Ощущение философия: ОЩУЩЕНИЕ — Новая философская энциклопедия – ОЩУЩЕНИЕ — это… Что такое ОЩУЩЕНИЕ?

Автор: | 25.03.2018

ОЩУЩЕНИЕ — Новая философская энциклопедия

ОЩУЩЕНИЕ – элементарное содержание, лежащее в основе чувственного знания внешнего мира, «кирпичик» для построения восприятия [ВОСПРИЯТИЕ] и иных форм чувственности. В качестве примеров данного явления обычно приводят ощущения цвета, звука, твердого, кислого и т.д. Ощущения истолковывались как относящиеся не к предмету в целом, а лишь к его отдельным свойствам, «качествам». В истории философии и психологии ощущения были разделены на относящиеся к свойствам предметов внешнего человеку мира и относящиеся к конкретным состояниям самого тела человека (последние сигнализируют о движениях и относительном положении разных частей тела и о работе внутренних органов). Вместе с тем ощущения, относящиеся к внешнему миру, делятся по их модальности на зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые.

Ощущения были четко выделены в качестве исходной единицы анализа познавательных процессов в философии эмпиризма

[ЭМПИРИЗМ] и сенсуализма [СЕНСУАЛИЗМ] 17–18 вв. (до этого, напр. в античной философии, не существовало резкого разделения ощущения и восприятия). Термин «ощущения» возник позднее их четкого выделения: первоначально философы-эмпирики именовали их то «чувственными идеями», то «простыми идеями», то «впечатлениями» и т.д. Основания, которые были использованы для выделения ощущений, могут быть классифицированы следующим образом.

1) Восприятие как знание целостных предметов и ситуаций предполагает участие ума. Но любые операции ума, в т.ч. и относящиеся к созданию восприятия, предполагают материал, над которым ум оперирует. Таким исходным материалом являются ощущения (Кант, который противостоял эмпиризму вообще и сенсуализму в частности, тем не менее допускал наличие ощущений как исходного материала для деятельности априорных форм чувственности и рассудка, организующих опыт). Поэтому данность, непосредственность являются специфическими характеристиками ощущений. При этом имеется в виду осознаваемая данность. Эта данность может пониматься либо как результат прямого причинного воздействия объективных свойств предметов внешнего мира (Д.Локк, Э.Кондильяк, Б.Рассел), либо просто как факт сознания безотносительно к его причине (Д.Беркли, Д.Юм, Э.Мах).

2) Именно потому, что восприятие предполагает определенную активность ума, оно может вводить в заблуждение, быть иллюзорным. Однако исходный материл для построения восприятия не может сам по себе вести к заблуждению. Я могу ошибочно воспринять прямой карандаш, опущенный в стакан с водой, как сломанный, однако сами элементарные ощущения, из которых складывается мое восприятие, не могут быть ошибочными. Я могу ошибиться, восприняв холодную воду горячей рукой как теплую, однако тепловые ощущения не могут меня обманывать относительно самих себя. «На самом деле не бывает иллюзий чувств, бывают только ошибки в истолковании данных как знаков вещей, иных, чем они сами» (

Рассел Б. Человеческое познание. М., 1957, с. 200). Поэтому абсолютная несомненность, неоспоримость является также отличительной характеристикой ощущений.

3) Научное познание (в частности, классическая механика 17–18 вв.) рассматривает сложные образования как результат взаимодействия элементарных составляющих. Таким неразложимым далее элементом всех психических процессов вообще и познавательных процессов в частности в ряде направлений философии и психологии считались ощущения. Поэтому ощущения понимались как атомарные единицы опыта.

Сформировавшаяся в кон. 19 в. экспериментальная психология (и прежде всего такой ее раздел, как психофизика) сделала ощущения предметом научного исследования. Изучалась зависимость ощущений от действия внешних раздражителей (стимулов). В этой связи были выявлены т.н. пороги чувствительности, характер зависимости ощущений от интенсивности раздражителя (закон Вебера – Фехнера) и целый ряд других фактов. Однако философский и научный анализ ощущений столкнулся с целым рядом принципиальных трудностей. Оказалось трудным точно очертить тот круг элементарных единиц опыта, которые следует считать ощущениями. Следует ли относить к ощущениям переживания боли, исходные чувства удовольствия и неудовольствия? Существуют ли ощущения пространства и времени? (Если допустить существование ощущения пространства и времени, то оказывается, что их очень трудно выделить, но для последовательного сенсуалиста приходится допускать их существование, как это вынужден признать Э.Мах.)

Мы переживаем каждое ощущение, поскольку мы можем его выделить в составе нашего опыта, как нечто не только уникальное и неповторимое, но одновременно и как нечто обобщенное. Так, мы ощущаем данное цветовое пятно не только как абсолютно единичное, но и как индивидуальное выражение цветовой универсалии, напр. как данный конкретный оттенок красного цвета («красного вообще»). Если выделение общего является результатом деятельности ума, в частности результатом сопоставления разных индивидуальных случаев, то непонятно, каким образом ощущения, для которых характерна абсолютная непосредственность, могут иметь не только уникальный, но и обобщенный характер. Если одной из важнейших характеристик ощущений является их данность в индивидуальном сознании, то непонятно, как из этих субъективных и индивидуальных элементов может быть построено восприятие, относящееся к предметам внешнего мира, которые существуют независимо от моего сознания и могут быть восприняты не только мной, но и всяким другим человеком.

Вообще вопрос об отношении ощущений к соответствующим качествам внешнего мира оказался трудным и приводящим к парадоксальным решениям. Ряд философов (в частности, Д.Локк) разделили ощущения на относящиеся к т.н. «первичным качествам», которые реально существуют в самих предметах (ощущения, относящиеся к пространственным свойствам предметов, к их форме, расположению и др.), и к «вторичным качествам», существующим лишь в сознании. Критерии разделения этих качеств были не совсем ясны (и были оспорены Д.Беркли).

В 19 в. в связи с открытием того факта, что те или иные ощущения могут вызываться не только адекватными стимулами (напр., зрительное ощущение светом), но и стимулами неадекватными (напр., то же зрительное ощущение механическим или электрическим раздражителем), И.Мюллер сформулировал т.н. «закон специфической энергии органов чувств»: качество ощущений зависит не от свойств внешних предметов, а от особенностей ощущающей (рецепторной) системы человека. Г.Гельмгольц сформулировал тезис о том, что ощущения относятся к качествам внешнего мира, как иероглиф к обозначенному им предмету. Для сенсуалистов-феноменалистов (Д.Беркли, Д.Юм. Э.Мах и др.) проблемы отношения ощущений к объективному свойству предмета не существует, но и для них остается камнем преткновения возможность построения из субъективных, индивидуальных ощущений восприятия объективно существующего предмета. Сам способ соединения ощущений в восприятие тоже был предметом дискуссий. Большинство философов и психологов, разделявших позиции сенсуализма, считали таким способом (вслед за Д.Юмом) ассоциации разного рода. Однако характер этих ассоциаций во многом так и не был прояснен. Не было ясно и то, следует ли считать ощущения элементарным знанием. Для большинства философов, анализировавших ощущения, именно несомненность и безошибочность ощущений выводит их за пределы знания. С точки зрения этих философов, в ощущениях нет деления на субъект и объект. Поэтому, даже если предположить, что ощущения относятся к каким-то качествам объективных предметов, можно сделать этот вывод, только выходя за пределы самих ощущений.

Вместе с тем в нач. 20 в. возникла концепция (ранние Э.Мур, Б.Рассел и др.), согласно которой ощущения – это акт осознания некоторого элементарного чувственного содержания (чувственного данного), существующего вне сознания субъекта и вместе с тем не принадлежащего миру объективных физических вещей; в этом случае ощущение рассматривается как элементарное знание.

В философии и психологии 20 в. возникли направления, поставившие под сомнение сам факт существования ощущений как некоторых самостоятельных сущностей. Было обращено прежде всего внимание на то, что в большинстве случаев в обыденной жизни мы никогда не ощущаем наших ощущений, а имеем дело только с восприятием целостных предметов и ситуаций. Даже в тех редких случаях, когда мы (как нам кажется) имеем дело только с ощущениями (ощущение теплоты на некотором участке тела, ощущение давления и т.д.), мы в действительности имеем дело не с фактами нашего сознания, а с получением информации о некоторой объективной ситуации (пусть воспринимаемой очень неопределенно). Конечно, можно попытаться выделить отдельные ощущения в составе восприятия, напр. внимательно всмотреться в оттенки красного цвета помидора (решением задач такого рода нередко занимаются художники). Однако, во-первых, эта ситуация является достаточно редкой и не характерной для обычного опыта, во-вторых, она не объясняет формирования восприятия, ибо осуществляется уже на основе существующего восприятия, в-третьих, даже в этом случае не удается выделить ощущение как таковое, ибо красное в данном случае воспринимается как свойство некоторого предмета – помидора, т.е. как бы на фоне целостного восприятия. В этой связи было отмечено, что экспериментальное изучение ощущений, которым занималась психофизика на протяжении ста лет, было возможным только потому, что происходило в искусственных, лабораторных условиях, не учитывавших ряда важных особенностей нормального, естественного восприятия мира (поэтому результаты психофизики применимы лишь постольку, поскольку возникает ситуация, близкая к искусственной). Как отметил английский философ Дж.Райл, исходивший из идей позднего Л.Витгенштейна, в случае с ощущениями была совершена категориальная ошибка: на мнимые объекты, которыми являются ощущения, были перенесены особенности восприятия: в действительности можно видеть предметы, напр. цветы, а не ощущения красного, зеленого; можно слышать шум прибоя, грохот грома, звуки речи и т.д., а не ощущения громких, тихих и пр. звуков. Поэтому никаких неоспоримых и несомненных единиц опыта (а именно эти качества приписывались ощущениям) не существует. Восприятие не может быть абсолютно несомненным, что не мешает ему быть в большинстве случаев достаточно достоверным.

В 20 в. возникли психологические направления, которые по-разному пересматривали те философские основания, из которых до этого исходили исследователи ощущения и восприятия. Результаты этого пересмотра приводили к разным теориям восприятия. Однако в итоге все эти теории по разным соображениям отказывались от понятия ощущения (как оно было истолковано в предшествующей философии и психологии). Гештальтпсихология формулировала тезис о структурном, целостном характере восприятия и о невозможности понимания этой целостности как суммы отдельных атомов, «кирпичиков» – ощущений. В экспериментах представителей этого направления было показано, что восприятие может не измениться и в том случае, если меняются некоторые из компонентов целостной системы (если истолковать эти компоненты как ощущения, то получается, что восприятие не определяется входящими в его состав ощущениями). С точки зрения гештальтпсихологов, непосредственно дано не ощущение, а целостное восприятие (последнее, т.о., не предполагает конструктивных операций ума над отдельными ощущениями). Согласно концепции, развитой Дж.Гибсоном, восприятие является активным процессом собирания организмом информации об окружающей среде. В этом процессе отдельные ощущения (так же, как и отдельные образы восприятия) не существуют. Представители когнитивной психологии считают возможным выделять отдельные единицы информации, из которой строится восприятие. Однако эти единицы в большинстве случаев не осознаются и, значит, вряд ли могут быть истолкованы в качестве ощущений, как они понимались раньше в философии и психологии.

Т.о., в силу разных причин понятие ощущения не является употребительным в большинстве направлений современной философии и психологии, ибо поставлены под сомнение те философские посылки, в рамках которых это понятие имело смысл.

Между тем в отечественной философии советского периода в течение длительного времени понятие ощущения играло важную роль. Это было связано с некритически принятыми положениями В.И.Ленина из его работы «Материализм и эмпириокритицизм»: ощущение является единственным источником всех наших знаний; ощущение – это «субъективный образ объективного мира»; материя как объективная реальность «дана человеку в ощущениях его», она «фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». Критикуя субъективистский феноменализм Э.Маха, Ленин противопоставляет ему материалистическое (реалистическое) истолкование ощущений, однако делает это некорректно. Все те, кто признавал и исследовал ощущения, отмечали такие его качества, которые делают невозможным мнение о том, что в ощущениях дана материя. С этой точки зрения в ощущениях «даны» не материальные предметы (не говоря уже о материи в целом), а лишь отдельные свойства. К тому же, как считает большинство сторонников существования ощущений, в нем нет вообще знания, ибо нет разделения на субъект и объект. Поэтому оно не может быть и «образом» чего бы то ни было. Самое же главное состоит в том, что, критикуя Маха, Ленин в то же время оказался в зависимости от главной философской посылки объекта своей критики – его философского сенсуализма (т.е. мнения о том, что все содержание нашего знания может быть выведено из ощущений). Ряд отечественных психологов (А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, В.П.Зинченко и др.), исследуя проблему восприятия, фактически опровергли теорию ощущений как элементарных атомов опыта, в частности, в связи с развивавшейся ими критикой рецепторной теории чувственности.

Литература:

1. Локк Д. Опыт о человеческом разумении. М., 1898;

2. Беркли Д. Три разговора Гиласа с Филонусом. – Соч. М., 1978;

3. Юм Д. Исследования о человеческом познании. – Соч. в 2 т., т. 2. М., 1965;

4. Кондильяк Э. Трактат об ощущениях. – Соч. в 3 т., т. 2. М., 1982;

5. Мах Э. Анализ ощущений и отношение физического к психическому. М., 1908;

6. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. – Полн. собр. соч., т. 18;

7. Рассел Б. Человеческое познание. М., 1957;

8. Леонтьев А.Н. Ощущения и восприятие как образы предметного мира. – В кн.: Познавательные процессы: ощущения, восприятие. М., 1982;

9. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М., 1988;

10. Carnap R. Der logische Aufbau der Welt. В., 1928;

11. Boring E.G. Sensation and Perception in the History of Experimental Psychology. N. Y. – L., 1942.

В.А.Лекторский

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Ощущение — Отражение свойств предметов объективного мира, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров коры головного мозга. О. — исходный пункт познания, неразложимый его элемент. Большая советская энциклопедия
  2. ОЩУЩЕНИЕ — ОЩУЩЕНИЕ — англ. sensation/»feeling; нем. Empfindung. 1. Отражение в сознании отдельных сторон действительности, возникающее в результате непосредственного воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров коры головного мозга. Социологический словарь
  3. ощущение — • сильное ~ Словарь русской идиоматики
  4. ощущение — ОЩУЩ’ЕНИЕ, ощущения, ср. (·книж. ). 1. только ед. Действие по гл. ощутить-ощущать. 2. Состояние сознания, восприятие, вызываемое раздражением органов чувств (псих., физиол.). «Наши ощущения, наше сознание есть лишь образ внешнего мира…» Ленин. «… Толковый словарь Ушакова
  5. ощущение — ОЩУЩЕНИЕ, я, ср. 1. Непосредственное чувственное восприятие свойств объективной реальности, возникающее в результате их воздействия на органы чувств и нервные центры. Осязательные, зрительные, слуховые, обонятельные ощущения. 2. Переживание, чувство. Толковый словарь Ожегова
  6. ощущение — ОЩУЩЕНИЕ — предполагаемое рядом философских и психологических концепций элементарное содержание, лежащее в основе чувственного знания внешнего мира, «кирпичик» для построения восприятия и иных форм чувственности. Энциклопедия эпистемологии и философии науки
  7. ощущение — сущ., с., употр. часто (нет) чего? ощущения, чем? ощущению, (вижу) что? ощущение, чем? ощущением, о чём? об ощущении; мн. что? ощущения, (нет) чего? ощущений, чему? ощущениям, (вижу) что? ощущения, чем? ощущениями, о чём? об ощущениях… Толковый словарь Дмитриева
  8. ощущение — ОЩУЩЕНИЕ -я; ср. 1. к Ощутить — ощущать. О. боли. О. ненависти, вражды. 2. Филос. Психический процесс, заключающийся в отражении органами чувств отдельных свойств материального мира, начальная ступень познавательной деятельности. Толковый словарь Кузнецова
  9. ОЩУЩЕНИЕ — (англ. sensation) — 1) психофизический процесс непосредственно чувственного отражения (познания) отдельных свойств явлений и предметов объективного мира, т. е. процесс отражения прямого воздействия стимулов на органы чувств, раздражения последних (см. Большой психологический словарь
  10. Ощущение — (физиология и психофизика) — в широком смысле представляет особое психическое состояние или внутреннее бытие, вызываемое возбуждением определенных частей нашего нервного вещества разнообразными внешними и внутренними раздражителями. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  11. ощущение — Ощущение, ощущения, ощущения, ощущений, ощущению, ощущениям, ощущение, ощущения, ощущением, ощущениями, ощущении, ощущениях Грамматический словарь Зализняка
  12. ощущение — см. >> чувство Словарь синонимов Абрамова
  13. ощущение — ощущение ср. 1. Процесс действия по гл. ощущать 1. 2. Результат такого действия; психический процесс, заключающийся в отражении органами чувств человека отдельных свойств или сторон материального мира. Толковый словарь Ефремовой
  14. ОЩУЩЕНИЕ — ОЩУЩЕНИЕ — отражение свойств реальности, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров головного мозга. Виды ощущений многообразны: осязательные, зрительные, вибрационные, обонятельные и т. Большой энциклопедический словарь
  15. Ощущение — Отражение свойств предметов объективного мира, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров коры головного мозга. Медицинская энциклопедия
  16. ощущение — сущ., кол-во синонимов… Словарь синонимов русского языка
  17. ощущение — орф. ощущение, -я Орфографический словарь Лопатина
  18. ОЩУЩЕНИЕ — ОЩУЩЕНИЕ — простейший аналитико-синтетический акт сенсорного познания. О. возникает в результате воздействия на органы чувств вещей или явлений объективного мира и состоит в отражении отдельных свойств этих вещей и явлений. Новейший философский словарь
  19. ощущение — Ощущ/е́ни/е [й/э]. Морфемно-орфографический словарь
  20. ощущение — -я, ср. 1. Действие по знач. глаг. ощутить—ощущать. 2. Результат воздействия явлений объективного мира на органы чувств человека. Первая посылка теории познания, несомненно, состоит в том, что единственный источник наших знаний — ощущения. Малый академический словарь
  21. Ощущение — Первая ступень познавательной деятельности человека. О. – отражение свойств предметов объективного мира, как внешней среды, так и собственного организма. Они возникают в результате воздействия предметов внешнего мира на органы чувств. Толковый словарь психиатрических терминов

ОЩУЩЕНИЕ — это… Что такое ОЩУЩЕНИЕ?

    ОЩУЩЕНИЕ — элементарное содержание, лежащее в основе чувственного знания внешнего мира, “кирпичик” для построения восприятия и иных форм чувственности. В качестве примеров данного явления обычно приводят ощущения цвета, звука, твердого, кислого и т. д. Ощущения истолковывались как относящиеся не к предмету в целом, а лишь к его отдельным свойствам, “качествам”. В истории философии и психологии ощущения были разделены на относящиеся к свойствам предметов внешнего человеку мира и относящиеся к конкретным состояниям самого тела человека (последние сигнализируют о движениях и относительном положении разных частей тела и о работе внутренних органов). Вместе с тем ощущения, относящиеся к внешнему миру, делятся по их модальности на зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые.

    Ощущения были четко выделены в качестве исходной единицы анализа познавательных процессов в философии эмпиризма и сенсуализма 17—18 вв. (до этого, напр. в античной философии, не существовало резкого разделения ощущения и восприятия). Термин “ощущения” возник позднее их четкого выделения: первоначально философы-эмпирики именовали их то “чувственными идеями”, то “простыми идеями”, то “впечатлениями” и т. д. Основания, которые были использованы для выделения ощущений, могут быть классифицированы следующим образом.

    1 ) Восприятие как знание целостных предметов и ситуаций предполагает участие ума. Но любые операции ума, в т. ч. и относящиеся к созданию восприятия, предполагают материал, над которым ум оперирует. Таким исходным материалом являются ощущения (Кант, который противостоял эмпиризму вообще и сенсуализму в частности, тем не менее допускал наличие ощущений как исходного материала для деятельности априорных форм чувственности и рассудка, организующих опыт). Поэтому данность, непосредственность являются специфическими характеристиками ощущений. При этом имеется в виду осознаваемая данность. Эта данность может пониматься либо как результат прямого причинного воздействия объективных свойств предметов внешнего мира (Д. Локк, Э. Кондильяк, Б. Рассел), либо просто как факт сознания безотносительно к его причине (Д. Беркли, Д. Юм, Э. Мах).     2) Именно потому что восприятие предполагает определенную активность ума, оно может вводить в заблуждение, быть иллюзорным. Однако исходный материл для построения восприятия не может сам по себе вести к заблуждению. Я могу ошибочно воспринять прямой карандаш, опущенный в стакан с водой, как сломанный, однако сами элементарные ощущения, из которых складывается мое восприятие, не могут быть ошибочными. Я могу ошибиться, восприняв холодную воду горячей рукой как теплую, однако тепловые ощущения не могут меня обманывать относительно самих себя. “На самом деле не бывает иллюзий чувств, бывают только ошибки в истолковании данных как знаков вещей, иных, чем они сами” (Рассел Б. Человеческое познание. М., 1957, с. 200). Поэтому абсолютная несомненность, неоспоримость является также отличительной характеристикой ощущений. 3) Научное познание (в частности, классическая механика 17-18 вв.) рассматривает сложные образования как результат взаимодействия элементарных составляющих. Таким неразложимым далее элементом всех психических процессов вообще и познавательных процессов в частности в ряде направлений философии и психологии считались ощущения. Поэтому ощущения понимались как атомарные единицы опыта. Сформировавшаяся в кон. 19 в. экспериментальная психология (и прежде всего такой ее раздел, как психофизика) сделала ощущения предметом научного исследования. Изучалась зависимость ощущений от действия внешних раздражителей (стимулов). В этой связи были выявлены т. н. пороги чувствительности, характер зависимости ощущений от интенсивности раздражителя (закон Вебера — Фехнера) и целый ряд других фактов. Однако философский и научный анализ ощущений столкнулся с целым рядом принципиальных трудностей. Оказалось трудным точно очертить тот круг элементарных единиц опыта, которые следует считать ощущениями. Следует ли относить к ощущениям переживания боли, исходные чувства удовольствия и неудовольствия? Существуют ли ощущения пространства и времени? (Если допустить существование ощущения пространства и времени, то оказывается, чтоих очень трудно выделить, но для последовательного сенсуалиста приходится допускать их существование, как это вынужден признать Э. Мах.)     Мы переживаем каждое ощущение, поскольку мы можем его выделить в составе нашего опыта, как нечто не только уникальное и неповторимое, но одновременно и как нечто обобщенное. Так, мы ощущаем данное цветовое пятно не только как абсолютно единичное, но и как индивидуальное выражение цветовой универсалии, напр. как данный конкретный оттенок красного цвета (“красного вообще”). Если вьшеление общего является результатом деятельности ума, в частности результатом сопоставления разных индивидуальных случаев, то непонятно, каким образом ощущения, для которых характерна абсолютная непосредственность, могут иметь не только уникальный, но и обобщенный характер. Если одной из важнейших характеристик ощущений является их данность в индивидуальном сознании, то непонятно, как из этих субъективных и индивидуальных элементов может быть построено восприятие, относящееся к предметам внешнего мира, которые существуют независимо от моего сознания и могут быть восприняты не только мной, но и всяким другим человеком.

    Вообще вопрос об отношении ощущений к соответствующим качествам внешнего мира оказался трудным и приводящим к парадоксальным решениям. Ряд философов (в частности, Д. Локк) разделили ощущения на относящиеся к т. н. “первичным качествам”, которые реально существуют в самих предметах (ощущения, относящиеся к пространственным свойствам предметов, к их форме, расположению и др.), и к “вторичным качествам”, существующим лишь в сознании. Критерии разделения этих качеств были не совсем ясны (и были оспорены Д. Беркли).

    В 19 в. в связи с открытием того факта, что те или иные ощущения могут вызываться не только адекватными стимулами (напр., зрительное ощущение светом), но и стимулами неадекватными (напр., то же зрительное ощущение механическим или электрическим раздражителем), И. Мюллер сформулировал т. н. “закон специфической энергии органов чувств”: качество ощущений зависит не от свойств внешних предметов, а от особенностей ощущающей (рецепторной) системы человека. Г. Гельмгольц сформулировал тезис о том, что ощущения относятся к качествам внешнего мира, как иероглиф к обозначенному им предмету. Для сенсуалистов-феноменалистов (Д. Беркли, Д. Юм. Э. Мах.идр.) проблемы отношения ощущений к объективному свойству предмета не существует, но и для них остается камнем преткновения возможность построения из субъективных, индивидуальных ощущений восприятия объективно существующего предмета. Сам способ соединения ощущений в восприятие тоже был предметом дискуссий. Большинство философов и психологов, разделявших позиции сенсуализма, считали таким способом (вслед за Д. Юмом) ассоциации разного рода. Однако характер этих ассоциаций во многом так и не был прояснен. Не было ясно и то, слевдгетли считать ощущения элементарным знанием. Для большинства философов, анализировавших ощущения, именно несомненность и безошибочность ощущений выводит их за пределы знания. С точки зрения этих философов, в ощущениях нет деления на субъект и объект. Поэтому, даже если предположить, что ощущения относятся к каким-то качествам объективных предметов, можно сделать этот вывод, только выходя за пределы самих ощущений.     Вместе с тем в нач. 20 в. возникла концепция (ранние Э. Мур, Б. Рассел и др.), согласно которой ощущения — это акт осознания некоторого элементарного чувственного содержания (чувственного данного), существующего вне сознания субъекта и вместе с тем не принадлежащего миру объективных физических вещей; в этом случае ощущение рассматривается как элементарное знание.     В философии и психологии 20 в. возникли направления, по-• ставившие под сомнение сам факт существования ощущений как некоторых самостоятельных сущностей. Было обращено прежде всего внимание на то, что в большинстве случаев в обыденной жизни мы никогда не ощущаем наших ощущений, а имеем дело только с восприятием целостных предметов и ситуаций. Даже в тех редких случаях, когда мы (как нам кажется) имеем дело только с ощущениями (ощущение теплоты на некотором участке тела, ощущение давления и т. д.), мы в действительности имеем дело не с фактами нашего сознания, а с получением информации о некоторой объективной ситуации (пусть воспринимаемой очень неопределенно). Конечно, можно попытаться выделить отдельные ощущения в составе восприятия, напр. внимательно всмотреться в оттенки красного цвета помидора (решением задач такого рода нередко занимаются художники). Однако, во-первых, эта ситуация является достаточно редкой и не характерной для обычного опыта, во-вторых, она не объясняет формирования восприятия, ибо осуществляется уже на основе существующего восприятия, в-третьих, даже в этом случае не удается выделить ощущение как таковое, ибо красное в данном слу     чае воспринимается как свойство некоторого предмета — помидора, т. е. как бы на фоне целостного восприятия. В этой связи было отмечено, что экспериментальное изучение ощущений, которым занималась психофизика на протяжении ста лет, было возможным только потому, что происходило в искусственных, лабораторных условиях, не учитывавших ряда важных особенностей нормального, естественного восприятия мира (поэтому результаты психофизики применимы лишь постольку, поскольку возникает ситуация, близкая к искусственной). Как отметил английский философ Дж. Райл, исходивший из идей позднего Л. Витгенштейна, в случае с ощущениями была совершена категориальная ошибка: на мнимые объекты, которыми являются ощущения, были перенесены особенности восприятия: в действительности можно видеть предметы, напр. цветы, а не ощущения красного, зеленого; можно слышать шум прибоя, грохот грома, звуки речи и т. д., а не ощущения громких, тихих и пр. звуков. Поэтому никаких неоспоримых и несомненных единиц опыта (а именно эти качества приписывались ощущениям) не существует. Восприятие не может быть абсолютно несомненным, что не мешает ему быть в большинстве случаев достаточно достоверным.

    В 20 в. возникли психологические направления, которые по-разному пересматривали те философские основания, из которых до этого исходили исследователи ощущения и восприятия. Результаты этого пересмотра приводили к разным теориям восприятия. Однако в итоге все эти теории по разным соображениям отказывались от понятия ощущения (как оно было истолковано в предшествующей философии и психологии). Гешгальтпсихология формулировала тезис о структурном, целостном характере восприятия и о невозможности понимания этой целостности как суммы отдельных атомов, “кирпичиков” — ощущений. В экспериментах представителей этого направления было показано, что восприятие может не измениться и в том случае, если меняются некоторые из компонентов целостной системы (если истолковать эти компоненты как ощущения, то получается, чтовосприятие не определяется входящими в его состав ощущениями). С точки зрения гештальтпсихологов, непосредственно дано не ощущение, а целостное восприятие (последнее, т. о., не предполагает конструктивных операций ума над отдельными ощущениями). Согласно концепции, развитой Дж. Тибсоном, восприятие является активным процессом собирания организмом информации об окружающей среде. В этом процессе отдельные ощущения (так же, как и отдельные образы восприятия) не существуют. Представители когнитивной психологии считают возможным выделять отдельные единицы информации, из которой строится восприятие. Однако эти единицы в большинстве случаев не осознаются и, значит, вряд ли могут быть истолкованы в качестве ощущений, как они понимались раньше в философии и психологии.

    Т. о., в силу разных причин понятие ощущения не является употребительным в большинстве направлений современной философии и психологии, ибо поставлены под сомнение те философские посылки, в рамках которых это понятие имело смысл.     Между тем в отечественной философии советского периода в течение длительного времени понятие ощущения играло важную роль. Это было связано с некритически принятыми положениями В. И. Ленина из его работы “Материализм и эмпириокритицизм”: ощущение является единственным источником всех наших знаний; ощущение — это “субъективный образ объективного мира”; материя как объективная реальность “дана человеку в ощущениях его”, она “фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них”. Критикуя субъективистский феноменализм Э. Маха, Ленин противопоставляет ему материалистическое (реалистическое) истолкование ощущений, однако делает это некорректно. Все те, кто признавал и исследовал ощущения, отмечали такие его качества, которые делают невозможным мнение о том, что в ощущениях дана материя. С этой точки зрения в ощущениях “даны” не материальные предметы (не говоря уже о материи в целом), а лишь отдельные свойства. К тому же, как считает большинство сторонников существования ощущений, в нем нет вообще знания, ибо нет разделения на субъект и объект. Поэтому оно не может быть и “образом” чего бы то ни было. Самое же главное состоит в том, что, критикуя Маха, Ленин в то же время оказался в зависимости от главной философской посылки объекта своей критики — его философского сенсуализма (т. е. мнения о том, что все содержание нашего знания может быть выведено из ощущений). Ряд отечественных психологов (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, В. П. Зинченко и др.), исследуя проблему восприятия, фактически опровергли теорию ощущений как элементарных атомов опыта, в частности, в связи с развивавшейся ими критикой рецепторной теории чувственности.     Лит.: ЛоккД. Опыт о человеческом разумении. М-, 1898; Беркли Д. Три разговора Гиласа с Филонусом.— Соч. М., 1978; Юм Д. Исследования о человеческом познании.— Соч. в 2 т., т. 2. M., 1965; Кондилъяк Э. Трактат об ощущениях.— Соч. в 3 т., т. 2. М., 1982; Max Э. Анализ ощущений и отношение физического к психическому. М., 1908; Ленин В. И. Материализм и эмпириокритицизм.— Полн. собр. соч., т. 18; Рассел Б. Человеческое познание. М., 1957; Леонтьев Α.Η. Ощущения и восприятие как образы предметного мира.— В кн.: Познавательные процессы: ощущения, восприятие. М., 1982; ГибсонДж. Экологический подход к зрительному восприятию. М., 1988; Сатар R. Der logische Aufbau der Welt. В., 1928; Boring Е. G. Sensation and Perception in the History of Experimental Psychology. N. Y.—L., 1942.

    В. А. Лекторский

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.

ОЩУЩЕНИЕ это что такое ОЩУЩЕНИЕ: определение — Философия.НЭС

ОЩУЩЕНИЕ

форма чувственного познания (живого созерцания), представляющая собой отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств. Подразделяются на зрительные, слуховые и др.

Оцените определение:

Источник: «Евразийская мудрость от а до Я», толковый словарь

Ощущение

форма чувственного отражения свойств явлений действительного мира, лежащих на его поверхности с помощью органов чувств. Аристотель выделял 5 видов ощущений соответственно органам чувств: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые.

Оцените определение:

Источник: Краткий энциклопедический словарь философских терминов

Ощущение

/D/ Empfindung /Е/ Sensation /F/ Sensation/Esp/Sensacion

Первичная, исходная форма сознания, отражающая отдельные свойства, качества объекта, воздействующего на органы чувств: в форме чувственного впечатления. Это элементарное, далее неразделимое психологическое состояние, характеризующее отношения субъекта с объектом.

Оцените определение:

Источник: Философия, практическое руководство

ОЩУЩЕНИЕ

познавательный процесс, с к-рого начинается познание человеком окружающего мира. Это источник знаний человека о мире и о самом себе. Способность организма к О. есть чувствительность. О. появляются лишь тогда, когда интенсивность раздражителя находится в пределах диапазона, границы к-рого определяют абсолютную чувствительность организма к воздействиям данного рода. Нижняя граница диапазона составляет нижний абсолютный порог О. Величина, обратно пропорциональная нижнему порогу О., — абсолютная чувствительность. Чем выше порог О., тем ниже абсолютная чувствительность организма, и наоборот. Так же существует относительная, или разностная, чувствительность, т.е. чувствительность к изменению раздражителя. Существует более сложный процесс — восприятие, отражающее предмет или явление в целом. О. и восприятие объединены в сенсорную (перцептивную) деятельность, к-рая направлена на построение человеком адекватного образа окружающей действительности. Н.Д.Наумов П

Оцените определение:

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

Ощущение

Мы будем называть «ощущением» опыт непосредственного осознания вещей. Так, когда мы видим цвет, у нас возникает ощущение от этого цвета, однако сам по себе цвет — не ощущение, а факт ощущения.

И, наконец, отнюдь не очевидно, что особые каузальные законы, управляющие ментальными событиями, на самом деле не являются физиологическ

ОЩУЩЕНИЕ — Новейший философский словарь

ОЩУЩЕНИЕ — простейший аналитико-синтетический акт сенсорного познания. О. возникает в результате воздействия на органы чувств вещей или явлений объективного мира и состоит в отражении отдельных свойств этих вещей и явлений. Анатомо-физиологической основой О. выступают анализаторы — нервные структуры, состоящие из рецепторов, проводящих афферентных нервных путей и нервного центра. Классификация О. может осуществляться по разным основаниям: по модальности (зрительные, слуховые, осязательные и др.), по анатомическому положению рецепторов и выполняемой ими функции (экстерорецептивные, про-приорецептивные, интерорецептивные). Проблема О. всегда принадлежала к числу традиционных философских проблем. Демокрит, например, считал О. единственным источником истины. Школа стоиков толковала О. как непосредственное «принятие» предмета с помощью органа чувств. Эпикурейцы утверждали, что фундаментальной способностью души, от которой происходят все остальные, является О. Остро артикулированная в новоевропейской философии дилемма эмпиризма и рационализма выдвинула проблему интерпретации О. на передний план философской проблематики, инспирировав обогащение содержания сенсуализма (Гоббс, Ламетри, Дидро, Гольбах, Гельвеции и др.).

Источник: Новейший философский словарь на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Ощущение — Отражение свойств предметов объективного мира, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров коры головного мозга. О. — исходный пункт познания, неразложимый его элемент. Большая советская энциклопедия
  2. ОЩУЩЕНИЕ — ОЩУЩЕНИЕ — англ. sensation/»feeling; нем. Empfindung. 1. Отражение в сознании отдельных сторон действительности, возникающее в результате непосредственного воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров коры головного мозга. Социологический словарь
  3. ощущение — • сильное ~ Словарь русской идиоматики
  4. ощущение — ОЩУЩ’ЕНИЕ, ощущения, ср. (·книж. ). 1. только ед. Действие по гл. ощутить-ощущать. 2. Состояние сознания, восприятие, вызываемое раздражением органов чувств (псих., физиол.). «Наши ощущения, наше сознание есть лишь образ внешнего мира…» Ленин. «… Толковый словарь Ушакова
  5. ощущение — ОЩУЩЕНИЕ, я, ср. 1. Непосредственное чувственное восприятие свойств объективной реальности, возникающее в результате их воздействия на органы чувств и нервные центры. Осязательные, зрительные, слуховые, обонятельные ощущения. 2. Переживание, чувство. Толковый словарь Ожегова
  6. ощущение — ОЩУЩЕНИЕ — предполагаемое рядом философских и психологических концепций элементарное содержание, лежащее в основе чувственного знания внешнего мира, «кирпичик» для построения восприятия и иных форм чувственности. Энциклопедия эпистемологии и философии науки
  7. ощущение — сущ., с., употр. часто (нет) чего? ощущения, чем? ощущению, (вижу) что? ощущение, чем? ощущением, о чём? об ощущении; мн. что? ощущения, (нет) чего? ощущений, чему? ощущениям, (вижу) что? ощущения, чем? ощущениями, о чём? об ощущениях… Толковый словарь Дмитриева
  8. ощущение — ОЩУЩЕНИЕ -я; ср. 1. к Ощутить — ощущать. О. боли. О. ненависти, вражды. 2. Филос. Психический процесс, заключающийся в отражении органами чувств отдельных свойств материального мира, начальная ступень познавательной деятельности. Толковый словарь Кузнецова
  9. ОЩУЩЕНИЕ — (англ. sensation) — 1) психофизический процесс непосредственно чувственного отражения (познания) отдельных свойств явлений и предметов объективного мира, т. е. процесс отражения прямого воздействия стимулов на органы чувств, раздражения последних (см. Большой психологический словарь
  10. Ощущение — (физиология и психофизика) — в широком смысле представляет особое психическое состояние или внутреннее бытие, вызываемое возбуждением определенных частей нашего нервного вещества разнообразными внешними и внутренними раздражителями. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  11. ощущение — Ощущение, ощущения, ощущения, ощущений, ощущению, ощущениям, ощущение, ощущения, ощущением, ощущениями, ощущении, ощущениях Грамматический словарь Зализняка
  12. ощущение — см. >> чувство Словарь синонимов Абрамова
  13. ОЩУЩЕНИЕ — ОЩУЩЕНИЕ – элементарное содержание, лежащее в основе чувственного знания внешнего мира, «кирпичик» для построения восприятия [ВОСПРИЯТИЕ] и иных форм чувственности. Новая философская энциклопедия
  14. ощущение — ощущение ср. 1. Процесс действия по гл. ощущать 1. 2. Результат такого действия; психический процесс, заключающийся в отражении органами чувств человека отдельных свойств или сторон материального мира. Толковый словарь Ефремовой
  15. ОЩУЩЕНИЕ — ОЩУЩЕНИЕ — отражение свойств реальности, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров головного мозга. Виды ощущений многообразны: осязательные, зрительные, вибрационные, обонятельные и т. Большой энциклопедический словарь
  16. Ощущение — Отражение свойств предметов объективного мира, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров коры головного мозга. Медицинская энциклопедия
  17. ощущение — сущ., кол-во синонимов… Словарь синонимов русского языка
  18. ощущение — орф. ощущение, -я Орфографический словарь Лопатина
  19. ощущение — Ощущ/е́ни/е [й/э]. Морфемно-орфографический словарь
  20. ощущение — -я, ср. 1. Действие по знач. глаг. ощутить—ощущать. 2. Результат воздействия явлений объективного мира на органы чувств человека. Первая посылка теории познания, несомненно, состоит в том, что единственный источник наших знаний — ощущения. Малый академический словарь
  21. Ощущение — Первая ступень познавательной деятельности человека. О. – отражение свойств предметов объективного мира, как внешней среды, так и собственного организма. Они возникают в результате воздействия предметов внешнего мира на органы чувств. Толковый словарь психиатрических терминов

ОЩУЩЕНИЕ — это… Что такое ОЩУЩЕНИЕ?

  • ОЩУЩЕНИЕ —         отражение свойств предметов объективного мира, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров коры головного мозга. О. исходный пункт познания, неразложимый его элемент. Выделяя отражение качества… …   Философская энциклопедия

  • ощущение — отражение свойств предметов объективного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на рецепторы. В рамках рефлекторной концепции И. М. Сеченова и И. П. Павлова были проведены исследования, показавшие, что по своим физиологическим …   Большая психологическая энциклопедия

  • Ощущение —  Ощущение  ♦ Sensation    Элементарное восприятие или элемент возможного восприятия. Ощущение имеет место, когда какое либо физиологическое изменение, чаще всего внешнего порядка, возбуждает один из наших органов чувств. Например, воздействие… …   Философский словарь Спонвиля

  • ощущение — См …   Словарь синонимов

  • ОЩУЩЕНИЕ — ОЩУЩЕНИЕ, ощущения, ср. (книжн.). 1. только ед. Действие по гл. ощутить ощущать. 2. Состояние сознания, восприятие, вызываемое раздражением органов чувств (псих., физиол.). «Наши ощущения, наше сознание есть лишь образ внешнего мира…» Ленин.… …   Толковый словарь Ушакова

  • ОЩУЩЕНИЕ — ОЩУЩЕНИЕ, состояние сознания, вызываемое раздражением органов чувств, связанных центростремительными проводящими путями с высшими этажами центральной нервной системы корковыми центрами. Так. образом ощущение как свойство сложного, по преимуществу …   Большая медицинская энциклопедия

  • ОЩУЩЕНИЕ — отражение свойств реальности, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров головного мозга. Виды ощущений многообразны: осязательные, зрительные, вибрационные, обонятельные и т. д. Качественная… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Ощущение — построение образов отдельных свойств предметов окружающего мира в процессе непосредственного взаимодействия с ними. В классификациях ощущений используются разные основания. По модальности выделяют зрительные, вкусовые, слуховые, осязательные и… …   Психологический словарь

  • ОЩУЩЕНИЕ — ОЩУЩЕНИЕ, я, ср. 1. Непосредственное чувственное восприятие свойств объективной реальности, возникающее в результате их воздействия на органы чувств и нервные центры. Осязательные, зрительные, слуховые, обонятельные ощущения. 2. Переживание,… …   Толковый словарь Ожегова

  • ОЩУЩЕНИЕ — англ. sensation/ feeling; нем. Empfindung. 1. Отражение в сознании отдельных сторон действительности, возникающее в результате непосредственного воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров коры головного мозга. 2. Псих, процесс …   Энциклопедия социологии

  • Ощущение — это… Что такое Ощущение?

    Ощуще́ние, чувственный опыт — простейший психический процесс, представляющий собой психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды, возникающее при непосредственном воздействии на органы чувств, дифференцированное восприятие субъектом внутренних[1] или внешних стимулов и раздражителей при участии нервной системы. В психологии ощущения считаются первой стадией (на самом деле они туда не входят) ряда биохимических и неврологических процессов, которая начинается с воздействия внешней (окружающей) среды на рецепторы сенсорного органа (то есть органа ощущения) и затем ведёт к перцепции, или восприятию (распознаванию).

    В советско-российской психологической школе принято считать ощущение и чувство синонимами, однако это не всегда верно для других психологических школ. Другие эквиваленты термину «ощущения» — сенсорные процессы и чувствительность.

    Ощущение и восприятие

    Ощущение (в психологии) — процесс отражения отдельных свойств объектов окружающего мира[2].

    От понятия восприятия (как целостного впечатления, например, восприятие чашки кофе как целостного образа) отличается количественно (ощущение аромата кофе, цвета, температуры и т.д.).

    Восприятие состоит из одного или более ощущений, создающих наиболее полное представление об объекте. Т.е. восприятие будет, даже если человек не прикасается к чашке, с закрытыми глазами будет вдыхать аромат кофе (одно ощущение).

    Классификация ощущений

    Классификация ощущений строится на основе перечня рецепторов, при помощи которых эти ощущения становятся доступными[2].

    КритерийВид ощущения
    По расположению рецепторовЭкстероцептивные

    Интероцептивные

    Проприоцептивные

    По ведущему анализаторуСенсорные ощущения
    По взаимодействию рецепторов с раздражителямиКонтактные

    Дистантные

    Сенсорные ощущения

    Животные способны воспринимать следующие типы стимулов

    Виды человеческих ощущений

    В разных школах по-разному относятся к проблеме сенсорных процессов. Б. Г. Ананьев в работе «Теория ощущений» выделил наибольшее число ощущений (11). Видов рецепторов у животных больше.

    Дистантные ощущения
    Контактные ощущения
    Глубинные ощущения
    • Чувствительность от внутренних органов
    • Вестибулярная чувствительность
      • Головокружение (симптом)

    Классификация ощущений

    Разделяют ощущения по критерию принадлежности к специализированным анализаторам, ответственным за их обработку. Выделяют ощущения: зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые, обонятельные, проприоцептивные, двигательные. По расположению рецепторов все ощущения делятся на три группы.

    К первой группе относятся ощущения, которые связаны с рецепторами, находящимися на поверхности тела: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и кожные ощущения. Это экстерорецептивные ощущения.

    Ко второй группе относятся интерорецептивные ощущения, связанные с рецепторами, находящимися во внутренних органах.

    К третьей группе относятся кинестезические (двигательные) и статические ощущения, рецепторы которых находятся в мышцах, связках и сухожилиях — проприорецептивные ощущения (от лат. «собственный»).

    В зависимости от модальности анализатора различаются следующие виды ощущений: зрительные, слуховые, кожные, обонятельные, вкусовые, кинестезические, статические, вибрационные, органические и болевые. Различаются также контактные и дистантные ощущения.

    Общие психофизиологические закономерности ощущений

    Работа каждого анализатора имеет свои специфические закономерности.

    Наряду с этим все виды ощущений подчинены общим психофизиологическим закономерностям.

    Для возникновения какого-либо ощущения раздражитель должен иметь определенную величину интенсивности.

    Интенсивность определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора[3].

    Минимальная величина раздражения, которая вызывает едва заметное ощущение, называется абсолютным нижним порогом ощущения. Способность ощущать эти самые слабые раздражения называется абсолютной чувствительностью. Она всегда выражается в абсолютных числах. Например, для возникновения ощущения давления достаточно воздействия 2 мг на 1 кв.мм поверхности кожи.

    Верхний абсолютный порог ощущения — максимальная величина раздражения, дальнейшее увеличение которой вызывает исчезновение ощущения или болевое ощущение. Например, сверхгромкий звук вызывает боль в ушах, а сверхвысокий (по частоте колебаний свыше 20000 Гц) — вызывает исчезновение ощущения (слышимый звук переходит в ультразвук). Давление 300 г/кв.мм вызывает боль.

    Наряду с абсолютной чувствительностью следует различать относительную чувствительность — чувствительность к различению интенсивности одного воздействия от другого. Относительная чувствительность характеризуется порогом различения.

    Порог различения, или дифференциальный порог, — едва ощущаемое минимальное различие в силе двух однотипных раздражителей.

    Порог различения — это относительная величина (дробь), которая показывает, какую часть первоначальной силы раздражителя надо прибавить (или убавить), чтобы получить едва заметное ощущение изменения в силе данных раздражителей.

    Так, если взять груз в 1 кг и затем прибавить еще 10 г, то этой прибавки никто ощутить не сможет; чтобы почувствовать увеличение прибавки веса необходимо добавить 1/30 часть первоначального веса, то есть 33 г. Таким образом, относительный порог различения силы тяжести равен 1/30 части силы первоначального раздражителя.

    Относительный порог различения яркости света равен 1/100; силы звука — 1/10; вкусовых воздействий — 1/5. Эти закономерности открыты Бугером и Вебером (закон Бугера-Вебера).

    Закон Бугера-Вебера относится только к средней зоне интенсивности раздражителей. Иначе говоря, относительные пороги теряют значение при очень слабых и очень сильных раздражителях. Это было установлено Фехнером.

    Фехнер установил также, что если интенсивность раздражителя увеличивать в геометрической прогрессии, то ощущение будет увеличиваться лишь в арифметической прогрессии. (Закон Фехнера).

    Нижние и верхние абсолютные пороги ощущений (абсолютная чувствительность) характеризуют пределы человеческой чувствительности. Но чувствительность каждого человека изменяется в зависимости от различных условий.

    Так, входя в плохо освещенное помещение, мы вначале не различаем предметы, но постепенно под влиянием данных условий чувствительность анализатора повышается.

    Находясь в накуренном помещении или в помещении с какими-либо запахами, мы через некоторое время перестаем замечать эти запахи (понижается чувствительность анализатора).

    Когда из плохо освещенного пространства мы попадаем в ярко освещенное, то чувствительность зрительного анализатора понижается.

    Изменение чувствительности анализатора в результате его приспособления к действующим раздражителям называется адаптацией.

    Разные анализаторы имеют различную скорость и различный диапазон адаптации. К одним раздражителям адаптация происходит более быстро, к другим — медленнее. Более быстро адаптируются обонятельные и тактильные анализаторы. Полная адаптация к запаху йода наступает через одну минуту. Через три секунды ощущение давления отражает только 1/5 силы раздражителя (поиск очков, сдвинутых на лоб, — один из примеров тактильной адаптации). Еще медленнее адаптируются слуховой, вкусовой и зрительный анализаторы. Для полной адаптации к темноте необходимо 45 мин. После этого периода зрительная чувствительность увеличивается в 200 000 раз (самый высокий диапазон адаптации).

    Явление адаптации имеет целесообразное биологическое значение. Оно содействует отражению слабых раздражителей и предохраняет анализаторы от чрезмерного воздействия сильных раздражителей.

    Чувствительность зависит не только от воздействия внешних раздражителей, но и от внутренних состояний.

    Повышение чувствительности анализаторов под влиянием внутренних (психических) факторов называется сенсибилизацией. Так, например, слабые вкусовые ощущения повышают зрительную чувствительность. Это объясняется взаимосвязью данных анализаторов, их системной работой.

    Сенсибилизация, обострение чувствительности, может быть вызвано не только взаимодействием ощущений, но и физиологическими факторами, введением в организм тех или иных веществ. Например, для повышения зрительной чувствительности существенное значение имеет витамин А.

    Чувствительность повышается, если человек ожидает тот или иной слабый раздражитель, когда перед ним выдвигается специальная задача различения раздражителей. Чувствительность отдельного человека совершенствуется в результате упражнения. Так, дегустаторы, специально упражняя вкусовую и обонятельную чувствительность, различают разнообразные сорта вин, чая и могут даже определить, когда и где изготовлен продукт.

    У людей, лишенных какого-либо вида чувствительности, осуществляется компенсация (возмещение) этого недостатка за счет повышения чувствительности других органов (например, повышение слуховой и обонятельной чувствительности у слепых).

    Взаимодействие ощущений в одних случаях приводит к сенсибилизации, к повышению чувствительности, а в других случаях — к ее понижению, то есть к десенсибилизации. Сильное возбуждение одних анализаторов всегда понижает чувствительность других анализаторов. Так, повышенный уровень шума в «громких цехах» понижает зрительную чувствительность.

    Одним из проявлений взаимодействия ощущений является контраст ощущений.

    Контраст ощущений — это повышение чувствительности к одним свойствам под влиянием других, противоположных свойств действительности.

    Например, одна и та же фигура серого цвета на белом фоне кажется темной, а на черном — светлой.

    Иногда ощущения одного вида могут вызвать добавочные ощущения. Например, звуки могут вызвать цветовые ощущения, желтый цвет — ощущение кислого. Это явление называется синестезией.

    Примечания

    См. также

    Ссылки

    Ощущение — это… Что такое Ощущение?

     Ощущение

     ♦ Sensation

       Элементарное восприятие или элемент возможного восприятия. Ощущение имеет место, когда какое-либо физиологическое изменение, чаще всего внешнего порядка, возбуждает один из наших органов чувств. Например, воздействие света на сетчатку глаза или вибрации воздуха на барабанную перепонку уха вызывают в организме некоторые изменения, через нервную систему передающиеся в мозг, и тогда мы сознаем, что видим или слышим что-то.

       Восприятие связано с сознанием, ощущение – скорее с телом. Оно поставляет тот материал, которому восприятие придает определенную форму. Вот почему ощущение – это абстракция, не существующая как таковая. Мы имеем дело исключительно с множеством ощущений, организованных определенным образом и связанных между собой, иначе говоря, с восприятиями. Восприятия в каком-то смысле находятся по ту сторону тела, ощущения – по эту сторону сознания. Именно это имеет в виду Ланьо (***), утверждая, что «ощущение не есть данность сознания». Но и сознание невозможно без ощущений, или это будет пустое сознание.

       Восприятие подразумевает ощущение, но не сводится к нему. Нельзя воспринимать, не ощущая, но можно ощущать, не воспринимая. Например, я стою ногами на земле. Я постоянно ощущаю землю под своими ногами, но воспринимаю это только в редкие моменты. Или другой пример – уличный шум. Я слышу его постоянно, но воспринимаю (то есть отдаю себе отчет в том, что слышу именно уличный шум) только в том случае, когда он становится особенно сильным или если я специально прислушаюсь. Восприятие предполагает активность мысли, хотя бы минимальное внимание к происходящему, тогда как ощущению достаточно пассивного состояния ума или вообще только телесной деятельности. Именно это происходит с нами во сне. Мы продолжаем слышать звуки (они могут нас разбудить), но не воспринимаем их – пока спим. Рассуждая от обратного, можно дать и определение восприятия – это не обязательно активное ощущение (чтобы воспринимать звуки, не обязательно к ним прислушиваться), но такое ощущение, а чаще – комплекс ощущений, которые мы осознаем или которым внимаем. Ощущение – это то же самое, минус внимание и осознание, от которых мы абстрагируемся. Правда, следует признать, что эта абстракция существует, причем во вполне конкретной форме, это – открытость нашего тела миру, так же как восприятие есть открытость нашего духа и телу, и всему сущему.

       ***

       Жюль Ланьо (1851–1894) – французский философ, учитель Алена. Не оставил письменного наследия.

    Философский словарь — М.: Палимпсест, Издательство «Этерна». Андре Конт-Спонвиль. 2012.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *