Основные виды финансовой политики: Типы и виды финансовой политики – Направления и виды финансовой политики — Студопедия.Нет

Автор: | 22.07.2020

Типы и виды финансовой политики

Сущность финансовой политики

Определение 1

Политикой называют совокупность теоретических и практических мероприятий, направленных на достижение какой-либо цели.

В зависимости от того, кто проводит данную политику она может быть государственной, отраслевой, политикой предприятия, отдельного предпринимателя, домохозяйства или личной. Направление и сфера применения зависят от поставленных целей. Поэтому выделяют внешнюю и внутреннюю политику, социальную и экологическую, международную и национальную и т.д.

Базисом развития человеческого общества является экономика. Благодаря ей формируются все остальные системы взаимодействия и взаимосвязей в обществе. Поэтому экономическая политика занимает ключевые позиции как в управлении государством, так и в руководстве предприятием.

Определение 2

Экономическая политика – это комплекс взаимоотношений между отдельными гражданами (физическими лицами), предприятиями и организациями (физическими лицами), органами государственной власти, между государствами, которые направлены на достижение каких-то определенных экономических результатов и развития хозяйства.

Важным элементом, обеспечивающим материальную основу решения экономических проблем, является финансирование. Поэтому финансовая политика выступает важной составной частью экономической политики.

Определение 3

Финансовой политикой называется составляющая экономической политики, которая направлена на накопление, распределение и реализации финансовых ресурсов в качестве материальной базы решения экономических задач.

Финансовая политика представляет собой методологическую систему принципов, методов и форм использования финансовых ресурсов.

Финансовая политика призвана обеспечить стратегические направления и перспективы применения финансовых ресурсов. При этом она должна согласовать ставящиеся цели и возможности субъектов хозяйствования. Основное содержание финансовой политики заключается в:

  • необходимости разработки общей концепции финансовой деятельности;
  • необходимости выделения самых важных (на данный момент) направлений, целей и задач;
  • создании финансового механизма в соответствии с поставленными целями и задачами;
  • обеспечении регулирования финансовой деятельности на каждом этапе и на каждом уровне экономической деятельности;
  • создании условий формирования достаточного объема финансовых ресурсов;
  • проектирование рационального распределения и применения финансов;
  • регулировании социальных процессов с помощью финансовых инструментов;
  • создании действенной системы управления финансами.

Типы финансовой политики

На протяжении всей истории развития мирового хозяйства развивалась и финансовая политика. В экономической науке выделяют следующие типы финансовой политики:

  • классическая;
  • регулирующая;
  • планово-директивная.

Классическая финансовая политика была разработана Адамом Смитом и Давидом Рикардо. Главная идея их разработки заключается в невмешательстве государства в хозяйственную деятельность. Свободная конкуренция и рыночный механизм должны быть, по мнению авторов, главными регуляторами экономических процессов.

По представлению авторов, подобная ситуация должна была привести к ограничению государственных расходов и налогов и обеспечить условия для формирования сбалансированного бюджета. Управление финансовой деятельностью должно быть максимально простым. Оно должно было сосредотачиваться в одном руководящем органе – министерстве финансов. К сожалению. авторы слишком идеализировали роль рыночных механизмов и недооценивали значения государства для обеспечения общественных потребностей и социальных гарантий.

Регулирующую финансовую политику разрабатывал Дж. Кейнс. Он доказывал необходимость активного участия государства в регулировании экономики. Особенно это касалось вопроса управления циклическим развитием экономикой. По мнению автора, одной из главных задач финансовой политики является обеспечение полной занятости населения. Сейчас мы видим воплощение этой идеи в скандинавской экономической модели.

Согласно идее Дж. Кейнса, государство регулирует экономику через систему государственных расходов и налогов. Государство может покрыть дефицит бюджета за счет государственного кредита. Вместо одного единого органа управления Дж. Кейнс предложил ввести несколько специализированных органов управления.

Планово-директивную финансовую политику предложили В.И. Ленин и М.И. Бухарин. Она активно внедрялась в условиях административно-командной экономической системы в странах социализма. Согласно данной доктрине финансовые ресурсы максимально концентрировались в руках государства. Государство же осуществляло плановое распределение и использование финансов. Все экономические процессы подчинялись единому государственному плану.

Виды финансовой политики

Финансовая политика охватывает значительную область влияния и решает многообразные проблемы. поэтому в рамках единой финансовой политики выделяют несколько ее видов. Таковыми являются:

  • бюджетная политика;
  • налоговая политика;
  • кредитная политика;
  • денежная политика;
  • инвестиционная политика;
  • политика экономического роста;
  • политика экономической стабилизации.

Под бюджетной политикой подразумевается определение источников поступлений в государственный бюджет и основных статей расходов бюджета. Кроме того определяются пределы разбалансирования бюджета и допустимые размеры бюджетного дефицита. Следует также предусмотреть и пути покрытия дефицита бюджета.

Налоговая политика направлена именно на обеспечение поступлений в бюджет. Вторым важным направлением налоговой политики является стимулирование развития отечественного производства и защита отечественного производителя посредством налоговых рычагов. Кредитная политика регулирует поступление кредитов и своевременную выплату по ним. Совместно с денежной, валютной и инвестиционной политикой они регулируют обращение валют и ценных бумаг, стараются привлечь инвестиции в экономику.

Политика экономического роста и экономической стабилизации призваны обеспечить непрерывный рост и развитее хозяйственного комплекса. Кроме того эффективная финансовая политика должна снизить влияние отрицательных экономических явлений (инфляции, кризиса) и обеспечить экономическую, политическую и социальную стабильность.

Направления и виды финансовой политики — Студопедия.Нет

ГЛАВА 3. Финансовая политика и финансовый механизм

 

Сущность финансовой политики

 

Финансовая политика является составной частью экономической политики государства. В то же время финансовая политика — это относительно самостоятельная сфера деятельности, важнейшее средство реализации экономической политики государства.

Финансовая политика — основополагающий элемент в системе управления финансами. Реализуется финансовая политика посредством управления экономикой и является основой процесса управления финансами. Это по существу означает всеобщность роли финансовой политики по отношению и к процессу управления финансами, и к финансовой науке.

Финансы и финансовая политика — это объективное и субъективное в управлении финансами. Управление финансами осуществляется не ради самого управления, не ради финансовой науки, а во имя достижения целей и задач, поставленных финансовой политикой. То есть управление финансами является процессом реализации финансовой политики.

Содержание финансов нельзя рассматривать только как систему денежно-распределительных, неэквивалентных, фондовых или нефондовых отношений. Содержание финансов на конкретно-историческом этапе экономического развития материализует и отражает содержание финансовой политики. Под ее влиянием меняется не только управление финансами, но и подвергается определенным изменениям содержание финансовой науки.

Финансовая политика по отношению к финансовой науке представляет собой смежную дисциплину, имеющую собственный предмет исследования. Более того, на начальном этапе становления финансовой науки финансовая политика выступала источником формирования науки о финансах, а значит и ее составной частью. Так, например, сначала эмпирически пришло осознание необходимости централизации в руках государства казны (бюджета), а потом возникли государственные финансы как составляющие финансовой системы.

Финансовая политика не изучает содержание и состав финансовых отношений, составляющих предмет финансовой науки, а использует существующие в государстве финансовые отношения и законодательно оформленные условия их практической реализации как базовый инструментарий для выполнения своих задач, специфических по отношению к науке о финансах. При этом, безусловно, финансовая политика базируется на теории финансов в том смысле, что строить какую-либо финансовую политику можно, учитывая существующие финансовые отношения и рассматривая их как базовые. Однако финансовая наука возникла из практики изменения этих отношений, то есть из финансовой политики.

Финансовая политикаэто совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством и местными органами самоуправления возложенных на них функций.

Финансовая политика отвечает на вопросы:

· как в конкретных экономических и социально-политических условиях достигнуть конкретных целей;

· стоит ли и как изменить экономическую структуру общества посредством действующего финансового механизма;

· как оптимально сочетать цели и задачи финансового развития и добиться краткосрочного и долгосрочного финансового успеха;

· каковы внутренние пружины увеличения богатства в разных сферах и звеньях отечественных финансов, на которые следует опереться, и каким образом это сделать.

Главная цель финансовой политики — обеспечение соответствующими финансовыми ресурсами реализации той или иной государственной программы экономического и социального развития.

Основными задачами финансовой политики являются:

· обеспечение условий для максимальной мобилизации финансовых ресурсов;

· обеспечение рационального распределения и использования финансовых ресурсов;

· регулирование и стимулирование финансовыми методами социально-экономического развития общества;

· разработка финансового механизма в соответствии с изменяющимися целями и задачами финансовой политики;

· создание эффективной системы управления финансами.

Принципы финансовой политики представлены в таблице 3.1.

Таблица 3.1

Принципы финансовой политики

Принципы Содержание принципов
1. Несводимости Финансовая политика в государстве не сводима к государственной практике; проводится всеми уровнями управления хозяйством, включая первичные звенья производства и обращения
2. Целостности и единства Нарушение целостности и единства государственной финансовой политики — это объективная закономерность развития финансов и основа формирования условий проведения финансовых реформ
3. Самостоятельности Примат государственной внутренней и внешней политики над ее составляющими — объективная закономерность, определяющая постоянство и эффективность взаимоотношений всех составляющих политики государства
4. Централизации Финансовая политика есть искусство влиять сверху вниз и, значит — она должна быть направлена на сохранение существующей централизации доходов в руках государства
5. Производности Производность финансовых мероприятий от состояния экономики является фундаментальным принципом, лежащим в основе проведения эффективной финансовой политики
6. Системности Необходимость обеспечения максимально возможной увязки не только финансово-кредитных балансов и прогнозов, составляемых на государственном и на других уровнях управления экономикой, но и согласования движения стоимостных форм с общеэкономическими и политическими условиями воспроизводственного процесса
7. Комплексности Предполагает, что, внося поправки во взаимосвязанные показатели бюджета и денежно-кредитной системы, необходимо постоянно оценивать, стоит ли это делать с учетом их прямого и косвенного влияния на развитие экономики

 

Финансовая политика включает следующие этапы:

· разработку научно обоснованной концепции развития финансов;

· определение направлений использования финансовых ресурсов за счет их мобилизации на внутренних и внешних рынках;

· осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей, и мониторинг.

Финансовая политика в зависимости от длительности периода и характера решаемых задач подразделяется на финансовую стратегию и тактику. Финансовая стратегия представляет собойдолговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач. В процессе разработки прогнозируются основные тенденции развития финансов, формируются концепции их использования, намечаются принципы организации финансовых отношений. В отличие от финансовой стратегии, финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития общества, отличается гибкостью, подвижностью. Ее задачи ограничены одним, иногда двумя годами. Финансовые стратегия и тактика должны быть взаимосвязаны, но тактика вторична по отношению к стратегии. Если государство не добивается результатов с помощью тактики, приходится вносить коррективы в стратегию.

 

Направления и виды финансовой политики

 

Государственная финансовая политика — понятие многоплановое. Сфера ее действия зависит от участия государства в управлении экономикой. В составе современной финансовой политики выделяют два основных направления: бюджетно-налоговую (фискальную) политику и кредитно-денежную (монетарную) политику (рис. 3.1).

 

 

 

Рис. 3.1. Направления и виды финансовой политики

 

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика — это система регулирования экономики с помощью государственных расходов и доходов; совокупность государственных методов воздействия на налогообложение и государственные расходы. В рамках бюджетно-налоговой политики государством определяются: источники формирования и приоритетные направления расходов госбюджета, источники финансирования бюджетного дефицита, допустимые пределы разбалансированности бюджета, принципы взаимоотношений между отдельными звеньями бюджетной системы.

Основные цели бюджетно-налоговой политики: сглаживание колебаний экономического цикла, стабилизация темпов экономического роста, достижение высокого уровня занятости, снижение темпов инфляции.

Основные инструменты бюджетно-налоговой политики: государственные расходы и налоги. Бюджетно-налоговая политикаопределяет выбор состава налогов, размера их ставок, льгот и санкций по каждому виду налогов. Одновременно устанавливается мера конфискационной или стимулирующей направленности как налоговой системы в целом, так и отдельного налога. Однако необходимо отметить, что к бюджетно-налоговой политике относятся только такие манипуляции государства с бюджетом, которые не изменяют количество денег в обращении.

Основные типы бюджетно-налоговой политики представлены на рис. 3.2.

 

 

Рис. 3.2. Типы бюджетно-налоговой политики

Дискреционная бюджетно-налоговая политика представляет собой сознательное манипулирование правительственными закупками, ставками налогов и размерами трансфертных платежей. При этом основными инструментами дискреционной бюджетно-налоговой политики являются: программы общественных работ, проекты общественной занятости, трансфертные программы, изменение налоговых ставок.

Основные недостатки дискреционной бюджетно-налоговой политики:

· длительный период времени (лаг) между принятием решений и их воздействием на экономику;

· длительный период разработки программ реализации бюджетно-налоговой политики, в течение которого изменяется экономическое состояние общества;

· временной лаг между осознанием необходимости осуществления преобразований и тем моментом, когда эта необходимость действительно появилась.

Недискреционная бюджетно-налоговая политика представляет собой изменения в правительственных закупках и налогах, вызываемые переходом самой экономики из одного состояния в другое при неизменных ставках налогов и трансфертных программ. При этом основными инструментами недискреционной бюджетно-налоговой политики являются встроенные стабилизаторы, которые имеют тенденцию изменять налоговые поступления и государственные трансферты в зависимости от состояния экономики.

Основными формами встроенных стабилизаторов являются: пособия по безработице, пособия по бедности, пропорциональный подоходный налог, субсидии фермерам. Особенность встроенных стабилизаторов заключаются в том, что они действуют автоматически, сглаживают, но не устраняют экономические колебания, помогают стабилизировать выпуск продукции.

Под кредитно-денежной (монетарной) политикой понимают обеспечение устойчивости денежного обращения через управление эмиссией, регулирование инфляции и курса национальной денежной единицы; обеспечение своевременности и бесперебойности расчетов в национальном хозяйстве и различных звеньях финансовой системы посредством регулирования деятельности банковской системы и др.

Главной целью денежно-кредитной политики является достижение устойчивого роста общего уровня производства, стабильного уровня цен, высокого уровня занятости и баланса внешнеэкономической деятельности. Промежуточная цель денежно-кредитной политики заключается в регулировании ключевых экономических переменных на достаточно продолжительных временных интервалах. Тактическая цель денежно-кредитной политики заключается в проведении последовательных операций на относительно коротком временном интервале, которые согласуются с общими долгосрочными планами.

Основными инструментами денежно-кредитной политики являются: операции на открытом рынке, нормы обязательных резервов, учетная ставка, регулирование конкретных видов кредита и кредитования отдельных отраслей или крупных фирм, регулирование риска и ликвидности банковских операций, др.

Все большее значение в конце ХХ века приобретает международная финансовая политика, проводимая международными финансовыми организациями (МФО) и международными финансовыми институтами (МФИ). Особенно большое значение в настоящее время приобретает финансовая политика Международного валютного фонда (МВФ), Международного банка реконструкции и развития (МБРР), Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), Лондонского клуба кредиторов, Парижского клуба кредиторов и др. В основе международной финансовой политики лежит управление валютно-финансовыми и кредитными отношениями в сфере международных финансов, оказание финансовой помощи государствам, переживающим финансовый кризис или испытывающим финансовые трудности. Помощь, как правило, оказывается в форме предоставления кредитов или реструктуризации уже имеющегося внешнего государственного долга. Такая финансовая поддержка оказывается не безвозмездно и сопровождается рядом экономических и/или политических условий.

 

Модели финансовой политики

 

С развитием института государства изменяется и модель финансовой политики. Поэтому использование той или иной модели финансовой политики связано с особенностями текущего этапа развития экономики, интересами правящих партий и социальных групп, господствующими теоретическими концепциями, влияющими на экономический и политический курс государства.

Существует четыре основные модели финансовой политики: классическая, регулирующая, неконсервативная, планово-директивная.

До конца 20-х годов XIX века основной моделью финансовой политики большинства европейских стран был классическийее вариант. Такая финансовая политика была основана на теоретической концепции представителей классической буржуазной политэкономии А. Смита и Д. Риккардо и их последователей.

Основные черты классической модели финансовой политики:

· невмешательство государства в экономику;

· сохранение и поддержание рыночной конкуренции;

· уменьшение государственных расходов, которые в основном сводились к расходам на военные цели, выплату процентов по государственному долгу, расходам на управление;

· система налогообложения строилась, главным образом, на косвенных и имущественных налогах, которые были достаточно просты и эффективны с точки зрения механизма их взимания;

· простая система управления финансовой деятельностью, сосредоточенная только в министерстве финансов (казначействе).

В конце XIX — начале ХХ века развитие рыночных отношений поставило перед государством вопрос об изменении подходов к финансовой политике. В этот период в западных странах осуществляется переход к регулирующей финансовой политике, в основу которой была положена теория английского экономиста Дж. М. Кейнса и его последователей.

Основные черты регулирующей финансовой политики:

· вмешательство государства в экономику осуществляется с помощью мощного инструмента — государственных расходов, за счет которых формируется дополнительный спрос, а рост предпринимательской деятельности приводит к увеличению НД и способствует ликвидации безработицы;

· главным инструментом регулирования в налоговой системе становится подоходный налог, устанавливаемый на основе прогрессивных ставок и обеспечивающий изъятие доходов у экономических субъектов, используемых ими в виде сбережений, что, в конечном счете, позволяет обеспечить сбалансированность бюджета государства при высоком уровне расходов;

· в финансовом механизме большое внимание уделяется системе государственного кредита, на основе которого проводится политика дефицитного финансирования; рынок ссудных капиталов становится вторым по значению источником доходов бюджета, а дефицит бюджета используется для регулирования экономики;

· система управления финансами включает несколько самостоятельных специализированных органов, занимающихся планированием бюджета, контролем за поступлением налогов, управлением государственным долгом.

В 70-х годах ХХ века в основу финансовой политики была положена теоретическая концепция представителей неконсервативного направленияЛ. Эрхарада, В. Ойкена и др.

Основные черты неконсервативной финансовой политики:

· государственное регулирование не только экономического роста, занятости, но и денежного обращения, валютного курса, развития экономики и ее структуры;

· сокращение государством доли перераспределяемого НД;

· сокращение размера бюджетного дефицита;

· стимулирование роста сбережений как источника производственного инвестирования;

· сокращение налоговой ставки и уменьшения степени ее прогрессивности.

Планово-директивная финансовая политика применялась в странах, использующих преимущественно плановую систему управления экономикой. Цель такой финансовой политики заключалась в обеспечении максимальной концентрации финансовых ресурсов в руках государства и их последующее перераспределение в соответствии с основными направлениями государственного плана.

Основные черты планово-директивной финансовой политики:

· создание финансового механизма двухканального изъятия части чистого дохода при помощи налога с оборота и налога на прибыль у предприятий, в результате — 80% чистого дохода концентрировалось в руках государства;

· регулирование использования денежных доходов населения осуществлялось при помощи подоходного налога, системы государственных займов и сберегательного дела;

· изъятие средств у местных органов власти обеспечивалось ограничением в установлении самостоятельных источников доходов местных бюджетов;

· расходы бюджетов определялись исходя из приоритетов, установленных Госпланом;

· значительные финансовые ресурсы направлялись на финансирование военно-промышленного комплекса;

· чрезмерная централизация управление финансами в руках государства.

 

содержание, задачи, типы и виды финансовой политики. Финансовая политика России на современном этапе развития.

Основой финансовой системы является финансовая политика. Финансовая политика государства – это совокупность целенаправленных мер государства в области управления финансами. Финансовая политика любого государства направлена на обеспечение устойчивого экономического роста, повышение благосостояния населения, обеспечение значимости государства в международном сообществе.

Содержание фин политики обусловлено соц-эконом строем общества, общенациональными стратегическими целями, соотношением между формами собственности, международными обязательствами в области финансов.

Содержание финансовой политики сводится к 3м элементам:

1. Выработка научно обоснованной концепции развития финансов — формирование концепции развития финансов зависит от стадии эконом цикла (кризис (спад) – депрессия (стагнация) –оживление – подъем) и роли государства в регулировании экономики.

Правительство стремится к нулевой точки цикла, чтобы сгладить подъемы и падения.

В кейнсианской теории предполагалось во время депрессии экономики формирование инвестиционно — ориентированного бюджетного дефицита. Увел.инвестиций – увел.занятости – увел.ВВП – увел.НД – увел.б-ные расходы – увел.соц.программ (соц.расходов).

В России это связано с ценой на нефть, экономика формируется на основе цены на нефть марки Urals.

2. Определение и постановка приоритетных целей и задач, т.е. разработка фин стратегии и фин тактики.

Фин стратегия – это долговременный курс фин политики, направленный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией.

Фин тактика – политика на краткосрочный период, она направлена на решение текущих задач, она конкретизирует фин стратегию, определяя конкретные меры по организации и развитию фин отношений на определенном этапе развития страны.

3. Разработка путей реализации намеченных целей и задач, т.е. формирование фин механизма, с помощью которого стратегические цели должны достигаться в кратчайшие сроки, а перспективные и текущие задачи решатся оптимальным образом.

Большое значение имеет в реализации финансовой политики подбор и расстановка кадров, способных решить поставленные задачи.

Задачи финансовой политики:

  • обеспечение условий для максимально возможного формирования фин ресурсов;

  • установление рационального, с точки зрения государства, распределения и использования финансовых ресурсов;

  • организация регулирования и стимулирования экономики финансовыми методами;

  • выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;

  • создание эффективной и деловой системы управления финансами.

При разработке финансовой политики государства необходимо учитывать определенные принципы финансовой политики. Принципы финансовой политики государства в каждом конкретном случае, в каждом отдельно взятом государстве, в определенный период могут изменяться.

1.Постоянное содействие развитию производства, поддержание предпринимательской активности и повышение уровня занятости населения.

2.Мобилизация и использование фин ресурсов для обеспечения соц гарантий. Более точно этот принцип можно сформулировать как поиск и постоянное совершенствование форм и методов мобилизации и использования фин ресурсов на цели соц гарантий и других видов потребностей граждан.

3.Влияние с помощью фин политики на рациональное использование природных ресурсов, запрет технологий, угрожающих здоровью граждан. С одной стороны, государство требует от производственных структур компенсацию затрат на обновление природной среды, а с другой, используя финансовые источники, – закрытие вредных производств и внедрение передовых ресурсосберегающих технологий.

Выделяют три типа финансовой политики:

1) классическая финансовая политика (основана на разработках Смита и Рикардо), основное направление данного типа политики – невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции. Рыночный механизм — главный регулятор эконом и соц процессов, государству отводится роль наблюдателя.

2) регулирующая финансовая политика (Кейнс), цель – необходимость вмешательства государства и регулирование им циклического развития экономики, использование финансового механизма для организации и развития финансовых взаимосвязей.

3) планово-директивная финансовая политика, присуща странам с административно-командной экономикой, цель-обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов в распоряжении государства и их последующее распределение в соответствии с единым государственным планом социально-экономического развития страны. Это политика жесткой централизации, направлена на формирование внутренних финансовых ресурсов без участия международного движения капитала.

Использование того или иного типа финансовой политики связано с особенностями конкретного исторического этапа развития страны, интересами правящих партий, а также господствующих теоретических концепций.

Виды финансовой политики:

1) по территориальному признаку: глобальная, национальная (гос.), региональная,местная.

2) по времени реализации: краткосрочная (на 1 фин год), среднесрочная (3-5 лет), долгосрочная (свыше 5 лет)

3) в зависимости от стадии экономического цикла: сдерживающая (стабилизационная), стимулирующая

4) в зависимости от объектов воздействия (в соответствии со звеньями финансовой системы):

  • бюджетная политика: в области доходов, расходов и межбюджетных отношений

  • политику в области обязательного соц страхования (ВБФ): политика в области пенсионного страхования, в области мед страхования, в области страхования от несчастных случаев на производстве и проф заболеваний, соц политика на случай временной нетрудоспособности и материнства.

Фин политика государства рассматривается как самостоятельная сфера государства, однако она во многом зависит и направлена на решение экономической и соц политики.

Романовский в составе фин. политики выделяет также: бюджетную, налоговую, денежную, кредитную, валютную, ценовую, таможенную, инвестиционную, политику в области международных финансовых отношений и др.

Значение финансовой политики заключается в тех результатах, которые могут быть получены в ходе ее реализации как в течение финансового года, так и в более долгосрочном периоде.

Реализация фин политики также должна предусматривать рост фин ресурсов, находящихся в распоряжении хоз субъектов, способствовать созданию прочной фин основы деятельности органов власти для реализации задач и функций, возложенных на государство, обеспечивать стабильность общественного производства с целью улучшения экономического положения государства и социальной защиты населения.

На построение фин политики государства оказывает влияние и тип экономики. Так, в условиях централизованной плановой экономики, при использовании административно-командной системы управления фин политика осуществляется с целью максимально возможной мобилизации фин ресурсов на макроуровне и подчинения фин-хоз деятельности хоз субъектов интересам государства. Финансовая политика строится в условиях директивного финансового планирования и централизованного распределения фин ресурсов между отраслями экономики и организациями в соответствии с основными показателями гос плана.

В рыночной экономике основные целями проведения фин политики: 1)сглаживание неблагоприятных последствий рыночных условий хозяйствования для хоз субъектов и населения, 2)обеспечение развития отраслей экономики (например, образования, культуры, национальной обороны) и видов деятельности, которые имеют стратегическое значение, но не могут развиваться в условиях конкурентной среды, 3)достижение баланса фин интересов субъектов власти, хоз субъектов и населения. Перечисленные цели характерны и для современной фин политики России.

Бюджетное послание президента РФ о бюджетной политике на период 2014-2016 гг.

Современная финансовая политика России является составной частью эконом политики, она формируется в соответствии с положениями концепций соц-эконом развития РФ на период до 2030 года. Приоритет в разработке фин политики государства принадлежит президенту, он ежегодно выступает перед Федеральным собранием с бюджетным посланием, где определяет основные проблемы, риски финансовой политики и основные направления финансовой политики на предстоящую трехлетку.

Виды финансовой политики

Финансовую политику можно классифицировать по различным  критериям: территориальному, временному, в зависимости от объектов воздействия.

По территориальному критерию выделяют общегосудар­ственную (федеральную), региональную и местную финансовую политику. Разработка финансовой политики на каждом уровне управления позволяет в дальнейшем обеспечить финансовую ос­нову развития как государства в целом, так и каждого территори­ального и муниципального образования.

По временному критерию финансовая политика делится на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая стра­тегия включает крупномасштабные цели и задачи финансовой политики, оказывающие влияние на развитие общества в целом, реализация которых всегда имеет долговременный характер. В настоящее время к финансовой стратегии относится проведение налоговой реформы, бюджетной реформы, политики в области управления государственным долгом РФ, пенсионной реформы, реформы образования и других отраслей социальной сферы.

Фи­нансовая тактика объединяет задачи и мероприятия финансовой политики, которые относятся к определенному этапу экономи­ческого развития и должны быть реализованы в конкретном фи­нансовом периоде. Примером финансовой тактики являются сни­жение ставки налога на добавленную стоимость, упорядочение функций федеральных органов исполнительной власти в бюджетном процессе, введение адрес­ных социальных льгот и гарантий социально незащищенным, ма­лообеспеченным слоям населения.

При этом финансовые мероп­риятия тактического характера должны проводиться в рамках фи­нансовой стратегии и не могут противоречить ей во избежание возникновения отрицательных последствий их воздействия на функционирование финансовой системы и экономики в целом.

В зависимости от объектов воздействия выделяют финансо­вую политику в сфере финансов субъектов хозяйствования и фи­нансовую политику в сфере государственных и муниципальных финансов. В составе последней можно выделить бюджетную по­литику и политику в области государственного социального стра­хования.

Бюджетная политика государстваглавная составная часть финансовой политики, поскольку она определяет условия и принципы организации финансовых отношений при формировании доходной базы бюджетов, в ходе осуществления бюджетных расходов, при организации межбюджетных отношений.

Бюджетная политика непосредственно влияет на размеры и пропорции централизуемых государством финансовых ресурсов и определяет не только текущую структуру расходов бюджетов, но и перспективы использования бюджетных средств для развития экономики и социальной сферы. Кроме того, бюджетная политика предопределяет организацию финансовых отношений между: субъектами хозяйствования и государством в ходе осуществления налоговой политики, проведения государственной инвестиционной политики, при выработке бюджетной политики в отношении приоритетных отраслей и видов деятельности.

Основные цели и задачи бюджетной политики на текущий финансовый год и среднесрочную перспективу определяются в ежегодном Бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию.

При выработке целей и задач социальной политики государ­ства важное место отводится разработке политики в области госу­дарственного социального страхования на принципах, соответ­ствующих рыночным условиям хозяйствования. При этом госу­дарство оценивает возможную степень участия субъектов хозяйствования в ее проведении, определяет собственные фи­нансовые возможности реализации социальных гарантий населе­нию, корректирует направления развития государственного со­циального страхования, методы мобилизации и формы расходо­вания средств государственных социальных внебюджетных фондов в соответствии с действующими условиями функциони­рования экономики.

Политика в области государственного соци­ального страхования позволяет сгладить воздействие неблагоп­риятных факторов, влияющих на трудоспособность населения, стимулировать создание безопасных условий жизни и труда, до­биться улучшения состояния здоровья нации и сгладить небла­гоприятное воздействие рыночных условий хозяйствования на социально незащищенные слои населения.

Финансовая политика в сфере финансов субъектов хозяйство­вания включает разработку основных мероприятий в области го­сударственной амортизационной политики, развития приоритет­ных видов деятельности, регулирования деловой активности субъектов хозяйствования в соответствии с целями экономичес­кого развития государства.

Понятие и методы финансовой политики

Понятие финансовой политики

Определение 1

Финансовая политика представляет собой особую сферу государственной деятельности, которая направлена на мобилизацию финансовых ресурсов, а также их рациональное распределение, эффективное использование при выполнении государственных функций.

Можно выделить несколько компонентов, которые составляют финансовую политику: кредитная, бюджетная, ценовая, таможенная, инвестиционная, налоговая политика, политика в сфере международных отношений, социальная политика.

Классифицируют и три основных вида финансовой политики: классическая, регулирующая и планово-директивная. Среди задач финансовой политики выделяются:

  • обеспечить условия формирования максимально возможных финансовых ресурсов,
  • организовать регулирование и стимулирование экономических и социальных процессов,
  • установить рациональное распределение и использование финансов,
  • выработать инструменты финансового механизма, включая его развитие в зависимости от изменяющихся целей и задач стратегии,
  • создать эффективную и максимально деловую систему оперативного управления финансами.

Методы управления финансами

Определение 2

Управление финансами можно представить в виде процесса целенаправленного воздействия посредством специальных приемов и методов на финансовые отношения. Также методы воздействуют на определенные виды финансов с целью реализации функций субъектов власти и субъектов хозяйства.

При управлении финансами принято выделяют две большие группы методов: экономические методы и административные методы.

Экономические методы включают в себя фискальную политику, координацию финансовых ресурсов, финансовое регулирование и планирование.

Фискальная политика представляет собой государственные меры правительственных органов в сфере изменения порядка налогообложения и структуры расходов государства для воздействия на экономику и ускорения экономического роста.

Объект финансового планирования заключается в формировании и распределении доходов и накоплений, использовании фонда денежных средств.

Административные методы включают в себя систему финансовых санкций и амортизационных отчислений, а также финансовый менеджмент.

Методы финансового планирования

Объект финансового планирования представляет собой финансовую деятельность предприятия или государства, итоговый результат которой заключается в составлении финансовых планов.

Такое планирование может характеризоваться интенсивностью, экстенсивностью и эффективностью.

Замечание 1

Интенсивность означает применение совершенной техники. Экстенсивность характеризуется широким кругом социально-политических и экономических явлений, а эффективность значит, что в результате необходимо достигать такие цели, которые поставлены перед финансовым управлением.

Среди методов финансового планирования можно выделить: автоматический, статистический и метод нулевой базы.

Автоматический метод означает, что данные этого года переносятся на следующий год и умножаются на коэффициент инфляции.

Статистический метод предполагает сложение расходов предыдущего года и деление их на количество предыдущих лет.

Метод нулевой базы рассчитывается так, что все позиции определяются снова. Данный метод способен реальные потребности увязать с возможностями.

Методы денежно-кредитной политики

Денежно-кредитная политика включает в себя систему мероприятий в сфере денежного обращения и кредита. Они направлены на регулирование экономического роста, обеспечение занятости населения, сдерживание инфляции и сравнивание платежного баланса.

Денежно-кредитную политику осуществляет Центральный банк, тесно контактируя с Министерством финансов и другими государственными органами. При условии высокоразвитой рыночной экономики в основе денежных отношений находится принцип компенсационного регулирования.

Методы, которые присущи для этого принципа, заключаются в следующем: политика денежно-кредитной рестрикции, денежно-кредитной экспансии.

Через денежно-кредитную рестрикцию происходит ограничение кредитных операций, рост уровня процентной ставки, затормаживание темпа роста денежной массы в обращении.

Через экспансию происходит стимулирование кредитных операций, снижается норма процента и растет денежная масса в обращении.

Замечание 2

Основные методы денежно-кредитной политики заключаются в операциях на открытом рынке, изменении ставки процентов или норм обязательных резервов банка.

Основной субъект денежно-кредитной политики представляет собой Центральный банк, выполняющий установки правительства, но не являющийся правительственным институтом. Права самостоятельности даны Центральному банку на основе принципа разделения власти. Правительство не может требовать от Центрального банка решения собственных финансовых проблем через выпуск дополнительного количества денег. Главным образом центральным банк использует методы косвенного воздействия на денежную и кредитную сферу и связанные с ними области экономики.

Финансовый механизм

Финансовый механизм можно представить в виде системы устанавливаемых государством видов и форм финансовых отношений, через которые осуществляется образование и использования финансов.

Можно выделить два типа финансового механизма: директивные и регулирующие.

Определение 3

Директивный финансовый механизм разработан для финансовых отношений, в которых прямым образом участвует государство. Это могут быть отношения, связанные с расходами, бюджетом, налогообложением. Они предполагают обязательность для всех субъектов финансовых отношений определенных форм, методов и видов воздействия.

Директивный финансовый метод распространяется и на финансовые отношения, в которых государства непосредственно не принимает участия. Эти отношения могут иметь большое значение при реализации всей финансовой или при участии одной из сторон этих отношений, то есть агента государства.

С помощью регулирующего финансового механизма определяются основные правила поведения в сфере финансов, в которой государство не принимает участие.

Формы финансовой политики

Реализация форм финансовой политики

Замечание 1

Основная стадия осуществления финансовой политики государства представляет собой выбор форм и методов ее реализации. Реализация различных форм финансовой политики осуществляется политическими силами, которые находятся у власти. Это сложный процесс, требующий отработки полной стратегии и тактики в сфере использования управления экономическими и социальными процессами.

Для того чтобы оценить успешность проведения финансовой политики используют два показателя: дефицит бюджета и стабильность национальной денежной единицы. Эти два показателя являются интегральными, на них оказывает воздействие большое количество факторов.

Факторы являются самостоятельными направлениями финансовой политики. К примеру, уровень дефицита бюджета напрямую зависит от проведения налоговой бюджетной политики государства. Бюджетная политика, способствующая сокращению дефицита бюджета и предотвращению инфляции, требует привести расходы бюджета в соответствии с имеющимися доходами.

Бюджетные доходы сокращаются как по объективным, так и по субъективным причинам. При этом государство не всегда способно своими действиями привести к соответствию доходную и расходную часть бюджета. В этом процессе появляется дефицит, который можно покрыть внутренними или внешними заимствованиями.

Внешние и внутренние заимствования способна временно уменьшить финансовые затруднения в государстве, потенциально способствуя увеличению бюджетного дефицита в дальнейшем. При этом если заимствования использованы в сфере финансирования капитальных вложений или высокоэффективных программа экономики, то инфляционное влияние нейтрализуется, поскольку получаемый эффект может перекрыть будущие расходы, которые направлены на возврат задолженности и выплату процентов. Когда заимствования используются на финансирование текущих расходов, то они представляют собой отсрочку инфляции.

Формы и методы реализации

Финансовая политика представляет собой налоговую и бюджетную политику государства. Данная политика предусматривает следующие формы и методы реализации:

  • Найти и использовать научно-обоснованную величину перераспределения финансов посредством бюджетной системы,
  • использовать методы государственного регулирования экономики и социального развития,
  • совершенствовать финансовый процесс через внедрение четкой регламентации на стадии разработки проекта бюджета, его контроля,
  • создать научно-обоснованную систему прогнозирования бюджетных показателей,
  • сократить объем различных видов субсидии и дотации, которые предоставляются из бюджета, усилив при этом социальную защиту малообеспеченного слоя населения,
  • осуществлять постоянный контроль деятельности государственных учреждений и организаций для того, чтобы предотвратить бесхозяйственность и неэффективное использование бюджетных средств и имущества государства,
  • совершенствовать межбюджетные отношения с обеспечением усиления заинтересованности местных органов исполнительной власти для увеличения собственных доходов и своевременного взимания налогов,
  • достичь стабильности налоговой системы, включая ее упрощение и снижение налоговой нагрузки.

Формы политики

При осуществлении финансовой политики большое значение имеет оздоровление, создание в государстве развитой финансовой инфраструктуры. Это проявляется во внедрении медицинского, социального страхования, расширения страхования жилья и транспорта, имущественной ответственности.

Замечание 2

Финансовая политика может проявляться в мерах по эмиссии ценных бумаг, их размещению среди граждан, что дает возможность мобилизации свободных средств в сфере финансирования инвестиционных проектов короткого срока окупаемости.

Еще одной формой финансовой политики является изъятие из обращения свободной наличности, что способствует стабильности денежной единицы. Это осуществляется за счёт следующих мероприятий:

  • капитализации банков через привлечение ими дополнительного акционерного капитала,
  • капитализации собственной прибыли,
  • банковской организации через слияние или присоединение,
  • введения жесткого контроля регулирования ликвидности коммерческих банков,
  • разработки стратегии стабильности работы крупных банков через реализацию программ роста их капитала и реструктуризацию активов,
  • совершенствования механизма привлечения средств зарубежных инвесторов к банковской системе.

Основное направление реализации финансовой политики, которая концентрируется на достижении финансовой стабильности, заключается в последующем расширении безналичных форм расчета между коммерческими банками и физическими лицами. Это осуществляется в бытовой, торговой и прочих в сферах обслуживания населения через:

  • создание систем электронных пластиковых карт,
  • перевод доходов граждан на вклады на расчётный счёт банков,
  • чековые расчеты,
  • перечисление средств с банковских счетов граждан за приобретенную продукцию, полученную услугу или коммунальные платежи.

Замечание 3

Основная составляющая финансовой политики государства также представляет собой мероприятия для успешного функционирования фондового рынка. Фондовый рынок способствует обращению и рациональному размещению финансов, создавая условия привлечения отечественных и зарубежных инвестиций. Это способствует добросовестной конкуренции и ограничивает монополизм.

Для того чтобы фондовый рынок в дальнейшем развивался и эффективно функционировал, большое значение приобретает развитие и совершенствование инфраструктуры фондового рынка, включая формирование надежной централизованной системы национального депозитария.

Учитывая все формы финансовой политики, необходимо создать единую систему управления долгом государства с целью обеспечения снижения стоимости обслуживания заимствований правительства. Составляющая форма финансовой политики также заключается в содействии рациональному расходованию средств, максимальному использованию возможности эффективного промышленного и аграрного развития, определении структурных приоритетов, формировании экономических условий динамичного развития отечественного производства и национального капитала.

4. Виды финансовой политики организации и их характеристика.

1. По направлению финансовая политика организации подразделяется:

1.1. Внутренняя финансовая политика направлена на финансовые ношения, процессы и явления, происходящие внутри организации.

1.2. Внешняя финансовая политика направлена на деятельность организации во внешней среде: на финансовых рынках, в кредитных отношениях и т.п.

2. По управлению финансовыми отношениями финансы и финансовая политика представляют собой соответст­венно объективную и субъективную составляющие в управлении фи­нансами, поэтому финансовая политика как субъективная составляю­щая может преследовать позитивные или негативные цели в фи­нансовом управлении в зависимости от того, какая сторона берется за формирование политики в соответствии с собственными интересами. Как объективная составляющая ФПК нацелена на развитие финансовых отношений в данной компании.

3. В зависимости от цели:

3.1. Конструктивная ФП (такая политика, которая нацелена на развитие, совершенст­вование финансовых отношений или на позитивный результат для соответствующего объекта финансовых отношений)

3.2. Деструк­тивная ФП (такая политика, когда личные, групповые и другие интересы при опреде­ленных условиях могут реализовываться в ущерб развитию объекта управления финансами либо могут быть целенаправленно ориенти­рованы на ограничение или прекращение его деятельности, такие цели считаются негативными, а задачи таких политиков — разрушительными для объекта финансовой политики). Причиной деструктивной финансовой политики может быть также допущение ошибок при ее построении и проведении.

3.3. Противопоказанная (криминальная) ФП такая политика, если в ней допускаются отклонения от действующего за­конодательства. Деструктивной и противозаконной финансовой политикой следует считать порочную практику приватизации неко­торых организаций, когда преднамеренно пытались выставить госу­дарственное предприятие банкротом с целью его последующей рас­продажи действующим руководителям и их соучастникам по несо­измеримо низким ценам.

Вместе с тем не всякая деструктивная политика может быть противозаконной, поскольку субъекты не только конструктивной, но и деструктивной политики стремятся насколько это возможно действовать в рамках государственных законов.

4. В зависимости от временного горизонта и целей сле­дует различать:

4.1. Краткосрочную финансовую политику

Краткосрочная финансовая политика компании — это система краткосрочных целевых установок и спосо­бов развития финансов компании. Она направлена на решение наиболее острых текущих финансовых проблем, позволяющее улучшить финансовое состояние компа­нии и повысить её финансовую устойчивость в корот­кие сроки (до 1 года, примечание: если в данный срок не укладываются текущие программы, то наиболее срочные программы реализуются за наиболее быстрый срок (1 – 1,5 месяца), остальная программа – нереализованная считается долгосрочной).

4.2. Долгосрочную финансовую политику

Долгосрочная финан­совая политика компании — это система долгосрочных целевых установок и способов развития финансов компа­нии для достижения её долгосрочных целей. Такая поли­тика направлена па всесторонний поиск источников финансового обеспечения ее развития, достижение высоко­го финансового потенциала, обеспечивающего долгосроч­ную финансовую устойчивость компании.

Взаимосвязь долгосрочной финансовой политики ком­пании с краткосрочной проявляется в том, что последняя конкретизирует инструменты и способы достижения дол­госрочных целей компании по отдельным аспектам её финансовой деятельности. Приоритет в принятии финан­совых решений в компании принадлежит долгосрочной финансовой политике, способной обеспечить эффектив­ное развитие компании и её высокую финансовую устой­чивость. Соответственно и состав элементов долгосроч­ной финансовой политики отличается от краткосрочной финансовой политики компании.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *