ответы на тесты по педагогике и психологии — по педагогике и психологии — мои материалы — Каталог файлов
Попыталась ответить на вопросы к тестированию по педагогике и психологии, которые нашла в интернете, правильные (на мой взгляд) ответы выделила красным. Пишите, если считаете, что я ошиблась.
Аттестационные тесты по основам педагогики и психологии
1 вариант
1. Приемы воспитания – это:
A) часть общего метода
B) форма организации воспитания
C) средство воспитания
D) воспитывающие ситуации
E) критерии оптимизации
2. Основной метод воспитания
A) убеждение
B) слово учителя
C) приучение
D) упражнение
E) пример
3. Всеобщий метод формирования необходимых качеств называется:
A) гимнастика
B) воспитание
C) беседа
D) тренировка
E) упражнение
4. Логика воспитания:
A) проектирование, прогноз, диагностика, организация, контроль, анализ
B) анализ, проектирование, прогноз, диагностика, организация, контроль
C) анализ, проектирование, прогноз, диагностика, контроль, организация
D) диагностика, анализ, прогноз, проектирование, организация, контроль
E) анализ, диагностика, прогноз, проектирование, организация, контроль
5. Критерием эффективности воспитания являются
A) сформированность умений и навыков поведения в соответствии с возрастом воспитанников
B) противоречие между требованиями среды к человеку и его возможностями
C) формирование эстетического вкуса
D) воспитание художественного вкуса, улучшение эмоционального самочувствия
E) уровень профессиональной подготовки
6. Психологическое состояние затруднения, невозможность объяснить факт или решить задачу опорой на имеющиеся знания:
A) Низкий уровень знаний учащихся
B) Проблемная ситуация
C) Низкий уровень знаний учителя
D) Затруднения, возникшие в учебном процессе
E) Несоответствие знаний учащихся необходимым требованиям
7. Диалог как форма, принцип, средство обучения, он определяет цели и содержание обучения в технологии:
A) Л.В.Занкова
B) А.Г.Ривина
C) А.А. Амонашвили
D) Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова
E) В.С.Библера, С.Ю.Курганова
8. Учебная беседа, в ходе которой вопросы задают преимущественно ученики, — есть:
A) дискуссия
B) опрос
C) обсуждение
D) диалог
E) консультация
9. Привлечение всех органов чувств к восприятию учебного материала есть принцип
A) Прочности
B) Научности
C) Систематичности и последовательности
D) Доступности
E) Наглядности
10. Путь достижения цели и задач обучения:
A) Форма обучения
B) Методика обучения
C) Метод обучения
D) Способ обучения
E) Принцип обучения
11. Образовательные программы разрабатываются на основе:
A) концепций образования
B) программ развития образования
C) закона об образовании
D) учебников
E) образовательных стандартов
12. Отрасль педагогической науки, изучающая процесс обновления педагогической деятельности:
A) Инновационное обучение
B) Педагогическая инноватика
C) Инновационная деятельность
D) Инновационное образование
E) Педагогическая инновация
13. Этапы, необходимые для подготовки урока:
A) прогнозирование, тренировка, упражнения
B) планирование, ход урока, рефлексия
C) диагностика, прогнозирование, планирование
D) диагностика, планирование, мастерство проведения
E) прогнозирование, сбор учебной информации, гимнастика ума
14. Уровень притязаний характеризуется:
A) желаемым уровнем самооценки личности
B) особенность волевой сферы индивида, выражающаяся в стремлении поступать по своему
C) выбором субъектом цели очередного действия, формирующимся в результате переживания успеха или неуспеха ряда прошлых действий
D) свойство нервной системы, выражающее соотношение между возбуждением и торможением
E) уровнем трудности будущих действий
15. Компонент структуры личности
A) мышление
B) возраст
C) характер
D) память
E) пол
16. Раскрытие механизмов и закономерностей обучающего и воспитывающего воздействия на интеллектуальное и личностное развитие обучаемого является задачей
A) Педагогического менеджмента
B) Возрастной психологии
C) Педагогической психологии
D) Педагогики
E) Дидактики
17. Система внешних по отношению к субъекту условий, побуждающих и опосредствующих его активность — это
A) влияние педагога
B) педагогическая ситуация
C) условие воспитания
D) договор
E) педагогическая значимость
18. Основная побудительная сила развития человека:
A) Генотип
B) Воспитание
C) Научение
E) Врождённые качества
19. Раздел педагогической психологии:
A) психология младшего школьника
B) психология воспитания
C) психология подростка
D) психология развития
E) психология юноши
20. Способность выполнять определенные действия с хорошим качеством и успешно справляться с деятельностью, включающей эти действия – это:
A) Интеракция
B) Знание
C) Привычка
D) Умение
E) Навык
2 вариант
1. Идея целостности воспитательного процесса на практике реализуется через:
A) культурологический подход
B) психологический подход
C) индивидуальный подход
D) комплексный подход
E) системный подход
2. Принцип параллельного воздействия в теории коллектива:
A) Сотрудничество семьи, школы, общественности
B) Взаимоотношения воспитателей и воспитанников
C) Влияние на воспитанника через коллектив
D) Влияние родителей и воспитателей на воспитанника
E) Влияние на волю, сознание и поведение воспитанника
3. Наказание:
A) Просьбы, стимулирование, добрые дела
B) Метод воспитания, проявляющийся в форме требования
C) Управление деятельностью ученика при помощи разнообразных повторяющихся дел
D) Способ воздействия на воспитанника с целью прекратить его отрицательные действия
E) Воздействие на знание учащихся с целью разъяснения фактов и явлений жизни
4. Воспитательный процесс – процесс:
A) взаимодействия
B) воздействия
C) рефлексии
D) обратного действия
E) действия
5. Основным признаком эффективности процесса воспитания являются:
A) знания, умения и навыки
B) индивидуальные особенности школьника
C) успеваемость
D) приспособление к условиям
E) поведение школьника
6. Рассмотрение педагогических технологий как части педагогической науки соответствует……….. аспекту их анализа
A) Частнонаучному
B) Частно-описательному
C) Процессуально-описательному
D) Описательно-действенному
E) Научному
7. Этап закрепления знаний и формирования умений на уроке предполагает
A) Учебную рефлексию и оценку качества работы на уроке
B) Систематизацию, обобщение, воспроизведение учебного материала по темам и разделам
C) Подачу учебного материала с активным привлечением учащихся
D) Определение степени усвоения изученного учебного материала
E) Выработку умений и навыков применения знаний
8. Наглядные методы обучения условно можно разделить на две группы:
A) Иллюстрация и демонстрация
B) Беседа и демонстрация
C) Семинар и наблюдение
D) Словесные и наглядные
E) Дискуссия и видеометод
9. Тип познавательной деятельности служит основанием для классификации:
A) Индуктивных и дедуктивных
B) Информационно-сообщающий, объяснительный, инструктивно-практический, побуждающий метод
C) Объяснительно-иллюстративных, репродуктивных, проблемного изложения, частично-поисковых и исследовательских методов
D) Словесных, наглядных и практических методов
E) Организации учебно-познавательной деятельности, стимулирования и мотивации, методы контроля и самоконтроля
10. Метод обучения:
A) Способ согласованной деятельности учителя и ученика, осуществляемой в установленном порядке и определенном режиме
B) Основополагающее требование к практической организации учебного процесса
C) Способ совместной деятельности учителя и учащихся, направленный на решение задач обучения
D) Управление процессом перехода от теории к практике в процессе обучения
E) Определение результативности обучения в единстве с условиями его протекания
11. Последовательность этапов процесса усвоения:
A) приобретение знаний – запоминание – применения на практике
B) постановка проблемы – выдвижение гипотезы – ее доказательство
C) ощущение – восприятие – осознание
D) восприятие – осмысление – закрепление – применение
E) запоминание – понимание – осмысление – обобщение
12. Нововведение в педагогическую деятельность:
A) Педагогическая инноватика
B) Инновационная деятельность
C) Инновационное образование
D) Педагогическая инновация
E) Инновационное обучение
13. Процесс получения информации о состоянии педагогического процесса с помощью совокупности методов, приемов, способов:
A) Педагогический мониторинг
B) Педагогическая диагностика
C) Педагогическая рефлексия
D) Педагогический менеджмент
E) Педагогический анализ
14. Стремление удовлетворить своекорыстные личные потребности и интересы безотносительно к потребностям и интересам других:
A) эгоизм
B) альтруизм
C) социолизация
D) деспотизм
E) центризм
15. Способность личности к приспособлению ко всему многообразию жизни при любых условиях:
A) совместимость
B) лидерство
C) адаптивность
D) пластичность
E) дезадаптация
16. Способности педагога, определяющие высокие результаты в любой деятельности:
A) вербальные
B) общие
C) специальные
D) невербальные
E) коммуникативные
17. Привлекательность учебного материала, вызывающая определенные чувства и способствующая успешности заучивания:
A) осмысленность знаний
B) важность усвоения
C) эмоциональные особенности
D) трудность выполнения
E) объем материала
18. Переход внешних предметных действий во внутренние умственные:
A) интериоризация
B) экстериоризация
C) валидность
D) активизация
E) сублимация
19. Особенности семейного воспитания, позиции в общности, атрибутов роли, статуса учреждения относятся к причинам затруднений педагогического общения:
A) статусно-позиционно-ролевым
B) индивидуально-психологическим
C) межличностно-социальным
D) этно-социокультурным
E) возрастно-индивидуальным
20. В соответствии с теорией П.Я. Гальперина, на данном этапе учащиеся выполняют действия в плане громкой речи:
A) мотивационный
B) материализованный
C) контрольный
D) внешнеречевой
E) ориентировочный
другие материалы по аттестации учителей
Теория планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Теория планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий (теория\концепция поэтапного формирования умственных действий) — одна из наиболее известных[1] теорий в советской и российской педагогической психологии, созданная Петром Яковлевичем Гальпериным[2]. Теория раскрывает механизмы, закономерности и условия формирования элементов психической деятельности.[3] Данная теория предусматривает раскрытие внутренней структуры действия, которая недоступна для прямого внешнего наблюдения, но объективно существует[4][5]. Теория планомерно-поэтапного формирования умственных действий включена в психологическую систему П. Я. Гальперина (так же известную как общепсихологическая концепция).[6]
2 — 4 октября 2012 г. состоялась международная научная конференция «Новая жизнь классической теории: к 110 – летию со дня рождения П. Я. Гальперина», на которой обсуждался вклад П. Я. Гальперина в психологическую науку, состояние его теории в наши дни, а также актуальные и теоретические проблемы практического использования научной концепции П. Я. Гальперина.[7]
Годом создания теории принято считать 1952 год, когда П. Я. Гальперин заявил о своей теории, представив её как «гипотезу формирования умственных действий»[8] Основу теории составило представление о существовании генетической зависимости между психическими операциями и внешними практическими действиями[9]. Данное положение предполагает, что мышление ребенка развивается через связь с предметной деятельностью (непосредственными манипуляциями с предметами). П. Я. Гальперин считал, что внешнее действие, постепенно превращается во внутренне действие, проходя при этом ряд последовательных этапов, каждый из которых составляет основу для последующего этапа.
Система планомерно-поэтапного формирования умственных действий включает четыре подсистемы:[10]
- условия формирования адекватной мотивации
- условия обеспечения приобретения действием требуемых свойств
- условия формирования полноценной ориентировочной основы действия
- условия, обеспечивающие перенос действия в умственный план
Этапы формирования умственных действий[править | править код]
Согласно теории П. Я. Гальперина в процессе формирования умственного действия можно выделить шесть этапов:[6][11]
- Этап мотивации (создание личностного отношения к усвоению действий).
- Формирование ориентировочной основы будущего действия. Ключевым моментом второго этапа является ознакомление на практике с составом будущего действия и итоговыми требованиями к действию
- Этап материальных (с реальными предметами) или материализованных (с предметами-заместителями) действий. На данном этапе происходит практическое освоение действия с использованием предметов.
- Этап внешнеречевых действий. На этом этапе действие продолжает осваиваться уже без опоры на реальные предметы. Начинается процесс интериоризации внешнего действия (перенесения во внутренний план). По мнению П. Я. Гальперина такой перенос действия в речевой план означает не просто его озвучивание, но его речевое выполнение.
- Этап внутренней речи про себя. На пятом этапе выполнение действия уже не требует внешней речи — процесс выполнения действия полностью переносится во внутреннюю речь (речь «про себя»).
- Этап умственных действий. На последнем этапе процесса формирования умственных действий завершается его переход во внутренний план (действие для своего выполнения уже не требует речевой основы). При этом действие подвергается существенным преобразованиям: оно сокращается, автоматизируется и уходит из сферы сознания.
На каждом из выделенных этапов действие выполняется изначально в развернутой форме, но постепенно «свертывается» (сокращается).
Система свойств человеческого действия[править | править код]
В ходе исследований проведенных П. Я. Гальпериным по теории планомерно-поэтапного формирования умственных действий, изучения феномена интериоризации внешних действий и создания модели, воспроизводящей искомый феномен, возникла объективная необходимость дальнейшей оценки качества сформированного действия. Для этого П. Я. Гальпериным была создана система свойств человеческих действий.[6]
Все свойства действия делятся две группы:
Первичные параметры действия, характеризующие любое человеческое действие:
- полнота свойств звеньев
- мера дифференцировки существенных отношений от несущественных
- уровень осуществления
- энергетические свойства (временные и силовые характеристики)
Вторичные параметры действия, представляющие собой результат интеграции первичных свойств:
- разумность — ориентация на полный состав действия и дифференциация существенных признаков от несущественных
- осознанность — разумность и вербализованность действия
- критичность — разумность действия, его осознанность и ориентировка на критерии качества действия
- мера освоения — помимо первых трех вторичных свойств учитывает требуемую скорость и энергозатратность действия
Теоретическое значение[править | править код]
- П.Я.Гальперин предложил единицу анализа психической жизни человека — целенаправленное осмысленное развивающееся человеческое действие.[12]
- Созданный П. Я. Гальпериным метод планомерно-поэтапного формирование умственного действия с заранее заданными свойствами стал орудием развития душевной жизни.[12]
- Создал новый подход к методу исследования – формирующий эксперимент.
- Создал систему контроля качества выполнения действия.[13]
Практическое значение[править | править код]
- Использование метода планомерно-поэтапного формирования значительно сокращает время формирования навыков при повышении их качества (способствует автоматизации действий на высшем уровне).[14]
- Данная теория может быть использована на практике на всех уровнях образования.
- На основании положений данной теории учениками и последователями П. Я. Гальперина было осуществлено множество прикладных проектов по совершенствованию содержания и процесса обучения.[15]
- ↑ Педагогическая психология / Под ред. Н.В.Клюевой. М., 2006.– с. 336-338
- ↑ Гальперин Петр Яковлевич // Психологический словарь журнала «Вопросы психологии»
- ↑ Большой психологический словарь / Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. М., 2003
- ↑ Шабельников В. К. Разгаданные и неразгаданные тайны формирования умственных действий // Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология. 2012. № 1 — с. 53-72.
- ↑ Психологи
- ↑ 1 2 3 Гальперин П. Я. Лекции по психологии / Под ред. и с предисл. А. И. Подольского. М., 2002.
- ↑ Программа Международной научной конференции «Новая жизнь классической теории: к 110-летию со дня рождения П.Я. Гальперина»
- ↑ Подольский А. И. Введение // Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология. 2012. № 1 — с. 5-10.
- ↑ Психология детства. Учебник. Под редакцией члена-корреспондента РАО А. А. Реана — СПб.: «прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003.
- ↑ Лидерс А. Г., Фролов Ю. И. Метод планомерного формирования в истории отечественной психологии // Культурно-историческая психология. 2006. № 2 — с. 60-67.
- ↑ Талызина Н. Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 1998.
- ↑ 1 2 Степанова М.А. П.Я.Гальперин и современная психология // Школьный психолог. 2003. №1.
- ↑ Гальперин П. Я. Лекции по психологии / Под ред. и с предисл. А. И. Подольского. М., 2002.
- ↑ Большой психологический словарь / Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. М., 2003
- ↑ Предисловие А.И.Подольского // П.Я.Гальперин Четыре лекции по психологии. М.: Книжный дом «Университет», 2000.
Читать онлайн «Атлас по психологии» автора Домашенко И А — RuLit
Интериоризация — процесс преобразования внешних, предметных действий во внутренние, умственные-
80
Интерференция навыков — ослабление новых навыков под влиянием ранее выработанных, обусловленное их сходством.
Кривая упражнений — графическое изображение в виде кривой количественных показателей успешности выполнения осваиваемого действия (затрачиваемого времени, количества ошибок) при его повторениях.
Мотив — то, что побуждает человека к деятельности и придает его деятельности осмысленность.
Навык — способ выполнения действий, ставший в результате упражнений автоматизированным.
Общение — взаимодействие двух или более людей, включающее обмен между ними информацией познава-
тельного или аффективно-оценочного характера.
Привычка — действие или элемент поведения, выполнение которых стало потребностью.
Труд — целесообразная деятельность человека, направленная на изменение и преобразование действительности для удовлетворения своих потребностей, создание материальных и духовных ценностей.
Умение — способность осознанно выполнить определенное действие. Составляет основу мастерства.
Учение — процесс приобретения и закрепления знаний и способов деятельности индивидом. У. является необходимым компонентом любой деятельности и представляет собой процесс изменения ее субъекта.
(ЧАСТНЫЕ АКТЫ ДЕЙСТВИЯ)
Рис. V.I. Сущность и структура деятельности
81
Рис. V.2. Факторы эффективности деятельности
Экстериоризация — переход от внутреннего, умственного плана действия к внешнему, реализуемому в форме приемов и действий с предметами.
Цель — то, что реализует человеческую потребность и выступает в качестве образа конечного результата деятельности.
Деятельность является необходимым условием формирования личности и в то же время зависит от уровня развития личности, выступающей как субъект этой деятельности.
В общем виде под деятельностью понимается активность живого организма, направленная на удовлетворение потребностей и регулирующая
осознанной целью. В процессе деятельности устанавливается тесное взаимодействие человека с окружающей средой.
Как конечный результат деятельности выступает цель, которая может представлять собой реальный предмет, создаваемый человеком, определенные знания, умения, навыки, творческий результат. Побудителем к деятельности выступает мотив. Именно мотив придает деятельности определенную специфику в отношении выбора средств и способов достижения цели. Мотивами могут быть разнообразные потребности, интересы, установки, привычки, эмоциональные состояния. Многообразие деятельности человека порождает и многобразие мотивов. В
82
зависимости от мотивов люди по-раз-ному относятся к своей деятельности. Цель деятельности не равнознач-
на ее мотиву, хотя иногда мотив и цель совпадают.
Сознательная деятельность челове-
ка коренным образом отличается от поведения животных. Эти отличия относятся к следующему: не обязательно связана с биологическими мотивами, не определяется только наглядными впечатлениями, формируется путем усвоения общественного опыта.
Деятельность имеет сложную структуру. В ней обычно выделяют несколько уровней: действия, операция, психофизиологические функции.
Действия — это процесс, направленный на реализацию цели. Они характеризуются рядом особенностей: первая особенность состоит в том, что действия в качестве необходимого компонента включают акт сознания в виде постановки и удержания цели. Вторая особенность действия — это одновременно и акт поведения, причем внешние действия неразрывно связаны с сознанием. Третья особенность — через понятие «действие» утверждается принцип активности. Четвертая особенность — действия могут быть внешние, привлеченные и внутренние умственные.
Предметные действия — это действия, направленные на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира. Они складываются из определенных движений.
Анализ многообразных предметных Действий показывает, что все они в большинстве случаев складываются из трех относительно простых: взять (поднять), переместить, опустить. Кроме того, в психологии принято выделять еще и другие виды Движений: речевые, соматические, выразительные, локомоторные и т. д.
Во всех случаях необходима координация движений и согласованность их друг с другом.
Умственные действия — разнообразные действия человека, выполняемые во внутреннем плане сознания. Экспериментально установлено что в умственное действие обязательно включены моторные двигательные компоненты.
Умственная деятельность человека часто делится на:
перцептивную, посредством которой формируется целостный образ восприятия предметов или явлений;
мнемическую, которая входит в состав деятельности запоминания, удерживания и припоминания какого-либо материала;
мыслительную, при помощи которой происходит решение мыслительных задач;
имажитивную (от image — образ), т. е. деятельность воображения в процессе творчества.
Всякая деятельность включает в себя и внутренний и внешний компоненты.
По своему происхождению внутренняя (умственная, психическая) деятельность производна от внешней (предметной). Первоначально совершаются предметные действия и лишь потом, по мере накопления опыта, человек приобретает способность совершать те же действия в уме, направленные в конечном счете вовне, на преобразование предметной действительности, подвергаются сами обратному преобразованию (экстериори-зация).
Неразрывная связь внешних и внутренних действий расширяет познавательные возможности человека, человек приобретает способность оперировать образами предметов, которые в данный момент отсутствуют в его поле зрения.
83
Рис. V.3. Блок-схема механизма координационного управления двигательным актом
Следующий уровень структуры деятельности — операции, каждое действие состоит из системы движений или операций,подчиненных определенной цели. Операции характеризуют частичную сторону выполнения действий, они мало осознаются или совсем не осознаются. Операции могут возникать в результате адаптации, непосредственного подражания или путем автоматизации действий.
На уровне психофизиологических функций обеспечивается физиологическое обеспечение процесса деятельности.
Механизм планирования, контроля и регулирования действий исследовали отечественные и зарубежные физиологи и психологи — ILK. Анохин, П.А. Бернштейн, Э.А. Афатян, У. Эшби и др. В их исследованиях показано, что цель всякого действия
84
Рис. V.4. Схема взаимодействия замкнутых контуров регулирования, участвующих в управлении движением
представлена в сознании в виде психологического образа — своеобразной неиропсихологической модели. Обратная связь обеспечивает корректировку действий по ходу его выполнения. Этот механизм, как указывал П.К. Анохин, назван акцептором действия.
П.А. Бернштейном был предложен совершенно новый принцип управления движениями; он назвал его принципом сенсорной, коррекции, имея в виду коррекции, вносимые в импуль-
сы на основе сенсорной информации о ходе движения. В связи с чем выделяет различные структурные элементы деятельности — умения, навыки, привычки.
Умения — это способы успешного выполнения действия, соответствующие целям и условиям деятельности. Умения всегда опираются на знания.
Навык — это полностью автоматизированные компоненты действий, сформированные в процессе упражне-
«Педагогика и психология» (вопросы для аттестации)
testent.ru стр. 831.03.2017
Аттестационные тесты по основам педагогики и психологии
1 вариант
1. Приемы воспитания – это:
A) часть общего метода
B) форма организации воспитания
C) средство воспитания
D) воспитывающие ситуации
E) критерии оптимизации
2. Основной метод воспитания
A) убеждение
B) слово учителя
C) приучение
D) упражнение
E) пример
3. Всеобщий метод формирования необходимых качеств называется:
A) гимнастика
B) воспитание
C) беседа
D) тренировка
E) упражнение
4. Логика воспитания:
A) проектирование, прогноз, диагностика, организация, контроль, анализ
B) анализ, проектирование, прогноз, диагностика, организация, контроль
C) анализ, проектирование, прогноз, диагностика, контроль, организация
D) диагностика, анализ, прогноз, проектирование, организация, контроль
E) анализ, диагностика, прогноз, проектирование, организация, контроль
5. Критерием эффективности воспитания являются
A) сформированность умений и навыков поведения в соответствии с возрастом воспитанников
B) противоречие между требованиями среды к человеку и его возможностями
C) формирование эстетического вкуса
D) воспитание художественного вкуса, улучшение эмоционального самочувствия
E) уровень профессиональной подготовки
6. Психологическое состояние затруднения, невозможность объяснить факт или решить задачу опорой на имеющиеся знания:
A) Низкий уровень знаний учащихся
B) Проблемная ситуация
C) Низкий уровень знаний учителя
D) Затруднения, возникшие в учебном процессе
E) Несоответствие знаний учащихся необходимым требованиям
7. Диалог как форма, принцип, средство обучения, он определяет цели и содержание обучения в технологии:
A) Л.В.Занкова
B) А.Г.Ривина
C) А.А. Амонашвили
D) Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова
E) В.С.Библера, С.Ю.Курганова
8. Учебная беседа, в ходе которой вопросы задают преимущественно ученики, — есть:
A) дискуссия
B) опрос
C) обсуждение
D) диалог
E) консультация
9. Привлечение всех органов чувств к восприятию учебного материала есть принцип
A) Прочности
B) Научности
C) Систематичности и последовательности
D) Доступности
E) Наглядности
10. Путь достижения цели и задач обучения:
A) Форма обучения
B) Методика обучения
C) Метод обучения
D) Способ обучения
E) Принцип обучения
11. Образовательные программы разрабатываются на основе:
A) концепций образования
B) программ развития образования
C) закона об образовании
D) учебников
E) образовательных стандартов
12. Отрасль педагогической науки, изучающая процесс обновления педагогической деятельности:
A) Инновационное обучение
B) Педагогическая инноватика
C) Инновационная деятельность
D) Инновационное образование
E) Педагогическая инновация
13. Этапы, необходимые для подготовки урока:
A) прогнозирование, тренировка, упражнения
B) планирование, ход урока, рефлексия
C) диагностика, прогнозирование, планирование
D) диагностика, планирование, мастерство проведения
E) прогнозирование, сбор учебной информации, гимнастика ума
14. Уровень притязаний характеризуется:
A) желаемым уровнем самооценки личности
B) особенность волевой сферы индивида, выражающаяся в стремлении поступать по своему
C) выбором субъектом цели очередного действия, формирующимся в результате переживания успеха или неуспеха ряда прошлых действий
D) свойство нервной системы, выражающее соотношение между возбуждением и торможением
E) уровнем трудности будущих действий
15. Компонент структуры личности
A) мышление
B) возраст
C) характер
D) память
E) пол
16. Раскрытие механизмов и закономерностей обучающего и воспитывающего воздействия на интеллектуальное и личностное развитие обучаемого является задачей
A) Педагогического менеджмента
B) Возрастной психологии
C) Педагогической психологии
D) Педагогики
E) Дидактики
17. Система внешних по отношению к субъекту условий, побуждающих и опосредствующих его активность — это
A) влияние педагога
B) педагогическая ситуация
C) условие воспитания
D) договор
E) педагогическая значимость
18. Основная побудительная сила развития человека:
A) Генотип
B) Воспитание
C) Научение
D) Обучение
E) Врождённые качества
19. Раздел педагогической психологии:
A) психология младшего школьника
B) психология воспитания
C) психология подростка
D) психология развития
E) психология юноши
20. Способность выполнять определенные действия с хорошим качеством и успешно справляться с деятельностью, включающей эти действия – это:
A) Интеракция
B) Знание
C) Привычка
D) Умение
E) Навык
2 вариант
1. Идея целостности воспитательного процесса на практике реализуется через:
A) культурологический подход
B) психологический подход
C) индивидуальный подход
D) комплексный подход
E) системный подход
2. Принцип параллельного воздействия в теории коллектива:
A) Сотрудничество семьи, школы, общественности
B) Взаимоотношения воспитателей и воспитанников
C) Влияние на воспитанника через коллектив
D) Влияние родителей и воспитателей на воспитанника
E) Влияние на волю, сознание и поведение воспитанника
3. Наказание:
A) Просьбы, стимулирование, добрые дела
B) Метод воспитания, проявляющийся в форме требования
C) Управление деятельностью ученика при помощи разнообразных повторяющихся дел
D) Способ воздействия на воспитанника с целью прекратить его отрицательные действия
E) Воздействие на знание учащихся с целью разъяснения фактов и явлений жизни
4. Воспитательный процесс – процесс:
A) взаимодействия
B) воздействия
C) рефлексии
D) обратного действия
E) действия
5. Основным признаком эффективности процесса воспитания являются:
A) знания, умения и навыки
B) индивидуальные особенности школьника
C) успеваемость
D) приспособление к условиям
E) поведение школьника
6. Рассмотрение педагогических технологий как части педагогической науки соответствует……….. аспекту их анализа
A) Частнонаучному
B) Частно-описательному
C) Процессуально-описательному
D) Описательно-действенному
E) Научному
7. Этап закрепления знаний и формирования умений на уроке предполагает
A) Учебную рефлексию и оценку качества работы на уроке
B) Систематизацию, обобщение, воспроизведение учебного материала по темам и разделам
C) Подачу учебного материала с активным привлечением учащихся
D) Определение степени усвоения изученного учебного материала
E) Выработку умений и навыков применения знаний
8. Наглядные методы обучения условно можно разделить на две группы:
A) Иллюстрация и демонстрация
B) Беседа и демонстрация
C) Семинар и наблюдение
D) Словесные и наглядные
E) Дискуссия и видеометод
9. Тип познавательной деятельности служит основанием для классификации:
A) Индуктивных и дедуктивных
B) Информационно-сообщающий, объяснительный, инструктивно-практический, побуждающий метод
C) Объяснительно-иллюстративных, репродуктивных, проблемного изложения, частично-поисковых и исследовательских методов
D) Словесных, наглядных и практических методов
E) Организации учебно-познавательной деятельности, стимулирования и мотивации, методы контроля и самоконтроля
10. Метод обучения:
A) Способ согласованной деятельности учителя и ученика, осуществляемой в установленном порядке и определенном режиме
B) Основополагающее требование к практической организации учебного процесса
C) Способ совместной деятельности учителя и учащихся, направленный на решение задач обучения
D) Управление процессом перехода от теории к практике в процессе обучения
E) Определение результативности обучения в единстве с условиями его протекания
11. Последовательность этапов процесса усвоения:
A) приобретение знаний – запоминание – применения на практике
B) постановка проблемы – выдвижение гипотезы – ее доказательство
C) ощущение – восприятие – осознание
D) восприятие – осмысление – закрепление – применение
E) запоминание – понимание – осмысление – обобщение
12. Нововведение в педагогическую деятельность:
A) Педагогическая инноватика
B) Инновационная деятельность
C) Инновационное образование
D) Педагогическая инновация
E) Инновационное обучение
13. Процесс получения информации о состоянии педагогического процесса с помощью совокупности методов, приемов, способов:
A) Педагогический мониторинг
B) Педагогическая диагностика
C) Педагогическая рефлексия
D) Педагогический менеджмент
E) Педагогический анализ
14. Стремление удовлетворить своекорыстные личные потребности и интересы безотносительно к потребностям и интересам других:
A) эгоизм
B) альтруизм
C) социолизация
D) деспотизм
E) центризм
15. Способность личности к приспособлению ко всему многообразию жизни при любых условиях:
A) совместимость
B) лидерство
C) адаптивность
D) пластичность
E) дезадаптация
16. Способности педагога, определяющие высокие результаты в любой деятельности:
A) вербальные
B) общие
C) специальные
D) невербальные
E) коммуникативные
17. Привлекательность учебного материала, вызывающая определенные чувства и способствующая успешности заучивания:
A) осмысленность знаний
B) важность усвоения
C) эмоциональные особенности
D) трудность выполнения
E) объем материала
18. Переход внешних предметных действий во внутренние умственные:
A) интериоризация
B) экстериоризация
C) валидность
D) активизация
E) сублимация
19. Особенности семейного воспитания, позиции в общности, атрибутов роли, статуса учреждения относятся к причинам затруднений педагогического общения:
A) статусно-позиционно-ролевым
B) индивидуально-психологическим
C) межличностно-социальным
D) этно-социокультурным
E) возрастно-индивидуальным
20. В соответствии с теорией П.Я. Гальперина, на данном этапе учащиеся выполняют действия в плане громкой речи:
A) мотивационный
B) материализованный
C) контрольный
D) внешнеречевой
E) ориентировочный
Читать онлайн Основы психологии страница 9
Рис. 1.5. Структура деятельности
фактам поведения можно отнести: 1) отдельные движения и жесты (например, поклон, кивок, сжимание руки), 2) внешние проявления физиологических процессов, связанных с состоянием, деятельностью, общением людей (например, поза, мимика, взгляды, покраснение лица, дрожь и т. п.), 3) действия, которые имеют определенный смысл, и, наконец, 4) поступки, которые имеют социальное значение и связаны с нормами поведения.
Поступок — действие, выполняя которое, человек осознает его значение для других людей, т. е. его социальный смысл.
Главной характеристикой деятельности является ее предметность. Под предметом имеется в виду не просто природный объект, а предмет культуры, в котором зафиксирован определенный общественно выработанный способ действия с ним. И этот способ воспроизводится всякий раз, когда осуществляется предметная деятельность. Другая характеристика деятельности — ее социальная, общественно-историческая природа. Самостоятельно открыть формы деятельности с предметами человек не может. Это делается с помощью других людей, которые демонстрируют образцы деятельности и включают человека в совместную деятельность. Переход от деятельности, разделенной между людьми и выполняемой во внешней (материальной) форме, к деятельности индивидуальной (внутренней) и составляет основную линию интериоризации, в ходе которой формируются психологические новообразования (знания, умения, способности, мотивы, установки и т. д.).
Введение в психологию
Деятельность всегда носит опосредованный характер. В роли средств выступают орудия, материальные предметы, знаки, символы (интериоризованные, внутренние средства) и общение с другими людьми. Осуществляя любой акт деятельности, мы реализуем в нем определенное отношение к другим людям, если они даже реально и не присутствуют в момент совершения деятельности.
Человеческая деятельность всегда целенаправленна, подчинена цели как сознательно представляемому запланированному результату, достижению которого она служит. Цель направляет деятельность и корректирует ее ход.
Деятельность — не совокупность реакций, а система действий, сцементированных в единое целое побуждающим ее мотивом. Мотив — это то, ради чего осуществляется деятельность, он определяет смысл того, что делает человек. Базовые знания о деятельности, мотивах, навыках представлены в схемах.
Наконец, деятельность всегда носит продуктивный характер, т. е. ее результатом являются преобразования как во внешнем мире, так и в самом человеке, его знаниях, мотивах, способностях и т. д. В зависимости от того, какие изменения играют главную роль или имеют наибольший удельный вес, выделяются разные типы деятельности (трудовая, познавательная, коммуникативная и т. п.).
Деятельность человека имеет сложное иерархическое строение. Она состоит из нескольких уровней: верхний уровень — уровень особых видов деятельности, затем уровень действий, следующий — уровень операций, и наконец, самый низкий — уровень психофизиологических функций.
Действие — основная единица анализа деятельности. Действие — это процесс, направленный на достижение цели.
Действие включает в качестве необходимого компонента акт сознания в виде постановки цели, и в то же время действие — это одновременно и акт поведения, реализуется через внешние действия в неразрывном единстве с сознанием. Через действия человек проявляет свою активность, стараясь достигнуть поставленной цели с учетом внешних условий.
Действие имеет подобную деятельности структуру: цель — мотив, способ — результат. Различают действия: сенсорные (действия по восприятию объекта), моторные (двигательные действия), волевые, мыслительные, мнеми-ческие (действия памяти), внешние предметные (действия
Ц2
направлены на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира) и умственные (действия, выполняемые во внутреннем плане сознания). Выделяют следующие компоненты действия: сенсорные (чувственные), центральные (мыслительные) и моторные (двигательные) (рис. 1.6).
Рис. 1.6. Компоненты действия и их функция
Всякое действие представляет собой сложную систему, состоящую из нескольких частей: ориентировочная (управляющая), исполнительная (рабочая) и контрольно-корректировочная. Ориентировочная часть действия обеспечивает отражение совокупности объективных условий, необходимых для успешного выполнения данного действия. Исполнительная часть осуществляет заданные преобразования в объекте действия. Контрольная часть отслеживает ход выполнения действия, сопоставляет полученные результаты с заданными образцами и при необходимости обеспечивает коррекцию как ориентировочной, так и исполнительной частей действия.
Операцией называется конкретный способ выполнения действия. Характер используемых операций зависит от условий, в которых совершается действие, и опыта человека. Операции обычно мало осознаются или совсем не осознаются человеком, т. е. это уровень автоматических навыков.
Говоря о том, что человек осушествляет какую-то деятельность, нельзя забывать, что человек представляет собой организм с высокоорганизованной нервной системой, развитыми органами чувств, сложным опорно-двигательным
из
Введение в психологию
аппаратом, психофизиологическими функциями, которые являются и предпосылками и средствами деятельности.
Например, когда человек ставит перед собой цель что-то запомнить, он может использовать разные действия и приемы запоминания, но эта деятельность опирается на имеющуюся мнемическую психофизиологическую функцию: ни одно из действий заучивания не привело бы к желаемому результату, если бы человек не обладал мнемической функцией. Психофизиологические функции составляют органический фундамент процессов деятельности.
Сенсомоторные процессы — это процессы, в которых осуществляют связь восприятия и движения. В этих процессах различают четыре психических акта: 1) сенсорный момент реакции — процесс восприятия; 2) центральный момент реакции — более или менее сложные процессы, связанные с переработкой воспринятого, иногда различием, узнаванием, оценкой и выбором; 3) моторный момент реакции — процессы, определяющие начало и ход движения; 4) сенсорные коррекции движения (обратная связь).
Идеомоторные процессы связывают представление о движении с выполнением движения. Проблема образа и его роли в регуляции моторных актов — центральная проблема психологии правильных движений человека.
Эмоционально-моторные процессы — это процессы, связывающие выполнение движений с эмоциями, чувствами, психическими состояниями, переживаемыми человеком.
Интериоризация — это процесс перехода от внешнего, материального действия к внутреннему, идеальному действию.
Экстериоризация — это процесс превращения внутреннего психического действия во внешнее действие.
Основные виды деятельности, обеспечивающие существование человека и формирование его как личности, — это общение, игра, учение и труд.
Уже отмечалось, что наши потребности толкают нас к действию, к активности. Потребность — это переживаемое человеком состояние нужды в чем-либо. Состояния объективной нужды организма в чем-то, что лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования, и называются потребностями. Голод, жажда, или потребность в кислороде — первичные потребности, удовлетворение которых жизненно важно для всех живых существ. Любое нарушение в балансе сахара, воды, кислорода или какого-либо другого нужного организму компонента автоматически приводит к появлению соответствующей потребности и к возникновению биологического импульса, который как бы толкает человека к его удовлетворению. Возникшее таким образом первичное побуждение вызывает серию координированных действий, направленных на восстановление равновесия.
Поддержание равновесия, при котором организм не испытывает никаких потребностей, называется гомеостазом. Отсюда гомеостатическое поведение — это такое поведение, которое направлено на устранение мотивации путем удовлетворения вызвавшей его потребности. Часто поведение человека вызывается восприятием определенных внешних объектов, действием каких-либо внешних раздражителей. Восприятие определенных внешних объектов играет роль стимула, который может быть таким же сильным и значительным, как и само внутреннее побуждение. Потребность в движении, в получении новой информации, новых стимулов (познавательная потребность), новых эмоций позволяет организму поддерживать оптимальный уровень активации, который позволяет ему функционировать наиболее эффективно. Эта потребность в стимулах изменяется в зависимости от физиологического и психического состояния человека.
интериоризация — это… Что такое интериоризация?
ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ (с. 282) (от франц. interiorisation — переход извне внутрь, от лат. interior — внутренний) — формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности. Данный термин используется представителями разных направлений и школ в психологии — в соответствии с их пониманием механизмов развития психики. Для отечественной науки, в частности культурно-исторической теории развития высших психических функций и оформившегося на ее основе деятельностного подхода, понятие интериоризации выступает одним из ключевых.
В научный лексикон понятие интериоризации было введено представителями французской социологической школы (Э.Дюркгейм и др.). В их работах оно связывалось с понятием социализации и означало заимствование основных категорий индивидуального сознания из сферы общественных представлений; перенос общественного сознания в индивидуальное, при котором менялось местонахождение, но не природа явления. В близком по смыслу значении оно использовалось французским психологом П.Жане, позднее А.Валлоном и др.
Ж.Пиаже в своей операциональной теории развития интеллекта подчеркивал роль интериоризации в образовании операций, сочетании обобщенных и сокращенных, взаимообратных действий. В плане восприятия, в поле внешних предметов каждое действие направлено только к своему результату, оно исключает одновременное противоположное. Только в идеальном плане можно построить схему двух таких действий и вывести из их взаимопогашающих результатов «принцип сохранения» основных свойств вещей, основные константы предметного мира. Но образование такого внутреннего плана не составляло в теории Пиаже самостоятельную проблему, а выступало естественным следствием развития мышления: до известного «умственного возраста» ребенок способен проследить изменение объекта только в одном направлении, а с приближением к этому возрасту начинает улавливать и другие изменения, одновременные и возмещающие первые. Тогда ребенок начинает увязывать их и приходит к более широким схемам действий, к «операциям» и к выделению различных констант физических величин. Для Пиаже интериоризация — явление вторичное от логического развития мышления и означает создание плана идеальных, собственно логических конструкций.
Любопытно, что в современных англоязыгчных психологических словарях нет термина интериоризация, самым близким по значению и звучанию является понятие интврнализация, которое используется и в психоанализе. Для психоаналитиков интериоризация — это психический процесс или ряд процессов, посредством которых взаимоотношения с реальными или воображаемыми объектами преобразуются во внутренние представления и структуры. Данное понятие используется для обобщенного описания процессов поглощения, интроекции и идентификации, посредством которых межличностные отношения становятся внутриличностными, воплощенными в соответствующие образы, функции, структуры, конфликты. В современном психоанализе проблема интериоризации является дискуссионной, в специальной литературе (Р.Шафер, У.Мейснер, Г.Левальд и др.) активно обсуждается вопрос о том, являются ли поглощение, интроекция и идентификация различными ступенями, уровнями интериоризации, имеют ли они какую-либо иерархию, либо все эти процессы идентичны и осуществляются параллельно друг другу.
Принципиальное значение понятие интериоризации получило в культурно-исторической теории Л.С.Выготского, где оно рассматривается как преобразование внешней предметной деятельности в структуру внутреннего плана сознания. При этом Выготский преимущественно пользовался термином вращивание (синоним интериоризации), под которым понимал превращение внешних средств и способов деятельности во внутренние, развитие внутренне опосредованных действий из действий внешне опосредованных.
Одно из основных положений теории Выготского состояло в том, что всякая подлинно человеческая форма психики первоначально складывается как внешняя социальная форма общения между людьми и только затем, в результате интериоризации, становится психическим процессом отдельного индивида. Именно в этом переходе от внешних, развернутых, коллективных форм деятельности к внутренним, свернутым, индивидуальным формам ее выполнения, то есть в процессе интериоризации, преобразования интерпсихического в интрапсихическое осуществляется психическое развитие человека.
А.Н.Леонтьев в своих трудах конкретизировал и развил ряд положений Выготского. В частности, он ввел в психологию положение о том, что индивид присваивает достижения предшествующих поколений.
В своих работах Леонтьев последовательно проводит мысль о том, что принципиальное и ключевое значение для понимания развития психики ребенка имеет изучение процесса преобразования его внешней совместной деятельности в индивидуальную, регулируемую внутренними образованиями, то есть изучение интвриоризации совместной деятельности и связанных с нею психических функций. Необходимость интериоризации определяется тем, что центральное содержание развития ребенка — это присвоение им достижений исторического развития человечества, которые первоначально выступают перед ним в форме внешних предметов и столь же внешних словесных знаний. Их специфическое общественное значение ребенок может отразить в своем сознании лишь путем осуществления по отношению к ним деятельности, адекватной той, что в них воплощена и опредмечена.
Ребенок самостоятельно выработать и выполнить эту деятельность не может. Она всегда должна строиться окружающими людьми во взаимодействии и общении с ребенком, то есть во внешней совместной деятельности, в которой развернуто представлены действия. Их выполнение позволяет ребенку присвоить связанные с ними значения. В дальнейшем самостоятельное продвижение мысли ребенка возможно лишь на основе уже интериоризованного исторического опыта.
Такое понимание необходимости и сущности интериоризации внутренне связано с теорией развития психики человека, согласно которой это развитие происходит не через проявление врожденного и наследственного видового поведения, не через его приспособление к изменчивой среде, а путем присвоения индивидами достижений человеческой культуры.
Эти положения теории Леонтьева служат существенной конкретизацией общего генетического закона психического развития ребенка, сформулированного Выготским.
Данные теоретические построения Леонтьева получили конкретно-психологическое отражение в понимании процессов обучения и воспитания. По мнению Леонтьева, для построения у ребенка мыслительного действия первоначально его содержание следует дать во внешней предметной (или экстериоризованной) форме, а затем путем ее преобразования, обобщения и сокращения с помощью речи (т.е. путем интериоризации) превратить это действие в собственно умственное.
Иными словами, знания могут быть полноценно усвоены ребенком только при выполнении им определенных предметных и умственных действий, которые специально у него формируются. Вместе с тем при осуществлении действий, нацеленных на решение определенных задач, человек овладевает не только конкретными знаниями, но и соответствующими психическими способностями и способами поведения. В этом и состоит основная идея деятельностного подхода к процессам обучения и воспитания.
Согласно Леонтьеву, всякое понятие есть продукт деятельности, именно поэтому понятие не может быть передано учащемуся, ему нельзя научить. Но можно организовать, построить адекватную понятию деятельность.
Этапы усвоения умственных действий и понятий были тщательно изучены и описаны П.Я.Гальпериным. Одним из ключевых объяснительных терминов теории поэтапно-планомерного формирования умственных действий и понятий явился термин интериоризации. По мнению Гальперина, первоначально развернутое материальное действие в процессе интериоризации обобщается, сокращается и на заключительной ее стадии (в умственном плане) приобретает характер психического процесса.
Исследования Гальперина изменили представления о природе «внутреннего плана» и процессе интериоризации: ему удалось показать, что умственный план — не пустой сосуд, в который нечто помещается, умственный план образуется, формируется в ходе и результате интериоризации. Этот процесс совершается по-разному: вначале, когда умственный план только формируется (это обычно младший школьный возраст), и потом, когда новое умственное действие образуется на основе сложившегося умственного плана и присоединяется к системе прежних умственных действий. Но главное, подчеркивал Гальперин, что перенос в умственный план есть процесс его формирования, а не простое пополнение новым содержанием.
Формирование умственного действия не заканчивается переходом в умственный план. Не самый переход в умственный план, а лишь дальнейшие изменения действия превращают его в новое, конкретное, частное психическое явление. По мнению Гальперина, изучение поэтапного формирования умственных действий и понятий впервые раскрывает значение «перехода извне внутрь» как условия преобразования непсихического явления в психическое.
Несмотря на то, что Гальперин активно использовал термин интериоризация, он видел его ограниченность и односторонность. Он считал, что понимание интериоризации как перехода извне внутрь не более чем метафора, потому что подчеркивает одну сторону, а именно происхождение извне, и совершенно не указывает, что переходит, т.е. собственно психологическое содержание.
Проблема интериоризации затрагивалась также в работах С.Л.Рубинштейна. В психологических кругах хорошо известна его критика Гальперина за понимание интериоризации как механизма образования внутренней психической деятельности из внешней материальной. Он считал, что интериоризация — не «механизм», а лишь результат, характеристика .направления, в котором идет процесс: интериоризация ведет не от материальной внешней деятельности, лишенной внутренних психических компонентов, а от одного способа существования психических процессов — в качестве компонента внешнего практического действия — к другому способу их существования, относительно независимому от внешнего материального действия.
По всей видимости, между всеми рассмотренными психологическими концепциями существуют не противоречия, а различия, не содержательные расхождения, а анализ разных аспектов сложного явления интериоризации.
Это свидетельствует о неоднозначности понятия интериоризации. Однако терминологическая сложность не мешает построению многочисленных психологических исследований с опорой на механизмы интериоризации. В частности, описанные Гальпериным этапы усвоения умственных действий и понятий (материальныйматериализованный, внешнеречевой, внутреннеречевой, умственный) не только получили экспериментальное подтверждение, но и активно используются в практике обучения. Разработка вопросов содержания образования (чему учить) и организации процессов усвоения (как учить), а также диагностика уже имеющихся у ребенка умственных действий на основе теории Гальперина успешно проводится не только психологами, но и педагогами.
Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо. С.С. Степанов. 2005.
Персональный сайт — Тест 7. Психическое развитие
Тест 7. Психическое развитие
1. Развитие организма человека называется:
а) онтогенезом;
б) филогенезом;
в) социогенезом;
г) антропогенезом.
2. Развитие человека как вида называется:
а) онтогенезом;
б) филогенезом;
в) социогенезом;
г) антропогенезом.
3. Термин «онтогенез» был введен:
а) Э. Геккелем;
б) Л.С. Выготским;
в) У. Джемсом;
г) Г. Гегелем.
4. Психическая закономерность – это связи и отношения (как правило, вероятностные), в рамках которых развивается и функционирует психика людей. Такие связи и отношения являются:
а) временными;
б) однозначными;
в) формальными;
г) устойчивыми.
5. Научное положение о закономерном проявлении филогенеза в онтогенезе принято называть законом:
а) биогенетическим;
б) развития;
в) социогенетическим;
г) психосоциальным.
6. Биогенетический закон обосновал:
а) Г. Гегель;
б) Э. Геккель;
в) Л.С. Выготский;
г) В. Вундт.
7. С точки зрения материализма из биогенетического закона вытекает:
а) признание предопределенности хода психического развития ребенка;
б) учет конкретно-исторического характера психического развития ребенка;
в) зависимость характера психического развития от форм и способов взаимодействия ребенка с окружающим миром;
г) нарушение вариативности хода психического развития ребенка.
8. Концепцию стадийного развития личности не принимал:
а) З. Фрейд;
б) Э. Эриксон;
в) Ж. Пиаже;
г) Б. Скиннер.
9. Понятие «зона ближайшего развития» введено:
а) Ж. Пиаже;
б) Дж. Брунером;
в) Л.С. Выготским;
г) А.Н. Леонтьевым.
10. Расхождение в уровнях трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно и под руководством взрослого, называется:
а) уровнем актуального развития;
б) зоной ближайшего развития;
в) зоной саморазвития;
г) зоной неопределенности.
11. Деятельность, с которой на данном этапе развития связано появление важнейших психических новообразований и в русле которой развиваются другие виды деятельности, называется:
а) основной;
б) ориентировочной;
в) ведущей;
г) исполнительной.
12. В подростковом возрасте ведущей является деятельность:
а) предметно-манипулятивная;
б) интимно-личностная;
в) учебная;
г) учебно-профессиональная.
13. В младшем школьном возрасте ведущей является деятельность:
а) предметно-манипулятивная;
б) сюжетно-ролевая;
в) интимно-личностная;
г) учебная.
14. Понятие «ведущая деятельность» впервые было использовано:
а) Л.С. Выготским;
б) Д.Б. Элькониным;
в) А.Н. Леонтьевым;
г) С.Л. Рубинштейном.
15. При изучении в плане формирования общественно ценных психических новообразований к проблеме ведущей деятельности обычно подчеркивается подход:
а) физиологический;
б) психофизиологический;
в) психологический;
г) педагогический.
16. Временной диапазон, наиболее чувствительный и благоприятный для развития той или иной функции, той или иной способности человека, принято называть периодом:
а) сенситивным;
б) кризисным;
в) сенсорным;
г) сенсибильным.
17. Возрастной кризис относится к процессам:
а) аномальным;
б) нормативным;
в) асоциальным;
г) алогичным.
18. В теории формирования умственных действий и понятий выделяются:
а) 4 этапа;
б) 5 этапов;
в) 6 этапов;
г) 7 этапов.
19. Игру как деятельность, где складывается и совершенствуется управление поведением, определил:
а) Л.С. Выготский;
б) К. Гросс;
в) Д.Б. Эльконин;
г) Б.Д. Эльконин.
20. Планомерное формирование умственных действий и понятий является разновидностью:
а) проективного эксперимента;
б) экспериментально-генетического исследования;
в) ассоциативного эксперимента;
г) корреляционного исследования.
21. Процесс перехода от внешней предметной деятельности к ее внутреннему (идеальному) плану называется:
а) интериоризацией;
б) экстериоризацией;
в) интерференцией;
г) интеракцией.
22. Процесс превращения результатов внутренних (психических) действий в их материальный продукт называется:
а) интериоризацией;
б) экстериоризацией;
в) интерференцией;
г) интроспекцией.
23. Процесс накопления опыта личностью путем переноса внешних элементов предметной деятельности и общения во внутренний план называется:
а) воспитанием;
б) экстериоризацией;
в) интериоризацией;
г) научением.
24. Переход от деятельности, разделенной между людьми и выполняемой во внешней (материальной) форме, к деятельности индивидуальной (внутренней) составляет суть:
а) экстериоризации;
б) интериоризации;
в) интерференции;
г) интроспекции.
25. Интериоризация занимает особое место в работах:
а) В. Штерна;
б) А. Гезелла;
в) В. Вундта;
г) Ж. Пиаже.
26. Интериоризация как особый механизм развития психики не изучается при анализе деятельности в плане:
а) генетическом;
б) структурно-функциональном;
в) динамическом;
г) статичном.
27. Содержание педологии относительно развития ребенка составляет подход:
а) атомистический;
б) микроструктурный;
в) акмеологический;
г) комплексный.
28. Ценным в педологии является стремление изучать развитие ребенка в условиях:
а) комплексного подхода;
б) деятельностного подхода;
в) практической направленности на диагностику психического развития;
г) кибернетического подхода.
29. Рассмотрение ребенка как целостного существа в различных его проявлениях по отношению к окружающему миру – основное требование такого подхода к изучению развития личности, как:
а) поведенческий;
б) деятельностный;
в) системный;
г) интегральный.
30. Психическая активность человека имеет несколько измерений, размерностей, аспектов, уровней, инстанций и т. п. согласно такому подходу исследования личности, как:
а) когнитивный;
б) гуманистический;
в) системный;
г) интегральный.
31. По А.Ф. Лазурскому, в личностной зрелости взрослого выделяются:
а) 3 уровня;
б) 4 уровня;
в) 5 уровней;
г) 6 уровней.
32. Адаптацию в качестве одного из главных процессов интеллектуального развития ребенка рассматривает:
а) Дж. Брунер;
б) П. Жане;
в) Ж. Пиаже;
г) Л.С. Выготский.
33. Теория интеллектуального развития Ж. Пиаже отражает такой подход к развитию личности, как:
а) когнитивный;
б) поведенческий;
в) гуманистический;
г) деятельностный.
34. По Ж. Пиаже, стадия конкретных операций характерна для возраста:
а) от рождения до 2 лет;
б) от 2 до 7 лет;
в) от 7 до 11 лет;
г) от 11 до 15 лет.
35. По Ж. Пиаже, то, что дети учатся мысленно совершать действия, которые раньше они выполняли только руками, характерно для стадии:
а) сенсомоторной;
б) предоперационной;
в) конкретных операций;
г) формальных операций.
36. З. Фрейд утверждал, что душевное развитие отдельного человека сокращенно повторяет ход развития всего человечества, опираясь на закон:
а) антропологический;
б) психосоциальный;
в) биогенетический;
г) социогенетический.
37. З. Фрейд в психосексуальном развитии выделил:
а) 4 стадии;
б) 5 стадий;
в) 6 стадий;
г) 7 стадий.
38. Согласно психосексуальной концепции развития З. Фрейда для возраста от 4 до 5 лет характерна стадия:
а) анальная;
б) фаллическая;
в) латентная;
г) генитальная.
39. По З. Фрейду, то, что либидо не концентрируется на какой-то определенной части тела или органе, а сексуальные потенции как бы дремлют в состоянии бездействия, покоя, характерно для такой стадии психосексуального развития, как:
а) анальная;
б) фаллическая;
в) латентная;
г) генитальная.
40. Э. Эриксон в развитии личности выделил:
а) 6 стадий;
б) 7 стадий;
в) 8 стадий;
г) 9 стадий.
41. Э. Эриксон считал, что конфликт между пониманием принадлежности к определенному полу и непониманием форм поведения, соответствующих данному полу, характерен для возраста:
а) 5–8 лет;
б) 8—12 лет;
в) 12–18 лет;
г) 18–30 лет.
42. … стадии личностного развития, по Э.Эриксону, совпадают с представлениями Д.Б. Эльконина и других отечественных психологов:
а) 1 и 2;
б) 2 и 3;
в) 3 и 4;
г) 4 и 5.
43. По Э. Эриксону, стадия средней взрослости охватывает возраст:
а) от 11 до 20 лет;
б) от 20 до 40–45 лет;
в) от 40–45 до 60 лет;
г) свыше 60 лет.
44. По Э. Эриксону, стремление к контактам с людьми, желание посвятить себя другим людям наиболее характерны для стадии:
а) половой зрелости;
б) ранней взрослости;
в) средней взрослости;
г) поздней взрослости.
45. Согласно периодизации возрастного развития Э. Эриксона четвертый кризис развития:
а) соответствует игровому периоду;
б) переживается в младшем школьном возрасте;
в) связан с поисками половой идентификации;
г) соответствует периоду подросткового развития.
46. Л.Кольберг называет уровень нравственного развития, на основании которого люди приспосабливаются к правилам и принципам, выработанным другими, уровнем:
а) преднравственным;
б) конвенциональным;
в) постконвенциональным;
г) самоуважения.
47. По Л. Кольбергу, конвенциональный уровень нравственного развития характерен для возраста:
а) от 4 до 10 лет;
б) от 10 до 13 лет;
в) от 13 до 18 лет;
г) от 18 до 25 лет.
48. По Л. Кольбергу, личность, сообразующая свои поступки с одобрением другими людьми, находится:
а) на преднравственном уровне развития;
б) на конвенциональном уровне развития;
в) на постконвенциональном уровне развития;
г) на уровне самоуважения.
49. По Л. Кольбергу, большинство взрослых людей не достигают:
а) преднравственного уровня развития;
б) конвенционального уровня развития;
в) постконвенционального уровня развития;
г) уровня самоуважения
50. Понятие «ведущая деятельность» было впервые выдвинуто в качестве критерия периодизации психического развития и показателя психологического возраста ребенка:
а) Л.С. Выготским;
б) Д.Б. Элькониным;
в) А.Н. Леонтьевым;
г) С.Л. Рубинштейном.
51. Рассматривать каждый психологический возраст на основе следующих критериев: социальная ситуация развития, основной или ведущий тип деятельности ребенка в данный период, основные новообразования развития, кризисы как переломные точки на кривой детского развития предложил…
а) Л.С. Выготский;
б) Д.Б. Эльконин;
в) А.Н. Леонтьев;
г) Э. Эриксон;
д) Ж. Пиаже;
е) З. Фрейд.
52. Закон чередования, периодичности разных типов деятельности: за деятельностью одного типа, ориентации в системе отношений следует деятельность другого типа, в которой происходит ориентация в способах употребления предметов, предложил…
а) Л.С. Выготский;
б) Д.Б. Эльконин;
в) А.Н. Леонтьев;
г) Э. Эриксон;
д) Ж. Пиаже;
е) З. Фрейд.