Павлов и п физиолог: Павлов Иван Петрович 26 сентября 1849

Автор: | 21.10.2020

Содержание

Павлов Иван Петрович — Российский ученый-физиолог

Русский ученый. Физиолог. Создатель науки о высшей нервной деятельности.
Первый русский нобелевский лауреат в области медицины и физиологии.
Академик Императорской Санкт-Петербургской академии наук.
Действительный статский советник.


Иван Павлов родился 26 сентября 1849 года в городе Рязань. Мальчик вырос в семье священника. Учился в церковно-приходском училище, а после его окончания в духовной семинарии. В 1870 году молодой человек поступил в Университет на естественное отделение физико-математического факультета, затем продолжил образование в Российской Военно-Медицинской Академии Санкт-Петербурга, закончив ее в 1879 году с золотой медалью.

     Начал работать в физиологической лаборатории клиники Сергея Боткина, проводя исследования по физиологии кровообращения. В 1890 году Павлов избран профессором кафедры фармакологии Военно-медицинской академии, а в 1895 году, кафедры физиологии, где проработал тридцать лет.

     Сорок шесть лет жизни и деятельности академика Павлова неразрывно связаны с Институтом экспериментальной медицины, где ученый возглавил отдел физиологии и бессменно руководил им со времени создания Института и вплоть до своей смерти.

     Его наследие трудно переоценить. Павлов написал классические работы по физиологии кровообращения и пищеварения, за что получил Нобелевскую премию в 1904 году. Ввел в практику хронический эксперимент, позволяющий изучать деятельность здорового организма.

     С помощью разработанного им метода условных рефлексов установил, что в основе психической деятельности лежат физиологические процессы, происходящие в коре головного мозга. Исследования Павловым физиологии высшей нервной деятельности, второй сигнальной системы, типов нервной системы, локализации функций, системности работы больших полушарий оказали большое влияние на развитие физиологии, медицины, психологии и педагогики.

     Особенностью методики Павлова стало то, что ученый видел связь между физиологией и психическими процессами. Работы о механизмах пищеварения стали отправной точкой для развития нового направления в науке. Исследованиями в области физиологии Павлов занимается более тридцати пяти лет. Ему принадлежит создание методики условных рефлексов. 

     Эксперимент, названный «собака Павлова», состоял в изучении рефлексов животного на воздействия извне. В ходе него после сигнала метрономом собаке выдавалась еда. После сеансов у собаки начиналась выделяться слюна без еды. Так ученый выводит понятия рефлекса, формирующегося на основе опыта. 

     Иван Петрович Павлов скончался 27 февраля 1936 года от пневмонии в Санкт-Петербурге. Похоронен великий ученый на Волковском кладбище северной столицы.

Награды Ивана Павлова

Медаль Котениуса (1903 год)
Нобелевская премия (1904 год)
Медаль Копли (1915 год)
Крунианская лекция (1928 год)

Библиография Ивана Павлова

«Центробежные нервы сердца. Диссертация на степень доктора медицины».

«Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных».

«Лекции о работе больших полушарий головного мозга».

«Физиология и патология высшей нервной деятельности».

«Последние сообщения по физиологии и патологии высшей нервной деятельности».

«Полное собрание трудов».

«Статьи по физиологии кровообращения».

«Статьи по физиологии нервной системы».

Семья Ивана Павлова

Жена — Серафима Карчевская (брак с 1881)

В семье Ивана и Серафимы родилось две дочери и четверо сыновей. 

27.02.1936

И.П. Павлов – выдающийся отечественный физиолог — Студопедия

Ива́н Петро́вич Па́влов ( 1849- 1936) — один из авторитетнейших учёных России, физиолог, создатель науки о высшей нервной деятельности и представлений о процессах регуляции пищеварения; основатель крупнейшей российской физиологической школы. В 1904 году, Нобелевская премия за исследование функций главных пищеварительных желез была вручена И. П. Павлову, — он стал первым российским Нобелевским лауреатом.

Павлов, как последователь Сеченова, много занимался нервной регуляцией. Павлов более 10 лет посвятил тому, чтобы получить фистулу (отверстие) желудочно-кишечного тракта. Сделать такую операцию было чрезвычайно трудно, так как изливавшийся из кишечника сок переваривал кишечник и брюшную стенку. И. П. Павлов так сшивал кожу и слизистую, вставлял металлические трубки и закрывал их пробками, что никаких эрозий не было, и он мог получать чистый пищеварительный сок на протяжении всего желудочно-кишечного тракта — отслюнной железы до толстого кишечника, что и было сделано им на сотнях экспериментальных животных. Проводил опыты с мнимым кормлением (перерезание пищевода так, чтобы пища не попадала в желудок), таким образом сделав ряд открытий в области рефлексов выделения желудочного сока. За 10 лет Павлов, по существу, заново создал современную физиологию пищеварения.

Павлов ввел в практику хронический эксперимент, позволяющий изучать деятельность практически здорового организма. С помощью разработанного им метода условных рефлексов установил, что в основе психической деятельности лежат физиологические процессы, происходящие в коре головного мозга. Исследования Павловым физиологии высшей нервной деятельности (2-й сигнальной системы, типов нервной системы, локализации функций, системности работы больших полушарий и др.) оказали большое влияние на развитие физиологии, медицины, психологии и педагогики.


В 1921 г. вышло Постановление Совнаркома о создании особых условий для научной деятельности И.П. Павлова. Научная жизнь в его лабораториях стала оживляться. В 1925 г. в Академии наук был создан Институт физиологии, директором которого Павлов оставался до конца жизни. Размах физиологических исследований в нашей стране достиг невиданных размеров. И.П. Павлов стоял во главе всех этих работ. Всемирное уважение к этому человеку было настолько велико, что на XV Международном конгрессе физиологов в 1935 г. он был назван «первым физиологом мира» — такого «титула» не был удостоен ни один ученый. Более 120 Академий, университетов и научных обществ избрали И.П. Павлова своим действительным или почетным членом.


Вся жизнь Павлова была отдана науке. Редкие часы отдыха, которые он себе позволял, использовались для посещения театра, концертов и особенно художественных выставок. Павлов любил русских художников-передвижников, знал и понимал реалистическую живопись, был в близких отношениях с И.Е.Репиным, М.В.Нестеровым, Н.Н.Дубовским и др. В конце жизни он собрал значительную коллекцию картин русских художников.

И.П. Павлов обладал громадным педагогическим талантом. Веселый, доброжелательный, открытый людям, он привлекал их, умел вдохнуть энергию и интерес самым, казалось, апатичным натурам. Эти качества позволили ему создать крупнейшую научную школу в области физиологии.

Исследования Павлова явились эпохой в развитии физиологии; они выдвинули его в ряды классиков естествознания, сделали фигурой, равной Ньютону, Дарвину, Менделееву.

Созданное Павловым учение о нервной высшей деятельности — одно из величайших достижений современного естествознания. Павлов был многогранным ученым. Его выдающиеся исследования по физиологии сердечно — сосудистой системы и особенно его классические исследования в области физиологии пищеварения, снискавшие ему мировое признание и славу создателя этого важного раздела современной физиологии.

Академии наук и научные общества России, Англии, Франции, США, Германии и Италии и других стран мира избрали его своим членом. Научные заслуги Павлова и его высокие человеческие качества привлекали внимание ученых, писателей и других деятелей культуры. За эти годы Павловская условно-рефлекторная тематика стала занимать почетное место не только в программах международных конгрессов физиологов, но и в программах международных конгрессов психологов и психиатров. Во многих странах систематически издаются как монографические работы, так и тематические сборники, посвященные актуальным проблемам учения Павлова. Поистине Павлов стал символом эпохи и путеводной звездой в изучении функций мозга.

Работы Павлова привлекли внимание С.П.Боткина, выдающегося широко образованного клинициста, который был сторонником физиологического направления в клинике. С.П.Боткин стремился связать клиническую работу своих сотрудников- врачей с экспериментальными исследованиями в области физиологии и фармакологии. Поэтому он решил устроить при своей клинике специальную физиологическую лабораторию и организацию этого дела поручил молодому исследователю — Павлову, который и начал работать в этой лаборатории с 1878г. в должности лаборанта (фактически в качестве руководителя лаборатории).

Материал по физиологии пищеварения был обобщен Павловым в «Лекциях о работе главных пищеварительных желез».

За 20лет в лабораториях Павлова в Институте экспериментальной медицины и в Военно-медицинской академии было выполнено и опубликовано свыше 250 научных работ, в том числе около 90 диссертаций.

В эти же годы Павлов принимал активное участие в работе ‘Петербургского общества русских врачей. В 1892г. он был избран действительным членом, а в 1900г. — почетным членом этого общества. На протяжении 13 лет он был товарищем председателя этого общества и в течение 7 лет его председателем.

Начиная с 1900г. Павлов участвовал в международных конгрессах физиологов, а затем психологов и неврологов. Особенно следует отметить доклад «Экспериментальная психология и психопатологии на животных», здесь впервые Павлов заявил о возможности строго объективного, физиологического анализа явлений, которые до того времени объяснялись только с психологической точки зрения.

В 1901г. Павлов был избран членом-корреспондентом, а в 1907г. -действительным членом Российской академии наук. В 1912г. он получил почетное звание доктора старинного английского университета в Кембридже.

В начале 90-х годов Павлов приступил к изучению физиологии высших отделов центральной нервной системы — коры больших полушарий. Наблюдая, что при различных раздражениях, связанных с пищей, — при виде и запахе ее, звуках, напоминающих о ней, — у животного происходит выделение слюны, секреции желудочного сока и т.д. Физиолог говорил, что причиной секреции в этих случаях является желание пищи, воспоминание о ней, психические переживания животного.

Павлов на протяжении 35 лет изучал рефлекторную функцию головного мозга. Павлов создал свое учение о типах нервной системы. В основу Павловской классификации типов положено индивидуальное различие особенностей нервной системы: сила нервных процессов, их уравновешенность и подвижность. Соответственно этому Павлов признал наличие 4 основных типов нервной системы:

1. Тип сильный, но неуравновешенной нервной системы, которая характеризуется преобладанием возбуждения над торможением («безудержный тип»).

2. Тип сильной уравновешенной нервной системы с большой подвижностью нервных процессов («живой», подвижный тип).

3. Тип сильной уравновешенной нервной системы с малой подвижностью нервных процессов («спокойный», малоподвижный).

В последние годы жизни Павлова его деятельность протекала в трех учреждениях: в разросшемся физиологическом отделе Института экспериментальной медицины, в Физиологическом институте академии наук СССР и на биологической станции в селе Колтуши. Павловские лаборатории были снабжены превосходным оборудованием.Систематическое изложение всего учения об условных рефлексах Павлов дал в 1926г. в труде «Лекции о работе больших полушарий головного мозга».

И.П.Павлов дожил до 86 лет. Он умер от воспаления легких 27 февраля 1936 года. Павлов похоронен в Петербурге на Волковом кладбище рядом с могилой другого великого русского ученого — Д.И.Менделеева.

Метод Павлова И. П.: описание, особенности, применение

И. П. Павлов является одним из основоположников физиологии пищеварительной системы. Одной из самых ценных заслуг физиолога является создание фундамента для дальнейших научных исследований пищеварительного тракта. Физиолог, который был в дальнейшем удостоен Нобелевской премии, применял самые новаторские методы. Высокий уровень мастерства проявлялся уже в первых исследования Павлова.

метод павлова

Открытия в физиологии и психологии

Метод Павлова, при помощи которого физиолог производил свои знаменитые опыты с собаками, известен каждому школьнику. Благодаря своим самым знаменитым опытам ученый смог не только исследовать состав пищеварительных соков, чем заложил основы современной физиологии, но и сделать важные выводы относительно работы центральной нервной системы. Именно поэтому метод Павлова в психологии не менее важен, чем в области физиологии и медицины. Опираясь на открытое им понятие условного рефлекса, ученый смог объяснить сложнейшие процессы, имеющие место в коре головного мозга человека.

Павлов был последователем Сеченова. Однако когда последнему пришлось покинуть Петербург, великий русский физиолог продолжил свое обучение у И. Ф. Циона, который обучил его виртуозной технике проведения операций. Более десятилетия Павлов посвятил тому, чтобы суметь устанавливать фистулы (или отверстия) в стенках пищевода животных.

Начиная изучать слюнные железы, Павлов обладал наилучшей базой исследований из всех вопросов физиологии, которыми он занимался. Однако в теоретических выводах того времени содержалось немало ошибочных положений. К примеру, считалось, что рефлекторное слюноотделение полностью зависит от возбуждения рецепторов, находящихся в ротовой полости. Метод Павлова, который получил название хронического эксперимента (такого, когда животное после проведения опытов оставалось в живых). Он позволил продвинуть физиологию и медицину того времени на значительный уровень.

методы исследования павлова

Новаторский способ

Чтобы получить возможность исследовать состав и действие пищеварительных соков, их необходимо было каким-то образом достать в чистом виде. Получение желудочного сока методом Павлова стало одним из самых передовых и прогрессивных шагов в исследованиях, посвященных физиологии внутренних органов. Ни один ученый-физиолог не смог этого сделать до И. П. Павлова. Например, нередко применялась следующая операция: у собаки вскрывали желудочную полость и находили проток поджелудочной железы. В него вставлялась трубка, и за несколько минут, пока животное еще было в живых, исследователи получали всего насколько капель желудочного сока. Павлов был против таких операций, поскольку получаемый этим способом материал был загрязненным. Эти данные никаким образом не могли продвинуть медицинскую науку.

методы работы павлова

Особенности экспериментов физиолога

Метод Павлова кардинально отличался от попыток его предшественников получить материал для исследований. Отыскав проток поджелудочной железы, ученый отделял его от двенадцатиперстной кишки. Затем он пришивал кусочек стенки кишки к краям раны на поверхности брюха. Теперь желудочный сок вырабатывался наружу – в специально подставленную воронку.

Если у животного были здоровыми другие железы, это никак не отражалось на жизнедеятельности – в течение нескольких лет собаки были совершенно здоровыми и годными для проведения опытов. Очевидным преимуществом всех методов исследования Павлова была возможность сохранить жизнь и здоровье подопытного животного. И. П. Павлову было известно общее свойство жизни – большей частью во всех живых организмах имеет место избыточность, одна и та же функция обеспечивается разными способами, и в силу этого у организма практически всегда есть резервные возможности для выживания.

метод исследования и п павлова

Заслуги ученого

Павлов устанавливал животным постоянные фистулы. С их помощью можно было постоянно вести наблюдение за деятельностью определенной внутренней железы. За метод Павлова был назван фистульным. С помощью этого способа физиолог смог собирать пищеварительные соки, вырабатывающиеся в различных фазах процесса переработки пищи. Роль физиолога в исследованиях деятельности пищеварительных желез нельзя переоценить – этот раздел физиологии ученые нередко называют «русской главой», а сам И. П. Павлов в 1904 году был удостоен высшей награды – Нобелевской премии.

каким методом воспользовался павлов чтобы установить

Еще одно открытие

Метод Павлова также позволял исследовать образование условных и безусловных рефлексов. Павлов обратил внимание, что желудочный сок у собаки выделяется не только при виде пищи, но и когда животное слышит шум шагов человека, который ее приносит. Так ученый начал исследовать и процессы жизнедеятельности головного мозга. Причем реакции подобного рода могли вырабатываться у животных не только в ответ на шум шагов, но и на включение света, звон колокольчика, различные запахи и т. д.

Типы рефлексов

Физиолог разделил все возможные ответы организма на две категории. Врожденные реакции он назвал безусловными, а те, что были приобретены в процессе жизнедеятельности – условными. К первой категории относится защита от врагов, поиски пищи, а также достаточно сложные действия – например, строительство гнезда. Безусловные рефлексы присущи каждому живому организму с рождения. А выполнение тех команд, которые животное получает от дрессировщика, относится к категории условных рефлексов.

Они могут существовать достаточно длительное время, но рано или поздно могут исчезнуть, затормозиться. При этом физиолог выяснил, что процесс торможения может быть внешним. Например, у собаки уже выработался слюноотделительный рефлекс на включение света. Если же затем сопровождать включение лампочки непривычным для животного шумом, то условный рефлекс в некоторых случаях может и не проявиться. Именно по этой причине в том институте, где проводил свои опыты Павлов, было построено специальное отделение – «Башня молчания», в которой стены были очень толстыми и не пропускали посторонних звуков.

метод павлова собака

Сигнальные системы

Исследователь выделял две сигнальные системы, которые присущи не только животным, но и человеку. Люди, равно как и животные, воспринимают сигналы из окружающего мира. Этот тип физиолог назвал первой сигнальной системой. Однако человек существенно отличается от братьев своих меньших социально обусловленной второй сигнальной системой – речью. Без общения с другими людьми этот тип системы у человека не развивается. Методы исследования И. П. Павлова получили широкое признание не только в физиологии и медицине, но и в психологии и педагогике.

Исследования

К примеру, Павлов сумел сделать важный вывод: секреция слюноотделения не всегда одинакова. Этот процесс варьируется, и поддается влиянию нескольких факторов: во-первых, это сила, природа, а также количество внешних раздражителей; а во-вторых – непосредственно функциональное значение вырабатываемой слюны (оно может быть пищеварительным, гигиеническим или же защитным). Проанализировав результаты, полученные в ходе опытов, Павлов сделал важнейший вывод: тонкая изменчивость в работе слюнных желез продиктована различной возбудимостью рецепторов, находящихся в полости рта, к различным раздражителям. Эти изменения являются приспособительными. В дальнейшем физиолог выяснил, что этот вывод является справедливым и для другого типа выделений слюны – психической секреции.

Заслуги физиолога

Методы работы Павлова по праву называются передовыми еще по одной причине: одной из важнейших заслуг физиолога является открытие ведущей роли нервной системы в живом организме. Именно нервная система играет первостепенную роль в работе различных пищеварительных желез, регуляции работы других внутренних органов. Данное учение в дальнейшем было названо нервизмом. Знания, полученные Павловым, используются и в современном мире. Именно на базе этой информации создаются различные лекарства, применяемые для лечения пищеварительной системы, а также даются рекомендации относительно правильного питания.

Впервые свои исследования в области физиологии высшей нервной деятельности ученый озвучил на Мадридском докладе, написанном на русском языке. Всего изучению физиологии нервной системы ученый посвятил в общей сложности порядка 35 лет.

Получение чистого материала

Каким методом воспользовался Павлов, чтобы установить состав чистого желудочного сока? Если говорить о терминологии, то его способ получил свое название – «метод мнимого кормления». Исследовать чистый желудочный сок стало возможным только после применения данного эксперимента И. П. Павловым и Е. О. Шумовой-Симановской. Впервые он был проведен в 1889 году. К наложению фистулы была присоединена еще одна операция – перерезка пищевода. Но при этом пищевод не перерезался полностью. Рассечению подлежало только две трети его толщины – края пришивались к поверхности шейных мышц.

метод павлова психология

Наука и жизнь животных

Огромное количество споров по поводу своей этичности до сих пор вызывает метод Павлова. Собаки при этом вызывали у великого физиолога восхищение. Павлов считал их совершенными животными и искренне скорбел о каждой жизни, которую пришлось положить на алтарь научных исследований. Ученый старался максимально уменьшить страдания подопытных животных. Он прибегал к усыплению лишь в тех случаях, когда у них уже не было шансов.

Павлов Иван Петрович — это… Что такое Павлов Иван Петрович?

Иван Петрович Павлов (26 сентября 1849, Рязань — 27 февраля 1936, Ленинград) — один из авторитетнейших ученых России, физиолог, создатель науки о высшей нервной деятельности и представлений о процессах регуляции пищеварения; основатель крупнейшей российской физиологической школы; лауреат Нобелевской премии в области медицины и физиологии 1904 года «За работу по физиологии пищеварения».

Биография

Иван Петрович родился 14 (26) сентября 1849 года в городе Рязани. Предки Павлова по отцовской и материнской линиям были служителями церкви. Отец Пётр Дмитриевич Павлов (1823—-1899), мать — Варвара Ивановна (урождённая Успенская) (1826—-1890).

Окончив в 1864 рязанское духовное училище, Павлов поступает в рязанскую духовную семинарию, о которой впоследствии вспоминал с большой теплотой. На последнем курсе семинарии он прочитал небольшую книгу «Рефлексы головного мозга» профессора И. М. Сеченова, которая перевернула всю его жизнь. В 1870 поступил на юридический факультет (семинаристы были ограничены в выборе университетских специальностей), но через 17 дней после поступления перешёл на естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета (специализировался по физиологии животных у И. Ф. Циона и Ф. В. Овсянникова). Павлов, как последователь Сеченова, много занимался нервной регуляцией. Сеченову из-за интриг пришлось переехать из Петербурга в Одессу, где он некоторое время работал в университете. Его кафедру в Медико-хирургической академии занял Илья Фаддеевич Цион, и Павлов перенял у Циона виртуозную оперативную технику. Павлов более 10 лет посвятил тому, чтобы получить фистулу (отверстие) желудочно-кишечного тракта. Сделать такую операцию было чрезвычайно трудно, так как изливавшийся из кишечника сок переваривал кишечник и брюшную стенку. И. П. Павлов так сшивал кожу и слизистую, вставлял металлические трубки и закрывал их пробками, что никаких эрозий не было, и он мог получать чистый пищеварительный сок на протяжении всего желудочно-кишечного тракта — от слюнной железы до толстого кишечника, что и было сделано им на сотнях экспериментальных животных. Проводил опыты с мнимым кормлением (перерезание пищевода так, чтобы пища не попадала в желудок) и мнимой дефекацией (закольцовка кишечника путём сшивания конца толстой кишки с началом двенадцатиперстной), таким образом сделав ряд открытий в области рефлексов выделения желудочного и кишечного соков. За 10 лет Павлов, по существу, заново создал современную физиологию пищеварения. В 1903 году 54-летний Павлов сделал доклад на XIV Международном Медицинском Конгрессе в Мадриде. И в следующем, 1904 году, Нобелевская премия за исследование функций главных пищеварительных желез была вручена И. П. Павлову, — он стал первым российским Нобелевским лауреатом.

Собака Павлова, Музей Павлова, 2005

В Мадридском докладе, сделанном на русском языке, И. П. Павлов впервые сформулировал принципы физиологии высшей нервной деятельности, которой он и посвятил последующие 35 лет своей жизни. Такие понятия как подкрепление (reinforcement), безусловный и условный рефлексы (не совсем удачно переведённые на английский язык как unconditioned and conditioned reflexes, вместо conditional) стали основными понятиями науки о поведении, см. также classical conditioning (англ.).

В 1919—1920 годах, в период разрухи, Павлов, терпя нищету, отсутствие финансирования научных исследований, отказался от приглашения Шведской Академии наук переехать в Швецию, где ему обещали создать самые благоприятные условия для жизни и научных исследований, причём в окрестностях Стокгольма планировалось построить по желанию Павлова такой институт, какой он захочет. Павлов ответил, что из России он никуда не уедет. Затем последовало соответствующее постановление Советского правительства, и Павлову построили великолепный институт в Колтушах, под Ленинградом, где он и проработал до 1936 года.

Воспитал целую плеяду выдающихся учёных: Б. П. Бабкин, А. И. Смирнов, В. Н. Болдырев и др.

«Идолизация»

После смерти Павлов был превращён в символ советской науки. Под лозунгом «защиты павловского наследия» была проведена в 1950 г. так называемая «Павловская сессия» АН и АМН СССР (организаторы — К. М. Быков, А. Г. Иванов-Смоленский), где подверглись гонениям ведущие физиологи страны. Такая политика, однако, находилась в резком противоречии с собственными взглядами Павлова (см., например, приведенные ниже его цитаты).

Этапы жизни

В 1875 Павлов поступает на 3-й курс Медико-хирургической академии (ныне Военно-медицинская академия), одновременно (1876—78) работает в физиологической лаборатории К. Н. Устимовича; по окончании ВМА (1879) был оставлен заведующим физиологической лабораторией при клинике С. П. Боткина.

  • 1883 — Павлов защитил докторскую диссертацию «О центробежных нервах сердца».
  • 1884—86 — был командирован для совершенствования знаний за границу в Бреслау и Лейпциг, где работал в лабораториях у Р. Гейденгайна и К. Людвига.

Адреса в Санкт-Петербурге — Петрограде — Ленинграде

  • 01.09.1870 — 13.04.1871 года — доходный дом баронессы Ралль — Средний проспект, 7;
  • 10.1872 года — дом Эбелинг — Миллионная улица, 26;
  • 11.1872 — 01.1873 года — 5-я линия, 40;
  • 01. — 09.1873 года — доходный дом А. И. Лихачевой — Средний проспект, 28;
  • 09.1873 — 01.1875 года — 4-я линия, 55
  • 1876—1886 — главное здание Санкт-Петербургского Императорского университета — Университетская набережная, 7;
  • 1886—1887 — дворовый флигель дома Кутузовых — Гагаринская набережная, 30;
  • 1887—1888 — квартира Н. П. Симановского в доходном доме Страхова — Фурштатская улица, 41;
  • 1888 — осень 1889 года — дом Кутузовых — Гагаринская набережная, 30;
  • осень 1889—1918 — доходный дом — Большая Пушкарская улица, 18, кв. 2;
  • 1918 — 27.02.1936 года — Николаевская набережная, 1, кв. 11.

Общественная позиция

Цитаты:

  • «Мы жили и живём под неослабевающим режимом террора и насилия <…>. Я всего более вижу сходства нашей жизни с жизнью древних азиатских деспотий <…>. Пощадите же родину и нас» (цит. по: Артамонов В. И. Психология от первого лица. 14 бесед с российскими учеными. М.: Академия, 2003, с. 24).
  • «Мы живём в обществе, где государство — всё, а человек — ничто, а такое общество не имеет будущего, несмотря ни на какие волховстрои и днепрогэсы» (выступление в 1-ом Медицинском институте в Ленинграде по случаю 100-летия со дня рождения И. М. Сеченова, цит. по: Артамонов В. И. Психология от первого лица. 14 бесед с российскими учёными. М.: Академия, 2003, с. 25)

Из книги Э. А. Асратяна «Иван Петрович Павлов».

Я помню высказывание Ивана Петровича о существовании Бога, сделанное им в узком кругу сотрудников зимой 1932 г. Он говорил: «Когда я был молодым, меня мучил один вопрос — существует ли Бог или не существует? Долго думал на эту тему, в конце концов пришёл к выводу, что Бога не существует. Я рассуждал таким образом. Допустим что Бог существует и что он является творцом вселенной. А кто же тогда является творцом Бога?» Несколько раз я слышал павловские слова: «Естествоиспытатель не может не быть атеистом, естествознание и религия несовместимы.»

Но Иван Петрович относился весьма отрицательно к грубой антирелигиозной пропаганде и политике. Не один раз в моём присутствии он возмущался некоторыми мероприятиями тех или иных организаций в этом направлении. Свою позицию в этом вопросе он однажды аргументировал примерно так: «На свете ещё очень много тёмных, необразованных людей, которые весьма плохо разбираются в явлениях природы и общественной жизни, которые лишены такой мощной моральной опоры как просвещение, образование. Моральная опора для их жизни — религия, вера в Бога. Из за нужды, дурного воспитания или по иным причинам, многие становятся на путь мелких и больших преступлений, обманывают, обворовывают, и т. п. Религия способна облегчить их страдания за эти дурные поступки. Я могу сказать по себе. Бывало, своруешь в детстве лишний кусок сахара у матери, и совесть замучает. А идёшь в церковь к священнику исповедоваться — и легче делается на душе. Вот каково значение этой моральной опоры для тёмного человека.

Хочешь отнять у него эту опору, так будь добр, замени её другой — просвещением, вернее, просвещай его, и религия, как опора, исчезнет сама собой. Необходимости в религии не будет лишь в будущем, когда все члены общества станут просвещёнными людьми. Да ещё вопрос: все ли члены такого общества обойдутся без религии? Может быть ограниченное число лиц со слабой нервной системой даже и тогда будет нуждаться в религии.»

Для характеристики отношения Павлова к религии весьма важное значение имеет один эпизод. За несколько месяцев до своей смерти Иван Петрович в узком кругу рассказал о том, что получил письменную просьбу от английской прогрессивной ассоциации (то ли естествоиспытателей, то ли журналистов) дать своё согласие на звание почётного члена организованного ими общества «рационалистов», которое, в числе других целей, ставит перед собой задачу вести борьбу против религии. Иван Петрович, по его словам, поблагодарил за оказанную ему честь и дал своё согласие стать почётным членом организованного ими общества, но при условии, что борьба с религией будет вестись не насильственным путём, а путём распространения просвещения (содержание его ответа я привожу по памяти).

Рассказ Александра Куприна об академике Павлове: «Чудесный доктор» http://www.lib.ru/LITRA/KUPRIN/doctor.txt[нет в источнике]

Память

Серебряная памятная монета Банка России, посвящённая 150-летию со дня рождения И. П. Павлова, 1999 г.

Именем Павлова был названы:

  • Санкт-Петербургский государственный медицинский университет,
  • Село Павлово во Всеволожском районе Ленинградской области,
  • Институт физиологии в Санкт-Петербурге,
  • Рязанский Государственный Медицинский Университет
  • Улица академика Павлова в Москве,
  • Станция метро и площадь в Праге (Чешская Республика).
  • Улицы в чешских городах Оломоуц, Карловы Вары, Зноймо, Крнов и Фридэк-Мистэк (Моравскосилезский край).
  • Улица Павлова в городе Рязань. Там же расположен дом-музей Павлова.
  • Памятник И. П. Павлову в Рязани (1949, архитектор А. А. Дзержкович) бронза, гранит, скульптор М. Г. Манизер
  • Памятник И. П. Павлову в Киеве на территории центрального военного госпиталя (историческое Госпитальное укрепление Киевской крепости)
  • Памятник Павлову в Абхазии, город Сухум, на территории обезьяньего питомника.
  • Станция метро в г. Харьков (Украина)

См. также

Литература

  1. Э. А. Асратян. Иван Петрович Павлов. Жизнь, творчество, современное состояние учения. — М.: Наука, 1981.

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

Теория И. П. Павлова о типах высшей нервной деятельности

Теория И. П. Павлова о высшей нервной деятельности

И. П. Павлов, изучал физиология головного мозга собак. На основе этого изучения Павлов точно определил понятие высшей нервной деятельности.

Поскольку Павлов изучал ВНД животных, а не человека, то считал недопустимым сравнивать высшую нервную деятельность животных с человеческой психикой.

Сравнение ВНД и психики привело к отрицанию общественно-исторической сущности психики человека, и к биосоциальности людей.

Высшая нервная деятельность обеспечивает поведение животного организма в социальном пространстве. Низшая нервная деятельность обеспечивает рефлекторную работу внутренних органов. Ведущая роль в единстве вегетативных и двигательных рефлексов, принадлежит рефлексам двигательным.

Таким образом, можно сказать, что высшая нервная деятельность состоит из рефлексов: условных и безусловных. Условные рефлексы не образуются без безусловных рефлексов.

Готовые работы на аналогичную тему

И. П. Павлов, давал определение понятия о высшей нервной деятельности, что это объединенная функция больших полушарий головного мозга и подкорковых центров.

Поскольку им было доказано, что без коры больших полушарий взрослые собаки теряют все условные рефлексы, приобретенные ими на протяжение всей их жизни, а образуются условные вегетативные рефлексы.

И. П. Павлов утверждал, что ВНД есть у всех животных, которые обладают нервной системой, и осуществляется она высшим отделом нервной системы. В этом состоит суть общебиологического значения в учении И. П. Павлова о высшей нервной деятельности.

И. М. Сеченов и И. П. Павлов — создатели нового этапа в изучении физиологии головного мозга

Главная идея теории ВНД заключается в действие на органы чувств внешнего материального мира. Из органов чувств нервные импульсы, поступая в головной мозг, вызывают рефлекторную и отражательную его деятельность.

Основоположником рефлекторной теории деятельности головного мозга был И. М. Сеченов. Сеченов ввел понятие об анализаторах. Анализаторы состоят из органов чувств, афферентных нервных путей и отделов головного мозга, в которые поступают из органов чувств нервные импульсы.

Рефлекторная теория Павлова и Сеченова – это материалистический детерминизм по изучению функций центральной нервной системы. Рефлекторная теория является фундаментом для будущего развития физиологии ВНД и психологии.

Основные принципы рефлекторной теории:

  • детерминизм. Процессы, происходящие в головном мозге, вызываются материальными изменениями, которые происходят за пределами и внутри организма;
  • структурность. Функции и строение головного мозга взаимосвязаны;
  • физиологические. Принципы представлены анализом и синтезом.

Метод изучения высшей нервной деятельности И. П. Павлова

И. П. Павлов основал метод уловных рефлексов на основание возникновения нервных процессов больших полушарий головного мозга, во время раздражения рецепторов. Раздражение вызвано действием материального мира на внешние рецепторы.

С помощью метода условных рефлексов, изучается работа головного мозга у здорового животного организма в нормальных естественных условиях.

Метод Павлова и его научные труды в сфере высшей нервной деятельности позволяют изучать качественные коренные особенности работы мозга.

Метод Павлова является составляющей естественно-научных основ мировоззрения в диалектико-материалистическом направлении.

Поэтому работу головного мозга человека стоит изучать методами материалистической психологии, а также исследовать общественно-историческую сущность психики человека, раскрывать роль труда, речи и практики в формировании психики у человека и активный характер сознания.

Теория И. П. Павлова о типах ВНД

И. П. Павлов выделил свойства нервных процессов, которые образуют конкретные комбинации, формирующие типы ВНД. По его мнению, свойства нервных процессов формируют основу темперамента человека.

Определение 2

Темперамент – психическое проявление типа высшей нервной деятельности.

Определение 3

Тип ВНД – совокупность приобретенных и врожденных свойств нервной системы, которые определяют характер взаимодействия между организмом и окружающей его средой.

Павлов выделил четыре типа ВНД:

  1. Безудержный. (Холерик). Сильный, уравновешенный. Человек сильно раздражается и медленно успокаивается.
  2. Инертный. (Флегматик). Сильный, уравновешенный, инертный. Процессы возбуждения и торможения сильные, с плохой подвижностью. Человек с трудом переключается с одного вида деятельности на другой.
  3. Живой. (Сангвиник). Сильный, уравновешенный, подвижный. Сильные процессы торможения и возбуждения с хорошей подвижностью. Человек легко адаптируется к заданным условиям окружающей среды.
  4. Слабый. (Меланхолик). Слабый. Возбуждение и торможение слабые. Адаптивная реакция организма на условия внешней среды очень плохая.

I.P. Павлов. физиология,

Краткий очерк жизни и деятельности И.П. Павлов, как русский физиолог, известен прежде всего своими работами по классическому кондиционированию. Научные достижения ученого и направления его исследований. Награды и почести Павлова.

  • Анализ современных исследований патологий мочевого пузыря, возникающих в клинической практике. Понимание причин и путей развития. Дифференциальная диагностика воспалительной псевдопухоли, патогенез гиперактивного мочевого пузыря.

    , 15.11.2018

  • Анализ личных качеств Зайцева, а также фактов его становления человеком, талантливым хирургом, профессионалом своего дела. Обзор направлений его медицинской, научной и педагогической деятельности, вклад в медицину.

    , 25.12.2016

  • Фармакологическое влияние фитокомпозиции 1 + PhytoF на функциональное состояние гепатоцитов, метаболизм белков по сравнению с классическим гепатопротектором Essentiale.Роль церулоплазминина в белковом обмене в печени.

    , 30.04.2018

  • Особенности первой помощи человеку, страдающему от внезапной болезни или травмы. Сохранение жизни и профилактика ухудшения здоровья. Выполнение искусственного дыхания в ожидании скорой помощи. Использование гипса в разрезе. Обеспечение базового уровня первой помощи.

    , 22.05.2016

  • Типы стволовых клеток в молочной железе. Роль эстрогена и гена BRCA1 в наследственном раке молочной железы.Регуляция стволовых клеток. Анализ достижений предшественников эмбриональных, эмбриональных и взрослых стволовых клеток в лечении наследственного рака молочной железы.

    , 29.12.2012

  • Символы медицины. Медицина в древней цивилизации. Научный прогресс в области здравоохранения в Греции. Гиппократ — «Отец медицины». Клятва Гиппократа. Художники изучают человеческое тело. Изучение человеческого тела. События двадцатого века.

    , 22.11.2013

  • Причины аномалий доставки. Учет патологического предварительного периода, несогласованности родов, чрезмерных родов, клинических проявлений, особенностей диагностики и лечения. Влияние работы на аномалии плода и новорожденного.

    , 25.12.2016

  • Учет негативного воздействия стресса на организм человека. Основные правила заботы о своем физическом и психическом здоровье. Важность физических упражнений, здоровое питание, отсутствие вредных привычек, избегание рутины тревоги.Необходимость защиты окружающей среды.

    , 10.02.2014

  • 16 октября 1846 года как рождение анестезиолога. Статья И. Чистовича «Об ампутации бедра при посредничестве серного эфира» опубликована в газете «Русский инвалид». Феномен наркоза. Обезболивание кожи.

    , 21.09.2018

  • Характеристика определения основных тенденций продаж рецептурных и безрецептурных лекарств отечественных аптек является одной из актуальных актуальных областей медицины и фармации.Прогнозирование и анализ показателей продаж лекарств.

    , 26.07.2016

  • ,

    I.P. Павлов. физиология,

    Краткий очерк жизни и деятельности И.П. Павлов, как русский физиолог, известен прежде всего своими работами по классическому кондиционированию. Научные достижения ученого и направления его исследований. Награды и почести Павлова.

  • Описание жизни и деятельности выдающегося врача своего времени Авиценны. Анализ его работ по медицине, формирование философских взглядов.Метафизические учения и их значение в научной деятельности ученого.

    , 16.09.2014

  • Обобщение результатов проведенных исследований и определение стратегии дальнейших исследований в направлении профилактики развития профессионального рака в Украине. Условия реформирования национальной системы здравоохранения и безопасности.

    , 28.12.2017

  • Этапы жизненного пути профессора Шинкермана — выдающегося ученого, профессионального педагога и врача-патолога, организатора кафедры патологической анатомии и современной патологоанатомической службы на Буковине.Его достижения в науке.

    , 02.03.2018

  • Ресурсоведение лекарственных растений — крупный и важный раздел научной и практической деятельности различных специалистов. Фармакологические исследования и введение в фармакологию. Основные этапы исследования лекарственных растений.

    , 29.10.2017

  • Роль церкви в формировании Киевского государства. Достижения монашеской медицины княжеского века.Сравнение доступности и эффективности медицинской практики русского целителя, светского врача и монаха-врача.

    , 28.12.2017

  • Анализ проблемы поиска биологически активных веществ среди производных ароматических аминокислот. Исследование физико-химических свойств и структуры, фармакологической активности метиловых эфиров 6-нитро-N-фенилантраниловых кислот.

    , 24.02.2016

  • Научные достижения французского химика и микробиолога Луи Пастера.Выявление причин детских болезней и младенческой смертности, использование вакцинации. Получение степени по физике в Высшей нормальной школе.

    , 09.09.2013

  • Диагностический метод исследования звуков, возникающих в организме. Описание метода аускультации французским ученым Р. Лаеннеком. Изобретение стетоскопа и современного микростетофона. Преимущества и недостатки гибкого стетоскопа.

    , 10.03.2013

  • Характеристика и анализ последствий легкой черепно-мозговой травмы. Исследование и проведение допплерографического исследования сосудов головного мозга. Выявление нарушений реактивности сосудов в направлении снижения скорости кровотока.

    , 22.01.2017

  • Твердые эпидемиологические исследования как исследования, проводимые в диапазоне общей совокупности, который в эпидемиологии называют термином населения.Знакомство с терминологией эпидемиологических исследований. Анализ принципа рандомизации.

    , 28.12.2016

  • ,

    I.P. Павлов. физиология,

    Краткий очерк жизни и деятельности И.П. Павлов, как русский физиолог, известен прежде всего своими работами по классическому кондиционированию. Научные достижения ученого и направления его исследований. Награды и почести Павлова.

  • Исследование основных тенденций фармацевтического рынка, влияющих на деятельность производственных фармацевтических предприятий, — появление новых лекарственных препаратов, расширение ассортимента.Развитие фармацевтических предприятий в условиях.

    , 26.07.2016

  • Обзор доказательств, касающихся микробиологических микропротечек и воспаления пульпы. Эксперименты показывают, что все стоматологические материалы допускают протекание жидкости на границе раздела стенок полости материала. Дальнейшие исследования должны быть направлены на устранение микроплотностей.

    , 29.03.2013

  • Методы исследования легких. Схема анализа патологических изменений в легких.Принцип рентгенографии, флюорографии, компьютерной томографии, магнитно-резонансной томографии, ультразвукового исследования, перфузионной сцинтиграфии легких, ангиографии.

    , 05.12.2016

  • Обследование на серозный рак яичников, для которого характерно наиболее агрессивное клиническое течение с частыми рецидивами в области малого таза и брюшной полости. Исследование и анализ клинико-морфологических факторов рака яичников.

    , 28.02.2016

  • Исследование развития синтетических методов и изучение физико-химических и биологических характеристик гетарилкарбоновых кислот. Характеристика результатов фармакологического исследования (2-оксоиндолин-3-илиден) -2-оксоуксусной кислоты.

    , 24.02.2016

  • Исследования в области методов диагностической визуализации. Использование приложений IntelliSpace Portal между клиентом и сервером. Проведение онкологических, урологических и кардиологических исследований.Диагностические и терапевтические услуги центра.

    , 14.10.2016

  • Исследование и характеристика этиологии рака легких, занимающего первое место в структуре онкологических заболеваний. Ознакомление с классификацией пациентов с центральным раком легких. Изучение рака легкого центральной доли верхней доли.

    , 21.06.2016

  • Изложение общих медицинских тем, принципов преподавания теории образования, исследований с практическими вопросами подкрепления и обучения: обучение в малых группах; оценка на основе навыков; письменные оценки; применение теории образования на практике.

    , 23.02.2014

  • Исследование современных подходов к обеспечению равенства в сфере здравоохранения, освещение ситуации в Украине и определение видения украинских экспертов относительно «гарантированного пакета» бесплатной медицинской помощи как средства обеспечения социальной справедливости.

    , 15.05.2018

  • Место и роль биофармацевтической системы. Фармацевтическая разработка биоэквивалентных твердых лекарственных форм. Зависимость действующего вещества от технологических факторов.Содержание активных веществ и их метаболитов в биологических жидкостях.

    , 24.02.2016

  • ,

    I.P. Павлов. физиология,

    Краткий очерк жизни и деятельности И.П. Павлов, как русский физиолог, известен прежде всего своими работами по классическому кондиционированию. Научные достижения ученого и направления его исследований. Награды и почести Павлова.

  • Различия в содержании работы и оплате труда на основе логопедов предоставлены министерством образования и министерством здравоохранения. Задачи и обязанности логопедов, а также условия их работы в Великобритании и Франции.

    , 23.03.2016

  • Возможности и барьеры для прогресса в исследованиях стволовых клеток для регенеративной медицины. Этические, моральные и религиозные проблемы использования эмбрионов для исследования стволовых клеток. Доказательства, подтверждающие потенциал ЭСК для использования в регенеративной медицине.

    , 05.07.2013

  • Проведение ретроспективного анализа истории болезни и листов лечения больных сахарным диабетом Т2 в условиях стационара.Анализ пациентов, включенных в исследование. Определение качества жизни у больных сахарным диабетом Т2.

    , 26.07.2016

  • Анализ существующих поляризационных методов исследования тканей организма. Определение эффективности при использовании лазерно-поляризационных методов исследования ишемических повреждений на примере острой ишемии миокарда.

    , 25.12.2016

  • Исследование украинского фармацевтического рынка противоэпилептических препаратов по видам производства и странам-производителям.Определение потребительских свойств препаратов в виде суппозиториев и их перспективы в развитии эпилепсии.

    , 29.01.2016

  • Папирус Эдвина Смита как первые стоматологические документы. Исторические этапы детской стоматологии. Его место среди стоматологических дисциплин. Основные проблемы детской стоматологии. Роль ученых в развитии дисциплины.

    , 22.10.2014

  • Краткое описание вируса гепатита А.С. Боткин как первый ученый, открывший вирус гепатита В. Признаки, симптомы, профилактика и лечение гепатита А. Факты о заболевании. Сводная статистика вируса гепатита А во всем мире.

    , 16.11.2015

  • Данные о трещинах зубов были собраны и проанализированы в соответствии с реставрационным материалом и классификацией реставрации, клиническими симптомами, расположением зуба в челюсти, направлением линии трещины и результатом лечения.

    , 30.03.2013

  • Источники об истории и медицине Рима: литература, археология. Санитарный бизнес. Организация медицинского бизнеса. Два направления в медицине: материалистические тенденции, идеалистические тенденции. Ученые и натуралисты Древней Греции и Рима.

    , 18.05.2013

  • Анализ электрической активности сердца на основе DATs MCG и перфузионных изображений в трудно диагностируемых случаях.3D-реконструкция плотности тока на основе решения обратной задачи — направления магнитокардиографических данных.

    , 20.03.2016

  • ,

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *