечаток на его личности. Именно поэтому можно часто услышать разговоры о том, что любви нет: те, кто так говорит, еще не могут ее испытать так сильно, как представляют.
Таким образом, психика и организм тесно связаны и развиваются параллельно, по мере деятельности человека: с помощью познания и взаимодействия с окружением.
Психика и организм: как физиологические процессы влияют на психическое состояние
Психика и организм неразрывно связаны. Все, происходящее вокруг, имеет 100% влияние не только на Ваше эмоциональное состояние, но также и на некоторые физиологические процессы.
И физиология нашего тела влияет на характер, может менять или формировать его. Ярким примером может быть хроническая болезнь, из-за которой человек вынужден приспосабливаться жить по-новому, что меняет его поведение и характер.
Сегодня estet-portal.com подробно рассмотрит все особенности связи психического и физиологического в нашем теле. Это поможет Вам лучше понять Ваш организм и его потребности, улучшить самочувствие и научиться понимать другого человека.
1. Почему психика и организм так тесно связаны
2. Психика и организм: как режим дня влияет на состояние здоровья
3. Психика и организм – что зависит от пола человека
Почему психика и организм так тесно связаны
Принято считать, что единственным органом, который непосредственно связан с психикой, является мозг. Однако это не совсем так – хотя, в основном, именно нормальная работа мозга и нервной системы является гарантом психического здоровья.
Но, кроме этого, на нашу психику непосредственно влияют следующие факторы:
• уровень содержания кислорода в крови.
• насыщение кислородом клеток мозга.
• температура тела.
• скорость протеканий обменных процессов в организме.
• гормональный фон.
От особенностей каждого из этих параметров также будет зависеть психическое состояние человека, особенности его поведения и характера.
К примеру, если щитовидная железа вырабатывает чрезмерное количество гормонов, то человек становится раздражительным, он быстро двигается, отличается нетерпеливостью и несдержанностью. По сути, он в этом не «виноват», а все происходит потому, что в гормональной системе произошел сбой.
Также на особенности психики влияет также строение мозга и нервной системы, пол и тип телосложения.
Любое нарушение нормального течения обменных процессов в организме порождает и некоторые изменения в психике.
Если человек страдает от хронического заболевания, то оно точно оставит свой «отпечаток» на характере и поведении человека. Чаще всего, не зависимо от типа заболевания, оно всегда делает человека более раздражительным и эмоционально нестабильным.
Психика и организм: как режим дня влияет на состояние здоровья
Существует определенное деление людей на «сов» и «жаворонков». Первые предпочитают большую активность в вечернее время и ночью, а вторые – встают рано и так же рано ложатся спать.
Принято считать, что это нормальные биологические ритмы, однако, «совы» появились как способ адаптации к жизни в мегаполисах.
Не важно, «сова» Вы или «жаворонок» – просто Вы должны знать, как от Вашего образа жизни зависит состояние организма:
1. Наибольший пик активности организма – в районе полудня.
2. Гормон роста и процессы обновления происходят во сне в период с 22 до полуночи. Бессонница в этом время грозит преждевременным старением.
3. Сон с 10 утра до обеда (12:00) провоцирует развитие и продление жизнеспособности раковых клеток.
4. Самая низкая способность концентрировать внимание, слабая работа памяти и мышления, падение активности наблюдается с двух до четырех ночи. Именно в этом время большинство людей, работающих посменно, совершают ошибки в выполнении задач.
Как видите, не зависимо от Ваших личных предпочтений, функции организма работают по строго заданному плану. Это стоит учитывать, планируя работу или свой режим дня.
Деление на «сов» и «жаворонков» – это дань развитию цивилизации, способ человека приспособится к сумасшедшему ритму жизни.
Гораздо полезнее учитывать особенности течения физиологических процессов, от которых напрямую зависит работа психических функций.
Психика и организм – что зависит от пола человека
Особенности течения психических процессов также зависят и от пола. Не случайно ведь говорят, что мужчины и женщины – «с разных планет».
Такое различие объясняется очень просто – на уровне психических процессов, которые у представителей обеих полов протекают по-разному. Заложены эти различия были еще в ходе эволюции человека – этого требовали условия жизни, от этого зависело выживание и продолжение рода.
Изначально задачей женщины было продолжение рода. Поэтому психика женщин ориентирована на сохранение имеющихся признаков рода.
Отсюда – и большая психологическая устойчивость «слабого» пола. Помимо этого, в женском организме преобладают анаболические процессы, которые отвечают за повышенную выживаемость за счет сохранения энергии, интеграции.
Мужчины ориентированы на необходимость адаптироваться к изменяемым условиям окружающей среды, на изменения и движение вперед. У мужчин преобладающими являются катаболические процессы.
Они связаны с большим расходованием энергии, дезинтеграцией, размножением. Мужчины обладают более развитой способностью ориентироваться в незнакомой местности.
Особенности психики также зависят от пола человека. Мужчины и женщины отличаются своим поведением, реакцией на окружающие их события.
В их организмах различаются преобладающие процессы. Именно поэтому в одной и той же ситуации мужчина и женщина поведут себя по-разному – даже, если воспитывались в одной семье.
Психика и организм прочно связаны и обоюдно влияют друг на друга. Особенности протекания психических процессов во многом зависят именно от физиологии – гормонов, строения тела, скорости обмена веществ, пола.
Кроме того, не последнюю роль играют и хронические заболевания – если они есть, то это накладывает отпечаток на психику и характер человека.
Немаловажную роль играют и стрессы – они способны негативно влиять на физиологию, которая потом «отражается» в психосоматике. Поэтому важно понимать все эти процессы для того, чтобы лучше прислушиваться к потребностям организма и понимать других людей.
Эмоциональная зрелость: 10 главный признаков
Вам может быть интересно: Как работать с недостатками своей внешности.
Психика и организм
Психика и организм человека неразрывно связаны и имеют влияние друг на друга. Информация, которую получает мозг, непосредственно действует на человека, в тоже время, работа психики обусловлена активными действиями. Например, когда мозг получает сигнал о предстоящей опасности, уровень адреналина в крови увеличивается, сердце начинает биться быстрее и человек готов к конкретным действиям, которые направлены на сохранение здоровья и жизни. В этом и выражается взаимосвязь психики и организма.
Другой пример: когда в организме находиться недостаточное количество витаминов группы В, что способствует появлению депрессии.
Психика и организм в психологии
Учеными было предложено много теорий, которые отражали связь между психикой и телом. Особое внимание было уделено психологическим отличиям мужчин и женщин. Например, мужчины выделяются хорошей координацией движений, а также пониманием математики. Что касается женщин, то у них ярко выражена социальная ориентация, скорость восприятия и память.
Мозг является главным механизмом, который имеет способность отражать окружающий мир. Ученые считают, что первые переживания были негативными и сигнализировали они о возможных проблемах и даже гибели организма, а также позитивные, свидетельствующие об устранении или миновании опасности. В итоге появилась первая форма, которая отражает связь психики и организма – эмоции. В течение эволюции человека возникли простейшие образы, развилось понимание и мышление.
Влияние психики на организм и здоровье человека
Как гласит пословица: «В здоровом теле здоровый дух». Доказано, что значительные изменения характера человека могут способствовать появлению длительных хронических заболеваний. Многие врачи замечали, что первые признаки болезни можно заметить в период серьезных жизненных неудач. Связь психики и организма человека можно заметить в так называемых чудесах, которые случаются с людьми. Например, человеку поставили страшный диагноз, но он не впал в депрессию и окружил себя положительными эмоциями. Через определенное время врачи были удивлены чудесному исцелению.
Ученые длительное время проводили исследования влияния психики на внутренние органы человека. Эксперименты показали, что в состоянии гипноза можно изменить количество и состав желудочного сока, повлиять на состояние кровеносных сосудов и др.
Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики
Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики
К психическим процессам традиционно относят восприятие, внимание, воображение, память, мышление и речь, которые являются ведущими составляющими деятельности человека. Человек в процессе своей жизни должен воспринимать мир, вычленять те или иные моменты деятельности, иметь представление о том, что ему необходимо запомнить, объяснить и сделать. Без этого он не может вступать во взаимодействие с другими людьми, играть, удовлетворять свои потребности, трудиться или обучаться. То есть для реализации полноценной человеческой деятельности человеку необходимы психические процессы, которые выступают как ее неотъемлемые внутренние факторы.
В истории естествознания предпринимались многообразные попытки найти место психики в природе. Так, можно выделить группу теорий, где критерий психического был внешним по отношению к форме существования организма или предмета. Согласно одной из них, душой наделена вся природа, в том числе неживая (панпсихизм). В соответствии с другой теорией психика приписывалась всему живому, включая растения (биопсихизм). Антропопсихизм наделял психикой только человека, а животных и растения относил к «живым автоматам». Приверженцы нейропсихизма относили психику только к существам, обладающим нервной системой и т. д. Присутствие психики у некоего существа объяснялась его принадлежностью к некоторому классу объектов, а наличие психики у этого класса считалось аксиомой.
Другую группу образуют более современные теории, сторонники которых в качестве критерия психического используют его внутренний, функциональный характер. Ученые, придерживающиеся этих теорий, пытаются выявить наличие психики не «ниже, чем у животного мира». Тем не менее выдвинутые ими критерии психического также указывают на различные очаги местонахождения «порога» психического: способность к поисковому поведению, к «гибкому» приспосабливанию к среде (к индивидуальному обучению), способность к анализу действия во внутреннем плане и др.
Наиболее широкое распространение получила признанная большинством отечественных исследователей теория А. Н. Леонтьева, предложившего рассматривать в качестве объективного критерия психики способность живых организмов реагировать на биологически нейтральные воздействия. Под последними («абиотическими») понимают такие «виды энергии или свойства предметов, которые не участвуют» естественным образом в обмене веществ. Сами по себе эти воздействия не играют никакой роли в процессе жизнедеятельности организма, не питают и не разрушают его. Однако, находясь в объективно устойчивой связи с биологически значимыми объектами, они являются их потенциальными сигналами. Соответственно, как только живой организм свидетельствует о способности отражать биологически нейтральные свойства и устанавливать их связь с биологически существенными свойствами, можно говорить о том, что его возможности выживания в сравнении с другими живыми организмами, не приобретшими такие способности, значительно расширяются. Так, способность слышать звуки или различать их помогает живому организму, объективно не зависящему от их наличия или отсутствия (звук нельзя есть, пить и т. д.), найти источник питания или избежать смертельной опасности.
Благодаря способности органов чувств и головного мозга, активно опережая, отражать внешние объекты в форме психики, появляется возможность выполнять действия, адекватные свойствам этих объектов, а следовательно, выживать. Таким образом, к основным функциям психики относятся:
1. Отражение, создающее образ среды, где функционируют живые существа. Согласно гипотезе А. Н. Леонтьева, отражение имеет объективный и субъективный аспекты. «Объективно» отражение означает двигательное реагирование на данный агент, а субъективно оно проявляется во внутреннем ощущении (переживании) агента.
2. Ориентация во внешней среде (осознание человеком своего места в окружающем мире).
3. Удовлетворение потребности в контактах со средой (регуляция поведения и деятельности). Контакты, в свою очередь, являясь своего рода обратной связью, дают представление о правильности отражения.
Нормальная жизнедеятельность организма невозможна без поддержания относительно стабильного состава внутренней среды. Организм постоянно регулирует объем питательных и минеральных веществ и жидкости. В случае необходимости в чем-либо, что поддерживает нормальную жизнь и развитие организма, возникает особое состояние, именуемое потребностью (главная движущая сила любого поведения). Потребности подразделяются на физиологические и социальные.
Физиологические потребности проявляются в связи с необходимостью обеспечивать жизнедеятельность организма, удовлетворять его потребности в кислороде, пище, воде, тепле и т. д. Такими потребностями обладают и все животные. У человека значительную роль играют социальные потребности, связанные с поведением в обществе (потребность работать, учиться, творить и т. д.).
В определенный период времени преобладающей является только одна какая-либо потребность, а другие находятся в подчиненной позиции. Удовлетворение преобладающей потребности называется поведением. Прежде ученые включали в процессы жизнедеятельности только усвоение питательных веществ, выделение, рост, размножение и т. д. Теория Леонтьева позволяет расширить эти границы, включив в них активность, «вставленную» между актуальной ситуацией и обменом веществ, или так называемым биологическим витальным актом. Эта активность позволяет обеспечить биологический результат в условиях, объективно не позволяющих ему реализоваться сразу. Животные могут мигрировать в поисках водопоя, а растения не способны перебраться на другой, более солнечный берег. У растений нет психики. При этом практически все животные демонстрируют сигнальное поведение, что дает основание для вывода о наличии у них психики.
Психика, под которой понимается внутренний мир человека, включающий в себя его ощущения и восприятие, память и представления, мышление и фантазии, чувства и волю, оказывает серьезное воздействие на поведение индивида. Таким образом, поведение человека следует рассматривать как единство психических и физиологических процессов. Оно складывается из наследственно закрепленных реакций и привычек, а также навыков, приобретенных в течение жизни в процессе обучения и воспитания.
Для дальнейшего объяснения связи психики и поведения необходимо ввести несколько понятий.
Раздражимость – это «способность живых организмов реагировать на биологически значимые воздействия». Даже корни растения раздражимы по отношению к питательным веществам, содержащимся в почве (соприкасаясь с ними, корни начинают всасывать «пишу»). В отличие от «отражения» раздражимость не имеет субъективного аспекта.
Чувствительность – это «способность организмов отражать воздействия, биологически нейтральные, но объективно связанные с биотическими свойствами».
Основной формой деятельности нервной системы является рефлекс. Выделяют условные и безусловные рефлексы. Безусловные (прирожденные) рефлексы являются более простыми. Они закономерно возникают в ответ на раздражение, имеют непосредственное значение и постоянные наследуемые реакции. При переходе к описанию более сложных форм врожденного поведения мы сталкиваемся с инстинктами, которые вместе с безусловными рефлексами образуют наследственную программу поведения. При этом отметим, что врожденная программа поведения не дает гарантии выживания, приспособления каждого живого организма к постоянно изменяющимся условиями внешнего мира. Организму требуется собственный, индивидуальный опыт, который формируется под влиянием и на основе приобретенной программы поведения, базирующейся на условных рефлексах и навыках.
Условные рефлексы вырабатываются на протяжении индивидуальной жизни, чему способствует образование временных нервных связей в высших отделах центральной нервной системы.
Навыками называют автоматизированные действия, благодаря которым человек осваивает новые двигательные умения и вырабатывает другие формы поведения.
Благодаря торможению организм может изменить свое поведение, чтобы адаптироваться к текущим условия в постоянно изменяющейся среде. Выделяют внешнее и внутреннее торможение. Первое является реакцией на сильный посторонний раздражитель, который не связан с выработанным условным рефлексом, а второе (известно также как угасание) возникает, когда в течение длительного срока отсутствует подкрепление безусловным раздражителем. Следовательно, условные рефлексы и навыки, не имеющие для человека жизненно важного значения, не востребованные им и не подкрепляемые, начинают угасать, а на их месте зарождаются и развиваются другие формы поведения.
В процессе практической деятельности важнейшие человеческие качества приобретает восприятие и его основные виды: восприятие глубины, направления и скорости движения, времени и пространства. Ребенок, манипулируя объемными, близлежащими и удаленными предметами, открывает, что предметы и пространство имеют ширину, высоту, глубину. Благодаря этому человек учится воспринимать и оценивать формы.
С деятельностью связано и воображение: человек представляет или воображает, что когда-либо выступало в опыте, было элементом, условием какой-либо деятельности.
Деятельность человека в еще большей степени связана с памятью, причем одновременно с двумя ее основными процессами: запоминанием и воспроизведением. Запоминание представляет особого рода мнемическую деятельность, которая осуществляется в повседневной жизни и включает в себя действия и операции, направленные на подготовку материала к лучшему его сохранению в памяти (структурирование, осмысление, ассоциирование материала с известными фактами, включение разнообразных предметов и т. д.).
Некоторые формы мышления идентичны практической деятельности (так называемое практическое мышление). Более развитые формы – образное и логическое мышление – выступают в виде внутренних, мыслительных действий и операций.
Для определения еще одного вида деятельности, связанного с психикой, используется словосочетание «речевая деятельность», которая является высшей функцией центральной нервной системы, важным механизмом интеллектуальной деятельности человека и формой общения людей.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.Читать книгу целиком
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
Взаимосвязь психики и организма человека
Психика и организм» человека – неразрывные связанные между собой понятия. Психика – заставляет человека чувствовать, ощущать, осознавать свои действия. Психические процессы постоянно развиваются и с возрастом они меняются. Ведь мировосприятие, желания, стремления и поведение людей старшего возраста значительно отличается от тех, что младше.
Так, например, в младенчестве требуется эмоциональное общение, в дошкольном возрасте важны предметные действия и эмоциональный контакт со взрослыми, в школьном приоритет отдается учебе, в подростковом возрасте большое значение имеет общение со сверстникам и участие в общественной деятельности, в юности ведущую роль в жизни играет учебно-профессиональная деятельность.
Доказать, что «психика с организмом» взаимосвязаны несложно. Когда человек получает сигнал об опасности, повышается уровень адреналина в крови, сердцебиение учащается, сознание быстро начинает диктовать, что в этот момент следует предпринять. В этом и проявляется влияние психики на процессы, протекающие в человеческом организме. Организм также оказывает влияние на психику, например, дефицит витаминов в организме вызывает состояние депрессии.
В психологии имеется такое понятие, как «свойства психики». К этим свойствам относятся определенные качества личности, характер, темперамент. Так, у одних людей в характере заложены такие черты, как вежливость, ответственность, доброта, искренность, дружелюбность и т.д. У других может в большей степени проявляться эгоизм, хладнокровие, слабохарактерность и другие. Но это совсем не говорит о том, что один человек «соткан» из одних лишь положительных черт, а другой из отрицательных. В человеке могут быть заложены и положительные, и отрицательные качества, которые могут проявляться в большей или меньшей степени.
Развитие психики происходит на всех этапах формирования личности. При этом наблюдается изменение психических процессов во времени, выраженное в количественных, качественных, структурных преобразованиях. Структура психики включает в себя психические процессы, состояния и свойства.
Состояние психики
Психика связывает человека с окружающим миром, а значит, под влиянием внешней среды формируется характер. Тесная «связь психики, организма» и окружающего мира дает возможность пронаблюдать, как развивается личность, на что она способна, к чему стремится и достигает. Благодаря окружающему обществу человек общается, учится, учит, обменивается опытом, работает, отдыхает, радуется, печалится, плачет, смеется, то есть входит в определенное состояние.
Существует несколько состояний психики, свойственных человеческому организму:
- Сон;
- Вдохновение;
- Транс;
- Аффект;
- Реакции;
- Напряженность;
- Настроение;
- Усталость;
- Страх;
- Голод.
К ненормальному (неадекватному) состоянию психики относят:
- Неоправданная агрессия и жестокость к окружающим;
- Убийства;
- Странные подергивания частями тела, покачивание на стуле из стороны в сторону;
- Нечленораздельную речь;
- Беспричинный громкий смех.
При отклонении от норм речь идет о расстройствах психики, которые могут достаться по наследству, либо появиться вследствие какой-либо серьезной травмы, болезни или сильного эмоционального потрясения.
Формы проявления человеческой психики могут быть разными. Чем шире и сложнее структура мозга, тем многограннее психические возможности. О положительном или негативном проявлении психики можно судить по состоянию человека (см. выше).
Психическое развитие зависит от нескольких факторов: деятельности головного мозга, нервной системы, физиологического и гормонального функционирования организма. Это еще раз доказывает взаимосвязь психики и организма. Для ее успешного развития и функционирования следует соблюдать некоторые условия. Следить за тем, чтоб кислород в достаточной степени поступал в мозг, то есть чаще бывать на свежем воздухе.
Поддерживать оптимальную температуру тела, при отклонении от нормы принимать меры по ее понижению или повышению. Следить за обменом веществ в организме. Нередко при каком-либо сбое в организме и заболевании происходит нарушение в психике человека. Сложно поспорить с тем, что любое заболеваний приводит к раздражительности, эмоциональной нестабильности, стрессу, быстрой утомляемости. Например, такая болезнь как желтуха сопровождается апатией, раздражительностью, подавленностью.
перейти наверхОсобенности психики и строения организма
Психологические исследования показали, что специфика психики и протекание психических процессов в организме зависит от пола человека. Так, мужчины выступают в роли преобразователей мира, могут, как создавать, так и разрушать его. Нередко именно представители мужского пола являются новаторами, исследователями, создателями чего-то нового. В большей степени это обусловлено физическими качествами: ростом, длиной конечностей, наличием мышц, физической силой, большим весом, грубой кожей и другими особенностями, которые позволяют выполнять физические нагрузки, преобразовывать внешний мир.
Первоначальная функция женщин – сохранение человеческой жизни и продление человеческого рода, поэтому представительницы женского пола стремятся достичь успеха в семье и обществе, сгладить конфликты, поддержать начинания мужа. Для женщин свойственно особое строение тела: округлость форм, широкий таз, развитые грудные железы, преобладание туловища над конечностями, наличие жировой ткани на боках, бедрах, эстетичность внешнего вида. Эти особенности влияют на деторождение и вскармливание младенца. Привлекательность женщины играет важную роль в интимных отношениях и в итоге в продолжение рода.
Из всего вышесказанного следует вывод: «организм и психика» неразрывно связаны между собой и развиваются параллельно по мере деятельности человека, учения и общения с окружающими.