Понятие милосердие: Милосердие (христианство) — Википедия – что это такое, значение слова, примеры

Автор: | 08.01.2021

Содержание

что это такое, значение слова, примеры

Милосердие – это черта личности, проявляющаяся во внутренней готовности помочь, простить, посочувствовать, не преследуя собственных интересов, а руководствуясь исключительно бескорыстными побуждениями. Проявление милосердия присутствует как в благотворительности материальной, так и в духовных дарах, таких как поддержка или понимание заранее порицаемых поступков человека.

Данная черта доступна не каждому в её действенных проявлениях, особенно с развитием технологической части мира, когда все время в виртуальном пространстве и нельзя на собственном опыте прочувствовать беду другого. Она всегда требует отодвинуть не только собственные проблемы и переживания, но также и выделить время, чтобы подарить его другому. Понятие милосердие включает в себя обязательно действенное проявление высказанных переживаний, также может выражаться только в поступках, но редко выражается только в словесной форме.

Что это такое

Разбираясь, что такое милосердие и как отличить его от других духовно одобряемых качеств важно отметить не только желание человека помочь или эмпатийно посочувствовать, но также отсутствие внутренней критики к тому, кому оказывается помощь. Т.е. тот, кто действует из данных побуждений, не будет одновременно поучать или критиковать другого, указывать на его ошибки или показывать правильный путь. Тут скорее заранее работает ощущение, что нуждающийся человек невиновен, раскаялся или совершил что-то не по злому умыслу, а вообще оценка отсутствует как таковая.

В милосердии всегда присутствует жертва, т.е. когда человек даёт немного денег нищему, при этом имея миллионы, то это не милосердие, а вот тот же самый поступок от того, кто считает копейки, чтобы выжить можно отнести к милосердному. Там где много свободного времени и его некуда потратить, и эта личность выбирает участие в благотворительных акциях, есть только желание себя развлечь, безусловно направленное на благое дело. Совершенно иначе обстоит ситуация там, где человек едет помогать в приют после двенадцати часов собственной работы, жертвуя нормальным сном, обедом и отдыхом. Стремление помочь, превосходящее собственные нужны, сила духа понять, что хоть и сам нуждаешься, но можешь и из этого состояния помогать другим – это истинное проявление милосердия.

Но никогда милосердие не является соседством глупости, когда таким человеком будут помыкать – это умение предоставить возможность и стать рядом с тем, у кого трудности в их решении, это попытка показать другие пути и научить, если об этом попросят. Когда другой только пользуется помощью, а её все продолжают оказывать, то скорее речь может идти о созависимых отношениях, где один служит моральным или материальным «донором», а на деле там нет помощи, поскольку в ней никто и не нуждается, а требуется только постоянное вливание энергии.

Отсутствует при проявлении милосердия не только материальная выгода, но прежде всего моральная, проявляющаяся в желании получить благодарность или хвалу от других. В нём нет эгоизма, который может проявляться в совершении благих дел ради собственной репутации, подкармливания эго или раздувания личной важности. Но оно всегда несёт спокойствие и благость собственной душе того, кто поступает милосердно, т.к. у него просто нет моральной возможности поступить иначе. Также тот, кто милосерден, получает уникальную возможность меньше гневаться, ведь нет осуждения другого и представления, как тот должен себя вести. Это принятие мира таким, какой он есть, с негативными моментами и личной возможностью их исправить. Чем больше таких проявлений, тем проще становится общение на любом уровне, тем легче складываются отношения, а в итоге человек получает помощь, не ожидая её. Это очень важный момент, что всё равно получит именно потому, что помогает другим не ради собственной выгоды. А тот, кто делает добро, надеясь, что в любой ситуации ему все ринутся на выручку чаще всего остаётся один, потому что в самом начале побуждения была корысть.

Милосердие не является врождённой чертой и приобретается только в социуме, причём определённой направленности, где с раннего возраста человеку прививается доброжелательность, снисхождение, бескорыстие и стремление помогать ближнему. В любой группе присутствует стремление к взаимопомощи, даже у животных, но там оно продиктовано биологической необходимостью держаться вместе, что помогает стае выжить. В таких вариантах, если особь совершает проступок, то может быть наказана или изгнана, милосердие же может действовать в ущерб другим, против инстинкта самосохранения, но ради блага другого.

В целом данная черта считается положительной и духовной, но может порицаться другими членами общества в тех ситуациях, когда, по их мнению, оступившийся, не заслуживает помощи или поддержки. Оно может объясняться глупостью или наивностью, незаслуженным уважением или недальновидностью, но в любом из этих вариантов отсутствует гуманное отношение к окружающим, а присутствует только страх и погоня за собственной безопасностью или выгодой.

В религиозных конфессиях различного уровня проявление милосердия считается одной из духовных практик, показывающих не только любовь к конкретному человеку, но к божеству через заботу о его творении. Именно поэтому в верующей среде такие поступки самоотречения всегда воспринимаются благосклонно, а в наиболее ярких вариантах даже канонизируются.

Проблема милосердия

Милосердие вызывает всё больше споров, когда речь заходит о его влиянии на глобальное развитие общества. Те, кто придерживается духовной направленности, независимо от веры или её отсутствия, говорят о том, что именно такие черты сохраняют что-то человеческое и дают всем людям шанс. Это своеобразный маркер того, с чем мы все отличаемся от животных, и чем больше милосердия в человеке, тем больше он приближён к духовному миру, где возможны трансформации сознания.

Но существует и ряд особенностей, например проблема милосердия по отношению к преступникам, когда человеческая душа раздваивается в своих порывах. Наказывать – немилосердно, такая прерогатива отдана только высшему разуму и собственной совести человека, но, к сожалению, любая система (а социум является именно системой) требует строгого соблюдения правил для её общего существования. Одним из способов заставить соблюдать такие правила является именно наказание, наиболее ярко проявляющееся в системе судового законодательства.

Этот и другие вопросы можно решить не только чётким установлением правил и их слепым соблюдением, но руководствуясь принципом отношения к другим с позиции, как бы хотелось, чтобы поступали с самим человеком. Это применяется в действенном мире, когда наблюдая раскаяние или то, что человек исправляется, ему дают амнистию. Это же присутствует, когда родители наказывают ребёнка, но не для проявления жестокости, а с заботой о нём и вовремя чувствуют, когда необходимо остановиться, пока такая забота не стала причиной серьёзной травматизации психической сферы личности.

Исключить милосердие ради справедливости не представляется возможным, поскольку именно оно даёт возможность построения гуманного мира и гармоничных отношений на индивидуальном уровне. Это та черта, которая поможет самому человеку в трудную минуту, потому что все оступаются или совершают нелицеприятные поступки по незнанию или преднамеренно, потом раскаявшись.

Исключительная справедливость без участия сердца, любви, снисхождения всегда приравнивается к жестокости, т.к. то, что объяснимо логикой не всегда является таковым с позиции чувствования. Кроме того, что помощь и возможность развития получает нуждающийся, ему также предоставляется возможность относиться к другим милосердно, почувствовав на собственном опыте, как это важно. Таким образом, гуманная стратегия поведения может распространяться среди людей, минимизируя количество применения силы, гнева, войн и прочих негативных и изматывающих проявлений для психики. Принцип личной выгоды оказывается работающим только в первое время, пока не наступают отдалённые последствия, когда отдаляются люди, исчезает доверие и возвращается справедливость, лишённая сочувствия.

Понимая необходимость таких поступков, многие пытаются выражать ложное милосердие, оказывая помощь более похожую на откуп. Когда проще выслать денег, чем приехать к человеку, нуждающемуся не столько в лечении, сколько в общении или когда кормят голодных животных излишками собственных продуктов, а не в ситуации собственной нехватки. Милосердие не должно проявляться именно через собственные страдания, но проблема современности в погоне за духовностью и мнимым её наличием – все стремятся её демонстрировать ради поощрения или принятия в кругах, кому-то это льстит, а кто-то делает из чувства долга. Это также является не проблемой милосердия не как категории, но как способа его проявления, возможности искренности и настоящего участия души.

Примеры милосердия

Абстрактное описание качества человеческой личности не всегда доступно пониманию без приведённых жизненных примеров. Примерами со стороны веры могут быть случаи наставления на путь истинный, не только в контексте соблюдения предписаний или почитания богов, а избавляя от невежества и заблуждений. Порой простой разговор, объясняющий, как что происходит в этом мире, помогал людям значительно больше, чем наказания и стандартные призывы верить в высшие силы. Священники, которые позволяли себе гнев, но из благих побуждений и общались с грешниками из сочувствия и милосердия, как с неразумными детьми, продолжая помогать и наставлять их, несмотря на ошибки, являются примером бескорыстной заботы.

Похожие вещи случаются и за рамками конфессий, когда какое-либо человеческое непонимание устранялось добрым уроком, собственным примером или просвещением. Так родители учат детей, обычные прохожие, оказывая услугу, показывают, что есть доброта, а учителя, преподнося новые знания, устраняют возможность совершения ошибок по незнанию.

Многое в милосердии обучения и наставления направлено не на помощь, когда ситуация уже требует спасения, а когда ещё можно предотвратить тяжёлые времена.

Милосердие проявляется в словах утешения тех, кто пребывает в отчаянии или кому больно от произошедших событий – это возможность найти правильные слова, помогающие человеку отыскать силы вернуть веру. Это вера в собственные силы упавшего, в его возможность встать с колен и продолжить путь без лишней помощи и костылей. Так не инвалидизируют травмированных, и они начинают бороться за развитие своих возможностей, так дают надежду потерявшим близких и они начинают действовать ради главных идей.

Внутренняя работа является милосердием. Когда кого-то прощают за обиды искренне, иногда про себя, даже не говоря это в лицо, или когда молятся за человека, совершившего зло или находящегося в сложной ситуации. Это те моменты, когда вообще никто кроме самого милосердного не знает, что происходит у него внутри, но это меняет дальнейшее взаимодействие. Но милосердие это не только нужные слова или внутренняя работа, это также поступки или не совершение некоторых. К недеяниям относится умение не отвечать злом на зло, а наоборот видеть причину такого поведения (часто люди агрессивны из-за собственной боли, обижают, потому что сами обижены). Чем меньше будет грубого ответа на грубость, тем меньше этого становится на земле.

К милосердным действиям относится практическая помощь там, где это необходимо. Можно накормить голодного вместо того, чтобы жертвовать ему деньги (возможно, их просят на алкоголь) или дать воды жаждущему. Простые вещи, поддерживающие жизненные функции являются основополагающими. Когда человек помнит о бездомных и отдает им свою одежду, а не выкидывает или когда отдает то, что еще носил бы сам, но понимание, что имеет две пары рубашек, заставляет отдать одну нуждающемуся.

Дать приют путешествующему, или подвезти голосующего на трассе, посетить больного, заключенного, ограниченного в передвижении – это все важнее, чем многотысячные пожертвования в благотворительные фонды, поскольку касаются непосредственной ситуации и конкретных людей.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

МИЛОСЕРДИЕ это что такое МИЛОСЕРДИЕ: определение — Педагогика.НЭС

Милосердие

способность откликаться на чужую боль, стремление бескорыстно помогать людям, прощать их. Обычно проявляется по отношению к сироте, инвалиду, тяжелобольному, немощному, престарелому человеку, а также к человеку, попавшему в беду.

Оцените определение:

Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике

Милосердие

готовность помочь кому-нибудь, проявить снисхождение к кому-нибудь из сострадания, человеколюбия, сердечного участия, деятельная помощь кому-нибудь, вызванная этими чувствами.

Оцените определение:

Источник: Словарь по педагогической психологии

Милосердие

ст.слав. – любящее сердце) – нравственное качество личности и деятельности, выражающееся как действенная любовь в действии к людям, животным, растительному миру, как сострадание к их беде и бескорыстная помощь в нужде. Милосердие – одна из высоких христианских добродетелей: питание алчущих, напоение жаждущих, одевание нагих, посещение находящихся в темнице, уврачевание больных, успокоение метущихся, погребение умерших. Иногда милосердие толкуется как движение двух сердец между которыми лежит пропасть, вина, грех, преступление, а потому это всегда преодоление пропасти, но не «прыжком» и силой, а трудной работой души. Профессия учителя вся состоит из милосердия – терпения прощения, помощи, участия в судьбах детей. Отсутствие милосердия к детям есть основная причина того, что глохнут интересные педагогические эксперименты, перерождаются альтернативные школы, тормозится в целом реформа образования. Милосердие противоположно мизантропии и филантропии, перерастающими при бездеятельной любви в пустой сентиментализм.

Оцените определение:

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

МИЛОСЕРДИЕ

сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку; противоположность М. — равнодушие, жестокосердие, злонамеренность, враждебность, насилие. С древности в различных культурных традициях М. осмысляется как важное, если не фундаментальное условие человеческого общежития, существенное нравственное требование. В конфуцианстве человеколюбие — жень — считалось основой добродетели, а заботу о людях (шу) Кун-цзы (Конфуций) называл одним из основных жизненных принципов. Деятельное сострадание отстаивал в своих законах индийский царь Ашока. В христианстве М. приобретает этически особое значение как одна из трех — наряду с верой и надеждой — богословских добродетелей. М. — инициативное чувство и активное действие. В М. человек посвящает себя Богу и тем самым открывается добру. С этической точки зрения, М. составляет долг человека: в М. человек призван осуществить нравственный идеал. На это указывает заповедь любви. Однако М. — не только средство в процессе самосовершенствования, но и содержание его. Человек не является милосердным потому, что стал совершенствующимся; скорее милосердное поведение является выражением его совершенствования. В М. человек ограничивает себя, жертвует собой ради другого. М. предполагает не только самоотверженность и не просто доброжелательность, но и понимание другого человека, а в последовательном своем выражении — деятельное участие в жизни другого. См. также Аскетизм, Заповедь любви, Совершенство

Оцените определение:

что это такое и кто такой милосердный человек?

Что такое милосердие и кто такой милосердный человек?

Сегодня поговорим о том, что такое милосердие, кто такой милосердный человек и как стать милосердным человеком.

В погоне за деньгами, властью и признанием люди часто забывают о таких общечеловеческих ценностях как любовь к ближнему, уважение и принятие.  Детей с детства учат быть смелыми, целеустремленными и настойчивыми. Мы растем с осознанием того, что жизнь это вечная борьба, в которой выживает лишь сильнейший.

Доброта, честность и милосердие при этом отходят на второй план. Все вокруг только и говорят, что думать нужно только о личном благополучии. Если человек добр, честен и отзывчив, то его воспринимают как мягкохарактерную и слабую личность. На самом деле все обстоит в точности наоборот. Милосердный человек намного сильнее духом. Только немногие из нас способны прощать и воспринимать окружающих такими, какими они есть.

Что такое милосердие?

Милосердие – это способность человека к всепрощению и бескорыстной помощи. Прощение здесь имеется в виду не на словах, а в истинном, духовном значении. Прощая, человек чувствует облегчение, внутреннюю свободу и любовь к ближнему. Здесь нет места корыстным побуждениям. Милосердный человек не думает о том, что благодаря его действиям он заработает себе лишний плюс к карме, или потом сможет использовать ситуацию в своих целях.  В противном случае это уже не милосердие, а притворство и лицемерие.

Милосердие тесно переплетается с такими понятиями как доброта, забота, сострадание и любовь к человеческой душе. Милосердный человек не просто поступает исходя из благих намерений, он чувствует любовь и беспокойство за благополучие человека.

Милосердие это высшее проявление человеческой доброты.

Милосердие в религии

Понятие милосердия встречается еще в добиблейской греческой литературе. С течением времени оно практически не изменило своего значения. Тогда его трактовали как чувство, возникающее у человека при виде чужих страданий.

С точки зрения религии, милосердие является одной из главных добродетелей. Она направлена на совершение духовных и телесных дел для окружающих людей. В каждой из мировых религий, будь то христианство, ислам или буддизм, милосердие выступает как необходимое качество для человека. Только будучи открытым, добрым и искренним, человек сможет познать Бога и раскрыть в себе духовный свет.

Христианская суть милосердия заключается в безграничной любви к Богу. Частичка образа Господнего есть в каждом человеке. Уверовав во Всевышнего, человек автоматически верит в святость и значимость каждой человеческой жизни на Земле.

Религия у мусульман неразрывно связана с общественно-политической жизнью. У них даже существует специальный годовой налог в помощь бедным и нуждающимся.

С буддийской точки зрения милосердие – это сострадание и любовь ко всем живым существам. Буддист молится за каждую душу, растение и животное. Таким образом, он достигает гармонии со всем миром.

Как видим, люди разных вероисповеданий практически одинаково воспринимают понятие «милосердие». Не важно, какому Богу вы молитесь, важно чтобы вы помнили о тех заповедях, которые учат быть добрее и терпимее к окружающим нас людям.

Варя Ивлева — Верните в моду доброту

Современная притча о милосердии

На одной паралимпиаде принимали участие 9 атлетов. Спортсмены стояли на старте и ждали сигнала. У каждого из них была инвалидность. Участники услышали команду: «Марш!». Все сорвались с места и побежали. Один паренек, не успел пробежать и несколько метров, как споткнулся и упал. От боли и обиды он горько зарыдал.

Услышав плачь, участники сбавили ход. Они остановились и ВСЕ вместе возвратились на старт. Одна девушка подошла к всхлипывающему юноше, помогла ему встать и спросила о самочувствии. После этого спортсмены стали плечом к плечу и дружно пересекли финишную линию. Зрители были в восторге! Все дружно встали с мест и начали аплодировать атлетам. В этот момент все осознали, что бывают моменты, когда важнее поддержать другого человека, чем победить самому. Не всегда нужно двигаться только вперед, иногда необходимо остановиться и обернуться назад.

Противоречия, мешающие людям быть милосердными

В последнее время мы все чаще слышим о таких понятиях как толерантность, свобода выбора, человеческое достоинство и личные права. Нас призывают быть терпимыми и открытыми людьми. Вместе с тем возникает ряд конфликтов:

  1. Оказывая помощь и проявляя милосердие, не унижаем ли мы личное достоинство нуждающегося, не порождаем ли таким образом неравенство, ведущее в дальнейшем к дискриминации?
  2. Помогая ближнему, правильно ли мы понимаем его желания? Возможно, его понятия о благе в корне отличаются от наших представлений. Не навязываем ли мы личные ценности и идеалы?
  3. В широком смысле милосердие предполагает деятельное участие в жизни другого человека. По сути, это вечное служение окружающим людям. Постает вопрос, нужно ли им это служение? Иногда дабы обрести себя, человек должен проявить терпение, упорство и силу воли.

Все эти, и другие противоречия, могут поставить в тупик. Для кого-то эти высказывания перерастают в зерно сомнения. Люди начинают верить, что милосердие вредит и подавляет силу воли человека. Возможно, люди не до конца понимают всю суть милосердия или воспринимают ее в исковерканном виде. Как бы там ни было, каждый человек сам выбирает, каким ему быть. Если мы любим, чувствуем в сердце добро, искренне сочувствуем и переживаем за окружающих людей, то мы никогда не поверим, что это неправильно и плохо.

Слушайте свое сердце, откройте его для окружающих людей. Будьте добры, отзывчивы и милосердны и тогда вы познаете, что такое истинное счастье и гармония.

Как стать милосердным человеком?

Возможно, для некоторых этот вопрос покажется несколько наивным. Как можно обрести качество, которое должно формироваться в человеке еще с младенчества? Естественно, невозможно стать милосердным по одному щелчку пальцев. Уговоры и рассказы о том, что нужно любить окружающих людей, быть отзывчивым и внимательным будут безрезультатными, пока мы сами это не осознаем. На самом деле все в ваших руках. Если вы чувствуете, что хотите стать добрее и терпимее, тогда непременно начните работу над собой.

  1. Анализируйте чувства окружающих людей. Ставьте себе вопрос: «Чтобы я сейчас ощущал, будь я на его месте?». Это поможет вам развить сострадание и лучше понимать людей.
  2. Будьте отзывчивыми. Если вы видите, что можете помочь человеку, не пытайтесь найти отговорки. Отсутствие времени, неподходящий момент – все это пустые слова. Предложите свою поддержку! Возможно, ваше участие сделает человека счастливее!
  3. Благодарите людей. Не имеет значения, насколько значим их поступок. Цените то, что люди делают для вас. Проходя по чисто убранному тротуару, скажите дворнику «Спасибо». Для вас это сущая мелочь, а человек почувствует себя нужным и ценным.
  4. Предоставляйте возможность собеседнику выговориться. Милосердные люди переживают и заботятся о состоянии окружающих людей. Приложите усилия и услышьте, что пытается донести вам человек. В его рассказе может быть тайный призыв о помощи.
  5. Принимайте людей такими какими они есть. Поставьте себе за правило, не осуждать и не унижать окружающих.

Милосердие это высшее проявление человеческой доброты. Люди не рождаются чуткими и сердобольными. Многое зависит от воспитания, окружения и ряда других факторов. Тем не менее люди меняются, и в какую сторону меняться решать только вам.

Также интересно

МИЛОСЕРДИЕ — это… Что такое МИЛОСЕРДИЕ?

    МИЛОСЕРДИЕ — сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку; противоположно равнодушию, жестокосердию, злонамеренности, враждебности, насилию.     В европейской христианской культуре идея милосердия формируется на пересечении ряда традиций. Понятие милосер дия восходит к Пятикнижию, где слово “hesed” обозначало “доброту”, “любящую доброту”. В добиблейской греческой литературе слово είδος обозначает чувство, которое возникает при виде незаслуженных страданий. У Аристотеля — чувство, противоположное гневу: сочувствие, жалость, сострадание. В греческом тексте Нового Завета милосердие передается гл. обр. специфически христианским термином агапе. В христианской этике милосердная любовь приобретает особое значение как одна из трех богословских добродетелей; в милосердии человек посвящает себя Богу и тем самым открывается добру. С этической точки зрения милосердие составляет долг человека: в нем человек призван осуществить нравственный идеал, на что указывает заповедь любви. Милосердие достигает нравственной полноты, когда воплощается в действиях, не только направленных на удовлетворение интересов другого, но и основанных на стремлении к совершенству Уже в Пятикнижии Бог выступает не только как устрашающий, но и как милосердный, многомилостивый, человеколюбивый, снисходительный; в Новом Завете милосердность Бога непосредственно задается как объект для подражания. В заповеди любви требование милосердного отношения к ближнему обосновывается и подкрепляется требованием любви к Богу, в которой человек должен проявить себя во всей внутренней полноте и цельности сердца, души, воли и разума. Однако милосердие — ие только средство в процессе самосовершенствования, но и содержание его. Человек не является милосердным потому, что стал совершенствующимся; скорее милосердное поведение является выражением его совершенствования. Поэтому несостоятельно мнение, что милосердие как путь служения Богу не предполагает непременно чувства благожелательности. Также несостоятельно сведение милосердия к альтруизму, который исчерпывается доброжелательным отношением к другим. Однако вне телеологического и перфекционистского контекстов отсутствие идеала милосердия теряет стандарт совершенства.     В новозаветных текстах милосердие предлагалось в качестве универсального требования, содержащего в себе и требования Моисеевых заповедей (см. Дека/юг). Этот взгляд сохраняется и в ряде современных работ по моральной теологии. Однако уже у апостола Павла получает развитие различение закона Моисея и заповеди любви, которое помимо чисто теологических аспектов имело и существенное этическое содержание, а именно то, что в христианстве от человека требуется не скрупулезное соблюдение правил, нередко формальных, а праведность, покоящаяся на непосредственном движении души и зове сердца. Этический аспект различения Декалога и этики любви был воспринят в новоевропейской мысли и проблематизирован в контексте сопоставления справедливости и милосердия (Гоббс, Прудон, Шопенгауэр). Анализ этой традиции в истории западной философии приводит к следующим выводам: а) хотя милосердие представляет собой высшее моральное требование, непосредственно задает человеку идеал и в этом смысле универсально, оно отнюдь не может рассматриваться в качестве требования, исполнение которого всегда ожидается от человека; в действительных отношениях между людьми как членами сообщества милосердие является лишь рекомендуемым требованием, между тем как справедливость — непреложным; б) милосердие вменяется человеку в обязанность, однако он сам вправе требовать от других лишь справедливости и не более того. Впрочем, разделение справедливости и милосердия, тем более в соотнесении с различными сферами коммуникативного опыта, относительно: этически неправомерен и нравственно несовершенен такой выбор, в котором справедливость принимается как непосредственный долг человека, но при этом предполагается, чтомилосердие в императивном отношении является не нравственным долгом, а лишь рекомендацией.     В той мере, в какой социальная жизнь воспроизводит различие, обособленность и противоположность интересов индивидов как членов сообществ, милосердие предстает психологически и практически непростой задачей. Возникающие проблемы связаны с тем, что: а) милосердие может провоцировать конфликты: оказание помощи ставит того, кому она оказана, т. е. нуждающегося, в положение, которое может восприниматься как ущемляющее его нравственное достоинство; милосердие может вести к неравенству; б) милосердие творится другому, чье понимание собственного блага может отличаться от понимания благотворителя; непозволительно навязывание блага другому; в) милосердие совершается в немилосердном, несовершенном мире. Последовательное милосердие предполагает не только самоотверженность и не просто доброжелательность, но и понимание другого человека, сострадание к нему, а в последовательном своем выражении — деятельное участие в жизни другого. Милосердие опосредовано служением; этим оно возвышается над подаянием, услугой, помощью. В нормативном плане милосердие непосредственно связано с требованиями прощения обид, непротивления злу насилием и любви к врагам.     Лит.: Соловьев В. С. Оправдание добра. — Соч. в 2т., т. 1. M., 1988, с. 152—69; Зарин С. M. Аскетизм по православно-христианскому учению: Этико-богословское учение. М., 1996, с. 356—544; Гоббс Т. О человеке (XIÎI, 9). — Соч. в 2 т., т. 1. M., 1989, с. 258-59; Outka G. Agape: An Ethical Analysis. New Haven—L., 1972.

    P. Г. Апресян

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.

Определение понятия для сочинения на тему «милосердие.

Определение понятия «МИЛОСЕРДИЕ»для сочинения ОГЭ (9.3), ЕГЭ, итогового сочинения по русскому языку и литературе на тему: Как Вы понимаете значение слова МИЛОСЕРДИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое милосердие? Какого человека можно назвать милосердие? В чем проявляется милосердие? Как связано прощение и милосердие? Какова роль милосердия в жизни человека?»

Милосердие — это… Определение, значение слова.

МИЛОСЕРДИЕ — сочувствие, сердобольность, отзывчивость, готовность оказать помощь каждому нуждающемуся, проявление снисхождения из сострадания, человеколюбия.

МИЛОСЕРДИЕ — сострадательное, доброжелательное, заботливое, бескорыстное отношение любви к другому человеку; противоположно равнодушию, жестокосердию, злонамеренности, враждебности, насилию.

МИЛОСЕРДИЕ — бескорыстное сострадание, обращенное к другим. 

Проявить м. к кому-н. Молить о милосердии. Взывать к чье.му-н. .милосердию. Общество «М»

Сестра милосердия — женщина, добровольно выполняющая обязанности по уходу за ранеными, больными, прошедшая для этого специальную подготовку.

Брат милосердия — мужчина с начальным медицинским образованием, ухаживающий за больными, ранеными. 

О понятии «милосердие»

Как этическое понятие милосердие восходит к Пятикнижию, в котором это слово означает «любящая доброта». У Аристотеля милосердие понимается как чувство, противоположное гневу: сочувствие, жалость, сострадание. С этической точки зрения милосердие составляет долг человека: в нем человек призван осуществить нравственный идеал, на что указывает заповедь любви. Милосердие есть любовь-жалость, любовь-дар, адресованный людям, нуждающимся в помощи и поддержке. 

В новоевропейской мысли проблема милосердия была представлена в контексте сопоставления справедливости и милосердия (Гоббс, Прудон, Шопенгауэр). Этика этого периода пришла к следующим выводам: а) хотя милосердие представляет собой высшее моральное требование, непосредственно задает человеку идеал и в этом смысле универсально, оно отнюдь не может рассматриваться в качестве требования, исполнение которого всегда ожидается от человека; в действительных отношениях между людьми как членами сообщества милосердие является лишь рекомендуемым требованием, между тем как справедливость — непреложным; б) милосердие вменяется человеку в обязанность, однако он сам вправе требовать от других лишь справедливости и не более того. 

Милосердие основано на сострадании, на сочувстви

что это такое и в чем его парадокс?

«Сделаешь другому добро, тебе же польза будет» – гласит монгольская поговорка. И этот факт доказан научно. Эксперты утверждают: добровольная помощь улучшает настроение, снижает давление, продлевает жизнь и делает нас счастливее. Сегодня поговорим о милосердии в религии и повседневной жизни. А еще – о том, как добрые поступки помогут уйти от депрессии и одиночества.

Что такое милосердие?

Милосердие — это умение сопереживать, сочувствовать, воспринимать чужую боль, как свою личную. Причем не просто посочувствовать, а проявить милосердие в поступках — оказать бескорыстную помощь тому, кто реально в ней нуждается, потратив свой ресурс: время, деньги, здоровье. Быть милосердным, значит проявлять сострадание и помогать какому-либо существу, не обязательно человеческому. Умение сопереживать – основа нашей идентичности и одно из духовных богатств человека.

Милосердие неразрывно связано с такими понятиями, как доброта, долготерпение, благость, забота, бескорыстность. Но милосердие – это не жалость: оно основано на уважении другого человека, признании его прав. Тогда как жалость высокомерна, она позволяет нам свысока смотреть на того, кто нуждается в помощи. Милосердие трудно описать словами. Его можно почувствовать в своей душе или увидеть в поступках милосердного человека. Главное в милосердии то, что оно не ради чего-то, а ради себя самого.

Но милосердие не предполагает пренебрежения собой. Если мы слишком близко к сердцу воспринимаем чужое горе, к нему добавляется наша тревожность и депрессия, отчего ситуация только ухудшается. Тут нужен другой подход и иная точка зрения. Лучше сказать себе: хотя события действительно печальны, могло бы быть и хуже. Взгляд на ситуацию под таким углом позволит не концентрироваться на трагизме, а получить реальный шанс изменить ее к лучшему. Такая помощь другим – это способ улучшить свою собственную жизнь.

Пройти тест на эмпатию

Организации милосердия.

Желание отдавать, ничего не ожидая взамен, подтверждается примерами великодушия врачей: Николая Ивановича Пирогова, Николая Васильевича Склифосовского, Сергея Петровича Боткина, Ивана Петровича Павлова. Они посвятили себя науке и спасению больных, облегчили немало страданий и спасли немало жизней.

Всемирный День Красного Креста и Красного Полумесяца отмечается 8 мая в день рождения своего основателя Анри Дюнана. Он побывал на войне и испытал шок, увидев количество раненых солдат, которым не оказали помощь. Эту страшную обратную сторону войны Анри Дюнан описал в книге, которую разослал всем политическим деятелям того времени, богатым людям и своим друзьям. Он основал мировую организацию помощи страждущим, стал лауреатом Нобелевской премии и провел последние дни в приюте, оставив все деньги благотворительным организациям.

Ангелом милосердия называли при жизни Мать Терезу, которая действительно стала матерью брошенными детям, неизлечимым больным и нищим жителям трущоб. Мать Тереза всегда оказывалась на месте катастроф, землетрясений, войн, чтобы поддержать людей и помолиться за них. По ее словам огромный грех – это не злость, а равнодушие к несчастью другого человека. В середине XX столетия был открыт Орден Милосердия. На сегодняшний день это единственный религиозный орден, где количество желающих вступить в его ряды превышает количество вакантных мест.

Одним из высших проявлений гуманизма и милосердия считается хосписное движение, идея которого зародилась еще в раннехристианскую эру. Само слово «hospes» переводится как «гость», «гостеприимный» и никак не связано со смертью. Первые хосписы располагались вдоль дорог, по которым следовали христианские паломники. Это были заведения для ослабленных, немощных и больных людей, где заботились о теле и душе.

Современные хосписы отличаются от больниц тем, что они не «чинят» человеческое тело, а рассматривают пациентов как личность. В хосписе редко бывает тишина – здесь работают волонтеры, музыканты, в гости приходят родственники и известные актеры, писатели. Здесь все решает не количество памперсов и капельниц, а душевные качества персонала. Принцип работы современных хосписов: научить родных ухаживать за больным так, чтобы облегчить его боль не унижая достоинства. Если родные не справляются, на помощь приходят сестры милосердия.

Можно ли научиться милосердию? Можно. Сопереживание проявляется по-разному, но, по сути, означает одно: добровольно принять на себя долю чужого мучения. Совсем необязательно сразу отправляться в больницу для тяжелобольных или отдать все деньги незнакомцу. Начать можно с малого:

  • Помочь упавшему человеку подняться.
  • Оплатить кофе для другого посетителя.
  • Утешить расстроенного коллегу.
  • Отнести теплые вещи в приют.
  • Стать донором.
  • В магазине оплатить продукты пожилому человеку.
  • Покормить бездомного кота или собаку.
  • Помочь освоиться новым соседям.
  • Позвонить бабушке и дедушке просто так, без повода.
  • Оставить записку с добрыми пожеланиями в библиотечной книге.
  • Пропустить в очереди женщину с ребенком.
  • Расспросить о делах пожилого соседа.
  • Помочь неместному человеку найти нужную улицу или дом.

Это далеко не полный список хороших дел, которые можно делать прямо сейчас и не затрачивать на них много времени и денег.

Пройти тест: интроверт или экстраверт?

Милосердие в религии.

Само понятие «милосердие» более характерно для Православия и религий Востока – учений Будды, Заратустры, Конфуция и иудейских пророков. В православной культуре «милость» по контексту близка к понятию «лекарство». В западной культуре более понятно такое понятие, как «благотворительность».

В Православии мысль о сострадании и доброте является одним из фундаментальных понятий. Оно есть часть важнейшей заповеди Христа, а Новый Завет буквально пропитан призывами к бескорыстной доброте и долготерпению. В христианской идее милосердия каждый человек является воплощением Образа Божьего. Это и определяет его отношение к другим. В описании Страшного суда заключена главная истина: решение об оправдании или порицании человека принимается по принципу его отношения к другим: был он милостив или нет.

Положения разных буддийских течений объединяет одно: освобождение от страданий, которое достигается только в религиозной общине. Милосердным считается человек, который отказывается от личной нирваны для того, чтобы обучить этому знанию других. В зороастризме добрые помыслы и милосердные поступки выступают инструментами, которые помогают добру побеждать зло.

В Законах пророка Моисея, по которым жил древнееврейский народ, сам Бог считается милосердным и это требует милосердного обращения людей с вдовами, сиротами и бедняками. В философском учении Конфуция существует понятие «жэнь», которое трактуется как «человеколюбие» или «человечность». В современной трактовке последователей конфуцианства «жэнь» стало универсальным началом, которое составляет основу человеческой сущности.

В религии милосердие – это важная добродетель и практическое воплощение любви к Богу и Ближнему. Но ведь заповеди даны нам со смыслом, а не для механического следования. Чтобы следовать им осмысленно, нужно приложить немало стараний, понять заповеди разумом и душой.

Парадокс милосердия.

Милосердие дано нам изначально как представителям человеческого рода. Но оно не проявляется на уровне инстинктов. Но у людей есть прекрасный инструмент, чтобы его развить – это воспитание. Педагоги знают, что начинать уроки милосердия нужно с первых лет жизни малыша. Простую мысль о любви ко всему живому детям пытаются привить родители, потом воспитатели и школьные учителя.

Если в детстве нас учат любить кошечек и собак, то взрослая жизнь проходит под коротким девизом: «здесь каждый сам за себя». Когда заканчивается детство, назревает главный вопрос: почему люди считают милосердие добродетелью? Какая от него польза тем, кто помогает другим? Сама идея милосердия предполагает внимание к чужой боли и горести. Назревает главный парадокс: человек стремится сделать себе хорошо и одновременно готов добровольно углубиться в чужое «плохо».

Разобраться с понятием поможет вопрос: что происходит в душе равнодушного или озлобленного человека?

Можно предположить, что в жизни злого человека были травматические события. Результатом таких событий стал механизм поведения: либо я раню, либо меня. Чтобы не допустить боли такой человек будет унижать, обзывать и огрызаться, но от этого будет страдать сам. Этот механизм описан Фрейдом и называется проекция.

Каждый злой поступок разъедает душу и мы физически ощущаем это страдание. Ведь выражение «душа болит» — это не метафора, реальная боль, которая приводит к мигреням, инфарктам и онкологии. Одновременно часть нашего внутреннего «Я» страдает от отсутствия добрых дел. Мы ждем доброты и сострадания от других, но боимся впустить их в свою жизнь.

Интересный пример приводит Далай Лама XIV в книге в книге «Все, что вы хотели спросить у Далай Ламы»: «…Когда я встречаю кого-нибудь на улице, я улыбаюсь и изъявляю свои человеческие чувства. Получает другой человек пользу или нет, зависит от его собственного образа мыслей. Но я получаю пользу от улыбки. Испытывающий сострадание, в первую очередь сам получает награду…»

Психотерапия милосердием.

Милосердие сегодня не в моде. Сострадание повсеместно подозревают в том, что оно совершается только напоказ. Но, помогая другим, мы общаемся и находим родственные души, уменьшаем стресс и учимся контролировать собственную боль. А еще – решаем  собственные психологические проблемы.

Избавление от депрессии.

Депрессивные люди обесценивают свои добрые дела и долго переживают последствия эгоистических поступков. Им кажется, что любые негативные события в жизни – только их вина, а окружающие поступают с ними несправедливо. Они обесценивают отношения и живут в своем гневе, жадности, злости. Все это приводит к заниженной самооценке.

Пройти тест на самооценку

Совершая добрые поступки, депрессивные люди осознают собственную значимость и необходимость. Они понимают, что заслуживают любви и доброго отношения. Удивительно, но они часто выбирают профессии с риском для жизни: пожарных, промышленных альпинистов, телохранителей. Так они могут ощутить себя героями.

Лечение одиночества.

Иногда в партнерских отношениях люди чувствуют себя более одинокими, чем те, кто формально свободен. Или меняют любовников, но раз за разом остаются в одиночестве с ощущением ненужности. Влюбленность – это химия, гормоны, страсть. Любовь – это привязанность, уважение и труд. Чтобы научиться любить, нужна практика в одном важном деле – умении отдавать.

В терапии одиночества важно заполнить эту душевную пустоту, которая создает ощущение ненужности. И тут на помощь приходит милосердие. Ведь искать нужно не мифическую принцессу в замке дракона, а того, кто нуждается в помощи прямо сейчас. Забота о других отвлечет мозг от постоянных мыслей о себе или о проблемных отношениях, научит быть нужным и поможет обрести уверенность в себе. А там и принц или принцесса объявятся.

Замечено, что бескорыстная помощь другому помогает избавиться от любого нытья.  Даже если оно сделано только ради приличия.

Выводы:

  • Милосердие – это состояние души, благодаря которому мы совершаем бескорыстные поступки.
  • Список добрых дел бесконечен, начинать можно с малого и прямо сегодня.
  • Доброта по отношению к другим учит нас быть добрым к самому себе.
  • Сострадание полезно для нас самих: оно не дает нам с головой окунуться в собственные переживания и стрессы.

Пройти тест на тип личности

МИЛОСЕРДИЕ это что такое МИЛОСЕРДИЕ: определение — Философия.НЭС

Милосердие

общечеловеческая ценность, проявление человеческого в человеке, наиболее действенная, «практическая» форма сострадания больному, «сердолюбие, готовность делать добро всякому, любовь на деле» (Вл. Даль). Особенно велика роль М. в медицинской практике, которая часто имеет дело с инвалидами, тяжелобольными, немощными, стариками. М легло в основу названия одной из медицинских профессий – «сестра милосердия».

Оцените определение:

Источник: Биомедицинская этика. Краткий словарь терминов

МИЛОСЕРДИЕ

деятельное сострадание и конкретно выражен-гая доброта по отношению к нуждающимся, обездоленным и страдающим. Выводится религией из велений бога и рассматривается (в част., буддизмом, иудаизмом, христианством, исламом и др.) как одна из дарованных свыше добродетелей, способствующих преодолению греховности: «Милосердием и правдою очищается грех» (Притч. 16:6). Практически проповедь М. сводилась и сводится к требованию от неимущих терпеливого ожидания подачек (милостыни) от имущих и довольства этими подачками, а также к пожеланию имущим не скупиться на милостыню, чтобы ею удержать неимущих от радикальных действий. С помощью подобных призывов церковь внушала верующим, что богатые созданы богом, чтобы проявлять М. к бедным, а бедные — чтобы быть объектом такого М. Тем самым религиозно оправдывалось соц. неравенство.

Оцените определение:

Источник: Атеистический словарь

МИЛОСЕРДИЕ

сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку; противоположно равнодушию, жестокосердию, злонамеренности, враждебности, насилию.

В европейской христианской культуре идея милосердия формируется на пересечении ряда традиций. Понятие милосер дия восходит к Пятикнижию, где слово «hesed» обозначало «доброту», «любящую доброту». В добиблейской греческой литературе слово обозначает чувство, которое возникает при виде незаслуженных страданий. У Аристотеля — чувство, противоположное гневу: сочувствие, жалость, сострадание. В греческом тексте Нового Завета милосердие передается гл. обр. специфически христианским термином агапе. В христианской этике милосердная любовь приобретает особое значение как одна из трех богословских добродетелей; в милосердии человек посвящает себя Богу и тем самым открывается добру. С этической точки зрения милосердие составляет долг человека: в нем человек призван осуществить нравственный идеал, на что указывает заповедь любви. Милосердие достигает нравственной полноты, когда воплощается в действиях, не только направленных на удовлетворение интересов другого, но и основанных на стремлении к совершенству Уже в Пятикнижии Бог выступает не только как устрашающий, но и как милосердный, многомилостивый, человеколюбивый, снисходительный; в Новом Завете милосердность Бога непосредственно задается как объект для подражания. В заповеди любви требование милосердного отношения к ближнему обосновывается и подкрепляется требованием любви к Богу, в которой человек должен проявить себя во всей внутренней полноте и цельности сердца, души, воли и разума. Однако милосердие — ие только средство в процессе самосовершенствования, но и содержание его. Человек не является милосердным потому, что стал совершенствующимся; скорее милосердное поведение является выражением его совершенствования. Поэтому несостоятельно мнение, что милосердие как путь служения Богу не предполагает непременно чувства благожелательности. Также несостоятельно сведение милосердия к альтруизму, который исчерпывается доброжелательным отношением к другим. Однако вне телеологического и перфекционистского контекстов отсутствие идеала милосердия теряет стандарт совершенства.

В новозаветных текстах милосердие предлагалось в качестве универсального требования, содержащего в себе и требования Моисеевых заповедей (см. Дека/юг). Этот взгляд сохраняется и в ряде современных работ по моральной теологии. Однако уже у апостола Павла получает развитие различение закона Моисея и заповеди любви, которое помимо чисто теологических аспектов имело и существенное этическое содержание, а именно то, что в христианстве от человека требуется не скрупулезное соблюдение правил, нередко формальных, а праведность, покоящаяся на непосредственном движении души и зове сердца. Этический аспект различения Декалога и этики любви был воспринят в новоевропейской мысли и проблематизирован в контексте сопоставления справедливости и милосердия (Гоббс, Прудон, Шопенгауэр). Анализ этой традиции в истории западной философии приводит к следующим выводам: а) хотя милосердие представляет собой высшее моральное требование, непосредственно задает человеку идеал и в этом смысле универсально, оно отнюдь не может рассматриваться в качестве требования, исполнение которого всегда ожидается от человека; в действительных отношениях между людьми как членами сообщества милосердие является лишь рекомендуемым требованием, между тем как справедливость — непреложным; б) милосердие вменяется человеку в обязанность, однако он сам вправе требовать от других лишь справедливости и не более того. Впрочем, разделение справедливости и милосердия, тем более в соотнесении с различными сферами коммуникативного опыта, относительно: этически неправомерен и нравственно несовершенен такой выбор, в котором справедливость принимается как непосредственный

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *