Понятие чести: Честь — что это такое – Что такое честь | КТО?ЧТО?ГДЕ?

Автор: | 28.10.2020

Что такое честь | КТО?ЧТО?ГДЕ?

Что такое честь? Сегодня мы поговорим об этом комплексном понятии, его значениях и том, почему в последнее время оно стало все реже употребляться в речи.

Честь – довольно объемное понятие, о котором в последнее время стали забывать. Однако в культуре многих народов оно находится даже на более важном месте, чем человеческая жизнь. Так что такое честь?

что такое честь

Словарное значение

Это комплексное понятие, объединяющее в себе верность собственным принципам, благородство, достоинство, тягу к справедливости. Сейчас подобные вещи часто отходят на второй план, потому определение того, что такое честь, знает не каждый. Словарь гласит, что это достойные уважения моральные качества и этнические принципы личности. Ассоциации с данным словом в русской культуре только хорошие. Его часто слышали в речи, встречалось оно и в прозе, и в песнях. Человек чести – тот, кто может жить по совести и сохранять достоинство даже в тяжелейших ситуациях. Власть и богатство для него вторичны.

Представления об этом закладываются еще в раннем возрасте – за то, насколько хорошо человек будет следовать своим идеалам, ответственны его родители. В дальнейшем же за состояние своего нравственного стержня отвечает он сам.

Что такое женская честь?

Интересно, но значения этого слова применительно к людям разных полов отличались. Что такое честь для девушки? Ранее она заключалась только в соблюдении целомудрия, для замужней женщины – в супружеской верности. Были разные методы наказания той, которая не сохранила свою девственность до свадьбы – в 19 веке на таких невест надевали хомут, причем получить его могла не только сама провинившаяся, карались также родители и сваха. Именно последняя считалась главным человеком, ответственным за целомудрие невесты.

К женам запросы были еще жестче – неверную супругу могли высечь или избить. Лишь в прошлом столетии жестокие наказания завершились – теперь, хотя бесчестие и порицается, никаких серьезных проблем от общества не ожидается. Сейчас все сводится к тому, изменяет ли женщина или нет в отношениях с партнером. Начали иметь значение и нравственные критерии, о которых дальше.

Что такое честь

Честь в широком смысле

Для мужчины это понятие тоже включает в себя сексуальный аспект – если он изменяет жене, то является бесчестным человеком. Но этим дело не ограничивается – термин охватывает нравственность в целом, причем уже не имеет зависимости от пола. Обман других людей с целью получения выгоды, их использование, возможность бросить другого в беде, забыть о данном кому-либо слове – все это делает человека бесчестным.

Людям, желающим знать, что такое честь и бесчестие, стоит помнить, что следование своим идеалам – основной постулат любого человека, желающего сохранить свое достоинство. Еще в данное понятие входят незапятнанная репутация и доброе имя – что сейчас по-прежнему стоит дорого, так как надежных людей можно встретить не так уж часто, а ценятся они высоко.

Профессиональная честь

Говорят о том, что такое честь человека, и применительно к его профессии. Особого внимания заслуживает это понятие в Вооруженных силах. Здесь это собирательное понятие, которое определяет отношение воина к сослуживцам, воинскому долгу и Отечеству.

Надо заметить, что раньше в армии это слово встречалось гораздо чаще, чем теперь. В войсках существовал термин «отдать честь», который в конце прошлого века был заменен на безликое «воинское приветствие». Означал он воздание почестей другому военному. Особо ценилось это понятие в Российской Империи. Поражение для воина тех времен было тяжелейшим позором, морально справиться с которым мог не каждый. Желающим знать, что такое офицерская честь, можно сказать просто – это долг защищать границы и достоинство страны.

что такое честь

Что честь дает человеку?

В моральном плане приверженность принципам дает немало – с ее помощью можно преодолеть даже самые сложные и страшные препятствия. Ее преимущества – это свобода от низких поступков и ощущение собственного достоинства.

Как стать человеком чести?

Если считаете, что не следуете принципам, хотя хотели бы этого, придется приложить немало усилий, чтобы добиться успеха. Научитесь исполнять обязательства и обещания. Важно понять, что такое дело чести – то, что обязательно надлежит выполнить. Приучите себя не давать невыполнимых обещаний и держать слово – это первый шаг.

Устраивайте психологические тренинги. Опасения и страх – то, чего вы не должны допускать в себе. Чем сильнее они, тем больше вероятность, что в сложной ситуации вы смалодушничаете. Побороть страх поможет работа над собой, а если без чужой помощи справиться непросто, стоит прибегнуть к психологическим тренингам, помогающим стать увереннее. И помните – только в сложных ситуациях судите о том, достигли ли успеха.

Что такое честь

Главное – самосовершенствование. Если будете развиваться, сможете трезво оценивать возможности, не только видеть негативные черты характера, но и стараться победить в борьбе с ними, то встанете на правильный путь.

честь — это… Что такое честь?

Морфология: (нет) чего? че́сти, чему?

че́сти, (вижу) что? че́сть, чем? че́стью, о чём? о че́сти

1. Честь — это добрая, незапятнанная репутация, честное имя.

Честь семьи. | Честь фирмы. | Береги платье снову, а честь смолоду. | Сражаться за честь кого-либо, чью-либо. | Отстаивать свою честь в газетной статье.

2. Честь — это честность, порядочность, добросовестность, достоинство, вообще все моральные качества и принципы, достойные уважения.

Человек чести. | Понятие чести. | Оскорбить, уронить, запятнать чью-либо честь.

3. Делом чести вы называете какое-либо дело, поступок и т. п., которые необходимо сделать, совершить, в противном случае ваше достоинство будет задето, вы не сможете уважать себя и т. п.

4. Честью
называют гражданское, сословное, профессиональное и т. п. достоинства.

Рабочая, профессиональная, воинская, научная честь. | Защищать, хранить честь и достоинство граждан.

5. Закон чести, кодекс чести — это комплекс личных или групповых правил поведения, которые считаются человеком или группой людей обязательными, ненарушимыми и оберегают чувство личного (группового) достоинства и порядочности.

6. Честью мундира, белого халата и т. д. называют официальный авторитет, репутацию военных людей, врачей и т. д.

Беречь честь мундира.

7. Если вы с честью выходите из затруднительного положения, то это означает, что вы поступаете мудро, сохраняя своё и чужое достоинство, находите достойный выход из трудного положения.

8. Если вы с честью выполняете

порученное вам дело, то это означает, что вы делаете его очень хорошо, добросовестно, ваша работа достойна похвалы.

9. Судом чести называется разбирательство чьей-либо вины, проступка не судебными органами, а членами какой-либо группы людей.

10. Если вы говорите, что пора или надо и честь знать, то это означает, что ваш визит в какое-то место подошёл к концу и вам следует уходить.

11. Если вы вежливо обращаетесь к кому-то, что-то предлагая или кого-то представляя, то вы говорите имею честь предложить, имею честь представить и т. д.

Группа независимых художников имеет честь предложить вам уникальные образцы декоративной живописи и приветствовать вас на нашем сайте.

12. Если кто-то живёт по чести, по совести, то это означает, что этот человек поступает в соответствии с представлениями о чести.

13. Честью называют целомудрие, непорочность, девственность.

Беречь свою девичью честь.

14. Честью называют почёт, уважение.

Большая честь. | Воздать, оказать честь кому-либо. | Честь и слава героям! | Честь и хвала тебе!

15. Если вы говорите, что честь сделать что-то принадлежит (доверена) кому-либо или чему-либо, то это означает, что они получили почётное право это сделать.

16. Если вы говорите, что вы сочтёте (почтёте) за честь что-то сделать, то это означает, что предстоящее вам дело принимается вами с благодарностью, что вы с радостью возьмётесь за него.

17. Если вы говорите о ком-либо или о чём-либо невелика честь, то это означает, что вы считаете этого человека или объект не достойным уважения, не стоящим усилий, внимания и т. п.

18. Если вы говорите (слишком) много чести кому-либо, значит, вы считаете, что этот человек не достоин, не заслуживает чего-либо.

19. Если военный человек отдаёт честь, то это означает, что он приветствует кого-либо по-военному, приложив руку к головному убору.

20. Если вы говорите о ком-либо, что он оказался в чести́ у кого-либо, то это означает, что этот человек кем-то особо отмечен, облагодетельствован, получил преимущества по сравнению с другими.

21. Фраза Была бы честь предложена означает выражение безразличия к чьему-либо отказу что-то сделать.

22. Если о вас говорят, что какой-то поступок делает вам честь, то это означает, что он характеризует вас с хорошей стороны.

Саша вообще очень принципиальный человек. — Это делает ему честь.

23. Честью называют человека или предмет, которые вызывают гордость, восхищение близких или тех, кто обладает этим предметом.

Писатели — честь и слава пашей родины.

24. Выражение сказать по чести вы используете как вводную фразу перед тем, как сказать кому-либо что-то искреннее, правдивое.

25. Если вы что-то сделали честь честью, то это означает, что вы это сделали правильно, должным образом, достойно.

26. Если что-либо названо или сделано, совершено в честь кого-то или чего-то, то это означает, что это сделано в знак уважения, почтения, в память о чём-либо или ком-либо.

Назвать улицу в честь героя войны. | Приём в честь английского посланника. | Произносить тосты в честь новобрачных.

Значение слова ЧЕСТЬ. Что такое ЧЕСТЬ?

ЧЕСТЬ1, -и, ж.

1. Совокупность высших морально-этических принципов личности. Дело чести. Клясться честью.Батюшка сказал мне: — Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; — и помни пословицу; береги платье снову, а честь смолоду. Пушкин, Капитанская дочка. Человек он был новой породы: Исключительно честь понимал, И безгрешные даже доходы Называл воровством, либерал! Н. Некрасов, Маша. [Фон Шлиттау:] Я бывший офицер и человек чести. А. Н. Толстой, Делец. || Достоинство (личное, профессиональное, военное и т. п.). Воинская честь. Рабочая честь.Он не имел понятия об офицерской чести. Напивался пьян и в пьяном виде дебоширствовал. Салтыков-Щедрин, Пошехонская старина. Из боя он должен был выйти последним — так он понимал свою командирскую честь.

Симонов, От Черного до Баренцева моря. || чего или какая. Хорошая, незапятнанная репутация, доброе, честное имя. Честь фабричной марки.— Моя жена, — продолжал князь Андрей, — прекрасная женщина. Это одна из тех редких женщин, с которою можно быть покойным за свою честь. Л. Толстой, Война и мир. — А честь нашей МТС вам дорога? Вы ею не дорожите. Николаева, Повесть о директоре МТС… || Целомудрие, непорочность, девственность (о женщинах). Потерять честь.[Марина:] Берегла я свою честь девичью пуще глаза. Погубил ты меня ни за что, обманул. Л. Толстой, Власть тьмы. [Васильев] знал, что есть такие безнравственные женщины, которые под давлением роковых обстоятельств — вынуждены бывают продавать за деньги свою честь. Чехов, Припадок.

2. Почет, уважение. Печатным образом называют его [Чарткова] по имени и по отчеству — честь, доныне ему совершенно неизвестная. Гоголь, Портрет. [Мастаков:] Людей надо не по словам, не по одежде различать, а по работе. Кто умеет работать, тому и честь. М. Горький, Старик.

3. Устар. Высокое звание, должность, чин; почесть. [Пленник:] Царь наградил его заслуги честью И золотом. Басманов в царской Думе Теперь сидит. Пушкин, Борис Годунов. Молодой атаман Зимовейской станицы с достоинством принял высокую войсковую честь: не так много — за тридцать лет он стал атаманом Донского войска, выступавшего на войну. Злобин, Степан Разин.

4. То, что дает право на почет, уважение, признание, является почетным. Жуковскому принадлежит честь введения романтизма в русскую поэзию. Белинский, Стихотворения В. Жуковского. И возмечтал, что «Фауста» прочесть Она должна с нижегородской сцены. Но, глупая, отвергла эту честь И страсть его отвергнула надменно. Мартынов, Дневник Шевченко. Если он освободит меня от чести быть его секундантом, я могу пойти к Сапожкову и уговорить его извиниться. Каверин, Неизвестный друг.

5. О том, кем или чем гордятся, кому или чему отдают дань уважения, восхищения и т. п. Кобылица молодая, Честь кавказского тавра. Что ты мчишься, удалая? И тебе пришла пора. Пушкин, Кобылица молодая. — Писатели наши — честь и слава нашей родины. Соллогуб, Тарантас.

В честь кого-чего — в знак уважения, почтения к кому-, чему-л., памяти о ком-, чем-л.
(Не) в чести́ ( устар.) — (не) в почете.
Из чести ( устар.) — ради одного почета, из уважения; бескорыстно. [Бата] прибавил, что ему дороги не деньги, а он из чести готов служить Хаджи-Мурату. Л. Толстой, Хаджи-Мурат.
К чести чьей — к достоинству кого-л.
По чести — должным образом, по совести. — Дети наши по чести жить хотят, по разуму. М. Горький, Мать.
По чести (сказать) ( в знач. вводн. сл.; устар.) — откровенно, чистосердечно, начистоту. [Князь:] Вы избегаете признательность мою. [Арбенин:] По чести вам сказать, ее я не терплю. Лермонтов, Маскарад.
С честью ( сделать что) — очень хорошо, достойно высокой оценки.
Честь честью и честь по чести — так, как следует, как положено, как надо.
Честь и хвала кому см. хвала.
Честью ( сделать что) — по доброй воле, без принуждения.
Делать честь кому см. делать.
Иметь честь с неопр. ( устар.) — употребляется как вежливая или подобострастная форма обращения, в значении: удостоиться.
Отдать честь — 1) ( кому) приветствовать кого-л. по-военному, приложив руку к головному убору. [Квартирмейстер] быстро приложил руку к голове —. — Как смеешь отдавать честь без фуражки? — закричал командир. Новиков-Прибой, Пошутили; 2) ( кому) оказать кому-либо знаки уважения, воздать почести. Отправились в поле, где были расстреляны товарищи, отдали честь, последний долг, похоронили их в братских могилах. Фурманов, Лбищенская драма; 3) ( чему) ( шутл.) оказать должное внимание чему-л. Из французской кухни отдал он честь только руанской утке. Никулин, России верные сыны.
Просить честью — просить без угроз, в расчете на послушание, добровольное согласие.
Попасть в честь кому — оказаться в милости у кого-л.
Считать (или ставить и т. п. ) за честь что — признавать почетным для себя.
Выйти с честью из чего — найти достойный выход из какого-л. затруднительного положения.
Поле чести ( устар. и высок.) — поле сражения, брани.
Суд чести — общественный суд, рассматрием 673 о нравственности, роняющие достоинство, компрометирующие кого-л. (первоначально существовал в офицерской среде).
Была бы честь предложена — употребляется в качестве ответа, выражающего равнодушное, безразличное отношение к чьему-л. отказу принять какое-л. предложение, согласиться на что-л. и т. п.
Ваша (твоя, его, их) честь ( устар.) — в почтительном обращении низшего к высшему или при указании на третье лицо, которое выше говорящего по происхождению, положению; то же, что ваша ( твоя, его) милость.
Надо (или пора) и честь знать см. знать1.
Честь и место кому ( устар., теперь шутл.) — вежливое приглашение сесть, занять место по достоинству.
Честь имею кланяться см. кланяться.

ЧЕСТЬ2, чту, чтёшь; несов., перех. (сов. почесть1). Устар. Признавать, считать. [Фуфайкин:] Вы, стало быть, с разбором, а меня и за человека не чтете? Невежин, Друзья детства. Чтут Боброка за волшебника, потому что много учен и много видел. С. Бородин, Дмитрий Донской.

ЧЕСТЬ3, чту, чтёшь; несов., перех. Устар. Читать. — У нас в деревне был солдат Африкан, так тот, бывало, как начнет псалтырь честь… ровно барабан бьет… Ловко читал! М. Горький, Дело с застежками.

Понятие о чести — Альтернативная История

 

В свете систематически возникающих на сайте проблем.

Глава III. Понятие о чести.

 

§ 6. Идея чести – весьма высокая идея. Не только по естественному человеческому рассуждению, но и по высшему нравственно-христианскому сознанию – честь должна быть для человека дороже самой жизни. «Лучше мне умереть, чем если похвалу – честь – мою кто уничтожил бы», – говорит св. апостол Павел (1 Кор. IX, 15). В военном сословии издавна было распространено и всегда имело особенное значение понятие о чести. И не без основания. С развитием и укоренением чувства чести в войсках, в них в то же время укреплялась полная и самоотверженная преданность идее государства и связь чести с патриотическим долгом.

§ 7. Основою современного понятия о чести является идея нравственной личности и покоящееся на ней понятие личного достоинства. Поэтому честью называется то внутреннее чувство собственного человеческого достоинства, которое, с одной стороны, побуждает нас направлять свою жизнь и деятельность согласно с требованиями разума, с внушениями совести, с предписаниями [17] закона христианского и с установившимися в обществе правилами нравственной порядочности, а с другой – вызывает в нас желание, чтобы и другие считали нас за людей достойных уважения.

Это понятие о чести заключает в себе два фактора: во-первых – внутреннее чувство собственного достоинства человека, и, во-вторых – отношение других к нему, как к личности, т. е. мнение о нем общества.

Чувство собственного достоинства человека представляет собой собственный, внутренний стимул к честной, нравственной и добропорядочной жизни. Это чувство, само по себе, не есть что-либо материальное, осязаемое, оно имеет идейный характер, а потому взвешивается и оценивается глазами собственной совести и недоступно для нападения извне, для оскорбления: честный человек остается честным, что бы ни делали и не думали другие. Но это чувство нравственного достоинства может проявляться и во внешних действиях и поступках человека, и тогда оно взвешивается и оценивается по тому значению, какое оно имеет для общества, государства или для людей. Чувство чести, проявляющееся во внешнем действии, побуждает каждого человека направлять свою жизнь и деятельность согласно с установившимися в человеческом обществе правилами нравственной порядочности, т. е. не нарушать своими внешними поступками, своим поведением общественных нравов обычаев, правил, как например, выработанных уже обществом правил приличия, благопристойности, способа и формы взаимного обращения или обхождения; не обнаруживать порочные наклонности и не попирать дерзко и нагло божеские и человеческие законы.

Существо чести, кроме внутреннего достоинства, требует и наружной оценки, почета со стороны других, как необходимого дополнения. Это притязание выражается внешним образом в стремлении требовать от других такого обращения, которое принято в отношениях к людям добропорядочным, т. е. чтобы другие не выказывали пренебрежения к его личному достоинству и воздерживались бы от всего того, что выражает собою мысль о том, что человек не достоин уважения и по своим качествам [18] противоречит требованиям общественной нравственности. Противоположного к ним обращения мы не терпим, называем его оскорблением. Таковы основные понятия чести. При современных воззрениях эта общечеловеческая честь присуща всем людям, независимо от принадлежности их к тому или иному общественному классу. Поэтому, все то, что бесчестно с точки зрения гражданина, бесчестно и с точки зрения военного.

§ 8. Рядом с индивидуальной, личной жизнью каждое лицо в государстве имеет и свою сферу общественной жизни, оно принадлежит к известному сословию, к группе лиц, занимающихся тем или другим промыслом, занятием. Всякое же такое организованное общество (корпорация) создает свои особые специальные этические нормы (нравы, обычаи, правила), обязательные для всех его членов.

Этим этическим нормам создается так называемая корпоративная честь, та особенная честь, понятие о которой находится в зависимости от нравов того или иного сословия или класса (Standesehre, как называют немцы), например: честь дворянская. коммерческая и т. д., а в войске – воинская честь (честь мундира). Значение особенной, корпоративной чести проявляется в том, что деяние, безразличное вообще, становится позорным и оскорбительным, если оно относится к лицу данного класса (корпорации), роняя его именно в среде этого класса. Например, если трусость явится при некоторых условиях извинительной для мирного гражданина, то для военного она всегда и везде позорна.

Поэтому естественно, что честь каждого такого кружка, корпорации, отражается и на чести каждого их члена; к личной чести примешивается, как ее элемент, честь сословная, корпоративная; а при этих условиях доброе имя одного из членов корпорации, его незапятнанная репутация являются нераздельною честью и всех других сочленов, а оскорбление, направленное прямо на одного, отражается посредственно и на остальных.

§ 9. Понятие и значение воинской чести объясняется назначением войска.

Призвание воина наиболее высокое из всех гражданских [19] обязанностей, а именно: защита Престола и Отечества от врагов внешних и внутренних, охрана мира и культурного развития государства, т. е. защита того, что для всех людей святее всего. Нравственный дух войска, вытекающий из сознания высоких задач и значения армии, обусловливает собой развитие понятия воинской чести. «Воинская честь выражается в верности престолу, мужестве против неприятеля, в презрении труса; она есть высшее духовное благо армии; армия погибла, если потеряна ее честь». С развитием и укоренением воинской чети нераздельно соединяется сознание и укрепление патриотического долга. Эти нравственные начала вселяют в армию тот великий воинский дух, который воодушевляет войска и ведет их к победам.

Все эти качества должны быть присущи каждому военнослужащему, как офицеру, так и солдату. Но офицеры, так сказать, «ядро и душа войска», должны отличаться наибольшим развитием этих нравственных качеств и сохранять в чистоте и неприкосновенности чувство чести, быть рыцарями в самом идеальном значении этого слова. Если бы в наше время существовали девизы, то каждый военный должен избрать для себя девиз Баярда: без страха и упрека. Являясь хранителями чести, офицеры должны обладать не только общечеловеческой честью, присущей каждому человеку, но и так называемою военно-сословной честью.

При равенстве требований чести и рыцарских обычаев от всех товарищей по оружию, офицерское общество составляет одну корпорацию, одну военную семью. Каждый офицер, как член этой корпорации, не может относиться безразлично и произвольно к установившимся в этой корпорации правилам и обычаям, и не может оставаться равнодушным, видя попрание этих правил другим ее членом. Долг военно-сословной чести требует, чтобы каждый офицер дорожил и был представителем чести не только для себя, но и во имя своего сословия. [20]

Поэтому каждый офицер должен поступать таким образом, чтобы не замарать чести военного мундира, понимая под этим выражением понятие о воинской чести и доблести офицерского звания, которых мундир служит лишь наглядным внешним представителем. Имея честь носить полковой мундир, офицер является всегда и везде одним из представителей полка и всегда должен помнить, что по его действиям составляется общественное мнение о достоинстве всего полка. Существо сословной чести требует, чтобы офицерское достоинство признавалось и уважалось в обществе, со стороны граждан. Поэтому каждый офицер должен себя держать в обществе так, чтобы своими действиями и образом мыслей не только не совершить ничего предосудительного и вообще того, что считается противным общественным понятиям о чести вообще и специально воинским понятием о доблести и достоинстве офицерского звания, но и не подвергнуть своего имени опасности, избегнуть самого малейшего намека на что-либо противное чести и благородства. В частных общественных сношениях офицер должен относиться ко всем лицам других сословий с уважением и свое чувство собственного достоинства не должен выражать надменностью пред этими лицами.

Вообще, офицер, где бы он ни был, ни на минуту не должен забывать требований, соединенных с высокими обязанностями его звания, обязан во всем руководствоваться возможною осторожностью, дабы не дать никакого повода к дурной молве и поступать обдуманного и с достоинством, одним словом так, чтобы всюду чувствовал себя представителем своего сословия и, как таковой, пользовался от всех видимыми знаками уважения и почета.

Вообще же положительных правил на все разнообразные случаи – применительно ко времени, месту, обстоятельствам – установить нет никакой возможности. Справедливое [21] чувство сознания своего собственного достоинства, чуждое высокомерия, такт и осторожность – единственные средства охранения и возвышения значения офицерского звания.

В прусской армии высочайший приказ императора Германского от 2 мая 1874 года содержит в себе прекрасное и достойное внимания определение как существа воинской чести, так и образа жизни офицера.

«Я ожидаю от всего общества офицеров моей армии, что для него, как в настоящем, так и в будущем, честь почитаться будет самою высшею драгоценностью. Сохранение ее чистой и безупречною должно составлять священнейший долг как всего сословия, так и каждого офицера в отдельности. Исполнение этого долга офицерами неразрывно с вполне добросовестным исполнением и других обязанностей. Истинная честь не может существовать без преданности до готовности жертвовать жизнью, без непоколебимого мужества, неизменной храбрости, повиновения до самозабвения, неуклонной правдивости, строжайшей скромности и выполнения других, даже иногда кажущихся малозначащими обязанностей. И в общественной жизни честь требует от офицера такого поддержания им своего достоинства, чтобы всем была очевидною его принадлежность к сословию, которому доверяется охрана престола и отечества. Офицер должен стараться избирать себе такой круг знакомства, где преобладают нравственные начала. И в общественных местах офицер обязан постоянно памятовать, что он не только образованный человек, но и хранитель чести, и выразитель возвышеннейших обязанностей своего сословия. Офицер должен остерегаться всякого поступка, могущего повредить не только его доброму имени, но и имени каждого в отдельности и всего общества офицеров в совокупности. В особенности ему следует избегать: распутства, пьянства и азартных игр, исполнения каких бы то ни было обязанностей, набрасывающих хотя малейший намек на нечестный [22] поступок; биржевой игры, участия в промышленных обществах, ни цель, ни слава которых не безупречны; наживы сомнительными путями, и воздерживаться от опрометчивой дачи честного слова. Чем сильнее в других сословиях господствует роскошь и широкая жизнь, тем звание офицера строже обязывает не забывать, что одни материальные блага не могут ему ни дать, ни сохранить высокого, почетного положения на службе и в обществе. Памятовать это необходимо не потому, чтобы изнеженный образ жизни особенно вредно влиял на воинские способности офицера, но в виду опасности в том отношении, что такой образ жизни вполне расшатывает основные понятия об офицерском звании и влечет за собою жажду к наживе».

§ 10. Хотя «положение о суде общества офицеров» не содержит в себе объяснения понятия чести, но это умолчание объясняется тем, что понятие о чести и сознание ее требований присущи каждому человеку, а тем более офицеру, призванному беречь ее. [23]

 

По изданию: Суд общества офицеров и дуэль в войсках Российской Армии. Действующее законодательство со всеми комментариями. Составил П. А. Швейковский, Военный Следователь Петербургского Военного Округа. — СПб., 1898 год.  

честь — это… Что такое честь?

1)

, ж.

1.

Совокупность высших морально-этических принципов личности.

Дело чести. Клясться честью.

Батюшка сказал мне: — Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; — и помни пословицу; береги платье снову, а честь смолоду. Пушкин, Капитанская дочка.

Человек он был новой породы: Исключительно честь понимал, И безгрешные даже доходы Называл воровством, либерал! Н. Некрасов, Маша.

[Фон Шлиттау:] Я бывший офицер и человек чести. А. Н. Толстой, Делец.

||

Достоинство (личное, профессиональное, военное и т. п.).

Воинская честь. Рабочая честь.

Он не имел понятия об офицерской чести. Напивался пьян и в пьяном виде дебоширствовал. Салтыков-Щедрин, Пошехонская старина.

Из боя он должен был выйти последним — так он понимал свою командирскую честь. Симонов, От Черного до Баренцева моря.

|| чего или какая.

Хорошая, незапятнанная репутация, доброе, честное имя.

Честь фабричной марки.

— Моя жена, — продолжал князь Андрей, — прекрасная женщина. Это одна из тех редких женщин, с которою можно быть покойным за свою честь. Л. Толстой, Война и мир.

— А честь нашей МТС вам дорога? Вы ею не дорожите. Николаева, Повесть о директоре МТС…

||

Целомудрие, непорочность, девственность (о женщинах).

Потерять честь.

[Марина:] Берегла я свою честь девичью пуще глаза. Погубил ты меня ни за что, обманул. Л. Толстой, Власть тьмы.

[Васильев] знал, что есть такие безнравственные женщины, которые под давлением роковых обстоятельств — вынуждены бывают продавать за деньги свою честь. Чехов, Припадок.

2.

Почет, уважение.

Печатным образом называют его [Чарткова] по имени и по отчеству — честь, доныне ему совершенно неизвестная. Гоголь, Портрет.

[Мастаков:] Людей надо не по словам, не по одежде различать, а по работе. Кто умеет работать, тому и честь. М. Горький, Старик.

3. устар.

Высокое звание, должность, чин; почесть.

[Пленник:] Царь наградил его заслуги честью И золотом. Басманов в царской Думе Теперь сидит. Пушкин, Борис Годунов.

Молодой атаман Зимовейской станицы с достоинством принял высокую войсковую честь: не так много — за тридцать лет он стал атаманом Донского войска, выступавшего на войну. Злобин, Степан Разин.

4.

То, что дает право на почет, уважение, признание, является почетным.

Жуковскому принадлежит честь введения романтизма в русскую поэзию. Белинский, Стихотворения В. Жуковского.

И возмечтал, что «Фауста» прочесть Она должна с нижегородской сцены. Но, глупая, отвергла эту честь И страсть его отвергнула надменно. Мартынов, Дневник Шевченко.

Если он освободит меня от чести быть его секундантом, я могу пойти к Сапожкову и уговорить его извиниться. Каверин, Неизвестный друг.

5.

О том, кем или чем гордятся, кому или чему отдают дань уважения, восхищения и т. п.

Кобылица молодая, Честь кавказского тавра. Что ты мчишься, удалая? И тебе пришла пора. Пушкин, Кобылица молодая.

— Писатели наши — честь и слава нашей родины. Соллогуб, Тарантас.

в честь {кого-чего}

в знак уважения, почтения к кому-, чему-л., памяти о ком-, чем-л.

(не) в чести́

(не) в почете.

из чести

ради одного почета, из уважения; бескорыстно.

[Бата] прибавил, что ему дороги не деньги, а он из чести готов служить Хаджи-Мурату. Л. Толстой, Хаджи-Мурат.

к чести {чьей}

к достоинству кого-л.

по чести

должным образом, по совести.

— Дети наши по чести жить хотят, по разуму. М. Горький, Мать.

по чести (сказать)

откровенно, чистосердечно, начистоту.

[Князь:] Вы избегаете признательность мою. [Арбенин:] По чести вам сказать, ее я не терплю. Лермонтов, Маскарад.

с честью {(сделать что)}

очень хорошо, достойно высокой оценки.

честь честью честь по чести

так, как следует, как положено, как надо.

— честь и хвала

честью {(сделать что)}

по доброй воле, без принуждения.

— делать честь

иметь честь {с неопр.}

употребляется как вежливая или подобострастная форма обращения, в значении: удостоиться.

отдать честь

1) (кому) приветствовать кого-л. по-военному, приложив руку к головному убору.

[Квартирмейстер] быстро приложил руку к голове —. — Как смеешь отдавать честь без фуражки? — закричал командир. Новиков-Прибой, Пошутили;

2) (кому) оказать кому-либо знаки уважения, воздать почести.

Отправились в поле, где были расстреляны товарищи, отдали честь, последний долг, похоронили их в братских могилах. Фурманов, Лбищенская драма;

3) (чему) (шутл.) оказать должное внимание чему-л.

Из французской кухни отдал он честь только руанской утке. Никулин, России верные сыны.

просить честью

просить без угроз, в расчете на послушание, добровольное согласие.

попасть в честь {кому}

оказаться в милости у кого-л.

считать{ (или ставить и т. п.)} за честь {что}

признавать почетным для себя.

выйти с честью {из чего}

найти достойный выход из какого-л. затруднительного положения.

поле чести

поле сражения, брани.

суд чести

общественный суд, рассматрием

о нравственности, роняющие достоинство, компрометирующие кого-л. (первоначально существовал в офицерской среде).

была бы честь предложена

употребляется в качестве ответа, выражающего равнодушное, безразличное отношение к чьему-л. отказу принять какое-л. предложение, согласиться на что-л. и т. п.

ваша (твоя, его, их) честь

в почтительном обращении низшего к высшему или при указании на третье лицо, которое выше говорящего по происхождению, положению; то же, что ваша (твоя, его) милость.

— надо и честь знать

честь и место {кому}

вежливое приглашение сесть, занять место по достоинству.

— честь имею кланяться

2)

чту, чтёшь; несов., перех. (сов. почесть1). устар.

Признавать, считать.

[Фуфайкин:] Вы, стало быть, с разбором, а меня и за человека не чтете? Невежин, Друзья детства.

Чтут Боброка за волшебника, потому что много учен и много видел. С. Бородин, Дмитрий Донской.

3)

чту, чтёшь; несов., перех. устар.

Читать.

— У нас в деревне был солдат Африкан, так тот, бывало, как начнет псалтырь честь… ровно барабан бьет… Ловко читал! М. Горький, Дело с застежками.

Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.

Понятие чести и совести | Информационный Вкус

Совесть и честь — это нравственные категории, отличающиеся друг от друга. Поэтому они могут быть использованы в этическом этикете.

Что отличает нас, людей, от животных? Психо-эмоциональная сфера, конечно. Человек обременен нравственными категориями – совестью, честью, достоинством. Совесть столь тонкая категория, что трудно дать единственно верное определение этому понятию. Совесть как внутренний маркер, отделяющий правильное от неправильного. Идея совести основана во многом на христианских традициях, в первую очередь как моральная идея, во-вторых, идея исповеди греха, и, наконец, идея вины и покаяния за грехи.

В разные времена совесть обозначали различным образом. Оно и врожденное свойство человека, которое не подлежит изменению. Оно и внутренний голос человека. Оно и «часовой» людской души. Оно и «святилище» человека.

Совесть — это то, без чего человек не может существовать. Человек бессовестный может прожить жизнь ни разу не испытав моральные угрызения совести за свои действия. Повсюду обязательно будут находиться льстецы и притворщики, воспевающие его воображаемые достоинства. Но никто из подобных людей не подставит человеку плечо в сложную минуту. Наличие совести предполагает, что человек должен сам отвечать за свои поступки, действия, слова. Он сам принимает оценочную категорию, чтобы потом самому определиться, что он сделал хорошего, а где допустил просчёты, то есть сделал плохо. Например, надо уступать место бабушкам, дедушкам, беременным женщинам, маленьким детям в транспорте. Делаем мы это не потому, чтобы заслужить похвалу от этих людей, услышать слова благодарности.

А потому, что это есть наша внутренняя потребность – потребность совестливого человека. В первую очередь это нужно нам, а не им.
Компромисс с совестью, припрятывающий до некоторого момента бессовестные поступки, в будущем неприменимо закончиться весьма плачевным образом. Во всякое время сыщется кто-то более изобретательный, жуликоватый плут, более искусный и вывертливый, который под предлогом подложного низкопоклонства сбросит тебя в пучину провала, чтобы заместить собой то мeсто, котoрое отобрал ты у другого.

Совестливый человек ощущает себя вольготно, твердым и уверенным в себе. Поступая честно, справедливо, он не марает свою душу безнравственностью. Ему не свойственны своекорыстие, жадность, гнев и зависть. Человек просто живет и получает удовольствие от каждого дня, дарованного ему свыше.

Еще пример, это пример личного эгоизма. Это поступки не по совести, а по личной выгоде – что-то в первую очередь для себя, для других – во вторую по остаточному принципу. Подобное бессовестное эгоистичное поведение разрушает самого человека в первую очередь.

Умение делать выводы из своего поведения, из своих поступков, слов – это тоже примеры поступков по совести, чтобы не допускать в будущем бесчестных поступков.

Такая этическая моральная норма как совесть заключается в том, что правила должны соблюдаться обществом в целом. Этика как наука, которую можно изучать до бесконечности.

Перейдем к чести. Честь как нравственную категорию различают по сословному признаку – честь дворянина, по профессиональному – честь офицера. А еще есть понятия как честь страны, честь мундира, береги честь с молоду и т.д.
Само слово «честь» связано с частью: в приобретении данной группой как материального, так и морального – славы и доброго имени. В уважении, которое вызывает группа, каждый ее член имеет свою часть. Отсюда и непосредственная связь категории чести с категорией репутации – общее отношение, которое формируется в обществе к моральному облику конкретной персоны или коллективной группы людей. Человек чести должен заботиться как про репутацию группы, к которой он относится, так и про собственную свою репутацию.

Исторически понятие чести рождается в первую очередь как отражение родовой идентификации людских сообществ: человек, следуя изначальным установкам про честь, не надобно делать того, что унижает достоинство данного рода.
Позднее понятие чести человека увязывается с его зависимостью от социального положения, но значительное внимание уделяется собственным заслугам личности — ее работа, навыки, нравственные качества. Развитие и осуществление моральных сторон личности является своего рода установлением собственного достоинства человека. В случае, если о достоинстве человека отзываются другие люди – появляется признание, внимание и почтение. Именно этот феномен почтения и признания называется честью.

Честь как образец нравственной самосознательности взаимосвязана с совестью. Как сказал А.Шопенгауэр: «Честь – это внешняя совесть, а совесть – это внутренняя честь».

Резюмирую: степени, которые обозначают нравственные свойства и качества личности, несомненно позволяют нам обратить пристальное внимание на довольно сложные и чуткие свойства людской морали. Знание сущности этих категорий призывает не только предоставить нам ориентиры в подxодах к морально-нравственной стороне жизни, но и разумно приспосабливать свои поступки ради активности в плане собственного нравственного совершенствования.

Понятие чести, достоинства и деловой репутации в российском гражданском праве



Статья посвящена проблемам толкования таких категорий, как честь, достоинство и деловая репутация и их разграничения между собой. Приводятся основные точки зрения по рассматриваемому вопросу. Выражено мнение автора по определению и разграничению анализируемых категорий.

Ключевые слова: честь, достоинство, деловая репутация, нематериальные блага, социальные блага, моральный вред

Будущее общества немыслимо без уважения в нём прав и свобод личности, в том числе права на честь, достоинство и деловую репутацию.

Честь, достоинство и деловая репутация — это такие морально-правовые категории, которым присущи специфические свойства. Они влияют на оценку и значимость человека для общества, связаны с существованием человека в социальной среде. И любое общество должно обладать этими важнейшими социально — правовыми ценностями.

Одним из признаков общественного прогресса является защита прав человека, где приоритет отдается общечеловеческим ценностям. Обеспечение этих ценностей — необходимая характеристика любого демократического государства. Но будучи наделенным сознанием, умеющим чувствовать и проявлять свою волю, сам человек представляет собой эту ценность. И ничто не может служить причиной для умаления его достоинства и чести.

Субъекты права не только должны быть уверены в том, что их поступки и образ действий не будут ущемлены распространением в отношении их ложных порочащих сведений, но, и иметь возможность требовать, чтобы общественная оценка их поведения соответствовала тому, как они поистине выполняют требования закона, морали и правил поведения.

Честь, достоинство и деловая репутация — это защищаемые законом, социальные блага, нарушение которых наносит серьезный моральный вред свободе действий и общественному положению посредством создания неблагоприятного впечатления.

Однако до настоящего времени законодательно и доктринально не разрешены ключевые и базовые проблемы реализации права на защиту чести, достоинства и деловой репутации.

В частности, отсутствует законодательное определение понятий правовых категорий: «честь», «достоинство» и «деловая репутация», вследствие чего продолжает оставаться неопределенным четко круг субъектов права на защиту. При этом современное российское гражданское право всё ещё находится на этапе своего формирования. И проблемы защиты чести, достоинства и деловой репутации в нынешних условиях приобретают особое значение.

Рассматривая содержание понятий честь, достоинство и деловая репутация представляется необходимым отметить, что как фундаментальные и базовые категории института нематериальных благ они характеризуется с точки зрения содержания значительной долей абстракции и субъективными критериями.

Это обстоятельство повлекло то, что ни гражданское право, ни иные отрасли права не содержат законодательного определения чести, достоинства и деловой репутации. По этим же причинам и в доктрине гражданского права и отраслевых научных течениях нет обобщенных, и неоспариваемых определений этих юридических и социальных категорий.

Такие понятия как честь, достоинство и деловая репутация в современной научной литературе толкуется разнообразно и неоднозначно.

Можно разделить все точки зрения относительно понятий честь, достоинство и деловая репутация на три вида: первый, в соответствии с которым честь, достоинство и деловая репутация, абсолютно разные категории; вторая концепция, когда эти нематериальные блага рассматриваются как смежные категории, обладающие взаимной согласованностью, и третья — отсутствует какое-либо разграничение понятий.

Второго варианта придерживается большинство авторов. Многие рассматривают категорию чести опосредованно через призму смежных, но не идентичных категорий достоинства и репутации.

Так, в частности, Ю. В. Молочков считает, что честь необходимо понимать как определенное внешнее отношение к человеку, как «грань его положительной репутации» [1, с. 8].

Дается соприкасающееся с деловой репутацией определение, согласно которому, честь рассматривается как элемент (и только положительный элемент) репутации. При этом репутация трактуется в широком смысле, не ограничиваясь понятием деловая репутация.

М. Н. Малеина полагает, что честь — это общественная оценка личности, мера духовных, социальных качеств гражданина [2, с. 58]. В этом случае честь трактуется как субъективное восприятие личностью своих положительных свойств с точки зрения мнения общества. Представляется, что, по мнению М. Н. Малеиной, понятие чести существует отдельно от других категорий.

В свою очередь, к третьему виду можно отнести мнение А. М. Эрделевского. Он проводит разграничение между понятием честь и правом на честь, оперируя термином «право чести».

Честь, по его мнению, субъективное право человека на положительную оценку своей личности, как в своих собственных глазах, так и в глазах окружающих.

Поэтому у права чести есть два аспекта: субъективный и объективный. Субъективный аспект чести — это достоинство, право человека, не зависящее от его действий и мыслей и охраняемое государством безотносительно к правовому статусу любого человека, даже если это преступник. Объективный, или точнее интерсубъективный аспект чести — это доброе имя и репутация человека, с юридической точки зрения — это субъективное право человека своим поведением формировать представление о себе у окружающих» [3, с. 11].

Таким образом, по мнению этого автора, субъективный аспект чести есть достоинство. Как видится, налицо полное отсутствие разграничения понятий чести и достоинства.

Представляется необходимым выделить мнение А. А. Власова, который, условно говоря, объединил перечисленные суждения и пришел к выводу что честь — это и общественная оценка личности и одновременно осознание и собственная интерпретация самой личностью такой оценки, то есть самооценка. Следовательно, и само понятие чести слагается из двух компонентов (объективного и субъективного) и имеет как бы два аспекта — внешний или, как его иначе называют, объективный и внутренний или субъективный.

В этом тезисе и во многих других фигурирует понятие «самооценка», через которое многие авторы, в зависимости о какой стороне самооценки идет речь, определяют честь и достоинство. Соответственно можно выделить природу самооценки как признак, по которому можно определить честь и достоинство.

Еще более сложно, разнообразно, неоднозначно и неопределенно исследователями трактуется вопрос о понятиях «достоинство», «репутация», «деловая репутация» в соотношении с понятиями «честь» и «достоинство».

В частности, С. В. Нарижний понимает «под достоинством — общественную оценку человека», «под честью — его личную самооценку». В чем заключается разграничение этих понятий, автор не указывает» [4, с. 100].

Л. О. Красавчикова под достоинством подразумевает «известную самооценку личностью своих моральных, деловых и иных социальных качеств» [5, с. 24].

По мнению А. М. Эрделевского, достоинством является «сопровождающееся собственной положительной оценкой отражение качеств лица в его сознании» [6, с. 16].

Н. К. Рудый считает, что достоинство — это «самооценка личности, осознание ею своих личных качеств, способностей, мировоззрения, выполненного долга и своего общественного значения. Самооценка должна основываться на социально значимых критериях оценки моральных и иных качеств личности. Достоинство определяет субъективную оценку личности» [7, с. 13].

Таким образом, ключевое значение имеет природа самооценки, субъективная они или объективная от этого зависит, какую категорию она характеризует.

Для легального определения чести и достоинства необходимо указать на первоначальный субъект оценки качеств и способностей конкретной личности. Так, честь представляет собой социальную оценку конкретной личности (непосредственную оценку обществом). В свою очередь достоинство, можно было бы закрепить, через такую категорию как самооценка, внутренняя самооценка личностью своих качеств. При этом оценка обществом этих качеств учитывается индивидом, но не играет первоначальную роль для восприятия.

В части понятия деловая репутация вопрос не столь спорный как с определением понятий честь и достоинство. Термин «репутация» русским языком заимствовано от французского reputation и латинского reputatio (размышление, рассуждение) и подразумевает: добрая или худая слава о человеке; общественное мнение о человеке, об учреждении. В Словаре русского языка С. И. Ожегова под репутацией понимается приобретаемая кем-нибудь или чем-нибудь общественная оценка, общее мнение о качествах, достоинствах и недостатках кого-нибудь или чего-нибудь [8, с. 325]. В Толковом словаре живого великорусского языка Владимира Даля — слава человека, добрая и дурная, как и чем кто слывет, общее мнение о ком-либо [9, с. 581]. Таким образом, репутация может быть как хорошей, так и плохой и представляет общее мнение о ком-либо.

К понятию «репутация» в различных источниках проявляется более или менее единообразный подход, однако с понятиями «деловая репутация», «репутация» вопрос обстоит иначе.

Т. В. Черкасова, исследуя вопрос о содержании объема понятия репутация, пришла к выводу о том, что «репутация гражданина выступает в качестве родового понятия, в ее основе лежит достоинство личности, а наиболее высоким проявлением положительной репутации является честь» [10, с. 8]. Здесь снова видится способ определения понятия через другие смежные категории.

А. Л. Анисимов считает, что деловая репутация гражданина определяется уровнем его квалификации и характеристикой профессиональной деятельности [11, с. 8].

А. М. Эрделевский определяет деловую репутацию как сопровождающееся оценкой общества отражение деловых качеств лица в общественном сознании. При этом, отграничивая деловые качества от «неделовых», поясняет, что деловые качества — это качества, которые обеспечивают осуществление этим гражданином деятельности, направленной на удовлетворение общественных потребностей, или его эффективное участие в такой деятельности. Такая деятельность вызывает определенную оценку в общественном мнении, т. е. у гражданина складывается деловая репутация [12, с. 136].

В связи с этим, сторонники позиций делятся на тех, кто связывает деловую репутацию только с предпринимательской деятельностью и тех, кто имеет противоположное мнение и не ограничивается только критерием предпринимательской деятельности.

Анализируя изложенные точки зрения, представляется необходимым в качестве вывода отметить, что ни законодательно, ни доктринально понятия честь, достоинство и деловая репутация в настоящее время не определены, не разграничены.

Даже Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» от 24.02.2005 № 3 не дает какого-либо определения таким морально-правовым категориям, как честь, достоинство, деловая репутация. Лишь ограничиваясь тем, что право граждан на защиту чести, достоинства и деловой репутации является их конституционным правом, а деловая репутация юридических лиц — одним из условий их успешной деятельности.

Это напрямую связано с тем, что моральное пространство гораздо шире правового. Следовательно, разъяснения, содержащиеся в этом постановлении Пленума ВС РФ, имеют конституционную основу, но даже они не разграничивают категории честь и достоинство, выделяя лишь отдельно деловую репутацию юридических лиц.

В свою очередь, понятие честь необходимо рассматривать как морально-юридическую категорию объективного характера, которая определяет общественную оценку личности.

Честь как нематериальное благо неразрывна от положительной оценки качеств личности, прежде всего в общественном сознании. И, в свою очередь, является смежной категорией понятия достоинство.

Каждому при рождении честь презюмируется, что означает, что отсутствие установленных отрицательных, негативных оценок свидетельствует о наличии чести. Это говорит как раз об объективности категории «честь». Таким образом, понятие обладает следующими признаками:

− объективный характер;

− имеет равный объем понятия абсолютно для всех;

− наличие чести презюмируется.

В свою очередь, достоинство, как правовая категория есть категория субъективная, и выражается во внутренней самооценке личности посредством осознания ею своих личных качеств, выполненного долга и своего общественного значения. Достоинство определяет субъективную оценку личности. И важно отметить такой признак, как природа самооценки. Определив, о внутренней или внешней самооценке идет речь, можно разграничивать честь и достоинство.

В части понятия деловая репутация спорных вопросов меньше. Однако связывать понятие деловая репутация только с осуществлением коммерческой деятельности, представляется неправильным, поскольку деловая репутация представляет собой оценку профессиональных качеств гражданина и юридического лица независимо от рода и вида деятельности.

Литература:

  1. Молочков Ю. В. Защита чести и достоинства в гражданском процессе. Автореферат дисс. канд. юр. наук. — Екатеринбург. 1993. — 19 с.
  2. Малеина М. Н. Защита личных неимущественных прав граждан. — М., Статут. 2005. — 438 с.
  3. Эрделевский А. М. Диффамация. — М., Норма. 2002. — 32 с.
  4. Власов А. А. Проблемы судебной защиты чести, достоинства и деловой репутации. М., 2000. — 385 с.
  5. Красавчикова Л. О. Компенсация морального вреда субъектам экономической деятельности в случаях причинения вреда их деловой репутации // Юридический мир. — 2008. — № 8. — 12 с.
  6. Эрделевский А. М. Компенсация морального вреда. — М., Норма. 2006. — 236 с.
  7. Рудый Н. К. Правовая характеристика чести, достоинства и репутации Н. К. Рудый // Юрист. — 2008. — № 3. — 13 с.
  8. Ожегов С. И. Словарь русского языка. — М., 1989. — 676.с.
  9. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. — М.: Рус. яз., 1998. – Т. 3. П. — 899 с.
  10. Черкасова Т. В. Гражданско-правовая защиты чести, достоинства и деловой репутации как форма социально правовой защищенности граждан. М. 2001. — 28 с.
  11. Анисимов А. Л. Гражданско-правовая защита чести, достоинства и деловой репутации по законодательству Российской Федерации. М.: Изд-во «ВЛАДОС-ПРЕСС», 2001. — С. 90.
  12. Эрделевский А. М. Компенсация морального вреда: анализ и комментарий законодательства и судебной практики. М.: БЕК, 2000. — 236 с.

Основные термины (генерируются автоматически): деловая репутация, честь, достоинство, категория, защита чести, качество, общественная оценка личности, природа самооценки, общее мнение, общественная оценка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *