Политическая толерантность это: ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ это что такое ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ: определение — Политика.НЭС – ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ. Политика

Автор: | 15.12.2020

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ это что такое ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ: определение — Политика.НЭС

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ

Политическая толерантность есть производное от правил поведения, которыми регулируется ведение политической деятельности. Это предполагает наличие границ того, что признается допустимым политическим поведением, а что государство вправе пресекать.

Политическая толерантность — важная особенность либерально-демократических политических систем, обеспечивающих реализацию гражданских прав, к каковым относятся свобода самовыражения и свобода объединений. Между тем все либеральные демократии занимаются регулированием политической деятельности, то есть устанавливают, что политические партии могут проповедовать и какими методами имеют право действовать.

Одним из оснований необходимости введения ограничений на политическую деятельность может стать возможное неуважение политическими партиями базовых принципов, на которых строится либеральная демократия, угроза того, что, придя к власти посредством выборов, партии могут прочно обосноваться на политическом Олимпе и трансформировать политическую систему страны в тоталитарную. Именно исходя из этих опасений, итальянской конституцией 1947 г. возрождение фашистской партии было поставлено вне закона, а конституцией Франции 1958 г. выдвигается требование к политическим партиям уважать принципы национального суверенитета и демократии.

Кроме того, доктрины политических партий могут рассматриваться как угроза не только политической системе страны, но и самому существованию государства, что также становится поводом к введению ограничений. Страх перед Советским Союзом и коммунизмом в Америке 50 — х годов был велик. Законом о контроле над распространением коммунизма 1954 г. деятельность Коммунистической партии США была запрещена, а проявление симпатий к коммунизму могло служить основанием для дискриминационных мер в отношении гражданина, в частности для увольнения с работы.

Методы, которыми пользуются политические организации, также могут становиться поводом для ограничения их деятельности. Организации, чьи взгляды, идеология и заявления содержат угрозу для отдельных групп граждан (и, возможно, способны спровоцировать насильственные действия против них), могут ограничиваться в их политической активности. Давление может оказываться и на группы, которые в действительности пользуются насильственными средствами в решении своих политических задач.

См. также статьи «Гражданские права», «Коммунизм», «Либеральная демократия», «Терроризм», «Тоталитаризм».

Оцените определение:

Источник: 101 ключевая идея политика

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ. Политика

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ

Политическая толерантность есть производное от правил поведения, которыми регулируется ведение политической деятельности. Это предполагает наличие границ того, что признается допустимым политическим поведением, а что государство вправе пресекать.

Политическая толерантность — важная особенность либерально-демократических политических систем, обеспечивающих реализацию гражданских прав, к каковым относятся свобода самовыражения и свобода объединений. Между тем все либеральные демократии занимаются регулированием политической деятельности, то есть устанавливают, что политические партии могут проповедовать и какими методами имеют право действовать.

Одним из оснований необходимости введения ограничений на политическую деятельность может стать возможное неуважение политическими партиями базовых принципов, на которых строится либеральная демократия, угроза того, что, придя к власти посредством выборов, партии могут прочно обосноваться на политическом Олимпе и трансформировать политическую систему страны в тоталитарную. Именно исходя из этих опасений, итальянской конституцией 1947 г. возрождение фашистской партии было поставлено вне закона, а конституцией Франции 1958 г. выдвигается требование к политическим партиям уважать принципы национального суверенитета и демократии.

Кроме того, доктрины политических партий могут рассматриваться как угроза не только политической системе страны, но и самому существованию государства, что также становится поводом к введению ограничений. Страх перед Советским Союзом и коммунизмом в Америке 50 — х годов был велик. Законом о контроле над распространением коммунизма 1954 г. деятельность Коммунистической партии США была запрещена, а проявление симпатий к коммунизму могло служить основанием для дискриминационных мер в отношении гражданина, в частности для увольнения с работы.

Методы, которыми пользуются политические организации, также могут становиться поводом для ограничения их деятельности. Организации, чьи взгляды, идеология и заявления содержат угрозу для отдельных групп граждан (и, возможно, способны спровоцировать насильственные действия против них), могут ограничиваться в их политической активности. Давление может оказываться и на группы, которые в действительности пользуются насильственными средствами в решении своих политических задач.

См. также статьи «Гражданские права», «Коммунизм», «Либеральная демократия», «Терроризм», «Тоталитаризм».

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

3.3.Политическая толерантность и современный политический процесс.

Несмотря на существующий в научно-теоретическом плане различия в трактовке политической толерантности, в самом общем виде, мы можем сделать общий вывод о том, что

политическая толерантность — это моральная норма и установка участников конфликтной ситуации.

Как норма политической культуры толерантность означает требование терпимого отношения политических оппонентов к различиям своих идейно-политических воззрений, политического поведения и образа жизни. С точки зрения практического выполнения нормы, политическая толерантность отличается от внешней терпимости, принятием оппонентом различий менталитета (убеждений, верований) и стиля жизни (обычаев, привычек). Внешняя терпимость может быть следствием политической трусости, опасения потерять благожелательность оппонента или вызвать его враждебную реакцию. Политическая толерантность означает свободное, а не вынужденное признание взаимного права на политическую особость. Толерантность предполагает способность и потребность принимать точку зрения оппонента, не идентифицируя себя с противоположной стороной.

Как и всякая иная ценностная позиция, толерантность/интолерантность личности, группы, субкультуры формируется в процессе социализации-инкультурации, происходящем в конкретном регионе, в конкретное время, в конкретных обстоятельствах, что заставляет исследователей обращаться не только к анализу некоторых общих параметров и факторов становления толерантного/интолерантного сознания, но и стремиться к выявлению особенностей конкретного социокультурного пространства, в котором такого рода общие характеристики всегда приобретают особый профиль, конфигурацию, стратифицированность. Именно знание конкретных, многообразных «вариаций» позволяет, с одной стороны, уточнять параметры феноменов толерантности/интолерантности  как таковых, достраивать модель этих социальных явлений в целом; с другой, практической, стороны – предлагать обоснованные, исходящие из конкретно-фактологического анализа, стратегии и технологии, обеспечивающие наиболее адекватные, оптимальные (для данных условий) подходы к решению вопроса о сосуществовании, взаимодействии, не- или мало- конфликтном общении в условиях реальной поликультурности.

С позиций социологического подхода политическую толерантность можно определить как некую систему ценностей и норм, которые регулируют взаимодействия между индивидами и их группами в политическом пространстве в процессе совместной жизнедеятельности. Она касается как минимум трех видов отношений.

1.Отношения государство – социальная группа с содержательной точки зрения включают степень приемлемости государством различных проявлений инакомыслия со стороны его граждан, которые посредством включения в разного рода политические объединения (политические партии, общественно-политические движения и организации), или посредством стихийных акций протеста как представителей определенной социальной группы, выказывают свое недовольство государственной политикой и проводимым курсом, и даже выступают по отношению к нему в качестве оппозиции. Иначе говоря, есть в данном государстве место плюрализму или нет.

2.Отношения социальная группа – государство характеризуют то, насколько граждане разделяют и одобряют выбранный государством политический, экономический и социальный курс развития, а так же его деятельность по отношению к тем или иным социальным группам.

3. Отношения социальная группа – социальная группа отражают то, каким образом складывается сосуществование социальных групп друг с другом, их бесконфликтное взаимодействие и взаимное признание конституционных прав друг друга. Сюда же можно включить характер взаимодействия между политическими партиями, общественно-

политическими движениями и организациями.

При таком подходе, то есть при рассмотрении политической толерантности как ценностно-нормативной системы, можно сказать, что она есть результат политической социализации человека, то есть процесса его вхождения в мир политики, в результате которого у него формируются представление о политической системе, ориентации и установки по отношению к ней, а так же усваивается опыт, нормы и традиции политической культуры. В свою очередь, политическая культура любого общества состоит из политических ценностей, норм, установок и моделей поведения составляющих его индивидов.

Толерантная политическая культура означает уважительное отношение к любым политическим проявлениям, которые не противоречат существующему законодательству. Толерантность в политике можно считать результатом разрешения многих социальных противоречий на всеобщей социальной основе и развития демократии в форме правового государства. Низкий уровень толерантности характерен для традиционного общества. Его основной принцип «делай, как делали все и всегда» позволяет осуществлять организацию только тогда, когда общественное мнение, а также индивидуальная, корпоративная и политическая реакции заставляют людей действовать на основе ритуала. В результате в общественной жизни господствует ригоризм — неукоснительное следование социальной схеме.

Переход от традиционного общества к открытому можно интерпретировать как противоборство ригоризма и нетерпимости с толерантной мировоззренческой ориентацией. В политике возможность для толерантности создает появление оппозиционности, которая становится легальной. Развитие демократии в Европе приводит к укоренению толерантности и институционализации этого феномена политической культуры в политической практике середины XX в. В развитых странах Запада появилась возможность для равноправного взаимодействия ряда политических сил в рамках целостной политической системы.

Чрезмерная идеологизация исключает толерантность из политических отношений. В СССР, других социалистических странах, в странах с диктаторскими, фашистскими и другими подобными режимами, то есть в условиях тоталитарных политических систем, толерантность отсутствовала. Основным принципом политической культуры в этих условиях выступала нетерпимость к политическому инакомыслию. Так, в СССР практически любая политическая позиция, отличная от официальной, могла квалифицироваться как антисоветская. Политико-государственная система подвергала наказанию людей, ориентированных диссидентски, самым безжалостным образом, вплоть до политического террора и смертной казни.

Толерантность может быть формальной, содержательной, абстрактной, реальной и т.д. Естественное основание явление толерантности обретает в политическом плюрализме. Практика индивидуализации политической ориентации и свободная деятельность в границах закона — условие, которое толерантность превращает в элемент повседневной коммуникативной практики в политике и в иных социальных сферах.

Политическая толерантность неразрывно связана с практикой демократического процесса, является его базовым принципом. Она выступает в качестве предпосылки мирного решения споров и непосредственно связана с другими нормами политической культуры — готовности к компромиссу и сдержанностью.

При всей сложности и многообразии современного мирового политического процесса можно говорить о демократизации как об одной из ведущих его тенденций. Демократия же предполагает, наряду с другими, такой значимый компонент, как плюрализм. При этом последний касается всех аспектов человеческой жизнедеятельности, начиная от свободы идеологических ориентиров личности и заканчивая ее свободным выбором приложения усилий в той или иной сфере. Данное право в первую очередь закрепляется в Основном Законе государства. При этом остальные члены общества уважают сделанный выбор личности и никоим образом не выказывают своего недовольства или возражения. В данном случае это не что иное, как проявление толерантности, которая выступает как ключевая нормативная демократическая ценность.

Политическая толерантность предполагает наличие таких демократических ценностей как свобода слова, религии, собраний, прав оппозиционных партий, прав человека и т. д. Как подчеркивает С.М.Липсет, «толерантность политической культуры делает возможной свободу выбора: без нее становятся нереальными ни свободная борьба партий на выборах, ни свобода индивидуального избирателя поддерживать те общественно-политические движения, которые соответствуют его преференциям и его политическому выбору» [9; 7-8].

Таким образом, демократия предполагает не только формальные правила толерантного поведения (закреплённые в конституционных документах), которые в большей степени предполагают принуждение личности, но и добровольное следование этим правилам в силу восприятия их как справедливых и необходимых в условиях современного общества. То есть демократизация предполагает не только институциональные трансформации, но и изменения на уровне массового сознания и психологии, функционирование политической толерантности не только как социальной формализованной нормы, но и как базовой ценности в структуре личностных диспозиций.

Толерантность индивидов, несмотря на множество подходов к ее определению, обозначению роли в социуме, является, прежде всего, регулятором социальных отношений и социальных взаимодействий и механизмом снижения уровня конфликтности в обществе. Соответственно, интолерантность (нетерпимость), напротив, препятствует обозначенным моментам. В результате распространение принципов толерантности способствует процессам стабильности в обществе, а интолерантности, напротив, дестабилизизационным процессам.

На основе изучения трансформационных процессов на посткоммунистическом пространстве, включая Россию, Джоном Гибсоном было проведено исследование функций интолерантности, ее влияния на политическое поведение индивида. Предложенная им концептуальная модель носит системный характер и включает следующие концептуальные компоненты [7; 287-289]:

1. Концепция «принципиальной интолерантности», которая связывается с системой политических и идеологических ориентаций в отношении демократических институтов и процессов. Характеризуется большим уровнем сопротивляемости демократическим переменам и настороженным отношением к какой-либо аргументации относительно тех или иных демократических символов.

2. Концепция «плюралистической интолерантности» и связанная с нею концепция «фокусированной интолерантности». Плюралистическая интолерантность означает нетерпимость, фокусируемую на многих социально-политических группах. Фокусированная интолерантность — нетерпимость в отношении отдельной группы.

3. Концепция «мажоритарной интолерантности», как составляющей большую угрозу демократическим ценностям, чем интолерантность меньшинства. Индивидуальная интолерантность в отношении той или иной группы, например, разделяемая большинством, рассматривается как «потенциально действенная интолерантность», с точки зрения ее способности склонять индивида к совершению политических акций в отношении политического противника.

4. Концепция «лидерской интолeрантности», предполагающая концентрацию внимания на взглядах и ценностях представителей элиты.

Интолерантность у Гибсона выступает как антитеза поддержки демократии и толерантности, как ее неотъемлемой составной части. Исходя из концепции угрозы, как главной причины интолерантности, он формулирует постулаты, определяющие негативное влияние интолерантности на перспективы демократизации. Согласно Гибсону, процесс демократизации существенно осложняется фактором интолерантной политической культуры с ее основными атрибутами:

  • принципиальной нетерпимостью, когда нетолерантность фокусируется на конкретных группах,

  • индивидуальной интолерантностью, подкрепленной убеждением, что она представляет взгляды большей части социума,

  • интолерантностью политических лидеров, имеющей существенное влияние на взгляды и действия других представителей политической элиты.

Результаты исследования, проведенные в рамках разработанной Гибсоном концептуальной модели интолерантности, показали относительно более высокий (в сравнении со странами Западной Европы) уровень нетерпимости российских граждан. Вместе с тем, по сравнению с респондентами стран Центральной и Восточной Европы, российские граждане продемонстрировали относительно большую толерантность.

Атрибутивные характеристики российской интолерантности сформулированы Гибсоном следующим образом [8; 65-66] :

  • интолерантность не укоренилась и не сложилась в особую антидемократическую систему ориентаций, соответствующие отношения дезинтегрированы, манипулятивны и имеют тенденцию формироваться скорее в демократическом, чем в противоположном ему направлении;

  • интолерантность носит дисперсивный (разбросанный) характер, что создает условия для манипулирования и сохранения широкого спектра потенциальных жертв нетолерантного отношения;

  • интолерантные установки опираются на убеждение в своей мажоритарности (идее о преобладании нетерпимых людей) и представлении о меньшинстве толерантных людей;

  • политическая элита не склонна мириться и ладить со своими политическими оппонентами.

В то же время представляется, что корректнее было бы рассматривать соотношение политической толерантности/интолерантности в российском обществе с учетом его динамики, что позволяет увидеть доминирующие тенденции. И тогда оказалось бы, что развитие идеологического, морального, общественно-политического, экономического плюрализма в современном российском обществе, свобода слова, печати содействовали значительному росту толерантности по отношению к социальным, политическим взглядам. В 1983 г. только 10-12% опрошенных считали, что идеи, противоречащие коммунистической теории, и соответствующее общественное поведение имеют полное право на существование и определенное уважение. Остальные были в разной степени нетерпимы к ним: от необходимости их разоблачения, идейной борьбы (около 60%), до применения репрессивных мер (30-35%). Исследования 1999-2000 гг. показали, что уровень толерантности населения (прежде всего городского) изменился практически на обратные величины: почти 60% опрошенных склонны вполне лояльно относиться к идеям, нормам поведения, поступкам, которые они не разделяют, не принимают; 30-35% респондентов сохраняют высокую степень нетерпимости [2; 56-57].

  Эти изменения в степени идейно-политической толерантности не всегда учитываются различными противоборствующими в современном российском обществе силами. Резкие оценки, идеологизированные стереотипы, нетерпимость к инакомыслящим не только не достигают поставленной цели — опорочить противника, завоевать на свою сторону общественное мнение, — но нередко приводят к прямо противоположному результату. Не случайно отношение людей к различного рода ярлыкам стало в основном отрицательным: лишь 10% опрошенных считают их вполне уместными, 30% испытывают раздражение; 40% рассматривают эти хлесткие выражения как проявления «неумного политиканства» [2; 61].

В связи с этим возникает вопрос о соотношении толерантности и политической корректности. Термин «политкорректность» начал использоваться в конце 80-х годов прошлого века и имел гуманитарную цель – способствовать социально комфортному существованию людей разных национальностей, верований, социального статуса, убеждений в мультикультурном обществе. Корректность может быть лишь внешним признаком поведения, иногда очевидно вступающим в противоречие с внутренним чувством, на котором основывается толерантность.

Этическая составляющая понятия политкорректность достаточно аморфна. Если это искусственное согласие противоречий, то политкорректность ассоциируется с дипломатической вежливостью; если политкорректность призвана сохранить мораль, – то можно говорить о её функциональной общности с толерантностью. Соединение толерантности и политкорректности возможно при условии принятия такой модели отношений: не желай, не говори другому того, чего ты не желаешь себе; не поступай с другим так, как ты не хочешь, чтобы поступили с тобой. Это и есть терпимость.

При всей важности политической толерантности для демократического процесса следует помнить, что политическая толерантность имеет границы применения в конфликтной ситуации. Они пролегают в условиях реальной опасности существованию, исходящей от действий оппонента с иным образом жизни. В этих условиях актуализируется другая норма политической культуры — способность конфликтовать, включая применение легитимной силы. Когда общество защищает себя от преступников, толерантность неуместна. Речь здесь идет не о нетерпимости со стороны общества или группы, а о требовании самосохранения и сдерживания девиантного поведения.

Недопустима толерантность по отношению к политическим идеям, поведению, поступкам, которые неминуемо ведут к деградации, к разрушению социального, духовного. Однако проблемой в данном случае является то, что на практике не всегда сразу же и однозначно выявляется их катастрофическая, негативная сущность. Отсюда и трудности в оценках этих идей, и соответственно личностные и общественные сложности в формирования определенного к ним отношения. С другой стороны, не следует забывать, что именно толерантное отношение, лишенное желания сразу же запретить, заклеймить, и позволяет выявить подлинную сущность «иного». Тем более, что политическая толерантность не предполагает обязательного отказа от критики, от дискуссии, и тем более от собственных убеждений.

Толерантность в политике (стр. 1 из 2)

Введение

Демократизация предполагает плюрализм — плюрализм мнений, взглядов, точек зрения, образов жизни, внешних отличий и т.д. При этом предполагается отсутствие иерархичности, т. е. признается тезис о том, что ни одна точка зрения, образ жизни не претендует на эталонность, правильность, доминантность как нечто абсолютно истинное. Для воплощения на практике данного тезиса необходима сформированная ценность толерантности в общественном мнении. Исследователи в качестве главного позитивного момента выделяют здесь снижение конфликтного поведения в обществе, когда все члены общества направлены на «принятие другого таким, каков он есть», признание права человека быть «отличным», «иным».

Пределы толерантности: к поиску границ толерантного поведения

Сегодня актуализируется вопрос о границах толерантности. Толерантное поведение не предполагает исключений в отношении любой социальной группы (за исключением тех, деятельность которых выходит за рамки, очерченные государственным законом). В обществе существуют социальные группы, образ жизни которых является отклоняющимся с точки зрения социальных норм, укорененных в общественном мнении, не рекомендуемым и даже аморальным.

Если учесть момент, что маргинальные социальные группы стремятся к распространению своей субкультуры, встает вопрос, не будет ли это в конечном итоге приводить к хаотизации общества? Не потеряет ли понятие нормы свой первоначальный смысл? Достаточно трудно определить, где мы поддерживаем право человека на самовыражение, а где – аморальное поведение. Норма – некий усредненный, одобряемый тип поведения.

Толерантность – уважение, терпимое отношение к проявлениям индивидуальности, отклонению от нормы. Вопрос о том, как сбалансировать нормативность, типичность и индивидуальность является достаточно дискуссионным. Как найти тот предел, который разграничивает сферы специфического, уникального и аморального, опасного?

Как не перейти от проявления своей толерантности к поощрению ценностей, норм и практик, деструктивных для социума в целом по своим последствиям или ненормативных с точки зрения процессов социализации? Может ли в качестве эталона выступать только лишь непротиворечие своду государственных законов? Ведь, несомненно, если случаи, когда толерантное поведение необходимо, но его ни в коем случае нельзя поощрять и пропагандировать. Сюда можно отнести, например, группы, практикующие самодеструктивные виды поведения, нетрадиционную сексуальную ориентацию и т. д.

«Городские сумасшедшие» как феномен политического участия

«Городские сумасшедшие» – именно такое прозвище получила в Саратове группа из 5–7 человек, играющих, вероятно, наиболее яркие роли в мероприятиях с участием общественности. Члены этой группы возглавляют некоммерческие организации экологического и правозащитного профиля, некоторые из них входят в состав совещательных структур при муниципальных и региональных органах власти.

Свое прозвище они получили за то, что практически на всех мероприятиях с участием общественности ревностно следят за соблюдением регламента, настойчиво поднимают острые вопросы экологического развития города, ущемления прав жителей, вступают в дискуссии с чиновниками.

Примечательной является не сама такая деятельность, естественная для лидеров НКО, а то, что она происходит на фоне почти полной гражданской пассивности остальных представителей общественности. Подтверждением тому служат проходящие в Саратове публичные слушания.

Слушания представляют собой одну из форм участия населения в местной политике и в процессах принятия решений на местном уровне. Их целью является проведение консультаций с общественностью по важнейшим вопросам развития территорий.

Своим консультационным потенциалом публичные слушания принципиально отличаются от других форм участия, предназначенных для одностороннего информирования жителей, получения репрезентативного, но поверхностного среза общественного мнения, партнерского взаимодействия общественных организаций и власти и др.

Консультационный потенциал реализуется в слушаниях через возможность местных жителей участвовать в них и обсуждать вопросы и проекты, вынесенные на рассмотрение.

Как показало авторское исследование, именно эти возможности активно используют «городские сумасшедшие» в отличие от остальных граждан, участвующих в слушаниях преимущественно лишь по двум причинам. Одной из них является крайняя заинтересованность в предмете публичного обсуждения, когда участвующие (первая группа) осознают, что решение рассматриваемого на слушаниях вопроса может резко ухудшить условия жизни, причем не всего местного сообщества, а конкретных жителей, в число которых они входят. Другая причина – пресловутый административный ресурс, когда студентам, служащим муниципальных организаций и учреждений, а также чиновникам (вторая группа) «рекомендуется» принять в слушаниях участие.

Таким образом, участники из первой группы воспринимают слушания преимущественно как возможность добиться благоприятного для них решения конкретного вопроса, а участники из второй – как навязанное сверху мероприятие, с которого они стремятся уйти при первой возможности. По этим соображениям они не участвуют в проходящих на слушаниях обсуждениях, голосуют в угоду чиновникам, иногда даже не дождавшись окончания оглашения вопроса, и покидают мероприятие к концу первого часа его проведения.

В итоге, лишь вклад, вносимый на слушаниях «городскими сумасшедшими», в наибольшей степени соответствует идее консультаций с жителями и – шире – общественного участия: представители этой небольшой группы не дают забыть про общие для всех жителей территории проблемы, задают вопросы чиновникам, озвучивают собственное видение обсуждаемых тем, вносят предложения и рекомендации. В связи с этим «городских сумасшедших» можно рассматривать как показатель гражданской культуры общества.

Естественно полагать, что ими движет не только чувство гражданского долга и вера в становление демократических институтов в современной России. Такого рода деятельность позволила им сформировать уникальный имидж, оправдать должность руководителя общественной организации, приобрети соответствующий социальный и материальный статус.

Тем не менее, в глазах участников публичных слушаний и некоторых своих коллег они воспринимаются как городские сумасшедшие: их внимание к регламенту и процедуре вызывает смех или раздражение, их настойчивые вопросы и требования – недоумение или иронию. Прозвище «городские сумасшедшие» отражает как глубокое неверие в свои силы, так и конформизм, становящиеся все более актуальными характеристиками участия, а вернее неучастия населения в политике и процессах принятия решений (Петухов, 2002).

Примечательно, что и сами «городские сумасшедшие» своими действиями могут тормозить развитие гражданской культуры и процессов участия, создавая образ выразителей общественных нужд, выступая как будто от имени молчащей или эгоистично настроенной массы, делая ее участие ненужным. Более того, своим примером они могут показывать безрезультатность участия, лишь подтверждая присвоенное им прозвище.

Политическое сознание и толерантность

К среднему классу исследователи относят от 7% до 20% населения России, а ядро среднего класса – группа с наиболее выраженными и концентрированными характеристиками среднего класса – в 2003 г. насчитывало 6,9%. В октябре 2006 г. по данным исследования, проведенного Институтом социологии РАН, к среднему классу могут быть отнесены 20-22% экономически активного городского населения.

Структура среднего класса неоднородна: большую его часть составляют служащие и наемные работники и около 10% – малые предприниматели (или около 6% общества в целом). Малый и средний бизнес является наиболее активной и мотивированной к демократическим изменениям частью среднего класса.

Среднему классу, как и всему обществу, присуща политическая пассивность, уход от общественной жизни, сосредоточенность на личных интересах. Индикатором политической пассивности является отсутствие интереса к политике и недоверие политическим институтам. Политическая пассивность выражается также в отсутствии четких когнитивных представлений о социально-политических процессах и устойчивых политических (электоральных) предпочтений у большинства избирателей, а также в низком участии в выборах, особенно местных. Так, около 53% среднего класса не имеют четких политических предпочтений.

Внимательно следят за политическими событиями 25% среднего класса (по сравнению с 18% общества в целом), а совсем не интересуются политической жизнью около 21% (по сравнению с 34% общества в целом).

Лишь 12% среднего класса являются убежденными сторонниками либерализма и рыночной экономики, наличие частной собственности ценно лишь для 27% среднего класса, а наличие оппозиции – лишь для 17%.

Неоднократно отмечалось, что в современном российском политическом пространстве нет дееспособной демократической оппозиции, способной выражать интересы либерально настроенной части общества. Это обстоятельство является одной из важнейших проблем демократизации российской политической системы. Действующие демократические партии утратили доверие своего электората: доли электората СПС и «Яблоко» с 2003 по 2006 гг. упали почти в два раза – до 2% и 3% среднего класса соответственно. Доля сторонников партии «Единая Россия» в числе среднего класса с 2003 по 2006 гг. практически удвоилась: с 24% до 40%.

Средний класс более чем общество в целом характеризует двойственное отношение к закону и правовой нигилизм: это связано с использованием наиболее действенных способов отстаивания интересов тогда, когда законные способы не эффективны. Средний класс не готов соблюдать закон в условиях коррумпированности государственной системы, находясь в заведомо невыгодных для себя условиях.

ТОЛЕРАНТНОСТЬ — это… Что такое ТОЛЕРАНТНОСТЬ?

(от лат. tolerantia — терпение) — терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению, согласие воспринять их даже в том случае, если они противоречат мировоззренческим установкам самого наблюдателя.

Принцип толерантности часто возводят к Вольтеру, который сказал: «Мне ненавистны ваши убеждения, но я готов отдать жизнь за ваше право высказывать их».

Сам термин «толерантность» был введен в 1953 г. биологом П. Медаваром для обозначения «терпимости» иммунной системы организма (ослабления иммунологического ответа организма на данный антиген при сохранении его иммунореактивности ко всем прочим антигенам).

В 1950-х гг. понятие толерантности было заимствовано психологами для обозначения способности человека канализировать в «безопасное» русло чувства протеста, неприятия, возмущения по отношению к тому или иному лицу или явлению.

Усилиями ряда международных организаций, прежде всего ЮНЕСКО, в последние десятилетия толерантность приобрела статус морального императива, принципа, на котором должны основываться взаимоотношений людей, народов и стран в условиях глобализации.

В 1995 г. на сессии ЮНЕСКО была принята Декларация принципов толерантности, которая определила понятие толерантности как: «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявление человеческой индивидуальности; понятие, означающее отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждающее нормы, установленные в международно-правовых актах в области прав человека; не уступку, снисхождение или потворство, а прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека».

Вместе с тем, многие современные социальные мыслители утверждают, что доктрина толерантности неадекватна современным реалиям. Она заменяет решение реальных общественных проблем лицемерной декларацией уважения прав представителей иных культур, конфессий и т. д. быть другими. Такие борцы за права как, например, Мартин Лютер Кинг, требовали реального равенства, а не «толерантности», дающей возможность лишь не обращать внимания на острые социальные противоречия.

Словенский философ Славой Жижек утверждает, что западный принцип толерантности на деле является не способом любить ближнего и чувствовать к нему эмпатию, а, напротив, инструментом отчуждения другого, способом защититься от него. Для либерального мировоззрения свойственно разделять людей на тех, кто абстрагируется от одной культуры, являясь в этом отношении «гражданином мира», и на тех, кто укоренен в одной культуре, досконально знает свои традиции, помнит всех своих предков до 10-го колена. Последние воспринимаются либералами как варвары, хотя очевидно, что укорененный и знающий свою культуру человек гораздо образованнее «гражданина мира», который знает понемножку обо всем и ничего не знает глубоко, и прежде всего, собственную культуру.

Принцип толерантности позволяет удерживаться на расстоянии, «уважать их права» издалека. Таким образом, толерантность не сближает, а разобщает людей. А нивелируя напряженность между культурами, она унифицирует их, что является одним из необходимых условий глобализации.

Полноценный культурный диалог и адекватное восприятие иного невозможны без драматической напряженности между культурами, вероисповеданиями, идеологиями. Многие критики толерантности обращают внимание на то, что она является способом разрушить традиционный уклад и исторические религии. Само слово «толерантность» оказывается своего рода лукавой подменой: терпение как одна из главных христианских добродетелей подменяется терпимостью к греху.

В ряде протестантских и католических стран официально поощряется содомия: в Германии, Швеции, Норвегии, Исландии, Нидерландах, Франции, Дании, Бельгии разрешена регистрация однополых браков.

С идеологией толерантности коррелирует принцип политической корректности, также являющейся формой «утонченного господства» и позволяющей маргинализировать человека, организацию, государство, настаивающих на собственной культурной идентичности.

С. Жижек утверждает, что доктрина толерантности является формой рафинированного расизма: борьба за «права человека» становится для Запада оправданием внедрения на чужие территории (как в Ираке и Югославии) и внедрения на этих территориях, не «общечеловеческих», а именно американских ценностей, взамен уничтожения традиционных.

Большая актуальная политическая энциклопедия. — М.: Эксмо. А. В. Беляков, О. А. Матвейчев. 2009.

Толерантность — это… Что такое Толерантность?

Толерантность (tolerance) — снижение или полное отсутствие нормальной реакции на какое-либо лекарственное или иное вещество, вызывающее проявление в организме определенных симптомов. (Большой толковый медицинский словарь. 2001).

Толера́нтность (от лат. tolerantia — терпение) — социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Толерантность не равносильна безразличию. Она не означает также принятия иного мировоззрения или образа жизни, она заключается в предоставлении другим права жить в соответствии с собственным мировоззрением. В то же время толерантность не должна предоставлять другим права быть нетолерантными.[1]

Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Под толерантностью не подразумевается уступка, снисхождение или потворство. Проявление толерантности также не означает терпимости к социальной несправедливости, отказа от своих убеждений или уступки чужим убеждениям, а также навязывания своих убеждений другим людям.[2]

В социологии под толерантностью понимают признание и принятие другого человека или сообщества, уважительное отношение к его взглядам, образу жизни, вероисповеданию, национальности. Толерантное отношение рассматривается как социальная ценность, обеспечивающая права человека, свободу и безопасность. Формирование данного понятия часто связывают с гуманистическими идеалами. Толерантность, по мнению социологов, представляет собой норму цивилизованного компромисса между конкурирующими культурами и обеспечивает сохранение разнообразия, естественного права на отличность, непохожесть, инаковость.

Социологические теории

Проблема толерантности на уровне микро-социологии была исследована Дж. Мидом и Г.Блумером. Для объяснения толерантности они пользовались описанием процессов межличностного взаимодействия и теорией символического интеракционизма. Личности и социальные действия обозначаются символами, в символы вкладывается отношение, позиция и социальную установку. В дальнейшем общающиеся индивиды интерпретируют символы друг друга. Присвоение знаков и символов есть процесс идентификации. При помощи знаков люди и группы людей находят свое место в системе «свой-чужой». Толерантность может существовать только в тех случаях, когда человек пробует посмотреть на ситуацию глазами «другого». Так же толерантность обеспечивается созданием символов, отвечающих общечеловеческим ценностям, таким как: [права человека], демократия, мир.

Наиболее частыми векторами исследования толерантность в социологии являются:

  • Гендерная толерантность
  • Расовая и национальная толерантность
  • Толерантность по отношению к инвалидам
  • Религиозная толерантность
  • Сексуально-ориентационная толерантность
  • Политическая толерантность
  • Образовательная толерантность
  • Межклассовая толерантность

По мнению Дробижевой (1998), для оценки толерантности в обществе необходимо учесть:

  • насколько толерантное отношение разделяется и декларируется социальными институтами и официальными организациями и;
  • в какой степени различные социальные группы разделяют ценности толерантности;
  • проявляется ли толерантность в различных сферах жизнедеятельности людей;
  • причины нетолерантного отношения со стороны социальных институтов и социальных групп;
  • возможности формирования толерантных установок.[3]

Д. М. Бондаренко и Е. Б. Деминцева говорят о сегодняшней толерантности как фундаментальном универсальном принципе, на котором должны базироваться и мир в целом, и отдельные общества. Среди многих прочих аспектов проблемы толерантности (социальной, гендерной и т. д.) особое значение к началу XXI века приобрели её этнорасовая и конфессиональная составляющие. В утверждении толерантности важнейшая роль отводится образованию.[4]

Толерантность и терпимость

Во многих культурах понятие «толерантность» является своеобразным синонимом «терпимости»: лат. tolerantia, англ. tolerance, нем. Toleranz, фр. tolérance. Кроме того, все словари XX века однозначно указывают прямое толкование толерантности как терпимости.

Словари XX века определяют «толерантность» как терпимость к чужому образу жизни, поведению, чужим обычаям, чувствам, верованиям, мнениям, идеям[5][6][7] или просто называют «толерантность» синонимом понятия «терпимость».[8]Словарь Брокгауза и Ефрона сводит толерантность в основном к веротерпимости.[9]

Слово «терпимость» присутствует практически во всех словарях русского языка. В частности, словарь В. И. Даля трактует «терпимость» как способность что-либо терпеть только по милосердию или снисхождению.[10] Другие словари дают похожее толкование. По мнению М. В. Семашко, понятие «терпимость» содержит в себе пассивное принятие окружающей реальности, непротивление ей, способность подставить вторую щёку.[11]

Понятие «толерантность» было введено в научный оборот в XVIII веке. В России понятие толерантности стало употребляться в либеральной печати с середины XIX века, но с середины 1930-х годов оно исчезло из политической лексики, пока вновь не появилось в начале 1990-х годов.[11]

В отличие от «терпимости» (терпеть — «не противодействуя, не жалуясь, безропотно переносить, сносить что-то бедственное, тяжелое, неприятное»), толерантность (в современный язык слово пришло из англ. tolerance) — готовность принимать поведение и убеждения, которые отличаются от собственных, даже если вы не соглашаетесь или не одобряете их.[12]

Уполномоченный по правам человека в Пермском крае Татьяна Марголина также разграничивает понятия «терпимость» и «толерантность»:[13]

Разумеется, есть определенная традиция понимания слова «терпимость». Вплоть до середины прошлого века оно трактовалось, как пассивная позиция: терпеть — значит, наступать на себя, уступать кому-то. Слово «толерантность», хотя и используется как синоним «терпимости», несёт в себе другие смыслы. «Толерантность» — это активное социальное поведение, к которому человек приходит добровольно и сознательно.

Определение ООН

В соответствии с Декларацией принципов толерантности (ЮНЕСКО, 1995 г.) толерантность определяется следующим образом:[14]

ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов гражданского общества быть различными, обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям.[15]

Характеристика определения толерантности в Преамбуле Устава ООН звучит следующим образом: «проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи».[16] Здесь лексема получает не только действенную, социально активную окраску, но и рассматривается как условие успешной социализации (интеграции в систему общественных отношений), заключающееся в умении жить в гармонии, как с самим собой, так и с миром людей (микро- и макросредой).

Критика понятия

И. о. секретаря по взаимоотношениям церкви и общества Отдела внешних церковных связей священник Георгий Рябых указывает, что «заимствованный у Запада термин „толерантность“ имеет много значений, свои плюсы и минусы. Но не может не беспокоить, что зачастую под ним понимается нравственный нигилизм, индифферентность к различным порокам, религиозной истине, к тем ценностям, которые веками формировались в стране».[17] Некоторые священники выступали с инициативой бойкота уроков толерантности в школах.[18]

Также, современная социологическая толерантность критикуется как форма манипулирования сознанием людей с целью заглушить, прикрыть губительные и чрезвычайно негативные для общества моменты. Например, сокращение коренного населения и его замещение дешёвой, иностранной низкоквалифицированной рабочей силой, без каких бы то ни было прав, социальных и юридических гарантий, в целях увеличения личностного капитала.[19]

Термин «толерантность» был подвергнут критике и со стороны епископа Пермского и Соликамского Иринарха (Грезина).[20] В свою очередь его открытое письмо было подвергнуто критике некоторыми журналистами.[21]

Ответы на критику

По мнению писательницы Людмилы Улицкой:[22]

если мы не научимся пониманию того, что люди могут по-другому выглядеть и есть другую еду, по-другому устраивать свои семьи и реагировать на множество бытовых вещей, мы все время будем находиться в состоянии самой ужасной войны, которая может быть, — войны у себя дома.

См. также

Примечания

  1. Viktor Emil Frankl. Wörterbuch der Logotherapie und Existenzanalyse, S. 471—472.
  2. Рамазан Г. А.Этнополитология: учебное пособие для студетов высших учебных заведений, с. 182
  3. «ВЕК ТОЛЕРАНТНОСТИ» N 3-4
  4. Бондаренко Д. М., Деминцева Е. Б., Кавыкин О. И., Следзевский И. В., Халтурина Д. А. Образование как фактор утверждения в обществе норм этноконфессиональной толерантности в условиях глобализации (на примере России, Франции и Танзании). История и современность (2007) 2: 153—184.
  5. Балцевич В. А., Балцевич С. Я. Толерантность // Энциклопедия социологии, 2003
  6. Толерантность, в третьем значении // Большой Энциклопедический словарь
  7. Словарь иностранных слов и выражений. М., 1998. 477 с.
  8. Толерантность // Толковый словарь русского языка Ушакова, 1935—1940
  9. Толерантность // Словарь Брокгауза и Ефрона, 1890—1907
  10. В. Даль. Терпеть // Толковый словарь русского языка, 1998
  11. 1 2 M.A. Семашко. Развитие термина «толерантность» в гуманитарных науках // Электронный научно-педагогический журнал, 2007
  12. tolerance noun (ACCEPTANCE) — definition in British English Dictionary & Thesaurus — Cambridge Dictionary Online
  13. Татьяна Марголина. Толерантность — это не попустительство пороку. Толерантность — это великодушие! // Известия
  14. Толерантность // Безопасность: теория, парадигма, концепция, культура. — Словарь-справочник. — 2005.
  15. ДЕКЛАРАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ТОЛЕРАНТНОСТИ
  16. Преамбула Устава Организации Объединенных Наций
  17. В Русской церкви призывают прививать детям в школах вместо западного понятия толерантности традиционные ценности страны Интерфакс-Религия
  18. http://www.interfax-russia.ru/r/B/povoljieObw/432.html?menu=4&id_issue=12218282
  19. «На смену толерантности приходят националистические тенденции»
  20. Открытое письмо епископа Пермского и Соликамского Иринарха ко всем согражданам, руководителям учреждений образования и культуры, руководителям губернской и областной администрации // Интерфакс, 11.02.2009
  21. «Пермские боги» заговорили Православный иерарх выступил против уроков толерантности // НГ Религия, 18.02.2009
  22. Интерфакс-Религия: Людмила Улицкая считает, что письмо Пермского епископа против толерантности говорит о «печальных» тенденциях в обществе

Ссылки

Толерантность — это… Что такое Толерантность?

Толерантность (tolerance) — снижение или полное отсутствие нормальной реакции на какое-либо лекарственное или иное вещество, вызывающее проявление в организме определенных симптомов. (Большой толковый медицинский словарь. 2001).

Толера́нтность (от лат. tolerantia — терпение) — социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Толерантность не равносильна безразличию. Она не означает также принятия иного мировоззрения или образа жизни, она заключается в предоставлении другим права жить в соответствии с собственным мировоззрением. В то же время толерантность не должна предоставлять другим права быть нетолерантными.[1]

Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Под толерантностью не подразумевается уступка, снисхождение или потворство. Проявление толерантности также не означает терпимости к социальной несправедливости, отказа от своих убеждений или уступки чужим убеждениям, а также навязывания своих убеждений другим людям.[2]

В социологии под толерантностью понимают признание и принятие другого человека или сообщества, уважительное отношение к его взглядам, образу жизни, вероисповеданию, национальности. Толерантное отношение рассматривается как социальная ценность, обеспечивающая права человека, свободу и безопасность. Формирование данного понятия часто связывают с гуманистическими идеалами. Толерантность, по мнению социологов, представляет собой норму цивилизованного компромисса между конкурирующими культурами и обеспечивает сохранение разнообразия, естественного права на отличность, непохожесть, инаковость.

Социологические теории

Проблема толерантности на уровне микро-социологии была исследована Дж. Мидом и Г.Блумером. Для объяснения толерантности они пользовались описанием процессов межличностного взаимодействия и теорией символического интеракционизма. Личности и социальные действия обозначаются символами, в символы вкладывается отношение, позиция и социальную установку. В дальнейшем общающиеся индивиды интерпретируют символы друг друга. Присвоение знаков и символов есть процесс идентификации. При помощи знаков люди и группы людей находят свое место в системе «свой-чужой». Толерантность может существовать только в тех случаях, когда человек пробует посмотреть на ситуацию глазами «другого». Так же толерантность обеспечивается созданием символов, отвечающих общечеловеческим ценностям, таким как: [права человека], демократия, мир.

Наиболее частыми векторами исследования толерантность в социологии являются:

  • Гендерная толерантность
  • Расовая и национальная толерантность
  • Толерантность по отношению к инвалидам
  • Религиозная толерантность
  • Сексуально-ориентационная толерантность
  • Политическая толерантность
  • Образовательная толерантность
  • Межклассовая толерантность

По мнению Дробижевой (1998), для оценки толерантности в обществе необходимо учесть:

  • насколько толерантное отношение разделяется и декларируется социальными институтами и официальными организациями и;
  • в какой степени различные социальные группы разделяют ценности толерантности;
  • проявляется ли толерантность в различных сферах жизнедеятельности людей;
  • причины нетолерантного отношения со стороны социальных институтов и социальных групп;
  • возможности формирования толерантных установок.[3]

Д. М. Бондаренко и Е. Б. Деминцева говорят о сегодняшней толерантности как фундаментальном универсальном принципе, на котором должны базироваться и мир в целом, и отдельные общества. Среди многих прочих аспектов проблемы толерантности (социальной, гендерной и т. д.) особое значение к началу XXI века приобрели её этнорасовая и конфессиональная составляющие. В утверждении толерантности важнейшая роль отводится образованию.[4]

Толерантность и терпимость

Во многих культурах понятие «толерантность» является своеобразным синонимом «терпимости»: лат. tolerantia, англ. tolerance, нем. Toleranz, фр. tolérance. Кроме того, все словари XX века однозначно указывают прямое толкование толерантности как терпимости.

Словари XX века определяют «толерантность» как терпимость к чужому образу жизни, поведению, чужим обычаям, чувствам, верованиям, мнениям, идеям[5][6][7] или просто называют «толерантность» синонимом понятия «терпимость».[8]Словарь Брокгауза и Ефрона сводит толерантность в основном к веротерпимости.[9]

Слово «терпимость» присутствует практически во всех словарях русского языка. В частности, словарь В. И. Даля трактует «терпимость» как способность что-либо терпеть только по милосердию или снисхождению.[10] Другие словари дают похожее толкование. По мнению М. В. Семашко, понятие «терпимость» содержит в себе пассивное принятие окружающей реальности, непротивление ей, способность подставить вторую щёку.[11]

Понятие «толерантность» было введено в научный оборот в XVIII веке. В России понятие толерантности стало употребляться в либеральной печати с середины XIX века, но с середины 1930-х годов оно исчезло из политической лексики, пока вновь не появилось в начале 1990-х годов.[11]

В отличие от «терпимости» (терпеть — «не противодействуя, не жалуясь, безропотно переносить, сносить что-то бедственное, тяжелое, неприятное»), толерантность (в современный язык слово пришло из англ. tolerance) — готовность принимать поведение и убеждения, которые отличаются от собственных, даже если вы не соглашаетесь или не одобряете их.[12]

Уполномоченный по правам человека в Пермском крае Татьяна Марголина также разграничивает понятия «терпимость» и «толерантность»:[13]

Разумеется, есть определенная традиция понимания слова «терпимость». Вплоть до середины прошлого века оно трактовалось, как пассивная позиция: терпеть — значит, наступать на себя, уступать кому-то. Слово «толерантность», хотя и используется как синоним «терпимости», несёт в себе другие смыслы. «Толерантность» — это активное социальное поведение, к которому человек приходит добровольно и сознательно.

Определение ООН

В соответствии с Декларацией принципов толерантности (ЮНЕСКО, 1995 г.) толерантность определяется следующим образом:[14]

ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов гражданского общества быть различными, обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям.[15]

Характеристика определения толерантности в Преамбуле Устава ООН звучит следующим образом: «проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи».[16] Здесь лексема получает не только действенную, социально активную окраску, но и рассматривается как условие успешной социализации (интеграции в систему общественных отношений), заключающееся в умении жить в гармонии, как с самим собой, так и с миром людей (микро- и макросредой).

Критика понятия

И. о. секретаря по взаимоотношениям церкви и общества Отдела внешних церковных связей священник Георгий Рябых указывает, что «заимствованный у Запада термин „толерантность“ имеет много значений, свои плюсы и минусы. Но не может не беспокоить, что зачастую под ним понимается нравственный нигилизм, индифферентность к различным порокам, религиозной истине, к тем ценностям, которые веками формировались в стране».[17] Некоторые священники выступали с инициативой бойкота уроков толерантности в школах.[18]

Также, современная социологическая толерантность критикуется как форма манипулирования сознанием людей с целью заглушить, прикрыть губительные и чрезвычайно негативные для общества моменты. Например, сокращение коренного населения и его замещение дешёвой, иностранной низкоквалифицированной рабочей силой, без каких бы то ни было прав, социальных и юридических гарантий, в целях увеличения личностного капитала.[19]

Термин «толерантность» был подвергнут критике и со стороны епископа Пермского и Соликамского Иринарха (Грезина).[20] В свою очередь его открытое письмо было подвергнуто критике некоторыми журналистами.[21]

Ответы на критику

По мнению писательницы Людмилы Улицкой:[22]

если мы не научимся пониманию того, что люди могут по-другому выглядеть и есть другую еду, по-другому устраивать свои семьи и реагировать на множество бытовых вещей, мы все время будем находиться в состоянии самой ужасной войны, которая может быть, — войны у себя дома.

См. также

Примечания

  1. Viktor Emil Frankl. Wörterbuch der Logotherapie und Existenzanalyse, S. 471—472.
  2. Рамазан Г. А.Этнополитология: учебное пособие для студетов высших учебных заведений, с. 182
  3. «ВЕК ТОЛЕРАНТНОСТИ» N 3-4
  4. Бондаренко Д. М., Деминцева Е. Б., Кавыкин О. И., Следзевский И. В., Халтурина Д. А. Образование как фактор утверждения в обществе норм этноконфессиональной толерантности в условиях глобализации (на примере России, Франции и Танзании). История и современность (2007) 2: 153—184.
  5. Балцевич В. А., Балцевич С. Я. Толерантность // Энциклопедия социологии, 2003
  6. Толерантность, в третьем значении // Большой Энциклопедический словарь
  7. Словарь иностранных слов и выражений. М., 1998. 477 с.
  8. Толерантность // Толковый словарь русского языка Ушакова, 1935—1940
  9. Толерантность // Словарь Брокгауза и Ефрона, 1890—1907
  10. В. Даль. Терпеть // Толковый словарь русского языка, 1998
  11. 1 2 M.A. Семашко. Развитие термина «толерантность» в гуманитарных науках // Электронный научно-педагогический журнал, 2007
  12. tolerance noun (ACCEPTANCE) — definition in British English Dictionary & Thesaurus — Cambridge Dictionary Online
  13. Татьяна Марголина. Толерантность — это не попустительство пороку. Толерантность — это великодушие! // Известия
  14. Толерантность // Безопасность: теория, парадигма, концепция, культура. — Словарь-справочник. — 2005.
  15. ДЕКЛАРАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ТОЛЕРАНТНОСТИ
  16. Преамбула Устава Организации Объединенных Наций
  17. В Русской церкви призывают прививать детям в школах вместо западного понятия толерантности традиционные ценности страны Интерфакс-Религия
  18. http://www.interfax-russia.ru/r/B/povoljieObw/432.html?menu=4&id_issue=12218282
  19. «На смену толерантности приходят националистические тенденции»
  20. Открытое письмо епископа Пермского и Соликамского Иринарха ко всем согражданам, руководителям учреждений образования и культуры, руководителям губернской и областной администрации // Интерфакс, 11.02.2009
  21. «Пермские боги» заговорили Православный иерарх выступил против уроков толерантности // НГ Религия, 18.02.2009
  22. Интерфакс-Религия: Людмила Улицкая считает, что письмо Пермского епископа против толерантности говорит о «печальных» тенденциях в обществе

Ссылки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *