Роль инверсии в речи
Тема: Роль инверсии в речи
Цели: Понимать сущность определения инверсии.
Наблюдать и объяснять её использование в речи.
Ход урока:
I.Прочитайте предложение:
Удалая кибитка летит . взрывая пушистые бразды.
-C какой интонацией мы прочитали предложение?
-Какой порядок слов наблюдаем в предложении? (Прямой)
_Что подразумевается под прямым порядком слов?
Подлежащее стоит перед сказуемым, согласованное определение находится перед определяемым словом; если выражено причастным оборотом, то стоит после определяемого слова , несогласованное определение тоже стоит после определяемого слова. Дополнение стоит после слова , которое поясняет, обстоятельства могут находиться как в начале, так и в конце предложения.
-О чем говорится в этом предложении?( говорится о кибитке , которая быстро мчится по заснеженной дороге.
А.С. Пушкин изменил порядок слов , и мы читаем:
-Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая.
-Меняется ли интонация предложения?(Читается быстрее, энергичнее.)
-Рассмотрим порядок слов. В начало предложения выносится обстоятельство. Подлежащее стоит после сказуемого, а согласованное определение после определяемого слова.
-Изменилось ли что-то в предложении?
-Сама интонация предложения создает впечатление удали, радости. необычности, а измененный порядок слов – впечатление не просто быстрой,
а лихой, стремительной езды. Перед глазами встает картина : быстро едущая кибитка, своими полозьями врезается в снег, он вихрем поднимается вверх и кружится.
— Какой вывод мы можем сделать?
-Изменённый порядок слов придает речи особую выразительность и эмоциональность.
-Как вы думаете, какова тема нашего урока?
(Дети высказывают предположения.
— В текстах какого стиля может использоваться данный прием?
( В текстах художественных) Как называется этот стилистический прием?
Инверсия. Дается определение инверсии.
Инверсия- это перестановка, изменение обычного порядка слов с целью выделения какого-то слова, чтобы придать речи выразительность и эмоциональность.
II. Работа в группах.
Раздаются отрывки из текстов разных стилей. Выбирается отрывок, в котором предполагается инверсия.
А рядом ,у проталинки,
В траве между корней,
Бежит ,струится маленький
Серебряный ручей.
-Наблюдаем ли инверсию? Докажите.(В начало предложения выносятся обстоятельства места, затеи идут сказуемыми, выраженные глаголами, стоят перед подлежащим)
С какой целью С. Есенин использует инверсию в данном катрене?
(Чтобы люди люди старались видеть прекрасное рядом, ценить незатейливый родной пейзаж)
III. Вспомните изученные стихотворения. В каких из них вы можете наблюдать инверсию? (Среди названных выбрать стихотворение М.Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива» Приведите пример инверсии. Может ли данный прием использоваться в текстах научных?
Публицистических?
Учащиеся делают вывод, что данный прием не может применяться в текстах научных, не допускающих искажения смысла быть, но может быть использован в публицистических текстах, разговорной речи.
IVРабота с тестами.
Тест А
Соотнесите определения синтаксических фигур с терминами, их обозначающими
Анафора
Параллелизм
Оксюморон
Инверсия
А) Перестановка слов с целью выделить какое-то слово, чтобы придать фразе особую выразительность и эмоциональность
Б)Одинаковое синтаксическое построение соседних конструкций
В)Единоначатие,повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков,из которых состоит высказывание.
Г)Соединение двух противоположных друг другу понятий в едином высказывании.
Закрепляются знания детьми синтаксических фигур,дается задание — определить инверсию в текстах различных стилей. ТЕСТ Б
Какие фигуры речи использованы в следующих примерах
1.Кинжалом в нетерпении изрезал я кинжал.
2.И в семьдесят лет можно остаться молодым стариком
3.Что такое пессимизм? Результат столкновения двух разных оптимизмов.
4.На заре ты её не буди,
На заре она сладко так спит.
А)Оксюморон
Б)Инверсия
В)Анафора
Г)Риторический вопрос
Зачитываются ответы.
V.Подведение итогов. Оценивание.
Инверсия (биология) — Википедия
Инве́рсия — хромосомная перестройка, при которой происходит поворот участка хромосомы на 180°. Инверсии являются сбалансированными внутрихромосомными перестройками. Различают парацентрические (инвертированный фрагмент лежит по одну сторону от центромеры) и перицентрические (центромера находится внутри инвертированного фрагмента) инверсии. Инверсии играют роль в эволюционном процессе, видообразовании и в нарушениях фертильности.
Инверсии, как правило, не влияют на фенотип носителя. Патологический фенотип при инверсии может формироваться, если разрыв находится в пределах гена, или если перестройка нарушает регуляцию гена. Из-за образования аберрантных рекомбинантных хромосом в мейозе гетерозиготы по инверсии могут иметь сниженную фертильность, по этой же причине у них есть вероятность рождения потомства с аномальным фенотипом.
При прохождении мейоза в профазе I между гомологичными хромосомами происходит синапсис, после чего возможен кроссинговер и рекомбинация между ними. Гетерозиготность по инверсии осложняет поиск гомологичных последовательностей при синапсисе хромосом. Короткие гетерозиготные инверсии обычно испытывают трудности при синапсисе, но, как правило, в их случае запускается процесс так называемой синаптической подгонки (или синаптической пригонки), в результате которой на месте инверсии осуществляется негомологичный синапсис (гетеросинапсис), в котором существует запрет на рекомбинацию. Достаточно протяжённые гетерозиготные инверсии могут образовывать полноценный гомологичный синапсис за счёт формирования инверсионной петли, и, следовательно, в пределах инвертированного участка может произойти кроссинговер
Если у гетерозиготы по перицентрической инверсии при мейозе происходит кроссинговер в пределах инвертированного участка, то формируются аномальные рекомбинанатные хромосомы с дупликацией и делецией. У гетерозиготы по парацентрической инверсии кроссинговер в пределах инвертированного участка приводит к формированию дицентрической хромосомы и ацентрического фрагмента. В обоих случаях образовавшиеся гаметы с рекомбинантными хромосомами оказываются генетически несбалансированными, и вероятность появления жизнеспособного потомства из таких гамет является низкой
Таким образом, гетерозиготность по инверсии приводит к подавлению рекомбинации в пределах инверсии за счёт двух основных механизмов: из-за запрета рекомбинации в случае гетеросинапсиса и за счёт низкой вероятности появления рекомбинантных продуктов в потомстве вследствие генетической несбалансированности гамет.
Есть три основных подхода для выявления инверсий: с помощью классического генетического анализа, цитологически и на основе данных секвенирования полного генома[3]. Наиболее распространён цитологический подход.
Именно при помощи генетического анализа инверсии были впервые обнаружены: в 1921 году Альфред Стёртевант показал инвертированный порядок идентичных генов у Drosophila simulans по сравнению с Drosophila melanogaster[4]. Наличие инверсии можно предположить, если в скрещиваниях обнаруживается нерекомбинирующая часть генома, для этого метода необходимо предварительное генетическое картирование признаков.
Цитологически инверсии впервые наблюдали на политенных хромосомах слюнных желез у дрозофил, и двукрылые по-прежнему являются наиболее удобным объектом для наблюдения инверсий. В других таксономических группах крупные инверсии можно выявить при помощи дифференциальной окраски метафазных хромосом. Известные полиморфные варианты инверсий можно анализировать при помощи флуоресцентной гибридизации in situ с использованием локус-специфических ДНК-проб.
У людей и у других видов с секвенированным геномом субмикроскопические инверсии можно обнаружить при помощи парноконцевого секвенирования[5]. Межвидовые различия по инверсиям можно выявлять при помощи прямого сравнения гомологичных последовательностей
Для возникновения инверсии необходимо повреждение ДНК в виде двунитевого разрыва с последующей ошибкой репарации. Двунитевые разрывы ДНК могут возникать вследствие воздействия экзогенными факторами, такими как ионизирующее излучение или химиотерапия, а также вследствие воздействия на ДНК эндогенно образующимися свободными радикалами. Кроме того, двунитевые разрывы возникают запрограммированно при мейозе и при созревании Т- и B-лимфоцитов во время специфической соматической V(D)J-рекомбинации. Репарация двунитевого разрыва ДНК может проходить двумя способами: негомологичным соединением разрывов и гомологичной рекомбинацией
В середине 30-х годов Ф. Г. Добржанский вместе с Альфредом Стёртевантом обнаружили, что две морфологически сходные расы дрозофил вида D. pseudoobscura, взятые из географически удаленных популяций, не скрещиваются между собой и отличаются несколькими инверсиями. Это был первый случай, который указывал, что изменение порядка генов может иметь само по себе сильный генетический эффект, вплоть до видообразования. Изучение природных популяций показало, что инверсии достаточно часто встречаются в популяциях дрозофил и существуют определённые сезонные и географические различия по частоте инверсий. Затем Добржанский и его коллеги, используя метод экспериментальных ящичных популяций дрозофил, получили доказательства, что некоторые инверсии действительно связаны с адаптивными признаками. Добржанский полагал, что подобного рода адаптивный полиморфизм по инверсиям в случае географической изоляции способен привести к видообразованию[9].
Половые хромосомы X и Y плацентарных млекопитающих исторически образовались из гомологичных аутосом. В процессе эволюции они практически полностью утратили способность к рекомбинации друг с другом и значительно разошлись в генном составе. Изучение оставшихся генов общего происхождения на X и Y-хромосоме человека показало, что в эволюции половых хромосом произошла серия последовательных перекрывающихся инверсий, в результате которых постепенно увеличивалась нерекомбинирующая часть Y-хромосомы[10]. Существует модель эволюции половых хромосом, которая предполагает, что первым событием в эволюции половых хромосом являлась хромосомная инверсия, которая захватила два гена, один из которых определял пол, а второй обладал половым антагонизмом, то есть аллели этого гена противоположно сказывались на приспособленности полов. Инверсия объединила аллели этих двух генов таким образом, что аллель, определяющий мужской пол, оказался в устойчивой комбинации с повышающим мужскую приспособленность аллелем второго гена[11][12].
В медицинской генетике для обозначения инверсий используют Международную систему по цитогенетической номенклатуре человека (The International System for Human Cytogenetic Nomenclature — ISCN). Запись inv(A)(p1;q2) обозначает инверсию в хромосоме А. Информация во вторых скобках даётся дополнительно для локализации точек разрыва внутри хромосомы А. Буква p означает короткое плечо хромосомы, буква q — длинное плечо, цифры после p и q относятся к нумерации хромосомных бэндов. Инверсии гетерохроматиновых районов хромосом 1, 9 и 16 предложено обозначать как 1ph, 9ph и 16ph соответственно[13].
Для обозначения инверсий у Drosophila используют обозначение In(nA)m, где n обозначает номер хромосомы, А — плечо хромосомы и m — имя мутации или номер бэнда. Например, In(2LR)Cy — это инверсия Curly у дрозофилы, которая затрагивает оба плеча хромосомы 2[14].
FISH анализ полиморфизма по инверсии 8q23.1 у человекаДолгое время инверсии можно было выявлять только при помощи анализа G-бэндированных метафазных хромосом. Этот метод позволяет обнаруживать только крупные инверсии, при этом даже крупные инверсии при G-бэндинге могут остаться незамеченными из-за локального сходства рисунка G-полос. Классический цитогенетический анализ на основе дифференциальной окраски хромосом позволил обнаружить несколько полиморфных инверсий, распространённых в человеческой популяции и не имеющих клинического значения. Инверсии являются наиболее частым хромосомным полиморфизмом, выявляемыми в цитогенетических лабораториях, и самыми частыми из них являются перицентрические инверсии, детектируемые в гетерохроматиновых районах хромосом 1, 2, 3, 5, 9, 10 и 16. Например, известно, что более 1 % человеческой популяции являются носителями перицентрической инверсии в 9 хромосоме inv(9)(p12;q13), которую считают вариантом нормы[15]. Наиболее частой инверсией, который включает эухроматин, является инверсия inv(2)(p11;q23), которая также считается нейтральной[16]. Есть и другие более редкие варианты полиморфных инверсий, которые детектируются в отдельных группах и которые ведут свою историю от одного предкового мутационного события. Например, такая инверсия inv(10)(q11.22;q21.1) обнаруживается с частотой 0,11 % в Швеции[17].
Современные методы анализа генома, включающие парноконцевое секвенирование, сравнительный анализ геномов близкородственных видов, анализ неравновесного сцепления однонуклеотидных полиморфизмов (SNP), позволили выявить около 500 субмикроскопических полиморфных инверсий. Среди них, например, инверсия на хромосоме 8 (8p23.1) размером около 4.5 млн п.о, которая обнаруживается у 25 % здоровых людей[18].
- ↑ Бородин П. М., Торгашева А. А. Хромосомные инверсии в клетке и эволюции // Природа. — 2011. — № 1. — С. 19—26.
- ↑ Генетика человека по Фогелю и Мотулски / М. Р. Спейчер, С. Е. Антонаракис, А. Г. Мотулски. — 4-е издание. — СПб: Н-Л. — С. 165-168. — 1056 с. — ISBN 978-5-94869-167-1.
- ↑ Kirkpatrick M. How and why chromosome inversions evolve (англ.) // PLoS biologу. — 2010. — Vol. 8, no. 9. — P. e1000501. — PMID 20927412.
- ↑ Sturtevant A.H. A case of rearrangement of genes in Drosophila (англ.) // Proc Natl Acad Sci USA. — Vol. 7, no. 8. — P. 235—237. — PMID 16576597.
- ↑ Korbel J. O. et al. Paired-end mapping reveals extensive structural variation in the human genome (англ.) // Science. — Vol. 318, no. 5849. — P. 420-426. — PMID 17901297.
- ↑ Feuk L. et al. Discovery of human inversion polymorphisms by comparative analysis of human and chimpanzee DNA sequence assemblies (англ.) // PLoS genetics. — 2005. — Vol. 1, no. 4. — P. e56. — PMID 16254605.
- ↑ Pfeiffer P., Goedecke W., Obe G. Mechanisms of DNA double-strand break repair and their potential to induce chromosomal aberrations (англ.) // Mutagenesis. — 2000. — Vol. 15, no. 4. — P. 289-302. — PMID 10887207.
- ↑ Dittwald P. et al. Inverted Low‐Copy Repeats and Genome Instability—A Genome‐Wide Analysis (англ.) // Human mutation. — Vol. 34, no. 1. — P. 210-220. — PMID 22965494.
- ↑ Голубовский М.Д. Век генетики: эволюция идей и понятий. Научно-исторические очерки. — СПб.: Борей Арт, 2000. — 262 с. — ISBN 5-7187-0304-3.
- ↑ Lahn B.T., Page D.C. Four Evolutionary Strata on the Human X Chromosome (англ.) // Science. — 1999. — Vol. 286, no. 5441. — P. 964—967.
- ↑ Бородин П. М., Башева Е. А., Голенищев Ф. Н. Взлёт и падение Y-хромосомы // Природа. — 2012. — № 1. — С. 45-50. (недоступная ссылка)
- ↑ van Doorn G.S., Kirkpatrick M. Transitions Between Male and Female Heterogamety Caused by Sex-Antagonistic Selection (англ.) // Genetics. — 2010. — Vol. 186, no. 2. — P. 629-645.
- ↑ Баранов В. С., Кузнецова Т. С. Цитогенетика эмбрионального развития человека: Научно-практические аспекты. — СПб: Н-Л, 2006. — 640 с. — ISBN 5-94869-034-2.
- ↑ Коряков Д.Е., Жимулев И.Ф. Хромосомы. Структура и функции / д.б.н. Л.В.Высоцкая. — Из-во СО РАН, 2009. — С. 19-20. — 258 с. — ISBN 978-8-7692-1045-7.
- ↑ Hsu L. Y. F. et al. Chromosomal polymorphisms of 1, 9, 16, and Y in 4 major ethnic groups: a large prenatal study (англ.) // American journal of medical genetics. — Vol. 26, no. 1. — P. 95-101. — PMID 3812584.
- ↑ MacDonald I. M., Cox D.M. Inversion of chromosome 2 (p11p13): frequency and implications for genetic counselling (англ.) // Hum Genet. — 1985. — Vol. 69, no. 3. — P. 281-283. — PMID 3980020.
- ↑ Entesarian M. et al. A chromosome 10 variant with a 12 Mb inversion [inv(10)(q11.22q21.1) identical by descent and frequent in the Swedish population] (англ.) // American Journal of Medical Genetics Part A.. — 2009. — Vol. 149A. — P. 380-386. — PMID 19213037.
- ↑ Giglio S. et al. Heterozygous submicroscopic inversions involving olfactory receptor-gene clusters mediate the recurrent t(4;8)(p16;p23) translocation (англ.) // American Journal of Human Genetics. — Vol. 71, no. 2. — P. 276-285. — PMID 12058347.
Инверсия как средство повышения эффективности речи
Инверсия как средство повышения эмоциональности речи
Цели: развитие речи учащихся.
Задачи:
— активизировать познавательную активность учащихся, добиться прочного и осознанного усвоения учебного материала.
— формировать умения находить инверсию в тексте, в предложении, в словосочетании;
— определять роль инверсии в произведении художественной литературы;
— использовать инверсию в собственной речи;
— показать очарование, музыкальность слова в описании пейзажа русскими писателями и поэтами
План – конспект урока.
Оборудование:
Компьютеры
Печатный материал
Набор репродукций картин «Осень»
магнитная доска
рабочие тетради.
Ход урока
Орг.момент. Сядьте на свои места удобнее. Прислушайтесь к своему дыханию. Мы начинаем урок.
Оформление класса. На доске: «Унылая пора! Очей очарованье!» А.С. Пушкин.
На магнитной доске нарисованные учащимися рисунки «осень», «рябина», репродукции осенних пейзажей.
Вводная беседа. Презентация слайд № 1
Учитель: Исходя из темы урока, сформулируйте цели урока
Дети: Предлагают варианты целей урока
Учитель: Посмотрите, какие цели урока сформулировала я. Презентация слайд № 2. Как же мы будем сегодня работать слайд № 4
I. Давайте проведем лингвистическую разминку. Задания, которые вы сейчас будете выполнять помогут вам подготовиться к ЕГЭ. И в этом вам поможет слайд презентации № 5. Внимательно посмотрите и ответьте на мои вопросы.
А. Но есть иное дерево, мы, пожалуй, не замечаем его весной, оно не бросается нам в глаза в июле.
Б. Кто заметит в сентябре ту же черёмуху, кто обратит внимание на жасмин, кто не пройдёт мимо зарослей шиповника!
В. То янтарные, то оранжевые, то ярко-красные проглядывают гроздья сквозь филигранную зелень…
Г. Чем ближе осень, тем заметнее и ярче становится это дерево, и, когда совсем обеднеет земля и нечем ей будет порадовать глаз человека, вспыхнут среди долины яркие кисти рябин, и люди сложат об этом дереве лучшие свои лирические песни.
—Восстановите порядок предложений. Проверьте себя
1. А,Б,В,Г. 2. Г,Б,В,Г. 3. Б,А,Г,В. 4. В,А,Б,Г. ( Правильно 3)
— Дайте объяснение выбранного порядка предложений в тексте.
— Что помогло вам увидеть замысел автора, понять ход его мыслей
( Правильно, каждое последующее предложение текста создается для того,
чтобы развить ранее высказанную мысль, добавить какие – то новые сведения).
— Как называются новые сведения в предложении? («новым»)
—Где принято располагать «новое» в спокойной монологической речи?
(в конце предложения)
— А «данное»? (выносить в начало)
А что вы можете сказать о порядке слов в предложениях?
— Какой порядок слов в предложении является прямым, а какой обратным, инверсионным?
— Давайте вспомним теоретический материал
II. Актуализация знаний.
Учитель: Рябине посвящено много замечательных лирических строчек, потому что многие поэты (да и не только поэты) воспринимают её как символ родины, любимых памятных мест. Вот только несколько строчек:
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.
Есенин.
Уж клич отзвенел журавлиный,
Уже осыпается сад,
А яркие гроздья рябины
Всё так же на солнце горят.
Вс. Рождественский.
Обратимся к слайду № презентиции
Перед вами стихотворение А.К.Толстого.
Осень! Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят,
Лишь вдали красуются, там на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
Прочитайте стихотворение Толстого. Определите стиль и тип речи. К какому виду описаний, известных вам, можно отнести этот текст?
Постарайтесь выбрать такую интонацию при чтении, которая соответствовала бы содержанию, ритму и форме стихотворения.
Отчего зависит выбор интонации?
Определите, прямой или обратный порядок слов использует автор в произведении
С какой целью использует автор в описании осенней природы инверсию?
Дети: Формулируют ответы на вопросы
Учитель: Инверсия влияет на интонационную характеристику текста, на его эмоциональный строй. Задача автора произвести эмоциональное воздействие на читателя, вызвать у него определённое зрительное восприятие. И инверсия помогает автору создать общую лирическую тональность стихотворения.
III . Работа по теме урока.
1. Давайте еще раз посмотрим на тему урока и обратимся к слайду №
— Определите, в каких пушкинских строчках использован обратный порядок слов. В чём он состоит?
— К какому слову благодаря этому порядку слов привлекается большее внимание?
— Обратимся к печатным материалам. Спишите отрывки и подчеркните члены предложения, у которых порядок расположения обратный, инверсионный:
1 Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле,
Проглянет день как будто поневоле
И скроется за край окружных гор.
2.Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой.
— Давайте проверим, что у вас получилось. (Дети зачитывают выбранные ими предложения, словосочетания
2. Работа со словом. Слово — образ. Работа — поиск.
Учитель: На что похожи осенние листья? а рябина?
Поиск вариантов ответа: Август — звезды
Август — …
Какой цветок напоминает своими лепестками звезду? Ребята подбирают варианты ответа. Учитель читает:
Август — астры,
Август — звезды,
Август грозди
Винограда и рябины…
как вы думаете, в какой цвет окрасила М.Цветаева любимую ею рябину? Поиск вариантов ответа.
…и рябины
Ржавой — август! (М.Цветаева)
Какое слово в этой строке несет эмоциональную нагрузку? Правильно, эпитет «ржавой».
А какой синтаксической фигурой она воспользовалась? (Инверсией)
IV. Давайте проведем лингвистический эксперимент. Слайд № . презентации.
Восстановите текст:
Унылая пора! Очарованье очей!
Твоя прощальная краса приятна мне –
Я люблю пышное увяданье природы,
Леса, одетые в багрец и в золото.
Учитель:
— Надеюсь, вы догадались, строки из какого стихотворения вы восстанавливались? А кто автор этих строк?
— Правильно, это строфа из пушкинского стихотворения «Осень»
— Чем вы пользовались, чтобы восстановить текст? Инверсия в переводе с латинского «перевёртывание», «перестановка».
— Молодцы, слайд № вы воспользовались обратным порядком слов, т.е. инверсией.
V. Работа по определению роли инверсии в тексте.
Сравним две строфы из этого стихотворения Пушкина, определим какую роль играет в тексте инверсия. Обратимся к печатным материалам.
1
Октябрь уж наступил – уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осеннй хлад – дорога промерзаент.
Журча ещё бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.
2
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы.
Дети сравнивают строфы, размышляют о роли прямого и обратного порядка слов в тексте.
Учитель направляет размышления детей в нужное русло. В конце беседы подводит итог:В первой строфе нет сколько –нибудь заметных отклонений от нормы, а потому интонация приобретает ровный, естественный рисунок, который нарушается только в двух последних строчках (инверсия глаголов. Повтор союза и) Во второй строфе меняется интонация: инверсия придаёт больше экспрессии, эмоциональности, появляются выделительные акценты.
VI. Подведём итоги.
Учитель: Что же такое инверсия? Какую стилистическую роль выполняет инверсия в речи?
Дети: Формулируют ответы на эти вопросы
Слайд №
Учитель: Обратимся к презентации слайд Инверсия является одним из важнейших средств интонационно – стилистического выделения слов и их сочетаний. Она состоит в постановке выделяемых слов на синтаксически необычное для них место. Поэтому инверсия предполагает нарушение обычного порядка слов. Особое значение инверсия приобретает в стихотворной речи: здесь она не просто стилистическая фигура, но и признак поэтической организации речи (рифмообразующая функция). Кроме того, неожиданные порядок слов может распределить иначе смысловые акценты предложения. Инверсия влияет на интонационную характеристику предложения, на его эмоциональный строй.
Учитель: Сегодня на уроке мы использовали много лингвистических терминов. Давайте вспомним их, но необычным способом. Разгадаем кроссворд
Заключительное слово учителя:
Работая над темой урока, определяя роль инверсии в речи, мы обращались к художественным текстам, объединённым одной темой «природа и человек». Это одна из ведущих тем русской литературы. Природа России – «это тихая и немудрая земля под неярким небом, но чем больше узнаёшь её, тем всё больше, почти до боли в сердце, начинаешь любить эту обыкновенную землю» (К.Паустовский)
Надо учиться видеть, чувствовать, понимать, любить природу и, что не менее важно, выражать «хорошими словами» своё отношение к ней. Научиться видеть, любить прекрасное в мире, научиться беречь это прекрасное – трудная, но важная задача.
Слайд № В качестве домашнего задания вам предстоит написать сочинение — миниатюру на тему «природа», но соблюдайте одно условие: использовать в своей работе инверсию. Желаю вам удачи и творческого вдохновения.
VI. Творческое задание. Упражнение 481 Объём – 8-12 предложений.
Приведу пример ученического сочинения — миниатюры (причем, не очень сильного ученика)
«В комнате тишина. Я слушаю музыку. И не простую, а целый оркестр. Это музыка дождя осеннего.О чем плачет дождь?
Плачет дождь об одиночестве осеннем, о том, что пролетело лето. Грустно по крышам стучит он. По деревьям тарабанит, сбивая листья, которые уже пожелтели. Стучит дождь в мое окно, предупреждая, что скоро наступят холода, а вместо дождя снег пойдет, легкий и пушистый»
§ 54. Понятие инверсии. Стилистическая роль порядка слов.
Конечное положение ремы характерно для стилистически нейтральной, спокойной, размеренной речи. В эмоциональной, взволнованной речи наблюдается отступление от этого правила: слова в предложении располагаются так, что рема занимает в нём начальное место или находится в середине предложения. Такая перестановка называется и н в е р с и е й (от лат. inver-sio—превращение, перемена).
Рема как наиболее важная часть предложения всегда выделяется фразовым ударением. При инверсии фразовое ударение, выделяющее рему, оказывается в начале или середине предложения. Это придаёт предложению повышенную выразительность, экспрессивность, например: Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся ещё необъятнее. Горит и дышит он. (Г.) Сравните это предложение со стилистически нейтральным вариантом, в котором рема (выраженная сказуемым) находится в конце предложения: Он горит и дышит. При инверсии актуальное членение предложения не изменяется. Состав темы (он) и ремы (горит и дышит) остаётся прежним. Предложения с инверсией отличаются лишь стилистически от предложений без инверсии — они являются экспрессивными вариантами предложений с ремой в конце.
Существуют разные формы инверсии. В одних случаях все члены предложения — как нераспространённые, так и распространённые (т. е. синтаксические группы) — выстраиваются в обратном порядке по сравнению со стилистически нейтральными вариантами. Например, в предложении Рано утром на Волге бродил лёгкий туман порядок слов может быть изменён следующим образом: Лёгкий туман бродил рано утром на Волге. Сравните этот экспрессивный вариант со стилистически нейтральным. В стилистически нейтральном варианте порядок слов обычный: на первом месте стоят обстоятельства места и времени, относящиеся ко всей остальной части предложения (см. § 52), на втором — сказуемое, на последнем — группа подлежащего. В экспрессивном варианте на первом месте стоит группа подлежащего (подлежащее выделяется фразовым ударением), на втором — сказуемое, на последнем — обстоятельства.
В других случаях изменяет обычное место только один член предложения. Например, в начало предложения выносится глагольное сказуемое: Пошла девочка в лес; Раскинулись на площадях яркие цветники. Сравните с обычным порядком слов:
Девочка пошла в лес; На площадях раскинулись яркие цветники. Экспрессивные варианты, в которых глагольное сказуемое занимает необычное для него место в начале предложения и выделяется интонационно, придают изложению эпическую, торжественную окраску.
Инверсия возможна и в словосочетаниях. Последний компонент словосочетания выносится в его начало и выделяется ударением, например: Я лебёдчиком работаю, лес на берег выкатываю. Сравните этот порядок слов с обычным: Я работаю лебёдчиком, выкатываю на берег лес. Подобная инверсия компонентов словосочетаний имеет разговорную окраску, поскольку такой порядок слов характерен для устной разговорной речи. Разговорно окрашены и короткие нерасчлененные предложения с инверсией главных членов. Вынесенное на первое место подлежащее выделяется в них ударением, например:—Александрыч, у нас оказия. Медведь убился. (Песк.) Сравните этот порядок слов с обычным, стилистически нейтральным: Убился медведь.
Экспрессивные варианты порядка слов с разными формами инверсии выполняют в художественной прозе стилистическую роль: они служат источником повышенной выразительности, окрашивают повествование в эмоциональные тона или придают ему эпический характер. Варианты порядка слов с разговорной окраской применяются для имитации устного диалога и устного рассказа.
Упражнение 73.Спишите. Определите, чем различаются варианты порядка слов.
1) Бодрое, здоровое настроение овладело им.—Им овладело бодрое, здоровое настроение. 2) Вслед затрещали редкие, короткие выстрелы.— Редкие, короткие выстрелы затрещали вслед. 3) Странная фигура вдруг вытянулась перед ними.— Перед ними вдруг вытянулась странная фигура. 4) Он был скромный человек.— Скромный он был человек. 5) Прогулки были чудесные.— Чудесные были прогулки. 6) Зимний день короток.— Короток зимний день.
74.Прочитайте предложения с инверсией. Определите, чем они отличаются от предложений со стилистически нейтральным порядком слов.
1) Удивительная женщина Татьяна Борисовна… (Т.) 2) Свежая струя пробежала по моему лицу. (Т.) 3) Он встал, и рыданья прервали его речь. (Л. Т.) 4) Испугались татары — не доезжаючи стали останавливаться. (Л. Т.) 5) Вдруг внезапный ужас предчувствия охватил меня. (Купр.) 6) Густым, бездонным чернозёмом пахло с полей… (С.-Ц.) 7) Слишком просторно было в полях,— оттого так тесно жались друг к другу избы. (С.-Ц.) 8) Солнечно-росистое это утро… (Пр.) 9) Страшно бывает в снежную зиму войти в молодой лес. (Пр.) 10) Туманен и далёк был взгляд её… (Шол.) 11) Уплывали перед закрытыми глазами Григория степные гребни, хутора, станицы, никогда ранее не виданные, чужие сердцу.
(Шол.)
75.Спишите. Найдите предложения с инверсией. Определите стилистическую роль инверсии.
1) Сидит пан Данило за столом в своей светлице, подпершись локтем, и думает. Сидит на лежанке пани Катерина и поёт песню. 2) Плачет и убивается Катерина; а даль вся покрывается пылью: скачет старый есаул Горобець на помощь.
3) Те луга не луга: то зелёный пояс, перепоясавший посередине круглое небо, и в верхней половине и в нижней половине прогуливается месяц. Не глядит пан Данило по сторонам, глядит он на молодую жену свою. (Г.) 4) Пластался над хутором кизячный дым, возле кучек рассыпанной у дороги золы расхаживали налетевшие к жилью грачи. 5) К воротам подошла женщина. Горели под белым платком такие страшно знакомые глаза… (Шол.)
Инверсия в литературе: особенности
Как используется инверсия в литературе? Не все знают ответ, на такой вопрос. Современный русский язык в своем богатстве и многообразии использует различные приемы выразительности, которые наука о языке преобразовала в различные термины. Вы могли встречать такие термины литературы, как анафора (повторение слова в начале фразы), антитеза (резкое противопоставление образов, резкий контраст), гипербола (преувеличение). Поговорим об инверсии.
Термины литературы, такие как «инверсия», имеют латинские корни (от лат. Inversia – перестановка или перевертывание). Но на вопрос о том, что же такое инверсия, легче и охотнее вам ответят англичане, так как в английском языке при помощи инверсии создаются вопросительные предложения.Инверсия в языке
Инверсия в языке обозначает, что прямой порядок слов в предложении был заменен обратным. В русском языке в предложении, когда сначала стоит подлежащее, затем сказуемое и далее второстепенные члены предложения, использован прямой порядок слов. Такой порядок слов используется для научной литературы, так как сохраняет нейтральную окраску всего повествования. Чтобы придать эмоциональную окраску содержанию речи или произведения, применяется инверсия. В языке, особенно устном, инверсия создается путем перестановки местами подлежащего и сказуемого или переноса в начало предложения второстепенных членов предложения.
Инверсия в литературе
В художественных произведениях часто используется инверсия. В литературе, например, второстепенный член предложения ставится в центр предложения, где на него падает логическое ударение, что помогает читателю обратить внимание на мелкие детали, которые могут сыграть в произведении решающее значение. В предложении Д.Гранина: «Не верю я в добрые помыслы нынешних новых русских», сказуемое поставлено впереди подлежащего, логическое ударение, тем самым, перенесено на сказуемое. Автор подчеркнул свое недоверие к замыслам нового класса. Для того чтобы запоминалась вся информация, связанная с объектом, его нужно перенести в конец предложения. У М. Булгакова читаем: «В большую уборную из коридора, где уже трещали сигнальные звонки, под разными предлогами заглядывали любопытные». Все дополнения вынесены в начало предложения, чтобы акцентировать наше внимание на окружающей обстановке.
Особенный вес имеет инверсия в литературе, когда мы говорим о поэзии. Можно сказать, что инверсия в литературе специально придумана для поэзии. Даже в самом обычном нераспространенном предложении при перестановке местами подлежащего и сказуемого можно добиться эффекта, при котором каждый сможет сказать, что читает стихи. В предложениях: «волны бегут» (прямой порядок), и «бегут волны» (инверсия) — «поэтичнее» — второе предложение. Ярким примером инверсии в поэзии могут служить строки И.С. Никитина:Ясно утро. Тихо веет
Теплый ветерок.
или:
Скоро легкой травою покроются склоны
И декабрьские бури, как волки, прилягут.
В.А. Луговской
В стихах необходимость использования инверсии определяется размером и ритмом стихотворной строки. Использование инверсии создает особенный неповторимый рисунок поэтического замысла.
У Пушкина читаем:
Сияньем тощим фонаря,
Глухие своды озаря,
Идут…
Инверсия придает отрывку настроение напряженности и тайны.
Использование инверсии в жизни
Использование инверсии в обычной жизни не всегда оправдано и может служить затруднением при понимании. Если текст, использующийся для бытовых нужд, изобилует предложениями, в которых применена инверсия, это будет препятствовать его пониманию.
ИНВЕРСИЯ — это… Примеры из литературы
Одним из средств выразительности художественной речи является стилистическая фигура — инверсия, суть которой состоит в расположении слов в обратном порядке.
Латинское слово «inversio» значит «перестановка, переворачивание».
Инверсия — одна из самых распространенных стилистических фигур. Этот оборот поэтической речи заключается в своеобразной расстановке слов, нарушающей обычный порядок:
- подлежащее располагается после сказуемого;
- определение находится в постпозиции по отношению к определяемому слову;
- отрыв эпитета от определяемого слова;
- дополнение выносится вперед сказуемого.
Определение
Инверсия — это перестановка обычного (нейтрального) порядка слов в предложении с целью подчеркивания смысловой значимости, поэтической выразительности отдельных слов или придания всей фразе особой интонации, стилистической окраски, торжественности и возвышенности.
Дополнительный материал
А вот какое определение инверсии в литературе дает Википедия.Перестановка слов выделяет, подчёркивает их, придает художественной речи большую выразительность. С помощью инверсии писатели акцентируют внимание на том слове, которое несет основную смысловую нагрузку в высказывании, чем добиваются наибольшего воздействия на читателя.
Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как жёлтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.А. Ахматова
Примеры инверсии в художественной литературе
Пришла она, желанная, пришла благоуханная,
Из света дня сотканная волшебница-весна.К. Феофонов
Сегодня у берега нашего бросил свой якорь досель неизвестный корабль. Н. Гумилёв
Скоро получишь ответ ты — весточку в несколько строк. В.Высоцкий
Постпозитивное расположение определений характерны для стиля творчества писателей XIX века. При такой инверсии усиливается смысловая нагрузка на определение, так как зачастую его атрибутивное значение осложняется оттенком предикативности, как у М.Лермонтова:
Со всех сторон горы неприступные.
На меня она имела влияние сильное. И.С. Тургенев
Участие и любовь непритворные видны были на лице Анны. Л.Н. Толстой
Аркадий Павлович говорил голосом мягким и приятным. И.С. Тургенев
В поле чистом серебрится снег волнистый и рябой. А.С. Пушкин
Я хочу изведать тайны жизни мудрой и простой. И. Бродский
Сидит на камне между ними лезгинец дряхлый и седой. А.С. Пушкин
Сильным средством смыслового выделения определения является его «отрыв» от определяемого слова, причем оно может находится как в начале, так и в конце предложения. Этот прием инверсии мастерски использовал И.С. Тургенев:
Удивительное со мной произошло приключение.
Книгу для вас приобрёл интереснейшую.
Обеды задавал он отличные.
Где глаз людей обрывается куцый… В. Маяковский
Красные, голубые, жёлтые поднимаются к небу скалистые вершины. А. Коптяева.
Расположение дополнения перед сказуемым носит инверсионный характер, например, у С.Есенина:
Там, где капустные грядки
Красной водой поливает восход,
Клененочек маленький матке
Зеленое вымя сосёт.
Отметим также, что в стихотворных текстах инверсия выполняет ритмообразующую функцию.
В поле чистом,
Луны при свете серебристом,
В свои мечты погружена,
Татьяна долго шла одна.А.С. Пушкин
Видеоурок
Скачать статью: PDFОтветы Mail.ru: помогите написать сочинение плиз…на тему: роль инверсии в речи)) ..на тему: роль инверсии в речи))
В книжной речи эффект создаётся оттягиванием: психологически важный элемент ставят в конце предложения, чем создаётся некоторое напряжённое ожидание, поскольку читатель не получает привычного ему указания на предмет речи в начале сообщения. Инверсия может получить экспрессивность также в случаях, когда она вызывает представление о тех контекстах, для которых соответствующее расположение слов является обычным. Так, например, в английской поэзии прилагательное может не только, как это обычно и для прозы, предшествовать определяемому существительному, но и следовать за ним Постпозиция прилагательного в прозе придаёт стилю торжественность, приподнятость или музыкальность. Экспрессивная и функционально-стилистическая окраска инверсии характерна преимущественно для прозы, поскольку в списках порядок слов подчиняется ритмико-интонационной структуре стиха, а расположение компонентов синтаксических конструкций относительно свободно.
<a href=»/» rel=»nofollow» title=»820041:##:25m72ax» target=»_blank» >[ссылка заблокирована по решению администрации проекта]</a>
Тема: Инверсия в нарративе литературной сказки <a rel=»nofollow» href=»http://planetadisser.com/see/dis_71441.html» target=»_blank»>http://planetadisser.com/see/dis_71441.html</a> Подведём итоги. Какую стилистическую роль выполняет инверсия в речи? Инверсия является одним из важнейших средств интонационно – стилистического выделения слов и их сочетаний <a rel=»nofollow» href=»http://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:LNJecnZn7ycJ:www.edu54.ru/sites/default/files/upload/2010/04/Inviersiia_kak_sposob_povyshieniia_emotsionalnosti_riechi_7_klass.doc+СЂРѕР» СЊ+инверсии+РІ+речи&cd=11&hl=ru&ct=clnk&gl=pl» target=»_blank»>http://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:LNJecnZn7ycJ:www.edu54.ru/sites/default/files/upload/2010/04/Inviersiia_kak_sposob_povyshieniia_emotsionalnosti_riechi_7_klass.doc+СЂРѕР» СЊ+инверсии+РІ+речи&cd=11&hl=ru&ct=clnk&gl=pl</a> Прагматические особенности инверсии в английском языке <a rel=»nofollow» href=»http://referats.qip.ru/referats/preview/88587/3″ target=»_blank»>http://referats.qip.ru/referats/preview/88587/3</a> <a rel=»nofollow» href=»http://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:Qr-R0jI99PYJ:www.lib.csu.ru/texts/lingua/w_order.doc+СЂРѕР» СЊ+инверсии+РІ+речи&cd=24&hl=ru&ct=clnk&gl=pl» target=»_blank»>http://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:Qr-R0jI99PYJ:www.lib.csu.ru/texts/lingua/w_order.doc+СЂРѕР» СЊ+инверсии+РІ+речи&cd=24&hl=ru&ct=clnk&gl=pl</a> Стилистические функции порядка слов в предложении <a rel=»nofollow» href=»http://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:HoC3YMxTHx8J:www.hi-edu.ru/e-books/xbook089/01/index.html?part-021.htm+СЂРѕР» СЊ+инверсии+РІ+речи&cd=28&hl=ru&ct=clnk&gl=pl» target=»_blank»>http://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:HoC3YMxTHx8J:www.hi-edu.ru/e-books/xbook089/01/index.html?part-021.htm+СЂРѕР» СЊ+инверсии+РІ+речи&cd=28&hl=ru&ct=clnk&gl=pl</a> Порядок слов стилистически нейтральный и стилистически значимый