Понятие деятельности и ее виды: понятие, виды, компоненты — Студопедия

Автор: | 05.02.2021

Содержание

Деятельность: понятие, структура и виды

Деятельность – это непосредственное взаимодействие человека с окружающей средой , в которой он стремится достигать поставленной перед собой цели. Такая цель появляется у человека, когда у него появляется потребность в чём-либо, мотив к определённым действиям.

Человеческую деятельность можно разделить:

ü На ориентировочно-мотивационную

ü  Операционально – исполнительную

ü  Рефлексивно- оценочную

Действие имеет подобную деятельности структуру: цель – мотив, способ – результат. Различают действия: Сенсорные  (действия по восприятию объекта), Моторные (двигательные действия ), волевые, мыслительные, мнемические (действия памяти), Внешние предметные (действия направлены на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира) и Умственные (действия, выполняемые во внутреннем плане сознания).

Основные виды деятельности, обеспечивающие существование человека и формирование его как личности – это Общение, игра, учение и труд.

Сенсомоторные процессы – это процессы, в которых осуществляют связь восприятия и движения.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

В них различают четыре психических акта:

1) сенсорный момент реакции – процесс восприятия;

2) центральный момент реакции – более или менее сложные процессы, связанные с переработкой воспринятого, иногда различием, узнаванием, оценкой и выбором;

3) моторный момент реакции – процессы, определяющие начало и ход движения;

 4) сенсорные коррекции движения (обратная связь).

Рисунок1 Структура деятельности

Поступок – действие, выполняя которое, человек осознает его значение для других людей, т. е. его социальный смысл.

Идеомоторные процессы связывают представление о движении с выполнением движения. Проблема образа и его роли в регуляции моторных актов – центральная проблема психологии правильных движений человека.

Эмоционально-моторные процессы – это процессы, связывающие выполнение движений с эмоциями, чувствами, психическими состояниями, переживаемыми человеком.

Интериоризация – процесс перехода от внешнего, материального действия к внутреннему, идеальному действию.

Экстериоризация – процесс превращения внутреннего психического действия во внешнее действие.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость
2.3. Деятельность. Структура деятельности. Виды деятельности. Основы психологии

2.3. Деятельность. Структура деятельности. Виды деятельности

Деятельность – это активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива.

Мотивы и цели могут не совпадать. То, почему человек действует определенным образом, часто не совпадает с тем, для чего он действует. Когда мы имеем дело с активностью, в которой отсутствует осознаваемая цель, то здесь нет и деятельности в человеческом смысле слова, а имеет место импульсивное поведение, которое управляется непосредственно потребностями и эмоциями.

Поступок – действие, выполняя которое, человек осознает его значение для других людей, т. е. его социальный смысл.

Действие имеет подобную деятельности структуру: цель – мотив, способ – результат. Различают действия: сенсорные (действия по восприятию объекта), моторные (двигательные действия), волевые, мыслительные, мнемические (действия памяти),

внешние предметные (действия направлены на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира) и умственные (действия, выполняемые во внутреннем плане сознания). Выделяют следующие компоненты действия.

Рис. 2. Структура деятельности

Традиционно принято считать, что основным и психологически главным разделением деятельности на ее типы является дифференциация деятельности на трудовую, учебную и игровую. Трудовая деятельность отличается от двух других типов тем, что предполагает получение какого-либо общественно значимого продукта, результата. Для игровой и учебной деятельности этот результат является не общественно, а индивидуально значимым и состоит в освоении субъектом социально выработанного опыта, знаний и т. д. Наконец, ярчайшим специфическим признаком игровой деятельности является то, что в отличие от учения и труда главным ее мотивом выступает сам процесс деятельности, а не ее результат. Указанные виды деятельности сменяют друг друга в онтогенезе и обозначаются понятием «ведущий вид» деятельности для каждого из основных возрастных этапов. Ведущая – это такая деятельность, выполнение которой определяет возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на какой-либо ступени его развития [13].

Столь же фундаментальным и общим является разделение индивидуальной и совместной деятельности. Совместная деятельность реализуется в отличие от индивидуальной так называемым коллективным субъектом, т. е. двумя или более людьми, имеющими общий мотив и общую цель. Другими важнейшими признаками совместной деятельности являются пространственное и временное присутствие участников деятельности, ролевая и инструментальная дифференциация участников на тех или иных ее задачах, наличие управляющего (организующего) компонента – либо лидера, либо руководителя. Совместная деятельность также внутренне неоднородна и подразделяется на подтипы: например, на непосредственно-совместную – «деятельность вместе» и опосредствованно-совместную – «деятельность рядом».

Наиболее традиционной является, видимо, классификация видов деятельности по их предметной сфере, т. е. по профессиональной принадлежности. В результате выделяются все те профессии, которые существуют сегодня, а также специализации внутри этих профессий.

Производной от предыдущей, но значительно более обобщенной является классификация профессий, разработанная Е.А. Климовым, в целях организации профориентационной работы. Согласно данной классификации, выделяется пять основных типов профессиональной деятельности: «человек – техника», «человек – человек», «человек – природа», «человек – знак», «человек – художественный образ».

Предельно общим является дихотомическое разделение видов деятельности на внешнюю и внутреннюю. При этом под внешней деятельностью понимают все виды, типы и процессы деятельности которые сопровождаются эксплицированными, т. е. объективированными, проявлениями ее исполнительских компонентов – движениями, действиями, экспрессией, коммуникациями и пр. Внутренняя деятельность развертывается в интрапсихическом плане, а в качестве ее синонима часто используется термин «психическая деятельность», что, однако, не вполне корректно. Принято считать также, что между внешней и внутренней деятельностями существует генетическая связь, поскольку вторая формируется в процессе онтогенеза на основе первой посредством механизма

интериоризации.

Все большее значение придается сегодня еще одной – общей дифференциации деятельности на два типа – субъект-объектный и субъект-субъектный. Важность такого разделения обусловлена тем, что оно осуществляется по основному признаку деятельности – ее предмету. В субъект-объектном типе деятельностей предметом выступает неодушевленный объект, а в субъект-субъектном типе им является «другой человек» (социальный объект, согласно определению Дж. Брунера), т. е. личность, субъект, точнее, ряд субъектов (например, деятельность руководителя, педагога и др.).

Деятельность принято разделять также на исполнительскую и управленческую (организационную). Первая характеризуется тем, что субъект труда непосредственно воздействует на его предмет, хотя и контактирует при этом с другими субъектами. Вторая же (управленческая) обычно не предусматривает такого прямого воздействия. Она, однако, обязательно предполагает организацию одним субъектом деятельности других людей, а также иерархичность их соподчинения. Управленческая деятельность обозначается понятием «метадеятельность» – это «деятельность с деятельностями».

С практической точки зрения целесообразно дифференцировать деятельность в зависимости от условий ее выполнения. По данному основанию различают деятельность в комфортных, нормальных (допустимых), параэкстремальных и экстремальных условиях. В зависимости от изменения условий существенно меняется так называемая психофизиологическая цена деятельности, ее напряженность, а также результативные параметры.

В прикладном отношении важным является также разделение деятельности на непосредственную и опосредствованную. В первом случае субъект труда непосредственно воздействует на предмет и столь же непосредственно получает информацию о его состоянии. Во втором случае нет ни того, ни другого: информация о предмете труда представляется человеку через опосредствующие звенья – чаще всего в знаковом виде на табло, пультах, индикационных устройствах. Свои воздействия на предмет труда человек также осуществляет не прямо, а путем определенных органов управления. Наиболее типичным примером опосредствованных – дистанционных деятельностей является деятельность операторского типа.

Традиционно использующимся, но достаточно устаревшим и условным является разделение деятельности на «умственную» (интеллектуальную) и «физическую». Суть этого разделения понятна без комментариев; отметим лишь, что наряду с двумя указанными существует обширный класс разновидностей деятельности, включающих и физический, и интеллектуальный компоненты одновременно, хотя и в разной пропорции.

Наряду с отмеченными существуют и многочисленные иные способы систематизации видов деятельности. Например, ее разделение на «творческие» и «репродуктивные» (рутинные) виды; дифференциация на так называемые добровольную (инициативную) и навязанную (принудительную) деятельность; разделение деятельности по характеру итогового продукта – «парциальная» (частичная) и «полная» деятельность [10].

Важным следствием принципа множественности описаний и классификаций видов деятельности является то, что любая отдельно взятая деятельность может и должна быть охарактеризована набором, точнее, симптомокомплексом ведущих параметров, каждый из которых конкретизирует по отношению к ней то или иное рассмотренное выше основание классификации. Например, деятельность руководителя – это одновременно и трудовая, и интеллектуальная, и «субъект-субъектная», и прежде всего индивидуальная деятельность.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Деятельность

Для начала определим круг разработанности данной проблемы и кратко перечислим ученых. Ученые, которые занимались проблемой деятельности: А. Н. Леонтьев, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин и др. Далее рассмотрим понятие деятельности, а также ее основные виды. Рассмотрим виды деятельности по мере становления личности: игровая, учебная и трудовая деятельность.

Понятие деятельности

Определение 1

Деятельность – это определенная система взаимоотношений субъекта с окружающим миром, в которой индивид сознательно воздействует на объект с целью удовлетворения своих потребностей

Структура деятельности представлена на рисунке 1.

Структура деятельности

Рисунок 1. Структура деятельности

Игровая деятельность

Понятие игры и игровой деятельности

  1. К. Гросс сделал первую попытку классифицировать детские игры.

  2. П. П. Блонский. По мнению П. П. Блонского, игра представляет собой особую группу, которая включает в себя несколько видов деятельности.

  3. Д. Б. Эльконин рассматривал игру как отдельную деятельность детей.

Определение 2

Игра – это ведущий тип деятельности дошкольников. Игра – это особый вид деятельности, который направлен на усвоение культурно-исторического опыта человечества.

Готовые работы на аналогичную тему

Этапы развития игры

Д. Б. Эльконин выделял несколько постепенно усложняющихся видов игр:

  1. Предметно-манипулятивная игра. Здесь действия ребенка сводятся к подражанию.

  2. Сюжетно-ролевая игра. Данный вид игры направлен на усвоение норм межличностных взаимоотношений.

  3. Игра с правилами.

Далее изучим роль игры в развитии психики ребенка.

  1. Игра как способ изучения особенностей межличностного взаимодействия.

  2. Игра как способ изучения особенностей соподчинения мотивов.

  3. Развитие нравственных инстанций.

  4. Формирование качественно новых мотивов.

  5. Формирование и развитие новых продуктивных видов деятельности.

Структура игры

По мнению Д. Б. Эльконина, в структуру игровой деятельности входит пять элементов.

  1. Роли, которые были распределены перед началом игры.

  2. Игровые действия.

  3. Игровые предметы.

  4. Взаимоотношения детей в процессе игры.

  5. Сюжет игры.

Учебная деятельность

Учебная деятельность может отождествляться с процессом учения, однако это не совсем верно. По Д. Б. Эльконину, учебная деятельность является ведущей в младшем школьном возрасте. Также учебная деятельность представляет собой особую деятельность, которая должна побуждаться некими мотивами.

Определение 3

Учебная деятельность – это деятельность индивида, в процессе которой он овладевает способами учебных действий. Кроме того, такой вид деятельности направлен на самого субъекта (ребенка) и помогает личностному развитию и вращиванию культурного опыта.

Сущность учебной деятельности и ее результат

Учение и обучение тесно связаны и составляют двусторонний процесс, который заключается в:

  1. Передаче знаний,

  2. Усвоении знаний.

Сущность учебной деятельности состоит в личностном развитии ученика.

Результат учебной деятельности.

В результате учебного процесса происходит овладение определенными навыками, умениями и знаниями. Одним из важнейших результатов учебной деятельности является научение ребенка учиться самостоятельно.

Компоненты учебной деятельности

1. Мотивация. В учебной деятельности выделяют несколько групп мотивов, но «истинными» мотивами являются только учебно-познавательные мотивы.

  1. Учебная задача. Учебной задачей является такая задача, которая заключает в себе то, что необходимо усвоить ученику. Также учебная задача включает в себе группу заданий, которые направлена на усвоение какого-либо общего способа действий.

  2. Учебные операции. Если учебная задача содержит в себе все то, что помогло бы усвоению общих способов действий, то учебные операции как раз – это то, с помощью чего происходит практическое усвоение того или иного заложенного в задачу способа действия.

  3. Контроль. Сначала учебную деятельность контролирует учитель, затем ученики сами контролируют себя.

Трудовая деятельность

Определение 4

Трудовая деятельность человека представляет собой определенную линию его социального поведения. Трудовая деятельность – ряд действий, совершаемых трудовыми организациями.

Задачи трудовой деятельности

Выделяют следующие задачи трудовой деятельности:

  1. Создание материальных благ,
  2. Оказание различных услуг,
  3. Разработка идей,
  4. Анализ и накопление различного рода информации,
  5. Развитие личности человека.

Свойства трудовой деятельности

Трудовая деятельность человека, как правило, имеет общие свойства. К ним можно отнести:

  1. Набор трудовых операций,
  2. Набор определенных личностных качеств работников,
  3. Материально-технические условия трудовой деятельности,
  4. Способ организации трудовой деятельности.

Общее понятие о деятельности — Студопедия

Лекция 2

ПСИХОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Общее понятие о деятельности.

Практическая деятельность как исходная и основная форма деятельности человека. Внешняя и внутренняя деятельность.

Структура деятельности человека.

Особенности человеческой деятельности. Отличие деятельности от активности.

Общее понятие о деятельности

Деятельность — специфически человеческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека.

Деятельность – это дина­мическая система взаимодействия субъекта с миром. В процессе этого взаимодей­ствия происходит возникновение психического образа и его воплощение в объек­те, а также реализация субъектом своих отношений с окружающей реальностью.

Деятельность является необходимым условием формирования личности и в то же время зависит от уровня развития личности, выступающей как субъект этой деятельности.

В общем виде под деятельностью понимается активность живого организма, направленная на удовлетворение потребностей и регулируемая осознанной целью. Любой простейший акт деятельности является формой проявления активности субъекта, а это означает, что любая деятельность имеет побудительные причины и направлена на достижение определенных результатов.

В процессе деятельности устанавливается тесное взаимодействие человека с окружающей средой.


Психологическая теория деятельности стала развиваться в конце 20-х — нача­ле 30-х гг. XX в. Главное отличие данной теории заключается в том, что она опира­ется на основные принципы диалектического материализма и использует главный тезис этого философского направления: не сознание определяет бытие, деятель­ность человека, а, наоборот, бытие, деятельность человека определяют его созна­ние. Наиболее полно теория деятельности изложена в трудах А. Н. Леонтьева.

Основными понятиями данной теории являются деятельность, сознание и лич­ность. Рассмотрим, какой смысл вкладывается в эти понятия, какова их структура.

Деятельность человека имеет сложное иерархическое строение. Она состоит из нескольких неравновесных уровней. Верхний уровень — это уровень особых видов деятельности, затем следует уровень действий, за ним — уровень операций, и самый низкий — уровень психофизиологических функций.


Центральное место в этом иерархическом построении занимает действие, ко­торое является основной единицей анализа деятельности. Действие — это процесс, направленный на реализацию цели, которая, в свою очередь, может быть опреде­лена как образ желаемого результата. Необходимо сразу обратить внимание на то, что цель в данном случае — это сознательный образ. Выполняя определенную де­ятельность, человек постоянно держит этот образ у себя в сознании. Таким обра­зом, действие — это сознательное проявление активности человека. Исключения­ми являются случаи, когда у человека в силу определенных причин или обстоя­тельств нарушена адекватность психической регуляции поведения, например при болезни или в состоянии аффекта.

Основными характеристиками понятия «действие» являются четыре компо­нента. Во-первых, действие включает в качестве необходимого компонента акт сознания в виде постановки и удержания цели. Во-вторых, действие — это одно­временно и акт поведения. При этом следует обратить внимание на то, что дей­ствие — это движение, взаимосвязаное с сознанием. В свою очередь, из вышеизло­женного можно сделать один из основополагающих выводов теории деятельно­сти. Этот вывод состоит в утверждении о неразрывности сознания и поведения.

В-третьих, психологическая теория деятельности через понятие действия вво­дит принцип активности, противопоставляя его принципу реактивности.

Активность с точки зрения теории деятельности есть свойство самого субъекта, т. е. характеризует человека. Источник активности находится в самом субъекте в форме цели, на достижение которой направлено действие.

В-четвертых, понятие «действие» выводит деятельность человека в предмет­ный и социальный мир. Дело в том, что цель действия может носить не только биологический смысл, такой как добыча нищи, но также может быть направлена на установление социального контакта или создание предмета, не связанного с биологическими потребностями.

Исходя из характеристик понятия «действие» как основного элемента анализа деятельности, формулируются основополагающие принципы психологической теории деятельности:

1. Сознание не может рассматриваться как замкнутое в самом себе: оно долж­но проявляться в деятельности (принцип «размывания» круга сознания).

2. Поведение нельзя рассматривать в отрыве от сознания человека (принцип единства сознания и поведения).

3. Деятельность — это активный, целенаправленный процесс (принцип актив­ности).

4. Действия человека предметны; их цели носят социальный характер (прин­цип предметной человеческой деятельности и принцип ее социальной обу­словленности).

 

Понятие разделения и его виды

Значение разделения:

Отделение работника существует, когда служба работника заканчивается по той или иной причине. Разделение возникает из-за отставки; увольнение, увольнение и выход на пенсию.

Виды сепарации:

i) Отставка: , когда сотрудник сам инициирует увольнение, тогда это называется увольнением.Есть некоторые отставки, которых можно избежать, и другие, которые неизбежны. Руководство несет ответственность за выяснение истинной причины отставки. В таких случаях выездное собеседование лучше проводить, чтобы выяснить причину отставки.

ii) Увольнение: увольнение, как правило, делается, чтобы уменьшить финансовое бремя организации путем временного удаления излишков сотрудников. Это сделано из-за неспособности сотрудника набирать их из-за нехватки достаточных ресурсов.Увольнение приводит к большим потерям для организации, поскольку они должны были понести все расходы по отбору, расстановке и обучению.

iii) Увольнение: увольнение или увольнение означает отделение работника от заработной платы из-за неудовлетворительной работы, когда работник не выполняет свои обязанности должным образом и не обладает надлежащей квалификацией для выполнения своей работы или из-за нарушения организационных правил это означает недисциплинированность нечестность. Что бы ни было причиной увольнения, но это должно быть сделано на последнем этапе.

iv) Выход на пенсию: Количество разлучений в организации происходит из-за выхода на пенсию. Должны быть четкие правила выхода на пенсию, может быть обязательный выход на пенсию, когда работник должен уйти на пенсию после достижения определенного возраста. Принудительный выход на пенсию означает, что когда лицо признается виновным в суде или нарушает какое-либо соглашение об обслуживании, оно вынуждено уйти в отставку принудительно, независимо от его возраста. Преждевременный выход на пенсию означает, что работник становится неспособным выполнять работу, и в этом случае ему может быть предоставлена ​​возможность уйти на пенсию до достижения пенсионного возраста.

Это понятие разделения и его типы.

,
Понятие маркетинга, его виды. Концепции управления маркетингом, Концепция маркетинга и его виды

Понятие маркетинга, его виды. Концепции управления маркетингом

Изучив материал главы, студент должен:

знать

• о роли маркетинга как философии современного бизнеса;

• эволюция маркетинговых концепций;

• текущие тенденции и тенденции в развитии маркетинга

• принципы, функции маркетинга;

сможет

• сформулировать концепции управления маркетингом на предприятии;

• согласовывать внутренние возможности предприятия с требованиями внешней среды для обеспечения прибыли;

владеют

• Особенности американского и зарубежного маркетинга;

• Знание состояния маркетинга на предприятиях США.

Понятие маркетинга и его виды

Термин маркетинг (англ. marketing) восходит к английскому словесному рынку (продажи). Маркетинг рассматривается как философия управления, управляющая рынком, который провозглашает ориентацию производства на удовлетворение потребностей конкретных потребителей.

Таким образом, маркетинг — это социально-управленческий процесс, посредством которого как отдельные лица, так и группы людей, создавая продукты и обмениваясь ими, получают то, что им нужно.Ключевыми понятиями этого процесса являются «потребность», «желание», «спрос», «продукт», «обмен», «сделка», «рынок».

Потребность определяют как потребность, потребность в чем-то, что требует удовлетворения. Если человек не может удовлетворить какую-либо потребность, он заменяет ее или снижает уровень запросов. Концепция потребностей легла в основу мотивационных теорий (З. Фрейд, А. Маслоу и др.), В том числе тех, которые определяют поведение потребителей на рынке. Следовательно, главная задача маркетинга — это, во-первых, найти потребность, а во-вторых, ее удовлетворить.

Желание — это необходимость принимать конкретную форму, зависит от культурного уровня и индивидуальных особенностей личности. Иногда это называется конкретной потребностью. В разных регионах общие потребности часто трансформируются в самые разные желания, обусловленные географическими, историческими, культурными и другими факторами. Потребители из одной страны, испытывающие одинаковые потребности, могут удовлетворить их, покупая различные товары и услуги.

Спрос — желание, особая потребность, которая подкрепляется покупательной способностью.Учитывая ресурсные возможности, люди удовлетворяют потребности и желания, покупая продукты, которые приносят им не только наибольшую пользу, но и удовлетворение.

Продукт — это все, что может быть предложено на рынке для приобретения, потребления, использования для удовлетворения определенных потребностей (предметов, услуг, людей, организаций, видов деятельности, идей). В маркетинговых исследованиях английский термин «продукт» часто переводится как «продукт». Тем не менее, товар ( товаров) является физически осязаемым продуктом, категория которого не может включать идеи, услуги или организации.В отечественных публикациях, где значение не искажено, термины продукт и продукт используются как синонимы.

Exchange — это акт получения желаемого продукта от кого-то, предлагая ему что-то эквивалентное взамен. Для обмена должны быть выполнены следующие условия: должно быть как минимум две стороны; каждая сторона должна иметь что-то ценное для другой стороны; каждая сторона должна хотеть обмена; стороны должны быть свободны выбирать — вступать в обмен или нет; каждая сторона должна иметь возможность общаться и доставлять свой продукт.В этих условиях обмен возможен, но будет ли он иметь место или нет, зависит от того, могут ли стороны прийти к соглашению и готовы ли заключить сделку.

Сделка — это сделка между двумя сторонами. Он включает в себя как минимум два объекта, представляющих интерес, а также соглашение об условиях, сроках и месте его реализации. Различают денежную (товары обмениваются на деньги) и бартер (товары обмениваются на продукты) сделки. Для завершения сделки вам понадобятся два продукта, представляющих интерес для взаимного обмена, а также соглашение о согласовании условий, времени и места ее совершения.

Рынок (в маркетинговом смысле) — совокупность реальных или потенциальных продавцов и покупателей некоторых товаров; место совершения сделки На рынке произведенный продукт и затраченный труд доказывают его социальную значимость, завоевывая признание потребителей. В современном обществе рынок не всегда имеет физическое местоположение. Для демонстрации товара, его рекламы, услуг, получения заказов они широко ссылаются на современные средства связи, не требующие физического контакта с покупателями.Под маркетингом под рынком понимается, кроме того, совокупность потребителей определенного товара. Говорят о рынках металла, нефти, зерна и т. Д. Именно так часто делается сегментация рынка.

Потребности трансформируются в конкретные желания, трансформируясь с учетом денежных возможностей рынка, спрос на конкретные продукты; производится обмен между производителем и потребителем, который оформляется в виде определенной сделки. Отсюда следует, что маркетинг ориентирует экономику на удовлетворение множества постоянно меняющихся потребностей миллионов потребителей.

Россия ясно увидела, что такое маркетинг, испытав маркетинговую программу «спикеризация», разработанную и проведенную на ее просторах всемирно известной компанией «Марс».

тематических картинок

,

Сущность и виды инноваций, Выводы

Сущность и виды инноваций

Концепция инноваций в настоящее время приобрела универсальный и междисциплинарный характер, в рамках которого знания и интеллектуальный капитал являются определяющим фактором развития любых социальных систем. Суть концепции инноваций раскрывается, прежде всего, в ее определении, которое постоянно меняется и совершенствуется, а также в существующей классификации видов инноваций.

Чтобы определить сущность инноваций, рассмотрим некоторые определения авторов в разных отраслях знаний, которые со временем меняются (Таблица 1.1).

Таблица 1.1

Определение термина инновация

Определение

Автор, источник

Инновация — это социальный, технический, экономический процесс, который благодаря практическому использованию идей и изобретений приводит к созданию лучших продуктов и технологий в их свойствах.

Сан Б. Инновации как средство экономического развития

Инновация — это процесс реализации новой идеи в любой сфере человеческой деятельности, способствующий удовлетворению существующего спроса на рынке и приносящий экономический эффект

Бездудный Ф.Ф., Смирнова Г.А., Нечаева О.Д. Сущность концепции инноваций и ее классификация

Инновация (инновация) является результатом практического или научно-технического развития инноваций

Авсянников Η.М. Инновационный менеджмент: учебник

Инновация — это результат творческого процесса в форме созданных (или введенных) новых потребительских ценностей, применение которых требует от пользователей или организаций, использующих их, для изменения привычных стереотипов деятельности и навыков. Концепция инноваций распространяется на новый продукт или услугу, способ их производства, инновации в организационной, финансовой, исследовательской и других областях, любое улучшение, которое обеспечивает экономию средств или создает условия для такой экономии

Завелин Π.Н. Основы инновационного менеджмента. Теория и практика: учебник, учебное пособие

Инновация — это конечный результат внедрения инноваций с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научного или другого вида эффекта.

Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент

Инновация — вовлечение в хозяйственный оборот результатов интеллектуальной деятельности, содержащих новые, в том числе научные, знания для удовлетворения социальных потребностей и (или) прибыли

Волынкина Н.V. Правовая сущность термина инновация

Инновация — это инновация в производственной и непроизводственной сферах, в области экономических, социальных, правовых отношений, науки, культуры, образования, здравоохранения, государственных финансов, финансирования бизнеса, бюджетного процесса, банковского дела, финансового рынка, в страховании, и т. д.

Финансово-кредитный энциклопедический словарь / сб. авт. Издание А. Г. Грязнова

Анализируя определения понятия «инновация», сформулированные разными авторами, мы можем сделать вывод, что существует понимание того, что это в первую очередь результат инноваций.Однако результат не может быть получен без осуществления процесса какой-либо деятельности, поэтому инновация должна определяться как в результате, так и в процессе. Любая деятельность — это процесс изменения чего-либо (получения нового), который всегда приводит к определенному результату.

Первым пунктом обсуждения этого вопроса стал Федеральный закон № 254-ФЗ от 21.07.2011 г. «О внесении изменений в Федеральный закон« О науке и государственной научно-технической политике ».» В рамках этого Закона даны основные определения понятиям, связанным с инновационным развитием страны.

Инновация — это новый или значительно улучшенный продукт (продукт, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочего места или во внешних коммуникациях.

>

Инновационная деятельность — деятельность (в том числе научно-техническая, организационная, финансовая и коммерческая деятельность), направленная на реализацию инновационных проектов, а также на создание инновационной инфраструктуры и обеспечение ее деятельности.

Инновационный проект — комплекс мер, направленных на достижение экономического эффекта от внедрения инноваций, в том числе коммерциализации научных и (или) научно-технических результатов.

Инновационная инфраструктура — совокупность организаций, способствующих реализации инновационных проектов, включая предоставление управленческих, логистических, финансовых, информационных, кадровых, консультационных и организационных услуг.

Таким образом, неотъемлемой чертой инноваций является «новое и отличное от существующего продукта или услуги». Кроме того, следует отметить, что инновации не обязательно должны быть техническими и, как правило, материальными. Это может быть новая идея организации услуг, которая должна отвечать потребностям и желаниям потребителей. Например, идея продажи товаров в рассрочку позволила трансформировать экономику. В этом случае инновация создала новую ценность для потребителя.

Таким образом, определяющими свойствами инноваций являются их новизна, экономическая обоснованность, социальная значимость, которая отвечает потребностям потребителей и рынка.

Разнообразие видов инноваций классифицируется по разным критериям (критериям). В научной и учебной литературе существует много вариантов классификаций. Изучение содержания различных классификаций инноваций дает достаточно полное представление об их разнообразии. Давайте рассмотрим некоторые из них (Таблица 1.2).

Таблица 1.2

Инновационная классификация

Классификация

Тип инновации

По степени новизны

— радикальные (базовые), которые реализуют открытия, крупные изобретения и становятся основой для формирования новых поколений и тенденций в развитии технологий и технологий;

— совершенствование, реализация средних изобретений;

— модификация — направлена ​​на частичное совершенствование устаревших поколений машин и технологий, организация производства

По объекту приложения

— Продукт, ориентированный на производство и использование новых продуктов (услуг) или новых материалов, полуфабрикатов, компонентов;

— технологическая, направленная на создание и применение новых технологий;

— процесс, ориентированный на создание и функционирование новых организационных структур, как внутри фирмы, так и на межфирменном уровне;

— комплекс, представляющий собой комбинацию различных инноваций

Масштаб применения

— Промышленность;

— межотраслевой;

— Региональный;

— внутри компании (фирмы)

По причинам возникновения

— Реактивный (адаптивный), обеспечивающий выживание фирмы, как реакция на инновации, внедренные конкурентами;

— стратегическая, реализация которой проактивна с целью получения конкурентных преимуществ в будущем

Эффективность

— Экономический;

— Социальный;

— экологический;

является неотъемлемой частью

Кроме того, существует классификация инноваций по критериям в области экономики (Таблица 1.3).

Таблица 1.3

Классификация инноваций по экономическим критериям

Классификация

Тип инновации

С точки зрения воздействия на экономику

— Основные — основаны на научных открытиях и крупных изобретениях новых поколений техники и технологий, их накопление приводит к новому технологическому уровню;

— улучшение — способствовать распространению, роспуску основных инноваций;

— псевдоинновация — позволяет при незначительном улучшении базовых и улучшающих инноваций достичь их максимальной эффективности.В то же время, рынок сбыта и сфера инноваций расширяются

Об уровне влияния на производственный процесс

— Расширение — направлено на использование принципов и методов базовых инноваций в других областях экономики;

— Замещающие — предназначены для производства операций другим, более эффективным способом;

— улучшение — служит для улучшения качества выполненных работ

По уровню влияния на факторы производства

— Локальный — внести изменения в любую из производственных подсистем;

— сложный — требует значительных изменений в оборудовании, технологии, квалификации сотрудников и т. Д.

С точки зрения объема

— Технологический — это процесс внедрения новых технологий, оборудования и материалов;

— организационные и управленческие — способствовать развитию

.
4 типа логических или деятельностных отношений в управлении проектами

На моих сессиях Project Management Professional (PMP) ® я наблюдал, как многие путаются в типах отношений Precedence Diagramming Method. Они находят отношения Finish to start (FS) более естественными для понимания и практики. Но остальные три как-то их смущают.

Кроме того, самый очевидный вопрос — как вы показываете зависимости в плане проекта? Ответ заключается в понимании метода диаграмм прецедентности (PDM):

Метод диаграмм прецедентов является одной из сетевых диаграмм расписания проекта.
И сетевая диаграмма расписания проекта — это графическое представление логических отношений между действиями графика проекта.

Согласно Руководство PMBOK®

Метод, используемый для создания модели расписания, в которой действия представлены узлами и графически связаны между собой одним или несколькими логическими отношениями, чтобы показать последовательность, в которой действия должны быть выполнено.

Простыми словами —

После определения видов деятельности мы анализируем их, если между ними существуют какие-либо отношения.Если отношения существуют, лучше показать их, чтобы лучше поддерживать график проекта.
Существует связь между двумя видами деятельности. Давайте разберемся с двумя действиями для понимания концепции и назовем действия A и B.

Здесь действие A является предшественником, а действие B — последующим. Если что-то происходит с предшествующей деятельностью, это влияет на последующую деятельность. Таким образом, последующее действие B является зависимым действием от предшествующего действия A.Итак, вы можете увидеть здесь — A является независимой деятельностью. Операция A логически предшествует операции B в расписании. Отношения между действиями A и B бывают четырех типов:

  • От начала до конца (FS)
  • От конца до конца (FF)
  • От начала до начала (SS)
  • От начала до отделка (SF)

Мы определяем эти четыре отношения двумя символами (XX), используя F или S.

Мы связываем предшественника (Деятельность A) с первым символом. Определяет состояние активности процессора.И таким же образом мы связываем преемника (действие B) со вторым персонажем. Символ определяет правило, которое мы должны применить к деятельности преемника.

Давайте обсудим эти четыре взаимосвязи по одному:

Окончание начала (FS)

Согласно Руководство PMBOK®

«Логическая связь, в которой предприятие-преемник не может начаться пока не завершится предшествующая деятельность ».

Если у вас есть вопрос — каковы наиболее часто используемые логические отношения? Да, Finish to Start — наиболее часто используемые логические отношения.

Как видите, это ограничение отношения не влияет на независимую деятельность. Он влияет только на зависимого, поэтому в нашем случае это действие B.

Здесь следующий вопрос — что означает FS в управлении проектами?

Finish-to-start (FS) Logical Relationship

От начала до конца (FS)

Из этого отношения FS отображается состояние завершения операции A, и в этом состоянии операция B может быть запущена. Второй символ «S» — это правило преемника, которое делает его зависимым от конечного состояния действия преемника.
Давайте рассмотрим пример —

Вы не можете начать разработку, пока не закончите дизайн. Здесь развитие является зависимой деятельностью от деятельности по проектированию. Проектирование — предшествующее действие, и его завершающее состояние может только начать разработку.

Start-to-start (SS)

Согласно PMBOK® Guide

«Логическая связь, в которой действие-преемник не может начаться, пока не началось действие-предшественник».

Таким образом, если операция B связана с этим отношением, это означает, что она не может начаться, пока не будет запущена предшествующая (независимая) операция A.Начало предшествующего действия B зависит от начального состояния последующего действия A. Начало действия A приводит к началу действия B.

Start-to-start (SS) Logical Relationship

Start-to-start (SS)

Пример:

The подготовка маркетинговой брошюры не может начаться до тех пор, пока не начнется подготовка документации для пользователя Таким образом, после начала действия A и A, и B могут идти параллельно.
Если вам интересно узнать, в каких практических случаях можно сделать упражнение B зависимым от начального состояния занятия A —

Посмотрите видео, прикрепленное в конце этого блога.

От конца до конца (FF)

Согласно PMBOK® Guide

«Логические отношения, в которых действие-преемник не может завершиться до завершения действия-предшественника».

Finish to Finish Logical Realtionship

От конца до конца (FF)

Таким образом, если действие B связано с этим отношением, это означает, что оно не может завершиться до завершения предшествующего (независимого) действия A. Таким образом, B необходимо завершить доставку и продолжать работать с A до тех пор, пока не будет завершено A.
Например, трансляция футбольного матча не может закончиться, пока матч не закончится. Таким образом, соответствие не зависит от трансляции, но трансляция есть. Если матч занимает больше времени, чем первоначально рассчитанное время, трансляция также будет продолжаться до этого времени.

Возможно, что трансляция будет продолжена даже после окончания матча. Передача может быть продолжена для обсуждения основных моментов и других вещей. Это означает, что это закончится после последующих действий, но обязательно немедленно.

От начала до конца (SF)

Согласно PMBOK® Guide

«Логическое соединение, в котором последующее действие не может завершиться, пока не началось предшествующее действие».

Таким образом, если действие B связано с этим отношением, в котором оно не может завершиться, пока не начнется самостоятельное действие A. Это выглядит сбивающим с толку, потому что в типичных случаях предшествующее действие выполняется перед последующим действием. Но в этом случае преемник происходит первым.Но даже если преемник происходит первым, предшественник вовсе не ограничен деятельностью преемника. Это независимо. Но преемники (операция B) не могут завершить работу до тех пор, пока не начнется предшествующая деятельность (операция A)

Start-to-finish (SF) Logical Relationship

От начала до конца (SF)

Пример только из Руководство PMBOK®

«Первоначальный Смена охранника (преемник) не может закончиться, пока не начнется вторая смена охранника (предшественник).»

Крайне важно понимать основные концепции, лежащие в основе этих четырех логических отношений или зависимостей между проектными действиями. Поэтому убедитесь, что вы работаете над ними с самого начала, обсудите все задачи и наметьте их соответствующим образом.

Я надеюсь, что этот блог достаточно ответил на все ваши вопросы, связанные с методом прецедентной диаграммы (PDM) — логические отношения или зависимости. Вы можете опубликовать последующие вопросы здесь, на нашем дискуссионном форуме. Вы также можете войти на наш канал YouTube и посмотреть видео по смежным темам.

Вы также можете посмотреть видео, объясняющее PDM-логические отношения или зависимости. В этом видео представлено множество примеров для всех четырех типов отношений, включая представление о том, как вы можете применять опережающие и запаздывающие отношения в этих логических отношениях:

 Зарегистрируйтесь в нашей БЕСПЛАТНОЙ вводной программе PMP®, чтобы узнать больше о сертификации PMP®
 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *