Понятие и структура социального действия: Социальное действие — Википедия – понятие, структура, типы. — КиберПедия

Автор: | 11.09.2020

понятие, структура, типы. — КиберПедия

Проблематику социального действия ввел Макс Вебер. Во-первых, важнейшим признаком социального действия является субъективный смысл — личностное осмысление возможных вариантов поведения. Во-вторых, важна сознательная ориентация субъекта на ответную реакцию окружающих, ожидание этой реакции.

У Т. Парсонса проблематика социального действия связана с выделением следующих признаков:

· нормативность (зависит от общепринятых ценностей и норм).

· волентаричность (т.е. связь с волей субъекта, обеспечивающей некоторую независимость от окружающей среды)

· наличие знаковых механизмов регуляции

В концепции Парсонса действие рассматривается как единичный акт и как система действия. Анализ действия как единичного акта связан с выделением актора и среды, состоящей из физических объектов, культурных образов и др. индивидов. Анализ действия как системы:рассматривается как открытая система (т.е. поддерживает обмен с внешней средой), существование которой связано с формированием соответствующих подсистем, обеспечивающих выполнение ряда функций.

Функции Подсистемы
адаптивная биологический организм
личностная усвоение ценностей и норм
социальная совокупность социальных ролей (образцов поведения)
культурная усвоенные цели и идеалы

Социальное действие.

Тот факт, что отдельное действие возможно лишь в рамках общества, что социальный субъект всегда находится в физическом или мысленном окружении других субъектов и ведет себя сообразно этой ситуации, отражает понятие

социального взаимодействия. Социальное взаимодействие можно охарактеризовать как систематические действия субъектов, направленные друг на друга и имеющие целью вызвать ответное ожидаемое поведение, которое предполагает возобновление действия. Взаимодействие отдельных субъектов является и результатом развития общества, и условием его дальнейшего развития.

Социология, описывая, объясняя и пытаясь прогнозировать поведение людей, — в учебном ли процессе, в экономической ли деятельности или политической борьбе, прежде чем обратиться к эмпирическим исследованиям частных проблем, обращается к созданию

теоретической модели этого поведения. Создание такой модели начинается с разработки понятия социального действия, выяснения его структуры, функций и динамики.

Обязательными компонентами структуры действия выступают субъект и объект действия. Субъект — это носитель целенаправленной активности, тот, кто действует, обладая сознанием и волей. Объект — то, на что направлено действие. В функциональном аспекте выделяются этапы действия

: во-первых, связанный с целеполаганием, выработкой целей и, во-вторых, с их операционной реализацией. На этих этапах и устанавливаются организационные связи между субъектом и объектом действия. Цель — идеальный образ процесса и результата действия. Способность к целеполаганию, т.е. к идеальному моделированию предстоящих действий, является важнейшим свойством человека как субъекта действия. Реализация целей предполагает выбор соответствующих средств и организацию усилий для достижения результата. В самом широком значении средство — это предмет, рассмотренный с точки зрения способности служить цели, будь то вещь, навык, отношение или информация. Достигнутый
результат
выступает как новое состояние элементов, сложившихся в ходе действия — синтез цели, свойств объекта и усилий субъекта. При этом условием результативности выступает соответствие цели потребностям субъекта, средств — цели и характеру объекта. Вдинамическом аспекте действие предстает как момент само возобновляющейся деятельности субъекта на основе возрастания потребностей.



Механизм реализации действия помогает описать так называемая «всеобщая функциональная формула действия»: потребности — их отражение в (коллективном) сознании, выработка идеальных программ действия — их операционная реализация в ходе координируемой определенными средствами активности, создающая продукт, способный удовлетворить потребности субъектов и побуждающий новые потребности.

Субъект действия может быть рассмотрен как индивидуальный или коллективный. Коллективными субъектами выступают разнообразные общности (например, партии). Индивидуальный субъектсуществует внутри общностей, он может отождествлять себя с ними или вступать с ними в конфликт.



Контакт субъекта со средой своего существования порождает потребности — особое состояние субъекта, порожденное нуждой в средствах существования, объектах, необходимых для его жизни и развития, и таким образом выступающее источником активности субъекта. Существуют различные классификации потребностей. Общими чертами всех классификаций выступают утверждение многообразия и возрастания потребностей и поэтапный характер их удовлетворения. Так, подобно всякому живому существу, человек нуждается в пищи и укрытии — это относится к физиологическим потребностям. Но столь же необходимы ему признание и самоутверждение — это является уже потребностями социальными.

К важным характеристикам субъекта действия относятся также совокупный жизненный ресурс, уровень притязаний и ценностные ориентации. Совокупный жизненный ресурс включает ресурсы энергии, времени, природных и социальных преимуществ. Люди располагают разными жизненными ресурсами в зависимости своего социального положения. Все виды ресурсов по-разному проявляются и измеряются для индивидуальных или коллективных субъектов, например, здоровье человека или сплоченность группы.

Социальное положение, наряду с индивидуальными качествами субъекта, определяет его уровень притязаний, т.е. сложность задачи и результат, на который он ориентируется в своих действиях. Эти ориентации субъекта относительно какой-либо сферы жизнедеятельности являются и ценностными ориентациями. Ценностные ориентации — это способ различения социальных явлений по степени их значимости для субъекта. Они связаны с индивидуальным отражением в сознании человека ценностей общества. Устоявшиеся ценностные ориентации обеспечивают цельность сознания и поведения субъекта.

Для описания источников социального объекта используется также понятие интереса. В узком значении интерес подразумевает избирательное, эмоционально окрашенное отношение к действительности (интерес к чему-либо, интересоваться чем-то или кем-то). Широкое значение этого понятия связывает состояние среды, потребности субъекта, а также условия их удовлетворения. Т.е. интерес может быть охарактеризован как отношение субъекта к необходимым средствам и условиям удовлетворения присущих ему потребностей. Это отношение объективно и должно быть осознано субъектом. Большая или меньшая ясность осознания влияет на результативность действия. Возможно и действие вопреки своим интересам, т.е. вопреки своему реальному положению. Понятие интерес используется в литературе применительно к индивидуальным и коллективным субъектам.

Потребности, интересы и ценностные ориентации выступают факторами мотивации действия, т.е. формирования его мотивов как непосредственных побуждений к действию. Мотив — осознанное побуждение к действию, возникающее при осознании потребностей. Как внутреннее побуждение мотив отличается от внешних побуждений — стимулов

. Стимулы— дополнительные звенья между потребностью и мотивом, это материальные и моральные поощрения определенных действий.

Сознательный характер действия не исключает роли эмоциональных и волевых факторов. Соотношение рационального расчета и эмоциональных импульсов позволяет говорить о различных типах мотивации.

Исследования мотивации широко представлены в социологии в связи с изучением трудовой и учебной деятельности. При этом выделяют уровни мотивации в зависимости от уровня потребностей.

1.Первая группа мотивов связана с социально-экономическим вопросом индивида. Сюда входят, прежде всего,мотивы обеспечения жизненных благ

. Если эти мотивы доминируют в действиях человека, то прослеживается его ориентация, прежде всего на материальное вознаграждение. Соответственно повышаются возможности материального стимулирования. К этой группе относятся мотивы призвания. Они фиксируют стремление человека к определенному роду занятий. Для человека в этом случае важно содержание его профессиональной деятельности. Соответственно и стимулирование будет связано с материальным вознаграждением самим по себе. Наконец, к этой же группе относят мотивы престижа. Они выражают стремление человека знать достойное, по его мнению, положение в обществе.

2.Вторая группа мотивов связана с

реализацией предписанных и усвоенных индивидом социальных норм. Этой группе также соответствует широкий спектр побуждений к действию, от гражданских, патриотических до групповой солидарности или «чести мундира».

3.Третью группу составляют мотивы, связанные с оптимизацией жизненного цикла. Здесь могут сменять друг друга стремления к ускоренной социальной мобильности и преодолению ролевого конфликта.

Таким образом, важнейшие характеристики мотивации действий — это множественность и иерархичностьмотивов, а также их определенная сила и устойчивость.

Цель — это мотивированное, осознанное, выраженное в словах предвосхищение результата действия. Принятие решения о результате действия рационально, если в рамках наличной информации субъект способен к расчету целей, средств и результатов действия и стремится к их максимальной эффективности. Связь между объективными условиями, мотивацией и целями устанавливаются таким образом, что из двух определенных состояний элементов, обычно условий и мотивов, субъект делает вывод о состоянии третьего, цели. Предполагается ее отчетливость и достижимость, а также наличие у субъекта иерархии целей, выстроенных в порядке предпочтения. Рациональный выбор объекта, это выбор с точки зрения его доступности и пригодности для достижения цели. Средства действия выбираются на основе оценки их эффективности для достижения цели. Они инструментально подчинены ей, но больше связаны с ситуацией.

Действия такого типа, целерациональные действия, наиболее легко прогнозируются и управляются. Эффективность таких действий имеет, однако, свою оборотную сторону. Прежде всего, целерациональность лишает смысла многие периоды жизни человека. Все, что рассматривается как средство, теряет самостоятельны смысл, существует лишь как приложение к главному, цели. Получается, что чем целеустремленнее человек, тем уже область смысла его жизни. Кроме того, огромная роль средств в достижении цели и техническое отношение к ним, оценка их только по эффективности, а не по содержанию, делает возможной подмену целей средствами, утрату изначальных целей, а затем и ценностей жизнедеятельности вообще.

Однако данный вид целеполагания не является ни универсальным, ни единственным. Существуют механизмы целеполагания, не связанные с расчетом эффективности, не предполагающие иерархии целей и расчленения целей, средств и результатов. Рассмотрим некоторые из них.

Цель может выступать как долженствование, как закон действий, выведенный человеком из своих представлений о должном и связанный с высшими для него ценностями. Следование долгу выступает как самоцель. Оно безотносительно к последствиям и независимо от ситуации. Такой механизм целенаправленности предполагает волевое саморегулирование действий. Он может ориентировать человека в ситуациях максимальной неопределенности, создавать стратегии поведения, которые выходят далеко за рамки наличной, рационально осмысливаемой ситуации.

Целенаправленность может быть определена системой норм как внешних ориентиров, задающих границы дозволенного. Такой механизм оптимизирует поведение с помощью стереотипных решений. Это позволяет экономить интеллектуальные и другие ресурсы. Однако во всех случаях целеполагание связано со стратегическим для субъекта выбором и всегда сохраняет значение системообразующего элемента действия.

23.Понятие и структура социального действия.

Человек реализует свою сущность через соц активность, которая проявляется в поступках, деятельности и поведении. Поступок – базовая единица соц жизни и поведения человека. Он может быть преднамеренный непреднамеренный, поэтому на его основе нельзя пока судить о человеке. Серия однотипных поступков , совершаемых в однотипных ситуациях определяется уже как деятельность.

В отличие от поступка соц. действие не бывает случайным. Оно всегда ориентировано на других людей, преследует определенные цели и имеет свободу выбора вариантов. Поступок же может быть неожиданным, а может быть и спланированным.

Совокупность действий или тип деятельности в определенных сферах общественной жизни называется социальным поведением.( Характер социальной деятельности человека определяет его поведение). Поведение может определяться инстинктами, эмоциями или рациональным мышлением. Причем в поведении не всегда присутствует целенаправленность и сознательная запланированность.

Выделяют внутреннюю структуру деятельности и внешние условия, в которых она осуществляется.

К внутренней структуре деятельности относят:

Потребности – нужда в чем либо или зависимость. Осознанные потребости воспринимаются как интересы. Действием называется элемент или этап деятельности, направленный на достижение отдельной самостоятельной цели. Это главное условие для возникновения деятельности.

Они оцениваются и превращаются в мотивы. Мотив — это внутренний психологический источник деятельности. Он побуждает человека к деятельности и одновременно придает ей разумный личностный смысл (ради чего она выполняется). Без мотива деятельность просто невозможна.

Под целью понимается мысленное или образное представление конечного или промежуточного результата деятельности. При выборе цели человек анализирует имеющиеся ресурсы, необходимые для ее достижения. Привлекательность цели обуславливается способностью удовлетворить ее или ее престижностью.

Действием называется элемент или этап деятельности, направленный на достижение отдельной самостоятельной цели.

В конечном счете, при достижении поставленной цели мы получаем продукт деятельности.

Типы социальных действий:

РАЦИОНАЛЬНОЕ

  • целерациональное — индивид из множества вызможных способов достижения цели выбирает такой, который кажется ему наиболее эффективным и соответствующим желаемой цели;

  • ценностно-рациональное – человек из множества целей выбирает самую ценную на его взгляд. Понимание поведения, действия как собственно ценностно-значимого, основанного на нормах морали, религии;

  • Действие рационально только до тех пор, пока оно добровольно и осознанно.

ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ

  • аффективное — особенно эмоциональное, чувственное;

  • традиционное — основанное на силе привычки, принятой норме. В строгом смысле аффективное и традиционное действия не являются социальными.

24.Основные типы социального действия по м.Веберу и ю. Хабермасу.

Типы социального действия по М. Веберу

Одним из центральных пунктов теории Вебера выступает выделение элементарной частицы поведения индивида в обществе — социального действия, которое является причиной и следствием системы сложных взаимоотношений между людьми. «Социальное действие», по Веберу, — это идеальный тип, где «действие» — действие человека, связывающего с ним субъективный смысл (рациональность), а «социальное» — действие, которое по предполагаемому его субъектом смыслу соотносится с действием других лиц и ориентируется на них. Ученый выделяет четыре вида социального действия:

РАЦИОНАЛЬНОЕ

  • целерациональное — индивид из множества вызможных способов достижения цели выбирает такой, который кажется ему наиболее эффективным и соответствующим желаемой цели;

  • ценностно-рациональное – человек из множества целей выбирает самую ценную на его взгляд. Понимание поведения, действия как собственно ценностно-значимого, основанного на нормах морали, религии;

  • Действие рационально только до тех пор, пока оно добровольно и осознанно.

ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ

  • аффективное — особенно эмоциональное, чувственное;

  • традиционное — основанное на силе привычки, принятой норме. В строгом смысле аффективное и традиционное действия не являются социальными.

Хабермас занимался разработкой собственной теорией коммуникативного действия, которая во многом является продолжением работ Макса Вебера. В рамках своей теории Хабермас выделил 4 идеальных типа социального действия:

  1. Стратегическое действие – действие, направленное на достижение эгоистических целей с учетом поведения одного или более индивидов. Это действие является частично рациональным, т.к. человек выбирает наиболее эффективный способ достижения собственной цели. Люди в данном случае рассматриваются как средства или препятствия в достижении эгоистических целей.

  2. Нормативное действие – это взаимовыгодное поведение, основывающееся на нормах и ценностях, которые разделяются в данной группе. Участники данного действия могут преследовать свои эгоистические цели, однако это будет возможным только при условии, что будут соблюдаться принятые нормы. Рациональность данного действия заключается в том, что людям необходимо просчитывать объективные последствия своих действий с точки зрения принятых норм.

  3. Драматургическое действие – действие по созданию имиджа, в основе которого лежит самовыражение человека. Иными словами, это действие по представлению самого себя окружающим. Человек в данном действии раскрывает свою индивидуальность.

  4. Коммуникативное действие – действие в согласии с другими участниками для достижения совместной цели. В описанных выше типах действия субъекты могут идти к общей цели, однако стремление к общей цели является лишь средством для достижения их индивидуальных, эгоистических целей. В случае же коммуникативного действия основой является именно достижение общей цели, тогда как достижение эгоистических целей в данном случае отходит на второй план.

Признаки социального действия


ТОП 10:

Проблематику социального действия ввел Макс Вебер. Во-первых, важнейшим признаком социального действия является субъективный смысл — личностное осмысление возможных вариантов поведения. Во-вторых, важна сознательная ориентация субъекта на ответную реакцию окружающих, ожидание этой реакции.

У Т. Парсонса проблематика социального действия связана с выделением следующих признаков:

  • нормативность (зависит от общепринятых ценностей и норм).
  • волентаричность (т.е. связь с волей субъекта, обеспечивающей некоторую независимость от окружающей среды)
  • наличие знаковых механизмов регуляции

В концепции Парсонса действие рассматривается как единичный акт и как система действия. Анализ действия как единичного акта связан с выделением актора и среды, состоящей из физических объектов, культурных образов и др. индивидов. Анализ действия как системы:рассматривается как открытая система (т.е. поддерживает обмен с внешней средой), существование которой связано с формированием соответствующих подсистем, обеспечивающих выполнение ряда функций.

Функции Подсистемы
адаптивная биологический организм
личностная усвоение ценностей и норм
социальная совокупность соц. ролей (образцов поведения)
культурная усвоенные цели и идеалы

Социальное действие.

Вы читаете этот текст, текст главы учебного пособия. Как вид активности чтение связано с определенными затратами энергии, нормальным функционированием головного мозга, определенными мыслительными операциями, позволяющими воспринимать знаки на бумаге как слова и предложения. Однако эти психофизические процессы не являются предметной областью социологии, хотя и необходимы для процесса чтения. Каким образом человек, читающий тест, может быть рассмотрен социологически?

Прежде всего, внимание должно привлечь побуждение человека к определенной активности, то, что выступает непосредственной побудительной причиной действия, его мотивом. Тут можно предположить связь с желанием или обязанностью подготовки к занятиям или простое любопытство. В любом случае стремление удовлетворить некоторую потребность вызывает к жизни систему побуждений и план определенных действий вместе с образом желаемого результата, целью. Соответственно побуждениям и целям подбираются средства. Причем если речь идет о любознательности как таковой, то результатом будет само получение положительных оценок, то сама подготовка к занятию, включая и чтение, выступает как средство.

Самому чтению в любом случае предшествовал выбор возможных вариантов поведения: готовиться или не готовиться к занятиям, «любопытствовать» или послушать музыку… Результаты выбора определены были оценкой ситуации: насколько важна подготовка именно к этому занятию? Сколько времени это потребует? Не попытаться ли выступить на семинаре без подготовки или вообще не ходить на занятия? И, наконец, какие следствия повлечет за собой тот или иной выбор? При этом Вы как человек, проявляющий целенаправленную активность, выступали субъектом действия, а книга в качестве источника информации — как объект приложения ваших усилий.

Таким образом, чтение книги связано с решением неких жизненных проблем и сознательно сориентировано относительно ответного поведения окружающих, то есть соответствует основным признакам социального действия. Социальное действие отличается от чисто рефлекторной активности (потирание уставших глаз) и от тех операций, на которые дробится действие (подготовить рабочее место, достать книгу и т. п.).

Однако читаете ли вы в библиотеке или дома, в одиночестве или вместе с кем-то, ситуация свидетельствует, что вы студент или некто, так или иначе связанный с учебным процессом. Это признак вашего включения в сферу действия социального института образования, а значит, ваша активность организована и ограничена определенными нормами. Чтение связано с процессом познания, в котором вы реализуете определенные способы мышления, демонстрируете способность работы с различными знаковыми системами как элементами культуры. Кроме того, сама включенность в процессы обучения и познания свидетельствует, что вы разделяете определенный набор существующих в обществе ценностей.

Таким образом, ваше действие чтение, возможно лишь в рамках общества с определенным уровнем развития культуры и социальной структуры. С другой стороны, его описание, описание единичного действия возможно потому, что существует достаточно длительная традиция исследований социального действия в социологии и философии. Иными словами, и само действие, и его описание становятся возможны только в результате вашей включенности в жизнь общества.

Тот факт, что отдельное действие возможно лишь в рамках общества, что социальный субъект всегда находится в физическом или мысленном окружении других субъектов и ведет себя сообразно этой ситуации, отражает понятие социального взаимодействия. Социальное взаимодействие можно охарактеризовать как систематические действия субъектов, направленные друг на друга и имеющие целью вызвать ответное ожидаемое поведение, которое предполагает возобновление действия. Взаимодействие отдельных субъектов является и результатом развития общества, и условием его дальнейшего развития.

Социология, описывая, объясняя и пытаясь прогнозировать поведение людей, — в учебном ли процессе, в экономической ли деятельности или политической борьбе, прежде чем обратиться к эмпирическим исследованиям частных проблем, обращается к созданию теоретической модели этого поведения. Создание такой модели начинается с разработки понятия социального действия, выяснения его структуры, функций и динамики.

Обязательными компонентами структуры действия выступают субъект и объект действия. Субъект — это носитель целенаправленной активности, тот, кто действует, обладая сознанием и волей. Объект — то, на что направлено действие. В функциональном аспекте выделяются этапы действия: во-первых, связанный с целеполаганием, выработкой целей и, во-вторых, с их операционной реализацией. На этих этапах и устанавливаются организационные связи между субъектом и объектом действия. Цель — идеальный образ процесса и результата действия. Способность к целеполаганию, т.е. к идеальному моделированию предстоящих действий, является важнейшим свойством человека как субъекта действия. Реализация целей предполагает выбор соответствующих средств и организацию усилий для достижения результата. В самом широком значении средство — это предмет, рассмотренный с точки зрения способности служить цели, будь то вещь, навык, отношение или информация. Достигнутый результат выступает как новое состояние элементов, сложившихся в ходе действия — синтез цели, свойств объекта и усилий субъекта. При этом условием результативности выступает соответствие цели потребностям субъекта, средств — цели и характеру объекта. В динамическом аспекте действие предстает как момент само возобновляющейся деятельности субъекта на основе возрастания потребностей.

Механизм реализации действия помогает описать так называемая «всеобщая функциональная формула действия»: потребности — их отражение в (коллективном) сознании, выработка идеальных программ действия — их операционная реализация в ходе координируемой определенными средствами активности, создающая продукт, способный удовлетворить потребности субъектов и побуждающий новые потребности.

Подобно любой теоретической модели, данное представление о социальном действии помогает увидеть общую природу бесконечно многообразных действий и таким образом уже выступает теоретическим инструментом социологического исследования. Однако для того, чтобы обратиться к анализу частных проблем, необходимо дальнейшее членение элементов этой модели. И прежде всего в более детальных характеристиках нуждается субъект действия.

Субъект действия может быть рассмотрен как индивидуальный или коллективный. Коллективными субъектами выступают разнообразные общности (например, партии). Индивидуальный субъектсуществует внутри общностей, он может отождествлять себя с ними или вступать с ними в конфликт.

Контакт субъекта со средой своего существования порождает потребности — особое состояние субъекта, порожденное нуждой в средствах существования, объектах, необходимых для его жизни и развития, и таким образом выступающее источником активности субъекта. Существуют различные классификации потребностей. Общими чертами всех классификаций выступают утверждение многообразия и возрастания потребностей и поэтапный характер их удовлетворения. Так, подобно всякому живому существу, человек нуждается в пищи и укрытии — это относится к физиологическим потребностям. Но столь же необходимы ему признание и самоутверждение — это является уже потребностями социальными.

К важным характеристикам субъекта действия относятся также совокупный жизненный ресурс, уровень притязаний и ценностные ориентации. Совокупный жизненный ресурс включает ресурсы энергии, времени, природных и социальных преимуществ. Люди располагают разными жизненными ресурсами в зависимости своего социального положения. Все виды ресурсов по-разному проявляются и измеряются для индивидуальных или коллективных субъектов, например, здоровье человека или сплоченность группы.

Социальное положение, наряду с индивидуальными качествами субъекта, определяет его уровень притязаний, т.е. сложность задачи и результат, на который он ориентируется в своих действиях. Эти ориентации субъекта относительно какой-либо сферы жизнедеятельности являются и ценностными ориентациями. Ценностные ориентации — это способ различения социальных явлений по степени их значимости для субъекта. Они связаны с индивидуальным отражением в сознании человека ценностей общества. Устоявшиеся ценностные ориентации обеспечивают цельность сознания и поведения субъекта.

Для описания источников социального объекта используется также понятие интереса. В узком значении интерес подразумевает избирательное, эмоционально окрашенное отношение к действительности (интерес к чему-либо, интересоваться чем-то или кем-то). Широкое значение этого понятия связывает состояние среды, потребности субъекта, а также условия их удовлетворения. Т.е. интерес может быть охарактеризован как отношение субъекта к необходимым средствам и условиям удовлетворения присущих ему потребностей. Это отношение объективно и должно быть осознано субъектом. Большая или меньшая ясность осознания влияет на результативность действия. Возможно и действие вопреки своим интересам, т.е. вопреки своему реальному положению. Понятие интерес используется в литературе применительно к индивидуальным и коллективным субъектам.

Потребности, интересы и ценностные ориентации выступают факторами мотивации действия, т.е. формирования его мотивов как непосредственных побуждений к действию. Мотив — осознанное побуждение к действию, возникающее при осознании потребностей. Как внутреннее побуждение мотив отличается от внешних побуждений — стимулов. Стимулы — дополнительные звенья между потребностью и мотивом, это материальные и моральные поощрения определенных действий.

Сознательный характер действия не исключает роли эмоциональных и волевых факторов. Соотношение рационального расчета и эмоциональных импульсов позволяет говорить о различных типах мотивации.

Исследования мотивации широко представлены в социологии в связи с изучением трудовой и учебной деятельности. При этом выделяют уровни мотивации в зависимости от уровня потребностей.

  1. Первая группа мотивов связана с социально-экономическим вопросом индивида. Сюда входят, прежде всего, мотивы обеспечения жизненных благ. Если эти мотивы доминируют в действиях человека, то прослеживается его ориентация, прежде всего на материальное вознаграждение. Соответственно повышаются возможности материального стимулирования. К этой группе относятся мотивы призвания. Они фиксируют стремление человека к определенному роду занятий. Для человека в этом случае важно содержание его профессиональной деятельности. Соответственно и стимулирование будет связано с материальным вознаграждением самим по себе. Наконец, к этой же группе относят мотивы престижа. Они выражают стремление человека знать достойное, по его мнению, положение в обществе.
  2. Вторая группа мотивов связана с реализацией предписанных и усвоенных индивидом социальных норм. Этой группе также соответствует широкий спектр побуждений к действию, от гражданских, патриотических до групповой солидарности или «чести мундира».
  3. Третью группу составляют мотивы, связанные с оптимизацией жизненного цикла. Здесь могут сменять друг друга стремления к ускоренной социальной мобильности и преодолению ролевого конфликта.

Каждому роду занятий, даже каждому действию, соответствуют не один, а множество мотивов. Даже в частном примере, с которого начата глава, можно предположить, что побуждение к чтению не могло сводиться только к желанию получить оценку, или только к стремлению избежать неприятностей, или только к любознательности. Именно множественность мотивов обеспечивает положительное отношение к действию.

Мотивы действия организованы иерархически, какой-то из них является доминирующим. При этом исследователи зафиксировали для процесса обучения, например, обратную связь между силой утилитарных мотивов и успеваемостью и прямую — между научно-познавательными и профессиональными мотивами. Система мотивации динамична. Она изменяется не только при смене занятий, но и внутри одного их вида. Например, мотивы обучения изменяются в зависимости от года обучения.

Таким образом, важнейшие характеристики мотивации действий — это множественность и иерархичность мотивов, а также их определенная сила и устойчивость.

В исследовании мотивации используются различные методы: опросы, эксперименты, анализ статистических данных… Так, результаты лабораторных экспериментов показывают изменение времени реакции в действиях, различных по своим мотивам. Аналоги таких экспериментов, хотя и без строгих методик, вы, вероятно, имеете в своем жизненном опыте. Чем отчетливее и сильнее для вас необходимость сделать что-то (курсовую работу к последнему сроку), тем выше способность сконцентрировать на этом деле внимание, личные способности и организаторские таланты. Если вернуться к экспериментам лабораторным, то нужно отметить, что изменение быстроты реакции — это психологическая характеристика. Изучение мотивов, как и действия в целом, все более становится междисциплинарным. Для изучения словесных отчетов людей о мотивах собственных действий особенно важен характер задаваемых вопросов. Например, вряд ли принесет пользу прямой вопрос: «Устойчивы ли ваши профессиональные ориентации?» Больше информации можно получить, задав вопрос: «Как вы представляете себе род своих занятий в ближайшие пять лет?» Однако, выяснение подлинных мотивов действий людей чрезвычайно сложно.

Теперь обратимся к более детальному рассмотрению целеполагания и целеосуществления. Цель — это мотивированное, осознанное, выраженное в словах предвосхищение результата действия. Принятие решения о результате действия рационально, если в рамках наличной информации субъект способен к расчету целей, средств и результатов действия и стремится к их максимальной эффективности. Связь между объективными условиями, мотивацией и целями устанавливаются таким образом, что из двух определенных состояний элементов, обычно условий и мотивов, субъект делает вывод о состоянии третьего, цели. Предполагается ее отчетливость и достижимость, а также наличие у субъекта иерархии целей, выстроенных в порядке предпочтения. Рациональный выбор объекта, это выбор с точки зрения его доступности и пригодности для достижения цели. Средства действия выбираются на основе оценки их эффективности для достижения цели. Они инструментально подчинены ей, но больше связаны с ситуацией.

Действия такого типа, целерациональные действия, наиболее легко прогнозируются и управляются. Эффективность таких действий имеет, однако, свою оборотную сторону. Прежде всего, целерациональность лишает смысла многие периоды жизни человека. Все, что рассматривается как средство, теряет самостоятельны смысл, существует лишь как приложение к главному, цели. Получается, что чем целеустремленнее человек, тем уже область смысла его жизни. Кроме того, огромная роль средств в достижении цели и техническое отношение к ним, оценка их только по эффективности, а не по содержанию, делает возможной подмену целей средствами, утрату изначальных целей, а затем и ценностей жизнедеятельности вообще.

Однако данный вид целеполагания не является ни универсальным, ни единственным. Существуют механизмы целеполагания, не связанные с расчетом эффективности, не предполагающие иерархии целей и расчленения целей, средств и результатов. Рассмотрим некоторые из них.

В результате работы самопознания, постоянного доминирования определенных мотивов, в которых преобладает эмоциональная составляющая, а также в связи с четкой внутренней позицией относительно способа жизни, цель может возникнуть как некоторый замысел, проект, жизненный план — целостный, свернуты и потенциальный. В соответствующих ситуациях он обеспечивает мгновенное принятие решений. Такой механизм целенаправленности обеспечивает формирование и производство целостной, неповторимой личности.

Цель может выступать как долженствование, как закон действий, выведенный человеком из своих представлений о должном и связанный с высшими для него ценностями. Следование долгу выступает как самоцель. Оно безотносительно к последствиям и независимо от ситуации. Такой механизм целенаправленности предполагает волевое саморегулирование действий. Он может ориентировать человека в ситуациях максимальной неопределенности, создавать стратегии поведения, которые выходят далеко за рамки наличной, рационально осмысливаемой ситуации.

Целенаправленность может быть определена системой норм как внешних ориентиров, задающих границы дозволенного. Такой механизм оптимизирует поведение с помощью стереотипных решений. Это позволяет экономить интеллектуальные и другие ресурсы. Однако во всех случаях целеполагание связано со стратегическим для субъекта выбором и всегда сохраняет значение системообразующего элемента действия.

Цель связывает субъекта с объектами внешнего мира и выступает программой их взаимного изменения. Через систему потребностей и интересов, ситуационных условий внешний мир овладевает субъектом, и это отражается в содержании целей. Но через систему ценностей и мотивов, в избирательном отношении к миру, в средствах целеосуществления субъект стремится утвердить себя в мире и изменить его, т.е. сам овладеть миром.

Инструментом такого овладения может стать и время, если человек умело распорядится этим ограниченным ресурсом. Человек всегда соотносит свои действия со временем. В критические моменты целостная ситуация дробится на часы, минуты, секунды. Но время можно и использовать. Это предполагает активное отношение к нему, отказ от восприятия времени как самостоятельной силы, принудительно разрешающей проблемы. Основное свойство времени — быть последовательностью событий — человек использует, располагая свои действия в некотором произвольно не нарушаемом порядке, разводя «сначала — потом» в своих действиях и переживаниях. Используется и основная структура времени: «прошлое — настоящее — будущее». Так, настоящее, «теперь» для субъекта не мгновение, а период, когда выбор еще не сделан. Ориентация в прошлое, будущее или настоящее меняет ключевое звено в этой структуре.

Итак, мы рассмотрели социальное действие как частный пример и как теоретическую модель. Причем в этой модели было возможно и предельное удаление от всех «частностей», и постепенное приближение к ним. Такая модель будет «рабочей» в исследовании различных видов деятельности, будь то промышленное производство или научное творчество; в решении задач управления, касаются ли они стимулирования работников или организации рабочего времени руководителя… Это возможно потому, что индивидуальные, уникальные действия состоят из повторяющихся стандартных элементов, которые мы рассмотрели в этой главе. Их набор составляет своего рода формулу. В зависимости от значений, которые принимают ее элементы, своеобразные переменные, и может быть описано бесконечное многообразие социальных действий.




Функции социального действия

Понятие социального действия

Определение 1

Социальное действие – это поступок или их система, а также средства и методы, которые использует человек с целью изменения поведения, мнения и точек зрения других людей или социальных групп.

Социальные действия основываются на контактах, которые позволяют сформировать стремление к проявлению определенных реакций человека или группы, а также к их изменению.

Согласно М.Веберу, социальное действие представляет собой сознательное поведение индивида, обладающее мотивом и целью, где происходит соотношение целей своих действий с целями действий других людей и групп.

Особое внимание в этом определении стоит уделить ориентации на действия другого человека, поскольку это является отличительной чертой социального действия.

Ориентация может происходит на действия прошлого, настоящего и будущего.

Субъектом социальных действий выступает «социальный актор», который воздействует на социальную реальность, результатом чего является разработка собственной стратегии действий, которая представляет собой выбор целей, разработку задач и средств достижения целей.

Свобода поведения социального актора ограничена, поскольку в рамках определенной ситуации, он не обладает абсолютным набором средств и возможностей достижения цели, они также ограничены.

Социальные действия актора носят свободный характер ввиду вероятностного, прогнозного характера, поскольку по своей сути социальные действия актора являются планом по организации возможностей и средств достижения нереализованной цели, которая может быть переориентирована в процессе действия в действующей ситуации на другую.

Успех достижения цели зависит от верности выбранных средств и методов действий, а также от существующих возможностей.

Структура социального действия

Социальное действие обладает своей структурой, включая следующие компоненты:

  • социальный актор или субъект социального действия
  • потребность социального актора или мотив социального действия
  • стратегия социального действия, включающая сознательную цель и выбранные средства и методы достижения цели
  • человек или социальная группа, на которых ориентированы социальные действия социального актора
  • конечный итог социального действия, выражающийся в успехе или неудачи в достижении цели

Виды социального действия

Согласно М.Веберу, выделяют следующие виды социального действия, основанные на степени участия сознательных элементов:

  1. Целерациональное социальное действие представляет собой действие, которое дает возможность конкретного выявления смысла действия человека, то есть субъект социального действия четко понимает чего он хочет достичь и какими средствами. Противоречия между целью субъекта социального действия и ориентацией на другого человека решаются актором самостоятельно на основе критерия успешности намечаемого действия.
  2. Ценностно-рациональное поведение заключается в действиях, где актор четко ориентирован на выполнение своего понимания чести, долга, достоинства. Такие действия социального актора наиболее распространены и находятся в подчинении требований и заповедей, соблюдение которых является долгом любого человека.

    Замечание 1

    Данный вид социального действия характеризуется абсолютным исполнением и ориентацией на социальные нормы и ценности, в том числе в ущерб личных целей и интересов в случае их расхождения с социальными нормами.

  3. Аффективное социальное действие характеризуется действиями, которые совершаются в сильном эмоциональном состоянии, состоянии аффекта в качестве реакции на действующий сильный раздражитель. Аффективное социальное действие основывается на чувствах социального актора и характеризуется желанием немедленного их удовлетворения. Аффективные социальные действие могут вступать в противоречие с интересами и задачами социального актора, нести отрицательные результаты. Аффективные социальные действия не обладают целью и рациональностью.

  4. Традиционное социальное действие представляет собой действие актора, которое совершается неосознанно, на автоматическом уровне, как традиция или по обычаю.

Основой традиционных социальных действий являются глубоко усвоенные социальным актором социальные нормы, ценности, установки и социальные образцы поведения, которые в результате многократного повторения носят характер традиционных.

Традиционные и аффективные социальные действия производятся неосмысленно и обладают минимальной степенью участия сознательных элементов, что делает их принадлежность к социальным действия условным.

Если рассматривать содержание социального действия, то можно выделить репродуктивные действия, социальное творчество и социальное отрицание.

Репродуктивное действие представляет собой действие, которое совершается с целью сохранности и поддержки нормального существования социального института.

Социальное отрицание заключается в совершении действий, которые имеют своей целью устранить какие-либо составляющие социальной жизни.

Социальное творчество выражается в действиях, осуществляющихся для формирования новых видов социальных отношений и с целью развития социального сознания.

Функции социального действия

Парсонс, исследуя социальные действия, выделяет следующие функции социального действия, которые позволяют обеспечить его функционирование :

  • адаптационная функция социального действия, осуществляемая на биологическом уровне
  • личностная функция, осуществляемая на уровне усвоения социальных норм, ценностей и установок
  • социальная функция осуществляется на уровне осуществления социальных ролей и статусов
  • культурная функция, осуществляемая на уровне усвоения целей и идеалов

Замечание 2

Таким образом, социальное действие представляет собой поведение личности или социальных групп, которое имеет влияние на другие индивиды и социальные группы или общество в целом.

1. Понятие социального взаимодействия

1.1. Понятие и структура социального действия и взаимодействия

В основе функционирования строения общества лежит социальное взаимодействие. Для того, чтобы представить общество не только в статике, но и в динамике, т.е. в живой социальной реальности нам необходимо обратиться к зародышу общественного организма. Если первокирпичиком структуры общества является социальный статус, то исходной клеточкой его жизни является социальное действие.

Не всякое человеческое действие является социальным. Таковым оно становится лишь в том случае, если ориентировано на других: либо на конкретное лицо, либо на группу лиц, либо на общество в целом. Представим житейскую ситуацию. Водитель проезжающего мимо автомобиля без злого умысла обрызгал вас грязью из лужи. Вы посылаете проклятие в его адрес. Заметив это, он останавливает машину и просит у вас извинение в надежде сменить гнев на милость. В ответ на его любезность вы прощаете ему этот поступок. Обратите внимание в первоначальном акте водителя (обрызгал грязью) нет социального действия. После вашего проклятия, он совершает поступок с ожиданием изменения вашего поведения. Это его действие можно назвать социальным. Оно совершено преднамеренно, ориентировано на вашу персону.

Социальное действие должно быть осмыслено. Поэтому понимание его сути невозможно без учёта понятия мотивации. Любое социальное действие начинается с возникновения потребности индивида, которая придаёт ему определённое направление (физиологические потребности в пище, сексе или потребности в безопасности, общении и т.д.). Потребность соотносится человеком с объектами внешней среды, актуализируя конкретные мотивы. Социальный объект в соединении с мотивом вызывает интерес, развитие которого ведёт к появлению у индивида цели. Этот момент означает осознание человеком ситуации и формирование у него мотивационной установки, означающей потенциальную готовность к совершению социального действия. Исследования мотивации широко представлены в социологии в связи с изучением трудовой и учебной деятельности. При этом выделяют уровни мотивации в зависимости от уровня потребностей.

1.Первая группа мотивов связана с социально-экономическим вопросом индивида. Сюда входят, прежде всего, мотивы обеспечения жизненных благ. Если эти мотивы доминируют в действиях человека, то прослеживается его ориентация, прежде всего на материальное вознаграждение. Соответственно повышаются возможности материального стимулирования. К этой группе относятся мотивы призвания. Они фиксируют стремление человека к определенному роду занятий. Для человека в этом случае важно содержание его профессиональной деятельности. Соответственно и стимулирование будет связано с материальным вознаграждением самим по себе. Наконец, к этой же группе относят мотивы престижа. Они выражают стремление человека знать достойное, по его мнению, положение в обществе. 

2.Вторая группа мотивов связана с реализацией предписанных и усвоенных индивидом социальных норм. Этой группе также соответствует широкий спектр побуждений к действию, от гражданских, патриотических до групповой солидарности или «чести мундира». 

3.Третью группу составляют мотивы, связанные с оптимизацией жизненного цикла. Здесь могут сменять друг друга стремления к ускоренной социальной мобильности и преодолению ролевого конфликта. 

Каждому роду занятий, даже каждому действию, соответствуют не один, а множество мотивов. Мотивы действия организованы иерархически, какой-то из них является доминирующим. При этом исследователи зафиксировали для процесса обучения, например, обратную связь между силой утилитарных мотивов и успеваемостью и прямую — между научно-познавательными и профессиональными мотивами. Система мотивации динамична. Она изменяется не только при смене занятий, но и внутри одного их вида. Например, мотивы обучения изменяются в зависимости от года обучения.

Таким образом, важнейшие характеристики мотивации действий — это множественность и иерархичность мотивов, а также их определенная сила и устойчивость.

В исследовании мотивации используются различные методы: опросы, эксперименты, анализ статистических данных… Так, результаты лабораторных экспериментов показывают изменение времени реакции в действиях, различных по своим мотивам. Аналоги таких экспериментов, хотя и без строгих методик, вы, вероятно, имеете в своем жизненном опыте. Чем отчетливее и сильнее для вас необходимость сделать что-то (курсовую работу к последнему сроку), тем выше способность сконцентрировать на этом деле внимание, личные способности и организаторские таланты. Если вернуться к экспериментам лабораторным, то нужно отметить, что изменение быстроты реакции — это психологическая характеристика. Изучение мотивов, как и действия в целом, все более становится междисциплинарным. Для изучения словесных отчетов людей о мотивах собственных действий особенно важен характер задаваемых вопросов. Например, вряд ли принесет пользу прямой вопрос: «Устойчивы ли ваши профессиональные ориентации?» Больше информации можно получить, задав вопрос: «Как вы представляете себе род своих занятий в ближайшие пять лет?» Однако, выяснение подлинных мотивов действий людей чрезвычайно сложно.

Проблематику социального действия ввел Макс Вебер. Во-первых, важнейшим признаком социального действия является субъективный смысл — личностное осмысление возможных вариантов поведения. Во-вторых, важна сознательная ориентация субъекта на ответную реакцию окружающих, ожидание этой реакции. М. Вебер выделяет, прежде всего, целерациональное действие, которое характеризуется ясным пониманием того, чего он хочет добиться, какие пути средства для этого наиболее пригодны. Такой деятель рассчитывает положительные и отрицательные последствия своего поступка. Но это идеальная модель социального действия. В реальной жизни оно встречается крайне редко. Чаще используется ценностно-рациональное действие, подчинённое принятым в обществе образцам в виде религиозной нормы или нравственного долга. В этом случае для индивида рационально понятой цели не существует, он ориентирован на господствующие в обществе ценности. Ценностно-рациональное действие бескорыстно.

Два других вида социального действия – аффективное и традиционное трудно даже назвать «осмысленным». Аффективное действие обусловлено чисто эмоциональным состоянием, его отличает стремление к немедленному удовлетворению страсти, жажды, мести, влечения.

В традиционном действии также минимальна роль сознания. Оно осуществляется автоматически на основе глубоко усвоенных образцов поведения, перешедших в привычку. Это самая распространённая форма человеческих действий, составляющих основу социальной жизни. 

Социальные действия весьма разнообразны по своим конкретным проявлениям. Если лектор попросит успокоиться аудиторию, его действие заметного влияния на неугомонного слушателя не окажет. Значительно больший эффект может произвести укоризненный взгляд оратора в сторону этого человека. Таким образом, действия бывают эффективными и неэффективными. Действия бывают продолжительными и краткосрочными. Есть действия, влияние которых испаряется мгновенно, такие, например, как приветствие друзей. Другие действия оказывают долговременное влияние. Так, первый поцелуй помнится очень долго, а первый половой акт может привести к зачатию и рождению ребёнка, он окажет на мать длительное воздействие.

Тот факт, что отдельное действие возможно лишь в рамках общества, что социальный субъект всегда находится в физическом или мысленном окружении других субъектов и ведет себя сообразно этой ситуации, отражает понятие социального взаимодействия. Социальное взаимодействие можно охарактеризовать как систематические действия субъектов, направленные друг на друга и имеющие целью вызвать ответное ожидаемое поведение, которое предполагает возобновление действия. Взаимодействие отдельных субъектов является и результатом развития общества, и условием его дальнейшего развития.

2.1. Понятие и структура социального действия. Социальное взаимодействие (5)

  1. Какие из двух перечисленных признаков характеризуют действие как социальное (Несколько правильных ответов)…

1

Ориентация на ожидаемое поведение других

2

Субъективная мотивация индивида или группы

3

Соответствие морально-нравственным нормам

4

Соответствие нормам права

2.2. Формы социального взаимодействия (6)

  1. Взаимодействие индивидов или групп, находящихся в процессе совместной деятельности, объединенных общей целью или решением конкретной задачи в социологии называется…

1

Кооперация

2

Конфликт

3

Конкуренция

4

Кооптация

2.3. Социальный контроль и девиации (7)

  1. К методам социального контроля не относится

1

Манипулирование

2

Убеждение

3

Принуждение

4

Внушение

  1. Дайте характеристику девиантного поведения

1

Поведение, совершаемое в соответствии с нормами права

2

Поведение, направленное на достижение продуманной цели

3

Поведение, отклоняющееся от общепринятых социальных норм

4

Поведение, ориентирующееся только на нравственные принципы, норы, ценности

  1. Выберите выражение, характеризующее понятие «социальная аномия»

1

Такое состояние общества, в котором наблюдается ценностно-нормативный вакуум

2

Определенное положение человека (группы людей) в обществе, которое характеризуется совокупностью прав и обязанностей

3

Исторически сложившаяся общность людей, характеризующаяся общей культурой, языком, территорией и экономических связей

4

Совокупность процессов изменения, развития и функционирования общества

  1. Что такое социальный контроль?

1

Надзор, осуществляемый над обществом со стороны государства

2

Подавление инакомыслия в обществе

3

Механизм саморегуляции в социальных системах

4

Всесторонняя зависимость людей от средств массовой коммуникации

  1. Какое из перечисленных выражений соответствует понятию «кризис легитимности»

    1. Степень развитости интеллектуальных способностей человека, измеряемая по социальной методике, обозначаемая IQ;

    2. Резкое падение способности общества к саморегуляции из-за нарушения взаимодействия между социальными группами, из-за утраты возможности выполнять свои функции социальными институтами;

    3. Состояние общества, в котором утрачена вера в справедливость и законность институтов власти, установленного социального порядка?

1

1

2

2

3

3

4

Ни одного

  1. Дайте название социальному явлению, которое характеризуется пограничным, промежуточным состоянием человека или группы индивидов, оторванных от привычной социальной среды и образа жизни

1

Деперсонификация

2

Маргинальность

3

Плюрализм

4

Институализация

  1. Что относится к девиации?

1

Самоубийство, проституция

2

Преступное поведение

3

Алкоголизм, наркомания

4

Все три ответа

  1. Назовите автора, который разделял акты деятельности на: 1). Дозволенно-должностные; 2). Рекомендуемые; 3). Запрещаемые

1

П. А. Сорокин

2

Э. Дюркгейм

3

Н. Смелзер

4

Р. Мертон

  1. К должно-дозволенным актам относятся:

1

Акты деятельности, совершаемые добровольно, чтобы доставить кому-либо приятное и вообще сделать нечто положительное

2

Акты добровольны, но они недопустимы и противоречат поведению, которое обязательно

3

Акты, которые сопровождаются специальными психическими процессами, наделяющими меня или других определенными правами и обязанностями

4

Первый и второй ответы

  1. К рекомендуемым актам относятся:

1

Акты деятельности, совершаемые добровольно, чтобы доставить кому-либо приятное и вообще сделать нечто положительное

2

Акты добровольны, но они недопустимы и противоречат поведению, которое обязательно

3

Акты, которые сопровождаются специальными психическими процессами, наделяющими меня или других определенными правами и обязанностями

4

Второй и третий ответы

  1. К запрещенным актам относятся:

1

Акты деятельности, совершаемые добровольно, чтобы доставить кому-либо приятное и вообще сделать нечто положительное

2

Акты добровольны, но они недопустимы и противоречат поведению, которое обязательно

3

Акты, которые сопровождаются специальными психическими процессами, наделяющими меня или других определенными правами и обязанностями

4

Первый и третий ответы

  1. Совокупность норм и ценностей общества, а также санкции, применяемые в целях их осуществления – это…

1

Социальный институт

2

Социальное поведение

3

Социальный контроль

4

Социальная адаптация

  1. Понятие, противоположное девиации…

1

Конформизм

2

Позитивизм

3

Тоталитаризм

4

Эмпиризм

  1. Под конформизмом понимается…

1

Научные принципы наблюдения, экспериментирования и логического рассуждения

2

Концепция, призванная объяснить особый тип политической системы (государства) и политического режима

3

Ведущее мировоззренческое направление в социологии в XIX

4

Стремление человека полностью соответствовать нормам поведения (как формально, так и по существу), принятым в данном обществе

  1. По мнению Э. Фромма причиной девиантности является…

1

Внутренние свойства личности и влияние внешней среды, и сам по себе уровень развития общества

2

Недостаточная самореализация, отклонение человека от продуктивной деятельности

3

Дезинтеграция социальной структуры и низкая степень социализации личности

4

Разрыв между культурными целями общества и социально одобряемыми средствами их достижения

  1. По мнению Э. Дюркгейма причиной девиантности является…

1

Внутренние свойства личности и влияние внешней среды, и сам по себе уровень развития общества

2

Недостаточная самореализация, отклонение человека от продуктивной деятельности

3

Дезинтеграция социальной структуры и низкая степень социализации личности

4

Разрыв между культурными целями общества и социально одобряемыми средствами их достижения

  1. По мнению Р. Мертона причиной девиантности является…

1

Внутренние свойства личности и влияние внешней среды, и сам по себе уровень развития общества

2

Недостаточная самореализация, отклонение человека от продуктивной деятельности

3

Дезинтеграция социальной структуры и низкая степень социализации личности

4

Разрыв между культурными целями общества и социально одобряемыми средствами их достижения

  1. По мнению Л. Гумпловича причиной девиантности является…

1

Внутренние свойства личности и влияние внешней среды, и сам по себе уровень развития общества

2

Недостаточная самореализация, отклонение человека от продуктивной деятельности

3

Дезинтеграция социальной структуры и низкая степень социализации личности

4

Разрыв между культурными целями общества и социально одобряемыми средствами их достижения

  1. Причинами (теория эволюции), которые объясняют девиантное поведение как нормальное, являются …

1

Часть общества воспроизводит прежние формы социальной жизни

2

Чтобы общество развивалось, должны существовать люди, думающие и действующие не так, как все

3

Наличие небольшого количества «положительных мутаций», приносящих социуму пользу

4

Все три ответа

  1. Наиболее склонные к девиантному поведению …

1

Молодежь

2

Мужчины

3

Женщины

4

Первый и второй ответы

  1. Бегство от действительности это…

1

Конформизм

2

Ритуализм

3

Ретреатизм

4

Бунт

  1. Вероятность того, что люди совершат девиантные поступки, снижается, если люди…

1

Верят в ценности, принятые обществом

2

Активно стремятся к успешной учебе

3

Активно стремятся к участию в социально одобряемой деятельности

4

Все три ответа

  1. Поведение индивида, отличающееся от общепринятых в обществе или группе норм – это …

1

Социальный протест

2

Социальная девиация

3

Социальное действие

4

Социальная реакция

  1. Девиантное поведение, сопровождающееся риском, способствует…

1

Все три ответа

2

Самоактуализации

3

Самореализации

4

Самоутверждению

  1. Главный признак маргинальности…

1

Разрыв социальных связей

2

Уход в нереальность

3

Направленность на себя

4

Примитивизация личности

  1. Социальные связи рвутся в следующей последовательности…

1

Сначала экономические, затем социальные, далее духовные связи

2

Сначала духовные, затем экономические, а далее – социальные

3

Сначала социальные, затем духовные, а далее – экономические

4

Сначала социальные, затем экономические, а далее – духовные

  1. Для социального поведения маргиналов характерно……

1

Снижение уровня социальных ожиданий

2

Их примитивизация, которая проявляется в производстве, быту, в духовной жизни

3

Снижение уровня социальных потребностей

4

Все три ответа

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.