Основные элементы структуры личности — Студопедия
Понятие «личность», «человек», «индивид», «индивидуальность».
Человек – наиболее общее понятие, вся совокупность всех человеческих качеств, свойственных людям (не важно, есть она у данного человека или нет).
Индивид – Человек как индивид –это существо материальное, природное, телесное в его целостности и неделимости. Индивидные характеристики – возрастно-половые и индивидуально-типические, нейродинамические свойства мозга; функциональная геометрия мозга (ассиметричность). Познание человека как индивида предполагает рассмотрение природных основ человеческой жизни, его психологии. Высшая интеграция индивидуальных свойств человека представлена в темпераменте и психологических задатках.
Личность – основная форма развития. Личностные свойства человека – жизненный путь человека, его социальная биография. Человек как представитель общества, определяющий свободно и ответственно свою позицию среди других.
Индивидуальность – человек как уникальная, самобытная Личность, реализующая себя в творческой Деятельности. Если Личность — есть вершинный уровень человека, то индивидуальность – это его глубинное измерение.
Основные элементы структуры личности.
В структуре личности выделяют такие три компонента, как мотивационный, интеллектуальный и деятельностный.
Первый компонентструктуры личности характеризует направленность личности как избирательное отношение к действительности. Направленность включает различные свойства, систему взаимодействующих потребностей и интересов, идейных и практических установок. Доминирующие компоненты направленности определяют всю психическую деятельность личности. Так, доминирование познавательной потребности приводит к соответствующему волевому и эмоциональному настрою, что активизирует интеллектуальную деятельность.
Второй компонентопределяет возможности личности и включает ту систему способностей, которая обеспечивает успех деятельности. Способности взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. На характере соотношения способностей сказывается структура направленности.
Третьим компонентомв структуре личности является характер, или стиль поведения человека в социальной среде. Характер, разумеется, не выражает личность в целом, однако представляет сложную систему ее свойств, направленности и воли, интеллектуальных и эмоциональных качеств. В системе характера можно выделить ведущие свойства. К ним относятся в первую очередь
Четвертым компонентом,надстраивающимся над остальными, будет система управления, которую обозначают понятием «я». «Я» — образование самосознания личности, оно осуществляет саморегуляцию: усиление или ослабление деятельности, самоконтроль и коррекцию действий и поступков, предвосхищение и планирование жизни и деятельности. Рассмотрим, как определяет личность и ее структуру К. К. Платонов.
Понятие личности, её структурные компоненты — Студопедия
Личность — система социально значимых качеств индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей.
Если понятие индивида включает в себя общие качества homo sapiens — представителя человеческого рода как биологического вида, то понятие личности связано с понятием индивидуальности — с творческим преломлением в индивиде общесоциальных качеств с неповторимой системой отношений конкретного человека к миру, с его индивидуальными способностями социального взаимодействия.
Существенной стороной личности является ее отношение к обществу, к отдельным людям, к себе и своим общественным и трудовым обязанностям.
Личность характеризуется уровнем осознанности своих отношений и их устойчивостью.
В личности существенна не только ее позиция, но и способность к реализации своих отношений. Это зависит от уровня развития творческих возможностей человека, его способностей, знаний и умений, его эмоционально-волевых и интеллектуальных качеств.
Человек не рождается с готовыми способностями, интересами, характером и т.п. Эти свойства формируются при жизни человека, но на определенной природной основе.[1]
Наследственная основа человеческого организма (генотип) определяет его анатомо-физиологические особенности, основные качества нервной системы, динамику нервных процессов.
В биологической организации человека, в его природе заложены возможности будущего его психического развития. Но человеческое существо становится человеком только благодаря социальной наследственности — благодаря освоению опыта предшествующих поколений, закрепленного в знаниях, традициях, предметах материальной и духовной культуры, в системе общественных отношений.
Природа человека является продуктом не только биологической эволюции, но и продуктом истории. Биологическое в человеке нельзя понимать как наличие в нем какой-то «животной» стороны. Все природные биологические задатки человека являются человеческими, а не животными задатками.
Становление человека как личности происходит только в конкретных общественных условиях. Требования общества определяют и модели поведения людей, и критерии оценки их поведения. Движущей силой развития личности являются внутренние противоречия между постоянно растущими общественно обусловленными потребностями и возможностями их удовлетворения.
Уровень развития личности определяется характерными для нее отношениями. Низкие уровни развития личности характеризуются тем, что ее отношения обусловлены в основном утилитарными, меркантильными интересами. Наиболее высокий уровень развития личности характеризуется преобладанием общественно значимых отношений. Регулируя свою жизнедеятельность в обществе, каждый индивид решает сложные жизненные задачи. Личность проявляется в том, как она решает эти задачи. Одни и те же трудности, коллизии преодолеваются различными людьми разными путями.
Существует ряд особенностей социализированной личности, находящейся в пределах психической нормы. Наряду с социальной приспособленностью развитая личность обладает личностной автономией, утверждением своей индивидуальности. В критических ситуациях такая личность сохраняет свою жизненную стратегию, остается приверженной своим позициям и ценностным ориентациям (целостность личности). Возможные психические срывы в экстремальных ситуациях она предупреждает системой средств психологической защиты (рационализацией, вытеснением, переоценкой ценностей и др.).
Личность в норме находится в состоянии своего непрерывного развития, самоусовершенствования и самореализации, постоянно открывая для себя новые горизонты на своем человеческом пути, испытывает «радость завтрашнего дня», изыскивает возможности актуализации своих способностей. В трудных условиях – толерантна и способна к адекватным действиям.
Психически уравновешенный индивид устанавливает доброжелательные отношения с другими людьми, проявляет чуткость к их потребностям и интересам.[1]
В построении своих жизненных планов стабильная личность исходит из реальных возможностей, избегает завышенных притязаний. Развитая личность обладает высокоразвитым чувством справедливости, совести и чести. Она решительна и настойчива в достижении объективно значимых целей, но не ригидна — способна к коррекции своего поведения. На сложные требования жизни реагирует тактической лабильностью без психических надломов. Источником своих удач и неудач она считает себя, а не внешние обстоятельства. В сложных условиях жизни она способна взять ответственность на себя и пойти на оправданный риск. Наряду с эмоциональной устойчивостью, она постоянно сохраняет эмоциональную реактивность, высокую чувствительность к прекрасному и возвышенному. Обладая развитым чувством самоуважения, она способна посмотреть на себя со стороны, не лишена чувства юмора и философского скепсиса.
Ядро личности связано с ее высшим психическим качеством — духовностью. Духовность — высшее проявление сущности человека, его внутренняя приверженность человеческому, нравственному долгу, подчиненность человека высшему смыслу его бытия. Духовность личности — ее сверхсознание, неугасимая потребность стойкого отвержения всего низменного, беззаветная преданность возвышенным идеалам.[1]
Автономность личности — это ее обособленность от недостойных побуждений, сиюминутной престижности и псевдосоциальной активности.
Важнейшие компоненты структуры личности — память, культура и деятельность. Память — это система знаний, которые интегрировала личность в процессе жизненного пути. Содержание данного понятия представляет собой отражение действительности в виде как определенной системы научного знания, так и обыденных знании. Культура личности представляет собой совокупность социальных норм и ценностей, которыми индивид руководствуется в процессе практической деятельности. Последняя есть реализация потребностей и интересов личности. В широком смысле деятельность — это целенаправленное воздействие субъекта на объект. Вне отношений субъекта и объекта деятельность не существует. Она всегда связана с активностью субъекта. Субъектом деятельности во всех случаях является человек или персонифицируемая им социальная общность, а ее объектом могут быть и человек, и материальные либо духовные условия жизни. Личность может выступать как социально-историческая ценность, структурные элементы которой, находясь в постоянном взаимодействии и развитии, образуют систему. Результатом взаимодействия этих элементов являются убеждения. Убеждения личности — это тот стандарт, при помощи которого человек проявляет свои социальные качества. Иначе эти стандарты именуются стереотипами, т. е. устойчивыми, повторяющимися при различных ситуациях отношениями личности или социальной группы, социального института или социальной организации к социальным ценностям общества. Основой для стереотипа могут выступать потребности, интересы, стереотип установки и т. д. В социализации индивида можно выделить две фазы — социальной адаптации и интериоризации. Первая означает приспособление индивида к социально-экономическим условиям, к ролевым функциям, социальным нормам, складывающимся на различных уровнях жизнедеятельности общества, к социальным группам и социальным организациям, социальным институтам, выступающим в качестве среды его жизнедеятельности. Вторая ее фаза, интериоризация — процесс включения социальных норм и ценностей во внутренний мир человека. Личность не растворяется в социальной среде, а относится к ней как самостоятельная единица. Социализация личности сводится к социальному обучению, включает только субъективную форму врастания индивида в общество, а нормативно-ценностная система выступает как автономная по отношению к личности. [3]
Таким образом, личность — это мера цельности человека, без внутренней цельности нет личности. В личности важно видеть не только единое и общее, но и уникальное, своеобразное. Углубленное постижение сущности личности предполагает рассмотрение ее не только как социального, но и индивидуально-самобытного существа. Но вместе с тем личность есть нечто уникальное, что связано, во-первых, с ее наследственными особенностями и, во-вторых, с неповторимыми условиями микросреды, в которых она взращивается. Таким образом, понятие человеческой уникальности имеет существенное значение в социальном познании, в постижении социальных явлений, событий, в уяснении механизма функционирования и развития общества, эффективного управления им. Однако личность не растворяется в обществе: сохраняя значение неповторимой и самостоятельной индивидуальности, она вносит свою лепту в жизнь общественного целого.
что это в психологии, структура и компоненты, примеры
Каждое общество имеет целый ряд определенных ценностей, которые формируются на протяжении многих лет. Например, к ним можно отнести свободу, честность, благородство, доброту или порядочность. Эти постулаты будут характеризовать определенного человека только в том случае, если индивид будет придерживаться этих правил поведения. В психологии этот феномен известен под термином «социальная установка».
Убеждения
Социальные установки в психологии
В 1918 году Ф. Знанецкий и У. Томас, изучая адаптацию индивида, смогли установить зависимость, без которой было невозможно описать этот процесс: взаимосвязь социальной организации с личностью.
Ученые предложили охарактеризовать эту связь при помощи 2-х кратких понятий:
- «Социальная ценность». Этим термином стала называться социальная организация.
- «Аттитюд» или «социальная установка» – для характеристики личности.
После этого в зарубежной психологии твердо укоренился термин «аттитюд», который отражал состояние личности относительно той или иной социальной ценности.
Ф. Знанецкий и У. Томас
Понятие и основные виды
Современная социология и психология включают в себя различные определения социальных установок. Чаще всего для пояснения этого термина используется трактовка Гордона Олпорта. По американскому психологу, социальная установка – это такое психологическое состояние индивида, при котором личность готова вести себя определенным образом, согласно прошлому опыту «столкновения» с объектом.
Г. Олпорт
В социально-психологической литературе можно встретить 5 основных вида социальных установок:
- Перцептивную. Аттитюд характеризуется готовностью индивида видеть то, что он хочет видеть.
- Ситуативную, при которой человек готов по-разному вести себя по отношению к одному и тому же объекту, в зависимости от обстоятельств.
- Социальную, нацеленную на объект. Для этого аттитюда характерны конкретные действия индивида вне зависимости от сложившейся ситуации.
- Генерализованную или общую. На возникновение аттитюда влияет совокупность одинаковых объектов.
- Частную или парциальную. Установка на счет определенного объекта возникает на основании личного опыта индивида.
В зависимости от модальности, аттитюды бывают:
- положительными или позитивными;
- отрицательными или негативными;
- нейтральными;
- амбивалентными.
Основные функции социальных установок
Для аттитюдов характерны 4 ключевые функции:
- Утилитарная, адаптивная или инструментальная. Соц. установка занимает 1-е место среди важных аттитюдов. Механизм действия направлен на помощь индивиду достигать поставленных целей. Также функция способствует приспособлению индивида к обстановке, уменьшению потери и увеличению вознаграждения. Аттитюд влияет на идентификацию личности в группе.
- Эгозащитная. Способствует разрешению конфликтов внутри личности. Защищает индивида от травмирующей информации, которая может негативно сказаться на психике. Функция позволяет направить человека по более «щадящему» пути.
- Самореализующая. Помогает человеку раскрыть собственные способности и организовать поведение таким образом, чтобы удовлетворить необходимые потребности. Благодаря аттитюдам, индивид самореализуется и начинает понимать, какой личностью является.
- Организационная. Основное направление этой функции заключается в том, чтобы упорядочить окружающий мир. При помощи установок индивид оценивает полученные знания и соотносит их с собственными целями, интересами и мотивами. Аттитюд помогает изучать новую информацию в процессе социального познания. Это способствует решению многих проблем.
Структура и компоненты социальной установки
Ученым М. Смитом в 1942 году была определена трехкомпонентная структура социальной установки. В нее входят:
- Когнитивный компонент. Для него характерно наличие знаний у субъекта о той сфере жизни, к которой относится та или иная установка.
- Аффективный компонент. Выражается в эмоциональных оценках, чувствах и переживаниях, связанных с событиями, объектами или процессами.
- Поведенческий компонент. Характеризуется реальными действиями, которые может совершить личность в отношении рассматриваемого объекта.
Поведенческий компонент
Компоненты аттитюдов могут как пересекаться, так и существовать по отдельности.
Важно! Если все составляющие структуры не находятся в противоречии друг с другом, значит, установки можно считать согласованными.
Например, наличие благоприятного фона, позитивных знаний и положительных действий говорит о присутствии гармоничных аттитюдов. При несогласованных социальных установках будет наблюдаться хаос из негативной информации, положительного отношения и нейтральных действий.
Чтобы совершать последовательные шаги, человеку требуются согласованные аттитюды. В противном случае индивида будут мучить амбивалентные чувства, а в его поведении начнут преобладать противоречивые действия.
Формирование социальных установок у человека
Процесс развития социальных установок, согласно исследованиям Ж. Годфруа, происходит в 4 этапа:
- До 12 лет у детей наблюдается формирование аттитюдов, которые идентичны с родительскими моделями.
- С 12 до 20 лет у девушек и юношей происходит усвоение социальных ролей. На фоне этого установки начинают приобретать наиболее конкретные формы.
- В период с 20 до 30 лет социальные ценности и мировоззрение кристаллизуются, на основе чего происходит формирование устойчивых психических новообразований – целого ряда различных убеждений.
- В возрасте от 30 лет и старше для аттитюдов характерны стабильность и фиксированность. Поэтому у зрелого человека изменить установки значительно труднее, чем в юности.
Благодаря знаниям об этапах формирования аттитюдов, в педагогике и обществознании выстраиваются целые программы, помогающие направить молодых людей по комфортному и общественно правильному жизненному пути.
Какие подходы используются
На формирование социальных установок могут оказать влияние следующие подходы:
- когнитивный;
- мотивационный;
- структурный;
- бихевиористский;
- генетический.
При когнитивном подходе установки формируются в результате желания индивида разрешить возникшие внутренние конфликты, которые появляются из-за когниций и аттитюдов.
Генетическое направление предполагает, что развитие всех установок неразрывно связано с врожденными особенностями личности:
- темпераментом;
- интеллектуальными способностями;
- биохимическими реакциями.
Подобные «врожденные» аттитюды считаются наиболее прочными, в отличие от «приобретенных».
Врожденные и приобретенные формы поведения
При бихевиористском подходе установки понимаются как промежуточные переменные между внешним миром и объективными стимулами. Поэтому в формировании аттитюдов субъект практически не принимает участия. Развитие осуществляется при помощи:
- наблюдений за поведением других индивидов и анализа последствий;
- позитивных подкреплений;
- формирования между существующими аттитюдами и стимулами ассоциативных связей.
В рамках структурного подхода развитие аттитюдов осуществляется посредством сравнения с установками окружающих людей. Индивид начинает «корректировать» собственные мировоззренческие и ценностные взгляды, чтобы соответствовать той или иной общественной категории лиц.
Для мотивационного подхода основой в развитии социальных установок выступает ряд взвешенных аргументов «за» и «против» того или иного аттитюда.
Изменение социальных установок
В течение жизни человека происходит не только формирование социальных установок, но и их изменение.
Дополнительная информация. Именно эта черта отличает аттитюды от других психологических особенностей личности.
Пример, формирование и изменение характера, способностей, темперамента осуществляются медленно и незначительно в течение всей жизни, а трансформация социальных установок может происходить стремительно и неоднократно. Поэтому, чтобы предсказать поведение индивида, необходимо, в первую очередь, обращать внимание на его аттитюды, а не другие свойства личности.
Главными целями изменения установок считаются:
- добавление знаний;
- корректировка взглядов;
- исправление отношений с другими людьми.
Лучше всего изменение аттитюдов осуществляется за счет внушения. Реализовываться оно может посредством:
- авторитетных личностей;
- убеждений родителей;
- средств массовой информации.
Для изменения установок большое значение имеет близость в психологическом или социальном плане того или иного источника информации.
Изменение социального мировоззрения
Важно! Если у личности нет доверия к субъекту, пытающемуся cкорректировать его аттитюды, положительного результата не будет.
Также на скорость и качество изменения убеждений влияют порядок и содержание поступающей информации. Первые сведения оказывают наиболее сильное влияние на аттитюды, чем последующие. В том случае, если человек предупрежден о том, что нельзя с доверием относиться к изначальным материалам, впоследствии эта первичная информация не будет восприниматься индивидом всерьез.
Дополнительная информация. Если личность сначала получила сведения, а затем узнала об их недостоверности, то в большинстве случаев эта информация не сможет повлиять на изменение установок.
Простота излагаемого материала – важный ключ к коррекции аттитюдов. В сложных и искаженных сведениях индивиду разбираться не захочется.
Психологические установки – неотъемлемая часть каждого индивида. Чтобы научиться использовать их во благо, необходимо не только осознавать их наличие, но и заниматься саморефлексией. Глубинная работа с собственными эмоциями, чувствами и убеждениями поможет избавиться от внутренних барьеров и улучшить жизнь и взаимоотношение с социумом.
Видео
Базовая культура личности и ее компоненты. — Студопедия
Понятие «базовая культура личности» введено в отечественную педагогику О.С. Газманом. Она включает в себя то существенные, обязательное, что необходимо школьнику для самостоятельной деятельности, что определяет его дальнейшее развитие. В процессе воспитания базовой культуры ребенок не только усваивает социальные ценности и способы поведения и деятельности, но и развивает свои сущностные силы, внутренний личностный потенциал. Воспитывать базовую культуру личности – значит создавать предпосылки для развития ее индивидуальных сил и способностей в интересах личности, общества и государства.
Обращение в процессе воспитания к истокам культуры, культурному наследию предполагает освоение многообразного мира ценностей и, в первую очередь, обеспечивающих развитие свойств, качеств, ориентаций личности в гармонии с самим собой, с социальным окружением, другими людьми, с обществом. Освоить и реализовать все ценности культуры невозможно, но необходимо расширять их спектр в зависимости от возраста, личностных устремлений, уровня образования. Базовая культура личности – это достижение ею некоторой гармонии, дающей ей социальную устойчивость и продуктивную включенность в общественную жизнь и труд, также личностный, психологический комфорт (О.С. Газман).
Базовую культуру личности составляют не лучшие образцы мировой, национальной, народной культуры, а ее готовность к самостоятельному творческому развитию и обогащению культуры, самореализация себя в ней. С этой точки зрения основными компонентами базовой культуры личности следует считать аксиологический (ценностный), включающий овладение ценностями – знаниями, сформированными ценностями – качествами и ценностями – отношениями; технологический, раскрывающий степень практической готовности воспитанника к решению жизненной задач и ситуаций, его включение в разнообразные виды деятельности и общения; личностно-творческий, который обеспечивает творческую самореализацию, последовательное решение сущностных сил личности, ее способностей, дарований, личностного потенциала.
Приоритетными направлениями, составляющими основу содержания базовой культуры личности являются мировоззренческая культура, культура межнационального общения, правовая культура, нравственная культура, экологическая культура, культура жизненного самоопределения и труда, экономическая культура, эстетическая и физическая культура, культура семейных отношений.
Формирование базовой культуры по выделенным направлениям создает основу для развития целостной, гармонично развитой личности. В этом случае результатом формирования базовой культуры личности школьника является оптимальное наличие свойств, качеств, ценностных ориентаций, обеспечивающих гармонию личной и общественной культуры.
Базовая культура личности
Культура личности – это совокупность характеристик личности, позволяющих ей жить в гармонии с общечеловеческой и национальной культурами, а также плодотворно развиваться в условиях современного общества с учетом собственной индивидуальности.
Определение 1
Базовая культура личности – это необходимый минимум общих способностей человека, его ценностных качеств и представлений, без которых невозможно осуществление полноценной социализации и общего развития.
Основные компоненты базовой культуры личности
Базовая культура личности представляет собой достижение личностью определенной гармонии, которая дает ей необходимую социальную устойчивость и позволят полноценно развиваться природным дарованиям личности посредством эффективного включения в общественную деятельность, жизнь и труд, а также создают нужный психологический комфорт.
Главными компонентами базовой культуры личности являются:
- Ценностный (аксиологический) компонент – включает в себя процесс овладения фундаментальными жизненными ценностями, представленными знаниями, качествами и отношениями.
- Технологический компонент – направлен на раскрытие степени практической готовности ребенка к решению разнообразных жизненных ситуаций и задач, а также готовность включения в различные виды деятельности, общения и взаимодействия.
- Личностно-творческий компонент – направлен на обеспечение творческой самореализации, последовательности решения сущностных сил личности, ее дарований, потенциала и способностей.
Готовые работы на аналогичную тему
Приоритетные направления, входящие в основу содержания базовой культуры личности, представлены:
- Мировоззренческой культурой
- Культурой межнационального общения
- Правовой культурой
- Нравственной культурой
- Экологической культурой
- Культурой жизненного самоопределения
- Экономической культурой
- Физической и эстетической культурой
- Культурой семейных взаимоотношений
Процесс формирования базовой культуры личности по всем указанным направлениям, создает необходимую основу для гармоничного и целостного развития. При этом результативность формирования базовой культуры личности, представляет собой оптимальное наличие качеств, ценностных ориентаций и свойств, которые обеспечат гармонию общественной и личной культуры.
Ориентиры воспитания базовой культуры личности
Современная система воспитания ориентирована на все направления развития базовой культуры личности. Разностороннее воспитание необходимо для того, чтобы максимально раскрыть и реализовать личностный потенциал каждого воспитанника, обеспечить их необходимым запасом интегральных знаний и жизненной энергией. Успешность всестороннего воспитания определяется исходными физическими возможностями, врожденными задатками и способностями, которые и определяют активности ребенка в той или иной области.
Современная педагогическая наука понимает человека как существо универсальное, подчеркивая исключительный феномен каждой личности, который проявляется в виде отдельных характеристик и личностного потенциала человека. Именно поэтому процесс воспитания необходимо направлять не только на развитие физического, нравственного, познавательного, творческого и коммуникативного потенциала личности ребенка, но и на оказание ему квалифицированной помощи в самоопределении в жизни, на основании учета индивидуальных возможностей и интересов.
Воспитание не имеет возможности «внедрить» в сознание и поведение каждого воспитанника требуемый смысл жизни. Это связано с тем, что смысл жизни может быть приобретен только развивающейся и взрослеющей личностью, на основании собственных усилий в поисках гармонии между собой и окружающим миром. Воспитание же помогает организовать, осознать, оценить и пережить данные усилия.
Основные ориентиры в воспитании базовой культуры личности выступают:
- Ценностное созидание – направлено на реализацию творческой и продуктивной деятельности, формируется посредством: ознакомления воспитанников со значимостью в жизни человека труда; получение и преобразование собственного практического и жизненного опыта; ознакомление с природными веществами и материальным миром.
- Ценностное переживание – реализуется в восприятии и последующем переживании природной красоты, произведений искусства, различных видов деятельности человека.
- Ценностное общение – реализуется в человеческих взаимоотношения, посредством проявления таких чувств как доброта, дружба, любовь, сочувствие и т.д.
- Ценностное преодоление — представляет собой разнообразные жизненные ситуации и отношение воспитанника к ним. Данные ценности во многом связаны с усилиями человека в поисках смысла собственной жизни, определением границ ответственности за свои поступки, действия и поведение.
Направления воспитания базовой культуры личности
Основными направлениями в воспитании базовой культуры личности выступают:
- Организация разнообразной активной деятельности детей, продуктивного общения и взаимодействия ребенка с окружающими взрослыми людьми и сверстниками.
- Создание среды, насыщенной примерами и образцами достойного поведения, организация благоприятной микросреды (ближайшего социального окружения), в рамках которого живет и взаимодействует ребенок.
- Обеспечение каждого воспитанника возможностью выражать свои эмоции по отношению к определенным предметам, явлениям, действиям и поступкам людей – открыто.
- Создание и моделирование различных ситуаций, направленных на возникновения у воспитанников стремление поиска смысла жизни и получение определенного жизненного опыта.
На формирование базовой культуры личности ребенка большое влияние оказывают:
- Непосредственное наблюдение за образцами поведения
- Личные попытки понять и воспроизвести увиденное, в собственной деятельности и общении
- Систематическое использование полученных практическим путем образцов поведения и общения
- Преобразование исходных наблюдаемых и принятых образцов во внутренние личностные особенности
КОМПОНЕНТЫ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ
Компоненты теории личности
Как мы уже отмечали, основные функции теории сводятся к объяснению того, что уже известно, и предсказанию того, о чем пока не известно. Кроме объяснительной и предсказательной функций теории, есть еще и стержневые вопросы и проблемы, которые ставит сама теория. О чем в действительности рассуждает теория? Какие основные компоненты она в себе содержит, и как эти компоненты должны быть структурированы, чтобы стало возможным последовательное и логичное объяснение поведения человека? Вопросы, подобные этим, пытливые студенты задают, когда приступают к изучению психологии личности. При обсуждении значения теорий, представленных на страницах книги, уместно рассмотреть, какое развитие получали наиболее серьезные вопросы, которые вставали перед всеми теоретиками. Проще говоря, теория личности состоит из многих «минитеорий», каждая из которых фокусируется на отдельных вопросах или темах, рассматриваемых психологией. В этом разделе мы обсудим шесть вопросов, которые должна стремиться разрешить полная теория личности. Эти темы составляют концептуальную область теории личности – они раскрывают содержание теории и границы ее приложения.
1. Структура личностиОсновным признаком любой теории личности являются структурные концепции, имеющие дело с относительно неизменными характеристиками, которые люди демонстрируют в различных обстоятельствах и в разное время. Эти стабильные характеристики выполняют роль основных строительных блоков человеческой психики. В этом смысле они аналогичны таким понятиям, как атомы и клетки в естественных науках. Однако структурные концепции строго гипотетичны по своей природе. Их невозможно увидеть под микроскопом, как, скажем, нейроны мозга.
Для объяснения того, что представляют собой люди, персонологи предложили некую мозаику, составленную из концепций. Один из наиболее популярных примеров структурных концепций – это концепция черт личности. Черта рассматривается как устойчивое качество или склонность человека вести себя определенным образом в разнообразных ситуациях. Здесь есть некоторое сходство с определениями, даваемыми непрофессионалами, когда они рассуждают о наиболее характерных поведенческих реакциях других людей. Распространенные примеры черт личности – импульсивность, честность, чувствительность и робость. Гордон Олпорт, Рэймонд Кеттел и Ганс Айзенк, трое ведущих авторитетов в области изучения черт личности, полагали, что структуру личности лучше всего схематически представить в терминах гипотетических качеств, лежащих в основе поведения.
На другом уровне анализа структура личности может быть описана при помощи концепции типа личности. Тип личности описывается в виде совокупности множества различных черт, образующей самостоятельную категорию с четко очерченными границами. По сравнению с концепциями, имеющими дело с чертами личности, подобные концепции подразумевают более постоянные и более обобщенные поведенческие характеристики. Поскольку люди наделены многими чертами, выраженными в разной степени, их обычно описывают как принадлежащих к тому или иному типу. Например, Карл Густав Юнг придерживался мнения, что люди разделяются на две категории: интровертов и экстравертов. С этой точки зрения любая личность – непременно либо одно, либо другое.
Теории личности различаются в зависимости от концепций, используемых при описании структуры личности. Некоторые теоретики выдвигают в высшей степени сложные и тщательно разработанные построения, множество составных частей которых связаны друг с другом мириадами путей.
Предложенное Фрейдом разделение личности на три уровня – Оно, Я и Сверх-Я служит иллюстрацией необычайно сложного описания структуры и ее организации. Другие теоретики, наоборот, предлагают более просто организованные системы, с ограниченным набором составных частей и малым количеством связей между ними. Примером может служить концепция личностных конструктов, предложенная выдающимся теоретиком когнитивной психологии Джорджем Келли для объяснения относительно постоянных измерений структуры личности.
Итак, любой подход к личности, если он претендует на полезность, должен так или иначе рассматривать вопрос: что представляют собой стабильные, неизменные аспекты поведения человека. Проблема структуры и, что более важно, природа ее организации и влияние на функционирование индивидуума является ключевым компонентом во всех теориях личности.
2. Мотивация
Целостная теория личности должна объяснять, почему люди поступают так, а не иначе. Концепции мотивации, или, другими словами, процессуальные аспекты функционирования индивидуума, фокусируются на динамических, изменяющихся особенностях поведения человека. Вот примерный тип вопросов, относящихся к этому второму компоненту теории личности: «Почему люди ставят перед собой те или иные цели и стремятся их достигать?», «Какие специфические мотивы заставляют человека действовать и направляют его поступки?»
Усилия, сопряженные с попытками понимания преходящих, текущих аспектов поведения, привели к множеству теоретических находок. В некоторых теориях высказывается предположение, что все личностные процессы – от сексуальной разрядки до чувства юмора – происходят от попыток индивидуума уменьшить напряжение. Так называемая редукционистская модель мотивации, первоначально описанная Фрейдом, предполагает, что физиологические (биогенные) потребности индивида создают напряжение, и это заставляет его искать разрядки путем удовлетворения данных потребностей. Многие виды основных жизненных потребностей, такие как голод, жажда, потребность в сне, в половых отношениях, укладываются в объяснение мотивации человека с позиции редукции напряжения. В противоположность редукционистским, другие теории делают основной упор на стремление человека овладевать окружающей средой и на жажду получения нового опыта с целью наслаждения. Приверженцы этой точки зрения утверждают: по мере того как человек взрослеет, его поведение все чаще направляется на приобретение навыков и умений в основном для того, чтобы повысить компетентность или эффективно взаимодействовать с окружением, и все реже его поведение бывает направлено исключительно на уменьшение напряжения.
Конечно, мы не должны ограничиваться ни редукционистской моделью мотивации человека, ни моделью мотивации компетентностью. Маслоу, выдающийся теоретик в области мотивации, полагал, что в какие-то моменты индивидуумом движет дефицит потребности и тогда он стремится уменьшить напряжение. В другое время его ведут за собой возрастающие потребности, и тогда он стремится усилить напряжение, пользуясь этим как средством осуществления возможностей своей личности. Хотя подобный обобщенный взгляд и кажется правдоподобным, все же большинство теоретиков склоняются к использованию одной из этих двух моделей при объяснении мотивации поведения человека.
3. Развитие личности
Если рассматривать личность как совокупность стабильных, длительно существующих характеристик, понимание того, как они развиваются, приобретает характер чего-то большего, чем праздное любопытство. Концепции развития фокусируются на вопросе о том, как мотивационные аспекты функционирования личности меняются от младенчества до зрелости, а потом в старости. Объяснение этих изменений является ключевым компонентом в теории личности.
Личностное развитие происходит на протяжении всей жизни. Соответственно, некоторые теоретики предложили стадийную модель для понимания фаз роста и развития в жизни человека. Теория Фрейда, в которой формирование личности представлено в виде последовательности стадий психосексуального развития, является одним из примеров этого подхода. В качестве другого примера можно назвать концепцию восьми стадий развития Я, сформулированную Эриксоном. В противоположность упомянутым авторам, многие ученые-теоретики подчеркивают роль взаимоотношений между родителем и ребенком как значимого фактора в понимании проблемы развития. Карл Роджерс, например, придавал особое значение тому, как формируется Я-концепция индивидуума – и в ракурсе познания, и в эмоциональном отношении – под влиянием родительских установок и поведения на этапе формирования личности.
Личностный рост обусловлен множеством внешних и внутренних детерминант. К внешним, или детерминантам окружения, относятся: принадлежность индивидуума к определенной культуре, социально-экономическому классу и уникальной для каждого семейной среде. С другой стороны, внутренние детерминанты включают генетические, биологические и физиологические факторы. Дальнейшее описание множества изменений, сопровождающих наше развитие – физических, социальных, интеллектуальных, эмоциональных, моральных и т.д., – показывает, какой сложной является проблема развития человека.
Принадлежность к той или иной культуре приводит в конце концов посредством социализации к нормативным моделям в мышлении, эмоциях и поведении. Сознаем мы это или нет, культурная среда формирует у нас образ себя, форму отношений с другими людьми, потребности и способы их удовлетворения, а также цели, к достижению которых мы стремимся. Точно так же принадлежность к определенному социально-экономическому классу оказывает влияние на ценности, установки и стиль жизни. В сущности, очень незначительное количество аспектов нашего развития может быть понято без учета групп, к которым мы принадлежим. Даже в таком плюралистическом обществе, как наше, принадлежность к социальному классу часто определяет наш индивидуальный статус, участие в социальной жизни, привилегии и возможности, которыми мы обладаем. Факторы, обусловленные принадлежностью к определенному социальному классу, оказывают значительное влияние на то, в каких наиболее типичных стрессовых или конфликтных ситуациях мы оказываемся, а также как мы справляемся с ними. Есть даже доказательства того, что вероятность заболевания некоторыми формами психических расстройств коррелирует с принадлежностью к тому или иному социальному классу. Исследования (Myers et al., 1984), проведенные среди 10 000 американцев в пяти общинах, показали: у тех, кто получил среднее образование, гораздо меньше проблем с психическим здоровьем, чем у не закончивших среднюю школу. Данные также говорят о том, что психические расстройства преобладают в группах бедных чернокожих американцев, живущих в городах (Gould et al., 1981).
Влияние семейного окружения также ощутимо сказывается на развитии индивидуума. Особое значение здесь имеет форма родительского поведения, убеждений и целей. Родители служат моделью для подражания и, посредством собственных поступков, оказывают влияние на детей, сохраняющееся на протяжении дальнейшей их жизни.
Генетические факторы – это тот род влияния на поведение, который передается от родителей к детям благодаря механизмам наследственности. Наряду с окружающей средой они играют ключевую роль в обусловливании развития личности. Так, исследование, проведенное на близнецах, предоставляет надежное доказательство того, что эмоциональная устойчивость, экстраверсия, альтруизм, застенчивость и робость устойчиво передаются по наследству (Rose et al., 1988; Rushton et al., 1986). К другим личностным особенностям, которые имеют, как минимум, умеренно выраженный генетический компонент, относят отчужденность, агрессивность, стремление к достижениям, лидерство, воображение и чувство благополучия (Tellegen et al., 1988).
Оживленные дебаты по поводу относительной значимости генетических и средовых факторов (то есть противопоставление природы и воспитания) недавно дали толчок развитию новых теоретических представлений. Речь идет о понимании того, каким образом должны упомянутые факторы взаимодействовать, чтобы это привело в итоге к появлению определенных характеристик поведения. Теоретики, занимающие такую интеракционистскую позицию, считают, что любой индивид вырастает, испытывая на себе воздействие окружающей среды, и развивается под влиянием генетической одаренности. Иначе говоря, согласно этой точке зрения, наследственность налагает ограничения на диапазон развития тех или иных характеристик, но, тем не менее, в пределах этого диапазона дальнейшее развитие характеристик определяется факторами окружающей среды (Scarr, Carter-Saltzman, 1982; Scarr, McCartney, 1983).
Теории личности расходятся в том, какое значение в них придается вопросам развития и изменения в течение жизни; в описании факторов, ответственных за каждодневное развитие, а также в признании относительной роли генетических и средовых факторов, влияющих на развитие личности. Тем не менее полная теория личности должна объяснять развитие структур и процессов, лежащих в основе поведения человека.
4. Психопатология
Еще одна проблема, с которой сталкивается всякая теория личности, заключается в необходимости объяснения причин того, почему некоторые люди оказываются не в состоянии приспособиться к требованиям общества и эффективно функционировать в нем. На самом деле, каждый персонолог уделяет внимание вопросу о том, почему некоторые люди демонстрируют патологические или неадекватные стили поведения в повседневной жизни. Этиология – изучение и объяснение причин ненормального функционирования – является центральной темой этого компонента теории личности.
Необходимость объяснения причин патологического поведения привела к развитию различных подходов. Например, теоретики, придерживающиеся психодинамической ориентации, убеждены, что конфликты, не нашедшие разрешения в детстве, могут приводить к патологическому поведению в зрелом возрасте. Сами эти конфликты возникают в результате одновременного существования противоречивых желаний в отношении секса и агрессии. Конфликты приводят к развитию болезненных симптомов. Далее, поскольку эти конфликты не осознаются и человек не понимает, что послужило причиной появления симптомов, последние усиливаются, тем самым усугубляя страдания. Бихевиоральное направление, наоборот, само поведение рассматривает как проблему. Ученые, стоящие на подобных позициях, полагают: чтобы объяснить ненормальное поведение, нет необходимости в построении гипотез и тщательном исследовании глубинных, недоступных наблюдению механизмов. Вместо этого следует проанализировать, как произошло научение отклоняющемуся поведению в прошлом и благодаря каким обстоятельствам окружения индивидуума это поведение сохранилось в настоящем.
Некоторые теоретики предполагают, что поведение людей – как нормальное, так и ненормальное – несет на себе отпечаток семейного окружения, общества и культуры. Все мы являемся частью социального каркаса семьи, друзей, знакомых и даже незнакомых людей; некоторые виды взаимоотношений с окружающими, в которые мы вовлекаемся, могут усиливать отклонения в поведении и даже стать причиной их возникновения. Приверженцы социокультурной модели психической патологии утверждают, что стрессы и конфликты, которые люди переживают в повседневном взаимодействии, могут вызывать и поддерживать патологические формы поведения.
Необходимость анализа причин психических расстройств привела за относительно короткую историю теории личности к появлению множества различных подходов. Те из них, что приведены в этой книге, рассматривают не только причины появления отклоняющегося от нормы поведения, но также предлагают принципы лечения. Важно признать, однако, что полная теория личности должна содержать обоснованный анализ причин того, почему некоторые люди ощущают жизнь такой напряженной и не могут выработать эффективные навыки решения проблем.
5. Психическое здоровье
Пытаясь учесть многообразие аспектов поведения человека, надежная теория личности должна предложить критерии оценки здоровой личности. Вопрос состоит в том, что именно входит в понятие здорового образа жизни. Поставленный теоретиками личности, он является важным компонентом их наиболее общих концептуальных моделей. Дуэйн Шульц задавался этим вопросом: «Многие психологи думают, что первостепенной задачей психологии должно быть изучение здоровой личности; какая другая дисциплина исследует обстоятельства жизни? Какая сущность обладает большим могуществом в изменении мира к лучшему или к худшему, чем личность? И что оказывает большее влияние на содержание нашей жизни, чем уровень психического здоровья, с которым мы подходим к нашим проблемам?» (Schultz, 1977, р. 5).
В большинстве теорий личности рассматривается вопрос о том, из чего складывается психологическое благополучие. Например, Фрейд полагал, что функционирование зрелой личности характеризуется способностью продуктивно работать и поддерживать удовлетворительные межличностные отношения. И, хотя этот критерий психического здоровья может на первый взгляд показаться слишком глобальным и неспецифичным, при более внимательном рассмотрении здесь напрашиваются важные выводы. Так, согласно Фрейду, способность работать предполагает способность ставить перед собой долговременные отдаленные цели и достигать их, а также справляться с тревогой таким образом, чтобы это не отражалось негативно на поведении. Сходным образом, акцент на удовлетворительные социальные отношения предполагает способность наслаждаться широким спектром эмоций без чувства угрозы, а также привносить созидательные элементы в удовлетворение половых и агрессивных побуждений.
Психическое здоровье можно также определить в терминах теории социального научения. Например, Бандура уделяет особое внимание понятиям, отражающим нашу способность удовлетворять требованиям жизни (Bandura, 1982). В его понимании самоэффективность, или осознание собственной способности выбирать именно те виды поведения, которые необходимы для достижения цели, является важнейшей особенностью приспособления. Более того, Бандура утверждает, что люди, оценивающие сами себя как сильных личностей, ставят перед собой более трудные задачи, затрачивают больше усилий и в результате могут быть более успешными в достижении своих целей.
Некоторые персонологи уделяют большое внимание созданию психологического портрета здоровой личности и основных составляющих здорового образа жизни. Наиболее очевидная иллюстрация в этом случае – теория самоактуализации Маслоу, базирующаяся на иерархии потребностей. По Маслоу (Maslow, 1987), для нормального личностного роста требуется сдвиг относительной значимости потребностей от наиболее примитивных (физиологические и потребности безопасности) к наиболее возвышенным или наиболее «человеческим» (в истине и красоте). Маслоу также изучал людей с проявленной потребностью в самоактуализации и сформулировал результаты своих наблюдений в терминах личностного профиля, куда вошли такие качества, как эффективное восприятие реальности, потребность в уединении и частной жизни, а также принятие себя и других.
Бесспорно, критерии оценки психического здоровья – центральный вопрос для любой исчерпывающе полной теории личности. Подавляющее большинство теорий, которые мы будем обсуждать, содержат обоснования и предложения относительно понятия психологической зрелости.
6. Изменение личности с помощью терапевтического воздействия
Поскольку теории личности дают определенную информацию для понимания причин психопатологии, отсюда естественным образом вытекает, что они также предлагают пути коррекции отклоняющегося от нормы поведения. Шестой и последний вопрос имеет решающее значение для теоретических рассуждений о личности. Это вопрос о том, как помогать людям повышать свою компетентность, уменьшать проявления недостаточно адаптивного поведения и достигать позитивных личностных изменений.
Во многих теориях личности были достаточно подробно разработаны клинические, или консультативные, аспекты. Поэтому вряд ли стоит удивляться тому, что мы наблюдаем почти столько же терапевтических направлений, сколько существует самих теорий. Различия между ними заключаются не только в методах лечения, но также и во взглядах их создателей на личность в целом. На одном полюсе находится психодинамическая теория, придающая первостепенное значение неосознанным конфликтам и опыту научения в детстве, рассматриваемым как доминирующие факторы в контроле поведения. Поэтому психодинамическая модель терапевтического воздействия фокусируется на том, чтобы оказывать людям помощь в выявлении вытесненных из сознания причин и источников конфликтов детского возраста, а также в понимании того, как эти конфликты влияют на их жизнь в зрелости. На другом полюсе лежит бихевиористская теория, придерживающаяся того взгляда, что поведение в значительной степени обусловлено жизненными событиями и окружающей средой. Теоретики, стоящие на этих позициях, предполагают, что люди с нарушенной адаптацией или в свое время не смогли научиться навыкам, необходимым для того, чтобы соответствовать требованиям повседневной жизни, или приобрели недостаточные или дефектные навыки, которые закрепились у них под воздействием некоторых форм подкрепления. Соответственно, бихевиоральный подход к лечению ставит задачу помочь людям обучиться новым формам поведения вместо старых, дефектных или избавить их от недостаточно адаптивных поведенческих реакций.
С помощью терапевтического воздействия у человека появляется возможность переоценить и изменить многие аспекты своей личности и поведения: представление о себе, стиль межличностных отношений, познавательные процессы, эмоциональные реакции, ценности, жизненные цели, способы структурирования времени – и это далеко не полный перечень. В свою очередь, тщательное изучение личностных особенностей помогает выбирать средства, с помощью которых могут быть модифицированы нежелательные формы поведения, так чтобы данный индивидуум мог перейти к более эффективным способам функционирования.
Существует множество различных теоретических подходов к пониманию личности. Несмотря на все их разнообразие, теории личности имеют общую концептуальную основу, каркас, состоящий из шести основных блоков: структура, мотивация, развитие, психопатология, психическое здоровье и изменение личности вследствие терапевтического воздействия. Совокупность концепций, выдвигаемых теорией с целью объяснить каждый из этих блоков, говорит нам об основном содержании данной теории личности. Способы решения этих концептуальных вопросов дают возможность понять наиболее общие перспективы каждой теоретической позиции.
Для чего нужна психология?
Психология, древняя наука, но все же… ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА ПСИХОЛОГИЯ?…Про ОДНУ проблему теоретической психологии…
«Однажды на рынке в древних Афинах Сократ известил сограждан, подошедших вкусить его мудрости: «Я намерен посвятить всю оставшуюся жизнь выяснению только одного вопроса — почему люди, зная, как надо поступать хорошо, во благо, поступают все же плохо, себе во вред». С тех пор прошло две с половиной тысячи лет, развалины Афин находятся на прежнем месте, и по-прежнему далек ответ на этот вопрос…» Михаил Веллер («Все о жизни»).Итак, почему «по-прежнему далек ответ на этот вопрос»?
Почему до сих пор нет такого знания, которое бы давало четкие ответы на любые вопросы, касающиеся человека, его жизни, и самое главное — его сути- тех «неведомых сил», которые побуждают действовать вопреки здравому смыслу? Читать далее…
Публикации известных психологов на тему «Теоретическая психология: проблемы и решения»
О путях развития теоретической психологии…
Глобальные проблемы психологии, которые описаны в статье «Про ОДНУ проблему теоретической психологии…» решать можно и решать НУЖНО…Другой вопрос — «кому это нужно?» (психология живет и существует и с этими проблемами…), а если все-таки нужно, то «КТО» этим будет заниматься и «ЧТО» в принципе нужно сделать? Читать далее…
А также…
Публикации известных психологов на тему ЕДИНАЯ ТЕОРИЯ ЧЕЛОВЕКА
Теория ЧЕЛОВЕКА: требования и критерии оценки качества
Итак, каким критериям должна соответствовать теория личности, чтобы с максимальной долей достоверности объяснять все психическое и все индивидуальное, что происходит с человеком?Начнем по порядку…
Читаем далее…
А также…
Классический набор требований к теории личности из книги Ларри Хьелла, Дэниела Зиглера «Теории личности. Основные положения, исследования и применение» (Larry Hjelle, Daniel Ziegler «Personality Theories: Basic Assumptions, Research, and Applications», 3th ed., 1992)
А также:
Современные концепции и теории научной психологии
«ПСИХОЛОГИЯ, ПРИБЛИЖЕННАЯ К РЕАЛЬНОСТИ». Теория Человека И.В. Герасимова
Внутренний мир человека ничто без внешнего, как внешний мир ничто без внутреннего-
это определенная система взаимозависимостей и взаимосвязей —
это и есть «психология, приближенная к реальности»…
Итак, в чем основные концептуальные положения разработанной мною теории, что я сделал для того, чтобы объяснять и прогнозировать поведение любого человека?
Читать далее…
Публикации ученых на тему «ДУША ЧЕЛОВЕКА»
«Говорите нам о душе!» – кричали студенты эпохи Возрождения, когда хотели с первой лекции оценить способности нового профессора…компонентов личности — 01: 830: 101 Общая психология
Пятница, 22 ноября 2019 г.
Личность
Псих
— Личность — паттерны мышления, чувств и поведения, которые люди проявляют в
различных ситуациях
• Перспективы:
— Психоаналитика (Зигмунд Фрейд) — объясняет поведение и личность с точки зрения
бессознательных процессов (импульсов, желаний, воспоминаний о которых люди не знают). сознательно осознает, но влияет на мысли и поведение
• Предполагается, что взрослая личность формируется в первую очередь в результате раннего опыта
детства
• Фрейд — Структура личности
— ID — наиболее примитивная часть личности — основные биологические импульсы и
влечения, принцип удовольствия
— Суперэго — внутренняя мораль и ценности общества, включает совесть
— Эго — откладывает исполнение импульсов до тех пор, пока ситуация не станет подходящей
• Посредник ID, суперэго
• Принцип реальности
— Аналогия с айсбергом
• Фрейд — Этапы Развитие личности
— Психосексуальные стадии — теория развития личности, отражающая
конфликт между стремлением ребенка к удовольствиям и социальными ожиданиями
• Фиксация — возникает, когда конфликт, возникающий внутри стадии, не разрешен
скв.
• Оральный этап — от рождения — 18 месяцев — исследуйте мир через рот,
зависимость, доверие, оральная фиксация
• Анальная стадия — возраст от 18 месяцев до 3 лет — конфликт с родителями около
подчинение и неповиновение, отношение к порядку и беспорядку, беспорядок и чистота, анальная фиксация
• Фаллическая стадия — возраст 3-
— Эдипов комплекс — мальчик желает исключительных отношений с матерью
(греческая легенда — Эдип убивает отца и женится на матери)
1
22 ноября 2019 г., пятница
Идентификация с отцом (мальчиками) — развивать чувство сходства и связность
Комплекс Электра (девочки) — идентификация с мамой
Латентная стадия (возраст 6-11 лет) — подавление сексуальных импульсов, продолжение идентификации с однополым родителем
Генитальная стадия (возраст 12+) — сознательная сексуальность
Фрейд — Защитные механизмы — бессознательные психические процессы, используемые для защитить себя от неприятных эмоций
Подавление — мысли, которые слишком тревожны, чтобы их можно было признать заблокированы от сознательного осознания
Регресс — человек возвращается к предыдущей фазе развития
Проекция — человек приписывает свои непризнанные чувства / импульсы к другим людям
Рационализация — создание объяснений поведения в очевидной логичный способ избежать дискомфорта
Смещение — направление эмоций на других, которые не являются настоящими объект их чувств
Отрицание — отказ признать реальность или эмоции
Сублимация — преобразование недопустимых импульсов в приемлемые поведение
Формирование реакции — преобразование недопустимых импульсов в их напротив
Психологический детерминизм — все мысли, эмоции и поведение имеют вызывает
Неудовлетворенные влечения и бессознательные желания, оговорки по Фрейду
Измерение бессознательного
- Проективные тесты — представить неоднозначный стимул, на который человек реагирует
Тесты Роршаха с чернильными пятнами — индивидуум просматривает набор чернильных пятен и рассказывает, что каждое чернильное пятно напоминает
Тематический тест апперцепции (ТАТ) — человека просят составить рассказ о каждом из серии неоднозначных рисунков
Гуманистическая психология
Абрахам Маслоу — самоактуализация
2
.Шесть школ теорий личности
- Теория черт
- Психодинамическая теория
- Бихевиористская теория
- Когнитивная теория
- Гуманистическая теория
- Эволюционные и генетические перспективы
Теория черт
Первая теоретическая школа основана Гордоном Олпортом (1897–1967), отцом теоретиков черт. Он выдвинул гипотезу, что «те индивидуальные различия, которые являются наиболее заметными и социально значимыми в жизни людей, в конечном итоге закодируются в их языке; чем важнее такое различие, тем больше вероятность, что оно будет выражено одним словом.«
Исходя из вышеупомянутой лексической гипотезы, он обнаружил каждый термин, который, по его мнению, мог описать человека в словаре, чтобы определить список из 4500 черт, и разделил их на три категории, чтобы идентифицировать индивидуальную личность:
- Кардинальные черты : Черты, которые доминируют над личностью во времени и в разных ситуациях.
- Центральные черты : Общие черты, неизменные во времени и в разных ситуациях. Они образуют строительные блоки личности.
- Вторичные черты : Черты, менее очевидные и противоречивые во времени и в разных ситуациях.
Раймонд Кеттелл организовал тысячи черт, описанных Олпортом, и сжал их до 16 основных черт, используя статистический метод факторного анализа, в 16 PF (факторов личности) для изучения основных параметров личности.
Ганс Айзенк далее упростил эти черты до трех фундаментальных факторов: психотики (такие антиобщественные черты, как жестокость и неприятие социальных обычаев), интроверсия-экстраверсия и эмоциональность-стабильность (также называемая невротизмом).Айзенк также сформулировал квадрант, основанный на пересечении осей эмоциональной устойчивости и интроверта-экстраверта. Голдберг, Коста и МакКрэй упростили теории черт, используя факторный анализ, для разработки Большой пятерки ОКЕАНА (открытость, сознательность, экстраверсия, доброжелательность и невротизм).
Вклад теорий признаков- Он предоставляет научный метод классификации черт с использованием факторного анализа по дескрипторам прилагательных.
- Использование идиографического и номотетического подхода к выявлению человеческих различий.
- Классификация личности по совокупности черт слишком упрощена. Лексический подход в определенной степени может позволить им понять и описать поведение, которое является стабильным и постоянным и не зависит от окружающей среды.
- Развитие теорий черт характера не основывается на какой-либо психологической конструкции. Видимо, они не могут объяснить, как развиваются черты характера.
- Теоретики черт характера не могут объяснить адаптивное поведение, когда модели поведения человека меняются в зависимости от ситуации и во времени.
- Теоретик черт характера может объяснить, кто вы, но не может объяснить, почему вы ведете себя, чувствуете и думаете именно так.
- Теоретики черт характера заинтересованы в сознательном осознании того, где поведение является явным и наблюдаемым.
- Теория черт, по сути, не предоставляет возможности для изменения личности.
- Использование дескрипторов прилагательных для кластеризации черт не включает все психологические черты.
Вышеуказанные ловушки необходимо устранить, чтобы получить полное и точное представление о личности человека.
Психодинамические теории
К двадцатому веку Зигмунд Фрейд стал пионером второй школы теорий личности. Он пытается разгадать тайны психики, разделяя наш разум на три уровня: сознательный, предсознательный и бессознательный. Сознание имеет дело с той частью нашего осознания, которая связана с реальностью нашей жизни. Он объясняет нашу умственную деятельность, в которой происходят все мыслительные процессы. Подсознание — это то место, где хранится информация о нашем прошлом опыте, но ее легко восстановить.Бессознательное — это резервуар наших внутренних состояний, таких как желания, нужды и мотивы. Это также хранилище информации о нашем болезненном прошлом, которое подавляется и к которому нельзя получить легкий доступ.Фрейд исследовал взаимодействие нашего сознательного осознания и бессознательного для объяснения личности. Он предложил трехчастную структуру личности, состоящую из ид (связанного с удовлетворением основных инстинктов), эго (которое является посредником между требованиями ид и ограничениями общества
).Пять компонентов модели коммуникации Коммуникационные навыки
Пять элементов коммуникации
Базовая модель коммуникации состоит из пяти компонентов: отправителя и получателя, носителя, несущего сообщение, контекстных факторов, самого сообщения и обратной связи. Для эффективного нацеливания сообщений необходимо учитывать переменные, которые могут влиять на каждый из компонентов модели. Ниже приведены пять компонентов модели обучения коммуникативным навыкам для улучшения ваших коммуникативных навыков.
Отправитель и получатель
Определенные факторы могут усложнить обмен данными между отправителем и получателем:
- Различные убеждения, ценности и личности влияют на то, как отправитель и получатель воспринимают информацию. Таким образом, отправители и получатели могут по-разному реагировать на одну и ту же информацию.
- Различные препятствия для связи мешают пониманию отправителя сообщения должным образом. Примеры включают плохую грамматику и выбор слов, а также характер отношений между отправителем и получателем.
Средний
При личном общении вы общаетесь с помощью речи, а также посредством электронной почты, мгновенного сообщения, телефонного звонка или письменного письма. Чтобы выбрать правильный носитель, вы должны учитывать несколько факторов:
- важность сообщения — Как правило, вы должны доставлять действительно важные сообщения лично или по телефону. Это оказывает большее влияние и позволяет получателю немедленно ответить. Электронная почта подходит для менее важных сообщений или тех, на которые вам не нужен срочный ответ.Обмен мгновенными сообщениями лучше всего использовать для обычных сообщений.
- практичность — Когда отправители и получатели рассредоточены по географическому принципу, использование средств связи, таких как телефон, электронная почта и обмен мгновенными сообщениями, более практично, чем организация личных встреч. Кроме того, более практично использовать текстовый носитель, например электронную почту, если вам нужно отправить кому-то большой объем данных или вести учет обсуждаемых вопросов. Другими практическими соображениями являются затраты, требования к физическому пространству и возможные задержки, связанные с использованием различных средств связи.
- ваши предпочтения и предпочтения получателя — Некоторые люди просто предпочитают одни носители другим. Чтобы общаться эффективно, вы должны учитывать предпочтения другой стороны. Иногда это также может зависеть от установленных процессов коммуникации в организации человека.
- Стиль связи получателя — Некоторые люди лучше всего реагируют на информацию, представленную визуально. Другие больше полагаются на то, что они слышат, или на текстовую информацию.А некоторые лучше всего учатся на практике — создавая модели или воплощая идеи в жизнь. Пытаясь выбрать эффективное средство связи, вы должны учитывать предпочтительный стиль общения получателя. Вы также должны учитывать готовность получателя принять ваше сообщение. Например, лучше передавать конфиденциальную информацию, чем по электронной почте.
- Необходимость обратной связи — Если вам нужна обратная связь от получателя без промедления, вы должны выбрать средство, которое позволяет это — например, личную встречу или телефонный звонок.Если потребность в обратной связи менее острая, может быть уместным средство вроде электронной почты. Если вам вообще не нужна обратная связь, вы можете выбрать менее личный носитель, который не поддерживает двустороннюю связь.
Контекстные факторы
Различные контекстные факторы могут играть роль в том, насколько хорошо общаются отправитель и получатель сообщения:
- Язык тела — Язык тела относится ко всем невербальным способам общения людей, включая выражения лица, физические жесты и позы.В личных беседах они играют важную роль. Они часто сообщают о вещах, о которых не говорят, например об энтузиазме, внимательности или даже раздражении человека. Когда вы разговариваете с кем-то, важно убедиться, что язык вашего тела вам подходит. Также важно понимать язык тела собеседника, чтобы вы могли на него реагировать.
- синхронизация — Время сообщения может влиять на то, насколько хорошо или плохо оно получено. Также лучше всего приурочивать сообщения к тому моменту, когда вы знаете, что у получателя есть время уделить им должное внимание.
- Окружающая среда — Такие факторы, как формальность или неформальность обстановки, шум вокруг и температура в помещении, могут повлиять на способность отправителя и получателя общаться. Их физическая близость также играет роль.
Вам также необходимо учитывать следующие контекстные факторы при общении с другими:
- тип языка, который вы используете для своего сообщения
- предположения, которые вы делаете при формулировании сообщения
- готовность получателя участвовать в диалоге о вашем сообщении и
- ваш тон голоса, громкость и
, когда вы почти знаете свой тип личности (он же «Между двумя типами») — тип личности и личный рост
Если вы не знакомы с когнитивными функциями Юнга, обратитесь к разделу «Инструменты развития личности: модель автомобиля», чтобы ознакомиться с когнитивными функциями и их влиянием на тип личности.
Если вам нужна помощь в выборе наиболее подходящего типа — у нас есть профессиональные профилировщики, которые помогут вам выяснить, как устроено ваше мышление.
Узнайте больше о консультациях по типу личности здесь.
Если вы не можете определить свой тип личности, не имеет значения, какую систему психологии личности вы используете — вы застряли. Все мы понимаем системы типологий, основываясь на том, как мы в них вписываемся.
Невероятно неприятно читать два, три, четыре разных описания типов и знать, что вы ПОЧТИ там.
Для некоторых людей это превращается в китайскую головоломку с пальцами, которую необходимо решить, и они тратят бесчисленные часы на чтение описания типов с миллиона веб-сайтов и источников.
К тому времени, когда я получаю электронное письмо, люди, которые мне пишут, обычно разбирают свой тип до двух претендентов в системе Майерса-Бриггса.
Я заметил, что есть несколько предсказуемых закономерностей в битве между «Финальными двумя» в Майерс-Бриггс. Понимание этих моделей может помочь сузить круг до вашего наиболее подходящего типа.
Ваш наиболее подходящий тип — это тип личности, с которым вы резонируете с самыми сильными людьми и который вы «набрали себе как тип». Профайлер может помочь вам выбрать наиболее подходящий тип, но в конечном итоге именно ВЫ определяете свой тип.И хотя люди могут (и делают!) Привязаться к типу, который соответствует их пристрастиям, каждый человек должен сделать «последний вызов». В конце концов, вы единственный человек, который живет в вашей голове и знает местность лучше, чем кто-либо другой.
Предупреждение: привязка к типу на основе того, как вы хотите, чтобы видел себя, только ограничивает личностный рост. Самое полезное качество, которое нужно развивать в самонаборе, — это скромность, способность честно оценивать, в чем вы хороши, а также осознавать свои ограничения.
Во-первых, давайте поговорим о наиболее распространенных Final Two (по моему опыту, на основе запросов по электронной почте):
INTP против INTJ
INFP против INFJ
INTJ против INFJ
ENTP против ENFP
ENTJ против ESTJ
ENFJ против ESFJ
INTP против ISTP
INFP против ISFP
Обратите внимание, что почти все запросы исходят от людей, которые спрашивают, к какому интуитивному они относятся, или, по крайней мере, спрашивают, могут ли они быть интуитивными.
В то время как любой из 16 типов может заинтересоваться системой и даже быть одержим ею, обычно интуитивные люди принимают ее очень.Шутки в сторону. Система Майерса-Бриггса предлагает интуитивным людям объяснение давнего ощущения себя «чудаком» или «инопланетянином», подтверждая то, о чем они все время подозревали: они не думают, как большинство людей. Большое облегчение также приходит от понимания, что они не одиноки, и на самом деле до 25% населения имеют достаточно схожих проводов, чтобы почувствовать симпатию. Для тех, кто чувствует себя изгоем, эта информация может изменить правила игры.
Вопросы INFJ / INFP и INTJ / INTP требуют отдельного внимания, поэтому я не буду углубляться в них в этой статье.Они также не следуют тем же «образцам путаницы», как другие типы. Путаница вокруг INFJ / INFP и INTJ / INTP больше основана на сходстве описаний. То есть INFJ часто перекликаются с описанием INFP, и наоборот. То же верно и для INTJ / INTP.
В этой статье рассматривается путаница между этими типами:
INTJ против INFJ
ENTP против ENFP
ENTJ против ESTJ
ENFJ против ESFJ
INTP против ISTP
INFP против ISFP
Следует отметить одну закономерность: обычно существует только одна дихотомическая буква, которая не соответствует действительности.Их также можно записать как:
INxJ — T или F?
ENxP — Т или Ж?
ExTJ — N или S?
ExFJ — N или S?
IxTP — N или S?
IxFP — N или S?
Итак … какая связь? Где проявляется закономерность?
Ответ кроется в «стеке» когнитивных функций каждого типа личности. Каждый тип не о том, что вы , а о том, какие когнитивные функции вы использует . Существует восемь когнитивных функций, и каждый тип личности имеет четыре из тех функций, которые влияют на них больше всего.
Когнитивная функция — это умственный процесс, который мы используем для 1) изучения новой информации и 2) принятия решений на основе этой информации. Технически они называются оценочными функциями и функциями восприятия. Пожалуйста, не путайте их с типами личности, которые являются судьями, и типами, которые воспринимают в системе Майерс-Бриггс. Хотя один и тот же термин используется обоими способами — и хотя они связаны, — они относятся к тонкости различных аспектов шрифта.
Технический способ обозначения когнитивных функций — это доминирующая, вспомогательная, третичная и низшая.
Для каждого типа Доминирующий процесс — это их «инструмент» в их наборе инструментов и мысленный процесс, с которым они больше всего отождествляются. Вспомогательное средство помогает сбалансировать каждый тип, восполняя все, чего не хватает Доминанту. Третичное — противоположность Вспомогательного, таким образом создавая «слабость», которая может сбить с толку тип. Низший (противоположность Доминирующего) создает настоящее слепое пятно, возможно, самую слабую функцию этого типа.
В течение многих лет Personality Hacker работал над упрощением понимания когнитивных функций, используя метафору автомобиля.Наши термины — «водитель» (доминирующий), «второй пилот» (вспомогательный), «возраст 10 лет» (высшее образование) и «возраст 3 года» (низший уровень).
Четыре буквы в вашем типе личности Майерс-Бриггс подобны секретному кольцу декодера, которое сообщает вам, каков стек ваших когнитивных функций, также известный как «как устроен ваш мозг».
Если вы являетесь N (интуитивным), вы можете иметь лишь поверхностное представление о том, как устроен ваш мозг, потому что существует два типа интуиции — экстравертная интуиция и интровертная интуиция. (Для более глубокого погружения в оба типа интуиции обратитесь к подкасту Personality Hacker Introverted Intuition vs.Экстравертная интуиция.)
То же самое относится к типам S (чувствительность), типам T (мыслитель) и типам F (чувствительность). Каждая из этих букв представляет две разные когнитивные функции.
Итак, это не вопрос: «Я мыслитель или чуток?» Вопрос в том, «Какие процессы мышления и чувств я использую и в каком порядке?»
Это не то, что вы , а то, что вы , используя .
Это набирает «сложное», и в то же время создает намного больше ясности .
Для тех из вас, кто знаком с когнитивными функциями, сразу бросается в глаза следующая закономерность: путаница типов почти всегда возникает в позициях второго пилота и 10-летнего возраста.
Например, когда INxJs не понимают, являются ли они T (Мыслителем) или F (Feeler), это потому, что их второй пилот выполняет либо мыслительную, либо чувственную когнитивную функцию, как и 10-летний. Вот вид бок о бок:
Если вы заметили, оба типа имеют общий процесс Driver и 3 Yr Old.То же самое верно и для ENTP / ENFP:
… И для тех, кто не понимает ENTJ / ESTJ, ENFJ / ESFJ, INTP / ISTP, INFP / ISFP. Например:
Обычно распознают определенные атрибуты, общие для процесса Драйвер, а затем взвешивают «ощущение знакомства» с процессами второго пилота и 10-летней давности, пытаясь выяснить, какой из них сильнее.
Поскольку многие профили типов не включают когнитивные функции, а скорее общее описание того, как типы обычно «проявляются» в мире, индивидууму остается искать то, о существовании чего они даже не подозревают: примеры разрешения конфликтов между второй пилот и когнитивные функции в возрасте 10 лет.
Но если 10-летний старый — это слабое место и находится на «заднем сиденье» машины (так сказать), почему тип может резонировать с ним настолько, чтобы возникло замешательство?
Есть отличная модель, которую мне представили много лет назад, под названием «Модель компетенций». Он призван объяснить этапы, на которых люди развивают навыки, но я считаю, что это отличный способ понять взаимосвязь каждого типа с функциями «в машине».
В соответствии с моделью автомобиля это выглядит так:
Если сопоставить эти две модели, то процессы второго пилота и 10-летнего возраста находятся в нашем «сознательном осознании», тогда как процессы «Драйвер» и «3-летний возраст» бессознательны — либо из-за компетенции стиля мышечной памяти, либо из-за слепого. точечная некомпетентность.
Когда типовой профиль поражает нас так сильно, что мы чувствуем, что кто-то украл страницу из нашей книги, это потому, что мы читаем описание нашего процесса Driver, что является для нас второй натурой, и у него больше нет языка. Когда кто-то выражает словами то, в чем мы бессознательно компетентны, мы чувствуем, что они читают наши мысли.
Точно так же, когда кто-то хорошо описывает наш процесс 3-х летней давности, мы обычно получаем хиби-джиби. Это «чужое», «неприглядное» и «совсем не мы» (хотя это «мы», как раз та часть «нас», которую мы склонны хоронить глубоко в своем бессознательном).
Но процессы второго пилота и 10-летней давности отличаются. Мы ОЧЕНЬ осведомлены о них, потому что их отношения инь-ян находятся в нашей области осознания. Мы «осознаем» их обоих и то, как они влияют на нас, включая то, как полярность этих двух функций влияет на нас. Если мы Мыслитель, но не Мыслительный Драйвер, Думающий второй пилот, мы, вероятно, можем пройти испытание как Чувствующий, потому что в нас есть Чувственная природа. Просто версия 10 Yr Old Feeling.
В том же ключе, если мы интуитивный, но не интуитивный водитель, интуитивный второй пилот — будет сильная связь с сенсорной частью нас, потому что она находится в нашем сознательном осознании и может заставить нас пройти тестирование в качестве Датчик иногда.
А вот и кикер. Если мы научились защитным стратегиям, которые удерживают нас в том «положении», которое мы предпочитаем (как объясняется в этой статье), мы можем быть больше связаны с нашим 10-летним процессом, чем с нашим вторым пилотом!
СО. Если вы дойдете до двух последних, наиболее полезной информацией будет 1) изучение стека когнитивных функций обоих типов и 2) подробное описание каждой когнитивной функции.
Удачи!
-Антония
шт. Вот краткий обзор каждой когнитивной функции и стека когнитивных функций каждого типа Майерс-Бриггс.
Если вам нужна помощь в выборе наиболее подходящего типа — у нас есть профессиональные профилировщики, которые помогут вам выяснить, как устроено ваше мышление.
Узнайте больше о консультациях по типу личности здесь.
Хотите узнать больше?
Раскройте свой личный гений
Мы хотим услышать от вас. Оставляйте свои комментарии ниже…
Когда вы ПОЧТИ ЗНАЕТ свой тип личности (он же «Между двумя типами») 2015-02-262020-06-24 // personalhacker.com / wp-content / uploads / logo-dark.png Тип личности и личностный рост | Личность Хакер https://personalityhacker.com/wp-content/uploads/personalityhacker_between-two-types.jpg200px200px
.