Плюсы и минусы метода беседа: Плюсы и минусы метода беседы в психологии – Беседа как метод исследования в психологии: виды, достоинства и недостатки

Автор: | 03.07.2020

Содержание

плюсы и минусы в современном обществе

Традиционные формы и методы в воспитании:

плюсы и минусы в современном обществе

Воспитание в педагогике является одним из базовых понятий и основным предметом изучения. В широком смысле оно включает в себя подготовку подрастающего поколения к современной жизни.

В узком понимании воспитание – это процесс, при котором младшее поколение должно усвоить тот материал, который уже накоплен обществом за долгие годы его существования: теоретические знания; определенные трудовые умения; опыт и нормы поведения в социуме.

Методы воспитания в педагогике школы и семьи должны быть нацелены на то, чтобы дети и подростки смогли выработать определенную, свою систему взглядов и мнений на жизнь. Помимо этого, значительное внимание нужно уделить формированию качеств, необходимых для того, чтобы решать новые, актуальные задачи.

Благодаря правильному воспитанию, подрастающее поколение должно приобрести систему навыков, которые помогут приспособиться к изменяющимся условиям труда и жизни, а также заниматься творчеством.

В настоящее время в педагогике смог накопиться богатый фонд, который раскрывает закономерности и сущность методов воспитания. Имеется традиционная их классификация, которая поможет понять значение и основные признаки, присущие каждой группе.

Исходя из этого, можно выделить методы воспитания в педагогике. Рассмотрим их более подробно.

К ним можно отнести метод примера, диспут, лекцию, беседу, рассказ. Они способствуют нравственному и моральному воспитанию.

Плюсы и минусы дискуссии

Плюсы

Минусы

1. Ученик вовлекается в активную познавательную деятельность, учится участвовать в дискуссиях, четко формулировать вопрос, ясно выражать мысли, защищать свое мнение, выслушивать другие точки зрения. 
2. В процессе взаимодействия происходит взаимообогащение школьников, так как каждый получает возможность обратиться за разъяснением и получить более полную информацию. 

3. Учащиеся учатся разделять с учителем лидерство в группе и принимать на себя ответственность. 
4. Обсуждение в группе свойственно таким целям, как эволюция мыслей, синтез собственных умозаключений. Думая вместе, оспаривая мнение друг друга, ученики добираются до истинного содержания обсуждаемых вопросов. Особенно важна дискуссия тогда, когда обсуждаются сложные концепции, противоречащие повседневному восприятию.

1. Ход дискуссии трудно прогнозировать, легко можно перейти в «к обмену глупостями». Необходима хорошая заблаговременная подготовка школьников, чтобы у них был определенный запас знаний для живого делового диалога. 
2. Некоторые ученики трудно вовлекаются в дискуссию и начинают нервничать. Для них такие занятия малополезны. 
3. Несколько учеников могут завладеть дискуссией, а остальные в этом случае будут молчать.

Они будут определять поведение личности. К этой группе относятся следующие методы воспитания в педагогике: демонстрация, иллюстрация, инструктаж, требование и приучение. Самым оптимальным будет их использование в коллективной деятельности.

Наглядность;

обеспечение всестороннее, образное восприятие, служить опорой для мышления.

(Иллюстрация предполагает показ и восприятие предметов, процессов и явлений в их символьном изображении с помощью плакатов, карт, портретов, фотографий, рисунков, схем, репродукций, плоских моделей и т.п.)

Требует значительных временных затрат

(применяемая наглядность должна соответствовать возрасту  учащихся; наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и  только  в  соответствующий момент   урока;   наблюдение   должно   быть организованно  таким образом,  чтобы  все  учащиеся  могли  хорошо  видеть демонстрируемый предмет; необходимо четко  выделять  главное,  существенное при показе иллюстраций; детально продумывать  пояснения,  даваемые  в  ходе

демонстрации  явлений;  демонстрируемая  наглядность  должна   быть  точно согласована с содержанием материала; привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве )

Речь идет о соревновании, познавательной игре, дискуссии и эмоциональном воздействии. Благодаря им, будет формироваться стремление к тому, чтобы соответствовать принятым общественным правилам и нормам.

максимальная активность обучаемых.

Все учащиеся принимают участие в , тесно взаимодействуя между собой, что способствует созданию благоприятного климата в межличностных отношениях между учащимися и учителем: коллективная творческая деятельность;

2) речевые партнеры определяются не только по желанию преподавателя, но и произвольно;

3) учащиеся имеют возможность меняться ролями, что позволяет использовать языковой материал в более полном объеме, совершенствовать навыки и умения в общении на языке;

4) царит атмосфера интереса и дисциплины: умственная и физическая активность; сосредоточенность и интерес.

1) до сих пор не существует разработанных комплексов упражнений, которые бы четко определяли:

— целевое назначение игр;

— их количество и качество;

2) игра используется в основном как развлекательный момент на уроке.

Но все эти недостатки можно преодолеть, если разумно сочетать игры с обычным учебным процессом.

Они могут быть различными. Правильно организованное воспитание будет построено таким образом, чтобы внешняя оценка постепенно «переросла» в самооценку, а контроль – в самоконтроль. Ребенок должен быть не объектом, а субъектом этого процесса. Но методы воспитания в педагогике должны выступать в противоречивом и сложном единстве.

Самоконтроль даёт возможности – управлять своими действиями и эмоциями.

Самоконтроль даёт свободу – от внешних ограничений.

Самоконтроль даёт спокойствие – основанное на уверенности в собственных силах, способностях и разуме.

Самоконтроль даёт уважение – как самоуважение, так и уважение окружающих.

Самоконтроль даёт умение – управлять не только собой, но и людьми.

Самоконтроль даёт терпение – для преодоления внутренних недостатков и внешних препятствий.

Невозможность организовать систематический и полный индивидуальный контроль знаний каждого ученика, т.к. в классах большое количество учеников.

Невозможно провести сравнение ответов учащихся на один и тот же вопрос.

Не позволяет сделать объективный вывод об уровне подготовки учащихся, т.к. оценка учащихся зависит от субъективного мнения учителя, характера и темпа ответа ученика, от уровня подготовленности класса.

Исходя из этого, трудно говорить об объективности оценивания ученика.

Решающая же роль будет отводиться не отдельным, «уединенным» средствам, а гармонично организованной системе. Естественно, на любом этапе воспитательного процесса какой-то способ может быть применен изолированно. Но он должен подкрепляться другими, поскольку без их взаимодействия он утратит свое значение, а также замедлит движение этого процесса к конкретной цели.

В этом качестве обычно выступают виды воспитания в педагогике:

  • умственное, которое ориентируется на развитие и формирование интеллектуальных способностей человека, а также познавательных интересов к миру и себе;

  • нравственное, определяемое этическими требованиями общества и направленное на развитие личности;

  • трудовое воспитание нацелено на развитие и подготовку к деятельности, добросовестному, ответственному и творческому отношению к труду, накоплению опыта;

  • эстетическое должно формировать чувство красоты;

  • физическое воспитание способствует правильному физическому развитию, развитию характера, воли.

Но нужно иметь в виду, что методы воспитания в педагогике должны быть нацелены на то, чтобы естественным образом побуждать ребенка к самовоспитанию и саморазвитию

Методы педагогического исследования, их плюсы и минусы

Методы педагогического исследования, их плюсы и минусы

Под методами педагогического исследования будем понимать способы познания явлений в педагогике, подведение под них научной платформы, с целью выявить характер и закономерности этих явлений. Все методы педагогического исследования сводятся к двум основным группам: методам теоретического исследования и методам педагогического исследования. Остановимся подробно на каждой из групп.

Методы теоретического исследования. Их плюсы и минусы

Необходимы для формулирования основных вопросов, выдвижения гипотетических ответов на них и анализа их достоверности. Эти методы базируются на рассмотрении различной литературы: периодических педагогических материалов, общих педагогических работ, трудов мыслителей, стоящих у истоков психологии и педагогики, историко-педагогических документов, учебников по педагогике, справочной литературы и пр. Плотная работа с литературой позволяет оценить полноту, в которой изучен тот или иной вопрос, а также определить перспективные направления педагогического исследования.

Работа с текстовыми источниками подразумевает применение таких методов, как реферирование (т.е. упрощенное изложение смысла основной работы), конспектирование (выделение главных тезисов основной работы), составление библиографии (отбор источников, для изучения выбранной темы), аннотирование (фиксирование краткого содержания основного источника), цитирование (дословное повторение мысли из основной работы).

Методы теоретического исследования

Главным достоинством метода теоретического исследования является то, что от изучения частных фактов, изложенных в литературе, можно прийти к новым общим выводам, и глобализировать осмысление обширного педагогического вопроса. Главным же недостатком методов теоретического исследования является некая обособленность полета педагогической мысли от реальных условий внешней среды (социума).

Методы изучения педагогического опыта

Их еще называют эмпирическими методами. Они помогают выявить реальные несоответствия подходов педагогики и существующих проблем в обществе, а также более наглядно прочувствовать характер таких проблем. В представленную группу входят методы: беседа, наблюдение, интервью, тестирование, анкетирование, социометрия, изучение продуктов деятельности объектов изучения. Беседа проводится для получения необходимых сведений, а также для уточнения всего, что было не понятно в ходе применения других методов.

Интервьюирование — это беседа, в ходе которой фиксируются ответы на заранее подготовленные вопросы. Анкетирование — это получение письменных ответов на вопросы у широких масс. Анкеты бывают открытого (включают в себя вопросы без готовых вариантов ответов) и закрытого (предполагают готовые варианты ответов на поставленные вопросы) типов. Три перечисленных метода представляют подгруппу опросных методов.

Метод тестирования представляет собой получение ответов на вопросы и задания с применением шкал значений. Не редко такой метод применяется для профориентации людей, диагностики успеваемости учеников и студентов, а также для выявления психологических особенностей тестируемого.

Метод изучения продуктов деятельности

учащегося позволяет получить представление о его личностных особенностях, об уровне его развития, о его талантах и склонностях. Метод изучения педагогической документации (личных дел, протоколов собраний, классных журналов) позволяет наглядно продемонстрировать картину педагогического процесса. Особое место в практике педагогических исследований занимает эксперимент (т.е. опытное построение модели исследуемого явления в педагогике и влияние педагога-исследователя на созданную им ситуацию). Результаты педагогических исследований подвергаются анализу с помощью статистических (позволяют определить развивающиеся тенденции в изучаемом вопросе) и математических методов (ранжирование, шкалирование, регистрация).

Главным достоинством методов изучения педагогического опыта является получение реальной оценки картины, сложившейся в ходе эксперимента. Они делают ее более обоснованной и фундаментальной. Недостатком же данной группы методов является их возможная бессистемность, недостаточная оформленность в рамки педагогического осмысления.

Похожие записи

Плюсы и минусы интерактивного обучения

Плюсы и минусы интерактивного обучения

Система образования должна позволять ученикам получать необходимые знания, а также давать им возможность для самоопределения и самореализации. Для воплощения этих целей преподаватели используют самые разные методы обучения.

Методы обучения

В целом, все они делятся на:

  1. Пассивные методики (методы линейного взаимодействия), в которых учитель является главным и единственным носителем информации и на протяжении урока он передаёт её ученикам;
  2. Активные методики (методы кругового воздействия), в которых учитель по-прежнему является источником информации, но ученики уже не являются пассивными слушателями;
  3. Интерактивные методики (методы кругового взаимодействия), в которых воздействие учителя опосредованное, он только направляет ход занятия.

Об интерактивном обучении

Интерактивное обучение включает в себя самые разнообразные техники и приемы, но основными являются:

  1. Мозговой штурм. Метод, применяемый для решения какой-либо проблемы посредством стимуляции творческой активности и воображения, при котором участники предлагают множество вариантов решения, не ограниченных условиями. После из них выбирают наиболее подходящие и практичные.
  2. Дискуссия, дебаты. Это групповое обсуждение проблемы, решений, идей и мнений, в котором могут столкнуться абсолютно противоположные точки зрения.
  3. Использование информационно-коммуникационных технологий, воспроизведение аудио- и видеоматериалов. Это могут быть онлайн-тесты, применение электронных учебников, учебных сайтов, специальных программ.
  4. Проекты. Ученики выбирают одну из тем и самостоятельно разрабатывают проект, после чего представляют его другим учащимся.
  5. Деловые игры (ролевые, имитационные, луночные). Преимуществом этого метода является то, что его можно использовать с самого раннего возраста, в детском саду или в начальной школе.

Все эти приёмы и техники направлены на главную задачу образовательных учреждений — научить ребенка учиться, развить критическое мышление, умение анализировать, научить самостоятельно находить информацию, строить логические цепочки и принимать взвешенное аргументированное решения.

Дети во время обучения

Плюсы

Преимуществ у данного метода достаточно много, и из них следует выделить:

  • Ребёнок учится получать знания самостоятельно, он понимает, что информацию можно получить из разных доступных источников. Так формируется самостоятельность и самодостаточность ребёнка, повышается качество, прогресс и эффективность самого процесса обучения, так как у ребёнка просыпается интерес к предмету и вера в свои силы.
  • У ребёнка развиваются социальные навыки общения. Он учится выражать собственное мнение, вести обсуждение, дискутировать и правильно отстаивать свою точку зрения, с вежливостью и не нарушая правил спора. Также у школьника развивается умение избегать острых конфликтов, вовремя решать проблемы и находить компромиссы. Ребёнок учится уважать чужую точку зрения и принимать свою собственную неправоту. В результате правильно организованного интерактива школьник учится взаимодействовать в коллективе, находит в нём своё место.
  • Интерактивный метод обучения также развивает творческие навыки и особый способ мышления, так как учитель должен поощрять активное участие каждого ученика в учебном процессе. Обратная связь и ответная реакция аудитории также позволяют добиться этого.
  • Большую роль играет интерактив и с точки зрения психического здоровья ученика. Метод помогает снять повышенную нервную и умственную нагрузку, позволяет чередовать различные формы работы и переключать внимание с одной темы на другую, не допуская чрезмерной усталости. Кроме этого, метод обращён на чувства каждого учащегося.
  • Материал подаётся в такой форме, которую легко переварить самостоятельно. А учебный процесс строится так, чтобы учебный материал усваивался наиболее быстро и эффективно.

Во время интерактивного обучения

Важно отметить, что положительные свойства метода достигаются прежде всего благодаря правильному его применению.

Минусы

Тем не менее, у интерактивного метода есть и недостатки, которые важно учитывать при работе с детьми:

  • Не всегда удаётся адаптировать метод к особенностям характера и поведения всех детей. Например, он не всегда эффективно позволяет преодолеть нежелание ребёнка включаться в процесс обучения. Также есть вероятность, что мнение одного из учеников, лидирующего в группе, будет доминировать над другими.
  • Преподаватель, который включает детей в интерактив, должен обладать соответствующими характеристиками, знаниями и умениями. У него самого должен быть опыт работы в интерактиве. Если учитель недостаточно хорошо владеет интерактивными методиками, то есть вероятность, что он потеряет контроль над классом, а ученики воспользуются этим, чтобы отлынивать от работы.
  • В первое время внедрение метода может вызвать у учеников внутренний дискомфорт и тревожность, так как он разрушает привычные стереотипы о процессе обучения. Со временем этот эффект должен пройти, но за школьниками нужно внимательно следить и создавать для них комфортные условия.
  • Трудно сохранить баланс между игрой и учёбой. Если слишком увлечься интерактивом, то можно отклониться от главной цели обучения — получения новых знаний по определённой теме.
  • Если пользоваться только одним методом, есть риск, что ученикам позже будет труднее адаптироваться к другим. По этой причине рекомендуется сочетать несколько методов в процессе обучения, чтобы показать ребёнку, что существует множество путей и способов развития и получения знаний.

Вывод и рекомендации

Интерактивное обучение — полезный метод образования и эффективный способ усвоения информации. Тем не менее, его рекомендуется использовать вместе с другими методами. Самый лучший вариант – совмещать несколько разных методик, чтобы дать ребёнку опыт и новые знания из всех возможных источников.

Хотя у метода и есть некоторые недостатки, при соблюдении правил и правильной организации можно в полной мере раскрыть потенциал учащихся и найти способы самореализации детей, что положительно скажется на их общем развитии.

Похожие записи

3.2. Беседа как метод исследования

Беседа – незаменимый прием получения информации о субъективном мире людей, их склонностях, мотивах их деятельности, их мнениях. Спрашивать можно обо всем, даже о том, чего самому ни увидеть, ни прочитать никоим образом не удается.

Искусство этого метода состоит в том, чтобы знать: о чем спрашивать; как именно спрашивать, т. е. какие именно задавать вопросы; как убедиться в том, что можно доверять полученным ответам, кого спрашивать, где спрашивать, где лучше провести беседу, как обработать данные, нельзя ли получить всю эту информацию, не прибегая к опросу.

Процесс ведения беседы предполагает постепенное включение собеседника в разговор с таким расчетом, что, добившись более непринужденной атмосферы, можно поддерживать у интервьюируемогоинтерес к беседеи вести еепонамеченному плану.

Поскольку каждый этап беседы предполагает учет собственных требований, рассмотрим их более подробно при характеристике процедуры проведения беседы.

Виды беседы

Выделяют несколько различных видов беседы в зависимости от выбранного основания классификации61.

По содержанию беседа подразделяется на документальную и беседу-интервью мнений.

Целью документальной беседы является изучение событий прошлого, уточнение фактов, а цель беседы-интервью мнений – выявление оценок, взглядов, суждений, точек зрения.

По технике проведения беседа может быть стандартизиро-

ванной, свободной и полустандартизированной.

Стандартизованная (или формализованная) беседа предполагает детальную разработку всей процедуры, включая общий план беседы, четкую последовательность вопросов, их конструкцию, предполагаемые варианты возможных ответов.

61Методы социальной психологии / Под ред. Е. С. Кузьмина и В. Е. Семено-

вой. – Л.: ЛГУ, 1977. – 247 с.

Свенцицкий А. Л. Интервью как метод исследования социальнопсихологических явлений / Проблемы с общей, социальной и инженерной пси-

хологии. – Л.: ЛГУ, 1966. – С. 144–150.

Плюсы и минусы активных методов обучения в образовательном процессе(АМО)

Плюсы и минусы АМО

Все помнят структуру нашей старой системы образования и последующие трудности у студентов из-за нехватки желания, заинтересованности и способности работать автономно. Как говорится, нет плохих учеников, а есть не умелые учителя и неэффективные методы обучения. На данный момент старая система образования претерпевает значительные перемены и на ее замену приходят другие более действенные пути и приемы, ведущие к прогрессу и обновлению. Одним из таких новшеств является технология АМО.

Главные положения технологии АМО

Технология АМО ориентирована на полное мировосприятие и развитие, на организацию к самообразованию, на развитие навыков добывать информацию и применять их опытным путем в действительности. Ученик перестает быть пассивным объектом, а становится активным участником на уроке при помощи доброго, более опытного советчика — преподавателя. Проведение уроков проходит в виде интерактивного тренинга, семинара, обучающей игры, доверительной беседы.
Технологиия АМО

В ходе активного диалога осуществляется обмен мнений всех учащихся для решения поставленной задачи. Такие методы побуждают к действию и живому мыслительному процессу. Таким образом, АМО — это совокупность методов, создающих инициативность и многообразие мыслительной и опытной работы в процессе обучения. Согласно Активным Методам Обучения модель урока выглядит следующим образом:

  1. Определение цели урока, включающая приветствие и выяснение ожиданий (чего хотят получить от урока) и опасений.
  2. Повторение предыдущей темы и обсуждение домашнего задания, лекция в обсуждениях нового материала и проработка новой темы.
  3. Разминка и подведение итогов.

Психологические игровые приемы

На первом этапе урока можно использовать приемы «Пусть говорят», оглашая афоризм выдающейся личности, по смыслу наводящий на тему последующего занятия. Или для более младших подопечных приемы — «Поздоровайся локтями» и «Добро в ладошках» позволяют сплотить коллектив и настроить на приятное совместное занятие.

Большой интерес на втором этапе урока вызовет прием «Творческий эксперимент» или «Разгадывание кроссворда».

А выяснить опасения и ожидания обучающихся можно при помощи приемов — «Дерево ожиданий», «Список покупок», «Яркие листы» и другие. В ходе основного по времени этапа можно использовать для закрепления старого материала прием «Автобусная остановка», а в ходе самостоятельной проработки нового материала использовать прием «Творческая лаборатория», при котором обучающиеся могут определить новые понятия.

Начитка нового материала проходит в форме лекции с обсуждениями. В процессе этого сложного и длительного этапа проводятся разминки типа «Земля, воздух, огонь и вода». Такие двигательные перерывы дают переключиться и повышают скорость кровообращения, что в дальнейшем положительно влияет на мыслительную деятельность. Для подведения итогов и определения выводов новой темы используют приемы «Письмо самому себе», «Мудрый совет». Это позволит ученикам логично закончить урок и понять над чем нужно поработать для лучшего усвоения темы.

Плюсы технологии АМО

По данным исследования немецких ученых известно, что новый материал усваивается на 90 % при непосредственном участии обучающегося в реальной деятельности, постановке задач и поиска их решений, заключения выводов. Плюсы технологии АМО очевидны и позволяют при помощи активного обсуждения, анализа и осмысления усовершенствовать образовательный процесс, его качество, воспитать уважительное отношения друг к другу и получить навыки работы в команде.

Минусы технологии АМО

Сложно говорить о минусах технологии АМО, так как новая система действительно более прогрессивна, но ее внедрение и качество в первую очередь зависит от преподавателя, его квалификации, его желания само совершенствоваться и прежде всего любви к своей профессии. Нельзя полностью отринуть все старое, чтобы построить новое.

Новой технологии может не хватать дисциплины и универсальности. Например, не все предметы возможно полностью давать на самостоятельное обучение и рассмотрение. Необходимо учитывать сложность темы, индивидуальность личности обучаемых (застенчивость, самооценку), а также комплексное сочетание старых и новых методик.

Результат успешного применения технологии АМО

Знание и применение новых методик не всегда залог успеха в образовательном процессе населения. Учитель должен на своем примере совершенствовать себя и свои умения. А самое главное, учитель, который может привить любовь к познанию определяет ход развития всего общества.

Похожие записи

Основные плюсы и минусы групповой работы на уроке

Основные плюсы и минусы групповой работы на уроке

Отошли в далекое небытие те времена, когда урок проводился традиционно по определенному установленному шаблону с использованием стандартных методов обучения. Сегодня обучение в школе ориентировано на личность ученика, на формирование и развитие у него тех знаний, умений и навыков, которые пригодятся ему в дальнейшем в его профессии. Если раньше педагоги предпочитали индивидуальную работу на уроке, то сегодня все большее распространение получают групповые формы.

Плюсы групповой работы на уроке

  • Производится умение работать в команде. Одно из самых востребованных качеств на рынке труда — это умение работать в коллективе, в команде. Сегодня индивидуалисты теряют свои позиции как конкурентоспособные единицы. Исследования показывают, что наиболее продуктивный и эффективный труд налажен на тех предприятиях, где удалось сформировать слаженный коллектив, который работает как единый механизм. Групповые занятия дают возможность выработать у каждого ученика это важное умение.
  • Научиться слушать и слышать. Очень важное качество, которое вырабатывается в ходе коллективных занятий у каждого школьника. Ведь важно не только уметь выразить свое мнение, но и услышать товарища, прислушиваться к его взглядам.
  • Крепкий коллектив. Групповые занятия с учащимися класса на уроке или во внеклассное время дают возможность сформировать крепкий, дружный детский коллектив.
  • Работают все. Групповые формы занятий на уроке дают возможность учителю охватить деятельностью одновременно весь класс. Никто не останется без дела.
  • Обучение происходит быстро. Занятие в группе позволяет получить новые навыки гораздо быстрее, чем индивидуальное обучение.
  • Уменьшение уровня личной тревожности. Коллективное занятие дает возможность каждому ученику почувствовать себя более свободно и раскованно в психологическом плане, снимает повышенную тревожность перед необходимостью выражать свое мнение перед коллективом. Это особенно актуально для замкнутых, застенчивых детей.
  • Усиливается мотивация в обучении. Групповые формы на уроке — это именно тот способ обучения, когда школьники могут учиться без принуждения, не прилагая чрезмерных усилий. Особое внимание детей привлекают такие групповые формы, как деловая игра, дискуссия, квест, и тому подобное.
  • Развитие эмоциональной составляющей личности ученика. Школьники очень любят групповые формы работы во время учебы, об этом говорят передовые педагоги-практики. Основной причиной является то, что во время таких занятий ребенок перестает испытывать страх перед окружающим социумом, может свободно выражать свои эмоции и мысли, учится сопереживать с другими.

Групповая работа

Минусы групповой работы на уроке

  • Зависимость эффективности работы от учителя. Вся групповая работа на уроке и ее эффективность зависят исключительно от умения учителя организовать ее должным образом, управлять ею, направлять школьников в нужное русло. Без этого такой вид деятельности может превратиться в «балаган».
  • Соответствующая подготовка. Для проведения групповых форм работы на уроке педагог должен сначала хорошо подготовиться сам и научить работать в группах своих подопечных. А это не так просто, как выглядит на первый взгляд.
  • Требования к учителю. Провести хорошую групповую работу сможет не каждый учитель. Для этого ему необходимо получить соответствующие знания и умения, а также потратить время на самоподготовку.
  • Непродуманная комплектация групп. Подбирать участников групп нужно особенно ответственно. Необходимо следить за тем, чтобы сохранялся определенный баланс между количеством отличников, хорошистов и неуспевающих учеников в группах. Непродуманная комплектация групп может привести к тому, что одни ученики будут тщательно выполнять всю работу, а другие — только «пожинать» плоды.
  • Проблема «белых ворон». В каждом классе найдется один или несколько детей, которые выделяются на фоне классного коллектива своим характером, особенностями мировосприятия. Иногда их взгляды настолько радикальны и интересные, что не всегда могут найти отклик у одноклассников. Таких людей называют «белыми воронами». Уровень индивидуализма в них очень высок. Это нон-конформисты, которые не привыкли и не могут работать в коллективе. Они предпочитают индивидуальную работу. Их организовать в групповые формы работы на уроке очень сложно.
  • Групповая работа — не для каждого класса. Проведение таких форм работы не будет уместным в малокомплектных классах.
  • Без хорошей базы знаний не будет эффективной работы. Базовые знания на среднем или выше среднего уровня в классе помогут педагогу удачно организовать учебный процесс. Если же уровень знаний в классе по предмету в целом низкий, то осуществить групповую работу на уроке, особенно дискуссию будет невозможно.
  • Нельзя проводить очень часто. Игры, соревнования, дискуссии, обсуждения, конференции — это очень хорошо и интересно для школьников. Однако, практика показывает, что чрезмерное использование групповых форм работы на уроке слишком расслабляет учеников. Они меньше внимания уделяют теоретическим заданием и начинают воспринимать урок как игру или развлечение.

Школьники работают группой

Выводы и рекомендации

Современное общество ставит перед школой задачу — обучение и воспитание активной личности, которая будет иметь не только достаточный уровень знаний об окружающем мире, но и сумеет отстоять и обосновать свою позицию, легко найдет общий язык в коллективе и т. п. С этой точки зрения, групповые формы занятий имеют одно из приоритетных значений. Но выполняют они скорее не познавательные, а психологические и воспитательные задачи — устраняют барьеры в общении между ровесниками, помогают научиться выражать свое мнение, преодолевают тревожность, воспитывают у детей толерантность и умение прислушиваться к мнению других, отстаивая свою позицию. Если же речь идет о качестве обучения, то одних групповых форм работы будет мало. Их следует применять, но дозировано, наряду с классическими формами обучения и воспитания.

Похожие записи

Плюсы и минусы метода тестирования

Плюсы и минусы метода тестирования

Тестирование является одним из основных методов оценки знаний, умений и навыков, а также определения уровня развития разного рода качеств. Конечно, данный метод применяется для решения гораздо более широкого спектра задач, но все же его базовыми функциями является оценивание и предоставление результата оценивания.

Что такое тест?

Под тестами следует понимать методики, состоящие из набора заданий с выбором из готовых вариантов ответа. Сам метод, с помощью которого испытуемый должен выбрать ответ, не является новинкой. Однако развитие технологий умножило его достоинства, а значит и удобство использования.

Компьютер может за короткое время проверить тысячи или даже десятки тысяч тестовых заданий. Это намного выгодней того когда приходиться нанимать огромное количество экзаменаторов, которые должны оценить кандидатов. Полученные результаты можно сразу же проанализировать, указав статистику выбранных ответов, корреляции между сделанным выбором и т.п.

Тесты перед компьютером

Преимущества метода тестирования

  • Простота процедуры. В отличие от других методов исследования, тесты являются одним из самых простых инструментов. Это совершенно не означает, что они тривиальны. В отличие от целенаправленных исследований или каких-нибудь многофакторных методов, тесты позволяют воспользоваться преимуществами современных технологий. Сегодня можно создавать и проходить тестовые опросы даже на мобильном телефоне.
  • Положительно влияет на успеваемость. Согласно исследованию в области тестирования более 90% студентов обнаружили, что стандартизированные тесты положительно влияют на их достижения. Студенты чувствуют себя лучше в отношении их способности понимать и знать предметные материалы, которые представлены в тесте.
  • Легко добраться до респондентов. Упомянутая простота связана с легкостью охвата респондентов. Опросы не слишком сложные и не отнимают много времени, поэтому существует больше шансов привлечь кого-то к участию. Тем более на сегодня многие люди сами заинтересованы в прохождении разнообразных тестов для определений своих способностей.
  • Автоматизация. Сегодня технологии позволяют без особых трудностей и даже при отсутствии специализированных знаний создавать тестовые опросы. Самое главное что система, которая предоставляет респонденту задания, является автоматизированной. Это позволяет существенно сократить издержки на разработку тестовых заданий, их обработку и определение результатов. Помимо этого с помощью тех данных, которые получены в результате опросов, можно создавать огромные по объёму информации выкладки с применением разного рода фильтров и параметров. Без использования автоматизированных систем, работа с таким объёмом данных является очень затратной, а во многих случаях фактически невозможной.
  • Объективность. Процедура тестирования является объективной. За идентичные решения все испытуемые получают одинаковое количество баллов. Кроме того, многие считают, что именно компьютер обеспечивает абсолютную честность оценки.

Таким образом, казалось бы, тестовые задания, которые базируются на современных технических возможностях, являются идеальным и всеобъемлющим инструментом для проверки знаний на практике и не содержат никаких недостатков. Однако это не совсем так, возможно, именно поэтому у них есть как горячие сторонники, так и ярые противники.

Ученики проходят тест

Недостатки метода тестирования

  • Нельзя проверить глубину знаний. Тесты дают поверхностную оценку знаний респондента. Возможна ситуация при которой тестируемый человек хорошо знает тему вопроса и может раскрыть ее достаточно глубоко, но не помнит отдельных фактов или точных значений (например дат, имен, названий, разного рода высказываний и определений).
  • Угадывания .Очень часто тесты составлены так что, даже не зная правильного ответа можно определить его с помощью метода исключения. Бывает что все или несколько предоставленных вариантов (кроме правильного) не подходят по контексту, они могут быть просто некорректными, шуточными или глупыми. Поэтому итоговая оценка респондента может быть несправедливой. Но даже если задания составлены правильно, все равно не исключено угадывание, в отличие от других методов оценивания (например, заданий, где нет вариантов ответов и нужно указать полный ответ на вопрос).
  • Отсутствие творческой составляющей. Тест не показывает творческих или исследовательских наклонностей респондента. Негативным фактором также является привыкание тестируемых к данному виду опросов, что ведет к потере мотивации развития в сторону свободного творческого мышления. Человек знает, что для прохождения теста ему достаточно знать какие-то разрозненные факты и пользуется этим, не углубляясь в тему.
  • Трудности повторного применения. Для повторного использования теста по той же теме, необходимо пересоздавать тест или хотя бы переформулировать вопросы. Иногда используется перестановка вопросов, но это может привести к механическому запоминанию без вникания в суть задания.
  • Предсказуемость стандартизированного тестирования. Студенты, которые знают о шаблонах, могут определить, какими будут ответы на стандартизированный тест, зная при этом только несколько ответов из всего задания. Это означает, что результаты тестов могут быть высокими без должных знаний респондента.

Тест на бумаге

Стоит ли применять метод тестирования?

Тесты не являются, как и любой другой инструмент, ни хорошими, ни плохими. Способ их применения определяет, станут они помехой или помощью. Ряд недостатков этого метода вполне компенсируется рядом преимуществ и наоборот. Конечно простота и дешевизна создания и применения тестов, вызывают соблазн использовать этот инструмент везде, где только можно. Но все же этот метод требует определенных условий и может не принести желаемого результата, если использовать его для тех задач, для которых он не предназначен.

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *