Основные идеи толкотт парсонс: Срок регистрации домена закончился

Автор: | 20.01.1976

Содержание

Теория Парсонса: основные идеи и содержание

В истории социологии видное место занимает Толкотт Парсонс (1902-1979 гг.). Благодаря деятельности этого профессора Гарвардского университета указанная дисциплина была выведена на международный уровень. Парсонс создал особый стиль мышления, для которого характерно убеждение в главенствующей роли научного познания, сводимого к построению систем и систематизации данных. Основная черта этого социального мыслителя заключается в умении проводить дифференциацию понятийного аппарата, а также в выявлении оттенков смыслов в утверждениях, сумевших уже занять свою прочную нишу в научном мире, и в способности изобретать все более новые и усовершенствованные аналитические схемы.

К своим идеям, благодаря которым и увидела свет теория социальной системы Т. Парсонса, исследователь подошел, опираясь на познания в биологии, а также на труды европейских социологов и экономистов, работавших в конце 19 – начале 20 вв. Его учителями и кумирами были А. Маршалл, Э. Дюркгейм, М. Вебер и В. Парето.

Основная идея

Теория Парсонса явилась альтернативой марксистскому пониманию главенствующего значения революции в глобальном преобразовании мира. Работы этого ученого чаще всего оценивают как «трудные для понимания». Однако за частоколом сложной аргументации и абстрактных определений в теории Парсонса прослеживается одна большая идея. Она заключается в том, что социальная реальность, несмотря на ее противоречивость, сложность и необъятность, обладает системным характером.

Т. Парсонс являлся убежденным сторонником того, что начало научной социологии было положено в тот момент, когда все имеющие место связи между людьми начали рассматриваться учеными в качестве единой системы. Основоположником подобного подхода к построению общества был К. Маркс.

В своей теории социального действия Парсонс выстроил новую теоретическую структурно-функциональную модель. Ее он описал в своих трудах под названиями:

  • «Социальная система»;
  • «Структура социального действия»;
  • «Социальная система и эволюция теории действия».

Центральной идеей теории социального действия Т. Парсонса явилась мысль о наличии некоего состояния общества, когда согласие доминирует над конфликтом, то есть имеет место консенсус. Что это означает? Это говорит об организованности и упорядоченности социальных действий и всей общественной системы в целом.

В теории Парсонса выстроена концептуальная схема. Ее ядром является процесс взаимодействия различных социальных систем. При этом он окрашен личностными характеристиками и ограничен культурой людей.

В теории Парсонса рассматривается также и социальный порядок. По мнению автора, он содержит в себе ряд взаимосвязанных значений. Среди них – мысль о том, что в поведении каждого индивида нет случайностей. Во всех действиях человека существует дополнительность, согласованность, взаимность, а, следовательно, и предсказуемость.

Если внимательно изучить социальную теорию Т. Парсонса, то становится понятно, что автора, прежде всего, интересовали проблемы, касающиеся изменений и разрушений общественного порядка. Гарвардский профессор смог ответить на вопросы, которые в свое время волновали О. Конта. Этот ученый в своих трудах о «социальной статике» уделял основное внимание самосохранению, устойчивости и инерционности социального порядка. О. Конт полагал, что общество способно сопротивляться внешним и внутренним тенденциям, направленным на его изменение.

Теорию Т. Парсонса называют синтетической. Связано это с тем, что она опирается на различные комбинации таких факторов, как ценностное согласие, индивидуальный интерес и принуждение, а также на инерционные модели системы общества.

В социальной теории Парсонса конфликт рассматривается как причина дезорганизации и дестабилизации жизни общества. Таким образом, автором была выделена одна из аномалий. Парсонс считал, что основная задача государства состоит в поддержании бесконфликтного типа отношений между всеми элементами, составляющими общество. Это и позволит обеспечить равновесие, сотрудничество и взаимопонимание.

Рассмотрим кратко теорию социальной системы Т. Парсонса.

Основополагающие понятия

Теория действия Парсонса рассматривает те границы, которые существуют в действиях людей. Работая над своим трудом, ученый использовал в нем такие понятия, как:

  • организм, являющийся биофизической основой поведения индивида;
  • действие, представляющее собой нормативно регулируемое, целенаправленное и мотивированное поведение;
  • деятель, выраженный эмпирической системой действий;
  • ситуация, под которой подразумевается значимая для человека зона внешнего мира;
  • социальная система, в которой есть один или большее количество людей, между которыми происходят взаимозависимые действия;
  • ориентация на ситуацию, то есть ее значение для индивида, для его стандартов и планов.

Объекты взаимосвязей

Схема общества, рассматриваемая в теории Парсонса, включает в себя следующие элементы:

  1. Социальные объекты.
  2. Физические объекты. Это коллективы и отдельные индивиды. Они являются средствами и одновременно с этим условиями для осуществления действий социальными объектами.
  3. Культурные объекты. Данные элементы представляют собой целостные представления, символы, системы и идеи верований, обладающие постоянством и регулярностью.

Элементы действий

Любой деятель, по мнению Парсонса, всегда соотносит возникшую ситуацию со своими целями и потребностями. В этом случае происходит подключение мотивационного компонента. Это объясняется тем, что в любой ситуации основной целью деятеля является получение «награды».

Для теории действия мотив первостепенного значения не имеет. Гораздо важнее в этом случае рассматривать опыт деятеля, то есть его способность определить ситуацию для организации оптимального воздействия на нее. При этом должна последовать не просто реакция. Деятелю необходимо выработать свою систему ожиданий, учитывая особенности элементов ситуаций.

Однако порой все бывает намного сложней. Так, в социальных ситуациях деятелю важно рассмотреть те реакции, проявление которых возможно от других индивидов и групп. Это также должно быть учтено во время отбора варианта собственного действия.

В процессе социальной интеракции существенную роль начинают играть символы и знаки, которые несут в себе определенный смысл. Они становятся для деятелей средствами коммуникации. Таким образом, в опыт социального действия входит и культурный символизм.

Именно поэтому в терминологии теории Парсонса личность является организованной системой ориентации индивида. При этом наряду с мотивацией рассматриваются еще и те ценности, которые служат составными элементами «культурного мира».

Взаимозависимость

Каким образом рассматривается система в теории Т. Парсонса? В своих трудах ученый выдвигает идею о том, что любая из них, в том числе и социальная, обладает взаимозависимостью. Другими словами, если в одной из частей системы происходят какие-либо изменения, то это, непременно, скажется на ней в целом. Общее понятие взаимозависимости в социальной теории Парсонса рассматривается в двух направлениях. Рассмотрим каждое из них подробнее.

Обусловливающие факторы

Из чего складывается первое из двух направлений взаимозависимости в обществе? Оно представляет собой те условия, которые способствуют образованию иерархии обусловливающих факторов. Среди них:

  1. Физические условия для существования (жизни) человека. Без них невозможно вести какую-либо деятельность.
  2. Существование индивидуумов. Обосновывая этот фактор, Парсонс приводит пример с инопланетянами. Если они существуют в пределах другой солнечной системы, то биологически они отличаются от человека, а, вследствие этого, ведут отличную от земной социальную жизнь.
  3. Психофизические условия. Они стоят на третьей ступени иерархии и являются одним из необходимых условий для существования социума.
  4. Система общественных ценностей и норм.

Контролирующие факторы

В теории социальной системы Парсонса широко раскрыто и второе направление взаимозависимости, которая имеет место в обществе. Оно представлено иерархией факторов управления и контроля. Придерживаясь данного направления, к рассмотрению общества можно подойти с точки зрения взаимодействия двух подсистем. Причем одна из них содержит в себе энергию, а вторая – информацию. Что же это за подсистемы? Первая из них в теории действия Т. Парсонса – экономика. Ведь именно эта сторона общественной жизни имеет высокий энергетический потенциал. При этом экономикой могут управлять люди, не участвующие в производственных процессах, но при этом организующие других людей.

И здесь немаловажное значение приобретает проблема идеологии, норм и ценностей, позволяющих контролировать общество. Реализуют подобную функцию в подсистеме (сфере) управления. Но при этом возникает очередная проблема. Она касается непланируемого и планируемого управления. Т. Парсонс полагал, что в этом случае главенствующую роль играет политическая власть. Она представляет собой тот обобщающий процесс, с помощью которого возможен контроль всех остальных процессов, происходящих в обществе. Таким образом, правительство является высшей точкой кибернетической иерархии.

Общественные подсистемы

Теория систем Парсонса выделяет в социуме:

  1. Организацию политической власти. Этот институт необходим для обеспечения контроля над тем, что происходит на территории государства.
  2. Воспитание и социализацию каждого человека, начиная с ранних лет, а также осуществление контроля над населением. Особую значимость данная подсистема приобрела в настоящее время в связи с возникшей проблемой информационной агрессии и господства.
  3. Экономическую основу общества. Она находит свое выражение в организации общественного производства и в распределении его продукта между индивидами и слоями населения, а также в оптимальном использовании общественных ресурсов, прежде всего, человеческих.
  4. Совокупность тех культурных норм, которые воплощены в учреждениях. В несколько иной терминологии данная подсистема является поддержанием культурных институциональных образцов.
  5. Систему коммуникаций.

Социальная эволюция

Каким образом рассматривает развитие общества теория Парсонса? Ученый придерживается мнения о том, что социальная эволюция представляет собой один из элементов развития живых систем. В связи с этим Парсонс утверждает о существовании связи между появлением человека, рассматриваемого как биологический вид, и возникновением обществ.

По мнению биологов, люди принадлежат только к одному виду. Именно поэтому Парсонс делает вывод о том, что все сообщества имеют единые корни, при этом пройдя следующие стадии:

  1. Примитивную. Для этого типа сообщества характерно наличие гомогенности его систем. В основе социальных связей лежат религиозные и родственные отношения. Каждый из членов такого общества играет предписанную ему социумом роль, которая, как правило, зависит от пола и возраста индивида.
  2. Продвинутую примитивную. В этом обществе уже появляется разделение на политические, религиозные и экономические подсистемы. Роль индивида при этом все более зависит от его успеха, приходящего с удачей или с полученными навыками.
  3. Промежуточную. В таком обществе происходит дальнейший процесс дифференциации. Он затрагивает системы социального действия, вызывая необходимость их интеграции. Возникает письменность. При этом грамотные люди отделяются от всех остальных. Ценности и идеалы человека освобождаются от религиозности.
  4. Современную. Начало этой стадии было положено в Древней Греции. При этом возникла система, для которой характерна социальная стратификация, в основе которой лежит критерий успеха, а также развитие поддерживающей, интегративной, целенаправляющей и адаптационной подсистем.

Предпосылки выживания общества

В теории действия Парсонса социум рассматривается, как целостная система. Основным ее критерием ученый считает самообеспечение, а также наличие высокого уровня самодостаточности к своему окружению.

Важное место при рассмотрении концепции общества Парсонс отводил определенным функциональным предпосылкам, к которым он относил:

  • адаптивность то есть умение приспосабливаться к воздействиям окружающей среды;
  • поддержание порядка;
  • целенаправленность, выраженную в стремлении достичь поставленных целей по отношению к окружающей среде;
  • интеграцию индивидов, как действующих элементов.

Что касается адаптации, то о ней Парсонс делал неоднократные высказывания, причем в разных контекстах. По его мнению, она является тем функциональным условием, которому должны отвечать любые социальные системы. Только в этом случае они станут способны выжить. Ученый полагал, что потребность в адаптации индустриального общества удовлетворяется благодаря развитию его специализированной подсистемы, которой является экономика.

Адаптация является тем путем, которым любая социальная система (государство, организация, семья) способна управлять своей средой обитания.

Для осуществления интеграции или сбалансированности социальной системы существует централизованная система ценностей.

При рассмотрении предпосылок выживания общества Парсонс развил идею М. Вебера, считавшего, что основу порядка составляет принятие и одобрение большинством населения тех норм поведения, которые поддерживаются эффективным государственным контролем.

Изменение социальных систем

Подобный процесс, по мнению Парсонса, является многогранным и носит довольно сложный характер. Все факторы, влияющие на изменение социальной системы, независимы между собой. Причем ни один из них не может рассматриваться в качестве первоначального. Изменение одного из факторов непременно отразится на состоянии всех остальных. Если перемены носят позитивный характер, то можно говорить о том, что они указывают на способность общества воплощать в жизнь заданные ценности.

Социальные процессы, происходящие при этом, могут быть трех типов:

  1. Дифференциация. Ярким примером такого типа общественного процесса является переход от традиционного ведения крестьянского хозяйства к индустриальному производству, выходящему за рамки семьи. Наблюдалась дифференциация в социуме и во время отделения высшего образования от церкви. Помимо этого, подобный тип социального процесса имеет место и в современном обществе. Он выражается в возникновении новых классов и слоев населения, а также в дифференциации профессий.
  2. Адаптивная реорганизация. Любая группа людей должна уметь приспособиться к новым условиям. Подобный процесс происходил с семьей. В свое время ей пришлось приспособиться к новым для нее функциям, продиктованным индустриальным обществом.
  3. Трансформация социума. Порой общество становится более сложным и дифференцированным. Происходит это за счет привлечения в него более широкого круга социальных единиц. Таким образом, в обществе появляются новые элементы с одновременным увеличением внутренних связей. Оно постоянно усложняется, в связи с чем изменяет свой качественный уровень.

Парсонс Толкотт — это… Что такое Парсонс Толкотт?

Талкотт Парсонс

Талкотт Парсонс (англ. Talcott Parsons, 13 декабря 1902, Колорадо-Спрингс — 6 мая 1979, Мюнхен) — американский социолог-теоретик, глава школы структурного функционализма, один из создателей современной теоретической социологии и социальной антропологии.

На раннем этапе исследований стремился найти определённый компромисс между «социологизмом» Э.Дюркгейма, жёстко детерминировавшим человеческое поведение влиянием внешней социальной среды, и «понимающей» теорией социального действия М. Вебера, описывающей человеческое поведение через соответствие «идеальным типам». На ранние работы Парсонса значительное влияние также оказали В.Парето, предлагавший сходную с веберовской модель деления человеческих действий по мотивации на «логические» и нелогические, А.Маршалл, Г.Зиммель, З.Фрейд.

Сочинения Парсонса написаны весьма сложным языком, которые иногда скучно читать из-за множества частных деталей, событий и персоналий, что вызывает затруднения даже у заинтересованных читателей. Парсонс предстаёт неисправимым схоластом и любителем эзотерических тестов. Ему удалось сотворить гигантскую дедуктивную систему абстрактных понятий, охватывающую человеческую реальность во всём её многообразии. Однако в эмпирическом исследовании и повседневной социологической практике ни один социолог не пользуется этой системой, предпочитая менее ёмкие, но более оперативные частные теории.

Биография

Сын священника. Изучал биологию и философию в Амхерсте, затем учился в Лондонской школе экономики и Гейдельбергском университете.

В 1927—1973 преподавал в Гарварде, где создал и возглавил междисциплинарный Отдел социальных отношений. В 1962—1968 несколько раз был в СССР, в частности выступал на семинаре Ю. А. Левады в Институте социологии в Москве, встречался на семинаре в Ленинграде с И. С. Коном.

Научная деятельность

Синтезировав теоретические подходы Макса Вебера (труды которого он переводил), Георга Зиммеля, Эмиля Дюркгейма, Парето, Алана Маршалла, Зигмунда Фрейда, разработал общую теорию действия и, в частности, социального действия как самоорганизующейся системы. В последней, которая задана набором функциональных проблем любой системы (адаптация, достижение цели, интеграция, поддержание образца), Парсонс аналитически вычленяет подсистемы социальной структуры, культуры, личности. Ориентации действующего лица (актора) описываются при этом с помощью набора стандартных (типовых) переменных. Этот теоретический язык Парсонс использовал для описания систем экономики, политики, права, религии, образования, для анализа семьи, больницы (и, в частности, психбольницы), школьного класса, университета, искусства, масс-медиа, сексуальных, расовых и национальных отношений, социальных отклонений, а позднее — для построения неоэволюционистской сравнительной социологии различных обществ, вовлеченных и продолжающих вовлекаться в универсальный процесс модернизации.

Парсонс и его теория (ее называют структурным функционализмом или теорией действия) имели решающее значение для становления социологии в качестве академической дисциплины.

Структурный функционализм

Структурный функционализм:

  • высокоабстрактное, жёстко кодифицированное теоретическое построение, претендующее на универсальное объяснение социальной реальности;
  • социология занимается изучением функций, выполняемых социальными институтами, и социальным действием индивидов, которые занимают определённое место в социальной структуре общества (статусы) и исполняют предписанные общественными нормами и ценностями социальные роли;
  • тесная связь между статикой и динамикой, социальной системой и социальной структурой.

Общество в структурном функционализме — любое социальное явление, учреждение или институт рассматриваемые с точки зрения их вклада в развитие общества; функционально взаимосвязанные переменные. Требования к обществу:

  • Общество должно быть приспособлено к среде.
  • У общества должны быть поставлены цели.
  • Все элементы общества должны быть скоординированы.
  • Ценности в обществе должны сохраняться.

Структурно-функциональный анализ — принцип исследования социальных явлений и процессов как системы, в которой каждый элемент структуры имеет определенное назначение (функцию). Функция в социологии — роль, которую выполняет определённый социальный институт или процесс по отношению к целому (напр., функция государства, семьи и т. д. в обществе).

Теория социального действия

Деятельность — процесс, выражающийся в целесообразном изменении и преобразовании человеком мира и сознания, включающий цель, средства и результат.

Поведение — система взаимосвязанных действий, осуществляемых субъектом с целью реализации определённой функции и требующих его взаимодействия со средой. В поведении проявляются личность человека, особенности его характера, темперамента, его потребности, вкусы; обнаруживаются его отношения к предметам.

Теория социального действия

Подсистемы социального действия:

  • биологический организм (индивидуальное психологическое состояние человека, включая инстинкты и биологические потребности, влияющие на поведение человека).
  • система личности («Эго»): мотивационная структура индивида; организм и система личности вместе образуют «базисную структуру» и представляют собой совокупность индивидуальных потребностей и диспозиций (целедостижение как удовлетворение потребностей).
  • социальная система — совокупность образцов поведения, социальное взаимодействие (интеракция) и социальные роли (интеграция).
  • система культуры — культурные ценности и социальные нормы, необходимые для стабильного функционирования общества.

Социальный порядок

Любая система стремится к равновесию, поскольку ей присуще согласие элементов; она всегда воздействует на отклонения так, чтобы скорректировать их и вернуться в равновесное состояние; система преодолевает любые дисфункции, а каждый элемент вкладывает нечто в поддержание её устойчивости.

У Парсонса элементом упорядочивающим взаимодействующие части стала структура (неподвижное единство находящихся в постоянном движении социальных действий). Структура понимается как система социальных норм и статусов (или нормативный порядок).

Нормативный порядок включает: социальный порядок и социальные нормы (неизменные правила, которыми руководствуются большие массы людей в силу приданного нормам легитимного статуса).

Социальный порядок возникает под воздействием 2-х процессов:

  • Тенденции социальной системы к самосохранению.
  • Тенденции к сохранению определённых границ и постоянства по отношению к среде (гомеостатическое равновесие).

Типовые переменные — понятие, объединяющее социальное действие и социальную систему; фундаментальные дилеммы, с которыми сталкивается актор социального действия.

1) Партикуляризм (или универсализм) — акторы должны решить, оценивать ли человека с помощью общих критериев (универсализм) или использовать уникальные критерии, применимые лишь в отношении конкретного человека (партикуляризм).

2) Поступки человека — необходимо решить, оценивать ли людей по их поступкам или опираясь на их личные качества.

3) Аффективная нейтральность или аффективность — акторы могут находиться в определённых отношениях либо по причинам инструментальным, не затрагивающим их чувств (аффективная нейтральность), либо по эмоциональным причинам (аффективность).

4) «Диффузность» или специализация — индивидам в любой ситуации приходится выбирать между вовлечённостью наряду с другими индивидами в широкий спектр социальной деятельности («диффузность») и сосредоточенностью на достижении лишь специфических, структурированных целей (специализация).

5) Ориентация на себя или ориентация на группу — эгоистические и альтруитические действия.

6) Предписанное или достигнутое.

Социальные системы

Социальные системы — институциональные системы рассматриваемые как устойчивые комплексы правил, норм, установок, регулирующих человеческое поведение и преобразующих его в систему ролей и статусов.

Социальная система имеет структуру с взаимосвязанными уровнями: индивид — группа (коллективы) — институты — общество в целом. Каждому из этих уровней соответствует свой тип иерархии: технический, «менеджериальный», институциональный и социетальный.

На социетальном уровне социальная система организуется в виде слияния 4-х подсистем: экономической (функция — адаптации), политической (функция — целедостижение), «фидуциарной» (функция — латентность) и «социетальной общности» (функция — интеграции).

Социетальная общность — ядро всей социальной системы — это система или совокупность коллективов, организованных и упорядоченных на основе единых нормативных образцов, включает нормы, ценности и нормативные образцы. В качестве обобщённого средства взаимообмена между людьми здесь признаются «влияние» и «солидарность», а не деньги, власть или ценностные качества.

Признание

Президент Американской социологической ассоциации (1949), ее секретарь (1960—1965). В 1950—1970-е годы — крупнейшая фигура теоретической социологии, наиболее известный и влиятельный из американских социологов. Труды Парсонса переведены на многие языки, они составляют основу в изучении социологической теории и истории социологической мысли.

Основные труды

  • The Structure of Social Action (1937)
  • Essays in Sociological Theory, Pure and Applied (1949)
  • Toward a General Theory of Action (1951, в соавторстве с Э.Шилзом)
  • The Social System (1951)
  • Working Papers in the Theory of Action (1953, в соавторстве с Э.Шилзом и Р. Ф. Бейлзом)
  • Family, socialization and interaction process (1955, в соавторстве с Р. Ф. Бейлзом)
  • Economy and Society (1956, в соавторстве с Н.Смелзером)
  • Structure and Process in Modern Societies (1960)
  • Theories of society; foundations of modern sociological theory (1961)
  • Societies: Evolutionary and Comparative Perspectives (1966)
  • The Negro American (1966, в соавторстве с К. Б. Кларком)
  • Sociological Theory and Modern Society (1968)
  • Politics and Social Structure (1969)
  • The System of Modern Societies (1971)
  • The American University (1973, в соавторстве с Д. М. Платтом)
  • Social Systems and the Evolution of Action Theory (1977)
  • Action Theory and the Human Condition (1978)

Сводные издания

  • Talcott Parsons on institutions and social evolution: selected writings/ Leon H Mayhew, ed. Chicago: University of Chicago Press, 1982
  • Readings from Talcott Parsons/ Peter Hamilton, ed. London: Tavistock Publications, 1983

Издания на русском языке

  • Общетеоретические проблемы социологии// Социология сегодня: Проблемы и перспективы/ Р. К. Мертон, Л.Брум., Л. С. Котрелл (ред.). М.: Прогресс, 1965, с.25-67.
  • Американская социология: Перспективы. Проблемы. Методы/ Под ред. Т.Парсонса. М.: Прогресс, 1972 (курс лекций по радио, сокр. перевод)
  • Система координат действия и общая теория систем действия. Функциональная теория изменения. Понятие общества//Американская социологическая мысль. М.: Изд. Международного ун-та бизнеса и управления, 1996, с.462-525
  • Система современных обществ. М.: Аспект-Пресс, 1997 (включает также интеллектуальную автобиографию Парсонса)
  • О структуре социального действия. М.: Академический проект, 2000 (включает библиографию и материалы о судьбе парсонсовского наследия в России)
  • Понятие общества//[1]

Литература

  • Black M. The social theories of Talcott Parsons; a critical examination. Englewood Cliffs: Prentice-Hall, 1961
  • Rocher G. Talcott Parsons and American Sociology. New York: Barnes & Nobles, 1975
  • Explorations in general theory in social science: essays in honor of Talcott Parsons/ Jan J.Loubser, ed. Vol.1/2. New York: Free Press, 1976
  • Menzies K. Talcott Parsons and the social image of man. London; Boston: Routledge & K. Paul, 1976
  • The Theory of Social Action: The correspondence of Alfred Schutz and Talcott Parsons/ Grathoff R., ed. Bloomington; London: Indiana UP, 1978.
  • Bourricaud F. The sociology of Talcott Parsons. Chicago: University of Chicago Press, 1981
  • Lackey P.N. Invitation to Talcott Parsons’ Theory. Houston: Cap and Gown Press, 1987
  • Robertson R., Turner B.S. Talcott Parsons: theorist of modernity. London; Newbury Park: Sage Publication, 1991
  • Holmwood J. Founding sociology?: Talcott Parsons and the idea of general theory. London; New York: Longman, 1996.
  • Agenda for sociology: classic sources and current uses of Talcott Parsons’s work/ Bernard Barber, Uta Gerhardt, eds. Baden-Baden: Nomos, 1999
  • Talcott Parsons: zur Aktualität eines Theorieprogramms/ Helmut Staubmann, Harald Wenzel (Hrsg.). Wiesbaden: Westdt. Verl., 2000
  • Fararo T.J. Social Action Systems: Foundation and Synthesis in Sociological Theory. Westport: Praeger, 2001
  • Gerhardt U. Talcott Parsons: an intellectual biography. Cambridge; New York: Cambridge UP, 2002
  • After Parsons—a theory of social action for the 21st century/ Renée C. Fox a.o., eds. New York: Russell Sage Foundation, 2005.
  • Структурно-функциональный анализ в социологии. Вып. 1/2. М., 1968—1969
  • Критика теории «социального действия» Т.Парсонса. М.: ИНИОН АН СССР, 1982
  • Седов Л. А. Парсонс, Толкотт// Современная западная социология: Словарь. М.: Политиздат, 1990, с.257-260 (=[2])
  • Ковалев А. Д. Формирование теории действия Толкотта Парсонса// История теоретической социологии. В 4-х тт. Т.3. М.: Канон, 1997, с.150-179

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

Теория структурно-функционального анализа. Теория Т. Парсонса

Значимую роль в социальной философии современности играет структурно-функциональный анализ. Многочисленные исследования в этой области полностью удовлетворяют социальную потребность. Среди учёных, которые занимаются данным вопросом, следует выделить Т. Парсонса и Р. Мертона, которые признали социальную значимость структурно-функционального анализа для общества и посредством его смогли объяснить многочисленные общественные явления.

Представители структурно-функционального анализа

Р. Мертон сформировал и проработал так называемую «теорию среднего ранга». Это научное объяснение общественных явлений, которое является своеобразной совокупностью некоторых теоретических объяснений, которые основаны на эмпирических данных. Общая социальная теория функционирования общества, по мнению Мертона, могла бы стать обобщённым выражением теорий среднего уровня.

Замечание 1

Некоторые представители и приверженцы структурно-функционального анализа, например, О. Конту и Г. Спенсер, высказывают мнение о том, что общество – это единый социальный организм, состоящий из отдельных частей, а они, в свою очередь, тесно связаны между собой и со всеми компонентами общества.

Они выдвигали идеи о том, что в основе человеческого существования стоит задача по упрочнению этих самых связей для обеспечения обществу стабильности и равновесия, только в этом случае общество, как организм сможет функционировать нормально. В основе исследований О. Конту и Г. Спенсера лежат следующие термины: система, элементы, структура, функция, дисфункция, равновесие, стабильность, гармония и пр.

Структурно-функциональный анализ

Основываясь на исследованиях посредством структурно-функционального анализа явлений в обществе, учёными выделяются факторы, которые способствуют равновесию и стабильности. А также те факторы, что наоборот тормозят развитие и нарушают стабильность и равновесие. Кроме того поднимаются вопросы, связанные с проблемами норм и ценностей, которые также способствуют нормальному функционированию социума, и отклонениях от них, которые имеют свои характерные особенности и называются дисфункции.

Нужна помощь преподавателя?

Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Особое место в исследованиях учёных занимает также нестандартное поведение или поведение не соответствующее нормам: социальным, нравственным и правовым. Под этим следует понимать преступность, наркоманию, алкоголизм и т.п. Кроме того, следует отметить, что дисфункциональный характер может носить и деятельность некоторых социально-политических институтов. Это происходит в ситуациях, когда последними нарушается стабильность общественной жизни, следствием таких действий становится деформация и разрушение. Все эти явления находятся под пристальным вниманием социологии и структурно-функционального анализа.

Т. Парсонс и его теория

Т. Парсонс предпринял, в силу описанных выше факторов, создать теорию функционирования общества и брать за её основу целостную социальную систему. Согласно положениям, которые он выдвинул в одной из своих ключевых работ » Структура социального действия», в исследованиях общества следует опираться на «аналитический реализм». По его мнению, это означало, что структура теоретических понятий должна отображать черты реального мира истинно, это же касается и происходящих в обществе процессов.

Для Т. Парсонса общество – это тип общественной системы, которой присуща наивысшая степень самодостаточности в рамках своей среды. Он является создателем функциональной теории социальной организации, где выдвинул мнение о том, что социальная организация имеет четыре уровня:

  • Отдельные человеческие индивиды.
  • Коллективы.
  • Социальные институты.
  • Общество.

На первом уровне находятся отдельные человеческие индивиды, которые взаимодействуют между собой, при этом каждый выполняет свою социальную роль. На этом уровне Т. Парсонс поддерживает идею М. Вебера и продолжает развитие «теории социального действия». В её основе лежит учение об обществе.

На втором уровне, где находятся коллективы, происходит практически то же самое, что и на первом. Различие в том, что индивиду организуются в коллективы и точно также коллективы выполняют свои социальные роли.

Третий уровень образуют социальные институты. Уточняя, здесь обнаруживаем системы образования, политики, права, искусства и т.п.

Четвёртый уровень состоит из общества, которое является на этом уровне целостной системой. Она же, в свою очередь, состоит из индивидов с первого уровня, коллективов со второго и социальных институтов с третьего. В основе всего этого лежит общепринятая система ценностей.

Замечание 2

Т. Парсонс активно исследовал общественные процессы и законы в обществе. Применяя свою теорию на всех уровнях, он смог сделать выводы о том, что экономическое равновесие является основой для равновесия в обществе в целом, кроме того стабильность и устойчивость общественной жизни зависит целиком от экономики.

Учёный говорит о том, что чрезмерная классовая дифференциация недопустима в  цивилизованном современном обществе. Поднимает вопросы о проблемах в политической сфере, где остро необходим поиск новых механизмов разрешения противоречий. Кроме того, полагает, что соблюдение фундаментальных условий стабильности систем является прямым путём к стабильности общественной жизни.

Общая социальная теория для Т. Парсонса имела важное значение и глубочайший смысл. Посредством основных положений учёный объяснял общественные процессы и всё происходящее в различных сферах жизни. Он стремился идти от анализа деятельности людей к изучению общественных отношений между индивидами, а также деятельности общественных институтов, что, в свою очередь, способствовало более широкому изучению общества именно как социальной системы в целом.

План включения: Талкотт Парсонс, социальное сообщество и будущее универсалистских солидарностей

Современное социальное сообщество основывается на абстрактном, обобщенном определении общего эгалитарного членства. В то же время здесь распространены дискриминация и изоляция. Универсализм членства всегда понимается и преломляется через призму более партикуляристских традиций. Парсонс никогда не думал, как Бурдье, что культурные и социальные границы в значительной степени гомологичны.Напротив, он предположил, что в постаксиальных обществах несоответствие между ними носит эндемический характер: символические границы обычно шире и более абстрактны, чем сети общения и личные группы. Текущее социальное устройство всегда может быть оценено — и оспорено — в свете превосходящих стандартов. Такое несоответствие является одним из наиболее важных и недооцененных источников социального динамизма (Sciortino, 2012).

Подчиненные группы могут ссылаться на свое общее членство как на основание для требования справедливости и признания.Гражданство дает мощный словарь, позволяющий сформулировать претензии и недовольства как неравенством, так и непризнанием. Подобная лексика не ограничивается случаем этнических и расовых меньшинств: успехи международных движений за равенство в браке — с акцентом на участие СМИ, сквозные социальные движения и судебную активность — являются хрестоматийным примером того, что определил Парсонс. как включение. Культурные и социальные качества, связанные с членством, переопределяются более абстрактно, что позволяет членам других групп чувствовать себя — и с ними обращаются — как с добросовестными полноправными членами.Однако все процессы включения неизбежно вызывают повсеместную тревогу и, не редко, определенную степень явной агрессии. Более полное включение подчиненной группы вызывает опасения, что их появление загрязнит и снизит ценность самого членства. Люфты бывают часты и зачастую успешны. Тем не менее, по словам Парсонса, модернизация предоставляет возможность для беспрецедентного развития процессов включения.

Парсонс всегда настаивал на важности социальной неоднородности во всех видах социальных формаций.Однако он не игнорировал то обстоятельство, что такое различие часто ощущается с точки зрения напряженности, напряженности и конфликтов. Уже в своем раннем анализе антисемитизма он подчеркивал, что любое категориальное различие, к которому привязаны субкультурные особенности, является потенциальной причиной напряжений (Parsons, 1942). Идентичность, основанная на качестве, часто связана с «культурными конфликтами в претензиях на статус, власть, ресурсы и т. Д.» (Парсонс, 1945b: 191). Не говоря уже о том, что любое категорическое различие — благодатная почва для козла отпущения, искажения и чрезмерной реакции.

Следовательно, очевидно, что Парсонс не недооценивал степень, в которой общества наполнены напряжением, напряжением и конфликтами. Напротив, теоретическая центральность, которую он придавал механизмам социальной интеграции, проистекала именно из его признания возможности конфликта. Парсонс никогда не недооценивал глубину раскола в обществе. Он также признал, что большинство из них не может быть решено политическим «быстрым решением» (Parsons, 1945a, 1946, 1968, 1979b).

Проблема Парсонса никогда не заключалась в социальной неоднородности как таковой. Фактически, этнический и культурный плюрализм не обязательно представляет собой проблему для социальной интеграции. До-модернистские империи часто имели население более разнообразных в культурном и этническом отношении субъектов, чем современные мегаполисы. Османская система проса на протяжении веков была довольно эффективной схемой групповых дифференцированных прав, способной регулировать взаимодействие между большим набором различных социальных групп. Система fondaco в типичном глобальном городе прошлого, Венеции, обеспечила столь же эффективный способ учета культурных различий на групповой основе.В XIV веке на генуэзской базе Каффа — прошлогоднем эквиваленте Deep Space 9 — располагались различные римско-католические церкви с различными обрядами, несколько христианских православных церквей (как греческих, так и армянских), а также мечеть и синагога. В его стенах говорили примерно на 50 языках, а генуэзские власти даже печатали татарские валюты. Напротив, многие из современных «сверхразнообразных» мегаполисов населены людьми, разделяющими в значительной степени совпадающими культурными ориентирами и поддерживающими очень похожие индивидуальные предпочтения.Нарциссизм Фрейда небольших различий часто является точным описанием современной ситуации. Следовательно, что делает этнические, расовые и религиозные различия столь спорными в современных обществах, так это не степень различия. Дело в том, что со всеми этими различиями нужно справляться без институционально явной (и постоянно санкционированной) иерархии этнических, культурных и религиозных групп (Sciortino, 2005).

Неудивительно, что Парсонс считает, что конфликты, основанные на различиях, не могут быть объяснены самими различиями.Они всегда вызваны связью этнических или религиозных различий со структурными источниками свободно плавающей агрессии в отсутствие противодействующих контролирующих сил. В своем анализе антисемитизма Парсонс всегда отрицал, что расовые предрассудки можно объяснить как результат неправильного процесса социализации или определенных форм психопатологии. Footnote 5 Он утверждал, что конфигурация некоторых ключевых структур западного общества — особенно семьи и профессиональной системы — сделала разочарование и тревогу характерной чертой современных условий.Такие чувства часто направлялись на козла отпущения в обществе. Поскольку провоцирующие события проистекают в основном из парадоксов достижений, происходящее ченнелинг аффекта имеет тенденцию идентифицировать козла отпущения в соответствии с символикой, основанной на качестве. Существование расово определяемого меньшинства служит защитной сеткой для нижних слоев большинства населения. Как следствие, уход от роли козла отпущения часто возможен только тогда, когда новая категория посторонних может взять на себя ту же функцию (Parsons, 1946).

Много лет спустя, анализируя движения за гражданские права, Парсонс также настаивал на том, что основы «сопротивления включению» были структурными. Обратная реакция, которую он уже наблюдал, не могла быть объяснена только расовыми предрассудками широких слоев населения (Parsons, 1966b). Не отрицая распространения расистских взглядов, он утверждал, что появление поляризованных субкультур (и последующая кумулятивная сегментарная дифференциация) не может считаться прямым следствием индивидуальных взглядов.Поляризация происходит из-за отказа механизмов контроля, действующих во всех подсистемах общества (Parsons, 1968). Следовательно, напрасно ожидать, что глубоко укоренившуюся дискриминацию можно изменить только с помощью культурной реформы и нормативных требований.

Парсонс всегда подчеркивал, что устранение дискриминации требует глубоких изменений в профессиональной системе и политического продвижения активной позиции в отношении социальной мобильности (Parsons, 1965). В середине 60-х годов Парсонс с оптимизмом смотрел на возможности этого дальнейшего развития.Оглядываясь назад, мы можем признать, что эти связанные с включением изменения в других функциональных подсистемах намного сложнее, чем предполагалось в то время. Процесс включения может быть остановлен — или, по крайней мере, сильно замедлен — из-за отсутствия соответствующих изменений в других подсистемах общества. В случае движения за гражданские права устойчивое неравное распределение возможностей в экономической и образовательной системах снова и снова доказывало, как отношения между социальным сообществом и другими подсистемами общества создают сложности, которые, хотя местами и решаются Парсонсом. , оказались сложнее, чем он ожидал.Аналогичные соображения могут быть выдвинуты в отношении — очень медленного — продвижения женщин к равным возможностям карьерного роста. Более того, стало очевидно, что — зачастую незаменимое — использование политической власти для обеспечения более полного гражданства обездоленной группы влечет за собой затраты — с точки зрения ресурсов и нормативных ограничений и бремени — которые могут способствовать усилению фундаменталистской реакции против инклюзии. Противоречие между нормативным определением членства, установленным в социальном сообществе, и функционированием экономической, политической и фидуциарной систем является структурной особенностью современного общества и главным двигателем, к лучшему или худшему, социальных изменений.

Структурные факторы, однако, являются необходимым, но недостаточным объяснением. Чтобы понять, как критерии членства могут стать более обобщенными, менее привязанными к частным характеристикам, отправной точкой является именно учет того факта, что сравнительно высокие уровни структурной дифференциации и ценностного обобщения могут долгое время сосуществовать с аскриптивной дискриминацией в институциональной и социальной сферах. уровни. По этой причине Парсонс дополнил свой эволюционный анализ предпосылок эгалитарного гражданства схемой взаимодействия, направленной на объяснение динамики процессов включения (Lidz, 2009; Sciortino, 2010).Он предложил изучить их с точки зрения «спроса» и «предложения» включения (Parsons, 1965; 1966b).

Что касается «предложения», Парсонс перечисляет «квалификации для членства» исключенной группы, которые делают ее участие жизнеспособным в более широких структурных условиях и в рамках базового комплекса гражданства. Другими словами, сторона предложения состоит из факторов, которые способствуют органической солидарности между включенными и исключенными, а также из элементов, которые делают возможной нормативно предписанную солидарность: степень обобщения ценностей, возможности для политической мобилизации, структура нормативной системы и распространения влияния.

Процессы включения, однако, не будут развиваться без «спроса» на включение, коллективные действия по использованию возможностей включения (и управлению последствиями) включения.

В некоторых случаях процесс включения может происходить децентрализованно, практически незаметно. Однако там, где разрыв между нормативными определениями и реальностью сильно укоренился, процесс включения требует появления общественного социального движения, способного бросить вызов сложившимся структурам социальной идентичности.В своем анализе движений за гражданские права в Соединенных Штатах Парсонс разработал концептуальные основы волюнтаристской теории социальных движений. Он утверждал, что с точки зрения предложения успех таких перемещений зависит от исторически специфического реляционного состава ресурсов в других подсистемах. Эти ресурсы, однако, являются необходимыми, но не достаточными факторами для процессов включения (Parsons, 1966b).

Когда они появятся, они должны использоваться со стороны спроса общественным движением, способным установить солидарные связи между группами в рамках сложившихся разделений, которые формируют существенный характер процесса включения.Социальное давление для включения требует, чтобы широкие слои как исключенных , так и уже включенных групп были убеждены в том, что включение является как нормативно желательным, так и практически достижимым. Более того, эти участники также должны быть готовы работать для достижения этой цели. По словам Парсонса, любая успешная инклюзивная политика неизбежно требует создания обширных социальных коалиций, способных мотивировать к действиям огромное количество граждан, которые лично не пострадали от дискриминации и непризнания, которые необходимо решить.В этом заключается важность общих солидарных языков и универсального повествования. Когда конкретный опыт членов некоторых групп — дети MLK, преданный гомосексуалист, которому не разрешено публично жить своей любовью, квалифицированная женщина, которой не дают продвинуться по службе, туземец, лишенный исконной земли, подростки, маргинализированные группа сверстников в силу их сексуальной идентичности — удачно переведены как примеры гражданской моральной игры. Они могут способствовать идентификации через расхождения и усиливать давление к действию.Такие дискурсивные переводы, как неоднократно подчеркивали сторонники идентичности и квир-политики, всегда подразумевают определенную степень экзистенциального предательства, упреждающего оздоровления общественно приемлемых аспектов жизни обездоленной группы. Однако только такой перевод может обеспечить определенный уровень голоса социальных групп, который в противном случае — по демографическим и экономическим причинам — остался бы в значительной степени на обочине общественного внимания.

Существование и разветвление общего универсалистского языка членства облегчает создание такого повествовательного заявления о включении.Однако, чтобы такие повествовательные утверждения воспринимались как подлинные и убедительные, они должны казаться встроенными в реальные жизненные миры. Когда он пишет о движении за гражданские права, Парсонс подчеркивает, что спрос на инклюзию было бы намного труднее развить без существования сегментарных, основанных на качестве институтов исключенного сообщества, таких как афроамериканские церкви. Следовательно, существование сильных качественных групп и институтов не обязательно является препятствием для развития общих концепций общего членства.Напротив, они вполне могут быть предпосылкой. Такая совместная жизнь также полезна для критического ответа на опасения по поводу возможного принижения ценности членства.

Важным аспектом аналитической основы, представленной Парсонсом, является то, что ее можно обобщить, чтобы учесть не только изменение диффузных солидарностей, основанных на качестве, но и появление новых. Вместо того чтобы предполагать, что объективная дискриминация всегда является наследием предыдущих социальных формаций, схема спроса и предложения может пролить свет на способы, которыми современное общество может порождать новые объективные группы и новые формы дискриминации.Даже высокодифференцированные общества фактически производят распределение социальных ресурсов, которое выборочно формирует определенные группы и институты, основанные на качестве (Mayhew, 1968). Критерии, основанные на качестве, участвуют в процессе принятия решений участниками в качестве вторичных инструментов отбора и как способ снизить сложность принимаемых решений (Luhmann, 1995). Такое предвзятое распределение ресурсов обычно имеет тенденцию следовать установленным шаблонам исключения, тем самым усиливая предыдущие символические определения членства (Alexander, 1990).Следовательно, неудивительно, что сильные движения к инклюзии часто вызывают мощную социальную «обратную реакцию», основанную на опасениях снижения ценности членства. Инклюзивные движения демонстрируют структурную тенденцию к обобщению своих недовольств как способ расширить свою коалиционную базу и получить дополнительные ресурсы. Однако то же самое можно сказать и о встречных движениях. Если их не остановить уравновешивающими факторами, их противодействие может перерасти в полную поляризацию (Parsons, 1966b).Здесь, как кажется, имеет место во многих современных примерах популистской мобилизации, процесс символического обобщения подвергается сомнению и часто оказывается побежденным развитием ограничительного стремления к традиционному — принимаемому как «подлинное» — определению членства (Kivisto & Sciortino, 2021).

Взаимодействие на основе различий, однако, также может принимать творческие формы. Даже в современных, секуляризованных обществах могут возникнуть новые качественные идентичности и солидарности. Члены разных категорий сочетаются друг с другом и переформулируют свой предыдущий символизм, основанный на качестве.Лидерство предполагает способность социальных «предпринимателей» объединять разнообразные и даже отдаленные источники влияния для продвижения общих интересов через разногласия, разделяющие социальные группы (Lidz, 1989). Тем не менее, такое лидерство может также приводить к исключительным результатам, что демонстрирует большое количество придуманных традиций, связывающих гражданские квалификации с более или менее строгими критериями аскрипции. Еще один возможный результат состоит в том, что социальные предприниматели будут продвигать новые категории, основанные на качестве, бросая вызов установленной системе социальной идентичности, утверждая, что новые «идентичности» заслуживают внимания сообщества.Повышенная автономия символизма и доступность пустых символов в современных культурах делают такие результаты более, чем менее вероятными. Безусловно, процессы создания новых сегментарных категорий и социальных сетей в современном обществе далеко не уменьшаются в масштабе (Sciortino, 2012). Современные общества не только не становятся все более однородными, но и демонстрируют постоянные попытки институционализировать новые категории, основанные на качестве. Схема Парсонса спроса и предложения инклюзивности, если ее правильно реконструировать, может сыграть значительную роль в помощи теоретикам в выявлении и изучении социальных условий, в которых такие процессы происходят и стабилизируются.

Парсонс прекрасно знал, что устранение « любой категории , определяемой как низшая сама по себе» является весьма маловероятной нормативной целью для любого известного общества (Parsons, 1965: 739). Он также признал огромные трудности такой задачи. Однако больше всего его интересовал тот факт, что такая беспрецедентная и трудная цель действительно стала (как бы неоднозначно) неотъемлемой частью самопонимания современного общества. Современное общество, по его мнению, было именно той структурной формой, которая делает возможным это признание в качестве высшей ценности прав личности и эгалитарного включения.В то же время, с довольно большой долей оптимизма, Парсонс утверждал, что институционализация инклюзивного «единого социального сообщества с полным гражданством для всех» (Parsons, 1969: 740) является не только нормативным проектом, но и практической чрезвычайной ситуацией — человек, способный поддерживать и развивать полностью плюралистическую крупномасштабную систему социальной солидарности. Он утверждал, что это также необходимый этап эволюции современных обществ. Здесь Парсонс мог бы проявить больше осторожности: его собственная схема подчеркивает, как дифференциация запускает вероятность включения, но не «вызывает» ее.На любом этапе любого процесса социальных изменений общества сталкиваются с совершенно разными альтернативами. Аскриптивная иерархия между группами может быть восстановлена ​​принудительно. Фундаменталистские реакции могут подавить структурные основы такого вызова. Даже если дифференциация успешно изменяет структуру аскриптивной лояльности, результат все равно может варьироваться от подчиненного включения до структурной поляризации. Парсонс был прав, подчеркивая, что универсалистское решение, которое он отстаивал, стало осуществимым, даже мыслимым, только в современных обществах.Столь впечатляющее нормативное достижение не означает, что такая возможность будет реализована.

Талкотт Парсонс: биография, теории и вклад

Американский социолог по имени Талкотт Парсонс работал в области теорий социального действия. Он был одним из самых влиятельных социологов своего времени. Он был принят в этот мир 13 декабря 1902 года и скончался 8 мая 1979 года. Он получил степень доктора философии. кандидат экономических наук и был первым профессором социологии. Он был профессором Гарвардского университета и прослужил долгое время.

Талкотт Парсонс о стратификации:

Талкотт Парсон говорит, что для обеспечения стабильности, порядка и единообразия в обществе необходимо взаимопонимание между людьми посредством наличия определенных ценностей, которые должны быть приемлемы для всех в обществе и рассмотрены как хорошо для всех. Он говорит, что расслоение происходит на основе этих общих ценностей, и благодаря этим ценностям человек оценивается и позиционируется в обществе на определенных уровнях. Таким образом, тот, кто хорошо работает и следует всем общим ценностям общества, будет оценен наверху, а тот, кто работает плохо, будет помещен внизу.

Парсон считает, что расслоение неизбежно, оно присутствует во всех обществах, независимо от любого человеческого общества. Если ценностный консенсус является важным компонентом всех обществ, то отсюда следует, что некоторая форма стратификации будет результатом ранжирования людей с точки зрения общих ценностей. Парсонс где-то считает, что расслоение — это не плохо, поскольку считается, что оно произошло из общих ценностей, разделяемых обществом, и поэтому он говорит, что это не так.

Парсонс рассматривает социальное расслоение как неизбежное и функциональное для общества.это неизбежно, потому что оно исходит из общих ценностей, которые являются необходимой частью всех социальных систем. Он функциональный, потому что служит для интеграции различных групп в общество. Наконец, неравенство власти и престижа приносит пользу всем членам общества, поскольку служит достижению коллективных целей, основанных на общих ценностях. По всем этим вопросам Парсонса подвергали резкой критике. Другой социолог рассматривает стратификацию как фактор, вызывающий разногласия, а не как единое целое. Он рассматривает ее как договоренность, при которой одни получают выгоду за счет других.Они подвергли сомнению точку зрения, согласно которой системы стратификации в конечном итоге основываются на общих ценностях.

Талкотт Парсон об образовании:

Опираясь на идеи Дюркгейма, американский социолог Талкотт Парсонс обрисовал то, что стало общепринятым функционалистским взглядом на образование. В письме конца 1950-х годов Парсонс утверждает, что после первичной социализации в семье школа принимает в качестве центра социализации. Подготовка ребенка к будущей ролевой школе для взрослых является важным институтом.Он служит связующим звеном для общества и семьи. Родители относятся к ребенку как к отдельному ребенку, а не судят его с точки зрения стандартов или критериев, которые можно применить к каждому человеку.

Парсонс считает, что школы помогают детям развиваться для будущих взрослых ролей, и он говорит, что система образования помогает детям правильно использовать эти человеческие ресурсы. Школы помогают детям познать свои навыки, таланты, уникальность, чтобы, когда они становятся взрослыми, они выбирают работу, которая им больше всего подходит.Но Парсонс не принимает во внимание возможность того, что ценность, передаваемая системой образования, может принадлежать правящему меньшинству, а не обществу в целом. Его мнение о том, что школы работают на меритократических принципах, вызывает сомнения.

Талкотт Парсон о семье:

Парсон говорит, что изолированная нуклеарная семья является типичной формой семьи в современном индустриальном обществе. Она структурно изолирована, поскольку не является неотъемлемой частью более широкой системы родственных отношений.Очевидно, что между членами нуклеарной семьи и их родственниками существуют социальные отношения, но эти отношения больше зависят от выбора, чем от связывающих обязательств. Парсонс считает, что возникновение изолированной нуклеарной семьи с точки зрения его теории социальной эволюции. Эволюция общества включает в себя процесс структурной дифференциации. Это означает, что вовлеченные институты специализируются на меньшем количестве функций. В этом смысле семья и родственная группа больше не выполняют широкий спектр функций.вместо этого специализированные учреждения, такие как коммерческие фирмы, больницы, школы, церкви и полиция, берут на себя многие функции. Этот процесс дифференциации и специализации включает в себя передачу множества функций от нуклеарной семьи другим структурам общества. Следовательно, в индустриальном обществе с переносом производства товаров на фабрики специализированные экономические институты стали отличаться от семьи. Семья перестает быть экономической единицей производства.

Как следствие этой структурной изоляции нуклеарной семьи, супружеские узы отношения между мужем и женой становятся сильнее. Без поддержки родственников за пределами нуклеарной семьи супруги все больше зависят друг от друга, особенно в плане эмоциональной поддержки.

Женщины в обществе Талкотт Парсон:

Парсон рассматривает изолированную нуклеарную семью в современном индустриальном обществе, специализирующуюся на двух основных функциях: сначала социализации молодежи и стабилизации взрослых личностей.Чтобы социализация была эффективной, близкой, теплой и поддерживающей группой, очень важно, чтобы семья соответствовала этому требованию. Парсонс утверждает, что для этой цели необходима семья или что-то подобное. Женщины играют жизненно важную роль в семье для детей, поскольку они вынашивают и воспитывают детей, чтобы она была ближе к ним и сильно к ним привязана. Как и в современной нуклеарной семье, женщины играют важную роль, поскольку они целиком и полностью взяли на себя ответственность за детей.Вот почему важна взрослая женщина. В большинстве случаев из-за отсутствия отца или мужа женщина становится значимым членом семьи.

Парсонс считает, что для эффективной социализации ребенка женщине необходимо помогать ребенку теплотой, нежностью и поддержкой (эмоциональной). То же самое следует применить и к ее мужу, потому что это также помогает мужу лучше социализироваться. Считается, что это важный вклад в стабилизацию личности взрослого человека.Он служит второй функцией изолированной нуклеарной семьи.

Религия и Талкотт Парсон:

Парсон говорит, что культурная система предоставляет более общие руководящие принципы для действий в форме убеждений, ценностей и систем смысла, а не норм, которые направляют действия. Это не просто изолированные стандарты поведения, они интегрированы. и основывается на ценностях и убеждениях, предусмотренных культурной системой. Религия — это часть культурной системы. Таким образом, религиозные верования обеспечивают руководящие принципы человеческих действий и стандарты, по которым можно оценивать поведение человека.Если вы говорите о христианском обществе, то десять заповедей действуют таким образом. Эти нормы направляют эти области поведения и всегда работают по одним и тем же религиозным заповедям. Таким образом, религия дает общие руководящие принципы поведения, выражающие любые различные нормы, поэтому Парсонс считает, что религия необходима для порядка и стабильности в обществе. Как часть культурной системы, религиозные верования придают смысл жизни. Парсонс утверждает, что одна из основных функций религии — осмыслить все переживания, какими бы бессмысленными или противоречивыми они ни казались.

Парсон также говорит, что основная функция религии как придание значения событию, которого человек не ожидает от чувств, не должна происходить, события, которые разочаровывают и противоречат друг другу. Религия осмысливает эти события с точки зрения целостного и последовательного смысла.

Талкотт Парсонс внес вклад во всех областях, таких как социальное расслоение, образование, семья и родство, религия, женщины в обществе и т. Д. Его также критиковали, но он перестал прилагать все усилия для развития общества.Поэтому он был выдающимся и влиятельным социологом в 20 веках.

Талкотт Парсонс, современная социологическая теория и актуальность для OR

Law, J., & Hassard, J. (1999). Актерно-сетевая теория и

после. Оксфорд: Блэквелл.

Лоуренс, Дж. Р. (1966). Операционные исследования и социальные

науки. Лондон: Тависток.

Лумба А. (2005). Колониализм / постколониализм: новая критическая идиома

(2-е изд.). Абингдон: Рутледж.

Маккарти, Т. (1984). Теория коммуникативного действия

(Том 1: Разум и рационализация общества).

Кембридж: Polity.

Маккарти, Т. (1987). Теория коммуникативного действия

(Том 2: Жизненный мир и система; критика функционалистского разума

). Кембридж: Политика.

Мертон Р. К. (1968). Социальная теория и социальная структура.

Enl. Эд. Нью-Йорк: Свободная пресса.

Миджли, Г., Мунло, И., и Браун, М. (1998). Теория

и практика пограничной критики: Развитие жилищного

услуг для пожилых людей. Журнал Operational

Research Society, 49, 467–478. DOI: 10.2307 / 3009885

Mingers, J. (1980). На пути к соответствующей социальной теории

для прикладного системного мышления: критическая теория и мягкая

системная методология. Журнал прикладных систем

Анализ

, 7,41–49.

Мингерс Дж. (1984).Субъективизм и метод мягких систем —

ology — Критика. Журнал прикладного системного анализа,

11,85–103.

Мингерс, Дж. (1992a). Технические, практические и критические OR —

Прошлое, настоящее и будущее? В M. Alvesson & H. Willmott

(ред.), Критические исследования менеджмента. Лондон: Сейдж.

Мингерс Дж. (1992b). Последние разработки в области критического менеджмента —

возрастная наука. Журнал операционных исследований

Society, 43 (1), 1–10.DOI: 10.2307 / 2583693

Mingers, J. (1995). Самопроизводящие системы: последствия и

приложений автопоэзиса. Нью-Йорк: Пленум Пресс.

Мингерс, Дж. (1997a). Мультипарадигмальная мультиметодология.

В Дж. Мингерс и А. Гилл (ред.), Мультиметодология:

теория и практика объединения науки управления

методологии (стр. 1–22). Чичестер: Вайли.

Мингерс Дж. (1997b). К критическому плюрализму. В

Дж.Мингерс и А. Гилл (ред.), Мультиметодология: теория

и практика объединения методологий управления наукой

(стр. 407–440). Чичестер: Вайли.

Мингерс, Дж. (2000). Вклад критического реализма как

— фундаментальная философия для MS / OR и систем.

Журнал Общества операционных исследований, 51,

1256–1270. DOI: 10.2307 / 254211

Mingers, J., & Brocklesby, J. (1997). Мультиметодология:

На пути к структуре для методологий смешивания.Омега,

25, 489–509. DOI: 10.1016 / S0305-0483 (97) 00018-2

Mingers, J., & Gill, A. (1997). Мультиметодология: теория

и практика объединения методологий управления наукой

. Чичестер: Вайли.

Морган Г. (Ред.). (1983). Beyond method: стратегии

социальных исследований. Лондон: Мудрец.

Николини, Д. (2012). Теория практики, работа и организация.

Введение. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.

Нурми, Х., Кацпшик, Дж., И Федрицци, М. (1996).

Вероятностные, нечеткие и грубые концепции в социальных науках.

ence. Европейский журнал операционных исследований, 95,

264–277. DOI: 10.1016 / 0377-2217 (95) 00295-2

Ормерод, Р. Дж. (2002). О характере ОР: Взятие

запасов

. Журнал Общества оперативных исследований, 53,

475–491. DOI: 10.1057 / palgrave / jors / 2601343

Ормерод, Р. Дж. (2010). Обоснование методов OR.

Журнал Общества операционных исследований, 61,

1694–1708. DOI: 10.1057 / jors.2009.147

Ормерод, Р. Дж. (2014). Нарушение операционной практики:

в сторону более информативных тематических исследований «технических» проектов

. Журнал Общества оперативных исследований,

65, 1245–1260. DOI: 10.1057 / jors.2013.78

Ормерод, Р. Дж. (2017). Написание практических примеров

, чтобы помочь исследователям поведенческих ИИ обосновать свои теории.Журнал

the Operational Research Society, 68, 507–520. DOI: 10.

1057 / s41274-016-0011-8

Ормерод, Р. Дж. (2019). Пригодность и выживаемость профессии OR

в эпоху искусственного интеллекта. https: // www.

academia.edu/s/827262285a/the-fitness-and-survival-of-

the-or-профессия в эпоху искусственного интеллекта1? —

source = link (по состоянию на 16 июля 2019).

Outhwaite, W. (2005). Интерпретивизм и интеракционизм.В

А. Харрингтон (ред.), Современная социальная теория: Введение

(стр. 110–131). Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.

Парсонс, Т. (1937). Структура социального действия. Новый

Йорк: МакГроу-Хилл. См. Ниже двухтомную версию

в мягкой обложке, опубликованную в 1968 году.

Parsons, T. (1951). Социальная система. Лондон: Рутледж

и Кеган Пол.

Парсонс, Т. (1968a). Структура социального действия (Том I).

Нью-Йорк: Свободная пресса.DOI: 10.1093 / sw / 23.5.429-e

Парсонс, Т. (1968b). Структура социального действия (Том

,

II). Нью-Йорк: Свободная пресса.

Парсонс, Т. (1977). Социальные системы и эволюция теории действия

. Нью-Йорк: Свободная пресса. DOI: 10,1093 / SW / 23.

5.429-e

Парсонс, Т., Бейлз, Р. Ф., и Шилс, Э. А. (ред.). (1953).

Рабочие материалы по теории действия. Гленко, Иллинойс:

Free Press. DOI: 10.2307/2088179

Парсонс, Т., & Шилс, Э.А. (ред.). (1951). К общей теории действия. Кембридж, Массачусетс: Гарвард

University Press.

Парсонс Т. и Смелзер Н. Дж. (1956). Экономика и общество.

Гленко, Иллинойс: Свободная пресса.

Пикеринг А. (1995). Катастрофа практики: время, агентство

и наука. Чикаго, Иллинойс: Издательство Чикагского университета.

Rosenhead, J. (Ed.). (1989). Рациональный анализ для проблемного лематического мира:

методы структурирования проблем для сложных, неопределенных и конфликтных ситуаций.Чичестер: Вайли.

Шацки Т.Р. (2001). Вступление. В Т. Р. Шацки, К. Н.

Цетина и Э. фон Савиньи (ред.), Thepracticeturnincon-

временная теория (стр. 1–14). Абингдон: Рутледж.

Шацки Т. Р. (2019). Обмен электронной почтой с Ричардом

Ормерод (неопубликованная рукопись).

Schatzki, T. R., Cetina, K. N., & Savigny, E. (Eds.).

(2001). Практика превратилась в современную теорию.

Абингдон: Рутледж.

Schutz, A., & Parsons, T. (1978). Теория социального действия

: Переписка Альфреда Шютца и Талкотта

Парсонс. Блумингтон: Издательство Индианского университета.

Скотт Дж. И Маршалл Г. (2009). Оксфордский словарь социологии

ology. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.

Сен, А. (2009). Идея справедливости. Лондон: Аллен Лейн.

Штраус, А. Л. (1987). Качественный анализ для социальных наук —

тыс. Ст. Кембридж: Издательство Кембриджского университета.

Сасскинд, Р., и Сасскинд, Д. (2015). Будущее профессиональных

профессий: Как технологии преобразуют работу

экспертов-людей. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.

Такет, А. Р., и Уайт, Л. (1993). После операционной: повестка дня

для постмодернизма и постструктурализма в операционной.

Журнал Общества операционных исследований, 44,

867–881. DOI: 10.2307 / 2584180

Тэтчер, Дж., Ингрэм, Н., Берк, К., и Абрахамс, Дж. (2016).

Бурдье: следующее поколение. Абингдон: Рутледж.

Талли П., Уайт Л. и Харуорт М. (2018). Значение

методов структурирования проблемы. Системные исследования и

26 R. ORMEROD

Классические тексты: Талкотт Парсонс «Социальная структура…

Талкотт Парсонс — один из самых известных социологов-функционалистов. Его работы представлены во многих тематических областях социологии. В 1959 году он написал классический текст по социологии семьи и домашнего хозяйства.

Социологи-функционалисты интересовались функциями семьи: для чего нужны семьи? Хотя некоторые определили несколько функций, Парсонс предполагает, что существует две несводимых функций : 1) первичная социализация и 2) стабилизация взрослых личностей .

1) Для функционалистов социализация — это процесс, посредством которого люди учатся вести себя в обществе — что нормально, а что важно. Это важный процесс для работы общества: необходимо широкое согласие по поводу этих вещей, чтобы люди не вели себя антисоциально. Парсонс делит социализацию на первичную, и вторичную, социализацию: первичная социализация происходит в семье, где мы узнаем особые нормы и ценности нашей семьи и сообщества.Позже мы узнаем универсалистских ценностей через школу, средства массовой информации и другие агентов социализации .

Таким образом, родители учат детей нормам и ценностям общества через дошкольное образование и своим примером. Для Парсонса это также сильно связано с изучением наших гендерных ролей. Парсонс утверждал, что мужчины были инструментальным лидером , в то время как женщины были выразительным лидером , и что оба были необходимы. Итак, мужчины соблюдают дисциплину и зарабатывают деньги, а женщины заботятся, лелеют и растят детей.Мальчики увидели пример отцов, а девочки увидели пример своих матерей и убедились, что они и дальше будут вести себя так же и подавать тот же пример следующему поколению.

Конечно, сейчас эта идея считается устаревшей. В Америке 1950-х годов замужние женщины с гораздо большей вероятностью были домохозяйками, чем строили свою карьеру, и идея четкого разделения труда по полу и (мужчины и женщины, выполняющие очень разные роли) не вызывала разногласий.

2) Парсонс утверждал, что семьи играют важную роль для людей и общества в поддержании стабильности людей.Жизнь трудна, трудна и утомительна: семья может помочь с этим справиться. Члены семьи заботятся и поддерживают друг друга и помогают друг другу в трудные времена. Парсонс особенно описал это с точки зрения мужчины, возвращающегося домой после тяжелого рабочего дня и расслабляющегося в кругу семьи, как теплая ванна .

Марксистские социологи, такие как Зарецкий, согласны с тем, что семья может выполнять эту психологическую роль , но воспринимает ее гораздо менее позитивно. Они видят, что это приносит пользу не обществу или отдельному человеку, а начальникам: вместо того, чтобы бастовать, восстать или устраивать революцию, недовольные рабочие возвращаются к работе своими любящими женами.Точно так же феминистки по-другому видят этот процесс, когда мужчины переносят свои разочарования на своих жен. Опять же, его также можно считать устаревшим, поскольку предполагается, что кормильцами будут мужчины, а дома — женщины. Также высказывалось предположение, что Парсонс на самом деле описывал семьи среднего класса и игнорировал различный опыт семей из разных социальных классов.

Парсонс Т., «Социальная структура семьи» в Аншен Р. Н. (ред.), Семья: ее функции и судьба, Нью-Йорк, Харпер и Роу, 1959 г.

13.4A: Социализация — Социальные науки LibreTexts

Согласно функционалистам, процесс социализации носит принудительный характер, вынуждая нас принимать ценности и нормы общества.

Цели обучения

  • Изучить социализацию тремя способами — с точки зрения функционализма и согласно Мертону и Парсонсу

Ключевые моменты

  • Структурные функционалисты рассматривают процесс социализации как процесс, в котором ценности и нормы общества согласовываются всеми членами общества, потому что действует «социальный договор», который защищает нас друг от друга и сохраняет общество стабильным и сбалансированным.
  • Социализация относится к пожизненному процессу унаследования и распространения норм, обычаев и идеологий, наделения человека навыками и привычками, необходимыми для участия в его или ее собственном обществе.
  • Ценности и нормы общества согласованы всеми членами общества, потому что действует «социальный договор», который защищает нас друг от друга и сохраняет общество стабильным и сбалансированным.
  • Роберт К. Мертон ввел термин «образец для подражания» и выдвинул гипотезу о том, что индивиды сравнивают себя с референтными группами людей, которые занимают ту социальную роль, к которой стремится индивид.
  • Ключевые процессы для системного воспроизводства Talcott Parsons — это социализация и социальный контроль.
  • Социализация поддерживается положительными и отрицательными санкциями за ролевое поведение, которое соответствует или не соответствует этим ожиданиям.

Ключевые термины

  • Референтные группы : Группы, с которыми человек может сравнивать себя.
  • общественный договор : подразумеваемое соглашение или контракт между членами общества, который диктует вещи, которые считаются приемлемым поведением.

Социализация — это термин, обозначающий непрерывный процесс наследования и распространения норм, обычаев и идеологий, наделение человека навыками и привычками, необходимыми для участия в его или ее собственном обществе. Социализация описывает процесс, который может привести к желаемым или моральным результатам. Индивидуальные взгляды на определенные вопросы, такие как раса или экономика, могут быть социализированы в обществе.

Социализация малышей: трехлетняя девочка показывает признаки здоровой социализации: приподняв рубашку, она концентрируется на игре, прикрепляя к груди недоедающую куклу.Ее сестре четыре месяца, и она кормит ее грудью по требованию.

Функционалистский взгляд на социализацию

Функционалистская парадигма описывает общество как стабильное и описывает все различные механизмы, поддерживающие социальную стабильность. Функционализм утверждает, что социальная структура ответственна за всю стабильность и нестабильность, и что социальная структура постоянно пытается поддерживать социальное равновесие между всеми компонентами общества.

Согласно функционалистам, процесс социализации носит принудительный характер, вынуждая нас принимать ценности и нормы общества.Ценности и нормы общества согласованы всеми членами общества, потому что действует «социальный договор», который защищает нас друг от друга и сохраняет общество стабильным и сбалансированным. Люди следуют ценностям и нормам общества и принимают их в целях обеспечения собственной безопасности, а также поддержания общественного порядка.

Роберт К. Мертон

Термин «образец для подражания» обычно означает любого «человека, который служит примером, чье поведение подражают другим». Термин впервые появился у Роберта К.Исследование социализации студентов-медиков Мертоном. Мертон предположил, что социализация происходит, когда люди сравнивают себя с референтными группами людей, которые занимают ту социальную роль, к которой он стремится. Начиная с Мертона, социологи называют референтной группой любую группу, которую люди используют в качестве стандарта для оценки себя и своего поведения. Например, человек в США с годовым доходом в 80 000 долларов может считать себя богатым, если сравнивать себя с теми, кто зарабатывает примерно 35 000 долларов в год.Если, однако, тот же человек считает, что соответствующая референтная группа — это те, кто входит в 0,1 процента лучших домохозяйств в США, которые зарабатывают 1,6 миллиона долларов или более, тогда доход этого человека в размере 80 000 долларов будет делать его или ее довольно бедным.

Талкотт Парсонс

Талкотт Парсонс находился под сильным влиянием Эмиля Дюркгейма и Макса Вебера, объединив большую часть их работы в свою теорию действия, которую он основал на системно-теоретической концепции и методологическом принципе произвольного действия.Ключевыми процессами воспроизводства системы для Парсонса являются социализация и социальный контроль. Социализация важна, потому что это механизм передачи принятых норм и ценностей общества отдельным лицам внутри системы. Парсонс никогда не говорил о «идеальной социализации» — в любом обществе социализация была лишь частичной и «неполной» с интегральной точки зрения. Социализация поддерживается положительными и отрицательными санкциями за ролевое поведение, которое соответствует или не соответствует этим ожиданиям.Наказание может быть неформальным, например, смехом или сплетнями, или более формализованным, в таких учреждениях, как тюрьмы и психиатрические учреждения.

Социализация директ-маркетинга: концепция социализации, используемая для рекламы.

Перейти к основному содержанию Поиск