Планирование в экономики в: 9 принципов экономического планирования деятельности производства – Лекция 1 Роль и значение планирования в экономике. Планирование на предприятии: конспект лекций

Автор: | 20.11.2017

Содержание

Лекция 1 Роль и значение планирования в экономике. Планирование на предприятии: конспект лекций

Лекция 1 Роль и значение планирования в экономике

1.1. Сущность и функции рыночного планирования

Планирование как общее понятие – это процесс моделирования вариантов развития объекта (явления) на определенный период, оценки, сравнения, выбора и разработки промежуточных и конечных показателей реализации плана.

Как справедливо отметил профессор Токийского университета Сабуро Окито, автор плана удвоения национального дохода Японии, «любое крупное преобразование должно быть тщательно подготовлено, т. е. ему должна предшествовать разработка плана или программы преобразований». Это положение можно отнести к любому уровню управления народным хозяйством – к национальной экономике в целом, отрасли, предприятию, фирме, организации.

Экономическое планирование на предприятии – это способ моделирования развития предприятия, показателей среды его деятельности: производства и поставок продукции, потребления и использования ресурсов, рынка продукции и цен, затрат и результатов, денежных потоков и эффективности функционирования.

Результат планирования – оформленный и утвержденный руководством предприятия план.

План – это разработанный на определенный период процесс реализации мероприятия (вида деятельности, технологии, развития предприятия), включающий его цели, содержание и показатели.

Планирование на предприятии подчинено целевым установкам (ориентирам), которые наряду с конечной целью максимального извлечения прибыли включают и другие, например:

   • увеличение объема и улучшение структуры продаж;

   • повышение эффективности выпускаемой продукции, ее номенклатуры и ассортимента;

   • повышение технического уровня производственных фондов и технологических процессов;

   • снижение негативного влияния предприятия на окружающую среду и ликвидация его последствий;

   • улучшение структуры капитала;

   • улучшение оплаты труда и повышение его эффективности;

   • повышение эффективности использования природных и материальных ресурсов и т. д.

Таким образом, сущность планирования заключается в научном обосновании предстоящих экономических целей развития и форм хозяйственной деятельности; выборе наилучших способов их осуществления на основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов, объемов и сроков выпуска товаров, выполнения работ и оказания услуг и установления таких показателей их производства, распределения и потребления, которые при полном использовании ограниченных производственных ресурсов могут привести к достижению ожидаемых в будущем качественных и количественных результатов.

О важности функции планирования в фирмах в западной литературе по бизнесу приводится такое утверждение: «Планирование – не самое главное, планирование – это все».

Процесс планирования проходит обычно несколько стадий (этапов). Принято выделять четыре основных этапа планирования: разработка общих целей, определение конкретных задач, выбор основных путей и средств их достижения, контроль за их исполнением.

1.2. Планирование как функция управления предприятием

Планирование внутрифирменной деятельности является на предприятии важной функцией управления производством. Применяемая в современном менеджменте классификация общих управленческих функций была впервые сформулирована его основателями Ф. Тейлором, А. Файолем, Г. Эмерсоном и дополнена многими зарубежными и отечественными учеными. Она представляет собой систему организационно-управленческих функций, каждая из которых непосредственно относится к плановой деятельности всех фирм и предприятий: обоснование цели, формирование стратегии, планирование работы, проектирование операций, организация процессов, координация работ, мотивирование деятельности, контроль за ходом работ, оценка результатов, корректировка цели, изменение планов и т. п.

Рыночное планирование как целенаправленная внутрихозяйственная деятельность позволяет рассматривать одновременно множество взаимосвязанных экономических, социальных, организационных, инвестиционных, управленческих и других проблем как единую целостную систему. Поэтому планирование на предприятии служит основой организации и управления производством, является нормативной базой для выработки и принятия рациональных организационных и управленческих решений.

План является руководством к действию, к исполнению. Он используется для утверждения предпринимательской идеи, ее перспективности, для обоснования финансового оздоровления предприятия и реальности возврата полученных кредитов с целью пополнения оборотных средств. Причем план необходим не только крупным и средним, но и малым предприятиям.

Руководители предприятия должны учитывать, что планирование – это экономический метод управления, выступающий как основное средство использования экономических законов в процессе хозяйствования. Планирование базируется на данных прошлого, но стремится определить и контролировать развитие предприятия в перспективе.

1.3. Виды и содержание внутрифирменного планирования

Внутрифирменное планирование позволяет соединять в общей экономической системе взаимные интересы государства, отдельных предприятий, корпораций или фирм и домашних хозяйств.

Между внутрихозяйственным планированием и государственным регулированием существует механизм экономического взаимодействия, основанный на свободных рыночных отношениях, равновесии спроса и предложения. На взаимодействии спроса и предложения построена не только система рыночного саморегулирования, но и теория планирования экономического развития, в том числе и на уровне предприятий (фирм).

Таким образом, планирование на предприятии является важнейшей составной частью свободной рыночной системы, ее основным саморегулятором. Взаимодействуя на микроуровне с такими экономическими науками, как маркетинг, организация производства, управление предприятием и многими другими, внутрипроизводственное планирование позволяет находить ответы на фундаментальные вопросы рыночной экономики. Это главные вопросы современного рынка, определяющие в сущности основное содержание внутрихозяйственного планирования и всей рыночной экономики в целом; они заключаются в следующем:

1. Какую продукцию, товары или услуги следует производить на предприятии?

2. Сколько продукции выгодно предприятию производить и какие экономические ресурсы следует использовать?

3. Как эту продукцию надо производить, какую технологию применять и как организовать производство?

4. Кто будет потреблять производимую продукцию, по каким ценам ее можно продавать?

5. Как предприятие может приспособиться к рынку и как оно будет адаптироваться к внутренним и внешним изменениям рынка?

Из этих фундаментальных вопросов, поставленных перед рыночной экономикой, вытекает, что основным объектом внутрихозяйственного планирования на предприятиях служит взаимосвязанная система планово-экономических показателей, характеризующих процесс производства, распределения и потребления товаров и ресурсов.

В отечественной хозяйственной практике всегда было принято выделять два основных вида внутрифирменного планирования: технико-экономическое и оперативно-производственное.

Технико-экономическое планирование предусматривает разработку целостной системы показателей развития техники и экономики предприятия в их единстве и взаимозависимости как по месту, так и по времени действия. В ходе данного этапа планирования обосновываются оптимальные объемы производства, выбираются необходимые производственные ресурсы, устанавливаются рациональные нормы их использования, определяются конечные финансово-экономические показатели и т. п.

Оперативно-производственное планирование представляет собой последующее развитие и завершение технико-экономических планов предприятия. На данном этапе планирования устанавливаются текущие производственные задания отдельным цехам, участкам и рабочим местам, осуществляются разнообразные организационно-управленческие воздействия с целью корректировки процесса производства и т. п.

В ходе внутрифирменного планирования и в процессе выполнения плановых показателей возникает необходимость не только оценки правильного выбора основной цели развития того или иного подразделения предприятия, но и степени достижения запланированной цели. Однако стратегические и оперативные цели могут быть различными как на разных предприятиях, так и на одном и том же предприятии в разные периоды развития. В зависимости от вида и величины предприятия, его места и роли на рынке, состава и профессионализма персонала и других конкретных факторов внутрифирменное планирование выполняет различные функции. К важнейшим функциям внутрифирменного планирования относятся:

1. План как экономический прогноз

. Руководство предприятия независимо от его вида и назначения должно знать, какие объемы производства и экономические результаты оно может запланировать на предстоящий период деятельности. При этом одни группы специалистов предусматривают минимальные планы, другие – завышенные показатели. К тому же во многих случаях необходимо знать, какие экономические ресурсы, в каких количествах и когда понадобятся предприятию. Иными словами, всякий план как предстоящий прогноз должен быть соответствующим образом обоснован.

2. План как основа контроля деятельности . По мере выполнения запланированных показателей предприятие должно регистрировать полученные фактические результаты. Сравнивая фактические показатели с запланированными, можно осуществлять текущий бюджетный контроль. При этом необходимо уделять внимание не столько анализу самих фактов отклонения показателей, сколько установлению причин полученных отклонений. Подобный контроль может свидетельствовать как о неудовлетворительной работе того или иного подразделения предприятия, так и о необоснованности исходных плановых показателей. В том и в другом случае экономисты-менеджеры должны быть заинтересованы в получении объективной информации и принятии правильных оперативных решений по улучшению работы персонала и по корректировке планов.

3. План как средство управления фирмой . План предприятия представляет собой выраженную в стоимостном измерении программу действий персонала в области закупок ресурсов, производства и продажи товаров, приема и расстановки персонала и т. д. В этой программе должна быть обеспечена соответствующая временная и функциональная координация работы разных категорий персонала и подразделений предприятия. Показатели выполнения плана служат основанием для принятия управленческих решений.

4. План как основа выработки стратегии и целей фирмы . Разработка плана на следующий очередной период производится обычно до начала нового планового года. Новый план должен создаваться на основе постановки новых целей развития предприятия с учетом хода выполнения текущих планов. Степень выполнения нынешнего плана в большинстве случаев может служить ориентиром для принятия на будущий год новых повышенных или пониженных плановых показателей. В то же время не исключается возможность оптимизации или сбалансированности основных разделов нового плана предприятия.

1.4. Оценка качества разрабатываемых планов

Для оценки качества планов необходимо иметь систему показателей, характеризующих их реальность и напряженность, обоснованность и оптимальность, степень точности и уровень риска и т. д.

Реальность планов означает возможность их осуществления в ближайший отрезок времени. Критерий реальности планов может быть установлен на основе анализа действительного положения хозяйства и возможностей его стихийного развития, с одной стороны, и анализа имеющихся объективных средств воздействия на этот ход развития, с другой. Реальность планов является выражением желательных результатов хозяйственного строительства в пределах имеющихся возможностей их достижения. В конечном счете, первым признаком реальности планов может служить уровень их фактического выполнения в конкретных внешних и внутренних условиях.

Важным оценочным показателем качества разрабатываемых на предприятии планов служит уровень их напряженности . Данный показатель является универсальным и может применяться для оценки качества планов на всех этапах их существования. Напряженность планов служит одной из основных характеристик степени рационального использования планируемых экономических ресурсов в процессе производства продукции и услуг. В общем виде коэффициент напряженности планов можно определить путем сравнения соответствующих показателей с установленной мерой или существующим эталоном. В качестве подобного эталонного норматива или стандарта могут выступать научно обоснованные или оптимальные плановые показатели. Тогда коэффициент напряженности планов будет выражен соотношением установленных плановых и действующих нормативных показателей:

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

планирование (в экономике) — это… Что такое планирование (в экономике)?

 

планирование (в экономике)
Процесс разработки планов развития экономических объектов разного уровня. В широком смысле слова включает также процессы организации осуществления планов, корректировки планов и контроля за их выполнением. В государствах централизованно планируемой экономики с иерархической структурой управления народным хозяйством П. также строится по иерархическому принципу. При этом центральные органы управления в основном сосредотачиваются на определении важнейших пропорций общественного производства и ограниченного количества натуральных, стоимостных и трудовых показателей. В рыночной экономике П. осуществляется главным образом в пределах корпораций и фирм. В некоторых государствах с рыночной экономикой используются также методы индикативного планирования (программирования) экономики. Планирование — ориентированный в будущее систематический процесс принятия решений. Различаются: текущее планирование, среднесрочное и долгосрочное перспективное планирование, целевое планирование. По характеру доведения плановых заданий до исполнителя возможны три вида планов: императивный план, централизованно устанавливающий точные задания всем производственным ячейкам; нормативный план, при котором централизованно определяются обезличенные нормативы, например, цены; смешанный план, сочетающий элементы императивного плана (в отношении наиболее крупных решений, пропорций и темпов) с элементами нормативного плана, дающими определенную свободу действий производственным ячейкам в рыночных условиях. Утверждения некоторых авторов о том, что советское планирование якобы исходило из «принципа удовлетворения потребностей населения страны», абсолютно несостоятельны. Например, пишут так : « зная, сколько в будущем году родится младенцев, планировали производство детских колясок»…(1). На самом деле, колясочной фабрике сначала давали задание на выпуск пулеметных станин или чего-то подобного, подходящего по технологии (как главной продукцией тракторных заводов были танки, а обувных фабрик – солдатские сапоги…), а уже потом, как тогда говорили, по остаточному принципу – выделяли ресурсы на выпуск детских колясок. Не случайно, на улицах городов они встречались намного реже, чем сейчас. А сельские жители, составлявшие большую часть населения страны, даже не знали, что это за такая диковина – детская коляска… Планирование «по остаточному принципу» применялось в отношении отраслей, как раз предназначенных для удовлетворения потребностей населения, — как производственных, так и, особенно, непроизводственных, таких как образование, здравоохранение, культура. Другой очень распространенный метод планирования – «от достигнутого»: намечался определенный рост производства того или иного вида продукции (чаще всего это относилось к натуральным показателям), а нужен ли такой рост населению, никого не интересовало: планирование «от достигнутого» обычно выполняло пропагандистские, идеологические задачи, выдвигавшиеся вождями коммунистической партии. Наконец, третий метод советского планирования – действительно планирование по потребности, только не населения, а предприятий, связанных по технологической цепочке. Например, если намечалось выпустить тысячу автомобилей, то шинный завод получал задание на четыре тысячи покрышек, а комбинат искусственного каучука – на соответствующее количество резины, и так далее. Для этого производились расчеты материальных балансов, межотраслевых балансов (МОБ), в том числе и оптимизационные (см. Оптимальная или оптимизационная задача. См. также: Адаптивность плана, Алгоритмическая сеть, Аппроксимация производственно-технологических возможностей, Внутризаводские задачи оптимального планирования, Горизонт планирования, Декомпозиционное планирование, Задача планирования, Комплексная народнохозяйственная программа, Композиционное планирование, Корректировка плана, Маневренность плана, Марковский план, Матричный промфинплан предприятия, Межотраслевой комплекс, Метапланирование, Надежность плана, Оптимальное планирование, Оптимальный план, Оптимизируемая система, Отраслевые задачи оптимального планирования развития и размещения отраслей, Перспективное оптимальное планирование, План, «Планирование — программирование — финансирование«, Планово-экономическая задача, Потенциально-оптимальный вариант (план), Программирование (экономическое), Програм­мно-целевые методы планирования и управления, Система комплексного планирования, Согласование плановых решений, Целевая комплексная программа. (1) Гражданкин А.И.. Кара-Мурза С.Г. Белая книга России М.: Либроком, 2013.С.4
[http://slovar-lopatnikov.ru/]

Плановая экономика — Википедия

Пла́новая эконо́мика, пла́новое хозя́йство или кома́ндная эконо́мика[1], — экономическая система, при которой материальные ресурсы находятся в государственной или общественной собственности и распределяются централизованно, что обязывает отдельных лиц и предприятия действовать в соответствии с централизованным экономическим планом[2]. Система централизованного планирования существовала в СССР и других странах, которые идентифицировали себя как социалистические. В форме дирижизма активно применялась во время Второй мировой войны и в ведущих капиталистических странах, например, в Великобритании и Франции.

Плановая экономика может использовать централизованное и децентрализованное планирование или формы экономического планирования основанные на участии[3][4]. Плановая экономика контрастирует с неплановой экономикой, особенно с рыночной экономикой, где автономные фирмы, работающие на рынках, самостоятельно принимают решения о производстве, распределении, ценообразовании и инвестициях. Рыночная экономика, использующая индикативное планирование, также может называться плановой рыночной экономикой.

…превращение всего государственного экономического механизма в единую крупную машину, в хозяйственный организм, работающий так, чтобы сотни миллионов людей руководились одним планом…

При плановом (командно-административном) хозяйствовании государственные органы практически полностью планируют ассортимент и объёмы производства всех товаров и услуг, регулируют (командными методами) цены на все продукты и величины всех заработных плат. Инвестиционные решения также принимаются централизованно.

Такая экономическая система зачастую отрицает частную собственность на средства производства либо полностью, либо частично, и противопоставляет себя рыночной экономике.

Преимущества[править | править код]

Недостатки[править | править код]

Планирование в СССР и странах социалистического блока[править | править код]

Пятилетние планы развития народного хозяйства СССР использовались как инструмент быстрого экономического развития СССР с 1928 года. Планы разрабатывались централизованно в общенациональном масштабе специально созданным государственным органом (Госпланом СССР) под руководством Коммунистической партии Советского Союза.

За советскую историю было принято 12 пятилетних и 1 семилетний план (1959—1965). Последняя, 13-я пятилетка не была реализована в связи с фактическим демонтажом плановой экономики в последние месяцы существования СССР (Госплан был упразднён 16 мая 1991 года) и последующим распадом страны.

В период нахождения у власти И. В. Сталина установились следующие приоритеты централизованного планирования:

  1. инвестиций перед потреблением, промышленности перед сельским хозяйством, материального производства перед сферой услуг;
  2. производства средств производства перед производством потребительских товаров;
  3. военной продукции перед гражданской;
  4. отечественных товаров перед импортными.

Ключевой приоритет инвестиций перед потреблением в конце 1920-х годов получил теоретическое обоснование в математической модели экономического роста Г. А. Фельдмана[6]. В СССР и восточноевропейских странах по сравнению со странами с рыночной экономикой, находящимися на сопоставимом уровне развития, производилось больше продукции тяжёлой промышленности и военного назначения, меньше услуг, доля инвестиций в ВВП была выше, масштабы внешней торговли и уровень урбанизации — ниже[7].

Практика централизованного планирования помимо теоретических установок испытывала воздействие заинтересованных социальных сил и лоббирования отраслевых интересов, приводившее к коррекции основной тенденции, когда на какое-то время становились преобладающими вопросы потребления. Данные открывшихся в 1990-е годы советских архивов свидетельствуют, что фактическое распределение ресурсов не соответствовало его основным декларированным принципам. Генеральные направления, одобренные высшим политическим руководством, не были увязаны с операционными планами предприятий, не были обеспечены поставками ресурсов в требуемом объёме. Планы устанавливали на основе догадок, интуиции, вместо точных расчётов и вертикальной субординации осуществлялся административный торг на каждом уровне советской экономики, в результате которого годовые планы часто пересматривали в процессе их выполнения[6][8][9].

Пятилетние планы в качестве основного инструмента планирования применялись также во многих социалистических странах, как правило, на основе опыта СССР. Страны члены Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) осуществляли также совместную плановую деятельность на основе принятой долговременной Комплексной программы социалистической экономической интеграции.

Последними государствами с полностью централизованной плановой экономикой оставались Куба и Северная Корея. В октябре 2010 года на Кубе началась масштабная программа реформ, предусматривающая поворот к частному бизнесу и отказу от тотального централизованного планирования[10]. В КНДР отказ от плановой системы произошёл «снизу», под влиянием экономических проблем в стране, даже несмотря на негативное отношение правительства к рынку. Нынешнее руководство страны относится к произошедшим переменам в экономике более лояльно[11].

Планирование в странах с рыночной экономикой[править | править код]

Элементы централизованного планирования применялись многими странами, в том числе с рыночной экономикой. Так, во время Второй мировой войны они широко применялись во всех воюющих государствах, а после неё пятилетние планы вводились даже в монархическом Непале. Во многих странах Западной Европы используется индикативное планирование. Так, во Франции существует должность генерального комиссара по планированию. Значительна роль государства в экономике и в соседней Бельгии, государственные расходы в структуре ВВП составляют 55 %. Планированием и значительным госсектором также отличаются страны Скандинавии. Так, в Норвегии нефтегазовые и биологические ресурсы находятся в руках государства и им управляются. В этих странах полностью соблюдается принцип неприкосновенности частной собственности.

В настоящее время, Индия, Китай, Вьетнам и другие страны формируют национальные пятилетние планы экономического развития, имеющие индикативный характер, ключевые показатели которых используют для целей собственного планирования государственные и частные компании этих стран.

Одним из первых серьёзных критиков плановой экономики был Людвиг фон Мизес. В 1922 году вышла в свет книга «Социализм», в которой автор подверг критике идеи социализма и впервые попытался доказать невозможность социализма и социалистической экономики.

К недостаткам плановой экономики относят:

  • сложность оперативного реагирования на потребности общества, что может привести к дефициту пользующихся спросом товаров и услуг, высокая вероятность принятия неверных решений об инвестициях, об объёмах производства той или иной продукции (услуги)[12][13];
  • мягкие бюджетные ограничения, отсутствие банкротств и искусственное сохранение государством убыточных предприятий способствуют завышенному расходу производственных ресурсов[14];
  • отсутствие у производителей стимулов к эффективному использованию ресурсов, к расширению ассортимента товаров и услуг, к инновациям[12][13];
  • стремление перевыполнить план может негативно сказаться на качестве продукции;
  • невозможность эффективного управления возрастающей сложностью производственной цепочки, что ограничивает использование эффекта масштаба для разных технологических переделов и не позволяет снижать себестоимость продукции.

Е. Залески в книге о планировании в сталинский период показал, что пятилетние планы имели мало общего с реальностью, были слабо связаны с оперативными планами и плохо выполнялись. Плановые задания первой пятилетки были выполнены в среднем менее чем на 60 %, второй пятилетки — немногим более чем на 70 %. Третья пятилетка была прервана войной. Четвёртый пятилетний план также не равнялся сумме годовых оперативных планов. Выполнение планов оборонной промышленностью в пятую пятилетку далеко отстало от поставленных целей[15].

По мнению ряда исследователей (Г. Д. Гловели[14], М. Кастельс и Э. Киселёва[16], Я. Корнаи[17]), система централизованного планирования не в состоянии оперативно реагировать на новейшие достижения научно-технического прогресса при долгосрочных планах, что негативно сказывается на эффективности производства и экономической деятельности страны. Плановая экономика способна удовлетворять спрос либо на массовые однотипные товары (например, изделия военной отрасли: автоматы, танки; тушёная говядина), либо на уникальную продукцию, затраты на выпуск которой могут быть очень высокими (например, реактивные двигатели, спутники, космическая техника).

Основоположник советской экономической школы стратегического планирования экономист и кибернетик Николай Ведута обобщил опыт СССР при конструировании им централизованно-смешанной (гибридной) экономики по образцу механизма свободной конкуренции с включением воздействия рынка на установление пропорций в плане[18]. Принципы сочетания плана и рынка были изложены им ещё в 1971 году в книге «Экономическая кибернетика»[19].

Ещё польский экономист Оскар Ланге указывал на использование компьютера как на возможность повысить эффективность планирования. Проектами подобного автоматизированного управления были Общегосударственная автоматизированная система учёта и обработки информации (ОГАС) в СССР и Киберсин в Чили, реализуемый при правительстве Сальвадора Альенде.

По мнению журналиста Анатолия Вассермана, вычислительная мощность современной компьютерной техники позволяет создать уникальный и точный план производства, лишённый изъянов, которыми страдает рыночная экономика[20].

Децентрализованное планирование[править | править код]

В среде современных анархистов, марксистов и демократических социалистов в противовес централизованному планированию в СССР предлагаются концепции децентрализованного, или горизонтального, планирования.

  1. ↑ Командная экономика (command economy) См.: централизованное планирование (central planning). — Блэк Дж. Экономика. Толковый словарь. / Общ. ред. д.э.н. И. М. Осадчая. — М.: «ИНФРА-М», Издательство «Весь Мир», 2000.
  2. ↑ Райзберг, Лозовский, Стародубцева, 1999.
  3. ↑ Alec Nove. «Planned Economy». // The New Palgrave: A Dictionary of Economics. vol. 3. 1987. p. 879.
  4. Devine P. (англ.)русск.. Democracy and Economic Planning (неопр.). — Polity, 2010. — ISBN 978-0745634791.
  5. ↑ Седьмой экстренный съезд РКП(б) // Ленин В. И. Полное собрание сочинений. Т. 36. С. XXIX
  6. 1 2 Диденко Д. В. Система приоритетов централизованного планирования // Экономический журнал. 2013. № 2.
  7. ↑ Грегори, 2008, с. 159.
  8. ↑ Грегори, 2008.
  9. Harrison M. The fundamental problem of command: plan and compliance in a partially centralised economy // Comparative Economic Studies. 2005. Vol. 47. № 2. P. 296—314.
  10. ↑ BuenoLatina. Куба начала реформу
  11. Ланьков А. Н. Возрождение рыночной экономики в Северной Корее // Московский центр Карнеги, август 2015.
  12. 1 2 Глава 3. Фирма и отрасль § 2. Невидимая рука // Сторчевой М. А. Основы экономики
  13. 1 2 Потапов В. Курс экономической теории (недоступная ссылка)
  14. 1 2 Гловели, 2014, с. 354.
  15. ↑ Грегори, 2008, с. 154.
  16. Кастельс М., Киселёва Э. Кризис индустриального этатизма и коллапс Советского Союза // Мир России. 1999. № 3.
  17. Корнаи Я. Инновации и динамизм: взаимосвязь систем и технического прогресса // Вопросы экономики. 2012. № 4
  18. Ведута Н. И. Социально эффективная экономика. — М.: Издательство РЭА, 1999. — 254 с.
  19. Ведута Н. И. Экономическая кибернетика. — Мн.: Наука и техника, 1971.
  20. Вассерман А. Социализм уже возможен // Красное ТВ, 26.05.2011
на русском языке
на других языках
  • Bergson A. The Economics of Soviet Planning. — New Haven: Yale University Press, 1964.
  • Ellman M. Socialist Planning. — Cambridge: Cambridge University Press, 3rd ed. 2014.
  • Wang, B. and Li, X., 2017. «Big Data, Platform Economy and Market Competition: A Preliminary Construction of Plan-Oriented Market Economy System in the Information Era». // World Review of Political Economy, Vol. 8, No. 2 (Summer 2017), pp. 138-161. (перевод — Бинбин Ванг, Сяоан Ли. Большие данные, платформенная экономика и рыночная конкуренция: Предварительная разработка планово-ориентированной рыночной экономики в информационную эру)
  • Zaleski E. Stalinist Planning for Economic Growth, 1933—1952. — Chapel Hill: The University of North Carolina Press (англ.)русск., 1980.

Экономическое планирование — Economic planning

Экономическое планирование представляет собой механизм для распределения ресурсов между странами и внутри организаций , которая проводится в отличии от рыночного механизма. В качестве механизма распределения социализма, экономическое планирование заменяет факторные рынки с прямым распределением ресурсов в рамках одного или взаимосвязанной группы социально принадлежащих организация.

Существуют различные формы экономического планирования. Уровень централизации в принятии решений зависит от конкретного типа механизма планирования занятого. Таким образом , можно различать централизованное планирование и децентрализованное планирование. Экономика основывается прежде всего на центральном планировании, называется как плановая экономика . В плановой экономике распределение ресурсов определяется комплексный план производства , который определяет требования вывода. Планирование может также принимать форму директивного планирования или индикативного планирования .

Можно провести различие между физическим планированием (как в чистом социализме) и финансового планирования (как это практикуется правительствами и частными фирмами в капитализме). Физическое планирование предполагает экономическое планирование и координацию проводимое с точкой зрения детализированных физических единиц, в то время как финансовое планирование включает в себя планы , формулируемые в терминах финансовых единиц .

При социализме

Различные формы экономического планирования были представлены в различных моделях социализма. Они варьируются от систем децентрализованного планирования, основанные на коллективном принятии решений и дезагрегированной информации, к централизованным системам планирования , проводимых техническими специалистами , которые используют агрегированные данные для разработки планов производства. В развитой социалистической экономики, инженеров и технических специалистов, под контролем или назначаемый на демократической основе, координировать бы экономику с точки зрения физических единицах без какой — либо необходимости или использовать для финансовой основе расчета. Экономика Советского Союза никогда не достигли этой стадии развития, поэтому планируется его экономику в финансовом плане на протяжении всего периода его существования. Тем не менее, был разработан ряд альтернативных показателей для оценки эффективности нефинансовой экономики с точки зрения физического объема (то есть материальный продукт чистый против валового внутреннего продукта ).

В общем, различные модели социалистического экономического планирования существуют как теоретические конструкции, которые не были выполнены в полном объеме любой экономики, отчасти потому , что они зависят от обширных изменений в глобальном масштабе (см способа производства ). В контексте мэйнстримы и области сравнительных экономических систем , «социалистическое планирование» обычно относится к совковой командной экономике , независимо от того , или нет , на самом деле представляет эту экономическая система типа социализма или государственный капитализм или третьего, неправительственные -socialist и некапиталистическая тип системы.

В некоторых моделях социализма , экономическое планирование полностью заменяет рыночный механизм, якобы делает денежные отношения и систему цен устарели. В других моделях, планирование используется в качестве дополнения к рынкам.

Понятие социалистического планирования

Классическая концепция социалистического экономического планирования , проведенного марксистов участие экономической системы , в которой были оценены товары и услуги, требовали и производится непосредственно на их потребительной стоимости , в отличие производится в качестве побочного продукта погоне за прибылью с помощью предприятий. Эта идея «производства для использования» является фундаментальным аспектом социалистической экономики. Это включает в себя общественный контроль за выделения прибавочного продукта и в его самый обширных теоретической форме расчетов в натуральной форме вместо финансового расчета. Для марксистов , в частности, планирование влечет за собой контроль прибавочного продукта (прибыли) путем ассоциированных производителей в демократической манере . Это отличается от планирования в рамках капитализма, который основан на запланированном накопления капитала для того , чтобы либо стабилизировать бизнес — цикла (когда предпринимаемые правительствами) или с целью максимизации прибыли (если они осуществляются фирмами), в отличие от социалистической концепции запланированного производства для использования.

В таком социалистическом обществе на основе экономического планирования, основная функция изменения состояния аппарата от одного политического господства над людьми (через создание и исполнение законов) в техническое управление производством, распределение и организацию; то есть, государство станет координирующим хозяйствующим субъектом, а не механизм политической и классовой основе контроля и тем самым перестает быть государством, в традиционном смысле этого слова.

Планирование против командования

Концепция командной экономики отличаются от концепции плановой экономики (или экономического планирования), особенно социалистами и марксистами, которые уподобляют командную экономику (например, что из бывшего Советского Союза) в том, что из одной капиталистической фирмы, организованный в сверху вниз административная мода на основе бюрократической организации, сродни тому, что капиталистическая корпорации.

Экономические аналитики утверждают, что экономика бывшего Советского Союза, на самом деле представляла собой ведение или командную экономику, в отличие от плановой экономики, поскольку планирование не играет оперативную роль в распределении ресурсов между производственными единицами в экономике, так как в действительности основных механизм распределения была система командно-контроля. В результате фраза административная команда получила экономика валюту как более точный дескрипторе советского типа экономики.

децентрализованное планирование

Децентрализованное экономическое планирование представляет собой процесс планирования , который начинается на уровне пользователя в восходящем потоке информации. Таким образом , децентрализованное планирование часто выступает в качестве дополнения к идее социалистического самоуправления ( в первую очередь от либертарианцев социалистов и демократических социалистов ).

Теоретические постулаты для моделей децентрализованного социалистического планирования стебла от мысли Карла Каутского , Роза Люксембург , Николай Бухарина и Оскар Ланге . Эта модель включает в себя процесс принятия экономических решений , основанные на самоуправлении от восходящего (работников и потребителями) без какого — либо направляющего центрального органа. Это часто контрастирует с доктриной ортодоксального марксизма-ленинизма , которая выступает директива административного планирования , где директивы передаются из вышестоящих органов (планирование агентств) для агентов (руководителей предприятий), которые , в свою очередь отдавать приказы рабочим.

Две современные модели децентрализованного планирования являются экономика участия , разработанный экономист Майкл Альберт ; и переговоры координации, разработанная экономистом Pat Devine .

Материальные балансы

Материал планирования баланс был тип экономического планирования , используемого советского типа экономики. Эта система возникла в бессистемно во время движения коллективизации при Иосифе Сталине и подчеркнул быстрый рост и индустриализацию над эффективностью. В конце концов , этот метод стал признанной частью советской концепции «социализма» в послевоенный период и другие социалистические государства эмулировать его во второй половине 20 — го века. Материал Балансировка включает в себя агентство по планированию ( Госплан в случае Советского Союза) , принимая обзор имеющихся ресурсов и сырья, с использованием балансовыми , чтобы сбалансировать их с выходными целями , указанными в промышленности, в результате чего достигается баланс спроса и предложения.

Модель Ланге-Лернера-Тейлор

Экономические модели , разработанные в 1920 — х и 1930 — х годах американских экономистов Фред М. Тейлор и Абб Лернер и польский экономист Оскар Ланге участвует форму планирования , основанную на предельных издержках. В модели Ланге, центральный совет планирования будет устанавливать цены на производителей товаров через метод проб и ошибок, регулируя , пока цена не соответствует предельным издержкам, с целью достижения Парето-эффективных результатов. Хотя эти модели часто называют «рыночного социализма», они на самом деле представляли собой форму «рынка моделирования» планирования.

При капитализме

Intra-фирма и внутриотраслевой планирование

Крупные корпорации используют планирование для распределения ресурсов внутри страны среди своих подразделений и дочерних компаний. Многие современные фирмы также используют регрессионный анализ для оценки рыночного спроса , чтобы корректировать цены и принять решение о наиболее оптимальных количествах выхода к поставке. Планируемое устаревание часто упоминаются как форма экономического планирования, которая используется крупными компаниями , чтобы увеличить спрос на будущие продукты, намеренно ограничивая операционную срок службы своей продукции.

Внутренние структуры корпораций были описаны как централизованное управление экономикой, которые используют как планирование и иерархическую организацию и управление.

По словам Дж Брэдфорд Делонг , многие операции в западных странах не проходят через что — либо , напоминающее рынок , но на самом деле движение стоимости между различными отраслями и подразделениями внутри корпораций, компаний и агентств. Кроме того, большая хозяйственная деятельность централизованно планируемые менеджеры внутри фирм в форме планирования производства и управление маркетингом (что потребительский спрос оценивается, целенаправленный и включен в общем плане фирмы) и в форме планирования производства.

В новом индустриальном государстве , американский экономист Джон Кеннет Гэлбрейт отметил , что крупные фирмы управлять как ценами и потребительским спросом на их продукцию со стороны сложными статистическими методами. Гэлбрейт также отметил, что из — за более сложного характера технологии и специализации знаний, управление становится все более специализированными и бюрократизированы. Внутренние структуры корпораций и компаний были преобразованы в то , что он назвал « техноструктура .» Ее специализированные группы и комитеты являются основными лицами , принимающее решения, и специализированные менеджеры, директора и финансовые консультанты работают в формальных бюрократических процедурах, заменив роль индивидуального предпринимателя (смотрите также Интрапренерство ). Гэлбрейт заявил , что и устаревшее понятие «предпринимательского капитализма» и демократического социализма (определяется как демократическое управление ) невозможны организационные формы управления современной промышленной системы.

Джозеф Шумпетер , экономист , связанный как с австрийской школой и институциональной школой экономики, утверждал , что изменение характер хозяйственной деятельности ( в частности, повышение бюрократизации и специализация требуется в производстве и управлении) стала основной причиной для капитализма в конечном счете превращается в социализм. Роль предпринимателя все более бюрократическая, и специфические функции в рамках фирм требуются более специализированные знания, которые могут быть поставлены так же легко , государственными функционерами в государственном владении предприятий.

В первом томе Капитала , Карл Маркс определил процесс накопления капитала в качестве центрального закона движения капитализма. Увеличил производственные мощности , вызванные увеличением отдачи от масштаба дополнительно социализирует производства. Капитализм в конечном счете социализирует труда и производства в точку , что традиционные представления о частной собственности и товарного производства становится все более недостаточным для дальнейшего расширения производственного потенциала общества, что требует появления социалистической экономики , в которой средства производства общественной собственности и прибавочной стоимости находится под контролем рабочей силы. Многие социалисты рассматривали эти тенденции, в частности усиления тенденции к экономическому планированию в капиталистических фирмах, как свидетельство растущего устаревания капитализма и неприменимости идеалов , как совершенная конкуренция в экономику, к следующему этапу эволюции , являющееся применение общества в масштабах все экономические планирование.

планирование развития Государственного

Государственное планирование развития или национальное планирование влечет за собой макроэкономическую политику и финансовое планирование, проводимое правительствами для стабилизации рынка или содействий экономического роста в рыночной экономике. Это предполагает использование денежно-кредитной политики, промышленной политики и фискальной политики «рулить» на рынок в сторону целевых результатов. Промышленная политика включает в себя правительственные меры принимают «направленные на повышение конкурентоспособности и возможностей отечественных фирм и поощрения структурных преобразований».

В отличие от социалистического планирования, государственного планирования развития не заменяет рыночный механизм и не исключает использование денег в производстве. Это относится только к частной собственности и государственной собственности предприятий в стратегических секторах экономики и стремится координировать свою деятельность с помощью косвенных средств и рыночных стимулов (например, налоговые льготы или субсидии).

Вокруг света

Советский Союз

СССР модель «s экономического планирования было решения по производству и инвестициям воплощены в плане сформулированного Госплана , государственное планирование агентство. Применяемая система материального планирования баланса . Экономическая информация, в том числе требования потребительского спроса и ресурсов предприятия, были объединены , чтобы сбалансировать предложение, от имеющихся запасов ресурсов, спрос, исходя из требований отдельных экономических единиц и предприятий, через систему итераций.

Советская экономика работает в централизованной и иерархической манере. Процесс используются директивы, которые были выпущены для организаций низшего уровня. Советская экономическая модель , таким образом , часто называют командной экономики или административной экономики, так как директивы плана были в жизнь поощрений в вертикальной структуре власти, но планирование играл мало функциональную роль в распределении ресурсов.

Соединенные Штаты

Соединенные Штаты использовали экономическое планирование во время Первой мировой войны. Федеральное правительство дополнило систему цен централизованного распределения ресурсов и создал ряд новых учреждений направлять важные сектора экономики: в частности, администрация еды, администрация топлива, администрация железнодорожного транспорта и промышленность Совет войны. Во время Второй мировой войны, экономика пережила ошеломляющий рост в рамках подобной системы планирования. В послевоенный период, правительства США используются такие меры , как стабилизация Программа экономического прямого вмешательства в экономику с целью контроля над ценами, заработной платы, и так далее в различных секторах экономики.

С началом холодной войны, федеральное правительство направило значительное количество инвестиций и финансирования в научные исследования и разработки (R & D), часто сначала через министерства обороны США . Правительство выполняет 50% всех R & D в Соединенных Штатах, с динамическим государственным направленным государственным сектором развивающегося большой частью технологии , которая позже становится основой экономики частного сектора. В результате, Ноам Хомский сослался на американской экономической модели как форма государственного капитализма. Примеры включают в себя лазерные технологии, интернет, нанотехнологии, телекоммуникации и компьютеры, с наиболее фундаментальными исследованиями и вниз по течению коммерциализации финансируемых государственным сектором. Это включает в себя исследование в других областях , включая здравоохранение и энергию, с 75% большинством инновационных лекарственных средств , финансируемых через Национальные институты здравоохранения .

Восточная Азия

Модели развития экономик Восточной Азии Тигра участвуют различной степень экономического планирования и государственные направленные инвестиций в модели иногда описываются как « государственный капитализм развития » или «азиатская модель Востока.»

Экономика как в Малайзии и Южной Корее было возбуждено ряд макроэкономических планов правительства ( первого Malaysia плана и пятилетних планов Южной Кореи ) , которые быстро развитых и промышленно их смешанные экономики.

Экономика Сингапура была частично основана на государственном экономическом планировании , который участвует активную промышленную политику и смесь государственной промышленности и свободные рыночной экономики.

Франция

Под управляемостью , Франция используется индикативное планирование и установила ряд государственных предприятий в стратегических секторах экономики. Концепция индикативного планирования является раннее выявление избыточного предложения, узких мест, и дефицит , так что состояние инвестиционного поведения могут быть быстро изменены , чтобы уменьшить рыночную неравновесие так , что стабильное экономическое развитие и рост может быть устойчивым. Франция пережила славное тридцатилетие (Тридцать Glorious), года с экономическим процветанием.

Объединенное Королевство

Необходимость долгосрочного экономического планирования в целях повышения эффективности является центральным компонентом рабочей партии не думать до 1970 — х годов. Консервативная партия в целом согласились, что произвели послевоенный консенсус , широкое двухпартийное соглашение по основным правилам.

Критицизмы

Наиболее заметная критика экономического планирования пришла из австрийских экономистов Фридриха Хайек и Людвиг фон Мизес . Хайек утверждал , что центральные планировщики не могли бы начисляться необходимую информацию для формирования эффективного плана для производства , так как они не подвержены быстрым изменениям , которые происходят в экономике , в любой конкретный момент времени и места , и поэтому они не знакомы с этими обстоятельствами. Процесс передачи всей информации , необходимой для планирования, таким образом , неэффективен. Кроме того , Мизес имел аналогичное мнение.

Сторонники децентрализованного экономического планирования также подвергли критике центральное экономическое планирование. Например, Лев Троцкий считал , что центральные плановики, независимо от их интеллектуального потенциала, эксплуатируемый без участия и участия миллионов людей , которые участвуют в экономике , и поэтому они не смогли бы реагировать на местные условия достаточно быстро , чтобы эффективно координировать все экономические деятельность.

Смотрите также

Заметки

Экономическое планирование предприятия

Замечание 1

Цель экономического планирования предприятия – разработка системы планов, которые направлены на удовлетворение потребительского спроса и получение стабильной прибыли от ведения финансово-хозяйственной деятельности длительное время.

Содержание и задачи экономического планирования

Основные задачи экономического планирования:

  1. Планово-расчетные задачи: расчет потребности в материальных, финансовых и трудовых ресурсах, расчет производственной мощности предприятия и его подразделений.
  2. Информационно-справочные задачи: формирование необходимой информации, составление плановой документации, накопление и хранение информации.
  3. Функциональные задачи: подготовка и составление документов планирования, оптимизация кадровых вопросов, обработка соответствующих данных и пр.

Содержание экономического планирования определяет возможный объем продажи выпускаемой предприятием продукции или оказываемых услуг.

Замечание 2

Экономическое планирование предприятия опирается на маркетинговые исследования рынка сбыта, рынка сырья, комплектующих изделий и материалов. В основе планов предприятия — договора, оформляемые с потребителями и заказчиками продукции.

Методология экономического планирования предприятия

Планирование является сложным многостадийным процессом, основанным на методологии, которая включает систему требований, методов и принципов.

Основные стадии экономического планирования:

  1. Прогнозирование представляет собой долгосрочное планирование, в рамках которого согласно миссии и главной цели предприятия определяются стратегические цели и задачи в разрезе функциональных направлений деятельности, устанавливаются альтернативные варианты развития на перспективу. В миссии отражается стратегия и тактика деятельности предприятия, определяется общая цель деятельности предприятия, оценивается роль и значимость продукции (услуг) данного предприятия для его текущих и потенциальных потребителей.
  2. Перспективное стратегическое планирование подразумевает разработку технических, организационных, экономических и социальных планов развития предприятия и установку основных технико-экономических показателей на 2 – 5 лет.
  3. Текущее планирование включает выполнение плановых расчетов и установку технико-экономических показателей, на базе которых составляются производственно-хозяйственный, социальный и финансовый план предприятия на год. На этой стадии разрабатывают нормы и нормативы, рассчитываются и устанавливаются технико-экономические плановые показатели.
  4. Оперативное планирование подразумевает разработку производственных программ предприятия и его подразделений на квартал, месяц, сутки или смену.

Технико-экономическое и оперативно-производственное планирование

По причине многогранности производственно-хозяйственной структуры и сложности деятельности предприятия показатели планов должны быть взаимосвязаны, а плановая работа должна классифицироваться в зависимости от объекта планирования, характера задач и способов их разрешения на технико-экономическое и оперативно-производственное планирование.

Взаимосвязь подразумевает преемственность показателей всех разделов планов, а также перспективного, текущего и оперативного планов. Уровень стратегического планирования предполагает определение средств, обеспечивающих приближение предприятия к стратегической цели во время его долговременного развития. Тактическое планирование определяет средства приближения к тактическим целям предприятия на тот период, на который разработан план.

Объектами технико-экономического планирования являются:

  • объем и номенклатура сбыта и производства продукции,
  • себестоимость продукции,
  • показатели производительности труда,
  • производственные затраты на единицу продукции,
  • уровень рентабельности продукции и др.

Объекты оперативно-производственного планирования — номенклатура выпускаемой продукции в натуральном, трудовом и денежном выражении, календарный срок выпуска продукции и др.

3. Планы предприятия и их виды

В лекции представлена общая постановка задачи планирования на предприятии: сущность, принципы, методы и технология планирования. Рассмотрены виды планирования: стратегического, текущего, оперативного. Показана роль автоматизации в планировании и современные информационные технологии в решении данных задач.

3.1. Сущность планирования на предприятии

В условиях рыночной экономики устойчивость и успех любого хозяйствующего субъекта может обеспечить только эффективное планирование его экономической деятельности. Планирование функционирует в таких сферах, как планирование деятельности отдельной хозяйственной единицы и планирование хозяйственных отношений. Планирование, как центральное звено управления, охватывает систему принципов, методов, форм и приёмов регулирования рыночного механизма в области использования ограниченных ресурсов с целью повышения конкурентоспособности хозяйственного субъекта.

Сущность планирования в условиях рыночной экономики заключается в научном обосновании на предприятиях предстоящих экономических целей, их развития и форм хозяйственной деятельности. Необходим выбор наилучших способов осуществления этих целей на основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов, объёмов и сроков выпуска товаров. На нынешнем этапе развития для большинства российских предприятий главной целью планирования является получение максимальной прибыли. С помощью планирования руководители предприятий обеспечивают направление усилий всех работников, участвующих в процессе производственно-хозяйственной деятельности, на достижение поставленных целей.

Рыночное планирование на предприятии служит основой современного маркетинга, производственного менеджмента и в целом всей экономической системы хозяйствования.

План — это документ, отражающий систему взаимосвязанных решений, направленных на достижение желаемого результата.

План содержит такие этапы, как:

  • цели и задачи;

  • пути и средства их реализации;

  • ресурсы, необходимые для выполнения поставленных задач;

  • пропорции, т.е. поддержание пропорциональности между отдельными элементами производства;

  • организацию выполнения плана и контроль.

Планирование внутрипроизводственной деятельности является на предприятии важной функцией управления производством. Общие функции управления непосредственно относятся к плановой деятельности предприятий, а они, в свою очередь, служат их основой. Это:

  • обоснование цели;

  • формирование стратегии;

  • планирование работы;

  • проектирование операций;

  • организация процессов планирования;

  • координация планов;

  • мотивация плановой деятельности;

  • контроль планов;

  • оценка результатов;

  • изменение планов и т.п.

Основные экономические, организационные, управленческие и социальные функции предприятия должны быть в процессе планирования его развития тесно связаны с избранной хозяйственной деятельностью и достаточно полно отражаться как в краткосрочных, так и в долгосрочных планах.

Рыночное планирование на предприятии должно служить основой организации и управления производством, являться нормативной базой для выработки и принятия рациональных организационных и управленческих решений. Во внутрипроизводственном плане, как и в любом другом, отдельные части или функции объединяются в единую комплексную систему социально-экономического развития предприятия.

Планирование на предприятии — это взаимосвязанная научная и практическая деятельность людей, предметом изучения которой выступает система свободных рыночных отношений между трудом и капиталом в ходе производства, распределения и потребления материальных и духовных ценностей.

В современном отечественном производстве функции планирования на предприятиях определяют не только основной предмет планово-экономической деятельности, но и главным образом объект этого планирования.

Методология планирования на предприятиях охватывает совокупность теоретических выводов, общих закономерностей, научных принципов, экономических положений, современных требований рынка и признанных передовой практикой методов разработки планов.

Методика планирования характеризует состав применяемых на том или ином предприятии методов, способов и приёмов обоснования конкретных плановых показателей, а также содержание, форму, структуру и порядок разработки плана.

Процесс разработки комплексного плана социально-экономического развития является для каждого предприятия весьма сложным и трудоёмким предметом деятельности и поэтому должен осуществляться в соответствии с принятой технологией планирования. Она регламентирует общепризнанный порядок, установленные сроки, необходимое содержание, требуемую последовательность процедур составления различных разделов плана и обоснование его показателей, а также регулирует механизм взаимодействия производственных подразделений, функциональных органов и плановых служб и совместной повседневной деятельности.

Любая функция управления состоит из пяти видов управленческой деятельности, обладающих относительной самостоятельностью:

Каждый предыдущий вид деятельности является необходимой предпосылкой последующего, пока данная функция не будет полностью реализована. Значит, степень полноты реализации функции управления зависит от комплектности управленческой деятельности.

Чтобы понять содержание каждой функции управления, необходимо представить её как совокупность указанных пяти основных видов взаимосвязанных управленческих действий. Для ясности проиллюстрируем это на функции планирования при разработке конкретного плана. Этой работой занимается значительная группа сотрудников. Для достижения цели (разработка плана) их деятельность необходимо спланировать, организовать, скоординировать, активизировать и проконтролировать. На этом примере можно видеть различие понятий «планирование» как функции управления и «планирование» как её составляющей, одного из пяти управленческих действий этой функции. Точно так же, если группа сотрудников разрабатывает систему поощрения работников фирмы, то их работу нужно планировать, организовывать, координировать, активизировать (поощрять) и контролировать. То есть при выполнении функции управления «активизация» работников нужно активизировать.

Планирование — это ориентированный в будущее систематический процесс принятия решений, которое вырабатывается на основе целей, формулируемых вышестоящей организацией, и альтернатив, генерируемых на фазе «Анализ».

В понятие «Планирование» входит определение целей и путей их достижения. В экономике планирование деятельности предприятий осуществляется по таким важным направлениям, как сбыт, финансы производство и закупки. При этом, конечно, все частные планы тесно взаимосвязаны между собой. По мнению многих авторов, планирование – одна из важнейших функций управления. Планирование всегда ориентируется на данные прошлого, но стремится определить и контролировать развитие предприятия в перспективе, поэтому надёжность планирования зависит от точности фактических показателей прошлого.

Широкая трактовка планирования положена в основу одного из современных и наиболее перспективных подходов к организации управленческой деятельности — в основу «стратегического планирования«.

Анализ опыта экономических реформ показал, что эффективность работы предприятия во многом зависит от состояния внутрифирменного планирования. Создать организационный и экономический механизм управления предприятием в условиях рыночной экономики без разработки чёткой системы внутрифирменного планирования нельзя.

Вообще реальное многообразие типов планов очень велико. Например, «экстренное планирование«. Необходимость в нём возникает тогда, когда первоначальный план не срабатывает и надо изменить его — в известной степени нарушить. Но эти «нарушения» также должны быть организованы — спланированы.

Ключевая роль планирования в управлении в сочетании с его сложностью и разнообразием его задач требуют его понимания не только как обязанности руководителя, но и как функции, реализуемой многими иными подразделениями организации. Поэтому в составе данной функции различают три основных компонента:

  1. индивидуальная деятельность руководителя по планированию;

  2. деятельность специализированных подразделений и служб (а также специально привлекаемых консультантов) по планированию;

  3. взаимодействие руководителя со специализированными плановыми подразделениями, организация им деятельности этих подразделений.

Функция планирования означает выработку и принятие определённого постановления, письменного или устного, в котором перед объектом управления будет поставлена та или иная цель, задача. Это постановление — управленческое решение. Планирование — это один из способов, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достижению её общих целей. С данной функции начинается процесс управления, от её качества зависит успех организации.

Рыночное планирование на предприятии должно служить основой организации и управления производством, являться нормативной базой для выработки и принятия рациональных организационных и управленческих решений. Во внутрипроизводственном плане, как и в любом другом, отдельные части или функции объединяются в единую комплексную систему социально-экономического развития предприятия. Создание системы планирования на предприятии требует затрат, но эффект от рациональной организации производства всегда превышает эти затраты. Поэтому трактовка внутрифирменного планирования как сферы непроизводительных затрат глубоко ошибочна и противоречива. При такой трактовке получается, что планирование повышает производительность труда, а само оно основано на непроизводительном труде. Отсюда возникают крайние выводы о необходимости любой ценой сократить затраты на планирование, что сплошь приходится наблюдать на предприятиях в настоящее время.

Сущность планирования проявляется в конкретизации целей развития всей организации и каждого подразделения в отдельности на установленный период времени; определении хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации; выявлении материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач.

Сущность планирования состоит и в том, что оно позволяет оптимальным образом согласовать индивидуальные усилия членов организации и её подразделений для достижения целей. Такое согласование имеет два основных аспекта.

Во-первых — это функциональное разделение обязанностей между отдельными членами организации и её подразделениями, определение их основных задач и их сопряжение с общеорганизационными целями. Это — планирование по содержанию.

Во-вторых — хронологическое распределение задач подразделений и отдельных исполнителей во времени, определение рациональной последовательности их выполнения. Это — планирование по времени, или процессуальное планирование.

В первом случае решается вопрос, что будут делать исполнители; во втором — когда они это должны делать и в какой последовательности.

Таким образом, назначение планирования как функции управления состоит в стремлении заблаговременно учесть, по возможности, все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития организации. Оно предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учётом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов каждым производственным подразделением и всей организацией. Поэтому планирование призвано обеспечить взаимоувязку между отдельными структурными подразделениями организации, включающими всю технологическую цепочку: научные исследования и разработки, производство и сбыт, сервис. Эта деятельность опирается на выявление и прогнозирование потребительского спроса, анализ и оценку имеющихся ресурсов и перспектив развития хозяйственной конъюнктуры. Отсюда вытекает необходимость увязки планирования с маркетингом и контролем с целью постоянной корректировки показателей производства и сбыта вслед за изменениями спроса на рынке.

Децентрализованное планирование (экономика) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Децентрализованно-плановая, или децентрализованная плановая (иногда горизонтально-плановая), экономика — тип экономической системы, основанной на децентрализованном экономическом планировании, в котором процесс принятия решений распределяется между различными экономическими агентами или локализован в производственных единицах. Децентрализованное планирование проводится в отличие от централизованного планирования, когда экономическая информация агрегируется и используется для разработки плана распределения производства, инвестиций и ресурсов центральным органом.

Децентрализованное планирование может формироваться как в контексте смешанной экономики, так и в посткапиталистической экономической системе.

Обычно это предполагает определенную форму демократического принятия решений в рамках экономики или внутри фирм, в форме экономической демократии или промышленной демократии. В качестве альтернативного варианта различные экономисты и специалисты в области компьютерных технологий предложили использовать компьютерные или управляемые компьютером формы децентрализованной координации между экономическими предприятиями.

В недавних предложениях по децентрализованному экономическому планированию используется термин «планирование на основе участияruen», с тем чтобы подчеркнуть кооперативный и демократический характер этой системы и противопоставить ее централизованному планированию, связанному с бывшим СССР. Сторонники представляют децентрализованное и основанное на широком участии экономическое планирование в качестве альтернативы рыночному социализму для посткапиталистического общества.[1]

Децентрализованное планирование было предложено в качестве основы для социализма и было поддержано демократическими социалистами и анархистами, которые выступают за нерыночную форму социализма, отвергая при этом централизованное планирование советского типа. Некоторые авторы (например, Робин Кокс) утверждали, что децентрализованное планирование позволяет создать спонтанно саморегулирующуюся систему управления запасами (основанную исключительно на расчетах в натуральных показателях), и что, в свою очередь, решительно преодолевает возражения, вызванные аргументом экономического расчета, согласно которому любая крупномасштабная экономика должна обязательно прибегать к системе рыночных цен.[2]

Кибернетика[править | править код]

Для социалистических экономик предложено использование компьютеров для оптимальной координации производства. Экономист Оскар Ланге утверждал, что компьютер более эффективен, чем рыночный процесс, при решении множества одновременных уравнений, необходимых для эффективного распределения экономических затрат (либо с точки зрения физических величин, либо денежных цен).[3]

Чилийский проект в области плановой экономики с компьютерным управлением 1970 года Киберсин был инициирован социалистическим правительством Сальвадора Альенде в попытке перейти к децентрализованному планированию с экспериментальным компонентом Киберфолка.

Согласованная координация[править | править код]

Экономист Пэт Дэвайнruen создал модель координации под названием «согласованная координация», которая основана на социальной собственности тех, кто пострадал от использования активов, с решениями, принятыми теми, кто на самом локализованном уровне производства.[4]

Планирование[править | править код]

Структура планирования децентрализованной плановой экономики, как правило, основывается на совете потребителей и совете производителей (или совместно — на дистрибьюторском кооперативе), который иногда называют потребительским кооперативом. Производители и потребители или их представители договариваются о качестве и количестве производимой продукции. Эта структура занимает центральное место в экономике участия, гильдейском социализмеruen и экономических теориях, связанных с анархизмомruen.

Децентрализованное планирование было особенностью социалистической и анархической экономики. Вариации децентрализованного планирования включают в себя экономику с участием населения, экономическую демократию и промышленную демократию, и их поощряют различные политические группы, в первую очередь либертарные социалисты, марксисты, анархисты и демократические социалисты.

Во время Испанской революции 1936 года некоторые территории, где было распространено анархическое и социалистическое влияние через НКТ и ВСТ, особенно в сельских районах, функционировали на основе децентрализованного планирования, напоминающего принципы, изложенные Диего Абадом де Сантильяном в его книге «После революции».[5]

  1. ↑ «Какая экономическая структура для социализма?»Коцать, Дэвид. 2008» (PDF-файл). Восстановлено 2012-09-12. (неопр.).
  2. ↑ Швайкарт, Дэвид. демократический социализм. Энциклопедия Активизма и социальной справедливости (2006): «практически все (демократические) социалисты дистанцировались от экономической модели, давно синонимичной «социализму», т. е. Советской модели нерыночной, централизованно планируемой экономики…Некоторые одобрили концепцию «рыночного социализма», посткапиталистической экономики, которая сохраняет рыночную конкуренцию, но социализирует средства производства, а в некоторых версиях распространяет демократию на рабочее место. Некоторые поддерживают нерыночную экономику, основанную на широком участии. Все демократические социалисты согласны с необходимостью демократической альтернативы капитализму.» (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 16 февраля 2018. Архивировано 17 июня 2012 года.
  3. ↑ «Компьютер и рынок», Ланге, Оскар. Calculemus.org. (неопр.).
  4. ↑ «Планирование на основе согласованных координации» (неопр.).
  5. ↑ «After the Revolution.» Membres.multimania.fr. 1936-01-07. (неопр.) (недоступная ссылка). Архивировано 29 августа 2012 года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *