Отражение восприятие это: 🕮 Глава 8. Восприятие, Часть 2 Психические процессы. Общая психология. Маклаков А. Г. Страница 9. Читать онлайн pdf, Скачать

Автор: | 11.11.2020

Содержание

Восприятие как форма отражения

Восприятие окружающего нас мира — это начальный момент психических процессов, поэтому его изучение принадлежит к числу важнейших задач психологии. Значение восприятия в структуре познавательных процессов определяется двумя обстоятельствами. Во-первых, — непосредственное, чувственное отражение действительности играет огромную роль в организации практической деятельности субъекта, ибо, как указывал еще И. М. Сеченов, «всякое целесообразное действие регулируется чувствованиями». Во-вторых, — перцептивные процессы служат основой для формирования мышления, что выражалось философами-сенсуалистами в следующей краткой форме: «ничто не существует в интеллекте, чего раньше не было бы в ощущениях».

Вместе с тем исследование восприятия имеет существенное философское значение, так как оно неизбежно затрагивает гносеологические проблемы отношения материального и идеального, познаваемости мира и специфики различных фаз процесса познания.

Диалектический материализм рассматривает психику как отражение объективно существующей действительности. Среди различных форм психического отражения действительности восприятие представляет собой ее отражение в наглядно-чувственной форме. Восприятие — лишь первая ступень познания, над которой надстраивается вторая — отражение мира в абстрактно-логической или теоретической форме.

Психический образ, в том числе образ восприятия, выполняет по отношению к деятельности субъекта ориентирующую и регулирующую функции. Критерием истинности знаний, получаемых субъектом при помощи органов чувств, служит успешность практической деятельности во внешнем мире. «Человек, — по словам В. И. Ленина, — не мог бы биологически приспособиться к среде, если бы его ощущения не давали ему объективно-правильного  представления о ней.

Ленинская теория отражения противостоит попыткам идеалистической трактовки восприятия. Так, философы-агностики Д. Юм (1748) и И. Кант (1781) считали наши ощущения и восприятия лишь символами, условными знаками непознаваемых внешних агентов. Еще дальше пошли субъективные идеалисты Дж. Беркли (1710) и Э. Мах (1885), рассматривавшие субъективные образы в качестве единственной реальности, в результате чего мир объявлялся совокупностью ощущений человека.

Подобные ошибочные взгляды разделялись многими психологами и физиологами, занимавшимися изучением работы органов чувств человека. Причина этого заключалась прежде всего в исключительной сложности перцептивных процессов. Долгое время вникание исследователей было привлечено к изучению относительно элементарных сенсорных процессов, возникающих в органе чувств под действием раздражителя, в то время как сам процесс восприятия, его формирование и роль в практической деятельности субъекта оставались за пределами исследования. Этот подход к проблеме нашел свое выражение в рецепторной концепции ощущений, согласно которой ощущения и восприятия возникают в результате воздействия внешних агентов на пассивные органы чувств. Однако, игнорируя деятельность субъекта, психологи лишались возможности понять, каким путем образ восприятия приводится в соответствие с объективной действительностью.

В 1826 году немецкий физиолог И. Мюллер выдвинул принцип специфических энергий органов чувств. В его основу были положены факты, согласно которым, воздействуя на некоторый орган чувств различными по физической энергии раздражителями, можно получить одинаковые по качеству ощущения, а одни и те же раздражители, воздействуя на разные органы чувств, приводят к возникновению различных ощущений. Так, световые ощущения возникает не только при раздражении сетчатки светом, но также и при раздражении электрическим током ила давлением (ощущения фосгена). С другой стороны, механический раздражитель может дать ощущения давления при воздействии на кожу и ощущения звука при воздействии на слуховые рецепторы. Отсюда И. Мюллер сделал вывод, что качество ощущений определяется лишь присущей каждому органу чувств специфической энергией, иначе говоря, что воспринимаются не качества предметов, а различные состояния периферических сенсорных аппаратов.

Вслед за И. Мюллером подобные взгляды были высказаны крупнейшим физиологом девятнадцатого столетия Г. Гельмгольцем (1894). Разработав первую научную теорию слуха и существенно дополнив теорию цветового зрения, Г. Гельмгольц, однако, разделял идеалистическую трактовку принципа специфических энергий. Более того, обнаружив, что одни волокна слухового нерва связаны с передачей сигналов о низких тонах, а другие — о высоких, он предположил существование специфических энергий даже для отдельных волокон слухового нерва.

Современная психология и психофизиология располагают большим количеством данных, доказывающих несостоятельность «физиологического идеализма» И. Мюллера и Г. Гельмгольца.

К ним прежде всего относятся данные о развитии перцептивных процессов. Восприятие меняется вместе с изменением условий существования живых существ и связанным с этим усложнением их поведения. Восприятие проходит долгий путь развития от отражения свойств объектов до отражения целостных предметных ситуаций. В ходе эволюции возрастает специализация органов чувств, в результате чего они оказываются чувствительными только к определенным формам энергии раздражителей. Поэтому необходимо различать раздражители, адекватные для данного органа чувств и неадекватные для него. Даже если при помощи неадекватного раздражителя и удается вызвать ощущение, то, как правило, для этого требуется гораздо больше энергии, чем в случае адекватного раздражителя. Так, зрительное ощущение вызывается световым раздражителем, энергия которого в миллиарды раз меньше, чем энергия механического удара, достаточно сильного для получения фосфена.

Отражение внешнего мира осуществляется на основе рецепции адекватного раздражения. Об этом говорит хотя бы различие между богатством слуховых, речевых и музыкальных восприятий и теми беспорядочными и неоформленными ощущениями, которые возникают в ответ на электрическое раздражение слухового нерва.

Восприятие, следовательно, отражает действительные свойства предметов и явлений внешнего мира, оно не отделяет, а соединяет нас с ним.

Этот вывод подтверждается данными об активной структуре процессов, приводящих к созданию субъективного образа. Около 100 лет назад господствовавшая в то время рецепторная концепция восприятий была поставлена под сомнение замечательным русским физиологом И. М. Сеченовым (1863). Он высказал мысль, что психические процессы, в том числе и восприятие, не являются пассивными, а имеют рефлекторное строение и включают наряду с афферентными, рецепторными, также и эфферентные, двигательные, звенья.

Действительно, если на неподвижную руку испытуемого положить даже знакомый ему предмет, он не воспримет ничего, кроме чего-то холодного или теплого, острого или тупого. Отчетливое восприятие предмета возникает только тогда, когда субъект начинает активно ощупывать предмет рукой.

И. М. Сеченов предположил, что глаз человека можно сравнить с активной рукой, ощупывающей данный предмет.

В настоящее время получены убедительные доказательства рефлекторной структуры процессов, лежащих в основе различных видов восприятия. В частности, оказалось, что активные движения глаз необходимы для каждого зрительного восприятия.

Факты, свидетельствующие об этом, были получены советским психофизиологом А. Л. Ярбусом. В его опытах к склере глаза испытуемого прикреплялась резиновая присоска, на которой находились миниатюрное изображение и источник света. Из-за жесткой связи корпуса присоски с глазом изображение было стабилизированным относительно сетчатки. Оказалось, что неподвижный глаз также слеп, как неподвижная рука неспособна воспринимать положенный на нее неподвижный предмет. Стабилизированное изображение воспринималось только в течение первых 1—3 секунд, а затем оно исчезало, и испытуемый видел «пустое поле».

Для материалистического понимания природы восприятия особенное значение имеют факты, согласно которым в ходе построения образа происходит уподобление динамики моторных звеньев свойствам предмета. «Идет ли речь о контурах и величине или об удалении и относительном расположении предметов, — писал И. М. Сеченов, — двигательные реакции глаз и рук при ощупывании равнозначны по смыслу»). В движениях органов чувств происходит непосредственное воспроизведение или уподобление субъекта свойствам воспринимаемого предмета. Этот принцип построения образа восприятия был назван А. Н. Леонтьевым (1959) принципом уподобления.

Многочисленные данные, показывающие, что при осязании движения рук повторяют по своей форме очертания объекта, как бы уподобляясь его структуре, получены в исследованиях Б. Н. Ананьева и его сотрудников.

Справедливость принципа уподобления для зрительного восприятия доказывается, например, работами А. Л. Ярбуса. В одном из своих опытов он регистрировал движения глаз, сопровождающих рассматривание сложных изображений. Для этого, как и в опытах со стабилизацией, к склере глаза прикреплялась резиновая присоска, однако на этот раз на ней находилось маленькое зеркальце. Световые лучи, падавшие на зеркальце от внешнего осветителя, отражались на фотографическую бумагу и воспроизводили на ней все движения глаз. На рис. 1 показана траектория движений глаз при рассматривании изображения Нефертити. Как видно, глаза наблюдателя не остаются неподвижными. Они активно выделяют наиболее информативные, существенные детали рисунка, а иногда даже обводят его контур.

 

Восприятие человека неразрывно связано с общественной практикой. По выражению К. Маркса, точная дифференциация ощущений человека является «

продуктом всей всемирной истории«. Социальная природа восприятия человека проявляется в его обобщенности и категоризованности. Привлечение для осмышления воспринятой информации сложной системы смысловых связей не снижает, а, наоборот, повышает адекватность восприятия, так как понятийный аппарат мышления сам сформировался в процессе общественной практики.

Таким образом, восприятие представляет собой непосредственно-чувственное отражение действительности. Это активный рефлекторный процесс, определяющийся задачами и целями деятельности субъекта. Изучение восприятия как процесса, «переводящего» отражаемую объективную действительность в субъективное содержание отражения, и составляет основную задачу психологии восприятия.

Восприятие как форма отражения реальности. Его взаимоотношения с другими когнитивными процессами. Двойственность природы перцептивного образа. Классификация восприятий

восприятие представляет собой активный процесс, необходимо включающий в свой состав эфферентные звенья

Восприятие – психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств.

Взаимоотношение восприятия с другими когнитивными процессами – 1)результатом элементарных процессов восприятия является прочтение целостного отображаемого образа. 2)восприятие нельзя сводить только лишь к механической сумме ощущений, 3) восприятие полимодально и связано с различными свойствами объектов, 4)восприятие связано с другими психическими процессами, прежде всего с памятью и мышлением, и опирается на прежний опыт личности.

Являясь чувственным этапом познания, восприятие неразрывно связано с мышлением, имеет мотивационную направленность, сопровождается эмоциональным откликом.

В состав воспринимаемого также могут входить представления, созданные воображением, что очень важно для психологии творческого труда художника. Воспринимая тот или иной предмет, мы хотя бы мысленно называем его, относим его к той или иной группе понятий, т.е. классифицируем. Следовательно, в восприятии могут быть задействованы и механизмы мышления и речи.

Связь восприятия с вниманием и памятью отражается в самом делении последних на непроизвольные и произвольные. Непроизвольность психических процессов внимания и памяти основана на случайности восприятия какого — либо объекта. Произвольность психических процессов внимания и памяти требует определенных усилий и целеполагания. Если процесс произвольного восприятия имеет цель, систематичность, длительность, то тогда мы говорим о процессе наблюдения, а способность к систематическим длительным запрограммированным восприятиям называется — наблюдательностью.


Основные теории: 1) Герман Фон Гельмгольц (1821 -1894) — немецкий физиолог и психолог сыграл значительную роль в изучении органов чувств и нервной системы. В соей книге “Физиологическая оптика” (1910) он изложил основные идеи, объясняющие процесс возникновения перцептивного образа. В психологии восприятия он придерживался концепции “бессознательных умозаключений”. Иначе говоря, “восприятие актуального события зависит от приобретенного индивидом опыта, в котором хранятся “первичные способы” восприятия, актуализирующиеся бессознательно для индивида и помогающие нам сохранить постоянство мира”. Другими словами образ восприятия объекта зависит от сличения его с первичным образом, на основе предшествующего опыта причем это происходит у субъекта бессознательно. 2) Русский психолог Алексей Николаевич Леонтьев (1903-1979) в своей работе “Деятельность и сознание” указывал, что особое значение в возникновении перцептивного образа играет “чувственная ткань”. Он пишет “ В явлениях сознания мы обнаруживаем прежде всего их чувственную ткань. Эта чувственная ткань и образует чувственный состав конкретных образов реальности, актуально воспринимаемой или всплывающей в памяти, относимой к будущему или даже только воображаемой. Образы эти различаются по своей модальности, чувственному тону, степени ясности и т.д. ……Особая функция чувственных образов в том, что они придают реальность сознательной картине мира, открывающейся субъекту… В сознании субъекта чувственная ткань образа может быть представлена двояко: либо как то, в чем существует для субъекта предметное содержание ( и это составляет обычное, “нормальное” явление), либо сама по себе”. Природа психических чувственных образов (восприятия) состоит в их предметности, что они порождаются в процессах деятельности, практически связывающей субъекта с внешним предметным миром. Как бы не усложнялись эти связи и реализующие их формы деятельности, чувственные образы сохраняют свою изначальную предметную отнесенность. 3) термином восприятие обозначается также система действий направленных, на ознакомление с предметом, воздействующим на органы чувств, т. е. с чувственно — исследовательская деятельность наблюдения. Сергей Леонтьевич Рубинштейн: “Воспринимая, человек не только видит, но и смотрит, не только слышит, но и слушает, а иногда он не только смотрит но и рассматривает и всматривается, не только слушает, но и прислушивается, он часто активно выбирает установку, которая обеспечивает адекватное восприятие предмета, воспринимая он таким образом производит определенную деятельность, направленную на то, чтобы привести образ восприятия в соответствие с предметом, необходимое в конечном счете в силу того, что предмет является объектом не только осознания, но и практического действия, контролирующего это осознание”.


Физиологические основы восприятия: 1) По данным Ф.Блюм и др. — все современные сенсорные системы включают как минимум следующие отделы: а).Детекторы стимула — специализированные рецепторные (чувствительные) нейроны. Б) .Первичный воспринимающий центр, куда сходится информация от группы детекторных блоков (или первичный уровень интеграции). В) Один или большее число вторичных воспринимающих и интегрирующих центров, получающих информацию от вторичных центров. 2) По Павлову И.П. физиологическим механизмом восприятия является “образ системы временных связей, вызываемых совокупным действием предметов, зависящих не от свойств каждого раздражителя, а от своеобразия их связей, “рефлекса на отношение””. 3) Данные современной нейрофизиологии подчеркивают активный избирательный характер восприятий, в формировании которых участвуют так называемые акцепторы действия (аппараты контроля и сличения программ и ожидаемых результатов) и механизмы антиципации (от лат.-“предвосхищение”, представление о предмете, явлении результате действия и т.п., возникающее еще до того как они будут восприняты или осуществлены), обуславливающие коррекцию обратных связей, приносящих регулирующий эффект в любую деятельность ( Функциональная система Петра Кузьмича Анохина). В более сложных нервных системах интегрирующие центры связаны друг с другом. Взаимодействие этих центров и создает “восприятие”. Расстройство одного или нескольких звеньев системы ведет к различным видам психических расстройств.

Виды восприятия – 1)Обнаружение – исходная фаза любого перцептивного процесса, 2) различение – формирование перцептивного образа эталона, 3)идентификация – отождествление воспринимаемого объекта с образом, который хранится в памяти, 4)опознание – сличение и идентификация.

Нарушения восприятия – 1) гиперстезия – повышение чувствительности к обычным внешним раздражителям (физическое или эмоциональное переутомление), 2)гипостезия – снижение чувствительности, 3) агнозия – нарушение узнавания предметов и явлений, 4) галлюцинации – восприятие объектов, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств, 5) псевдогаллюцинации – иллюзии, бред и т.д.

44. Восприятие как процесс отражения.

Восприятие — целостное отражение предметов и явлений мира при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Когда мы говорили об ощущениях, то видели, что их содержание не выходит за пределы элементарных форм отражения. Однако реальные процессы отражения внешнего мира выходят далеко за пределы наиболее элементарных форм. Человек живет не в мире изолированных световых или цветовых пятен, звуков или прикосновений, он живет в мире вещей, предметов и форм, в мире сложных ситуаций, т.е. что бы человек ни воспринимал, он неизменно имеет дело не с отдельными ощущениями, а с целыми образами. Отражение этих образов выходит за пределы изолированных ощущений, опираясь на совместную работу органов чувств, синтез отдельных ощущений в сложные комплексные системы. Этот синтез может протекать как в пределах одной модальности (рассматривая картину, мы объединяем отдельные зрительные впечатления в целый образ), так и в пределах нескольких модальностей (воспринимая апельсин, мы фактически объединяем зрительные, осязательные, вкусовые впечатления, присоединяем к ним и наши знания о нем). Лишь в результате такого объединения изолированные ощущения, превращаются в целостное восприятие, переходят от отражения отдельных признаков к отражению целых предметов или ситуаций.

Процесс восприятия

Было бы глубоко ошибочным думать, что такой процесс (от относительно простых ощущений — к сложным восприятиям) является простым суммированием отдельных ощущений или, как часто говорили психологи, результатом простых ассоциаций отдельных признаков. На самом деле восприятие (это отражение) целых предметов или ситуаций гораздо сложнее. Оно требует выделения из всего комплекса воздействующих признаков (цвет, форма, осязательные свойства, вес, вкус и т.п.) основных ведущих признаков с одновременным отвлечением (абстракцией) от несущественных. Он требует объединения группы основных существенных признаков и сопоставления воспринятого комплекса признаков с прежними знаниями о предмете.

При восприятии знакомых предметов (стакан, стол) узнавание их происходит очень быстро — человеку достаточно объединить два-три воспринимаемых признака, чтобы прийти к нужному решению. При восприятии новых или незнакомых предметов узнавание их гораздо сложнее и протекает в гораздо более развернутых формах. Полное восприятие таких предметов возникает как результат сложной аналитико-синтетической работы, выделяющей одни существенные признаки, тормозящей другие, несущественные и комбинирующей воспринимаемые детали в одно осмысленное целое.

45.Виды и свойства восприятия.

Восприятие это психический процесс отражения совокупности свойств или признаков объекта, при непосредственном воздействии раздражителя на органы чувств.

Образ – результат чувственного отражения и переработки человеком информации о свойствах соответствующего предмета или явления.

Виды восприятия:

1. По модальности (5 видов): зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное, вкусовое.

2. По содержанию образа восприятия (3 вида): восприятие пространства, восприятие времени, восприятие движения.

3. По отношению образов восприятия к реальной действительности: внутреннее и внешнее, субъективное и объективное.

Свойства восприятия:

1. Восприятие обладает целостностью

2. Константность восприятия – свойство представлять окружающие предметы и явления в виде более или менее постоянных образов, не зависимо от условий восприятия соответствующих им объектов.

3. Предметность. Человек всегда относит набор ощущений, связанный с образом, к вполне определенному предмету или явлению.

4. Конструктивность – деятельность, направленная на формирование образа.

5. Осмысленность – способность отнести данный объект к какому-либо классу объектов

6. Аперцепция восприятия – формирование психического образа в связи с прошлым опытом человека.

Восприятие

Восприятие — это процесс отражения в сознании человека предметов и явлений реального мира в их целостности, в совокупности их различных свойств и частей и при их непосредственном воздействии на органы чувств.

В формировании восприятия принимают участие ощущения, двигательные компоненты, жизненный опыт индивида, память, мышление и речь, волевые усилия и внимание, интересы, цели и установки человека.


Восприятие возникает на основе ощущений, но оно не сводится к их простой сумме (в подобных случаях говорят, что процесс не является аддитивным). Это качественно новый, более сложный психический процесс по сравнению с ощущением. Восприятие направлено на узнавание опознавательных признаков воспринимаемого объекта и построение его копии (модели) в сознании. Результат восприятия — это целостный перцептивный образ объекта, а не отдельные его свойства, информацию о которых дают человеку ощущения. Это, однако, не значит, что вместе с целостным образом объекта воспринимаются все его мелкие детали.

Существуют две модели формирования образа в процессе восприятия:

  • стимульная, «чисто» рефлекторная, утверждающая, что появление образа объекта вызвано только его отражением в сознании при воздействии раздражителей на сенсорные каналы;
  • деятельностная, утверждающая, что образ, который человек воспринимает, является не столько результатом реакции психики на раздражители, сколько следствием непрерывного построения субъектом перцептивных гипотез, «встречных» отражаемой среде (человек, используя свой опыт, как бы предвидит основные свойства воспринимаемого объекта).

Сложность изучения восприятия как познавательного процесса состоит в том, что из всех воздействующих признаков в сознании человека отражаются лишь ведущие, а несущественные остаются за пределами восприятия. Это обусловлено не только особенностями объекта, но и тем, что именно в объекте представляет интерес для индивида, с какой целью индивид включился в процесс восприятия, каковы его предварительные установки на восприятие.

Узнавание объекта как одна из составляющих восприятия зависит от жизненного опыта человека, его знаний об этом объекте. Например, знакомое слово можно восстановить (воспринять) буквально по предъявлении одной-двух составляющих его букв, незнакомое же потребует для этого гораздо больше букв.

Для восприятия иногда требуется концентрация внимания на объекте и определенные волевые усилия. Особенно это характерно для случаев, когда интерес к объекту у индивида невелик или отсутствует осознание необходимости изучения объекта. Конечно же, изучение и узнавание объекта через процесс восприятия не могут состояться без подключения памяти и мышления. Ведь при этом осуществляются сложные процессы сопоставления признаков объекта с эталонами, хранящимися в долговременной памяти человека, мысленного анализа и синтеза системы этих признаков и принятия решений.

Немаловажно, что информация для этого поступает одновременно от многих органов чувств (зрение, слух, обоняние и др.). В частности, существенный вклад в формирование образа воспринимаемого объекта вносят двигательные компоненты посредством глаз, проговаривания звуков, ощупывания. Слуховой анализатор помогает при восприятии ориентироваться в пространственном положении источника информации.

Наконец, перцептивный процесс распространяется на высшие уровни психической деятельности, такие как речь. Ведь человек мыслит… словами. Выделяя ведущие признаки воспринимаемого объекта, он обговаривает, обозначает их словом.

Таким образом, восприятие представляет собой упорядоченную систему активных перцептивных действий, формируемую в процессе жизнедеятельности индивида.

Общая характеристика

Восприятие — это отражение в сознании человека целостных комплексов свойств предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. Восприятие отличается от ощущений тем, что в нем происходит отражение всей совокупности свойств предмета, и формируется его целостный образ. Восприятие основано на взаимосвязи сенсорной и мыслительной деятельности индивида, является результатом функционирования системы анализаторов. Первичный анализ, который совершается в рецепторах, дополняется сложной аналитико-сенсорной деятельностью мозговых отделов анализаторов.

В основе восприятия лежат два вида нервных связей:

  1. образуемые в пределах одного анализатора;
  2. межанализаторные.

Благодаря связям, образуемым между анализаторами, мы отражаем и воспринимаем такие свойства предметов пли явлений, для которых нет специально приспособленных анализаторов (например, величина предмета, удельный вес и т. д.).

Перцептивная система — совокупность анализаторов, обеспечивающих данный акт восприятия. При этом один анализатор может быть ведущим, а остальные дополнять восприятие предмета.

Восприятие и действие. Восприятие является своеобразным действием, направленным на обследование воспринимаемого объекта и на создание его копии. Всякое восприятие включает двигательный (моторный) компонент, способствующий вычленению объекта из окружающего фона, в виде ощупывания предмета, движения глаз, движения гортани. Поэтому процесс восприятия рассматривают, как перцептивную деятельность субъекта.

Основные свойства восприятия

К основным свойствам восприятия как познавательного психического процесса относятся: предметность, которая выражается в отнесении сведений, получаемых из внешнего мира: целостность, отражающая факт, что восприятие есть всегда целостный образ предмета, а не отражение отдельных его свойств; структурность, проявляющаяся в том, что человек воспринимает фактически абстрагированную от ощущений обобщенную структуру: осмысленность восприятия, определяющаяся пониманием сущности предмета; константность восприятия — относительное постоянство образов предметов, в частности, их формы, цвета. Величины при изменении условий восприятия; избирательность проявляется в преимущественном выделении отдельных объектов и зависит от интересов и установок личности.

Восприятие времени и движения, пространства. Восприятие пространства включает в себя восприятие величины, формы, взаимного расположения объектов, их рельефа, удаленности и направления.

Восприятие времени — отражение длительности и последовательности явлений или событий.
Восприятие движений — отражение направления и скорости пространственного существования предметов.

Иллюзии восприятия. Иллюзии проявляются в неадекватном отражении воспринимаемого объекта. Наиболее изученными являются иллюзорные аффекты, наблюдаемые при зрительном восприятии двухмерных контурных изображений — так называемые «оптико-геометрические иллюзии», которые заключаются в кажущемся искажении соотношений между фрагментами изображений (равные линии кажутся неравными и т. д.). К другому классу иллюзий относится феномен яркостного контраста (так, серая полоска на светлом фоне кажется темнее, чем на черном).

12. Ощущение и восприятие как различные форма отражения реальности.

Ощущение – это психический познавательный процесс, который состоит в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы.

Общие свойства ощущений:

  • Качество;

  • Интенсивность;

  • Продолжительность;

  • Пространственная локализация раздражителей;

  • Адаптация – изменение чувствительности под влиянием раздражителей;

  • Сенсибилизация – повышение чувствительности;

  • Синестезия;

  • Чувствительность.

Пороги ощущений:

  • Нижний абсолютный порог;

  • Верхний абсолютный порог;

  • Порог различия.

Современной психологией признано, что ощущения являются первичной формой познания человеком окружающего мира.

Для возникновения ощущений необходимы объект внешнего воздействия и анализаторы, способные это воздействие воспринять. Понятие анализатора (аппарата, осуществляющего функцию различения внешних раздражителей), было введено академиком И. П. Павловым.

Анализатор состоит из трех частей:

— периферического отдела — рецептора (от лат. receptor- принимать), воспринимающего действующий на него раздражитель;

— центростремительных, афферентных (от лат. afferens — приносящий) нервов, проводящих возбуждение с периферии в нервные центры, в головной мозг человека;

— соответствующих участков головного мозга, в которых происходит переработка информации, поступающей из рецептора.

Восприятие – это психический познавательный процесс отражения в сознании предметов и явлений материального мира в их целостности и многосторонности при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств.

Свойства восприятия:

  • Предметность;

  • Целостность;

  • Констатность;

  • Избирательность;

  • Осмысленность;

  • Апперцепция.

Восприятие бывает зрительное, слуховое, осязательное, кинетическое, обонятельное, вкусовое.

Восприятием в общей психологии называют отражение предметов, ситуаций или событий в их целостности.

Оно возникает при непосредственном воздействии объектов на органы чувств.

Поскольку целостный объект обычно воздействует одновременно на различные органы чувств, восприятие является составным процессом.

Оно включает в свою структуру ряд ощущений – простых форм отражения, на которые можно разложить составной процесс восприятия.

Понятие ощущения отличается от понятия восприятия не качественно, а количественно.

Например, когда человек держит в руках цветок, любуется им и наслаждается его ароматом, то целостное впечатление от цветка будет называться восприятием. А отдельными ощущениями будут аромат цветка, зрительное впечатление от него, осязательное впечатление руки, держащей стебель. Однако в то же время, если человек с закрытыми глазами будет вдыхать аромат цветка, не касаясь его, это все равно будет называться восприятием. Таким образом, восприятие состоит из одного или нескольких ощущений, создающих на настоящий момент наиболее полное представление об объекте.

Следует также отметить, что хотя ощущение и является процессом элементарным, но на основе ощущений строятся очень многие сложные психические процессы, начиная с восприятия и заканчивая мышлением.

Итак, восприятие является совокупностью ощущений.

Восприятие — Медицинская энциклопедия

Восприя́тие

Психический процесс отражения действительности, формирующий субъективный образ объективного мира.

Восприятие бредовое — нарушенное В. у психически больного, при котором лица, предметы и события приобретают для него новый неясный смысл.

Источник: Медицинская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. ВОСПРИЯТИЕ — ВОСПРИЯТИЕ — процесс целостного отражения предметов или предметных ситуаций, возникающий при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецептор-ные зоны органов чувств. Новейший философский словарь
  2. Восприятие — Психический процесс, одна из стадий познавательной деятельности, приводящая к созданию образа объекта на основе анализа и синтеза отдельных его качеств… Толковый словарь психиатрических терминов
  3. восприятие — 1. Отражение в человеческом сознании действующих в данное время на органы чувств предметов и явлений материального мира, включающее в себя понимание и осмысление их на основе предшествующего опыта. Толковый переводоведческий словарь
  4. Восприятие — (лат. perceptio — принятие в себя, восприятие) целостное отражение предметов, ситуаций, событий, действий, возникающее при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств. Криминалистическая энциклопедия
  5. восприятие — См. воспринимать Толковый словарь Даля
  6. восприятие — Восприя́/ти/е [й/э]. Морфемно-орфографический словарь
  7. восприятие — ВОСПРИЯТИЕ — форма чувственного познания, субъективно представляющаяся непосредственной и относящаяся к предметам (физическим вещам, живым существам, людям) и к объективным ситуациям (к взаимоотношениям предметов, движениям, событиям). Для… Энциклопедия эпистемологии и философии науки
  8. восприятие — Восприятие, восприятия, восприятия, восприятий, восприятию, восприятиям, восприятие, восприятия, восприятием, восприятиями, восприятии, восприятиях Грамматический словарь Зализняка
  9. Восприятие — Сложная система процессов приёма и преобразования информации, обеспечивающая организму отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире. Большая советская энциклопедия
  10. восприятие — ВОСПРИЯТИЕ Целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии на организм раздражителей и обеспечивающее ориентировку в окружающем мире. (Терминология спорта. Толковый словарь спортивных терминов, 2001) Словарь спортивных терминов
  11. восприятие — Способность живых организмов видеть, слышать, осязать, ощущать вкус и запахи, г. е. детерминированный внеш. причинами процесс познания, в к-ром явления окружающего мира «отражаются» в виде ощущений, образов или словесных символов. Биологический энциклопедический словарь
  12. Восприятие — Субъективный образ человека, предмета, явления, который в данный момент непосредственно воздействует на органы чувств, а также сами действия, направленные на ознакомление с предметом, чувственно-исследовательская деятельность (осматривание, слушание… Сексологическая энциклопедия
  13. ВОСПРИЯТИЕ — ВОСПРИЯТИЕ (ПЕРЦЕПЦИЯ) — англ. perception; нем. Wahrnehmung. Субъективный образ предмета, явления, ситуации, непосредственно воздействующих на органы чувств, а также процесс формирования этого образа, включающий понимание и осмысление их на основе предшествующего опыта. Социологический словарь
  14. восприятие — ВОСПРИ’ЯТИЕ, восприятия, ср. (псих.). Узнавание предметов и явлений внешнего мира (путем переработки центральной нервной системой раздражении от внешней среды). Толковый словарь Ушакова
  15. восприятие — ВОСПРИЯТИЕ, я, ср. 1. см. воспринять. 2. Форма чувственного отражения действительности в сознании, способность обнаруживать, принимать, различать и усваивать явления внешнего мира и формировать их образ. Законы восприятия. Толковый словарь Ожегова
  16. ВОСПРИЯТИЕ — ВОСПРИЯТИЕ – чувственное познание (субъективно представляющееся непосредственным) предметов (физических вещей, живых существ, людей) и объективных ситуаций (взаимоотношения предметов, движений, событий). Новая философская энциклопедия
  17. восприятие — ВОСПРИЯТИЕ -я; ср. 1. Способность воспринимать явления окружающего мира; усвоение, осознание. Целостное в. Детское в. Поэтическое в. действительности. В. природы, красоты. Быстрота восприятия. 2. Психол., филос. Толковый словарь Кузнецова
  18. ВОСПРИЯТИЕ — (англ. perception). 1. Субъективный образ предмета, явления или процесса, непосредственно воздействующего на анализатор или систему анализаторов (употребляются также термины «образ восприятия», «перцептивный образ»). Большой психологический словарь
  19. восприятие — орф. восприятие, -я Орфографический словарь Лопатина
  20. восприятие — восприятие I ср. Способность воспринимать явления окружающего мира; усвоение, осознание. II ср. Психический процесс чувственного отражения действительности в сознании, включающий в себя понимание и осмысление её на основе предшествующего опыта. Толковый словарь Ефремовой
  21. ВОСПРИЯТИЕ — ВОСПРИЯТИЕ — сложный процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире. Большой энциклопедический словарь
  22. Восприятие — (чувственное). — Это слово (perceptio, Wahrnehmung) употреблялось различными философами в разном смысле. Так, Лейбниц понимал под В. смутное мышление, или мышление на низшей зачаточной степени развития. Давид Юм употребляет слово… Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  23. Восприятие — Психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их свойств и частей, связанный с пониманием целостности отражаемого. Педагогический терминологический словарь
  24. восприятие — сущ., кол-во синонимов… Словарь синонимов русского языка

Восприятие –это отражение предметов и явлений, целостных ситуаций объективного мира в совокупности их свойств и частей при непосредственном их воздействии на органы чувств

В основе восприятий лежат ощущения, но восприятие не сводится к сумме ощущений. Например, мы воспринимаем книгу, а не просто сумму ощущений цвета, формы, объема, шероховатости поверхности.

Без ощущений невозможно восприятие. Но кроме ощущений, восприятие включает прошлый опыт человека в виде представлений и знаний. Воспринимая, мы осмысливаем образ предмета, опираясь на прошлый опыт, т.е восприятие невозможно без деятельности памяти и мышления.

Специальных органов восприятия нет. Материал для восприятия дают нам уже известные анализаторы. Физиологической основой восприятия является комплексная деятельность системы анализаторов. Поэтому восприятие есть результат аналитико-синтетической деятельности коры мозга.

И.П. Павлов в своих работах доказал, что в основе восприятия, как и ощущения, лежат условные рефлексы – временные нервные связи. Временные нервные связи могут быть двух видов: образуемые в пределах одного анализатора и межанализаторные.

Восприятие – активный процесс, в ходе которого человек производит множество перцептивных действий для того, чтобы сформировать адекватный образ предмета. Перцептивные действия представляют собой внешние обследовательские действия ( потрогать, рассмотреть) чтобы иметь полное представление о предмете, и внутренние, представляющие собой мысленное соотношение воспринимаемого объекта с ранее известным.

Для того, чтобы наиболее полно отразить свойства предмета необходимо использовать как внешние, так и внутренние перцептивные действия. Чем больше анализаторов участвуют в восприятии, тем более полное представление о предмете.


. В зависимости от того, какой анализатор играет в восприятии преобладающую роль, различают:

зрительные — осязательные -кинестезические -обонятельные — вкусовые.

К сложным видам восприятия относится восприятие пространства и восприятие времени, движения.

В восприятии пространства человек использует зрительные, кожные, слуховые и двигательные ощущения. В восприятии времени помимо слуховых и зрительных ощущений большую роль играют двигательные и внутренние, органические. Восприятие длительных отрезков времени зависит от того, заполнено ли оно какой-нибудь деятельностью и от характера этой деятельности.

Есть люди, у которых хорошо развито чувство времени. Они всегда знают, который сейчас час и могут проснуться в нужное время. Чувство времени не врожденное, оно развивается в результате накопленного опыта.

Восприятие движения – это свойство восприятия отражать изменение положения предмета в пространстве (направление движения) и во времени (скорость движения) Восприятие движения возможен при активном взаимодействии различных анализаторов – зрительного, вестибулярного, слухового и др.

Улучшение восприятия

До сих пор мы узнали о процессе восприятия и о том, как мы воспринимаем других и самих себя. Теперь перейдем к обсуждению того, как улучшить наше восприятие. Наше самовосприятие может быть улучшено путем осознания того, как схемы, социализирующие силы, самоисполняющиеся пророчества и негативные модели мышления могут исказить нашу способность описывать и оценивать себя. То, как мы воспринимаем других, можно улучшить, развивая лучшие навыки слушания и сочувствия, осознавая стереотипы и предрассудки, развивая самосознание через саморефлексию и участвуя в проверке восприятия.

Улучшение самовосприятия

Наше самовосприятие может измениться. Напомним, что у нас есть общая самооценка и самооценка, которые относительно стабильны, и у нас также есть контекстно-зависимое самовосприятие. Контекстно-зависимое самовосприятие варьируется в зависимости от человека, с которым мы взаимодействуем, нашего эмоционального состояния и обсуждаемой темы. Осознание процесса самовосприятия и различных компонентов нашей самооценки (которую вы уже начали изучать в этой главе) поможет вам понять и улучшить свое самовосприятие.

Поскольку самооценка и самооценка являются настолько субъективными и личными, было бы неправильно говорить, что чья-то самооценка является «правильной» или «неправильной». Вместо этого мы можем выявить негативные и позитивные аспекты самовосприятия, а также обсудить общие барьеры для формирования точного и позитивного самовосприятия. Мы также можем выявить общие закономерности, с которыми сталкиваются люди, которые мешают их способности контролировать, понимать и изменять свое самовосприятие. Изменить вашу общую самооценку или самооценку — непростая задача, учитывая, что это общие размышления о том, кто мы есть и как мы судим себя, которые построены на многих взаимодействиях.Разнообразные события, изменяющие жизнь, могут относительно быстро изменить наше самовосприятие. Подумайте, как изменилось ваше представление о себе, когда вы перешли из средней школы в колледж. Точно так же самовосприятие других людей, вероятно, меняется, когда они вступают в преданные отношения, заводят ребенка, делают географический переезд или начинают новую работу.

Наличие ребенка может привести к серьезным изменениям в самооценке человека.

Помимо переживания изменяющих жизнь событий, мы можем вносить более медленные изменения в наше самовосприятие с помощью согласованных усилий, направленных на то, чтобы стать более компетентными коммуникаторами посредством самоконтроля и рефлексии.Поскольку вы активно пытаетесь изменить свое самовосприятие, не удивляйтесь, если вы встретите какое-то сопротивление со стороны значимых других. Когда вы меняете или улучшаете свою самооценку, ваше общение также меняется, что может побудить других людей реагировать на вас по-разному. Хотя у вас могут быть веские причины для изменения определенных аспектов вашего самовосприятия, другие могут стать неуверенными или смущенными вашим изменением поведения и общения. Помните, что люди пытаются повысить предсказуемость и уменьшить неопределенность в личных отношениях.Например, многие студенты начинают относиться к своему образованию в колледже более серьезно в младших и старших классах. По мере того, как эти студенты начинают менять свою самооценку, включая в себя роль «серьезного студента, готовящегося к выпуску и вхождению в профессиональный мир», у них, вероятно, появляются друзья, которые хотят сохранить «полусильного студента, который не прилагает больших последовательных усилий и предпочитает «Вечеринка в учебе» — роль, которая раньше была общей характеристикой самооценок обоих студентов. Поскольку поведение первого ученика меняется, чтобы приспособиться к этому новому аспекту его или ее самооценки, это может расстроить друга, который привык проводить вечеринки, а не учиться.Давайте теперь обсудим некоторые предложения, которые помогут избежать общих барьеров для точного и позитивного самовосприятия и моделей поведения, которые увековечивают негативные циклы самовосприятия.

Избегайте опоры на жесткую схему

Как мы узнали ранее, схемы — это наборы информации, основанные на когнитивных и эмпирических знаниях, которые направляют наше взаимодействие. Мы почти постоянно полагаемся на схемы, чтобы понять мир вокруг нас. Иногда схемы становятся настолько знакомыми, что мы используем их в качестве сценариев, что вызывает бессмысленное общение и может привести к тому, что мы упускаем из виду новую информацию, которая, возможно, должна быть включена в схему.Поэтому важно помнить о новой или противоречивой информации, которая может потребовать пересмотра схемы. Однако быть внимательным сложно, тем более что мы часто неосознанно полагаемся на схемы. Подумайте о том, как, когда вы едете по знакомому маршруту, вы иногда попадаете под «дорожный гипноз». Несмотря на все передовые психомоторные навыки, необходимые для вождения, такие как торможение, поворот и адаптация к другим водителям, мы можем выехать на привычную подъездную дорогу или парковку, проехав весь путь на автопилоте.Опять же, это не обязательно плохо. Но проскользнули ли вы в автопилот на знакомом маршруте, только чтобы вспомнить, что вы на самом деле едете куда-то еще после того, как уже пропустили свой ход? Этот пример иллюстрирует важность сохранения гибкости наших схем и избежания бессмысленного общения.

Будьте критически настроены по отношению к социализирующим силам

Ранее мы узнали, что семья, друзья, социокультурные нормы и средства массовой информации — это лишь некоторые из социализирующих сил, которые влияют на наше мышление и, следовательно, влияют на наше самовосприятие.Эти мощные силы служат позитивным функциям, но могут также приводить в движение негативные паттерны самовосприятия. Два примера могут проиллюстрировать возможность для людей критиковать и сопротивляться социализирующим силам, чтобы улучшить их самовосприятие. Первый касается физической внешности и представлений о здоровье, а второй касается культурной самобытности и дискриминации.

Мы уже обсуждали, как СМИ представляют нам узкие и часто нереальные стандарты привлекательности.Хотя большинство из нас знает, что эти стандарты не отражают то, что является нормальным или естественным для человеческого организма, мы усваиваем эти идеалы, что приводит к различным проблемам — от расстройств пищевого поведения до депрессии и плохой самооценки. Относительно пропущенное, но противоречивое и интересное движение, которое возникло частично в ответ на эти узкие представления тела, является движением принятия жира. Толстое движение за признание существует уже более тридцати лет, но в последнее время оно привлекло общественное внимание благодаря таким знаменитостям, как Опра Уинфри и Кирсти Элли, которые после многих лет публичной борьбы с проблемами веса придерживались мнения, что вес не обязательно соответствует на здоровье.Многие люди нашли вдохновение в этом послании и решили, что быть здоровым и сильным важнее, чем быть худым. Движение «Здоровые в любом размере» и Национальная ассоциация содействия принятию жиров бросили вызов повествованию индустрии похудения на тридцать миллиардов долларов в год, согласно которому жир считается ленивым, безобразным и нездоровым. Противоречивые научные исследования затрудняют однозначно сказать, насколько сильна корреляция между весом и здоровьем, но кажется очевидным, что точка зрения, которая способствует здоровому образу жизни и положительной самооценке по сравнению с безусловной диетой и культом худобы, заслуживает более подробного изучения, учитывая потенциал последствия для общественного здравоохранения искаженного образа тела и ожирения.

Движение «Здоровые в любом размере» стремится научить людей тому, что худой не обязательно означает, что человек здоров.

Культурное влияние, связанное с идентичностью и различиями, также может привести к искаженному самовосприятию, особенно для людей, которые занимают маргинальную или угнетенную идентичность. Хотя исследования восприятия часто использовались для поддержки представления о том, что лица, подвергающиеся дискриминации, такие как расовые и этнические меньшинства, могут иметь низкую самооценку, поскольку они усваивают негативные взгляды общества, это не всегда так.Фактически, даже некоторые ранние исследования восприятия показали, что меньшинства не просто пассивно принимают негативные взгляды общества на них. Вместо этого они активно пытаются поддерживать благоприятное самовосприятие перед лицом дискриминационных взглядов. Многочисленные исследования показали, что люди в группах, которые являются объектами дискриминации, могут больше идентифицировать себя со своей группой из-за этой угрозы, которая может фактически помочь им поддерживать психологическое благополучие. Короче говоря, они отвергают негативные оценки внешней группы и находят убежище и поддержку в своей идентификации с другими, кто разделяет их маргинальный статус.

Остерегайтесь самосбывающихся пророчеств

Самореализующиеся пророчества. Образцы мыслей и действий, в которых ложное убеждение человека вызывает поведение, которое делает первоначальное ложное убеждение действительным или кажущимся реальностью. являются образцами мышления и действия, в которых ложное убеждение человека вызывает поведение, которое делает первоначальное ложное убеждение действительным или кажущимся реальностью. Например, скажем, преподаватель лаборатории биологии студента — это китаец, который говорит по-английски как на втором языке.Студент ложно полагает, что инструктор не будет хорошим учителем, потому что он говорит по-английски с акцентом. Из-за этого убеждения студентка не посещает занятия регулярно и не слушает активно, когда она посещает. Из-за такого поведения ученик терпит неудачу в биологической лаборатории, что подтверждает ее первоначальное убеждение, что преподаватель не был хорошим учителем.

Хотя концепция самоисполняющихся пророчеств первоначально была разработана для применения в отношении социального неравенства и дискриминации, с тех пор она применялась во многих других контекстах, включая межличностное общение.Это исследование показало, что некоторые люди хронически небезопасны, то есть они очень обеспокоены тем, что их принимают другие, но постоянно чувствуют, что другим людям они не нравятся. Это может проявляться в ненадежности отношений, которая опять-таки основана на чувстве неполноценности, возникающем в результате социального сравнения с другими, которые считаются более безопасными и превосходящими. Такие люди часто заканчивают тем, что укрепляют свою веру в то, что другим они будут не нравиться из-за поведения, вызванного их иррациональной верой.Возьмем следующий сценарий в качестве примера: небезопасный человек предполагает, что его дата не понравится ему. В течение свидания он не слишком много общается, раскрывает негативную информацию о себе и проявляет тревожное поведение. Из-за такого поведения его свидание создает негативное впечатление и говорит о том, что они больше не видятся, укрепляя его первоначальное убеждение, что свидание ему не понравится. Пример показывает, как образ мышления может привести к образу поведения, который укрепляет мышление и так далее.К счастью, экспериментальные исследования показывают, что методы самоутверждения могут быть успешно использованы для вмешательства в такие самоисполняющиеся пророчества. Думая о позитивных мыслях и сосредотачиваясь на сильных сторонах личности, можно остановить этот негативный цикл мышления, и было показано, что он оказывает положительное влияние на успеваемость, потерю веса и межличностные отношения

Создание и поддержание межличностных отношений

Помимо предоставления себе подтверждающих сообщений, чтобы помочь с самовосприятием, важно найти межличностную поддержку.Хотя у большинства людей есть по крайней мере некоторые поддерживающие отношения, многие люди также имеют людей в своей жизни, которые варьируются от негативных до токсичных. Когда люди оказываются в отрицательных циклах отношений, будь то с друзьями, семьей или романтическими партнерами, трудно выйти из этих циклов. Но мы все можем сделать выбор, чтобы быть рядом с людьми, которые помогут нам быть теми, кем мы хотим быть, а не быть людьми, которые мешают нашему самосовершенствованию. Однако это понятие также может быть доведено до крайности.Было бы неразумно окружать себя людьми, которые только подтверждают вас и не бросают вам конструктивный вызов, потому что это тоже может привести к искаженному самовосприятию.

Остерегайтесь искаженных моделей мышления и действия

Вы уже знаете из нашего обсуждения ошибок атрибуции, что у всех нас есть предвзятые предубеждения, которые искажают наше мышление. Многие из них распространены, и мы часто участвуем в искаженном мышлении, не осознавая этого.Знание некоторых типичных негативных моделей мышления и действия может помочь нам осознать и вмешаться в них. Одна такая модель включает в себя чувство собственного достоинства и чрезмерной компенсации.

Некоторые люди предполагают, что мужчины, у которых кризис среднего возраста, могут компенсировать ощутимую потерю статуса или власти из-за возраста, покупая материальные вещи, которые делают их более молодыми.

Люди с низкой самооценкой могут действовать такими способами, которые компенсируют их чувство низкой самооценки и других опасностей.Будь то бизнесмен, покупающий свой «Корвет» в кризисной ситуации среднего возраста, «деревенский парень», который добавляет монстр шины к своему грузовику, или лидер сообщества, который везде носит несколько каратов алмазов, люди часто обращаются к материальным ценностям, чтобы попытаться повысить самооценку. Хотя эти покупки могут улучшить самочувствие людей в краткосрочной перспективе, они могут иметь негативные финансовые последствия, которые могут усугубить негативное самовосприятие и привести к межличностному конфликту. Люди также компенсируют самооценку своим выбором отношений.Человек, который беспокоится о своем карьерном успехе, может окружить себя людьми, которых он считает менее успешными, чем он сам. В этом случае, будучи крупной рыбой в маленьком пруду, некоторые люди лучше чувствуют себя, когда занимаются социальным сравнением.

Люди могут также войти в цикл негативных мыслей и действий, ставя нереальные цели и последовательно не достигая их. Подобно самоисполняющемуся пророчеству, люди, которые ставят нереальные цели, могут в конечном итоге иметь негативные ощущения самоэффективности, которые, как мы узнали ранее, могут негативно повлиять на самооценку и самооценку.Поставленные нами цели должны быть сложными, но прогрессивными, то есть мы работаем над достижением реалистичной цели, затем увеличиваем наши ожидания и ставим другую цель и так далее.

Некоторые люди развивают низкую самооценку, потому что им не хватает точной информации о себе, которая может быть преднамеренной или непреднамеренной. Человек может намеренно пытаться поддерживать высокую самооценку, игнорируя или преуменьшая негативные комментарии и убеждения и сосредотачиваясь на положительных оценках. Хотя это может быть хорошо, это может также привести к искаженной самооценке.Существует золотая середина между избиением себя или пребыванием в негативе и игнорированием потенциально конструктивной обратной связи о слабостях и упущенных возможностях расти как личность. И наоборот, люди, которые имеют низкую самооценку или отрицательную самооценку, могут игнорировать или игнорировать положительные отзывы. Чтобы завершить этот раздел, я хотел бы обратиться к одному из моих любимых шоу и отличному источнику примеров, относящихся к процессу восприятия: American Idol .

Мне всегда нравилось показывать клипы с прослушиваний American Idol в моем классе, когда я преподаю самовосприятие.Как вы, наверное, знаете, сезон всегда начинается со съемок в разных городах. Диапазон певческих способностей, не говоря уже о личностях, тех, кто появляется для возможности петь перед судьями, заставляет миллионы зрителей продолжать настраиваться. Хотя очевидно, что продюсеры пропускают некоторых людей через тех, кого они знают, не у них нет шансов сделать это на шоу, они также знают, что определенные личности способствуют хорошему просмотру телевидения в реальности. Я часто задавался вопросом: «Неужели эти люди действительно думают, что могут петь?» Ответ иногда очень ясный «Да!» Конечно, некоторые здесь просто для того, чтобы устроить спектакль и, надеюсь, сделать это по телевизору, но многие действительно верят, что обладают певческими способностями — даже до такой степени, что они оспаривают и игнорируют комментарии судей.

Некоторые участники American Idol испытывают трудности с принятием конструктивной критики, которую они получают от судей, потому что они искажают самооценку своих певческих способностей.

Во время плачевного и / или гневного собеседования с участником конкурса им часто показывают, что они стоят со своей семьей и друзьями, которые также удивлены решением судей.Эти участники могут потенциально избежать этого эмоционального окончания, следуя некоторым из предыдущих советов. Хорошо, что они поддерживают межличностные отношения, но родители и друзья людей немного предвзяты в своих отзывах, что может привести к искаженной самооценке. Эти участники могут также установить дополнительные цели. Пение на местном мероприятии или даже в караоке-баре могло бы помочь им получить более точную информацию о своих способностях и заставить их понять, что у них не было того, что нужно, чтобы стать «американским кумиром».”

Преодоление барьеров для восприятия других

Есть много барьеров, которые мешают нам компетентно воспринимать других. Хотя некоторые из них труднее преодолеть, чем другие, все они могут быть решены путем повышения нашей осведомленности о влиянии вокруг нас и принятия обязательств по мониторингу, размышлениям и изменению некоторых наших привычек общения. Будь то наши ленивые навыки слушания, отсутствие сочувствия или стереотипы и предрассудки, различные фильтры и препятствия влияют на то, как мы воспринимаем и реагируем на других.

Развить навыки чуткого восприятия на слух

Как мы узнаем в главе 5 «Слушание», эффективное слушание не легкое, и большинство из нас не прилагают согласованных усилий, чтобы преодолеть общие барьеры на пути слушания. Наша быстро меняющаяся жизнь и культурные ценности, которые подчеркивают говорение на слух, иногда заставляют слушать чувствовать себя как рутина. Но мы не должны недооценивать способность слушать, чтобы кто-то еще почувствовал себя лучше и открыл наше поле восприятия для новых источников информации.Сочувственное слушание может также помочь нам расширить наше самосознание и социальную осведомленность, учась на опыте других людей и принимая различные точки зрения. Сочувственное слушание является сложной задачей, потому что оно требует когнитивных и эмоциональных вложений, выходящих за рамки изучения набора навыков.

Я не знал, что я такой ленивый слушатель, пока не начал преподавать и не понял, сколько времени и усилий учителя должны посвятить своей работе. Честно говоря, поначалу было сложно внимательно выслушивать студенческие проблемы, мысли и вопросы, но я сразу же увидел в этом ценность.Чтобы быть хорошим учителем, я должен был стать лучшим слушателем. В результате я также приобрел больше навыков эмпатии и стал намного более терпеливым. Ценный урок, который я усвоил за это время, лучше всего сформулировать следующим образом: «Самая большая проблема каждого — это его или ее самая большая проблема». Если самая большая проблема одного человека — собрать достаточно денег вместе, чтобы купить новый сотовый телефон, а самая большая проблема другого человека — собрать достаточно денег вместе, чтобы получить столь необходимые лекарства, каждый из этих людей, вероятно, испытывает такое же количество стресса.Как посторонний человек, мы могли бы взглянуть на этот пример и подумать о том, что сотовый телефон не нужен, чтобы жить, а лекарства нужны. Но реальность каждого — это его или ее реальность, и когда вы можете признать, что чья-то реальность не такая, как ваша, и с этим у вас все в порядке, тогда вы преодолеете серьезный барьер, чтобы лучше осознать процесс восприятия.

Недавно у меня был хороший ученик и сообщил мне, что он покидает школу, чтобы заниматься другими делами. Он произносил речи о тушении пожаров и пивоварении и был увлечен обоими этими вещами, но не школой.Будучи академиком, любителем и защитником высшего образования, я бы не сделал этот выбор ни для себя, ни для него. Но я не он, и я не могу предположить, что его восприятие согласуется с моим. Я думаю, он был удивлен, когда я сказал: «Я думаю, что вы умный и способный взрослый человек, и это ваше решение, и я уважаю это. Школа никуда не денется, поэтому она будет здесь, когда вы будете готовы вернуться. В то же время я был бы рад стать справочником по любой работе, на которую вы претендуете. Просто дай мне знать.«Я хотел прояснить, что я не воспринимал его как безответственного, незрелого, сбитого с толку или несвязанного. Позже он сказал мне, что ценит мою реакцию в тот день.

Остерегайтесь стереотипов и предрассудков

СтереотипыНаборы верований, которые мы развиваем в отношении групп, которые мы затем применяем к лицам из этой группы. это набор убеждений, которые мы развиваем в отношении групп, которые мы затем применяем к отдельным лицам из этой группы. Стереотипы — это схемы, которые зашли слишком далеко, поскольку они уменьшают и игнорируют индивидуальность человека и разнообразие, присутствующее в большой группе людей.Стереотипы могут основываться, среди прочего, на культурных особенностях, внешности, поведении, речи, убеждениях и ценностях и часто вызваны отсутствием информации о целевом человеке или группе. Стереотипы могут быть позитивными, негативными или нейтральными, но все они рискуют снизить качество нашего общения.

Хотя негативные последствия стереотипов довольно просты, поскольку они обесценивают людей и мешают нам адаптировать и пересматривать наши схемы, позитивные стереотипы также имеют негативные последствия.Например, стереотип «модельного меньшинства» был применен к некоторым азиатским культурам в Соединенных Штатах. Кажущиеся позитивными стереотипы о том, что американцы азиатского происхождения трудолюбивы, интеллектуальны и готовы адаптироваться к «основной» культуре, не всегда воспринимаются как позитивные и могут привести к тому, что некоторые люди в этих общинах почувствуют себя объективированными, проигнорированными или пропущенными.

Стереотипы могут также привести к двойным стандартам, которые указывают на большее культурное и социальное неравенство. Есть намного больше слов, чтобы описать сексуально активную женщину, чем мужчина, и слова, используемые для женщин, непропорционально отрицательны, в то время как те, которые используются для мужчин, являются более положительными.Поскольку стереотипы, как правило, основаны на недостатке информации, мы должны взять на себя ответственность за то, чтобы получить доступ к новым видам информации и людям, что, вероятно, потребует от нас выхода из наших зон комфорта. Когда мы встречаемся с людьми, мы должны основывать свои впечатления на описываемом поведении, а не на предполагаемой или подержанной информации. Когда стереотипы негативно влияют на наши общие чувства и отношения к человеку или группе, это приводит к предвзятому мышлению.

Предрассудки, связанные с заболеванием, которое мы теперь знаем как СПИД, задержали правительственные инвестиции в исследование его причин и разработку методов лечения.

Предубеждение Отрицательные чувства или отношение к людям, основанное на их идентичности или идентичности. это негативные чувства или отношения к людям, основанные на их идентичности или идентичности. Предубеждение может иметь индивидуальные или широко распространенные негативные последствия. На индивидуальном уровне менеджер по найму не может нанимать молодого человека с физическим недостатком (даже если это было бы незаконно, если бы это была единственная причина), что негативно сказывается на этом одном человеке. Однако, если распространенное культурное мышление о том, что люди с физическими недостатками являются умственно неполноценными, приводит к тому, что наемные менеджеры по всей стране принимают аналогичные решения, тогда это предубеждение стало социальной несправедливостью.В другом примере, когда болезнь, которую мы знаем сегодня как СПИД, начала убивать большое количество людей в начале 1980-х годов, на ответ некоторых медицинских и государственных чиновников повлияло предубеждение. Поскольку эта болезнь в основном затрагивала мужчин-геев, гаитянских иммигрантов и потребителей наркотиков, эта болезнь была предопределена как болезнь, поражающая только «девиантов», и поэтому не получила такого же уровня внимания, каким она могла бы быть в противном случае. Потребовалось много лет, вложив много денег, и образовательные кампании, чтобы помочь людям понять, что ВИЧ и СПИД не предопределяют расу или сексуальную ориентацию и могут затронуть любого человека.

заниматься самоотражением

Хороший способ улучшить свое восприятие и повысить коммуникабельность в целом — это заняться саморефлексией. Если встреча в общении не проходит хорошо, и вы хотите знать, почему, ваше саморефлексия будет гораздо полезнее, если вы будете в курсе и сможете пересказать свои мысли и действия.

Саморефлексия может также помочь нам повысить нашу культурную осведомленность. Наш мыслительный процесс в отношении культуры часто является «другим направленным», что означает, что культура другого человека или группы — это то, что выделяется в нашем восприятии.Тем не менее, старая поговорка «познай себя» уместна, так как мы лучше осознаем свою собственную культуру, лучше понимая другие культуры и перспективы. Развитие культурного самосознания часто требует от нас выхода из наших зон комфорта. Слушание людей, которые отличаются от нас, является ключевым компонентом развития самопознания. Это может быть неудобно, потому что наши само собой разумеющиеся или глубоко укоренившиеся убеждения и ценности могут стать менее определенными, когда мы увидим множественные перспективы.

Мы также можем лучше понять, как наши самооценки влияют на то, как мы воспринимаем других.Мы часто придерживаемся других людей тех стандартов, которые мы придерживаемся для себя, или предполагаем, что их самооценка должна соответствовать нашей собственной. Например, если вы считаете себя опрятным человеком и думаете, что небрежность в вашей личной внешности покажет, что вы немотивированы, грубы и ленивы, то вы, вероятно, будете думать так же о человеке, которого вы считаете судьбоносным. Таким образом, задавая вопросы типа «Основано ли мое впечатление на том, как этот человек хочет быть, или как я думаю, что этот человек должен хотеть быть?» может привести к просветляющим моментам саморефлексии.Задавать вопросы в целом о восприятии, которое вы делаете, является неотъемлемой частью проверки восприятия, о которой мы поговорим далее.

Проверка Восприятия

Проверка восприятия — стратегия, которая помогает нам отслеживать нашу реакцию и восприятие людей и общения. это стратегия, которая помогает нам отслеживать наши реакции и восприятие людей и общения. Существует несколько внутренних и внешних стратегий, которые мы можем использовать для проверки восприятия.Что касается внутренних стратегий, рассмотрите различные влияния на восприятие, о которых мы узнали в этой главе, и всегда будьте готовы спросить себя: «Что влияет на восприятие, которое я делаю прямо сейчас?» Даже понимание того, что влияет на наше восприятие, делает нас более осведомленными о том, что происходит в процессе восприятия. Что касается внешних стратегий, мы можем использовать других людей, чтобы помочь проверить наше восприятие.

Предупреждающая пословица «Вещи не всегда такие, какими они кажутся» полезна при оценке вашего собственного восприятия.Иногда хорошей идеей будет отослать свои мысли к кому-то, особенно если восприятие относится к ситуации с высокими ставками. Но не все ситуации дают нам возможность проверить наше восприятие. Преступные преступления были совершены, потому что люди, которые видели что-то подозрительное, не сообщали об этом, даже если у них было плохое предчувствие. Конечно, мы должны идти по пути между реакционностью и слишком осторожностью, с которыми трудно справиться. Мы все знаем, что мы этически, а иногда и по закону обязаны сообщать в полицию о ком-то, кто причиняет вред самому себе или другим, но иногда обстоятельства гораздо более неопределенные.

Игра «Награда Тони» «Сомнение: Притча » и фильм, отмеченный наградой «Оскар», основанный на ней, посвящены взаимодействию восприятия, сомнения и уверенности. В рассказе, который разворачивается в католической школе в Бронксе, Нью-Йорк, в 1964 году, в школу входит молодой священник с новыми идеями, которым руководит традиционная монахиня, которая, как и многие, не любит перемен. Старшая монахиня начинает кампанию, чтобы вытащить молодого священника из ее школы, убедившись, что у него были неуместные отношения с одним из учеников мужского пола.Никаких убедительных доказательств в ходе истории не предоставлено, и аудитория, как и персонажи этой истории, должны сами определить, виновен ли священник или нет. Младший священник не вписывается в схему монахини о том, как священник должен выглядеть и действовать. У него более длинные ногти, чем у других священников, он слушает светскую музыку и пьёт три сахара в своем чае. Ряд таких представлений приводит монахиню к уверенности в вине священника, несмотря на отсутствие конкретных доказательств.Хотя это вымышленный пример, он отражает многие громкие случаи злоупотреблений, которые были в новостях в последние годы. Надеемся, что мы не окажемся в таком неопределенном и страшном положении, но в этих крайних случаях и более обыденных ежедневных взаимодействиях проверка восприятия может быть полезной.

«Получение компетентности»

Проверка восприятия

Проверка восприятия помогает нам замедлить процессы восприятия и коммуникации и дает нам больше контроля над обоими.Проверка восприятия включает в себя возможность описать, что происходит в данной ситуации, предоставить множество интерпретаций событий или поведения, а также задать себе и другим вопросы для прояснения. Часть этого процесса происходит в наших головах, а другая происходит посредством взаимодействия. Давайте возьмем межличностный конфликт в качестве примера.

Стефано и Патрик — соседи по комнате. Стефано в гостиной играет в видеоигру, когда видит, как Патрик идет по комнате со своим чемоданом и выходит через парадную дверь.Поскольку Патрик не сказал и не помахал на прощание, Стефано должен понять смысл этой встречи, и проверка восприятия может помочь ему сделать это. Во-первых, он должен попытаться описать (пока не оценить), что только что произошло. Это можно сделать, спросив себя: «Что происходит?» В этом случае Патрик ушел, не говоря ни слова, ни прощаясь. Затем Стефано нужно подумать о некоторых возможных интерпретациях того, что только что произошло. Одно из объяснений может заключаться в том, что Патрик без ума от чего-то (на него или кого-то еще).Другое может быть то, что он спешил и просто забыл, или что он не хотел прерывать видеоигру. На этом этапе проверки восприятия полезно знать, какие атрибуты вы делаете. Вы можете попытаться определить, переоцениваете ли вы внутренние или внешние причины. Наконец, вы захотите проверить и уточнить. Так что Стефано может спросить общего друга, знает ли она, что могло беспокоить Патрика или происходить в его жизни, что заставило его так внезапно уйти. Или он может просто захотеть позвонить, написать или поговорить с Патриком.На этом этапе важно помнить о пунктуации. Хотя Стефано уже думал об этом инциденте и переживает какой-то конфликт, Патрик, возможно, не подозревает, что его действия вызвали беспокойство у Стефано. Если Стефано пишет текст и спрашивает, почему он злится (что не будет хорошей идеей, потому что это предположение), Патрик может стать защитником, что может привести к эскалации конфликта. Стефано мог просто описать поведение (не судя о Патрике) и попросить разъяснений, сказав: «Когда вы ушли сегодня, вы не сказали пока и не дали мне знать, куда вы идете.Я просто хотел проверить, все ли в порядке.

Шаги проверки восприятия, как описано в предыдущем сценарии, следующие:

  • Шаг 1. Опишите поведение или ситуацию, не оценивая и не оценивая их.
  • Шаг 2. Подумайте о некоторых возможных интерпретациях поведения, осознавая приписывания и другие влияния на процесс восприятия.
  • Шаг 3. Проверьте, что произошло, и попросите разъяснений с точки зрения другого человека.Помните о пунктуации, поскольку другой человек, скорее всего, пережил событие иначе, чем вы.
  1. Начало интеграции: приведите пример того, как проверка восприятия может быть полезна для вас в академическом, профессиональном, личном и гражданском контекстах.
  2. Какой этап проверки восприятия вы считаете наиболее сложным и почему?

Ключи на вынос

  • Мы можем улучшить самовосприятие, избегая зависимости от жестких схем, критически размышляя о социализирующих институтах, вмешиваясь в самоисполняющиеся пророчества, находя поддерживающие межличностные сети и осознавая циклы мышления, которые искажают наше самовосприятие.
  • Мы можем улучшить наше восприятие других, развивая сочувственные навыки слушания, осознавая стереотипы и предубеждения, и участвуя в саморефлексии.
  • Проверка восприятия — это стратегия, которая позволяет нам контролировать наше восприятие и реакцию на других и общение.

Упражнения

  1. Какие барьеры для самовосприятия, по вашему мнению, представляют для вас наибольшую проблему и почему? Что вы можете сделать, чтобы начать преодолевать эти барьеры?
  2. Какие барьеры для восприятия других людей, по вашему мнению, представляют для вас наибольшую проблему и почему? Что вы можете сделать, чтобы начать преодолевать эти барьеры?
  3. Пересчитать недавнюю коммуникационную встречу, в которой проверка восприятия могла привести к более положительному результату.Что вы могли бы сделать по-другому?
,

Размышления об ощущениях, восприятии, мотивации

Похожие документы