Особенности невербального общения: Невербальное общение — особенности, коммуникации, жесты, виды – особенности и виды, жесты, позы и их значение

Автор: | 09.03.2021

Содержание

Особенности невербального общения. Психология

Многие жесты не фиксируются сознанием, но в полной мере передают настроение и мысли человека. Если есть желание стать внимательным и интересным собеседником, то имеет смысл разбираться в жестах и мимике, изучить сигналы, подаваемые с помощью средств невербального общения.

Итак, если:

пальцы рук сцеплены. Возможно три варианта: скрещенные пальцы рук подняты на уровне лица, лежат на столе, лежат на коленях. Этот жест обозначает разочарование и желание собеседника скрыть свое отрицательное отношение;

защита рта рукой (это могут быть только несколько пальцев или кулак). Данный жест обозначает, что слушающий чувствует, как вы лжете;

почесывание и потирание уха. Этот жест говорит о том, что человек наслушался вдоволь и хочет высказаться;

почесывание шеи. Такой жест свидетельствует о сомнении и неуверенности человека;

оттягивание воротничка

. Этот жест используется тогда, когда человек разгневан или расстроен. Может использоваться и в том случае, когда человек солгал и заподозрил, что его обман раскрыт;

пальцы во рту. Данный жест говорит о внутренней потребности в одобрении и поддержке;

подпирание ладонью щеки. Жест свидетельствует о том, что собеседнику стало скучно;

указательный палец направлен вертикально к виску, а большой палец поддерживает подбородок. Жест указывает на то, что собеседник негативно или критически относится к тому, что слышит;

— собеседник потирает лоб, виски, подбородок, прикрывает лицо руками — это свидетельствует о том, что он не настроен разговаривать в данный момент с кем-либо;

— человек отводит глаза — это является самым ярким показателем того, что он что-то скрывает;

скрещенные на груди руки собеседника сигнализируют о том, что лучше разговор закончить или перейти на другую тему. Если собеседник скрестил руки и сжал ладони в кулак, то это означает, что он настроен крайне враждебно. Необходимо как можно скорее закончить разговор. Если собеседник при скрещивании рук обхватывает плечи, то это означает, что он уже готов перейти врукопашную;

жест «пощипывание переносицы», поза «мыслителя», когда подпирают рукой щеку — это жесты размышления и оценки;

почесывание указательным пальцем правой руки места под мочкой уха или боковой части шеи , потирание указательным пальцем носа — это жесты сомнения, которые свидетельствуют о том, что в разговоре собеседнику что-то неясно;

— обиженный человек чаще всего принимает следующую позу. Он приподнимает плечи и опускает голову. Если собеседник принял именно такую позу, то тему разговора следует поменять;

— человек, стремящийся закончить беседу, опускает веки. Если ваш собеседник носит очки, то он снимет очки и отложит их в сторону;

— если ваш собеседник покусывает дужки очков или постоянно снимает и надевает очки, это значит, что он затягивает время для принятия решения. В этом случае вам необходимо помочь вашему собеседнику и дать необходимое ему время на обдумывание;

— если ваш собеседник ходит по комнате , это значит, что разговор интересует его, но ему нужно подумать, прежде чем принять решение;

Жесты и характер

Человек самодовольный и высокомерный складывает кисти рук вместе.

Уверенного в себе человека, который хочет показать свое превосходство над другими, можно распознать по жестам «закладывание рук за спину с захватом запястья» и «закладывание рук за голову». С таким человеком общение затруднительно. Поэтому если хотят расположить его к себе, то наклоняются немного вперед с протянутыми ладонями и просят объяснить что-либо. Другой способ заключается в копировании жеста.

Если собеседник неожиданно начал собирать ворсинки с одежды, и при этом отвернулся от говорящего или смотрит в пол — это означает, что он не согласен со сказанным или не хочет высказывать свое мнение.

Человек, который во время разговора держится руками за боковые края стула или его руки лежат на коленях, хочет прекратить разговор. В таком случае беседу сразу прекращают.

По тому, как слушающий выпускает дым сигареты, можно определить его отношение к собеседнику и к разговору. Если он выпускает дым постоянно вверх, это означает, что он настроен положительно и разговор ему нравится. Если дым направлен вниз, то человек, наоборот, настроен негативно, причем чем быстрее он выпускает дым, тем больше разговор ему неприятен.

Походка также является важным определяющим фактором в сиюминутном состоянии человека. Если у человека руки находятся в карманах или он ими размахивает, если он смотрит под ноги, находится в угнетенном состоянии. Человек, у которого руки сцеплены за спиной, а голова опущена, чем-то озабочен.

Опущенные плечи и поднятая голова означают, что человек настроен на успех, контролирует ситуацию. Склоненная набок голова — собеседник заинтересован. Потирание века — собеседник говорит неправду. Поднятые плечи означают, что собеседник напряжен и чувствует опасность, исходящую от вас. Поднятые плечи и опущенная голова — признак замкнутости. Собеседник либо неуверен в себе, либо боится чего-то, либо неудовлетворен разговором, либо чувствует себя униженным.

Для того, чтобы достичь желаемой цели в беседе, мало быть внимательным человеком, необходимо самому использовать во время беседы жесты открытости, которые помогут расположить к себе собеседника, вызвать его на откровенный разговор и оставить о себе самое благоприятное впечатление. К жестам открытости относятся жест «раскрытые руки», когда протягивают собеседнику свои руки ладонями вверх, и жест «расстегивание пиджака».

Следите за своей мимикой: губы не должны быть плотно сжаты, при этом на лице должна быть полуулыбка (недопустимы опущенные углы рта — это означает, что вы расстроены чем-то, а такой собеседник никому не нужен). Когда смотрите на собеседника, то визуально постарайтесь нарисовать на его лице треугольник, в который и нужно смотреть. Это помогает максимально сконцентрироваться

Пальцы, по возможности, всегда держат вместе. Во время еды, танца, курения мизинец не выставляют в сторону, это будет выглядеть жеманно-манерно. Также неприлично указывать пальцем.

Беседуя с кем-либо, смотрят в глаза собеседнику. Воспитанные люди умеют владеть своим взглядом, мимикой, придавая лицу естественное выражение.

Бывают ситуации, когда во время беседы возникает непреодолимое желание чихнуть. От этого можно удержаться: достаточно потереть переносицу.

Рукопожатие и особенности характера

Властное рукопожатие способствует подчинению. Оно фактически может лишить возможности установить равноправные отношения. Такое рукопожатие свойственно людям, стремящимся руководить, подчинять. Ладонь при этом направляется вниз, в связи с чем партнер просто вынужден повернуть ладонь вверх. Рекомендуется отвечать на властное рукопожатие так:

  • произвести обхват запястья сверху, а затем встряхнуть его. Это позволит на какое-то время выбить из колеи человека, который намерен повелевать.

  • пожать руку человека двумя руками. Такое рукопожатие возможно между политиками, поскольку оно символизирует доверие. Этот жест, однако, не стоит применять при знакомстве, потому что у незнакомого человека он может вызвать отторжение.

Равнодушное рукопожатие представляет собой слабое касание рук. Такое безжизненное прикосновение оставляет ощущение того, что человек, которому свойственен подобный жест, обладает слабой волей.

Сильным рукопожатием считается то, которое способно вызвать боль. Его обычно предпочитают серьезные люди, основной чертой характера которых является стремление к завоеванию.

Ограничивающее рукопожатие, т. е. пожатие несогнутой в локте рукой, способствует сохранению определенного расстояния между людьми, оставляет неприкосновенной личную зону. Такой тип рукопожатия свойственен людям агрессивным или стремящимся оградить себя от чужого давления. Если при ограничивающем рукопожатии в ладонь вкладываются только пальцы, то это говорит о том, что человек не чувствует в себе уверенности.

Тянущее рукопожатие, при котором один из партнеров тянет на себя руку другого, может означать, что этот человек настолько не уверен в себе, что ему просто необходимо находиться только в личной зоне.

И.Н. Кузнецов

Реферат на тему «Невербальные средства общения»

Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

Московский городской педагогический университет

Институт среднего профессионального образования им. К.Д. Ушинского

Педагогический колледж «Дорогомилово»

Доклад на тему:

«Невербальные средства общения».

Подготовила

Студентка 46 группы

Гладченко Анастасия

Преподаватель:

Ниценко О.В.

Москва 2018г.

План:

1.Введение……………………………………………………………………….3

2.Невербальные средства общения………………………………………………….3

3.Формы невербальной коммуникации…………………………………………4

4. Функции невербальных средств общения…………………………………..7

5. Социальное и психологическое значение мимики у детей………………..8

6. Особенности невербального общения в разных странах…………………12

7. Заключение…………………………………………………………………..13

Введение.

В настоящее время в процессе общения и взаимопонимания людей не последнее место отводится так называемому «невербальному общению» — языку жестов и телодвижений. Мы очень часто обращаемся к этому способу передачи информации, общаясь с друзьями, родственниками, деловыми партнерами, сослуживцами и с теми, с кем лишь на мгновение сталкивает нас повседневная жизнь. Язык жестов во многом определяет, как реакцию на окружающих, так и их отношение к нам. Стоит только сознательно отнестись к этим безмолвным сигналам, которые мы одновременно и подаем, и принимаем, как мы тут же откроем для себя возможность более эффективного и действительного их использования. Ученые до сих пор спорят о том, в какой степени способность к языку жестов является врожденной, как быстро она развивается в тот период, когда человек учится говорить, и какою роль в ее развитии играет подражание окружающим. Самые современные представления позволяют думать, что способность читать чужие мысли свойственна всем людям. Проще говоря, самые разные внешние признаки, такие как выражение лица или направление взгляда, помогают нам догадаться о чувствах других людей и об их намерениях по отношению к вам. Жесты, мимика, интонации — важнейшая часть делового общения. Порой с помощью этих средств можно сказать гораздо больше, чем с помощью слов. Австралийский специалист Аллан Пиз утверждает, что с помощью слов передается 7% информации, звуковых средств- 38%, мимики, жестов, позы — 55%. Иными словами, не столь значимо, что говорится, а как это делается.

Невербальные средства общения.

Эффективность общения определяется не только степенью понимания слов собеседника, но и умением правильно оценить поведение участников общения, их мимику, жесты, движения, позу, направленность взгляда, то есть понять язык невербального (вербальный — «словесный, устный») общения. Этот язык позволяет говорящему полнее выразить свои чувства, показывает, насколько участники диалога владеют собой, как они в действительности относятся друг к другу. Встретишь, к примеру, надменный и насмешливый взгляд, сразу отойдешь, слово застрянет в горле. Другое дело — взгляд сочувствующий, поощряющий, заинтересованный. Он внушает доверие, располагает к откровенному разговору. Как ни стараются отдельные люди контролировать свое поведение, следить за мимикой и жестами, удается это не всегда. Невербальное общение «выдает» собеседников, ставит порой под сомнение то, что было сказано, обнажает их истинное лицо. Поэтому надо учиться понимать этот язык. Общаясь, мы слушаем не только словесную информацию, но и смотрим в глаза друг друга. Слова передают нам логическую информацию, а жесты, мимика и голос эту информацию дополняют. Невербальное общение – общение без помощи слов часто возникает бессознательно. Хотя невербальное общение и является часто бессознательным процессом, в настоящее время оно достаточно хорошо изучено и для достижения нужного эффекта с успехом может контролироваться. Невербальное общение – наиболее древняя и базисная форма коммуникации. Наши предки общались между собой при помощи наклона тела, мимики, тембра и интонации голоса, частоты дыхания, взгляда. Мы и сейчас часто понимаем друг друга без слов. Невербальный язык настолько мощный и общий, что часто мы без труда понимаем собаку, что она хочет. Собака же предугадывает многие наши поступки, например, заранее знает, когда мы идем с ней гулять, а когда отправляемся на улицу без нее.

Невербальные средства общения изучают следующие науки:

1. Кинестетика изучает внешние проявления человеческих чувств и эмоций; мимика — движение мышц лица.

2.Такесика — прикосновение в ситуации общения: рукопожатия, поцелуи, дотрагивания, поглаживания, отталкивания.

3. Проксемика — расположение людей в пространстве при общении.

4. Физиогномика — учение о выражении характера человека в чертах лица и формах тела.

5. Просодика — ритмико-интонационное оформление речи.

Формы невербальной коммуникации.

Походка. Походка – это стиль передвижения человека. Ее составляющими являются: ритм, динамика шага, амплитуда переноса тела при движении, масса тела. По походке человека можно судить о самочувствии человека, его характере, возрасте. В исследованиях психологов люди узнавали по походке такие эмоции, как гнев, страдание, гордость, счастье. Выяснилось, что «тяжелая» походка характерна для людей, находящихся в гневе, «легкая» — для радостных. У гордящегося человека самая большая длина шага, а если человек страдает, его походка вялая, угнетенная. Кроме того, можно утверждать, что люди, которые ходят быстро, размахивая руками, уверены в себе, имеют ясную цель и готовы ее реализовать. Те, кто всегда держит руки в карманах – скорее всего очень критичны и скрытны, как правило, им нравится подавлять других людей. Человек, держащий руки на бедрах стремится достичь своих целей кратчайшим путем за минимальное время.

Поза. Поза – это положение тела. Человеческое тело способно принять около 1000 устойчивых различных положений. Поза показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих лиц. Лица с более высоким статусом принимают более непринужденную позу. В противном случае могут возникать конфликтные ситуации. Поза, при которой человек перекрещивает руки и ноги, называется закрытой. Перекрещенные на груди руки являются модифицированным вариантом преграды, которую человек выставляет между собой и своим собеседником. Закрытая поза воспринимается как позы недоверия, несогласия, противодействия, критики. Более того, примерно треть информации, воспринятой из такой позы, не усваивается собеседником. Наиболее простым способом выведения позы является предложение что-нибудь подержать или посмотреть. Открытой считается поза, в которой руки и ноги не перекрещены, корпус тела направлен в сторону собеседника, а ладони и стопы развернуты к партнеру по общению. Это – поза доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта.

Жесты. Жесты – это разнообразные движения руками и головой. Язык жестов – самый древний способ достижения взаимопонимания. В различные исторические эпохи и у разных народов были свои общепринятые способы жестикуляции. Исследования М. Аргайла, в которых изучались частота и сила жестикуляции в разных культурах, показали, что в течение одного часа финны жестикулировали 1 раз, французы – 20, итальянцы – 80, мексиканцы – 180. Вообще же интенсивность жестикуляции растет вместе с возрастанием эмоциональной возбужденности человека, а также при желании достичь более полного понимания между партнерами, особенно если оно затруднено. Приведем несколько примеров: прикрывание рта и почесывание носа. Прикрывание рта отражает наличие у собеседника двух противоречивых желаний: высказаться и остаться не услышанным. Если человек в процессе общения притрагивается ко рту или прикрывает его ладонью, это означает, что он по какой-то причине «сдерживает» собственное высказывания. Аналогичную информацию о клиенте несет жест прикосновения к носу. Клиент, который почесывает или поглаживает собственный нос скорее всего в данный момент находится в оппозиции по отношению к высказыванию менеджера. Прикосновение к уху. Почесывание уха является облегченным вариантом «затыкания» ушей и означает, что человек не хочет слышать того, о чем ему говорит собеседник. Такая реакция возможна, если собеседнику стало скучно вас слушать или он не согласен с одним из ваших утверждений. Подпирание ладонью подбородка. Человек подпирает голову или подбородок, если ему скучно, неинтересно и он борется со своим желанием заснуть. Поглаживание подбородка. Этот жест говорит о том, что собеседник находится в стадии размышлений и рассматривает возможные для себя варианты. Жесты эмоционального дискомфорта. Многочисленные жесты – собирание несуществующих ворсинок, снимание и одевание кольца, почесывание шеи, «приведение в порядок» одежды, верчение ручки или сигареты – указывают на то, что собеседник нуждается в поддержке. В таком состоянии он не готов в полном объеме воспринимать информацию. Жесты нетерпения. Если человек постукивает пальцами по столу, ерзает на стуле, притоптывает ногами или посматривает на часы, то тем самым он сигналит окружающим о том, что его терпение заканчивается. Выделяют три основных положения головы. Первое – прямая голова. Это положение характерно для человека, нейтрально относящегося к тому, что он слышит. Второе – голова, наклоненная в сторону, что говорит о том, что у человека пробудился интерес (то, что люди, как и животные, наклоняют голову, когда становятся чем-то заинтересованными, первым заметил еще Чарльз Дарвин). И наконец, третье – когда голова наклонена вниз, значит, отношение человека отрицательное и даже осуждающее.

Мимика. Мимика – движения мышц лица, и это главный показатель чувств. Исследования показали, что при неподвижном или невидимом лице собеседника теряется до 10-15% информации. В литературе отмечается более 20 000 описаний выражения лица. Главной характеристикой мимики является ее целостность и динамичность. Это означает, что в мимическом выражении лица шести основных эмоциональных состояний (гнев, радость, страх, печаль, удивление, отвращение) все движения мышц лица скоординированы. И хотя каждая мина является конфигурацией всего лица, основную информативную нагрузку несут брови и губы.

Визуальный контакт. Визуальный контакт является исключительно важным элементом общения. Смотреть на говорящего означает не только заинтересованность, но и помогает нам сосредоточить внимание на том, что нам говорят. Общающиеся люди обычно смотрят в глаза друг другу не более 10 секунд. Если на нас смотрят мало, мы имеем основания полагать, что к нам или к тому, что мы говорим, относятся плохо, а если слишком много, это может восприниматься как вызов или же хорошее к нам отношение. Кроме того, замечено, что когда человек лжет или пытается скрыть информацию, его глаза встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени разговора. Отчасти долгота взгляда человека зависит от того, к какой нации он принадлежит. Жители южной Европы имеют высокую частоту взгляда, что может показаться оскорбительным для других, а японцы при беседе смотрят скорее на шею, чем на лицо. Следует всегда принимать во внимание этот важный факт.

По своей специфике взгляд может быть: Деловой – когда взгляд фиксируется в районе лба собеседника, это предполагает создание серьезной атмосферы делового партнерства. Социальный – взгляд концентрируется в треугольнике между глазами и ртом, это способствует созданию атмосферы непринужденного светского общения. Интимный – взгляд направлен не в глаза собеседника, а ниже лица – до уровня груди. Такой взгляд говорит о большой заинтересованности друг другом в общении. Взгляд искоса используется для передачи интереса или враждебности. Если он сопровождается слегка поднятыми бровями или улыбкой, он означает заинтересованность. С помощью глаз передаются самые точные сигналы о состоянии человека, потому что они занимают центральное положение в человеческом организме, а зрачки ведут себя полностью независимо — расширение и сужение зрачков не поддается сознательному контролю.

Функции невербальных средств общения.

Следует отметить, что невербальное поведение личности многофункционально. Невербальное поведение создает образ партнера по общению, выражает качество и изменение взаимоотношений партнеров. Поддерживает оптимальный уровень психологической близости между общающимися. Выступает в качестве показателя статусно-ролевых отношений. С помощью невербальных средств общения возможна имитация значимых эмоциональных состояний. Охарактеризовывает подробнее такие невербальные средства общения, как кинесика, просодика, такесика, проксемика, как уже было сказано раньше.

Невербальные средства повышения делового статуса.

В процессе разговора собеседники невольно обращают внимание на окружающую их обстановку. В этом смысле кабинет руководителя является своего рода его визитной карточкой. Интерьер офиса говорит о многом: о достатке фирмы, ее основательности и надежности. Поэтому надо стремиться к тому, чтобы место, где руководитель принимает посетителей, производило наилучшее впечатление, а атмосфера повышала его деловой статус. Однако, следует помнить, что слишком роскошный офис воспринимается посетителями с недоверием. Оформляя офис, нужно помнить, что картины и другие офисные украшения должны быть нейтральными и одновременно подчеркивать имидж компании. Стены лучше окрасить в стандартные цвета, общепринятые для служебных помещений. В России наиболее приемлемыми являются бежевый и голубой цвета. При оборудовании офиса применительно к российским условиям обычно выделяется три зоны: зона личной работы, коллегиальной деятельности и дружеского общения. В зоне личной работы должны находится рабочий стол, удобное кресло, телефоны, современное организационно-техническое оборудование. Рабочее место должно быть правильно освещено. Зона коллегиальной деятельности оборудуется с учетом требований организации совещательной работы с людьми. Необходимо иметь «коллегиальный» стол, удобные стулья, ручки и карандаши, бумагу для записей, графин с водой и стаканы. Зона дружеского общения должна находиться в стороне от двух остальных. В ней нужно иметь пару кресел, журнальный столик, прохладительные напитки. Своим оформлением зона должна располагать к дружеской, неофициальной атмосфере общения. При оборудовании офиса желательно учитывать невербальные средства, которые могут ощутимо повысить деловой статус его хозяина. Так, например, чем выше спинка кресла, тем больше власти и авторитета имеет сидящий в нем человек. У преуспевающих людей кресла чаще всего имеют высокую обтянутую кожей спинку, а стулья для посетителей – низкую спинку. Большое влияние можно оказать на посетителя, если его стул будет расположен по другую сторону стола, напротив руководителя. Повысить деловой статус могут и некоторые другие приемы невербального общения: низкие стулья и диванчики для посетителей, дорогая пепельница, стоящая вне зоны досягаемости посетителя.

Социальное и психологическое значение мимики у детей.

Задолго до того, как дети начинают произносить отдельные слова, выражения их лиц передают сообщения, которые являются решающими для контакта матери и ребенка. Выражения лиц говорят нам о том, что дети радостны или печальны, сердиты или испуганы, удивлены или смущены. Если мы не сможем «прочитать» то, что «написано» у ребенка на лице, мы не сможем понять его наиболее важные сообщения, не сможем почувствовать его симпатию или продемонстрировать свою. К трехнедельному возрасту младенцы начинают отвечать на взгляд внимательно смотрящего на них человека Новорожденный предпочитает лицо или его схематическое изображение. Лицо в сравнении с некоторыми другими стимулами (фотографиями детского рожка, медведя, шахматной доски, мишени) привлекает большее внимание и ведет к некоторому двигательному успокоению, включая снижение сердечного ритма у шестимесячных младенцев. Другие исследования указывают, что предпочтение лица как стимула изменяется в зависимости от возраста и ряда других факторов.

Некоторая противоречивость в фактах относительно роли лица как зрительного стимула, несомненно, результат сложностей измерения. С одной стороны, трудно выделить один какой-нибудь определенный показатель зрительного поведения младенца. Тем не менее, уже на основе имеющихся данных можно сделать вывод, что человеческое лицо — мощный стимул социального развития. По мере взросления детей мимические выражения эмоций облегчают им развитие навыков игры со сверстниками и организацию взаимоотношений, характеризующих их социальную жизнь. Начиная с подросткового возраста, привязанность направляется больше на сверстников, чем на родителей, и может относиться также к группам (таким, как школа, колледж, коллеги по работе). Гипотеза о том, что привязанность возникает на основе эмоциональной коммуникации с помощью зрительных, оральных и кожных ощущений, противоположна точкам зрения теоретиков социального изучения и классического психоанализа, которые рассматривают привязанность как функцию удовлетворения матерью «первичных» потребностей младенца. Однако младенцы не проявляют привязанности к другим объектам (например, к детскому рожку), связанным с удовлетворением потребностей, и такие объекты не вызывают ни улыбки, ни речевых звуков, ни повышения внимания. Было обнаружено также, что эмоционально-коммуникативные характеристики основываются большей частью на выразительных реакциях, морфология которых определена эволюционно-генетическими процессами. Согласно исследованиям, на язык тела приходится 93% посылаемой информации. Кто бы мог подумать, что наши мимика и пантомимика могут говорить так громко? Давая детям всевозможные инструкции, не многие родители задумываются о невербальных способах общения с ними. А ведь невербальное общение оказывает долгосрочное влияние на то, как дети слушают, ведут себя, усваивают информацию и разговаривают с другими людьми. Оно также влияет на их отношение к нам, родителям, и на то, как дети выглядят в глазах других людей. Невербальное общение может оказывать серьезное воздействие на то, насколько ребенок понравится окружающим людям и на возможности, которые появятся у него в будущем. Несомненно, данный тип общения оказывает огромное влияние на судьбы детей. Нам как родителям важно помнить о том, что зачастую дети откликаются не на наши слова, а на форму их подачи. Нам необходимо тщательно моделировать поведение, которое мы хотим видеть в наших детях. Поэтому мы должны улучшать собственные навыки невербального общения, чтобы они могли эффективно учиться у нас и улучшать свои социальные навыки. К счастью, существует множество способов положительно повлиять на навыки понимания и общения наших детей. Далее представлены полезные советы, которые будут полезны родителям.

1. Значение зрительного контакта. Родители часто игнорируют значение зрительного контакта со своими детьми. И напрасно, поскольку хороший зрительный контакт между родителями и ребенком является важным инструментом нормального развития малыша. Когда ребенок внимательно следит за выражением лица родителей, он получает подсказки для понимания их словесных высказываний. При этом ребенку важно сосредотачивать свое внимание не только на лице, но и на движении губ. Это делает наше высказывание более «читабельным» и воспринимаемым.

2. Разговор на уровне ребенка. Когда вы наклоняетесь и разговариваете с ребенком на уровне его глаз, то не только проявляете дружелюбие и меньше пугаете малыша, но еще и делаете свое высказывание более легким и доступным для восприятия на слух. Педагогам часто рекомендуется преподавать на одной горизонтальной плоскости с детьми, чтобы налаживать и укреплять связь с учениками.

3. Использование позы, открытой к общению. Когда мы принимает открытую позу, то есть наши руки и ноги не перекрещиваются, ладони несколько развёрнуты к ребенку и корпус тела повернут в его же сторону, в отличие от скрещенных или обнимающих плечи рук мы демонстрируем детям свою готовность принимать то, что они хотят сказать. Это положение рук вызывает у детей желание общаться с нами и слушать нас.

4. Позитивное выражение лица. Улыбка, поднятые вверх уголки губ, а также глаза, выражающие заинтересованность и широко раскрытые от взволнованного предвкушения, влияют на реакции детей на наши высказывания. Позитивное выражение лица родителей побуждает их к позитивным откликам.

5. Обоюдное, совместное внимание. Совместное внимание родителей и детей к какому-либо предмету (например, когда родитель опускается на пол вместе с ребенком, чтобы вытереть грязь, вместо того, чтобы приказывать ребенку убрать беспорядок самостоятельно) чрезвычайно важно для привлечения интереса ребенка к насущной теме. Когда мы рассматриваем и оцениваем тему разговора вместе с нашими детьми, мы заинтересовываем их на более глубоком уровне.

6. Тон голоса и интонация, при разговоре с детьми. Ни для кого не секрет, что младенцы и маленькие дети любят материнский язык (мамин высокий тон голоса). Было проведено исследование, которое обнаружило, что материнский язык помогает детям определять, где слова начинаются и где заканчиваются, а значит, узнавать звуки, слоги, слова и, наконец, предложения.

7. Жесты. Кивок головой, поднятый вверх большой палец и поднятые в волнении руки также позитивно влияют на взаимодействие с детьми. Так мы невербально выражаем им понимание и поддержку.

8. Звуки (угу, м-м-м, ах). Использование родителями голосовых реакций (не словесных) при разговоре с ребенком демонстрирует ему нашу заинтересованность в том, что он говорит. Эти звуки подбадривают ребенка, так как мы показываем, что слушаем его очень внимательно.

9. Близость между родителем и ребенком. Когда дети еще маленькие, очень важно, чтобы пространство (дистанция) между ними и родителями было относительно небольшим (30–60 см). Когда дети становятся подростками, это пространство естественным образом увеличивается и требует к себе более внимательного отношения родителей.

10. Передвижение (движения, которые следует/не следует совершать родителям). Для того чтобы демонстрировать ребенку нашу заинтересованность в разговоре с ним, наши движения должны быть ограничены жестами и мимикой. Ходьба родителей не только отвлекает ребенка, но также нарушает близость и связь с малышом, которые необходимы для эффективного общения.

Особенности невербального общения в разных странах.

Пользуясь ежедневно десятками жестов, мы почти не задумываемся об их смысле. Известно, что основные коммуникационные жесты во всем мире не отличаются друг от друга: когда люди счастливы, они улыбаются, когда печальны – хмурятся, когда не знают или не понимают, о чем идет речь – пожимают плечами. Однако нередко одно и то же выразительное движение у разных народов может иметь и совершенно различное значение, и легкомысленное обращение с обычными для нас жестами может привести к неожиданным последствиям. Жест, которым русский демонстрирует пропажу или неудачу, у хорватов означает признак успеха и удовольствия. Говоря о себе, европеец показывает рукой на грудь, японец – на нос. В некоторых странах Африки смех – показатель изумления и замешательства. Жители Мальты вместо слова «нет» слегка касаются кончиками пальцев подбородка, повернув кисть вперед. Во Франции и Италии этот жест означает, что у человека что-то болит. В Греции и Турции официанту ни в коем случае нельзя показывать два пальца (например, имея ввиду две чашечки кофе) – это считается очень оскорбительным жестом. Довольно часто один и тот же жест имеет не только различное, но и прямо противоположное значение.Образовав колечко из большого и указательного пальцев, американцы и многие другие народы сообщают, что дела «о`кей». Но этот же жест используют в Японии, говоря о деньгах, во Франции он означает ноль, в Греции и на о.Сардиния служит знаком отмашки, а на Мальте им характеризуют человека с извращенными половыми инстинктами. Иногда даже незначительное изменение жеста может совершенно изменить его значение. В Англии так случилось с жестом из двух пальцев, указательного и среднего, разведенных и поднятых вверх. Если при этом ладонь повернута к собеседнику, это – оскорбление. Если ладонь повернута к себе, то это выражение радости. В общении мы не придаем особого значения левой или правой руке. Но на Ближнем Востоке, например, не следует протягивать деньги или подарок левой рукой. У тех, кто исповедует ислам, она считается нечистой, и вы можете нанести оскорбление собеседнику. У народов различных культур есть различия и в восприятии пространства. Так, американцы работают либо в больших помещениях, либо – если помещений несколько – при открытых дверях. Открытый кабинет означает, что его хозяин на месте и ему нечего скрывать. Многие небоскребы в Нью-Йорке целиком сделаны из стекла и просматриваются насквозь. Здесь все, от директора до посыльного, постоянно на виду. Это создает у служащих определенный стереотип поведения, вызывая у них ощущение, что все сообща делают общее дело. Немецкие же традиционные формы организации рабочего пространства принципиально иные. Каждое помещение у них должно быть снабжено надежными дверями. Распахнутая настежь дверь символизирует крайнюю степень беспорядка. Таким образом, не зная различий невербального общения разных народов, можно попасть в неловкую ситуацию, обидев или оскорбив собеседника.

Заключение.

Общаясь, мы слушаем не только словесную информацию, но и смотрим в глаза друг другу, воспринимаем тембр голоса, интонацию, мимику, жесты. Слова передают нам логическую информацию, а жесты, мимика, голос эту информацию дополняют. Невербальное общение – общение без помощи слов часто возникает бессознательно. Оно может либо дополнять и усиливать словесное общение, либо ему противоречить и ослаблять. Хотя невербальное общение и является часто бессознательным процессом, в настоящее время оно достаточно хорошо изучено и для достижения нужного эффекта с успехом может контролироваться. Мы и сейчас часто понимаем друг друга без слов. Остается добавить, что если бы у человека (как, впрочем, и животных) отсутствовало невербальное общение, то мы уподобились бы машинам без чувств и эмоций, которые обмениваются информацией простыми печатными словами (например: с помощью Интернет) но, к примеру, не рукописным текстом — ведь почерк, своего рода, тоже объект невербального общения.

Использованные источники:

  1. Лаврин Ч. Психология классика. О выражении эмоций у человека и животных. — М.: АН СССР Питер, 2001, 315стр.

  2. Виноградова,С.М, Г.С.Мельник. Психология массовой коммуникации.- М.: Юрайт, 2014, 512 стр.

  3. И. Г. Станиславская, И. Г. Малкина-Пых. Психология: основные отрасли.- М.: Человек, 2014, 360 стр.

  4. Шабельников, В. К. Функциональная психология. Формирование психологических систем: психика как функциональная система.– М.: Культура: Академический проект, 2013, 590 стр.

  5. Щербатых Ю. Искусство обмана. Популярная энциклопедия. –М.: Эскомод, 2005, 204стр .

  6. Хигир Б. Физиогномика. –М.: Союз 2006г, 35 стр.

  7. Степанов С. Язык внешности.- М.: Русь, 2001, 412 стр.

  8. psi.webzone.ru — сайт под названием «Психологический словарь»

  9. follow.ru — сайт «Познай себя и окружающих». Небольшая подборка статей по теме Психология (общая, возрастная, семейная, в бизнесе, психотерапия, сексология).

  10. koob.ru — Библиотека «Куб», дочерний проект сайта yugzone.ru «Всестороннее развитие возможностей человека».

  11. psy.com.ru – «Психология жизни». Популярная психология (психология в повседневной жизни). — Психологический портал развития человека. Развитие потенциала мозга и тела. Подборки статей по темам: Самосовершенствование, Я — хозяин жизни, Деньги и успех, Копаемся в себе, Он и она, Мудрость жизни.

Использованные источники:

  1. Аспер, К. Психология нарциссической личности. Внутренний ребенок и самооценка / К. Аспер.. — М.: Добросвет, КДУ, 2013. — 366 c.

  2. Двойнин, А.М. Психология верующего. Ценностно-смысловые ориентации и религиозная вера личности. / А.М. Двойнин. — СПб.: Речь, 2012. — 224 c.

  3. Дерябин, В.С. Психология личности и высшая нервная деятельность: Психофизиологические очерки / В.С. Дерябин. — М.: ЛКИ, 2016. — 202 c.

  4. Калина, Н.Ф. Психология личности: Учебник для ВУЗов / Н.Ф. Калина. — М.: Академический проект, 2015. — 214 c.

  5. Хухлаева, О.В. Психология развития: Молодость, старость, зрелость: учеб. пособие / О.В. Хухлаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 208 с.

  6. Джеймс, У. Психология / У. Джеймс; под ред. Л.А. Петровской. – М.: Педагогика, 1991. – 386 с.

  7. Казаков, В.Г. Психология / В.Г. Казаков, Л.П. Кандратьева. – М.: Высшая школа, 1989. – 381 с.

  8. Кон, И.С. Психология юношеского возраста: Проблемы формирования личности: учеб. пособие для пед. ин-тов / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 1979. – 175 с.

  9. ethnopsyhology.narod.ru – «Этнопсихология» — онлайновый учебный центр. Историческая этнология. Этнопсихология. Справочник-руководство. Современная этнопсихология.

  10. follow.ru — сайт «Познай себя и окружающих». Небольшая подборка статей по теме Психология (общая, возрастная, семейная, в бизнесе, психотерапия, сексология и др.).

  11. psy.com.ru – «Психология жизни». Популярная психология (психология в повседневной жизни). — Психологический портал развития человека. Развитие потенциала мозга и тела. Подборки статей по темам: Самосовершенствование, Я — хозяин жизни, Деньги и успех, Копаемся в себе, Он и она, Мудрость жизни и др.

  12. koob.ru — Библиотека «Куб», дочерний проект сайта yugzone.ru «Всестороннее развитие возможностей человека».

Невербальное общение: особенности, виды, функции, книги

Понятие невербального общения сформировалось в середине ХХ века. В настоящее время изучением неречевого поведения занимается преимущественно психология. Именно наука, работающая над исследованием человеческой психики, смогла найти ответы на многие вопросы, описать и классифицировать такое явление, как неречевая передача информации.

Что такое невербальное общение, его функции

Неосознанно, спонтанно употребляемые мимика, движения тела, позы, жесты во время общения называются невербальное поведение. Подобное поведение не маска, надетая человеком заранее, это часть его внутреннего мира, сама личность.

Невербальные коммуникации это осознанное использование жестов, принятых в определённой человеческой среде и культуре. Примером служит жест приветствия.

Невербальное общение подразумевает вид взаимодействия между людьми, основные компоненты которого при передаче информации, налаживании контакта, создании образа партнёра и влиянии на собеседника это невербальное поведение и невербальная коммуникация. В общении принимают участие такие компоненты, как: движения, язык тела, взгляд, интонации, прикосновения, внешний вид собеседника. Речь заменяется эмоциями, невербальные коды служат дополнением информации и составляют основы невербального общения.

Звуковые сигналы и знаки (азбука Морзе, оповещения гражданской обороны, язык программирования), мимика, жесты – это тоже способы и язык невербального общения.

Функции невербального общения

СобеседованиеСобеседование

  • Дополнение к сказанному.
  • Невербальные сигналы иногда противоречат тому, что человек сказал.
  • Мимика и жесты используются в качестве подчёркивания и подкрепления слов.
  • Корректирование взаимодействий между людьми.
  • Невербальные сигналы заменяют слова.
  • Жесты, прикосновения, взгляды выделяют главные моменты в речи.

Работу подсознания, которую «выдают» невербальные знаки, контролировать невозможно. Чтобы скрыть собственные мысли нужно увеличить использование положительных невербальных средств, убрав отрицательные. Или намеренно заранее выработать жесты, делающие сказанное правдоподобным.

Невербальные способы общения, способные вызвать симпатию у собеседника:

  • Ненавязчиво повторять движения тела, принимать позы, сходные с позами собеседника. В этом случае главное не переборщить, слишком активное копирование произведёт обратный эффект.
  • Речь должна быть схожей с речью партнёра относительно громкости, темпа, интонации.
  • По возможности синхронизировать собственные жесты и движения тела с двигательной активностью собеседника.

Компоненты взаимодействия представителей противоположного пола

  • Кокетливая походка, прихорашивание на глазах у мужчины, демонстрируемые женщиной, свидетельствуют о готовности к флирту, как и расширенные зрачки, продолжительный взгляд (более 10 секунд).
  • Стряхивание несуществующих пылинок мужчиной или большие пальцы в прорезях карманов (за поясом) брюк расскажут о готовности ухаживать за женщиной, которая заинтересовала.
  • Интимный взгляд – когда собеседник скользит от глаз вдоль тела партнёра и обратно.

Подобные знаки подаются людьми неосознанно и говорят о взаимном влечении.

Типы и виды невербального общения

Невербальные знакиНевербальные знаки

Невербальное общение и его виды уходят корнями в глубокую древность, большинство невербальных средств – врождённые. Есть три основных вида невербального общения: мимика, жесты и одежда.

  • Мимика – это движения лицевой мускулатуры, имеющие мало общего с физиогномикой.
  • Внешний вид способен рассказать о человеке многое, ещё до того как он что-то произнёс.
  • Невербальное общение и его виды передают до 95% информации. Это голос, внешний вид, жесты и поза.

Выделяют несколько типов невербального общения

  1. Паралингвистика – дополнения речи, мелодика, тембр, ритм и сила голоса, активность артикуляции. Паралингвистическая коммуникация представляет собой передачу информации посредством голоса.

Психологические и паралингвистические особенности невербального общения – это совершенство речи. Характеристика речи, которая позволит прийти к взаимопониманию между партнёрами:

  • Точность.
  • Благозвучность.
  • Сжатость высказываний.
  • Ясность.
  • Логичность.
  • Простота.
  • Богатство словарного запаса.
  • Живость.
  • Чистота.
  • Правильность.

Речь выдаёт социальный статус, позволяет оценить личность собеседника, его темперамент и характер. Усовершенствовав формы речи, человек избавится от проблем в общении.

  1. Кинесика – жесты, язык тела, выражение глаз.

Кинетические особенности невербального общения заключаются в зрительном восприятии движений тела собеседника. К кинесике относят выразительные средства движения: походку, жесты, позу, мимику, взгляд.

Поза демонстрирует отношение собственного статуса человека к статусу присутствующих. Люди с более высоким статусом располагаются в непринуждённых позах.

Комфортно или неуютно чувствуют себя собеседники в обществе друг друга, решает именно взгляд. Взгляд и глаза передают точные знаки при межличностном взаимодействии. В зависимости от настроения человека или его отношения к происходящему зрачки сужаются и расширяются.

  1. Хронемика – время, которое занимает общение.

Использование времени – один из основных компонентов невербального общения: пунктуальность на бытовом уровне указывает на самодисциплину и уважение к окружающим. Желание сказать как можно больше за короткий промежуток времени свидетельствует о неуверенности в себе: человек, привыкший, что его слушают, говорит в удобном для себя самого темпе.

  1. Гаптика – взаимодействие между людьми посредством прикосновений, тактильного контакта.
  2. Гастика – сигналы коммуникации, передаваемые с помощью еды и напитков.
  3. Проксемика – положение собеседника в пространстве. Это положение корпуса в процессе контакта между людьми, расстояние между ними, ориентация относительно друг друга.

Проксемические особенности невербального общения – это дистанция между людьми во время контакта и ориентация вас относительно вашего собеседника в пространстве. Ближе всего человек подпускает партнёра, который ему симпатичен.

  1. Актоника – человеческие поступки, как сигналы при общении.

Особенности невербального общения между представителями разных национальностей

СобеседованиеСобеседование

Невербальные сигналы имеют двойную природу: универсальные сигналы, которые понятны людям, живущим в разных странах и знаки, употребляемые в пределах одной культуры.

Межнациональные особенности невербального общения заключаются в том, что употребление невербальных средств жителями в разных странах различно. Их приходится изучать так же, как иностранный язык.

Межнациональные различия невербального общения проявляются:

  • В жестах. Например, поднятый большой палец в Греции трактуется как «заткнись», в США и Англии человек с помощью этого жеста добирается до места автостопом либо хочет сказать, что у него всё в порядке. В странах Ислама левая рука считается «нечистой», потому нельзя давать деньги, еду или подарок этой рукой.
  • Например, кое-где в Африке смех вовсе не признак веселья, как в странах Европы и Азии, это показатель замешательства или изумления.
  • Активность жестикуляции. Итальянцы и французы жестикулируют много и энергично, в Японии подобная жестикуляция – признак агрессии.
  • Культура тактильного контакта в разных странах также различна. Англичане крайне редко прикасаются друг к другу, в то время как латиноамериканцы контактируют подобным образом практически постоянно.
  • Взгляд. В Японии пристально смотреть в глаза собеседнику нельзя, это расценивается как враждебность. В культуре европейских народов, если собеседник не смотрит в глаза, это считается признаком неискренности или проявлением застенчивости.
  • В позах (положении человеческого тела). Известны примерно 1 тыс. поз, которые может принять тело человека. Из них некоторые закрепляются, другие – запрещены в некоторых странах.
  • Внешний вид человека. Один и тот же костюм выдаст противоположную информацию о собеседнике в разных странах.

Зная язык и основы невербального общения представителей разных культур наладить взаимодействие, уловить колебания в настроении собеседника-иностранца труда не составит. В то же время, не зная тонкостей употребления невербальных средств людьми в разных странах легко невзначай обидеть представителя другой национальности.

Развитие навыков общения

Усовершенствовать навыки невербального взаимодействия поможет чтение. Книга, доклад или презентация, посвящённые теме коммуникации между людьми, расширят кругозор и обратят внимание на тонкости человеческого поведения, которые ранее ускользали из виду.

  • Книга «Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь» Пола Экмана раскроет секреты, что главное в управлении поведением. Книга отличается занимательным и полезным содержанием, научит распознавать, оценивать, контролировать и корректировать эмоции.
  • Книга «Психология лжи. Обмани меня, если сможешь», автором которой также является Пол Экман, поможет разоблачать ложь и правильно реагировать на неё. Книга богата примерами микровыражений и микрожестов, знание которых поможет вывести обман на чистую воду. Полезна для чтения всем, кто не хочет стать жертвой манипуляций или лжи.

Презентация или доклад в составе тренингов, посвящённых общению и невербальной коммуникации, содержит максимум полезной информации в сжатой форме. Они кратко и красочно объяснят суть неречевой коммуникации, наглядно продемонстрируют позы, жесты и расшифруют  их значение, обратят внимание на важнейшие невербальные средства. Специальная литература, игры и упражнения в ходе тренинга помогут развить навыки неречевого взаимодействия с окружающими, понять закономерности общения.

Развивающие упражнения в виде коллективной игры

Коллективные игрыКоллективные игры

 

  • «Подарок». Во время игры каждый игрок вручает подарок, стоящему слева от себя участнику. Сделать это нужно так, чтобы получающий понял, что ему дарят, но объяснить можно только с помощью невербальных средств (мимика, взгляд, язык тела). Цель игры – развить навыки невербальной коммуникации.
  • «Всеобщее внимание». Всем участникам даётся задание привлечь внимание окружающих. Сложность состоит в том, что это проделывается одновременно. Цель игры – научить соединять невербальную и вербальную составляющие взаимодействия, расставлять нужные акценты с помощью разных средств общения. Кому удалось выполнить задачу? С помощью каких средств? Какое средство считается важнейшим в процессе организации коммуникации?
  • «Фигуры». Во время игры, недопустимо применение невербальных средств, таких как движения тела, мимика, взгляд, можно использовать только речь. Игроку даётся лист бумаги с изображёнными на нём геометрическими фигурами. Он объясняет остальным (не показывая рисунок), что нарисовано на листе, чтобы они нарисовали то же самое. Затем объясняющий рассказывает, трудно ли было описать изображение только словами без помощи жестов.
  • «Картина». Все участники становятся в одну линию. В процессе игры используется только мимика и жесты. На стене закреплён лист бумаги. Первому из игроков ведущий сообщает шёпотом предмет, который надо нарисовать. Первый рисует часть предмета. Затем первый игрок объясняет второму с помощью невербальных средств, какой предмет нужно изобразить. Второй рисует то, что понял. Затем второй объясняет задание третьему и так далее, пока все не примут участие. Трудно ли было объясниться с помощью невербальных средств без помощи речи?
  • «Книга». Подводим итоги. Участники становятся в круг, книга передаётся из рук в руки, при этом участники по очереди кратко рассказывают, какие выводы из занятия каждый из них сделал для себя, как лично его коснулась обсуждаемая тема.

Общение с больным после инсульта

У людей после перенесённого инсульта часто появляются нарушения речи. Примеры подобного нарушения – затруднённое звукопроизношение и непонимание речи. В медицине подобная дисфункция называется афазия и дизартрия.

Речевые расстройства после инсульта изолируют от окружающих, заставляют человека чувствовать себя одиноким, приводят к депрессии, что растягивает адаптационный период на годы. По этой причине в процессе реабилитации в семье важно правильное общение с больным:

  • В разговоре предпочтительно употреблять короткие фразы.
  • Разговаривать с больным громко не рекомендуется, так как подобная речь усложняет понимание.
  • При использовании пациентом после инсульта нового термина обозначения чего-то или кого-то стоит употреблять это слово или звук в дальнейшем для общения.
  • Настаивать на применении больным правильных, общепринятых названий и терминов не следует – это вызовет негативную реакцию.
  • Следует обязательно реагировать на речь пациента, не заставляя при этом говорить на общепринятом языке, если он представляет затруднения – реакцией человека, после инсульта может стать прекращение общения.

Некоторым больным с афазией свойственно понимать невербальную коммуникацию, язык тела, взгляд. Они могут не понимать речь, но угадывать пожелания собеседника «считывая» информацию по жестам и мимике. Необходимо точно определить уровень понимания больным речи. Для этого говорить нужно одно, жестами и мимикой демонстрируя противоположное сказанному. Это избавит от преувеличения способности говорить и понимать у пациента.

Занятия с больным после инсульта

После инсультаПосле инсульта

Важным этапом реабилитации после инсульта является восстановление речи. Этот процесс длительный и требует терпения родных и самого пациента. Начинать занятия следует своевременно, так как если упустить благоприятный момент нарушения станут стойкими, речь восстановится не полностью.

Правильный выбор стратегии реабилитации речи предполагает точное определение формы дисфункции после инсульта. На практике большая часть нарушений – афазии:

  • Тотальная – наблюдается в первые дни после инсульта. Больной ничего и никого не помнит, не говорит и не понимает, что говорят ему.
  • Моторная – следует за тотальной. Наблюдается узнавание больным родных, понимание речи, но говорить пока не может. Позже пациент начинает с помощью звуков выражать желания.
  • Сенсорная – нарушено понимание речи. Это симптомы, свидетельствующие о поражении участка мозга, анализирующего устную речь.
  • Амнестическая характеризуется затруднениями при назывании больным предметов. Это обусловлено осложнениями при выборе слова из словарного запаса. Уменьшается объём памяти, ухудшается удерживание информации, воспринимаемой на слух.
  • Семантическая. Пациент понимает простые фразы и обращения, сложные обороты не воспринимает.

Логопедические приёмы

После инсульта применяется индивидуальный подход к каждому пациенту. Подбираются упражнения и материал значимые по эмоциональному содержанию и смыслу именно для этого конкретного человека. В зависимости от формы афазии в процессе реабилитации применяется пение и изображения (наглядные материалы). Продолжительность занятий и выполнения упражнения также устанавливаются индивидуально, контролируется речевая нагрузка на органы слуха.

Упражнения, используемые для восстановления речи

Гимнастику делают ежедневно, следя за правильностью выполняемых движений.

  • Вытянуть губы трубочкой на 5 секунд, затем расслабить на 2 секунды.
  • Поочерёдно захватывать и прикусывать зубами то верхнюю, то нижнюю губу. По 5 секунд на каждое «прикусывание».
  • Высунуть язык как можно дальше вперёд на 3 секунды, вытянуть шею, расслабиться.
  • Облизывать губы то в одну, то в другую сторону несколько раз, затем по кругу.
  • Свёрнутый трубочкой язык высунуть вперёд на 3 секунды, затем расслабиться в течение трёх секунд.

Эффективны при восстановлении речи упражнения в виде проговаривания скороговорок.

При обучении речи после инсульта важно постоянно контактировать с логопедом, занятия с больным дома проводятся только с его разрешения. Непрофессионалы легко дают излишнюю речевую нагрузку и непосильные для больного упражнения.

Важен оптимистичный настрой и вера в успех. Ни в коем случае нельзя выказывать недовольство тем, как больной выполняет артикуляционную гимнастику. Пациенты после инсульта эмоционально неустойчивы, их веру в себя легко подорвать.

В начале занятий выполнять упражнения следует 7–15 минут, постепенно доводя продолжительность до получаса. Больше тридцати минут заниматься нельзя – переутомление приведёт к регрессу.

Человеческая жизнь – постоянное взаимодействие с другими людьми. Значимость невербального общения нельзя переоценить. Навыки коммуникации полезны в быту и в профессиональной деятельности, так как именно неречевое общение занимает большую часть каждодневного взаимодействия с окружающими.

Статья: Невербальное общение. Характеристики и особенности невербального общения

Невербальное общение. Характеристики и особенности невербального общения.

Выполнила Брянская Е. И

Общение, согласно А.А. Леонтьеву, составляет обязательное и особое условие присвоения ребенком достижений исторического развития человечества. Речь учителя — главное средство, позволяющее присоединить учеников к культурному наследию, обучить их способам мышления, и его содержанию. При этом учителю необходимо владеть высокой языковой культурой, богатым словарным запасом, обладать экспрессивными возможностями и интонационной выразительностью речи, иметь разборчивую дикцию.

По мнению Л.М. Митина, «взаимодействие ученика и учителя состоит, прежде всего, в обмене между ними информацией познавательного и аффективно-оценочного характера. И передача этой информации осуществляется как вербальным путем, так и с помощью различных средств невербальной коммуникации»

Общаясь с учениками, учитель большую часть информации, которая касается их эмоционального состояния, намерений, отношения к чему-либо получает не из слов детей, а из интонации,  жестов, мимики, взгляда, манеры слушать. «Жест, мимика, взгляд, поза подчас оказываются более выразительными и действенными, чем слова», — говорит Е.А. Петрова.

Невербальные аспекты общения представляют значительную роль  в управлении взаимоотношений, установлении контактов, во многом обуславливают эмоциональную атмосферу и самочувствие как ученика, так и учителя.

Мимическая сторона общения очень важна — по лицу человека можно иногда узнать больше, чем он может или хочет сказать, а вовремя появившаяся улыбка,  может весомо помочь в установлении контактов

А.С.Макаренко говорил так: «Не может быть хорошим воспитатель, который не владеет мимикой, не может дать своему лицу необходимого выражения или сдержать свое настроение»

Как правило, обучающие отдают предпочтение педагогам с доброжелательным выражением лица, с высоким уровнем внешней эмоциональности.

Прикосновение, обозначается иногда как тактильная коммуникация. Применение прикосновения очень важно при работе с детьми преимущественно младшего школьного возраста. При помощи прикосновения можно привлечь внимание, установить связь, показать свое отношение к ребенку. Свободное перемещение педагога на уроке по классу облегчает использование этого приема. Не прерывая урока, он может вернуть к работе ребенка, который отвлекся лишь коснувшись его руки или плеча; успокоить возбужденного; отметить блестящий ответ.

Тем не менее Л.М. Митина предостерегает, что у многих учеников прикосновение может вызвать напряженность. Это бывает у детей, для которых уменьшение психологической дистанции создает неудобства и окрашено тревогой.

Особое место в системе невербального общения педагога имеет взгляд

Немаловажное значение имеет и дистанция общения. А.А. Леонтьев, отмечает, что вопрос о взаимном расположение участников общения в пространстве достаточно актуален, так как в зависимости от этого фактора в общении в разной мере применяются другие неречевые компоненты, разной оказывается природа обратной связи от слушателя к говорящему.

Так, Н.В. Самоукина отмечает, что мебель размещена в кабинете таким образом, что стол педагога стоит перед классом и как бы противоположен ему. Такое организационное решение пространства классной комнаты, по мнению автора, закрепляет директивную воздействующую позицию учителя. Столы обучающихся поставлены в несколько рядов и создают впечатление «общей массы». Находясь в таком классе, ребенок чувствует себя «внутри класса», его частью. Поэтому вызов к доске и общение с педагогом «один на один» являются факторами, которые вызывают у ученика неприятное и напряженное состояние.

Особое место в системе невербального общения педагога занимает система жестов. Как заметила Е.А. Петрова, жестикуляция учителя является для детей одним из индикаторов его отношений к ним. Жест обладает свойством «тайное делать явным», о чем педагог всегда обязан помнить.

Жесты в комплексе с другими невербальными коммуникациями применяются педагогом для обеспечения контроля за деятельностью учеников. С этой целью чаще всего применяют оценивающие, регулирующие и дисциплинирующие жесты.

Жесты педагога часто становятся образцом для подражания.

В общении педагога с учащимися большое значение имеет и тон речи. По утверждению М.М. Рыбаковой, интонация при общении взрослых может нести до 40% информации. Однако при общении с детьми воздействие интонации возрастает.

В интонации проявляются те переживания, сопровождающиеся речью педагога, обращенную к ребенку, и он реагирует на них. Ученик очень точно узнает по интонации отношение к нему взрослых, он имеет исключительный «эмоциональный слух», расшифровывает не только содержание, смысл произнесенного слова, но и отношение к нему со стороны других.

Итак, можно сделать вывод — невербальный аспект общения занимает значительное место в процессе взаимодействия учителя с учениками, особенно учениками начальной школы. Для того, чтобы сделать свою работу легче и приятнее, учитель должен уметь общаться с учениками даже не разговаривая, должен брать во внимание не только речь ребенка, но и каждый его жест, взгляд, каждое движение, в свою очередь очень строго контролировать свое невербальное поведение.

Таким образом, в процессе взаимодействия в системе «учитель-ученик» невербальное общение играет значительную роль. Исходя из этого, учитель должен обладать не только высокой языковой культурой, но и культурой невербального поведения, или культурой использования так называемых выразительных движений, поскольку известно, что различные виды невербального общения заключают в себе порой гораздо больше информации, чем слова.

Понимание невербального языка в основном приобретается при обучении. Использование на уроках методов невербального общения способствует не только лишь более основательному пониманию учебного материала, активизации внимания учеников, но и способствует развитию коммуникативных возможностей ребенка, впоследствии чего он становится более способным к межличностным контактам и открывает для себя наиболее широкие возможности для личностного развития.

Список литературы

  1. Живодерова О.С. Занимательно о жестах. / О.С. Живодерова, М.А Масленникова. // Начальная школа. — 2003. — №4. – С. 52-54.
  2. Канн-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. — М.: Слово, 2001. – 179с.
  3. Крутова Н. Невербальное общение учителя. // Школьные технологии. 2002. — №6 – С. 199 – 202.
  4. Леонтьев А.А. Психология общения. — 3-е изд. — М.: Смысл, — 1999. С. 68.
  5. Митина Л. М. Управлять или подавлять: выбор стратегии профессиональной деятельности педагога // Директор школы. — 1999. — №2. С. 15.
  6. Митина А.К. Учитель как личность и профессионал. — М.: Дело, 2002.

Характеристика невербальных средств общения

Общение (как информационно-коммуникативный процесс) — процесс обмена информацией с помощью вербальных и невербальных средств в целях передачи и понимания общающимися предметного и личностного смысла сообщений.

Пpоцессы передачи и приема информации осуществляются с помощью словесной pечи и pазличных несловесных невербальных сpедств:

  • интонации голоса,
  • жестикуляции,
  • мимики и т.п.

Цель этих пpоцессов — установить взаимопонимание, передать какую-то мысль, чувство, поставить задачу.

Соотношение вербальных и невербальных средств в передачи смысла чрезвычайно сложное. Особенно трудно выявить «двойной план» структуры текста, смысловые оттенки, подтекст, а также подлинное отношение говорящего к содержанию.

Общение людей не может быть уподоблено передаче информации по телеграфу, где коммуникатор и реципиент обмениваются вербальными сообщениями. В общение людей оказываются закономерно включены эмоции общающихся, которые определенным образом относятся и к коммуникации, и к тем, кто вовлечен в общение. Это эмоциональное отношение, сопровождающее речевое высказывание, образует особый, невербальный аспект обмена информацией, особую, невербальную коммуникацию.

Средствами невербальной коммуникации являются — жесты, мимика, интонации, паузы, поза, смех, слезы и т.д., которые образуют знаковую систему, дополняющую и усиливающую, а иногда и заменяющую средства вербальной коммуникации — слова.

Товарищу, поведавшему о постигшем его горе, собеседник выражает свое сочувствие словами, сопровождаемыми знаками невербальной коммуникации: опечаленным выражением лица, понижением голоса, прижиманием руки к щеке и покачиванием головы, глубокими вздохами и т.д.

Невербальное общение не предполагает использование звуковой речи, естественного языка в качестве средства общения.

Невербальное общение — это общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты.

Это тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица. Большинство невербальных форм и средств общения у человека являются врожденными и позволяют ему взаимодействовать, добиваясь взаимопонимания на эмоциональном и поведенческом уровнях, не только с себе подобными, но и с другими живыми существами.

Многим из высших животных, в том числе и более всего собакам, обезьянам и дельфинам, дана способность невербального общения друг с другом и с человеком.

Благодаря невербальному общению человек получает возможность психологически развиваться еще до того, как он усвоил и научился пользоваться речью (около 2—3 лет).

Само по себе невербальное общение способствует развитию и со­вершенствованию коммуникативных возможностей человека, вследствие чего он становится более способным к межличностным контактам и открывает для себя более широкие возможности для развития.

КОММУHИКАТИВHЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕHИЯ:

I. Речевые (вербальные) средства:

  • лексика;
  • стилистика;
  • грамматика;
  • семантика;
  • правильность произношения,
  • ударения,
  • словоупотребление,
  • формообразование,
  • стиль.

II . Hеречевые (невербальные) средства общения

1) оптокинетические:

  • жестикуляция,
  • мимика,
  • пантомимика — движение и позы,
  • направление взгляда,
  • визуальный контакт,
  • покраснение и побледнение кожи,
  • стереотипы моторики).

    В процессе коммуникации внимательное наблюдение за глазод­вигательными реакциями собеседника может дать информацию о состоянии его сознания:

    2) паралингвистические:

    • интенсивность,
    • тембр,
    • интонация голоса,
    • качество голоса,
    • диапазон голоса,
    • тональность голоса.

    3) экстралингвистические:

    • паузы,
    • темп речи,
    • связность речи,
    • смех,
    • покашливание,
    • заикание.

    4) проксемические:

    • физическая дистанция контакта:
    • персональное пространство:

    = интимная (0-40-45см)

    = личная   (45 -120-150см)

    • социальная (150-400 см)
    • публичная (400-750-800см)
    • угол поворота к собеседнику

    5) предметные контактные, тактильные действия:

    • рукопожатия,
    • объятия,
    • поцелуи,
    • похлопывание,
    • толчки,
    • поглаживания,
    • касания,
    • пощечины,
    • удары.

    6) ольфакторные — связанные с запахом.

    К средствам невербальной коммуникации могут быть отнесены и различные условные обозначения, с помощью которых коммуникатор информирует о чем-то значимом для него, адресованном для сведения возможных реципиентов.

    Траурная лента (черная в России и на Западе, белая в Китае) сообщает о постигшей человека потери.

    Звездочки и просветы на погонах — о высоком воинском звании.

    Татуировка — о месте, которое в воровской иерархии занимает или занимал правонарушитель

     

    Кисть руки в татуировках

    1. Дважды отбывал наказание в ВТК, «Отсидел борзо», о чем свидетельствует корона (был «авторитетом» в колонии).

    2. Отбывал наказание за грабеж.

    3. «Вор-рецидивист» (имеет высший статус в воровской среде).

    4. Неисправимый.

    5. Имеет 5 судимостей.

    6. Совершил два побега из ИТК.

    7. «Привет ворам» (данный субъект — «вор в законе»).

    8. Браслет наносят те, кто провел в колонии не менее 5 лет, на двух руках — не менее 10 лет.

    Группы татуировок:

    • демонстративно-протестного содержания;
    • агрессивно-угрожающего содержания;
    • религиозного содержания;
    • декоративно-украшающего характера;
    • сексуальных девиаций и извращений;
    • статус в местах заключения;
    • гедонистическая направленность.

Невербальное общение — особенности, виды невербальных средств общения

По статистике при взаимодействии людей только 7% информации действительно передается с помощью связной речи, остальные 93%  мы получаем посредством языка жестов. Данное понятие представляет собой целую науку, успешное освоение которой способствует формированию лучшего понимания между партнерами. Невербальное общение помогает образованию чувства доверия между собеседниками, глубокому соприкосновению душ. Замечено, что чем более открыто мы себя чувствуем перед человеком, тем активнее проявляем невербальные средства общения. Это значит, что в процессе взаимодействия с приятными людьми человек чаще улыбается, его лицо выглядит расслабленным, глаза сияют. Невербальное взаимодействие включает в себя: мимику, жесты, интонацию, тембр голоса, расстояние между собеседниками и положение тела во время разговора.

Язык жестов сам по себе обладает рядом характеристик, которые помогают лучше вникнуть в предмет разговора и буквально «прожить» его от начала до конца. Ваш собеседник не может сознательно управлять посылаемыми сигналами, поскольку такие вещи контролировать невозможно, а значит, обмануть он вас по определению не сможет. Какие же можно выделить значимые особенности для обозначения такого понятия как невербальное общение?

Особенности невербального общения

Точно отражает чувства

Что бы вы ни испытывали: гнев, удивление, разочарование, счастье или печаль – ваша мимика и жесты обязательно скажут об этом собеседнику. Не все действительно умеют читать по лицам, но на подсознательном уровне человек всегда чувствует, говорят ли ему правду или хотят обмануть. Замечено, что лжец постоянно подносит ладонь к лицу: то прикрывает рот, то незаметно для себя чешет нос или веко. Подобные проявления свидетельствуют о скрытом намерении сознательно ввести собеседника в заблуждение, дать заведомо неверную информацию для достижения личной выгоды.

Невербальное взаимодействие способно максимально полно отразить испытываемые в данный момент чувства и эмоции. Вот почему становится практически невозможно скрыть от окружающих состояние влюбленности. Находясь в этом незабываемом чувстве, человек перестает себя контролировать: он начинает проявлять именно те эмоции, которые в данный момент руководят мыслями и поступками. Стираются границы реальности, личность чувствует воодушевление и восторг от счастливой возможности быть самой собой.

Возможность достижения глубокого взаимопонимания

Невербальное общение отличается тем, что помогает людям лучше узнать друг друга в процессе взаимодействия. Если мы достаточно внимательно относимся к нашему собеседнику, то вскоре начнем понимать истинные мотивы его поступков и действий. Все потому, что мы во время личностного взаимодействия имели возможность наблюдать за всеми теми признаками и выражениями чувств, которые характеризуют эмоциональное состояние человека.

Возможность достижения глубокого взаимопонимания стремительно возрастает в тех случаях, когда оба собеседника настроены на эффективное взаимодействие. Процесс невербального общения помогает им сконцентрироваться друг на друге и улавливать незаметные для окружающих посылы и знаки.

Невербальные средства общения: виды

Невербальные средства являются сопроводительными элементами общения, они дополняют беседу, придают ей больше эмоциональности.  Без данных значимых факторов всякое взаимодействие сделалось бы излишне формальным, приобрело бы официальный оттенок.

Мимика

Невербальное взаимодействие обязательным образом затрагивает мимику человека. Она дополняет любой процесс общения, делает его максимально ярким и насыщенным. Когда мы беседуем с человеком, то всегда смотрим ему в лицо, ожидая увидеть там подтверждение или опровержение своих мыслей. Даже если собеседник ничего не отвечает на наши слова, то внутренне мы всегда знаем, согласен он с нами или нет. Эмоции имеют свойство весьма сильно отражаться на лице. Мимика человека меняется в зависимости от испытываемых эмоций, что позволяет нам лучше понимать того, кто находится рядом.

Невербальные средства общения  помогают лучше осознать, что в данный момент испытывает другой человек. Выражение лица является главным элементом отображения чувств. Например, гнев можно почувствовать по широко открытым глазам, сведенным вместе бровям и опущенным книзу  уголкам губ. Состояние счастья нельзя перепутать ни с чем другим: открытый взгляд, уголки губ приподняты, глаза сияют. Удивление выражается в том, что рот слегка приоткрыт, брови подняты вверх. В состоянии страха человек склонен сильно зажиматься: глаза отведены в сторону или опущены, мимика вялая, словно замершая. Когда субъект находится в состоянии глубокой печали, то перестает замечать окружающих людей и события, а просто погружается в себя, нередко замыкаясь на собственных переживаниях. В этот момент личность не способна продуктивно взаимодействовать с другими лицами, быть в чем – то полезной, так как сама нуждается в помощи и утешении.

Жесты и позы

Процесс невербального общения строится на подсознательном улавливании сигналов от лица, с которым мы общаемся. То, как человек сидит, во многом определяет его отношение к предмету разговора и к собеседнику в частности. В случае искренней заинтересованности субъект обычно стремится занять близкое расположение от того, кто ему наиболее симпатичен. Даже если человек не имеет возможности или просто стесняется подойти, то его ноги примут точное направление, куда бы он хотел отправиться в эту минуту.

Неуверенность выражается в непроизвольном почесывании ушей или сложением рук на груди. Можно иногда замечать, как некоторые люди в стрессовой ситуации не знают, куда деть руки. Это как минимум свидетельствует о том, что они испытывают чувство сильного беспокойства и пытаются контролировать свое волнение. В состоянии открытости личность ведет себя свободно и раскованно: все тело расслаблено, взгляд непринужденный и позитивный. Счастье буквально распространяется на все, чем мы занимаемся: везде сопровождает легкость и отличное настроение.

Чувство превосходства над другими заставляет личность выпрямлять спину, занимать лидирующую позицию: голова поднята вверх, плечи расправлены, веки несколько закрыты. Такое выражение означает примерно следующее: «Я все знаю лучше вас, и потому вы должны мне подчиняться»

В состоянии скуки человек обычно склонен подпирать щеку ладонью и сидеть в таком положении длительное время. Спина при этом согнута, взгляд плавающий, рассредоточенный.

Критичность находит проявление в том, что субъект прикладывает ладонь к щеке и выпрямляет указательный палец по всей ее длине. Глаза при этом время от времени следят за окружающими. Так невербальное общение может о многом рассказать, поведать сокровенные тайны личности.

Интонация и тембр голоса

Мы зачастую привыкли воспринимать именно слова оппонента, а не то, как именно он их произносит. Тем не менее, наше подсознание всегда точно определяет, как к нам относятся люди, какое мнение о нас складывается со стороны. Те или иные чувства всегда влияют на голос, и невербальное общение помогает это понять.

Волнение заставляет субъекта говорить обрывистыми фразами, иногда «проглатывая» окончания и даже целые слова. При этом часто создается впечатление, что человек хочет что – то доказать: он сбивается с мысли, иногда запутывается в собственных высказываниях. Пребывая в состоянии волнения, мы оказываемся неспособными трезво оценить ситуацию, в которой оказались.

Неуверенность проявляется появлением во время разговора беспричинного кашля, различных нервных подергиваний. Одни люди совершенно теряются и буквально боятся поднять глаза на собеседника, другие внезапно начинают говорить без умолку.

Усталость характеризуется низким тоном голоса, при этом человек чувствует себя абсолютно бессильным перед обстоятельствами. В состоянии усталости нельзя принимать серьезные решения, так как вероятность совершить ошибку возрастает.

Энтузиазм и радость проявляются высоким тоном голоса, сама речь звучит уверенно и размеренно. В этом настроении субъект чувствует, что ему все по плечу и он сможет преодолеть любые преграды.

Визуальный контакт

Невербальное общение имеет колоссальное значение в самом процессе взаимодействия. Визуальный контакт очень важен для установления тесных, доверительных отношений. Искренность между партнерами рождается из внутреннего чувства взаимного уважения и приятия. Умение смотреть собеседнику в глаза и понимать его душой, сердцем является величайшим достижением. Чем ближе расстояние между собеседниками во время разговора, тем более открытыми они могут быть по отношению друг к другу. Как правило, близкое расположение выбирают друзья и родственники, дистанцию держат с коллегами и подчиненными.

Таким образом, невербальное общение представляет собой целостную систему взаимовлияющих сигналов и действий, которые, в свою очередь, воздействуют на качество и эффективность взаимодействия между партнерами.

Специфика невербальной коммуникации

Невербальное общение

Речевое общение, как показывают исследования, является основным видом человеческой коммуникации. Современный человек произносит за день около 30 тысячи слов. Эффективность коммуникации зависит не только от произнесенных слов, но и от невербальных средств, таких, как жесты, мимика, взгляд, телодвижения, темп речи собеседника.

Наиболее древней формой коммуникации является невербальное общение, оно является бессознательным процессом. А. П. Садохин понимает «невербальную коммуникацию» как систему неязыковых средств, знаков и символов, используемых в процессе общения для передачи информации.

Человек применял жесты и мимику на протяжении своей эволюции, понимая и оценивая состояние собеседников по телодвижениям. Невербальный язык частично универсален, например, младенцы одинаково плачут, смеются. Жесты имеют культурную природу, передаются из поколения в поколение. Универсальные жесты считаются свидетельством эволюционного родства человека с обезьянами, например, улыбка, смех, удивление т.д.

Замечание 1

В основе невербальной коммуникации лежат биологический и социальный, врожденный и приобретенный источники, полученные в ходе социализации человека.

Учеными установлено, что при выражении эмоций у приматов и людей мимика, жесты и некоторые телодвижения являются врожденными и служат сигналами для получения ответной реакции. Элементы невербальной коммуникации не поддаются сознательному контролю, к ним относятся, например, покраснение лица, расширение зрачков, побледнение и т.д.

Выделяют 3 типа невербальных средств на основе признаков намеренности/ненамеренности:

  1. Собственно коммуникативные – знаки, передающие информацию об объекте, состоянии или каком-либо событии, предмете.
  2. Поведенческие – знаки, обусловленные физиологией человека, например, дрожь от холода, побледнение и т.д.
  3. Ненамеренные – знаки, связанные с привычками человека, например, покусывание губ, качание ногой и т.д.

Таким образом, использование невербальных средств в общении происходит спонтанно, в некоторых случаях средства не поддаются контролю.

Как правило, в естественных условиях люди сами успешно усваивают невербальные средства общения через наблюдение, копирование.

Специфика невербальной коммуникации

Успешное межличностное взаимодействие с людьми других национальностей зависит от того, насколько верно и грамотно выстроена система используемых вербальных и невербальных средств. Каждый день люди пользуются десятками жестов, не задумываясь об их смысле и не понимания, что они способны передать гораздо больше информации, чем слова.

В практике различных межкультурных контактов наиболее распространены следующие универсальные жесты:

  1. Открытость – раскрытие руки, ладони направлены вверх, нет зажимов рук и ног. Такие жесты свидетельствуют об искренности, открытости партнера и его желании установить доброжелательные отношения. Жест «расстегивания пиджака» наиболее характерен для деловых контактов: в присутствии друг друга открытые, дружественно настроенные люди расстегивают или снимают пиджак.
  2. Зашита – руки, скрещенные на груди, однако скрещивание рук является универсальным жестом и обозначает оборонительное или негативное состояние человека, а сжатые в кулак пальцы говорят о враждебности или оборонительной позиции. Такие жесты свидетельствуют о дискомфорте собеседника, о предчувствии угрозы или опасности.
  3. Жест, подчеркивающий социальное, материальное или интеллектуальное превосходство – руки скрещены на груди, но большие пальцы рук выставлены вертикально.
  4. Ложь, желание скрыться от обмана или подозрения – защита рта рукой, собеседник прикасается к носу, потирает веко. Для определения откровенности партнера в беседе следует понаблюдать за положением его ладоней – этот жест абсолютно бессознателен.

Специфика межнациональной невербальной коммуникации

Вступая в контакт с представителем другой национальности, страны необходимо учитывать, что в каждой стране наряду с универсальными средствами есть такие, которые в их культуре интерпретируются по-своему. Часто один и тот же жест у разных народов имеет не только разное, но и прямо противоположное значение.

Например, в Голландии жест кручения указательным пальцем у виска означает, что кто-то произнес остроумную фразу.

Говоря о себе, японец указывает на нос, европеец же – на грудь.

В Турции и Греции нельзя показывать официанту два пальца, указывая на две порции, поскольку в этих странах этот жест интерпретируется как жесткое оскорбление.

Вместо слова «нет» жители Мальты слегка касаются кончиками пальцев подбородка, повернув кисть вперед. Однако этот же жест в Италии и Франции означает, что человеку нездоровится и ему необходима помощь.

Жест «окей» американцы и многие другие народы интерпретируют как сообщение о том, что у них «все в порядке». Однако в Японии этот жест используют в разговоре о деньгах, в Греции служит знаком отмашки, во Франции обозначает «ноль», а на Мальте таким жестом характеризуют человека с извращенными половыми инстинктами.

Во Франции или Италии, если какую-либо идею считают глупой, стучат по своей голове, в Германии шлепают себя ладонью по лбу, а в Испании этот жест показывает, что человек доволен собой.

Жесты во Франции обладают особой экспрессией. Если француз чем-либо восхищен, он соединяет кончики трех пальцев, подносит их к губам и посылает в воздух воздушный поцелуй. Если же он хочет предупредить о чем-либо, то потирает указательным пальцем основание носа.

В любой культуре жесты неискренности связаны с левой рукой, так как правая рука делает то, что надо, а левая – то, что хочет. Считается, если человек (правша) активно жестикулирует левой рукой, то это свидетельствует о том, что он говорит не то, что хочет или негативно относится к происходящему.

У различных национальностей существуют разные представления о расстоянии (дистанции) между собеседниками. Например, немцы обычно ведут разговор на расстоянии 60 см, а для арабских стран это расстояние для общения слишком большое.

Визуальный контакт в общении различные народы используют по-разному. Человеческие цивилизации делят условно на «контактные» (взгляд имеет огромное значение у арабов, латиноамериканцев) и «неконтактные» (японцы, индийцы, пакистанцы).

При общении с человеком из другой страны необходимо аккуратно относиться к юмору и русским пословицам. Как правило, русский юмор неадекватно воспринимается японцами, даже если переведен корректно.

Замечание 2

Итак, в каждой стране существует свое представление о нормах и правилах вербального и невербального общения. Знание этих особенностей позволяет произвести благоприятное впечатление на собеседника и установить с ним межличностный контакт

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *