Понятие стиля деятельности руководителя: Стиль деятельности руководителя (стр. 2 из 3)

Автор: | 29.03.2021

Содержание

АВТОКРАТИЧЕСКИЙ, ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ , ЛИБЕРАЛЬНЫЙ , СОЧЕТАНИЕ СТИЛЕЙ

СТИЛИ УПРАВЛЕНИЯ

АВТОКРАТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ.

Автократический стиль характеризуется высокой степенью централизации власти руководителя. Это директивный стиль, означающий большую свободу руководителя в выборе средств воздействия при слабом контроле.

 

Автократ самовластно решает большинство не только крупных, но и сравнительно мелких вопросов жизни коллектива, навязывает свою волю исполнителям и не делегирует им никаких полномочий. При этом он намеренно апеллирует к более низкому уровню потребностей своих подчиненных.

 

 В отношениях со своими подчиненными действия автократа могут исходить из следующих предпосылок:

 

1) люди изначально не любят трудиться и при любой возможности избегают работы;

 

2) у людей нет честолюбия, и они стараются избавиться от ответственности, предпочитая, чтобы ими руководили;

 

3) больше всего люди хотят защищенности;

 

4) чтобы заставить людей трудиться, необходимо использовать принуждение, контроль и наказание.

 

 На основе таких предпосылок автократ обычно централизует полномочия, структурирует работу подчиненных и почти не дает им свободы в принятии решений.

 

Руководитель-автократ плотно руководит всей работой в пределах его компетенции и, чтобы обеспечить выполнение работы, может оказать психологическое давление, угрожать. Структурируя задание и навязывая неукоснительное соблюдение огромного количества правил, автократ жестко регламентирует поведение сотрудника.

 

Руководитель-автократ догматичен, непременно жаждет подчинения своей воле, не терпит возражений и не прислушивается к чужому мнению. Он часто вмешивается в работу подчиненных и жестко контролирует их действия, требуя пунктуального следования его указаниям «делать, что велено «. Если и проводятся совещания, то лишь для соблюдения формальности, ибо все решения у руководителя готовы еще до совещания.

 

Автократ никому не позволяет «сесть себе на шею». Он много работает, заставляет работать и других, в том числе и во внеурочное время. Может идти на риск, но расчетливо.

 

 Критику не выносит и не признает своих ошибок. Однако сам любит критиковать. Придерживается того мнения, что административные взыскания — лучший способ воздействия на подчиненных в целях достижения высоких трудовых показателей.

 

 В общении с людьми подчас не выдержан, а то и груб, но не обязательно. Он может быть и благожелательным, корректным автократом. Внимательно выслушивать и напоказ взвешивать идеи подчиненных. Но пренебрегать их мнением при принятии окончательного решения, так что и в этом случае стиль по сути своей остается директивным и автократичным.

 

 В целом для руководителя-автократа характерен недостаток уважения к окружающим.

 

 На практике автократический стиль в столь рельефной форме обнаруживается довольно редко. Причем временами присущие автократу методы и приемы работы могут вызвать симпатию и уважение благодаря оперативному решению задач.

 

 Появление руководителя-автократа нередко связано со свойствами его личности, с особенностями его характера. В большинстве случаев это властные люди, упорные и настойчивые, тщеславные и с преувеличенными представлениями о своих возможностях. Люди с непомерно развитым стремлением к престижности и с избыточным влечением к внешним атрибутам власти.

 

 Подчас автократом предстает и руководитель, вполне резонно действующий по четкому плану и реализующий его вопреки любым препятствиям. В этом случае он может быть жестким, но не жестоким, бескомпромиссным, но справедливым, властным, но не подавляющим, решительным, но не самоуверенным.

 

 Естественно, такой руководитель способен делать многое для решения проблем благодаря умелой организации, смелым решениям и настойчивому их выполнению. Однако большей частью у руководителей-автократов столь привлекательные личные качества развиты недостаточно. Но зато превалирует стремление командовать и добиваться беспрекословного подчинения. И тогда наиболее способные и инициативные, знающие себе цену работники стремятся уйти от такого руководства.

 

 Живучесть автократа обусловлена объективными причинами. Автократический стиль возникает прежде всего в условиях, когда наиболее важным признается результат функционирования системы, а средствам его достижения не придается существенного значения.

 

 Такое понимание само нашло выражение в формуле «план любой ценой». Это предполагает широкое использование давления, волевого принуждения, сопряжено с пренебрежением мнений подчиненных.

 

 Нередко автократический стиль служит маскировкой некомпетентности руководителя или отсутствия у него организаторских способностей. Поэтому быть автократом признак скорее слабости, нежели силы.

 

 

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ.

Демократический стиль характеризуется предоставлением подчиненным самостоятельности в пределах выполняемых ими функций и их квалификации. Это коллегиальный стиль, который дает большую свободу деятельности подчиненных под контролем руководителя.

 

 Руководитель-демократ предпочитает такие механизмы влияния, которые апеллируют к потребностям более высокого уровня: участия, принадлежности, самовыражения. Он предпочитает работать в команде, а не дергать за ниточки власти.

 

 Представление демократа о своих сотрудниках сводится к следующему:

 

труд процесс естественный, если условия благоприятные, то люди не только примут на себя ответственность, они будут стремиться к ней;

если люди приобщены к организационным решениям, они будут использовать самоконтроль и самоуправление;

приобщение является функцией вознаграждения, связанного с достижением цели;

способность к творческому решению проблем встречается часто, а интеллектуальный потенциал среднего человека используется лишь частично.

Настоящий демократ избегает навязывать свою волю подчиненным. Он разделяет с ними власть и контролирует результаты деятельности.

 

Предприятия, где доминирует демократический стиль, характеризуются высокой децентрализацией полномочий. Подчиненные принимают активное участие в подготовке решений, пользуются свободой в выполнении заданий. Созданы необходимые предпосылки для выполнения работы, проводится справедливая оценка их усилий, наблюдается уважительное отношение к подчиненным и к их потребностям.

 

Руководитель вкладывает много усилий в создание атмосферы открытости и доверия с тем, что если подчиненным понадобится помощь, они не стесняясь могут обратиться к руководителю.

 

В своей деятельности руководитель-демократ опирается на весь коллектив. Он старается научить подчиненных вникать в проблемы подразделения, выдавать им эффективную информацию и показывать, как искать и оценивать альтернативные решения.

 

Лично руководитель занимается только наиболее сложными и важными вопросами, предоставляя подчиненным решать все остальное. Он не подвержен стереотипам и варьирует свое поведение сообразно изменениям ситуации, структуры коллектива и т.п.

 

Когда доминирует демократический стиль, то указания выдаются не в форме предписаний, а в виде предложений с учетом мнений подчиненных. Это объясняется не отсутствием собственного мнения или желанием разделить ответственность, а убежденностью, что в умело организованном процессе обсуждения всегда могут быть найдены лучшие решения.

 

Такой руководитель хорошо разбирается в достоинствах и недостатках подчиненных. Ориентируется на возможности подчиненного, на его естественное стремление к самовыражению посредством своего интеллектуального и профессионального потенциала. Желаемых результатов он добивается посредством убеждения исполнителей в целесообразности и значимости возлагаемых на него обязанностей.

 

Руководитель-демократ постоянно и обстоятельно информирует подчиненных о состоянии дел и перспективах развития коллектива. Это позволяет легче мобилизовать подчиненных на реализацию поставленных задач, воспитывать у них чувство подлинных хозяев.

 

Будучи хорошо информированным об истинном положении дел в руководимом им подразделении и о настроениях своих подчиненных, он во взаимоотношениях всегда тактичен, с пониманием относится к их интересам и запросам. Конфликты он воспринимает как закономерное явление, старается извлечь из них пользу на будущее, вникая в их первопричину и суть. При такой системе общения деятельность руководителя сочетается с его работой по воспитанию подчиненных, между ними укрепляется чувство доверия и уважения.

 

Демократический стиль поощряет творческую активность подчиненных (во многом посредством делегирования полномочий), способствует созданию атмосферы взаимного доверия и сотрудничества. Люди в полной мере осознают свою значимость и ответственность в решении задач, стоящих перед коллективом. Дисциплина трансформируется в самодисциплину.

 

Демократический стиль отнюдь не затрудняет единоначалия, не ослабляет власть руководителя. Скорее наоборот, его авторитет и реальная власть возрастают, поскольку он управляет людьми без грубого нажима, опираясь на их способности и считаясь с их достоинством.

 

 

ЛИБЕРАЛЬНЫЙ СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ.

Либеральный (несмешивающийся) стиль руководства характеризуется тем, что подчиненные имеют свободу принимать собственные решения. Им предоставляется почти полная свобода в определении своих целей и в контроле за своей работой.

 

 Либеральный стиль отличают минимальное участие руководителя в управлении, отсутствие размаха в его деятельности, безинициативность и постоянное ожидание указаний сверху, нежелание принять на себя ответственность за решение проблем и за их последствия, когда они неблагоприятны.

 

 Руководитель-либерал мало вмешивается в дела подчиненных и вообще не проявляет особой активности, выступает в основном в роли посредника во взаимоотношениях с другими подразделениями. Он непоследователен в действиях, легко поддается влиянию окружающих, склонен уступать обстоятельствам,  и смиряется с ними, может без особых оснований отменить ранее принятое решение. Как правило, он очень осторожен, видимо, по причине того, что не уверен в своей компетенции, а значит, и в положении, занимаемом в служебной иерархии.

 

 Когда доминирует либеральный стиль, то  во взаимоотношениях с подчиненными руководитель отменно вежлив и доброжелателен, относится к ним уважительно, старается помочь в решении их проблем. Готов выслушать критику и соображения. Но большей частью оказывается несостоятельным реализовать подсказанные мысли и удовлетворить высказанные пожелания (просьбы).

 

 Недостаточно требователен к подчиненным, не желая портить с ними отношения, часто избегает решительных мер, случается, что уговаривает их выполнять ту или иную работу. Если подчиненный не обнаруживает желания исполнить его указание, то он скорее сам выполнит требуемую работу, чем принудит к этому недисциплинированного подчиненного.

 

Руководитель-либерал редко пользуется своим правом говорить «нет», легко раздает невыполнимые обещания. Он способен пренебречь своими принципами, если их соблюдение угрожает его популярности в глазах вышестоящего руководителя и подчиненных.

 

 В стремлении приобрести и укрепить свой авторитет способен предоставлять подчиненным различного рода льготы, выплачивать незаслуженные премии и т.п., склонен бесконечно откладывать увольнение негодного работника.

 

Когда вышестоящие руководители просят его сделать нечто, не согласующееся с действующими нормативными актами или правилами поведения, то ему и в голову не приходит мысль, что он вправе отказаться удовлетворить такую просьбу.

 

 Руководитель либерального стиля не проявляет сколько-нибудь выраженных организаторских способностей, нерегулярно и слабо контролирует и регулирует действия подчиненных и, как следствие, его решение задач управления не отличается достаточной результативностью.

 

 Он не может отстаивать свою позицию в сложных, и тем более экстремальных ситуациях: неожиданный запрос «сверху», внезапная постановка вопроса на совещании и другие. Он часто ссылается на ограничение в правах и поэтому не может позволить себе принять то или иное решение. Делает упор на безусловное следование действующим положениям и должностным инструкциям.

 

 Когда доминирует либеральный стиль, то  руководитель предпочитает такую организацию деятельности, когда все расписано по полочкам и сравнительно редко возникает потребность в принятии оригинальных решений и вмешательства в дела подчиненных.

 

 Подчиненные, располагая большой свободой действий, пользуются ею по своему усмотрению. Сами ставят задачи и выбирают способы их решений. В результате перспективы выполнения отдельных работ оказываются в зависимости от настроений и интересов самих работников.

 

 Становление руководителя-либерала может объясняться многими причинами. Большей частью такие руководители, по натуре люди нерешительные и добродушные, как огня боятся ссор и конфликтов. Другая причина — недооценка значимости возможностей коллектива и своего долга перед ним. Наконец, он может оказаться высокотворческой личностью, целиком захваченной какой-то конкретной сферой своих интересов, но лишенной организаторского таланта, вследствие чего обязанности руководителя оказываются для него непосильными.

 

 Иногда такой руководитель вовсе не стремится к служебной карьере, и понимая, что занимает не свое место, готов уступить его более подготовленному.

 

 

 

СОЧЕТАНИЕ СТИЛЕЙ РУКОВОДСТВА.

В чистом виде стили руководства обычно не встречаются. В реальной жизни в поведении каждого руководителя наблюдаются черты, присущие различным стилям  руководства, при доминирующей роли какого-либо одного из них.

 

Становление стилей руководства — сложный процесс, протекающий на протяжении достаточно долгого периода времени. Поэтому нелегко объяснить, почему выбирается именно этот, а не иной стиль. Поэтому возникают затруднения по выработке конкретных и общеприемлемых рекомендаций по выбору стиля руководства на все случаи жизни.

 

Руководителю трудно выработать стиль руководства, удовлетворяющий всех членов подчиненного ему коллектива. К тому же одни и те же приемы воздействий на подчиненных могут получить как у руководителя, так и у подчиненных совершенно разные оценки.

 

Если один руководитель старается воздействовать убеждением, то другой предпочитает действовать по формуле «должны», «обязаны». Некоторые руководители стремятся держать подчиненных «на расстоянии», решать единолично даже самые мелкие вопросы. Другие являются сторонниками «открытых дверей», куда вовсе не трудно прийти по любому поводу. Но люди не идут к такому руководителю по пустячным делам, будучи приученными к некоторому порядку распределения полномочий и ответственности.

 

Стиль работы руководителя во многих отношениях складывается подсознательно и постепенно, пока не сформируется определенная совокупность приемов общения с подчиненными и воздействия на них. Характер таких приемов соответствует личности руководителя и позволяет находить успешное решение задач управления коллективом.

 

Но это не значит, что стиль руководства непременно формируется стихийно. Каждый руководитель располагает возможностями добиваться этого целенаправленно. Успешность выбора стиля рукодства определяется тем, в какой степени руководитель учитывает традиции коллектива, готовность и способность подчиненных к исполнению его решений.

 

Необходимо учитывать и собственные возможности, обусловленные уровнем образования, стажем работы, психическими качествами. При формировании стиля руководства сказывается также уровень иерархии управления, вид деятельности (линейный, функциональный) и конкретные ситуации: руководитель может быть автократом в одних ситуациях и демократом в других.

 

В современной практике производственных систем доминируют автократический и демократический стили. Автократический стиль руководства может обеспечить более высокую производительность труда, но более низкую удовлетворенность от него, чем демократический стиль руководства. Тем не менее выдавать некоторые общие и детальные рекомендации относительно стиля руководства — дело рискованное.

 

Когда коллектив слабо организован, когда в нем мало инициативных и сознательных работников, а межличностные и межгрупповые отношения оставляют желать лучшего, в таких случаях производственные и воспитательные задачи не всегда могут решаться руководителем-демократом. Наоборот, в таком коллективе автократ, с присущей ему энергичностью и требовательностью, может оказаться больше к месту. Поэтому автократический стиль руководства в принципе не противопоказан.

 

Особенно автократический стиль руководства необходим в экстремальных ситуациях, когда за неимением времени нет возможности посоветоваться с коллективом или по иной причине руководитель берет на себя всю полноту ответственности за выход из ситуации и требует беспрекословного подчинения. Приходится прибегать к автократическому стилю руководства и в общении с теми, кто воспринимает демократичность руководителя за слабость и позволяет себе пренебрегать его служебными распоряжениями.

 

Для сравнительной оценки отдельных стилей примечательны следующие результаты наблюдений. В коллективе, управляемом в демократическом стиле, организация и показатели деятельности стабильны безотносительно к тому, на службе руководитель или в отпуске. При автократическом  стиле руководства отсутствие руководителя приводит к ухудшению деятельности. В коллективе, возглавляемом либералом, в его присутствии работники обычно проявляют меньшую активность, нежели когда он находится вне коллектива.

 

ОСНОВНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ СТИЛЕЙ УПРАВЛЕНИЯ.

Сообразуясь с объективно существующими обстоятельствами и опираясь на личностные качества, каждый руководитель вырабатывает свой собственный стиль руководства. Но разнообразия в стиле руководства не безграничны, они существуют и варьируют в границах, определяемых ведущей стилевой концепцией.

 Вариантность стилей можно классифицировать по различным признакам. Наиболее распространенным является выделение стилей по признаку характера отношений между руководителем и подчиненными. С этой позиции принято различать три стиля руководства: автократичный , демократический и либеральный. Авторитарно-либеральная непрерывность стилей образует континуум, в середине которого находится демократический стиль.

 

 Конкретный, индивидуальный стиль руководства формируется в зависимости от того, в каком соотношении реализуются в деятельности руководителя его качества. Тип руководителя определяется теми качествами, которые доминируют в его личности.

 

Рассмотрим некоторые функциональные характеристики руководства, в которых каждому стилю выделяется одно из трех возможных отношений руководителя с подчиненными.

1. Делегирование полномочий (порядок распределения обязанностей):

а) руководитель сосредотачивает полномочия у себя;

б) делит полномочия со своими сотрудниками;

в) передает полномочия и слабо контролирует их исполнение.

 

2. Организация выработки решений по управлению коллективом:

а) принимает и отменяет решения единолично;

б) решает дела вместе с подчиненными, а единолично – лишь самые срочные;

в) обходит решение вопросов, особенно сложных.

 

3. Состояние контактов с подчиненными:

а) сознательно ограничивает общение с ними и держится с ними на расстоянии;

б) регулярно общается с ними и информирует их о проблемах коллектива;

в) вступает в панибратские отношения с ними.

4. Осуществление контроля деятельности подчиненных:

а) постоянно и жестко контролирует работу подчиненных, причем в процессе контроля вмешивается в их деятельность;

б) контролирует регулярно, но не вмешивается в их работу, отмечает успехи исполнителей;

в) контролирует работу от случая к случаю.

 

5. Установление ответственности:

а) берет ее полностью на себя;

б) делит ее с подчиненными;

в) старается возложить ее на подчиненных.

6. Активность и инициативность:

а) проявляет их только сам руководитель, а со стороны подчиненных они не поощряются;

б) их проявляют и руководитель, и подчиненные;

в) руководитель ожидает инициативы со стороны, сам избегает проявлять ее.

 

7. Поведение при недостатке знаний:

а) решает лично даже те вопросы, с которыми недостаточно знаком;

б) не скрывает своего незнания и привлекает знания подчиненных;

в) не стремится восполнить пробелы в своих знаниях.

 

8. Позиция относительно самостоятельности подчиненных:

а) навязывает им свое мнение;

б) заинтересован в совместной работе;

в) подчиненные предоставлены самим себе.

 

9. Преобладающие способы влияния на подчиненных:

а) обычно приказывает, никогда не просит;

б) делает замечания и выносит выговоры подчиненным;

в) обращается к ним за советом, с поручениями и просьбами.

 

10. Способы поддержания трудовой дисциплины:

а) требует формального соблюдения дисциплины и подчинения;

б) поддерживает дисциплину преимущественно методами убеждения;

в) не в состоянии ее контролировать.

 

11. Характер требований к подчиненным:

а) предъявляет жесткие требования, работает по принципу «давай-давай»;

б) справедливо требует;

в) требует эпизодически, нерегулярно.

 

12. Реакция на советы и возражения подчиненных:

а) не считается с их соображениями;

б) регулярно советуется с ними, особенно в сложных ситуациях;

в) далеко не всегда имеет свое мнение, подчас подчиненные дают ему не только советы, но и указания.

 

13. Восприятие критики со стороны подчиненных:

а) не скрывает своего отрицательного отношения к критике;

б) на критику не обижается и старается использовать ее для улучшения обстановки в коллективе;

в) критику выслушивает и обещает принять соответствующие меры, но ничего не предпринимает.

 

14. Психологический такт в общении:

а) проявляет временами нетактичность и даже грубость;

б) общается вежливо и доброжелательно;

в) в общении равнодушен.

 

15. Самооценка:

а) считает себя незаменимым в коллективе;

б) ничем не обнаруживает своего превосходства перед подчиненными;

в) безразличен к тому, как они его оценивают.

 

16. Сотрудничество и взаимное доверие:

а) в коллективе такие отношения отсутствуют;

б) работники поддерживают дружеские отношения;

в) безразличны (индифферентны) по отношению друг к другу.

 

17. Ближайшее окружение:

а) заместители и помощники подчиняются руководителю безоговорочно;

б) старается окружить себя квалифицированными специалистами;

в) исполнители считают себя квалифицированнее руководителя.

 

18. Соотношение решения производственных и социально-психологических задач:

а) интересуется только производственными достижениями, независимо от настроения подчиненных;

б) решая производственные задачи, старается создавать хорошие отношения;

в) не заинтересован в работе и подходит к ней и к людям формально.

 

19. Продуктивность работы в отсутствие руководителя:

а) снижается;

б) не снижается;

в) повышается.

 

20. Отношение к нововведениям:

а) консервативен;

б) охотно их поддерживает;

в) старается избегать.

 

Разумеется, отношения руководителя и подчиненных, определяющие стиль работы, могут быть сгруппированы и по-другому. Но при любой аргументированной классификации выделяются автократичный, демократический и либеральный типы общения.

 

Каждый руководитель — это уникальная личность, обладающая рядом особенностей. Поэтому не всегда можно отнести деятельность руководителя к конкретной категории стиля. Но можно сказать, какой стиль наиболее характерен для данного руководителя.

 

Подготовлено по материалам www.market-journal.com.

Понятие стиля руководства — Стиль управленческой деятельности

Понятие стиля руководства

Перечисленные подходы к руководству людьми получили конкретное воплощение в его стилях. Под стилем руководства можно понимать совокупность конкретных способов, с помощью которых происходит взаимодействие руководителей и подчиненных.

СТИЛЬ РУКОВОДСТВА в контексте управления — это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации. Степень, до которой управляющий делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его забота, прежде всего, о человеческих отношениях или, прежде всего, о выполнении задачи — все отражает стиль руководства, характеризующий данного лидера.

Каждая организация представляет собой уникальную комбинацию индивидов, целей и задач. Каждый управляющий — это уникальная личность, обладающая рядом способностей. Поэтому стили руководства не всегда можно отнести к какой-то конкретной категории. По традиционной системе классификации стиль может быть автократичным (это одна крайность) и либеральным (другая крайность) или это будет стиль, сосредоточенный на работе, и стиль, сосредоточенный на человеке. Рисунок 1 иллюстрирует автократичный — либеральный континуум.

В Древней Греции слово «стиль» означало заострённый стержень для писания на восковых дощечках. В дальнейшем понятие «стиль» совпало с термином «почерк», поскольку в почерке (стиле) проявляется индивидуальность человека, особенности группы (команды), черты той или иной системы. Для ученых были и остаются такие проблемы, как методы исследования стиля и его влияние на результаты работы. Практиков интересовала и интересует проблема эффективности и одновременно неэффективности стиля – каким образом стиль влияет на людей, их отношения, труд и его результаты.

Стиль руководства предопределяется особенностями организации и её подразделений, существующим в них порядком ведения дел, позициями владельцев и высших менеджеров, преобладающей системой ценностей и типом культуры, случайными обстоятельствами.

В руководстве подчиненными нет абсолютных истин, так как поведение людей не только рационально, но и иррационально. На него влияют как объективные условия так и субъективные моменты. На практике успешное руководство – это функция трех переменных: руководителя, подчиненного и ситуации. Оно предполагает сочетание научных правил и процедур с искусством их применения.

Сегодня в одной фирме попеременно могут использоваться различные стили руководства, что получило название в западном менеджменте «метод двух шляп».

Вопрос «когда какой стиль применять?» является наиболее сложным в менеджменте. В настоящее время существует целый ряд теорий об основах формирования управленческих стилей. Стили управления складываются под влиянием конкретных условий и обстоятельств. В связи с этим можно выделить «одномерные», то есть обусловленные одним каким-то фактором, и «многомерные», т.е. учитывающие два и более обстоятельств при построении взаимоотношений «руководитель – подчиненный»,стили управления.

Стиль деятельности менеджера. Понятие. Определение. Модели СДМ.

Стиль деятельности – это совокупность индивидуально-типических и относительно устойчивых способов и методов воздействия на людей, которые представляют определенную систему.

1. Поведенческий подход (одномерный) к стилю деятельности руководителя – МакГрегори, Лайкерт, Журавлев.:

—          авторитарный стиль (жесткий, направленный на результат (план любой ценой), такой руководитель не терпит критики, единолично принимает решение, а чаще – уходит от принятия рисковых решений. Данный стиль централизует руководство в одних руках, уходит от решения конфликтов).

—          попустительский стиль (никакой, наплевательский стиль).

—          демократический стиль (мягкий, более эффективный в мягких системах, ориентирован на человека. Такой руководитель децентрализирует руководство, направлен на делегирование полномочий и функций, признает критику, всегда стремится разрешить конфликтную ситуацию, информирует подчиненных по всем вопросам, позволяет работникам принимать участие в принятии решений.

2. В 1950г Блейком разработана «управленческая решетка», или матрица – это двумерный подход.

«Теория Х»:

Называет предпосылки автократического руководства по отношению  к людям.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

  • Люди изначально не любят трудиться и при любой возможности избегают работы
  • У людей нет честолюбия, они стараются избавиться от ответственности, предпочитая, чтобы ими руководили
  • Больше всего люди хотят защищенности
  • Чтобы заставить людей трудиться необходимо еще принуждение, контроль и угрозу наказания

Исходя из этого автократ:

—          старается централизировать полномочия,

—          не дает свободы в принятии решений подчиненным,

—          жестко руководит всей работой подчиненных,

—          поощрение использует как форму «порабощения».

«Теория У» (демократическое управление по Мак-Грегору).

Исходит из следующих предпосылок и точек зрения:

  • Труд – процесс естественный и если условие благоприятное, люди с удовольствием принимают на себя ответственность
  • Если члены коллектива понимают и принимают цели, они будут стараться использовать самоуправление и самоконтроль
  • Широко используется функция поощрения
  • Поощряется способность к творческому решению.

Исходя их этого демократ:

—          избегает навязывать волю подчиненным (чтобы не нарушать их инициативу),

—          его руководство характеризуется высокой децентрализацией власти (полномочий),

—          подчиненные имеют большие свободы и активно участвуют в процессе принятия решений,

—          руководитель совместно с коллективом решает конфликтные ситуации.

Стиль деятельности руководителя по Лайкерту.

Он считал, что высокая и низкая производительность труда группы зависит от стиля деятельности руководителя. В качестве альтернативных полюсов он использовал показатель:

  • Сосредоточенность на человеке
  • Сосредоточенность на работе

Существует 4 стиля деятельности:

  • Эксплуататорско-авторитарный, т.е. автократ
  • Благосклонно-авторитарный, когда поддерживая в целом авторитарные отношения руководители всеже иногда приглашают подчиненных к принятию решений. Действует система поощрения и наказания.
  • Кооперативно-демократический. Руководитель стремиться к взаимодействию с подчиненными, хотя полного доверия еще нет
  • Стиль, ориентированный на подчиненного, на групповое принятие решений, на создание благоприятного социально-психологического климата, на поощрение участия подчиненных в управлении и т.д. по Лайкерту это самый эффективный стиль.

Стиль деятельности с точки зрения Врума и Иеттона.

Они рассматривали стиль деятельности как фактор процесса принятия решений и выделили 5 стилей руководства в зависимости от того, в какой степени руководитель разрешает подчиненным участвовать в ППР.

1.        руководитель самостоятельно и единолично решает проблему и ПР, используя свою информацию не привлекая к этому подчиненных

2.        руководитель использует подчиненных только на этапе сбора информации. И тем самым анализирует ситуацию, оценивает возможность альтернативы и принимает решение

3.        руководитель советуется с частью подчиненных о проблеме, собирает их идеи, но сам ПР не используя при этом силу группы

4.        руководитель излагает проблему группе, выслушивает ее предложения, идеи, варианты решения, а затем сам ПР, которое может и не отражать мнение группы

5.        ПР в группе и с группой, т.е. принятие совместного решения, в котором отражается и мнение и интересы группы.

Эффективный руководитель использует тот или иной стиль деятельности в зависимости от ситуации, а ситуацию он оценивает исходя из следующих критериев:

—          значение качества решения,

—          наличие достаточной информации или опыта руководителя для ПР,

—          степень структурированности проблемы,

—          уровень согласия подчиненных с целями и задачами организации, их согласие участвовать в ПР,

—          уровень поддержки подчиненными автократизма руководителя,

—          уровень мотивации подчиненных достигнуть цель с помощью ППР,

—          уровень разрешимости конфликта между подчиненными в ППР.

2 вариант ответа

Под стилем руководства можно понимать совокупность конкретных способов, с помощью которых происходит взаимодействие руководителей и подчиненных.
СТИЛЬ РУКОВОДСТВА в контексте управления   это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации. 

К «ОДНОМЕРНЫМ» стилям управления относятся авторитарный (директивный), демократический, либеральный.

Авторитарный: эксплуататорский и благожелательный. Суть его состоит в отдаче подчиненным в приказной форме распоряжений без всяких объяснений их связи с общими целями и задачами деятельности организации. Применяющий его руководитель отдает предпочтение официальному характеру отношений, поддерживает между собой и подчиненными дистанцию, которую те не имеют право нарушать.
Специалисты выделяют две разновидности авторитарного стиля. «Эксплуататорская» предполагает, что руководитель полностью сосредотачивает в руках решение всех вопросов, не доверяет подчиненным, не интересуется их мнением, берет на себя ответственность за все, давая исполнителям лишь указания. В качестве основной формы стимулирования он использует наказания, угрозы, давление.

Более мягкая «благожелательная» разновидность авторитарного стиля. Руководитель относится к подчиненным уже снисходительно, по-отечески, иногда интересуется их мнением. Но даже в случае обоснованности высказанного мнения, может поступить по-своему, делая это зачастую демонстративно, чем значительно ухудшает морально психологический климат в коллективе. При принятии решений он может учитывать отдельные мнения сотрудников и дает определенную самостоятельность, однако под строгим контролем, если при этом неукоснительно соблюдается общая политика фирмы и строго выполняются все требования и инструкции.
Угрозы накзания, хотя присутствуют, но не преобладают

Таким образом, основой авторитарного стиля является сосредоточение всей власти и ответственности в руках руководителя, что дает ему преимущество в установлении целей и выборе средств их достижения. Последнее обстоятельство играет двоякую роль в возможности достижения эффективности.
С одной стороны, авторитарный стиль управления проявляется в порядке, срочности выполнения задания и возможности предсказать результат в условиях максимальной концентрации всех видов ресурсов. С другой стороны — формируются тенденции к сдерживанию индивидуальной инициативы и одностороннему движению потоков информации сверху вниз, отсутствует необходимая обратная связь.

Демократический: консультативный и партисипативный. Организации, в которых доминирует принцип демократического руководства, характеризуется высокой степенью децентрализации полномочий, активным участием сотрудников в принятии решений, созданием таких условий, при которых выполнение служебных обязанностей оказывается для них привлекательно, а успех служит вознаграждением.
Настоящий демократический руководитель пытается сделать обязанности подчиненных более привлекательными, избегает навязывать им свою волю, вовлекает в принятие решений, предоставляет свободу формулировать собственные цели на основе идей организации.
Как у авторитарного, у демократического стиля руководства выделяют две формы: «консультативную» и «партисипативную«.
В рамках «консультативной» руководитель интересуется мнением подчиненных, советуется с ними, стремится использовать всё лучшее, что они предлагают. Среди стимулирующих мер преобладает поощрением, наказание используется лишь в исключительных случаях. Сотрудники в целом удовлетворены такой системы руководства, не смотря на то, что большинство решений фактически подсказывается им сверху, и обычно стараются оказать своему начальнику посильную помощь и поддержать морально в необходимых случаях.
«Партисипативная» форма демократического руководства предполагает, что руководитель полностью доверяет подчиненным во всех вопросах ( и тогда они отвечают тем же), всегда их выслушивает и использует все конструктивные предложения, привлекает сотрудников к постановке целей и контролю за их исполнением. При этом ответственность за последствия принятых решений не перекладывается на подчиненных. Все это сплачивает коллектив.
Обычно демократический стиль руководства применяется в том случае, когда исполнители хорошо, порой лучше руководителя, разбираются в тонкостях работы и могут внести в неё много новизны и творчества. Руководитель-демократ в случае необходимости может идти на компромисс либо вообще отказаться от принятого решения, если логика подчиненного убедительна.

Либеральный, в т.ч. бюрократический. Там же где речь идет о необходимости стимулирования творческого подхода исполнителей к своей работе, наиболее предпочтителен либеральный стиль руководства. Его суть состоит в том, что руководитель ставит перед подчиненными задачу, создает необходимые организационные условия для работы, определяет её правила и задает границы решения, сам же при этом отходит на второй план, оставляя за собой функции консультанта, арбитра, эксперта, оценивающего полученные результаты и в случае сомнений и разногласий исполнителей принимает окончательное решение. Он также обеспечивает сотрудников информацией, поощряет, обучает.
Подчиненные избавленные от назойливого контроля, самостоятельно принимают необходимые решения и ищут в рамках предоставленных полномочий пути их реализации. Такая работа позволяет им выразить себя, приносит удовлетворение и формирует благоприятный морально-психологический климат в коллективе, порождает доверие между людьми., способствует добровольному принятию на себя повышенных обязательств.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость

11.4. Авторитарное, демократическое и либеральное руководство

Определяющая роль руководителя связана с наделением его властными полномочиями, через которые он воздействует на производственный коллектив, а через него на характер и результаты функционирования организации в целом. Профессиональный руководитель четко формулирует задачи, прогнозирует неудачи, находит решение в каждой конкретной ситуации, способен задействовать внутренние стимулы сотрудников к самостоятельным действиям. При этом, выполняя служебные обязанности, он имеет определенный стиль управленческой деятельности, характеризующийся субъективными и объективными составляющими. К объективным составляющим относятся, такие как: специфика сферы деятельности хозяйственной системы, закономерности процесса управления, социально-психологические особенности исполнителей, уровень иерархии управления и др.

Субъективный элемент стиля руководителя включает: уровень профессиональной подготовки руководителя, особенности характера и темперамента, нравственные ценности, коммуникативные способности, поведенческие аспекты. Эти характеристики позволяют сочетать в деятельности руководителя производственные функции и функции регулирования взаимоотношений в коллективе. При этом они оказывают влияние на степень удовлетворенности трудом, мотивацию подчиненных, характер отношений между ними.

Стиль управления менеджера — это не личное дело руководителя в связи с тем, что он сказывается на деятельности всей системы, так как является формой реализации экономических социально-психологических отношений в процессе руководства коллективом. Поэтому стиль руководителя характеризуется как социальное явление. Кроме того, стиль руководителя постоянно анализируется, оценивается и воспринимается подчиненными и формирует определенную систему отношений на всех уровнях иерархии.

Оценками эффективного руководства являются — эффективность работы коллектива (производительность, качество, прибыль, новаторство) и такие психологические показатели, как удовлетворенность членов организации, наличие мотивации работников, авторитет руководителя, общие цели в коллективе.

Имеются две широко применяющиеся системы классификации стилей руководства. По традиционной системе классификации стиль может быть автократичным (одна крайность), демократическим и либеральным (другая крайность) или это будет стиль, сосредоточенный на работе, и стиль, сосредоточенный на человеке.

Авторитарное руководство характеризуется высокой степенью личной власти руководителя: руководитель определяет все стратегии группы, никаких полномочий группе не делегируется.

Для этого стиля руководства характерна централизация власти в руках одного руководителя, ставка на администрирование и ограничение контактов с подчиненными. Такой менеджер принимает решения единолично, не давая проявить инициативу подчиненным, он категоричен и основным содержанием его деятельности становятся приказы и команды.

Демократичное руководство характеризуется разделением власти и участием трудящихся в управлении. Ответственность не концентрируется, а распределяется.

Менеджер, использующий демократический стиль, стремиться как можно больше вопросов решать коллегиально, систематически информировать подчиненных о положении дел в коллективе, правильно реагировать на критику. В подготовке управленческих решений участвует весь коллектив.

Либеральное руководство характеризуется минимальным участием руководителя, группа имеет полную свободу принимать собственные решения.

Такой руководитель практически не вмешивается в работу коллектива, а работникам предоставлена полная самостоятельность. Он готов отменить ранее принятое им решение, если подчиненные приняли его негативно. Либералов отличает безынициативность, он пассивен при принятии управленческих решений.

Исследования эффективности этих стилей руководства, осуществленные К. Левиным, показали, что:

— авторитарное руководство обычно добивается выполнения наибольшего объема работ. При этом снижается мотивация и качество работ, растет агрессивность, тревожность сотрудников;

— демократическое руководство обеспечивает высокий и средний объем работ, сохраняя высокую мотивацию и качество продукции;

— либеральное руководство дает наименьший объем работ, низкое качество и неудовлетворенность сотрудников.

Не все исследования подтверждают выводы К. Левина, что авторитарное руководство дает выполнение большего объема работ, но это дало толчок творческому поиску оптимального стиля руководства.

Следует иметь в виду, что каждый из указанных стилей в «чистом виде» встречается очень редко. Руководитель должен стремиться использовать преимущества каждого стиля в зависимости от ситуации.

Американский ученый Р. Лайкерт сформулировал прогрессивную классификацию четырех систем стилей руководства, которые применяются в управлении организациями: эксплуататорская диктаторская, благожелательная диктаторская, консультативная, демократическая.

Р. Лайкерт был ярым поборником применения системы четвертого типа. Он был убежден в ее универсальности и возможности применения ее в любой организации. Он разработал специальные программы, помогающие организации перейти на демократический стиль руководства.

В своем продуманном подходе Р. Лайкерт учитывал и фактор времени, необходимого для организационных изменений. Переход от системы один к системе четыре может занять более четырех лет, отмечал он. Позднее он показал, что это является удачным распределением времени даже чисто с финансовой точки зрения и что краткосрочные достижения диктаторской (автократичной) системы управления могут оказаться препятствием в повышении производительности на более длительном отрезке времени. Так, организация, за один раз сэкономившая четверть миллиона долларов на снижении издержек производства, потеряла полмиллиона из-за текучести персонала и забастовок. Это был один из первых примеров неожиданных последствий сокращения производственных затрат.

Однако, несмотря на очевидные достоинства, теория стилей руководства не избежала серьезных критических замечаний. Одно из таких наиболее важных замечаний состоит в том, что шкала диктаторства — демократии измеряет лишь один из аспектов поведения лидера, и, выделяя этот параметр, упускается из виду ряд других важных аспектов, важнейшим из которых является приверженность идее и все, что с этим связано.

Выходные данные учебника:

Основы менеджмента. Чернышев М. А., Коротков Э. М., Солдатова И. Ю., проф. И. Ю. Солдатовой., Чернышева М. А., Под ред. проф. И. Ю. Солдатовой., Солдатовой И., Чернышов М.А. — ред.-сост., Изд.: ИТК «Дашков и К», НАУКА/ИНТЕРПЕРИОДИКА МАИК, Наука-Пресс 2006 г.

6. МОТИВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ И ФОРМИРОВАНИЕ СТИЛЯ РУКОВОДСТВА. Роль личности руководителя в организации совместной деятельности

Похожие главы из других работ:

Влияние стиля руководства на поведение работников

1. 3. Формирование эффективного стиля руководства

Различные рассмотренные ситуационные модели позволяют сделать вывод о необходимости гибкого подхода к руководству. Чтобы точно оценить ситуацию, руководитель должен хорошо представлять способности подчиненных, причину задачи, потребности…

Качество, недостатки и факторы преуспевания эффективного руководителя

1.2 Три стиля руководства

При работе с людьми руководители применяют разнообразные приемы. Частое применение тех или иных приемов формирует определенный стиль руководства, который в значительной степени зависит также от склада личности руководителя и от ситуации…

Комбинация моделей стилей управления в менеджменте организации

1. Понятие стиля руководства

Личностные, профессиональные и деловые качества менеджера на предприятии МП «ЖКХ» Красноармейского района

1.2 Факторы, влияющие на формирование стиля руководителя

Стиль работы руководителя определяет не только его деятельность, но и сказывается на всех сторонах деятельности системы и непосредственно на подчиненных. Формирование стиля руководства — сложный процесс…

Особенности либерального стиля руководства

3. Совершенствование стиля руководства

Совершенствование стиля управления реальная необходимость для каждого руководителя, которая реализуется через требовательность к себе, самокритичность…

Особенности организации труда руководителя

4.Управленческая позиция руководителя. Пути ее совершенствования. Стиль руководства. Особенности труда руководителя.

В структуре управленческой позиции руководителя (УПР) выде-ляются два главных компонента: власть и авторитет. Власть есть та-кая форма социальных отношений…

Особенности управленческой деятельности руководителя

2.3 Направления совершенствования управленческой деятельности (стиля управления) руководителя ООО «ОЛИМПИС»

Современное развитие общества показывает, что успешная деятельность организации во многом зависит от умелого и грамотного руководителя. В свою очередь необходимо помнить…

Понятие лидерства в управлении организацией

2.1 Три стиля руководства К. Левина

Ученый-бихевиорист Курт Левин эмигрировал из Германии в США перед началом Второй мировой войны. Он создал теорию трех стилей руководства, желая доказать эффективность демократического стиля руководства по отношению к авторитарному. К…

Роль личности руководителя в организации совместной деятельности

5. СООТНОШЕНИЕ ЛИЧНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ И СТИЛЯ РУКОВОДСТВА КОЛЛЕКТИВОМ

В настоящее время наибольшее распространение получили две основные очки зрения: на соотношение личности руководителя и стиля руководства коллективом…

Руководитель и стиль управления

3. Формирование стиля руководства

Формируя индивидуальный стиль руководства, каждый руководитель должен исходить из того, что ни один из общих стилей не является оптимальным. Оптимален лишь динамичный стиль, меняющихся сообразно изменению ситуации и объектов руководства…

Руководитель и стиль управления

формирование стиля руководства

Формируя индивидуальный стиль руководства, I каждый руководитель должен исходить из того, что ни один из общих стилей не является оптимальным. Оптимален лишь динамичный стиль, меняющихся…

Стили руководства в менеджменте

1 Понятие стиля деятельности руководителя

Каждый руководитель в управленческой деятельности выполняет служебные обязанности в определенном, свойственном только ему стиле работы. Честерфилд говорил, что «стиль — одежда мысли», а Бюффон утверждал даже, что «стиль — это сам человек»…

Стиль деятельности руководителя

5. Социально-психологические особенности руководителя. Понятие «стиля руководства»

Выявлено три наиболее часто встречающихся стиля руководства: авторитарный, или автократический, демократический и либеральный, хотя на практике не часто встречаются руководители, придерживающиеся исключительно того или иного стиля…

Стиль руководства и организация труда предпринимателя

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТИЛЯ РУКОВОДСТВА И ЕГО РОЛИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Стиль руководства и организация труда предпринимателя

1.1 Сущность стиля руководства и роль руководителя в деятельности предприятия

Стиль руководства — способ обращения руководителей с подчиненными в процессе исполнения служебных обязанностей. Любая управленческая деятельность имеет как объективную, так и субъективную основу [2, c. 44]. Руководитель…

Стили управления — презентация онлайн

1. Тема: Стили управления

1. Понятие стиля управления
2. Выбор стиля управления

2. 1. Понятие стиля управления

Руководитель на всех уровнях системы
управления организацией выступает как
ведущее лицо, поскольку именно он
определяет целенаправленность работы
коллектива, подбор кадров,
психологический климат и другие аспекты
деятельности предприятия.
Руководитель является ведущим и
организатором в системе управления.
Управление деятельностью групп и
коллективов осуществляется в форме
руководства и лидерства.
Эти две формы управления имеют
определенное сходство.
Управление можно определить как
умственный и физический процесс, который
приводит к тому, что подчиненные
выполняют предписанные им официальные
поручения и решают определенные задачи.
Лидерство же, наоборот, является
процессом, с помощью которого одно лицо
оказывает влияние на членов группы

5. Руководство

способность оказывать влияние на
отдельных лиц и группы, побуждая их
работать на достижение целей
организации.
Одной из важнейших характеристик
деятельности руководителя является стиль
управления.

6. 2. Выбор стиля управления

Стиль управления — представляет собой
манеру поведения руководителя по
отношению к подчиненным, позволяющая
влиять на них и заставлять делать то, что в
данный момент нужно.
Стили управления складываются под
влиянием конкретных условий и
обстоятельств.

7. Поведенческий подход

Поведенческий подход создал основу для
классификации стилей руководства или
стилей поведения.
Согласно поведенческому подходу к
лидерству, эффективность определяется не
личными качествами руководителя, а
скорее его манерой поведения по
отношению к подчиненным.

8. Ситуационный подход

Аналогично тому, как разные ситуации
требуют различных организационных
структур, так должны выбираться и
различные способы руководства — в
зависимости от характера конкретной
ситуации.
Это означает, что руководитель-лидер
должен уметь вести себя по-разному в
различных ситуациях.
Одной из наиболее распространенных теорий
лидерства является теория лидерства К.
Левина (1938 г.) Она выделяет три стиля
лидерства:
авторитарный стиль
демократический стиль
либеральный стиль

10. Авторитарный стиль

Авторитарный стиль
может быть эффективным при решении
однообразных, рутинных задач.
Этот стиль вполне оправдано применяется в
случае большого разрыва в уровне
образования и компетентности
руководителя и подчиненных, а также
ориентации их преимущественно на
материальную систему мотивации.

11. Эффективное использование авторитарного стиля требует от руководителя:

♦ высокой ответственности
♦ строго самоконтроля
♦ широкого предвидения
♦ развитой способности принятия решений
♦ хороших организаторских качеств, способности
проводить решения в жизнь.

12. Сильные стороны авторитарного стиля

делает возможным быстрое принятие
решений и мобилизацию сотрудников на их
осуществление
позволяет быстрее стабилизировать
ситуацию в не сложившихся, конфликтных
группах.

13. Недостатки авторитарного стиля

ограничение возможностей мотивации,
самостоятельности и развития подчиненных
опасность принятия ошибочных решений
из-за субъективизма или чрезмерной
перегруженности руководителя

14. Демократический стиль

При этом стиле руководства произведенная
активность формируется в результате
взаимодействия руководителя и подчиненных.
Этот стиль может эффективно использоваться при
решении задач творческого содержания.
Он предполагает близость образовательного
уровня начальника и подчиненных, а также
преимущественно нематериальную
мотивационную структуру сотрудников.

15. Требования предъявляемые к руководителю при демократическом стиле

♦ открытость
♦ доверие к сотрудникам
♦ отказ от личных привилегий
♦ способность и желание делегировать
полномочия
♦ невмешательство в выполнение текущих
заданий, контроль через официальные инстанции
♦ контроль по результатам
♦ обоснование перед сотрудниками фактов
единоличного принятия решений.

16. Преимущества демократического стиля

принятие квалифицированных решениях
высокая мотивация сотрудников
разгрузка руководителя
участие сотрудников в принятии решений
способствует развитию сотрудников

17. Недостатки демократического стиля

замедляет процесс принятия решений

18. Либеральный стиль

характеризуется минимальным участием
руководителя в управлении, персонал имеет
полную свободу принимать самостоятельные
решения по основным направлениям
производственной деятельности организации
Этот стиль управления опирается на высокую
сознательность, преданность общему делу и
творческую инициативу всего персонала, хотя
управлять таким коллективом — задача не из легких.
Руководитель–либерал должен мастерски владеть
принципом делегирования полномочий,
поддерживать добрые отношения с
неформальными лидерами, уметь корректно
ставить задачи и определять основные
направления деятельности, координировать
взаимодействие сотрудников для достижения
общих целей.

20. Попустительский стиль управления

Попустительский стиль управления
При этом стиле управления руководитель
проявляет очень мало заботы как о достижение
целей организации, так и о создании
благоприятного социально-психологического
климата в коллективе.
Фактически руководитель устраняется от работы,
пускает все на самотек и просто проводит время,
передавая информацию от вышестоящих
руководителей подчиненным и наоборот.

21. Смешанный стиль

характерен для руководителей, которые
проявляют в равной мере заботу как о
достижении высоких производственных
результатов, так и о подчиненных.
Такие руководители добиваются средних
результатов по всем направлениям.

Стили управления / Открытый урок

Задачи урока:

  • обучающие – сформировать представление о стилях управления и факторах их формирования, закрепить понятие власть и влияние, формы власти, средства влияния.
  • развивающие – способствовать развитию умений сравнивать, обобщать, анализировать, выделять главное, умение четко, кратко излагать мысли.
  • воспитывающие – способствовать воспитанию умения слушать товарища, работать в коллективе.
Оборудование: комплект дидактических материалов, фломастеры, ватман.

Один из древнегреческих правителей, прослышав о том, что диктатор Сиракуз успешно правит городом, послал к нему для учебы своего сына. Узнав о цели визита, диктатор предложил юноше прогуляться. Во время прогулки он не проронил ни слова, а только сбивал своим посохом все травинки, которые поднимались выше других. По возвращении во дворец диктатор заявил о том, что он всё рассказал, и юноша может возвратиться к отцу. Так история донесла до нас один из первых стилей руководства, применяемый порой и сегодня.

Вопрос о том, как эффективно руководить, стоял перед человеком давно. Тема нашего урока «Стили управления».

Что Вы хотите узнать по этому вопросу? (студенты записывают на доске).

Для чего нам нужно изучать эту тему? Где Вы сталкивались со стилем руководства? Где Вы столкнетесь со стилем руководства?

Итак, действительно эта тема актуальна.

1-й вопрос: Понятие и характеристика основных стилей управления.

2-й вопрос Формирование стиля руководства.

3-й вопрос Характеристика руководителя, умеющего влиять на людей.

Кто заметил небольшую неточность в формулировках? Правильно. Стиль руководства и стиль управления. Как Вы считаете, это равноценные по смыслу понятия или нет?

Во-первых,Вспоминайте определение менеджмент => руководство. А что нам говорит о понятиях МЕНЕДЖМЕНТ и УПРАВЛЕНИЕ классическая школа науки управления? А в России, какой знак (больше, меньше или равно) ставят между этими понятиями?

Да. Правильно. И мы будем отождествлять эти понятия, => стиль руководства приравниваем к стилю управления.

Итак, слово стиль – греческого происхождения. Первоначально оно означало стержень для написания на восковой доске, а позднее употреблялось в значении «почерк». Отсюда стиль руководства – это своего рода почерк в действиях менеджера.

В разных источниках вы можете встретить разную трактовку и формулировку стиля руководства (управления). Эти неточность связаны с тем, что вся литература по менеджменту переводная. Обращаемся к раздаточному материалу.

Стиль руководства – это относительно устойчивая система способов, методов и форм практической деятельности менеджера.

Стиль управления – манера и способ поведения менеджера в процессе подготовки и реализации управленческих решений.

Т.е. суть одна и та же, но первое определение дано с точки зрения технологии этой деятельности, а второе – психологический аспект этой деятельности, => суммируя всё это, мы получаем следующее определение:

Стиль руководства – устойчивая система способов, методов и форм практической деятельности менеджера, а также комплекс его индивидуальных черт, проявляющихся в отношениях с подчиненными.

Всем ли понятны эти определения?

Переводя на обывательский язык, это методы управления людьми + личностные характеристики управляющего и управляемого.

Стиль управления оказывает существенное влияние на эффективность организации производства и руководства людьми.

Впервые вопрос о стилях руководства был рассмотрен Куртом Левиным в 30-х годах 20-го века. Он выделил:

— авторитарный;
— демократический;
— либеральный.

Объектом изучения Левина были 10-летние мальчики, которые были разделены на несколько групп, каждая группа составляла команду, во главе которой стоял взрослый руководитель, исповедующий автократический (авторитарный), демократический или либеральный стили руководства.

Прослушайте краткую характеристику стилей руководства (характеристики представлены на доске).

Ответьте на вопросы:

— Кто отдал предпочтение авторитарному стилю?

— Кто отдал предпочтение демократическому стилю?

— Кто отдал предпочтение либеральному стилю?

— Кто не выбрал для себя стиль?

Хорошо!

Автократы – 1-я группа.

Демократы – 2-я группа.

Либералы – 3-я группа.

Сомневающиеся – 4-я группа.

Вот и определились группы. Мы поработаем в микрогруппах.

Для объективной оценки работы каждого будем использовать оценочный лист. Оценивается: сообразительность, активность, выдвижение идей, креативность, исполнительность. Критерии оценки по пяти бальной системе.

Вам 10 секунд для назначения руководителя группы, он же заполняет оценочный лист.

Внимание! Ваша задача убедить, что ваш стиль лучше. Если представители сомневающихся перейдут на вашу сторону, а может быть и представители других групп поменяют свое мнение, то вы победили. Убеждение, влияние – строится на следующих заданиях:

Задание №1. Внимательно изучить представленную характеристику Вашего стиля и записать 5 основных личностных характеристик этого руководства.

Сомневающиеся изучают и пишут 5 характеристик руководителя, важных для них. Время выполнения –5-6 минут.

Представьте свои характеристики. Сомневающиеся – сравнивайте.

Задание №2. На основе своих характеристик и раздаточного материала нарисовать портрет-шарж руководителя своего стиля и записать методы, которыми он руководит (на ваш взгляд).

Время выполнения 7 минут. Сомневающиеся рисуют своего руководителя. Представьте свои портреты и озвучьте методы.

Задание №3. Используя жесты, мимику, пантомиму, изобразите, как руководитель вашего стиля отдает распоряжение. Время 1 минута.

Задание №4. Определить “+” и “-”стороны вашего стиля. Сомневающиеся пишут “+” и “-” стороны желательного для них стиля. Время 7минут. Представьте свои характеристики сомневающимся. Сравните.

Сомневающиеся всё это время сравнивали, думали, анализировали. Ваше решение – сомневающиеся. Какой из представленных стилей Вам более близок? К какой группе Вам бы хотелось примкнуть? Переходите в эту группу.

Сколько человек в А. стиль? Аргумент.
Сколько человек в Д. стиль? Аргумент.
Сколько человек в Л. стиль? Аргумент.

В раздел “примечание” поставьте по одной звезде за перешедшего к вам сомневающегося.

И всё-таки, какой стиль оптимальнее?

Эффективность избранного менеджером стиля руководства оценивается конечными результатами работы коллектива, состоянием его социально-психологического климата. Демократический. Сталин яркий автократ.

Максим Горький, “Фома Гордеев”: “…дело зверь живой и сильный, править им умеючи, взнуздывать надо крепко, а то оно тебя одолеет.…Старайся стоять выше дела… так поставить себя, чтоб всё оно у тебя под ногами, чтобы гвоздик в нем – виден был тебе…”

Это какой стиль? Авторитарный. Хотя о такой трактовке из уст Горького…

Адам Смит придерживался мнения, что для того, чтобы поднять государство с самой низкой ступени варварства до высшей ступени благосостояния, нужны лишь мир, легкие налоги и терпимость в управлении; всё остальное сделает естественный ход вещей. Т.е. Смит ратовал за либеральный стиль.

В жизни трудно встретить представителей этих типов в “чистом” виде. Слишком сложна натура человека, чтобы его можно было подогнать под определенную мерку. Тем не менее, каждый руководитель тяготеет к тому или иному стилю работы. Оптимальным сам по себе не может быть ни один из основных или даже промежуточных стилей руководства.

Вывод: Стиль работы должен быть динамичным, меняющимся в зависимости от ситуаций и объектов руководства (либеральный – искусство, авторитарный – армия). Поэтому умение руководить – умение владеть разными стилями, менять стили руководства, вырабатывать индивидуальный стиль. Эффективным руководителем считается тот менеджер, который способен определить и принять тип руководства, наиболее полно отвечающий политике компании, ее общим задачам, традиционному стилю и ценностям, масштабу, структуре и методам работы.

А сейчас подводим итоги: Ответили ли мы на некоторые из Ваших вопросов? (спросим тех, кто задавал вопросы)

  1. Стиль руководства и стиль управления?
  2. Кто выделил основные стили управления?
  3. Какие стили были выделены?
  4. Какой стиль наиболее актуален?
  5. Каким стилем руководства вы будете пользоваться в вашей дальнейшей деятельности (учитель начальных классов и воспитатель).

Ответственные заполняли оценочный лист. Продиктуйте оценки и сдайте мне оценочный лист.

Мне понравилось, как вы сегодня работали. Вы проявили свою индивидуальность, применили творческое мышление.

Спасибо за внимание, всего доброго.

 

Приложение

Авторитарный стиль управления

Для этого стиля характерно следующее:

  • власть в руках одного руководителя;
  • ставка на администрирование и ограниченные контакты с подчиненными;
  • пресечение инициативы у подчиненных;
  • резкость в общении с людьми;
  • стереотипность мышления;
  • непринятие инноваций;
  • напряженность обстановки в коллективе.

 

Демократический стиль управления

Для этого стиля характерно:

  • стремление руководителя как можно больше вопросов решать коллективно;
  • систематическое информирование о положении дел в коллективе;
  • доброжелательное отношение к критике со стороны коллектива;
  • вежливое отношение с подчиненными;
  • доверие к людям;
  • требовательность и справедливость.

 

Либеральный стиль управления

Для этого стиля характерно следующее:

  • руководитель практически не вмешивается в деятельность коллектива;
  • полная самостоятельность  действий коллектива;
  • возможность индивидуального и коллективного творчества;
  • вежливость, мягкость в общении руководителя с подчиненными;
  • руководитель безынициативен, бездумно исполняет указания вышестоящих органов управления.
Характеристика стилей управления

Параметры взаимодействия руководителя с подчиненными

Стили управления

Авторитарный

Демократический

Либеральный

Смешанный

Методы принятия решений

Единолично решает вопросы

Перед принятием решения советуется с подчиненными

Ждет указаний от руководства или решений совещаний

Поступает единолично или коллегиально в решении ситуации

Способы доведения решения до исполнителей

Приказывает, распоряжается, командует

Предлагает, просит

Просит, упрашивает

Исходя из ситуации, приказывает, предлагает, согласовывает

Распределение ответственности

Берет на себя или перекладывает на подчиненных

Распределяет в соответствии с переданными полномочиями

Снимает с себя всякую ответственность

Чаще всего распределяет ответственность между собой и подчиненными

Отношение к инициативе

Подавляет полностью

Поощряет, использует в интересных делах

Отдает инициативу в руки подчиненных

Подавляет, когда уверен в правоте, поощряет, если нужно коллегиальное решение

Отношение к подбору кадров

Боится квалифицированных работников, старается от них избавиться

Подбирает деловых, грамотных работников

Подбором кадров не занимается

Нерегулярно, без четкой системы занимается подбором кадров

Отношение к недостатку знаний

«Все знает и умеет», редко повышает квалификацию

Постоянно повышает свою квалификацию, учитывает критику

Пополняет свои знания и поощряет это среди подчиненных

Старается быть в курсе современных проблем, периодически повышает квалификацию

Стиль общения

Держит дистанцию, не общителен

Дружески настроен, любит общение

Вступает в контакт с подчиненными только по их инициативе

Чаще всего зависит от темперамента, преимущественно коммуникабельный

Характер отношений с подчиненными

Жесткий, диктуется настроением

Ровная манера поведения, постоянный самоконтроль

Мягок, покладист

Преимущественно доброжелательный

Отношение к дисциплине

Приверженец формальной, жесткой дисциплины и строго распорядка

Сторонник разумной дисциплины, осуществляет дифференцированный подход к людям

Не требует соблюдения формальной дисциплины, терпим к нарушениям

Поддерживает формальную дисциплину, хотя иногда «покрывает нарушения»

Отношение к моральному воздействию на подчиненных

Считает наказание основным методом стимулирования, поощряет редко – по большим праздникам и только избранных

Использует различные виды вознаграждения и наказания

Чаще всего использует вознаграждение

В зависимости от ситуации и уровня подчиненных применяет разные способы

 

Как использовать стратегию достижения концепции

Дайте мне 5 минут, и вы получите новую стратегию обучения.

Предположим, вы учитель рисования. На этой неделе вы хотите познакомить своих учеников с импрессионизмом, стилем живописи, который используют такие художники, как Моне и Ренуар. Теперь вы, , могли бы просто дать им имя стиля и определение, а затем показать несколько примеров.

ИЛИ !!!

Используя стратегию под названием «Достижение концепции», вы можете изменить этот порядок.Вместо того, чтобы давать любую терминологию или любое определение типа , вы можете просто сказать студентам, что собираетесь изучать новый стиль. Чтобы изучить стиль, вы покажете им картины, в которых используется этот стиль, и картины, в которых нет — примеры «да» и «нет». Их работа будет заключаться в том, чтобы составить список характеристик, которые, по их мнению, определяют стиль.

Вы начинаете с этого первого Да Пример:

Затем , пример:

За ним следует еще Да Пример:

Затем еще :

Изучая примеры, учащиеся работают над определением или списком характеристик, общих для всех примеров «Да».Как только они это сделают, вы дадите им еще несколько «Да» примеров для проверки и уточнения их списка. В конечном итоге студенты приходят к тщательно продуманному определению импрессионизма — такому определению, которое останется с ними намного дольше, чем если бы вы просто дали им его с самого начала.

Для более подробного ознакомления с тем, как работает концептуальное достижение, я предлагаю вам видео-демонстрацию:


В этом разделе содержатся партнерские ссылки Amazon.Я получаю небольшую комиссию за книги или другие продукты, которые вы покупаете, переходя по ссылкам на них с этого сайта, без каких-либо дополнительных затрат для вас. Спасибо за поддержку!


Впервые я изучил эту стратегию в книге Сильвер, Стронг и Перини 2007 года «Учитель стратегии: выбор правильной стратегии, основанной на исследованиях для каждого урока». В своей главе о достижении концепций авторы объясняют, что причина, по которой эта стратегия приводит к глубокому пониманию, заключается в том, что она работает с тем, как люди инстинктивно учатся.Когда мы познаем мир, мы естественным образом организуем вещи по категориям на основе общих атрибутов. Концептуальное достижение структурировано таким же образом.

В своей книге 2001 года «Классная инструкция, которая работает» Марцано, Пикеринг и Поллок определили девять аудиторных практик, которые привели к наиболее значительным успехам в обучении учащихся. Эта стратегия использует два из этого списка: для выявления сходства и различий (который был в верхней части списка) и для создания и проверки гипотез .

Мне нравится эта стратегия, потому что она действительно вовлекает студентов в собственное обучение. Вместо того, чтобы просто доносить до них информацию, вы помогаете им открывать ее самостоятельно. Кроме того, это увлекательно — загадка, которую нужно разгадать! — что гораздо больше привлекает студентов, чем простая доставка информации. Наконец, довольно легко отказаться от того, что вы уже делаете: определение, затем примеры, становится примеров, затем определение , а затем, может быть, небольшая лекция, чтобы закрепить ситуацию.

Концептуальное достижение можно использовать практически в любой предметной области и на любом уровне обучения. Я мог видеть это в корпоративном обучении, в коучинге, даже когда учили дошкольника мыть руки ( «Мы собираемся придумать некоторые правила для мытья рук. Посмотрите, как эти пятеро детей моют руки. Эти трое делают это. правильно, эти двое — нет. Как вы думаете, есть правила? »)

Если вы использовали стратегию и у вас есть дополнительная информация, варианты, советы по ее правильному выполнению или даже исправление того, как я представляю ее здесь, расскажите нам об этом в разделе комментариев ниже.

Надеюсь, это добавит что-то новое и отличное в ваш репертуар! ♦

Нравится то, что вы уже видели?
Если бы этот поговорил с вами, я был бы рад, если бы вы вернулись и попросили еще. Присоединяйтесь к моему списку рассылки и еженедельно получайте советы, инструменты и вдохновение — в быстрых, компактных пакетах — и все это направлено на то, чтобы сделать ваше обучение более эффективным и радостным. В качестве благодарности я пришлю вам бесплатную копию моего нового электронного буклета 20 способов сократить время успеваемости вдвое .Я с нетерпением жду возможности познакомиться с вами поближе!

стилей и тем Android с примерами

В android стилей и тем используются для изменения внешнего вида представлений и внешнего вида приложения в соответствии с нашими требованиями. Используя стилей и тем, мы можем уменьшить дублирование кода и сделать наше приложение легким и отзывчивым.

Как правило, стиль представляет собой комбинацию нескольких атрибутов, таких как цвет фона, цвет шрифта, размер шрифта, стиль шрифта, высота, ширина, отступы, поля и т. Д.и он используется для изменения внешнего вида View или окна.

В Android стиль определен в отдельном файле ресурсов XML, и мы можем использовать этот определенный стиль для представлений в XML, которые определяют макет. Стили в Android похожи на стили CSS в веб-дизайне.

Ниже приведен пример определения элемента управления TextView с обязательными атрибутами стиля в файле макета XML.

android: id = «@ + id / txtResult»
android: layout_width = «wrap_content»
android: layout_height = «wrap_content»
android: textColor = «# 86AD33»
android: textSize = «20dp»
android : textStyle = «bold» />

Если вы заметили приведенный выше фрагмент кода, мы определили элемент управления TextView с необходимыми атрибутами стиля непосредственно в файле макета XML.

Предположим, что если мы используем одинаковые или похожие стили TextView в нескольких местах нашего приложения, то дублирование кода будет увеличиваться, и в будущем, если мы хотим изменить стиль нашего приложения, нам нужно будет обновить один и тот же стиль во всех местах. и это трудоемкий процесс.

Мы можем решить эту проблему, определив стиль для конкретного представления и используя один и тот же стиль во всех местах, где это требуется в нашем приложении.

Если мы используем атрибут стиля , мы можем переместить все атрибуты стиля, связанные с конкретным представлением, в отдельный файл ресурсов XML и сослаться на этот файл в макете XML, как показано ниже

android: id = «@ + id / txtResult»
/>

Если вы заметили приведенный выше фрагмент кода, мы удалили все атрибуты стиля из макета XML и переместили эти атрибуты в определение стиля под названием TextviewStyle . В следующих разделах мы увидим определение атрибута TextviewStyle .

В Android тема — это стиль , который применяется ко всему действию или приложению, а не к отдельному представлению, как упомянуто выше. Когда мы применили стиль в качестве темы , представления в действии или приложении применяются ко всем поддерживаемым атрибутам стиля. Например. Если мы применим TextviewStyle в качестве темы для действия, то текст всех представлений в действии будет отображаться в одном стиле.

Проще говоря, если мы используем запись из файла ресурсов для стилизации представления, то мы можем назвать это стилем .В случае, если мы используем запись из файла ресурсов для стилизации действия или приложения, мы можем назвать это темой .

Определение стилей Android

Как мы уже обсуждали, нам нужно определить стиль в отдельном файле ресурсов XML и использовать этот определенный стиль для представлений в XML, который определяет макет.

Чтобы определить набор стилей, нам нужно создать новый XML-файл в каталоге / res / values ​​ нашего проекта, а корневой узел XML-файла должен быть .

Чтобы создать стиль в XML-файле, нам нужно выполнить следующие шаги.

  • Нам нужно добавить элемент

    Если вы заметили приведенный выше фрагмент кода, мы создали стиль « TextviewStyle » со всеми необходимыми атрибутами стиля, и мы можем использовать один и тот же стиль для нескольких представлений вместо того, чтобы писать один и тот же код несколько раз.

    Android Применение стиля для просмотра

    Когда мы закончили создание стиля, мы можем использовать его для представлений, которые определены в файле макета XML с атрибутом стиля .

    Ниже приведен пример установки стиля для представлений в макете XML.

    android: id = "@ + id / txtResult"
    android: layout_width = "wrap_content"
    android: layout_height = "wrap_content"

    android: text = "Добро пожаловать в Тутлейн" />

    Если вы заметили приведенный выше фрагмент кода, стиль ( TextviewStyle ), какой бы мы ни определили в XML, применяется к элементу управления TextView с помощью атрибута style, и мы можем использовать тот же стиль для других TextView , также в зависимости от наших требований.

    Наследование стиля Android

    В android, используя родительский атрибут в элементе

    Если вы заметили приведенный выше фрагмент кода, мы наследуем встроенный стиль платформы Widget.TextView , используя родительский атрибут в элементе

    Если вы заметили приведенный выше фрагмент кода, мы не использовали какой-либо родительский атрибут в теге

    Стиль TextviewStyle.Blue.Background унаследует свойства стилей TextviewStyle и TextviewStyle.Blue и добавит новый атрибут android: background .

    Темы, определяющие Android

    В Android тема - это стиль , который применяется ко всему действию или приложению, а не к отдельному представлению, как упомянуто выше. Когда мы применили стиль в качестве темы , представления в действии или приложении применяются ко всем поддерживаемым атрибутам стиля. Например. Если мы применим TextviewStyle в качестве темы для действия, то текст всех представлений в действии будет отображаться в одном стиле.

    Ниже приведен пример определения темы в приложении для Android.

    # b0b0ff

    Приведенный выше код переопределяет свойства windowBackground и colorBackground темы .Тема AppCompat.Light .

    Чтобы установить тему для определенного действия, откройте файл AndroidManifest.xml и напишите код, как показано ниже

    В случае, если мы хотим установить тему для всех действий в приложении Android, откройте файл AndroidManifest.xml и напишите код, как показано ниже.

    Цветовая палитра стиля Android

    В Android мы можем настроить основные цвета темы приложения в соответствии с нашими требованиями.

    Ниже приведен пример базового материального дизайна в приложении для Android.

    Как правило, вышеуказанный макет определен в файле styles.xml , как показано ниже, и находится в папке res / values ​​.

    Мы можем настроить основные цвета темы приложения в соответствии с нашими требованиями.Теперь посмотрим, как использовать эти стили и темы в приложениях для Android на примерах.

    Пример стилей и тем Android

    Ниже приведен пример определения пользовательского стиля для элементов управления в LinearLayout для применения различных стилей для элементов управления в приложении Android.

    Создайте новое приложение для Android с помощью студии Android и дайте ему имена как StylesThemesExample . Если вы не знаете, как создать приложение в студии Android, прочтите эту статью Приложение Android Hello World.

    Теперь нам нужно определить наши стили в файле styles.xml , для этого откройте файл styles.xml из папки \ res \ values ​​ и напишите код, как показано ниже.

    styles.xml

    <ресурсы>




    добро пожаловать в Тутлейн

    Если вы заметили приведенный выше код, мы определили два стиля ( TextViewStyle , ButtonStyle ), и мы можем применить эти стили для требуемых элементов управления в приложении Android.

    Теперь откройте файл activity_main.xml по пути \ res \ layout и напишите код, как показано ниже

    activity_main.xml


    android: layout_width = "match_parent"
    android: layout_height = "match_parent"
    android: Ориентация = "vertical">
    android: id = "@ + id / TextView1"
    android: layout_width = "wrap_content"
    android: layout_height = "wrap_content"
    android : layout_marginLeft = "100dp"
    android: layout_marginTop = "200dp"
    android: textColor = "# 00ADEF"
    android: textSize = "15dp"
    android: text = "@ string / wlcmsg" />
    android: id = "@ + id / TextView2"

    android: text = "Добро пожаловать в Тутлейн" />

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *